Мы разные. Тридцатилетние женщины. Двадцатилетние мужчины. Студенты. Художники. Музыканты, притворяющиеся адвокатами. Поэты, которые любят водить автобус. Люди, понимающие, что работа завела в тупик, и люди, благодарные судьбе, что есть хоть какая-то работа. Мы разные. Но у нас общая боль. Мы не используем свои способности по-настоящему.

О том, как найти свой путь и понять себя, Эль Луна написала когда-то в блоге. И через пару недель этим текстом поделились более 5 миллионов человек. «Бросайте все, что вы делаете, и читайте этот текст», - с такими сообщениями делились им люди. А теперь появилась книга «Между надо и хочу» .

Так что бросайте все. И читайте.

Удивительно красивая

Это настолько красивая книга, что нет смысла описывать ее словами. Смотрите.

Вкусное и яркое книжное вдохновение в обложке с карамельными буквами. Серьезно, когда я впервые увидела обложку - так и хотелось облизнуть. Ароматная (так пахнут все новые книги, а книги с мечтами - особенно!) И обалденно красивая. Даже если вы фанат электронных книг - эту вы точно захотите в бумажном виде.

А что внутри? Вкусные истории. Полезные упражнения. И море. Море вдохновения на каждой странице.

Эль Луна, дизайнер и автор книги, работала в IDEO и стартапах, включая Mailbox, Medium и Uber. Но решилась - и поменяла все. Сейчас она управляет текстильной компанией Bulan Project, соединяющей дизайнеров с мастерами росписи по батику на Бали.

Она получила все, что хотела. И рассказывает, как это можете сделать вы.

Между надо и хочу

В жизни есть два пути: «надо» и «хочу». С самого рождения нам говорят, что надо делать. «Надо» - это мнения других по поводу того, как нам жить. Это все ожидания, которые возлагают на нас другие. Иногда эти «надо» малы: «Тебе надо послушать эту песню!» В других случаях «надо» - чужие мысли, которые заставляют нас прожить жизнь по-другому.

Принимая «надо», мы выбираем жизнь для кого-то или чего-то иного, чем мы сами.

Мы приходим к перекрестку «надо» и «хочу» снова и снова. И каждый день выбираем, - иллюстрация из книги.

«Хочу» - это то, кто мы на самом деле, во что верим и что делаем наедине с собой настоящим. «Хочу» появляется, когда мы перестаем соответствовать чужим идеалам и направляемся навстречу собственным. Только в этом случае мы раскрываем потенциал.

«Хочу» - лучший выбор, который мы можем сделать в жизни.

Что у вас сейчас?

Самый частый выбор между «надо» и «хочу» мы делаем в отношении работы. Или не работы?.. Вот, например, космонавт - это работа или призвание? Давайте разбираться.

Писатель Томас Элиот работал в банке. Курт Воннегут продавал машины. Один из величайших композиторов современности Филип Гласс стал зарабатывать на своем призвании лишь в 41 год. Премьеры его произведений проходили в Метрополитен-опере, а он продолжал трудиться сантехником.

Любая работа заслуживает уважения. Если вы трудитесь лишь для того, чтобы оплачивать счета, это не плохо. И то, что хотите найти свое призвание, не означает, что нужно бросать работу. Здесь нет противоречия.

Но важно понять, что вы сейчас делаете? Это работа или призвание?

Игра в мечты

Однажды я пришла на вечеринку, где гостям предложили записать самые смелые и сумасшедшие мечты на карточках. Я слушала, как люди делятся своими дерзкими мечтами. Мои были унылыми и скучными и совсем меня не волновали. Придя домой, я решила серьезно взяться за них.

Я начала обращать пристальное внимание на свои желания и порывы - большие и маленькие. Интуиция усилилась и позволила услышать тихий внутренний голос, который просил чего-то сумасшедшего, глупого, грязного, тихого. Чем больше я кормила его, тем громче он говорил.

Теперь карточки с мечтами висели даже в ванной и над кухонной раковиной. Желания вываливались из карманов пальто и падали в сумки других людей. Оказывается, чем откровеннее мы признаемся себе в желаниях, тем более осознанно тратим свое время.

Поступите так же. Позвольте себе рассказать самому себе (да-да), чего хочет ваше сердце.

Предназначение

Мы не можем доказать существование предназначения. Но мы знаем, что оно существует, потому что, приближаясь к нему, чувствуем это сердцем.

«Когда мы подключаемся к призванию, попадаем в другое пространство, - сказал художник Кит Харинг, - мы соединяемся с явлениями вселенского масштаба, находящимися полностью за пределами нашего эго и самости. Это и есть самое главное».

Полагать, что ваше предназначение появится полностью сформированным, - сродни вере, что можно написать книгу, лишь желая этого и об этом размышляя. Но если вы будете делать одно маленькое дело каждый день - брать ручку, писать абзац текста, составлять список слов, - тогда ваше предназначение проявится.

А что в итоге?

Тот самый смысл жизни. И богатство, если оно вам нужно. Самые богатые люди на свете наполняют свои дни и ночи бесценными дарами жизни:

Все приходит к нам в нужное время. Не раньше. И не позже. Представьте, что это письмо и рассказ о книге оказались перед вами, потому что вы хотели их прочитать. И потому что вы давно видите этот жизненный перекресток и готовы к путешествию.

Еще в книге

  • Как узнать, чего вы на самом деле хотите
  • Четыре вопроса, которые каждый должен задать себе
  • Как найти время и деньги на «хочу», когда пятеро детей и ипотека
  • Почему предназначение ускользает от нас
  • Откуда взять денег на ту жизнь, которая вам по душе
  • Как избавиться от ложных «надо»
  • Как разобраться со страхами из серии «Мне уже 30-40-90 лет…»
  • Где найти время на то, что любишь
  • Как стать по-настоящему счастливым …и многое другое.

Ваша жизнь принадлежит вам. Но только если вы сами у руля. Идите по пути «хочу» каждый день. Десять минут можно найти повсюду. Десять минут, пока кипит чайник, - вперед! Десять минут в пробке - вперед!

Что вы выберете? Надо? Хочу?

P.S.: Если хотите получать подробные и красивые обзоры на лучшие творческие новинки вместе с эксклюзивными скидками на электронные и бумажные книги -

Издано с разрешения Workman Publishing Company

Перевод с английского Анастасии Сухановой


First published in the United States

as THE CROSSROADS OF SHOULD AND MUST

© 2015, Elle Luna, illustrations copyright © 2015, Elle Luna

Published by arrangement with Workman Publishing Company, Inc., New York.

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016


ISBN 978–5–00100–093–8


Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

VEGAS LEX

* * *

Издание для досуга


МЕЖДУ НАДО И ХОЧУ

Найди свой путь и следуй ему


Главный редактор Артем Степанов

Ответственный редактор Мария Красовская

Редактор Елизавета Цыганкова

Леттеринг Варвара Гранкова

Верстка Юлия Рахманина

Оформление переплета Варвара Гранкова

Корректоры Ярослава Терещенкова, Надежда Болотина

* * *

МЕЖДУ НАДО И ХОЧУ

Найди свой путь и следуй ему

Посвящается моей семье

Мы делимся мыслями в интернете. Каждый день. Все время. Но это сообщение было особенным. Особенным настолько, что через несколько недель им поделились в твиттере свыше 5 миллионов человек, более 250 тысяч человек его прочли.

«Бросайте все, что сейчас делаете, и читайте этот текст», - написала одна женщина. «Эта статья изменила мою жизнь», - комментировала другая. «Я хотел отправить ее всем сотрудникам, - написал некий начальник, - но понял: прочитав этот текст, треть из них уйдут. А знаете что? Если они не хотят здесь работать, пусть увольняются, и я разослал эту статью».

На меня обрушился шквал писем. В телефоне то и дело загорались оповещения из твиттера. Статья распространилась через интернет в мгновение ока, в итоге став еще более популярной. Так она продолжала свое путешествие… до этой книги. Я решила написать ее ради людей, поделившихся своими историями; ради боли и мужества, которые я увидела в их борьбе. Тридцатилетние женщины. Двадцатилетние мужчины. Выпускник школы. Вдова. Одинокие матери. «Бедные» миллионеры. Люди без денег, которые на самом деле были богачами. Учителя. Юристы. Музыкант, притворяющийся адвокатом. Поэт, который любил водить городской автобус. Женщины, не желавшие иметь детей. Отцы, которые хотели воспитывать детей. Люди, понимавшие, что работа завела их в тупик, и люди, отчаянно благодарные судьбе за то, что имели хоть какую-то работу.

Боль испытывают все, независимо от пола, возраста и места жительства. И по сути, эта боль одинаковая -

ВСЕ СЛИШКОМ ЧАСТО ЧУВСТВУЮТ, ЧТО НЕ ЖИВУТ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ СВОИ СПОСОБНОСТИ ПО-НАСТОЯЩЕМУ.

Я получала письма от людей, которые, казалось, готовы были сделать все, чтобы избавиться от недовольства жизнью, но не знали, как.

ЭТИ СТРАНИЦЫ НАПИСАНЫ В ПОДДЕРЖКУ ВАШЕГО ВНУТРЕННЕГО ГОЛОСА, ТВЕРДЯЩЕГО, ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ДАТЬ ЭТОМУ МИРУ НЕЧТО ОСОБЕННОЕ. ОНИ ПРИДАНЫ НАПОМНИТЬ: ХОТЯ ВЫ И НЕ ЗНАЕТЕ, КУДА ПРИВЕДЕТ ЭТА ДОРОГА, ПО НЕЙ ПРОШЛИ УЖЕ ОЧЕНЬ МНОГИЕ, ОНИ РАЗРЕШАЮТ ЗАБЫТЬ ВСЕ, ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ. ЧТОБЫ ВСПОМНИТЬ, ЧТО ВЫ ХОТИТЕ ДЕЛАТЬ.

Сегодня четверг, 11:55 утра. Последний раз нажимаю кнопку «Сохранить» в этом документе, прежде чем он начнет свое путешествие по свету. Я заметила, что все приходит к нам в нужное время. Не раньше. И не позже. Представьте, что эта книга оказалась в ваших руках, потому что вы хотели ее прочитать. И потому что одна ваша половина увидела этот жизненный перекресток и вы готовы к путешествию. С уважением и благодарностью я смотрю, как эти слова находят свой путь от меня к вам, так или иначе, тем или иным образом, в нужное время. Спасибо за то, что стали частью этого странного и удивительного путешествия. От одного путешественника другому: в добрый путь!

    Оценил книгу

    МИФЫ, КОТОРЫЕ МЕНЯ УДИВИЛИ

    Миф 1. Детей нужно часто хвалить. От этого у них повышается самооценка, а также появляется желание сделать всё возможное, чтобы ещё раз услышать похвалу.

    Развенчивание мифа. Чаще всего мы хвалим детей за их ум. Редко можно услышать от родителей похвалу за проявленное трудолюбие или самостоятельность. Хваля детей за их ум, мы (взрослые) часто даём им понять, что главное – это выглядеть умно. А чтобы выглядеть умным всегда, ни в коем случае нельзя рисковать, поэтому лучше всего пытаться избегать сложных задач, которые могут вызвать у взрослых сомнение в интеллектуальных способностях детей.

    Если мы хвалим ребёнка за ум, а дитя попадает в ситуацию совершения ошибки, то ему очень часто становится сложно пережить неудачу. Если же хвалить ребёнка не за ум, а за упорство в достижении цели, то сложная ситуация не вызовет фрустрации, напротив, она создаст условия для развития сильнейшей мотивации по преодолению препятствий.

    Более того, исследования показывают, что критика зачастую гораздо больше мотивирует детей, нежели похвала (особенно в подростковом возрасте). Кроме этого, дети, которых часто хвалят, теряют самостоятельность и перестают идти на риск. Получается, гораздо эффективнее тот педагог, который умеет грамотно критиковать, а не заваливает ребёнка чрезмерной похвалой.

    Безусловно, хвалить детей нужно, но делать это необходимо только за дело. Просто хвалить ребёнка из любви к нему – значит, вредить ему.

    Миф 2. Ложь детей невинна. Дети не лгут, а фантазируют.

    Развенчивание мифа. 80% детей экспериментируют с враньём, начиная с 4-летнего возраста. Если у них есть старшие братья или сёстры, дети начинают обманывать ещё раньше.

    Согласно статистическим данным, дома 4-летние дети врут приблизительно 1 р./час. Немало, да?

    Большинство родители считают, что однажды дети перерастут «период бурного фантазирования», поэтому не стоит обращать особого внимания на детскую ложь. На самом деле, если ничего не предпринимать, ребёнок привыкает ко лжи. Ему гораздо удобнее солгать, чем сказать правду и получить заслуженное наказание. Несмотря на то, что имеется прямая связь между ложью и уровнем развития интеллекта (чем изощрённее ложь ребёнка, тем больше он интеллектуально развит), с ложью обязательно нужно бороться!

    Миф 3. Одарённость – это неизменяемая характеристика личности ребёнка.

    Развенчивание мифа. Тесты IQ показывают, что в разные возрастные периоды люди показывают разные уровни развития интеллекта. Так, если дошкольник перед поступлением в школу демонстрирует высокий уровень IQ, это не говорит о том, что в начальной и тем более средней школе он будет учиться хорошо. Почти в 50% случаев дети, показавшие в дошкольном возрасте не самые высокие результаты при тестировании, через несколько лет перегоняют в когнитивном развитии своих сверстников, и наоборот.

    Более того, как выяснилось, наилучший возраст для проведения тестов – не раньше 11-12 лет. В этом возрасте впервые становится возможным частичное прогнозирование дальнейшего развития ребёнка. Поэтому диагностика детей дошкольного возраста говорит лишь об актуальном развитии ребёнка. Через несколько месяцев картина может измениться до неузнаваемости.

    ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, ПОЧЕРПНУТЫЕ ИЗ КНИГИ

    1. Американские дети вынуждены жить в постоянной конкурентной среде. Они с раннего детства начинают борьбу за лучшую школу, лучшего учителя, лучшие отметки. А все для того, чтобы поступить в лучший вуз. Всё-таки реалии российского образования гораздо мягче.

    2. Американские дети уже с дошкольного возраста загнаны в систему бесконечного тестирования способностей, интеллекта, уровня развития психических функций (памяти, воображения, внимания и т.п.). Чем взрослее становится ребёнок, тем больше тестов ему приходится сдавать. Поэтому наши мониторинги, а также разовые ОГЭ и ЕГЭ – это цветочки по сравнению с американскими ягодками.

    РЕЗЮМЕ

    Эта книга – современный качественный научпоп, который будет интересен не только родителям, но и людям, связавшим свою жизнь с искусством воспитания и обучения детей.

    Я редко рекомендую научпоп студентам (а тем более профессионалам), но здесь особый случай, так сказать. В книге аккумулированы результаты десятков исследований, которые проводятся сегодня на разных континентах с разными категориями испытуемых (родителей и детей).

    Кроме того, книга будет интересна людям, не имеющим детей и не связанным с педагогикой, поскольку авторами представлены интересные интерпретациям человеческого поведения, которые могут объяснить некоторые наши поступки.

    Так что читайте! Вы точно не пожалеете!

    Оценил книгу

    В предисловии авторы обещают эффект от этой книги как от разорвавшейся бомбы: у нас прозреют очи и мы уже никогда не будем прежними. Честно, на меня эта книга такого впечатления не произвела. Пара моментов были очень интересными и, действительно, по делу, но, в целом, читать было довольно тяжело.
    Почему:
    1. Книга написана американцами и ориентирована на Америку. Есть отдельная глава, посвященная росизму, или отдельная глава, посвященная тестам на IQ в детских садиках. Честно говоря, так и не поняла, как эта глава (про IQ) должна повлиять на воспитание.
    2. Много статистики и описания проведенных опытов. Сплошные цифры, проценты, опыты, опыты. Немного выводов и результатов. В итоге, пока дочитаешь до этих выводов, из ушей идет пар. Хотелось бы услышать побольше советов, которые можно применять на практике.

    За что хочу сказать спасибо: за главу, где рассказывается о развитии речи у детей, это вызвало у меня наибольший интерес, этим материалом я буду теперь пользоваться, для того, чтобы учить своего ребенка разговаривать.
    Так же, я уяснила основной посыл: не стоит думать о детях как о взрослых (примерять психологию ребенка на себя), дети другие, у них все по-другому. Хорошо, наверное, что американцы ставят столько опытов на своих детях и мы можем иметь хоть отдаленное представление о том, как же у детей там все устроено.

    Клму книга полезна: воспитателям в детских садах, учителям, родителям. Но, первым и вторым в большей степени, чем последним, там много материала именно для них.

    Оценил книгу

    Эта книга меня удивляла. Я открыла очень много нового не только о воспитании детей, но и о себе. Почему так или иначе воспринимаю некоторые вещи, почему именно такая реакция и отдача. Как должно быть на самом деле. Ой, да много всего меня тут зацепило, заинтересовало. Если сказать кратко о каждой главе:
    1. Обратная сила похвалы.
    Я была уверена, что ребенка нужно хвалить за каждое его достижение. А оказалось, что все не совсем так. Хвалить нужно, часто, искренне, но не за само достижение, а за... и дальше надо читать, не буду писать ключевую мысль, чтобы не спойлерить.
    2. Потерянный час
    Как на самом деле сказываются на ребенке недосып и переутомляемость. Точно ли именно в мультиках и планшетах все зло.
    3. Почему белые родители не обсуждают вопросы отношения национальностей и рас.
    Это вообще сложная и закрытая тема для постсоветских стран. Когда во всех странах этот вопрос все больше поднимается, у нас об этом говорить просто не принято. А подчерпнуть можно информацию не только о толерантности к другим расам, но и в целом понять как видит мир ребенок. Как учить его толерантности к тому, что его окружает.
    4. Почему дети врут.
    Вранье это всегда плохо? А может быть это просто часть становления личности ребенка?
    5. Поиски талантов в детском саду.
    Принесут ли плоды "натаскивания" ребенка к экзаменам в первый класс и что будет дальше. Хотя, опять же, в постоветстких странах этот вопрос так жестко не стоит. Но тут много другой полезной и актуальной информации.
    6. Эффект братьев и сестер
    Почему малышня ссорится. Точно ли проблема в ревности? Может вообще дело в чем-то другом?
    7. Наука подросткового бунта
    Можно ли его избежать. А если и можно, то нужно ли?
    8. Можно ли научить ребенка самоконтролю?
    Эта глава меня покорила! Теперь понимаю насколько наши садики, не важно частные или государственные, отстают от мировых трендов. Где эффективность метода воспитания деток уже проверена и доказана. Где детей не заставляют, а мотивируют, что действительно важно для их будущего.
    9. Как важно уметь ладить с другими
    Должны ли все дети быть милыми, добрыми и дружелюбными?
    10. Почему Хана говорит, а Алиса нет
    Эта глава - мой фаворит номер 2! О том как не учить ребенка говорить, а просто помочь ему и какие невероятные результаты будут в итоге. При этом, речь не о заучивании, не про обучение крох, а про их восприятие мира. Про то, как изучают этот мир они.
    Фуххх, вот вроде и все. В общем, всем советую)

Продолжаем знакомства с интересными книгами в уже постоянной рубрике . Сегодня новый отзыв от Марии Мирзоевой , автора аккаунта @masha_sophie_days . Книга «Мифы воспитания. Наука против интуиции» от По Бронсона и Эшли Мерримен раскрывает проблемы мучащие многих родителей.

Доверяете ли вы своей интуиции, воспитывая ребёнка? Или ищите ответы в книгах или у специалистов? Мне кажется, большинство проголосует за интуитивное воспитание. Но почему тогда книги Гиппенрейтер и Фабер/Мазлиш имеют такой успех?

О книге

Название у книги довольно цепляющее, интригующее, в нём есть небольшой вызов читателю. Авторы даже пообещали шокировать. На самом деле, за этой провокацией скрываются очень здравые мысли:

  • есть интуиция;
  • и есть набор неправильных шаблонов и поведенческих моделей, которые мы унаследовали от мам и бабушек. Мы ведь забыли, откуда у них растут корни, и приняли их за свой внутренний голос.

1. Мы неправильно хвалим своих детей

Похвала за результат, а чаще всего просто «для поднятия самооценки» имеет обратный эффект.

Отмечать нужно сам факт старательности и приложенных усилий, вот за что нужно хвалить! Авторы довольно подробно расписывают этот феномен, но с полным исследование можно ознакомиться в книге «Гибкое сознание» Кэрола Дуэка.

2. Правильная реакция на детское враньё⠀

Как мы обычно реагируем на такое? Грозим наказанием, задаём загоняющие в угол вопросы (один из самых очевидных: кто это сделал? 🙂). И очень часто мимоходом врём сами при ребёнке. А исследования показывают, насколько важно сместить акценты:

  • не врать самому, даже по мелочам;
  • не пугать наказанием, предложить сказать правду;
  • показать, как вас порадует именно правдивый ответ ребёнка. Детям хочется порадовать нас, взрослых. В книге есть несколько очень эффектных примеров⠀

3. Обучающие гаджеты и видео бесполезны

Особенно если они направлены на развитие речи, ведь в этом случае они ещё и вредны.

Не очень приятное открытие для компаний, создающих мультики типа Tiny Love, или Baby Einstein, правда? А всё потому, что нужен живой человек, и его речь.

И ещё один важный момент: нужен не просто бесконечно болтающий человек. Нужен тот, кто будет отслеживать реакции ребёнка, и провоцировать именно общение, обмен звуками и жестами. Обладают ли этими способностями так называемые «развивающие» мультики? Нет, конечно.

И ещё много-много интересных моментов из научных исследований, опытов, фактов, которые просто не влезут в обзор. О расизме, о детской агрессии, об отношениях между братьями и сёстрами…

Несмотря (а может и благодаря) на множество отсылок к научным исследованиям и опытам (на детях), книга читается легко — она потрясающе интересная. Многое из того, к чему мы привыкли и применяем в отношении своих детей является неверным. И мне кажется, наш родительский долг — с этим материалом ознакомится.

С книгой можно ознакомиться и приобрести в интернет-магазинах Labirint.ru и Ozon.ru .

По Бронсон, Эшли Мерримен

Мифы воспитания. Наука против интуиции

New Thinking About Children


© Po Bronson 2009

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».


Предисловие

Кэри Грант в роли швейцара

Дело было в конце 60-х. Посетители частного ночного клуба «Волшебный замок» в Голливуде, владельцами которого были профессиональные фокусники, приходили в восторг, увидев на пороге заведения швейцара, как две капли воды похожего на голливудскую звезду того времени Кэри Гранта. «Добро пожаловать в “Замок”!» – произносил безупречно одетый красавец, очевидно наслаждавшийся своим сходством с известным актером. Посетители заходили внутрь, обсуждая поразительное сходство двойника с оригиналом, что было прекрасным доказательством магии Голливуда во всех ее проявлениях. К тому же «Волшебный замок» располагался в двух шагах от Китайского театра и Аллеи славы кинематографа.

Однако этот швейцар вовсе не был двойником. Это был Кэри Грант собственной персоной.

Актер, с детских лет обожавший фокусы, был одним из основателей этого клуба. «Волшебный замок» нравился Гранту и многим другим знаменитостям еще и потому, что в нем соблюдали несколько железных правил – никаких фотографий и никаких журналистов. Звезды могли спокойно отдыхать, не волнуясь о том, что желтая пресса напишет на следующее утро.

Грант мог часами сидеть в фойе клуба с администратором Джоан Лотон, обсуждая волшебство, которое его волновало гораздо больше, чем магия сцены. А именно детей. Лотон работала администратором клуба по ночам, а днем училась на специалиста по детскому развитию. Отпрыск Гранта был совсем маленьким, и актера интересовало все, что Лотон знала про малышей. Услышав, что перед подъездом останавливается автомобиль, актер вскакивал и бросался к дверям. Он не стремился сознательно обмануть посетителей, но никто не принимал его за настоящего Кэри Гранта и против обычного не просил автограф. Почему?

Всех сбивал с толку контекст встречи. Никто не ожидал, что сам Кэри Грант может выступить в роли банального швейцара. В клубе выступали самые известные фокусники того времени, и публика приходила в «Волшебный замок», чтобы увидеть иллюзию, фокусы и трюки. Все искренне верили, что красавец швейцар – всего лишь первая иллюзия перед началом представления.

А теперь мораль. Если все происходящее подается «под соусом» развлечения и подразумевается, что все будет волшебным, удивительным и потрясающим, что-то реальное может быть воспринято как еще одна забава.

Именно так мы воспринимаем современные новости науки.

Сейчас поток информации не останавливается ни на секунду. Новости постоянно показывают по ТВ, пишут в блогах, сообщают в пресс-релизах и по е-мейлу. Можно подумать, что в такой обстановке невозможно пропустить сообщение о важном научном открытии. Однако сейчас они стали напоминать звезд второго эшелона – ими заполняют эфир тогда, когда в ленте нет «больших» новостей. Каждой из них достаются свои десять минут славы, а задача новости – скорее развлечь нас, чем заставить о чем-то задуматься. На следующий день эти новости уже никому не нужны, о них начисто забывают, и СМИ вываливают на нас новую порцию «научного бизнес-ланча». Говорят в этих репортажах быстро, тему затрагивают поверхностно, поэтому понять, насколько эти новости ценны, сложно.

Очень непросто сделать научные новости яркими и привлекательными для СМИ. По крайней мере в области исследований развития ребенка не было открытия, которое можно было бы назвать научным прорывом. Зачастую ситуацию осложняет тот факт, что открытия принадлежат не конкретному ученому, а десяткам исследователей, разбросанных по всему миру. Отдельно взятые эксперименты не приводят к озарениям и прорывам. Выводы кристаллизуются постепенно, на основе многолетней работы, а эксперименты и исследования неоднократно повторяют, чтобы уточнить результаты.

В результате множество важных идей уже давно находятся в поле зрения общественности, однако мы не в состоянии разглядеть и признать их важность.

Вступление

Почему не стоит доверять интуиции, воспитывая детей

У моей жены отличный вкус. За одним исключением. В гостевой комнате нашего дома висит нарисованный акриловыми красками натюрморт – горшок с красной геранью и лейка цвета охры на фоне коричневого дощатого забора. Мало того что это абсолютно безобразная картина, это еще и поделка из серии «раскрась картинку по номерам».

Каждый раз, когда я ее вижу, руки чешутся выкинуть ее в мусорный бак. Но жена категорически возражает, потому что картину нарисовала ее прабабушка в 1961 году. Я совершенно не против хранения вещей по сентиментальным соображениям. Наш дом забит самыми разными предметами, которые принадлежали родственникам жены. Но в этой картине, на мой взгляд, нет и не может быть ничего сентиментального. Может быть, в тот день, когда ее прабабушка купила в магазине этот набор, ее грела мысль, что в жизни есть место креативности и полету фантазии, но законченный продукт, по моему мнению, убивает эту надежду на корню. Эта раскраска не оставляет потомкам никаких оснований помянуть свою родственницу добрым словом.

Раскраски по номерам были сверхпопулярны в начале 1950-х годов. Можно сказать, что они были iPod’ом тех времен. Маркетологи решили, что пылесосы, стиральные и посудомоечные машины высвободят у домохозяек такое количество времени, что им нечем будет заняться, кроме как раскрашивать по номерам. За три года компания Palmer Paint продала более двенадцати миллионов наборов. Однако, несмотря на свою популярность, раскраски всегда вызывали противоречивые чувства. Критики говорили о противоречии между демократизацией искусства (ведь теперь каждый мог почувствовать себя творцом) и абсолютно механическим претворением этой идеи в жизнь.

Не так давно я пытался вспомнить, как относился к науке о развитии и воспитании детей до того, как несколько лет назад мы с Эшли Мерримен начали эту книгу, и неожиданно в голове всплыл образ этой картины. Дома я целый вечер разглядывал эту ужасную работу, чтобы понять, с какой стати я о ней вспомнил. И вот что я в конце концов понял.

Гамма чувств, которую вызывает раскраска по номерам, похожа на ту, что появляется после прочтения книги о воспитании. Наука всегда утверждала, что стать хорошим родителем можно только «по книжке». Велено делать так-то – извольте делать именно так. Все как в раскраске по номерам, в которой для лейки предлагали использовать «жженую умбру» и ничего иного.

Так вот. Если бы несколько лет назад мне сказали: «Обязательно прочитай эту новую книгу о воспитании!» – я бы вежливо поблагодарил за полезный совет и тут же забыл о нем. Как и многие родители, мы с женой купили несколько книжек о детях сразу после рождения сына. В его первый день рождения мы эти книжки убрали и снова извлекли на свет божий через три года, когда у нас родилась дочь. История повторилась: когда дочери исполнился год, книжки о детях исчезли.

Большинство наших друзей вели себя точно так же. Все мы сошлись на том, что не хотим и не будем родителями «по учебнику». Мы полагались на собственные родительские инстинкты. Мы обожали своих детей и внимательно наблюдали за их развитием и потребностями. И этого, казалось, было вполне достаточно.

В то же время мы с Эшли писали для журнала Time. Живя в Лос-Анджелесе, Эшли в течение нескольких лет проводила занятия для детей из бедных семей. Для сорока детей она была чем-то наподобие доброй феи и следила за их развитием от детского сада до средней школы. Разрабатывая свою программу, Эшли полагалась исключительно на собственные инстинкты. Она никогда не страдала от нехватки идей. Работа с детьми всегда ее вдохновляла. Ей были нужны только преподаватели и побольше школьных принадлежностей. Ни Эшли, ни я даже не представляли, чего нам не хватает и чего мы не знаем. Мы не просыпались с мыслью о том, что необходимо почитать научную литературу о детском развитии, потому что у нас что-то не получается. Все шло просто идеально. А потом мы начали писать эту книгу.

Мы занимались вопросами мотивации у взрослых и в один прекрасный день задумались, почему дети настолько уверены в себе. Мы начали рассматривать и исследовать вопрос, на котором специализировались, под новым углом. Результаты нас одновременно смутили и удивили. Раньше инстинкты подсказывали нам, что для того, чтобы маленькие дети больше верили в себя, их надо постоянно хвалить и называть умницами. Мы были свято уверены в этом. Однако научные труды очень убедительно доказывали, что похвала за ум приводит к негативным последствиям. Этим вы только подорвете уверенность детей в своих силах.