«Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я все терплю и добром плачу.»



ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

ИЗВЕСТНЯК

ПЕСОК

ГЛИНА

ТОРФ

УГОЛЬ

НЕФТЬ

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ


  • Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением.
  • Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.
  • Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горюч.
  • Прочная тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.

5. Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.

6. Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут.

7. Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.

8. Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.


  • Торф
  • Железная руда
  • Каменный уголь
  • Гранит
  • Известняк
  • Нефть
  • Песок
  • Глина

Соедини стрелками полезное ископаемое и его свойства:

ЖИДКОЕ

ГОРЮЧЕЕ

ГАЗООБРАЗНОЕ

МАСЛЯНИСТОЕ

С РЕЗКИМ ЗАПАХОМ

ЛЕГЧЕ ВОДЫ

ТЯЖЕЛЕЕ ВОДЫ

ПЛАСТИЧНОЕ

ПЛАВКОЕ

НЕФТЬ

ГАЗ

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

ГЛИНА



а) АРХЕОЛОГИ

б) ГЕОЛОГИ

в) СТРОИТЕЛИ


2. К полезным ископаемым относятся …

а) КИРПИЧ, БЕТОН, БЕНЗИН

б) СТАКАН, ВАЗЫ, НОЖНИЦЫ

в) НЕФТЬ, ГАЗ, ГЛИНА


3. В строительстве используются …

а) ТОРФ, ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА, САМОЦВЕТЫ

б) ПЕСОК, ГЛИНА, ГРАНИТ

в) МРАМОР, КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, МАЛАХИТ


4. Металлы получают из …

а) КАМЕННОГО УГЛЯ, ЯНТАРЯ, МЕЛА

б) ЖЕМЧУГА, ИЗВЕСТНЯКА, ТОРФА

в) ЖЕЛЕЗНОЙ РУДЫ, МЕДНОЙ РУДЫ


5. При помощи буровых установок добывают …

а) НЕФТЬ, ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

б) КАЛИЙНУЮ СОЛЬ, АЛМАЗЫ

в) МРАМОР, ГРАНИТ


6. В шахтах добывают …

а) ИЗВЕСТНЯК, РАКУШЕЧНИК, ГРАНИТ

б) КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, ЖЕЛЕЗНУЮ РУДУ

в) ПОВАРЕННУЮ СОЛЬ, ЖЕМЧУГ, ГРАФИТ


7. В карьерах добывают …

а) ИЗВЕСТНЯК, ПЕСОК, ГЛИНУ

б) ЗОЛОТО, МАЛАХИТ, МРАМОР

в) НЕФТЬ, ТОРФ, БУРЫЙ УГОЛЬ


8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это …

а) АЛМАЗ, ИЗВЕСТНЯК, ГРАФИТ

б) ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА, ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ, МЕЛ

в) КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, ТОРФ


Что такое почва?

Почва - это особенное природное тело.

Оно образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и неживой природы.

Важнейшим свойством почвы является

плодородие . Оно обусловлено наличием в почвах перегноя.


Почему землю называют «кормилицей»?

  • Как называется верхний слой земли?
  • Из чего состоит почва?
  • Какого цвета почва в нашей местности? Почему?

Состав почвы

ПЕСОК

СОЛИ

ПОЧВА

ГЛИНА

ПЕРЕГНОЙ

ВОЗДУХ

ВОДА


Круговорот веществ и почва

Животные

Растения

Мертвые остатки растений и животных

Перегной

Соли

Микробы


На Крайнем Севере почва почти весь год

находится в мерзлом состоянии. На короткое

время верхний слой оттаивает всего на

несколько десятков сантиметров. При этом

в почве создается переувлажнение. Здесь

Образуются тундровые почвы.


Более половины площади страны занимают подзолистые почвы . Они формируются под лесами в области избыточного увлажнения. Осадков здесь выпадает больше, чем может испариться. Вода как бы промывает почву. При малом количестве растительных остатков и при интенсивном промывании в тайге образуются подзолистые почвы. Они бедны гумусом, поэтому мало плодородны.


Под древесной растительностью смешанных и широколиственных лесов, ежегодно

сбрасывающих свою листву почвы

серые лесные .


Самые плодородные почвы в нашей стране распространены в лесостепной и северной части степной зон.

Здесь выпадает столько атмосферных осадков, сколько может испариться с поверхности.

Здесь формируются самые богатые перегноем почвы - чернозёмы .

Они обладают зернистой структурой.

Это - лучшие почвы нашей страны.


Луговая

Болотные почвы содержат толстый слой торфа.

В луговых хорошо заметен слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

Болотная



Подумай!

Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть

  • в лесу за 500000 лет
  • на лугу за 3225 лет
  • там, где нет растений –всего за 15 лет

- О чем говорят эти расчеты ученых?


Работа в парах

  • Почему земля – «кормилица»?
  • Возможна ли жизнь без почвы?
  • Отчего исчезает почва?
  • Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг совсем исчезнет почва?
  • Что надо сделать, чтобы сохранить почву?

Проверим себя:

При строительстве:

На полях:

1. При строительстве дорог, заводов,

жилых домов надо сначала снять слой почвы.

2. После использовать

ее при озеленении территории.

  • Надо сажать лесные полосы.
  • Правильно распахивать почву на склонах.
  • Зимой проводить снегозадержание.
  • Применять удобрения и ядохимикаты в меру.
  • Умеренно орошать .

  • ПОСАДКА ЛЕСНЫХ ПОЛОС
  • ПРОВОДИТЬ СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ
  • ПРАВИЛЬНАЯ РАСПАШКА ПОЧВЫ
  • УМЕРЕННОЕ УДОБРЕНИЕ
  • УМЕРЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ЯДОХИМИКАТОВ


Это интересно!

1см почвы за 250 – 300 лет

20см за 5 – 6 тысяч лет


стр. 160 – 163

пересказ,

Цели:

1. Познакомить детей с различными видами почв и их составом.

2. Ввести понятие «круговорот веществ».

3. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв.

4. Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Земля - кормилица.

Цели:

1. Познакомить детей с различными видами почв и их составом.

2. Ввести понятие «круговорот веществ».

3. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв.

4. Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: физическая карта России; карта края; схема «Типы почв»; материал для опытов; схема «Состав почвы».

УУД. Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

Прозвенел звонок – начался урок.

Нам природу надо знать, изучать и охранять.

II. Проверка домашнего задания.

Какую тему урока мы изучали на прошлом уроке? (Полезные ископаемые.)

1. Соедините стрелками полезное ископаемое и свойства.

2. Работа по индивидуальным карточкам.

I вариант.

1.Чаще всего он бывает серого или розового цвета. Состоит из множества заметных зерен. Очень прочен. Хорошо полируется.

2.Чаще всего бывает коричневого цвета. Во влажном состоянии хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. ________________________________

3. Имеет черный цвет, блестит. Твердый, но хрупкий. Горит. ________________________________

4. Бесцветный газ. Легче воздуха. Хорошо горит. ________________________________

II вариант.

*Напишите названия полезных ископаемых.

1. Он белого цвета, прочен. В нем можно заметить остатки раковин морских организмов. _________________________________

2. Обычно бывает желтого цвета, состоит из отдельных крупинок, сыпучий.

_________________________________

3 . Обычно он темно-коричневого цвета, рыхлый, непрочный, хорошо горит. В нем заметны остатки растений, из которых он состоит. _________________________________

4. Густая маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом. Хорошо горит.

_________________________________

3. Игра «Узнай меня».

Очень прочен и упруг,

Строителям надёжный друг

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит.)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

По трубе течёт

Пироги печёт. (Газ.)

Без неё не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимется ракета

Отгадайте же, что это? (Нефть.)

Не зря она варилась

В доменной печи

На славу получились

Ножницы, ключи… (Железная руда.)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу,

Она понадобиться сразу (Глина.)

Покрывают им дороги

Улицы в селениях (Известняк.)

Он несёт в дома тепло,

Помогают плавить стали,

Делать краски и эмали

Он чёрный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь.)

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением (Торф.)

2. Работа с картой.

По знакам условным

Найдешь, если надо,

На карте любые

Подземные клады.

- Найдите на карте России месторождения угля, нефти, железной руды, природного газа, торфа.

3. Характеристика полезных ископаемых.

Краткая характеристика полезных ископаемых по плану:

а) название;

б) свойства;

в) способ добычи;

г) применение, значение в народном хозяйстве.

III. Сообщение темы и целей урока.

1. Загадка.

- Отгадайте загадку и выясните тему урока.

И ветер меня обдувает,

И ливень порой поливает,

И норку во мне прорывает

Проворная мышь полевая.

И солнце все крепче и крепче

Меня обнимает и шепчет:

Готовься к страде-урожаю.

- Это земля-кормилица.

- Сегодня на уроке мы узнаем, почему люди называют землю «кормилицей».

III. Работа над новым материалом.

1. Сказка «Чудесная кладовая».

- Расскажу вам сказку о волшебной кладовой.

Чудесная кладовая.

Есть на свете чудесная кладовая.

Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело.

А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, и, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. М. Ильин

Вы уже, конечно, догадались, как она называется.

Земля, почва.

А почему?

- Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горсточек и т. д.

- Что же издавна делает земля-матушка?

- Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.

- Земля кормит и насекомых, птиц, зверей. Поэтому землю называют кормилицей. Давайте выясним, от чего зависит урожай.

Вы не раз видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста растения. Верхний слой земли толщиной от 2–3 см до 150–200 см и больше, на котором растут растения, – это почвенный слой, почва.

Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?

- Остатки старых сухих листьев, старой травы, сухих насекомых.

Какого цвета почва?

- Почва темного цвета.

Давайте вспомним, что еще входит в состав почвы.

2. Практическая работа.

Опыт 1.

Учитель. Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? О чём это говорит?

Ученики. Из почвы идут пузырьки. Значит, в почве есть воздух.

Опыт 2.

Учитель. Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в коробок. Что осталось на салфетке? О чем это говорит?

Ученики. Влажное пятно. Значит, в почве есть вода.

Опыт 3.

Учитель. Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? Что вы видите на дне стакана? Какой делаем вывод?

Ученики. Вода в стакане стала мутной. На самом дне стакана видны песчинки, а сверху – глина. Значит, в состав почвы входят песок и глина.

Опыт 4.

Учитель. Нагреем немного почвы. Что вы видите? Почему это происходит?

Ученики. Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах. Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.

Учитель. Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод?

Ученики. В составе почвы есть перегной – гумус.

Опыт 5.

Учитель. Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? Что это такое?

Ученики. На стекле образовался белый налет. Это соль.

Учитель. Соли – питательные вещества, необходимые растениям. Значит, в почве есть соли.

Учащиеся заполняют схему.

3. Рассказ.

Видеоролик.

Учитель. Почва состоит из песка, глины и перегноя. В ней имеются вода и воздух, необходимые для жизни растений. Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?

Ученики. От количества перегноя.

В разных странах почва разного цвета: она то бурая, то красная, то темная, почти черная. Да и в нашей стране почвы тоже очень разнообразны. (Показ разных образцов почвы.)

В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Рассмотрите несколько основных типов почв на стр.171 учебника. Изучением почв занимаются ученые-почвоведы. Сравните данные образцы почв. Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная?

Ученики. Чернозем, в ней много перегноя.

Учитель. Особенно плодородны черноземные почвы. Черноземы – одно из богатств нашей Родины. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке на них можно получить высокий урожай.

Плодородие – основное свойство почвы.

Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие почвы в нашем крае?

Физминутка.

Видеоролик.

Учитель. Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной.

Учитель открывает схему на доске:

Учитель. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя. Позже в почве селятся различные животные: черви, личинки, кроты и др. Они повышают плодородие почвы.

Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микроорганизмов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием различных микроорганизмов: микробов, бактерий, грибов, насекомых, личинок – превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются полезные вещества. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных и с остатками растений и животных – снова в почву. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.

Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.

Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении.

Почва образуется в природе медленно (за 250–300 лет «нарастает» всего 1 см), а разрушается быстро. Ветер и вода могут за несколько часов смыть и развеять почву на больших площадях. Для защиты почвы от выдувания и смыва закладывают лесные полосы. В этой полезной работе участвуют и школьники: собирают семена, помогают при посеве, прополке, высадке и поливе молодых саженцев.

А там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие. Ведь чем выше урожаи, тем богаче наша Родина.

4. Чтение статьи «Охрана почвы» на стр. 162–163 учебника.

Учитель. Что необходимо делать для защиты почвы ?

Ученики. Необходимо высаживать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву, умеренно применять удобрения и ядохимикаты, умеренно орошать почву.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Ответы на вопросы.

Учитель. Что называют почвой?

Ученики. Почва – верхний рыхлый, плодородный слой земли.

Учитель. Из чего состоит почва?

Ученики. Почва состоит из воды, воздуха, песка, глины, гумуса, солей.

2. Кроссворд.

Слой земли, на котором растут растения. (Почва.)

Одна из составных частей почвы. (Песок.)

Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)

Основное свойство почвы. (Плодородие.)

V. Итоги урока. Выставление оценок.

1. Ответы на вопросы (стр. 163).

VI. Домашнее задание (cтр. 160-163, ответы на вопросы)


  • Слайд 2

    Отгадай загадки

    • Под землёю – древний сад,
    • там плоды его лежат. чтоб достать тяжелый плод, надо сделать длинный ход. А достанут – не едят, в печь положат – и следят, чтобы он сгорел дотла, не жалел для нас тепла.
    • Покрывают им дороги, улицы в селении, а ещё он есть в цементе, сам он – удобрение.
  • Слайд 3

    Отгадай загадки:

    • Она варилась долго в доменной печи, на славу получились ножницы, ключи.
    • Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – она понадобится сразу.
    • Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе, он и на стройке, и на пляже, он и в стекле расплавлен даже.
  • Слайд 4

    • Без неё мы не поедем на такси или мопеде, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?
    • Он очень прочен и упруг, строителям – надежный друг: дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны.
    • На кухне у мамы помощник отличный. Он синим цветком расцветает от спички.
  • Слайд 5

    Какое полезное ископаемое из перечисленных самое прочное?

    1. Глина
    2. Гранит
  • Слайд 6

    Вопросы про полезные ископаемые

    1. В шахтах добывают:
      • Каменный уголь
      • Песок
      • Нефть
    2. На танкерах перевозят:
      • Гранит
      • Известняк
      • Нефть
    3. Какое из перечисленных веществ не обладает прочностью:
      • Железная руда
      • Уголь
  • Слайд 7

    Почва

    • Сегодня на уроке мы подробно поговорим о почвах нашей страны. Постараемся ответить на вопрос: какими они бывают?
    • Что такое почва?
    • Из чего состоит почва?
    • Что такое перегной?
    • Какое свойство у почвы самое главное?
  • Слайд 8

    • Кто первым заселяет беспочвенное пространство?
    • Процесс почвообразования шёл миллионы лет. Продолжается он и сейчас. В настоящее время почвенный слой земли составляет от нескольких сантиметров до 1 – 3 метров. 1 см почвы образуется приблизительно за 300 лет.
  • Слайд 9

    Виды почв

    • В зависимости от природных условий на территории нашей страны формировались разные виды почв. Чем толще в почве слой перегноя, чем чернее почва, тем она плодороднее.
    • На севере широкой лентой тянутся светлые тундровые почвы. Они маломощные, кислые, содержат всего 5% перегноя и залегают на небольшую глубину, так как внизу слой вечной мерзлоты. Сверху почвы покрыты слоем торфа. Эти почвы малопродуктивны.
  • Слайд 10

    • Южнее их сменяют подзолистые почвы, составляющие треть почвенного покрова российских полей. Они формируются из лесной подстилки хвойных и смешанных лесов при достаточно большом количестве влаги.
    • Узкую переходную зону составляют серые лесные почвы широколиственных лесов. Благодаря большому количеству трав, здесь формируются здесь формируются почвы с подзолистыми и чернозёмными признаками. Достаточно большое количество перегноя делают эту почву высокоплодородной.
  • Слайд 11

    • С юго-запада страны и до Алтая простираются знаменитые русские чернозёмные почвы, самые ценные из всех почв нашей страны. Толщина слоя перегноя в этих почвах достигает 90 см. на сегодняшний день чернозёмы полностью распаханы.
    • Как ты думаешь: где можно встретить болотные и луговые почвы?
    • Болотные почвы содержат толстый слой торфа, а в луговых почвах - толстый слой дёрна, образованного переплетением корней растений.
  • Слайд 12

    Правила

    1. Почему землю называют кормилицей?
    2. Что нужно делать, чтобы земля не разрушалась, не теряла своего плодородия?
    3. Что мы можем сделать для охраны почвы?
    • Нельзя закапывать мусор в землю.
    • Если пришлось закапывать отходы в землю, то сначала надо снять верхний слой почвы, а а затем положить его на место.
    • Нельзя вносить в землю избыточное количества удобрений.
    • Нельзя выливать растворы на землю.
  • Посмотреть все слайды

    Типы почв:

    тундровые

    подзолистые

    черноземные

    пустынные

    болотные

    В земле есть вода. Это тоже можно проверить опытным путем.

    Итак, исторически доказано: что земля кормит человека. А задача человека сохранить все ее компоненты и сберечь землю-кормилицу не только для себя, но и для будущих поколений. А для этого необходимы новые знания о возможностях этой части нашей планеты.

    Земля-кормилица – такой она была всегда

    В незапамятные для человека времена, на ней также (как сейчас) появлялись растения: трава, деревья и т.д. Человек быстро научился пользоваться ее дарами.

    Нет у земли-кормилицы географических границ, для всех людей на Земле она одинаково благодатна. Но есть одно обязательное условие: человек обязательно должен за ней ухаживать.

    Пример тому старая китайская сказка:

    Жил-был крестьянин. И звали его Ван Сию-цин. Все было у него хорошо. Всегда был богатым урожай, которого хватало не только для того, чтобы прокормить свою семью, но даже для продажи другим людям.

    Пришло время крестьянину умирать, созвал он своих сыновей и говорит им: не могу я оставить вам в наследство ни дворцов, ни дорогих скакунов. А оставляю я вам несметное богатство: целое поле золота. Вам нужно только тщательно перепахать и перекопать его. Сказал так и умер.

    После смерти отца сыновья на три раза тщательно-претщательно перекопали все поле, да так ничего и не нашли. Тогда решили засеять это поле пшеницей.

    Благодарная земля-кормилица отдала в конце сезона целое поле золотых колосков.

    Поняли тогда сыновья, какое золото завещал им отец.

    Только копать и сеять недостаточно для получения хорошего результата. В наше время ученые-агрономы используют знания о составе и слоях почвы.

    Для земледелия человек использует верхний плодородный слой земли-кормилицы, который называется почва.

    Типы почв:

    тундровые

    подзолистые

    черноземные

    пустынные

    болотные

    В состав почвы входят: песок, глина, вода, перегной, гранит, соли. Доказывать, что она содержит песок, гранит и глину, нет необходимости – это очевидный факт.

    Земля во многих произведениях и рассказах ученых называется живым организмом. И это, действительно, так.

    Можно провести простой опыт: опустив комочек земли в стакан с водой, каждый из нас без специальных приспособлений увидит, как идут пузыри. Значит, земля дышит? Это подтверждает тот факт, что в земле есть воздух.

    В земле есть вода.

    Это тоже можно проверить опытным путем.

    Для этого комочек земли нужно положить в бумажную салфетку и сжать ее в руке. Обязательно останется влажное пятно.

    Как определить наличие перегноя?

    Необходимо нагреть комочек земли и из нее обязательно пойдет дымок. Это говорит о наличии остатков сухих листьев и травы.

    Необходимо нагреть несколько капель воды из стакана, в котором был комочек земли на стекле. После испарения капель, на стекле остается белый налет – свидетельство содержания солей.

    Итак, исторически доказано: что земля кормит человека.