Апсара (санскр., ударение на первый слог) - в ведийской мифологии - женское полубожество, обитающее в источнике, дереве. В буддийских текстах апсарами именуют небесных красавиц-танцовщиц в царстве Индры на вершине вселенской горы СумЕру.

Сонмы этих небесных дев славились непревзойдённым искусством танца, пения, музицирования и... любви. Часто с апсарами сравнивают прекраснейших земных женщин. Чаще всего слово "апсара" переводят как "небесная нимфа", что не вполне отражает истинный смысл слова.

Нимфы греческой мифологии часто скромны, робки, стыдливы, индийские апсары не отличались такими качествами. Их общее имя буквально означает "движение в воде" или "движущаяся вода", "вышедшая из воды". Обитательницы рая Индры, апсары - воплощенный принцип наслаждения. Этот мифологический образ является индийским представлением об идеальной женственности. Их красота символизирует страсть (скорпион на бедре у апсары на картинке), разрушающую царства богов или аскезу мудрецов.

Происхождение их спорно. Согласно одной версии легенды, они были созданы праотцом МАну, другие утверждают, что они возникли из вод Молочного океана, который пахтали и боги, и демоны, желая добыть бесценный эликсир бессмертия (Амрита). Их происхождение - океан. Ни боги, ни асуры не пожелали взять их в жены (к тому времени каждый из них уже имел свою шАкти - супругу), поэтому они стали принадлежать всем (это метафора: доступность красоты и изящных искусств всем - ?). Другая гипотеза возникновения апсар - из "воображения" бога БрАхмы, и пригрезилась же ему такая обольстительная красота...

В любом случае, они достаточно могущественные существа, способные перемещаться по воздуху, насылать сильное проклятие на неугодных им, менять облик по своему желанию, насылать любовное безумие. Их слабость - чрезмерная любовь к азартным играм (кости) и вину. Апсары способны творить чудеса. Однако, они не обладают силой творить большее благо подобно богам или полубогам - это существенное их отличие от сонмов других божеств.

Первоначально их функцией было придать двору Индры своим присутствием и искусством соблазнительную прелесть, вот почему иногда их называют "дочерями наслаждения" (сумАд атмаджА). Они также считаются наградой праведного человека или героя, павшего в сражении, в их последующих существованиях, и (предопределение судьбы!) поэтому добродетели сложно устоять перед апсарами.

Апсары сочетаются браком, где пожелают. Хотя они достаточно разумны и хладнокровны в своих страстях, встретив настоящую любовь, апсары становятся идеальными женами.

Один из древних текстов сообщает о существовании 35 миллионов апсар, добавляя при этом, что только 1060 из них - апсары по существу, остальные, стало быть, второстепенные. 

В Индии апсары известны еще одной своей обязанностью, которую они исполняют по повелению Индры. Всякий раз, когда кто-либо на земле начинает усиленно предаваться аскезе (тапАсья), Индра пребывает в страхе за свое могущество и боится быть низложенным со своего трона. К ним и посылают апсар с "боевым заданием" очаровать и соблазнить, уведя тем самым с пути стяжания духовных благ (=магической силы). Соблазн этот был велик (хороши были апсары!), интенсивен (апсары старались!) и продолжителен (на выполнение "задания" могло уйти много времени).

Апсаре по имени Менака потребовалось 3 года, чтобы заставить ВишвамИтру позабыть аскезу и строгую жизнь праведника. Результатом этого союза была их дочь ШакУнтала.

Считается, что апсары генетически совместимы со всеми человекоподобными формами жизни и способны дать жизнь ребенку.

Мистическая сила, накопленная аскезой (к примеру, в течение нескольких лет!) быстро истощалась в усладах всех чувств. Считалось, что нарушение целомудрия или даже пробуждение любовной страсти лишало подвижника его магической силы, обретенной им в аскезе. Это "задание" могло быть сопряжено с большой опасностью: постоянно присутствовал риск "отметиться" проклятием вспыльчивого аскета.

Тот же самый Вишвамитра, придя в чувства, возобновил тапасью даже тогда, когда Индра послал к нему еще более прекрасную апсару по имени Рамбха увлечь его. На этот раз мудрец проклял эту, может быть, наиболее ценную из апсар и превратил её в камень на приличный срок (согласно одному источнику - на 10 000 лет, согласно другому - на 1000 лет)... всё равно много...

Как правило, апсары сочетались браком с людьми, героями или сверхъестественными существами, которых они совлекли с пути добродетели. Завораживающе прекрасные апсары, стремящиеся отвлечь созерцающего мудреца, стали частью потока творческого вдохновения. И по сей день они - тема самых разных жанров мирового искусства. Вот такие они, апсары! 


(санскр., ударение на первый слог) - в ведийской мифологии - женское полубожество, обитающее в источнике, дереве. В буддийских текстах апсарами именуют небесных красавиц-танцовщиц в царстве Индры на вершине вселенской горы СумЕру . Сонмы этих небесных дев славились непревзойдённым искусством танца, пения, музицирования и... любви. Часто с апсарами сравнивают прекраснейших земных женщин.

Чаще всего слово "апсара" переводят как "небесная нимфа", что не вполне отражает истинный смысл слова. Нимфы греческой мифологии часто скромны, робки, стыдливы, индийские апсары не отличались такими качествами. Их общее имя буквально означает "движение в воде" или "движущаяся вода", "вышедшая из воды". Обитательницы рая Индры - апсары - воплощенный принцип наслаждения. Этот мифологический образ является индийским представлением об идеальной женственности. Их красота символизирует страсть (скорпион на бедре у апсар), разрушающую царства богов или аскезу мудрецов.

Происхождение их спорно. Согласно одной версии легенды, они были созданы праотцом МАну , другие утверждают, что они возникли из вод Молочного океана, который пахтали и боги, и демоны, желая добыть бесценный эликсир бессмертия (Амрита ). Их происхождение - океан. Ни боги, ни асуры не пожелали взять их в жены (к тому времени каждый из них уже имел свою шАкти - супругу), поэтому они стали принадлежать всем (метафора: доступность красоты и изящных искусств всем?). Другая гипотеза возникновения апсар - из "воображения" бога БрАхмы , и пригрезилась же ему такая обольстительная красота...

В любом случае, они достаточно могущественные существа, способные перемещаться по воздуху, насылать сильное проклятие на неугодных им, менять облик по своему желанию, насылать любовное безумие. Их слабость - чрезмерная любовь к азартным играм (кости) и вину. Апсары способны творить чудеса. Однако, они не обладают силой творить большее благо подобно богам или полубогам - это существенное их отличие от сонмов других божеств.

Первоначально их функцией было придать двору Индры своим присутствием и искусством соблазнительную прелесть, вот почему иногда их называют "дочерями наслаждения" (сумАд атмаджА ). Они также считаются наградой праведного человека или героя, павшего в сражении, в их последующих существованиях, и (предопределение судьбы!) поэтому добродетели сложно устоять перед апсарами.

Апсары сочетаются браком, где пожелают. Хотя они достаточно разумны и хладнокровны в своих страстях, встретив настоящую любовь, апсары становятся идеальными женами.

Один из древних текстов сообщает о существовании 35 миллионов апсар, добавляя при этом, что только 1060 из них - апсары по существу, остальные, стало быть, второстепенные.

В Индии апсары известны еще одной своей обязанностью, которую они исполняют по повелению Индры. Всякий раз, когда кто-либо на земле начинает усиленно предаваться аскезе (тапАсья ), Индра пребывает в страхе за свое могущество и боится быть низложенным со своего трона. К ним и посылают апсар с "боевым заданием" очаровать и соблазнить, уведя тем самым с пути стяжания духовных благ (=магической силы). Соблазн был велик (хороши были апсары!), интенсивен (апсары старались!) и продолжителен (на выполнение "задания" могло уйти много времени).

Апсаре по имени Менака потребовалось 3 года, чтобы заставить ВишвамИтру позабыть аскезу и строгую жизнь праведника. Результатом этого союза была их дочь ШакУнтала .
Считается, что апсары генетически совместимы со всеми человекоподобными формами жизни и способны дать жизнь ребенку.

Мистическая сила, накопленная аскезой (к примеру, в течение нескольких лет!) быстро истощалась в усладах всех чувств. Считалось, что нарушение целомудрия или даже пробуждение любовной страсти лишало подвижника его магической силы, обретенной им в аскезе. Это "задание" могло быть сопряжено с большой опасностью: постоянно присутствовал риск "отметиться" проклятием вспыльчивого аскета.

Тот же самый Вишвамитра, придя в чувства, возобновил тапасью даже тогда, когда Индра послал к нему еще более прекрасную апсару по имени Рамбха увлечь его. На этот раз мудрец проклял эту, может быть, наиболее ценную из апсар и превратил её в камень на приличный срок (согласно одному источнику - на 10 000 лет, согласно другому - на 1000 лет... всё равно много...)

Как правило, апсары сочетались браком с людьми, героями или сверхъестественными существами, которых они совлекли с пути добродетели. Завораживающе прекрасные апсары, стремящиеся отвлечь созерцающего мудреца, стали частью потока творческого вдохновения. И по сей день они - тема самых разных жанров мирового искусства. Вот такие они, апсары!

Апсары - небесные танцовщицы царства Индры, пилоты летающих колесниц. Апсара (санскр., ударение на первый слог - "многоводные», «движение в воде» или "движущаяся вода", "вышедшая из воды".) — полубогини в индуистской мифологии Их часто сопоставляют с греческими нимфами, мусульманскими гуриями, славянскими русалками и водяницами. Но они не являются низшими природными духами (нимфами), живущими в деревьях или воде, к русалкам они также не имеют никакого отношения (русалки - это жители другого измерения). Их называют «вышедшие из воды» потому что они возникли из Океана Первичной Материи, из которой создано все во Вселенной.

Апсары занимают низшее положение в небесной иерархии, могут летать по воздуху, но большей мистической силой не обладают. Носят знак «скорпиона» на бедре.

В эпосе и, прежде всего в "Махабхарате", апсары, оставаясь женами гандхарвов, стали выполнять функции небесных танцовщиц. Они жили вместе с гандхарвами в царстве Индры Сварге - в прекрасных рощах на горах Меру, Мандара и в столице Амаравати. Там, во дворце Пушкарамалини, они услаждали богов и смертных воинов, павших героями на поле битвы, музыкой и танцами. Их обязанностью также было сопровождать погибших воинов на "небо". Причем они перевозили их в небесных экипажах - летающих колесницах, искусство управления которыми они освоили не хуже гандхарвов. Они считались наградой героя, павшего в сражении.

Апсары участвовали в войнах богов и асуров, подавая воинам прохладительные напитки или принимая участие в боевых действиях, как пилоты летающих колесниц ("Махабхарата", "Сканда-пурана" и др.).

В буддийских текстах апсары изображались небесными танцовщицами царства Шакры (Индры).

Апсары обладали сверхчеловеческими способностями и магическими силами. Они переносились в пространстве, меняли свой облик, принимали любые формы и превращались в любые существа. Чаще всего их описывали как прекрасных полуобнаженных девушек, в одеждах из тонких шелковых и других струящихся тканей, украшенных драгоценностями и цветами.

Изящные изваяния и фрески апсар до сих пор украшают фасады и интерьеры многих средневековых индийских, камбоджийских, индонезийских и китайских буддийских храмов, которые безмолвно свидетельствуют о красоте и грациозности этих божественных созданий.

Любовные увлечения и браки у апсар происходили с богами, демонами и людьми. Они не только соблазняли асуров и смертных, но иногда влюблялись в них. Встретив настоящую любовь, они становятся идеальными женами, а вступив в связь с человеком - способны дать жизнь ребенку, который превращался в царя или героя. Апсары бросали своих детей, несмотря на то, что довольно часто описывались преданными женами богов, гандхарвов и смертных, что совсем не вязалось с их обликом небесных куртизанок, который приписывают им некоторые исследователи индийского фольклора. Детей воспитывали отшельники или случайные люди. Хотя, часто бывали и исключения, поэтому апсары ассоциировались в древней Индии с плодородием, и принадлежали к белой расе. Но апсара - это слуга.

В Индии до сих пор танец считается одним из видов йоги, т.е. служением Богу.

Однако апсары известны еще одной своей обязанностью, которую они исполняют по повелению Индры. Всякий раз, когда кто-либо, в нашем мире, начинает усиленно предаваться аскезе, йоге, Индра пребывает в страхе за свое могущество и трон. К таким йогам и посылают апсар с приказом «очаровать и соблазнить», хотя разгневанный йог-мистик мог наслать на них страшное проклятье и превратить, например, в камень до следующего воплощения на Земле Вишну. Мистическая сила, накопленная аскезой в течение сотен и тысяч лет, быстро истощается в чувственных наслаждениях. Нарушение целомудрия или даже пробуждение любовной страсти лишает йога его мистической силы, обретенной им в аскезе.

Происхождение апсар было различно. В «Рамаяне» упоминается, что одни апсары возникли при пахтании Молочного Океана, а наиболее знаменитых (таких как МЕнака, Урваши, ТиллОттама и др.) создал Брахма, а остальные были дочерьми Дакши. Число апсар колеблется по различным данным от нескольких десятков до сотен тысяч. Один из древних текстов сообщает о существовании 35 миллионов апсар, добавляя при этом, что только 1060 из них - апсары по существу.

Их главная функция - придать двору Индры своим присутствием и искусством соблазнительную прелесть, вот почему иногда их называют "дочерями наслаждения"


Апсары занимают низшее положение в небесной иерархии, могут летать по воздуху, но большей мистической силой не обладают. Они носят знак «скорпиона» на бедре.

Апсара - обладательница мистической красоты, а это значит, что одного ее взгляда, слова или движения достаточно, чтобы влюбить в себя. "Небесная танцовщица" - это особая ступень духовного развития, поэтому использовать свой мистический дар можно было только для блага и стимула к духовному росту, а не для корысти и использования мужчин в качестве источника дохода. Небесными танцовщицами не рождались, а становились путём долгого труда над собой.

Апсары обладают высоким лбом, лотосоподобными глазами, точеным носом, чувственными губами, высокой грудью и полными бедрами. Небесные красавицы, танцующие богам, символизируют идеальную красоту, совершенные достоинства, владение искусствами и волшебством. Они приносят счастье, исполняют желания и излучают благоприятные энергии.

Сегодня часто можно встретить статуэтки из дерева и бронзы, изображающие Апсару. Апсара в древней индийской мифологии - полубожественная небесная дева неземной красоты. В Сутре о «Нанде» говорится, что розовоногие апсары похожи на обезображенных обезьянок с отрезанными носом и ушами, но намного прекраснее и очаровательнее. Apsara нередко вызывает образ наших водяниц и русалок, греческих нимф либо мусульманских гурий. Апсары наделялись чудодейственными силами и умением перевоплощаться (к примеру, в лебедей или крокодилов) и перемещаться в пространстве.
Боги посылали этих небесных полуобнаженных дев, одетых в тоненькие ниспадающие одежды из шелка, украшенные драгоценными камнями и цветами, с целью искушения к брахманам (священным монахам или риши, достигшим деяниями неограниченной всесильности). Риши под чарами Apsara теряли свои силы и становились просто смертными.
Об апсарах написано в огромном множестве духовных эпических пуран и героических эпосов («Махабхарат», «Ригведе», «Атхарваведе», драматическое описание о рождении Сакунталы, история отшельника Канду в Брахмапуране), как о супругах гандхарвов (певцов и небесных музыкантов). Впоследствии они становились небесными танцовщицами в царстве Индра.
Согласно легенде, Apsara проживали со своими мужьями в живописных горных рощицах Мандара и Меру. Во дворцах Амаравати девы радовали, веселили и доставляли удовольствие богам и простым погибшим воинам, посредством музыки и танцев. А затем сопровождали погибших героев на небеса, управляя летающими колесницами. В «Махабхарата», «Сканда-пурана» и иных источниках говорится об участии Apsara в битвах богов и асуров. Девы подносили воителям напитки и сами участвовали в боях, как пилоты летающих колесниц. Буддийские тексты также свидетельствуют о том, что апсары были небесными танцовщицами царства Шакры (Индры).
Но иногда Апсары влюблялись, выходили замуж и даже производили на свет детей, впоследствии становившихся либо властителями, либо храбрецами. Например, повествование о волнующей любви апсары Шакунталы из драмы поэта Индии Калидасы (IV или V столетие) и царя Душьянты. Эта же история приводится в «Махабхарате» и «Падма-пуране».
Дочь апсары и риши, новорожденная Шакунтала была оставлена собственной матерью в лесу. Лишь птицы «шакунта» оберегали и заботились о малышке, пока на нее не наткнулся монах-отшельник Канва, воспитавший Шакунталу. Однажды в обиталище Канва случайно оказался охотящийся в тех местах царь Душьянта. Увидевшись с девушкой, они воспылали друг к другу взаимным чувством и заключили брак гандхарвов. Душьянте нужно было вернуться домой, и, как залог своей любви, он передал Шакунтале царское кольцо. Но дева потеряла его в Ганге по дороге к царю. Злой умысел не позволил Душьянте признать любимую и заставил отвергнуть ее. Мать Шакунталы отнесла ее к озеру апсар, где у девушки родился сын Бхарату. Но однажды Душьянте принесли его кольцо, которое достали из живота выловленной рыбы, и царь все вспомнил. Много лет он пытался напасть на след возлюбленной. И когда отыскал вместе с сыном, возвратился с ними обратно в столицу.
Апсары нередко бросали своих детей, которые затем воспитывались случайными людьми либо отшельниками, как мы уже видели. Но чаще апсары, ассоциирующиеся в древней Индии с плодородием, воспитывали потомство сами.
Благодаря апсарам, в двенадцатом веке появился Apsara dancing - танец апсар, почти уже забытый древний танец Камбоджи, который сегодня переживает второе рождение. А историки и танцоры до сих пор пытаются разгадать древние послания и символы этого танца небесных нимф, который когда-то, согласно преданиям, они танцевали на небе.
Сегодня живописные фигурки, статуэтки, росписи и скульптуры апсар являются украшением фасадов и интерьеров многочисленных буддийских храмов, храмовых комплексов, пещерных храмов, гротов и пещер Индии и Индонезии, Камбоджи и Китая. Это - молчаливое свидетельство прелести и утонченности полубожественных созданий Apsara, глядя на которые появляется пища для интереса и креативного многомерного анализа и мышления о наследии, оставленном нам древними предками.

Апсары - небесные танцовщицы царства Индры, пилоты летающих колесниц. Апсара (санскр., ударение на первый слог - "многоводные», «движение в воде» или "движущаяся вода", "вышедшая из воды".) — полубогини в индуистской мифологии Их часто сопоставляют с греческими нимфами, мусульманскими гуриями, славянскими русалками и водяницами. Но они не являются низшими природными духами (нимфами), живущими в деревьях или воде, к русалкам они также не имеют никакого отношения (русалки - это жители другого измерения). Их называют «вышедшие из воды» потому что они возникли из Океана Первичной Материи, из которой создано все во Вселенной.

Апсары занимают низшее положение в небесной иерархии, могут летать по воздуху, но большей мистической силой не обладают. Носят знак «скорпиона» на бедре.

В эпосе и, прежде всего в "Махабхарате", апсары, оставаясь женами гандхарвов, стали выполнять функции небесных танцовщиц. Они жили вместе с гандхарвами в царстве Индры Сварге - в прекрасных рощах на горах Меру, Мандара и в столице Амаравати. Там, во дворце Пушкарамалини, они услаждали богов и смертных воинов, павших героями на поле битвы, музыкой и танцами. Их обязанностью также было сопровождать погибших воинов на "небо". Причем они перевозили их в небесных экипажах - летающих колесницах, искусство управления которыми они освоили не хуже гандхарвов. Они считались наградой героя, павшего в сражении.

Апсары участвовали в войнах богов и асуров, подавая воинам прохладительные напитки или принимая участие в боевых действиях, как пилоты летающих колесниц ("Махабхарата", "Сканда-пурана" и др.).

В буддийских текстах апсары изображались небесными танцовщицами царства Шакры (Индры).

Апсары обладали сверхчеловеческими способностями и магическими силами. Они переносились в пространстве, меняли свой облик, принимали любые формы и превращались в любые существа. Чаще всего их описывали как прекрасных полуобнаженных девушек, в одеждах из тонких шелковых и других струящихся тканей, украшенных драгоценностями и цветами.

Изящные изваяния и фрески апсар до сих пор украшают фасады и интерьеры многих средневековых индийских, камбоджийских, индонезийских и китайских буддийских храмов, которые безмолвно свидетельствуют о красоте и грациозности этих божественных созданий.

Любовные увлечения и браки у апсар происходили с богами, демонами и людьми. Они не только соблазняли асуров и смертных, но иногда влюблялись в них. Встретив настоящую любовь, они становятся идеальными женами, а вступив в связь с человеком - способны дать жизнь ребенку, который превращался в царя или героя. Апсары бросали своих детей, несмотря на то, что довольно часто описывались преданными женами богов, гандхарвов и смертных, что совсем не вязалось с их обликом небесных куртизанок, который приписывают им некоторые исследователи индийского фольклора. Детей воспитывали отшельники или случайные люди. Хотя, часто бывали и исключения, поэтому апсары ассоциировались в древней Индии с плодородием, и принадлежали к белой расе. Но апсара - это слуга.

В Индии до сих пор танец считается одним из видов йоги, т.е. служением Богу.

Однако апсары известны еще одной своей обязанностью, которую они исполняют по повелению Индры. Всякий раз, когда кто-либо, в нашем мире, начинает усиленно предаваться аскезе, йоге, Индра пребывает в страхе за свое могущество и трон. К таким йогам и посылают апсар с приказом «очаровать и соблазнить», хотя разгневанный йог-мистик мог наслать на них страшное проклятье и превратить, например, в камень до следующего воплощения на Земле Вишну. Мистическая сила, накопленная аскезой в течение сотен и тысяч лет, быстро истощается в чувственных наслаждениях. Нарушение целомудрия или даже пробуждение любовной страсти лишает йога его мистической силы, обретенной им в аскезе.

Происхождение апсар было различно. В «Рамаяне» упоминается, что одни апсары возникли при пахтании Молочного Океана, а наиболее знаменитых (таких как МЕнака, Урваши, ТиллОттама и др.) создал Брахма, а остальные были дочерьми Дакши. Число апсар колеблется по различным данным от нескольких десятков до сотен тысяч. Один из древних текстов сообщает о существовании 35 миллионов апсар, добавляя при этом, что только 1060 из них - апсары по существу.

Их главная функция - придать двору Индры своим присутствием и искусством соблазнительную прелесть, вот почему иногда их называют "дочерями наслаждения"


Апсары занимают низшее положение в небесной иерархии, могут летать по воздуху, но большей мистической силой не обладают. Они носят знак «скорпиона» на бедре.

Апсара - обладательница мистической красоты, а это значит, что одного ее взгляда, слова или движения достаточно, чтобы влюбить в себя. "Небесная танцовщица" - это особая ступень духовного развития, поэтому использовать свой мистический дар можно было только для блага и стимула к духовному росту, а не для корысти и использования мужчин в качестве источника дохода. Небесными танцовщицами не рождались, а становились путём долгого труда над собой.

Апсары обладают высоким лбом, лотосоподобными глазами, точеным носом, чувственными губами, высокой грудью и полными бедрами. Небесные красавицы, танцующие богам, символизируют идеальную красоту, совершенные достоинства, владение искусствами и волшебством. Они приносят счастье, исполняют желания и излучают благоприятные энергии.