1

В статье представлена история развития и современное состояние подводных сил Корейской Народно-Демократической Республики. Дана информация закупленным и поставленным за границу подводным лодкам.

подводная лодка

малая подводная лодка

Корейская Народно-Демократическая Республика

1. The Military Balance in the Korean Peninsula and Northeast Asia. Report of the CSIS Burke Chair in Strategy. June 2013 p. 216.

2. Mc William. V.Bollman Joint Vision 2010 and Anti-Submarine Warfare. The Mission Doctrinal Link. 19 may 1997 25 p.

3. Military and Security Developments Involving the Democratic People’s Republic of Korea 2012 A Report to Congress Pursuant to the National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2012.

4. The Fortnightly e-News Brief of the National Maritime Foundation. Volume 8, Number 11.2 30 November 2013. P.47

5. Weiss K.G. The Enemy Below – The Global Diffusion of Submarines and Related Technology. Preprint UCRL- JC-149877 This article was submitted to Center for Global Security Research in Cooperation with the U.S. Naval Postgraduate School, Monterey, CA May 30,2002 – May 31,2002 September 5,2002 Approved p.21.

6. Романов А.Д., Чернышов Е.А., Романова Е.А. Современные малые подводные лодки // Современные наукоёмкие технологии – 2014. – №3. – С. 68-72.

7. Carlyle A. Thayer Vietnam People’s Army: Development and Modernization Research Monograph April 30, 2009 p. 42.

Подводные лодки (ПЛ) Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) относятся к 3 классам: Diesel submarine (Patrol), Diesel submarine (Coastal), Midget submarine . В настоящее время на вооружении Северной Кореи стоят порядка 70 подводных лодок следующих проектов: 613, 633/033, Yugo (Yono и Р-4), Sang-O. Также в 2005 году была обнаружена удлиненная версия Sang-O, которую называют в разных источниках Sang-O II или K-300. Малые подводные лодки составляют большинство в военно-морских силах КНДР, всего произведено около 50 единиц. Они используются для подготовки экипажей, разведки и диверсионных операций. Около 80% северокорейского подводного флота расположены на восточном побережье на базах Чхахо и Маянто. Последняя является также техническим центром по обслуживанию подводных лодок, противолодочных самолетов и патрульных кораблей . Расположение баз ВМФ КНДР показаны в работе , фактически флот разделен на две части и межтеатровый маневр ограничен.

Субмарины КНДР интересны, тем что создаются в стране которой западные страны перекрыли доступ к современным технологиям, однако КНДР не только производит ПЛ для собственных ВМФ, но и поставляет их на экспорт. ПЛ КНДР публично не демонстрируются, кроме захваченной в 1997 году Республикой Корея (Южной Кореей) Sang-O. Информация по устройству, тактике, особенностям подготовки экипажей и др. ограничена и часто противоречива. В основном она известна из показаний захваченного в плен члена экипажа Lee Kwang Soo (Yi Kwang-su).

Рис. 1. Соосный винт и кормовое оперение ПЛ КНДР. Фото с сайта http://forums.airbase.ru

Рис. 2. ПЛ в музее Gangneung Unification Park (Ю. Корея) Видны носовые рули
по типу пр. 205

Рис. 3. Сверху вниз: ПЛ пр. Р-4, Yono и Sang-O

Первые ПЛ в КНДР появились в 1955-1956 году, из СССР были поставлены 4 ПЛ пр. 613. В дальнейшем была передана проектная документация для строительства ПЛ пр. 633, построено порядка 20 единиц, эксплуатация некоторых осуществляется и в настоящее время. Собственные разработки ПЛ КНДР ведут от минисубмарин пр. Uno разработанных Югославской компанией Brodogradilište specijalnih objekata (BSO Split). Поэтому в западных изданиях они обозначаются все «класс Yogo», хотя это собирательное обозначение, так как ПЛ КНДР, построенных на основе Uno и имеющие водоизмещение до 190 т., имеют большие различия в конструкции .

Югославские подводные лодки были разработаны для действия в условиях Адриатического моря. В частности это были ПЛ класса Heroj, введенные в эксплуатацию в 1960-х, не менее шести ПЛ класса Una (модель которая была продана Северной Корее), и более современные лодки класса Sava, спущенные на воду в 70-х годах. Sava имели водоизмещение свыше 950 т, длину 65 метров и несли шесть 533 мм торпедных аппаратов.

Однако носовые рули и кормовое оперение ПЛ КНДР более близки к примененным на немецких ПЛ пр. 205/206. В югославском проекте Uno использовалось Х-образное оперение и «классические» носовые рули. Да и в целом Yono и Р-4 более близки к ПЛ пр. 202 чем к Uno. Для снижения шумности винт ПЛ КНДР имеет характерную особенность необычный соосный винт (an unusual co-axle twin propeller), состоящий из большого и намного меньшего винта на одной оси (рис. 1).

Одной из особенностей ПЛ КНДР является то что внутри одного типа ПЛ они изготавливались и изготавливаются в различных вариантах, например:

1) с двумя внутренними торпедными аппаратами, калибром 533 мм;

2) без торпедных аппаратов, но оборудованные шлюзовой камерой для высадки водолазов;

3) с внешними торпедными аппаратами или минносбрасывательным комплексом.

В ряде источников упоминается что третий вариант может использоваться для повышения ударной силы на ПЛ первых двух типах. Однако для этого они должны иметь систему транзитных связей «носитель - оружие» в виде систем диагностики, ввода данных, телеуправления и т.д. и требует соответствующего обеспечения со стороны корабля энергетикой (ВВД, гидравлика, электропитание). Что занимает пространство внутри корабля, а соответственно снижает свободное пространство для размещения водолазов .

Таблица 1

Характеристики ПЛ КНДР

Водоизмещение, надводное/подводное, т.

Энергоустановка *

Una (Югославия)

ЭД Скорость до 6 уз.

ДВС на ПЛ Velebit

Мины, буксировщики, пловцы

Пр. 202 (Германия)

2х330 дизеля Mercedes-Benz

надводная 6 уз, дальность 450 миль, подводная 12 уз, дальность 150 миль на 4 узлах.

2х533 мм торпедных аппарата

ДВС + ЭД скорость надводная 10 уз,
подводная уз.

MS-29 Yono (Yeoneo)

ДВС + ЭД скорость надводная 10 уз, дальность 550 миль, подводная 8 уз, дальность 50 миль.

2х533 мм торпедных аппарата, мины или пловцы или внешние торпедные аппараты, мины

ДВС + ЭД, скорость надводная 7,2 уз, подводная 8,8 уз.

Дальность 1500 миль

4х533 мм торпедных аппарата, мины, пловцы.

* ДВС - двигатель внутреннего сгорания, ЭД - электродвигатель

P-4 type SSM - это наименьшая ПЛ из класса Yogo, более старая модель, в настоящее время, вероятно, используется только для учебных целей. В 1997 Вьетнам приобрел две Р-4 у Северной Кореи, причем соглашение включало поставку торпед, аккумуляторных батарей и мин. В последствии ПЛ были переоборудованы в сотрудничестве с Индией, включая обучение подводников. Затем в 2008 Вьетнам пытался закупить бывшие в употреблении ПЛ в Сербии. Эта возможность возникла, когда Сербия и Черногория разделились в 2006 и Сербия лишилась выхода к береговой линии . В настоящее время Вьетнам заключил с Россией соглашение на поставку 6 ПЛ пр. 636.1 и строительство сопутствующей инфраструктуры и береговой базы.

MS-29 Yono class SSM (иногда транслитерируется как Yeono), ПЛ класса Yogo большего водоизмещения. На ней используются серийные коммерческие немецкие дизели, специально не предназначенные для подводного использования. Также установлен гражданский японский радар и другая коммерческая электроника. С конца 2010 не менее десяти этих субмарин находятся в эксплуатации северокорейским военно-морским флотом. Предположительно ПЛ построены верфью Yukdaeso-ri и находятся в составе Западного флота. Несколько ПЛ данного проекта были поставлены в Иран и послужили прототипом для создания ПЛ Ghadir.

Рис. 4. Фото ПЛ Кубы

Рис. 5. Вверху Sang-O,
внизу К 300 SSC/ Sang-O II

Данные ПЛ относительно небольшие что позволяет им успешно действовать против Южной Кореи, однако для более удаленных действий, например против Японии, требуют транспортировки и запуска с корабля-носителя. Например, на дальние расстояния доставляются на буксире за переделанным траулером (mothership). По некоторым данным 2 ПЛ пр. Yono были проданы Мьянме.

Предположительно по переработанному проекту Yono была построена кубинская ПЛ Delfin. Данная ПЛ может быть полностью построена на Кубе.

В начале 1980-х Северная Корея разработала намного большую прибрежную известную субмарину как «пр. 41 м».

Пр. К 300 SSC дальнейшее развитие ПЛ пр. Sang-O в некоторых источниках именуется Sang-O II. Обнаружена в октябре 2005 спутником Digital Globe в сухом доке Chunghung-msn Navy Base в Mayang-do рядом с 2 ПЛ пр. Sang-O. Длинна составляет порядка 39 м. Возможно это дальнейшее развитие пр.41 м.

Заключение

Как показал инцидент в Желтом море, имевший место в марте 2010 года, когда торпеда, выпущенная одной из северо-корейских ПЛ, потопила южно-корейский корвет типа Pohang, обладавший противолодочным вооружением, потенциал малых подводных лодок не исчерпан. Малые, быстро строящиеся и экономичные в эксплуатации подводные лодки, дают возможность даже малому военно-морскому флоту уничтожить противолодочный корабль, вторгнуться в национальные воды.

Данный случай стал первым документально подтвержденным применением в боевой обстановке подводной лодки торпедного оружия в 21 веке.

Библиографическая ссылка

Романов А.Д., Чернышов Е.А., Романова Е.А. ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ КОРЕЙСКОЙ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 6. – С. 25-28;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34643 (дата обращения: 17.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Розин Александр .

Советский флот и ВМС Северной Кореи (КНДР) .

Создание флота КНДР .

Северокорейские ВМС были созданы 5 июня 1946г. как "Морские силы охраны" (Maritime Security Force ), штаб базировался в порту Вонсан и уже в июле начал действовать. В декабре 1946 морские силы были переименованы в "Морской патруль" (Marine Patrols ), штаб переведен в столицу - Пхеньян, для более эффективного управления морскими силами. В июне 1947г. в Вонсане создано Военно-морское училище (Marine Patrol Academy ) для подготовки офицерских кадров для флота. Первоначально морские силы подчинялись Министерству Внутренних дел, а с 20 августа 1949г. подчинялись Департаменту национальной безопасности. После того как 29 августа был сформирован дивизион торпедных катеров, патрульные силыстали именоваться Военно-морскими силами, а эта дата отмечалась как День ВМС, пока не была сменена на 5 июня в 1993г.

СССР оказал помощь Корейской Народно-Демократической Республике (КНДР) в создании ее национального флота: были переданы корабли и катера, введен институт советских военно-морских советников. По словам адмирала В. М. Гришанова, который в 1947-1950 гг. был заместителем начальника, а затем и начальником политуправления 5-го ВМФ, в 1949-1954гг. Советский Союз передал часть боевых кораблей и судов Северной Корее (в общей сложности 68 единиц), в том числе 37 торпедных катеров, 9 тральщиков, 8 охотников за подводными лодками. Большинство из них, судя по всему, передавалась уже после перемирия 1953г. По другим более достоверным, данным, до 1950 г. флоту КНДР были переданы: 1 тральщик (вероятней всего БТЩ пр.53 - Т-3 «Проводник» в марте 1953г.), 4 сторожевых корабля (есть сведения что один из них был СКР пр.39 - «Зарница» в 1950г.), 6 транспортов, 10 торпедных катеров (по крайней мере -пять типа Г-5), 3 малых (проекта ОД-200) и 1 большой охотник. В военно-морских училищах СССР и советские преподаватели в учебных заведениях Северной Кореи готовили кадры для нового флота.На 1 марта 1950г. для ВМС готовилось 612 морских офицеров и 640 матросов. В частности, в Тихоокеанском военно-морском институте имени С.О. Макарова во Владивостоке проходили подготовку северокорейские экипажи торпедных катеров Г-5. Среди корейцев был и будущий Герой КНДР Ким Гун Ок, получивший звание Героя за атаку крейсеровинтервентов 2 июля 1950г.

Все вопросы строительства корейского флота обсуждались с Ким Ир Сеном и его помощниками. С советской стороны в их обсуждении участвовали командующий советской оперативной группой адмирал Г. В. Жуков и В. М. Гришанов. По воспоминаниям последнего, «решения принимались быстро, а затем активно осуществлялись на практике». В 1948 г. по вопросам создания военно-морского флота КНДР в Сейсин приезжал командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал А. С. Фролов. Он принял участие в решении вопросов, связанных с выводом советских войск и передачей ряда советских боевых кораблей под командование корейских морских офицеров. В Северной Корее оставались советские инструкторы, оказывавшие северокорейцам помощь в освоении советской техники.

В становлении флота корейцампомогали советские специалисты во главе со старшим военно-морским советником в КНДР адмиралом Капанадзе Сеид Аввакумович. А многие командные должностив ВМС КНДР занимали так называемые советские корейцы, это лица корейской национальности которые были направлены из СССР в период с августа 1945г. по январь 1949г. для строительства нового государства. Вот только некоторые из советских корейцев кто был связан с флотом. Главкомом ВМС был генерал Хан Ир Му (1905г.рождения), впоследствии главком ВВС, начальником штаба ВМС КНА былгенерал-майор Ким Вон Му (1910г.),начальником оперативного отдела штаба ВМС был Пак Дин (1920г.),начальником базы ВМС в Нампхо былполковник Ким У Хен (1917г.), командиром25 бригады береговой охраны былгенерал-майор О Ги Чен (1904г.), начальником военно-морского училища были Ким Гван Бин (1912г.) и генерал-майор Ли Се Хо (1920г.), преподавателем военно-морского училища былкапитан 1 ранга Хван Гым Чер (1924г.). Признанным авторитетом в ВМФ слыл Герой КНДР, контр-адмирал Ким Чир Сен. По окончанию корейской войны часть советских корейцев, оставшихся в КНДР были вытеснены с руководящих постов, многие из них репрессированы. Лишь немногие удержались у власти и вынуждены были верно служить режиму Ким Ир Сена. Подавляющее же большинство вернулось в СССР.

К началу Корейской войны военно-морской флот КНДР (Korean People"s Navy - KPN)имел (данные примерные, так как точных данных о составе ВМС КНДР нет) в своем составе четыре дивизиона кораблей:

1 дивизион сторожевых кораблей (1-st Patrol boats Squadron ) - три морских охотника типа ОД-200;

2 дивизион торпедных катеров (2-nd PT boats Squadron ) - пять катеров типа Г-5 (в том числе № 21, № 22, № 23, № 24), базировались на Вонсан;

3 дивизион тральщиков (3-rd Minesweepers Squadron ) - два бывших американских тральщика типа YMS и один бывший японский;

Дивизион строящихся кораблей - 7 кораблей водоизмещением 250 и 800 т.;

Кроме того в состав флота входила - одна плавучая база, один военный транспорт водоизмещением 2000 т (бывший американский, перешедший из Южной Кореи в 1949 г.), шесть разных катеров и шхун (водоизмещением 60-80 т). Общая численность военно-морского флота составляла 10 297 человек, в том числе 3680 человек корабельного состава, 5483 человека морской пехоты и 1134 человека береговой обороны. Кроме того с началом военных действий было отмобилизовано до 100 судов водоизмещением от 60 до 100 тонн.

На первом этапе руководство КНДР активно использовало свой небольшой флот. Основными задачами, которые выполнялись флотом КНДР в ходе войны в Корее, являлись высадка тактических десантов на побережье, занятое противником, эпизодические бои с кораблями противника в открытом море и постановка минных заграждений. К началу сентября 1950г.почти все корабли флот КНДР потерял в результате авиационных ударов и боев на море, оставшиеся суда укрылись в советских и китайских портах. В третьем и четвертом этапах войны для действий на море использовались лишь подручные плавучие средства - рыбацкие кунгасы и шхуны. Более подробно о деятельности корейского флота и советских моряков в Корейской войне 1950-1953гг.рассказано в материале « »

Три послевоенных десятилетия .

После завершения Корейской войны СССР помог Северной Корее отстроить свои военно-морские силы заново.В сентябре 1953 г., а потом и в марте 1954 г. штат военных, военно-морских советников и обслуживающего персонала в КНА был пересмотрен. Согласно новому перечню должностей 1954 г., общая штатная численность аппарата военных советников в КНА была определена в 164 человека, в том числе и 12 военно-морских советников. Сохранение такого штата советников было вызвано необходимостью решить следующие задачи: «обеспечить организованное развертывание боевой подготовки в КНА и дальнейшее укрепление боеготовности войск и военной техники; продолжить изучение и обобщение опыта Корейской войны». Начиная с 1950-х годов, СССР оказывал помощь в подготовке и обучении корейских военнослужащих, в том числе и в своих военно-учебных заведениях. В целом до 1992 г. в СССР/России прошли обучение 2614 военнослужащих КНДР, включая и 175 человек для ВМФ КНДР. Взамен потопленных, ВМС КНДР были переданы тральщики проекта 53 (тип «Фугас»): в декабре 1953г. - «Т-2» «Трос» иТ-8 «Чека». Так же в 50-х годахони получили сторожевой корабль проекта 39 - «Молния», и целый ряд катеров - торпедные катера проекта 123К, противолодочные - морские охотники типов ОД-200 и МО-4. Эти корабли должны были охранять побережье. И вскоре наши моряки вплотную с ними «познакомились».

5 марта 1955г. северокорейское правительство в одностороннем порядке приняло постановление, в котором наряду с установлением ширины территориальных вод значительная часть Восточно-Корейского залива объявлялась внутренними водами КНДР. С этим были не согласны многие страны, которые согласно международному праву считали их международными водами. Из-за не урегулированных с мировыми странами и соседями вопросов о ширине территориальных водвласти КНДР нервно реагировали на любое,как им казалось нарушение их границ. Тем более, что северокорейские ВМС не всегда придерживались общепринятых правил поведения военных судов в море, так как имели приказ применять оружие против “чужих кораблей”, действуя по принципу “сначала стреляй, а потом разбирайся”. Это в конце 1959г. привело к тому, что они буквально расстреляли советское судно.

В декабре 1959г. разведывательный корабль ТОФ «ГС-34» имевший для прикрытия статус гидрографического судна и наименование «Унго» под командованием капитан-лейтенанта Козьмина Александра Борисовича находилось в походе в Японском море у восточного побережья Кореи в Восточно-Корейском заливе. РК «ГС-34» - «Унго»,шхуна, построена в 1954г. на верфях ГДР. 9 мая 1955г. на шхуне был поднят государственный флаг СССР и присвоено наименование «Унго». В 1955г. судно под командованием капитана 3 ранга Лазаренко Акима Наумовича, северным морским путем перешло на Тихий океан и вошло в состав Разведки ТОФ как посыльное судно. С 1956г. шхуна отнесена к подклассу посыльных судов и получило наименование «ГС-34», а наименование «Унго» оставлено как легендное. В 1957г. было отнесено к кораблям 3 ранга специального назначения. В 1958г. командиром был назначен старший лейтенант Козьмин Александр Борисович. В этот раз корабль выполнял обычный разведывательный поход, осуществляя разведывательное обеспечение безопасности возвращения репатриантов из Японии в Северную Корею. Вечером 28 декабря, штормило, была малая видимость. В 19 часов погода улучшилась. Командир БЧ-1 Эдуард Щукин по приказанию командира корабля чаще стал определять местоположение корабля. Быстро темнело, на корабле усилили визуальное наблюдение, неслась вахта на постах радио - и радиотехнической разведки. С целью обеспечения скрытности ведения разведки активная радиолокационная станция не выключалась. Корабль находился в районе 39° 07" с.ш. и 128° 35" в.д. До северокорейского берега было 30 миль, а до побережья Южной Корен и того больше 36 миль (ширина территориальных вод КНДР равна 12 миль, Южной Кореи - 3 мили). Вдруг по правому борту «ГС-34» - «Унго» появились ракеты, и почти в то же мгновение огненная трасса прочертила небо, устремляясь к кораблю. Командир корабля капитан-лейтенант Козьмин А.Б. был твердо уверен в месте своего корабля и в том что корабль не нарушил территориальные воды иностранного государства, а, следовательно, этот залп не мог носить даже предупредительный характер. «ГС-34» не имея на борту вооружения вынужден был отвернуть на 90° и начать отходить еще дальше от берега. На корабле включили один из прожекторов и рулевой-сигнальщик матрос Григорий Копанев, пользуясь международным сводом сигналов, начал непрерывно подавать сигнал в сторону берега: «Чем вызван обстрел?» Прошло несколько томительных напряженных минут, как вдруг наши моряки увидели силуэты трех кораблей без ходовых огней и каких-либо других опознавательных знаков. Корабли быстро приближались к «ГС-34». Один из них шел прямо на судно и через несколько минут был опознан как малый противолодочный корабль - «большой охотник». Командир «ГС-34» приказал направитьодин из прожекторов на гидрографический флаг СССР, развевавшийся над разведывательным кораблем (под этим флагом с 3 августа 1959г. ходили РК ТОФ), а вторым прожектором, вахту на котором нес Александр Шестернин - освещать приближающийся к нему иностранный корабль. В 20.40 28 декабря «большой охотник» приблизился к «ГС-34» на дистанцию 45-50 кабельтовых и без каких-либо предупреждений дал по безоружному «ГС-34» четыре очереди из 40-мм автоматических установок. Дистанция между кораблями в этот момент была настолько мала, что не разглядеть на «ГС-34» гидрографический флаг СССР было невозможно. После этого катер отвернул и ушел в темноту. В результате огня был разбит компас, повреждена радиоантенна, повреждена шлюпка, повреждены труба и корпус корабля, разбит спасательный плотик, один из снарядов попал в носовой кубрик. «ГС-34» уменьшил ход и лег в дрейф, катер вновь приблизился к кораблю и открыл огонь. Снаряды рвались на палубе, один снаряд попал в ходовую рубку, командира корабля отбросило взрывной волной, а помощник командира корабля капитан-лейтенант Новомодный Александр Павлович (секретарь партийной организации, однокашник командира по ТОВВМУ им. Макарова) и рулевой-сигнальщик Юрий Федоров, набиравший флаги для сигнала, требующего прекратить обстрел, одновременно были ранены. Снаряды продолжали поражать корабль. В момент взрыва снаряда в рубке рулевой-сигнальщик матрос Александр Сергеевич Кажаев, стоявший вахту на руле, успел бросится в ту сторону, где находился командир корабля, и заслонил его своим телом. При этом А.С.Кажаев был убит наповал, получив прямое попадание снаряда в живот. Тяжелые ранения получили сигнальщик Виктор Казанцев и рулевой Анатолий Белкин, но ни тот, ни другой не покинули свои посты, продолжая выполнять приказания командира корабля. Все это время раненый сигнальщик Григорий Копанев продолжал освещать флаг своего корабля, когда «охотник» вновь близко подошел, наши моряки разглядели его номер «205» и корейский литер. Катер подержав луч прожектора на советском флаге, неторопливо ушел в сторону и скрылся в темноте. Ушли во тьму и два других корабля, лежавшие в дрейфе поодаль. Во время обстрела весь экипаж держался храбро. Рулевые-сигнальщики не покидали своих постов, радист Юрий Шадрин поддерживал непрерывную связь с Владивостоком, а в машинной команде, где в это время было особенно тяжело нести вахту, не зная, что происходит наверху и что угрожает кораблю, ни один из мотористов ни на минуту не покинул своего поста. Николай Иванович Баландин и его подчиненные обеспечивали кораблю заданный ход. Безупречно выполнял свои обязанности боцман корабля Александр Шерстинин и многие другие.

В район инцидента вылетели самолеты ИЛ-28, по тревоге из ВМБ Стрелок был послан дежурный эсминец, который принял на борт тело убитого матроса А.С.Кажаева и раненых моряков для доставки их в военно-морской госпиталь. «ГС-34» («Унго») был взят на буксир и доставлен в базу. Погибший матрос Кажаев Александр Сергеевич был похоронен на морском кладбище во Владивостоке.

По этому инциденту была направлена нота протеста МИД СССР правительству Южной Кореи. ТАСС заявил что впредь при подобных акциях суда «пираты» будут уничтожаться. Южнокорейские власти заявили о своей непричастности к инциденту и были готовы предоставить кинодокументы, зафиксировавшие нападение катеров Северной Кореи на советское судно. Позже, по уточненным данным, было установлено, что кораблем-пиратом был северокорейский малый противолодочный корабль «№ 205» типа «БО-1», полученный от СССР в начале 50-х годов. В советской печати о причастности к инциденту кораблей КНДР нигде не писалось. Кроме опубликованной в газетах 31 декабря 1959г. ноты протеста об этом инциденте было несколько публикаций, 31 декабря 1959г. в газете «Советский флот» и в журнале «Советский моряк» № 2 за январь 1959г., но там вся вина возлагалась на Южную Корею. В дальнейшем отремонтированный корабль «ГС-34» еще в течение 13 лет до 1972г. нес боевую службу. Командир корабля Козьмин Александр Борисович в 1960г. получил под свое командование разведывательный корабль «Измеритель», затем с 1971г. - «Забайкалье». Служил старшим офицером в разведуправлении ТОФ и в 1982г. закончил службу в звании капитана 1 ранга на должности заместителя начальника школы мичманов-техников ВМФ в Киеве. Жил в Киеве и умер в 2001г.

Инцидент не сказался на наших отношениях. В 50-х годах руководство КНДР и лично Ким Ир Сен проводили внешнюю политику, ориентированную на союз с СССР, КНР и другими социалистическими странами. Однако по мере того, как набирало силу националистическое крыло в северокорейском руководстве, особенно после устранения просоветской и прокитайской фракций, утверждалась идеология «чучхе» и так называемая независимость во внешней политике, КНДР все дальше отдалялась от СССР, хотя официально лидеры Северной Кореи, и прежде всего сам Ким Ир Сен, в беседах с советскими официальными лицами подчеркивали «нерушимость» курса на дружбу и сотрудничество с Советским Союзом. В то время группировка Ким Ир Сена еще не собиралась «полностью» отходить от СССР. Более того, она настойчиво добивалась заключения союзного договора с Советским Союзом. В 1960г. между СССР и КНДР был заключен договор о торговле и мореплавании. Пхеньян, вел сложную игру вокруг договора. Он, как выяснилось впоследствии, планировал подписать практически одновременно такой же документ и с Пекином. Но тогда в Москве об этом не были информированы. Несмотря на все перипетии вокруг договора, Ким Ир Сен поехал в Москву для заключения союзного договора, который был подписан 6 июля 1961 года. Взятые Советским Союзом обязательства в военной области в соответствии с договором, как показали дальнейшие события, были использованы Ким Ир Сеном в его попытках свергнуть южнокорейский режим.

В 1962г. из СССР было передано 6 ракетных катеров проектов 183Э, кроме того продолжались поставки ТКА пр.123К (в 1951-1979гг. передано 40 единиц), больших торпедных катеров и пограничных сторожевых катеров проектов 183 (всего было передано 42 единицы - 27 из СССР и15 из Китая).В 1963г. Тихоокеанский флот после подготовки северокорейских экипажей передал северокорейским морякам две дизельные подводные лодки проекта 613 «С-75» и «С-90». Ранее эти лодки были приведены в КНДР, так «С-90»под командованием капитана 2 ранга Сухачова Б.,осенью 1962г. совершила переход в северокорейский порт. И уже25 марта 1963г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей инозаказчику.

Серьезно осложнил северокорейско-советские отношения отказ Н.С. Хрущева посетить КНДР (предполагалось, что глава Советского правительства нанесет визит в Пхеньян и подпишет союзный Договор). Неоднократно откладывавшаяся поездка Н. С. Хрущева вызвала обиду, а затем и негодование Ким Ир Сена. После снятия Н. С. Хрущева в 1964 году со всех постов в беседах с советскими руководителями Ким Ир Сен осуждал поведение бывшего руководителя КПСС. Острую реакцию северокорейского лидера вызвал также отказ Н. С. Хрущева поставить в КНДР на безвозмездной основе советское вооружение и боевую технику. Министр обороны КНДР Ким Чан Бон вел в декабре 1962 года в Москве переговоры по этому вопросу. Однако когда северокорейской стороне были представлены предложения о покупке советского оружия, корейская военная делегация прервала переговоры и вылетела в Пхеньян. Ким Ир Сен срочно созвал Пленум ЦК ТПК, на котором был одобрен курс на параллельное хозяйственное и оборонное строительство. С этого времени доктрина «чучхе» была дополнена тезисом «о самообороне в защите страны». На Пленуме ЦК Трудовой партии был подвергнут жесткой критике лично Н. С. Хрущев, внутренняя и внешняя политика Советского Союза. Раздавались даже голоса с требованием разорвать дипломатические отношения с СССР.

После ухода Н. С. Хрущева с политической арены советско-северокорейские отношения нормализуются. В 1965 году Пхеньян посетила советская делегация во главе с А. Н. Косыгиным. Между СССР и КНДР подписывается ряд соглашений экономического и военного характера. Москва предоставляет Пхеньяну помощь в укреплении обороноспособности КНДР. В 1966 году состоялись две секретные встречи Л. И. Брежнева с Ким Ир Сеном. Создается межправительственная комиссия по экономическому и научно- техническому сотрудничеству. СССР берет на себя обязательство по сооружению в КНДР крупных хозяйственных объектов и предоставляет на эти цели кредиты. Позднее руководство КНДР, утвердившись в «незыблемости своей независимой» внешней политики, не раз ставило перед СССР вопрос об аннулировании союзного договора. Однако эти заходы Ким Ир Сена отклонялись Москвой. В Советском Союзе рассматривали Договор 1961 года как важнейшее средство поддержания мира и стабильности на Корейском полуострове и вокруг него.

Но за это приходилось платить. К этому времени, с помощью Советского Союза защиты побережья Северная Корея создала небольшой прибрежный флот, основными задачами которого были - патрулирование и прикрытие побережья. В 1966г. из состава ТОФ корейцам были переданы еще 2 подводные лодки проекта 613 - «С-325» и «С-326».Они26 июля 1966г. исключены из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС КНДР.Кроме того в 1968г. были переданы 12больших ракетных катеров проекта 205, 4 больших торпедных катера проекта 206.С середины 60-х годов КНДР приступила к самостоятельной постройке легких сил флота, за основу брались советские корабли, тактральщики проекта 53 (тип «Фугас») послужили прототипом первых северокорейских эскортных кораблей типа "Саривон" (Sariwon ), строившихся в КНДР в 1966-1967гг.

Не раз ситуация на Корейском полуострове оказывалась на грани войны - кризис 1968 года с захватом американского судна «Пуэбло», обострение ситуации в 1969г. после того как КНДР был сбит американский разведывательный самолет. Об этом более подробно в публикации « ». В 1968г. инцидент с американским судном вынудил Пхеньян официально подтвердить 12-мильную ширину территориальных вод. Но северокорейские власти этим не удовлетворялись. В интервью журналистам из Перу 2 июня 1974 г. Ким Ир Сен высказался за расширение развивающимися странами своих территориальных вод до 200 миль. 1 июля 1977 КНДР установила 200-мильную морскую экономическую зону, а с 1 августа 1977 года - зону береговой военной охраны.

Отношения между нашими странами развивались, в 1969г. советские торговые суда сделали 159 заходов в порты КНДР - Нампхо, Сонним, Хыннам, Чхоньчжинь.

Но в семидесятых годах Северная Корея в своей политике ориентировалась на Китай, с которым, однако рассорилась. Но за время сотрудничества много для себя приобрела, особенно в строительстве своего флота. В первой половине 70-х годов в Китае на верфи Wuhan Shipyard для КНДР было построено 7 подводных лодок типа «Ромео» (проект 031, китайская версия советского проекта 633). Переданы 2 в 1973г., 2 в 1974г. и 3 в 1975г. С 1975г. лодки этого проекта при содействии Китаястали строить в КНДР на судостроительном заводе Sinpo u Mayang -do ,в период с 1976г. по 1995г. было построено 16 ПЛ данного типа. Одна ПЛзатонула 20 февраля 1985г. 6 китайских МПК проекта037 Hainan («Хайнань», аналог советского пр.201М) поставлялись КНДР в 1975г. - 2, 1976г. - 2, 1978г. - 2. Кроме того китайцами были переданы 8 артиллерийских катеров типа «Шаньтоу» (Shantou ), 12 сторожевых катеров типа «Шанхай II (Shanghai II ). В 70-х годах КНДР по китайским и переработанным китайцами советским проектам развернула строительство боевых кораблейфрегатов и подводных лодок, десантных судов и различных катеров на своих верфях.

В восьмидесятых КНДР пыталась утвердить себя как лидер стран «третьего мира» но тоже без особого успеха. В этот период сотрудничество с СССР продолжалось хотя уже и не в тех формах что раньше. В это время Советский Союз передал КНДРряд судов: в 1972г.2 РКА пр.205 (зав.№103, 104), в 1974г. 4 ТКА пр.123К, в 70-х 2 морских буксира пр.733 (использовались как пограничные сторожевые корабли), в январе 1979г. 2 ТКА пр.123К,в 1983г. 2 РКА пр.205.

Новый виток военно-морского сотрудничества .

Попробовав себя в качестве «безальтернативного лидера» стран «третьего мира» и движения неприсоединения, Ким Ир Сен и его окружение пришло к осознанию того, что нужно опять «перестраиваться». Ведь за лидерство надо платить. Пропаганда «чучхе», всевозможные конференции, лекции и симпозиумы в странах «третьего мира», кружки по изучению «кимирсенизма» требовали денег, причем немалых. Дать их мог только Советский Союз. Конечно, Москва не выделяла средства на возвеличивание северокорейского «вождя». Она предоставляла беспроцентные кредиты на развитие экономики КНДР, на строительство промышленных объектов, металлургических заводов, на оснащение северокорейской армии современным оружием.

В течение двух лет 1979-1980гг. Северная Корея позволила советским торговым судам и танкерам использовать круглый год незамерзающийпорт Наджин и оттуда транспортировать нефть и другие грузы по железной дороге во Владивосток, гавань которого в зимнее время в эти годы была закрыта льдом. Высшие южнокорейские должностные лица обращают внимание, что подобные действия были невероятны еще несколько лет назад и хотяявляются символическими, но внушаютбеспокойство.

Дальше северокорейские лидеры пошли на более тесное сближение. Воспользовавшись сменой власти в СССР (умер Л. И. Брежнев) и приходом к руководству КПСС и Советского государства К. У. Черненко, Ким Ир Сен решил начать «очередной этап дружбы» с СССР. Начинается создание «благоприятной атмосферы» в двусторонних отношениях. В северокорейских изданиях появляются позитивные оценки некоторых советских мирных инициатив. СМИ КНДР пишут о достижениях «великого советского народа» в строительстве социализма. На этом фоне в мае 1984 года Ким Ир Сен совершает визит в Москву. 23-25 мая состоялись переговоры с руководителями КПСС и Советского правительства. Стороны констатировали «успехи на важных участках социалистического строительства». При этом К. У. Черненко указал на дополнительные возможности, которые имеются в двустороннем сотрудничестве. Это не только экономическая сфера, но и более «важные области - обмен опытом партийной и государственной работы, взаимодействие в международной политике». После визита в СССР советско-северокорейские связи, сотрудничество вновь «пошло в гору». В декабре 1985 года в Москву прибыл премьер Административного совета КНДР (глава правительства) Кан Сен Сан (племянник вождя по матери). В развитие договоренностей, которые были достигнуты на переговорах Ким Ир Сена с советскими руководителями, Кан Сен Сан и Н. А. Тихонов подписали ряд важных соглашений: об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, о строительстве в КНДР атомной электростанции, а также протокол о результатах переговоров о развитии торгово-экономического сотрудничества на 1986-1990 годы. СССР предоставил кредиты на новые промышленные объекты. Особенно важным для северокорейцев было соглашение по АЭС. Пхеньян давно добивался от СССР содействия в сооружении атомной станции. Советская сторона длительное время отказывалась строить АЭС. Главная причина - КНДР не являлась участником Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В декабре 1985 года Северная Корея присоединилась к ДНЯО. Это открывало возможность для расширения сотрудничества в области мирного атома (сооружение АЭС). Заметно расширились также контакты по линии внешнеполитических ведомств. В январе 1986 года министр иностранных дел СССР Э. А Шеварднадзе впервые нанес визит в Пхеньян (до этого ни один глава советского МИД не посещал Северную Корею). Министры иностранных дел СССР и КНДР наладили регулярные контакты. Ким Ен Нам в 80-е годы трижды был в Москве, Э. А. Шеварднадзе также три раза посетил Пхеньян.

Визит Ким Ир Сена в Москву активизировал двустороннее военное сотрудничество. СССР осуществил поставки в КНДР военного снаряжения и боевой техники. Благодаря этом в начале 80-х годов военная авиация КНДР приступила к новому этапу модернизации: в дополнение к имевшимся ранее 150 МиГ-21 из СССР была получена партия в 60 истребителей-перехватчиков МиГ-23П и фронтовых истребителей МиГ-23МЛ, а из КНР - 150 штурмовиков Q-5 Phanlan. Армейская авиация, имевшая лишь дна десятка вертолетов Ми-4, получила 10 Ми-2 и 50 Ми-24. В мае-июне 1988 г. в КНДР поступили первые шесть МиГ-29, к концу года завершилась передача всей партии из 30 самолетов этого типа и еще 20 штурмовиков Су-25К.

В 1985г. после визита правительственной делегации в Пхеньян, между нашими странами активизировалось сотрудничество в военно-морской области. 20 февраля 1985г. затонула в Японском море ДПЛ типа «Ромео » пр.633, потопленная рыбацким сейнером. Руководил аварийно-спасательной операцией заместитель командующего КВФ по ВиС контр-адмирал А.Н.Луцкий. С 20 по 25 февраля 1985г. МТЩ «Запал» (капитан - лейтенант Гончаров А.Н.) совместно с МТЩ «Параван»в составе КТГ Приморской флотилии принял участие в поиске затонувшей ПЛ ВМС Северной Кореи в территориальных водах КНДР. Затонувшая ПЛ была обнаружена в первые же сутки поиска и обвехована.

13-18 августа 1985г. в Вонсан (КНДР) с официальным визитом для участия в праздновании 40-й годовщины освобождения Кореи пришел отряд под командованием первого заместителя командующего ТОФ вице-адмирала Н.Я.Ясакова в составе БПК «Таллин» и 2 СКР «Порывистый» и «Рьяный». Сразу же с постановкой кораблей на якорь командир отряда вице-адмирал Ясаков с группой офицеров отправились на берег нанести визиты должностным лицам. Бурей оваций встретили их тысячи трудящихся города Вонсан. транспаранты со словами на русском и корейском языках «Мир», «Дружба», Добро пожаловать!», дружеские улыбки, цветы, рукопожатия сопровождали их на всем пути следования. Это была встреча добрых, хороших друзей. Наши моряки представляли лишь часть советских людей, прибывших на юбилейные торжества. Посланцев Страны Советов - партийно-государственную делегацию во главе с членом Политбюро ЦК КПСС, первым заместителем Председателя Совета Министров СССР Г. Алиевым, членов других делегаций трудящихся - представителей наших республик, краев и областей, ветеранов боев за освобождение Кореи - тепло и сердечно встречали в Пхеньяне. В этот день все участники визита в торжественной обстановке на палубах кораблей были награждены юбилейными медалями «40 лет освобождения Кореи». На БПК «Таллин» их вручал командующий ВМС КНДР старший вице-адмирал Ким Ир Чер. Жители провинции, корейские моряки проявили большой интерес к советским кораблям. Они оживленно осматривали современное оружие, технику, знакомились с условиями жизни и быта экипажей. Желанными гостями на корабле были представители Общества корейско-советской дружбы и его председатель товарищ Кин Кен Хо. Члены Общества ведут активную разъяснительную работу, пропагандируют идеалы социализма, знакомят трудящихся провинции с достижениями Советского Союза. В книге почетных посетителей корабля осталась запись: «Общество корейско-советской дружбы, посетив «Таллин», еще больше почувствовало тепло и дружбу, сплоченность между нашими народами и флотами. Пусть они будут вечными и нерушимыми». Корейские друзья подчеркивали мысль, что визит советских кораблей сыграл значительную роль в дальнейшем развитии и углублении дружественных добрососедских отношений. Они напомнили нам слова главы государства товарища Ким Ир Сена, сказанные им во время визита в СССР в мае прошлого года: «Корея и Советский Союз - это дружественные соседи, которых связывает одна река. Народы Кореи и Советского Союза - это братья по классу, а близкие боевые соратники, сражавшиеся вместе длительное время во имя общих идеалов и идей».

4-8 июля 1986г. в Вонсан (КНДР) с официальным визитом пришел отряд под командованием командующего ТОФ адмирала В.В.Сидорова в составе ТАКР «Минск», БПК «Адмирал Спиридонов» и СКР «Рьяный» и танкера «Аргунь». Визит проходил в рамках 25-летия со дня подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и КНДР. Когда корабли ТОФ стояли в Вонсане, корейские офицеры активно интересовались российской техникой, документацией, уставами, инструкциями. В дальнейшем свои знания они использовали во время совместных военных учений. Среди них оказалось много моряков, знающих русский язык.

Спустя несколько недель 25-29 июля 1986г. состоялся и первый в истории двух государств визит кораблей ВМС КНДР в СССР. Под флагом командующего ВМС КНДР адмирала Ким Ир Чхоля во Владивосток зашли сторожевой корабль и два сторожевых катера. Командующий северокорейским флотом помимо руководства ТОФ, и руководителей Приморья, встретился с Главнокомандующим ВМФ СССР адмиралом В.Чернавиным. Группе советских офицеров и адмиралов были вручены государственные награды КНДР. Корейские моряки участвовали в праздновании Дня Военно-Морского флота СССР. В эти дни во Владивостоке находился Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев. 28 июля он выступил в театре имени Горького с речью, в которой изложил новые принципы внешней политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На торжественномсобрании присутствовали временный поверенный в делах КНДР в СССР Ли Ду Рель, адмирал Ким Ир Чхоль.

С 15 по 17 октября 1986г. были проведены первые совместные советско-корейские учения сил КТОФ и Восточного флота ВМС КНА по теме «Разгром десантного отряда на переходе морем» под общим руководством командующего КТОФ адмирала В.В.Сидорова. В учениях от СССР участвовали БПК «Ташкент» (КУ), «Василий Чапаев», пять ракетных катеров «Молния», три судна обеспечения и 12 самолетов-ракетоносцев. Советская группировка базировалась на порт Начжин.

Второе совместное учение ТОФ и ВФ ВМС КНА на тему «Развертывание ПЛ в условиях минной и противолодочной опасности и нанесение совместных ударов корабельным группировкам противника» прошло с 13 по 16 октября 1987г. Этим учением уже руководил командующий ВФ ВМС КНА вице-адмирал Квон Сан Хо, а заместителем руководителя по силам ТОФ был контр-адмирал Б.Ф.Приходько. В учении приняли участие от ТОФ: ПЛАРК пр. 675МК «К-23», БПК «Таллин» (КУ), СКР пр. 1135 «Горделивый», «Ревностный», МТЩпр. 266М «Якорь», «Трал», одно судно обеспечения, 10 самолетов авиации флота; от ВФ КНА: 4 ДПЛ пр. 613 и 633; 3 МПК, 4 РКА пр. 183, 6 ТКА, 3 катерных ТЩ, сторожевой катер и 21 самолет. Во время учения и по его завершении БПК «Таллин» и ряд других кораблей посетили порт Наджин.

12-16 мая 1988г. в Вонсанс официальным визитом пришел отряд кораблей под флагом командующего ТОФ адмирала Г.А.Хватовав составе ТАКР «Новороссийск», БПК «Адмирал Захаров» и ЭМ «Боевой». Визит осуществлялся в соответствии с планом по военно-техническому сотрудничеству и обмена визитами между кораблями ВМФ СССР и КНДР. Начальник походного штаба - командир 10-ой опэск ТОФ вице-адмирал Р.Л.Дымов, зам.командира отряда по политчасти - первый заместитель начальника политуправления ТОФ капитан 1 ранга Э.М.Чухраев, флагштурман ТОФ капитан1 ранга В.М.Попов, флагсвязист - капитан 1 ранга В.И.Шорин, зам.командира отряда по ЭМЧ - зам.командира 10 опэск по ЭМЧ капитан 1 ранга Е.В.Путов, зам.командира отряда по МТО - начальник тыла 10 опэск капитан 1 ранга М.М.Левцов, начальник управления КГБ ТОФ контр-адмирал Н.В.Егоркин. На причале корабли отряда встречали: командующий ВМФ КНДР Ким Ир Чхоль, командующий Восточным флотом вице-адмирал Квон Сан Хо, руководство провинции Канвондо, города Вонсан и около 20 тыс.жителей, Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в КНДР Г.Г.Бартошевич. Официальную делегацию отряда кораблей принял в Пхеньяне Ким Ир Сен.«Впечатления от посещения КНДР остались очень яркие», - вспоминали моряки при моей встрече с ними, рассказывая о событиях того визита. Их поразила грандиозность спортивных сооружений в Пхеньяне, мощный Западноморский гидрокомплекс, прекрасная, по мировым стандартам, гостиница. Однажды члены делегации были подняты в четыре часа утра. Каждого из них ждал персональный автомобиль. Спустя час кортеж остановился, всем был предложен чай, кофе, легкий завтрак. Вновь отправились в путь после смены машин и водителей. Такая же процедура повторилась при следующей остановке: чай, кофе, меняют авто и водителей. Извилистая горная дорога привела к красивой резиденции. По ступенькам навстречу приехавшим спустился Ким Ир Сен. С каждым поздоровался за руку. Моряки привезли подарки: бескозырки, тельняшки, макеты кораблей. Ким Ир Сен рассматривал все с большим интересом. Предложил со всеми сфотографироваться на фоне панно, которое изображало живописную природу Северной Кореи. Все подарки наших моряков бережно хранится в сокровищнице мировой культуры в горах Мёхянсан. И ежедневно тысячи посетителей Международной выставки подарков в КНДР могут их рассматривать.

Второй раз Владивосток принимал военных моряков из КНДР с 29 июля по 2 августа 1988г. Отряд пришел под флагом командующего ВМФ КНДР адмирала Ким Ир Чера, в составеэсминец (видимо имеется в виду фрегат), два сторожевых корабля и вспомогательное судно. Корейские моряки посетили предприятия города, а руководство отрядом встречалось с командующим ТОФ адмиралом Г.А.Хватовым.

С 25 по 29 октября 1988 боевые корабли в составе БПК «Таллин», СКР «Горделивый», «Рьяный» и ракетных катеров «Р-76», «Р-83», «Р-229», «Р-230» приняли участие в третьем совместном учении с силами Восточного флота Северной Кореи под руководством командующего ВМФ КНДР адмирала Ким Ир Чхоля. В ходе учения корабли посетили порт Наджин.

В сентябре 1989 г. проведено четвертое совместное учение сил ТОФ и ВФ КНА КНДР на тему «Ведение совместных боевых действий по разгрому корабельных группировок противника при защите морских коммуникаций». К участию в учении привлекались от ТОФ: БПК «Таллин», ЭМ пр. 956 «Осмотрительный» и «Стойкий», СКР пр. 1135 «Горделивый» и «Порывистый», РКА пр. 1241 «Р-230» и «Р-261», 7 самолетов; от ВФ КНА: 3 ДПЛ пр. 633, 1 СКР, 2 ПКА, 8 РКА, 12 ТКА, четыре судна обеспечения. В порт Наджин заходили БПК «Таллин», СКР «Горделивый» и «Порывистый», РКА «Р-230» и «Р-261». Это совместное учение с ВМФ Северной Кореи было последним.

В апреле 1990г. Китай поставил Северной Корее 4 РКА проекта 021 «Хуанфын» (Huangfeng , копия советского РКА пр. 205).

Взаимные контакты не гарантировали стороны от возникновения инцидентов, северокорейская сторона как и раньше ревностно относилась к малейшим попыткам нарушить ее воды. 7 июня 1990г. военный корабль КНДР таранил советское исследовательское судно «Профессор Гагаринский». Предполагалось интернирование судна, но в последний момент власти изменили свое решение.

14-18 августа 1990г. в Вонсан (КНДР) с официальным визитом пришел отряд кораблей под командованием первого заместителя командующего ТОФ вице-адмирала А.Г.Олейникав составе БПК «Маршал Шапошников» и СКР «Порывистый». Визит был приурочен к празднованию 45-летия освобождения Кореи.

24 - 28 августа 1990г. во Владивосток с официальным визитом прибыл отряд ВМФ КНДР под флагом командующего Восточным флотом ВМФ КНДР вице-адмирала Гвон Сан Хо, в составе эсминец (видимо имеется в виду фрегат), сторожевой корабль и спасательное судно. На этом военно-морское сотрудничество между нашими странами завершилось.

С 1986г. по 1990г. ежегодно проводились учения ВМФ СССР и ВМС КНДР, после которых советские корабли посещали Вонсан и Наджин. Всего же за 5 лет совершено 20 заходов.

По состоянию на середину 1992г. в составе ВМФ КНДР насчитывалось 30 боевых кораблей - 24 подводных лодки (20 типа «Ромео» китайские и корейские, по китайскому проекту 031, аналог советского 633, и 4 советские проекта 613), 3 фрегата (1 типа «Сохо», и 2 типа «Наджин»), 3 корвета (МПК, типа «Саривон»), почти 600 катеров в том числе 39 ракетных (11 типа «Сочжу», 12 китайских проекта «Хуанфэнь», аналог советского проекта 205, 16 советских проекта 183Р), 168 торпедных (15 типа «Ивон», 27 типа Р-6, 125 типа «Кусонг» - «Синхунг»), 142 сторожевых (19 типа «Со-1», 6 типа «Хайнань», 10 типа «Тэчжон», 13 типа «Шанхай», 52 типа «Чхончжин», 80 типа «Синпхо»), более 180 десантных (7 типа «Ханчхон», 100 типа «Нампхо») и 62 катера огневой поддержки (типа «Чахо») и 29 катеров-тральщиков (23 типа «Юкто»).

Новый век .

Затем наступила эпоха развала Советского Союза и наша страна сдавала свои позиции в азиатско-тихоокеанском регионе. Тихоокеанский флот подвергся сокращениям, а оставшиеся суда пристали к берегу. Естественно это не могло не сказатьсяна отношении к нам, хотяна протяжении 90-х годов основными поставщиками ВВТ Северной Корее являлись РФ и Казахстан. Такие данные приводит Стокгольмский международный институт проблем мира (SIPRI). Его специалисты утверждают, что в 1992-1996 годах из России в КНДР было отправлено 35 противокорабельных ракет типа «Стикс». В 1993-2002 годах КНДР ввезла вооружений на 308 млн. долларов, из которых 176 млн. пришлись на импорт из Казахстана, 103 млн. - из России, 29 млн. - из Китая. За тот же период КНДР закупила 550 зенитных ракет SAM и оборудование для 15 подлодок класса «Ромео» в Китае, Астана поставила Пхеньяну 34 истребителя МиГ-21, 24 зенитные установки KS-19 и 4 радара управления огнем. Россия до 2002 года продала КНДР 4 разведывательных радара, 6 радаров управления огнем, 32 бронемашины. Северная Корея также самостоятельно произвела ряд образцов вооружений по российской лицензии: 1100 противотанковых ракет АТ-4, 550 зенитных ракет SA-16 и 500 зенитных ракет SA-17.

Стремясь получить доступ к ранее недостижимым технологиям, северокорейцы предпринимали необычные шаги. В конце 1993г. КНДР через японскую фирму «То эн-трейд инк» заключило соглашение с Россией о разделке в Северной Корее на металл 12 списанных дизельныхподводных лодок, ракетных класса «Гольф II » - проект 629А и торпедных класса «Фокстрот» - проект 641 которые ранее входили в составТОФ. И хотя с субмарин вооружениеи электронная аппаратура управления стрельбой были сняты, однако на лодках остались ракетные пусковые шахты,подсистемы стабилизации и много того с чем раньше инженеры КНДР не сталкивались. Кроме того были привлечены к работе советские специалисты. Еженедельник"Jane"s Defense Weekly" отмечает, что в 1992 году одну группу российских специалистов по ракетам из Челябинска задержали в момент, когда она собиралась вылететь в Северную Корею, однако позднее туда летали другие группы. В августе 1998г. Пхеньян провел летные испытания ракеты "Taepodong-1", которая пролетела над Японией. А в 2004г. по сообщению авторитетного еженедельника "Jane"s Defense Weekly", Северная Корея осуществляет развертывание новых баллистических ракет сухопутного и морского базирования, способных нести ядерную головную часть и, возможно, обладающих достаточной дальностью стрельбы, чтобы поражать объекты на континентальной части Соединенных Штатов. В статье "Jane"s Defense Weekly" без ссылок на источники указывается, что из двух новых северокорейских ракетных систем потенциально более опасна ракета морского базирования.

Но сотрудничество, как и раньше не гарантировало Россию от инцидентов с северокорейскими властями. В ночь с 4 на 5 декабря 2005г. сухогруз «Терней» класса "река-море" шел из Пусана во Владивосток с грузом автобусов. Сильный шторм и угроза безопасности судну и экипажу заставили капитана искать укрытие у ближайшего берега. Капитан корабля Петр Костусев запросил разрешение у северокорейской береговой охраны войти в территориальные воды. «Береговые пограничники дали нам разрешение, а сторожевойкорабльморской охраны приказал остановиться, и нас задержали. Мы все время были на связи с береговой охраны и не пытались скрыться», - рассказал по возвращении капитан Петр Костусев. Как выяснилось, «Терней» зашел в закрытый район на севереКНДР, где расположен ракетный полигон Мусан-ри. Именно с этого полигона в 1998 году был произведен запуск ракеты "Тэпходон-2". Поскольку район, где оказался «Терней» закрыт даже для граждан КНДР, российским дипломатам не сразу удалось попасть на борт судна. Посол РФ Андрей Карлов повел на судне двое суток, ему даже выделили отдельную каюту. Разрешая покинуть территориальные воды КНДР власти этой страны отметили, что сделали это из "дружеского расположения". 21 декабря судно вернулось во Владивосток. Судовладелец "Тернея" - компания "Ардис" - решил не обострять конфликт и не стал опровергать версию северокорейских властей. Судовладелец по-прежнему считаетзадержаниесудна на две недели недоразумением. Депутаты Законодательного собрания Приморского края решили не оставить инцидент с "Тернеем" и на очередной сессии рассмотрят обращение в Госдуму по поводу отношения к властям КНДР. "Это полное неуважение к нашей страны, ее гражданам, - - говорит депутат Николай Марковцев. Если сейчас простить властям КНДР задержание судна, нас не будут уважать соседи по региону. Но слова депутатов так и остались словами.

Как видно северокорейские власти по-прежнему чутко относились к любым нарушениям своих вод. В то же время, когда в октябре 2006г. велись поиски моряков с затонувшего в Японском море теплохода «Синегорье». Власти Северной Кореи дали официальное разрешение на поиск российских моряков в своих территориальных водах.

В свою очередь российские моряки неоднократно спасали северокорейских рыбаков в море. 19 февраля 2007г. в Японском море экипаж теплохода «Муостах» поднял на борт 4 граждан Северной Кореи сняв их с неисправного мотобота, и доставил во Владивосток. 2 января 2008г. экипаж теплохода «Капитан Кирий» Сахалинского морского пароходства в 16.15 по местному времени (9.15 мск) заметил в 180 милях от Владивостока лодку с людьми. В лодке обнаружен живым северокорейский рыбак и тела двух его товарищей погибших от переохлаждения. Спасенный рыбак и тела погибших доставили в порт Вонсан (КНДР). В этот же день, приблизительно семью часами ранее в той же точке Японского моря другой российский теплоход «Пионер России» также обнаружил лодку с северокорейскими рыбаками. В лодке находились два человека. Самочувствие спасенных людей нормальное. Их теплоход доставил в порт Находка, где находится генеральное консульство КНДР.

Через три года после инцидента с задержанием теплохода «Терней» последовали новые. 23 февраля 2008г. российский теплоход «Лидия Демеш» приписанный к Камчатскому морскому пароходству, следовал из японского порта Хамата во Владивосток с грузом автомобилей. У тромв Японском море у мыса Мусудан, примерно в трех-пяти милях от берегов КНДР, северокорейский пограничный корабль задержал российское судно. Пограничники приказали следовать в порт Северной Кореи. Один из членов экипажа успел забаррикадироваться в рубке и передать во Владивостокский спасательно-координационный центр сообщение, что на борт российского судна поднялись вооруженные офицер и двое пограничников, которые приказали капитану взять курс к побережью КНДР. Корабль был приведен в порт Кимчхек. Как оказалось, на пути из Японии во Владивосток теплоход попал в сильный шторм и был вынужден укрыться от непогоды в закрытом для судоходства районе. Несколько дней судно по обвинению в нарушении государственной границы удерживали власти КНДР. Пока утром 27 февраля после упорных дипломатических переговоров теплоход не отпустили.

Следующий инцидент произошел 9 ноября 2008г., российское дноуглубительное судно «Степан Демешев» приписанный к порту Санкт-Петербург и принадлежащий ООО "Северная дноуглубительная компания", было задержано северокорейскими пограничниками в 3,6 милях от берега КНДР.«Степан Демешев» вышел из Находки и направлялся в порт приписки. Следующим портом на пути домой должен был стать Пхукет (Тайланд), однако недалеко от Корейского полуострова на судне вышел из строя один из главных двигателей. Капитан принял решение подойти к КНДР для ремонта, но северокорейские власти о своих намерениях не предупредил. Российское судно, на борту которого находятся 14 моряков, для разбирательства отконвоировано в порт Чхонджин. Однако через сутки, после разбирательства, было отпущено.

Четвертый инцидент с задержанием российских судов северокорейскими пограничниками произошел в феврале 2009г. 17 февраля 2009г. теплоход «Омский-122» принадлежащий Амурскому пароходствубыл задержан погранслужбой КНДР недалеко от мыса Мусудан, в районе которого находится испытательный ракетный полигон КНДР. "Омский-122" выполнял рейс из южнокорейского порта Пусан во Владивосток с грузом стройматериалов, автомобильной техники, продовольственных товаров. В условиях шторма капитан судна Владимир Бирюков принял решение следовать ближе к береговой черте, где высота волн меньше и навигация более безопасная, - сказал директор департамента морских перевозок "Амурского пароходства" Юрий Кудрявцев. По его словам, капитан успел передать в пароходство радиограмму, в которой сообщил, что "вынужден подчиниться требованиям северокорейских пограничников". Группа военных высадилась с катера береговой охраны на борт «Омский-122» и под угрозой оружия потребовала следовать в северокорейский порт. Экипажу запретили пользоваться средствами связи. 20 февраля власти КНДР допустили на судно российских дипломатов. Генеральный консул РФ в Чхончжине, прибывший в порт, где находится судно, встретился с членами экипажа. 27 февраля судно было освобождено и отправилось во Владивосток.

Литература:

· Алексеев В. капитан 1 ранга «В стране утренней прохлады» Журнал «Морской сборник» № 11 1985г.

· «Власти КНДР задержали российское судно "Степан Демешев"» 9 ноября 2008г.с сайта http://www.dprk.ru/news/0811/10.htm

· «Война в Корее, 1950-1953.» СПб. Полигон, 2003г.

· Волков Роман справочник по корабельному составу.

· Герман Ким «О неизвестной корейской войне 1950-1953» с сайта http://world.lib.ru/k/kim_o_i/w1rtf.shtml

· ГС Унго» - Материалы из музея ЦМРО. "Подвиг моряков разведчиков бригады разведывательных кораблей Тихоокеанского флота (по материалам журнала "Советский моряк" №2 за январь 1960 года, автор Григорий Халилецкий, и из воспоминаний первого командира бригады капитана 1 ранга в отставке Лукаша Дмитрия Тимофеевича)" с сайта http://forums.airbase.ru/2006/12/t52931,27--vladivostok-shestaya-versta.html

· Демидов М.В. «Очерк истории Тихоокеанской эскадры». Журнал «Тайфун» № 3 1999г. стр13.

· Доценко В.Д. «Флоты в локальных конфликтах второй половины ХХ века»

· Жирохов М.А. «История ВВС КНДР» с сайта http://www.airwar.ru/history/af/kndr/kndr.html

· Климов Дмитрий «Российский сухогруз вернулся изКНДР» 21 декабря 2005г. с сайта http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_4547000/4547914.stm

· Костриченко В.В., Кулагин К.Л. «Быстроходные тральщики типа "Фугас"»Журнал «Морская коллекция» Спецвыпуск № 2 2005г. стр71.

· Кравченко Ю. капитан 1 ранга. «Военно-морские силы государств Корейского полуострова» Журнал «Зарубежное военное обозрение» № 5 1993г. стр48-53

· «Курсом чести и славы» Москва-Жуковский «Кучково поле» 2006г.

· Лобков Константин «Тост – за минеров!» «Красная звезда» 26.03.2008г.

· Луцкий А.Н. «За прочность прочного корпуса (воспоминания подводника - ветерана "холодной войны")». СПб., издательство «Гангут», 2002г.

· Мальцева О. «ВАЛЬС С КИМ ЧЕН ИРОМ» с сайта http://www.all-korea.ru/knigi-o-korei/olga-malceva/vals-s-kim-cen-irom

· «Моряков с "Синегорья" будут искать в КНДР» 09:47 26 Октября 2006г с сайта http://www.trud.ru/article/26-10-2006/193188_morjakov_s_sinegorja_budut_iskat_v_kndr.html

· Окороков Александр «Корейская война 1950-1953гг.» 29 ноября 2005г. с сайта http://www.chekist.ru/article/911

· Панин А., Альтов В. «Северная Корея. Эпоха Ким Чен Ира на закате». - М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2004г.

· Парафеев В. «Севернее 38-й параллели». Газета «Водный транспорт» 15.08.1970г.

· Рогоза С.Л., Ачкасов Н.Б. «Засекреченные войны 1950-2000» Москва-Санкт-Петербург АСТ-Полигон. 2005г.

· «Российские моряки спасли еще одного корейского рыбака» 2 Января 2008 с сайта http://news.mail.ru/incident/1548447/

· «Российские моряки спасли четверых северокорейцев» РИА «Новости» 19.02.2007, 11:49 с сайта http://www.vedomosti.ru/newsline/news/2007/02/19/386911

· «Северокорейцы отпустили российский теплоход "Омский-122"» Posted Пт, 02/27/2009 - 11:43с сайта http://habrus.ru/content/122

· Ткаченко Вадим Павлович «Уроки Корейского кризиса» «Сеульский вестник» 24.04.2008г. с сайта http://vestnik.kr/article/historypage/urokikoreiskogokrizisa.html

· Урбан В. капитан-лейтенант «Визит начался». Газета «Красная звезда» 26.07.1986г.

· Цыганок А.Д. «Рать Ким Чен Ира». Газета «Независимое военное обозрение» 20.10.2006г. с сайта http://nvo.ng.ru/wars/2006-10-20/2_troops.html

· "The People"s Army in the Making"

Власти Северной Кореи всерьез занялись модернизацией подводного флота, проектируя подлодки, способные нести баллистические ракеты. На фоне успехов в тестировании ядерного оружия и космической техники Пхеньян может создать полноценную триаду ядерных сил. Об этом говорится в аналитическом обзоре военного издания Jane"s Defense .

Первый в своей истории запуск баллистической ракеты КНДР провела 28 ноября 2015 года с экспериментальной субмарины класса «Синпо». По всей видимости, тест оказался неудачным,

поскольку южнокорейские власти позднее нашли обломки на поверхности моря.

Менее чем через месяц КНДР провела повторное испытание. По мнению экспертов, его произвели не с подводной лодки, а с погруженного в воду испытательного стенда-баржи. Кадры с испытанием ракеты телевидение КНДР обнародовало в начале января, на них лидер страны Ким Чен Ын, улыбаясь, наблюдает за тем, как ракета стартует из-под воды и уходит за облака.

КНДР начала проектировать, собирать и использовать подводные лодки разных типов: патрульные, для операций в прибрежных водах и миниатюрные — с середины 1960-х годов.

По данным экспертов, в настоящее время подводный флот КНДР — один из самых многочисленных в мире: около 70 подлодок.

К примеру, у Британии и Индии — по 15 подлодок, а у США, по данным открытых источников, — 72.

Информация о развитии в КНДР подводного флота долгое время оставалась за семью печатями, а появляющиеся данные часто оказывались противоречивыми и недостоверными. Однако некоторые инциденты с подлодками КНДР начиная с середины 1990-х годов позволили пролить свет на уровень технологий и типы используемых кораблей.

Подлодка класса «Синпо»

Одним из таких случаев стали авария и последующий захват южанами северокорейской подлодки 18 сентября 1996 года близ города Каннын на побережье Японского моря. Дизельная подлодка типа «Сан-О» длиной 34 м предназначена для обеспечения специальных операций и разведки, у нее две версии: стандартная, снабженная торпедами, и ее разведывательный вариант, в котором торпедный отсек заменен камерой для выхода водолазов. 15 сентября лодка высадила на южнокорейском берегу трех разведчиков для сбора данных о военных установках южан. При попытке через три дня забрать шпионов лодка села на мель, после чего экипаж решил уничтожить все ценное оборудование и бежать в сторону КНДР.

Однако моряки были замечены, в ходе операции по захвату лодки один был пленен, остальные убиты в перестрелке или застрелены сослуживцами за провал операции.

Сегодня эта лодка, потерянная КНДР из-за отсталости технической базы и отсутствия грамотной координации действий, установлена в парке города Каннын.

По данным разведки, с 2000-х годов ВМС КНДР начали проводить ряд программ по модернизации подводного флота. С приходом к власти подлодки страны стали часто использовать в пропагандистских роликах местного ТВ.

В июле 2014 года на судостроительной верфи Синпо КНДР была спущена на воду экспериментальная подлодка с баллистическими ракетами. Ее длина — почти 67 м, ширина — 6,7 м, водоизмещение 900-1500 т, рубка у нее расположена посередине.

Центральная часть рубки — прямоугольная секция 4,25 на 2,25 м, которая скрывает одну или две камеры с баллистическими ракетами.

Внешне напоминает российские подлодки проекта 677, хотя и не имеет горизонтальных рулей на рубке, как у российского корабля. Кроме того, эксперты усмотрели сходство лодки с серией югославских дизель-электрических подлодок типа «Сава» и «Херой», состоявших на вооружении с 1970-х по 1990-е годы.

Погружной тестовый стенд

Влияние югославской инженерной мысли на достижения северокорейских конструкторов не удивляет экспертов из-за тесных военных контактов двух стран до начала 1990-х годов.

«Решение создать третью основу для ядерной триады в море основано на том факте, что, учитывая размеры и неуязвимость в океане, в случае ядерной атаки такие подлодки сложно найти и уничтожить, — считают эксперты Джозеф Бермудез и Карл Дьюи. — Ключевой компонент теории ядерного сдерживания — возможность гарантированного ядерного ответа вне зависимости от размеров уже пораженной территории».

Что же? Подведем итоги нашего исследования состояния подводного фота КНДР по космоснимкам. По хорошему надо было еще и в динамике посмотреть - по многим снятым точкам есть архивы снимков за несколько лет начиная с 2002 г. Но для первого погружения в тему, думаю, будет достаточно и примерного среза с некоторыми допущениями.

ПЛ типа GOLF (неатомная ПЛ с баллистическими ракетами) про которые пишут наши и не только СМИ в КНДР на спутниковых снимках середины 2014 г. НЕ обнаружена .

ПЛ типа ROMEO собственного производства по китайской техдокументации на пр.033 (китайский аналог ПЛ пр.633 СССР).
Западный флот:
- 1 ПЛ в доке ССЗ
- 3 ПЛ боевых в Нампо
- 1 ПЛ в Нампо в СРЗ
Восточный флот:
- 9 ПЛ на ВМБ южнее Синпхо
- 1 ПЛ в отстое там же
- 6 ПЛ в ВМБ около Синчанга

В 2014 г. великий руководитель Ким Чен Ын совершил выход в море на одной из ПЛ ROMEO ВМС КНДР.

ПЛ типа WHISKEY пр.613 - в 1964 г. и в 1966 г. было поставлено из СССР по 2 ПЛ (всего - 4 ед.). Вероятно, до 2004 г. лодки находились в строю, а после 2004 г. начали выводиться в отстой. В восточном флоте КНДР таких лодок нет.

1 ПЛ в полузатопленном состоянии недалеко от Синпхо;
- 2 ПЛ предположительно в отстое в базе южнее Синпхо;
- 1 затопленная ПЛ там же;

Вероятно, это все 4 лодки пр.613.

...
...

Подводная лодка С-338 пр.613 WHISKEY-V. Военно-морской парад на Неве в г.Ленинград, июль 1987 г. (http://flot.com , обработано).

ПЛ типа SINPO - новая ПЛ ВМС КНДР, колторая впервые появилась на спутниковых снимках летом 2014 г. в порту Синпхо. Точное назначение ПЛ пока не ясно - есть разные предположения - в том числе, что это опытовая ПЛРБ (лодка с одной пусковой установкой БРПЛ). Лично мне кажется, что это просто новый проект обычной ПЛ - этакий Мега-Гадир.


Предположительная реконструкция ПЛ SINPO.

ПЛ типа SANG-O - крупная малая подводная лодка ВМС КНДР, длина около 40 м. С идентификацией малых ПЛ КНДР есть определенные проблемы связанные с не высоким качеством снимков и малой разницей между лодками по размерам. Поэтому данные по их количеству крайне неточные.

Восточный флот:
- 1 ПЛ такого типа на базе Нампо в 2006 г. и на одном из фото 2013 г.
Западный флот:
- такое ощущение. что нет.


ПЛ типа Yono (аналогичные ПЛ Ghadir производялся для Ирана и Ираном). Их много, если, конечно, мы верно их идентифицировали.

Восточный флот:
- 8 ПЛ такого типа на базе Нампо в 2013 г.
Западный флот:
- 13 ПЛ на ВМБ южнее Синпхо
- 14 ПЛ на ВМБ рядом с Синчангом


ПЛ типа Р-4 (уменьшеная Yono) - такое ощущение, что это лодка-прототип Yono, но вообще в суть вопроса я не вникал.

Западный флот:
- 4 ПЛ в отстое на ВМБ южнее Синпхо.
- 3 затопленные ПЛ рядом (там с 2002 г.).

ИТОГО на 2013-2014 г.г.:
пр.613 WHISKEY - 4 ед. - выведены из состава флота;
пр.033 ROMEO - 21 ед. в разном состоянии, боевых не более 18 ед.
ПЛ типа SINPO - 1 ед.
ПЛ типа SANG-O - 1 ед.
ПЛ типа Yono - 35 ед. (в разном состоянии, но большей частью боевые)
ПЛ типа Р-4 - 7 ед. (скорее всего в небоевом состоянии)

ВСЕГО - 69 ПЛ боевх и небоевых... Если лодки и есть в подземных базах, то довольно много, что, если честно, сомнительно. Вот и всё.

... эта и другие новости по возможности и не всегда оперативно на

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 21 марта 2015; проверки требуют.

Военно-морские силы Корейской народной армии (кор. 조선인민군 해군 , 朝鮮人民軍海軍 ) - одна из составных частей Корейской Народной Армии , наряду с Военно-воздушными силами , Сухопутными войсками и Силами специальных операций КНДР .

Командование ВМФ имеет в подчинении два флота, Восточный и Западный, в составе 16 боевых групп. В силу географического положения обмен кораблями между флотами отсутствует.

Подводный флот децентрализован. Подводные лодки базируются в Чхахо (Ch’aho), Маянгдо (Mayangdo) и Пипха-готе (Pip’a-got).

В составе флота находятся 5 корветов УРО (из них 2 - типа «Наджин», 1 - типа «Сохо»), 18 малых противолодочных кораблей, 4 советских подводных лодки проекта 613 , 23 китайских и советских подводных лодок проекта 033 (проекта 633), 29 малых подводных лодок проекта «Санг-О» , более 20 сверхмалых подводных лодок, 34 ракетных катера (10 проекта 205 «Оса» , 4 класса «Хуанфен», 10 «Сочжу», 12 проекта 183 «Комар» ; на вооружении катеров стоят ПКР П-15 Термит или китайские CSS-N-1 SCRUBBRUSH), 150 торпедных катеров (около половины - отечественной постройки), катера огневой поддержки (в том числе 62 класса «CHAHO»), 56 больших (6 «Хайнань», 12 «Тэчжон», 13 «Шанхай-2», 6 «Чонджу», 19 «СО-1») и более 100 малых патрульных катеров, 10 малых десантных кораблей «Хантэ» (способных перевозить по 3-4 лёгких танка), до 120 десантных катеров (в том числе около 100 «Нампо», созданных на базе советского торпедного катера П-6, имеющих скорость до 40 узлов и дальность действия до 335 км и способных перевозить до 30 полностью экипированных десантников), до 130 катеров на воздушной подушке, 24 тральщика «Юкто-1/2», 8 плавучих баз сверхмалых подводных лодок, спасательное судно подводных лодок, 4 гидрографических судна, минные заградители.

Применение высокоскоростных ракетных и торпедных катеров позволяет проводить внезапные атаки на корабли противника. Подводные лодки могут быть использованы для блокирования морских коммуникаций, постановки минных заграждений и высадки войск, а также для спецопераций.

В составе ВМФ имеется две снайперские бригады на кораблях-амфибиях. В состав береговых войск входят два полка (тринадцать дивизионов противокорабельных ракет) и шестнадцать отдельных артиллерийских дивизионов береговой артиллерии. На вооружении береговых батарей находятся ракеты класса «земля - море» С-2 «Сопка», CSSC-2 SILKWORM (китайская копия советской П-15М), and CSSC-3 SEERSUCKER с дальностью поражения до 95 км, а также береговые артиллерийские установки калибра 122/130/152 мм.

В Военно-морском флоте КНДР используются полупогружённые катера, используемые 137-й эскадрой ВМФ для высадки солдат сил специального назначения с моря. Благодаря своему низкому профилю эти катера слабо различимы с помощью радаров. Скорость на поверхности воды составляет до 45 узлов (83 км/ч), скорость в полупогружённом состоянии - 4 узла (7,4 км/ч).

Помимо боевых кораблей, под прямым управлением Министерства народных вооружённых сил находятся 10 грузовых судов.

История ВМС КНДР берет своё начало с 5 июня 1946 г., когда при помощи советских советников в Вонсане были сформированы Силы морской Охраны Северной Кореи. Первоначально морские силы подчинялись министерству внутренних дел Северной Кореи, но с получением торпедных катеров и формированием 2-го дивизиона ТКА 29 августа 1949 г. морские силы были переформированы в отдельный род войск.

Береговые батареи, развёрнутые для защиты от кораблей противника, противодесантной обороны и защиты минных заграждений, были оборудованы в основном полевыми орудиями среднего калибра. На важнейших участках береговой линии оборону осуществляли также батальоны морской пехоты. Плотность обороны побережья была крайне невысокой, в среднем для защиты 50-60 км участка берега использовалась одна трёхорудийная батарея. Для компенсации малочисленности береговой обороны эффективно использовались подвижные батареи. Тем не менее, для борьбы с береговыми батареями американские войска были вынуждены стянуть значительное количество кораблей и самолётов. Кроме того, батареи лишили корабли противника возможности подходить близко к берегу и вести прицельный обстрел прибрежных и сухопутных войск КНА.