Спящий Гермафродит (Sleeping Hermaphroditus): Скульптор: Джан Лоренцо Бернини, дата 1620, Материал мрамор, Размер 169 см

Спящий Гермафродит был описан как хорошая римская копия с бронзового оригинала по более позднего из двух эллинистических скульпторов названных Polycles (155 до н.э.);. оригинальный бронзовый экземпляр был упомянут в естественной истории Плиния.

Спящий Гермафродит это древняя мраморная скульптура, изображающая Гермафродит натуральную величину, лежащего на матрасе скульптора и итальянского художника Джованни Лоренцо Бернини в 1620 году. Форма частично происходит от древних изображениях Венеры и других обнаженных женщин, и частично из одновременных эллинистических изображений Диониса / Вакха. Скульптура представляет собой предмет, который был намного повторяется в эпоху эллинизма и в Древнем Риме, судя по количеству версий, которые выжили. Обнаруженный в начале семнадцатого века, Спящий Гермафродит стал частью коллекцииБоргезе, а позже был продан в Лувр в Париже, где он находится сегодня.

Предмет изображения не является чем-то непристойным. Скульптор изобразил сына Гермеса и Афродиты, который соединился с нимфой Салмакидой, принял её формы, но стал двойственным существом мужского пола, но с грудью и формами женщины. Скульптор нашел тему, выражающую греческий стиль: расслабленная нагота, эффект неожиданности и театральность спустя века были объединены в искусстве итальянского барокко, проиллюстрировано здесь Бернини, который изображал чувственных куртизанок, по сравнению с которыми греческие статуи выглядят совсем невинно.

Оригинальный экземпляр Боргезе

Древняя скульптура была обнаружена в первые десятилетия семнадцатого века, ее раскопали на территории Санта-Мария делла Виттория, недалеко от бани Диоклетиана и в рамках садах Саллюстия. Открытие было сделано либо когда церковные фонды были в грунте (в 1608), или когда шпалеры были посажены.

Скульптура была представлена на ценителя, кардинал Сципиона Боргезе, который в свою очередь пожалован орденом услуги своего архитектора Джованни Баттиста Сория и заплатили за фасад церкви, хотя и шестнадцать лет спустя. В своей новой вилле Боргезе, комната называлась Зал Гермафродита был посвящен ей.

В 1620 году Джан Лоренцо Бернини, протеже Сципиона, был оплачен шестьдесят скуди для принятия матраса, на котором Гермафродит возлежит, так разительно реалистичный, что посетители склонны дать ему тестирования

Скульптура была куплена в 1807 году со многими другими частями из коллекции Боргезе, из Принсипе Камилло Боргезе, которая вышла замуж Полин Бонапарта, и был переведен в Лувр, где он вдохновил на стихотворение Алджернон Чарльз Суинберна "Гермафродит" в 1863 году.

Древние копии

Копия второго века Спящий Гермафродит была найден в 1781 году. Третий Римский мраморная вариант был обнаружен в 1880 году, во время строительных работ, чтобы сделать Рим столицей вновь объединенной Италии. В настоящее время на выставке в Museo Palazzo Massimo Alle Terme, части Национального музея Рима.

Дополнительные древние копии можно найти на Уффици во Флоренции, Музеи Ватикана в Ватикане, и Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Современные копии

Многие экземпляры были произведены начиная с эпохи Возрождения, в различных средствах массовой информации.. Полноразмерная копия была выпущено для Филиппа IV Испании в бронзе, (приказал Веласкесу) и теперь в музее Прадо, и в Версаль (скульптора Мартина Карлье, в мраморе). Состав явно под влиянием живописи Веласкеса из Рокби Венера, в настоящее время в Лондоне. Меньший масштаб бронзовая копия, составляется и подписывается Джованни Франческо Susini, находится в музее Метрополитен. Другой меньший масштаб копирования, на этот раз производится в слоновой кости Франсуа Duquesnoy, был куплена в Риме Джон Эвелин в 1640-е годы. Американский художник Барри X Ball представил копию в натуральную величину, причем по сравнению с версией Лувра, сделанный из бельгийского черного мрамора на мраморной основе каррарского, которая была завершена в 2010 году.

История

Был воспитан наядами на горе Ида во Фригии. Однажды на берегу озера повстречал прекрасную нимфу Салмакиду, полюбившую юношу с первого взгляда и предложившую ему стать его невестой. Юноша, ничего не знавший о любви, в страхе отверг любовь нимфы. Когда Гермафродит решил искупаться, нимфа вошла вслед за ним в воду и заключила юношу в объятия. Боги, внявшие мольбам Салмакиды, навеки соединили тело девушки с телом возлюбленного и Гермафродит вышел из озера, став одновременно и мужчиной и женщиной. По его просьбе Афродита и Гермес сделали озеро волшебным и с тех пор каждый, входящий в его воды, становится таким же, как Гермафродит. В память о любви нимфы озеро стали называть Салмакидой.

Центр культа. Культ был популярен в Аттике в начале 4 в. до н.э.

Жемчужная нить является заветной мечтой многих представительниц прекрасной половины человечества, особенно если речь идет о натуральном перламутре, который создает моллюск. Между тем мало кто знает, какие именно живые организмы на земле производят это удивительное биогенное образование и как устроен организм жемчужницы.


Мало кто знает, что именно моллюски производят жемчужины

Вид Margaritifera margaritifera

С виду совершенно неприметная двустворчатая раковина черных, коричневых и зеленоватых тонов с прячущейся в ней личинкой-глохидием является тем самым творцом, благодаря которому человечество имеет возможность любоваться нежной красотой речного жемчуга. Жемчужница обыкновенная, которую называют еще европейской из-за ее ареала, является довольно крупным моллюском, размеры которого нередко превышают 12 сантиметров в длину (рекордный показатель составил целых 16 сантиметров) и около 5 сантиметров в ширину.

Ареал моллюска

На сегодняшний день моллюск жемчужница встречается преимущественно в северных регионах земного шара, распространяясь в небольших пресных водоемах Российской Федерации (Валдай, Карелия, реки, впадающие в северные моря), стран Скандинавского полуострова, Беларуси, на Атлантическом побережье Франции, а также в восточной и северо-восточной частях Канады и Штатов. В отличие от многих других моллюсков, ракушка жемчужница предпочитает чистые не застойные реки и ручьи с быстрым течением, которое оказывает прямое воздействие на толщину ее створок, делая их более легкими и тонкими.

При этом они умудряются вести практически неподвижный образ жизни, стараясь погружаться в той донной части водоемов, где наблюдается минимальное количество ила и много чистого речного песка с довольно неоднородной подложкой из гальки разных размеров. Огромное значение для этой разновидности моллюсков имеет высокая процентная доля кислорода и минимальное содержание солевых минералов, которые также истончают раковину.

И если сейчас такие ракушки являются большой редкостью, то еще в прошлом веке можно было легко найти их многочисленные популяции, представители которых предпочитали погружаться острым концом в песчаное дно на глубине от 25 сантиметров до 2,5 метров или же облеплять булыжники, расположенные прямо на речных порогах. К примеру, в водоемах Кольского полуострова исследователи насчитывали по 70 раковин на 1 квадратный метр, но теперь о такой плотности остались одни только воспоминания.


Сейчас жемчужные ракушки являются большой редкостью в природе

Строение речной ракушки

Разобравшись с тем, где в настоящее время обитает margaritifera margaritifera, не помешает ознакомиться и с ее строением, которое имеет ряд уникальных в своем роде особенностей. Среди них стоит выделить:


Следует отметить, что наиболее толстыми створками обладают жемчужницы, которые вынуждены обитать в жесткой воде с большим количеством примесей (не распространяется на водоемы с повышенной концентрацией солей, имеющие свойство истончать раковины). В то же время слишком мягкая вода также не идет этому организму на пользу, истончая его защитный слой и приводя к образованию в его верхней части глубинных эрозий.

Если же речная ракушка-жемчужница постоянно живет в водоемах с низкой солевой концентрацией, то со временем в ее толстом перламутровом слое образуются многочисленные белковые прослойки, именуемые тульберговскими.

Ученые отмечают, что по мере старения рельеф створок неминуемо разрушается, и наблюдать за этими причудливыми узорами более или менее возможно только при исследовании самых молодых представителей этого вида.

Образ жизни жемчужницы

Как уже известно, европейская жемчужница на протяжении всего срока своего существования ведет крайне пассивный образ жизни. Примечательно, что такая особенность наблюдается не только в процессах передвижения моллюска, которые практически полностью отсутствуют, но и в его питании и размножении. То есть для удовлетворения своих естественных потребностей этому живому организму не приходится предпринимать практически никаких усилий.

Питание и размножение

Кормится жемчужница всевозможными микроводорослями и детритом органического типа, которые фильтруются ее же жабрами в процессе дыхания. Эта особенность привела исследователей к мнению о том, что дыхательная и пищеварительная системы двустворчатого моллюска, базирующиеся на очень тщательной фильтрации, неразрывно связаны между собой и, по сути, являются одним целым. Примечательно, что за одни лишь сутки миниатюрная ракушка умудряется пропускать через свои жабры до пятидесяти литров воды, получая вместе с ней не только кислород, но и полноценное питание.


Кормится жемчужница всевозможными микроводорослями и детритом органического типа

Не приходится особо напрягаться самцам и в плане размножения, так как все, что от них требуется, - это просто выбрасывать свое семя, которое имеет свойство довольно быстро распространяться по всему водоему, оплодотворяя самок.

Обычно этот процесс приходится на середину августа, ведь именно тогда ленивые моллюски, не сдвигаясь ни на шаг с насиженного местечка, выделяют миллионы своих сперматозоидов, оплодотворяющих яйцеклетки самок через их полуоткрытые створки.

Формирование личинок происходит очень быстро. Уже к концу августа на одной только створке насчитывается около трех миллионов таких малышей. Дальнейший их путь определен инстинктом, ведь самка буквально сбрасывает с себя новое поколение, главная задача которого заключается в том, чтобы как можно быстрее прикрепиться к другим обитателям водоема. Обычно окончательная фаза формирования моллюсков занимает от 8 до 11 месяцев , вне пределов другого живого организма их развитие становится невозможным по определению.

Невзирая на столь примитивное устройство, margaritifera margaritifera может похвастаться огромным количеством уникальных фактов из собственной жизни, которые поражают воображение простого обывателя. И самые интересные из них следующие:


Но главной особенностью этого пресноводного моллюска является его долгожительство, ведь возраст некоторых экземпляров достигает 250 лет, что автоматически позволяет присвоить речной жемчужнице почетное звание самого старого беспозвоночного животного.

Приняв меры по сокращению отлова и разведению этих моллюсков, можно сохранить и приумножить популяцию, тем самым обеспечив человечеству возможность по-прежнему любоваться утонченной красотой речного жемчуга.

Жемчужницы являются родственниками перловиц, но по сравнению с ними они более примитивны. Жабры на их спине никогда не срастутся, а боковые зубчики редуцированы.

Длина раковинки жемчужницы-моллюска равна 12 см. Раковины массивны и толсты. Изнутри она имеет слой перламутрового цвета с блестяще белым оттенком.

Места обитания жемчужниц

Моллюсков можно обнаружить в малых речушках севернее России. Также их можно встретить в Валдайской возвышенности, на Кольском п-ове, в Архангельске и Карелии.

Жемчужницы никогда не будут в малозаиленном грунте, они найдут себе место на песчаном дне или дне с мелким камнем. Вода в этих местах, как правило, приемлемой температуры, содержит много кислорода и достаточно прозрачная. В отдельных водных местах жемчужниц находится достаточное количество: на один метр в квадрате примерно пятьдесят моллюсков.

Достаточно много их на речных порогах, под камнями. Тем самым течение понижается в разы. На одном камне может быть до двадцати «жемчужных» моллюсков.

На данный момент ареал существования «жемчужных» моллюсков колоссально уменьшился. Они относятся очень трепетно к концентрации кислорода в воде, а также его чистоте.

В городских речках их не увидеть, а также не увидишь их и в водоёмах, вблизи которых расположены заводы, ибо химическое свойство воды изменено. Жизнь их становится невозможной в связи с заболачиванием больших территорий.

Из-за того, что моллюски растут медленно, восстановление популяции становится сложнейшей задачей. В течение года они вырастают всего в полсантиметра, к пяти годам приближаются к отметке в два сантиметра, к восьми годам жизни достигают около четырёх сантиметров и так далее. У крупных особей длина раковины равна тринадцати сантиметрам.

Жемчуг

Люди во все века и времена занимались добычей моллюсков ради желаемого жемчуга, который вырастает в их мантийной полости. Процесс его образования поистине можно назвать чудом, ибо в момент проникновения инородного тела, между створок моллюска, ткани его раздражаются, и кожа начинает активно вырабатывать вещество, которое со временем затвердевает. По сути, это тот же перламутр, из которого состоит внутренний слой раковины. Например, если попала песчинка, то со временем она покрывается перламутровым веществом и образует жемчужинку.

Учитывая, что моллюски растут замедленно, то жемчужина размером с горошину может сформироваться только через двенадцать лет.

Речной жемчуг стоил дорого во все времена. Ещё в пятом веке широко использовали технику шитья жемчугом. Но есть вероятность, что эта практика началась ещё задолго до этого.

В специализированных мастерских при рыцарских дворах мастерицы плели жемчужное кружево. Во время правления царей попоны лошадям тоже расшивали жемчугом. Одежда богатых дам усыпана была жемчугом, а девушки вплетали в волосы нитки из жемчуга.

Охрану жемчуга организовал Пётр I. Был издан указ о запрете ловли молодых моллюсков. Позднее Елизавета стала уделять этому вопросу ещё большее внимание. Реки стали охраняться.

Жемчуг добывали за счёт казны, на это шли огромные затраты, несопоставимые для монополии. Позже её вовсе отменили. Миссию добытчиков взвалили на себя частные лица, в результате чего число моллюсков очень упала.

На данный момент жемчужницы являются редким видом, им грозит вымирание. Они занесены в Красную книгу.

Некоторые виды «жемчужных» моллюсков можно найти на Дальнем Востоке. К примеру, в Амуре обитает Даурская жемчужница. Раковина крупная, семнадцать сантиметров, имеет перламутр бело-розового цвета. Моллюска Миддендорф можно увидеть на камчатке, её раковина не более девяти сантиметров и перламутр красного или бело-розового цвета.

В Сахалинских горных реках и на юге Курил нашла себя сахалинская жемчужница. Её раковина не более двенадцати сантиметров. А перламутровый слой может быть как розовым или красным, так и фиолетовым.

В наши дни речной жемчуг не менее популярен и имеет огромный спрос не только на белом, но и на чёрном рынке.

Издавна люди ценили красоту жемчуга – его гладкую матовую поверхность, мягкий блеск. Жемчугом украшали одежду, домашнюю утварь, оклады самых почитаемых икон и переплеты книг. Особо крупные и правильной формы жемчужины хранились в государственной казне как великие ценности.

На Руси, начиная с ХI–ХII вв., широко распространилось узорное жемчужное шитье по льну, шелку, парче, бархату. Русские умельцы создавали неповторимые образцы жемчужного шитья и ювелирных украшений с жемчугом. Жемчугом расшивали предметы церковного обихода, парадную царскую, княжескую, боярскую и даже народную одежду. Использовали для такого шитья главным образом пресноводный жемчуг, который добывали тут же, в пределах Российского государства.

Сведения о добыче жемчужных ядер на Руси имеются, например, в документах, относящихся к XV в. Особенно ценен был новгородский жемчуг. его зерна были поразительно красивы. Именно новгородским жемчугом Иван III в 1488 г. одарил венгерского короля Матиуша.

В XVI в. большим спросом стал пользоваться варзужский жемчуг, добываемый в реке Варзуга (Кольский полуостров). Его скупали на украшение церковной утвари и одежды. Особенно изобильным жемчужным промыслом славилась местность возле города Кемь. В 1788 г. этому городу был присвоен герб с изображением венка из жемчуга на голубом водяном поле.

Европейская, или обыкновенная, жемчужница (Margaritifera margaritifera ) – пресноводный двустворчатый моллюск, родич всем известной перловицы. Раковина ее темная, вытянутая, с хорошо развитым перламутровым слоем на внутренней поверхности. В длину раковина может достигать 12–13 см, а в ширину – около 5 см. Обитает европейская жемчужница в быстрых холодных потоках и в свое время, видимо, была широко распространена в реках, впадающих в Баренцево, Белое, Балтийское моря и в северную часть Атлантического океана. «нет в Европе страны, которая была бы богата, как Россия, реками и речушками, в которых водятся жемчужные раковины», – писал в 80-х гг. прошлого столетия русский геолог А.А. Штукенберг 1 .

Еще в начале ХХ в. во многих реках Кольского полуострова и Карелии было немало жемчужниц, которых активно промышляли. Однако в дальнейшем из-за чрезмерного промысла и загрязнения рек промышленными отходами численность моллюсков начала быстро сокращаться. Сейчас этот вид включен в Красную книгу Российской Федерации.

Помимо нашей страны европейская жемчужница встречается в реках Финляндии, Швеции, горных районов Центральной Европы, а очень редко – в Норвегии, странах Балтии, в Великобритании, на севере Франции. Однако и все европейские популяции находятся под угрозой полного уничтожения. За последние 30 лет около половины из них исчезло, а большинство оставшихся перестали воспроизводиться.

Жемчужница придерживается мест с быстрым течением, встречается у порогов, перекатов и плесов с песчано-каменистым дном, но заиленных, со слабым течением плесов избегает. Моллюск живет на глубине 0,3 – 2,5 м, зарывшись в грунт передним концом раковины и выставив наружу задний конец с сифонами. Питается одноклеточными водорослями и органическим детритом, которые извлекает из воды, профильтровывая ее через жабры. В подходящих местах плотность раковин достигает иногда 70 штук на квадратный метр. И каждый моллюск пропускает через себя более 50 л воды в сутки, что дает возможность очистить ее до кристальной прозрачности.

Семга сейчас нерестится в 33 реках Кольского полуострова, но только в одной – Варзуге – она обильна. Почему Варзуга оказалась самой продуктивной? Обследование реки показало наличие крупной популяции жемчужниц – около 80 млн особей. Это сейчас самая крупная популяция в мире – остальные насчитывают от 10 до 100 тыс. особей. По приблизительным подсчетам жемчужницы в Варзуге за сутки осаждают около 200 т взвеси, идеально очищая воду.

Существует три причины вымирания жемчужницы и уменьшения численности семги: избыточный промысел моллюсков, не менее избыточная добыча лососевой рыбы, загрязнение рек. А по Варзуге не сплавляют лес, здесь нет промышленных предприятий, река труднодоступна для массового браконьерства. Получается, что здесь сохранились оптимальные условия как для лосося, так и для жемчужницы.

Но наряду с пассивной охраной рек нужны активные меры по восстановлению численности жемчужницы. Один путь – переселять взрослых особей в реки, где раньше жемчужницы не обитали или откуда исчезли. Однако при этом необходимо учитывать не только пригодность водных биотопов, но и наличие в них естественных хозяев глохидиев. Так, в 1933 г. из ручья Жемчужный близ Кандалакши жемчужница была переселена в ручьи бассейна Пертозера, где лососевые не водились, и акклиматизация не удалась.

Ученые считают, что одновременно с расселением половозрелых жемчужниц нужно расселять и глохидиев. Искусственное заражение глохидиями могло бы в тысячи раз увеличить эффективность воспроизводства. Для этого жемчужниц собирают, приоткрывают раковины, определяют пол и степень зрелости самок, метят их и помещают в садки до начала нереста. Полученную суспензию глохидиев вводят в рот пойманным рыбам, не вынимая их из воды. Через 18 суток в опытах было отмечено от 2 до 10 тыс. личинок, закрепившихся на одном лососе. Как уже было сказано, подобное заражение практически безвредно для рыб.

Восстановление численности жемчужницы можно совместить с возобновлением добычи речного жемчуга, исключающей уничтожение моллюсков. Однако это дело будущего, а прежде надо восстанавливать численность жемчужницы и семги.

А что же такое жемчуг, ради чего пресноводных жемчужниц так нещадно вылавливали многие столетия? Жемчужина состоит из того же вещества, что и раковина, т.е. в основном из углекислого кальция. Внутренний слой раковины – перламутр, производное одного из пуриновых оснований – гуанина. Перламутр образован тончайшими, лежащими в несколько слоев пластами, которые создают интерференцию световых лучей, вследствие чего перламутровый слой блестит, переливаясь всеми цветами радуги. Жемчужина, как известно, образуется после того, как в стенку мантии или в мантийную полость попадает какой-нибудь посторонний предмет, например песчинка, вокруг которого начинает откладываться перламутр.

Иногда жемчужное зерно прирастает к внутренней поверхности раковины. Тогда оно не образует круглого красивого ядра и его бывает трудно отделить от стенки. Такой жемчуг называют половинчатым. Жемчуг, образующийся на самом теле моллюска, обычно имеет форму шарика и его называют скатным. Именно такой жемчуг особенно высоко ценится. В раковине, как правило, находится одна жемчужина. Качество жемчужного зерна не зависит от величины раковины и красоты ее перламутрового слоя. Нередко в красивых и крупных раковинах находили неровный малоценный жемчуг.

Литература

Природа. 1989, №7.

Наука и жизнь. 1975, № 7.

1 Надо заметить, что пресноводный жемчуг добывали и на российском Дальнем Востоке, но там в реках водятся другие жемчужницы – двустворчатые моллюски из рода Dahurinaia .

2 В каждый момент времени жемчужницы раздельнополы, но предполагается, что эти моллюски могут менять пол в течение жизни.

220 лет назад, 10 августа 1793 года, Лувр открылся для посетителей. Само здание за почти десять веков пережило множество трансформаций от темной крепости XII века до дворца Короля-Солнце и самого популярного и известного музея мира. Сегодняшний Лувр - это несколько сотен тысяч экспонатов, четыре этажа с экспозициями общей площадью 60 600 квадратных метров (Эрмитаж - 62 324 кв.м.). Для сравнения: это почти две с половиной Красных площади (23 100 кв. м.) и больше восьми футбольных полей стадиона "Лужники" (площадь поля - 7140 кв.м).

"В Лувре есть что посмотреть", это каждый знает. И, пожалуй, почти каждый назовет главные экспонаты музея: "Мона Лиза" Леонардо да Винчи, Ника Самофракийская и Венера Милосская, стелла с законами Хамураппи и прочее, прочее… В прошлом году, согласно официальным данным, музей посетили более девяти с половиной миллионов человек, о толпах, осаждающих "Мону Лизу", как и о карманниках в Лувре, ходят легенды, а туристические сайты советуют готовиться к его посещению почти как к походу: захватить с собой еду, выбрать удобную одежду и обувь.

Отбросив формальный подход, проект Weekend выбрал десять экспонатов Лувра, не менее известных и прекрасных, чем вышеперечисленные, которые запросто может упустить из виду не самый внимательный или осведомленный турист.

Мифологический демон ("Меченный").
Бактрия.
Конец II - начало III тысячелетия до н.э.

Крыло Ришелье, цокольный этаж (-1). Искусство Древнего Востока (Иран и Бактрия). Зал №9.

Древние артефакты традиционно привлекают к себе меньше внимания, чем творения великих художников и скульпторов. Рассматривать множество маленьких экспонатов, а часто и вовсе фрагментов чего-либо, считается уделом "фанатов. А уж заметить в витринах крыла Ришелье площадью 22 тысячи квадратных метров маленькую, высотой чуть меньше 12 сантиментов, статуэтку на бегу просто невозможно. Этот "железный человечек" родом из Бактрии и ему более 5-ти тысяч лет (датирован концом II - началом III тысячелетия до н.э.). Бактрия — государство, основанное греками после завоевательных походов Александра Македонского в районе Северного Афганистана в конце III - начале IV тысячелетий до нашей эры. На сегодняшний день найдено всего четыре полностью сохранившихся таких статуэтки, одну из них Лувр приобрел в 1961 году. Предполагается, что найдены они в Иране, неподалеку от города Шираз. Кого изображает скульптура, доподлинно неизвестно, ученые окрестили этот загадочный персонаж "Меченным": его лицо изуродовано длинным шрамом. По мнению исследователей, шрам символизировал какое-то ритуальное, деструктивное действие. Прикрытое короткой набедренной повязкой туловище покрыто змеиной чешуей и подчеркивает змееподобный характер персонажа. Это позволяет предполагать, что так изображали антропоморфного демона-дракона, которому поклонялись в Азии. Кто такие эти "меченные", остается только гадать, видимо они олицетворяли духов, возможно добрых, возможно злых.

Матрас Гермафродита

Спящий Гермафродит.
Римская копия с оригинала II века н. э. (матрас добавлен Бернини в XVII веке)

Крыло Сюлли, нулевой этаж (1). Зал №17 Зал Кариатид.

Если находящуюся в том же зале Венеру Милосскую вы не пропустите точно, окружающая ее толпа туристов - хороший ориентир, то расположенного неподалеку "Спящего Гермафродита" можно запросто пропустить, если свернуть не туда. Согласно легенде, сын Гермеса и Афродиты был очень красивым юношей, и влюбленная в него нимфа Салмакида попросила богов соединить их в едином теле. Эта скульптура, считающаяся римской копией с греческого оригинала II века н. э., попала в музей в начале XIX века из коллекции семейства Боргезе. В 1807 году Наполеон попросил князя Камилло Боргезе, приходившемуся ему зятем, продать некоторые экспонаты коллекции. Отказаться от предложения императора была по понятным причинам нельзя. Мраморные матрас и подушка, на которых возлежит Гермафродит, были добавлены в 1620 году Джованни Лоренцо Бернини, скульптором эпохи барокко, чьим покровителем был кардинал Боргезе. Впрочем, эта деталь подчеркивает скорее анекдотичную сторону композиции, что вряд ли входило в задумку греческого автора. Со скульптурой связано и поверье, о котором иногда рассказывают экскурсоводы музея: якобы, мужчины, прикоснувшиеся к спящему, тем самым увеличивают свою мужскую силу.

"Тазик" Святого Людовика

Чаша — "Купель Святого Людовика". (на фото фрагмент — один из медальонов)
Сирия или Египет, около 1320-1340 гг.

Баптистерий (или крестильная купель) Святого Людовика отмечена среди важнейших экспонатов цокольного этажа, однако мало у кого хватает сил спуститься сюда после осмотра главных достопримечательностей музея. Выполненная из латуни и отделанная серебром и золотом чаша считается шедевром искусства времен мамлюков, ранее она принадлежала к числу сокровищ часовни Сент-Шапель, а в 1832 году перешла в коллекцию музея. Этот большой таз был частью французской королевской коллекции, внутри можно увидеть приделанный герб Франции. Он действительно служил купелью при крещении Людовика XIII и сына Наполеона III, но не Людовика IX Святого, несмотря на "приклеившееся" к нему название. Создан этот предмет был гораздо позже: он датируется 1320-1340 годами, а Людовик IX умер в 1270 году.

Шах Аббас и его паж


Мухамад Казим.
Портрет шаха Аббаса I и его пажа (Шах Аббас, обнимающий пажа).
Иран, Исфаган, 12 марта 1627 года

Крыло Денон, цокольный этаж. Зал Искусства Ислама.

В том же зале стоит обратить внимание на довольно известный рисунок, изображающий шаха Аббаса и его пажа-виночерпия, похожего больше на девушку. Аббас I (1587-1629) — самый значительный представитель династии Сефивидов, считающихся основателями современного Ирана. Во время его правления изобразительное искусство достигает пика своего развития, изображения становятся более реалистичными и динамичными. На этом рисунке шах Аббас изображен в шляпе с коническим верхом и широкими полями, которую он ввел в моду, рядом юноша-паж, протягивающий ему чашу с вином. Под кроной дерева, справа, значится имя художника - Мухаммад Казим (один из известнейших мастеров того времени и, по всей видимости, придворный художник Аббаса) - и короткое стихотворение: "Пусть жизнь вам даст то, чего вы желаете от трех уст: вашего любовника, реки и кубка". На переднем плане изображен ручей, вода которого когда-то была посеребрённой. Стихотворение можно интерпретировать и символически, в персидской традиции было множество стихов, обращенных к виночерпию. Рисунок был приобретен музеем в 1975 году.

Портрет доброго короля

Неизвестный художник парижской школы.
Портрет Иоанна II Доброго, короля Франции.
Около 1350 года

Крыло Ришелье, второй этаж. Французская живопись. Зал №1.

Эта картина неизвестного художника середины XIV века считается самым старым индивидуальным портретом в европейском искусстве. Ранних мастеров французской живописи начали изучать сравнительно недавно, во второй половине XIX века, да и большинство их произведений было утрачено в ходе войн и революций. Правление Иоанна Доброго, пришедшееся на годы Столетней войны, было не из легких: разбитый англичанами в битве при Пуатье, он попал в плен и находился в заточении в Лондоне, где подписал договор о своем отречении. Согласно легенде портрет был написан именно в лондонском Тауэре, а авторство приписывается Жирару Орлеанскому. Интересный факт: он стал последним французским монархом носившим имя Иоанн.

Мадонна в "коридоре"

Леонардо да Винчи.
Мадонна в скалах.
1483-1486 годы.

Крыло Денон, Большая галерея, первый этаж. Итальянская живопись. Зал №5.

Большая галерея крыла Денон, помимо знаменитой сцены из фильма Жана-Люка Годара "Банда аутсайдеров" с бегущими по Лувру героями, известна тем, что здесь висит "никем не замеченная" прекрасная Мадонна Леонардо и множество других работ итальянских живописцев, включая Караваджо. "Никем не замеченные", это, конечно, громко сказано, та же "Мадонна в скалах" — одна из самых знаменитых картин в мире, и, тем не менее, начав свой забег с финишем у "Моны Лизы", туристы, к сожалению, часто проходят мимо этой прекрасной работы, у которой стоит постоять лишнюю пару минут. Существует две версии этой картины. Та, что хранится в Лувре, написана в период между 1483-86 годами, и первое упоминание о ней (в описи французской королевской коллекции) датируется 1627 годом. Вторая, которая принадлежит Лондонской Национальной галерее, была написана позже в 1508-м. Картина представляла собой центральную часть триптиха, предназначавшегося для миланской церкви Сан Франческо Гранде, но так и не была отдана заказчику, для которого художник написал вторую, лондонскую версию. Исполненная нежности и покоя сцена контрастирует со странным пейзажем из отвесных скал, геометрия композиции, мягкие полутона, а также знаменитая "дымка" сфумато создает необычную глубину в пространстве этой картины. Ну и нельзя не упомянуть еще одну "версию" содержания этой картины, несколько лет назад мучавшую умы поклонников Дэна Брауна, перевернувшего содержание картины прямо таки с ног на голову.

В поисках блох

Джузеппе Мария Креспи.
Женщина ищущая блох.
Около 1720-1725 гг.

Крыло Денон, первый этаж. Итальянская живопись. Зал №19 (залы в конце Большой галереи).

Картина болонца Джузеппе Марии Креспи - одно из недавних приобретений музея, полученное в дар от Общества Друзей Лувра. Креспи был большим поклонником голландской живописи, и жанровых сценок в частности. Существующая в нескольких версиях "Женщина, ищущая блох", видимо, входила в серию картин (ныне утраченных), повествующих о жизни одной певицы от начала ее карьеры до последних лет, когда она стала набожной. Подобные работы отнюдь не являются центральными в творчестве художника, но дают современному человеку яркое представление о реалиях того времени, когда без блохоловки не мог обойтись ни один приличный человек.

Калеки, не отчаивайтесь


Питер Брейгель Старший.
Калеки.
1568 год.

Крыло Ришелье, второй этаж. Живопись Нидерландов. Зал №12.

Эта маленькая работа старшего из Брейгелей (всего 18,5 на 21,5 см.) единственная на весь Лувр. Не заметить же ее проще простого и не только из-за размера, эффект узнавания — "если на картине много маленьких людишек, значит это Брейгель" — здесь может не сразу сработать. Работа была подарена музею в 1892 году, и за это время родилось множество интерпретаций сюжета картины. Одни усматривали в ней размышление о врожденной слабости человеческой природы, другие - социальную сатиру (карнавальные головные уборы персонажей могут символизировать короля, епископа, бюргера, солдата и крестьянина), либо критику политики, проводившейся во Фландрии Филиппом II. Впрочем, до сих пор никто не берется объяснить персонажа с миской в руках (на заднем плане), а также лисьи хвосты на одежде героев, хотя некоторые видят тут намек на ежегодный праздник нищих Koppermaandag. Добавляет загадочности картине надпись на обороте, которую зрители не видят: "Калеки, не отчаивайтесь, и ваши дела могут процветать".

Одну из наиболее известных картин Иеронима Босха не то, чтобы не знают "в лицо". Возможно, тут не в пользу работы играет ее расположение: недалеко от входа в маленький зал, да еще и с такими соседями как "Автопортрет" Альбрехта Дюрера и "Мадонна канцлера Ролена" ван Эйка, да и до сестер д`Эстрэ тут недалеко, необычная композиция этой работы неизвестного французского художника - сидящие в ванной обнаженные дамы, одна из которых щиплет другую за сосок - сделала картину не менее популярным экспонатом, чем сама "Джоконда". Но вернемся к Босху, те, кто внимательно смотрит по сторонам, ни за что его не пропустят. "Корабль дураков" — часть несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается "Аллегория обжорства и сладострастия" из Художественной галереи Йельского университета. Предполагается, что "Корабль дураков" — первая из композиций художника на тему пороков общества. Развращенное общество и духовенство Босх уподобляет безумцам, которые набились в неуправляемую лодку и несутся навстречу своей гибели. Картина была передана в дар Лувру композитором и искусствоведом Камиллем Бенуа в 1918 году.

Обязательными пунктами посещения Лувра являются две "голландские жемчужины его коллекции" — картины Яна Вермеера "Кружевница" и "Астроном". А вот его предшественника Питера де Хоха, чья "Любительница выпить" висит в том же зале, часто минует внимание среднестатистического туриста. И все же эта работа стоит того, чтобы обратить на нее внимание и не только из-за продуманной перспективы и живой композиции, художнику удалось передать тонкие оттенки отношений персонажей картины. Каждому участнику этой галантной сценки отведена определенная роль: солдат наливает выпить молодой женщине, которая и без того уже не трезва, его товарищ, сидящий у окна, простой наблюдатель, а вот вторая женщина - явно сводня, которая, кажется, в этот момент торгуется. Намекает на смысл сценки и картина на заднем плане, изображающая Христа и грешницу.

Подготовила Наталья Попова

Номера этажей даны в европейской традиции, т.е. нулевой этаж — российский первый.