Всемирное Антидопинговое Агентство (ВАДА) благодарит РУСАДУ за ее
ценный вклад в создание русской версии Всемирного Антидопингового
Кодекса. Это способствует распространению Кодекса по всему миру и
позволяет ВАДА, официальным властям и представителям спортивного
движения работать вместе с целью искоренения допинга в спорте.

Неофициальный перевод.

Официальный текст Всемирного Антидопингового Кодекса существует в
английской и французской версии и опубликован на сайте Всемирного
Антидопингового Агентства в установленном порядке. В случае любых
расхождений в чтении Кодекса английская версия является
превалирующей.

ВСЕМИРНЫЙ АНТИДОПИНГОВЫЙ КОДЕКС

Всемирное антидопинговое агентство
Национальная антидопинговая организация РУСАДА

Москва
2009

Всемирный антидопинговый кодекс 2009: Всемирное антидопинговое агентство.
Пер. с англ. И.Е. Гусева, А.А. Деревоедов, Г.М. Родченков / Ред. А.А. Деревоедов.
Всемирный антидопинговый кодекс был впервые принят в 2003 году и
начал действовать в 2004 году. Измененный Всемирный антидопинговый кодекс
был утвержден Советом учредителей Всемирного антидопингового агентства 17
ноября 2007 года. Пересмотренный Всемирный антидопинговый кодекс вступит в
силу с 1 января 2009 года.
Настоящая книга представляет собой перевод английской версии
Всемирного антидопингового кодекса 2009 года. Русский перевод Всемирного
антидопингового кодекса является рабочим правовым документом, который может
применяться в практике спортивных организаций.
Издание предназначено для тренеров, спортсменов, спортивных педагогов,
деятелей физкультуры и спорта, врачей, юристов, социальных работников и
представителей смежных специальностей.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Цели, область применения и структура Всемирной антидопинговой программы и
Кодекса
Кодекс
Всемирная антидопинговая программа
Международные стандарты
Модели лучших методов организации работы и рекомендации
Фундаментальное обоснование необходимости Всемирного антидопингового Кодекса

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ДОПИНГ-КОНТРОЛЬ

Введение

Статья 1. Определение допинга

2.1. Наличие запрещенной субстанции или ее метаболитов, или маркеров в пробе,
взятой у спортсмена
2.2. Использование или попытка использования спортсменом запрещенной
субстанции или запрещенного метода
2.3. Отказ или непредоставление проб без уважительной причины после
получения официального уведомления в соответствии с действующими
антидопинговыми правилами или любое иное уклонение от сдачи проб
2.4. Нарушение существующих требований относительно доступности
спортсмена для взятия у него проб во время внесоревновательного периода
2.5. Фальсификация или попытка фальсификации в любой составляющей допинг-
контроля
2.6. Обладание запрещенными субстанциями и запрещенными методами
2.7. Распространение или попытка распространения запрещенной субстанции или
запрещенного метода
2.8. Назначение или попытка назначения спортсмену в соревновательном периоде
запрещенного метода или запрещенной субстанции

Статья 4. Запрещенный список

4.1. Публикация и пересмотр Запрещенного списка
4.2. Запрещенные субстанции и запрещенные методы, перечисленные в Запрещенном списке
4.3. Критерии включения субстанций и методов в Запрещенный список
4.4. Терапевтическое использование
4.5. Программа мониторинга

Статья 5. Тестирование

5.1. Планирование тестирования
5.2. Стандарты для тестирования
5.3. Возвращение к соревнованиям спортсменов после ухода из спорта

Статья 6. Анализ проб

6.1. Использование аккредитованных лабораторий
6.2. Цели сбора и анализа проб
6.3. Научные исследования, проводимые на пробах
6.4. Стандарты для анализа проб и отчетов
6.5. Повторная проверка проб

Статья 7. Обработка результатов

7.1. Первоначальное рассмотрение неблагоприятного результата анализа
7.2. Уведомление после первоначального рассмотрения неблагоприятного
результата анализа
7.3. Рассмотрение атипичных результатов
7.4. Рассмотрение других нарушений антидопинговых правил, не перечисленных
в статьях 7.1.–7.3.
7.5. Принципы, применяемые при назначении временного отстранения
7.6. Уход из спорта

Статья 8. Право на беспристрастное слушание

8.1. Беспристрастное слушание
8.2. Слушание в связи с конкретным спортивным событием
8.3. Отказ от слушаний

Статья 9. Автоматическое аннулирование индивидуальных результатов

Статья 10. Санкции к спортсменам в индивидуальных видах спорта

10.1. Аннулирование результатов во время спортивного события, в ходе которого
произошло нарушение антидопинговых правил
10.2. Дисквалификация за наличие, использование или попытку использования,
или обладание запрещенными субстанциями и запрещенными методами
10.3. Дисквалификация за другие нарушения антидопинговых правил
10.4. Отмена или сокращение срока дисквалификации при обнаружении особых
субстанций при определенных обстоятельствах
10.5. Отмена или сокращение дисквалификации ввиду исключительных
обстоятельств
10.6. Отягчающие обстоятельства, которые могут повлечь увеличение срока
дисквалификации
10.7. Неоднократные нарушения
10.8. Аннулирование результатов соревнований, следующих за сбором проб или
решением о нарушении антидопинговых правил
10.9. Начало срока дисквалификации
10.10. Статус в период дисквалификации
10.11. Тестирование перед снятием запрета
10.12. Наложение финансовых санкций

Статья 11. Последствия для команд

11.1. Тестирование в командных видах спорта
11.2. Последствия для командных видов спорта
11.3. Организатор спортивного события может ужесточить последствия для
командных видов спорта

Статья 12. Санкции к спортивным организациям

Статья 13. Апелляции

13.1. Решения, на которые могут подаваться апелляции
13.2. Апелляции по поводу решений относительно нарушений антидопинговых
правил, последствий и временных отстранений
13.3. Невынесение своевременного решения антидопинговой организацией
13.4. Апелляция по поводу решений о предоставлении или отказе в
предоставлении права на терапевтическое использование
13.5. Апелляции на решения по части 3 и части 4 настоящего Кодекса
13.6. Апелляции на решения о приостановлении действия или лишении
аккредитации лабораторий

Статья 14. Конфиденциальность и предоставление информации

14.1. Уведомление о неблагоприятных результатах анализа, атипичных
результатах и других возможных нарушениях антидопинговых правил
14.2. Публичное обнародование
14.3. Информация о местонахождении спортсмена
14.4. Статистические отчеты
14.5. Информационный центр по допинг-контролю
14.6. Конфиденциальность данных

Статья 15. Разъяснения относительно ответственности при проведении допинг- контроля

15.1. Тестирование во время спортивных событий
15.2. Тестирование во внесоревновательном периоде
15.3. Обработка результатов, слушания и санкции
15.4. Взаимное признание

Статья 16. Допинг-контроль у животных, участвующих в спортивных соревнованиях

Статья 17. Срок давности

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья 18. Образовательные программы

18.1. Основной принцип и главная цель
18.2. Программы и направления деятельности
18.3. Кодексы профессионального поведения
18.4. Координация и сотрудничество

Статья 19. Научные исследования

19.1. Цель и задачи научных антидопинговых исследований
19.2. Типы научных исследований
19.3. Координация научных исследований и использование результатов
19.4. Порядок проведения научных исследований
19.5. Исследования с использованием запрещенных субстанций и методов
19.6. Злоупотребление результатами

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: РОЛИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 20. Дополнительные роли и ответственность подписавшихся сторон

20.1. Роль и ответственность Международного олимпийского комитета (МОК)
20.2. Роль и ответственность Международного паралимпийского комитета
20.3. Роль и ответственность международных федераций
20.4. Роль и ответственность национальных олимпийских и национальных
паралимпийских комитетов
20.5. Роль и ответственность национальных антидопинговых организаций
20.6. Роль и ответственность оргкомитетов крупных спортивных событий
20.7. Роль и ответственность ВАДА

Статья 21. Дополнительные роли и ответственность спортсменов и иных лиц

21.1. Роль и ответственность спортсменов
21.2. Роль и ответственность персонала спортсменов

Статья 22. Участие правительств

22.1. Каждое правительство будет осуществлять все действия и мероприятия,
необходимые для выполнения правил Конвенции ЮНЕСКО
22.2. Каждое правительство будет стимулировать свои службы и агентства для
передачи информации антидопинговым организациям
22.3. Каждое правительство будет уважать арбитраж как предпочтительное
средство решения споров, связанных с применением допинга
22.4. Все другие способы участия правительств в антидопинговой деятельности
будут находиться в соответствии с Кодексом
22.5. Правительства должны принять эту статью к 1 января 2010 г.
22.6. Отказ Правительства от ратификации принятия, утверждения или
присоединения к Конвенции ЮНЕСКО до 1 января 2010 г.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: ПРИНЯТИЕ, СООТВЕТСТВИЕ, ИЗМЕНЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Статья 23. Принятие, соответствие и изменения

23.1. Принятие Кодекса
23.2. Обеспечение выполнения Кодекса
23.3. Соответствие Кодексу
23.4. Мониторинг соответствия Кодексу и Конвенции ЮНЕСКО
23.5. Дополнительные последствия несоответствия Кодексу для подписавшейся стороны
23.6. Изменение Кодекса
23.7. Отзыв согласия принять Кодекс

Статья 24. Интерпретация Кодекса

Статья 25. Переходные положения

25.1. Всеобщее применение Кодекса 2009
25.2. Отсутствие обратной силы, если только не применяется принцип Lex Mitior
25.3. Применение положений Кодекса к решениям, принятым до вступления в силу Кодекса 2009
25.4. Особые нарушения, сделанные до принятия Кодекса
25.5. Дополнительные поправки к Кодексу

ПРИЛОЖЕНИЕ 1: ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Цели, область применения и структура Всемирной антидопинговой программы и Кодекса

Цели Всемирного антидопингового кодекса и Всемирной антидопинговой программы
состоят в следующем:
− Защищать фундаментальное право спортсменов участвовать в соревнованиях,
свободных от допинга, и таким образом пропагандировать здоровье,
справедливость и равенство для всех спортсменов мира, а также
− Обеспечивать создание согласованных, скоординированных и эффективных
антидопинговых программ, как на международном, так и на национальном
уровнях, чтобы раскрывать, сдерживать и предотвращать случаи применения
допинга.

Кодекс

Кодекс является основополагающим и универсальным документом, на котором основывается Всемирная антидопинговая программа в спорте. Цель Кодекса заключается в повышении эффективности борьбы с допингом в мире путем объединения основных элементов этой борьбы. Для достижения эффективного взаимодействия в тех вопросах, по которым требуется единообразие, Кодекс содержит достаточно конкретные положения; в то же время он достаточно универсален в тех случаях, когда требуется гибкий подход к вопросам применения на практике принципов борьбы с допингом.

Примечание: Олимпийская хартия, действующая с 7 июля 2007 года, и Конвенция ЮНЕСКО, принятая в Париже 19 октября 2005 года, признают предотвращение применения допинга и борьбу с допингом в спорте важнейшей составляющей в работе Международного олимпийского комитета и ЮНЕСКО, а также основополагающую роль Кодекса.

Всемирная антидопинговая программа

Всемирная антидопинговая программа включает в себя все компоненты, необходимые для
обеспечения оптимальной гармонизации и внедрения лучших методов организации в международных и национальных антидопинговых программах. Основными ее компонентами являются:
Уровень 1. Кодекс.
Уровень 2. Международные стандарты.
Уровень 3. Модели лучших методов и принципов организации работы.

Международные стандарты

Международные стандарты для различных технических и процедурных компонентов антидопинговой программы будут разработаны после консультаций с подписавшимися сторонами и правительствами и утверждены Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА). Они будут созданы с целью гармонизации отношений между антидопинговыми организациями, ответственными за определенные технические и процедурные составляющие антидопинговых программ. Строгое соблюдение Международных стандартов обязательно для определения соответствия Кодексу проводимой в стране работы. Стандарты могут время от времени пересматриваться Исполнительным комитетом ВАДА после необходимых консультаций с подписавшимися сторонами и правительствами. Если Кодексом не предусмотрено иначе, Международные стандарты и все изменения в них вступают в силу в срок, указанный в Международных стандартах или изменениях.

Примечание: Международные стандарты включают в себя множество технических деталей, необходимых для реализации положений Кодекса. Международные стандарты, включенные в Кодекс в виде ссылок, после консультаций с подписавшимися сторонами и
правительствами будут перепроверены экспертами и изданы как отдельные технические документы. Важно, чтобы Исполнительный комитет ВАДА мог вносить своевременно изменения в Международные стандарты без требования внесения каких-либо поправок в Кодекс или в правила и законодательные нормы отдельного учредителя.

Модели лучших методов организации работы и руководства разработаны и будут разрабатываться на основе Кодекса для обеспечения принятия решений в различных сферах борьбы с допингом. Эти модели будут рекомендованы Всемирным антидопинговым агентством и будут доступны для подписавшихся сторон по запросу, однако они не будут являться обязательными для сторон. Кроме предоставления документации, описывающей модели, ВАДА будет организовывать тренинги для подписавшихся сторон.

Примечание: В соответствии с принятыми в 2007 году поправками к Кодексу, ВАДА подготовит дополнительные модели антидопинговых норм и правил для всех основных групп подписавшихся сторон (например, международных федераций, национальных антидопинговых организаций и т.д.). Эти нормы и правила будут разработаны на основе
Кодекса, в них будут включены новейшие модели лучших методов организации работы и все необходимые детали (включая ссылки на Международные стандарты), необходимые для эффективного осуществления антидопинговой программы. Данные модели норм и правил будут содержать альтернативы, из которых стороны могут выбирать. Некоторые могут предпочесть принять эти правила и нормы в изначальном варианте. Другие могут принять решение их модифицировать. В то же время учредители могут разработать свои правила и нормы в соответствии с общими принципами и определенными требованиями Кодекса.

Другие модельные документы или руководства для специфических областей антидопинговой работы могут разрабатываться в соответствии с пожеланиями и нуждами заинтересованных сторон. Это могут быть модели национальных антидопинговых программ, обработки результатов, тестирования, (выходящие за рамки особых требований, опубликованных в Международном стандарте для тестирований), образовательных программ и т.д. Все модели лучших методов организации работы будут рассматриваться и утверждаться ВАДА, прежде чем они будут включены во Всемирную антидопинговую программу.

Фундаментальное обоснование необходимости Всемирного антидопингового Кодекса

Антидопинговые программы призваны сохранить то, что действительно важно и ценно для спорта, что часто называют «духом спорта» и что является сущностью олимпийского движения. Это то, что определяет наше стремление к честной игре. Дух спорта – это прославление человеческого духа, тела и разума; он характеризуется следующими ценностями.
− Этика, справедливость и честность.
− Здоровье.
Высочайший уровень выступления.
− Характер и образование.
− Удовольствие и радость.
− Коллективизм.
− Преданность и верность обязательствам.
− Уважение к правилам и законам.
− Уважение к себе и к другим участникам соревнований.
− Мужество.
− Общность и солидарность.
Допинг в корне противоречит духу спорта.
Во славу спорта и способствуя борьбе с допингом, Кодекс требует от каждой антидопинговой организации способствовать развитию и проведению в жизнь образовательных программ для спортсменов, включая молодежь, и персонала спортсменов.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ДОПИНГ-КОНТРОЛЬ

Введение

В первой части Кодекса излагаются специфические антидопинговые правила и принципы, которым должны следовать организации, ответственные за принятие и выполнение антидопинговых правил в силу своих полномочий, например, Международный олимпийский комитет, Международный паралимпийский комитет, международные федерации, оргкомитеты крупных соревнований и национальные антидопинговые организации. Все эти организации будут в дальнейшем именоваться антидопинговыми организациями.
Все положения Кодекса обязательны и должны исполняться каждой антидопинговой организацией, спортсменом или другим лицом. В то же время Кодекс не заменяет и не отменяет необходимость во всеобъемлющих антидопинговых правилах, принятых каждой антидопинговой организацией. Некоторые положения Кодекса должны быть включены в собственные антидопинговые правила каждой антидопинговой организации без существенных изменений, другие же положения Кодекса представляют собой руководящие принципы, позволяющие каждой антидопинговой организации более гибко формулировать правила, либо устанавливать требования, обязательные для исполнения каждой антидопинговой организацией без необходимости их повторения в собственных антидопинговых правилах.

Примечание: Те статьи Кодекса, которые должны быть включены в правила каждой антидопинговой организацией без существенных изменений, перечислены в статье 23.2.2.
Например, для достижения гармонизации очень важно, чтобы подписавшиеся стороны принимали свои решения, исходя из одного и того же списка нарушений антидопинговых правил, бремени доказательства, и чтобы последствия одних и тех же нарушений антидопинговых правил были одинаковыми. Эти правила должны быть одинаковыми независимо от того, проводятся ли слушания международной федерацией, проводятся ли они на национальном уровне или в Спортивном арбитражном суде (САС).

Пункты Кодекса, не изложенные в статье 23.2.2, являются, тем не менее, обязательными для исполнения, хотя от антидопинговых организаций не требуется включать их дословно. В основном эти правила делятся на две категории. Во-первых, некоторые положения предусматривают принятие определенных мер антидопинговыми организациями без необходимости повторять эти положения в собственных антидопинговых правилах антидопинговых организаций. Например, каждая антидопинговая организация должна планировать и осуществлять тестирование в соответствии со статьей 5, но нет необходимости в повторении этих указаний в собственных правилах антидопинговой организации. Во-вторых, некоторые положения, являясь по сути обязательными, допускают гибкость в осуществлении принципов данного положения каждой антидопинговой организацией. Например, для достижения эффективного и гармоничного взаимодействия не нужно, чтобы все подписавшиеся стороны использовали одну-единственную форму обработки результатов и процесса слушания. В настоящее время у международных федераций и других национальных органов существует много различных, однако равно эффективных процессов обработки результатов и слушаний. Кодекс не требует абсолютной унификации обработки результатов и процесса слушаний, однако необходимо, чтобы различные подходы сторон соответствовали требованиям, предписанным Кодексом.

Антидопинговые правила, как и правила соревнований, являются спортивными правилами, по которым проводятся соревнования. Спортсмены принимают эти правила как условие участия в соревнованиях и обязаны их соблюдать. Каждая подписавшаяся сторона обязана установить правила и процедуры для того, чтобы все спортсмены и другие лица, а также организации, действующие под юрисдикцией подписавшейся стороны, были проинформированы и согласны соблюдать действующие антидопинговые правила соответствующих антидопинговых организаций.

Примечание: Являясь участниками спортивных состязаний, спортсмены обязаны соблюдать правила соревнований в своем виде спорта. Также спортсмены и их персонал обязаны соблюдать антидопинговые правила, основанные на статье 2 данного Кодекса, в силу их согласия на членство, аккредитацию или участие в спортивных организациях и спортивных соревнованиях, призванных подчиняться Кодексу. Однако каждая подписавшаяся сторона должна принимать все необходимые меры, для того чтобы спортсмены и персонал спортсменов, находящиеся под ее юрисдикцией, соблюдали антидопинговые правила соответствующей антидопинговой организации.

Каждая подписавшаяся сторона должна установить правила и разработать процедуры, обеспечивающие получение согласия спортсменов или других лиц, а также организаций, находящихся под юрисдикцией подписавшейся стороны, на распространение сведений частного характера в соответствии с требованиями Кодекса. Все указанные лица и организации обязаны подчиняться антидопинговым правилам и выполнять их, включая применение санкций за нарушение этих правил спортсменами или иными лицами. Эти специфические спортивные правила и процедуры, нацеленные на всеобщее и скоординированное применение правил борьбы с допингом, отличаются по своей сути от иных правил и в связи с этим не могут подчиняться или ограничиваться любыми национальными требованиями и юридическими стандартами, применяемыми в уголовных процессах или при рассмотрении вопросов трудоустройства. Рассматривая факты и законодательную сторону какого-либо случая, все суды, арбитражные суды и другие выносящие юридические решения органы призваны полностью понимать и уважать существенные отличия антидопинговых правил, изложенных в Кодексе, и тот факт, что данный Кодекс является результатом консенсуса сторон, заинтересованных в честном спорте во всем мире.

Статья 1. Определение допинга

Допинг определяется как совершение одного или нескольких нарушений антидопинговых
правил, приводимых в статьях 2.1–2.8 настоящего Кодекса.

Статья 2. Нарушение антидопинговых правил

Примечание к статье 2: Целью статьи 2 является описание обстоятельств и действий, которые определяются как нарушение антидопинговых правил. Слушания по поводу допинговых случаев будут проводиться на основании заявлений о нарушении одного или более из указанных правил.

Спортсмены или другие лица несут ответственность за незнание того, что включает в себя
понятие «нарушение антидопинговых правил», а также за незнание субстанций и методов,
включенных в Запрещенный список.

К нарушениям антидопинговых правил относятся:
2.1. Наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в пробе,
взятой у спортсмена

2.1.1. Персональной обязанностью каждого спортсмена является недопущение попадания запрещенной субстанции в его организм. Спортсмены несут ответственность за любую запрещенную субстанцию, или ее метаболиты, или маркеры, обнаруженные во взятых у них пробах. Соответственно нет необходимости доказывать факт намерения, ошибки, халатности или осознания спортсменом того, что он использовал допинг, при установлении случаев нарушений, описанных в статье 2.1.

Примечание к статье 2.1.1: В целях соблюдения антидопинговых правил, включающих в себя наличие запрещенных субстанций, или же их метаболитов, или маркеров, Кодекс принимает правило строгой ответственности, принятое в Антидопинговом кодексе олимпийского движения и в подавляющем большинстве антидопинговых правил, существовавших до принятия Кодекса. Согласно принципу строгой ответственности, ответственность лежит на спортсмене, и в любой момент, когда в пробе спортсмена обнаруживают запрещенную субстанцию, происходит нарушение антидопинговых правил. Имеется в виду, что нарушение фиксируется независимо от того, намеренно или непреднамеренно спортсмен принимал запрещенную субстанцию, по небрежности он это сделал или по ошибке. Если в соревновательном периоде у спортсмена берут пробу и она оказывается положительной, то результаты данного соревнования автоматически аннулируются (статья 9. «Автоматическая дисквалификация индивидуальных результатов»). Однако у спортсмена появляется возможность избежать или смягчить санкции, если он докажет, что его вины в этом нет или эта вина незначительна (статья 10.5 «Отмена или сокращение срока дисквалификации ввиду исключительных обстоятельств»), или же при определенных обстоятельствах спортсмен не имел намерения улучшить свои спортивные результаты (статья 10.4 «Отмена или сокращение срока дисквалификации за применение особых субстанций при определенных обстоятельствах»).

Правило строгой ответственности при обнаружении запрещенной субстанции в пробе, взятой у спортсмена, с одной стороны, и возможность смягчения применяемых к спортсмену санкций, с другой, обеспечивает разумный баланс между эффективным принуждением к соблюдению антидопинговых правил ради пользы всех «чистых» спортсменов и справедливостью в исключительных обстоятельствах, то есть в тех случаях, когда запрещенные субстанции попадают в организм спортсмена не по его вине или из-за небрежности, или же при незначительной вине или небрежности. Важно подчеркнуть, что, поскольку определение того, произошло ли нарушение антидопинговых правил, основывается на принципе строгой ответственности, постольку назначение фиксированного срока дисквалификации происходит не автоматически. Принцип строгой ответственности, изложенный в Кодексе, последовательно поддерживается решениями САС.

2.1.2. Достаточным доказательством нарушения антидопинговых правил в соответствии со статьей 2.1 является любое из следующих событий:
наличие запрещенной субстанции или ее метаболитов, или маркеров в пробе А, взятой у спортсмена, когда спортсмен отказывается от анализа пробы Б и проба Б не анализируется; или же когда проба Б берется на анализ и анализ пробы Б подтверждает наличие запрещенной субстанции или ее метаболитов, или маркеров, аналогичных обнаруженным в пробе А, взятой у спортсмена.

Примечание к статье 2.1.2: Антидопинговая организация, отвечающая за обработку результатов, может по своему усмотрению назначить анализ пробы Б даже без просьбы спортсмена провести анализ данной пробы.

2.1.3. За исключением специально оговоренных в Запрещенном списке субстанций, для которых установлен специальный количественный порог, наличие любого количества запрещенной субстанции или ее метаболитов, или маркеров в пробе, взятой у спортсмена, будет считаться нарушением антидопинговых правил.

2.1.4. В качестве исключений из общего правила статьи 2.1. в Запрещенном списке и международных стандартах могут быть установлены специфические критерии для оценки запрещенных субстанций, которые могут также появиться в организме эндогенно.

2.2. Использование или попытка использования спортсменом запрещенной
субстанции или запрещенного метода

Примечание к статье 2.2: Всегда считалось, что использование или попытка использования запрещенной субстанции или запрещенного метода могут определяться любыми надежными методами. Как отмечено в примечании к статье 3.2 (Способы установления фактов и презумпции), что в отличие от доказательства, требуемого для установления факта нарушения антидопинговых правила по статье 2.1, использование или попытка использования могут быть также установлены другими надежными средствами, такими как признание самого спортсмена, показания свидетелей, документальные улики, заключения, сделанные на основании длительного наблюдения или другой аналитической информации, которая отвечает всем требованиям для установления наличия запрещенной субстанции по статье 2.1. Например, использование может быть установлено на основании достоверных аналитических данных, полученных при анализе пробы А (при отсутствии подтверждения пробой Б) или же только с помощью анализа пробы Б, в том случае, когда антидопинговая организация предоставляет удовлетворительное объяснение отсутствию подтверждения другой пробой.

2.2.1. Персональной обязанностью каждого спортсмена является недопущение попадания запрещенной субстанции в его организм. Соответственно нет необходимости доказывать намерение, ошибку, халатность или осознание спортсменом того, что он совершил нарушение антидопинговых правил, применив запрещенную субстанцию или запрещенный метод.

2.2.2. Несущественно, привело ли использование запрещенной субстанции или запрещенного метода к успеху или неудаче. Для установления факта нарушения антидопинговых правил достаточно того, что имело место использование или попытка использования запрещенной субстанции или запрещенного метода.

Примечание к статье 2.2.2: Обвинение в «попытке использования запрещенной субстанции» требует доказательства присутствия намерения у спортсмена. Тот факт, что намерение использовать запрещенные субстанции или запрещенные методы требует доказательств, не отменяет принцип строгой ответственности, приведенный в статье 2.1., и не говорит об отсутствии факта нарушения статьи 2.2. в части употребления запрещенной субстанции или запрещенного метода. Использование спортсменом запрещенной субстанции составляет нарушение антидопинговых правил, кроме случаев, когда данная субстанция не является запрещенной для применения во внесоревновательном периоде и ее применение имеет место вне соревнований. Однако присутствие запрещенной субстанции или ее метаболитов, или маркеров в пробе, взятой во время соревнований, будет рассматриваться как нарушение статьи 2.1 (Наличие запрещенной субстанции или ее метаболитов, или маркеров в пробе, взятой у спортсмена), независимо от того, когда такая субстанция применялась.

2.3. Отказ или непредоставление проб без уважительной причины после получения официального уведомления в соответствии с действующими антидопинговыми правилами или любое иное уклонение от сдачи проб/

Примечание к статье 2.3: Непредоставление или отказ в предоставлении проб после получения уведомления были запрещены почти во всех существовавших до принятия Кодекса антидопинговых правилах. Данная статья расширяет существующее до принятия Кодекса правило словами: «Любое иное уклонение от предоставления проб запрещено». Так, например, считается невыполнением антидопинговых правил, если было установлено, что спортсмен скрывался от официального лица с целью уклонения от получения уведомления или тестирования. Нарушение в связи с «отказом или непредоставлением проб» может основываться либо на преднамеренных или халатных действиях спортсмена, в то время как понятие «уклонение» от сдачи проб рассматривается как преднамеренное поведение спортсмена.

2.4. Нарушение существующих требований относительно доступности спортсмена для взятия у него проб во время внесоревновательного периода, включая непредоставление информации о местонахождении спортсмена и пропуски тестов, которые должны были проводиться в соответствии с Международным стандартом для тестирований. Любое сочетание трех пропущенных тестов и/или зарегистрированное непредоставление информации о местопребывании спортсмена в течение восемнадцати месяцев должно определяться антидопинговой организацией, под юрисдикцией которой находится спортсмен, как нарушение антидопинговых правил.

Примечание к статье 2.4: Зарегистрированные отдельные случаи непредоставления информации о местонахождении и пропущенные тесты, обязательные в соответствии с правилами Международной федерации, к которой относится данный спортсмен, либо любых других антидопинговых организаций, имеющих право объявлять о зарегистрированном уклонении от предоставления информации о местонахождении спортсмена и пропущенных тестах в соответствии с Международным стандартом для тестирований, будут объединены при применении данной статьи. При соответствующих обстоятельствах пропущенные тесты или зарегистрированные случаи непредоставления информации могут также считаться нарушением антидопинговых правил по статье 2.3.

2.5. Фальсификация или попытка фальсификации в любой составляющей допинг-контроля

Примечание к статье 2.5: Данная статья запрещает такие действия, которые препятствуют выполнению процедур допинг-контроля, но которые не подпадают под стандартные определения запрещенных методов. Например, под эту статью подпадает изменение идентификационных номеров или предоставление ложной информации в антидопинговую организацию во время допинг-контроля, или разбивание бутылки, содержащей пробу Б, во время ее исследования.

2.6. Обладание запрещенными субстанциями и запрещенными методами

2.6.1. Обладание спортсменом любым запрещенным методом или любой запрещенной субстанцией в соревновательном периоде, или обладание спортсменом любым запрещенным методом или любой запрещенной субстанцией, запрещенными во несоревновательном периоде, если только спортсмен не доказал, что обладание соответствует разрешению на терапевтическое использование по статье 4.4 (Терапевтическое использование) или имеет другие приемлемые объяснения.

2.6.2. Обладание персоналом спортсмена любым запрещенным методом или любой запрещенной субстанцией в соревновательном периоде, а также любым запрещенным методом или любой запрещенной субстанцией во внесоревновательном периоде, если они входят в Запрещенный список при проведении внесоревновательного тестирования, в связи с участием спортсмена в соревнованиях или тренировках, если только персонал спортсмена не обоснует, что обладание соответствует разрешению на терапевтическое использование, предоставляемое спортсмену по статье 4.4 (Терапевтическое использование), или же имеются другие приемлемые оправдания.

Примечание к статьям 2.6.1 и 2.6.2: Уважительным обстоятельством не будет считаться, например, покупка или обладание запрещенной субстанцией в целях передачи ее другу или родственнику, за исключением случаев, когда это происходит при оправданных медицинских обстоятельствах при наличии у лица медицинского рецепта, как например, покупка инсулина для больного диабетом ребенка.

Примечание к статье 2.6.2: Уважительной причиной может считаться, например, ситуация, когда врач команды имеет при себе запрещенные субстанции для применения в острых и неотложных случаях.

2.7. Распространение или попытка распространения запрещенной субстанции или запрещенного метода

2.8. Назначение или попытка назначения спортсмену в соревновательном периоде запрещенного метода или запрещенной субстанции, а также назначение или попытка назначения спортсмену во внесоревновательнм периоде запрещенного метода или запрещенной субстанции, запрещенных во время внесоревновательного тестирования, или помощь, потворство, подстрекательство, пособничество, сокрытие или любой другой вид соучастия, включая нарушение или попытку нарушения антидопинговых правил.

Примечание к статье 2: Кодекс не рассматривает в качестве нарушения антидопинговых правил для любого спортсмена или другого лица работу или сотрудничество с персоналом спортсмена, который отбывает срок дисквалификации. Однако спортивная организация может принять свои собственные правила, запрещающие такие действия.

Статья 3. Доказательства применения допинга

3.1. Бремя и критерии доказательства
На антидопинговую организацию возлагается бремя доказательства того, что нарушение
антидопинговых правил имело место. Критерием доказательства будет выявление
антидопинговой организацией нарушения антидопинговых правил на приемлемом уровне
для осуществляющих процедуру слушания экспертов, принимая во внимание серьезность
19
сделанных предположений. Этот критерий доказательства во всех случаях является более
веским, чем простой баланс вероятностей, но меньше несомненного доказательства.
Когда Кодекс возлагает на спортсмена или другое лицо, предположительно совершившее
нарушение антидопинговых правил, необходимость опровергнуть предъявленные
обвинения или объяснить определенные факты или обстоятельства, критерием
доказательства будет баланс вероятностей, кроме тех случаев, которые предусмотрены
статьями 10.4 и 16.6, в соответствии с которыми спортсмен должен предоставить более
веские доказательства.
Примечание к статье 3.1: Данный критерий доказательства, принимаемый
антидопинговой организацией, можно сравнить с критерием, принятым в большинстве
стран мира при рассмотрении случаев, связанных с профессиональными нарушениями. Он
также широко применялся судами и трибуналами на слушаниях допинговых дел,
например, при вынесении решения САС: N., J., Y., W. v. FINA. CAS 98/208, 22 December
1998.
3.2. Способы установления фактов и презумпции
Примечание к статье 3.2: Например, антидопинговая организация может
зафиксировать нарушение антидопинговых правил по статье 2.2 (Использование или
попытка использования спортсменом запрещенной субстанции или запрещенного
метода) на основании признаний самого спортсмена, заслуживающих доверия показаний
третьих лиц, достоверных документальных свидетельств, надежных аналитических
результатов пробы А или пробы Б, как предусмотрено в примечаниях к статье 2.2, либо
на основании заключений, сделанных, исходя из профиля, полученного по результатам
серии исследований проб крови и мочи спортсмена.
Факты, относящиеся к нарушению антидопинговых правил, могут быть установлены
любыми надежными способами, включая признание. В допинговых делах будут
применяться следующие правила предоставления доказательств.
3.2.1. Лаборатории, аккредитованные ВАДА, после проведения всех процедур, связанных
с исследованием проб и обеспечением их сохранности в соответствии с Международными
стандартами для лабораторий, устанавливают наличие подозрений на нарушение
антидопинговых правил. Спортсмен или иное лицо могут опровергнуть данное
подозрение, если будет выявлено какое-либо отклонение от Международных стандартов
при проведении исследований, которое могло бы по логике вещей вызвать
неблагоприятный результат анализа.
Если спортсмен или другое лицо отводит вышеупомянутое подозрение, показав, что
имело место отступление от Международного стандарта, что могло бы привести к
неблагоприятному результату анализа, тогда на антидопинговую организацию возлагается
бремя предоставления обоснований того, что данное отступление не привело к
неблагоприятному результату анализа.
Примечание к статье 3.2.1: На спортсмена или другое лицо возлагается бремя
предоставления обоснования вероятности того, что произошло отступление от
Международных стандартов, что могло бы вызвать неблагоприятный результат
анализа. Если спортсмен или другое лицо предоставляет такое обоснование, бремя
предоставления доказательств на слушаниях переходит к антидопинговой организации,
которая должна доказать, что данное отступление не привело к неблагоприятному
результату анализа.
20
3.2.2. Отступление от любого другого Международного стандарта или другой
антидопинговой методики, не приведшее к неблагоприятному результату анализа или
другому нарушению антидопинговых правил, не аннулирует данные результаты. Если
спортсмен или иное лицо доказывает, что отступление от другого Международного
стандарта или другой антидопинговой методики, которое могло послужить причиной
неблагоприятного результата анализа, имело место, тогда на антидопинговую
организацию возлагается бремя доказательства, что такое отступление не вызвало
неблагоприятный результат анализа и не могло быть причиной нарушения
антидопинговых правил.
3.2.3. Факты, установленные решением суда или компетентного профессионального
дисциплинарного трибунала, на которые не подана апелляция, будут считаться
неопровержимым свидетельством против спортсмена или другого лица, которое имеет
отношение к данным фактам, если только этот спортсмен или другое лицо не докажет, что
данное решение нарушило принципы правосудия.
3.2.4. Трибунал во время слушаний по нарушениям антидопинговых правил может
вынести неблагоприятное заключение для спортсмена или иного лица, о котором
заявлено, что он нарушил антидопинговые правила, на основании отказа данного
спортсмена или иного лица явиться на слушания (либо лично, либо, связавшись по
телефону, по указанию суда) после соответствующей заблаговременной просьбы и
ответить на вопросы трибунала или антидопинговой организации, сделавшей заключение
о нарушении антидопинговых правил.
Примечание к статье 3.2.4: Неблагоприятные заключения при таких обстоятельствах
были признаны в многочисленных решениях САС.

Данный Всемирный Антидопинговый кодекс вступил в силу 1 января 2012 года. В соответствии со статьей 4.2.2 Всемирного антидопингового кодекса все Запрещенные Субстанции должны рассматриваться в качестве «Особых Субстанций» за исключением субстанций, относящихся к классам S1, S2, S4.4, S4.5, S6.a, а также Запрещенных Методов М1, М2 и М3. СУБСТАНЦИИ И МЕТОДЫ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ ВСЕ ВРЕМЯ (как в соревновательный, так и во внесоревновательный период).


Скачать документ


Субстанцию или метод включают в Запрещенный список если они соответствуют двум из трех следующих критериев:

  • субстанция или метод сами по себе или в комбинации с другими субстанциями или методами способны улучшать или улучшают спортивные результаты;
  • использование субстанции или метода представляет риск для здоровья спортсмена;
  • использование субстанции или метода противоречит духу спорта.

Дух спорта – это прославление человеческого духа, тела и разума! Субстанция или метод также вносятся в Запрещенный список, если они способны маскировать использование других субстанций или методов.

Список запрещенных препаратов 2012 (Count: 837)

Всемирный антидопинговый кодекс был впервые принят в 2003 году и начал действовать в 2004 году. Измененный Всемирный антидопинговый кодекс был утвержден Советом учредителей Всемирного антидопингового агентства 17 ноября 2007 года. Пересмотренный Всемирный антидопинговый кодекс вступил в силу с 1 января 2009 года.
Настоящая книга представляет собой перевод английской версии Всемирного антидопингового кодекса 2009 года. Русский перевод Всемирного антидопингового кодекса является рабочим правовым документом, который может применяться в практике спортивных организаций.
Официальный текст Всемирного Антидопингового Кодекса существует в английской и французской версии и опубликован на сайте Всемирного Антидопингового Агентства в установленном порядке. В случае любых расхождений в чтении Кодекса английская версия является превалирующей.

Содержание Кодекса
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ДОПИНГ-КОНТРОЛЬ
Статья 1. Определение допинга
Статья 2. Нарушение антидопинговых правил
Статья 3. Доказательства применения допинга
Статья 4. Запрещенный список
Статья 5. Тестирование
Статья 6. Анализ проб
Статья 7. Обработка результатов
Статья 8. Право на беспристрастное слушание
Статья 9. Автоматическое аннулирование индивидуальных результатов
Статья 10. Санкции к спортсменам в индивидуальных видах спорта
Статья 11. Последствия для команд
Статья 12. Санкции к спортивным организациям
Статья 13. Апелляции
Статья 14. Конфиденциальность и предоставление информации
Статья 15. Разъяснения относительно ответственности при проведении допинг-контроля
Статья 16. Допинг-контроль у животных, участвующих в спортивных соревнованиях
Статья 17. Срок давности
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Статья 18. Образовательные программы
Статья 19. Научные исследования
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: РОЛИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Статья 20. Дополнительные роли и ответственность подписавшихся
сторон
Статья 21. Дополнительные роли и ответственность спортсменов и иных лиц
Статья 22. Участие правительств
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: ПРИНЯТИЕ, СООТВЕТСТВИЕ, ИЗМЕНЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Статья 23. Принятие, соответствие и изменения
Статья 24. Интерпретация Кодекса
Статья 25. Переходные положения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Цели, область применения и структура Всемирной антидопинговой программы и Кодекса
Цели Всемирного антидопингового кодекса и Всемирной антидопинговой программы состоят в следующем:
- Защищать фундаментальное право спортсменов участвовать в соревнованиях, свободных от допинга, и таким образом пропагандировать здоровье, справедливость и равенство для всех спортсменов мира, а также
- Обеспечивать создание согласованных, скоординированных и эффективных антидопинговых программ, как на международном, так и на национальном уровнях, чтобы раскрывать, сдерживать и предотвращать случаи применения допинга.

Кодекс является основополагающим и универсальным документом, на котором основывается Всемирная антидопинговая программа в спорте. Цель Кодекса заключается в повышении эффективности борьбы с допингом в мире путем объединения основных элементов этой борьбы. Для достижения эффективного взаимодействия в тех вопросах, по которым требуется единообразие, Кодекс содержит достаточно конкретные положения; в то же время он достаточно универсален в тех случаях, когда требуется гибкий подход к вопросам применения на практике принципов борьбы с допингом.

Примечание: Олимпийская хартия, действующая с 7 июля 2007 года, и Конвенция ЮНЕСКО, принятая в Париже 19 октября 2005 года, признают предотвращение применения допинга и борьбу с допингом в спорте важнейшей составляющей в работе Международного олимпийского комитета и ЮНЕСКО, а также основополагающую роль Кодекса.

Всемирная антидопинговая программа
Всемирная антидопинговая программа включает в себя все компоненты, необходимые для обеспечения оптимальной гармонизации и внедрения лучших методов организации в международных и национальных антидопинговых программах. Основными ее компонентами являются:
Уровень 1. Кодекс.
Уровень 2. Международные стандарты.
Уровень 3. Модели лучших методов и принципов организации работы.

Международные стандарты
Международные стандарты для различных технических и процедурных компонентов антидопинговой программы будут разработаны после консультаций с подписавшимися сторонами и правительствами и утверждены Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА). Они будут созданы с целью гармонизации отношений между антидопинговыми организациями, ответственными за определенные технические и процедурные составляющие антидопинговых программ. Строгое соблюдение Международных стандартов обязательно для определения соответствия Кодексу проводимой в стране работы. Стандарты могут время от времени пересматриваться Исполнительным комитетом ВАДА после необходимых консультаций с подписавшимися сторонами и правительствами. Если Кодексом не предусмотрено иначе, Международные стандарты и все изменения в них вступают в силу в срок, указанный в Международных стандартах или изменениях.
Примечание: Международные стандарты включают в себя множество технических деталей, необходимых для реализации положений Кодекса. Международные стандарты, включенные в Кодекс в виде ссылок, после консультаций с подписавшимися сторонами и правительствами будут перепроверены экспертами и изданы как отдельные технические документы. Важно, чтобы Исполнительный комитет ВАДА мог вносить своевременно изменения в Международные стандарты без требования внесения каких-либо поправок в Кодекс или в правила и законодательные нормы отдельного учредителя.

Модели лучших методов организации работы и рекомендации
Модели лучших методов организации работы и руководства разработаны и будут разрабатываться на основе Кодекса для обеспечения принятия решений в различных сферах борьбы с допингом. Эти модели будут рекомендованы Всемирным антидопинговым агентством и будут доступны для подписавшихся сторон по запросу, однако они не будут являться обязательными для сторон. Кроме предоставления документации, описывающей модели, ВАДА будет организовывать тренинги для подписавшихся сторон.
Примечание: В соответствии с принятыми в 2007 году поправками к Кодексу, ВАДА подготовит дополнительные модели антидопинговых норм и правил для всех основных групп подписавшихся сторон (например, международных федераций, национальных антидопинговых организаций и т.д.). Эти нормы и правила будут разработаны на основе Кодекса, в них будут включены новейшие модели лучших методов организации работы и все необходимые детали (включая ссылки на Международные стандарты), необходимые для эффективного осуществления антидопинговой программы.
Данные модели норм и правил будут содержать альтернативы, из которых стороны могут выбирать. Некоторые могут предпочесть принять эти правила и нормы в изначальном варианте. Другие могут принять решение их модифицировать. В то же время учредители могут разработать свои правила и нормы в соответствии с общими принципами и определенными требованиями Кодекса.
Другие модельные документы или руководства для специфических областей антидопинговой работы могут разрабатываться в соответствии с пожеланиями и нуждами заинтересованных сторон. Это могут быть модели национальных антидопинговых программ, обработки результатов, тестирования, (выходящие за рамки особых требований, опубликованных в Международном стандарте для тестирований), образовательных программ и т.д. Все модели лучших методов организации работы будут рассматриваться и утверждаться ВАДА, прежде чем они будут включены во Всемирную антидопинговую программу.

Фундаментальное обоснование необходимости Всемирного антидопингового Кодекса
Антидопинговые программы призваны сохранить то, что действительно важно и ценно для спорта, что часто называют «духом спорта» и что является сущностью олимпийского движения. Это то, что определяет наше стремление к честной игре. Дух спорта – это прославление человеческого духа, тела и разума; он характеризуется следующими ценностями.

  • Этика, справедливость и честность.
  • Здоровье.
  • Высочайший уровень выступления.
  • Характер и образование.
  • Удовольствие и радость.
  • Коллективизм.
  • Преданность и верность обязательствам.
  • Уважение к правилам и законам.
  • Уважение к себе и к другим участникам соревнований.
  • Мужество.
  • Общность и солидарность.
Допинг в корне противоречит духу спорта.
Во славу спорта и способствуя борьбе с допингом, Кодекс требует от каждой антидопинговой организации способствовать развитию и проведению в жизнь образовательных программ для спортсменов, включая молодежь, и персонала спортсменов.

Допинг противоречит духу спорта, подрывает доверие к нему общества и подвергает опасности здоровье спортсменов. Задача справочника – информировать спортсменов о Всемирном антидопинговом Кодексе, их правах и обязанностях при проведении допинг-контроля. Мы публикуем сокращенную версию кодекса. Более подробную информацию можно найти на сайте ВАДА: www.wada-ama.org и Российского центра антидопингового контроля и профилактикиwww.stop-doping.ru

Что такое вада?

Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) было создано в ноябре 1999 года по совместной инициативе спортивных организаций и правительств с целью поддерживать развитие спорта, свободного от допинга.

ВАДА координирует усилия по борьбе с допингом в спорте на национальном и международном уровнях через образовательные и информационные программы, а также проведение научных исследований.

ВАДА координирует различные научные программы, выделяя миллионы долларов на исследование запрещенных в спорте веществ и методов. ВАДА также занимается подготовкой и распространением материалов по борьбе с допингом, предназначенных для спортсменов всех возрастов в разных странах мира.

Кроме того, ВАДА проводит программы внесоревновательного тестирования. Эти программы служат дополнением к тем программам тестирования, которые осуществляют международные спортивные федерации и национальные антидопинговые организации.

С 1 января 2004 года ВАДА занимается аккредитацией лабораторий по всему миру, подготовкой и публикацией списка запрещенных препаратов.

Всемирный антидопинговый кодекс

Всемирный антидопинговый кодекс был единогласно принят в Копенгагене в 2003 году на Всемирной конференции по борьбе с допингом в спорте. Международные спортивные федерации, национальные олимпийские комитеты, Международный олимпийский комитет, Международный паралимпийский комитет и другие спортивные организации приняли Кодекс перед Олимпиадой в Афинах 2004 года. Антидопинговые правила ВАДА являются обязательными к выполнению всеми спортсменами мира.

Список запрещенных препаратов

Список запрещенных препаратов – это международный стандарт, определяющий какие субстанции и методы запрещены в спорте. В списке также указаны вещества, которые запрещены для отдельных видов спорта.

Каждый год ВАДА публикует новую версию списка запрещенных препаратов. Новая версия публикуется за три месяца до вступления списка в силу.

Список состоит из трех частей:

1. Субстанции и методы, запрещенные в спорте постоянно (как в соревновательный, так и во внесоревновательный периоды):

S1. Анаболические агенты. S2. Гормоны и связанные с ними субстанции. S3. Бета-2 агонисты. S4. Агенты с антиэстрогенной активностью. S5. Диуретики и другие маскирующие агенты.

M1. Усиление переноса кислорода. М2. Химические и физические манипуляции. М3. Генный допинг.

2. Субстанции и методы, запрещенные только на соревнованиях.

S6. Стимуляторы. S7. Наркотики. S8. Каннабиноиды (марихуана, гашиш). S9. Глюкокортикостероиды.

3. Субстанции, запрещенные в отдельных видах спорта:

Р1. Алкоголь. Р2. Бета-блокаторы.

Пищевые добавки

ВАДА обращает внимание на использование спортсменами пищевых добавок, так как во многих странах правительства не регулируют соответствующим образом их производство. Это означает, что ингредиенты, входящие в состав препарата, могут не соответствовать веществам, указанным на его упаковке. В некоторых случаях среди субстанций, не указанных на упаковке, могут быть запрещенные в соответствии с антидопинговыми правилами. Значительная часть положительных результатов допинг-контроля является следствием использования некачественных пищевых добавок.

Позиция ВАДА по использованию пищевых добавок состоит в том, что спортсменам международного уровня они необходимы. ВАДА обеспокоено тем, что многие спортсмены собираются принимать те или иные пищевые добавки без достаточных знаний о пользе данного препарата, а также о том, содержится или нет запрещенная субстанция в препарате. Использование некачественной пищевой добавки не служит оправданием при рассмотрении дел об обнаружении допинга. Спортсмены должны помнить о том, что пищевые добавки могут содержать опасные и вредные вещества, а также о принципе полной ответственности спортсмена.

Если вы считаете, что вам необходим прием пищевых добавок, вы должны в первую очередь проконсультироваться с компетентным специалистом, таким, как диетолог (специалист по спортивному питанию) или спортивный врач, чтобы получить совет, каким образом можно дать необходимые организму вещества, употребляя обычную пищу. Если специалисты рекомендуют прием пищевых добавок, то надо быть уверенным, что добавки не принесут вреда здоровью. Приняв решение о приеме добавок, следует использовать препараты, выпущенные производителями, имеющими солидную репутацию и использующими качественное оборудование, такими, как всемирно известные международные фармацевтические компании.

Что такое допинг? Что является нарушением антидопинговых правил?

Допинг – это не только использование спортсменом запрещенного вещества или метода. В Кодексе ВАДА допинг определяется как любое нарушение антидопинговых правил, к которым относится:
наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в пробе, взятой у спортсмена;
использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции или метода;
уклонение, отказ или неявка на процедуру сдачи проб;
любое сочетание 3х пропущенных тестов и\или зарегистрированное непредоставление информации о местоположении спортсмена в течение 12 месяцев;
фальсификация или попытка фальсификации в любой составляющей допинг – контроля (как спортсменом, так и персоналом спортсмена);
обладание запрещенной субстанцией или оборудованием для применения запрещенных методов (как спортсменом, так и персоналом спортсмена);
распространение или попытка распространения любой запрещенной субстанции или оборудования для применения запрещенных методов(как спортсменом, так и персоналом спортсмена);
назначение или попытка назначения спортсмену запрещенной субстанции или запрещенного метода;
соучастие. помощь, поощрение, подстрекательство, вступление в сговор, сокрытие или любой другой вид намеренного соучастия в нарушении антидопинговых правил;
профессиональное сотрудничество. например, сотрудничество спортсмена в профессиональном качестве с любым персоналом спортсмена, который отбывает срок дисквалификации;

Зачем бороться с допингом в спорте?

Допинг несет угрозу жизни и здоровью спортсменов;
Допинг - это обман, а обман противоречит духу спорта. В основе любых соревнований лежит честность и обеспечение равных условий для всех участников. Допинг дает незаконное преимущество тем, кто его использует.
Допинг представляет угрозу для молодежного спорта. Стремясь подражать во всем старшим, юные спортсмены, не задумываясь, могут прибегать к использованию запрещенных препаратов, если их кумиры используют подобные методы.

Как устроена мировая система противодействия допингу?

Основу системы противодействия допингу составляют антидопинговые организации, к которым относятся Международный олимпийский комитет, Международный паралимпийский комитет, другие оргкомитеты крупных международных соревнований, которые проводят тестирования на своих соревнованиях, Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), международные федерации, национальные олимпийские и паралимпийские комитеты и национальные антидопинговые организации.
ВАДА выполняет функцию методологического и координирующего центра.
Национальные антидопинговые организации и международные федерации являются основными антидопинговыми организациями для страны и вида спорта соответственно. Юрисдикция международных федераций распространяется на спортсменов международного уровня, национальных антидопинговых организаций – на спортсменов национального уровня.
В ряде регионов мира для оказания помощи в организации противодействия допингу странам, где эти службы только начинают развиваться, создаются региональные антидопинговые организации.
Анализ проб спортсменов осуществляется в антидопинговых лабораториях, аккредитованных или иным образом одобренных ВАДА.
Несмотря на то, что национальные спортивные федерации не являются антидопинговыми организациями, их роль в противодействии допингу очень велика. Антидопинговые правила международных федераций и национальных антидопинговых организаций реализуются на уровне национальных федераций.
Международный спортивный арбитражный суд (CAS), расположенный в Лозанне, является высшей судебной инстанцией, которая рассматривает международные споры в области спорта.

Что такое Всемирный антидопинговый кодекс?

Всемирный антидопинговый кодекс (Кодекс ВАДА) содержит антидопинговые правила и принципы, которым должны следовать спортсмены и антидопинговые организации во всех странах и видах спорта. Кодекс позволяет унифицировать принципы борьбы с допингом: пробы у всех спортсменов берутся по одной и той же схеме, к нарушителям одних и тех же правил применяются одинаковые санкции и т.д.

Когда был принят Кодекс ВАДА?

Всемирный антидопинговый кодекс был принят в Копенгагене 3 марта 2003 г. на Всемирной конференции по борьбе с допингом в спорте. Международные спортивные федерации, национальные олимпийские комитеты, Международный олимпийский комитет, Международный паралимпийский комитет, ВАДА, национальные антидопинговые организации и организаторы крупных спортивных соревнований подписали Кодекс ВАДА и тем самым приняли его перед Олимпиадой 2004 г. в Афинах.
В ноябре 2007 г. в Мадриде на Всемирной конференции по борьбе с допингом была принята новая редакция Кодекса ВАДА, которая вступила в силу с 1 января 2009 г.
Новая версия Кодекса ВАДА принята в конце 2013 года на IV Всемирной конференции по допингу в спорте в Йоханненсбурге (ЮАР).
Новая редакция вступила в силу с 01 января 2015 года.

Какая нормативно-правовая база для борьбы с допингом существует в России?

Приказом Минспорттуризма России от 13 апреля 2011 г. № 307 были утверждены Общероссийские антидопинговые правила, отражающие приоритеты национальной политики в области противодействия допингу и определяющие порядок проведения мероприятий допинг-контроля, включая дисциплинарные процедуры и порядок направления и рассмотрения запросов на терапевтическое использование.
Общероссийские антидопинговые правила были разработаны общероссийской антидопинговой организацией с учетом антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, на основании положений Международной конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте.
30 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации», который дает право разрывать трудовой договор со спортсменом, если он был уличен в употреблении допинга, или если срок его дисквалификации превышает шесть месяцев. Также в законе прописаны обязанности спортсмена соблюдать Общероссийские антидопинговые правила и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями, проходить допинг-контроль и предоставлять информацию о своем местонахождении в целях проведения допинг-контроля. Кроме того, Трудовой кодекс предусматривает обязанность тренера принимать меры по предупреждению нарушения спортсменом антидопинговых правил.
22 ноября 2011 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 26 и 261 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», позволяющий штрафовать и дисквалифицировать тренеров и врачей в области спортивной медицины за нарушение антидопинговых правил.
Также ежегодно обновляются редакции нормативно-правовых актов в области противодействия допингу в спорте. 14 июня 2011 года была утверждена новая редакция нормативно-правового акта о порядке проведения допинг-контроля; ежегодно Минспорта утверждает Перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, которые соответствуют Запрещенному списку ВАДА.

Что такое биологический паспорт спортсмена?

Биологический паспорт – это программа долговременного мониторинга биологических параметров спортсмена, изменения в которых косвенно свидетельствуют об использовании запрещенных препаратов или запрещенного метода. Данная информация может служить основанием как для внезапного тестирования, так и для применения санкций.
Программа биологического паспорта спортсмена разрабатывается с 2002 года. 1 декабря 2009 года было одобрено «Руководство по созданию и использованию биологического паспорта спортсмена», после чего все антидопинговые организации получили возможность использовать в своей работе программу биологического мониторинга.

Что такое «РУСАДА»?

Российское антидопинговое агентство «РУСАДА» является независимой организацией, осуществляющей комплекс мероприятий по выявлению и предупреждению нарушений антидопинговых правил на территории Российской Федерации.
Организация была учреждена в 2008 году по инициативе Федерального агентства по физической культуре и спорту в соответствии с Кодексом Всемирного антидопингового агентства и Международной Конвенцией о борьбе с допингом в спорте.
В состав учредителей «РУСАДА» входят Министерство спорта Российской Федерации, Олимпийский комитет России, Паралимпийский комитет России, Российский государственный медицинский университет, Российская академия образования, Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации».
Основными направлениями деятельности РУСАДА являются мероприятия допинг-контроля, реализация информационно-образовательных программ, пропаганда здорового и честного спорта, сотрудничество на национальном и международном уровнях.

С 1 января 2015-го года вступила в силу новая редакция Кодекса ВАДА (WADA - World Anti-Doping Agenсy (Всемирное антидопинговое агентство). Перемены назрели. Старая редакция Кодекса ВАДА 2009 была значительно переработана в направлении повышения эффективности как материальных, так и процессуальных правил, заложенных в мировую антидопинговую политику. До 2009-го года действовал Кодекс ВАДА 2003. Как видим, документ пересматривают редко, примерно раз в пятилетку.

В свете недавних скандалов с допингом и мельдонием в российском спорте стоит более детально присмотреться к тому, а что собственно поменяли в самом Кодексе WADA в 2015-м? Что принципиально нового появилось в мире антидопинга помимо очевидной тенденции расширения перечня препаратов, признаваемых допингом?

С принятием нового кодекса ВАДА ставила перед собой 3 конкретные задачи:

– сделать систему обнаружения допинга и последующего наложения санкций более эффективной,

– решать реальные проблемы современности,

– внести процессуальные усовершенствования.

Более того, документ прошел дополнительную аналитическую проверку на предмет соответствия международным концепциям прав человека и пропорциональности наложения санкций. В Кодексе ВАДА 2015 есть несколько прямых упоминаний прав человека (human rights): два упоминания во вступлении (’…эти специальные спортивные правила и процедуры сконструированы и применяются с учетом принципов пропорциональности и соблюдения прав человека’…) и одно упоминание в ст. 10.10 (финансовые последствия должны быть ‘пропорциональными’). Документ состоит из 4-х частей и 25 статей. Часть 1 посвящена общим вопросам управления допингом и налагаемым санкциям (состоит из 17 статей). Часть 2 посвящена образованию и исследованиям в области допинга (статьи 18-19). Часть 3 посвящена роли разных сторон и вопросам ответственности (статьи 20-22). Часть 4 посвящена принятию положений ВАДА, соответствию закрепленным в кодексе требованиям, вопросам изменений, дополнений и толкования положений Кодекса (статьи 23-25). Также в документе есть Приложение №1 (дефиниции) и Приложение №2 (примеры применения статьи 10 Кодекса, посвященной наложению индивидуальных санкций). И хотя статей в Кодексе всего 25, в совокупности с комментариями и обоснованием закрепления конкретных положений документ в целом довольно объемный – более 150 страниц.

Задача 1

Ранее в приоритете были точечные выборочные тесты спортсменов. Отныне акцент сделан на системной работе и добыче развединформации, направленные на выявление нарушений антидопинговых правил. Последние громкие дела, например, крушение легенды Лэнса Армстронга, были построены именно по этой схеме, что неоднократно доказало ее высокую эффективность по сравнению с силовым методом взятия выборочных проб. Конкретно в ст. 5 Кодекса в довесок к ‘тестированию’ вводится понятие ‘расследование". Расширена компетенция различных антидопинговых организаций (см ст. 11 и cт. 5.8 Кодекса) за счёт внедрения специального международного стандарта расследования, так называемого ISTI (International Standard for Testing and Investigations). Расписаны конкретные шаги по сбору, анализу, хранению и распоряжению информацией. Введен специальный стратегический ‘параметр риска", разработан технический документ, помогающий оценить различные степени риска (специальное дифференцированное меню, по которому данные спортсменов оцениваются в привязке к конкретным видам спорта, см ст. 6.4 Кодекса). Например, был значительно увеличен допустимый лимит содержания каннабиноидов (субстанция, довольно часто встречающаяся в анализах спортсменов, о которой в последние годы идет много споров). Какой уровень концентрации каннабиноидов признать недопустимой и приравнять к употреблению допинга? Содержащие каннабиноиды препараты часто используются в качестве приемлемого ‘бытового наркотика" вне соревновательной деятельности. В ст. 6.5 Кодекса был закреплен определенный порог, когда результаты теста сообщаются спортсмену и являются окончательными - уже не подлежат дальнейшему анализу и обсуждению. Также крайне важным нововведением стала презумпция научной доказанности используемых методов и принимаемых Агентством решений (ст. 3.2.1 Кодекса).

Задача 2

Необходимо решать реальные проблемы современности. Вопрос компетенции антидопинговых организаций и применяемых санкций к нарушителям. Наказанию может быть подвергнут не только спортсмен, но и профессиональная команда поддержки (например, врач, тренер, агент, помощники и тд). Ведь зачастую именно ‘люди вокруг спортсмена" с умыслом или без склоняют (рекомендуют, заставляют) его/ее употреблять допинг либо "сомнительные" препараты. Главное нововведение – увеличение срока максимально допустимой дисквалификации с 2-х до 4-х лет за умышленные нарушения антидопинговых правил. Стояла задача ужесточить наказание для (используя компьютерный язык) ‘настоящих читеров". Закреплено единое и универсальное толкования понятия "intentional" (умышленное). В законодательстве разных стран как только не толковали это понятие, что приводило к огромному количеству правоприменительных и доказательных проблем. См ст. 10.2.3 – ‘Нарушение должно быть совершено осознанно либо c грубой неосторожностью’ (with knowledge or reckless). При этом нарушения касаются только тех субстанций, которые запрещены именно в рамках соревнования (In-Competition). Например, спортсмен может доказать отсутствие умысла, что использовал(а) запрещенный препарат/субстанцию вне соревновательной деятельности.

«..Спортсмен либо иной человек, вовлеченный в деятельность, о которой он или она знали как нарушающей антидопинговые правила, либо знали, что существует значительный риск того, что подобная деятельность может стать нарушением или повлечь нарушение антидопинговых правил, и явно проигнорировали такой риск».

В случае небрежности при отсутствии умысла (no significant fault or negligence), повлекшей, тем не менее, нарушение антидопинговых правил, стояла задача внедрить более гибкую систему наказаний.

Например, как быть с продуктами и препаратами, как оказалось впоследствии, загрязненными опасными веществами? Если конкретный продукт/препарат нельзя причислить к конкретной субстанции, содержащейся в ‘черном списке"? Кодекс ВАДА 2015 в этом отношении стал куда более гибким по сравнению со старой редакцией Кодекса ВАДА 2009. Если спортсмен докажет, что с его стороны отсутствовал злой умысел, что имела место простая невнимательность (no significant fault or negligence), то наказание в зависимости от совокупности обстоятельстве и степени вины спортсмена может быть от 0 до 2-х лет дисквалификации. Российская теннисистка Мария Шарапова, скорее всего, попадет именно в эту категорию. Не больше 2-х лет дисквалификации при доказанности отсутствия умысла. Может быть и меньше с учетом всех обстоятельств ее дела. Хотя в контексте ужесточения борьбы с нарушителями и "показательной порки" (чтобы другим топовым спортсменам было неповадно, чтобы внимательно читали письма WADA и были максимально начеку) Шараповой могут дать "по полной" - все 2 года дисквалификации. В старой редакции Кодекса ВАДА 2009 "невнимательный" спортсмен минимально получал 1 год дисквалификации. Однако раньше, если спортсмены могли доказать отсутствие намерения улучшить качество своего выступления за счёт применения запрещенного препарата, то они могли рассчитывать и на сокращенный срок дисквалификации. В новом Кодексе ВАДА 2015 заложен посыл, что спортсмены могут рассчитывать на сокращение срока дисквалификации только в ситуации с 2-х летней дисквалификацией, если могут доказать конкретное соответствие правовой конструкции "No significant Fault or Negligence". Если был умысел – дисквалификация сразу на 4 года без смягчающих обстоятельств.

Также в список ответственных лиц отныне занесена и профессиональная команда поддержки спортсмена (врач, тренер, помощники и др. лица). Однако не в том смысле, что они несут полную ответственность за или вместе со спортсменом. Нет. На них ложится дополнительная дисциплинарная ответственность. Например, антидопинговая организация на национальном уровне уполномочена наложить на них конкретные дисциплинарные санкции (запретить использовать конкретные препараты в своей профессиональной практике). Иные лица-нарушители, которые входят/входили в команду того или иного спортсмена, в рамках отдельного административного/дисциплинарного/криминального разбирательства могут получить длительную профессиональную дисквалификацию. В Кодексе ВАДА 2015 появилась новая статья нарушения для спортсмена – запрет профессионально связываться с подобными людьми, то есть людьми, имеющими историю нарушений, так или иначе завязанных на допинге (будь то административный, дисциплинарный или криминальный процесс). См ст. 2.10 Кодекса.

Задача 3

Внести процессуальные усовершенствования. Стояла задача защитить интересы спортсмена и его(ее) права на надлежащий ход разбирательств (due process rights). Подобно существующему в классической судебной системе fair trial (общепризнанный принцип справедливости судебного разбирательства, соблюдение всех правил и процедур с учетом прав и обязанностей всех его участников). В Кодексе ВАДА 2015 более четко и широко раскрыто понятие fair hearing. Хотя в целом нельзя сказать на 100%, что все антидопинговые организации по всему миру сошлись (как и раньше не всегда сходились) в едином понимании заложенного ВАДА подхода fair hearing. Но это скорее отдельная тема для горячих споров и "потрошения смысла" для профессиональных правоприменителей, а также для философов и теоретиков права. В комментарии к ст. 8.1 Кодекса содержится ссылка на трактовку этого понятия в ЕКПЧ (статья 6.1 Европейской конвенции по правам человека) – ‘Timely, fair and impartial hearing’ (своевременное, справедливое и независимое слушание дела).

Процессуальные поправки в новой редакции Кодекса ВАДА в том числе учитывали и процедуры международного спортивного суда в Лозанне (CAS). В самом начале уже было отмечено о закреплении новой презумпции в ст. 3.2.1 Кодекса: ‘аналитические методы либо ограничительные решения, одобренные ВАДА после консультаций с соответствующим научным сообществом, ставшие предметом независимой экспертизы’ признаются научно доказанными. Любая попытка их оспорить должна быть сообщена в ВАДА, которая отныне имеет право в любой момент подключиться к разбирательству в CAS и потребовать у судебной коллегии назначить независимого эксперта необходимой квалификации для подтверждения соответствующего научно доказанного факта. Другое нововведение заключается в том, что стороны спора по обоюдному согласию могут не прибегать к предварительным слушаниям, а сразу перейти к полноценному разбирательству по антидопинговому делу в CAS (на практике зачастую эта предварительная стадия означает для сторон лишь дополнительные финансовые затраты, чтобы просто-напросто согласовать все нюансы, подтвердить готовность и серьезность намерений сторон переводить спор в юрисдикцию окончательного решения CAS). См ст. 8.5 Кодекса. Также был введен новый для ВАДА элемент - перекрестные и сопутствующие апелляции сторон на разного рода решения (на решения, которые влекут наложение санкций, так и на решения, которые не влекут наложение санкций).

Подведем короткий итог. Что нового привнес Кодекс ВАДА 2015 в мировую антидопинговую политику? Был сделан акцент на новых информационных инструментах и методах выявления случаев употребления допинга, было начато выстраивание новой информационной системы. Было введено более жесткое наказание для спортсменов, злонамеренно принимающих допинг. Была внедрена более гибкая система наказаний для спортсменов, уличенных в применении допинга по неосторожности или невнимательности. Были созданы дополнительные механизмы для привлечения к ответственности членов профессиональной команды поддержки спортсмена (врачи, тренеры и др). А также были усовершенствованы и конкретизированы некоторые процессуальные правила в рамках антидопинговых разбирательств. Крайне важную роль играет работа CAS и его правоприменительная практика с 2015-го года уже в свете новых правил ВАДА. Но это уже отдельная тема для анализа.