• II. Организм как целостная система. Возрастная периодизация развития. Общие закономерности роста и развития организма. Физическое развитие……………………………………………………………………………….с. 2
  • II. Системы, развитие которых можно представить с помощью Универсальной Схемы Эволюции
  • Сложившаяся в ходе Второй мировой войны антигитлеровская коалиция государств пришла к убеждению, что послевоенное устройство мира должно быть построено на таких началах, которые обеспечили бы государствам международно-правовые гарантии их безопасности. Вопросы поддержания международного мира явились предметом обсуждения на Московской (1943 г.), Тегеранской (1943 г.) и Крымской (1945 г.) конференциях трех союзных держав: СССР, США и Великобритании. Было признано, что новая международная организация должна отличаться от Лиги Наций, быть наделенной механизмами, необходимыми для поддержания международного мира и безопасности. Была создана Организация Объединенных Наций, Устав которой был принят 26 июня 1945 г., что ознаменовало собой новый современный этап развития международного права.

    Принципиально новыми в Уставе ООН явились положения, запрещающие агрессию и устанавливающие механизм санкций в отношении государства-агрессора. Запрет агрессивной войны привел к пересмотру содержания многих международно-правовых отраслей и институтов, в частности норм об ответственности государств, норм об основаниях наказания преступников войны, норм о мирных средствах разрешения международных споров, норм, касающихся международных организаций.

    Не менее кардинальные изменения произошли в результате закрепления в Уставе ООН права народов на самоопределение, что явилось юридической базой борьбы колониальных народов за свою независимость и государственность.

    Нормы Устава ООН послужили отправной точкой для принятия многочисленных международных актов как по специальным вопросам сотрудничества государств, так и по вопросам сотрудничества в сфере прав человека.

    Система действующих международно-правовых норм, ушедшая далеко вперед от стандартов "классического" международного права XIX в., получила название "современное международное право".

    На долгом пути своего развития действующее международное право претерпело значительные изменения. Сравнение современного международного права с принципами и нормами того международного права, которое действовало два столетия назад, выявляет существенные различия между ними. Характер этих различий таков, что позволяет рассматривать современное международное право как систему норм и принципов, кардинально отличающуюся от норм и принципов, действовавших в прежние времена.



    Система действовавших прежде норм и принципов традиционно получила название старого классического международного права в противоположность ныне действующей системе норм и принципов, которая в специальной литературе именуется современным международным правом.

    Между старым классическим международным правом и современным международным правом не существует четко обозначенного разделения, что обусловлено преемственностью права. Так, в современном международном праве действуют нормы, которые возникли еще в старом классическом международном праве.

    В доктрине нет общего понимания временной границы между старым классическим международным правом и современным международным правом: одни авторы связывают появление современного международного права с заключением Вестфальского мирного договора в 1648 г., другие привязывают возникновение международного права к концу XIX и началу XX в.

    Наиболее существенным различием современного международного права и старого классического международного права является их отношение к вопросам войны и мира. Классическое международное право признавало войну в качестве правомерного средства решения споров между государствами. Так, известный юрист-международник Ф.Ф. Мартенс в начале XX в. полагал, что "война остается до настоящего времени обыкновенным способом для разрешения международных споров". Учебный курс международного права был издавна поделен на право войны и право мира, примером чего может служить знаменитый курс Гуго Гроция "О праве войны и мира".

    В ходе Второй мировой войны руководители стран антигитлеровской коалиции пришли к выводу, что после победы, в целях поддержания международного мира и безопасности, а также предотвращения военных преступлений, будет необходимо создать новый международный механизм, лишённый недостатков Лиги Наций. В результате Московской, Тегеранской и Крымской мирных конференций были сформулированы идеи о том, что таким механизмом может стать новая международная организация, которая бы стала преемником идей и принципов Лиги, однако обладала бы большими полномочиями и инструментами для поддержания всеобщего мира. Все эти принципы и идеи были закреплены в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года и были воплощены в жизнь на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, в ходе которой был подписан Устав ООН. ООН стала новой международной организацией, основной ареной международного взаимодействия и сотрудничества. Устав ООН стал новой вехой развития международного права, закрепив его основополагающие принципы:

    · Суверенное равенство всех членов ООН;

    · разрешение международных споров исключительно мирными средствами;

    · Отказ в международных отношениях от угрозы силой или её применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН;

    · Невмешательство ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;

    · Равноправие и самоопределение народов;

    · Территориальная целостность государств;

    · Уважение прав человека и основных свобод;

    · Добросовестное выполнение международных обязательств;

    · Сотрудничество государств.

    Также, По итогам Второй мировой войны состоялись Нюрнбергский и Токийский процессы, имевшие целью наказать военных преступников только нацистской Германии и милитаристской Японии.

    Нюрнбергский процесс был организован державами-победительницами: СССР, США, Великобританией и Францией. В ходе процесса были рассмотрены следующие обвинения:

    · Планы нацистской партии:

    ­ Использование нацистского контроля для агрессии против иностранных государств;

    ­ Агрессивные действия против Австрии и Чехословакии;

    ­ Нападение на Польшу;

    ­ Агрессивная война против всего мира (1939-1945);

    ­ Вторжение Германии на территорию СССР в нарушение пакта о ненападении от 23 августа 1939 года;

    ­ Сотрудничество с Италией и Японией и агрессивная война против США (ноябрь 1936 года - декабрь 1941 года);

    · Преступления против мира: «Все обвиняемые и различные другие лица в течение ряда лет до 8 мая 1945 года участвовали в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств»;

    · Военные преступления:

    ­ Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированных территориях и в открытом море;

    ­ Увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей;

    ­ Убийства и жестокое обращение с военнопленными и военнослужащими стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны, а также с лицами, находившимися в плавании в открытом море;

    ­ Бесцельные разрушения больших и малых городов и деревень, опустошения, не оправданные военной необходимостью.

    ­ Германизация оккупированных территорий.

    · Преступления против человечности:

    ­ Обвиняемые проводили политику преследования, репрессий и истребления противников нацистского правительства.

    ­ Нацисты бросали в тюрьмы людей без судебного процесса, подвергали их преследованиям, унижениям, порабощению, пыткам, убивали их.

    В Токийском процессе, кроме вышеперечисленных, принимали участие также Австралия, Канада, Китай, Индия, Нидерланды, Новая Зеландия и Филиппины. В обвинительном акте было сформулировано 55 пунктов, содержащих общие обвинения всех подсудимых и виновность каждого в отдельности. В заключении приводилось большое количество военных преступлений, таких как Нанкинская резня, Батаанский марш смерти и др. Как и на Нюрнбергском процессе, все пункты обвинения были разделены на три категории: А, В и С. Категория А включала в себя обвинения в Преступлениях против мира, планировании и ведении агрессивной войны, нарушении международного законодательства и применялась только против высшего руководства Японии. Категория В включала обвинения в массовых убийствах. Категория С - обвинения в преступлениях против обычаев войны и преступления против человечности, применялись к японцам любого ранга.


    | | | | 5 | | |

    В отличие от довоенного времени, в период Второй мировой войны было налажено интенсивное сотрудничество держав антигитлеровской коалиции. Едва ли можно сомневаться в его значении для победы. Вместе с тем, нельзя не удивиться тому, с каким трудом политическое мышление обретает дальновидность. Если бы такое сотрудничество было налажено до войны, то было бы сохранено 67.000.000 человеческих жизней. Человечеству приходится платить все более высокую цену за ошибки в международной политике и пренебрежение к международному праву.

    Державы антигитлеровской коалиции создали весьма эффективный механизм принятия решений по координации военных усилий. Вклад его в победу несомненен. На совещаниях решались и вопросы послевоенного устройства, имевшие серьезное значение для становления современного международного права. На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было

    принято решение о необходимости учреждения всеобщей международной организации, основанной на принципе суверенного равенства. Принята была и декларация, определившая основы ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства.

    В феврале 1945 г. состоялась Ялтинская конференция руководителей трех держав, решившая многие вопросы послевоенного урегулирования (оккупация Германии и контроль над ней; репарации; послевоенное урегулирование в Европе; проблема Польши, Югославии).

    Нередко послевоенное устройство в Европе называют ялтинским. Был решен вопрос о правилах голосования в Совете Безопасности будущей организации. Заключили соглашение и по Дальнему Востоку, согласно которому СССР обязался принять участие в разгроме Японии, а союзники признали его права на Южный Сахалин и Курильские острова. В связи с чем, невозможно назвать обоснованными претензии современной Японии на «Северные территории».

    В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав Организации Объединённых Наций, который положил начало современному международному праву.

    В середине того же года состоялась Потсдамская конференция руководителей трех держав, определившая принципы контрольного периода в Германии (демократизация, денацификация, демилитаризация, декартелизация). Был учрежден Совет министров иностранных дел для подготовки проектов мирных договоров. Данные проекты были рассмотрены на Парижской мирной конференции в 1946 г. (с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией). Подготовка договоров была завершена Советом министров иностранных дел в том же году, и в 1947 г. они были подписаны.

    Мирного урегулирования с Германией и Японией достичь не удалось из-за расхождений между странами антигитлеровской коалиции. Они были заменены сепаратными соглашениями.



    Мирные договоры 1947 г. существенно отличались от версальских договоров. Они не только урегулировали последствия войны, но и создали условия для независимого демократического развития побежденных стран.

    Особое значение имеет принятие в 1945 г. Устава Международного военного трибунала для суда над главными немецкими военными преступниками, а в дальнейшем и Устава Международного военного трибунала для суда над японскими преступниками. Уставы определили три вида преступлений, влекущих за собой индивидуальную ответственность высших должностных лиц государства: преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности.

    В 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН подтвердила принципы, воплощенные в Уставах и приговорах трибуналов, в качестве общепризнанных принципов международного права.

    Все это было впервые в истории и означало важный шаг в развитии механизма действия международного права. Проблема индивидуальной уголовной ответственности руководителей государств представляется одной из важнейших в обеспечении эффективности международного права и вместе с тем одной из сложнейших, поскольку решения об этом принимаются руководителями государств.

    Таким образом, несмотря на чрезвычайно сложную политическую и экономическую обстановку в мире, на идеологические противоречия, был совершен переход от классического к современному международному праву.

    С 1795 г. начались захватнические войны Франции. Эти войны и стремление Франции к гегемонизму и покорению других государств разрушили Вестфальскую систему равновесия. Франция в течение 15-летнего периода непрерывных войн отказалась от тех прогрессивных международно-правовых идей, которые были выдвинуты во время Французской революции и которым Франция пыталась следовать в своей внешней политике.

    В результате победы Англии, России, других коалиционных сил над Францией произошли изменения не только на политической карте Европы. Государства-победители стремились также создать новый международный порядок, который был бы основан на принципе равновесия, а также на принципе легитимизма. Последний означал обеспечение сохранения территориальных приобретений, а также внутреннего правопорядка от революционных потрясений.

    XIX век характеризуется и тем, что многие международные вопросы стали решаться на международных конгрессах (конференциях), в которых принимали участие заинтересованные государства. Начало этой практике положил Венский конгресс 1814- 1815 гг., созванный в связи с разгромом Наполеона I. В нем принимали участие почти все европейские государства (за исключением ТУрции). Акты Венского конгресса 1815 г. сыграли значительную роль в развитии международного права. Этими актами признавалась свобода судоходства по европейским рекам, постоянный нейтралитет Швейцарии и единообразие в рангах различных дипломатических представителей. Особое значение имела Декларация держав об уничтожении торга неграми.

    На этом конгрессе был создан Священный союз в составе России, Пруссии и Австрии. Присоединение к этому союзу Великобритании и Франции расширили его состав. Этот союз, в сущности, присвоил себе функции на основе принципа легитимности выступать гарантом территориальной стабильности в Европе, а также сохранения внутреннего правопорядка от революционных посягательств. Уже в 1821 г. во имя принципа легитимности войска Австрии вторглись в Неаполь и Сардинию, а войска Франции - в Испанию в 1823 г. в целях защиты королевской власти. Однако впоследствии, например, в связи с революционными выступлениями в Венгрии в 1848 г. ряд государств (в частности, Англия) выступают за признание принципа невмешательства.

    Идеи французской революции в области прав человека, несомненно, оказали влияние на освобождение народов от иноземного господства. Так, борьба греческого народа за освобождение от турецкого владычества была поддержана европейскими государствами, в частности Россией. А в 1830 г. Греция была признана в качестве независимого государства. В 1831 г. признается отделение Бельгии от Голландии и образование бельгийского государства. Во второй половине XIX в. возникли такие национальные государства, как Болгария, Сербия, Черногория, Румыния.

    Правовое положение иностранцев становится более обеспеченным, поскольку многие государства предоставляют им в некоторых отношениях такие же права, что и собственным гражданам. Возникает институт предоставления права убежища политическим мигрантам.

    Колонизация территорий в Африке и связанные с ней спорные вопросы о принадлежности той или иной территории вызвали необходимость созыва в 1884 г. в Берлине конгресса. На этом конгрессе было решено, что право открытия «ничейной» территории не является достаточным правовым основанием для оккупации территории. Оккупация должна быть эффективной, т.е. государство должно осуществлять в отношении этой территории акты власти. Кроме того, об акте оккупации государство должно сообщить другим государствам (нотифицировать).

    На этом конгрессе также была признана свобода судоходства по реке Конго.

    В международном праве признавались такие способы территориальных изменений либо территориальных приобретений, как цессия в разнообразных формах и плебисцит. Так, в 1867 г. Россия уступила США Аляску, в 1863 г. Великобритания уступила Греции Ионические острова. В практике государств стало признаваться, что осуществляется уступка территории, но не населения. Поэтому населению уступаемой территории предоставляется право оптации гражданства.

    Плебисциты проводились в 1858 г. в Румынии, в 1860 г. в Ницце и Савойе.

    Международное морское право получает дальнейшее развитие. Государства не ставят под сомнение существование таких институтов международного морского права, как открытое море, территориальные воды, права государств в отношении этих пространств. Кроме того, появляется настоятельная потребность в регулировании отдельных видов пользования морскими пространствами. В частности, заключаются двусторонние и многосторонние договоры относительно рыболовства, добычи отдельных видов животных, например морских котиков, тюленей и др. В практике государств появляются притязания на исторические заливы и прилежащие зоны.

    XIX век характеризуется и тем, что развитие экономики и связанный с ним научно-технический прогресс вызвал к жизни новые формы межгосударственного сотрудничества. Такими формами явились международные организации, которые назывались международными административными союзами. Были образованы Международный союз для измерения земли (1864 г.), Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.), Международный комитет мер и весов (1875 г.), Международный союз для охраны промышленной собственности (1886 г.), Международный противоневольнический союз (1890 г.), Международный союз для публикации таможенных тарифов (1890 г.), Международный союз железнодорожных товарных сообщений (1890 г.).

    Большое распространение получили договоры, число которых значительно увеличилось, их роль в регулировании международных отношений возрастала. Заключались не только мирные договоры или договоры, связанные с территориальными изменениями, но и договоры о торговле, мореплавании, по консульским вопросам, о взаимной судебной помощи, о выдаче (экстрадиции) преступников, о рыболовстве, по вопросам связи и транспорта и др.

    Заключаются многосторонние договоры, например, по борьбе с пиратством, торговлей женщинами, распространением порнографических изданий и др.

    Дм разрешения международных споров государства часто прибегали к международному арбитражу. Известны арбитражные решения споров: между Великобританией и США в 1870 г. по делу крейсера «Алабама»; между Англией и США в 1893 г. о промысле морских котиков в Беринговом море; в 1897 г. между Венесуэлой и Великобританией по спору о Британской Гвиане и др.

    Для регламентации способов и средств ведения войны созываются международные конгрессы (конференции). Цель этих конференций - кодификация законов и обычаев войны. Так, в 1856 г. в Париже принимается Декларация о праве морской войны, которая, в сущности, подтверждает положения Декларации о вооруженном нейтралитете 1780 г., дополняя их новым положением о запрете каперства. В 1868 г. в Санкт-Петербурге заключается Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. Особое значение имели созванные по инициативе России в 1899 и 1907 гг. Первая и Вторая Гаагские конференции мира. На этих конференциях были приняты акты, относящиеся ктаким вопросам, как законы и обычаи сухопутной войны, законы и обычаи мо?осойвойны, порядок открытия военных действий, запрещение использовать снаряды с удушающими газами, а также легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль, мирное разрешение международных споров, учреждение Постоянной палаты третейского суда, правила нейтралитета во время сухопутной и морской войны.

    В 1909 г была принята Лондонская декларация о праве морской войны, которая кодифицировала обычаи морской войны.. касающиеся блокады и военной контрабанды. Нормы декларации соблюдались в Первой мировой войне и, отчасти, во Второй мировой войне.

    Таким образом, происходило формирование классического международного права преимущественно как права европейских государств. Его субъектами признавались лишь так называемые цивилизованные государства (народы). В XVIII в. и особенно в XIX в. европейские государства заключали договоры с Турцией, Китаем, Японией, Сиамом и другими государствами. Однако эти последние государства не признавались субъектами классичес кого международного права, оно оставалось европейским по кругу участников. Только в 1856 г. Турция была признана равноправным участником «Европейского концерта». Признаком классического международного права было также то, что субъектами международного права были лишь государства. Другим его отличительным признаком являлось признание права на войну. Война считалась неотъемлемым правом государств, правомерным средством разрешения международных споров.

    В XIX в. наука международного права окончательно сложилась. В науке продолжали существовать два основных направления - естественно-правовое и позитивно-правовое. В результате развития международно-правовой практики государств все большее распространение получало именно позитивное направление. Во многих странах появляются курсы международного права: в Великобритании - Р. Филлимора, Т. Твисса, У. Холла и др.; во Франции - Ж. Рейневаля, П. Прадье-Фодере и др.; в США - Г. Уитона, Дж. Кента, Т. Улси и др.; в Германии - Й. Клюбера, А. Гефтера, Ф. Гольцендорфа, Ф. Листа и др.; в Италии - П. Фиоре и др.; в Швейцарии - И. Блюнчли и т.д.

    Разрабатывались и конкретные международно-правовые вопросы. Так, П. Манчини (Италия) в своей работе определил нацию как естественное общество людей, которые вследствие общей территории, происхождения, нравов и языка объединены общей культурой и общественным сознанием. Это определение оказывает до сих пор влияние на разработку понятия народов, национальных меньшинств и т.п.

    Большое внимание вопросам международного права уделялось в России. Появляются общие курсы и учебники по международному праву, а также работы, посвященные отдельным его вопросам. Расцвет российской науки международного права падает на вторую половину XIX столетия. Появляется целая плеяда выдающихся юристов-международников. Среди них М. Н. Капустин, В. А. Неза- битовский, Л. А. Камаровский, И. И. Ивановский, Ф. Ф. Мартенс, М. А. Таубе, О. О. Эйхельман, В. Э. Грабарь, П. Е. Казанский, В. А. Овчинников и многие другие.

    Еще по теме 2.5. Международное право в период с 1815 г. до окончания Первой мировой войны:

    1. Глава 1. Международные отношения после окончания первой мировой войны
    2. 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В США ОТ ПЕРВОЙ ДО ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
    3. Дубровская Е.Ю. Материалы финляндских архивов по истории российской армии и флота периода Первой мировой войны
    4. I. Международное валютное частное право после Второй мировой войны
    5. 19.1 От начала Первой мировой войны до переписи населения 1926 года
    6. 1. ИТОГИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА ВИЛЬСОНА
    7. § 2. Социальное законодательство после первой мировой войны
    8. 1. Возникновение и причины первой мировой войны. Крах II Интернационала
    9. § 1. Социальное законодательство до конца первой мировой войны
    10. Л.А. Булгакова Невенчанные солдатки: борьба за признание гражданских браков в годы Первой мировой войны

    - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран -

    С первых дней Второй мировой войны стало ясно, что довоенное международное право хоть и запрещало ведение агрессивной войны, но не предусматривало механизма ее предотвращения. Данное положение было изменено после нападения агрессоров на СССР, когда была образована антигитлеровская коалиция, которая уже в ходе войны стала создавать нормы и механизм их реализации.

    Одним из первых документов в этой области была Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства . Она была принята в 1943 г. на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании. В Декларации было сказано, что те германские офицеры, солдаты и члены нацистской партии, которые были ответственны за зверства, убийства и массовые казни, будут сосланы в те государства, в которых они совершали подобные действия для того, чтобы они были судимы и наказаны в соответствии с законом данного государства.

    В Декларации не нашел решения вопрос о главных преступниках, преступления которых не связаны с тем или иным географическим местом и которые будут наказаны совместным решением правительств союзников. 8 августа 1945 г. было подписано соглашение между Великобританией, Францией, США и СССР , к которому позже присоединились Греция, Дания, Югославия, Голландия, Чехословакия, Польша, Эфиопия, Гондурас, Гаити, Венесуэла, Уругвай и др. Оно предусматривало учреждение Устава Международного военного трибунала.

    Утверждению Устава Международного военного трибунала предшествовало решение Берлинской конференции 3 держав, в которым было закреплено положение о том, что военные преступники, и те, кто принимал участие в нацистских мероприятиях, должны быть арестованы и осуждены.

    1 октября 1946 г. подобный суд состоялся в Нюрнберге, на нем был вынесен Приговор Международного военного трибунала. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1946 г. Приговор был признан ООН. Таким образом, Генеральная Ассамблея подтверждает принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала. На конференциях решались и другие вопросы, которые имеют международно‑правовое значение.

    В 1943 г. была проведена Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании , где была принята Декларация о всеобщей безопасности. В данном документе выражалась необходимость в самый короткий срок образовать организацию для поддержания международного мира и безопасности.

    Также на Московской конференции был принят документ «Основы нашей программы по вопросам экономического сотрудничества», который содержал в себе цели расширения международной торговли без дискриминации.



    На Тегеранской конференции 28 ноября – 1 декабря 1943 г. была принята Декларация трех держав, которая признавала ответственность участников конференции и всех Объединенных Наций за создание такого мира на Земле, который бы получил одобрение у подавляющего числа жителей земного шара и который бы устранил бедность и войну на долгое время.

    В Думбартон‑Оксе (США) с 21 по 29 августа 1944 г. происходили предварительные переговоры по вопросам учреждения международных организаций для поддержания мира и безопасности.

    С 4 по 11 февраля 1945 г. проходила Крымская конференция. В Ялте руководители 3 держав объявили своей целью уничтожение германского милитаризма и нацизма. Особое место занимал вопрос ограничения правомочий Германии в отношении своих материальных ресурсов, а также обязать ее возместить ущерб союзным странам.

    Большую роль в международном праве сыграла Постдамская конференция, ее решения и в настоящее время имеют колоссальное значение для международной политики и международного права.