яна войнова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека»

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Жизнь первобытного человека »

Войнова Яна

Конспект «Жизнь первобытного человека »

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека ; расширить словарный запас введением новых слов, развивать воображение , фантазию, логическое мышление. Учить детей использовать предметы – заместили. Способствовать развитию мелкой моторики .

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : Беседа о первобытных людях , рассматривание иллюстраций, чтение о первобытных людях «Моя первая энциклопедия » , журнал издательства ООО «Де Агостини» № 10 «Первобытный человек »

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ : Иллюстрация по теме, муляжи продуктов (рыба, орехи, ягоды, макет костра, макет пещеры, веточки для вертела, плоский камень, длинный камень, палки, веревки и «копья» по количеству детей; игрушки-моталки.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Ребята, сегодня нас с вами ждут удивительные приключения. Сейчас я расскажу вам правдивую историю. Давным-давно это было, на нашей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился … (показ картины – первобытного человека ) .

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Жил на свете первобытный человек

Он впервые в жизни видел даже снег

Строил хижины, готовил дичь

И бросал он обезьянам громкий клич.

Палкой землю ковыряя,

Пропитанье добывал,

И законы от природы

Очень чётко соблюдал.

Воспитатель : Давным-давно это было. На нашей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек . Откуда он появился? Мы не знаем. Но он все-таки появился. Вот какой он был (показ иллюстрации) . У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, правда, он был быстр, ловок и сообразителен.

Древние люди, в те давние времена, жили человеческими стаями . И в каждой стае был вождь, старейшина . Пока взрослые члены стаи занимались охотой, дети учились у самых мудрых и опытных наставников. Сегодня я буду вашим вождем.

Посмотрите, во что был одет древний человек ?

Дети : Древний человек был одет в шкуру .

Воспитатель : Да, тогда не было современной одежды. Из костей, добытых на охоте животных, человек научился делать иглы, чтобы сшивать шкуры животных и делать из них одежду. А кто знает, зачем ему шкура? (на мультимедийном экране демонстрирует сюжетные картинки)

Дети : Шкура нужна была первобытному человеку , чтобы не замерзнуть. Шкура защищала от холода.

Воспитатель : Может быть, вы сможете сказать, что ещё нужно было человеку , чтобы выжить? (Наводящие вопросы воспитателя.)

Дети : Чтобы выжить ему нужна была вода, еда и дом.

Воспитатель : Как вы думаете, где жили древние люди?

Дети : Они жили в пещерах и строили шалаши из веток.

Воспитатель : А вот и наша с вами пещера. Здесь темно и холодно, бр-р-р. Я стала замерзать. Что бы такое придумать, что бы стало теплее и светлее.

Дети : Развести огонь

Воспитатель : Да, хорошо было бы развести костер , вот и дрова приготовлены. Да вот беда, как же добыть огонь? (Ответы детей) . Я вам открою один секрет. Первобытные люди ждали , когда в лесу от молнии загорится дерево, и этот огонь они берегли в своей пещере. Но есть еще один способ добычи огня. Нужно взять немного лесного мха, поставить на него палочку и быстро вращать ее ладонями. Делать это нужно, пока не появится огонь. (Дети «добывают» огонь). Да, процесс этот трудный и долгий. Чтобы ускорить его, я предлагаю подуть на костер. (Дети дуют на костер, появляется «огонек» ). Ну, вот сразу стало светло и тепло.

Воспитатель : Вы слышите, кто-то большой и злой ходит возле нашей пещеры. Это, наверное, хищники! Я боюсь! Что же делать? (Ответы детей) . Нам надо вооружиться. Древние люди изготавливали оружие из разных материалов : из камня – ножи и дротики, наконечники копий; из дерева – копья и ручки топора, дубины. Каменное острие они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан. Давайте-ка и мы попробуем сделать копье первобытного человека . Правда, каменные наконечники мы заменим картонными, а лианы веревками. Но для защиты нашей пещеры это сгодится. Согласны? (Дети делают копья) . У нас настоящее оружие, и теперь нам не страшны ни какие хищники, ни саблезубые тигры, ни даже мамонты.

Динамическая пауза «Острова» .

Раз, два – острова.

(Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова)

Три, четыре – мы приплыли.

(Два хлопка, обеими руками изобразить волнообразные движения от себя)

Пять, шесть – сходим.

(Два хлопка, поочередное движение правой рукой, ладошкой вниз (отбиваем мяч, левой ладошкой вверх (подбрасываем мяч)

Семь, восемь – сколько сосен.

(Два хлопка, правую руку вытянуть вверх, затем на слове «сосен» вытянуть левую)

Девять, десять – мы в пути.

(Два хлопка, средним и указательными пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги» )

Досчитал до десяти!

Воспитатель : Человек все необходимое для питания добывал в лесу и реке. Ребята, как вы думаете, какие продукты питания могли дать лес и река?

Дети : Первобытный человек охотился на дичь , собирал ягоды, грибы и различные корешки, собирал яйца диких птиц, ловил рыбу, собирал орехи.

Что- то хочется есть. А вы проголодались? Пойдемте ловить рыбу. (Игра «Кто быстрее поймает рыбку» ). Какой большой улов!

Воспитатель : Посмотрите сколько всего вкусного и полезного дала нам природа. (Показывает детям муляжи продуктов.) Как же нам все это приготовить?

Дети : Продукты можно сварить, пожарить, посушить

Воспитатель : Чтобы разделать птицу, нам необходим нож. Для этого мы возьмем длинный камень, который заточим о другой камень

Воспитатель : А жарить мы ее будем на вертеле. Нанизываем курицу на палочку и подвешиваем над костром. Но вертел необходимо кому – то крутить. Чтобы мясо не сгорело. А пока жарится курица, давайте приготовим рыбу и яйца, выкопаем корешки палкой-копалкой.

После еды, пещерные люди любили полакомиться вкусненьким. Но, ни конфет, ни печенья в те времена не было. Зато в лесах было видимо-невидимо вкусных и сладких ягод. Давайте отправимся в лес за ягодами. (Игра «Собери ягоды» ).

Воспитатель : А сейчас мы с вами опять превратимся в современных детей (дети снимают шкуры) . Молодцы дети, мы отлично справились со всеми первобытными трудностями . Скажите, как жилось первым людям на нашей цветущей планете?

Дети : Первобытным людям было тяжело . Они с трудом добывали еду, одежду и т. п

Воспитатель : Что им необходимо было делать, чтобы выжить в нелегких природных условиях?

Дети : Первобытные люди должны были много думать, трудиться.

Воспитатель : Верно. А еще ребята первые люди были очень дружны, помогали друг другу и всегда держались вместе. Давайте последуем их примеру и дружно продолжим прогулку.

Публикации по теме:

«Вода в жизни человека». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе Цель: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сердце-главный орган человека» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию. Воспитатель МАДОУ№93 г. Томска Головач Наталья Егоровна.

Конспект НОД по познавательному развитию «Жизнь зверей в лесу» Конспект НОД по познанию «Жизнь зверей в лесу». Цель: закрепить представления детей о диких животных; дать понять, что дикие животные сами.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Вода в жизни человека» Тема: «Вода в жизни человека». Цели 1. Образовательные: а) сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: - вода- источник.

Ознакомление детей с природой. Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь птиц зимой» Задачи: уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им; показать взаимосвязь живой и неживой природы;.

Задачи: - Систематизировать и дополнить знания детей о строении растений, их свойствах, как живых организмах; закрепить знания о явлениях,.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Моя Родина» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «МОЯ РОДИНА» (Москва – Онега) Составила воспитатель первой.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Волшебное электричество» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Определите, о каких занятиях первобытного человека рассказывается в тексте. Подчеркните названия орудий, которые использовались людьми.

…Всё своё время и силы они тратят на поиски пищи. Питаются ягодами, корнями и клубнями, которые откапывают острыми палками. С удоволь­ствием едят и ящериц, лягушек, гусениц и личинки жуков.

Ползком на животе, если не представляется иной возможности, они мед­ленно подкрадываются к ничего не подозревающему животному, пока не оказываются под ним, и внезапно со всей силой втыкают копьё в мягкую часть живота, после чего животное падает.

Быстро нагнувшись и схватив камень, Туй с силой бросил его в воду, по­том, подойдя к тому месту, куда был брошен камень, он поднял убитую камнем рыбку.

Ответ

…Все свое время и силы они тратят на поиски пищи. Питаются ягодами, корнями и клубнями, которые откапывают острыми палками . С удовольствием едят и ящериц, лягушек, гусениц и личинки жуков.

Ответ: Собирательство.

Ползком на животе, если не представляется иной возможности, они медленно подкрадываются к ничего не подозревающему животному, пока не оказываются под ним, и внезапно со всей силой втыкают копье в мягкую часть живота, после чего животное падает.

Ответ: Охота.

Быстро нагнувшись и схватив камень . Туй с силой бросил его в воду, потом, подойдя к тому месту, куда был брошен камень, он поднял убитую камнем рыбку.

Ответ: Рыболовство.

Период существования первобытного общества по времени был самым продолжительным в истории человечества. По новейшим данным, он берет начало не менее полутора миллиона лет назад. В Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже IV-III тыс. к н. е., в Европе и Америке - в i тыс. к н. е. Периодизация истории первобытного общества представляет сложную и пока еще не решена научную проблему.

В современной науке существует несколько периодизаций первобытного общества: общая (историческая), археологическая, антропологическая и др. Из специальных периодизаций первобытной истории важнейшим является археологическая, в основу которой положены различия в материале и технике изготовления орудий труда. Согласно этому историю первобытного общества делят на три периода - каменный, бронзовый и ранний железный.

Каменный век (примерно 2 млн. - 6 тыс. лет назад) делится на древний каменный век, или палеолит, и новый каменный век, или неолит. Между палеолитом и неолітом выделяют переходную эпоху - мезолит.

Палеолит делится на ранний (нижний, древний) палеолит (1,5-1 млн. лет назад) и поздний (верхний) палеолит (40-12 тыс. лет назад). Мезолит датируется приблизительно XII-VI тыс. до н, э. Неолитические памятники Европы и Азии датируются преимущественно VIII-V тыс. к н. е. Конец эпохи неолита, когда появились первые орудия из меди, называют энеолитом.

Археологическая периодизация дает возможность составить общую периодизацию культуры первобытного общества: 1) становление первобытного общества; 2) расцвет первобытного общества; 3) разложение первобытного общества.

Во времена становления первобытного общества возникли начальные формы его организации, начала зарождаться как материальная, так и духовная культура. Начальная форма организации общества называется первобытным человеческим стадом или праобщиною, начало которой, вероятно, совпадает с выделением человека из животного мира и образованием общества, с изготовлением и применением орудий труда. Конец периода существования праобщини совпадает с переходом от раннего к среднему или позднему палеолиту.

Основой жизни древних людей были собирательство и охота, соотношение которых в различные исторические эпохи и в разных географических условиях не было одинаковым. Однако несомненно, что охота как более прогрессивная отрасль хозяйства в большой степени определяло развитие первобытных человеческих коллективов, ведь эта форма трудовой деятельности заставляла членов праобщини все теснее сплачиваться в трудовом процессе.

Переход даже к простейшим трудовым операциям мог произойти только в коллективе, за стадных норм поведения.

С эпохой праобщини связано возникновение первых орудий труда. Древнейшими целесообразно оформленными каменными орудиями были гальки, оббитые несколькими грубыми сколами на одном конце, а также отщепы, исколотые из таких гальок. Использовали и так называемые ручные рубила из кремня, разнообразные остроконечники, скребла.

Ручное рубило и другие орудия применялись для выкапывания корней, разделки туш убитых зверей и тому подобное. Охота была преимущественно загінним.

Применялись и орудия труда из дерева, но до наших времен они не сохранились.

Огромную роль в жизни первобытного человека играл огонь, использование которого свидетельствовало об овладении людьми чрезвычайно мощной силой природы. Огонь давал тепло, использовался для приготовления пищи, обжигания рабочих частей деревянных орудий, при загінному охоте и тому подобное.

Долгое время считалось, что единственным жильем человека в эпоху праобщини были пещеры. Однако найдено несколько поселений с построенным жильем. Так, в Украине на стоянке Молодова найдены остатки жилья, выложенного из костей мамонта.

Появление человека современного типа была тесно связана с подъемом продуктивной деятельности во время перехода от раннего к позднему палеолиту. Это проявилось прежде всего в возникновении новой техники обработки камня, что давало возможность создавать специальные орудия - скребки, резцы, острия с затупленным краем, ножи, острые и легкие наконечники копий. Много каменных орудий позднего палеолита были уже с деревянными и костяными ручками. Вместе с камнем широко применялись кость и рог, из которых изготовляли шилья, иглы, наконечники мотыг, копий и тому подобное.

Значительные сдвиги в развитии производства изменили и организацию общества. Рост технической вооруженности человека в его борьбе за выживание создало условия для существования достаточно устойчивых хозяйственных коллективов. В отличие от праобщини род был уже вполне сформировавшимся человеческим коллективом. Зачатки первобытного коллективизма, тесное сотрудничество и сплоченность членов рода достигли в нем наивысшего развития. Отношения родства при этом осознавались как экономические.

Признание родовых связей получило общественное значение, стало основным признаком нового производственного коллектива - родовой общины, которая пришла на смену человеческому стаду (праобщині).

Подъем производства, лучшие условия существования людей способствовали росту численности населения, что сопровождалось уменьшением дичи вблизи поселений. Охотники позднего палеолита начали постепенно переселяться из ранее освоенных мест в пустынные до того северные области Европы и Азии. Продвигаясь из Азии через Берингов пролив, люди впервые заселили Америку.

Находки черепов позднепалеолитических людей говорят о том, что основные расовые особенности, которые существуют ныне, сформировались уже в эпоху позднего палеолита. Эти особенности более или менее точно совпадали с границами материков.

Европеоидная раса сформировалась преимущественно в Европе, монголоидная - в Азии, представители негроидной расы населяли Африку и Австралию.

Важным рубежом развития человечества был переход от потребления готовых продуктов природы к их производству, то есть от привласнюючого хозяйства к воспроизводящему ведению. За существование ранньородовоїрозвинутіше охотничье-збиральницьке общины выделяют два этапа воспроизводящей деятельности: архаичное и хозяйство. Границей между ними является применение нового, эффективного орудия охоты - луки со стрелами.

Высшим и последним этапом багатотисячолітнього каменного века был неолит. В это время шире используются рублячі сервис, качество которых повышалась из-за шлифовки поверхности. Характерным орудием был топор, что облегчала расчистку лесных участков для земледелия, а позднее - обработку древесины для построек, изготовления лодок из дерева и тому подобное.

Важнейшим признаком эпохи неолита была керамика и глиняная посуда. Именно поэтому его иногда называют керамическим веком. Значительное развитие получило плетение, на основе которого развилось ткачество. Однако самыми важными были изменения в хозяйстве, связанные с совершенствованием земледелия и скотоводства.

Самыми быстрыми темпами неолитическая культура развивалась на Ближнем Востоке. Именно там возникло земледелие и начали разводить домашних животных. Именно с Ближнего Востока в Европу попали важнейшие культурные растения и некоторые виды домашних животных. Около V тыс. к н. е. на Ближнем Востоке появились орудия из меди. В IV тыс. к н. е. начали отливать медные изделия. Тогда же и в начале III тыс. к н. е. жители Двуречья уже строили из кирпича-сырца не только дома, но и крупные общественные сооружения и храмы, началось сооружение оросительных систем, изобретен гончарный круг и колесный транспорт.

В V-IV тыс. к н. е. неолитические земледельческие племена населяли также Египет. Обработка кремня ретушью достигла здесь великолепно’! мастерства. Вырабатывалась великолепная керамика с белой росписью на красном фоне, а позже - с красной росписью на белом фоне. Производились разнообразные изделия из меди - плоские топоры, кинжалы, ножи, иглы и другие вещи.

В V тыс. к н. е. на юго-востоке Европы возникла большая культурно-историческая область расселения земледельческо-скотоводческих племен, которая простиралась до Украины. В Средней Европе существовала земледельческая культура с характерной керамикой, украшенной линейно-ленточным орнаментом. Основой хозяйства племен линейно-ленточной керамики было выращивание ячменя, пшеницы, бобов, гороха и льна на маленьких участках, обрабатываемых мотыгой. Скота держали немного. Участки вокруг поселка использовали до тех пор, пока те не переставали рожать, а тогда люди переселялись на новое место.

Очень близкой по типу хозяйства до культуры ленточной керамики была археологическая культура - трипольская (названа по первому месту ее обнаружения вблизи с. Триполье, в 50 км от Киева). Трипольское поселение состояло из десятков домов, расположенных по кругу, с площадью посередине. Дома имели несколько жилых помещений, а также кладовых. В каждой комнате были печь, большие емкости для хранения зерна. В глубине комнаты находился жертвенник со статуэтками женских божеств. Основным занятием трипольцев было мотичне земледелие с подсобными скотоводством, охотой и рыболовством.

Эпоха металлов делится на бронзовый и железный века. Бронзовый век - период истории человечества, когда широко распространились изготовленные из бронзы орудия труда и оружие, что применялись наряду с каменными или вместо них.

Бронза является сплавом меди и олова, иногда сурьмы, свинца или цинка в различных пропорциях. Бронзовые изделия не только тверже и острее за медные, но и легче изготавливаются, поскольку бронза плавится при более низкой температуре. Однако как медные, так и бронзовые орудия не вытеснили каменные.

Самые ранние металлические орудия своими формами подобные каменных. Впоследствии началось производство орудий, в которых наиболее целесообразно использовались свойства нового материала (топоры, молоты, мотыги, серпы, ножи и тому подобное).

Точные хронологические рамки бронзового века определить сложно. Раньше, в середине III тыс. к н. е., бронза стала известна в Южном Иране, Месопотамии и Юго-Восточной Азии. В Египте и Индии древнейшие бронзовые орудия датируются началом i тыс. к н. е. Для большинства стран Европы бронзовый век охватывает в основном II тыс. к н. е.

Ранний железный век сравнительно с предыдущими археологическими эпохами хронологически очень короткий. Несмотря на то что железо является самым распространенным в мире металлом, человек освоил его довольно поздно из-за того, что оно почти не встречается в природе в чистом виде. Кроме того, его трудно обрабатывать.

По неолита и энеолита развитие земледелия тормозилось ограниченными техническими возможностями каменных орудий труда. Вырубка леса каменным топором требовало невероятных усилий и времени. Применение медного топора втрое уменьшало трудовые затраты. Бронзовые топоры еще больше облегчили труд и дали возможность расчищать для земледелия большие площади. Потребность лучшего возделывания истощенных старых участков конечном итоге обусловила переход от ручных орудий обработки земли к пахотным.

В эпоху бронзы и раннего железа в степных районах распространилось полукочевое и кочевое скотоводство.

Состоялся первый в истории человечества общественное разделение труда - выделение из земледельцев-скотоводов преимущественно скотоводческих, сначала пастушьих, а позже и кочевых племен.

Применение бронзы и железа дало мощный толчок развитию ремесленничества. Из металла производили разнообразные орудия труда, предметы домашнего обихода, украшения, оружие. В бронзовом веке появились меч и боевая колесница, усовершенствовалось защитное снаряжение. Из металла, прежде всего железа, изготавливались новые орудия для обработки дерева, кости. Изобретение в эпоху бронзы ткацкого станка способствовало развитию ткачества, гончарного круга - дальнейшему развитию гончарного производства. Не только металлургия, но и другие виды ремесленной деятельности требовали все больших умений и опыта. Из среды общинников стали выделяться особо искусные умельцы.

Начался второй в истории человечества крупное общественное разделение труда - отделение ремесла от земледелия.

Активизировался обмен, который начали регулярно вести как внутри общины, так и за ее пределами. Совершенствовались средства сообщения. Появились колесные тележки, корабли с веслами и парусами, строились пути. С середины II тыс. к н. е. как запряжну животное начали использовать лошадь.

Расписание первобытнообщинного строя у земледельцев-скотоводов был закономерным результатом неолитической революции, которая произошла в экономике. Различные признаки такого расклада существовали уже в пізньородовій общине земледельцев-скотоводов. Однако для того, чтобы эти тенденции проявились в полную силу, нужно было время. Должны были сложиться новые, более совершенные трудовые навыки, вырасти количество населения, прогрессировать важнейшая составляющая производительных

сил - средства труда. По этому очень большое значение сыграли открытие и освоение полезных свойств металлов. Это стало толчком к культурным и социальным сдвигам в истории человечества.



(Visited 1 001 times, 1 visits today)

Первобытные люди – это первые люди, которые появились на Земле и существовали до возникновения классового общества. Появление первых людей относится к нижнему палеолиту (700–600 – 40 тыс. лет до н. э.). Наиболее древний человек – питекантроп (в буквальном переводе «обезьяночеловек»). Он обитал в лесу. Человек на более высокой ступени развития, называется синантропом («китайским человеком»). Характерные для той эпохи жилища строились из веток, которые опирались на центральный столб. В центре жилища был очаг. Именно синантроп научился пользоваться огнем. Первые первобытные люди уже применяли орудия труда. Это были необработанные куски камня с острыми краями или обычные палки. Позднее они научились заострять орудия труда из дерева, закаляя острия палок на огне или обрезая их острыми камнями. Из орудий труда получили наибольшее распространение массивные рубила и отщипы (оттесанная галька). Из занятий были известны охота и собирательство. Людей следующей стадии развития называют неандертальцами. Они жили по большей части в пещерах. Основными орудиями их труда были остроконечники, копья, скребла. Формы орудий стали более разнообразными. Большое значение для первых людей имела охота. Охота на стадных животных велась по принципу загона. Люди загоняли их в болота или к крупным обрывам и убивали. Кроме охоты, неандертальцы занимались также собирательством съедобных кореньев, плодов растений, личинок насекомых, грибов. В Верхнем палеолите (40 тыс. лет до н. э.-10 тыс. лет до н. э.) появился homo sapiens – человек разумный современного типа. Жилища этих людей были огромными. В центре находилось несколько симметричных очаговых ям, которые вырывались на расстоянии 2 м друг от друга. В качестве топлива люди использовали кости мамонта. Очаги использовались не только для обогревания помещения, в них древние люди также обжигали куски бурого железняка и сферосидерита и получали минеральную краску – кровавик. Поселения в основном состояли из землянок. На полу землянок находились костры для обогрева помещения. Крыши имели каркасы из крупных костей и бивней мамонта. В жилищах находились ямы, в которые складывались особенно ценные вещи – скульптурные изображения женщин, животных, украшения из коренных зубов и клыков хищников. Одежда первобытных людей изготавливалась из шкур животных. Царил матриархат – ведущая роль уделялась женщине. Считалось, что прародительницей людей была мать-Земля. Для этого периода характерны экзогамные браки, т. е. браки между членами одной общины запрещались, а дети оставались в роду матери. Женщины всех поколений одного рода являлись потенциальными женами мужчин всех поколений другого рода. Это главный признак зарождения родовых отношений. Первобытные люди хоронили своих сородичей в одежде, браслетах, ожерельях из раковин, зубов животных и позвонков рыб. Умерших засыпали минеральной красной краской. В захоронениях этого периода сохранились разнообразные по форме, более совершенные по обработке, специализированные орудия труда.

Появилась новая техника изготовления пластин. Удары для их отделения наносились теперь не косо, а вертикально. Из орудий труда известны резцы, скребки, тесла, ножи, проколки, наконечники копий, остроги, дротики, копьеметалки, гарпуны, костяные жезлы с отверстиями, рыболовные крючки.

Основные занятия – охота и собирательство, но теперь появляется и рыболовство. Охотились на мамонтов, шерстистых носорогов, диких лошадей, оленей, горных козлов, косулей, газелей и др. хищников.

3. Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества.
Под социальной (стратификационной) структурой понимаются расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между ними. Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слой, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре общества.
Ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно служит критерием неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственности и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. П. Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали учитывать социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.
В современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах средний уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. Внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев. К ним обычно относят следующие стратовые блоки:
1) профессиональные администраторы;
2) технические специалисты;
3) предприниматели;
4) интеллектуалы, занятые различными видами умственного труда;
5) квалифицированные рабочие;
6) неквалифицированные рабочие и др. Человек, занимающий некоторое место в этой
структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью. В первом случае говорят о вертикальной мобильности, во втором - о горизонтальной. Высокий показатель вертикальной социальной мобильности при иных равных условиях считают важным свидетельством демократичности общества.
Качественные изменения, происходящие сегодня в экономике современного российского общества, повлекли за собой серьезные сдвиги в его социальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным переменам. К высшей страте (или элите) сегодня могут быть отнесены представители нарождающейся буржуазии, государственного аппарата, а также интеллектуалы, занятые в сфере финансового бизнеса (они составляют около 3-5% населения). Создание так называемого среднего класса в России сегодня только начинается (предполагается, что к нему в основном будут принадлежать представители класса предпринимателей, а также рабочие, занятые высококвалифицированным трудом, и работники умственного труда). В настоящий момент, по данным социологических исследований, число людей, принадлежащих к данному стратификационному уровню, колеблется от 10 до 15% . Наконец, низшая страта в современной России - это рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие (приблизительно 80% населения). Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный характер. Это может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе.
Основные тенденции, наблюдающиеся в изменении социальной структуры современного российского общества:
1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;
2) размывание интеллигенции, которое проявляется либо в массовом уходе индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства (так называемая «утечка мозгов»);
3) процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и высококвалифицированными рабочими.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Билет 18

1.. Новая экономическая политика: мероприятия, итоги. Оценки сущности и значения нэпа.
Россия вышла из Гражданской войны 1918- 1920 гг. в состоянии «человека, избитого до полусмерти». Кризис имел всесторонний характер: экономическая разруха дополнялась социальной катастрофой и политическим напряжением. Грозным предупреждением были восстание крестьян в Тамбовской губернии и восстание матросов, солдат и рабочих в Кронштадте под лозунгами отстранения большевиков от власти.
Кризис свидетельствовал о крахе «военного коммунизма». Весной 1921 г. на X съезде РКП(б) было объявлено о новой, экономической политике (нэп) Она признавала необходимость маневра, допущения некоторой свободы экономической деятельности, торговли, товарно-денежных отношений, уступок крестьянству и частному капиталу. Нэп включал в себя ряд мер:
- замена продразверстки меньшим продналогом;
- допущение свободы торговли продуктами сельскохозяйственного производства;
- денационализация мелкой и средней промышленности;
- объединение крупных предприятий в тресты;
- отмена трудовой повинности и трудовой мобилизации;
- разрешение свободы частного капитала в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, поощрение кооперации;
- допущение иностранного капитала;
- проведение денежной реформы и введение устойчивой валюты - червонца.
Достижения нэпа значительны: к 1925 г. был в основном достигнут довоенный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, остановлена инфляция, стабилизирована финансовая система, улучшилось материальное положение населения.
Вместе с тем он привел к восстановлению отсталости: задач модернизации, стоявших перед российской экономикой уже в начале XX в., он не решал. Более того, нэпу были свойственны весьма серьезные противоречия, которые привели к целой череде кризисов.
Противоречия нэпа проявлялись в:
- экономике (техническая отсталость промышленности - высокие темпы ее восстановления, острая потребность в обновлении производственных мощностей);
- социальной сфере (усиление неравенства, неприятие нэпа значительной частью рабочего класса и крестьянства);
- политике (понимание нэпа как временного отступления, маневра, необходимого для перегруппировки сил, острая борьба по вопросам, связанным с перспективами нэпа).
Самым главным было противоречие между экономикой и политикой.
Официально об отказе от нэпа было объявлено в декабре 1929 г..

Договор о создании СССР был подписан в декабре 1922 г. представителями четырех советских республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения и Грузия).
Эти государства образовали в годы Гражданской войны военно-политический союз, заключив систему межгосударственных договоров и соглашений. С окончанием войны усилия по поиску будущих форм экономического и политического объединения активизировались.
Причины создания СССР. Сближение республик отвечало историческим традициям: столетиями складывавшаяся единая экономика, культурное взаимодействие, участие в защите страны от внешних врагов. Оно опиралось на сходство политических систем, возникших после Октября 1917г., на партийное единство.
Этот процесс не был простым. Давали о себе знать и националистические настроения части местной элиты, и стремление российских руководящих органов утвердить единый порядок управления, игнорируя мнение республик.
Принципы создания СССР. В августе 1922 г. от имени комиссии, созданной по постановлению ЦК РКП(б), был предложен план вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Его авторы утверждали, что объединение республик в федерацию приведет к тому, что уже через год будет крайне сложно сохранить единство советских республик.
Против этого проекта выступали руководители республиканских компартий. Они утверждали, что эта федерация будет полезна не только с точки зрения интересов укрепления международного влияния советского строя, но и в смысле завоевания доверия народных масс, решения экономических проблем. Высказывались предложения о создании конфедерации, которая позволила бы республикам остаться полностью самостоятельными в решении вопросов внутренней политики.
Острая дискуссия завершилась одобрением федеративного проекта Ленина: республики сохраняют независимость и на условиях равноправия заключают договор об образовании союза (федерации).
Образование СССР имело важное историческое значение. Была найдена новая форма совместного сосуществования народов, длительное время входивших в состав единого государства.

Всеобщая история. Шпаргалка

Глава 1

Первобытное общество

Какие были периоды в истории развития человечества?

Первый этап в развитии человечества - первобытно-общинный строй - занимает огромный период времени с момента выделения человек их животного царства (около 3-5 млн лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н. э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются 3 периода:

1) каменный век (от возникновения человек до III тысячелетия до н. э.);

2) бронзовый век (с конца IV до начала I тысячелетия до н. э.);

3) железный век (с I тысячелетия до н. э.).

В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе медиокаменный век (энеолит).

Каковы были жизнь и занятия первобытных людей?

Первые виды современного человека появились 90 тыс. лет назад на Ближнем Востоке и в Северной Африке . Долгое время они сосуществовали с последними неандертальцами, постепенно исчезавшими с лица Земли.

Более 30 тыс. лет назад появилось и достигло расцвета первобытное искусство, свидетельствующее о развитом образном мышлении и художественном чувстве древних.

Занимавшиеся охотой люди верхнего палеолита жили в период последнего оледенения, называемого в Европе вюрмским. Они быстро приспособились к изменившимся климатическим условиям, стали заселять новые территории, доходя до приледниковых и арктических регионов.

Одной из характеристик верхнего палеолита является усовершенствованная технология изготовления орудий труда. Человек, живший за 35-9 тыс. лет до н. э., уже сам дробил камни на тонкие пластинки и полоски. Они становились основой для самых разных орудий - легких и эффективных. Делались и костяные орудия, непрестанно менявшиеся в течение 25 тысячелетий.

Охотники верхнего палеолита были носителями опыта предшествующих поколений и уже прекрасно знали, чем богата их территория и каков образ жизни дичи, травоядных (живущих как стадами, так и поодиночке), плотоядных, мелких млекопитающих, птиц. Люди приспосабливались к сезонным миграциям северного оленя, охота на которого вполне удовлетворяла их потребность в мясной пище.



Доисторические люди использовали также меховые шкуры хищников, бивни мамонтов и зубы разных животных для изготовления предметов искусства и украшений. При случае охотники занимались рыболовством, становившимся ценным подспорьем в определенные месяцы, а также собирательством, игравшим не менее важную роль в теплое время года.

Во время кочевий люди находили и другие природные материалы, прежде всего различные породы камня, необходимого для вытачивания орудий труда. Первобытный человек знал, где находятся месторождения кремня, куда систематически и наведывался, чтобы отобрать и унести лучшие куски, не подвергавшиеся оледенению, из которых и нарезал пластины.

Еще люди подбирали камни мягких пород для скульптурных изделий и гравюр. Они находили раковины морских животных, ископаемые кости, причем иногда шли за ними за сотни километров от места своей стоянки. Кочевой образ жизни охотников верхнего палеолита предполагал справедливое распределение обязанностей и сотрудничество всех членов общины.

Повсюду, куда бы люди ни попадали, они стремились защитить себя от холода, ветра, сырости и опасных животных. Модель жилья зависела от рода деятельности, типа социальной организации и уровня культуры первобытных людей. К убежищу предъявлялись определенные требования: удобный подход, близость реки, возвышенное расположение над долиной с пасущимися над ней животными. Жилище утепляли: возводили "двойную крышу". Но чаще они все-таки устраивались в долинах, на равнинах или плато, где сооружали шалаши и палатки. При этом использовался самый разный материал, иногда даже кости мамонта.

Термином "искусство палеолита" объединяют произведения самого разного художественного стиля и техники. Наскальная роспись - это искусство рисунка на каменных стенах, которое начиная сграветтского времени завоевывает глубины подземелий и превращает их в святилища. Каждый уголок в более чем сотне пещер Кентабрийских гор покрыт шедеврами мадленской культуры.

Художественная техника того времени была очень разнообразной: проведение линий пальцами на глине, резьба на всевозможных подставках, собственно роспись, осуществлявшаяся самыми разными способами - распылением жидкой краски, нанесением ее кисточкой, сочетанием краски и резьбы на одном и том же изображении.

Вплоть до VIII тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке и до VI тысячелетия в Европе человек жил охотой, рыбной ловлей и собирательством. В эпоху неолита его образ жизни коренным образом изменился: разводя скот и обрабатывая землю, он сам стал производить для себя пищу. Благодаря скотоводству люди обеспечили себя продовольственными запасами, постоянно находившимися в их распоряжении; кроме мяса, домашние животные давали молоко, шерсть, кожу. Появление деревень предшествовало развитию скотоводства и земледелия.

Неолит означал новую социально-экономическую организацию жизни. Но эта эпоха принесла с собой и ряд крупных технических инноваций: глиняную посуду, шлифовку камня, ткачество.

В эпоху неолита в Западной Европе появляются гигантские каменные монументы - мегалиты . Считается, что постройкой мегалита крестьянская община заявляла об установлении своего контроля над определенной территорией.

Общество постепенно менялось. И хотя родовая группа по-прежнему производила все необходимое ей для жизни, наряду с крестьянами стали появляться рудокопы, бронзовых дел мастера, мелкие торговцы. Необходимость охраны рудников и торговых путей привела к появлению особого сословия - воинов . Если в эпоху неолита люди жили в относительном равенстве, то бронзовый век уже отмечен возникновением социальной иерархии.