Среди влиятельнейших организаций мира всегда упоминают ООН. Знание принципов ее работы важно для любого человека, который желает быть в курсе мировых политических, социальных и экономических событий. Какова история данного учреждения и кто входит в число участников?

Данный документ является воплощением демократических идеалов человечества. В нем сформулированы права человека, утверждены достоинство и ценность каждой жизни, равноправие женщин и мужчин, равенство разных народов. Согласно Уставу, цель ООН заключается в поддержании мира во всем мире и улаживании всяческих конфликтов и споров. Каждый член организации считается равным другим и обязан добросовестно выполнять все принятые обязательства. Ни одна страна не имеет права угрожать другим или применять силу. ООН имеет право вмешательства в военные действия внутри любого государства. Также Устав подчеркивает открытость организации. Стать ее членом может любая мирная страна.

Принцип работы ООН

Данная организация не представляет собой правительство какой-либо страны и не может издавать законы. В число ее полномочий входит предоставление средств, которые помогают устранению международных конфликтов, а также разработка политических вопросов. Каждая страна, являющаяся участником организации, может выразить свое мнение. Основными считают Генеральную Ассамблею, по Опеке, Экономический и Социальный, и, наконец, Секретариат. Все они находятся в Нью-Йорке. по правам человека расположен в Европе, а точнее, в голландском городе Гаага.

В свете постоянных военных конфликтов и неослабевающего напряжения между некоторыми странами, данный орган приобретает особую важность. Совет Безопасности ООН включает пятнадцать стран. Стоит отметить, что десять из них периодически избираются согласно определенной процедуре. Только пять стран постоянно входят в Совет Безопасности ООН: Россия, Великобритания, Китай, США и Франция. Чтобы организация приняла какое-то решение, нужно, чтобы за него подали голоса не менее девяти членов. Чаще всего результатом собраний становятся резолюции. За время существования Совета их принято более 1300.

Как функционирует этот орган?

За время своего существования Совет Безопасности ООН обзавелся определенным количеством методов и форм воздействия на ситуацию в мире. Орган может выразить государству осуждение, если действия страны не соответствуют Уставу. В недавнем прошлом члены Совета Безопасности ООН были крайне неудовлетворены политикой ЮАР. За проведение в стране апартеида государство было неоднократно осуждено. Другой ситуацией в Африке, в которую вмешивалась организация, стали военные действия Претории против других стран. На этот счет в ООН были созданы многочисленные резолюции. Чаще всего обращение к государству предполагает прекращение военных действий, требование о выводе войск. На данный момент больше всего беспокоит Совет Безопасности ООН Украина. Все возможности организации направлены на урегулирование конфликтной ситуации и примирение сторон. Такие же функции уже применялись во время разрешения и в период военных действий в странах бывшей Югославии.

Исторический экскурс

В 1948 Совет Безопасности ООН разработал такой метод урегулирования, как использование групп наблюдателей и военных миссий наблюдения. Они должны были контролировать, как государство, на которое были направлены резолюции, соблюдает требования о прекращении военных действий и перемирии. Вплоть до 1973 таких наблюдателей отправляли только постоянные члены Совета Безопасности ООН из числа западных стран. После этого года в состав миссии стали входить и советские офицеры. Впервые они были направлены в Палестину. Многие наблюдательные органы до сих пор контролируют ситуацию на Ближнем Востоке. Кроме того, постоянные члены Совета Безопасности ООН формируют миссии, которые осуществляют свою деятельность в Ливане, Индии, Пакистане, Уганде, Руанде, Сальвадоре, Таджикистане и других странах.

Сотрудничество с другими организациями

Деятельность Совета постоянно сопровождается коллективной работой с региональными органами. Сотрудничество может носить самый разнообразный характер, включая регулярные консультации, дипломатическую поддержку, миротворческую деятельность, наблюдательные миссии. Заседание Совета Безопасности ООН может проходить совместно с ОБСЕ, как это происходило во время конфликтов в Албании. Организация также объединяется с экологическими группами для регулирования ситуации на западе африканского континента. Во время вооруженного конфликта Грузии ООН объединилась с миротворческими силами СНГ.
В Гаити Совет сотрудничал с ОАГ в рамках международной гражданской миссии.

Система урегулирования мировых конфликтов постоянно совершенствуется и модернизируется. Недавно был разработан способ контроля над ядерной и экологической угрозами, предупреждения об очагах напряженности, массовых эмиграциях, стихийных бедствиях, голоде и эпидемиях. Информация по каждому из перечисленных направлений постоянно анализируется специалистами в данных областях, которые определяют, насколько велика опасность. Если ее масштаб действительно вызывает тревогу, о ситуации будет уведомлен председатель Совета Безопасности ООН. После этого будут приняты решения о возможных действиях и мерах. При необходимости будут задействованы и другие органы ООН. В приоритете организации - превентивная дипломатия. Все инструменты политического, правового и дипломатического характера направлены на предупреждение разногласий. Совет Безопасности активно способствует примирению сторон, установлению мира и прочим превентивным действиям. Чаще всего используется такой инструмент, как операция по поддержанию мира. Подобных мероприятий за время существования ООН было проведено более пятидесяти. Под ОПМ понимается совокупность действий беспристрастных военных, полицейских и гражданского персонала, направленных на стабилизацию обстановки.

Контроль за введением санкций

Совет Безопасности включает в себя несколько вспомогательных органов. Они существуют для контроля за санкциями ООН. Такими органами можно назвать Совет управляющих Компенсационной комиссии, Специальную комиссию по ситуации между Ираком и Кувейтом, Комитеты в Югославии, Ливии, Сомали, Анголе, Руанде, Гаити, Либерии, Сьерра-Льоне и Судане. Например, в Южной Родезии тщательный контроль над экономической ситуацией привел к устранению расистского правительства и возвращению гражданам Зимбабве независимости. В 1980 страна стала членом ООН. Действенность контроля проявлялась и в Южной Африке, Анголе и Гаити. Тем не менее стоит отметить, что в некоторых случаях санкции имели и ряд негативных последствий. Для соседних государств принятые ООН меры оборачивались материальным и финансовым ущербом. Впрочем, без вмешательства ситуации привели бы к гораздо более тяжелыми последствиями для всего мира, поэтому некоторые издержки вполне оправдывают себя.

Несмотря на то что иногда последствия могут быть достаточно спорными, данный орган ООН должен функционировать без перерыва. Это решено Уставом. Согласно ему, организация обязана максимально быстро и эффективно принимать решения. Каждый член Совета Безопасности должен постоянно находиться на связи с ООН для немедленного выполнения своих функций в экстренной ситуации. Промежуток между заседаниями органа не должен быть больше двух недель. Иногда это правило не соблюдается на практике. По средним подсчетам, Совет Безопасности собирается для официальных заседений около семидесяти семи раз в течение года.

  • 6.Значение международного обычая.
  • 7. Согласование воль государств как основа создания норм международного права.
  • 8. Понятие и виды субъектов международного права.
  • 9. Первичные и производные субъекты международного права
  • 10. Нации и народы,борющиеся за самоопределение, как субъекты международного права
  • 13. Основные объекты правопреемства в международном праве.
  • 14.Правопреемство государств в отношении территории, населения и границ.
  • 15. Основные принципы международного права: происхождение, понятие и особенности
  • 16. Принцип суверенного равенства государств.
  • 24.Принцип равноправия и самоопределения народов.
  • 25Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
  • 26.Международный договор: понятие, формы и виды.
  • 27. Стороны международных договоров.
  • 28. Действие международных договоров: вступление в силу, прекращение и приостановление договоров.
  • 29.Универсальные, региональные и двусторонние международные договоры.
  • 30Международные организации: понятие, признаки и классификация.. Понятие, классификация, правовая природа иструктура международных организаций
  • 31.Юридическая природа международных организаций и особенности создаваемых ими норм.
  • 32.Оон: история создания, принципы и главные органы.
  • 33.Совет Безопасности оон: функции и принципы деятельности.
  • 35.Функции специализированных учреждений оон.
  • 36.Региональные международные организации: правовой статус и функции.
  • 38.Понятие и функции дипломатических представительств.
  • 39.Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств.
  • 40.Личные дипломатические привилегии и иммунитеты.
  • 41.Понятие и функции консульских представительств.
  • 42.Консульские привилегии и иммунитеты.
  • 43.Правовое положение населения в международном праве.
  • 44.Международно-правовые вопросы гражданства. Правовой статус апатридов и бипатридов.
  • 45.Правовой режим иностранных граждан и его особенности.
  • 46.Международно-правовые основы консульской защиты.
  • 47.Понятие и классификация международных конференций.
  • 48. Правовое значение документов международных конференций.
  • 61. Основания международно-правовой ответственности государств и классификация международных правонарушений.
  • 62. Формы международно-правовой ответственности государств.
  • 63. Ответственность физических лиц за преступления против мира, человечности и военные преступления.
  • 64. Формы сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера.
  • 65. Понятие и состав государственной территории.
  • 66. Государственных границы и способы их установления. Делимитация и демаркация государственных границ.
  • 33.Совет Безопасности оон: функции и принципы деятельности.

    постоянно действующий орган Организации Объединённых Наций, на который, в соответствии со статьей 24 Устава ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Относится к числу шести «главных органов» ООН.

    Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями:

    поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;

    В состав Совета входят 15 государств-членов - 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Соответствующие поправки в Устав ООН были внесены 17 декабря 1963 года резолюцией ГА ООН 1991 (XVIII) (до этого в Совет входило лишь 6 непостоянных членов). Согласно указанной резолюции, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:

    пять - от государств Африки и Азии;

    один - от государств Восточной Европы;

    два - от государств Латинской Америки;

    два - от государств Западной Европы и других государств .

    Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в порядке латинского алфавита.

    Функции и полномочия:

    расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;

    вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;

    призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;

    предпринимать военные действия против агрессора;

    осуществлять в «стратегических районах» функции Организации Объединенных Наций по опеке;

    34. Устав оон как универсальный источник международного права.

    Устав ООН - международный договор, учреждающий международную организацию ООН; подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации пятьюдесятью государствами и вступил в силу 24 октября 1945 года, после того, как был ратифицирован постоянными членами Совета Безопасности ООН.

    Все страны, подписавшие Устав, обязаны соблюдать его статьи; кроме того, их обязательства по Уставу ООН превалируют над всеми другими обязательствами, вытекающими из других международных договоров. Устав был ратифицирован большинством стран мира; единственное исключение среди общепризнанных стран составляет Святой престол, который предпочёл сохранить за собой статус постоянного наблюдателя, в связи с чем не является стороной, которая подписала документ в полном объеме.

    Устав Организации Объединенных Наций состоит из преамбулы и 19 глав, охватывающих 111 статей. Неотъемлемой Частью Устава ООН считается Статут Международного Суда.

    В преамбуле и гл. I провозглашаются цели и принципы Организации Объединенных Наций. Глава II регламентирует вопросы членства в Организации. Последующие главы определяют структуру, компетенцию и порядок функционирования главных органов ООН (так, в гл. IV-VII говорится о правовом положении и деятельности Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, в гл. XV - о Секретариате ООН). В Уставе имеются также главы, посвященные региональным соглашениям, международному экономическому и социальному сотрудничеству, несамоуправляющимся территориям и системе опеки.

    Предусмотрена возможность изменения Устава. Следует отметить, что различаются поправки к Уставу (ст. 108) и пересмотр Устава (ст. 109). Поправки, т. е. изменения отдельных положений Устава, имеющие частный характер, принимаются Генеральной Ассамблеей ООН двумя третями голосов членов и вступают в силу для всех членов Организации после их ратификации двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Следовательно, без согласия любого из постоянных членов Совета Безопасности (СССР, США, Великобритания, Франция, КНР) никакая поправка к Уставу не приобретает юридической силы. Вместе с тем вступившие в силу поправки обязательны и для тех государств, которые либо не голосовали за ту или иную поправку, либо, проголосовав за поправку, еще не ратифицировали соответствующий документ. Генеральная Ассамблея принимала поправки к отдельным статьям Устава на XVIII, XX и XXVI сессиях в 1963, 1965 и 1971 гг. Все эти поправки связаны с расширением состава двух органов ООН: Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета (ст. 23, 27, 61 и 109, причем ст. 61 изменялась дважды).

    Для пересмотра Устава требуется созыв Генеральной конференции членов Организации, что допускается только по решению или при согласии двух третей членов Генеральной Ассамблеи и девяти (из пятнадцати) членов Совета Безопасности. Решение об изменении Устава, принятое Генеральной конференцией (двумя третями участников), вступает в силу только при условии его ратификации двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Таким образом, и в данном случае изменение Устава обусловлено согласием всех пяти постоянных членов Совета Безопасности.

    Стабильность Устава как основополагающего документа ООН ни в коей мере не означает неизменности правового положения и функций Организации. Напротив, по мере прогрессивного развития международных отношений и международного права, усиления универсального характера ООН и демократических тенденций в ее деятельности происходит постоянное обогащение ее структуры, компетенции и форм функционирования ее органов. Но такое обогащение базируется на нормах Устава, на неукоснительном соблюдении его целей и принципов.

    Согласно Уставу, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности состоит из пятнадцати членов Организации. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру или акта агрессии. Он призывает стороны в споре урегулировать его мирным путем, и рекомендует методы урегулирования или условия урегулирования. В некоторых случаях Совет Безопасности может прибегать к санкциям или даже санкционировать применение силы в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Кроме того, Совет выносит Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения нового Генерального секретаря и приема новых членов в состав ООН. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности избирают судей Международного Суда.

    Устав Организации Объединенных Наций предусматривает создание шести главных органов Организации Объединенных Наций, включая Совет Безопасности. Он наделяет главной ответственностью за поддержание международного мира и безопасности Совет Безопасности, который может собираться в любое время при наличии угрозы миру.

    Согласно Уставу, Организация Объединенных Наций преследует четыре цели:

    поддерживать международный мир и безопасность;

    развивать дружественные отношения между нациями;

    сотрудничать в разрешении международных проблем и в поощрении уважения к правам человека;

    быть центром для согласования действий наций.

    Все члены Организации Объединенных Наций соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. В то время как другие органы Организации Объединенных Наций выносят рекомендации государствам-членам, лишь Совет Безопасности обладает полномочиями принимать решения, которые государства-члены после этого обязаны выполнять по Уставу.

    Поддержание мира и безопасности.

    Когда в Совет поступает жалоба в отношении угрозы миру, он сначала обычно рекомендует сторонам попытаться достичь согласия мирными средствами. Совет может:

    • - устанавливать принципы достижения подобного согласия;
    • - в некоторых случаях проводить расследования и осуществлять посредничество;
    • - направлять миссии;
    • - назначать специальных посланников; или
    • - просить Генерального секретаря оказать его добрые услуги для достижения мирного разрешения спора.

    Основное внимание уделяется тому, чтобы сориентировать меры главным образом на тех, кто несет ответственность за политику и практику, осуждаемые международным сообществом, при одновременном сведении до минимума воздействия принятых мер на другие части населения и экономики. объединенный конференция государство

    Совет Безопасности провел свое первое заседание 17 января 1946 года в Чёрч-Хаусе, Вестминстер, Лондон. 4 апреля 1952 года состоялось первое заседание СБ в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, и с тех пор это место является его постоянным местопребыванием. Выездные заседания Совета Безопасности проходили в Аддис-Абебе, Эфиопия (1972 г.), в Панаме, Панама (1973 г.), в Женеве, Швейцария (1990 г.) и Найроби, Кения (2004 г.).

    Каждый из членов Совета Безопасности должен постоянно иметь представителя в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций, в тем чтобы Совет мог собраться в любое время, когда в этом возникнет необходимость.

    Функции и полномочия.

    Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями:

    поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;

    расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;

    вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;

    призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;

    предпринимать военные действия против агрессора;

    осуществлять в «стратегических районах» функции Организации Объединенных Наций по опеке;

    Председатель.

    Каждый член Совета поочередно председательствует в нем в течение одного месяца, причем выбор председательствующих в Совете государств-членов проводится в английском алфавитном порядке.

    Председательствование

    Истечение срока членства

    Иордания

    Люксембург

    Республика Корея

    Российская Федерация

    Постоянный член

    Соединенное Королевство

    Постоянный член

    Сентябрь

    Соединенные Штаты

    Постоянный член

    Аргентина

    Австралия

    Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Решения Совета Безопасности по процедурным вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета. Особый порядок предусмотрен Уставом (п. 3 ст. 27) для принятия решений по существу, по вопросам непроцедурного характера. Такие решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. В том случае, если хотя бы один из постоянных членов Совета голосует против, решение не принимается. Такое исключительное право постоянных членов Совета называется правом вето. Если же один или несколько постоянных членов воздерживаются либо не участвуют в голосовании, то решение, поддержанное девятью членами, считается принятым.

    Согласно Уставу ООН, Совет Безопасности принимает три вида резолюций: 1) рекомендации или решения в адрес других органов ООН или в собственный адрес, например рекомендации Генеральной Ассамблее или решение о создании собственного вспомогательного органа по ст. 29 Устава; 2) рекомендации государствам - членам ООН, например, по ст. 40, 3) решения в адрес государств-членов, например, по ст. 41, 42; сюда же следует отнести не предусмотренные Уставом так называемые правотворческие резолюции, порождающие общие обязательства для государств-членов.

    Государство, не являющееся членом ООН, также может обратить внимание на любой спор, в котором оно является стороной, если в отношении этого спора оно примет на себя заранее предусмотренные в Уставе ООН обязательства мирного разрешения споров. Чепурнова Н.М, Сизько И.А. Международное право: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд.центр ЕАОН, 2009., -295 с. Стр.115

    Кроме того, Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления международного мира и безопасности. Совет может потребовать от сторон спора выполнения тех временных мер, какие он найдет необходимыми. Решения совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН.

    Совет также уполномочен решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и требовать от членов организации осуществления этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

    Если Совет Безопасности сочтет, что эти меры окажутся или оказались недостаточными, он вправе принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. Государства-члены ООН обязуются предоставить в распоряжение Совета необходимые для поддержания мира вооруженные силы.

    При этом необходимо учитывать, что Устав ООН ни в какой мере не затрагивает неотъемлемого права каждого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на члена ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет надлежащих мер по поддержанию мира и безопасности.

    Каждое государство-член Совета Безопасности имеет здесь одного представителя. Совет Безопасности устанавливает свои правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя.

    Решения в Совете Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, если за них поданы голоса девяти членов Совета. По другим вопросам решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования. Если при голосовании по непроцедурному вопросу один из постоянных членов Совета проголосует против, решение считается не принятым (право вето).

    Совет Безопасности может учреждать вспомогательные органы, необходимые для выполнения его функций. Так, для оказания помощи Совету Безопасности по вопросам использования войск, предоставленных в его распоряжение, и регулированию вооружений, был создан Военно-Штабной Комитет, состоящий из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей.

    Состав Совета состоит из 15 членов:

    пять постоянных членов: Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция.

    И десять непостоянных членов, избирающихся на двухгодичный срок:

    • - Австралия (2014)
    • - Аргентина (2014)
    • - Иордания (2015)
    • - Литва (2015)
    • - Люксембург (2014)
    • - Нигерия (2015)
    • - Республика Корея (2014)
    • - Руанда (2014)
    • - Чад (2015)
    • - Чили (2015)

    Непостоянные члены Совета Безопасности

    Более 60 государств - членов Организации Объединенных Наций никогда не были членами Совета Безопасности.

    Государство, которое является членом Организации Объединенных наций, но не является членом Совета Безопасности, может участвовать, без права голоса, в обсуждениях, когда Совет считает, что рассматриваемый вопрос затрагивает интересы этого государства. Как члены ООН, так и не являющиеся ее членами субъекты, если они являются сторонами рассматриваемого Советом спора, могут быть приглашены принять участие, без права голоса, в дискуссиях Совета; Совет определяет условия участия того или иного государства, не являющегося его членом.

    С момента образования Совета Безопасности не было ни одного важного международного события, на которое бы он не обратил внимания. Именно по результатам деятельности Совета Безопасности можно говорить об удачах и неудачах работы ООН и в целом о ее влиянии на развитие международных отношений. В соответствии со статьями 24-26 Устава ООН Совет Безопасности наделен большими полномочиями в части предотвращения вооруженных конфликтов и создания условий для мирного пути их разрешения, а также налаживания сотрудничества между государствами. Функции и полномочия Совета Безопасности состоят в следующем:

    О поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;

    О расследовать любой спор или любую ситуацию, которые могут привести к международным конфликтам;

    О вырабатывать планы для создания системы регулирования вооружений; О определять наличие угрозы миру или акта агрессии и рекомендовать меры, которые следует предпринять;

    О призывать членов Организации к применению экономических санкций или других мер, не связанных с использованием силы, для предупреждения или прекращения агрессии;

    О предпринимать военные действия против агрессора;

    О осуществлять функции Организации Объединенных Наций по опеке в «стратегических районах»;

    В соответствии с перечисленными функциями и полномочиями Совет вырабатывает свои решения.

    Так, в 2005 г. Совет Безопасности провел около 200 формальных встреч и принял 71 резолюцию по широкому кругу проблем, включая терроризм, положение в Африке, ситуацию на Ближнем Востоке, в Ираке, Афганистане. Принятые резолюции затрагивали, в частности, доклады Г енерального секретаря по Судану (4 доклада), ситуацию в отношениях между Эритреей и Эфиопией (4), положение на Ближнем Востоке (3), ситуацию в отношении Демократической Республики Конго (3), положение в Афганистане (2), положение в Грузии (2), защиту гражданских лиц в вооруженных конфликтах (1), нераспространение оружия массового уничтожения (1) и др.

    Когда Совет Безопасности получает информацию о возникновении угрозы международному миру, то сначала он рассматривает пути мирного урегулирования спора. Он может выработать принципы урегулирования или выступить в роли посредника. В случае развязывания военных действий Совет Безопасности предпринимает усилия по прекращению огня. Например, он может направить миротворческую миссию с тем, чтобы помочь сторонам сохранять перемирие или обеспечить разъединение противоборствующих сил.

    Совет Безопасности может принимать принудительные меры, обеспечивающие выполнение принятых им решений: ввести экономические санкции или установить эмбарго на поставки оружия (в соответствии с гл. VII Устава); в ряде случаев Совет уполномочивал государства-члены использовать «все необходимые средства», включая совместные военные действия. Так, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН в 1991 г. были предприняты коллективные военные действия против Ирака, оккупировавшего в 1990 г. территорию суверенного Кувейта.

    При внесении на рассмотрение Совета Безопасности жалобы, касающейся угрозы миру, он вначале обычно рекомендует сторонам попытаться достичь согласия мирными средствами. Иногда Совет сам проводит расследование и осуществляет посредничество. Он может назначить специальных представителей либо предложить Генеральному секретарю сделать такие назначения или воспользоваться его услугами. Совет может устанавливать принципы мирного разрешения спора.

    Когда спор приводит к военным действиям, Совет Безопасности прежде всего стремится как можно скорее положить им конец. Во многих случаях Совет отдавал указания о прекращении огня, сыгравшие важную роль в предотвращении эскалации военных действий. Так, резолюция ООН по Афганистану № 1510 от 13 октября 2003 г. «санкционирует расширение мандата Международных сил содействия безопасности, с тем чтобы они могли... оказывать поддержку Переходной администрации Афганистана и ее правопреемникам в поддержании безопасности в районах Афганистана за пределами Кабула и его окрестностей...»

    На заседаниях Совета Безопасности могут заслушиваться заявления Председателя Совета, заявления Совета Безопасности, доклады Генерального секретаря ООН. Так, в 2015 г. на заседаниях Совета Безопасности было заслушано 78 докладов, представленных или препровожденных Генеральным секретарем ООН.

    Компетенция. Согласно ст. 23 Устава ООН Совет Безопасности со­стоит из 15 членов Организации. Из них 5 являются постоянными, а именно: Россия, Китай, Франция, Великобритания и Северная-Ирлан­дия, США.

    Генеральная Ассамблея избирает 10 других членов ООН в ка­честве непостоянных членов. Последние избираются на двухгодичный срок", и при их избрании должное внимание уделяется степени участия кандидатов в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому гео­графическому распределению.

    Места непостоянных членов Совета распределяются следующим об­разом: от Азии и Африки - 5 членов, Восточной Европы - 1, Латин­ской Америки и Карибского моря - 2, Западной Европы, Канады, Но­вой Зеландии и Австралии - 2 члена.

    В последние годы на сессиях Генеральной Ассамблеи весьма актив­но обсуждается вопрос об увеличении числа членов Совета Безопасно­сти до 20 и более, в том числе постоянных - до 7-10.

    Для обеспечения быстрых и эффективных действий члены ООН воз­лагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при ис­полнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Со­вет Безопасности действует от их имени.

    Совет Безопасности представляет на рассмотрение Генеральной Ас­самблеи ежегодные доклады и по мере необходимости специальные док­лады.

    Совет Безопасности сможет в соответствии со своими обязанностя­ми по Уставу ООН поддерживать и укреплять международный мир и безопасность лишь в том случае, если решения Совета будут пользо­ваться полной поддержкой международного сообщества и если стороны, участвующие в конфликтах, будут выполнять эти решения в полном объеме1.

    Функции и полномочия Совета Безопасности сводятся к следующе­му: а) поддерживать международный мир и безопасность в соответствии

    Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН A/Res/47/120 А от 18 де­кабря 1992 г. «международный мир и безопасность должны рассматриваться в комплексе и усилия Организации по миростроительству, обеспечению справед­ливости, стабильности и безопасности должны охватывать не только военные во­просы, но и через ее различные органы в их соответствующих областях компетенции надлежащие политические, экономические, социальные, гумани­тарные, экологические аспекты и вопросы развития».

    346 Глава XII. Организация Объединенных Нации и се специализированные учреждения

    Бутрос Б. Гали. Повестка дня для мира. Нью-Йорк, 1992. С. 12-13.

    с целями и принципами ООН; б) расследовать любые споры или ситуа­ции, которые могут вызвать международные трения; в) делать рекомен­дации относительно методов урегулирования таких споров или условий их разрешения; г) вырабатывать планы для создания системы регулиро­вания вооружений, определять наличие угрозы миру или акта агрессии и делать рекомендации о мерах, которые надлежит принять; д) призы­вать государства - члены ООН к применению экономических санкций и других мер, не связанных с использованием вооруженных сил, для предупреждения или прекращения агрессии: е) предпринимать военные действия против агрессора; ж) делать рекомендации относительно прие­ма новых членов и условий, на которых государства могут стать участни­ками Статута Международного суда; з) осуществлять в стратегических районах функции ООН по опеке; и) делать рекомендации Генеральной Ассамблее относительно назначения Генерального секретаря и вместе с Генеральной Ассамблеей выбирать судей Международного суда; к) представлять ежегодные и специальные доклады Генеральной Ас­самблее.

    Роль ООН, и в частности Совета Безопасности, в поддержании мира и обеспечении международной безопасности сводится к осуществлению следующих четырех мероприятий.

    Превентивная дипломатия - это действия, направленные на пре­дупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение пе­рерастания существующих споров в конфликты и ограничение масшта­бов конфликтов после их возникновения. В соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи А/Яе5/47/120 А от 18 декабря 1992 г. превентив­ная дипломатия может потребовать таких мер, как укрепление доверия, раннее предупреждение, установление фактов и другие меры, при осу­ществлении которых следует надлежащим образом сочетать консульта­ции с государствами-членами, тактичность, конфиденциальность, объ­ективность и транспарентность.

    2. Миротворчество - это действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению, главным образом с помощью таких мирных средств, которые предусмотрены в главе VI

    Устава ООН.

    3. Поддержание мира - это обеспечение присутствия ООН в данном конкретном районе, которое связано с развертыванием военного и (или) полицейского персонала ООН, а нередко и гражданского персонала.

    4. Миростроительство в постконфликтный период - это действия, направленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами после ликвидации конфликта или конфликтной ситуации.

    По мнению ООН, эти четыре вида деятельности в совокупности, осуществляемые при поддержке всех членов, способны стать целостным вкладом ООН в обеспечение мира в духе ее Устава!.

    Когда Совету Безопасности сообщают о возникновении угрозы миру, он просит стороны достичь согласия мирными средствами. Совет может выступить в роли посредника или сформулировать принципы урегулирования спора. Он может просить Генерального секретаря про-

    § 4. Совет Безопасности ООН

    вести расследование и представить доклад о сложившейся ситуации. В случае начала боевых действий Совет Безопасности принимает меры к обеспечению прекращения огня. Он может с согласия заинтересован­ных сторон направить в конфликтные районы миссии по поддержанию мира для ослабления напряженности и разведения противоборствующих сил. Совет Безопасности вправе разместить миротворческие силы для предотвращения возобновления конфликта. Он обладает полномочиями принуждать к выполнению своих решений путем введения экономиче­ских санкций и принятия решения о применении коллективных воен­ных мер.

    Правовой статус миротворческих сил ООН определяется соглашени­ем между ООН и принимающим государством. В соответствии с этими соглашениями после принятия Советом Безопасности решения об учре­ждении операции по поддержанию мира соответствующие государст­ва-члены обязаны содействовать осуществлению мандата этой операции.

    Согласно ст. 5 и 6 Устава Генеральная Ассамблея по рекомендации Совета Безопасности может приостановить осуществление прав и при­вилегий, принадлежащих государству как члену организации, если про­тив него Советом Безопасности были предприняты действия превентив­ного или принудительного характера. Государство - член ООН, систе­матически нарушающее принципы, закрепленные в Уставе, может быть исключено из Организации Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

    Совет Безопасности действует от имени всех членов Организации. В соответствии со ст. 25 Устава члены Организации соглашаются «под­чиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их». Согласно ст. 43 они обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасно­сти по его требованию и в соответствии с особым соглашением или со­глашениями необходимые для поддержания международного мира и без­опасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства об­служивания, включая право прохода. Такое соглашение или соглашения определяют численность и род войск, степень их готовности и их общее расположение и характер предоставляемых средств обслуживания и по­мощи.

    Устав ООН наделяет Совет Безопасности правом на применение временных и принудительных мер. Временные меры направлены на пре­дотвращение ухудшения ситуации и не должны наносить ущерба пра­вам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. Такие меры могут включать требование к сторонам прекратить вооруженные действия, отвести войска на определенные рубежи, а также прибегнуть к той или иной процедуре мирного урегулирования, включая вступление в непосредственные переговоры, обращение к арбитражу, использование региональных организаций и органов. Временные меры не носят прину­дительного характера. Они не являются юридически обязательными для сторон, но Совет Безопасности в соответствии со ст. 40 Устава ООН «должным образом учитывает невыполнение этих временных мер».

    Принудительные меры подразделяются на меры, не связанные с ис­пользованием вооруженных сил, и на действия с применением воору­женных сил (ст. 41 и 22 Устава). Применение их - исключительная

    348 ГлаваХЦ. Организация Объединенных Наций и се сцсшкшппрованнмс учреждения

    компетенция Совета Безопасности, составляющая одно из важнейших его полномочий.

    В соответствии со ст. 41 Устава принудительные не

    с использованием вооруженных сил, могут включать полный или час­тичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, мор­ских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сооб­щения, разрыв дипломатических отношений, а также иные меры подоб­ного характера.

    В тех случаях, когда указанные выше меры становятся недостаточ­ными или неэффективными, Совет Безопасности на основе ст. 42 Устава имеет право предпринимать вооруженными силами ООН действия, не­обходимые для поддержания международного мира и безопасности. Все члены ООН обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасно­сти по его требованию вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода через территорию, тер­риториальные воды и воздушное пространство. Особым видом принуди­тельных мер является приостановление осуществления прав и привиле­гий любого члена ООН, в отношении которого Совет Безопасности при­нял решение о действиях принудительного характера. Такой мерой является также исключение из членов ООН за нарушение Устава (ст. 6).

    Порядок работы. Совет Безопасности проводит свои заседания прак­тически ежедневно с целью рассмотрения вопросов своей повестки дня, предупреждения угрозы миру, принятия различных мер по контролю за конфликтами и их урегулированию и мобилизации региональной и меж­дународной поддержки этих действий. В целях обеспечения непрерыв­ности работы каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания ООН. В его заседаниях без права голоса может участвовать любое государство - нечлен Совета Безопасности, если обсуждаемый вопрос каким-либо образом затрагивает интересы этого члена Организации. На заседания Совета может быть приглашено государство - нечлен ООН, если оно является стороной в споре, рас­сматриваемом Советом Безопасности. Причем он ставит такие условия для участия государства - нечлена Организации, какие найдет справед­ливыми.

    Заседания Совета Безопасности, за исключением периодических за­седаний (такие заседания проводятся два раза в год), созываются Пред­седателем в любое время, когда последний считает это необходимым. Однако промежуток между заседаниями должен быть не более 14 дней.

    Председатель созывает заседание Совета Безопасности в случаях, если: а) какие-либо спор или ситуация доведены до сведения Совета Безопасности в соответствии со ст. 35 или п. 3 ст. 11 Устава ООН; б) Генеральная Ассамблея делает рекомендации или передает какой-ли­бо вопрос Совету Безопасности в соответствии с п. 2 ст. И; в) Гене­ральный секретарь обращает внимание Совета Безопасности на ка­кой-либо вопрос в соответствии со ст. 99 Устава ООН.

    Заседания Совета Безопасности обычно проводятся в месте пребы­вания ООН (т. е. в Нью-Йорке). Однако любой член Совета или Гене­ральный секретарь может предложить, чтобы Совет Безопасности соби­рался в другом месте. Если Совет Безопасности принимает такое пред­

    § 4. Совет Безопасности ООН

    ложение, он выносит решение относительно места и срока, в течение которого Совет будет заседать в этом месте.

    Председательствование в Совете Безопасности осуществляется его членами поочередно в английском алфавитном порядке их наименова­ний. Каждый председатель занимает этот пост в течение одного кален­дарного месяца.

    Английский, арабский, испанский, китайский, русский и француз­ский языки являются как официальными, так и рабочими языками Со­вета Безопасности. Речи, произнесенные на одном из шести языков, пе­реводятся на другие пять языков.

    Решения и постановления. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Для решения вопросов по существу требуется большинство в девять голосов, но это количество должно включать голоса всех пяти постоянных членов Совета Безопасности. В этом заключается суть прин­ципа единогласия пяти великих держав. Этот принцип имеет особое зна­чение для успешного функционирования всей системы безопасности в рамках ООН. Он возлагает на великие державы главную ответствен­ность за эффективность деятельности Организации. СССР (а теперь Россия) и США довольно часто использовали свое право вето.

    Совет Безопасности на своих заседаниях принимает решения и ре­комендации. В любом случае они именуются резолюциями, которые яв­ляются юридически обязательными (ст. 25, 48 и др.).

    Вспомогательные органы. Согласно ст. 29 Устава Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, какие он найдет необ­ходимыми для выполнения своих функций.

    Все эти органы подразделяются на две группы: постоянные и времен­ные. К числу постоянных относятся Военно-Штабной комитет, Комитет экспертов, Комитет по приему новых членов, Комитет по вопросу о за­седаниях Совета Безопасности вне Центральных учреждений.

    Из числа постоянных органов важнейшим является Военно-Штаб­ной комитет (ВШК), статус которого определен в ст. 47 Устава. Он раз­рабатывает планы применения вооруженных сил, дает советы и оказыва­ет помощь Совету Безопасности по всем вопросам, относящимся к воен­ным потребностям Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности, к использованию войск, предос­тавленных в его распоряжение, командованию ими, а также регулирова­нию вооружений и возможному разоружению.

    Этот комитет состоит из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей. Любой член Организации, не представленный постоянно в комитете, приглашается последним со­трудничать с ним, если эффективное осуществление обязанностей коми­тета требует участия такого государства - члена Организации в работе комитета.

    ВШК подчиняется Совету Безопасности, несет ответственность за стратегическое руководство любыми вооруженными силами, предостав­ленными в распоряжение Совета.

    Комитет проводит свои заседания обычно один раз в две недели. Од­нако это правило нарушается. Временные органы создаются Советом Безопасности для расследования конкретной ситуации и подготовки всеобъемлющего доклада. Они проводят свои заседания по мере необхо­

    350 Глава XII. Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения

    димости. В качестве примера отметим Комиссию по расследованию аг­рессии, совершенной наемниками против Республики Сейшельские Острова (создана в 1981 г.). Комитет для изучения проблемы малых го­сударств в связи с вопросом о возможности их приема в члены ООН (уч­режден в 1969 г.)

    Сгатус миротворческих сил ООН. Первой операцией ООН по под­держанию мира была миссия наблюдателей со штаб-квартирой в Иеру­салиме - Орган ООН по наблюдению за выполнением условий переми­рия (ОНВУП), учрежденный в мае 1948 г. и действующий до сих пор. С 1948 г. ООН осуществила около 40 операций по поддержанию мира на четырех континентах. Среди крупнейших были операции в Конго (те­перь Заир), Камбодже, Сомали и бывшей Югославии. В настоящее вре­мя осуществляется 16 операций с участием около 70 тыс. человек из 77 стран - членов ООН. С 1948 г. в силах ООН проходили службу более 720 тыс. военнослужащих и было задействовано также несколько тысяч гражданских служащих.

    В 1991 г. в Сомали началась гражданская война, которая привела к гибели более 300 тыс. человек, а 5 млн человек оказались под угрозой голода. Для ликвидации массового голода и предотвращения массовой резни населения в 1992 г. Организация учредила операцию ООН в Сома­ли (ЮНОСОМ). В 1993 г. вместо ЮНОСОМ была сформирована ЮНИКОМ-2 в целях восстановления порядка, содействия примире­нию и воссозданию гражданского общества и экономики Сомали.

    В 1992 г. для содействия осуществлению мирного соглашения между правительством и Мозамбикским национальным сопротивлением Совет Безопасности учредил операцию ООН в Мозамбике (ЮНОМОЗ). В рам­ках ЮНОМОЗ осуществлялись наблюдение за прекращением огня, кон­троль за демобилизацией комбатантов, координация гуманитарной по­мощи. ЮНОМОЗ успешно завершила свою миссию в январе 1995 г.

    ООН способствовала прекращению 12-летнего конфликта в Камбод­же. Более 21 тыс. миротворцев из 100 стран принимали участие в опера­ции ООН в Камбодже. В соответствии с Соглашениями 1991 г. ООН уч­редила временный орган ООН в Камбодже (ЮНТАК). Его задача своди­лась к осуществлению наблюдения за прекращением огня, разоружению комбатантов, репатриированию беженцев, организации и проведению свободных и справедливых выборов. Задача ЮНТАК была успешно вы­полнена, и в сентябре 1993 г. она ликвидирована.

    ООН сыграла важную роль в окончании 8-летней войны между Ира­ном и Ираком. Предпринятые Советом Безопасности и Генеральным секретарем посреднические усилия привели в августе 1988 г. к прекра­щению огня и признанию обеими странами мирного плана ООН 1987 г. После прекращения огня между двумя противоборствующими армиями были размещены военные наблюдатели Организации в составе Ира­но-Иракской группы военных наблюдателей Организации Объединен­ных Наций (ИИГВНООН) в целях контроля за прекращением военных действий и выводом войск. ИИГВНООН завершила свою деятельность в 1991 г.

    ООН сыграла аналогичную миротворческую роль в Афганистане. По завершении продолжавшихся в течение шести лет переговоров, которые проводились личным представителем Генерального секретаря послом

    § 4. Совет Безопасности ООН

    Д. Кордовесом, Афганистан, Пакистан, СССР и США в апреле 1988 г. подписали соглашения, имевшие своей целью урегулирование конфлик­та. Для проверки хода выполнения соглашений ООН направила наблю­дателей, входящих в состав миссии добрых услуг ООН в Афганистане и Пакистане. С завершением вывода советских войск в соответствии с графиком в 1989 г. задача миссии была выполнена.

    ООН приложила много усилий для урегулирования конфликта в бывшей Югославии. Стремясь содействовать восстановлению мира, Организация в 1991 г. ввела эмбарго на поставки оружия, а Генеральный секретарь и его личный представитель оказывали содействие в поисках путей урегулирования этого кризиса. Миротворческие силы - силы Ор­ганизации Объединенных Наций по охране (СООНО), развернутые в 1992 г., стремились создать условия мира и безопасности в Хорватии, содействовали доставке грузов гуманитарной помощи в Боснию и Герце­говину и способствовали тому, чтобы бывшая Югославская Республика Македония не была втянута в конфликт. В 1995 г. СООНО были разде­лены на три операции, охватывающие три страны. В то время когда про­должались переговоры, проводившиеся под эгидой ООН, миротворче­ские силы ООН и учреждения Организации предпринимали усилия для поддержания прекращения огня, защиты населения и оказания гумани­тарной помощи.

    В начале 1995 г. «голубые каски» ООН также присутствовали во мно­гих других «горячих» районах. Миссии ООН стремились внести свой вклад в обеспечение безопасности и достижение примирения в Руанде (МООНПР, учрежденная в 1993 г.), установление мира в Анголе (КМООНА, 1989 г.), наблюдение за референдумом в Западной Сахаре (МООНРЗС, 1991 г.) и восстановление нормальных условий на Кипре (ВСООНК, 1974 г.).

    Военные наблюдатели находились в Таджикистане (МООНТ, учреж­денная в 1994 г.), в Либерии (МНООНЛ, 1993 г.), в Грузии (МООННГ, 1993 г.), на ирако-кувейтской границе (ИКМООНН, 1991 г.) и в штате Джамму и Кашмир - на линии прекращения огня между Индией и Па­кистаном (ГВНООНИП, 1949 г.). ООН не имеет своих вооруженных сил. Согласно Уставу Совет Безопасности заключает с государствами со­глашения о предоставлении в его распоряжение военных контингентов и соответствующих средств обслуживания.

    Генеральная Ассамблея в своей Резолюции Л/Ке8/48/42 от 10 декаб­ря 1993 г. поручила Генеральному секретарю включать в соглашения, за­ключенные с государствами, предоставляющими контингенты, статью, в соответствии с которой эти государства принимают меры к тому, что­бы личный состав их контингентов, участвующих в операциях ООН по поддержанию мира, имел полное представление о принципах и нормах соответствующего раздела международного права, в частности междуна­родного гуманитарного права, и принципах и целях Устава ООН.

    Эти силы применяются в общих интересах всех государств - членов ООН. Они необходимы для того, чтобы реагировать на прямую агрес­сию, будь она неминуемой или фактической. Однако нередко на практи­ке имеет место ситуация, когда заключаются соглашения о прекращении огня, но они не соблюдаются. В этом случае Организация вынуждена направлять воинские подразделения для восстановления стабильности

    352 ГлаваХИ. Организация Объединенных) 1анпн и ее специализированные учреждения

    и прекращения огня. По мнению ООН, назрела необходимость в ис­пользовании Советом Безопасности подразделений принуждения к миру в четко определенных обстоятельствах и с заранее очерченным кругом ведения. Такие подразделения, выделенные государствами-членами, могли бы использоваться по требованию соответствующих государств и состоять из добровольцев, изъявивших желание пойти на такую служ­бу. Развертывание и операции таких сил должны осуществляться с санк­ции Совета Безопасности; также как и силы по поддержанию мира, они находились бы под командованием Генерального секретаря ООН. Такие подразделения принуждения к миру не следует пугать с силами, которые могут быть в конечном счете созданы в соответствии со ст. 42 и 43 для реагирования на акты агрессии, или с военным персоналом, который правительства могут согласиться иметь в качестве резервного континген­та для предоставления в распоряжение операций по поддержанию мира. Миротворчество нередко является прелюдией к поддержанию мира - точно так же, как развертывание сил ООН на месте может расширить возможности предотвращения конфликта, обеспечить миротворческие усилия и во многих случаях служить предпосылкой для миротворчества.

    С 1948 г. в миротворческих силах ООН задействовано более 750 тыс. человек из ПО государств. Из них погибло около 2 тыс. человек.