a) человек вышел из природы, его здоровье и способности во многом предопределяются природой. Пример способностей: музыка, спорт, наблюдательность.

b) Природа и человек состоят из сходных химических элементов: углерод, железо, калий, кальций, вода

c) Сходство законов функционирования: смена поколений, естественный отбор, сохранение массы и энергии.

  1. влияние природы на человека:

a) природа – источник удовлетворения основных потребностей человеческой жизни (пища, одежда, жилище) в естественном или переработанном виде.

b) Природа влияет на направленность человеческой деятельности и является источником средств производства (Испания, Италия, Великобритания – мореплавание, Монголия – скотоводство, земледелие).

c) Природа влияет на темпы развития самого человека и целых народов. Наиболее благоприятным регионом для развития человека и общества является регион между северным и южным тропиком, а крайний север и крайний юг тормозят развитие людей и народов.

  1. воздействие человека на природу:

a) позитивное, когда человек добивается своих целей при воздействии на природу.

b) Негативное – это экологические проблемы. 2 причины экологических проблем: 1 – недостаточное развитие науки, 2 – корыстные интересы людей. Пути разрешения экологических проблем: 1 – дальнейшее развитие науки (утилизация отходов, очистные сооружения фильтры…), 2 – воспитание людей. Экологические проблемы относятся к числу глобальных проблем современности. Слово «глобальные» происходит от английского global – всеобщий и от латинского слова globus. Глобальные проблемы затрагивают интересы всего человечества в целом, и для их разрешения недостаточно усилий какого-либо одного человека или даже государства, требуются усилия всего человечества.

Взаимосвязь человека и общества.

  1. единство человека и общества. Общество состоит из людей, а человек не может жить без общества.
  2. воздействие общества на человека: коллективизм, воспитание, отчуждение.
  3. воздействие человека на общество: индивидуализация, человечность (гуманизм), разобщенность, социализация, то есть процесс противоположный воспитанию.

Жизнь и смерть, смысл жизни человека и общества.

Жизнь человека имеет несколько измерений:

  1. биологическое
  2. культурологическое
  3. духовно-нравственное
  4. генетическое

Пути достижения бессмертия человека:

  1. поиски эликсира молодости, бальзамирование
  2. деятельность самого человека, чтобы она оставила след в жизни следующих поколений, в их памяти
  3. генная инженерия, пересадка органов
  4. клонирование

Смысл жизни – это наиболее общее оценочное понятие, отражающее цели существования человека и общества. Смысл жизни разный у разных людей. Для одного это семья, для другого – деньги, для третьего – карьера. При этом надо иметь в виду, что если у разных людей смысл жизни совпадает, то могут значительно отличаться пути его достижения. Если для понимания смысла жизни человека философия дает теоретический материал и возможность размышлений, то для понимания смысла жизни общества это сделать гораздо труднее. Что же касается смысла существования человечества, то современная наука пока не в состоянии дать ответ на этот вопрос, потому что для такого ответа нужно сказать, для чего человечество появилось на Земле.

СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

Сознание – это высший уровень психической активности человека, свойство особым образом организованной материи (мозг и нервная система человека), высшая форма отражения действительности, существующая в виде идеальных образов, содержанием которых является знание о человеке и окружающем его мире.

Познание - это процесс отражения в сознании человека окружающего мира.

Таким образом, сознание – это орган человека, а познание – процесс работы этого органа.

Структура сознания:

  1. по способу взаимодействия с окружающим миром: знание, эмоции, воля.
  2. по объекту отражения: сознание (отражает окружающий мир), самосознание (отражает самого человека).
  3. по типу отражения: рассудок, разум, чувства

Функции сознания:

  1. мировоззренческая
  2. методологическая
  3. познавательная
  4. аксиологическая
  5. целеполагающая
  6. управленческая
  7. корректирующая
  8. коммуникативная

Структура процесса познания:

  1. субъект – это тот, кто познает. Виды субъекта познания: человек, группа людей (например, сообщество ученых), общество в целом.
  2. объект познания – это то, что познает субъект. Виды объектов познания:

a) первичные объекты познания (объекты бытия)

b) объекты, созданные людьми (вторая природа: здания, машины, механизмы, дороги, мосты, метро…)

c) третичные объекты познания (идеализированные теоретические модели (например, земная ось)).

Кроме объекта познания выделяют еще предмет познания. Предмет познания это та сторона или средство объекта познания, которая непосредственно интересует субъект познания.

  1. средства познания – это то, с помощью чего субъект познает объект.

К анализу форм познания существует 2 основных философских подхода:

  1. выделяют такие формы познания:

a) факт действительности

b) факт сознания – это осмысленный нашим сознанием факт действительности

c) проблема – это противоречие в результате познания с ранее имевшимися сведениями

d) гипотеза – это предположение о разрешении проблемы

e) доказательство

f) доказанная гипотеза становится теорией

g) методология – это совокупность близких по смыслу теорий.

Но! Необходима обратная связь от доказательства к гипотезе.

  1. предполагает выделение форм чувственного познания и форм логического познания. Форма чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и признаков предмета. Восприятие – это отражение в сознании человека предмета в целом. Представление – это воспроизведение в сознании человека ранее воспринимавшихся предметов. Форма логического познания (или рационального познания): понятие, суждение, умозаключение.

Виды познания:

  1. чувственное познание
  2. рациональное (логическое) познание.

Типы познания

  1. эмпирическое познание (задача: собрать факты)
  2. теоретическое познание (задача: проанализировать и осмыслить эти факты)

Результатом познания может быть:

  1. истина – это правильное отражение окружающего мира в сознании человека
  2. заблуждение – это неправильное отражение окружающего мира в сознании человека
  3. ложь – это сознательное искажение истины об окружающем мире (напр. Софисты)

Для отличия этих результатов друг от друга используются следующие критерии:

  1. критерием отличия заблуждения от лжи является преднамеренность
  2. критерием отличия истины от заблуждения и лжи является общественно-историческая практика всего человечества, так как каждому новому поколению людей нет необходимости «изобретать велосипед и микроскоп», можно воспользоваться результатами деятельности предыдущих поколений.

Человек и природа неразрывно связаны между собой. Мы в огромной степени зависим от окружающего нас мира. Еще не так давно господствовало мнение, что человек является царем природы, ее полноправным хозяином. Однако на сегодняшний день ясно, что мы - всего лишь крошечная частица в мире.

Взаимодействие человека с природой может быть гармоничным только тогда, когда мы уважительно и бережно относимся к ее дарам. Люди составляют единое целое с окружающей средой, поэтому должны нести ответственность за свои действия и оценивать их последствия.

Человек - неотъемлемая часть мира

В процессе своей жизнедеятельности мы во многом зависим от природы. Она дает нам столь необходимые вещи, как воздух, вода, свет, пища. Только от нас зависит, в каком виде мы сохраним все эти ценные ресурсы для себя и последующих поколений. Население во всех уголках планеты развивается, строит свой быт и трудовую деятельность, ориентируясь на природные условия, климат в месте проживания. Образ жизни людей, живущих у теплого моря, сильно отличается от жизни в суровых северных условиях.

Несмотря на свою, казалось бы, довольно сильную способность менять природные условия, изменять русла рек и ландшафт, человечество по-прежнему сильно зависит от среды обитания. Такие катаклизмы, как извержения вулканов, землетрясения, цунами и многие другие способны уничтожить целые города и даже цивилизации. Экономическое развитие и создание новых прогрессивных технологий также не представляется возможным без использования природных ресурсов.

В последние десятилетия все более очевидным становится тот факт, что природа не может бесконечно удовлетворять все потребности людей, если те не будут ничего давать взамен. Основой гармоничной жизни должно стать осознание, что человек является неотъемлемой частью окружающего мира, а, значит, должен заботиться и охранять его, разумно использовать все ресурсы без вреда для природы.

Как человечество влияет на Землю

С тех пор, как человек стал разумным и получил возможность использования орудий труда, начинается его влияние на окружающие условия и их изменение. Под воздействием наших сил произошло множество изменений в окружающей среде, как положительных, так и негативных. К позитивным сторонам влияния людей можно отнести создание национальных парков и заповедников, где многие редкие виды животных и растений стало возможным сохранить от исчезновения. Такая деятельность позволяет расширить биологическое разнообразие существующих на планете видов. Создавая искусственные оросительные системы, мы помогаем увеличить площадь плодородных почв и эффективно их использовать.

К сожалению, от неразумных и непродуманных действий людей природа терпит большой ущерб. Например, вырубка лесов разрушает естественную среду обитания многих животных и растений, ведет к снижению выработки кислорода, что, в свою очередь, неизбежно вызывает глобальное потепление. На месте вырубленных лесов зачастую образуются пустыни, поскольку после исчезновения деревьев верхний плодородный слой почвы легко размывается.

Быстрый рост населения приводит к тому, что для его обеспечения пищей приходится применять новые технологии в сельском хозяйстве. Если раньше плодородную почву не эксплуатировали постоянно, давая ей некоторое время отдохнуть, то сейчас люди распахивают все новые площади и используют их без перерыва, тем самым снижая плодородие.

Для более быстрого роста применяют современные удобрения, которые оказывают отрицательное влияние на грунт и воду. Мы строим огромное количество заводов, но мало заботимся о том, какое количество отходов они выбрасывают в атмосферу и сколько мусора оказывается в воде. В Тихом океане существует огромная зона, сплошь покрытая плавающим по поверхности мусором, что неизбежно ведет к вымиранию многих видов океанических животных. Города, стоящие на пресноводных реках, ежедневно сбрасывают в них канализационные отходы, отходы промышленного производства.

Таким образом, мы не только вредим природе, но и загоняем себя в ловушку, сокращая количество пригодной для питья воды. Отсутствие пресной воды уже сейчас является большой проблемой в некоторых районах планеты.

Если мы хотим научиться не столь губительно влиять на природу, стоит предпринять несколько несложных действий:

  • для эффективного и рационального использования минеральных ресурсов нужно совершенствовать способы их добычи, уменьшая количество отходов и вредных выбросов;
  • использовать ресурсы животного и растительного мира нужно в таких количествах, чтобы это не приводило к исчезновению отдельных видов.
  • необходимо широко внедрять применение альтернативных источников энергии в быту и производстве.

Для более детального ознакомления с темой рекомендуется просмотреть познавательные презентации , где вся информация изложена в доступной и понятной форме. Чем скорее человечество начнет более бережно относиться к природе, тем лучше мы сможем сохранить всю ее красоту и богатство для наших детей и внуков.

Люблю иногда выбраться на рыбалку, где так сильно ощущается единение с природой. Но, к сожалению, несмотря на все, что дает нам окружающий мир, мы не всегда отплачиваем ему тем же, порой варварски разрушая то, что делает нашу планету такой прекрасной...

Связь человека с природой

Природа и человечество тесно взаимосвязаны, поскольку человек не что иное, как часть природы. Мало кто задумывается над этим, но мы всецело зависим от того мира, что нас окружает, а выражение «человек царь природы» не совсем верно. На самом деле, мы всего лишь ее мельчайшие частички. Что касается связей, то можно выделить следующее:

  • мы получаем от нее воду и пищу, воздух, а сельское хозяйство чрезвычайно зависит от условий погоды;
  • от окружающего мира зависит образ жизни человека. Например, жизнь на побережье весьма отличается от проживания в лесах;
  • природные ресурсы определяют экономическое развитие человечества;
  • стихийные явления, например, землетрясения и ураганы вносят изменения в привычный уклад жизни.

Но эти связи взаимны, и человек также оказывает влияние на природу.


Как человек влияет на природу

Человечество сильно изменило окружающую среду, и по большей мере изменения носят негативный характер. Что касается позитивных сторон, то можно отметить создание заповедников и парков для сохранения редких и исчезающих видов. Однако стоит учесть, что сама необходимость создания таких зон возникла ввиду разрушения человечеством сложившихся экосистем. Поэтому, можно утверждать, что необдуманные действия человека наносят природе непоправимый ущерб. Это и вырубка леса, что влечет разрушение среды обитания для животных, и нарушение режима рек, что становится причиной опустынивания.


Приумножение человечества создает проблему обеспечения продовольствием, а это вынуждает применять новые технологии в сельском хозяйстве. Эксплуатация почв способствует снижению плодородия и заставляет вносить удобрения, что крайне негативно сказывается на самом грунте и подземных водах. И, конечно, отходы промышленности, которые загрязняют все оболочки нашей планеты.

Нематериальные связи человека и природы очень сильны, но наша современная наука, основанная на физических процессах не учитывает этого, осознанно или по незнанию….

Сегодня мир стоит на распутье: либо пойти путём осознания и исправления, либо подвергнуться тяжким страданиям.

Воздействие Человека на Природу.

Сегодня уже многие видные ученые – геофизики, климатологи, экологи, биологи и другие рассматривают нашу планету как высокоорганизованный, энергонасыщенный и самонастраиваемый единый организм, в котором мы являемся высокоактивной частью.

Однако, к сожалению, большая часть общества еще далека от таких взглядов. Человек оторвался от единства с природой, объявив себя хозяином планеты. Развил хищническое, ничем не обоснованное потребление земных ресурсов, приводящее к катастрофическим последствиям.

Примеров тому достаточно. Это и добыча нефти на морском шельфе, и выработка подземных ископаемых, приводящая к образованию коллоссальных пустот c последующими провалами в земле и даже с локальными землетрясениями.

Совершенно непродуманное отношение к водным и лесным ресурсам планеты, ведущее к острому дефициту пресной воды.

Нарушается существовавший сотни тысяч лет баланс взаимоотношений между человеком и природой, обеспечивающий комфортность существования его как вида.

Взаимосвязь между Человеком и средой.

Сегодня многие ученые подтверждают связи человека не только с биосферой, но и с планетой Земля в целом.

Так, например, ведущие российские геофизики - профессор, доктор геол. мин. наук А. Н. Дмитриев и кандидат геол. мин. наук И. Н. Яницкий наглядно показали, что окружающая среда в жизнедеятельности человека является определяющим фактором, а человек со своей стороны выступает как активный элемент, видоизменяющий окружающую среду.

Поддержание баланса всех систем жизнеобеспечения человека является первостепенной задачей его выживания. Однако в последние десятилетия нарушение баланса, необходимого для комфортного существования, принимает все более угрожающий характер.

Так, например, модифицированные продукты питания, загрязненные питьевая вода и воздух в конечном итоге приводят к генетическим мутациям человеческого организма.

К этому необходимо добавить исчезновение животных и растительных видов, являющихся на протяжении тысячелетий жизненно необходимым источником существования человека.

Наблюдающаяся сегодня массовая гибель пчел грозит человечеству глобальным голодом, ввиду того, что без пчел не будет опыления многих необходимых человеку растений. Это касается цитрусовых, яблок, орехов, дынь, лука, кабачков, фасоли, перца, баклажанов, помидоров, огурцов, кофе, какао, ягод, и т. д.

Дальнейшее игнорирование нами природных законов и в первую очередь закона динамического равновесия всего земного организма не может оставаться без ответа. Рано или поздно природа должна была включить защитные механизмы.

Так случилось, что в последние сотни лет академическая наука не считала и не считает нужным рассматривать сознание как активный элемент всей космофизической системы. Вселенную представляют наполненной лишь веществом и энергией, но не информацией.

Лишь в квантовой физике в последние десятилетия некоторые ученые, как, например, М.Б.Менский стали вводить параметр сознания в теоретические модели.

Однако, не только объекты микромира при взаимодействии с наблюдателем, но и Земля в целом, как единый организм, по утверждению многих специалистов - астрофизиков, геофизиков и других обладает, при взаимодействии с человеком, разумными свойствами.

В связи с этим весьма любопытную гипотезу предложил в 1977 году в США известный специалист в области психиатрии профессор М. Персингер (M.A.Persinger). Рассматривая сверхнизкочастотную область геофизики, он выдвинул следующую гипотезу “геопсихизма”.

«Наши сознания приходят в психорезонанс при сильном эмоциональном возбуждении и начинают активно влиять на геофизические параметры планеты.

При этом наиболее обобщающим эмоциональным состоянием, которое объединяет всех людей в одну группу ощущений, является страх.

Оказалось, что если одновременно перепугать 500-600 млн. людей, то геомагнитное поле Земли активно среагирует на этот соборный страх переходом в буревой режим».

Но если так сильно воздействует коллективный страх, то, возможно, и другие эмоции не менее активно влияют на геомагнитное поле.

Экспериментальные наблюдения взаимосвязи Человека с Природой.

Массовый накал страстей в обществе порождает поток негативной психофизической энергии, которая накапливается как во внешнем, так и во внутреннем пространстве Земли.

При этом возможна трансформация одного вида энергии в другой. С достижением критической величины накопленная энергия сбрасывается в виде землетрясений и других стихийных бедствий. Как утверждает известный ученый доктор тех. наук В. Д. Плыкин: ” это мы, люди своими черными душами, своими грязными помыслами, своей взаимной друг к другу злобой вызываем землетрясение или ураган в какой-то части нашей планеты”.

Когда геофизиками (И.Н.Яницкий, А.Н.Дмитриев.) была проведена профессиональная оценка этого положения, то оказалось, что сейсмические частоты и эмоции людей лежат в одном диапазоне: от 0,7 до 100 герц.

При этом психическая энергия, по мнению ученых, не задерживается вещественной материей и, следовательно, совершенно не важно, в каком месте находится очаг эмоциональной напряженности.

В местах геологических напряжений в любой точке Земли общепланетарные человеческие эмоции могут стать решающим толчком для реализации сценария «природного» катаклизма по типу «эффекта бабочки».

Отсюда и следует непротиворечивость выводов сейсмологов о том, что любой мощности землетрясение может возникнуть в любом месте. И, следовательно, в перечне причин крупных землетрясений не последнее место будут занимать землетрясения, вызванные психофизическими потоками.

Наблюдения за геомагнитными полями, регулярно проводимые российскими геофизиками на протяжении последних ста лет на территории страны ясно демонстрируют корреляцию между потрясениями в России, магнитными отклонениями и землетрясениями.

Вполне закономерно, что наиболее сильные геомагнитные отклонения с последующими катастрофическими землетрясениями пришлись на период Великой Отечественной войны с 1941 по 1946 года, что соответствует наибольшему эмоциональному потрясению многомиллионного населения страны.

Без сомнения, данные выводы ученых для части читателей покажутся поставленными с ног на голову. То есть, как будто, причина и следствие переставлены местами. Однако в данном случае присутствует взаимпроникающее влияние одного в другое.

То есть, коллективные человеческие сильные эмоции вызывают магнитные отклонения, которые в свою очередь оказывают обратное влияние на людей.

Но, как утверждают некоторые ученые, психическая энергия является наиболее сильным видом энергии, воздействующей на всю окружающую нас среду. Академической науке этот вид энергии все еще не известен, хотя многие видные представители научного сообщества солидарны с М. Персингером.

Сибирские геофизики не раз в своих исследованиях на Алтае фиксировали, что в некоторых местах отрицательное эмоциональное состояние приводит к изменению напряженности геомагнитного поля.

Во время проводимых измерений, в районе активного пятна, оператор заметил, что присутствие одного из сотрудников в зоне замера резко увеличивает значение напряженности магнитного поля. Были сознательно проведены эксперименты по воздействию психофизического поля человека на показатели магнитометрических приборов.

Выбрали два крайних мужских эмоциональных типа сотрудников: один - стойкий оптимист, во всех ситуациях он видел только хорошее; другой - пессимист, все, что ни происходило, для него было плохо.

На этих двух «ярких личностях» ученые и решили проверить воздействие психофизического поля на геомагнитное поле в разных эмоциональных состояниях.

Когда в активную точку поместили пессимиста, приборы показали падение напряженности магнитного поля на 90 нТл. Следуя программе испытаний, пессимист вспомнил самое радостное событие в его жизни.

Приборы зафиксировали подъем напряженности на 35 нТл. Следующим был оптимист. Вспоминая самое грустное событие из жизни, он сумел снизить напряженность на 16 нТл. При радостном воспоминании приборы показали 1000 нТл.

Этими экспериментами ученые продемонстрировали реальное воздействие человеческого сознания на окружающее пространство. Кроме того, были проведены измерения геомагнитного поля в районе крупных городов России.

Оказалось, что в городе с населением свыше 200 тысяч наблюдается резкое падение магнитной напряженности.

В объяснение этого факта геофизики, во главе с профессором А.Н. Дмитриевым, считают, что «отрицательное магнитное поле возникло от длительного проживания на этой земле людей, обладающих значительной силой отрицательных эмоций».

В подтверждение своих слов они приводят данные спутниковой регистрации изменения геомагнитного поля на территории России, полученные за последние 10 лет. Так на Кавказе, где длительное время наблюдается взрыв отрицательных эмоций, фиксируется катастрофическое убывание геомагнитного поля.

Если согласиться с мнением именитых ученых, что Земля вместе с нами является единым организмом, а наша психическая энергия - активно действующим на нее фактором, то можно понять обнаруженную геофизиками прямую зависимость между массовой фобией и падением напряженности магнитного поля.

Все наши беды – продукт нашего эгоистического сознания, направленного лишь на удовлетворение своих гипертрофированных желаний. В результате человеческий фактор становится причиной катастрофического хода процесса перемен на планете.

Если учесть, что психическая энергия весьма действенна, то не приходится удивляться, что наша частная реакция, а тем более массовая, непосредственно вызывает эффекты планетарного масштаба.

Лишь Добро и Любовь к окружающему нас миру (обществу, природе) приведут к ослаблению негативных процессов и в итоге к равновесию с Природой.

ДРУГИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ:

ЧТО СКРЫВАЕТ ОТ НАС ОФИЦИАЛЬНАЯ НАУКА? ПОДМЕНЫ И ИСКАЖЕНИЯ В ОФИЦИАЛЬНОЙ НАУКЕ, препятствующие дальнейшему гармоничному развитию науки и технологий человечества в единстве с Природой и Космосом:

НАША ПЛАНЕТА НАЧАЛА ЖИТЬ В ДРУГОМ ИЗМЕРЕНИИ! КВАНТОВЫЙ ПЕРЕХОД, О КОТОРОМ ТАК МНОГО ГОВОРИЛИ, ПРОИЗОШЕЛ!

ПРИРОДА ЛЕЧИТ. ДЕНДРОТЕРАПИЯ (ЛЕЧЕНИЕ ДЕРЕВЬЯМИ) И ЛЕСОТЕРАПИЯ. ПОЛЬЗА ОТ ХОЖДЕНИЯ БОСИКОМ:

ВИБРАЦИОННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СЕКРЕТЫ УНИЧТОЖЕНИЯ РУСИЧЕЙ, ПОДАВЛЕНИЯ ИХ ВОЛИ. Секреты супермаркетов и аптек! И как повысить свои вибрации!

И природа тесно взаимосвязаны. В древности первобытные люди полностью зависели от окружающей среды. Не понимая сути происходящих природных явлений, люди возводили их в ранг богов. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения. Но шло время, человек эволюционировал, совершенствовался его мозг. Люди научились добывать огонь, строить жилища, создавать орудия труда. Человек не только завоевывал свое место среди других племен, но и вознамерился подчинить саму природу.

Вопрос взаимодействия с окружающей средой актуален и сегодня. Провозгласив себя царем среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом ее творения. И вместо благодарности продолжает вести себя очень агрессивно. Ни для кого не секрет, сколь пагубно сегодня сказывается на окружающем мире деятельность человека. Кощунственное, потребительское отношение к сокровищам планеты может иметь действительно катастрофические последствия. Ежегодно вырубаются огромные площади лесов, а ведь леса - это легкие планеты, к тому же их уничтожение ведет к Уменьшению, а иногда и к исчезновению различных видов животных и растений. Куда подевались чистые источники? В воду сбрасываются тонны отходов, и ее опасно не только пить, но даже просто купаться в ней.

Воздух отравляют выхлопы миллионов автомобилей, ядовитые выбросы заводов. Над городами стоит такой смог, что по ночам иногда трудно различить на небе звезды. Утешает, что еще остаются экологически чистые районы, не тронутые «цивилизацией». Например, приезжая в заповедник Аскания-Нова, мы наслаждаемся чистым воздухом, пронизанным пьянящим запахом степных трав. Человек забывает, что запасы в недрах планеты когда-нибудь иссякнут, и продолжает хищнически добывать полезные ископаемые. И это при том, что ученые уже давно говорят о возможности использования энергии солнца, ветра, приливов и отливов.

Создается впечатление, что все забыли о том, что человек не может существовать вне природы. Ведь он живет на земле, ест ее плоды, дышит воздухом, пьет воду. И при этом так мало заботится о сохранении среды своего обитания!

Хочется вспомнить о том, что в древности люди очень бережно относились к природе. Мы можем судить об этом по дошедшим до нас сказкам, мифам, преданиям, песням, пословицам и поговоркам. Очень важно, чтобы современные дети имели возможность приобщиться к этой сокровищнице. И я считаю, что ведущую роль в этом играет семья и школа. В детстве родители знакомят ребенка с окружающей средой, приучают бережно относиться к ней, заботиться о животных и растениях. В школе любить и уважать природу дети учатся на уроках природоведения и валеологии.

Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся бутон, шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы - как это можно не любить? Мы и природа - одна большая семья и должны жить дружно. Как-то мне на глаза попались строки Н. В. Гоголя: «Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…». Не правда ли, удивительно волшебную картину нарисовал писатель . Так и хочется своими глазами увидеть подобную красоту.

Но давайте сейчас оглянемся вокруг. Как мало на земле осталось таких нетронутых уголков природы, которые сохранили свой первозданный вид и не подверглись губительному влиянию цивилизации. Страницы Красной книги открывают перед нами печальную картину: неумолимо уменьшается численность обитателей зеленой планеты - растений и животных. Сколько видов безвозвратно пропало с лица земли. А ведь исчезновение каждого из них значительная потеря для всего человечества. Потому что все они занимали свое место в жизненной цепочке планеты. И с потерей одного звена может порваться вся цепь. Однако отрицательное воздействие человека на природу возросло в наши дни настолько, что даже при жизни одного поколения ощутимо меняется облик Земли.

Это очень печально, но мне известны места, где когда-то простирался прекрасный могучий лес с деревьями-великанами и густыми зарослями травы. Сколько редких растений можно было увидеть там! Это и ландыш, и зверобой, и хохлатка, которые занесены в Красную книгу. Еще там водились забавные ежи и трусоватые зайцы. Рядом с лесом протекала широкая речка, в которой местные жители ловили рыбу. По берегам строили гнезда многочисленные птицы. Теперь же то место напоминает огромную поляну с множеством безобразных пеньков, с выжженной травой и растущими кое-где деревьями и кустарниками. А в реке моют машины, бросают в нее всевозможный мусор. В результате река обмелела, в ней перестала водиться рыба, птицы больше не прилетают на ее берега. И этот пример, к сожалению, не единственный. Страшно даже представить, что произойдет с нашей природой, если люди не перестанут так жестоко и бездушно обращаться с ней, так безжалостно губить ее.

Вы только задумайтесь: услышать пение жаворонка, увидеть, как переливается лунным серебром ковыль в степи, вдохнуть ароматы леса или цветущего луга, прильнуть губами к свежему прохладному роднику - это ли не самая большая радость в жизни человека, величайший подарок, который дарит нам природа. А как приятно отдохнуть вечером под открытым звездным небом, на свежей, прохладной траве. И вокруг - лишь множество сверкающих из темноты искорок - светлячков. Но с каждым днем такая возможность представляется все реже и реже. И не из-за нашей все возрастающей занятости, а из-за того, что все меньше на земле становится мест, где сохранилась эта красота .

Но если вам все же посчастливилось попасть в такой редкий уголок первозданной природы, помните: не стоит срывать прекрасный цветок - пусть он цветет для всех. Унесите его в своей душе. Не заглядывайте в гнезда птиц - это их дома. Испугавшись, птица может покинуть гнездо, оставив без материнской заботы беспомощных птенцов. Не стоит производить лишнего шума, не берите с собой на природу магнитофоны, их с успехом можно послушать Дома. И не обязательно на весь лес разговаривать между собой: насладитесь тем кратким общением с природой, которое подарила вам судьба. И лес, и звери, и птицы, и даже самый крошечный цветок будут благодарны вам за заботу и внимание.

Охранять природу - наша главная обязанность, наша первоочередная задача. Давайте помнить слова Маленького принца из сказки Сент-Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».