Концепции / Теория конвергенции

Страх перед коренными социальными изменениями, перед грядущей революцией заставляет буржуазных идеологов лихорадочно метаться в поисках новых «спасительных» теорий. Как отмечалось, большинство буржуазных теоретиков утверждает, что капитализм нынешний имеет не только мало общего с капитализмом прошлого, но и продолжает «трансформироваться». В каком же направлении? Одним из наиболее значительных и характерных явлений в буржуазной общественной науке за последние десять-пятнадцать лет стало широкое распространение во многих вариантах так называемой теории конвергенции. Этой теории в той или иной мере придерживаются представители различных наук: историки, юристы и даже искусствоведы. Ей следуют буржуазные ученые, принадлежащие к далеким друг от друга школам и течениям. Сам термин «конвергенция» произвольно перенесен буржуазными идеологами в область общественных отношений из биологии, где он означает появление у различных организмов сходных признаков под влиянием общей для них внешней среды. Жонглируя подобными аналогиями, антикоммунисты пытаются доказать, что под воздействием современных производительных сил социализм и капитализм якобы начинают вырабатывать все больше сходных черт, эволюционируют навстречу Друг другу, рано или поздно сольются и образуют некое общество-гибрид. Пальма первенства в разработке теории конвергенции принадлежит американскому экономисту Уолтеру Бакингему. В 1958 году он опубликовал книгу «Теоретические экономические системы. Сравнительный анализ», в которой сделал вывод о том, что «реально действующие экономические системы становятся все более сходными, чем различными». Автор далее писал, что «синтезированное общество» позаимствует от капитализма частную собственность на орудия и средства производства, конкуренцию, рыночную систему, прибыль и другие виды материальных стимулов. Из социализма, по словам Бакингема, в будущую экономическую систему перейдет экономическое планирование, рабочий контроль над условиями труда и равенство в доходах населения. Впоследствии к У. Бакингему присоединили свои антикоммунистические голоса голландец Ян Тинберген и американец Джон Гэлбрейт. В своей книге «Новое индустриальное общество» Гэлбрейт провозглашает, что достаточно освободить социалистическую экономику от контроля со стороны государственного планового аппарата и коммунистической партии, чтобы она стала как две капли воды похожа на «капиталистическую экономику без капитализма». Очень точную характеристику теории конвергенции дал в своем выступлении на международном Совещании коммунистических и рабочих партий в Москве (1969 г.) председатель Коммунистической партии Люксембурга Доминик Урбани. Он говорил: «Предпринимаются также попытки заставить рабочий класс поверить, что, если хотя бы немного размягчить марксизм-ленинизм, а в отрицательные стороны капиталистической действительности добавить толику социалистической действительности, то это будет удобоваримо для всех. С научной точки зрения это мешанина идеологических взглядов распространенной так называемой теории конвергенции, которая политически именуется «гуманным социализмом», а на практике для спасения капитализма означает сотрудничество с ним». Раймон Арон и ранее упоминавшийся Питирим Сорокин тоже внесли свою лепту в пропаганду идей конвергенции. В частности, Сорокин «обогатил» антикоммунизм ценным для буржуазной пропаганды признанием: будущее общество «не будет ни капиталистическим, ни коммунистическим». По мысли Сорокина, оно явится «неким своеобразным типом, который мы можем назвать - интегральным». «Это будет,- продолжает Сорокин,- что-то среднее между капиталистическим и коммунистическим порядками и образами жизни. Интегральный тип будет объединять наибольшее число положительных ценностей каждого из ныне существующих типов, но свободных от присущих им серьезных недостатков». Проповедуя идею сближения и как бы взаимопроникновения двух различных общественно-политических систем, мысль о сходности условий их существования, авторы и сторонники теории конвергенции тем самым как бы закладывают идеологический фундамент для осуществления политики «наведения мостов». Идеологи антикоммунистического наступления понимают, что теория конвергенции дает возможность для внешне нового подхода к решению одной из главных задач антикоммунистов - деформации социалистической идеологии, а следовательно, и подрыва мощи и сплоченности социалистического лагеря. Проповедь теории конвергенции представляется им выгодной прежде всего потому, что она может быть использована для идеологических диверсий, поскольку сама мысль о «взаимопроникновении» двух систем, об их «общности» автоматически отвергает необходимость бдительной охраны завоеваний социализма. Теория конвергенции чрезвычайно удобна и для «внутреннего употребления», поскольку отстаивает ложные представления о реакционной природе капитализма и сулит в новом «индустриальном обществе» некую гармонию интересов всех слоев населения. А распространение иллюзий подобного рода жизненно необходимо для современного империализма. Раймон Арон в свое время писал: «Сто лет назад антикапитализм был скандальным. Сегодня в еще более скандальное положение попадает тот, кто не объявляет себя антикапиталистом». Удобство теории конвергенции заключается в том, что, исповедуя ее, можно в то же самое время объявлять себя «антикапиталистом», тем самым не отвлекая, но даже привлекая к себе слушателей. Пропаганда конвергенции капитализма и социализма в качестве средства выработки извращенного, превратного сознания масс преследует реакционные политические цели. В последнее время теория конвергенции стала подвергаться критике со стороны ряда буржуазных социологов и экономистов на том основании, что она не достигла поставленных целей -поглощения социализма капитализмом - и сеет иллюзии, разоружающие антикоммунистов. В 1969 году в Лондоне издан сборник статей американских «советологов» «Будущее советского общества». В заключительной статье сборника профессор социологии Принстонского университета Аллен Кассоф пытается рассмотреть перспективы развития Советского Союза. Смысл его выводов сводится к следующему: непредубежденному наблюдателю бросается в глаза не столько разница между советским и западным индустриальными обществами, сколько их подобие. Но, несмотря на внешнее сходство, нужно говорить о социалистическом варианте индустриального общества, отличном от капиталистического. Поэтому Кассоф считает: нет оснований рассчитывать, что Советский Союз неизбежно станет похожим на Запад, что произойдет конвергенция. А теперь слово Бжезинскому. Он весьма трезво замечает: пока что сходство между двумя лагерями обнаруживается только в одежде, галстуках, обуви. Да, маловато даже для начала. «Я не верю в теорию конвергенции»,- прямо говорил Бжезинский. Такую же точку зрения выразили в своих работах Г. Фляйшер, Н. Бирнбаум, П. Дракер и др.

Конвергенции теория, современная буржуазная теория, согласно которой экономические, политические и идеологические различия между капиталистической и социалистической системами постепенно

сглаживаются, что приведет, в конечном счете, к их слиянию. Самый термин «конвергенция» заимствован из биологии (см. Конвергенция в биологии). Конвергенции теория возникла в 50-60-х гг. 20 в. под влиянием прогрессирующего обобществления капиталистического производства в связи с научно-технической революцией, возрастанием экономической роли буржуазного государства, внедрением элементов планирования в капиталистических странах. Характерными для Конвергенции теория являются искаженное отражение этих реальных процессов современной капиталистической жизни и попытка синтезировать ряд буржуазно-апологетических концепций, имеющих целью замаскировать господство крупного капитала в современном буржуазном обществе. Наиболее видные представители Конвергенции теория : Дж. Голбрейт , П. Сорокин (США), Я. Тинберген (Нидерланды), Р. Арон (Франция), Дж. Стрейчи (Великобритания). Идеи Конвергенции теория широко используются «правыми» и «левыми» оппортунистами и ревизионистами.

Одним из решающих факторов сближения двух социально-экономических системКонвергенции теория считает технический прогресс и рост крупной промышленности. Представители Конвергенции теория указывают на укрупнение масштабов предприятий, повышение удельного веса промышленности в народном хозяйстве, возрастающее значение новых отраслей промышленности и прочее как на факторы, способствующие всё большему сходству систем. Коренной порок таких взглядов - в технологическом подходе к социально-экономическим системам, при котором общественно-производственные отношения людей и классов подменяются техникой пли технической организацией производства. Наличие общих черт в развитии техники, технической организации и отраслевой структуре промышленного производства ни в коей мере не исключает коренных различий капитализма и социализма.

СторонникиКонвергенции теория выдвигают также тезис о схожести капитализма и социализма в социально-экономическом отношении. Так, они говорят о всё большем сближении экономической роли капиталистического и социалистического государства: при капитализме направляющая экономическое развитие общества роль государства якобы усиливается, при социализме - уменьшается, так как в результате проводимых в социалистических странах экономических реформ происходит якобы отход от централизованного, планового ведения народного хозяйства и возвращение к рыночным отношениям. Такая трактовка экономической роли государства искажает действительность. Буржуазное государство, в отличие от социалистического, не может играть всеобъемлющей направляющей роли в экономическом развитии, так как большинство средств производства находится в частной собственности. В лучшем случае буржуазное государство может осуществлять прогнозирование развития экономики и рекомендательное («индикативное») планирование или программирование. Принципиально неверна концепция «рыночного социализма» - прямое извращение природы товарно-денежных отношений и характера хозяйственных реформ в социалистических странах. Товарно-денежные отношения при социализме подчинены плановому руководству со стороны социалистического государства, экономические реформы означают совершенствование методов социалистического планового руководства народным хозяйством.

Иной вариантКонвергенции теория выдвинут Дж. Голбрейтом. Он не говорит о возврате социалистических стран к системе рыночных отношений, а, напротив, заявляет, что в любом обществе при совершенной технике и сложной организации производства рыночные отношения должны быть заменены плановыми отношениями. При этом утверждается, что при капитализме и социализме якобы существуют сходные системы планирования и организации производства, которые и послужат основой для конвергенции этих двух систем. Отождествление капиталистического и социалистического планирования есть искажение экономической действительности. Голбрейт не делает различия между частно-хозяйственным и народно-хозяйственным планированием, видя в них лишь количественное различие и не замечая принципиального качественного отличия. Сосредоточение в руках социалистического государства всех командных позиций в народном хозяйстве обеспечивает пропорциональное распределение труда и средств производства, тогда как корпоративное капиталистическое планирование и государственное экономическое программирование неспособны обеспечить такую пропорциональность и не в состоянии преодолеть безработицу и циклические колебания капиталистического производства.

Конвергенции теория получила на западе распространение среди различных кругов интеллигенции, причём одни из её сторонников придерживаются реакционных социально-политических воззрений, другие же - более или менее прогрессивных. Поэтому в борьбе марксистов против Конвергенции теория необходим дифференцированный подход к различным сторонникам данной теории. У некоторых ее представителей (Голбрейт, Тинберген) Конвергенции теория связывается с идеей мирного сосуществования капиталистических и социалистических стран, по их мнению, только конвергенция двух систем может спасти человечество от термоядерной войны. Однако выведение мирного сосуществования из конвергенции совершенно неправильно и по существу противостоит ленинской идее мирного сосуществования двух противоположных (а не сливающихся) общественных систем.

По своей классовой сущностиКонвергенции теория есть изощренная форма апологии капитализма. Хотя она внешне как бы становится и над капитализмом и социализмом, ратуя за некую «интегральную» экономическую систему, по существу же предлагает синтез двух систем на капиталистической основе, на базе частной собственности на средства производства. Конвергенции теория , будучи в первую очередь одной из современных буржуазных и реформистских идеологических доктрин, вместе с тем выполняет и определенную практическую функцию: она пытается обосновать для капиталистических стран меры, направленные к осуществлению «социального мира», а для социалистических стран - меры, которые были бы направлены к сближению социалистической экономики с капиталистической на путях так называемого «рыночного социализма».

Теория конвергенции

Введение. "С 1958 г. В западной науке сложилась доктрина "одного индустриального общества" рассматривающая все индустриально развитые страны капитализма и социализма как составляющие некого одного индустриального публичного целого, а в 1960 г. Возникла теория "стадий роста", претендующая на социально-философское объяснение главных степеней и стадий глобальной истории. Сразу сложилась совокупность взглядов на процессы взаимодействия, взаимоотношений и перспектив капитализма и социализма, получившая заглавие теории конвергенции".1 Торию конвергенции разрабатывали Сорокин, Гэлбрейт, Ростоу (США), Фурастье и Ф. Перру (Франция), Я. Тинберген (Нидерланды), Шельски, О. Флехтгейм (ФРГ) и др. "В 1965 г. Бизнес уик характеризуя теорию конвергенции, писала – "Сущность данной теории состоит в том, что происходит совместное движение навстречу друг другу, как со стороны СССР, так и со стороны США. При этом русский альянс заимствует у капитализма концепцию прибыльности, а капиталистические страны, в том числе США, - опыт государственного планирования". "В то время как СССР делает усмотрительные шаги в направлении капитализма … многие западные страны сразу заимствуют те либо другие элементы из опыта социалистического государственного планирования. И вот складывается очень любознательная картина: коммунисты стают менее коммунистическими, а капиталисты – менее капиталистическими по мере того, как две системы все ближе и ближе приближаются к какой-то средней точке"2 Основная часть. В 1960–70-е Гэлбрейт становится общепризнанным идеологом либерально-реформистской экономической мысли США доказывает концепцию трансформации капитализма, главную отличительную черту которого Гэлбрейт описывает как господство техноструктуры. Техноструктура – совокупность огромного числа лиц, обладающих относительными специализированными знаниями: ученых, инженеров, техников, адвокатов, администраторов. Техноструктура монополизировала знания, требуемые для принятия решений, и оградила процесс принятия решений от владельцев капитала; превратила правительство в свой “исполнительный комитет”. Её основной положительной целью является рост компаний, а средством – воплощение контроля над публичной средой, в которой протекает деятельность компаний, что, значит применение власти во всем объеме: над ценами, издержками, поставщиками, потребителями, обществом и правительством. Категорию техноструктуры Гэлбрейт, счел применимой и к плановой социалистической экономике. Несмотря на то, что управленческая структура социалистических компаний устроена еще проще, чем структура западных компаний, внутри русского компании была та же необходимость коллективного принятия решений на базе сведения воедино знаний и опыта бессчетных профессионалов. Крупные промышленные комплексы навязывают свои требования организации производства в известной мере независимо от политики и идеологии. Будучи приверженцем курса разрядки и мирного сосуществования в политике, Гэлбрейт полагал, что общность природы больших компаний в капиталистической и социалистической экономике обусловливает тенденцию к конвергенции (схождению) двух экономических систем. По-иному разглядывает перспективы развития социализма и капитализма французский экономист Ф. Перру. Перру отмечает значимость таковых объективных неустранимых явлений, как процесс обобществления производства, растущая потребность в планировании производства, необходимость сознательного регулирования всей экономической жизни общества. Эти явления и тенденции появляются уже в условиях капитализма, но свое воплощение получает только в обществе, освобожденном от оков частной принадлежности, при социализме. Современный капитализм допускает частичную реализацию указанных тенденций, пока и поскольку это совместимо с сохранением основ капиталистического метода производства. "Французский ученый пробует доказать близость двух систем наличием внутри них аналогичных противоречий. Констатируя тенденцию современных производительных сил к выходу за пределы государственных границ, к глобальному разделению труда, экономическому сотрудничеству, он отмечает тенденцию к созданию "всеобщей экономики", объединяющей противостоящие системы, способной удовлетворить потребности всех людей".3 Французский социолог и политолог Р. Арон (1905–1983) в собственной теории "одного индустриального общества" выделяет пять особенностей: 1. Предприятие полностью отделено от семьи (в различие от обычного общества, где семья выполняет, кроме иных, хозяйственную функцию). 2. Для современного индустриального общества типично особенное – технологическое разделение труда, обусловленное не чертами работника (что имеет место в традиционном обществе), а чертами техники и технологии. 3. Промышленное создание в едином индустриальном обществе предполагает скопление капитала, тогда как обычное общество обходится без подобного скопления. 4. Исключительное значение приобретает экономический расчет (планирование, система кредитования и пр.). 5. Современное создание характеризуется большой концентрацией рабочей силы (идет образование промышленных гигантов). Эти особенности, как считает Арон, присущи и капиталистической, и социалистической системам производства. Но их конвергенции в единую мировую систему мешают различия в политическом строе и идеологии. В связи с этим Арон дает деполитизировать и деидеологизировать современное общество. Несколько другой вариант конвергенции двух систем дает Ян Тинберген. Он считает, что сближение Востока и Запада может произойти на объективной экономической базе: в частности, социализм может позаимствовать у Запада принципы частной принадлежности, экономического стимулирования и рыночную систему, капитализм же у Востока - идею общественного равенства и социальной защищенности, рабочий контроль над условиями производства и планирование экономики. Французский ученый и публицист М. Дюверже определил свой вариант конвергенции двух систем. Социалистические страны никогда не станут капиталистическими, а США и Западная Европа – коммунистическими, но в итоге либерализации (на Востоке) и социализации (на Западе) эволюция приведет имеющиеся системы к одному устройств – демократическому социализму. Парсонс в докладе "Система современных обществ" утверждал: "Отдельные политически организованные общества обязаны рассматриватся как части более широкой системы, характеризуемой как разнообразием типов, так и функциональной взаимозависимостью. Социальная стратификация в СССР подобна стратификации в остальных современных обществах. В СССР и США современные тенденции действуют в направлении сведения обоих обществ в единую систему".4 По его мнению, США и СССР имеют относительно однородную общину – в лингвистическом, этническом и в религиозном отношениях. Другими сходствами являются аналогия в структурах и типах меж правительственной бюрократией и крупными организациями в производстве, растущий технический и профессиональный элемент в промышленной системе. Теория сближения, синтеза двух противоположных социальных систем – демократии западного эталона и русского (русского) коммунизма, была выдвинута Питиримом Сорокиным в 1960 году Эссе, озаглавленное им "Взаимное сближение США и СССР к смешанному социокультурному типу". "Это эссе вышло в свет в годы, когда любая из упомянутых в названии государств была полностью уверена в истинности своей социальной системы и в беспредельной порочности такой у собственного антагониста. Сорокин же посмел выразить свое неудовлетворение обеими социальными системами".5 С его точки зрения, разворачиваются два параллельных процесса – упадок капитализма (что связано с разрушением его первооснов – свободного предпринимательства к частной инициативы) и кризис коммунизма, вызванный его неспособностью удовлетворять элементарные жизненные потребности людей. При этом саму концепцию коммунистического – то есть русского – общества Сорокин считает глубоко ошибочной. Экономика такового общества и его идеология есть разновидности тоталитаризма, по его мнению, к такому положению России привело кризисное состояние (в котором страна находилась перед революцией), завершившееся тоталитарной конверсией. Но ослабление критической ситуации ведет к восстановлению институтов Свободы. Следовательно, если в будущем удастся избежать кризисных состояний, то коммунистический режим в России безизбежно придет в упадок и упадет – поскольку, говоря образно, коммунизм может выиграть войну, но не может выиграть мир. Но суть конвергенции не лишь в политических и экономических переменах, которые обязаны наступить после падения коммунизма в России. Суть её в том, что системы ценностей, права, науки, образования, культуры этих двух государств – СССР и США (то есть этих двух систем) – не лишь близки друг к другу, но и как бы движутся одна навстречу другой. Речь идет о взаимном движении публичной мысли, о сближении менталитетов двух народов. Он разглядывает идею конвергенции с точки зрения дальней перспективы, когда в итоге взаимного сближения "господствующим типом общества и культуры, возможно, будет не капиталистический и не коммунистический, а тип который мы можем обозначит как интегральный". Этот новый тип культуры явится "объединенной системой интегральных культурных ценностей, социальных институтов и интегрального типа личности, по своему существу различающихся от капиталистического и коммунистического образцов".6 Словом, конвергенция вполне может привести к образованию смешанного социокультурного типа. Заключение. Теория конвергенции претерпела определенное развитие. Сначало она обосновывала образование экономического сходства меж развитыми странами капитализма и социализма. Это сходство она видела в развитии индустрии, технологии, науки. В дальнейшем теория конвергенции стала совместно с тем прокламировать растущее сходство в культурно-бытовом отношении меж капиталистическими и социалистическими странами, такие как, тенденции развития искусства, культуры, развитие семьи, образования. Отмечалось происходящее сближение государств капитализма и социализма в социальном и политическом отношениях. Социально экономическая и социально политическая конвергенция капитализма и социализма стала дополняться идеей конвергенции идеологий, идеологических и научных доктрин.

технократии теории

Технократии теории (греч. ремесло, мастерство и власть, господство) - социологическое течение, возникшее в США на основе идей буржуазного экономиста Т. Веблена и получившее значительное распространение в 30-х гг. 20 в. (Г. Скотт. Г. Леб и др.). В ряде капиталистических стран были учреждены общества технократов. Приверженцы Т. т. утверждают, будто анархия и неустойчивость совр. капитализма являются результатом управления государством «политиками». Они выдвигают идею исцеления капитализма путем передачи руководства всей экономической жизнью и управления государством «техникам» и бизнесменам. За демагогической критикой капиталистической экономики и политики скрывается стремление оправдать прямое и непосредственное подчинение государственного аппарата промышленным мо-, нополиям. Современная научно-техническая революция оживила некоторые идеи Т. т. Появились многочисленные теории «индустриального» (Р. Арон, У. Ростоу), «постиндустриального» (Белл), «технотронного» (3. Бжезин-ский) об-ва, концепции конвергенции (Дж. Гэлбрейт). Близким к Т. т., но еще более реакционным является менеджеризм - учение о руководящей роли управляющих (менеджеров). Явно антикоммунистический характер вто учение приобрело в работах Дж. Бернхема, «менеджериальная революция» («революция управляющих») к-рого - апология открытой диктату^ ры амер. монополистов. В 70-х гг. Белл выдвинул понятие меритократии, якобы заменяющей бюрократию и технократию в т. наз. «обществе знания».

Т.Веблен - "отец технократизма"

Проникновение техники во все сферы жизнедеятельности, организация их

по технической парадигме неизбежно ставят проблему взаимодействия

технокультуры и власти. Вопрос состоит в том, насколько принципы и

методология технокультуры распространяются на властные отношения в

обществе. Овладение научно-техническими специалистами властными функциями

началось, естественно, в промышленном производстве, которое все более

попадало в зависимость от носителей специальных знаний. Научный анализ

социально-политических последствий данного процесса первым проделал

американский экономист Т.Веблен, признанный во всем мире "отцом

технократизма" (справедливости ради следует отметить, что одновременно

сходные идеи разрабатывал наш соотечественник А.А.Богданов).

В своем анализе Т.Веблен. будучи экономистом, исходил из логики

развития капиталистических производственных отношений. Период

монополистического капитализма он рассматривал как кульминацию противоречий

между между "бизнесом" и "индустрией". Под индустрией Веблен понимал сферу

материального производства, основанную на машинной технике, под бизнесом –

сферу обращения (биржевых спекуляций, торговли, кредита). Индустрия,

согласно взглядам Веблена, представлена функционирующими предпринимателями,

менеджерами и другим инженерно-техническим персоналом, рабочими. Все они

Проблемам современного общества посвящено множество отечественных и зарубежных исследований, касающихся социологических вопросов глоба­лизации, постиндустриального общества, постмодернити и модернизации, в том числе работы Д. Белла, И. Валлерштайна, Э. Гидденса, Дж. Лотара, М. Арчера, П. Драка, М. Фазерстоуна, Дж. Майера, Р. Робертсона, Т. Фрид­мана, У. Грейдера, Д. Харвея, С. Хантингтона, Б. Гранотье, Ф. Фукуямы, Ж. Атали, М. Фридмана, Н. Смелзера, Э. Тирикьяна и др.

Анализ этой литературы показывает, что теория глобализации, вошедшая в научный оборот в 1990-е гг., является историческим приемником теории конвергенции, созданной в 1940-50-е гг., возникшей чуть позже теории мо­дернизации (1950-60-е), а также теории постиндустриального общества, раз­работанной в 1970-е гг. С нашим утверждением согласен и Т. Шанин, полагающий, что теория конвергенции является частным случаем теории модернизации 1 .

1 Шанин Т. Россия как «развивающееся общество». Революция 1905 года: момент истины (Главы из книг). - http://www.russ.ru/antolog/inoe/shanin.htm.

В теоретико-методологическом плане подобная преемственность означает содержательное, но только частичное вхождение концептуальных моделей более ранней социологической теории в более позднюю. Каждая последую­щая теория прирастает новыми принципами и положениями, которых не было на предшествующих этапах, в то же время у каждой последующей тео­рии расширяется класс эмпирических референтов, которые подлежат объяс­нению (рис. 20).

Так, теория модернизации описывала стратегический путь развития за­падноевропейского и американского капитализма, лишь отчасти распрост­раняя рекомендательные модели на незападное общество. Теория постинду­стриального общества охватывала исторический путь развития человечества, но не всего, а только западного. Авторы теории конвергенции (Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, А. Сахаров, П. Сорокин, Ж. Фурастье и др.) утверждали, что историческая эволюция современного индустриального, а впоследствии и постиндустриального общества создает условия для сближения и взаимной инфильтрации двух противоположных систем - западного капитализма и восточного коммунизма. Наконец, теория глобализации включает в себя как исторические модели, так и текущие, которые описывают последствия гло­бализации для всех уголков Земли, включая примитивные племена, сохра­нившиеся в ойкуменных регионах.

Не ясен вопрос о соотношении теории глобализации с еще одной социо­логической теорией - концепцией постмодернити. Во-первых, не решен вопрос о статусе последней. Возможно, он представляет не единичную тео­рию или замкнутую парадигму, а некое аморфное направление либо течение на интеллектуальном фронте. Во-вторых, не прояснено время ее появления - считать ли теорию постмодернити одновременным с теорией глобализации феноменом либо предшествующей ей.

Конвергенции теория, современная буржуазная теория, согласно которой экономические, политические и идеологические различия между капиталистической и социалистической системами постепенно сглаживаются, что приведет, в конечном счете, к их слиянию. Самый термин «конвергенция» заимствован из биологии (см. Конвергенция в биологии). К. т. возникла в 50-60-х гг. 20 в. под влиянием прогрессирующего обобществления капиталистического производства в связи с научно-технической революцией, возрастанием экономической роли буржуазного государства, внедрением элементов планирования в капиталистических странах. Характерными для К. т. являются искаженное отражение этих реальных процессов современной капиталистической жизни и попытка синтезировать ряд буржуазно-апологетических концепций, имеющих целью замаскировать господство крупного капитала в современном буржуазном обществе. Наиболее видные представители К. т.: Дж. Голбрейт , П. Сорокин (США), Я. Тинберген (Нидерланды), Р. Арон (Франция), Дж. Стрейчи (Великобритания). Идеи К. т. широко используются «правыми» и «левыми» оппортунистами и ревизионистами.

Одним из решающих факторов сближения двух социально-экономических систем К. т. считает технический прогресс и рост крупной промышленности. Представители К. т. указывают на укрупнение масштабов предприятий, повышение удельного веса промышленности в народном хозяйстве, возрастающее значение новых отраслей промышленности и прочее как на факторы, способствующие всё большему сходству систем. Коренной порок таких взглядов - в технологическом подходе к социально-экономическим системам, при котором общественно-производственные отношения людей и классов подменяются техникой пли технической организацией производства. Наличие общих черт в развитии техники, технической организации и отраслевой структуре промышленного производства ни в коей мере не исключает коренных различий капитализма и социализма.

Сторонники К. т. выдвигают также тезис о схожести капитализма и социализма в социально-экономическом отношении. Так, они говорят о всё большем сближении экономической роли капиталистического и социалистического государства: при капитализме направляющая экономическое развитие общества роль государства якобы усиливается, при социализме - уменьшается, так как в результате проводимых в социалистических странах экономических реформ происходит якобы отход от централизованного, планового ведения народного хозяйства и возвращение к рыночным отношениям. Такая трактовка экономической роли государства искажает действительность. Буржуазное государство, в отличие от социалистического, не может играть всеобъемлющей направляющей роли в экономическом развитии, так как большинство средств производства находится в частной собственности. В лучшем случае буржуазное государство может осуществлять прогнозирование развития экономики и рекомендательное («индикативное») планирование или программирование. Принципиально неверна концепция «рыночного социализма» - прямое извращение природы товарно-денежных отношений и характера хозяйственных реформ в социалистических странах. Товарно-денежные отношения при социализме подчинены плановому руководству со стороны социалистического государства, экономические реформы означают совершенствование методов социалистического планового руководства народным хозяйством.

Иной вариант К. т. выдвинут Дж. Голбрейтом. Он не говорит о возврате социалистических стран к системе рыночных отношений, а, напротив, заявляет, что в любом обществе при совершенной технике и сложной организации производства рыночные отношения должны быть заменены плановыми отношениями. При этом утверждается, что при капитализме и социализме якобы существуют сходные системы планирования и организации производства, которые и послужат основой для конвергенции этих двух систем. Отождествление капиталистического и социалистического планирования есть искажение экономической действительности. Голбрейт не делает различия между частно-хозяйственным и народно-хозяйственным планированием, видя в них лишь количественное различие и не замечая принципиального качественного отличия. Сосредоточение в руках социалистического государства всех командных позиций в народном хозяйстве обеспечивает пропорциональное распределение труда и средств производства, тогда как корпоративное капиталистическое планирование и государственное экономическое программирование неспособны обеспечить такую пропорциональность и не в состоянии преодолеть безработицу и циклические колебания капиталистического производства.

К. т. получила на западе распространение среди различных кругов интеллигенции, причём одни из её сторонников придерживаются реакционных социально-политических воззрений, другие же - более или менее прогрессивных. Поэтому в борьбе марксистов против К. т. необходим дифференцированный подход к различным сторонникам данной теории. У некоторых ее представителей (Голбрейт, Тинберген) К. т. связывается с идеей мирного сосуществования капиталистических и социалистических стран, по их мнению, только конвергенция двух систем может спасти человечество от термоядерной войны. Однако выведение мирного сосуществования из конвергенции совершенно неправильно и по существу противостоит ленинской идее мирного сосуществования двух противоположных (а не сливающихся) общественных систем.

По своей классовой сущности К. т. есть изощренная форма апологии капитализма. Хотя она внешне как бы становится и над капитализмом и социализмом, ратуя за некую «интегральную» экономическую систему, по существу же предлагает синтез двух систем на капиталистической основе, на базе частной собственности на средства производства. К. т., будучи в первую очередь одной из современных буржуазных и реформистских идеологических доктрин, вместе с тем выполняет и определенную практическую функцию: она пытается обосновать для капиталистических стран меры, направленные к осуществлению «социального мира», а для социалистических стран - меры, которые были бы направлены к сближению социалистической экономики с капиталистической на путях так называемого «рыночного социализма».

Лит.: Брегель Э., Теория конвергенции двух экономических систем, «Мировая экономика и международные отношения», 1968, №1; Голбрейт Дж., Новое индустриальное общество, пер. с англ., М., 1969; Современные буржуазные теории о слиянии капитализма и социализма, М., 1970; Sorokin P. A., The basic trends of our times. New Haven, 1964; Rose G., Was steckt hinter der Konvergenztheorie?, B., 1969; Meissner Н., Konvergenztheorie und Realitä t, 2 Aufl., B., 1971.

Э. Я. Брегель.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

В изданном в 1980 году «Советском энциклопедическом словаре» о конвергенции написано: «Буржуазная теория, в основе которой лежит идея о якобы происходящем постепенном сглаживании экономических, политических и идеологических различий между капиталистической и социалистической общественными системами. Возникла в 50-х годах в связи с научно-технической революцией, ростом обобществления капиталистического производства. Основные представители: Дж. Гелбрейт, У. Ростоу (США), Я. Тинберген (Ни-дерланды) и др. Коренной порок теории конвергенции - технологический подход к анализу социально-экономических систем, игнорирующий принципиальные отличия в характере собственности на средства производства при капитализме и социализме».

Такова была (а в значительной степени сохраняется и сейчас) официозная оценка этого важнейшего политического понятия. Но одновременно получают распространение - и в условиях гласности частично проникают на страницы печати - альтернативные точки зрения, по моему мнению более правильно отражающие историческую реальность и ее требования. Ниже излагается позиция автора данной статьи. Человечество оказалось в XX веке в беспрецедентной ситуации реальной опасности самоуничтожения. Результатом большой термоядерной войны может быть лишь гибель цивилизации, смерть и страдания миллиардов людей, социальная и биологическая деградация оставшихся в живых и их потомков. Не исключена гибель всего живого на поверхности суши. Не менее грозной является многоликая экологическая опасность - прогрессирующее отравление среды обитания средствами интенсификации сельскохозяйственного производства и отходами химических, энергетических, металлургических производств, транспорта и быта, уничтожение лесов, истоще-ние природных ресурсов, необратимое нарушение равновесия в живой и неживой природе и - как апогей всего - нарушение генофонда человека и других живых существ. Мы, возможно, уже вступили на путь, ведущий к экологической гибели. Единственное, чего мы не знаем, - какую долю пути мы прошли, сколько осталось до критической черты, после которой уже нет возврата. Будем все же надеяться, что осталось достаточно, чтобы успеть вовремя остановиться. В ряду глобальных проблем - колоссальная неравномерность мирового экономического и социального развития, угрожающие тенденции в «третьем мире», голод, болезни, нищета сотен миллионов людей. Безусловно, необходимы срочные меры для предотвращения непосредственной опасности скатывания в пропасть термоядерной войны - урегулирование региональных конфликтов путем компромиссов, движение к глубокому разоружению, к достижению равновесия и оборонительного характера обычных вооружений. Столь же необходимы срочные меры внутригосударственного и международного характера для улучшения экологической ситуации, международные усилия для смягчения проблем «третьего мира».

Однако я убежден, что единственным путем кардинального и окончательного устранения термоядерной и экологической гибели человечества, решения других глобальных проблем является глубокое встречное сближение мировых систем капитализма и социализма, охватывающее экономические, политические и идеологические отношения, то есть, в моем понимании, конвергенция. Именно разделение мира придало глобальным проблемам такую трагическую остроту, поэтому толь-ко устранение этого разделения может их разрешить.

В разделенном мире неизбежно будет сохраняться в той или иной мере недоверие, подозрительность. Поэтому все международные соглашения окажутся недостаточно надежными. Очень трудно будет обеспечить необратимость разоружения. В момент обострения «орала» вновь могут быть перекованы на «мечи». Возможности современной техники сейчас многократно превосходят возможности периода второй мировой войны - Манхэттенского проекта и создания ФАУ-2. В случае военной мобилизации можно очень быстро сделать даже на пустом месте десять (или тридцать) тысяч ракет и термоядерных зарядов к ним и многое другое, не менее страшное. То есть опасность уничтожения человечества сохраняется. Определяющая экономическая задача в разделенном мире - не отстать (или - соответственно - догнать и перегнать). Между тем перестройка производства, всего образа жизни на экологически безопасный путь требует большого самоограничения, отказа от форсированного развития. В условиях конкуренции, соревнования двух систем это невозможно, то есть экологическая проблема тоже не получает своего разрешения. Неэффективной по тем же причинам в разделенном мире окажется также борьба с другими глобальными опасностями.

Конвергенция подразумевает отказ и от догматизма капиталистической идеологии ради спасения человечества. В этом смысле идея конвергенции примыкает к основному тезису нового политического мышления перестройки. Конвергенция тесно связана с экономическим, культурным, политическим и идеологическим плюрализмом. Если мы признаем, что такой плюрализм возможен и необходим, то мы тем самым признаем возможность и необходимость конвергенции. Близки к идеям конвергенции фундаментальные концепции открытости общества, гражданских прав человека, отраженные во Всеобщей декларации прав человека ООН, а также - в более отдаленной перспективе - концепция общемирового правительства.

Если мы проанализируем основные тенденции в развитии современного мира, отвлекаясь от частностей и зигзагов, то мы увидим несомненные признаки движения в сторону плюрализма.

В тех странах, которые мы называем капиталистическими или западными, во всяком случае во многих из них, наряду с частным сектором возник сектор государственной экономики. Еще более существенно развитие различных форм участия трудящихся в управлении и прибылях. Чрезвычайно важно создание во всех странах Запада институтов социальной защиты населения. Вероятно, мы можем сказать, что эти институты - социалистические по своей природе, но они превосходят по своей эффективности все то, что мы реально имеем в странах, называющих себя социалистическими. Я рассматриваю все эти изменения как капиталистическую часть общемирового процесса конвергенции.

В социалистических странах трагический путь сталинизма (и различных его вариантов) повсеместно привел к антиплюралистическому обществу. Однако эта система оказалась неэффективной перед лицом задач интенсивного развития в условиях научно-технической революции, чрезвычайно бюрократизированной, социально ущербной и коррумпированной, губительной в экологическом смысле и расточительной в отношении человеческих и природных ресурсов.

Сейчас почти во всех социалистических странах начался процесс изменений, получивший в СССР название перестройки. Первоначально в характеристике этих изменений вообще избегалось употребление слова «плюрализм» и тем более «конвергенция», сейчас иногда говорят о «социалистическом плюрализме». По моему убеждению, перестройка может быть успешной только при последовательном осуществлении глубоких системных плюралистических изменений в экономике, в политической сфере, в сфере культуры и идеологии. В настоящее время в социалистических странах намечаются отдельные элементы этого процесса. Картина изменений носит неоднородный, пестрый и в ряде случаев противоречивый характер. Я рассматриваю перестройку как часть общемирового процесса конвергенции, жизненно необходимую для социалистических стран и для всего мира.

Кратко резюмируя, конвергенция - реально происходящий исторический процесс сближения капиталистической и социалистической мировых систем, осуществляющийся в результате встречных плюралистических изменений в эконо-мической, политической, социальной и идеологической сферах. Конвергенция является необходимым условием решения глобальных проблем мира, экологии, социальной и геополитической справедливости.

Cтраница 1


Теория конвергенции была направлена на снятие марксистской однолинейной схемы развития с обязательной заменой капитализма социализмом. В ней обусловливалась идея, что индустриальное общество обладает потенциалом безграничного прогрессивного развития без радикальных (революционных) преобразований и создания мира без границ - общего дома человечества с приоритетом общечеловеческих ценностей.  

Теория конвергенции имеет ряд разновидностей. Различные трактовки наблюдаются как в отношении того, что является основой возникновения сходных черт, так и в отношении будущего общества. Гэлбрейт, например, в качестве основы сближения выдвигает развитие техники. Рассматривая будущее индустриальных систем, он указывает на усиление тенденций конвергенции. Эти тенденции усматриваются им в росте крупного производства, развитии техники, сохранении автономии предприятий, государственном регулировании совокупного спроса и подготовки специалистов. Гэлбрейт находит эти черты как в капиталистическом, так и в социалистическом обществе.  

Теория конвергенции объективно является своеобразным отражением того факта, что крупное, общественное по своему характеру производство нуждается в регулировании в интересах всего общества, чего нельзя осуществить в условиях капитализма. Она призвана представить капитализм прогрессивным строем, якобы приближающимся к социализму, уже доказавшему свои решающие преимущества перед капитализмом.  

Теория конвергенции является своеобразным отражением того факта, что крупное, общественное по своему характеру производство нуждается в регулировании в интересах всего общества, чего нельзя осуществить в условиях капитализма. Теория конвергенции призвана приукрасить капитализм, представить его прогрессивным строем, якобы приближающимся к социализму, уже доказавшему свои решающие преимущества перед капитализмом.  

Согласно теории конвергенции социальные различия социализма и капитализма стираются, поскольку производительные силы, наука и техника становятся все более сходными во всех развитых обществах. Авторы этой теории спекулируют на внешнем сходстве некоторых сторон научно-технического прогресса в экономически развитых странах с разными общественными системами. Акцент во всех вариантах теории конвергенции ставится лишь на одной стороне общественного развития - на развитии производительных сил.  

Суть теории конвергенции состоит в утверждении, будто по мере развития капитализма и социализма у обеих систем возникают и усиливаются сходные черты, различия же постепенно исчезают. По мнению буржуазных идеологов, условия производства, развитие культуры и науки в результате общего прогресса становятся все более одинаковыми в обеих системах. И капитализм и социализм якобы вынуждены решать одни и те же проблемы, применять одинаковые методы их решения.  

Характерной чертой теории конвергенции является утверждение о взаимопроникновении обеих систем: капитализм воспринимает лучшие черты социализма и устраняет при этом свои пороки, социализм тоже постепенно перерождается, воспринимая лучшие черты капитализма и устраняя свои недостатки. Буржуазные теоретики рассматривают проводимые в социалистических странах экономические реформы, исходя из внешних, формальных признаков; усиление использования товарно-денежных отношений они трактуют как возврат к рыночной стихии.  

Основным пороком теории конвергенции, так же как и всех других теорий сходства двух систем, является то что она основывается на формальном подходе и внешних признаках, на игнорировании коренной противоположности общественной социалистической и частнокапиталистической собственности. На самом деле ни развитие техники, ни усиление общих черт в формах организации и управления производством не устраняют этой коренной противоположности, а еще более усиливают ее. При социализме же технический прогресс служит основой для повышения уровня жизни всего народа, для облегчения и сбережения труда.  

Один из вариантов теории конвергенции принадлежит академику А. Д. Сахарову, который в конце 1960 - х гг. считал сближение стран капитализма и так называемого реального социализма, сопровождающееся демократизацией, демилитаризацией, социальным и научно-техническим прогрессом, единственной альтернативой гибели человечества.  

Характерна в этом отношении теория конвергенции.  

Вместе с тем появление теории конвергенции служит своеобразным отражением того факта, что крупное, общественное по своему характеру производство нуждается в общественном регулировании, чего нельзя осуществить в условиях капитализма. Но разумеется, буржуазные экономисты не могут делать такие выводы.  

Характерной чертой всех разновидностей теории конвергенции является утверждение о взаимопроникновении обеих систем - капитализм воспринимает лучшие черты социализма и устраняет при этом свои пороки. Причем основные устои буржуазного строя - капиталистическая собственность, эксплуатация труда - остаются незыблемыми. Социализм якобы тоже постепенно перерождается, воспринимая лучшие черты капитализма и устраняя свои недостатки. Буржуазные теоретики рассматривают хозяйственные реформы в социалистических государствах как некий поворотный пункт, означающий возврат к рыночной экономике, стимулируемой прибылью. Исходя из того, что некоторые экономические категории социализма выступают в формах, внешне сходных с категориями капитализма, буржуазные экономисты изображают совершенствование планирования как отказ от централизованного планового руководства, усиление использования товарно-денежных отношений - как возврат к рыночной стихии.  

Характерной чертой всех разновидностей теории конвергенции является утверждение о взаимопроникновении обеих систем - капитализм воспринимает лучшие черты социализма и устраняет при этом свои пороки. Причем основные устои буржуазного строя - капиталистическая собственность, эксплуатация труда - остаются незыблемыми. Социализм якобы тоже постепенно перерождается, воспринимая лучшие черты капитализма и устраняя свои недостатки. Буржуазные теоретики рассматривают хозяйственные реформы в социалистических государствах как некий поворотный пункт, означающий возврат к рыночной экономике, стимулируемой прибылью. Исходя из того, что некоторые экономические категории социализма выступают в формах, внешне сходных с категориями капитализма, буржуазные экономисты изображают совершенствование планирования как отказ от централизованного планового руководства, усиление использования товарно-денежных отношений-как возврат к рыночной стихии.  

Характерной чертой всех разновидностей теории конвергенции является утверждение о взаимопроникновении обеих систем - капитализм воспринимает лучшие черты социализма и устраняет при этом свои пороки. Причем основные устои буржуазного строя - капиталистическая собственность, эксплуатация труда - остаются незыблемыми. Социализм якобы тоже постепенно перерождается, воспринимая лучшие черты капитализма и устраняя свои недостатки. Буржуазные теоретики рассматривают хозяйственные реформы в социалистических государствах как некий поворотный пункт, означающий возврат к рыночной экономике, стимулируемой прибылью.  

В 70 - е годы популярность теории конвергенции значительно упала. В конце 70 - начале 80 - х годов появились идеи частичной конвергенции, являющиеся результатом приспособления кон-вергенционных идей к изменяющейся социально-экономической и политической обстановке, что, в частности, признается и самими буржуазными авторами.