ПАРИТЕТ (военно-стратегический)

ПАРИТЕ́Т военно-стратегический, равенство стран или групп стран в области вооруженных сил и вооружений.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ПАРИТЕТ (военно-стратегический)" в других словарях:

    Военно стратегический равенство стран или групп стран в области вооруженных сил и вооружений … Большой Энциклопедический словарь

    См. также: Баланс сил (геополитика) Стратегический паритет состояние международных отношений, обеспечивающее равную вероятность победы в случае вооруженного конфликта для потенциально конфликтных сторон, война между которыми неизбежно вызывает… … Википедия

    А; м. [от лат. paritas (paritatis) равенство] 1. Принцип равенства и равноправия сторон в чём л. П. сторон в трудовом споре. 2. Экон. Соотношение валют разных стран в золоте. Монетный п. (соотношение между валютами разных стран в эпоху обращения… … Энциклопедический словарь

    - (ВВС СССР) Флаг советских Военно воздушных сил Годы существования … Википедия

    Военно воздушные силы России … Википедия

    - 中国人民解放軍海軍 Военно морской флот Народно освободительной армии Китая Эмблема ВМФ НОАК Годы существования с 23 апреля 1949 года Страна … Википедия

    ПАРИТЕТ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ (БАЛАНС СИЛ) - – уравновешенность войск (сил флота) и обычных вооружений противостоящих государств (их коалиций) по интегральным характеристикам их боевой мощи и боевым возможностям в определенном регионе мира. Под стратегическим паритетом (“равенством в… …

    ПАРИТЕТ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ В СИЛАХ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ - примерное равенство количества, состава, качественного состояния, боеготовности, боеспособности в решении стратегических, оперативных и тактических задач в различных условиях вооруженной борьбы с применением обычных сил и средств. Определяется… … Война и мир в терминах и определениях

    РАВНОВЕСИЕ ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКОЕ - (стратегический паритет, «равенство в мускулах») примерное количественно качественное равенство (паритет, симметрия) противостоящих сторон в силах и средствах для ведения вооруженной борьбы, прежде всего, в ядерных и обычных высокоточных видах… … Война и мир в терминах и определениях

    Ядерный паритет ситуация, когда противостоящие государства сверхдержавы (и их союзники) обладают сравнимыми возможностями стратегических ударных ядерных сил. Поскольку одновременно сверхдержавы имели и крупнейшие вооружённые силы (основой… … Википедия

Вторая половина 1960-х в международных отношениях характеризовалась обострением «холодной войны». Но к концу десятилетия намечаются новые тенденции. После Карибского кризиса, когда мир оказался на грани ядерной войны, пришло понимание невозможности использования атомного оружия в решении международных конфликтов. Всем стало ясно, что победителей в такой войне быть не может. Поэтому противоречивость международного положения заключалась, с одной стороны, в последовательном выравнивании уровня ядерных потенциалов между НАТО и ОВД и складывании стратегического паритета СССР и США, а с другой - в потеплении международных отношений, которое получило название «разрядки». Между Востоком и Западом продолжалась ожесточенная борьба за страны «третьего мира». Нередко это соперничество приводило к локальным военным конфликтам (Вьетнам, 1965 г., арабо-израильская война 1967 г.). Большое влияние на расстановку сил на международной арене стал оказывать Китай. Нарушалось былое единство и в странах социалистического лагеря.

В условиях наращивания в мире ядерного потенциала одним из основных направлений советской внешней политики стала борьба за достижение военно-стратегического паритета между Востоком и Западом. И хотя он был достигнут в 1969 г., все же советское руководство рассматривало наращивание вооружений и их совершенствование как составную часть борьбы за мир.

Изменение внешнеполитического курса Советского государства положительно повлияло на отношения с Западом. Расширились контакты с Францией. Ее президент Шарль де Голль посетил Москву летом 1966 г. В 1966-1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско-французские экономические связи, началось сотрудничество в области изучения и освоения космического пространства. Новый президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 г. документ «Принципы сотрудничества между СССР и Францией».

После подписания Хельсинского Заключительного акта Советский Союз, почувствовав себя хозяином в Восточной Европе, стал размещать в ГДР и Чехословакии новые ракеты среднего радиуса действия (СС - 20), ограничение которых не предусматривалось имеющимися договорами. Это вызвало ответную реакцию США.

Начался новый виток гонки вооружений. Наступил конец «разрядки». В США велись работы над программой «стратегической оборонной инициативы» (СОИ), которая предусматривала выведение ядерного оружия в космос. Кризис советской экономики не позволил сохранить военное равновесие, появляется тенденция технологического отставания в производстве вооружений. Позиции СССР в мире начинают слабеть.

В период напряженности на мировой арене между разными странами и/или идеологическими лагерями многих людей волнует один вопрос: а что будет, если война все-таки начнется? Сейчас 2018 год и весь мир, в частности Россия, проходят сейчас через такой период в очередной раз. В такие моменты единственным сдерживающим фактором, который препятствует началу реальной войны, становится военный паритет между странами и блоками, а фраза «хочешь мира, готовься к войне» приобретает особенную актуальность и смысл.

Что это такое - теория

Военно-стратегический паритет (ВСП) - это примерное равенство между странами и/или группами стран в качественном и количественном наличии ракетно-ядерного и иного вооружения, в их способности к разработке и производству новых видов стратегического наступательного и оборонительного вооружения, что обеспечивает эквивалентную возможность нанесения ответного (ответно-встречного) удара с причинением неприемлемого для стороны-агрессора ущерба.

Для соблюдения ВСП необходимо учитывать не только стратегическое оружие, но и производственные мощности, чтобы предотвратить гонку вооружений.

Что это такое на практике

На практике военно-стратегический паритет - это основа международной безопасности, которая была установлена по окончании Холодной войны при принятии советско-американского соглашения об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) в 1972 году.

В основе ВСП лежит принцип равных возможностей, прав и одинакового соотношения сторон именно в военно-политической сфере. В первую очередь сегодня речь идет о ракетно-ядерном вооружении. И данный принцип является базовым при проведении переговоров по сокращению и ограничению вооружения, а также предотвращению создания новейших видов (опять же, в первую очередь ядерного оружия).

Речь идет не об абсолютном зеркальном равенстве, а именно о возможности нанести непоправимый и неприемлемый ущерб стране-агрессору, вплоть до полного ее уничтожения. Однако речь идет не о том, чтобы постоянно наращивать свою военную мощь, тем самым нарушая баланс сил, а именно о равенстве в военно-стратегических потенциалах, так как данный паритет может быть нарушен и интенсивной гонкой вооружений одной из противостоящих сторон. Военно-стратегический паритет - это именно равновесие, которое может быть нарушено в любой момент с помощью создания оружия массового поражения, которого нет у других стран или от которого нет у них защиты.

Как уже было сказано выше, ВСП опирается в основном на оружие массового поражения и в первую очередь на ракетно-ядерный паритет. При этом являются базой, материальной основой ВСП и равновесно выражают сочетание количества и качества вооружения каждой из сторон. Это приводит и к равновесию боевых возможностей, и к возможности гарантированного использования оружия для решения военно-стратегических задач государства при самых пессимистичных для него сценариях.

Военно-стратегический паритет СССР и США

Примерно около двух десятков лет после окончания Второй мировой войны СССР имел стратегическое отставание в ядерном вооружении от Соединенных Штатов Америки. К 70-м годам оно было сокращено, и было достигнуто относительное равновесие в военном потенциале. Этот период известен в истории как Холодная война. На грани вооруженного противостояния очень большую роль в предотвращении начала горячей войны сыграла миролюбивая и добрососедская политика СССР и других стран соцлагеря, а также то, что руководители капиталистического мира проявили здравый смысл и не продолжили нагнетать ситуацию, которая грозила выйти из-под контроля.

Именно значительные успехи Советского Союза в проектировании и производстве стратегического вооружения помогли СССР в достижении военно-стратегического паритета с США. Это и привело обе стороны к переговорному процессу, так как они осознали, что ни одна из стран в будущем уже не сможет достичь сколько-нибудь существенного превосходства без нанесения себе и своим союзникам серьезного урона в виде ответного военного удара.

Наличные силы СССР к 1970 году состояли из 1600 ПУ МБР, 316 ПУ БРПЛ на 20 РПК СН и примерно 200 стратегических бомбардировщиков. Соединенные Штаты превосходили Советский Союз численностью, однако военные эксперты обеих стран сходились на том, что в качественном соотношении существенной асимметрии не было.

Одна из задач, которую решает военно-стратегический паритет, - это препятствие для стран и групп стран решать свои геополитические вопросы с помощью ракетно-ядерного вооружения. В то время паритет называли равновесием страха. По своей сути так оно остается и теперь, и кажется, что от необдуманных действий некоторые страны останавливает именно страх перед неизвестностью.

Документы

Гарантами паритета были документы, на счет которых велись продолжительные и очень сложные переговоры:

  • ОСВ-1 - договор об ограничении стратегических вооружений 1972 г.;
  • ОСВ-2 - договор об ограничении стратегических вооружений 1979 г.;
  • ПРО - договор по противоракетной обороне 1972 г. - ограничение развертывания систем противоракетной обороны - действовал до 2002 года, когда американцы в одностороннем порядке вышли из договора;
  • дополнительный Протокол к договору ПРО о сокращении районов размещения.

К 1980 г. военно-стратегический паритет СССР к США составлял 2,5 тысячи носителей, 7 тысяч ядерных зарядов, тогда как у США - 2,3 тысячи носителей и 10 тысяч зарядов.

Все договоры носили ограничительный характер по количеству ядерного оружия и закрепляли принцип безопасности в области вооружения наступательной направленности.

Заключение

Такое решение острого вопроса привело к потеплению отношений между странами: заключалось множество договоров и соглашений в сферах торговли, судоходства, с/х, транспорта и многих других.

Несомненно, подписание договоров и соглашений об ограничении вооружений стало позитивным явлением для всего мира. Но ухудшение отношений между США и Ираном, афганский вопрос, политика Соединенных Штатов в разных уголках мира (в Африке и на Ближнем Востоке), украинский, крымский и сирийский вопросы нанесли очень серьезный удар по процессу дальнейшего мирного существования и поставили мир на грани очередной холодной войны.

И на сегодняшний день такое шаткое равновесие удерживается с помощью относительного равенства сил при возможном глобальном конфликте. Поэтому военно-стратегический паритет - это очень серьезный сдерживающий фактор для тех стран, которые считают, что они единолично диктуют свои интересы всему миру и пытаются подчинить всех своей воле.

Начиная с 1973 г. шел самостоятельный переговорный процесс между представителями НАТО и ОВД о сокращении вооружений. Однако желаемого успеха здесь достигнуто не было из-за жесткой позиции стран Варшавского Договора, превосходивших НАТО по обычным видам вооружений и не желавших их сокращать.

После подписания Хельсинского Заключительного акта Советский Союз почувствовал себя хозяином в Восточной Европе и начал устанавливать в ГДР и ЧССР новые ракеты среднего радиуса действия СС-20, ограничение по которым не было предусмотрено соглашениями по ОСВ.В условиях кампании по защите прав человека в СССР, резко активизировавшейся на Западе после Хельсинки, позиция СССР стала исключительно жесткой. Это вызвало ответные меры со стороны США, которые после отказа Конгресса ратифицировать ОСВ-2 в начале 1980-х годов разместили в Западной Европе "крылатые ракеты" и ракеты "Першинг", способные достигать территории Советского Союза. Таким образом, между блоками на территории Европы установился военно-стратегический баланс .

Гонка вооружений крайне негативно сказывалась на экономике страны, военно-промышленная ориентация которой не уменьшалась. Общее экстенсивное развитие все больше сказывалось и на "оборонке". Достигнутый в начале 1970-х годов паритет с США касался прежде всего межконтинентальных баллистических ракет. Уже с конца 1970-х годов общий кризис советской экономики стал оказывать негативное воздействие на оборонные отрасли. Советский Союз начал постепенно отставать по отдельным видам вооружений. Это обнаружилось после возникновения у США "крылатых ракет" и стало еще более очевидно после начала работы США на программой "стратегической оборонной инициативы" (СОИ). Руководство СССР с середины 1980-х годов начинает отчетливо осознавать это отставание. Истощение экономических возможностей режима обнаруживается все полнее .

Помощь "развивающимся странам"

Вторым, не менее существенным, источником разорения страны становится постоянная помощь "развивающимся странам". По существу, эта помощь охватывала все сферы: направлялись для работы советские военные и гражданские специалисты, давались огромные льготные долговременные кредиты, осуществлялись поставки дешевого вооружения и сырья. В СССР обучалось огромное количество иностранных студентов. Получило развитие и крупномасштабное капитальное строительство в "третьем мире". Только в годы девятой пятилетки (1971-1975) с помощью СССР в "освободившихся странах" было построено около 900 промышленных объектов. За редким исключением, эти советские кредиты до сих пор никто не собирается возвращать, а за "помощь" благодарить.