Этапы:

1 этап. Познание общества в рамках мифологии (предания, мифы и легенды народов мира.)

Соединение материального и духовного, реального и сверхъестественного;

Олицетворение сил природы, тотемизм, тесная связь с языческими божествами;

Время является цикличным и вечно повторяющимся;

Миф о сотворении человека.

2 этап. Философские учения древности об обществе и общественном развитии (древнеиндийские веды, даосизм, конфуцианство, учения Платона, Аристотеля, Цицерона).

Они повлияли на становлении христианского мировоззрения и западно­европейской мысли, а также прослеживаются в русской философской традиции.

1). Платон (5-4 вв. до н.э.) Др. Греция.

Главный вопрос античности - кто должен и как управлять государством?

Теория совершенного, идеального государства.

3 сословия:

Философы - управляют,

Стражи (воины) - защищают,

Земледельцы, ремесленники, купцы - работают.

Гармония умеренности, мудрости и мужества.

Гражданское воспитание - общественное, отрицание частной собствен­ности и семьи (это во многом "казарменный социализм", или тоталитаризм).

Дал классификацию типов государств.

2). Аристотель (4-3 вв. до н.э.) Др. Греция.

- "за" частную собственность;

Дополнил типологию государств и систематизировал;

Симпатизирует аристократическому правлению или синтезу аристо­кратии и демократии;

- "Человек - это существо политическое".

3). Цицерон (2-1 вв. до н.э.) Рим.

Объединил и обобщил учения Платона и Аристотеля + идея цикличности общественного развития;

Совершенное государство должно соединить все лучшее в монархии, аристократии и демократии, т.е. отеческую любовь, коллективный разум и свободу;

Общество должно жить по законам природы (идея естественного права), отсюда идея мирового общественного порядка.

3 этап. Социальные теории средневековья. (Аврелий Августин, Фома Аквинский, Макиавелли).

Гл. вопрос: Откуда у людей власть? Каков источник власти? Что является духовной основой государства?

1) Аврелий Августин (4-5 вв).

Превосходство веры над разумом! т.е. все основывается на вере и из нее исходит;

История общества - это история борьбы зла (града земного) и добра (града небесного) или государства и церкви!

Дает периодизацию истории из 6 периодов в соответствии с 6 днями творения;

Земной град - это испытание на пути к небесному;

Все это полностью реализовалось в системе власти римского папства.

2). Фома Аквинский (13 век).

Разработал первую социальную теорию, доктрину - ТОМИЗМ. Теолог.

Сочетание философии Аристотеля с христианской мыслью, вера и разум дополняют друг друга;

Общественная жизнь - это естественная потребность людей;

Государство - руководящая сила, которая должна заботиться об общем благе;

Формы государственного устройства: неправильные - тирания, олигархия, демократия. Правильные - полития, аристократия, монархия. Самая лучшая - монархия. Но монархия должна быть ограничена - вечным правом (т.е. Божественными принципами).

Система права: Вечное право (Бог, церковь), Естественное право, позитивное право.

Это учение стало официальной доктриной католической церкви.

3). Николо Макиавелли (15 - 16 вв.)

Разработал первое системное политическое учение. Первым выделил вопросы политики из обществоведения в отдельное исследование;

Принцип верховенства Государства, основанного на силе и использовании любых необходимых средств для удержания власти;

Церковь - духовный утешитель;

Судьбе не подчиняются (хотя она и во власти Бога), ей сопротив­ляются и ею овладевают;

Политический идеал - соединение монархии, аристократии и демократии;

Во многом способствовал развитию обществознания в Новом времени.

4 этап. Обществознание Нового Времени.

Основные черты:

1. Критика средневековой религиозной идеологии, церковного авторитета, схоластического теоретизирования.

2. Построение новой теории разумного обоснования общественной жизни и государства – теории общественного договора.

3. Выявление в обществознании новых направлений, формирующихся в отдельные науки: экономическое учение А.Смита, теория социалистов-утопистов, социология О.Конта, марксизм.

другие презентации на тему «Специфика обществознания и основные этапы его развития»

«Учебник Обществознание 10-11» - Изложение учебного материала строится на понятии- «человек». Седьмая годовщина Октября в Москве. 1925 г. На какой из картин изображена толпа? Особенности учебников: Постоянство памяти. Включают все необходимые материалы на знание отдельных понятий, терминов. Компактное изложение учебного материала позволяет обеспечить санитарные нормы учебника.

«Эссе по обществознанию» - Оформление эссе. Для работы необходим черновик. Определение своей позиции к высказыванию. Обоснование собственного мнения по данной проблеме. Необходимо подобрать аргументы(доказательства), т.е вспомнить основные термины, теоретические положения. Прочитайте все имеющиеся в задании С9 цитаты. Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены.

«Обществознание ЕГЭ» - Обществознание 2011 год. Готовиться к экзамену необходимо по школьным учебникам и пособиям, которые рекомендованы ФИПИ. ЕГЭ обществознание в 2011г. СРОКИ ЭКЗАМЕНОВ ПО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫМ дисциплинам в 2011 году. НЕЛЬЗЯ пользоваться штрихом-корректором и замарывать ответы. Экзамены не сдаются сами собой.

«Учебник по обществознанию» - Кишенкова О.В. Основой содержания учебника 7 класса является понятие права. Королькова Е.С., Суворова Н.Г. Обществознание. Методический аппарат предусматривает разнообразные формы работы учащихся. Учебник дополнен электронным приложением, содержащим нормативно-правовые документы. Основы правовых знаний. 8 – 9 классы.

«ЕГЭ по обществознанию» - Рекомендации ученикам. Методические рекомендации для учителя. Используйте ассоциации. Начинайте работу с вопроса, на который вы знаете ответ. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). ПОПС- метод. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ЕГЭ.

«Обществознание 11 класс» - Анализ статей. Самостоятельная работа с «Конституцией РФ». «Путь нашей страны в XX веке к демократической Конституции». Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? План урока. Могут ли республики, входящие в состав России, иметь свои Конституции? Коллективная работа. Конституция СССР 1936 г.

«Программа по Обществознанию I. Специфика обществознания и основные этапы его развития. Науки об обществе и науки о природе: их сходство и различие. Становление научного...»

Программа по Обществознанию

I. Специфика обществознания и основные этапы его развития.

Науки об обществе и науки о природе: их сходство и различие.

Становление научного обществознания. Обществоведческая проблематика в истории античной и

средневековой мысли. Платон и Аристотель об обществе. «О граде земном и граде божьем» А. Августин,

Ф. Аквинский.

Воззрения на общество в эпоху Нового времени. Теория общественного договора- Т. Гоббс, Дж Локк, Ж.-Ж.

Крупнейшие мыслители в обществознании XIX - начала XX вв. Немецкая классическая философия- Кант, Гегель, Фейербах об обществе. Зарождение теории гражданского общества. Марксизм. Зарождение экзистенциализма, его основные вопросы. Психоанализ.

Основные направления и представители русской общественной мысли.

II. Человек, общество, история.

Причины и основные этапы возникновения человека. Биосоциальная природа человека. Общество и личность. Деятельность людей и поведение животных. Мышление и речь. Труд. Потребности и интересы людей. Цели и средства человеческой деятельности. Сознательное и бессознательное в поведении людей.

Мотивы поведения и типы человеческой личности. Свобода и необходимость, планомерное и стихийное в человеческой деятельности.

Типы социальных групп. Социальные институты. Роли и статусы людей в системе общественных отношений. Социальная дифференциация, стратификация и мобильность.

Общество. Законы строения, функционирования и развития общества. Общество как целостная система.



Необходимые сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Материальное и духовное производство, их функции и роль в жизни общества. Цели и задачи социального управления. Власть как инструмент управления. Власть и господство. Типы господства. М. Вебер о типах господства и легитимности. Понятие политики, ее место и роль в общественной жизни. Общество и государство. Происхождение государства общества. Государство как институт социального управления. Понятие социальной сферы, ее место и роль в жизни общества.

Исторические типы общества. К. Маркс о формациях. Цивилизационный подходы к истории человечества.

Понятия первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической формаций.

Современные споры о сущности социализма. Гражданское общество. Понятие и виды цивилизаций. Теории цивилизаций Данилевского, Ростоу, Шпенглера.

Источники и движущие силы исторического изменения обществ. Закон возрастания человеческих потребностей. Теории "творческой элиты". Эволюция и революция, революция и реформа. Направленность исторического изменения: гипотеза общественного прогресса.

Понятия: "общество", "страна", "народ", "человечество". Этнические общности людей: род, племя, народность, нация. Национальные отношения в истории человечества. Проблема национальной консолидации и национального обособления в современном мире.

Глобальные проблемы современного человечества: мир и войны, сохранение среды обитания и др.

Современная Россия: выборпути развития. Современное общество и экология.

III. Экономическая жизнь общества.

Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Потребности и ресурсы: проблема экономического выбора. Экономические системы. Традиционная экономика. Централизованная (плановая) экономика. Рыночная система экономики как преобладающая в современном мире.

Рынок, его преимущества и недостатки. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Социально-экономические функции государства в рыночной системе. Понятие смешанной экономики.

Функционирование рынка. Спрос и величина спроса. Факторы, формирующие спрос. Индивидуальный и рыночный спрос.

Предложение. Факторы, формирующие предложение. Индивидуальное и рыночное предложение.

Производство и его факторы. Бухгалтерские и экономические издержки производства. Виды издержек производства: постоянные, переменные, средние и предельные.

Выручка и прибыль фирмы. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Бизнес и предпринимательство.

Конкуренция и монополия. Виды рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Основные признаки рыночных структур.

Деньги. Основные функции и виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки.

Кредитно-денежная политика. Виды и способы осуществления кредитно-денежной политики.

Инфляция. Виды инфляции. Последствия инфляции.

Рынок денег и банковский процент. Фондовая биржа.

Бюджет семьи. Номинальные и реальные доходы. Уровень жизни. Прожиточный минимум.

Экономический цикл. Понятие экономического роста. Факторы экономического роста.

Государственный бюджет. Основные источники доходов и структура расходов государства. Основные виды налогов. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг. Бюджетно-налоговая политика и способы ее осуществления.

Рынок труда. Понятие безработицы. Занятые и безработные. Виды безработицы. Уровень безработицы.

Внешняя торговля. Свободная торговля и протекционизм. Валютные рынки.

Трудовые отношения. Право на труд и гарантии его реализации. Работники и работодатели. Права и обязанности работников и работодателей. Особенности труда молодежи в Российской Федерации.

IV. Политика и политическая система общества.

Виды общественной власти. Политическая власть. Государственная власть. Политические отношения.

Политическая система общества. Политика как вид социального управления. Государство, политические партии, политические движения и другие объединения граждан как элементы политической системы общества. Политический плюрализм. Многопартийность. Политическая борьба. Политический режим.

Принцип разделения властей. Политическая культура.

Политические права и свободы граждан. Гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Понятие демократии. Прямая и представительная демократия. Референдум и выборы. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации. Местное самоуправление.

V. Государство и право.

Государство как особая организация. Признаки государства. Государственный аппарат. Виды органов государства. Функции государства. Форма государства. Республика. Монархия. Унитарное государство.

Федерация. Конфедерация. Государственный режим. Демократический, авторитарный и тоталитарный режимы. Социальное назначение государства. Правовое государство.

Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации.

Система государственных органов в Российской Федерации. Президент Российской Федерации.

Федеральное собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебные органы Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации.

Понятие права. Место и роль права в жизни общества. Правосознание. Правовые нормы. Правоотношение.

Права человека. Международные правовые акты о правах человека. Граждане как субъекты правовых отношений. Правоспособность и дееспособность граждан. Права человека и гражданина по Конституции Российской Федерации. Основные обязанности гражданина Российской Федерации.

Правотворчество. Источники (формы) права. Конституция как основной закон государства. Конституция Российской Федерации: основные положения. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Система права. Публичное и частное право. Основные отрасли российского права.

VI. Социальная сфера жизни общества.

Семья и ее роль в жизни общества. Происхождение, функции и виды семьи. Брак, порядок регистрации и условия вступления в брак. Личные и имущественные права и обязанности супругов (фамилия, место жительства, выбор занятий, личная и общая совместная собственность супругов и др.). Права и обязанности родителей и детей. Опека и попечительство. Государственная и общественная поддержка и защита семьи.

Социальные права и свободы граждан. Социальные интересы. Социальная политика. Социальное государство. Социальная защита населения. Социальное обеспечение.

VII. Духовная жизнь общества.

Общественное сознание и его формы. Истины, ценности и нормы в структуре общественного сознания.

Духовное производство и культура. Культура и субкультура. Проблема массовой культуры.

Наука как система знаний, специфический вид деятельности и социальный институт. Природа научного познания, его возможности и границы. Роль науки в общественной жизни.

Мораль. Структура морали. Мораль и право. Этика. Проблема общечеловеческих ценностей.

Искусство: сущность, виды и функции. Искусство и массовая культура.

Религия, ее сущность и функции. Религия и наука, религия и искусство. Религия и нравственные ценности.

Религия и церковь. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Основные формы религии на территории России и в Ближнем зарубежье. Роль русской православной церкви в современных условиях.

Свободомыслие как явление духовной культуры. Формирование и развитие представлений о свободе совести.

Мировоззрение и его типы: мифологическое, религиозное, философское. Идеология и идеологический плюрализм. Общественное мнение.

1. Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10 – 11-й кл.: справ. материалы / П. А. Баранов. – М.:

Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 187 с. – (Школьная программа).

2. Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию: Конспекты ответов. – М., 2000.

4. Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 10-11 классов. / А.И. Кравченко – М.: «Русское слово», 2000 и др. – 312 с.

5. Обществознание в схемах и таблицах. / Авт.-сост. Северинов К.М. – СПб.: Тригон, 2008. – 96 с.

6. Обществознание в таблицах и схемах. / Сост. Сазонова Т.Г. – СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005.

7. Обществознание для абитуриентов / Под ред. В. Н. Князева, Л. Ш. Лозовского, Б. А. Райзберга, Д.

Н. Землякова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 512 с. – (Домашний репетитор).

8. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. В 2 ч. / Под ред. Л.Н.

Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М., 2002, 2003 и др.

Похожие работы:

«геологія УДК 551.79(477.75) О. С. Огиенко1, Л. В. Попова1, С. Н. Рыжов2 Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, геологический факультет, 1 ул. Васильковская, 90, Киев, 03022 Украина Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, исторический факультет, 2 ул. Владимир...»

«МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ ТАШКЕНТСКАЯ И УЗБЕКИСТАНСКАЯ ЕПАРХИЯ Восток Свыше ДУХОВНЫЙ, ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ВЫПУСК XXXII октябрь-декабрь ТАШКЕНТ По благословению высокопреосвященнейшего ВИКЕНТИЯ, митрополита Ташкентского и Узбекистанского, главы Среднеазиатского митрополичьего округа Евгений АБДУЛЛАЕ...»

«ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2011 Выпуск 1 (15) История ИСТОРИЯ УРАЛА УДК 94(470.1/.2)“1451/1505” ОЧЕРКИ РАННЕЙ ИСТОРИИ ПЕРМИ ВЕЛИКОЙ: КНЯЗЬЯ ПЕРМСКИЕ И ВЫМСКИЕ П. А. Корчагин До середины XX в. в отечественной историографии не подвергался сомнен...»

«Ислам (араб. покорность, мир") – одна из религий мира, возникшая в 7 веке н.э. на Аравийском полуострове в результате опыта, известного как Откровение Мухаммада. Обычно обозначается как монотеистическая, авраамическая, мировая, историческая, традиционная, от...»

«Ф. И. УЛАНОВ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ КАК ЗЕРКАЛО ОКТЯБРЬСКОЙ: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ НА СТРАНИЦАХ СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ В статье исследуется, какие аспекты Французской революции и почему выводились на передний план в тот или иной период в советском школьном курсе истории исходя из того, что Французская революция рассматривалась как...»

«Акционерное общество Инвестиционный Меморандум Первой эмиссии купонных облигаций на сумму 1 500 000 000 тенге Апрель 2004 Инвестиционный меморандум ОАО "Цеснабанк" Оглавление I. Общие сведения об эмитенте Резюме Лицензии История Рейтинги Представительства эмитента Управление и акционеры Организаци...»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИ...», мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Особенности обществознания заключаются в том, что это интегративный курс, который включает в себя основы нескольких дисциплин, таких как социология, философия, социальная психология, экономика, культурология, политика и право.

Обществознание относится к числу самых популярных предметов из числа тех, которые предоставляются по выбору.
Большинство гуманитарных и педагогических специальностей в ВУЗах принимают результаты экзамена по обществознанию.
Не совсем верное представление о том, что обществознание является очень легким предметом. На самом деле предмет более чем серьезный, ввиду того, что здесь выпускнику необходимо владеть понятиями и понимать их смысл, понимать смысл ведущих идей культурологии, политологии, экономики, права и философии. Требуется определенный уровень общей эрудиции, интерес к социальным проблемам.
Многие задания имеют практико-ориентированный характер. Необходимы умения анализировать определенные события, определять факты, мнения, теоретический характер суждения.
Научиться этому за короткий срок просто невозможно. Оптимальное время подготовки при нулевом уровне это 10 класс. Подготовка к ЕГЭ должна быть систематической, на протяжении всего учебного года.
Предмет обществознание очень важный и его роль также высока в процессе социализации.

Три важнейших документа при подготовки к ЕГЭ. Это спецификация, кодификатор и демоверсия. В спецификации отражена вся та необходимая информация которая касается непосредственно теста. В демонстрационном варианте обратите внимание на систему критериев оценивания работ. В кодификаторе отражаются темы курса, которые необходимо знать для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
При подготовке к экзамену необходимо использовать учебники школьной программы рекомендованные Министерством образования и науки.

Работа представляет собой задания с 1 по 36. Максимальный первичный балл за всю работу 62 балла. Время выполнения работы 235 минут. Минимальный порог 42 балла.
Ответы в 1 части записываются без пробелов, запятых и других дополнительных символов. В заданиях 25, 26 и 27 обращайте внимание на инструкции порядка записи ответа.
Вторая часть экзаменационной работы представляет собой задания с ответами в свободной форме.
Доля заданий с развернутыми ответами в общем результате экзаменационной работы - 43,5%.

Задания второй части позволяют проверить умение целостно формулировать, логично последовательно излагать свои мысли, делать выводы, использовать полученные знания в смоделированных жизненных ситуациях, выражать и аргументировать собственную позицию.
Основные типы заданий второй части, встречающихся на экзамене:
- поиск, анализ, интерпретация информации из неадаптированного текста;
- дать определение обществоведческому термину;
- привести примеры раскрывающие обществоведческий термин;
- решить жизненно-практическую задачу;
- сформулировать собственные суждения и аргументировать их.

Все тексты, включаемые в задания 28-31 должны соответствовать следующим критериям:
а) они должны быть тематически связаны с темами школьного курса обществознания;
б) в них должна присутствовать точка зрения автора;
в) они не должны быть перегружены научными терминами или статистической информацией.

Задания 28-31 (С1-С4) это составное задание с определенным фрагментом неадаптированного текста научного, научно-популярного и философского характера объемом 250-300 слов.
Задание 28 (С1) вопрос по тексту. Ответ на который находится в тексте в явном виде. Здесь проверяется способность выявить информацию и точно ее воспроизвести в ответе. Максимальный балл за полностью правильный ответ - 2 балла.
Задания 29 (С2) на интерпретацию текста, и ответ находится в тексте не в явном, а в завуалированном виде. Здесь проверяется способность анализировать и интерпретировать текст. Максимальный балл за полностью правильный ответ - 2 балла.
В задании 30 (С3) зачастую просят дать ответ, который находится в явном виде в тексте. Однако, помимо этого, во второй части этого задания просят как правило привести несколько примеров или аргументов, иллюстрирующих или подтверждающих ответ. Максимальный балл за полностью правильный ответ - 3 балла.
Задание 31 (С4) - это задание на подтверждение или опровержение оценочного суждения связанного с положением текста. Максимальный балл за полностью правильный ответ - 3 балла.
Многие выпускники, как показывает практика, не видят разницы между примером и аргументом. Так вот, пример - это факт, частный случай, в качестве иллюстрации подкрепляющий уже установленное положение; аргументы - это довод, доказательство, посредством которого обосновывается истинность какого-либо суждения.
ВАЖНО!!!
В случаях, когда в заданиях 28-31 присутствуют несколько вопросов и ученик, отвечает на них не в той последовательности, в которой они были обозначены, или не пронумеровав их - то все равно экспертом оцениваются все элементы ответа, которые удастся идентифицировать, независимо от их порядка.
Если в задании 28-31 необходимо найти ответ из тексте в явном виде, например перечислить признаки или виды какого-либо объекта, а ученик переписывает фрагмент текста целиком, то экспертом этот ответ будет оценен в 0 баллов
Всегда сначала прочитайте внимательно текст до конца, затем переходите к вопросам.
Все что кажется вам банальным, типа "Это и так понятно" - все равно нужно писать. Если вы чего-то не напишите, это будет означать одно - вы этого не знаете.

ОШИБКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Популярные ошибки, допускаемые выпускниками в заданиях 28-31 (С1-С4)
1. Раскрытие в ответе часть предложенного вопроса - зачастую в одном задании несколько вопросов и выпускники по своей невнимательности отвечают не полностью на вопрос.
2. Несоответствие ответа предъявляемому вопросу.
3. Неграмотная запись ответа с точки зрения стилистики, структурирования, логических связей.
4. Присутствие в ответе противоположных положений, когда одно исключает присутствие другого.
5. Ошибочные суждения выпускника.
6. Отсутствие требуемых аргументов и обоснований.
7. Нечеткие, расплывчатые формулировки.

Рекомендации.
В целях не повторения вышеизложенных ошибок во второй части экзаменационной работы, необходимо при ответах руководствоваться следующими рекомендациями:
1. Прежде чем выполнять задание 28-31 (С1-С4) обязательно внимательно прочитайте текст.
2. Соотнесите проблематику теста с темами обществознания.
3. Дайте ответ на вопрос: "О чем этот текст?".
4. Читайте вопросы внимательно, отвечайте только на поставленные вопросы, избегайте лишних ответов.
5. Обращайте внимание на то, что должно быть положено в основу ответа: авторская мысль, социальный опыт или материал обществоведческого курса.
6. Сформулировав ответ, еще раз вернувшись к вопросу, проверьте его правильность.
7. Один и тот же фрагмент текста не может служить ответом на два разных вопроса. Если Вам кажется, что это так, повнимательнее прочитайте задание.
8. В заданиях где Вас просят выразить свое мнение обязательно писать "Я согласен/Я не согласен".

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Название: Обществознание. Учебное пособие.

Учебное пособие является вторым, переработанным и дополненным, изданием, которое подготовлено в строгом соответствии с государственным общеобразовательным стандартом по курсу «Обществознание». В нем в доступной форме изложены исходные понятия общей теории возникновения, взаимодействия и развития общества, государства и права, основные вопросы, рассматриваемые на семинарах и входящие в билеты на зачетах и экзаменах по данной дисциплине.
Материал пособия, изложенный в форме небольших лекций по каждому вопросу, способствует легкому усвоению предмета, позволяет быстро и эффективно подготовиться к занятию, сдаче экзамена.
Для абитуриентов, студентов и преподавателей ВУЗов.

Наука есть систематизированное и теоретически оформленное знание об окружающей человека природной и социальной действительности. Но чтобы получить систематизированное знание, необходимо использовать определенные методы и категории как инструменты познания. Каждая наука разрабатывает свои категории. В социальной философии, например, используются такие категории, как «общество», «прогресс», «общественное сознание», «общественное бытие», «социальный детерминизм», «цивилизация», «общественно-экономическая формация», «гуманизм» и др.
Все науки, как естественные, так и общественные, исследуют объективный мир, т. е. окружающую природную и социальную действительность. Они открывают законы его развития и функционирования, выявляют внутренние механизмы взаимодействия и взаимосвязей природных и социальных процессов и явлений.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. СПЕЦИФИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ 3

1. Науки о природе и науки об обществе. В чем заключается их сходство и различие? 3
2. Этапы становления обществознания. Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли 7
3. Каковы основные направления современной общественной мысли? 17
Раздел II. ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. ИСТОРИЯ 23
1. Индивид, человек, личность: основные черты и особенности 23
2. Общество как целостное социальное образование: понятие и основные особенности 25
3. Общество и его законы 29
4. Каковы движущие силы общественного развития? 29
5. Что собой представляют сферы общественной жизни и каковы их виды? 39
6. Социальные классы: понятие и пути их образования 44
7. Социальная стратификация 46
8. Политика - сфера общественной жизни: основные элементы 48
9. Власть: общая характеристика 48
10. Власть и авторитет 52
11. Типология политической власти 52
12. Политические отношения 53
13. Политическая организация или система 54
14. Политические интересы и идеи 54
15. Происхождение государства 56
16. Что собой представляет гражданское общество? 58
17. Соотношение политики и морали 61
18. Сфера политики и сфера морали 66
19. Политика и общечеловеческие ценности 71
20. Что такое свобода? Ее общая характеристика 72
21. Экономический, духовный и политический аспекты свободы 78
22. Свобода и ответственность 79
23. Общественный прогресс 80
24. Критерии общественного прогресса 89
25. Эволюционный и революционный пути общественного развития. Эволюция и революция 95
26. Что такое цивилизация? Возникновение, развитие и распад цивилизаций. Цивилизационный подход к истории человечества 97
27. Общие черты и особенности различных цивилизаций 101
28. Типология общества. Его исторические типы 102
29. Общественно-экономическая формация. Формационный подход к истории человечества 106
30. Культура: понятие, виды 108
31. Социально-этнические общности людей. Этнос, народы 109
32. Глобальные проблемы современного человечества: мир и войны, сохранение среды обитания 111
33. Понятие и виды субъектов истории 121
Раздел III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 136
1. Что такое экономика? Ее понятие и различные смысловые значения 136
2. Откуда происходит термин «экономика»? 140
3. Меркантилизм (идеология торговли), экономическая наука и экономическая политика 141
4. Что такое политическая экономия и можно ли ее отождествлять с экономической политикой? 145
5. Чем отличается классическая политическая экономия от вульгарной? Что называют «факторами производства» и в каком смысле можно говорить об их производительности? 148
6. Что такое производство? Чем отличается производство в широком смысле от производства в узком смысле? 150
7. Экономические отношения - основа типологии современных государств 152
8. Деньги: их сущность, виды, функции 154
9. Что означает превращение денег в капитал? Что называется «грязными» деньгами? 158
10. Что собой представляет государственный бюджет? 158
11. Рынок рабочей силы («рынок труда») и его особенности 159
12. Безработица и занятость 160
13. «Рыночные реформы» в Российской Федерации. Ход и итоги реформ 161
14. Что представляет собой мировая экономика и какова хозяйственная специализация ведущих стран? В чем особенность хозяйственной специализации России? 163
15. Какова современная международная финансовая система? 165
16. Правовые аспекты экономики 166
17. Юридическое лицо и его основные признаки 167
18. Трудовые отношения: понятие, основания возникновения и стороны (участники) трудовых отношений 168
19. Что такое социальное партнерство в сфере труда? 170
20. Стороны социального партнерства и их представители 172
21. Что понимается под коллективным договором и каково его содержание? 173
22. Трудовые споры: понятие, виды 176
23. Каковы особенности рассмотрения коллективных трудовых споров? 178
24. Гарантии права на труд и компенсации, предусмотренные трудовым правом 178
25. Особенности правового регулирования труда молодежи в РФ и других странах 182
Раздел IV. ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА 184
1. Что такое власть и какие виды общественной власти существуют? 184
2. Каковы особенности политической и государственной власти? 185
3. В чем суть таких политических понятий и категорий, как «политические отношения», «политическая борьба», «политический режим» и «политический плюрализм»? 186
4. Политические права и свободы граждан 189
5. Что подразумевается под конституционными правами и свободами граждан? 191
6. Какие основные виды конституционных прав и свобод существуют? 194
7. Что такое политическая система общества и какова ее структура? 197
8. Чем определяются особое место и роль государства в политической системе общества? 199
9. Политические партии, политические движения и другие объединения граждан как элементы политической системы общества 203
10. В чем заключается суть принципа разделения властей и каковы его роль и назначение? 208
11. Что такое политическая культура и каково ее содержание? 215
12. Политика и религиозные объединения 216
13. Каковы особенности политической системы современного российского общества? 218
14. Что такое демократия и каковы ее виды? 220
15. Что понимается под гарантиями и формами прямой и представительной демократии? 225
16. Выборы. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации 232
17. Гражданство Российской Федерации 238
18. Основания приобретения гражданства Российской Федерации 239
19. Основания прекращения гражданства Российской Федерации 241
20. Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации 242
21. Органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации и их полномочия 242
22. Что понимается под местным самоуправлением? 242
23. Каковы основные принципы и полномочия органов местного самоуправления? 244
Раздел V. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 246
1. Какой смысл вкладывается в понятие государства? 246
2. Каковы основные признаки государства? 248
3. Что означает публичная власть как один из основных признаков государства? 250
4. Территориальная организация населения как признак государства 251
5. Суверенитет и другие признаки государства 252
6. Формы государства: понятие и многообразие форм государства 253
7. В чем заключаются особенности форм правления и каковы их виды?- 255
8. Каковы формы правления современных государств? 260
9. Какова форма правления в современной России? 262
10. Кто может быть Президентом России и каков порядок его избрания? 264
11. Каковы полномочия Президента Российской Федерации и каков характер издаваемых им актов? 265
12. Что понимается под формой государственного устройства и каковы ее виды? 268
13. Отличительные особенности конфедерации 271
14. Форма государственного устройства России 274
15. Каковы принципы построения и функционирования Российской Федерации? 275
16. Конституционно-правовой статус Российской Федерации 277
17. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации 279
18. Что собой представляет государственный режим и каковы его виды? 281
19. Правовое государство: основные черты и особенности 282
20. Что понимается под государственным аппаратом? 291
21. В чем состоят отличительные особенности государственных органов - составных частей государственного аппарата? 292
22. Что представляет собой структура государственного аппарата? 294
23. Органы законодательной и исполнительной власти 294
24. Судебные органы и органы прокуратуры 296
25. Что понимается под функциями государства? 297
26. Каковы общие черты и особенности функций государства? 299
27. Критерии классификации функций государства и их виды 300
28. Понятие и виды внутренних и внешних функций государства 301
29. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации 303
30. Каков правовой статус членов российского парламента? 305
31. Государственная Дума и ее полномочия 307
32. Совет Федерации - верхняя палата российского парламента 309
33. Правительство РФ - высший орган исполнительной власти: правовая основа, состав, структура 310
34. Полномочия Правительства Российской Федерации 311
35. Акты Правительства и его ответственность перед Федеральным Собранием 312
36. Что собой представляет система судебных органов России? 313
37. Суды конституционной юстиции России 315
38. Суды общей юрисдикции России 317
39. Арбитражные суды России 319
40. Прокуратура Российской Федерации 320
41. Что понимается под правом? 321
42. Каковы место и роль права в жизни общества? 324
43. Нормы права. Понятие и основные признаки, отличающие нормы права от других социальных норм 326
44. Структура, порядок изложения и виды норм права 329
45. Что понимается под правоотношениями и каковы их особенности? 333
46. Юридическое содержание правоотношений 334
47. Какие виды правоотношений существуют? 33.6
48. Кто может быть субъектом (участником) правоотношений? 337
49. Что означает правоспособность и дееспособность физических лиц и других участников правоотношений? 339
50. Основания (юридические факты) возникновения, изменения и прекращения правоотношений и их виды 341
51. Правосознание: понятие, структура, роль в жизни общества 343
52. Понятие и формы правотворчества 345
53. Каковы принципы правотворчества? 346
54. Что означает законодательная процедура и какова ее роль? 347
55. Основные стадии законодательного процесса 348
56. Что понимается под реализацией права и каковы ее формы? 349
57. Правоприменение и его особенности 351
58. Принципы, стадии и акты правоприменения 353
59. Что такое правопорядок и законность? 356
60. Что такое форма (источник) права и какие виды форм права существуют? 357
61. Понятие нормативно-правовых актов и их соотношение с индивидуальными актами 358
62. Закон и его основные признаки 359
63. Виды законов 361
64. Конституция - Основной Закон государства 361
65. Действующая Конституция Российской Федерации и ее связь с прежними российскими конституциями 363
66. Характерные черты и особенности Конституции РФ 1993 г. 367
67. Структура Конституции РФ и порядок ее изменения- 369
68. Что понимается под системой права и какова ее структура? 372
69. Понятие и виды отраслей права 373
70. Институты права 374
71. Какие существуют основания деления права на отрасли и институты? 375
72. В чем заключаются особенности публичного и частного права? 377
73. Правомерное поведение: понятие, формы реализации, основные виды 379
74. Что такое правонарушение и каковы его основные признаки? 382
75. Что означает юридический состав правонарушений и каковы их виды? 384
76. Юридическая ответственность и ее виды 386
Раздел VI. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 390
1. Семья - основная ячейка общества. Осуществление и защита семейных прав 390
2. Личные права и обязанности супругов 391
3. Каковы имущественные права и обязанности супругов? 392
4. Каковы особенности договорного режима имущества супругов? 393
5. Какие права имеют несовершеннолетние дети? 394
6. Какие обязанности несут совершеннолетние дети по содержанию родителей? 396
7. Что такое опека и попечительство? 397
8. Алиментные обязательства членов семьи: их общая характеристика 398
9. Общественное сознание: понятие, структура 401
10. Каковы формы общественного сознания? 401
11. Политическое сознание 402
12. Моральное сознание 403
13. Эстетическое сознание 404
14. Религиозное сознание 404
15. Мировоззрение. Типы и формы 405
16. Духовное производство 407
17. Религия: ее сущность и функции 408
18. Взаимоотношение религии с другими областями духовной культуры. Религия и наука. Религия и мораль. Религия и искусство 410
19. Типы религий. Мировые религии 412
20. Буддизм 412
21. Христианство 414
22. Русская Православная Церковь 418
23. Ислам 420
24. Свободомыслие в отношении религии 422