Проблема
Гипотеза
Целью работы является: изучение способов получения бумаги в домашних условиях

Тезисы исследовательской работы

«Вторая жизнь бумаги»

воспитанницы старшей «А» группы

Государственного учреждения образования

«Ясли-сад №3 «Пралеска» г.Воложин

Минская область. Беларусь

Миньтюк Вероники

Научный руководитель:

воспитатель

Трепашко Марина Мефодьевна

Тема исследовательской работы

«Вторая жизнь бумаги»

Я очень люблю рисовать и рисую очень много. Меня заинтересовал вопрос: "Из чего делают бумагу и где её производят? И что, вообще, я знаю о бумаге?"

Проблема : можно ли использовать макулатуру, чтобы дать бумаге вторую жизнь.
Гипотеза : можно ли изготовить бумагу в домашних условиях.
Целью работы является: изучение способов получения бумаги в домашних условиях из разных видов бумажных отходов.

Задачи:

Изучить специальную литературу

Познакомиться со способами получения бумаги из макулатуры

Опробировать некоторые способы получения бумаги в домашних условиях.

Провести сравнительную характеристику различных видов бумаг, сделать выводы о проделанной работе.

Объект исследования – бумага.

Наше исследование позволит получить самодельную бумагу.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

Работа с литературой, получение информации в интернете;

Эксперимент;

Сравнительный анализ, систематизация материала в форме работы и презентации.

Обзор литературы по данному вопросу помог найти способы получения бумаги.

Был проведён эксперимент. Достоверность результатов исследования обеспечивается тем, что образцы бумаги приготовлены практически, с внесением собственных изменений.

Полученные результаты показывают, что можно получить бумагу, которая не требуют больших затрат. В ее производстве может участвовать вся семья, мои друзья и воспитатель в детском саду. Самодельную бумагу можно использовать для рисования, изготовления аппликаций, открыток, красивых упаковок.

Выводы

В ходе работы была полностью реализована цель и решены поставленные задачи: я изучила литературу, нашла необходимые рецепты приготовления бумаги, немного пофантазировала в ее производстве и проанализировала полученные результаты. В процессе проделанной работы подтвердила гипотезу о том, что можно изготовить бумагу своими руками в домашних условиях.

Предложения:

1. Участвовать в сборе макулатуры.

2. Лес второе сокровище - его надо беречь.

3. Дать бумаге вторую жизнь

Несколько кадров из презентации:


Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!

Муниципальное образовательное учреждение

«Помарская средняя общеобразовательная школа»

Волжского муниципального района

Республики Марий Эл

Исследовательская работа

«Вторая жизнь старой бумаги»

Работу выполнили: Яковлева Екатерина,

Яковлева Елизавета

обучающиеся 1 класса

Руководитель :

Степанова И.И.,

учитель начальных классов

с. Помары, 2016 год

Введение 2 - 4

    Основная часть

1.1. Что такое макулатура? 5

1.2 . Что нам дает переработка макулатуры? 6

1.3 . Наши исследования 6 - 7

    Практическая часть

2.1. Что можно сделать из старых газет? 8

2.2. Получение бумаги из вторичного сырья в домашних условиях 8 - 9

    Заключение 10

Литература 11

Приложение 12 - 18

Люди! Не выбрасывайте старую бумагу.

Из нее можно сделать очень много полезного.

А это сбережет жизнь наших лесов.

Введение

Однажды мы были в гостях у бабушки. Как-то вечером бабушка читала газету, отметила в ней что-то карандашом и положила её на полку в небольшую стопку. А на шкафу лежала другая большая стопа. Я спросила у бабушки, зачем она делит газеты на две стопы?

Она ответила, что в маленькой стопке очень много ценной информации: кулинарные и медицинские рецепты, советы как быть красивой. А другую стопу она будет использовать: для чистки зеркал, для сушки обуви или сложит панамку для работы в огороде.

Ещё бабушка сказала мне, что над выпуском одной газеты трудятся много специалистов: журналисты, фотографы, редакторы. И только когда газета прочитана и изучена полностью, она становится ненужной. Но прежде, чем её выбросить, можно подарить ей новую жизнь. А ещё бабушка сказала, что подарить вторую жизнь можно любой старой бумаге…

Так появилась тема нашей исследовательской работы : «Вторая жизнь старой бумаги ».

Актуальность нашей темы в том, что с каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают – уменьшаются

У всех дома много использованной бумаги. Но не все знают, где она может пригодиться.

Мы решили провести исследование, нашей целью было узнать, существует ли вторая жизнь у старых газет и старой бумаги? Мы поставили перед собой задачи:

    познакомиться с понятием макулатуры и изучить области ее применения;

    что нам дает переработка макулатуры?

    провести анкетирование одноклассников, чтобы выяснить, где их родители используют старые газеты;

    выяснить, где применяется макулатура в промышленности;

    узнать, что интересного можно сделать из старых газет?

    попытаться получить бумагу из вторичного сырья в домашних условиях

Мы выдвинули гипотезу : вторая жизнь у макулатуры всё-таки существует и предположим , что изготовление поделок из старых журналов и газет сохраняют наши леса.

Объектом исследования: являются макулатура.

Предмет исследования: возможность вторичного использования макулатуры.

Участники исследования: наша семья, учитель.

Место исследования: дом, школа, Марийский Целлюлозно-Бумажный Комбинат г. Волжск, заготовительный склад.

Время исследования: декабрь-январь.

В своей работе мы использовали следующие методы:

    изучение литературы по теме исследования;

    анкетирование учащихся;

    интервьюирование;

    демонстрационный (разработка презентации результатов исследования)

1. Основная часть

1.1. Что такое макулатура?

Из энциклопедий мы узнали, что макулатура (от лат. macula - пачкаю) – это отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, бумажные отходы полиграфических предприятий и т. д., используемые в качестве вторичного сырья на бумажных фабриках.

В наши дни переработка макулатуры необходима с точки зрения экологии. Из 100 кг макулатуры можно спасти 1 дерево, которое растет несколько десятилетий.

Благодаря вторичной переработке бумаги и картона, можно получать продукцию, не уступающую по качеству той, что изготавливается непосредственно из целлюлозы.

Побывав в Марийском Целлюлозно-Бумажном Комбинате (приложение 2 ), мы выяснили - макулатура подразделяется на 3 группы в зависимости от её состава, цвета, степени загрязнения и качества:

группа А – это макулатура высокого качества,

группа Б – среднего качества

группа В – низкого качества

Макулатура группы А

К ней относятся отходы производства белой бумаги, бумаги с чёрно-белой или цветной полосой, упаковочной, электроизоляционной, а также бумажные упаковочные мешки.

Макулатура группы Б

Эта группа включает в себя различные виды полиграфической продукции, выполненной на белой бумаге, а также отходы производства картона.

Макулатура группы В

Группа включает в себя наиболее популярные виды макулатуры, такие как газеты, ламинированные бумажные пакеты и мешки, а также литые изделия из целлюлозной массы.

1.2. Что нам дает переработка макулатуры?

При переработке макулатуры бумага получает вторую жизнь. Из макулатуры, кроме бумаги, делают:

    Одноразовую посуду

    Строительные материалы

    Средства личной гигиены

    Техническую бумагу

    Картон

    Полиграфические изделия

    Аксессуары для автомобилей

    Папье-маше для творчества

    Мебель

1.3. Наши исследования

Анкетирование учащихся.

На первом этапе нашего исследования мы с нашей учительницей Ингой Ильиничной провели анкету для родителей и детей (приложение 1 )

Мы выяснили, что 35% используют старые газеты и бумагу дома так же, как и моя бабушка. А остальные - их просто выбрасывают или сжигают.

На втором этапе исследования мы спросили у папы, где же можно еще

применить уже ненужную никому бумагу?

Он рассказал, что, когда он был школьником, у них были соревнования по сбору макулатуры . Каждый стремился как можно больше собрать, чтобы быть на первом месте. А самое главное, этим они спасали множество деревьев от вырубки.

Нам тоже стало жалко деревья. Из энциклопедий и Интернет - источников мы узнали, что наиболее действенным способом для сохранения лесов от вырубки является сбор макулатуры. Мы решили провести исследование, чтобы выяснить так ли это на самом деле?

Мы предложили ребятам собрать макулатуру. Почти все на следующий день принесли макулатуру в школу. Мы с папой отвезли ее на заготовительный склад в г. Волжск (приложение 1 ). Там ее взвесили, п олучилось 150 кг. Нам даже за нее заплатили 240 рублей!

Заведующим склада по заготовке макулатуры работает Федотов Сергей Викторович Он рассказал, что в 2014 году изготовлено всего 80 тонн макулатуры. Это сырье в складе сортируется по видам и после прессовки отправляется для дальнейшей переработки бумаги. Макулатура поставляется на бумажные фабрики. И еще он рассказал, что из 100 кг макулатуры производится 75 кг чистой бумаги. Значит из нашей макулатуры можно сделать 345 кг бумаги. И 100 кг макулатуры спасет жизнь 1 ели. Значит, мы спасли от вырубки примерно 4 дерева.

Из различной литературы мы узнали, что из 100 кг макулатуры изготавливают 75 кг бумаги или 1500 тетрадей, или 570 рулонов туалетной бумаги, на изготовление 2 книг надо одно дерево. А ведь чтобы вырастить полноценное дерево, нужно 50-80 лет.

Если мы будем сдавать макулатуру, мы очистим природу от мусора и спасем деревьев!

2. Практическая часть

2.1. Что можно сделать из старых газет?

На четвертом этапе нашего исследования мы спросили у мамы, а что бы она сделала из старой газеты? Она вспомнила, что в школе делали поделки из папье-маше.

Так мы с сестрой сделали из папье-маше вазу, тарелку, чашку. С папой мы сделали шапочку из газеты (приложение 3 )

2.2. А ещё мы решили изготовить бумагу из макулатуры в домашних условиях (приложение 4 ).

Для этого необходимо:

Инструменты: миска, сито, марля, старое полотенце или любые другие ненужные тряпочки, хозяйственная губка, миксер, утюг.

Материалы: старые газеты, клей ПВА, краски.

Скорее всего, все это есть у вас под рукой.

Порвали старую бумагу на клочки. Залили всё это кипятком из чайника, и тут же старшая сестра Настя прошла миксером. Бумага превратилась в однородную массу – «кашу».

Теперь добавляем к ней немного клея ПВА и какой-нибудь наполнитель (обрывки ниток, или кусочки цветной бумаги). Наполнитель замешиваем в массу. Если надо - добавляем воды, чтобы масса напоминала жидкое тесто или сметану.

Поднос покрываем марлей в несколько слоев, выкладываем на марлю подготовленную массу и растаскиваем её тонким слоем. Выравниваем.

Накрываем заготовку слоем марли. Удаляем лишнюю воду: для этого нужна губка, которой сверху, через марлю и будем отжимать воду. Когда губка почти перестанет мокнуть, поверх марли кладем тряпочку и продолжаем убирать воду. Когда и тряпочка будет оставаться почти сухой, можно снять верхнюю марлю и посмотреть на то, чего получается.

Теперь надо просушить наш лист бумаги. Самое быстрое - прогладить работу утюгом и положить под тяжелый предмет, для того, чтобы лист был прямой.

Лист готов. Если есть желание - можно его раскрасить, добавив ярких штрихов гуашью или акриловыми красками. Вот какие листы у нас получились.

Проделав этот опыт, мы узнали, какая сложная работа бумагоделание. Сколько терпения надо...! Теперь мы поняли, почему мама говорит, что надо беречь книги.

Таким способом можно давать вторую жизнь использованной бумаге. Сами изготовленные образцы мы можем представить.

Заключение

В результате своего исследования мы пришли к выводу :

Стоит задуматься - что для того чтобы вырастить дерево требуется много лет, а в ыпуск бумаги ежегодно стремительно растёт. Значит также стремительно сокращаются и площади лесов на нашей планете. А этого допустить нельзя!

Значит, чтобы меньше шло древесины на изготовление бумаги, надо больше использовать макулатуру. Это будет н аиболее правильным способом для сохранения лесов от вырубки.

В результате проделанной работы мы изучили возможность использования макулатуры, предложили ребятам школы дать бумаге вторую жизнь.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась : вторая жизнь у макулатуры всё-таки существует и изготовление поделок из старых журналов и газет возможно.

Практическая значимость. Материал, представленный в работе, расширяет кругозор учащихся, пополняет теоретические и практические знания. Данный материал можно использовать как во внеклассной работе, так и на уроках ООМ, технологии.

Сдай макулатуру - спаси жизнь дереву!

Список использованных источников

    Гурин Ю. В. Школа занимательных наук. – “ОЛМА Медиа Групп” 2007.

    Энциклопедия "Всё обо всём", Москва, Арт-Пресс, 1999

    Энциклопедия "Что такое? Кто такой?", том I, Москва, "Просвещение", 1989.

    Энциклопедия «Что? Где? Когда?» Москва, «Просвещение», 2000г.

    Сведения сети интернет.

Приложения

Приложение 1

Результаты анкетирования .

    Скапливается в вашем доме макулатура?

    Каким образом вы уничтожаете ненужную бумагу?

    Как вы думаете, вредит ли сжигание макулатуры окружающей среде?

    Как в быту можно использовать старую бумагу?

Приложение 3

Наши работы.




Приложение 4

Изготовление бумаги из макулатуры в домашних условиях.

Порвали старую бумагу на клочки. Залили всё это кипятком из чайника

и тут же старшая сестра Настя прошла миксером. Бумага превратилась в однородную массу – «кашу».

Старшая сестра Настя залила всё это кипятком из чайника, и тут же папа прошёл миксером.

Теперь добавляем к ней немного клея ПВА, крахмал и какой-нибудь наполнитель (обрывки ниток, или кусочки цветной бумаги).


Наполнитель замешиваем в массу .

Выкладываем на марлю подготовленную массу и растаскиваем её тонким слоем. В ыравниваем. Убираем лишнюю воду.

Теперь надо просушить наш лист бумаги. Самое быстрое - прогладить работу утюгом.


Наша работа!

МБОУ «Чернянская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Вторая жизнь – бумаги

Подготовили: ученицы 3-а класса Анащенко Виктория, Севостьянова Диана


Цель работы: выяснить, есть ли эффективный способ сохранения леса от вырубки. Задачи: 1. Узнать историю возникновения бумаги. 2. Познакомиться с понятием макулатуры и изучить области ее применения; 3. Попытаться получить бумагу в домашних условиях, показать применение полученной бумаги.


Гипотеза: предположим, что можно привлечь внимание людей к сохранению леса, если сделать бумагу самостоятельно из макулатуры.

Методы исследования:

  • изучить энциклопедии, спросить у других людей;
  • посмотреть в сети Интернет;
  • провести свое исследование

Бумага

(с итал.)"bambagia",

с татарского "бумуг" - хлопок.


Первый изготовитель бумаги

Цай Лунь 105 г. н.э.

Сырье для получения бумаги:

  • коконы шелкопряда;
  • тростник и бамбук;
  • старые рыболовные сети;
  • волокна тутового дерева.

1857 год – год рождения технологии

изготовления бумаги из древесины.


Стоит задуматься:

  • 100 кг макулатуры это одно спасенное дерево ;
  • Около четверти всего мусора на планете является бумажными отходами и бумажной продукцией
  • Россиянин нуждается в 25 килограммах бумаги в год, соответственно одна семья при желании может сберечь 1 дерево в год;
  • Площадь лесных массивов на нашей планете постоянно сокращается, следовательно, дефицит деревьев станет глобальной проблемой в ближайшее время.
  • За последние несколько мировое потребление бумаги увеличилось в несколько раз .


Активные участники акции - 4 –в класс, ученик 1-в класса - Иванов Александр, ученик 2 –б класса - Комарович Максим, в 3-а классе – Гринченко Ирина.





Результаты исследования

за год наш класс мог бы спасти примерно 2 дерева


Порядок изготовления самодельной бумаги

  • 1. Мелко разорвать старую бумагу.
  • 1. Мелко разорвать старую бумагу.
  • 1. Мелко разорвать старую бумагу.
  • 1. Мелко разорвать старую бумагу.

2. Залить разорванные

кусочки теплой водой.

чтобы бумага размокла.

  • 2. Залить разорванные кусочки теплой водой. Дать постоять несколько часов, чтобы бумага размокла.
  • 2. Залить разорванные кусочки теплой водой. Дать постоять несколько часов, чтобы бумага размокла.
  • 2. Залить разорванные кусочки теплой водой. Дать постоять несколько часов, чтобы бумага размокла.
  • 2. Залить разорванные кусочки теплой водой. Дать постоять несколько часов, чтобы бумага размокла.

3. Все перемешать миксером до однородной массы, добавить воды.

добавить клей ПВА,

тщательно перемешать.

  • 4. Перелить массу в емкость с водой, добавить клей ПВА, тщательно перемешать.
  • 4. Перелить массу в емкость с водой, добавить клей ПВА, тщательно перемешать.
  • 4. Перелить массу в емкость с водой, добавить клей ПВА, тщательно перемешать.
  • 4. Перелить массу в емкость с водой, добавить клей ПВА, тщательно перемешать.

5. В получившийся раствор погрузить ракетку с пришитой на ней марлей. Равномерно распределить целлюлозу на поверхности сетки.

6. Вынуть сетку из жидкости,

дать стечь воде и поместить на кусок ткани.

Удалить полотенцем остатки жидкости.

Затем накрыть полотенцем и придавить на 24 часа.


ВЫВОД:

В результате у меня получилась вот такая бумага



Якупов Булат Ринатович

Тезисы к исследовательской работе

«Вторая жизнь для бумаги»

Выполнил ученик 5 в класса МБОУ гимназии №8 Якупов Булат

Руководитель: учитель русского языка и литературы Пономарева Ольга Леонидовна.

Мы все в той или иной степени каждый день сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда обращаешься к документам, когда берёшь в руки книгу, извлекаешь из почтового ящика газету или журнал.

Гипотеза: Я предположил, что можно привлечь внимание окружающих к проблеме уничтожения леса ради бумаги, если:

1. Сделать бумагу в домашних условиях, подарив ей вторую жизнь.

2. Изготовить экологическую поделку из бумажных отходов.

3. Изготовить экологический плакат на тему «Сдай макулатуру – сохрани дерево».

4. Изготовить буклет на тему: «Интересные факты о бумаге».

Актуальность: С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины уменьшаются. Нужно спасать лес сейчас. Использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы.

Объект исследования : Изготовление бумаги.

Предмет исследования : Бумага, как результат уничтожения леса.

Перед тем как начать работать, я провел опрос среди учеников своего класса. В анкетировании приняли участие 23 человека. Результаты анкетирования получились следующие (Приложение 1):

91 % (21 человек) из числа всех опрошенных знакомы с понятием «макулатура».

26% (6 человек) участников опроса указали, что старую бумагу перерабатывают.

22% (5 человек) опрошенных не знают, что делают из старой бумаги.

43,5% (10 человек) ребят, опрошенных мною, не знают как используют старую бумагу.

По результатам анкетирования поставил цель: узнать о возможностях вторичного использования бумаги для сохранения лесных ресурсов.

Для достижения поставленной цели определил следующие задачи :

Познакомиться с историей бумаги и узнать, чем опасно исчезновения леса;

Выяснить, что такое макулатура, что делают с использованной бумагой, посетить пункт приёма вторресурсов, сделать фотографии;

Изготовить бумагу из макулатуры в домашних условиях;

Изготовить экологическую поделку из макулатуры;

Оформить экологическую стенгазету и информационный буклет;

Сделать выводы.

В первой главе «Использование бумаги» мы рассмотрели следующие вопросы: 1. Бумага и ее история; 2. Опасность исчезновения лесов; 3. Способы переработки бумаги; 4. Изделия из макулатуры.

Изучив различные источники информации , мы опробовали один из методов изготовления бумаги в домашних условиях. Используя старые газеты и исписанные тетрадные листы, нам удалось получить бумагу.

Изготовление бумаги в домашних условиях – это не только просто, но и быстро. Бумага ручной работы ценится очень высоко, несмотря на то, что делается из самых дешевых материалов.

Из бумажных отходов можно сделать полезные для дома вещи: плетёные корзинки, украшения, игрушки и многое другое. В свою очередь я тоже попробовал сделать поделку из старых газет своими руками.

Выполнив исследовательскую работу, я подтвердил гипотезу о привлечении внимания окружающих к проблеме уничтожения леса ради бумаги.

Подарил вторую жизнь бумаге, изготовив её в домашних условиях.

Изготовил экологический плакат «Сдай макулатуру – сохрани дерево» (Приложение 18) и информационный буклет «Интересные факты о бумаге» (Приложение 19).

Я за бережное использования бумаги и переработку макулатуры. Надеюсь, что в скором будущем будут производить бумагу без использования древесины.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального образования "Город Можга"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 8

Исследовательская работа

«Вторая жизнь для бумаги»

Выполнил: ученик 5 в класса

Якупов Булат Ринатович

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Пономарёва Ольга Леонидовна

г. Можга, 2015 год

Введение..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. Использование бумаги …………….………………………….…...4

1.1.История возникновения бумаги.........................................................4

1.2. Опасность исчезновения лесов…..........................................................6

1.3. Переработка бумаги.........................................................................8

1.4. Продукция из макулатуры.....................................................................9

ГЛАВА 2. Практическая часть….....................................................................9

2.1. Изготовление бумаги в домашних условиях ………………....................9

2.2. Поделки из макулатуры...........................................................................14

Заключение......................................................................................................16

Список литературы................................................................................................17

Приложения..........................................................................................................18

Введение

Мы все в той или иной степени каждый день сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда обращаешься к документам, когда берёшь в руки книгу, извлекаешь из почтового ящика газету или журнал.

Гипотеза: Я предположил, что можно привлечь внимание окружающих к проблеме уничтожения леса ради бумаги, если:

1. Сделать бумагу в домашних условиях, подарив ей вторую жизнь.

2. Изготовить экологическую поделку из бумажных отходов.

3. Изготовить экологический плакат на тему «Сдай макулатуру – сохрани дерево».

4. Изготовить буклет на тему: «Интересные факты о бумаге».

Актуальность: С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины уменьшаются. Нужно спасать лес сейчас. Использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы.

Объект исследования : Изготовление бумаги.

Предмет исследования : Бумага, как результат уничтожения леса.

Перед тем как начать работать, я провел опрос среди учеников своего класса. В анкетировании приняли участие 23 человека. Результаты анкетирования получились следующие (Приложение 1):

91 % (21 человек) из числа всех опрошенных знакомы с понятием «макулатура».

26% (6 человек) участников опроса указали, что старую бумагу перерабатывают.

22% (5 человек) опрошенных не знают, что делают из старой бумаги.

43,5% (10 человек) ребят, опрошенных мною, не знают как используют старую бумагу.

По результатам анкетирования поставил цель:

Узнать о возможностях вторичного использования бумаги для сохранения лесных ресурсов.

Для достижения поставленной цели определил следующие задачи:

Познакомиться с историей бумаги и узнать, чем опасно исчезновения леса;

Выяснить, что такое макулатура, что делают с использованной бумагой, посетить пункт приёма вторресурсов, сделать фотографии;

Изготовить бумагу из макулатуры в домашних условиях;

Изготовить экологическую поделку из макулатуры;

Оформить экологическую стенгазету и информационный буклет;

Сделать выводы.

Для решения поставленных перед собой задач я выбрал следующие методы исследования:

Изучить литературные источники;

Провести анкетирование одноклассников;

Воспользоваться услугами интернета.

ГЛАВА 1. Использование бумаги

  1. Бумага и её история.

Дома, на улице, в магазине, в школе мы встречаемся с бумагой. Утром она входит к нам в квартиру свежей газетой, новым номером журнала или письмом. Большая часть предметов домашней обстановки связана с бумагой. Новый учебный день мы начинаем с учебниками и тетрадями.

Но что мы знаем о бумаге? Можно сказать, что бумага - это материал для печатания книг, журналов и газет. Бумага занимает исключительное место в жизни людей. Её открытие, как и изобретение колеса,- чудо, одно из величайших завоеваний человеческого разума. Появившись однажды, бумага прочно утвердилась на Земле и, не зная конкурентов, победно идёт через столетия.

По толковому словарю В.И.Даля:

Бумага – хлопчатая бумага, хлопчатка, хлопок, семянной пух хлопчатника; прядево, нитки из этого хлопка; грамотка, бумага писчая, или разбитое в пух тряпьё (льняное и пеньковое), распластанное листами .

Бумага – материал для письма, а также для других целей, изготовляемый из древесной или тряпичной массы .

Бумага – волокнистый материал с минеральными добавками в виде листов для письма, рисования, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозы : растений , а также вторсырья (тряпья и макулатуры ) .

Бумага – это простой, доступный для письма материал, приготовленный из сырья растительного происхождения. Рождение бумаги произвело в человеческом обществе глубокие перемены. Получив бумагу, люди стали активно приобщаться к знаниям. Этому во многом способствовало бурное развитие книжного дела. Дружба, начавшаяся с бумагой в детстве, не прекращается всю жизнь .

История бумаги, а с нею и письменности, уходит в глубокую древность. Материалы для написания менялись с древних времен и до наших дней (Приложение 2).

Первобытные люди делали свои рисунки на стенах пещер, высекали их на скалах.

Самым первым предметом письменности были глиняные дощечки. На них писали, выцарапывая знаки острым предметом.

В южных странах на смену глиняным дощечкам пришёл папирус – материал для письма, который изготавливали из растения с таким же названием. В некоторых странах люди научились писать на пальмовых листьях.

В России стали писать на берёсте. Письма на берёсте – берестяные грамоты – до сих пор находят при раскопках.

Через много-много лет папирус был вытеснен прочным и долговечным материалом – пергаментом, который изготавливали из кожи овец, коз, телят. На изготовление одной книги нередко требовалось затратить до 250-300 шкур животных.

История бумаги начинается в Китае в 105 году новой эры. Изобретение бумаги связывают с именем придворного советника Цай Луня. Воспитатель императора, попытался найти альтернативу прежним материалам для сохранения письменных знаков – камню, глине, металлу, коже, пальмовым листьям, покрытым воском дощечкам из дерева или бамбука, ткани, папирусу. Делали бумагу сначала так: клочки шёлковой ваты, тряпьё, старые рыболовные сети измельчали и бросали в чан с водой, пока не получалась однородная, водянистая кашица, которую черпали бамбуковой сеткой, выкладывали на деревянную доску и помещали под пресс, затем высушивали (Приложение 3) .

В качестве материала для изготовления современной бумаги используют размолотое целлюлозное волокно, древесную массу, клей и каолин .

1857 год – это год рождения технологии изготовления бумаги из древесины. Но это технология приносит огромный вред планете .

1.2. Опасность исчезновения лесов.

Россия – великая лесная держава. Половина всей территории покрыта лесом (Приложение 4). Одна пятая часть всех лесов в мире – это наши русские леса, это 8 миллионов квадратных километров.

Но качество русских лесов ухудшается. Они теряют свои экологические свойства – способность производить чистую воду и воздух. Основная причина проблем – деятельность человека.

В России 90 процентов леса вырубается методом сплошной вырубки (Приложение 5). В результате этого разрушается почва, и леса не могут восстанавливаться .

Что может случится с планетой, если лес будет уничтожен? Прекратится жизнь на Земле, потому что дышать будет нечем. Лес производит кислород, поглощает загрязнение воздуха, хранит влагу, регулирует климат. Ежегодно растения планеты выделяют в атмосферу свыше 25 миллиардов тонн кислорода.

В настоящее время бумага на 98 % состоит из древесины, что ведёт к быстрому исчезновению лесов. К тому же бумажные комбинаты загрязняют окружающую среду, ведь для производства бумаги используют слишком много химикатов .

Каждый гектар лесного массива позволяет получить в год около 45 т древесной массы, а при правильном разведении и уходе эта цифра может быть удвоена. Нужно только всегда помнить, что лес на каждую тонну древесной массы дает нам дополнительно более одной тонны кислорода .

В воздухе больших городов в часы пик содержание кислорода уменьшается настолько, что это соответствует высоте 5000 м над уровнем моря, а это вредно отражается на здоровье людей .

Леса к тому же - это излюбленное место отдыха, хорошая защита от пыли и шума. Города стараются окружить зелеными поясами, что одновременно способствует и борьбе с обеднением воздуха кислородом.

1.3. Переработка бумаги.

Изобретение бумаги явилось одним из самых значимых шагов на пути человеческого прогресса. С появлением бумаги жизнь людей заметно изменилась. Прежде всего бумага позволила накапливать память и опыт в гораздо больших количествах. Во-вторых, бумага позволила человеку своевременно получать ту или иную информацию, а также передать ее на расстояние и сквозь время как можно более точно. Бумага позволила человеку освободить часть своей памяти, передав на бумажные листы важные данные .

Но сегодня бумага – это почти четвертая часть всего мирового мусора. А ведь для производства бумаги человечество уничтожает леса, которых на земле становится все меньше .

Однако уже давно существует переработка бумаги. Человечество уже давно научилось перерабатывать старую бумагу для нового использования .

Что же дает переработка бумаги?

1. В мире меньше стали вырубать леса.

2. Получение сырья обходится намного дешевле, чем при вырубках леса.

3. Происходит экономия в деньгах и энергии.

4. Уменьшается количество мусора

5. Переработанная бумага стоит намного дешевле, чем сделанная из дерева.

Правда, нельзя перерабатывать бумагу бесконечно. В конце концов целлюлоза становится непригодной для переработки (обычно бумага перерабатывается не более четырех-пяти раз), но за счет смешивания старой бумаги с новой, можно продлить жизнь старой бумаги на еще несколько переработок .

Переработка бумаги – это весьма выгодное и очень полезное для человечества дело. Именно поэтому ныне переработку бумаги ценят так высоко .

Переработка бумаги – очень наглядный пример охраны окружающей среды одновременно с экономией ценного природного сырья.

Тщательный сбор макулатуры и ее разумное использование не только предотвращают замусоривание среды нашего обитания остатками бумаги, но и сберегают ценную древесину .

По толковому словарю С.И.Ожегова:

Макулатура – негодная бумага, книги и т.п., идущее на переработка .

По материалам свободной энциклопедии Википедии:

Макулатура – отходы всех видов картона и бумаги, которые возможно использовать вторично как волокнистое сырье. Это сохранит наши леса от чрезмерной вырубки, а экологию от гибели .

Макулатура используется в качестве вторичного сырья при производстве бумаги (писчей, типографской и туалетной бумаги), упаковочного картона, а также кровельных, изоляционных и других строительных материалов. Использование макулатуры позволяет существенно экономить древесину и уменьшать вырубку лесов (1 тонна макулатуры заменяет около 4 кубических метров древесины) .

Подавляющая часть макулатуры заготавливается из легко доступных компактных источников: промышленных, торговых и административных предприятий и учреждений .

Однако в СССР в 1980-е годы существовала иная система сбора макулатуры. К сбору макулатуры привлекались учащиеся школ. Для каждой школы была установлена годовая норма сбора макулатуры .

Согласно последним исследованиям (2010 год) уровень сбора макулатуры в России составил 12%, в США 50%. Самый высокий уровень сбора макулатуры был в Германии и составил 73,6% (Приложение 6) .

Макулатура - один из важных видов возобновляемых ресурсов. Чтобы взамен срубленного дерева вырастить новое, требуется 25-30 лет. Бумага практически не наносит вреда окружающей среде. Время разложения 2-3 года, но иногда на свалках без поступления кислорода в слой мусора бумага способна лежать до 30 лет не разлагаясь. Однако краска, которая нанесена на бумагу, при разложении выделяет ядовитые вещества, а при сжигании некоторых видов краски могут образовываться диоксиды .

Исследования подтверждают, что количество макулатуры в отходах снижаться не будет, наоборот: в сфере обслуживания используется все больше упаковочных и полиграфических материалов, поэтому в отходах растет и доля макулатуры.

По статистике в России лишь 0,1% бумаги производится из макулатуры. В Европе эта цифра доходит до 50%, а в Японии и вовсе - 65% новой бумаги делается из старой макулатуры (Приложение 7) .

Увеличение сбора и переработки макулатуры прямо пропорционально сбережению лесов, восстановлению и сохранению экосистемы, решению энергетических и экологических проблем. Развитие этого направления решает задачу рационального и бережного использования лесных ресурсов. Использование вторичного сырья в промышленности защищает окружающую среду, экономит природные и энергетические ресурсы (Приложение 8) :

100 кг макулатуры спасает одно дерево;

30 тонн макулатуры спасает 1га леса;

1тонна макулатуры экономит 1000 кВт/ч электроэнергии;

1тонна макулатуры экономит 200 м 3 воды;

Используя макулатуру для производства бумаги на 75% уменьшается загрязнение воздуха и позволяет экономить до 40% воды.

Я уверен, что в скором будущем люди откажутся от производства бумаги из древесины. Каждый из нас может помочь лесу.

Из одной тонны макулатуры можно изготовить 25 тысяч школьных тетрадей, которыми можно обеспечить десятки тысяч школьников .

1.4. Изделия из макулатуры.

Согласно общепринятым стереотипам, из макулатуры изготавливают исключительно низкосортную продукцию. Наиболее яркие представители – упаковочная и туалетная бумага. В России макулатура используется в производстве около 70 видов бумаги и картона. Также н аша страна постепенно перенимает положительный опыт европейских стран в задействовании макулатуры в производстве различных товаров надлежащего качества. Как следствие, появляется все больше технологий производства (Приложение 9) :

Строительных материалов;

Изоляционных материалов;

Ткани (одежда);

Аксессуаров для автомобильной промышленности;

Одноразовой посуды;

Макулатура остается главным сырьем для (Приложение 10) :

Картона;

Яичной упаковки;

Офисной бумаги;

Полиграфической продукции.

Средств личной гигиены;

Усовершенствование технологии переработки макулатуры позволяет получать товары более высокого качества, например, такой теплоизоляционный материал, как (Приложение 11) . Эковата представляет собой лёгкий рыхлый теплоизоляционный материал, который производится из целлюлозы (81%) с применением борной кислоты. Производство эковаты основано на использовании переработанной бумаги, она не содержит формальдегидов, стекловолокна или асбеста. На сегодняшний день утепление эковатой единственный вариант устройства теплоизоляции зданий, который был внесён профильными организациями в реестр экологически безопасных .

Рост популярности макулатуры как полуфабриката в производстве целлюлозы обусловлен, в первую очередь, сравнительно невысокой ее себестоимостью. При этом отправленная на свалку вместе с другими бытовыми отходами бумага становится непригодной для дальнейшего воспроизводства и превращается в мусор .

А чтобы добыть необходимую для производства бумажной продукции целлюлозу, приходится уничтожить не одно дерево. Поэтому постепенно макулатура становится достаточно ценным товаром, продолжается поиск эффективных методов ее переработки, увеличивается число компаний, задействованных в этой отрасли .

ГЛАВА 2. Практическая часть

2.1. Изготовление бумаги в домашних условиях.

Изучив различные источники , мы опробовали один из методов изготовления бумаги в домашних условиях. Используя старые газеты и исписанные тетрадные листы, нам удалось получить бумагу.

Для изготовление бумаги этим способом мне понадобились (Приложение 12):

Миска,

Старые газеты и бумага,

Сито,

Блендер,

Полиэтиленовый пакет.

Нарвал руками на маленькие кусочки старые газеты и бумагу, чем меньше, тем лучше. Сложил в миску, добавил немного воды. Оставил бумагу на какое-то время, чтобы она размокла. Примерно через три часа измельчил бумагу в блендере и получил бумажную массу, пригодную для работы (Приложение 13).

Для сравнения я взял три миски и разлил бумажную массу из блендера в них. В первой бумажная масса исходная. Во второй – отбеленная при помощи таблетки бытового отбеливателя. В третьей – масса с добавлением пищевого красителя (Приложение 14). На этой стадии изготовления бумаги в полученную массу можно добавлять нитки, блёстки, цветные конфети и многое другое.

Затем содержимое каждой миски по очерёдно слил в дуршлаг, чтобы стекла основная масса воды. Затем переложил на сито, равномерно расправив бумажную массу. Сверху промакнул лишную влагу старой газетой. Расстелил газету на столе лист бумаги и осторожно опрокинул на неё сито. Бумага свободно отошла от сетки. Накрыл бумагу газетой, сверху положил пакет и поместил сверху груз для утяжеления. Немного погодя переложил лист бумаги на сухую газету и дал высохнуть (Приложение 14).

В итоге у меня получились три листа бумаги различные по цвету (Приложение 15).

Изготовление бумаги в домашних условиях – это не только просто, но и быстро. Бумага ручной работы ценится очень высоко, несмотря на то, что делается из самых дешевых материалов. А возможности, которые она предоставляет для экспериментов, поистине огромны. Изменяя фактуру бумажной массы, толщину готового листа, его окраску, добавляя самые невообразимые наполнители, вы сможете получить различные сорта бумаги ручной работы. Используйте ее для дальнейшего творчества – например, для изготовления открыток или скрапбукинга, для записей и рисунков. Изготовление бумаги в домашних условиях прекрасно подходит для совместной работы в кругу семьи.

2.2. Поделки из макулатуры.

Из бумажных отходов можно сделать полезные для дома вещи: плетёные корзинки, украшения, игрушки и многое другое.

Моя двоюродная тётя увлекается плетением из старых газет. В нашем доме имеется две поделки, сделанные её руками из старых газет. Это ваза под цветы и конфетница (Приложение 16).

В свою очередь я тоже попробовал сделать поделку из старых газет своими руками. Для этого приготовил бумажную массу по принципу изготовления бумаги и добавил пищевой краситель. Слил содержимое миски в дуршлаг для стекания воды. Когда вся вода стекла, добавил в полученную массу клей ПВА и тщательно перемешал. Массу разложил в формочки и оставил высыхать на два дня. Высохшие бумажные фигурки получились очень милые (Приложение 17). Их можно подарить близким.

Заключение

Выполнив исследовательскую работу, я подтвердил гипотезу о привлечении внимания окружающих к проблеме уничтожения леса ради бумаги.

Подарил вторую жизнь бумаге, изготовив её в домашних условиях.

Изготовил экологический плакат «Сдай макулатуру – сохрани дерево» (Приложение 18) и информационный буклет «Интересные факты о бумаге» (Приложение 19).

Я за бережное использования бумаги и переработку макулатуры. Надеюсь, что в скором будущем будут производить бумагу без использования древесины.

Список литературы.

1. Джуди Галенс, Нэнси Пир. Книга ответов для почемучек, Харьков, 2006г., с.288.

2. В.И.Даль, Толковый словарь русского языка, Москва, 2006г.

3. С.И.Ожегов, Толковый словарь русского языка, Москва, 2014г.

4. Большая Российская энциклопедия, том 4, Москва.

5. Свободная энциклопедия Википедия.

6. Журнал «Экология и жизнь», № 5, 2003 год.

7. Журнал «Наука и жизнь» №7, 2004 год.

8. Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых.

9. Интернет ресурсы.