Вариант № 445

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Внимательно рассмотри рисунок, на котором изображено место отдыха велосипедиста. Предмет одежды на скамейке может быть изготовлен из ткани. Он отмечен на рисунке стрелкой с соответствующей надписью. Какие предметы или детали среди изображённых на рисунке могут быть сделаны из металла, а какие - из пластика? Укажи на рисунке стрелкой любой предмет (деталь) из металла и любой предмет (деталь) из пластика. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.

На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Внимательно изучи прогноз погоды на трое суток.

Выбери верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.

1) Во вторник днём ожидаются осадки.

3) К среде установится безветренная погода.

4) На протяжении всех трёх суток влажность воздуха меняться не будет.

Ответ:

Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.

Название материка А Название материка Б
A Б В Г

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Какие из этих растений и животных обитают в естественной среде (не в ботаническом саду или зоопарке) на материке А, а какие - на материке Б? Запиши номера, под которыми указаны эти растения и животные, в отведённое для этого поле после буквы соответствующего материка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Материки A Б
Животные/
Растения

Если правильно подобрать к началу каждой фразы из первого столбца продолжение фразы из второго столбца, то получится правило, помогающее человеку сохранить здоровье и жизнь. Составь два правила из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б

Ответ:

Внимательно рассмотри изображение человека. На левом рисунке стрелкой отмечен головной мозг. На правом рисунке покажи по образцу ухо, локоть и лёгкие.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Ученики 4-го класса проводили опыты с целью изучения свойств почвы. Они хотели выяснить, одинаковое ли количество перегноя содержится в разных почвах. Ребята взяли два одинаковых по размеру комочка почвы: один - со школьной клумбы, второй - с берега реки. Оба образца они стали нагревать на спиртовках.

Сравни условия проведения эксперимента с двумя разными образцами почвы. Подчеркни слово, которое верно отражает эти условия.

Размер образцов почвы: одинаковый/различный

Образцы почвы: одинаковые/различные

Размер Образцы

Ученики 4-го класса проводили опыты с целью изучения свойств воды. Они хотели выяснить, влияет ли количество воды на скорость, с которой вещество растворяется в этой воде. Ребята взяли два стеклянных стакана, в каждый стакан насыпали по столовой ложке крупной соли. В один стакан налили холодной воды, чтобы она только покрыла соль, а в другой - полный стакан воды той же температуры и перемещали содержимое стаканов до полного растворения соли.

Какие измерения и сравнения нужно провести, чтобы определить, как количество воды влияет на скорость, с которой соль полностью растворится в этой воде?

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Варя проводила наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить, влияет ли влажность на их прорастание, она взяла два стакана, положила в каждый по десять одинаковых семян гороха. Во второй стакан она предварительно поместила мокрую тряпочку. Оба стакана Варя оставила в классе на столе.

Если бы Варя захотела выяснить, влияет ли наличие почвы на прорастание семян, с помощью какого эксперимента она смогла бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Внимательно рассмотри знаки. Где можно встретить каждый из этих знаков?

1. На рисунке 25 в виде диаграммы представлен газовый состав атмосферы Земли. Подпишите названия газов и их долю в составе воздуха (в процентах).

2. Какова роль некоторых газов воздуха для жизни на Земле? Заполните таблицу 13.


3. Каково значение атмосферы для Земли? Дополните схему 17.


4. На рисунке 26 подпишите слои атмосферы и укажите высоту их верхних границ.


5. Отметьте характеристики тропосферы красным карандашом, стратосферы - синим.


6.Выберите правильный вариант ответа.
При подъёме вверх на каждый километр температура воздуха в тропосфере понижается на:
в) 6 °С.

7. Какова температура воздуха за бортом самолёта, если высота полёта 7 км, а температура у поверхности Земли +20 °С?
Узнаем, на сколько изменится температура воздуха:
7 км * 6° = 42°
Какая температура на высоте?
+20°-42°= - 22°

8. Можно ли в горах на высоте 2,5 км встретить летом ледники, если у подножий гор температура +25 °С? Почему?

Нет, так как горы невысокие, а температура воздуха у подножия большая.
2,5 * 6 =15°
25 – 15 = +10°

9. Подпишите на рисунке 27 сезоны года в каждом полушарии в зависимости от положения Земли на орбите вокруг Солнца.


10. Пользуясь рисунком 28 (а и б), ответьте на вопросы.


а) Под каким углом падают солнечные лучи на разных широтах? Заполните таблицу 14.


б) Какому сезону года - зиме или лету - соответствуют рисунки 28, а и 28, б? (Определите для Северного и Южного полушарий.)


11. Выберите правильный вариант ответа.
Параллель, на которой солнечные лучи падают отвесно один раз в год - 22 июня, называется:
в) Северным тропиком (23,5° с. ш.).

12. Параллель, на которой один раз в год - 22 июня бывает полярная ночь, называется:
г) Южным полярным кругом (66,5° ю. ш.).

13. Закрасьте на рисунке 29 жаркий пояс освещённости красным карандашом, умеренные пояса - зелёным, холодные - голубым.


14. Закончите предложение.
Разница между самыми низкими и самыми высокими показателями температуры называется амплитудой температур.

15. Пользуясь данными таблицы 15, вычислите средние годовые температуры воздуха и годовую амплитуду температур для городов Санкт-Петербург и Сочи.


16. Пользуясь данными таблицы 16, постройте график годового хода температуры воздуха (рис. 30).


Ответьте на вопросы.
а) Какой месяц на этой территории самый холодный, а какой - самый тёплый?

Самый холодный – январь. Самый теплый – июль.
б) В каком полушарии находится данная территория - в Северном или Южном?
В Северном, так как в летние месяцы температуры воздуха выше.
в) В каком поясе освещённости - жарком, умеренном или холодном - находится территория?
В умеренном.

17. Закончите предложение.

Линии на картах, соединяющие точки с одинаковой средней температурой воздуха за определённый промежуток времени, называются изотермами.

18. Заполните таблицу 17, вычислив относительную влажность воздуха.


19. Пользуясь рисунком 89 учебника, ответьте на вопросы.
а) Какова относительная влажность воздуха, если абсолютная составляет 3,6 г в 1 м3 при температуре +10°С?
При +10°С в воздухе может удержаться 9 г воды, а 3,6 г составляет 40%.
б) Сколько граммов воды выделится из 1 м3 насыщенного водяным паром воздуха с температурой +20 °С при его охлаждении до 0 °С?
При +20 °С в воздухе -17 г воды, при 0 °С – 5 г. 17-5=12(г)
в) Сколько граммов воды может дополнительно поглотить 1 м3 насыщенного водяным паром воздуха с температурой +10 °С, если его нагреть до +30 °С?
При +10 °С в воздухе 9 г воды, при 30°С – 30 г.
30 – 9 = 21 (г)
20. Пользуясь рисунком 89 учебника, вычислите абсолютную влажность воздуха, если его относительная влажность составляет 30% при температуре +10 °С.
При +10 °С в воздухе содержится 9 г воды. 30% от 9 составляет 2,7 г.

21. На схеме 18 с помощью стрелок установите соответствие между понятиями и их определениями.


22. Определите, какие типы облаков изображены на рисунке 31 цифрами 1-3.
1. Слоистые
2. Перистые
3. Кучевые

23. На схеме 19 с помощью стрелок установите соответствие между степенью облачности и условными знаками, которые применяют для обозначения облачности в дневниках наблюдений за погодой.


24. Подпишите, какие виды осадков обозначены различными условными знаками на рисунке 32.


25. Пользуясь данными таблицы 18, постройте на рисунке 33 столбчатую диаграмму распределения осадков по месяцам года и подсчитайте годовое количество осадков.


26. Закончите предложение.
Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы, называется атмосферным давлением.

27. Атмосферное давление измеряют с помощью:

в) барометра.

28. Какие причины, влияющие на атмосферное давление, вы знаете? Дополните схему 20.


29. Определите относительную высоту холма, если у его подножия атмосферное давление 750 мм рт. ст., а на вершине - 745 мм рт. ст.
Находим разность давления 750 – 745=5(мм рт. ст.)
10,5*5 =52 (м)

30. Закончите предложение.
Атмосферное давление уменьшается при подъёме вверх, потому что уменьшается вес столба воздуха, который давит на земную поверхность.

31. Закончите предложение.
Атмосферное давление уменьшается при повышении температуры и увеличивается при её понижении, потому что при нагревании воздух расширяется, становится легким и давит на поверхность с меньшей силой. При охлаждении он сжимается, становится более тяжелым, и давление возрастает.

32. Выберите правильный вариант ответа.
Ветром называется движение воздуха:
в) вдоль земной поверхности из области высокого давления в область более низкого давления.

33. Пользуясь данными наблюдений за направлением ветра в течение месяца, представленными в таблице 19, постройте на рисунке 34 розу ветров.


34. По рисунку 35 определите, над каким участком земной поверхности (А или Б) атмосферное давление выше зимой, а над каким - летом.


35. Обозначьте на рисунке 36 (а и б) стрелками направление ветра.


Этот ветер называется бриз.
1. Зимой давление выше над участком А
2. Летом давление выше над участком Б.
Почему?
Летом континент нагревается быстрее, над ним формируется область низкого давления, океан нагревается медленнее, поэтому над ним область высокого давления. Зимой наоборот.

36. Выберите правильный вариант ответа.
Ветры, образующиеся на побережьях морей и океанов и меняющие направление на противоположное два раза в год, называются:
б) муссонами.

37. Какое значение для природы имеют муссоны, которые зимой дуют с континентов на океаны, а летом - с океанов на континенты?
Летние муссоны приносят с океана много осадков, что благоприятно сказывается на растительном мире. Зимний муссон приходит с континента и приносит похолодание и сухость.

38. Рассмотрите рисунок 37.


У какого из ветров (А или Б) скорость выше? Почему?
Скорость ветра будет выше у ветра А, потому что у него больше разница давления.

39. Выберите правильный вариант ответа.
Состояние атмосферы в данное время в данном месте называется:
в) погодой.

40. Какие элементы погоды и единицы их измерения вы знаете? Заполните таблицу 20.


41.Назовите главные причины разнообразия и изменчивости погоды. Дополните схему 21.


42. Отметьте красным карандашом характеристики воздушной массы, сформировавшейся над Северным Ледовитым океаном, а синим - над тропической пустыней Сахара.


43. Закончите предложение.
Характерный для территории многолетний режим погоды называется климатом.

44. Пользуясь климатической картой мира (рис. 109 учебника), заполните таблицу 21.


45. Какие опасные атмосферные явления вы знаете? Заполните таблицу 22.


46. Каковы главные источники загрязнения атмосферы? Дополните схему 22.


47. Чем опасно повышение содержания углекислого газа в атмосфере?
Увеличение содержания углекислого газа приводит к возникновению парникового эффекта, а это в свою очередь к повышению температуры, таянию ледников, повышению уровня Мирового океана, исчезновения некоторых видов животных, повышение заболеваемости среди людей.

Рассматривая рисунок, ответьте на следующие вопросы:

1. Какое время дня изображено на рисунке?
2. Раннюю весну или позднюю осень изображает рисунок?
3. Судоходна ли эта река?
4. В каком направлении течет река: на юг, север, запад или восток?
5. Глубока ли река возле берега, у которого стоит лодка?
6. Есть ли поблизости мост через реку?
7. Далеко ли отсюда железная дорога?
8. На север или юг летят журавли?

Ответы:

  • Рассмотрев рисунок, вы видите, что на поле идет сев (трактор с сеялкой и возы с зерном). Как известно, сев производится осенью или ранней весной. Осенний сев проходит, когда на деревьях еще есть листья. На рисунке же деревья и кусты совершенно голые. Следует сделать вывод, что художник изобразил раннюю весну.
  • Весной журавли летят с юга на север.
  • Бакены, то есть знаки, отмечающие фарватер, ставятся только на судоходных реках.
  • Бакен укрепляется на деревянном поплавке, который углом всегда бывает направлен против течения реки.
  • Определив по полету журавлей, где север, и обратив внимание на положение треугольника с бакеном, не трудно решить, что в этом месте река течет с севера на юг.
  • Направление тени от дерева показывает, что солнце стоит на юго-востоке. Весной на этой стороне небосклона солнце бывает в 8 - 10 часов утра.
  • К лодке направляется проводник-железнодорожник с фонарем; он, очевидно, живет где-то поблизости от станции.
  • Мостки и лестница, спускающаяся к реке, а также лодка с пассажирами показывают, что в этом месте налажен постоянный перевоз через реку. Он нужен здесь потому, что поблизости нет моста.
  • На берегу вы видите мальчика с удочкой. Только при ловле рыбы на глубоком месте можно так далеко отодвигать поплавок от крючка.

Флаг и герб города Краснодара:

Природа моей местности

стр. 9 Найди на рисунке дары лета. Какие еще овощи и фрукты выращивают в твоем районе?

Ответ: На рисунке: яблоко, арбуз, кукуруза, лук, вишня, тыква, огурец. Что выращивают: виноград, свеклу, дыни, горох, морковь, картофель, груши, помидоры (томат).

стр. 10
2. Понаблюдай за погодой и опиши ее. Ответ: Температура воздуха понизилась, стало не так жарко. По ночам - прохладно.

Как изменились растения? Ответ: На некоторых деревьях пожелтели листья. На плодовых деревьях созрели плоды: яблоки, груши.

Каких животных тебе удалось встретить? Ответ: Я видел ящерицу в лесу. Она очень быстрая, любит греться на солнце.

Как изменилась одежда людей осенью? Ответ: Люди стали одеваться теплее. Одели куртки, пиджаки, кофты.

Какие работы на улицах проводят осенью? Ответ: Осенью в парках собирают сухие опавшие листья, перекапывают клумбы.

Стр. 11

На стр. 63 в графе "Осень" раскрась цветными карандашами..

См. фото.

Стр. 13

Расскажи, как ы отдыхал летом. Какие водоемы находятся в в нашем крае?
Ответ: Я отдыхал на Черном море (или Азовском море). Купался в реке Кубань....

Ст. 14

Территорию Краснодарского края омывают два моря - Черное и Азовское.

Наш край от мыса Тузла до реки Псоу на границе с Абхазией омывает Черное море. ...

Второе море - Азовское. Берега его - из песка и ракушек, безлесные, невысокие. Вода в отличие от Черного моря, малосоленая...

Подпиши названия морей на контурной карте - см. Контурная карта "Краснодарский край, республика Адыгея"

Стр. 15

  • Эта река берет начало высоко в горах. Из маленького горного ручейка она превращается в широкую полноводную реку и впадает в Азовское море.. Это река Кубань.
  • Кто из твоих знакомых занимается рыбной ловлей? Как далеко от реки Кубань ты живешь? Ответ: Я живу на берегу Черного моря (или реки Кубань). Мой папа (или дедушка, или дядя) любит порыбачить. В последний раз он ловил рыбу в море (на речке). Мама всю рыбу пожарила (сварила уху).
  • Составь устный рассказ о водоеме твоего края по плану.. Ответ:
  1. Мой город находится на берегу Черного моря.
  2. На прибрежных скалах растет можжевельник, дуб, шиповник, много трав, например, чабрец.
  3. В море обитает много рыб: кефаль, ставрида, бычки. Есть также морские раки, медузы, дельфины.
  4. Черное море приносит пользу людям. По нему можно добраться в другие страны на корабле. В море люди ловят много рыбы. Летом море - большой бассейн для отдыхающих. Плавать в теплом море очень полезно.

Стр. 16

Вспомни правила поведения у водоема. Рассмотри знаки. Обведи красным цветом запрещающие знаки, а синим - разрешающие. Придумай и нарисуй свои знаки.

См. фото.


Стр. 17

Отгадай загадки., заполни кроссворд.

  1. Ты на порезанный палец - подорожник.
  2. Горел в траве росистой - одуванчик
  3. Что за дерево.. - осина
  4. С какого дерева летом летит пух - тополь
  5. В поле росла... - пшеница
  6. В сенокос горька... - рябина
  7. Ах, не трогайте меня - крапива
  8. Травка та растет на склонах.. - мята

В красной рамке - РАСТЕНИЯ

  • Раздели описанные в загадках растения на группы:
    * Травы: подорожник, одуванчик, пшеница, крапива, мята.
    * Деревья: осина, тополь.
    * Кустарники: рябина.

Стр. 18

Впиши в текст названия деревьев:

Природа Краснодарского края поражает многообразием растительного мира....Одни растения помогают спрятаться от летней жары... например, дубы, вязы, платаны, каштаны. Другие радуют глаз и поднимают настроения яркими красками и приятным запахом - это акация. Такие как яблоня, слива, алыча готовы угостить сочными душистыми плодами.

Попробуй узнать деревья по описанию:

  • белоствольная, кудрявая - береза
  • могучий, старый - дуб
  • плакучая, развесистая - ива
  • высокий, стройный - тополь

А вот какими увидели иву и тополь кубанские поэты. Подчеркни в текстах стихотворений те слова, которые авторы использовали для описания растений.

Ива - косы золотые, плакучей, всегда играет и смеётся.
Тополь - держат небо, как корзину.


Стр. 19

Понаблюдай за понравившимся тебе растением. Сочини рассказ или стихотворение.. Узнай, какую пользу приносит это растение.

Календула (ноготки)

В народе это растение называют ноготки. Наверное, потому что, дети любят наклеивать его лепестки на ногти.

Этот цветок бывает желтого и оранжевого цветов. Его часто можно встретить на клумбах. Он цветет все лето до самых заморозков. Календула - лечебное растение. Отваром его лепестков можно полоскать больное горло.

Совет: вы можете вырезать картинку с аптечной упаковки календулы.

Стр. 21

Совет: лучше всего взять аптечную упаковку лекарственной травы, вырезать картинку, наклеить ее в тетрадь и переписать применение и способ приготовления прямо с коробочки.

Стр. 22

Найди названия лекарственных растений. Ответ: РЕПЕЙНИК, РОМАШКА, МЯТА, КУКУРУЗА, ЛОПУХ, КАЛИНА.

Стр. 23

Название: Чистотел
Применение: лечение ожогов, ран, бородавок.
Способ приготовления: Можно применять сок чистотела с только что сорванного растения. Соком чистотела смазываются проблемные места на коже: экзема, грибок, герпес, угри и др.

Стр. 26

  • Закончи стихотворения Евгения Щеколдина:

Он характер свой покажет... - ГУСЬ

Он ползет со мною рядом... - ПЁС.

Лай собак издалека... ОЛЕНЬ.

Стр. 27

  • Найди родственников среди диких и домашних животных и соедини стрелками.

  • Какие домашние и дикие животные обитают в твоей местности? Найди в энциклопедии интересные сведения об одном из них. ..

Ответ: В моей местности в домашних хозяйствах и на фермах держат коров. Почти круглый год коровы пасутся на пастбище, потому что на них много травы. Зимой люди дают коровам сено и комбикорм. Коровы бывают черно-белые, черные и бурые. Одна корова весит примерно 700 кг. Корова дает вкусное молоко. Из него делают сметану, масло, творог, кефир, сыр и другие молочные продукты.

Стр. 29

  • Каких еще животных спасает от холода запасы жира? Ответ: Медведя, барсука, ежа, тюленя, моржа.
  • Есть ли у тебя домашнее животное? Опиши его внешность, характер, настроение.
    Ответ: у меня дома живет кошка. Цвет ее шерстки - серый с белыми пятнами. Она очень игривая и ласковая. Моя кошка любит, когда ее гладят, в ответ она громко мурлыкает.

См. фото домашних животных.

Стр. 30

  • Соедини названия птиц, занесенных в Красную книгу Краснодарского края..

Стр. 31

  • Рассмотри иллюстрации. Постарайся по описанию узнать, о каком животном или растении идет речь...
  1. Очень крупное животное.. - як.
  2. Травянистое земноводное растение - водяная лилия (кувшинка).
  3. Насекомое с телом коричнево-черной окраски... - жук-олень.
  4. Обитатель Черного моря.. - дельфин (афалина).

Стр. 32

  • Придумай и нарисуй к правилам условные обозначения.

Стр. 33

  • Что производят там, где ты живешь? Придумай и нарисуй рекламу товаров..



Стр. 34

Мой родной город (станица, аул, хутор, село)

Соверши экскурсию..

Мой родной город - Краснодар

1. Как называется твой населенный пункт? А его главная улица? Почему она получила такое название? Ответ: Город Краснодар, главная улица - Красная. Свое название улица получила еще до революции, оно означает "красивая".

  • Чем зимняя погода отличается от осеней? Ответ: Зимой становится холоднее, иногда идет снег, лужи покрываются льдом.
  • Какие изменения произошли в жизни растений? Ответ: Почти все цветы перестали цвести, с деревьев опали листья. С полей собрали урожай.
  • Что нового появилось в поведении животных? Ответ: Перелетные птицы улетели на юг. Шесть многих животных стала гуще. Некоторые животные и птица стали селиться ближе к человеку, чтобы прокормиться. Ежи и черепахи улеглись в зимнюю спячку.
  • Как изменилась одежда людей с приходом зимы? Ответ: Люди стали одевать толстые куртки и пальто, теплые шапки, зимние сапоги.
  • Какие работы проводят люди зимой? В каких из них ты принимал участие? Ответ: Люди зимой расчищают снег на дорогах, посыпают тротуары и дороги солью.
  • Что ты чувствуешь, наблюдая за зимними изменениями в природе? Ответ: Пока снега нет, все выглядит уныло и скучно. Когда выпадает снег, то на улице сразу становится светло и даже радостно!

В практическом задании на стр. 63 в графе "Зима" раскрась цветными карандашами...
См. фото

Стр. 37 Населенные пункты Краснодарского края

  • Покажи на карте города Краснодарского края, в которых есть аэропорты. Ответ: Краснодар, Сочи, Анапа, Геленджик.
  • Запиши свои впечатления о главном городе края. Ответ: Я был в Краснодаре несколько раз. Это большой город. Есть в нем и старинные дома и новые современные микрорайоны. В Краснодаре ездят трамваи. Мне очень понравилось ездить на трамвае. Еще в этом городе есть цирк. Там всегда интересные представления.

Стр. 38

Угадай, о каких городах идет речь с стихах-загадках.

  • Главной здравницей России все его зовут... Сочи.
  • Город-герой и город ветров... Новороссийск.
  • Этот славный городок - перекресток всех дорог... Кропоткин

Стр. 39

В каждой строке найди и подчеркни лишнее название населенного пункта..

  • Анапа, Каневская , Сочи, Темрюк (Каневская - станица, остальные - города)
  • Брюховецкая, Выселки, Тбилисская, Усть-Лабинск (Усть-Лабинск - город, остальные - станицы)
  • Белая Глина , Отрадная, Ленинградская, Динская (Белая Глина - село, остальные - станицы)

Запиши названия известных тебе населенных пунктов Краснодарского края:

  • Города: Краснодар, Анапа, Сочи, Новороссийск, Геленджик, Кореновск
  • Станицы: Кущевская, Натухаевская, Раевская, Динская, Брюховецкая
  • Села: Белая Глина, Витязево, село Архипо-Осиповка
  • Поселки: Белозерный, Верхнебаканский, Знаменский
  • Хутора: Красная Поляна, Ленина, Молькин
  • Аулы: Коноковский, Кургоковский, Урупский


Найди или сочини стихотворение или загадку о твоем населенном пункте

Стр. 41

  • Рассмотри дома, изображенные на картине. Как раньше на Кубани называли дома? Ответ: хаты.
  • Казаки строили свои дома вдоль рек. Почему? Ответ: Из реки брали воду, по ней можно было передвигаться, в ней можно ловить рыбу.
  • Найди на карте населенные пункты, названия которых связаны с названиями рек. Ответ: Белореченск (река Белая), Лабинск (стоит на реке Лаба), Усть-Лабинск (река Лаба), Славянск-на-Кубани (река Кубань), Тихорецк (река Тихая), Ейск (река Ея).

Стр. 42

Какие материалы казаки использовали при строительстве жилищ?

  • солома
  • камыш

Стр. 43

  • Для строительства дома выбирали теплую солнечную погоду. Почему? Ответ: Чтобы саманные кирпичи хорошо высыхали.
  • Как строились дома из турлука? Определи последовательность этапов строительства турлучного дома.

Стр. 46

Переставь буквы местами и узнай названия блюд кубанской кухни. Придумай свое название.

  • щобр - борщ
  • наривеки - вареники
  • гипро - пирог
  • потком - компот


Собираясь вместе, казаки с казачками любили петь. Какие народные песни поют в твоей семье?

Ответ: Моя бабушка любит петь "Ты ж меня пидманула, ты ж меня пидвела".

Стр. 47

Запиши ваш любимый семейный рецепт.

См. Рецепты на нашем сайте:

Стр. 50

Прочитай и постарайся понять, что нужно сделать

  • Приныси из крыныцы воды - Принеси воды из колодца.
  • Закрый хвирточку - Закрой форточку.
  • Побань рукы и сидай вэчерять - Помой руки и садись ужинать.
  • Лягай спочивать - Ложись спать.

Попробуй произнести следующие фразы по-кубански.

  • Наташа несет из колодца воду - Наташа нэсэ воду из крыныцы.
  • Галя закрывает форточку - Гала закрывае хвирточку.
  • Мальчик помыл руки и сел ужинать - Хлопчик побанил руки и сев вэчерять.
  • Дети легли спать - Диты легли спочивать.

Стр. 52

Какими предметами быта пользовались раньше?

  • чугунные утюги - они нагревались на печке или же горячие угольки помещались внутрь
  • прялка и веретено - на них пряли нитки
  • кочерга - ей двигали угли в печи
  • ухват - им вынимали горячие горшки из печи

Стр. 53 Труженики родной земли

Определи, представители каких профессий используют эти предметы:

  • шприц - доктор
  • молоточек - сапожник
  • колпак и скалка - пекарь
  • грабли и трактор - фермер, тракторист
  • мастерок и кирпичи - строитель
  • нитки, ножницы - портной
  • мяч, кроссовки - футболист

Объясни смысл пословиц. С какими профессиями связано их происхождение?

  • Куй железо, пока горячо - кузнец. Нужно делать дело, не откладывая на потом, а то будет поздно.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь - портной. Перед тем, как сделать что-то важное, лучше хорошо просчитать.
  • Хлеб - всему голова - пекарь. Без хлеба е проживешь.
  • Без труда не выловишь и рыбки из пруда - рыбак. Чтобы хоть немного получить, нужно потрудиться.

Стр. 54 Профессии моих земляков

Побывай на одном из предприятий твоего района.

1. На каком предприятии ты побывал? - На ферме. Здесь работают животноводы, хлеборобы, трактористы.

Понаблюдай за деятельностью одного из специалистов и опиши ее. - Я наблюдал за трактористом. Он вспахивал поле, чтобы потом засеять его пшеницей..

2. Какие изменения в погоде произошли? - Стало теплее, солнце встает раньше и позже садится.

Как ведут себя растения и животные с приходом весны? - Стала расти трава, зацвели первые цветы (крокусы, тюльпаны, нарциссы), на кустарниках набухли почки, птицы весело щебечут.

Как весной одеты люди? - Люди сняли шубы и одели легкие куртки. Дети часто ходят в резиновых сапогах, так как много луж. Некоторые уже не носят шапки.

Опиши труд людей во дворах, парках, полях. - Во дворе и парке убирают мусор, белят деревья, спиливают сухие ветки, вскапывают клумбы, сажают растения. На полях идет засев зерновых. Я помогал родителям наводить порядок во дворе во время субботника. Мы с папой посадили куст сирени во дворе.

Что ты чувствуешь, наблюдая весенние изменения в природе? - Я чувствую, что земля пробуждается от зимнего холода, вновь начинается жизнь, приближается лето.

Стр.55

В практическом задании на стр. 63 "Весна" раскрась картинку.

Определи названия весенних месяцев...

  • Снег растаял и в полях празднично, просторно.. - март
  • Зацветают вишенки - сладкий аромат... - апрель
  • Голубее небо стало, зеленей в лесу трава.. - май


Стр. 56

Война коснулась большинства кубанских семей.. Опиши свои чувства.

Ответ: Моя мама показывала мне награды своего дедушки, моего прадедушки. Мне было страшно слушать о войне, мои прабабушки и прадедушки пережили голод, смерть близких, некоторые потеряли дом.

Стр. 57

Я буду помнить что война - это смерть и разрушение. Это очень страшно. Я буду ходить на парады 9 мая и отмечать День победы. Когда мне исполнится 18 лет, я пойду служить в армию.

Стр. 58 Семья и семейные традиции

Отгадай ребус: СЕМЬЯ.

Стр. 59

Найди стихи кубанских поэтов о семье.

Я своего совсем не помню деда,
Но в этом вовсе не моя вина:
Его взяла великая Победа,
А если проще - отняла война.
Мы с братом на него чуть-чуть похожи,
И правнук тоже, хоть еще малыш.
Совсем не помню деда я, но Боже,
Кого в России этим удивишь?

Николай Зиновьев

Стр. 60 Мои исследования. Труд в моей семье

Интервью (с бабушкой, тетей, знакомой, соседкой)

1. Кем вы работаете? - Медсестрой, 20 лет.

2. Почему выбрали эту профессию? - Она будет всегда востребована.

3. Что вам нравится в этой профессии? - Мне нравится лечить людей и помогать им.

4. Какие знания нужны? - Нужно хорошо знать человеческое тело и как действуют на него лекарства, какие бывают болезни.

Какую профессию ты хотел бы получить в будущем:

  • строитель - нужно уметь считать объемы стройматериалов, их совместимость, законы физики.
  • врач - нужно хорошо знать анатомию человека, биологию, психологию.
  • учитель - нужно хорошо знать русский язык и математику, другие школьные предметы.

Стр. 62

Посещая летом интересные места, проследи за сезонными изменениями в рпироде

1. Где ты побывал? - На море, на речке, в зоопарке.

Что привез на память? - Ракушки, сувениры.

2. Понаблюдай за погодой... - Температура воздуха часто выше 30 градусов, летом мало дождей, сухо, жарко.

Летом созревают ягоды: смородина, малина, клубника. Собирают урожай черешни, вишни, персиков, ранних яблок.

Каких животных тебе удалось наблюдать? - Я видел в лесу черепаху, ежа, на море видел уток.

Как изменилась одежда людей с приходом лета? - Люди одели шорты, майки, легкие платья, на ногах босоножки, сандалии.

Какие виды летнего труда выполняют люди в поле... В поле собирают пшеницу, овощи (огурцы, помидоры, горох). Люди поливают растения, чтобы они не пропали от жары. Я помогал бабушке поливать цветы на клумбе.

Стр. 62

На стр. 63 в графе "Лето" раскрась цветными карандашами..

Тест 2

Выбери правильные ответы:

1. Время появления древних людей на Кубани

  • 100 тысяч лет назад
  • около миллиона лет назад
  • 5 тысяч лет назад

2. Какой материал использовался для строительства в древности?

  • глина
  • стекло
  • бетон

3. Хозяйственная постройка для хранения зерна у казаков

  • погреб
  • амбар
  • навес

4. Учреждение, где собирают, хранят, изучают, выставляют на обозрение старинные вещи, называется

  • архив
  • музей
  • библиотека

5. Как называется мужская меховая шапка у адыгов?

  • папаха
  • бешмет
  • черкеска

6. В каком веке на месте станицы Тамань существовал древнерусский город Тмутаракань?

  • XI в.
  • XX в.

7. Ученый, который изучает историю, обычаи, традиции, фольклор различных народов:

  • этнограф
  • археолог
  • психолог
  • Козлов
  • Мальгерб
  • Микешин

9. В центральной части герба Краснодара изображается

  • булава
  • корона
  • вензель Екатерины II

10. Администрацию Краснодарского края возглавляет

  • губернатор
  • президент

1. около миллиона лет назад 2. глина 3. амбар 4. музей 5. папаха 6. XI в. 7. этнограф 8. Микешин 9. вензель Екатерины II 10. губернатор

Тест 3

Выбери правильные ответы:

1. Когда в Екатеринодаре была открыта первая войсковая школа?

  • 1800 год
  • 1803 год
  • 1820 год

2. Когда на Кубани грамотность стала всеобщей

  • в 20-е годы XX века
  • в 20-е годы XIX века
  • в XXI веке

3. Дата освобождения Кубанки от немецко-фашистских захватчиков

  • 1945 год
  • 1941 год
  • 1943 год

4. Знаменитый летчик, трижды герой Советского Союза

  • Покрышкин
  • Жигуенко
  • Бершанкская

5. Ученый-селекционер, академик, создавший новые сорта подсолнечника

  • Лукьяненко
  • Пустовойт
  • Хаджинов

6. Выдающийся ученый-селекционер, создавший новый сорт пшеницы

  • Пустовойт
  • Хаджинов
  • Лукьяненко

7. Первый кубанский космонавт

  • Горбатко
  • Березовой
  • Падалка

8. "Кубанский Третьяков", чье имя носит художественный музей

  • Фелицин
  • Россинский
  • Коваленко
  • Лихоносов
  • Бакалдин
  • Подкопаев

10. Выдающийся композитор-песенник, чье имя носит Краснодарская филармония

  • Пономаренко
  • Захарченко
  • Плотниченко

Ответы: 1. 1803 год 2. в 20-е годы XX века 3. 1943 год 4. Покрышкин 5. Пустовойт 6. Лукьяненко 7. Горбатко 8. Коваленко 9. Лихоносов 10. Пономаренко

ГЛАВА 1. БЕРЕГИ ЗЕМЛЮ РОДИМУЮ, КАК МАТЬ ЛЮБИМУЮ

Природные зоны

Ряд, слой, этаж - ярус.

* Впиши названия природных зон Краснодарского края.

1) В недалеком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно-ковыльную степь. Современная степь вся распахана и занята посевами культурных сельскохозяйственных растений....

2) Лесостепь протянулась неширокой полосой по левобережью Кубани....

3) Основная часть смешанных и широколиственных лесов приходится на предгорье и горные районы. Широколиственные леса из дуба и бука сменяются хвойными, в которых растут кавказская пихта, ель, сосна.

4) На высоте 2000 метров над уровнем моря раскинулись субальпийские луга. Это богатые пастбища для скота. Далее следуют альпийские луга. Здесь природы сурова. Лишь в августе поляны освобождаются от снега. Выше 3000 метров над уровнем моря - царство вечных снегов, ледников и неприступных скал, почти лишенных растительности.

5) Значительная часть Черноморского побережья относится к зоне субтропиков.

* Назови природные зоны в горах Кавказа от подножия до вершины. Заполни схему, используя слова для справок.

5. вечные снега
4. альпийские луга
3. субальпийские луга
2. хвойные леса
1. широколиственные и смешанные леса

Заповедные тропы

Сохранившийся с древних эпох - реликтовый.

* Запиши полное название одного из самых известных заповедников России. Запомни написание.

Ответ: Кавказский Государственный Природный Биосферный Заповедник.

* В связи с чем возникла необходимость создания заповедной зоны?

Ответ: Для сохранения растительного и животного мира горных лесов и альпийской полосы.

* Заполни таблицу.

Природная зона

Растения

Животные

Степи

Клевер, тысячелистник, ковыль

Мышь, суслик, хомяк, тушканчик

Лесостепи

Пырей, типчак, лебеда, подорожник

Гадюка, тушканчик, канюк

Леса

Дуб, граб, кизил, орешник, шиповник

Волк, шакал, енотовидная собака

Субальпийские и альпийские луга

Дуб, бук, сосна, ель, пихта

Кабан, косули, сова, филин, беркут.

Субтропики

Пальма, магнолия, тис, мимоза

Ящерица, черепаха.

* Подготовь рассказ-сообщение об особенно заинтересовавшем тебя животном или растении.

Енотовидная собака - животное величиной с маленькую собаку. Длина тела 65-80 см, хвоста - 15-25 см, масса 4-10 кг. Тело коренастое, длинное. Лапы короткие. Енотовидная собака всеядна. Ведет активный образ жизни в темное время суток.

Использование и охрана водоемов

* Разгадай кроссворд. В выделенных клетках прочти ключевое слово изучаемой темы.

1) "Тише,- шепчут камыши,-
Дайте нам поспать в тиши".
Но лягушек не унять,
Будут до утра орать.
Вылезли на камни,
Разбудили ПЛАВНИ.

2) Разгуляться ветер
на его просторе,
И поднялись волны,
И проснулось МОРЕ.

3) Веслоногий пеликан
Прилетел из дальних стран
И за несколько минут
Переплыл глубокий ПРУД.

4)
Это слово моё
Начинается на "О"
И кончается на "О",
Означает водоем,
Я люблю купаться в нам.
ОЗЕРО

5)
Отгадайте, что за море?
В нем резвятся на просторе
Белобокие дельфины
Под названием афалины.
Есть тарань, кефаль, бычки,
и от берега вдали
Проплывают корабли.
ЧЕРНОЕ

6) Здесь встречаются порой
Море со степной рекой,
Пусть не очень глубоки,
Но богаты и щедры,
И туда идут на нерест
И тарань, и осетры…
Рыбий рай, а не обман
Называется ЛИМАН.

7) Я - равнинная река,
Неглубока, невелика.
Левый Еи я приток. Как зовут меня, дружок?
СОСЫКА

В выделенных клетках получилось слово ВОДОЁМЫ.

* Используя слова для справок, заполни схему.

  • Естественные водоемы: плавни, лиманы, моря, озера, реки.
  • Искусственные водоемы: водохранилища, пруды, каналы.

* Впиши названия водоемов Краснодарского края:

  • Лиманы: Ейский лиман, Курчанский лиман, Витязевский лиман, Кизилташский лиман.
  • Водохранилища: Краснодарское водохранилище, Крюковское водохранилище, Варнавинское водохранилище.
  • Озера: Абрау, Голубицкое, Чембурка, Кардывач, Ханское озеро.
  • Реки: Кубань, Протока, Ея, Кирпили, Пшада, Вулан.

Почвы

* Отгадай слова, которые начинаются на букву "П".

  1. Верхний, плодородный слой земли (ПОЧВА).
  2. Одна из составных частей почвы (ПЕСОК)
  3. Вещество, повышающее плодородие почвы (ПЕРЕГНОЙ)
  4. Основное свойство почвы (ПЛОДОРОДИЕ)

Одна из двух жердей, служащих для запряжки лошади - оглобля.

* Объясни, как ты понимаешь высказывание русского ученого В.В. Докучаева: "Почва дороже золота".

Ответ: Плодородная почва дает хороший урожай, а это большое богатство.

* Реши экологическую задачу.

Образование почв происходит очень медленно. Например, за 1000 лет - 20 см. За сколько лет образуется 1 сантиметр почвы?

Решение: 1000:20=50 (лет) - за столько лет образуется 1 см почвы.

Ответ: 50 лет.

* Какие типы почв встречаются в нашем крае?

Ответ: Черноземы, луговые и болотные почвы, каштановые, серые, лесные, бурые почвы, горно-лесные, желтозёмы.

* Опиши образец почвы, который ты взял во время экскурсии по лану: название, описание,...

Ответ: Чернозём - цвет черный, земля рыхлая, рассыпчатая. Распространен в районе Краснодара, Тимашевска, Кореновска, Тихорецка. растения - сельскохозяйственные культуры (пшеница, рожь, овес, кукуруза, подсолнечник, свекла, картофель и пр.).

Полезные ископаемые

Добытые полезные ископаемые и другие природные ресурсы, произведенные из них материалы, подлежащие дальнейшей переработке - сырье.

Вставь пропущенные слова. Используй текст учебника на стр. 27.

Все, что добывается из недр земли и используется человеком, называют полезные ископаемые. В предгорьях и горах Кубани, на Азово-Кубанской равнине обнаружено более 60 видов полезных ископаемых. Среди них горючие ископаемые, сырье для производства строительных материалов, минеральные воды, лечебные грязи.

Определи названия полезного ископаемого по его описанию. Как его используют? Заполни таблицу.

Название

Описание

Использование

Нефть

Горючая маслянистая жидкость с резким запахом.

Топливо, синтетические ткани, красители, стиральные порошки.

Природный газ

Газообразное полезное ископаемое, быстро воспламеняется.

Используется как топливо и в других промышленных и сельскохозяйственных целях.

Глина

Горная порода, становится пластичной при увлажнении.

Глиняная посуда, сувениры, так же используется в строительстве.

Щебень

Сыпучее полезное ископаемое, образуется при разрушении горных пород.

Используется в строительстве зданий, в качестве дорожного покрытия.

Песок

Горная порода, состоит из остатков скелетов, раковин, морских организмов.

Используется в строительстве.

Мергель

Горная порода светло-серого цвета, добывается в окрестностях Новороссийска.

Используется для производства бетона, железобетона.

Минеральные воды

Природные воды с повышенным содержанием полезных веществ.

Используются в лечебных целях идля производства медицинских препаратов.

Термальные воды

Подземные воды с температурой от 20 градусов С и выше.

Лечебные грязи

Отложения природных водоемов и продуктов извержения грязевых вулканов.

Используются в лечебных и косметических целях.

Разгадай кроссворд, в выделенных клетках прочитай название города.

  1. Предприятие по добыче полезных ископаемых открытым способом - карьер.
  2. Город, в котором расположены цементные заводы - Новороссийск.
  3. Горная порода, обладающая пластичностью - глина.
  4. Рыхлое полезное ископаемое, которое используют для изготовления кирпича, бетона, стекла - песок.
  5. Горючее полезное ископаемое, которое часто называют "черным золотом" - нефть.
  6. Бывают минеральные, термальные, обладают целебными свойствами - воды.
  7. В долине этой реки была пробурена первая в России нефтяная скважина - Кудако.
  8. Полезное ископаемое, которое является ценным топливом - газ.
  9. Из этой горной породы производят цемент - мергель.

Нанеси на контурную карту (стр. 42) месторождения полезных ископаемых, которые добывают на Кубани.

Отметь на "ленте времени" год, в котором на Кубани была пробурена первая нефтяная скважина.

Напиши рассказ-сообщение о любом полезном ископаемом, добыча которого ведется в наем крае.

Сообщение

В городе Новороссийске ведется добыча мергеля. Его добывают открытым способом прямо на горах Маркхотского хребта. Из мергеля делают цемент, который используется в строительстве. Мергель на цементных заводах подвергают обжигу, чтобы получить цемент.

Край, которым я горжусь


Часто можно услышать"Кубань - и житница, и здравница, и жемчужина России". За что и почему так называют Краснодарский край?

Ответ: В Краснодарском крае много полей, на которых выращивают пшеницу, кукурузу, овощи. Поэтому Кубань называют житницей. На Черноморском побережье расположено много санаториев, поэтому Кубань - это здравница. А жемчужиной называют потому, что Кубань - это удивительно красивое и уникальное место.

Связанный с обработкой кожи, шкур животных и изготовлением из них различных изделий - кожевенный завод.

Итоговый урок по теме "Береги землю родимую, как мать любимую"

Прочитай отрывок из романа "Песни черного дрозда" Вячеслава Пальмана.

"Медведица шла домой неторопливой поступью довольного и уставшего зверя. По сторонам ее, в метре от задних ног, переваливались тоже уставшие и потому притихшие медвежата..."

Вырази свое отношение к описанному. Приведи примеры отрицательного влияния человека на природу.

В этом рассказе описано очень жестокое обращение человека с животными. Люди не должны просто так, ради забавы убивать животных. Тем более жестоко было оставить медвежат без матери.

Животные населяют нашу планету, украшая ее, мы любуемся разнообразием животного мира. Но, к сожалению, уже очень много животных и растений на нашей планете вымерло. И многие - по вине человека. Люди уничтожают природу, вырубая леса, загрязняя реки, убивая животных ради шкуры или красивых рогов.

Создай страничку для книги "Защитим природу родного края."

ГЛАВА II. ЗЕМЛЯ ОТЦОВ - МОЯ ЗЕМЛЯ

История Кубани в архитектуре

Разгадай кроссворд.

  1. Жилище древних людей - пещера.
  2. Дом казака - хата.
  3. Племена, проживающие на Кубани более двух с половиной тысяч лет назад - меоты.
  4. Небольшой современный дом - коттедж.
  5. Собор, церковь - храм.

Место, где в древности был город или укрепленное поселение - городище.

На контурной карте (стр. 42) обозначь современный поселок Ильский, около которого были найдены следы жилища, построенного древними людьми.

Отметь на "ленте времени" века до нашей эры и нашей эры, время появления на Кубани первых людей, существования меотских поселений.

Определи, из каких материалов строились изображенные на рисунках жилища.

Обозначь соответствующей цифрой орудия труда и предметы сельхозинвентаря.

Вещи рассказывают о прошлом

Расставь инструменты по порядку и узнай, какую науку называют "наукой лопаты".

Ответ: АРХЕОЛОГИЯ.

Древнегреческий сосуд с узким горлом и двумя ручками для хранения воды, масла, зерна - амфора.

Древнегреческий сосуд с широким горлом и двумя ручками - кратер.

Распредели вещи по отделам музея.

См. рисунок:

Узнай, есть ли в вашем доме старинные вещи. Рассказ о них, рисунок или фотографию помести в альбом "Моя родословная".

См. рисунки

Народные ремесла на Кубани

Допиши пропущенное слово в поговорке: "Не боги горшки обжигают, а ПАШКОВЦЫ".

Определи профессию мастера-ремесленника по его изделию.

См. рисунок:

Узнай, какие ремесла распространены в твоем населенном пункте. Нарисуй или сфотографируй изделия мастеров-ремесленников.

Ответ: В нашем городе есть мастера, которые делают глиняные игрушки, сувениры и посуду. На ярмарках можно встретить изделия из бересты, тряпичные игрушки, изделия из кожи и шерсти. Еще в городе есть предприятия художественной ковки. Их кованые изделия украшают ворота, ограды и козырьки домов.

Кем бы тебе хотелось стать в будущем? Каких знаний и умений требует эта профессия?

Ответ: Я бы хотел стать учителем. Для этого нужно хорошо знать школьные предметы, иметь терпение и любовь к детям.

Одежда жителей Кубани

Как называется учреждение, где хранят, изучают, выставляют для обозрения старинные вещи? - Музей.

Заполни пропуски. Используй текст учебника на стр. 54. Самый большой на Кубани краеведческий музей находится в Краснодаре на улице Гимназической. Его основатель - Евгений Дмитриевич Фелицин.

Просторная, с широким складками одежда древних греков - хитон.

Восстанови элементы вооружения и одежды скифов. Используй рисунок на стр. 88 учебника.

См. рисунок.

Найди общие элементы в адыгском мужском костюме и казачьей форменной одежде и укажи их, дорисовав стрелками.

См. рисунок.

Письменные исторические источники

Разгадай ребус и впиши ключевое слово темы.

Наука о прошлом человечества - ИСТОРИЯ.

Собрание документов, рукописей, писем - архив.

Напиши имя древнегреческого ученого, которого называют "отцом истории" - Геродот.

Определи вид исторических источников и соедини линиями название с изображением.

См. рисунок

Вставь пропущенные слова.

На месте станицы Тамань в первом тысячелетии до нашей эры существовал древнегреческий город Гермонасса, а в XI веке - древнерусский город Тмутаракань.

Обозначь на ленте времени год, когда тмутараканский князь Глеб "мерил море".

См. рисунок

Устная история родного края

Каким словом называется устное народное творчество? Вставь пропущенные буквы.

Ответ: ФОЛЬКЛОР.

Приведи примеры различных фольклорных жанров: песни, сказки, поговорки, пословицы, потешки, легенды, былины.

Историку они помогают больше узнать о прошлом, и поэтому их называют письменными историческими источниками.

Заполни пропуски:

Вставь пропущенные слова.

Государственный Кубанский казачий хор любят и знают во всем мире. История хора ведет отсчет с 1811 года. Хор - хранитель народного творчества. Более 40 лет хором руководит Виктор Гаврилович Захарченко. Им собрано более 30 тысяч народных песен.

Простой, очень жидкий, обычно невкусный суп - БАЛАНДА.

Небольшое военное укрепление, сторожевой пост - БЕКЕТ (ПИКЕТ).

Длинный (или до колена) плащ, сшитый из овечьего или козьего меха - БУРКА.

Издавать резкие и отрывистые звуки, вскрики - ГИКАТЬ.

Веревки, ремни, которыми связывают руки, ноги с целью лишения свободы - ПУТЫ.

Объясни, как ты понимаешь слова муравья из сказки "Тройная благодарность" : "От малого добра большая помощь бывает".

Ответ: Иногда наша помощь кому-то кажется совсем незначительной, но это маленькое добро может спасти кому-то жизнь и вернуться обратно с большой силой.

С помощью каких вещественных, письменных и устных источников ты исследуешь историю своей семьи?

Ответ: О моей семье мне может прежде всего рассказать моя фамилия. Еще сохранились старые фотографии, старинные вещи. На могилах моих прадедушек и прабабушек я могу узнать даты их рождения и смерти. О том, как жили мои бабушки и дедушки, как воевали на войне, я узнаю из рассказов моих родителей.

Обычаи и традиции народов Кубани

Разгадай ребус. Объясни значение ключевого слова.

Используя текст учебника, назови известные тебе праздники народов Кубани.

  • адыгов - начало и окончание полевых работ, свадьба, рождение ребенка.
  • армян - Новый год, свадьба, выкуп невесты.
  • греков - Сирандонас в апреле, встреча весны 1 мая.
  • русских - Рождество в январе, Пасха весной, Яблочный Спас в конце лета.

Адыгейское блюдо из курицы - ЧЕТЛИБЖ.

Наука, изучающая материальную и духовную культуру, особенности быта народа - Этнография.

Специалист по этнографии - этнограф.

Города и районы края

Заполни пропуски. Используй текст учебника.

Краснодарский край является субъектом Российской Федерации и ее неотъемлемой частью. В его состав входят 7 городских округов и 37 районов. Население края - более 5 млн. человек. В краснодарском крае в городах проживает 2,9 млн. человек и 2,5 млн. чел. - в сельских населенных пунктах (согласно Википедии по состоянию на 2015 год).

Используя административную карту в конце учебника, выполни вместе с соседом по парте практическую работу.

1) Административный центр Краснодарского края - город Краснодар.

2) Соседи Краснодарского края: Ростовская область, Ставропольский край, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Адыгея, Абхазия, Крым (морская граница).

3) Столица Республики Адыгея - город Майкоп.

4) Районы края, которые граничат с Адыгеей: Курганинский, Мостовской, Апшеронский, Белореченский, Усть-Лабинский районы, округ г. Сочи.

5) Самый северный, самый южный, самый западный и самый восточный города края: С - Щербиновский р-н, Ю - округ г. Сочи, З - Темрюкский р-н, В - Отрадненский р-н.

6) Самый северный, самый южный, самый западный и самый восточный города края: С- Ейск, Ю - Сочи, З - Анапа, В - Армавир.

Старинное ударное оружие, у казаков - символ власти - БУЛАВА.

Короткое древко с привязанным конским хвостом, символ власти у казачьих атаманов - БУНЧУК.

Сочетание начальных букв имени и фамилии, перевитых между собой - ВЕНЗЕЛЬ.

Сделай подписи под рисунками. Используй описание герба Краснодара.

См. рисунок.

Объясни, почему на гербе Краснодарского края изображена крепостная стена.

Ответ: Крепостная стена - символ защиты, а ведь в нашем крае жили казаки - воины, защищавшие южную границу России.

Екатеринодар - Краснодар

Разгадай ребус.

См. рисунок:

Вспомни и впиши даты. Отметь их на "ленте времени".

1) Когда был основан город Екатеринодар -

  • год - 1793
  • век - 18-1

2) Когда он был переименован в Краснодар

  • год - 1920
  • век - 20-й

Обозначь соответствующей цифрой фотографию архитектурного памятника:

Отметь на "ленте времени" год открытия и год восстановления памятника Екатерине II.

Ответь на вопросы.

Какие три ветви власти ты знаешь?

  • законодательная
  • исполнительная
  • судебная

Кем осуществляется исполнительная власть в крае?

  • Администрацией края: губернатором и его помощниками

Кто является главой администрации Краснодарского края?

  • Кондратьев Вениамин Иванович (по состоянию на 2016 г.)

Какими чертами характера должны обладать граждане, которым народ доверяет государственную власть?

  • честность, неподкупность, трудолюбие, грамотность, высокая работоспособность, любовь к людям, скромность.

Итоговый урок "Земля отцов - моя земля"

Укажи в хронологической последовательности те события, о которых ты узнал в этой главе.

  • Около миллиона лет назад - на Кубани появились первые люди.
  • Середина первого тысячелетия до нашей эры - на Кубани появились племена меотов.
  • 1068 г. - князь Глеб мерил море от Тмутараканя до Корчева
  • 1793 г. - год основания Екатеринодара (Краснодара)
  • 1811 г. - образовался Кубанский казачий хор.
  • 1900 г. - в Краснодаре побежал по рельсам первый трамвай.
  • 1907 г. - открыли памятник Екатерине II в Краснодаре
  • 1920 г. - г. Екатеринодар был переименован в Краснодар, памятник Екатерине разрушен.
  • 2005 г. - восстановлен памятник Екатерине II в Краснодаре (по другим сведениям, это случилось в 2006 году)

Перечисли виды исторических источников. Приведи примеры.

См. рисунок:

Что отражает символика Краснодарского края?

Ответ: В гербах символично отражаются памятные исторические события, особенности природы, занятия жителей.

ГЛАВА 3. ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА

Просветители земли кубанской

Что объединяет изображенные предметы? Впиши ключевое слово темы.

См. рисунок.

Захват чужой территории военной силой - ОККУПАЦИЯ.

Захватчик, участник оккупации - ОККУПАНТ.

Вставь пропущенные слова.

В Екатеринодаре первая школа была открыта в 1803 году. Открытие школы было связано с именем замечательного человека - священника Кирилла Васильевича Россинского, посвятившего делу распространения грамотности среди казачества всю жизнь. Всеобщей грамотности на Кубани удалось достичь в двадцатые годы ХХ века, когда обучение в школе стало обязательным для всех детей.

Составь расписание уроков в войсковой школе начала XIX века.

  • пн. - арифметика, чтение, чистописание, военная гимнастика
  • вт. - Закон Божий, грамматика, арифметика, танцы
  • ср. - чистописание, чтение, рисование, лаун-теннис
  • чт. - Закон Божий, арифметика, чтение, грамматика, строевая подготовка
  • пт. - арифметика, чистописание, чтение, футбол

Отметь на "ленте времени" год открытия первой школы в Екатеринодаре.

Ответ: это 1803 год. См. фото:

Защитники Отечества

Как увековечивают память о защитниках Родины? Что символизирует вечный огонь в наших городах и станицах?

Ответ: Героям войны в городах и станицах установлены памятники и памятные знаки, в их честь названы улицы, площади, школы. Вечный огонь символизирует вечную память о подвигах бойцов, сражавшихся за свою Родину.

Какие подвиги совершили эти люди во время Великой Отечественной войны на территории Кубани?

  • А.И. Покрышкин: Он был летчиком, воевал на Кубани и лично сбил 20 вражеских самолетов.
  • Е.Д. Бершанская: Летчица женского авиаполка, командир гвардии, подполковник, удостоена ордена Суворова, осовобождала Краснодарский край от фашистов.
  • Е.А. Жигуленко: Уроженка Кубани, герой Советского Союза, служила в авиации в женском авиаполку, совершила 968 боевых вылетов.

Кому из героев Великой Отечественной войны поставлены памятники в твоем населенном пункте? Узнай, какие улицы, учебные заведения, библиотеки названы именами героев Великой Отечественной войны.

  • в Краснодаре: около 30 улиц, названных в честь героев Великой Отечественной войны: ул. имени Игнатовых, ул. им. Михаила Корницкого, ул. Бершанской, ул. Покрышкина, ул. Володи Головатого.
  • в Новороссийске ул. Куникова, ул. Вити Новицкого, ул. Лейтенанта Шмидта, ул. Сипягина, ул. снайпера Рубахо, ул. Михаила Борисова, ул. Ботылева.

Отметь на "ленте времени" годы Великой Отечественной войны и даты освобождения от фашистских захватчиков Кубани, Краснодара, твоего города.

Ответ: годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945, освобождение Краснодара - 1943.

Труженики полей

Допиши пословицы. Угадай ключевое слово темы.

  • Хлеб - всему голова.
  • Без солнца нет света, без труда нет хлеба.
  • Горька работа, да сладок хлеб.

Ответ: ключевое слово темы (в клеточках) - это ХЛЕБ.

Развалины - РУИНЫ

Наука о методах улучшения и создания сортов растений или пород животных - СЕЛЕКЦИЯ.

Ученый, занимающийся селекцией - СЕЛЕКЦИОНЕР.

О людях каких профессий можно сказать, что они "Россию кормят хлебом"?

Ответ: О хлеборобах, о тружениках полей. Это комбайнеры, трактористы, землепашцы, простые крестьяне, а также ученые-селекционеры.

Напиши, какие сельскохозяйственные культуры выращивают на Кубани, в том числе в твоем районе. Нарисуй их.

Ответ: пшеница, подсолнечник, кукуруза, сахарная свекла, рис, бахчевые (арбузы, дыни), томаты, виноград и пр.

Наши земляки - гордость страны

Прочти стихотворные строки.

Ты бывал на Кубани?

А ты побывай.

Отличные люди,

Прославленны край.

(В.Гончаров)

  • Кто, по словам поэта, прославляет наш край?

Ответ: Отличные люди.

Человек, который заботится (радеет) о ком-то или о чем-то, совершает много поступков - РАДЕТЕЛЬ.

  • Кто из наших земляков побывал в космосе? Из каких населенных пунктов они родом?

Ответ: Горбатко Виктор Васильевич, родом из п. Венцы-Заря Гулькевичского р-на, Севастьянов В.И. (из Сочи), Березовой А.Н. (пос. Энем), Падалка Г.И. (Краснодар).

  • Почему Краснодарский художественный музей носит имя Ф.А. Коваленко?

Ответ: Краснодарский художественный музей носит имя Ф.А. Коваленко потому, что этот человек открыл первую в Екатеринодаре картинную галерею, в которую пожертвовал всю свою коллекцию.

  • О чем рассказывает в своих книгах В.И. Лихоносов?

Ответ: Лихоносов В.И. описывает в своих книгах жизнь простого русского человека, труженика.

  • Что сделал для развития спорта на Кубани В.Н. Мачуга?

Ответ: Василий Иванович Мачуга добился высоких побед в спорте. По его проекту и при его содействии в Краснодаре построен спортивный комплекс акробатики и прыжков на батуте.

  • Именем какого композитора названа Краснодарская филармония?

Ответ: Краснодарская филармония носит имя композитора Пономаренко Григория Федоровича.

Наследники земли отцов

Что ты можешь сделать сейчас и когда вырастешь, чтобы наша родная земля расцветала год от года? Свои мысли передай в форме рассказа, стихотворения.

  • Сейчас я могу сделать мой город (село) немного краше, например, разбить клумбу у своего подъезда, посадить дерево, поучаствовать в субботнике. Но то, что от меня требуется каждый день - это хорошо учиться, слушаться родителей, делать работу по дому: мыть посуду, убрать в своей комнате и т.д.

Есть прекрасное стихотворение на эту тему.

В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.

Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят - экая досада,-
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят - не вспоминай, не надо,-
Все равно я вишню посажу!»

Михаил Исаковский, 1940

Когда я вырасту, я хотел бы стать просто порядочным человеком, делать добро людям, помогать бедным и хорошо заботиться о своей семье.

Итоговый урок по теме Жизнь дана на добрые дела

Напиши письмо своему другу, который живет в другом уголке нашей необъятной России. В письме расскажи о Краснодарском крае так. чтобы ему захотелось приехать к тебе в гости и увидеть всю красоту Кубани и ее жителей своими глазами.

Здравствуй, дорогая Лиза! Хочу рассказать тебе о своем крае. Я живу в самом лучшем месте нашей страны - на Кубани. Наш край небольшой, но есть в нем и моря и реки, и горы и озера, а также бесчисленное множество полей. На этих полях выращивают хлеб, сажают кукурузу, сахарную свеклу, подсолнечник. Недаром наш край называют житницей России. А еще в нашем солнечном крае есть места, куда зима почти не приходит. Там даже в январе бывает 10 градусов тепла, и цветут одуванчики. Это место - Черноморское побережье. Наше Черное море летом теплое, много людей приезжают к нам отдыхать. В Краснодарском крае растет даже чай - самый северный в мире. В районе Сочи (а это субтропики) цветут магнолии, растет инжир, гранат и хурма. В нашем крае есть леса и степи, в которых обитает много удивительных животных. Я люблю свой край и мечтаю побывать во всех его уголках. Приглашаю тебя в гости на летние каникулы!

До свидания, твой друг Петя.

См. также Рабочие тетради за 4 класс с ответами:

Наш сайт имеет группу Вконтакте

1. С помощью учебника допиши определения.

это все изменения происходящие в природе .

2) Термометр - это прибор для измерения температуры .

2. Отметьте (закрасьте табличку) зелёным цветом объекты природы, жёлтым цветом - явления природы. Составьте пары «объект - явление» (соедините таблички линиями).

3. Заполни таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце). Если хочешь, запиши явления, которые могут происходить с объектами природы, перечисленными в таблице на с. 18.

4. Муравей Вопросик, как и в прошлом учебном году, нарисовал картинки. Он очень старался, но папа Серёжи и Нади сказал, что Муравьишка опять кое-что перепутал. Найди ошибки. Посчитай и запиши, сколько ошибок на каждой картинке. Докажи правильность своего решения

Ошибки на картинке «Лето»

  1. летом не идет снег
  2. летом не бывает ледохода
  3. летом не улетают птицы на юг
  4. летом не растут подснежники
  5. летом не желтеют листья на деревьях

Ошибки на картинке «Весна»

  1. весной не желтеют листья на деревьях
  2. весной снег тает и уже нет белоснежных сугробов.

5. Практическая работа «Учимся измерять температуру».

Цель работы: научиться измерять температуру воздуха, воды, тела человека.

Оборудование: термометры комнатный, уличный, водный, медицинский; стаканчик с тёплой водой, стаканчик с холодной водой.

Ход работы (по заданиям учебника).

Опыт 1.

  • Опускаем термометр в стакан с тёплой водой.

Опыт 2.

  • Опускаем термометр в стакан с холодной водой.

1) Подпишите части термометра.

2) Обозначьте стрелками, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра.

3) По результатам измерений заполните таблицу.

4) Отметьте (обведите линией) результат измерения температуры своего тела. Сделайте вывод.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): да, цель достигнута
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

6. Выполни упражнения.

1) Запиши числами:
десять градусов тепла - +10°С
десять градусов мороза - -10°С
ноль градусов - 0°С
шесть градусов выше нуля - +6°С
шесть градусов ниже нуля - — 6°С

2) Запиши словами:
+5° - пять градусов тепла
-7° - семь градусов мороза

7. Определи с помощью термометра и запиши температуру воздуха у себя дома, на улице.