5 сентября – Луппа — брусничник

У брусники вкус особый:
То ли кислый, то ли нет.
Сколько ты ее ни пробуй,
Не найдешь на то ответ.
А зеленые листочки
Не желтеют и зимой.
Приносили мы из леса
Эту ягоду домой.

Убирают овес и лен. Улетают журавли.
Если журавли летят низко, то зима будет теплой, если высоко – то холодной. Если журавли летят низко, быстро, молчком – скоро будет ненастная погода.

Поиграем в словесную игру «Кузовок».
Возьмите коробку – это будет наш игровой «кузовок». Бруснику собирают в корзинку или в кузовок. А у нас кузовок будет особенный: «Вот кузовок, кладём туда слова на –ок». По очереди называем слова, которые заканчиваются на –ок (замок, грибок, лепесток, колобок, гребешок, воротничок, утюжок, сапожок, литок). Кто ошибется или не сможет придумать слово – кладет в кузовок свою вещь. В конце игры свою вещь надо отыграть – выполнить задание: загадать загадку, спеть песенку, сплясать по веселую музыку и т.п.

Грамматическая игра со словами – «Морс». Морс из брусники как называется – догадайся (вспомни, если малыш его уже пил) — ? (Брусничный! Правильно!). А из черники? (Черничный) А из клюквы? А из малины? А из смородины? Догадайся, какой морс я больше всего люблю? (малыш догадывается: «Клюквенный? Нет? Черничный? Нет? и так далее). В игре закрепляется умение образовывать прилагательные от существительных и развивается языковое чутье.

7 сентября. Тит и Варфоломей

Святой Тит последний гриб растит.

Раньше говорили так: «Кто пораньше встаёт – тот грибов наберет. А сонливый да ленивый идут после за крапивой». И так – «Не всякий гриб в лукошко кладут». Познакомьте малыша со съедобными и ядовитыми грибами. И прочитайте замечательную осеннюю сказку о грибах.

Храбрый опенок.
Э. Шим

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы - один другого краше!
Под темными елками деды боровики стоят. У них кафтаны белые надеты, на головах-шляпы богатые: снизу желтого бархата, сверху - коричневого. Загляденье!
Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!
Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них желтые рубашки, на головах картузики клеенчатые. Тоже хороши!
Под ольховыми кустиками сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!
И вдруг возле поваленной березы вырос еще один гриб-опенок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта - белобрысые кудерьки в колечки завиваются. Увидали его другие грибы и ну - смеяться: - Глядите, неприбранный какой! Да куда ж ты на свет белый вылез? Тебя ни один грибник не возьмет, никто тебе не поклонится! Опенок тряхнул кудрями и отвечает:
- Не поклонится нынче, так я подожду. Авось когда-нибудь и пригожусь.
Но только нет - не замечают его грибники. Ходят меж темных елок, собирают дедов боровиков. А в лесу холоднее становится. На березах листья пожелтели, на рябинах покраснели, на осинках пятнышками покрылись. Ночами студеная роса на мох ложится.
И от этой студеной росы сошли деды боровики. Ни одного не осталось, все пропали. Опенку тоже зябко в низинке стоять. Но хоть ножка у него тонкая, да зато легкая - взял да и повыше перебрался, на березовые корни. И опять грибников ждет.
А грибники ходят в перелесках, собирают отцов подосиновиков. На Опенка по-прежнему не глядят.
Еще холоднее стало в лесу. Засвистел ветер-сиверко, все листья с деревьев оборвал, голые сучья качаются. С утра и до вечера льют дожди, и укрыться от них некуда.
И от этих злых дождей сошли отцы подосиновики. Все пропали, ни одного не осталось.
Опенка тоже дождем заливает, но он хоть и щупленький, а прыткий. Взял и вскочил на березовый пенек. Тут его никакой ливень не затопит. А грибники все равно не замечают Опенка. Ходят в голом лесу, собирают братцев маслят и сестриц сыроежек, в кузовки кладут. Неужели так и пропасть Опенку ни за что, ни про что?
Совсем холодно стало в лесу. Мутные тучи надвинулись, потемнело кругом, с неба снежная крупа сыпаться начала. И от этой снежной крупы сошли братцы маслята и сестрицы сыроежки. Ни одного картузика не виднеется, ни один платочек не мелькнет.
На непокрытую голову Опенка крупа тоже сыплется, застревает в кудрях. Но хитрый Опенок и тут не оплошал: взял да и прыгнул в березовое дупло. Сидит под надежной крышей, потихоньку выглядывает: не идут ли грибники? А грибники тут как тут. Бредут по лесу с пустыми кузовками, ни одного грибка не могут найти. Увидели Опенка да так-то обрадовались: - Ах ты, милый! - говорят. - Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дожидался. Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог! И низко-низко поклонились Опенку.

8 сентября. Наталья — овсяница

В этот день в одних районах закашивают овес, в других его уже убрали. Дома можно испечь овсяное печенье и сварить овсяную кашу. В этот день варили овсяный кисель и пекли блины.

Поиграем в этот день в игру «Овёс». Все игроки берутся за руки и поют или ритмично приговаривают на каждый шаг по кругу: «Кто хочет знать, как сеют овёс? Мой батюшка сеял так…» И показывают движения. «А потом отдыхал вот так» (встать, сложив руки). Вместе приговариваем: «Овёс! Овёс! Чтобы ты рос!»

Следующий куплет – «Кто хочет знать, как жнут овес? Мой батюшка жинал его вот так! (показ жеста) А потом отдыхал вот так! (показ жеста). Овёс, овёс, чтобы ты рос!»

В следующем куплете проговариваются слова: «Кто хочет знать, как вяжут овёс», затем «Как молотят овёс».

Так в игре проговаривается последовательность выращивания овса (сеять – жать – вязать – молотить) и дети уточняют представления об окружающем мире.

10 сентября – Скирдницы

«Красно поле снопами, а гумно – скирдами». В этот день снопы убирают в скирды, люди спешат убрать хлеб перед сезоном осенних дождей.

В этот день давайте заготовим соломку для поделок или попробуем сделать небольшие поделки вместе с детьми из заранее заготовленной соломы.

Как заготовить соломку?

После уборки хлеба по обочинам полей остаются колоски. Их можно срезать и получить из них соломку. Для соломки можно использовать и травы – мятлик, лисохвост, тимофеевку.

Как сделать соломку:

— У каждого колоска отрезаем верхушку — метелку (колосок), снимаем верхний слой с листьями. Нарезаем на стебли нужной длины.

— Готовую соломку держим на солнце 2- 3 дня.

— Запариваем соломку в тазу или большой кастрюле горячей водой (длительность от 5 минут до 1-2 часов).

— Даем воде стечь. Игрушки и поделки делаем только из влажной соломы, в процессе работы ее можно смачивать.

В видео Вы более подробно увидите, как подготовить соломку к работе и как сплести из нее колокольчик для украшения интерьера:

Колокольчик из соломы

Очень подробный пошаговый мастер-класс о подготовке соломки к аппликации и изготовлению панно из соломки с малышами и детьми постарше Вы найдете в статье

13 сентября. Куприян

С Куприяна начинают дергать корнеплоды (кроме репы) и выкапывают картошку.

Поиграйте на прогулке в подвижную игру «Картошка». А после прогулки сделаем картофельные игрушки.

Мы с удовольствием играли в эту игру еще во время моего детства. Все встаем в круг и бросаем друг другу мяч. Мяч нужно отбивать друг другу. Если игрок не отбил мяч – то он садится на корточки и становится «картошкой». Чтобы выбраться из круга и снова встать на ноги «картошке» надо поймать мяч, который перебрасывают другие игроки. Мяч можно ловить, только из сидячего положения. Если «картошка» поймала мяч, она снова становится игроком.

Картофельные поделки . Рассмотрите с детьми разные по форме картофелины. Часто встречаются картофелины очень причудливой формы, похожие на разные предметы и зверюшек. Их можно использовать для изготовления картофельной игрушки.

В картофельных игрушках как в конструкторе соединяются друг с другом картофелины разного размера (например, маленькая – это голова, а большая – это туловище), половинки картошки (для устойчивости поделки). Картофелины соединяются в игрушке с помощью спичек (зубочисток, коротких палочек). Например, в картошку можно воткнуть палочки – ножки, и получится зверек. В поделках обращаем внимание на глазки картофеля. Их можно использовать как глазки игрушки.

14 сентября. Симеон Столпник. Семён – летопроводец (провожает лето). 16 сентября – Василиса. Василиса – со льнами торопися

С этого времени наступает бабье лето.

Если в этот день теплая погода, то и зима будет теплая. Если гуси улетают в этот день, то жди ранней зимы.

В Семенов день справляли Осенины – первую встречу осени.

С этого дня начинались работы в избах при огне. Гасили старый огонь, а утром добывали новый огонь. С этого дня начинали сушить и мять лен. К Семенову дню старались завершить старые дела и начать новые дела, начинали убирать корнеплоды, заканчивали посев озимых культур.

Мальчиков после трех лет (вышедших из раннего возраста) постригали и сажали на коня в торжественной обстановке. Прядь волос с их головы состригали с молитвой и ее потом хранили. Крестный отец держал повод коня и обводил ее кругом по двору. Отсюда пошел обычай дарить мальчикам деревянного коня — качалку как традиционную мальчишескую игрушку.

Раньше знания об окружающем мире передавались детям из народных игр. Давайте и мы расскажем и покажем нашим детям, как много работы нужно сделать людям, чтобы получить льняную ткань. Покажите дома или в магазине льняную салфетку или скатерть. Расскажите о льне – Вам поможет рассказать об этом детям в занимательной форме статья , и поиграйте в народную игру о выращивании льна «Ленок». В этой игре по ходу пения мы изображаем действия, о которых поется в песне.

Лён мой зеленой
При горе, при крутой,
Уж я сеяла, сеяла ленок, (изображаем, как сеют лен)
Уж я, сеяв, приговаривала,
Чеботами приколачивала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе, при крутой,
Я полола, полола ленок, (изображаем, как мы пололи лен)
Я, половши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Уж я дёргала, дергала, лён, (изображаем, как дергают лен и т.д.)
Уж я, дёргав, приговаривала
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Уж я стлала, стлала ленок,
Уж я, стлавши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Я мочила, мочила ленок,
Я, мочивши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Я сушила, сушила ленок,
Я, сушивши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Уж я мяла, я мяла ленок,
Уж я мявши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Я трепала, трепала ленок,
Я, трепавши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Я чесала, чесала ленок,
Я, чесавши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Уж я пряла, я пряла ленок,
Уж я, прявши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

17 сентября. Луков день.

Начинают выкапывать лук из гряд.

Загадайте загадки про лук : «Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слёзы проливает».

Прочитайте армянскую народную сказку «Отчего лук горький?» и обсудите ее с детьми.

«В старину сладкий Лук и горький Арбуз жили по-соседству. Тогда лук был таких размеров, как Арбуз сейчас. Арбуз же такой величины, как Лук в наши дни. Поскольку Лук рос большим и сладким, его поливали. Ему не приходилось заботиться о себе. Беззаботный Лук полнел и тяжелел. Одно плохо: скучно было ему.
Однажды за оградой Лук услышал шорох. Он знал, что ему ничего не грозит, но от нечего делать начал прислушиваться. Шорох перерос в частое дыхание. Хотел было Лук посмотреть, кто там объявился, да было ему лень. В конце концов не выдержал, повернулся грузным телом. За оградой, из кочек, обливаясь потом, на свет пробивался хилый Подорожник. Лук был хорошо напоен водою, поэтому сколько не пытался, не смел промолчать.

— Послушай, голопуз, — обратился он к Арбузу, — ты слышишь, Подорожник снова пыхтит.
— Нелегко бедняге, — отозвался тощий Арбуз.
— Какой бедняга? Просто нахал, — возмутился Лук, — не успели его вышвырнуть с грядки, как он уцепился за кочки.
— Нелегко ему, — вздохнул Арбуз.
— Заладил: нелегко, нелегко, — рассердился Лук.

Он пожалел, что заговорил с Арбузом. Отвернулся, замолк. Но сытого всегда донимает скука, и Лук даже снизошёл до беседы:

— Как ты сумел пробиться из твёрдых кочек, Подорожник?
— Я довольствуюсь малым и много тружусь, — еле слышно прошептал Подорожник, поскольку до плеч был ещё в земле.
— Тебя вырезают здесь, а ты прорастаешь там. Вырвут с корнем, а ты пробиваешься рядом. Откуда у тебя столько силы духа, что не погибаешь в бесконечных гонениях?
— Сила духа крепнет от борьбы, — ответил Подорожник чуть громче, освобождая грудь от стиснувших глыб.
— От борьбы, говоришь? А чем ты силён?
— Врагами силён! – ответил Подорожник звонко.

Лук не переносил высоких тонов – сытость больше нуждается в созерцательном покое. Поэтому он поморщился и с усмешкой спросил:

— Скажи, Подорожник, что тяжелее всего на свете: умирать от жажды на солнцепёке, быть раздавленным Копытом, вырванным с корнем, или быть порубленным неумолимым Железом?
— Самое трудное – не обидеть другого.

Лук с удивлением приподнялся и ахнул: Подорожник уже выращивал детей. Испугался Лук: «Вырастут его дети – выпьют всю влагу, которой люди поливают меня. Тогда самому придётся доставать воду из твёрдой, жадной, мрачной глубины. Нет, нет – только не это!» — ужаснулся Лук и закричал:
— Же-ле-зо! Сюда!!!
Напрасно пытался Арбуз остановить его. Лук кричал всё сильнее.
Явилось Железо и начало кромсать бунтаря. Кромсать за то, что живёт… да ещё и на своей земле.
— О Лук! – закричал погибающий. – Праздность и лень породили в тебе зависть и довели тебя до предательства! Если есть на свете справедливость, пусть сделает тебя таким горьким, как моя судьба! Арбуз же за доброту – полным, как мои надежды! И сладким, как сон.

Острым было свирепое Железо. Острым, но слепым. Чувствовало оно, что уничтожило Подорожник, но не видело, что сеет его детей, омытых вместо влаги слезами и соком самого Подорожника.
Рядом вскоре на свет начали пробиваться его дети. В разрыхлённой и влажной земле им было легче, и они росли быстрее. Увидел их Лук – горечь обожгла его и начала сушить. От бессильной ярости сам себя он грыз, уменьшаясь на глазах.

Увидел и Арбуз детей Подорожника – сладость радости разлилась в его душе. А когда внуки пробились на свет, то увидели Лук уже таким, какой он сейчас. И Арбуз увидели другим – какой он в наши дни».

Почему так говорят: «Лук – от семи недуг»? (то есть от разных болезней помогает).

Из луковой шелухи можно сделать аппликацию с помощью клея ПВА. Для этого шелуху нужно запарить в горячей воде (подержать в ней 15 минут) и прогладить затем горячим утюгом. Цвет шелухи изменится. Можно шелуху прокипятить.

На основу – картон наносится рисунок. Кусочки шелухи намазываются клеем ПВА и наклеиваются на основу в соответствии с рисунком. Можно наклеить кусочки на очень тонкую бумагу, дать высохнуть. А потом по изнаночной стороне вырезать нужные силуэты. Детям понадобится помощь взрослых при такой работе.

Подробный мастер-класс об изготовлении поделки из луковой шелухи с детьми дошкольного возраста Вы найдете в статье

21 сентября. Рождество Богородицы.

Это вторая встреча осени, встречали в этот день Матушку Осенину с овсяным хлебом и песнями.

Можно отметить с малышами праздник урожая. В этот день ходим в гости, угощаемся овощами и пирогами. Говорим об овощах и фруктах, вместе делаем простой салат и интересные блюда из даров осени и украшения для овощных блюд.

К празднику урожая можно вместе с детьми сделать осенние открытки и подарить их гостям и близким, друзьям. Простые техники выполнения осенних открыток Вы найдете в статьях ,

23 сентября. Петр – Павел – рябинники

Этот день – именины рябины.

С этого дня срывали ягоды рябины – после заморозков она становилась более сладкой. Часть ягод оставляли на дереве для разных птиц.

Если рябины в лесу много – осень дождливая, если мало – сухая.

Когда-то раньше люди украшали рябиной зимние окна: клали ветки между двойными рамами до весны. Люди верили, что рябина защитит их от злых сил. Можно и сейчас попробовать это сделать на даче.

В честь праздника – рябинника поводите с детьми хоровод «Рябинушка».

Идем по кругу:

«Вот и осень наступила,
Сад стал золотистым.
И рябинушка надела
Красные мониста.

Выполняем танцевальные движения:
А надев убор красивый,
Всех нарядней стала.
С нами яркая рябина
Вместе заплясала.

Свои ветки опустила (наклон вперед – поклон земле),
В пояс поклонилась,
Золотистою листвою
С ветром закружилась (кружение на месте).

Мы с рябиной во долине
Лето провожали
И осенним вечерочком
Дотемна гуляли».

Сделайте в этот день с детьми традиционные русские женские бусы из рябины – нанизывайте ягоды на иголку с ниткой, соедините в бусы. Когда бусы полностью высохнут, то можно покрыть лаком. Для бус можно использовать и ягоды боярышника, шиповника, кизила.

Прежде чем делать бусы, поговорите с рябинкой и аккуратно возьмите у нее ягодки.

Из этого короткого видео Вы узнаете много интересного о рябине и о том, как к ней раньше относились люди.

Видео «Рябиновые бусы – древний женский оберег».

В день рябинника также можно сделать с детьми замечательную поделку в технике квиллинг —

27 сентября. Воздвиженье

Этот день – третья встреча осени. В этот день с детьми можно отметить день капусты. Раньше говорили так: «На Воздвиженье первая барыня – капуста», ее срубали и завершали уборку урожая.

Срубают капусту и приступают к заготовке квашеной капусты на зиму. Даже название такое было – «капустные вечера». Работу делали сообща, дружно, с песней. Хозяйки пекли пироги с капустой к чаю.

Давайте поиграем в народную игру «Капуста». На середину комнаты или игровой площадки положите разные вещи (это будет наша капуста). Выбираем хозяина огорода, который будет сторожить «капусту» от волков, синиц, бобров, куниц, зайцев и медведей (то есть будет сторожить наши положенные в середину вещи от нас — игроков). Все игроки приговаривают или поют:

«Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капустку не украли,
В огород не прибегали
Волки и синицы, бобры и куницы,
Заяц усатый,
Медведь толстопятый».

После этих слов все игроки стараются забежать в «огород», быстро схватить «капусту» и убежать. Если хозяину удалось запятнать игрока – он из игры убывает. Кто больше всего унес капусты – тот стал самым ловким и побеждает.

Говорят, что в этот день медведь в берлогу залегает на зиму.

Поиграйте в игру «Медведь»

В одной стороне комнаты или игровой площадки нарисуйте линию – это дом, в котором мы будем прятаться от медведя. С другой стороны площадки линией обозначьте берлогу медведя. Выбираем, кто будет медведем, и начинаем играть. Изображаем, как будто мы осенью собираем грибы и ягоды в корзину. Медведь изображает, как будто он спит в берлоге. Говорим хором слова:

«У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас глядит».

На слово «глядит» медведь просыпается и догоняет игроков. Его задача – запятнать их рукой. Игроки должны успеть убежать от медведя в «дом».

28 сентября. Никита – гусепролёт

С этого дня начинают собирать с грядок репу. Дикие гуси улетают в эти дни на зимовку в дальние страны.

Поиграйте на прогулке в подвижную народную игру «Гуси».

Выбираем площадку и чертим палочкой на земле линию. Сбоку площадки чертим линию, за которой будет прятаться волк. С одной стороны площадки чертим линию, с которой начнут лететь гуси. С другой стороны площадки – линию, где будет их «дом», куда им надо перелететь к хозяйке.

Выбираем, кто будет волком, кто хозяйкой, а кто – гусями. Гуси становятся в линию с одной стороны площадки, волк притаился с другой стороны площадки.

Хозяйка зовет гусей:
Гуси- гуси!
Гуси отвечают:
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Так летите!
— Нам нельзя!
Серый волк
Под горой
Не пускает нас домой!
— Так летите как хотите,
Только крылья берегите!

Гуси должны перебежать с одной стороны площадки на другую – в свой дом, откуда их звала хозяйка. Волк их ловит.
Если волк поймал гуся, то этот игрок становится волком в следующей игре.
Сделайте из бумаги гусей, которые умеют летать, двигать крыльями. Можно сделать целое панно – гуси, улетающие в теплые края. Как сделать гуся просто в несколько движений Вы узнаете из этого видео

С малышами в этот день можно инсценировать сказку про репку , которую начинают убирать с огорода в эти дни.

Сентябрь — листопад, груден, вересень, ревун (из начала холодных ветров, дождей), хмурень (солнечных дней становится все меньше и меньше), рюин (олени начинают реветь), руен, желтень, жовтень (все покрывается желтым цветом).

Сентябрь это Золотая пора. Именно сентябрь нам дарит теплую пору Бабьего Лета. В старину именно по Бабьему лету предсказывали осеннюю погоду. С 22 на 23 сентября наступает день осеннего равноденствия. Именно в это время наше солнце уходит из Северного полушария в Южное полушарие, т.е. пересекает экватор. В Северном полушарии наступает астрономическая осень, которая будет длиться 90 дней. В сентябре великое множество различных работ, как в поле, так и по хозяйству. В деревнях это было пахота и, молотьба, выкапывали картофель и различные корнеплоды, расстилали лен, хлев приготавливали к зиме, женщины занимались засолкой овощей. Конец жатвы приходится на дни Наталии и Адриана, этот праздник называется Дежень, в этом празднике сошлись христианские и языческие обряды: люди с поля несли последний сноп, с песнями, который необходимо надо было поставить в доме под образа, на сутки. Потом все садились за общий стол, и ели дежень – толокно, которое было замешено или на воде или на кислом молоке. Также после окончания уборки зерновых, из соломы делалсь кукла, которую одевали в яркий красный сарафан, одевали бусы, различные украшения, а затем эту куклу носили по деревне и с песнями. По обычаю сентябрь делился на четыре «именные» недели – первая неделя это Семеновская, вторая неделя это Михайловская, третья неделя это Никитская, четвертая неделя это Дмитриевская. В старину, народ придерживался православной веры и церковным канонам и, следуя им, приспосабливали свои обычаи именно к этому. Но на сентябрь приходятся еще и два христианских праздника Рождество Богородицы и Воздвижение. Сентябрь полон праздниками и практически все они были посвящены сбору нового урожая – в поле, на огороде, в лесу и т.д. Также сентябрь известен своими первыми заморозками – Лупповские – 5 сентября и Михайловские – 19 сентября. В сентябре бывают и поздние грозы – 14 сентября, которые по преданиям обещают осенью теплую погоду. Сентябрь изменяет окраску деревьев, так во 2-ой половине сентября начинается листопад у клена, березы, дуба, липы и др.

Народные поверья, приметы, пословицы и поговорки сентября

  • Сентябрь – это вечер года.
  • В сентябре холодно, да сытно.
  • Сентябрь без плодов, что зима без снега.
  • Если на Бабье Лето стоит хорошая погода, то осень будет мокрая, а если Бабье Лето с ненастьями, то осень будет сухая.
  • Если на Бабье Лето много тенетника, то это сулило ясную, теплую осень и холодную зиму.
  • Если в сентябре прогремит гром, то это сулит долгую и теплую осень.
  • Если в сентябре утром туманы стоят густые, то это означает начало грибного сезона.
  • Если шиповник поспел, значит, осень уже пришла.
  • Облака на небе стали перистые, это означает, что вскоре птицы будут улетать в жаркие страны.
  • Синица в сентябре, кличет осень в гости.
  • В сентябре лишь одна ягода, — рябина.
  • Если в сентябре много желудей, то значит, зима будет суровая.
  • В сентябре месяце и листья на деревьях не держатся.
  • В сентябре огонь и в хате и на поле.
  • В сентябре и лист реже становится, и птицы тише поют.
  • Сентябрь пришел и дождь за собой привел.
  • Дождь в сентябре на радость мужику.
  • В сентябре любое семя из колосков плывет.
  • В сентябре у людей, полны и закрома и карманы.

Народный календарь погоды и примет на сентябрь

День Андрея Стратилата – тепляка и Феклы. Бабье лето. Начало осени.
Если в этот день ветер дует с юга, то это означало, что будет хороший урожай овса. Батюшка юг, на овес пустил ветер. Овсы наспех пошли.
Стратилат приспел, значит, овес поспел.

День Самойлина. День Самуила.
На день Самойлина Бога о мужике молит.

День Фаддея.
Примечали, что если в этот день стояла хорошая погода, то в течение четырех недель будет хорошая погода.

День Агафона Огуменника.
В ночь на Агафона Огуменника, в старину люди сторожили свои гумна, люди одевали тулупы наизнанку, брали кочергу, для того чтобы не смог подойти к изгороди – На Агафона Огуменника из леса в поля леший выходит, бегает по деревням и селам и разбрасывает снопы по гумнам.
Но, при этом, если человек лешия чем-либо уважил, то леший мог в этот день помочь человеку.

День Луппы-Брусничника. Луп Брусничник. Созревает брусника, клюква. Созревает овес и лен.
Если в этот день не будет утреннего заморозка (утренника), то и сентябрь будет без заморозков.
На день Святого Луппы – начинает мороз овсы лупить. Если сейчас не соберешь овес, то вскоре наглотаешься слез.
С этого дня, начинаются утренние заморозки (утренники), которые были вредны для льна, оса, и поэтому люди спешили убрать овес и лен, именно до этого дня.
Лен 2 недели цветет, 4 недели спеет, а на 7-ю недели начинает семя летать.
Если к этому дню созревает брусника, то люди спешили убрать овес.
Примечали, если в день Луппы журавли свои клины на юг потянули, означало приход ранней зимы.
Также смотрели, как летят журавли – низко – зима будет теплая, а если высоко – то зима будет холодная.
А если журавли летят очень низко, и к тому же быстро, и молча, то скоро будет ненастья.

День Евтихия.
Если день на Евтихия тихий и без ветра, то семя льяное будет на корню.

День Святого Тита и Варфоломея. Тит Листопадник.
Если пришел Варфоломей, значит, жито следует на золу сеять.
Святой Тит Листопадник последний гриб растит. Кто раньше на Тита встает, тот больше других грибов наберет, а кто поздно встает, тот только за крапивой пойдет.

День Натальи Овсяницы и Андриана. День Павла Рябинника.
Если в этот день утренник (утренние заморозки), то это означало холодную и раннюю зиму.
В этот день варят кисель из овсянки и пекут блины.
Пришел день Натальи Овсяницы, значит в лесу пошли грибы.
Этот день посвящали рябине. Именно в этот день начинали собирать рябину и калину. Если много рябины, значит, скоро будет мороз, а осенью будет много дождей.

День Анны и Саввы Скирдников. День Анны Пророчицы. День Саввы Псковского.
Снопы, хлеб в этот день начинали складывать в кладушки, скирды, так как скоро начнутся дожди.

День Ивана Постного. День Ивана Полетнего. День Ивана Полетовщика. День Ивана Предтеча. День Ивана Крестителя. Праздник «Репы». Репный праздник.
В этот день вспоминают о погибших на полях сражений солдатах.
Иван Постный пришел, и за собой лето увел.
День Ивана Постного – крестный отец осени.
Со дня Ивана, мужик даже во двор не выходит без кафтана.
На день Ивана Предтеча, птица улетает далече.
Если на Ивана Крестителя журавли на юг полетели, значит, будет ранняя зима.
Начиная со дня Ивана Постного, начинают убирать репу.
Праздник «Репы» праздновался без песен, но обязательно должна быть на стол много разнообразной еды, которой после угощали нищих и бедных.
В день Ивана Постного, начинали собирать различный коренья.
В этот день нельзя было петь, плясать, и кушать все, что имело круглую форму. Люди в этот день соблюдают строгий пост. Нельзя употреблять в пищу, яблоки, капусту, лук, все то, что напоминает голову человека, также в этот день нельзя брать в руки нож.
Со дня Ивана Поста, мужик осень встречает, а баба свое лето бабье начинает.

День Куприяна.
На Куприянов день начинают капать картошку. Убирают морковь, свеклу.
Журавли улетают в жаркие страны. На день Куприяна, журавли собираются на болоте, и решают, каким путем им в теплые страны лететь.

День Симеона Столпника. День Семена Летопроводца. Семен День. День Марфы. Начало Бабьего Лета.
Если на день Семена Летопроводца стоит теплая погода, тогда и зима будет теплой.
Если на день Семена Летопроводца ветер южный дует, то зима будет теплая.
Сухо на день Семена Столпника, будет осень сухая.
Гуси улетели на Семена, будет ранняя зима.
В день Сема Столпника ужи на берег выходят, и ходят на три версты по лугам и полям.
Если день Марфы грязный и мокрый, то и осень будет такая же.
В этот день воробьев нельзя увидеть, так как черт собирает всех воробьев, и решает, сколько себе оставить, а сколько выпустить.
С этого дня у баб начинался праздник.
Все яровые до дня Семена Летопроводца, необходимо было убрать, считалось, если не убрали, то урожай гибнет, зерно на землю падает. На Семена, семена из колосьев выпадают.
На день Семена Летопроводца, последний день посева ржи.
После Семена Летопроводца, хлеб грех сеять.
До обеда на Семена пахать можно, а после обеда нет.
Начиная со дня Семена начинают мять и сушить лен.
Начинают капать картофель на Семена.
На Семена отворяют ворота и пускают в поля скот.
На Семена Столпника засаливают огурцы.
В старые времена на Семена Летопроводца, заканчивают все договоры и сделки.
По обычаю, мальчику которому исполнилось четыре года, было принято посадить на коня, таким способом считалось, что мальчик выходил из младенчества.
На Семенов день стригли детей.
Праздник псарных охотников.
В этот день охотники, начинали притравливали зайцев.
С этого дня начиналась свадебные недели.
Новоселье в этот день принесет счастье и веселье.
На день Семена Летопроводца, хоронят блох, муж, тараканов и других домашних насекомых, чтобы в доме не водились.

День Мамонта Овчарника. День Федота и Руфина.
На день Федота и Руфина нельзя выгонять скотину утром, если скотину выгоняли – беду нагоняли.
Мамонт в старину починался как покровитель коз и овец.

День Василисы. День Домна
Пришла Василиса, со льном надо торопится.
В день Домны, бабы в деревнях собирали в доме всякую рухлядь, для того, чтобы осень была благополучная.

Луков день. Богородица Неопалимая Купина.
Именно Неопалимая Купина охраняет дом от пожаров и молний. В этот день люди молились Неопалимой Купине о защите дома, скота, хлевов от пожаров.
На Луков день, начинается сбор лука.
Если на луке много шелухи, будет зима холодная.

Михайловские утренники. Михайловские морозцы. День Михаила.
День становится на пять часов короче.
На день Михаила работать нельзя, иначе Бог накажет.
Убирают лук.

День Созонта.
В этот день собирают лук.
С этого дня можно торговать репчатым луком.

Рождество Богородицы. Осеницы. Оспожинки. Вторая встреча весны. Пассиков день. Апасов день.
Со дня Пассикова – начинают убить пчел с пасек.
Начинался луковая неделя.
Начинается Оспожинки – праздник урожая. Чем больше урожая, тем дольше будет идти праздник (может идти почти неделю). На Оспожинки ходили по гостям.
Рождество Борогодицы, в народе Малая Пречистая – конец лету.

День Петра Павла Рябинника.
На день Петра Павла Рябинника срывали ягоды рябины кистями, и вешали под крышу. Обязательно надо было на дереве оставить ягод для птиц.
Много рябины, осень будет много дождей, а зима будет суровой, если мало рябины, осень будет сухая.
Заготавливали ягоды рябины для рябинового кваса.
Рябина на Петра Павла Рябинника становится более вкусной, именно в эту пору, рябину начинали собирать для употребления в пищу.

День Федора Обдера. Осеннее равноденствие.
Не всякое лето до Федоры дотянет.
Если пчелу завели во второй раз летку, то осень будет долгой.
На Федору обвивается последний хлеб, который остался на полях.
Нельзя на Федору начинать новые дела. Всякому делу – аминь.
На Федору люди ходят на поля, смотреть всходы озимых.

День Артамона.
На день Артамона всякая змея уходит в лес и прячется до весны.

День Корнилия.
Начиная со дня Корнилия корень более не растет, а только гибнет.
Убирают корневые овощи, все кроме репы.

Воздвиженье. Воздвижение честного и животворящего креста господня. Капустники.
На Воздвиженье последняя копна с поля убирается.
На Воздвиженье тулуп кафтан сдвигает.
На Воздвиженье птицы улетают в теплые края.
На Воздвиженье медведь уходит в спячку.
Если на Воздвиженье гуси высоко летят, будет большое половодье, а если низко летят, то низкое.
Змеи уходят в спячку.
Начиная с Воздвиженья начинают рубать капусту.
На день Воздвиженья в лес ходить нельзя.
В этот день нельзя начинать никакие важные дела.
В этот день принято готовить пироги с капустой.
Начинаются капустники (вечерние посиделки) и длятся две недели.

День Никиты Гусепролета. День Гусаря. День Гусятника. Репорез.
Начиная с этого дня, начинают резать репу.
Обязательно в этот день должна на столе быть репа. Готовили яства из репы.
На день Гусятника, начинают бить гусей.
Дикие гуси в этот день начинают отлетать в теплые края. Гуси летят, зиму на хвосте тащат.

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 30 сентября проводились девичьи посиделки. В церкви 30 сентября почитают память четырех мучениц: Веры, Надежды, Любови и матери их Софи... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Именно 29 сентября сейчас начинали стричь овец, шерсть которых использовали для изготовления валенок. Также 29 сентября продолжали загота... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 28 сентября в народе называли по-разному: день Гусаря, день Никиты Гусепролета, день Гусятника, Репорез. Именно сейчас начинают резать ре... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье - хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиж... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорят, что после Корнилия корень не растет, а гибнет только. Именно поэтому, 26 сентября старались закончить все работы в поле, собрать... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили, что на Артамона даже змеи в лес уходят – это означало, что наступили холода. Действительно, отмечали, что жизнь вокруг как будт... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 24 сентября отмечается день осеннего равноденствия. Крестьяне в это время отправлялись в поля, чтобы посмотреть, насколько хорошо всходят... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня На Руси Петра и Павла дважды величали, большого - летом, а малого в дни осеннего равноденствия. К этому времени по земле на ледяных салаз... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 21 сентября отмечают рождение Пресвятой Богородицы, а 22 сентября почитают память родителей Девы Марии. В народе Анну и Иоакима считают п... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Поскольку в это время начинается Бабье Лето, 21 сентября часто называли «Второй встречей весны». Принято именно 21 сентября убирать с пас... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Недаром называют в народе сентябрь вечером года. Дни его, подобно сумеркам, тают на глазах, уступая место один другому. А 20 сентября прише... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня День 19 сентября становится короче на пять часов – так говорили в народе, поскольку смеркаться начинало достаточно рано. В этот день убир... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Согласно народным поверьям, 18 сентября считали несчастливым. Но зато говорили, что все гадания и предсказания оказываются правдивыми, а по... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 17 сентября на Руси был известен как Луков день, Неопалимая Купина, Богородица. Люди считали, что в этот день нужно обязательно помолитьс... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили, что, если Василиса пришла, то желательно поторопиться с льном – его собирали и подготавливали для последующей работы. Кроме тог... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили, что в этот день нельзя выгонять утром скотину, иначе беду можно накликать. Самого Мамонта ранее на Руси считали покровителем ов... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Поскольку по старому стилю день Семена Летопроводца приходился на 1 сентября, а в допетровской Руси его отмечали как новогодний праздник,... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня В народе 13 сентября называли Журавлиным вече, поскольку считали, что именно сейчас журавли собираются около болот, на лугах и решают, ка... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня По примете 12 сентября крестьяне старались накрыть богатый стол и устроить пир. В церкви 12 сентября почитается память Александра Невског... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня В народе день памяти Иоанна Предтечи 11 сентября называют Иваном Постным, поддерживая православные обычаи и отмечая: «С поста не мрут, с... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Обычно 10 сентября крестьяне начинали складывать снопы в кладушки и скирды, поскольку приближалось время затяжных дождей, и нужно было уб... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 9 сентября почитали рябину, которая как раз созревала, и можно было собирать урожай наряду с калиной. Нужно сказать, что предки ценили во... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 8 сентября традиционными кушаньями считались блины и овсяные кисели. Также в лесу было много грибов, и крестьяне, свободные от полевых ра... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили, что на Варфоломея – 7 сентября – пора жито на золу сеять. Также в народе этот день называли Листопадником, радовались большому... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня В церкви 6 сентября почитается память мученика Евтихия, который известен как один из учеников святых апостолов Павла и Иоанна Богослова. ...

Сентябрь — значит седьмой. У древних римлян он был седьмым до календарной реформы Юлия Цезаря, произо-шедшей в 46 голу до н.э., после чего стал девятым, но на-звания своего не изменил. А на Руси этот месяц называли «ревун» (ревут во время гона олени и лоси), «вересень» (цветет вереск), «хмурень», «листопадник», «золотое лето», «летопроводец». Время боровиков и груздей, рыжиков и белянок. В сентябре лес реже и птичий голос тише.

Сентябрь — румянец осени.

Чем теплее сентябрь, тем позднее зима.

В сентябре одна ягода, и та — горька рябина.

В сентябре огонь и в поле, и в избе.

Батюшка-сентябрь не любит баловать.

В сентябре шуба за кафтаном тянется.

Холоден сентябрь, да сыт.

В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.

Приметы сентября:

Сырое лето и теплая осень — к долгой зиме.

Если спелый овес зазеленеет вдругорядь — осень будет ненастной.

Много желудей на дубе — к лютой зиме.

Дружный листопад — к суровой зиме.

Выросли шишки на ели низко — быть ранним мо-розам, а если наверху — настоящие холода наступят в конце зимы.

В лесу много рябины — осень будет дождливой.

Обильный урожай рябины сулит дождливый и ветреный предстоящий год.

Ненастная осень, чистое опадание листьев дуба и бе-резы, листья с деревьев ложатся изнанкой — к урожаю будущего года.

Появление комаров осенью — к мягкой зиме.

Если еж устроил нору на опушке — зима будет теплой, если в глубине чащи — жди крепких морозов.

Суровой весне быть, если птица дружно в отлет пошла.

1 сентября

Андрей Стратилат и Фекла . Заметное потепление.

Ветер-тепляк в паутину одет, ушедшему лету кланяется вслед.

Стратилатов день пришел — овес дошел.

На Феклу копай свеклу.

Ветер теплый, южный — к хорошему урожаю овса.

2 сентября

День пророка Самуила, свекольница .

Самуил-пророк сам бога о мужике молит.

Наступает пора дергать свеклу и морковь.

Свекольница — девкам невольница.

3 сентября

День Фаддея. Если этот день ясный — стоит ожидать такой же погоды в течение еще четырех недель.

Кто Фаддей — тот своим счастьем владей!

4 сентября

День Агафона-огуменника . Крестьяне опасались лешего и ночью охраняли гумно, чтобы тот не раскидал снопы.

5 сентября

День Лупы-брусничника . Первые за-морозки.

На святого Лупа овес морозом лупит.

Приметы этого дня:

Если брусника доспевает, нужно поторопиться со жнит-вом овса.

Если журавли летят низко и молча — к ненастью.

6 сентября

День Евтихия .

Хорошо, коли Евтихий будет тихий, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылупится.

7 сентября

День Тита и Варфоломея .

Тит, пошел молотить!

Листопадиик-Тит последний гриб растит.

Тащит Тит в корзине последний гриб — самый ядреный, без червоточинки.

8 сентября

День Натальи-овсянницы . Пора косить овес, варить овсяный кисель, печь блины.

Не вырастет овес — наглотаешься слез.

Холодный утренник на Наталью — к ранней и холод-ной зиме.

К Наталье не выкосишь овес — намотаешься до слез.

9 сентября

День Анфисы, рябинник.

Птицы первыми лакомятся ягодами рябины.

Милостива будет зима к крестьянину, если ягод на рябине останется много.

10 сентября

Анна Пророчица и Савва Псковский, скирдники. В этот день спешили убрать в скирды необихоженные снопы, славили урожай.

У хорошего хозяина копна со скирдой спорит, а у ле-жебоки — скирдешка с копенку.

Начинались веселые зазывные ярмарки. В этот день почитали также Моисея Мурина, которому молились об избавлении от пьянства и тяги к курению.

Южный ветер — к хорошему здоровью, северный, восточный и западный — к болезням.

День строго постный:

Кто перед Усекновением главы Иоанна Предтечи по-стится — от бедности, скудости и плохого здоровья со-хранится.

11 сентября

День Ивана Постного (День усек-новения главы Иоанна Предтечи), Ивана Пролетного . Под запретом все круглое — то, что может напомнить отсеченную голову (яблоки, картофель, капуста и т.д.), ножи в руки не берут. Строгий пост.

На Ивана круглого не едят, щей не варят.

Подходящий день для заготовки целебных кореньев. Осень все ближе:

Иван-постный пришел, лето красное увел.

С постного Ивана не выходит мужик без кафтана.

Иван-постный — осени рябой отец крестный.

Иван Предтеча гонит птицу за море далече.

Коли журавли на Киев пошли — к ранней зиме.

Красно лето работой, а Иван Пролеток — красными товарами.

На Ивана-постного собирай коренья рослые.

12 сентября

Тепло и звездно — к хорошему будущему урожаю.

13 сентября

День Куприяна .

Пора убирать морковь, копать картофель.

Картошка — хлебу присошка.

Всяк корешок к своей поре.

14 сентября

День Симеона Столпника , в народном календаре — Семён-летопроводец. В допетровской Руси (с середины XIV века до 1700 г.) он приходился на 1 сентября и считался началом Нового года. Этот день был сроком для взноса государственных податей и для явки к суду. Последний срок посева ржи и уборки яровых:

Семен-день — семена долой.

На Семен-день до обеда паши, а после обеда на пахаря вальком маши.

Хозяйки готовятся к зиме: солят огурцы, собирают лук, готовят зимнюю одежду для всей семьи. Начало «старого бабьего лета»:

Семен лето проводит, бабье лето наведет.

С бабьего лета — бабий праздник и бабьи заботы.

Если первый день бабьего лета ясен, то бабье лето будет теплым. Бабье лето сухое — осень мокрая.

На Семена тепло — вся осень тепла.

Считалось, что в этот день трехлетним детям самое время выходить из младенчества, а взрослым — начинать охоту:

На Семена дитя постригай, на коня сажай и на ловлю в поле выезжай.

После окончания полевых работ парни-рекруты гуляли в праздничной одежде до ноября: с Семенова дня до Гурия (28 ноября) — свадебные недели. Удачен этот день и для новоселья.

Змеи в этот день очень опасны, их укусы смертельны. Если угорь выметывается из воды в траву, значит, так он стряхивает в траву лихо. Подходить к нему нельзя, а взять в руки — значит навлечь на себя большое горе. По траве близ рек ходить нельзя.

15 сентября

День Мамонта-овчарника . Во избежа-ние несчастий скотину было принято этот день выгонять со двора только после полудня. Змеи очень опасны — босиком ходить нельзя, особенно у воды. По воде, по тому, как она течет, можно определить будущее.

16 сентября

День Василисы. Хозяйки готовили к прядению лен и коноплю.

Баба Василиса, со льном торопися, готовься к потрепушкам и супрядкам.

Старые, изношенные лапти, подвешенные в этот день у крыши, уберегали дом «от сглаза».

17 сентября

Луков день . Пора выкапывать лук. В этот день молились о защите домов и скота от пожаров.

18 сентября

День Елизаветы-предсказательницы .

Он считается удачным для предсказаний, так как именно в этот день святая Елизавета предсказала Деве Марии рождение Христа.

Очень опасно баламутить воду в реках и озерах: в этот день засыпает водяной дух Ичетик. Кто его беспокоит, тот может на следующий год утонуть.

19 сентября

Михайлов день . Похолодание — «Ми-хайловские морозцы».

Заморозком Михаил землю прихватил.

В этот день крестьяне не работали в поле — грех. В то же время именно он считался наиболее подходящим для решения всех семейных проблем.

Светлое время суток сокращается:

День укоротился на Михайлу уже на пять часов.

Третий отлет ласточек.

20 сентября

День мученика Созонта. «Луковый» день , день приема травных лечебных квасов, настоев, отваров. Последний срок выкапывания лука из грядок, начало луковой торговли.

Лук в косицы плетут девицы.

Лук — добро и в бою, и во щах.

Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук.

Чтобы не засох весь луковый урожай, строго-настрого запрещалось пробовать лук, пока он не будет полностью убран с грядок. Связки луковиц развешивали по всему дому и на шею животным, чтобы уберечь их от мора. Считалось, что он не только спасает от всяческой напасти, но и очищает воздух.

21 сентября

Аспасов день, Рождество Пресвятой Богородицы .

В мудрости и молитве день провести — счастье об-рести.

Осенины, оспожинки, вторая встреча осени.

Осенины прошли — прощайся с теплом.

Конец всякого лета, большой праздник. Женщины встречали его у воды. Дети обходили дворы и дарили хозяевам маленькие «осенинные» снопики. В песнях они желали хозяевам благополучия и призывали щедрую осень.

Осень не браните,

Осень не журите -

Осень славную,

Листопадную.

Пышки, лепешки,

Свиные ножки

В печи сидели,

На нас глядели,

В кошель полетели —

Осенинщичкам,

Славильщичкам!

В этот день принято было ходить в гости к новобрач-ным, чтобы посмотреть на их житье-бытье и поучить уму- разуму. Родственники целую неделю гостевали друг у друга в семьях. Устраивались общие застолья, после которого внучата надолго оставались у бабушек и дедушек. Нелег-кие семейные отношения иногда подслащивали медом — в этот день пчеловоды убирали пчел с пасек и от души угощали медом всех своих близких.

С этого времени начинались посиделки.

22 сентября

Никола осенний . Прекращаются вы-езды в ночное:

Никола весенний лошадь откормит, а осенний — на двор загонит.

Змеи очень опасны. Нельзя поднимать змей и ужей выше глаз — можно получить обморок, сглаз, порчу. Убивать змей нельзя — змеиные цари будут мстить весь год.

Кто путает и рвет ветки — змей в дом приглашает.

23 сентября

День Петра и Павла — рябинников.

Собирали рябину, украшали ею жилища. День сравнялся с ночью.

Рябина гроздна — зима морозна.

Если рябины в лесу мало, то осень сухой будет,

24 сентября

Федора — замочи хвосты . Последние проводы лета. Осеннее равноденствие, начало дождей и слякоти.

Под Федору лето кончается, осень начинается.

Не каждое лето до Федоры дотянет.

Осенние Федоры подол подтыкают, а зимние (12 ян-варя) платком рыло закрывают.

Хлеборобы прозвали Федору обдерой, так как именно к этому сроку они старались обить последний оставшийся на корню хлеб. Все полевые работы подходят к концу:

Пришла преподобная Федора, и всякому делу аминь.

В этот день полагалось смотреть озимые всходы.

25 сентября

День Артамона . По поверьям, в этот день змеи уходят в лес и прячутся. Шуметь нельзя — змея зазе-вается и останется близ дома. Шум призывает и ведьм — те навлекают на дом зло.

26 сентября

День Корнилия . Все корневые овощи, кроме репы, должны быть выкопаны к этому дню:

Корнилий святой — из земли корневища долой!

Корнильев день на дворе — всяк корешок в своей норе.

С Корнилья корень в земле не растет, а зябнет.

27 сентября

Воздвижение , третья встреча осени, первые заморозки. Стихии готовы слушаться тех людей, которые проводят этот день в церкви. Последний срок уборки хлеба. Птицы потянулись на юг, медведь залег в берлогу. Крестьяне в этот день опасались лешего и не ходили в лес. Самое время рубить капусту.

Кафтан с шубой сдвинется, последний воз — с поля, птицы в отлет пошли, а холода надвинутся.

Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет — зима не за горами.

На Воздвиженье птица в отлет двинулась.

На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца.

В этот день проводили шутливый обряд «похорон та-ракана». В вырезанный из клубня репы гробик помещали «покойника» и зарывали его в огороде, притворно при-читая:

Ой, таракашенько,

Да наш батюшко,

Да наш соколенько,

Да как мы тебя хороним,

Да как в землю зарываем.

Ой, таракан наш помер,

На «могиле» устанавливали холмик, ставили крестик и украшали его веночком. Оставшихся в доме тараканов выманивали на улицу:

Таракан к таракану, идите таракана хоронить.

Считалось, что подобное ритуальное действие поможет избавиться от тараканов хотя бы до следующей весны. Хоронили и других насекомых, если они становились слишком назойливыми: мух, пауков, вшей. Обычай этот распространен у всех славянских народов.

28 сентября

Никита-гусепролет, репорез, Никита-гусятник .

Гуси летят — зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу.

Водяной бесится, спать готовится — его нужно за-добрить гусем. Самим птицу есть нельзя, иначе водяной весь, следующий год вредить будет.

Пора собирать репу и начинать стрижку овец.

Репа — мясо, режь да ешь!

29 сентября

Последний срок отлета ласточек.

30 сентября

День Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи , всесветные бабьи именины. Читают заговоры на память и разумение.

Сентябрь - первый осенний месяц. Маленькая, но все-таки точка перехода. Кто-то первый раз пойдет в школу, кто-то в институт. Да и сама по себе осень - время перемен: мы распрощались с летом, отдохнули и набрались сил, и теперь можно с новыми идеями и свежей головой двигаться дальше.

В народе сентябрь называют «хмурень» или «листопад». И действительно, уже не так греет солнце, дни значительно короче, ночи свежее, прохлада раннего утра уже не такая ласковая. Одним словом, осень.

Народный календарь на сентябрь

Конечно, в народе примечали осенние приметы, продолжали уборку урожая, заготовки на зиму и многое другое. В этой статье мы рассмотрим народный календарь на сентябрь. Как и чем примечателен каждый день этого месяца? Все тут, и приметы, и поговорки, и интересные факты.

1-е Фекла Свекольница

В этот день начиналась уборка свеклы, которая издревле на Руси была весьма популярна. Из нее готовили многие блюда, квасили на зиму, и многое другое. Так что этот овощ был «королевой бала».

Но помимо этого, крестьяне почитали теплый ветер с юга. Его называли «тепляк». Это отражено в других названиях праздника: Андрей-тепляк или просто Тепляк. Существовала примета - если 1 сентября дует южный ветер - будет большой урожай овса.

2-е Самойлов день

2 сентября почитали пророка Самуила, его считали покровителем мужчин. Поэтому, Самойлов день вполне можно считать мужским праздником. В народе считалось, что чем лучше в этот день настроение у главы семьи, тем больше будет в семье благополучия. Поэтому мужчин баловали: жена накрывала богатый сытный стол, дочь утром преподносила новую расшитую рубаху.

3-е Фаддей Проповедник

3 сентября обычно начинали убирать лен, а он имел огромное значение в жизни крестьян на Руси - почти вся одежда шилась из льняных полотен. И это далеко не все применение льну.

А потому, совсем неудивительно, что многие обряды были связаны именно с ним. Например, чтобы лен стал магким и гибким, его сушили, раскладывая на полях. Все это нужно было делать с определенным заговором.

У этого дня народного календаря есть и другие названия:

  • Фаддеев день
  • Льняница
  • Василиса

4-е Агафон Огуменник

Крайне примечательный день, так как посвящен лешему, второе название дня - «Потехи лешего», что уже о многом говорит. В народном календаре есть несколько дней, отведенных этому духу и в каждый из этих дней очень нежелательно было ходить в лес и показываться лесному хозяину на глаза.

На Руси верили, что:

На Агафона леший из лесу в поле выходит, бегает по сёлам и деревням, раскидывает снопы по гумнам

Поэтому крестьяне выходили охранять огуменники ночью, чтобы леший ничего там не сломал и не раскидал. Выходили не просто так, существовал особый обряд:

  • во-первых, надо было заручиться поддержкой святого Агафона;
  • потом - надеть тулуп шиворот-навыворот;
  • обмотать голову полотенцем;
  • прихватить с собой кочергу.

Этой кочергой чертили круг вокруг гумна и садились где-нибудь внутри него. Только такие действия могли гарантировать безопасность припасов и их хозяина.

5-е Луп Брусничник

С этого дня все, кто не был занят серьезными работами, отправлялись в лес за брусникой. А хозяйки начинали печь брусничные пирожки и заготавливать ягоду на зиму.

Продолжалась уборка льна.

6-е Евтихий Тихий

Весьма страшный день народного календаря сентября. Существовало поверье, что те, кто ходят в лес поодиночке могут и не вернуться оттуда. Неведомый голос сентябрьской зари мог заманить в самую чащу. Опасность угрожала и тем, кто гулял в поле и на лугу. 6-го сентября, вообще, было не желательно далеко от дома уходить.

Не только голос заманивал путников в дальние дали, это делал и колдовской огонь (или красный цветок). Вообще, наши предки верили, что подобные блуждающие огоньки - души умерших не своей смертью (убиенные, погибшие при несчастном случае или самоубийцы). Он них нужно было защищаться, а потому крестьяне читали специальные заговоры-обереги.

7-е Тит Листопадник

Этот день называют также «Гриборост» или «Тит Грибник». Названия говорят сами за себя - в этот день ходили за грибами, а так же ставили угощения из грибов на стол. Конечно, их и впрок заготавливали.

Однако, уборку зерна не прекращали.

8-е Наталья Овсяница и Адриян Осенний

На Руси к этому дню очень старались завершить уборку овса и отпраздновать это событие так называемым «овсяном обедом». Все (и хозяин и работники) садились за стол, а хозяйка угощала их кушаньями с овсом:

  • блинами,
  • кашей,
  • киселем.

Важно было пить много толокна, наши предки верили, что его запах способен предотвращать пожары и оберегать овины от гнили.

В этот день не забывали и про лошадей, их тоже нужно было угостить овсом.

9-е Два Пимена

В этот день народного календаря сентября особое внимание уделялось рябине. На Руси верили, что она способна отпугнуть всякое зло. Ну, а еще - это плод истинной любви. Кроме того, существовало поверье, что рябина способна сама за себя отомстить. Так что с ней нужно быть осторожнее.

9-го сентября начинали ее заготовку. Хозяйки ставили рябиновый квас, делали вино и пекли пироги.

10-е Анна и Савва Скирдники

В этот народный праздник хлеб начинали укладывать в скирды и кладушки. После уборки и укладки урожая уже можно было им похвалиться. До 10-го сентября этого делать было категорически нельзя, а то он пропадет.

Также в этот день нужно было ходить в церковь, к заутрене, и просить святого Моисея о помощи. Он мог помочь в избавлении от блуда и пьянства.

По приметам судили о весне. Например, если березовые листья желтые на верхушке - весна будет долгой и поздней.

11-е Иван Постный

Этот народный праздник имеет другие названия:

  • Полетовщик,
  • Головосек,
  • Репный праздник.

Репный праздник - действительно, праздник. Только скромный, без широких гуляний. Главная его цель - накормить нищих и бродяг.

В деревнях начиналась уборка репы. Вообще, до 11 сентября было запрещено употреблять в пищу этот овощ. Те, кого ловили в поле репы, могли быть раздеты до гола.

Работы в поле постепенно заканчивались. А в воздухе уже отчетливо чувствовалась осень.

12-е Александр Сытник

На Сытника на Руси было принято пировать и собирать гостей. Главным украшением стола в этот день была каша из ячменя на молоке, «свытная каша». Иногда в нее добавляли мед и другие сладости.

С ячменем был связан один обряд на урожай. Оставленные на корню с последней жатвы стебли ячменя в поле, перевивали вместе со стеблями овса, читая специальный заговор для будущего урожая.

  • сушить подушки;
  • трогать карты;
  • делать новую ограду;
  • здороваться с первым гостем;
  • брать котят, такое животное будет приносить одни несчастья.

13-е Куприянов день, Журавлиное вече

На Журавлинку или Журавлиное вече журавли собираются на болоте и решают, как и когда лететь в теплые края. А вместе с журавлями там собираются и всякие болотные духи, но со своими целями. А потому, нечего было в этот народный праздник делать рядом с болотами. Там опасно и страшно: сизое марево, крики и стоны утопленников.

С этого числа уже можно начинать сбор клюквы. Трогать ее до Журавлинки нельзя - последствия нарушения запрета страшные. От одержимость до потери рассудка.

Вообще, за клюквой на Куприяна отправляли только тех, кто родился 13-го числа. Он и дорогу знает к заветному ягодному месту, и духи ему не так страшны.

В огородах продолжалась уборка корнеплодов: картофеля, репы и так далее.

14-е Семин день

Новолетие, Летопроводец или Первые осенины. Это весьма значимая дата в народном календаре наших предков. В этот день совершалось множество осенних обрядов.

Плюс ко всему это начало:

  • бабьего лета и «бабьих забот» (женщины мяли и мыли лен, пряли и многое другое);
  • вечерних хороводов и веселья;
  • свадебных недель.

А еще, в этот день все воробьи слетались к черту. Поэтому их нигде не было видно.

15-е День Мамонтия

День Мамонтия в народе называли «Козий род» и «Мамонт-овчарник». Старики строго-настрого запрещали до обеда выгонять из хлева овец и коров:

Выгонишь - беду нагонишь

В этот праздник было принято наводить порядок в хлевах: чистить их, чинить и так далее. А вечером можно было погулять, повеселиться, поплясать и попеть.

16-е Домна Доброродная

Уборка льна все еще продолжалась.

А еще, очень важно было в этот день вынести из дома всю рухлядь (особенно старые лапти). Обычно их вешали на забор. Такой обряд мог защитить от сглаза и порчи скот, урожай, двор и сам дом.

К вечеру весь этот хлам сжигали или выбрасывали (кроме лаптей).

17-е Неопалимая Купина

В этот день почитают икону «Неопалимая Купина» - образ, который в народе считается сильным оберегом от пожаров. Пожары - страшная трагедия, и сейчас и раньше, а потому люди всячески стараются защититься от них. Считается, что если 17 сентября молиться о защите от огня - просьба обязательно будет услышана.

Также в этот день начиналась уборка лука, а потому этот праздник именовали еще и Луковым.

18-е Захарий и Елизавета

Этот день в народе еще именовали «Кумоха осенняя» или «Изгнание Кумахи». Кумоха - это одна из сестер Лихорадок, а потому ее прогоняли.

Этот день хорош для предсказаний, крестьяне наблюдали за погодой и судили о том, какая будет зима.

19-е Михайлов день

19-е сентября день, в которой чтили архангела Михаила. Работать в Михайлов день нельзя - Бог накажет.

В народе это еще один удачный день, чтобы изгнать Лихорадку или Кумаху, потому как Михаила боится всякая нечисть. Также к архангелу можно было обратиться с просьбой об исцелении.

В деревнях 19-го сентября часто устраивались общие сборы - мирские братчины, на которых решались важные вопросы. После этого мероприятия устраивались пиры.

20-е Луков день

День массовой продажи лука. А вообще Луков день - печальный праздник. Он заканчивал бабье лето. Ну а еще, «девки над луком плакали», когда готовили его для различных разносолов. Но это было полезно, в народе ходила поговорка:

Наплачешься над луком - легче с долей девичьей расставаться, замуж выходить.

Из лука в этот день готовили много угощений - его фаршировали, запекали, добавляли в оладьи и так далее.

По луку гадали, судили о будущем урожае и погоде. А еще с Лукова праздника начиналась свадебная пора.

21-е Малая Пречистая, Оспожинки, Рождество Богородицы

Осенины - традиционно женский праздник, который принято было встречать у воды. Женщины выходили на берега рек и озер с киселем и хлебом, читали молитву Богородице, разламывали караваи по числу пришедших, а затем каждая из них уносила свой кусочек домой и отдавала его скотине.

В печах разжигали новый огонь, обязательно дедовским методом - высеканием искры или при помощи трения палочек.

Это достаточно большой праздник в народе. Праздник урожая, его широко и весело отмечали целую неделю. Пели, плясали, танцевали и славили урожай, ведь это день осеннего равноденствия.

22-е Аким и Анна

В этот день было принято собирать дома гостей, соседей и знакомых. С чем, собственно, и были связаны различные обряды.

Этот день в народе называли еще и Днем рожениц, а потому с праздником поздравляли повитух и молодых матерей.

Готовили специальную обрядовую кашу - мирскую. Она очень хорошо подходила для различных магических ритуалов.

23-е Петр и Павел Рябинники

Рябиновые именины. После осенних ночных морозов рябина становилась особенно сладкой, из нее готовили различные угощения.

А еще эта ягода отличное средство в борьбе с различной нечистью, поэтому ее гроздьями украшали окна и развешивали под крышей дома.

24-е Федорины вечерки

Время подводить итоги летнего сезона и подготовка к зиме. С Федоры начинались капустники. Это слово живо и по сей день, почти в том же смысле. Но только раньше, подобные «вечеринки», действительно, были связаны с капустой. Бабы собирались вместе, заготавливая этот овощ. Рассказывали друг другу различные истории, пели песни, а вечером усаживались за стол.

В этот день было принято помогать в церкви.

25-е Артамон Змеевик

В Змеиный день к зиме готовились все, включая лесных обитателей. По народным поверьям, змеи в этот праздник уползали в свои норы для зимней спячки.

Крестьяне продолжали собирать рябину и делать из нее различные заготовки на зиму.

26-е Корнилье

Последний день осеннего тепла, так говорили в народе. На огородах продолжали уборку корнеплодов, заручившись помощью Святого Корнилия. Хозяйки готовили кушанья из овощей (картофеля, свеклы, моркови).

27-е Воздвиженье

«Вырий» или «Третьи осенины». В это день народного календаря очень важно было закончить все полевые работы. Девичьи посиделки продолжались.

Важным обрядом, призванным защитить дом от нечисти, был рисование крестов в доме, хлеву и иных, важных местах. Крестики чертили сажей, мелом, чесноком или углем. Также их мастерили из рябиновых веточек.

28-е Никита Гусятник

В этот день начинали забивать гусей, а потому и основным угощением в этот день был гусь. Его даже преподносили в дар водяному, чтобы хозяин рек и озер был благосклоннее.

Продолжалась уборка репы, и стрижка овец.

29-е Ефимия, Птичья костка

Очень удачный день для гадания по костям птиц и наблюдениям за погодой.

В деревнях продолжалась заготовка капусты на зиму.

Примечательно, в народе существовало поверье, что девушки, родившиеся на Ефимию, обладают чудесным голосом. Как у птички.

30-е Вселенские бабьи именины, Вера-Надежда-Любовь

В этот день праздновали именины Вера, Надежда и Любовь, эти имена являлись одними из самых распространенных имен. Женщины часто плакали 30-го сентября, это один из обрядов, призванный защитить от слез в будущем. А молодежь собиралась на вечерние посиделки.

Тут очень кратко перечислены приметы на каждый день сентября. И только самое основное про каждый народный праздник.