Два российских бомбардировщика, перехваченные 4 июля истребителями США в воздушном пространстве вблизи побережья Калифорнии, можно считать непристойным жестом в адрес Соединенных Штатов.

«Доброе утро, американские пилоты! Мы здесь, чтобы поздравить вас с вашим Днем независимости», — сказали русские, сообщил представитель воздушно-космической обороны Североамериканского континента (NORAD).

Кроме того, в тот же день американские истребители перехватили два других бомбардировщика Ту-95 у южного побережья Аляски. В обоих случаях американские реактивные истребители вылетали на перехват российских бомбардировщиков, после чего те развернулись и улетели.

Журналисты CNN рассуждают о значении действий России.

Так почему же Россия это делает?

По мнению редактора европейского издательства еженедельного военного журнала IHS Jane’s Defence Weekly Ника де Ларринага (Nick de Larrinaga), все это является одной из мер, предпринимаемых российским президентом Владимиром Путиным, чтобы восстановить позиции своей страны на международной арене.

«Он считает, что после окончания холодной войны Россия утратила свое политическое положение и соответствующее уважение других стран», — заявил Ларринага.

Наблюдаемая в настоящее время игра мускулами является попыткой Путина удостовериться, что Россия пользуется заслуженным уважением, считает Ларринага, а также стремлением продемонстрировать, что она «все еще является мировой державой и глобальной военной силой, с которой следует считаться».

Как считает ветеран вооруженных сил США республиканец Адам Кинзингер (Adam Kinzinger), появление вблизи границ США бомбардировщиков Ту-95 следует рассматривать как «акт агрессии», целью которого является выразить идею о российском могуществе.

«Если у вас еще есть сомнения в том, вернулись ли времена холодной войны, то я хочу сказать, что именно такие маневры и являются доказательством того, что они вернулись», — заявил Кинзингер в интервью CNN.

«Думаю, происходит восстановление — возможно, не в такой степени, как это было в 1980-е годы — но восстановление принципов холодной войны, когда, знаете ли, это все было демонстрацией силы с обеих сторон».

Бывший член Комитета по международным отношениям Палаты представителей, республиканец из штата Иллинойс Адам Кинзингер сравнил Путина со школьным хулиганом, сказав: «Иногда самый маленький школьник оказывается самым отъявленным хулиганом. И он — как раз такой».

Чего Россия этим добивается? Не так уж много — ну, разве что поднимет этим самооценку и получит возможность держать вооруженные силы других стран в напряжении

Заявления представителей воздушно-боевой патрульной службы адресованы скорее мировой общественности, нежели путинской аудитории внутри страны, где их вряд ли будут особенно освещать местные СМИ, считает де Ларринага.

Однако не исключено, что наглость «поздравлений», высказанных 4 июля, вызвала в России определенный интерес, ведь Путин всячески способствовал росту национальной гордости. Самолеты были перехвачены как раз в тот день, когда Путин выразил наилучшие пожелания президенту Бараку Обаме по случаю праздника Дня независимости.

Поскольку у российских летчиков вообще не принято общаться с экипажами самолетов-перехватчиков или операторов службы управления воздушным движением, говорит Ларринага, это поздравление — менее официальное и переданное на аварийной частоте — похоже, на самом деле содержало вполне определенный смысл. «Обычно они соблюдают режим радиомолчания», — сказал он.

По словам Кинзингера, он считает, что подобными «вылазками» российских самолетов Путин проверяет Запад и выясняет, как далеко он может продвинуться прежде, чем последует реакция.

«Именно поэтому нам важно сейчас противостоять этим действиям и дать ясно понять, что мы не дадим себя запугивать», — заявил он.

Каковы риски?

Де Ларринага утверждает, что российские самолеты находились в международном воздушном пространстве, летать в котором имеют полное право. Но это связано с определенными рисками.

Например, высказываются претензии в связи с тем, что российские самолеты летают с выключенными транспондерами — и это основной повод для недовольства, особенно в Европе, где интенсивность полетов очень высока, и воздушное пространство «перегружено», что повышает риск столкновения с гражданскими самолетами.

Так же существует риск столкновения с военными самолетами, поднятыми на перехват российских.

«Каждый раз, когда военные самолеты двух стран приближаются друг к другу на очень близкое расстояние, и при этом связь между ними отсутствует, возрастает риск столкновения», — говорит де Ларринага.

И Россия, и другие страны, поднимающие свои самолеты на перехват, до этого жаловались на то, что самолеты противоположной стороны приближались на опасно близкое расстояние, рассказал он.

И, несмотря на высокую квалификацию летчиков, благодаря которой вероятность столкновения крайне мала, катастрофа возможна.

В 2001 году во время подобного перехвата над островом Хайнань в Южно-Китайском море произошло столкновение самолета-разведчика ВМФ США и китайского истребителя-перехватчика. Разбитому американскому самолету удалось совершить аварийную посадку, а китайский самолет разбился, и его пилот погиб. Китай обвинил в трагедии США, а высадившийся американский экипаж не отпускали больше недели.

Кроме того, как утверждает де Ларринага, несмотря на огромные суммы, которые Россия выделяет на оборону, по военному потенциалу и уровню военной техники она все-таки отстает от западных стран. Российские ВВС в настоящее время настолько активно эксплуатируют свои самолеты — у многих из которых заканчивается срок службы — что в результате этого в последнее время немало их разбилось, в том числе и бомбардировщик Ту-95, разбившийся недавно в России.

Кинзингер предупреждает и о более серьезном риске, связанным с тем, что непредсказуемая Россия «может сделать один неверный шаг» (возможно, считая, что может вторгнуться в Эстонию, Латвию или Литву, не спровоцировав при этом НАТО на ответные действия). И «что это может привести в лучшем случае, к региональной войне, а при худшем сценарии — к мировой, поскольку НАТО вынуждена защищать свою территорию».

Представляют ли провокационные полеты российской авиации угрозу для США?

Пресс-секретарь NORAD не стал описывать произошедший 4 июля инцидент как угрозу, однако назвал его «потенциально дестабилизирующим», поскольку о выполнении этих полетов сообщено не было, и к тому же указанные бомбардировщики способны нести ядерное оружие.

Как заявили официальные лица, ни в одном из этих случаев российские самолеты не нарушили воздушное пространство США, которое простирается на расстояние 12 морских миль от побережья страны. Американские перехватчики сопровождали их до тех пор, пока те не изменили курс.

Появление российских самолетов в 40 милях от центрального побережья Калифорнии было довольно необычным, поскольку они нечасто летают так далеко на юг, заявил журналистам CNN представитель министерства обороны США через несколько дней после инцидента.

Хотя, по словам военного чиновника, эти перехваты с военной точки зрения не стали чем-то необычным, Пентагон считает, что таким способом Путин «подал сигнал» Соединенным Штатам в День независимости.

Российские самолеты, вероятно, можно было бы обнаружить и отследить, когда они еще были в воздушном пространстве России, сказал де Ларринага, и американская авиация могла бы предотвратить их появление — и перехват — вблизи воздушного пространства США.

«С этой точки зрения нельзя было рисковать и создавать военную угрозу, — сказал он. — Хотя в военном плане здесь речь идет и о некоторой затруднительной и небезопасной ситуации, когда вблизи воздушного пространства твоей страны, возможно, летает бомбардировщик с ядерным оружием на борту».

Насколько новы подобные инциденты?

В годы холодной войны и Россия, и США практиковали патрулирование на дальних расстояниях вблизи воздушных границ друг друга, но от этой практики постепенно отказались по мере того, как напряженность в отношениях снизилась.

Правда, в 2007 году Путин возобновил практику воздушного патрулирования на дальних расстояниях, говорит Ларринага, в ходе выполнения которого российские бомбардировщики летали вблизи воздушного пространства США, Японии и европейских стран.

«За последние несколько лет и особенно в этом и прошлом году — с начала кризиса на Украине — количество подобных „вылазок“ российских самолетов увеличилось», — утверждает он.

За шесть месяцев прошлого года Япония зафиксировала 324 таких самолетов, говорит он, что гораздо больше по сравнению с предыдущим годом. НАТО так же отметила повышение активности российской авиации в воздушном пространстве стран Европы — в частности, в районе Балтийского моря — и перехватывает российские самолеты «почти ежедневно», утверждает Ларринага. Британия в этом году также поднимала по тревоге свои истребители для перехвата российских бомбардировщиков, летавших вблизи ее воздушных границ.

И до инцидента, произошедшего в этом месяце, уже было несколько случаев, когда российские военные самолеты появлялись вблизи воздушных границ США.

4 июля 2014 года американский истребитель перехватил российские бомбардировщики у берегов Аляски и Калифорнии после нескольких случаев неожиданного появления российских самолетов в воздушном пространстве над Тихим океаном.

Кроме того, американские истребители вылетали на перехват российского военного самолета у берегов Калифорнии в 2012 году — и опять же 4 июля.

Каковы отношения США и Россия в настоящее время?

Вне всякого сомнения, напряженность в отношениях со времени окончания холодной войны высока как никогда.

«Россия является самой большой угрозой для нашей национальной безопасности», — заявил в этом месяце на заседании сенатского комитета по делам вооруженных сил генерал Джозеф Данфорд (Joseph Dunford), проходивший процесс утверждения на пост председателя Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США.

«Если вы хотите поговорить о стране, которая может представлять экзистенциальную угрозу Соединенным Штатам, то я бы указал на Россию, — сказал Данфорд. — И если вы посмотрите на ее поведение, то поймете, что оно, по меньшей мере, вселяет тревогу».

В целом, военная активность России возросла с марта 2014 года, когда западные страны выступили против того, что она аннексировала украинскую территорию Крым и, якобы, оказывает поддержку сепаратистам на востоке Украины.

Например, в мае Россия вызвала раздражение властей западных стран, перебросив на северо-восток страны 12 тысяч военнослужащих, большое количество самолетов и единиц боевой техники для проведения неожиданных военных учений — демонстрации военной силы, которая, похоже, была предпринята в ответ на давно запланированные — и давно объявленные — европейские военные учения, проходившие в Норвегии.

А в июне Путин заявил, что российский ядерный арсенал будет пополнен 40 баллистическими ракетами.

17 апреля бомбардировщики Ту-95МС (по кодификации НАТО - "Медведь") совершили воздушное патрулирование над нейтральными водами вблизи Алеутских островов. Два российских бомбардировщика, способных нести ядерный заряд, пролетели на расстоянии около 160 км от американского острова Кодьяк и в 450 км к юго-западу от базы ВВС США Elmendorf (Анкоридж). На перехват российских самолетов были выпущены американские многоцелевые истребители пятого поколения F-22 Raptor ("Хищник").

Уже 19 апреля российские машины выполнили повторный полет. На этот раз американские истребители не сопровождали Ту(шки), находясь вдалеке и просто демонстрируя свое бдительное присутствие. О чем говорит громкое молчание авиации над Тихим океаном?

Последний раз встречи самолетов произошли 4 июля 2015 года (в День независимости США). В 10.30 по местному времени у побережья Аляски были подняты с базы два самолета F-22 ВВС США, которые перехватили два российских стратегических бомбардировщика Ту-95. В 11.00 по местному времени у побережья штата Калифорнии два самолета F-15 ВВС США подняли на перехват еще двух самолетов Ту-95. Вторжения в американское воздушное пространство не произошло.
В то же время, американские самолеты совершают регулярные полеты недалеко от Калининграда и Севастополя, также не заходя в воздушное пространство РФ. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что с российской базы в Амурской области самолеты отправились на разведывательный полет. Как сообщают некоторые источники, "для изучения таяния льдов".

Гораздо интереснее выглядит американский ответ. К сожалению для специалистов США, российские летчики действовали профессионально, не создавая прецедентов, поэтому все, чем пришлось довольствоваться американскому командованию - бенефисом своих истребителей.

Ту-95 считается самым быстроходным из турбовинтовых самолетов в мире. Но при этом против "Рапторов" ему противопоставить нечего - на этот счет у российской авиации есть совсем другая техника.

"Стратегический бомбардировщик Ту-95 не в состоянии соперничать с истребителем, тем более такого класса, каким его заявляют сами американцы. При выполнении реального боевого задания "тушки" находились бы как под прикрытием наземных средств ПВО, так и истребителей сопровождения, которые ни в чем не уступают разрекламированному Raptor. При таком раскладе никакой демонстрации силы не было бы в помине" , - летчик-испытатель Герой России Сергей Кнышев

Активность американцев на Аляске вызывает настороженность у России не только тем, что для "перехвата" отправляются навоейшие истребители. Куда более серьезная угроза глобальной безопасности, по мнению российского Генштаба, исходит из-за развертывания системы противоракетной обороны которая, помимо прочего, провоцирует новую гонку вооружений и повышает возможности Америки по перехвату российских ракет. Например, в ответ на "корейскую угрозу" в 2017 году планируется разместить на Аляске еще 14 противоракет вдобавок к уже имеющимся.

Российский ответ довооружению на Аляске готовится уже не первый год. Недавнее восстановление арктической военной базы на о. Котельный, начавшееся по распоряжению В. Путина, в очередной раз подтверждает, что в России уже предусмотрены все варианты развития событий. На данной базе может быть размещено целое звено противолодочных Ил-38Н и других типов морской авиации, которая сможет контролировать обстановку в Чукотском море (северная сторона Берингова пролива), где наиболее вероятно появление МАПЛ ВМС США, а также оперирование американской стратегической авиации.

Таким образом, патрулирование российскими самолетами нейтральных вод не является притязанием на американские острова. И не является провокацией или вызовом в адрес систем ПВО. Это - стандартная процедура контроля, которая, однако, постепенно нагнетает обстановку. Если учесть, что акватория Тихого океана уже давно стала местом заочной битвы России, Китая и США (например, ВМС бьются за контроль Берингова пролива), то стоит ожидать, что в ближайшем будущем усиление коснутся именно тихоокенских баз. Например, "Искандеры" имеют все шансы оказаться на Чукотке.

Четыре российских разведывательных самолета вошли в идентификационную зону противовоздушной обороны Аляски, сообщили 21 сентября в твиттере Объединенного командования аэрокосмической обороны Северной Америки (НОРАД).

«Российские самолеты оставались в международном воздушном пространстве к северу от Аляски и ни разу не входили в суверенное воздушное пространство Соединенных Штатов или Канады», - отметили в заявлении.

За последний месяц это уже третий случай, когда американские военные сообщают о российских самолетах, находящихся возле Аляски. Последний раз это произошло 11 сентября. Два истребителя F-22 ВВС США перехватили два российских стратегических бомбардировщика Ту-95 в небе близ побережья Аляски, сообщили в пресс-службе НОРАД.

В заявлении уточнили, что инцидент произошел в 22:00 по местному времени 11 сентября (05:00 мск 12 сентября). Там также добавили, что бомбардировщиков перехватили в международном воздушном пространстве рядом с побережьем Аляски.

В пресс-службе также отметили, что после осуществления перехвата Ту-95 перемещались вместе с российскими истребителями Су-35. В командовании подчеркнули, что F-22 сопровождали российские воздушные судна до тех пор, пока они не вылетели за пределы опознавательной зоны противовоздушной обороны (ПВО). В NORAD также сообщили, что российские самолеты не нарушали границы США и Канады.

Американские истребители F-22 перехватили российские стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95 к западу от побережья Аляски. Об этом сообщает The Washington Free Beacon со ссылкой на представителя Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD).

Инцидент произошел еще утром 1 сентября. Военные заметили ракетоносцы, летящие в опознавательной зоне ПВО Аляски, к югу от Алеутских островов, и подняли истребители на перехват. В командовании отметили, что вместе с ракетоносцами в воздушное пространство у берегов Аляски вошел по меньшей мере один российский самолет-заправщик Ил-78.

После этого F-22 сопровождали Ту-95 до тех пор, пока те не вылетели из опознавательной зоны ПВО. Представитель NORAD подчеркнул, что бомбардировщики не нарушали границу воздушного пространства США или Канады.

Позднее в Минобороны России сообщили, что ракетоносцы совершали плановые полеты над нейтральными водами Северного Ледовитого океана, а также Охотского и Берингова морей, передал ТАСС. «На отдельных этапах маршрута самолеты ВКС России сопровождали два истребителя F-22 ВВС США», - заявили в Минобороны.

До этого подобный инцидент произошел еще в мае. По сообщению представителя НОРАД Скотта Миллера, американские истребители осуществили перехват двух российских стратегических бомбардировщиков.

Миллер рассказал, что два российских Ту-95 пересекли 200-мильную (320 км) зону ответственности НОРАД над Беринговым морем. В связи с этим на их перехват решили отправить два истребителя F-22. «Два истребителя F-22 NORAD в районе Аляски перехватили и визуально идентифицировали два дальних бомбардировщика Ту-95, летевших в зоне идентификации ПВО близ западного побережья Аляски, к северу от Алеутских островов», - отметил представитель американского командования.

Миллер также пояснил, что воздушные границы США и Канады бомбардировщиками пересечены не были.

Позже эту информацию подтвердил официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков. По его словам, российские стратегические ракетоносцы Ту-95 и противолодочные самолеты Ту-142 на самом деле сопровождались парой американских истребителей F-22 после полета у берегов Аляски.

Он также уточнил, что самолеты Военно-воздушных сил (ВВС) США не приближались к российским на расстояние менее 100 м.

Конашенков пояснил, что полет российских бомбардировщиков был плановым, а его маршрут пролегал над нейтральными водами Северного Ледовитого океана, Берингова и Охотского морей.

«На отдельном участке маршрута, не приближаясь ближе 100 м, самолеты ВКС (Воздушно-космических сил) России, осуществлявшие полет по маршруту патрулирования, в течение 40 минут сопровождали два истребителя F-22 ВВС США», - отметил Конашенков.

Через некоторое время данный инцидент прокомментировали и сами летчики из группы российских стратегических ракетоносцев Ту-95. Они рассказали газете «Красная звезда» о встрече, произошедшей 12 мая с парой американских истребителей.

Как сообщили командир группы, командир эскадрильи подполковник Александр Манягин и его заместитель, командир экипажа второго Ту-95 майор Александр Юрасов, поведение американских летчиков было корректным, они не проявляли агрессии. Военные также отметили, что F-22 летели на «почтительном расстоянии» - примерно в 100 м от российских ракетоносцев.