Требования к рабочим программам по ФГОС

В статье рассмотрены новые требования к рабочим программам, структура и положение о рабочей программе с изменениями на 2017-2018 г.

Требования к рабочим программам призваны повысить эффективность работы педагогов при достижении запланированных образовательных результатов учащихся с учетом их интересов и возможностей. При составлении программ важно принимать во внимание все изменения в требованиях, которые были внесены для совершенствования образовательного процесса.

ФГОС среднего общего образования был изменен Минобрнауки на основе приказа от 29.06.2017 № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» (приказ № 613). В ФКГОС вносились изменения на основе приказа от 07.06.2017 № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ № 506).

В ч. II ФКГОС, разделе «Общие положения» описаны предметы, по которым действуют требования ФКГОС. Для любого профиля школьники на базовом уровне обязательно изучают русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю, физическую культуру, астрономию. Кроме того, ученики изучают интегрированные курсы по обществознанию, в том числе право, экономику, естествознание. Скачать таблицу отличий ФГОС общего образования от ФКГОС в подходах к разработке учебного плана

Структура рабочей программы по ФГОС на 2017-2018 учебный год

Согласно ФГОС, учебный план содержит основную часть и часть, которая формируется учениками, родителями и педагогами. К учебному плану прилагается пояснительная записка, в которой отражается:

    краткая характеристика обеих частей учебного плана;

    формы промежуточной аттестации учеников;

    подходы, которые используются для реализации индивидуальных потребностей детей;

    аннотации учебников и учебно-методических комплектов;

    применяемые в образовательной деятельности педагогические методы и технологии.

В основной части описывается краткая характеристика дисциплин, курсов по всем обязательным предметным областям, состав учебных предметов, которые выделяются из предметных областей, а также учебное время, в течение которого планируется их изучение.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, указывается состав дисциплин и курсов, которые отражают потребностей детей и родителей, а также определяется время на их изучение.

Структура учебного плана по ФКГОС основывается на тех же принципах:

    определяется обязательный для освоения федеральный компонент;

    предусматривается вариативность обучения, что реализуется через региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

При этом определяется следующее соотношение между федеральным, региональным (национально-региональным) и компонентом образовательного учреждения:

    на федеральный компонент отводится не менее 75% нормативного времени, которое закладывается для освоения образовательных программ общего образования;

    на региональный (национально-региональный) – не менее 10%;

    на компонент образовательного учреждения – не менее 10%.

В пояснительной записке также указывается характеристика учебных предметов, формы промежуточной аттестации и пр.

Региональный и компонент образовательного учреждения являются наиболее специфичными элементами учебного плана по ФКГОС. В базисном учебном плане прописываются конкретные рекомендации относительно содержания этих структурных частей документа. Так, в разрезе организации предпрофильной подготовки в 9 классе вводится изучение дисциплин краеведческой направленности.

    для увеличения количества учебных часов, отведенных на изучение отдельных предметов обязательной части;

    введение специальных курсов, на которых реализовываются потребности детей и родителей, в том числе по этнокультурным дисциплинам;

    для других видов воспитательной, учебной, спортивной и пр. деятельности учеников.

    углубленного изучения предметов; введения новых предметов, образовательных модулей, факультативных занятий, практикумов, спецкурсов;

    организации групповых и индивидуальных занятий;

    разработки и внедрения индивидуальных образовательных программ;

    организации самостоятельной работы учеников в библиотеках, лабораториях, музеях.

Согласно требованиям ФГОС, образовательным учреждениям следует делать рабочие программы частью школьной документации. Эти документы составляются на основе примерной программы курса, стандартов ФГОС, а также рекомендованного Минобрнауки РФ комплекта учебников. Также следует принимать во внимание учебный план школы и положение ОУ. Допустимо вносить изменения в примерную программу или составлять авторскую.

Документ включает такие составляющие:

    титульный лист с наименованием образовательного учреждения, названием предмета, класса, должности и ФИО автора, его квалификационной категории и срока, на который рассчитана программа;

    сетка календарно-тематического планирования включает наименование, количество часов, темы разделов, формы занятий по темам.

Согласно ч. 10 ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ федеральные госорганы, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления не могут изменять учебный план и график образовательных организаций.

Требования к рабочим программам в 2017-2018 году должны обязательно учитываться при составлении документа. Согласно СанПиНа 2.4.2.2821–10, образовательная недельная нагрузка должна быть равномерно распределена по времени, при составлении расписания предметы гуманитарного профиля следует чередовать с естественно-математическими.

Максимальный объем аудиторной нагрузки и общий объем не должны превышать требования, которые установлены в табл. № 3 СанПиН 2.4.2.2821–10. Требования о максимально допустимой недельной нагрузке касаются только аудиторной нагрузки.

В рабочей программе конкретизируется содержание учебного предмета или внеурочного курса в соответствии с целями ООП, частью которого она и является. Программу разрабатывает учитель, а регламент ее разработки и утверждения регулируется локальным нормативным актом под названием Положение о рабочей программе. В этот документ включается:

    реализуемые к объему содержания рабочих программ подходы;

    структура программы с учетом требований ФГОС общего образования (по уровням), которые уточняются согласно целям ООП, уровня методического обеспечения, инновационной практикой педагогов и пр.;

    сроки разработки и порядок согласования программ; подходы к определению периода, на который разрабатываются программы;

    порядок внесения изменений в рабочие программы.

Требования к рабочим программам с учетом нового закона об образовании предполагают, что педагоги будут избегать прямого копирования примерных программ, будут как можно больше учитывать индивидуальные особенности детей, используемые методы обучения, а также роль предмета в достижении общих образовательных результатов.

Рабочие программы утверждаются приказом руководителя, их перечень включается в содержательный раздел ООП. Аннотации к рабочим программам приводятся в приложении к ООП и на официальном сайте. Это указывается в Требованиях к структуре официального сайта образовательного учреждения, которые утверждены приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. № 785. При внесении изменений в рабочие программы это утверждается приказом о внесении изменений в ООП.

Особенность учебного плана на 2017–2018 годы

Действующие на сегодняшний день требования к рабочим программам по ФГОС 2017-2018 установлены приказом Минобрнауки. Согласно приказу, программы должны быть максимально упрощенными, рабочими документами. С учителя следует снять часть административной нагрузки, которая необходима для подготовки программы. При этом педагог получил право отступать от рекомендуемых программ, использовать новые стандарты оценки знаний и обучения.

Ранее существовало 8 обязательных пунктов, которые должны отражаться в программе. Сейчас их осталось три для урочной деятельности:

    запланированные результаты;

    разбивка курса по отдельным темам и указание часов, необходимых для их усвоения.

В итоге должен получить менее объемный документ, который не только снимет нагрузку с педагога, но и повысит эффективность образовательного процесса.

Для внеурочной деятельности обязательными элементами будут:

    способы изучения обучающимися;

    формы проведения занятий;

    планируемые результаты;

    тематическое планирование.

Когда программа разработана, администрация школы проверяет ее и включает в учебный процесс. Вносятся изменения в перечень учебников, если в этом возникает необходимость. Документы должны утверждаться не позднее 31 августа. В течение года в программу могут вноситься корректировки относительно особенностей и периодов изучения разделов.

Согласно новым стандартам, учителя не ограничиваются классическими видами занятий. Рекомендуется использовать аудио- и видеоматериалы, фронтальные методы работы, наглядные пособия и пр. При оценке учитываются не только предметные, но метапредметные и личностные знания.

Разработка учебных планов профилей по ФГОС среднего общего образования

Образовательная организация, переходящая на ФГОС среднего общего образования, берет за основу учебные планы из примерной ООП. Они отражают перечень, трудоемкость, распределение по времени и последовательность учебных предметов, внеурочных курсов. Под профилем понимают способ организации образовательного процесса для старшеклассников, который учитывает их интересы и возможности.

Учебный план профиля включает:

    обязательные предметы;

    предметы для изучения на базовом уровне из каждой предметной области;

    предметы, изучаемые на углубленном уровне;

    элективные курсы.

Предусмотрено пять профилей: гуманитарный, естественно-научный, технологический, социально-экономический, универсальный.

В таблице 1 подробно рассматривается каждый.

Таблица 1. Содержание профилей обучения в соответствии с примерной ООП среднего общего образования

Сферы деятельности по профилю

Предметные области

Предметы для углубленного изучения

Элективные курсы

Технологический

Производственная, инженерная и информационная

Информатика. Физика

Компьютерная графика. Биохимия. Индивидуальный проект

Естественно-научный

Медицина, биотехнологии

Математика и информатика. Естественные науки

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Химия. Биология

Теория познания. Биофизика. Индивидуальный проект

Гуманитарный

Педагогика, психология, общественные отношения

Русский язык и литература. Общественные науки. Иностранные языки

Иностранный язык. История. Право

Психология. Индивидуальный проект

Социально-экономический

Социальная сфера, экономика, обработка информации, управление, предпринимательство, финансы

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. География. Экономика

Индивидуальный проект

Универсальный

Сферу деятельности учащийся не определил или его выбор не вписывается в рамки заданных выше профилей. Поэтому универсальный профиль позволяет ограничиться только базовым уровнем изучения учебных предметов, но не исключает углубленное изучение отдельных предметов

Математика и информатика. Общественные науки

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. История

Технология. Индивидуальный проект

Русский язык и литература. Иностранные языки

Иностранный язык

Дизайн. История родного края. Индивидуальный проект

Русский язык и литература. Математика и информатика. Естественные науки

Русский язык. Литература. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Биология

Индивидуальный проект

Русский язык и литература

Русский язык. Литература

Индивидуальный проект

Планирование элективных курсов представлено в таблице 2.

Таблица 2. Пример подготовки учебного плана естественно-научного профиля с элективными курсами и курсами по выбору

Предметная область

Учебный предмет

Уровень изучения

Количество часов

Русский язык и литература

Русский язык

Литература

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия

Информатика

Иностранные языки

Иностранный язык

Естественные науки

Биология

Биофизика

Общественные науки

История (Россия в мире)

Теория познания

Физическая культура

Индивидуальный проект

Курсы по выбору общеразвивающей направленности

Экология психо-эмоциональной сферы человека

Эффективная коммуникация

Навыки работы с медиатекстами

ИТОГО: 2380 часов. Из них: часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 496 часов – 21%

Сокращения в таблице:

Б – предмет для изучения на базовом уровне;

У – предмет для изучения на углубленном уровне;

Э – элективный курс.

При расчете недельной аудиторной нагрузки учитываются требования СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189 (СанПиН 2.4.2.2821–10), требования ФГОС среднего общего образования и рекомендации примерной ООП среднего общего образования.

Согласно СанПиН 2.4.2.2821–10, учебная неделя может включать 5 или 6 дней. От ее продолжительности зависит максимальная нагрузка на учащихся 10-11-х классов:

    при 5-дневной учебной неделе составляет 34 часа;

    при 6-дневной – 37 часов.

По требованиям ФГОС среднего общего образования, количество учебных занятий на одного обучающегося за два года составляет не менее 2170 и не более 2590.

Таблица 3. Вариант расчета аудиторной нагрузки для естественнонаучного профиля при пятидневной учебной неделе

Предметная область

Учебный предмет

Количество часов в неделю

10-й класс

11-й класс

Русский язык и литература

Русский язык

Литература

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия

Информатика

Иностранные языки

Иностранный язык

Естественные науки

Биология

Биофизика

Общественные науки

История (Россия в мире)

Теория познания

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

Основы безопасности жизнедеятельности

Индивидуальный проект

Курсы по выбору с общеразвивающей направленностью

Эффективная коммуникация

Навыки работы с медиатекстами

Итого в неделю

Всего за два года обучения

(3)

Рабочие программы – основной документ для учителя любого образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год, составляя который необходимо учитывать новые требования ФГОС и методические рекомендации, разрабатываемые для каждого предмета вариативной и инвариантной составляющей учебного процесса.

Сравнительно недавно учитель практически не имел права вносить какие-либо изменения в строго установленный план изучения предмета, ведь в рекомендуемых программах был расписан практически каждый урок. Новые рабочие программы, предложенные учителям в 2019-2020 учебном году, предполагают большую свободу учителя при составлении календарного планирования и разработке уроков.

Рабочая программа – основной нормативный документ, регламентирующий содержание учебного курса, количество часов, отведенных на изучение предмета, порядок и объем тем, а также количество проверочных работ.

В процессе реформирования системы образования на всех уровнях в 2015 году были разработаны новые стандарты. Вместо громоздких 8 пунктов теперь документ содержит всего 3 составляющие:

  1. Содержание учебного курса.
  2. Ожидаемые результаты обучения.
  3. Приблизительное тематическое планирование.

На практике же все рабочие программы по предметам на 2019-2020 учебный год дополняют пояснительной запиской, в которой подробно расписывают особенности курса, нормативные документы, согласно которых составлена программа, рекомендации учителям и другие важные аспекты.

Важно знать, что учитель имеет право не только использовать рекомендованные программы, но и писать свои собственные, что позволит реализовать индивидуальную стратегию достижения желаемого результата.

Суть нововведений 2019-2020 года

Каждый педагог, будь то учитель младших классов или предметник, имеет право выбрать один из доступных сегодня вариантов:

  1. Использовать рекомендованную программу, внеся в нее собственные корректировки.
  2. Взять за основу одну из существующих авторских программ.
  3. Работать по авторской программе, адаптировав ее к особенностям учебного заведения.
  4. Написать свою авторскую программу.

К сожалению, четвертый вариант учителя выбирают крайне редко, ведь составляя программу необходимо не только учесть все новые требования, предъявляемые к рабочим программам в 2019-2020 учебном году, но и пройти непростой путь ее утверждения.

Стимулировать учителей к творческой активности призваны нововведения. Которые будут актуальны и в грядущем учебном году, и именно:

  • уменьшение объема материалов, необходимых для официального утверждения новой программы;
  • отсутствие бюрократических границ, что позволит учителю в полной мере реализовать свои идеи и потребности учащихся;
  • интеграция в программу элементов внеурочной деятельности.

В процессе разработки уроков учителям рекомендуется как можно шире использовать возможности IT технологий, наполнять уроки аудио и видео-материалами, мультимедийными презентациями. Наряду с лекциями и практическими занятиями использовать нестандартные виды работы на уроке: конференции, круглые столы, дискуссии, экскурсии, встречи с интересными людьми и т.д.

Структура программы в 2019-2020 году

Разработка новых программ может вестись педагогом индивидуально либо в составе творческой группы.

При написании рабочих программ по отдельным предметам в качестве опорной базы используют:

  • нормы ФГОС;
  • основная образовательная программа и учебный план школы;
  • примерную программу (авторскую или рекомендованную Минобрнауки РФ);
  • рекомендованную учебную литературу.

Подаваемая на рассмотрение программа должна включать такие структурные части:

  • Титульный лист с указанием основных реквизитов: данных автора (авторов), название предмета, наименования учебного заведения и т.д.
  • Задачи, которые ставит перед собой педагог и ожидаемые результаты.
  • Элементы адаптации программы для одаренных и отстающих учеников.
  • Примерное календарное планирование с рекомендациями.
  • Методы оценивания знаний.

Интеграция новых программ в учебный процесс

Если составленный документ учитывает нормы ФГОС и новые требования к рабочим программам, он будет утвержден к применению в 2019-2020 году. Это значит, что учитель сможет реализовать свою индивидуальную стратегию обучения, разработанную с учетом специфики учебного заведения и уровня подготовки учащихся.

Разрабатывать ли авторские программы, или пользоваться уже готовыми вариантами – выбор конкретного учителя и школы. Многие гимназии и лицеи гордятся тем, что их ученики имеют возможность обучаться по авторским программам, что дает им определенные преимущества перед учениками обычных школ. Как правило, индивидуальные учебные траектории разрабатываются для профильных дисциплин.

Новый законопроект о добровольном изучении национальных языков в России

Новый законопроект о добровольном изучении национальных языков в России может быть рассмотрен в первом чтении на заседании Госдумы 19 июня, сообщил глава комитета ГД по образованию и науке Вячеслав Никонов на расширенном заседании рабочей группы по этому вопросу.

«Комитет по образованию и науке готов рассмотреть проект 15 июня, чтобы вынести его на обсуждение в первом чтении на заседание Госдумы 19 июня», — цитирует депутата ТАСС. Никонов также сообщил, что помимо самого законопроекта, нижняя палата примет постановление, в котором будут прописаны поправки ко второму чтению, среди них — создание Фонда поддержки родных языков . Кроме того, после рассмотрения в первом чтении законопроект планируется отправить в регионы, чтобы у них была возможность ознакомиться с его доработанным вариантом и высказать свои предложения.

Напомним, что этот законопроект был внесен в нижнюю палату в апреле этого года группой депутатов от всех фракций. Одним из поводов для его появления стали обращения родителей школьников из Татарстана, где русский и татарский языки являются государственными и преподаются в равном объеме для всех учащихся вне зависимости от национальности.

«Законопроектом предлагается уточнить, что преподавание и изучение государственных языков республик РФ осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ», — говорится в пояснительной записке. Там же указано, что право на изучение родного языка народов России реализуется в пределах возможностей системы образования и с учетом потребностей обучающихся и их родителей.

«Предлагаемые изменения позволят сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения, возможности изучения государственных языков республик, предусмотренного законодательством Российской Федерации, и избежать неоднозначной трактовки положений законодательства в правоприменительной практике», — считают авторы законопроекта.

Напомним, что еще летом 2017 года Владимир Путин заявил, что недопустимо принуждать людей учить неродной язык.

Законопроектом предлагается уточнить, что преподавание родных языков национальных республик осуществляется на основе письменных заявлений родителей или законных представителей учеников. Если родной язык школьника русский, то он должен иметь возможность сосредоточиться именно на его углубленном изучении.

Данный законопроект вызвал серьезные дискуссии. Во время региональной недели депутаты Госдумы провели его обсуждение с органами законодательной власти субъектов Федерации и собрали их предложения. Целый ряд парламентов национальных республик выступил с замечаниями и возражениями. Например, некоторые сочли, что изучение их родных языков будет факультативным. Хотя авторы законопроекта, очевидно, не имели это в виду.

Отмечается, что учебный план школ состоит из обязательной части и вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений. На вариативную часть в 1-4-м классах отводится 20% времени, в 5-9-м классах — 30%, а в старших классах — 40%. С момента утверждения учебного плана все включенные в него предметы становятся обязательными и для преподавания, и для изучения. Предметы вариативной части не имеют статуса факультативных (внеурочных). Для факультативов утверждаются отдельные планы внеурочной работы. Согласно подготовленному законопроекту, языки национальных республик остаются именно в вариативной части образовательной программы.

Тем не менее для учета замечаний региональных парламентов было принято решение о формировании рабочей группы, в которую вошли авторы законопроекта, депутаты Государственной Думы, представляющие национальные республики, руководство Комитета Госдумы по образованию и науке, руководитель Рособрнадзора, представители министерства просвещения.

О рабочих программах учебных предметов

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России № 08-1786 от 28.10.2015г.

Рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации (ООП ОО).

Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения ООП с учетом основных направлений программ, включенных в структуру ООП, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП.

Рабочие программы составляются по: обязательным предметам учебного плана; элективным, факультативным курсам; предметным кружкам, объединениям, секциям дополнительного образования; занятиям внеурочной деятельности.

Основные элементы рабочей программы учебного предмета, курса: «Шапка» Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; Календарно-тематическое планирование.

Основные элементы программы курса внеурочной деятельности: «Шапка» Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности; Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; Календарно-тематическое планирование.

Титульный лист рабочей программы должен содержать: наименование образовательной организации; название курса, для изучения которого написана программа; указание параллели, класса, в котором изучается курс; уровень освоения (базовый, профильный); фамилию, имя, отчество учителя- составителя рабочей программы; гриф утверждения программы; год составления программы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение " Мухановская сердняя общеобразовательная школа" УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Мухановская СОШ» _____________О.В.Тетерина приказ № от «» августа 2016 Рабочая программа по русскому языку 3 класс (базовый уровень) Составитель:_______________________________, учитель высшей квалификационной категории 2016 г.

СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей начальных классов от «» августа 2016г. протокол № 1 Руководитель ШМО _________С.В.Печенкина СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _____________Н.С.Попутчиковой «» августа 2016г.

Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (1-6 кл. «ученик научится» и « ученик получит возможность научиться» ; 8-9 кл.«ученик должен знать, уметь»; Критерии оценивания полученных результатов).

«Шапка» Данная рабочая программа по технологии для 3 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе: Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Мухановская СОШ» Учебного плана на 2016-2017 учебный год МБОУ «Мухановская СОШ», на основании которого выделен 1 час в неделю Авторской рабочей программы по технологии для 1-4 классов Конышевой Н.М. . Смоленск, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011 УМК «Гармония»

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности Содержание учебного предмета Русский язык. Обучение грамоте. Содержание учебного предмета Русский язык. Обучение грамоте. № п/п Название раздела Количество часов Формы организации учебных занятий. Основные виды учебной деятельности. 1 Введение 5 Урок. Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения.

Календарно-тематическое планирование № уроков Наименование разделов и тем Плановые сроки прохождения темы Фактические сроки прохождения темы Раздел I. Личность и общество (6 часов) 1 2 3 4 5 6 Что делает человека человеком? Человек, общество, природа Общество как форма жизнедеятельности людей Развитие общества Как стать личностью Практикум 01.09 08.09 15.09 22.09 29.09 06.10 08.09 08.09

курсу в соответствии с ФГОС

В соответствии с требованиями ФГОС ООО (пункт 18.2.2.):

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Структура рабочей программы (ФГОС ООО)

I . Пояснительная записка

- нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, соответствующая Примерная ООП, примерная программа по учебному предмету, авторская программа) ;

- общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

- роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы (указывается направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного предмета, курса) ;

Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса .

II . Общая характеристика учебного предмета, курса

В данном разделе необходимо раскрыть роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования (с опорой на концепцию соответствующего ФГОС), современных требований к выпускнику. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной и основной школе, расставляются акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами современности.

III . Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В разделе указывается количество часов, выделенных на данный предмет в соответствии с учебным планом.

IV . Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

В рабочие программы необходимо включать не обобщенные требования к результатам, сформулированные в ФГОСах, а включать формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК или примерной ООП соответствующего уровня общего образования. В данном разделе отражаются

    личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы.

V . Содержание учебного предмета, курса

В описании содержания указываются концептуальные разделы и темы изучения предмета, необходимые для реализации требований стандарта.

Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы. Содержание учебного предмета, курса включает:

Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий,

Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий,

Направления проектной деятельности обучающихся,

Использование резерва учебного времени.

VI . Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на учебный год)

Вариант тематического планирования представлены в приложении. Форма тематического планирования может повторять авторскую с внесением необходимых корректировок учителем.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий): разделы программы; темы, входящие в данный раздел; основное содержание по темам; характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.

Тематическое планирование, как и вся рабочая программа, составляется на один учебный год

VII . Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса (на уровень обучения)

В разделе указываются:

Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал;

Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника, учебные пособия для учащихся, а также содержать полные выходные данные литературы;

Дополнительная литература для учителя и учащихся;

Перечень ЦОРов и ЭОРов;

Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе; (возможен табличный вариант.)

VIII . Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

(на уровень обучения)

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

В основной образовательной программе основного общего образования школы в пункте «Планируемые результаты освоения ООП» приводятся результаты на конец обучения, т. е. для основной школы это окончание 9-го класса. Все формулировки в этом пункте, как и в рабочей программе, прописываются по годам

Для базового уровня результатов «выпускник научится»,

Для повышенного уровня результатов «выпускник получит возможность научиться».

Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («хорошо/отлично», рейтинг, портфолио и др.); особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся.

Приложения к программе

(на класс )

Основные понятия курса;

Темы проектов;

Темы творческих работ;

КИМы

Министерство образования и науки РФ обнародовало Приказ о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Согласно нему, упростилась структура составления рабочей программы: из восьми пунктов, которых был обязан придерживаться педагог, осталось только три. Теперь, в соответствии с изменениями, учителю не нужно составлять пояснительную записку, писать общую характеристику предмета и давать описание его места в общем учебном плане, механически переписывая одну и ту же информацию. Отныне рабочие программы должны содержать самое главное: планируемые результаты освоения учебного предмета, его содержание и тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Ранее, в 2014 году, Анна Инютина , учитель из Удмуртии, добилась сокращения бессмысленного переписывания текста в рабочих программах, о чём была достигнута договорённость с Минобрнауки на заседании Комитета гражданских инициатив. Еще в сентябре текущего года, комментируя по просьбе Педсовета ситуацию в школах, Анна Николаевна сказала, что, несмотря на существующее разъяснительное письмо ведомства, учителя по-прежнему переписывают рабочие программы по требованию администрации школ, тратя на это лишнее время. С внесением изменений в стандарт подобное противоречие должно быть решено.

  • О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года №1897

10. Пункт 18.2.2 изложить в следующей редакции:
`18.2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

Тем не менее, судя по изменениям, внесенным в стандарт, составление рабочей программы каждым учителем теперь должно отнимать меньше времени.
Что было до приказа?

Рабочая программа, в соответствии со статьей 18 стандарта, должна была включать 8 пунктов:

Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
общую характеристику учебного предмета, курса;
описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Что стало теперь?

Теперь рабочие программы должны содержать всего 3 пункта:

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

То есть, не нужно писать пояснительную записку и общую характеристику предмета, давать описание его места в общем учебном плане. Не секрет, что вся эта избыточная информация механически копировалась из одной программы и вставлялась в другую. Если у учителя несколько классов, то он несколько раз писал в программах одно и то же, лишь увеличивая их объем.

Сокращается и раздел, описывающий результаты освоения предмета: судя по логике предлагаемых изменений, описание личностных и метапредметных результатов уходит на уровень школы, в общую образовательную программу, а в рабочих остаются только предметные результаты.

Из тематического планирования убрано совершенно ненужное на практике описание основных видов учебной деятельности. Можно обойтись теперь и без перечисления учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Предложенная трехчастная структура видится логичной: я определяю, чего хочу добиться, затем описываю, на каком материале буду это делать и в финале даю примерную разбивку по темам и часам (не по датам и урокам, как это требуют многие проверяющие!). Хотелось бы, чтобы эта же структура распространилась и на стандарт полной школы.

Теперь важно, чтобы между стандартом и учителем не встали разнообразные его толкователи, которые будут требовать вносить в рабочие программы лишнее (особенно острым будет вопрос с формой КТП, которая стандартом не регламентирована). Все участники образовательного процесса должны руководствоваться в этом вопросе непосредственно требованиями стандарта, который изменен, как видим, в сторону разгрузки учителя от бумажной работы. И именно опираясь на стандарт, учителю надо доказывать свою правоту и право на такую разгрузку.