Матвей Иванович Муравьев-Апостол, отставной подполковнику был обвинен в том, что имел умысел на цареубийство и готовился сам к совершению оного; участвовал в восстановлении деятельности Северного общества и знал умыслы Южного во всем их пространстве; действовал в мятеже и взят с оружием в руках». Муравьев родился в Петербурге 25 апреля 1793 г. Он провел детство в тех же условиях, как и его брат . Во время пребывания в Гамбурге его отца, русского министра-резидента, в доме Муравьевых бывало много французских эмигрантов, которые возбудили в мальчике интерес к политическим вопросам и повлияли на него в роялистском духе. Во время пребывания отца и ма­тери в Мадриде, где отец, Иван Матвеевич, был посланником, М. И. с братом учились в Париже и вернулись в Россию лишь в 1802 г. Поступив в корпус министерства путей сообщения, Муравьев не окончил там курса и в 1812 г. был определен подпрапорщиком в семеновский полк. За участие в Бо­родинской битве Муравьев был произведен в пра­порщики и получил знак военного ордена. Он принимал участие в компании 1813-1814 г., под Кульмом был ранен в правое бедро на вылет и в 1814 г. вернулся в Россию. Война 1812 г. и заграничные походы оказали огромное влияние на убеждения Муравьева-Апостола, необыкновенно расширили его умствен­ный кругозор и направили его внимание в сторону общественных и политических вопросов. События 1812-1814 г.г. больше всего отразились на главном их участнике-войске, говорить биограф Муравьева-Апостола г. Якушкин, и особенно на гвардейских полках и преимущественно на семеновском, в котором служил Муравьев-Апостол. Стремление устра­нить внутренние бедствия, овладевшее тогда передовой военной молодежью после одержанных блестящих побед над внешним врагом, захватило, конечно, и Муравьева, который, вместе с братом Сергеем, был одним из основателей «Союза благоденствия» в 1817 г., а также и членом масонской ложи «Трех добродетелей». Так называемая семеновская история, происшедшая исключительно от нелепых стро­гостей и притеснений нового командира полка, Шварца, отразилась и на Муравьеве, и он вышел в отставку. Декабрьская катастрофа захватила Матвея Ивановича на юге, когда он гостил у брата Сергея. Он умеряющим образом действовал на брата, так как по крайней мягкости своего характера питал отвращение к крово­пролитно и решительным действиям и не верил в успех предприятия. В частые у него тогда минуты душевного разлада ему приходила даже мысль о самоубийстве. Отнесенный к I разряду и приговоренный к отсечению головы, М. И., как и все прочие 31 человек этого разряда, был осужден на 15 лет каторжных работ в окончательном приговоре. Но когда из переписки его с братом Сергеем обнаружилось, что он все время энергично отклонял его от решительных действий и крайних планов, М. И. был сослан на вечное поселение в Вилюйск, Якутской об­ласти. Первое время, впрочем, он был заключен в Роченсальме, в форте «Слава», вместе с , и Арбузовым. Здесь все они находились в темных, сырых казематах, пита­лись гнилой ветчиной, не всегда выпеченным хлебом и часто пили воду с примесью соленой морской, попа­давшей в единственный колодезь. Какая память сохра­нилась о нем у бывших семеновцев, показывает между прочим, факт, переданный : при входе его в иркутскую тюрьму его вдруг обнял и поцеловал часовой-бывший его подчиненный из расформированного семеновского полка. Зимой, в трескучие морозы, пришлось М. И. ехать из Якутска в Вилейск, и только благодаря теплой меховой одежде и английскому седлу, данным ему якутским областным начальником, мог он совершить этот трудный путь в 700 вер. Вилюйск в то время имел такой вид: деревянная церковь, кругом нее в беспорядке и на большом расстоянии друг от друга разбросаны были якутские юрты и всего 4 небольших деревянных домика. М. И. поселился в юрте с ледяными окнами. «Не нуж­даясь в собеседниках, говорить он в своих «Воспоминаниях», записанных Беляевым, я легко свыкся с одинокой жизнью в своей юрте». Каждый день он гулял, не смотря ни на какую погоду. Лето, которого он ждал с таким нетерпением, обмануло его ожидания: в комарах и мошках он встретил египетскую казнь и не только не мог купаться, как мечтал была зимой, но и в юрте мог оставаться только при постоянном дымокуре из навоза. Хотя рыбы и дичи было много, но полное отсутствие овощей угнетало его; ему удалось развести один только картофель. Желая быть полезным и в Вилюйске, он начал обучать грамоте местных детей, и у него было 2 ученика.

Ты взора не сводил с звезды своей вожатой

И средь пустынь нагих, презревши бури стон,

Любви и истины искал святой закон

И в мир гармонии парил мечтой крылатой,

писал ему А. Бестужев в июле 1829 г. в Витиме. По ходатайству сестры, Софьи Ивановны Бибиковой, М. И. был переведен в Бухтарминскую крепость, куда и прибыл 5 сентября 1829 г. Получив от се­стры 2000 р., он купил себе дом, завел мельницу и пасеку. В Бухтарминске Муравьев испытал много неприятностей как по неопределенности и шаткости правил о надзоре за ним, так и от ложных доносов некоторых местных чиновников, мстивших ему за нежелание с ними познакомиться, как с людьми не­достойными. В 1832 г. он женился на Марье Константиновне Константиновой, сироте-дочери священ­ника, воспитывавшейся у жены чиновника местной таможни г-жи Брандт. Как и в Вилюйске, в Бухтарминске он вел все время метеорологические наблю­дения, которые сохранились в его бумагах. 1 октября 1836 г. Муравьев, без какого либо особого с своей стороны ходатайства, был переведен в Ялуторовску хотя и предпочитал Курган. Поселясь в Ялуторовске, Муравьевы приобрели небольшой деревянный дом и вели скромную семейную жизнь, занимаясь хозяйством на отведенном участке в 15 десятин. Не имея детей, Муравьевы взяли на воспитание двух девочек-сирот и отечески заботились об их образовании и воспитании. Как и в Бухтарминске, М. И. подавал медицин­скую помощь местным беднякам. Гостеприимный дом Муравьевых был все время любимым местом объединения дружной семьи ялуторовских декабристов. Впоследствии он с удовольствием вспоминал о своей 20-летней тихой и приятной жизни в Ялуторовске. Поселившись в Москве в 1860 г. после амнистии 1856 г., (до того жил в Твери) Муравьев любил воспоминать вообще о Сибири, называл ее не иначе, как «наша Сибирь», поддерживал с нею связи, был знаком с многими москов­скими сибиряками. Живя в Сибири, Муравьев, как и почти все декабристы, не отстал от жизни, не ока­зался ей чуждым, отжившим, но явился оттуда вели­чиной оригинальной, полезной и живой. Сохранив до кончины поразительную душевную и телесную свежесть, он много читал, особенно сочинения по новой русской истории, следил за текущими общественными вопро­сами по новым появляющимся книгам, журналам и газетам. Его замечательная память хранила в себе все прошлое, виденное и пережитое им. Идеалом своей молодости он остался навсегда верен. Живя в Москве, он имел 15,000 р. дохода и позволял себе не только личный комфорт, но и оказывать помощь нуждающимся, особенно стремившимся к образованию молодым людям. Он был большим любителем му­зыки, много гулял пешком. Только под конец жиз­ни он стал плохо ходить, видеть и слышать. В 1883 г., по случаю 200-летия семеновского полка, ему был возвращен бородинский крест. Окруженный всеобщим уважением М. И. Муравьев-Апостол скон­чался 21 февраля 1886 г. в 5 ч. утра и похоронен рядом с матерью в Новодевичьем монастыре.

Яркая короткая жизнь С. И. Муравьева-Апостола неразрывно связана с судьбоносными событиями России в начале XIX века. Лев Толстой, который не разделял идей декабристов, назвал его одним из лучших людей не только того, но и всякого другого времени. Потомок древнего рода, находящийся в родстве с известным украинским гетманом Даниилом Апостолом, Сергей Иванович, возглавляющий список декабристов, стал убежденным республиканцем и активным противником крепостничества.

Детство Муравьева-Апостола

28 сентября 1796 года в семье государственного деятеля Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола родился четвертый ребенок, названный Сергеем. Вскоре после его рождения Иван Матвеевич был направлен императором Павлом I посланником в Гамбург, куда он выехал с семьей. После возвращения в 1801 году в Россию Иван Матвеевич вскоре переехал в Мадрид по служебным делам. Под давлением пришедшего к власти во Франции Наполеона российская миссия была отозвана из Испании. Оставив семью в Париже, Иван Матвеевич возвращается в Россию и получает отставку. Обучение Сергей начинает в пансионе Хикса, где он сразу обратил внимание на себя бойкостью и отличными успехами в учебных дисциплинах.

Возвращение на родину

Несмотря на то что дети росли за границей и говорят по-французски, под влиянием матери у них было сильно развито чувство патриотизма и любви к России. Однако когда в 1809 году семья вернулась в Петербург и дети с радостью восприняли это возвращение, Анна Семеновна, их мать сразу предупредила о том, что Россия является страной рабов, имея в виду крепостничество. Блестящие математические способности Сергея позволяют ему в 1810 году легко поступить в недавно образованное училище инженеров путей сообщения.

Участие в войне 1812 года

После нападения Наполеона на Россию студент был направлен для прохождения службы в главный штаб армии, которой командовал Кутузов. В июне 1812 года 15-летний Сергей принял боевое крещение в боях за Витебск, а затем юный подпоручик участвовал в Бородинском сражении. Командующий армией М. И. Кутузов старался держать его при главной квартире, но в критический момент молодой офицер в составе саперной роты под ураганным огнем французов строил и защищал укрепления-редуты.

Тарутинский бой

Значимость Тарутинского сражения, в котором также отличился подпоручик, который не достиг 16-летия, заключалась не только в том, что впервые были достигнуты успешные результаты, но и в подъеме духа русских войск. Историки считают, что Тарутинский бой своим успехом в октябре 1812 года заставил Наполеона принять решение о выходе из захваченной Москвы. Затем была ожесточенная приведшая к тому, что Наполеон отказался от дальнейшего продвижения на Калугу, главные силы русской армии начали преследование отступающих французских войск. После Малоярославца сослуживцы из числа направленных из училища на войну возвращаются в Петербург для продолжения учебы, но Муравьев-Апостол Сергей Иванович решил остаться в действующей армии. Участие Муравьева-Апостола в дальнейших сражениях за освобождение Отечества от французского нашествия было отмечено награждением Золотой шпагой и присвоением чина поручика. После изгнания Наполеона из России его наградили орденом св. Анны III-й степени.

Заграничный поход

Желая участвовать в заграничном походе, 16-летний офицер добился назначения в егерский батальон. За дело под Лютценом (Германия) Муравьев-Апостол Сергей Иванович, биография которого была очень непростой, награжден орденом Св. Владимира 4 ст. с бантом. С 1814 года под командованием он принимал участие во многих битвах, а за сражение под Парижем молодой капитан получает орден Анны 2-й степени. В Париже он встречается со старшим братом Матвеем, и вместе в марте 2014 года они возвращаются в Россию, где их ждет отец и восьмилетний брат Ипполит.

Организация первых тайных обществ

Единодушное восстание русского народа против иноземного нашествия в 1812 году показало силу духа простых людей, в том числе и крепостных. После славной военной кампании, когда Россия освободила Европу из-под ига Наполеона, просвещенная часть передового российского дворянства была в ожидании освобождения народов своей Отчизны от ига самодержавия. По мнению С. И. Муравьева-Апостола, освобождение России от собственного ига приведет к освобождению всего мира, будет способствовать развитию и процветанию страны.

Желание помочь народу освободиться от тирании своих господ, вырваться из беспросветной нужды и в то же время избежать повторения ужасов «пугачевщины» привело лучших представителей привилегированного сословия к необходимости объединения. Первое десятилетие XIX века вообще богато различными тайными обществами, включая масонские ложи, с помощью которых дворяне могли заполнить духовный вакуум после активного участия в событиях мирового масштаба. Одним из таких обществ, которые были созданы в 1815 году, была «Артель офицеров Семеновского полка», организованная Н. М. Муравьевым. С. И. Муравьев-Апостол, который после возвращения из заграничного похода перевелся служить в стал вместе с братом Матвеем членом артели. Цели этого общества, состоящего из 15-20 человек, были неопределены и неясны. В скором времени по указанию императора артель была распущена, но собрания ее членов продолжились, и ее можно было считать основой для дальнейшего развития революционного движения.

«Союз спасения»

Первая тайная организация офицеров («Союз спасения») была создана в 1816 году в доме братьев Муравьевых-Апостолов, где присутствовали также князь Трубецкой, Александр и Якушкин. Организация молодых офицеров, переименованная в 1817 году после принятия в ее члены Пестеля П. И. в «Общество истинных и верных сынов Отечества», как была, так и осталась малочисленной (30 человек), но уже с более четко определенными целями. Главной задачей общества была борьба за освобождение крестьян от крепостничества и устранение самодержавия, что закреплено в уставе общества. Стремясь широко распространить свое влияние, в члены общества принимали не только дворян, но и мещан, купцов, духовенство и свободных крестьян.

Руководила обществом так называемая Коренная управа, в состав которой входил Муравьёв-Апостол Сергей Иванович. Вместе с ростом недовольства масс внутри страны и усилением общеевропейской революционной ситуации в «Союзе Благоденствия» все больше влияния приобрели сторонники решительного военного натиска на самодержавие и установления республиканского строя. Правильность такого подхода подтвердило и стихийное выступление в 1820 году солдат-гвардейцев Семеновского полка. После подавления возмущения в Семеновском полку он был расформирован, а Муравьев-Апостол Сергей Иванович был переведен в чине полковника в Черниговский пехотный полк. Создающийся в январе 1821 года съезд Коренной управы «Союза Благоденствия» объявил о роспуске общества. Однако фактически была проведена не ликвидация, а реорганизация «Союза», которая вылилась в организацию двух обществ, координирующих совместные действия.

«Южное общество»

Тайная организация на Украине, инициатором создания которой были члены Тульчинской управы «Союза Благоденствия», была названа «Южным обществом». Возглавил его П. И. Пестель, руководителем самой многочисленной Васильевской управы стал Сергей Муравьев-Апостол (декабрист). Программные цели и задачи общества, к которому в 1825 году присоединилось «Общество соединенных славян», изложены в «Русской правде» авторства Павла Ивановича Пестеля.

Цели общества остались созвучными задачам «Союза Благоденствия», но действовать предлагалось более решительно, с использованием убийства царя, чтобы обезглавить монархическую партию. При этом Пестель считал, что восстание должно произойти в столице и быть тщательно подготовленным, а Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, декабрист, настаивал на скорейших действиях с использованием войск, находящихся под командованием офицеров - членов «Южного общества».

Восстание Черниговского полка

После провала выступления военных на Сенатской площади (Санкт-Петербург), в конце декабря 1815 года в Черниговском полку, расквартированном в Киевской губернии, начался бунт солдат. Поводом для восстания был арест подполковника С. И. Муравьева-Апостола, который провел лично командир полка после получения известия о восстании в Петербурге. На следующий день восставшие заняли Васильков, а затем Мотовиловку. В Мотовиловке перед строем была оглашена прокламация восставших («Православный катехизис»), которую сочинили Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин. Черниговский полк начал движение на Петербург с надеждой, что его поддержат другие воинские части. Однако эти надежды оказались безосновательны, и под Белой Церковью полк был окружен отрядом гусар и артиллеристов. 3 января 1826 года они были разбиты правительственными войсками. Младший брат Сергея Ивановича, Ипполит, не желая попадать в плен, застрелился, а он сам, тяжелораненый, был пленен. Во время следствия вел себя мужественно и благородно, стремясь выгородить товарищей и взять на себя полностью всю вину.

Декабристское движение в России

Движение декабристов в России было особенным тем, что они не опирались на конкретный социальный слой и, идя на смертельный риск во имя освобождения народа, не искали в нем поддержки. Ситуация междуцарствия после внезапной смерти Александра I позволила декабристам вывести гвардейские полки на Сенатскую площадь с целью заставить Сенат провозгласить уничтожение самодержавия, ликвидацию крепостничества и учреждение политических свобод.

Нерешительность и разрозненность действий заговорщиков привели к тому, что восстание декабристов (год 1825) потерпело поражение. Верховным уголовным судом, созданным для суда над участниками военного мятежа, были вынесены приговоры в отношении 121 человека. В соответствии со степенью вины все, кто входил в список декабристов, были разделены по 11 разрядам. По первому разряду, предусматривающему вначале смертную казнь, а затем замененную на вечные каторжные работы, был осужден 31 человек. Пять человек, признанных следственной комиссией вне разрядов, были осуждены к повешению, в том числе и Муравьёв-Апостол Сергей Иванович. В июле 1826 года приговор был приведен в исполнение.

Дом Муравьева-Апостола

Усадьба Муравьевых-Апостолов в Москве располагалась на Старой Бассейной улице. После того как произошло восстание декабристов (год 1825), дом был продан. Об увековечивании памяти первых русских революционеров думал еще Луначарский, который собирался открыть в доме-усадьбе музей декабристов. Осуществление этого замысла состоялось лишь в 1986 году, но спустя пять лет он был закрыт из-за аварийности здания. Приглашенные в 1991 году потомки Муравьевых-Апостолов приняли решение о восстановлении здания усилиями семьи. После почти десяти лет напряженной работы главный дом усадьбы был реставрирован и передан в аренду музею декабристов. В настоящее время там регулярно проводятся выставки и экскурсии.

Муравьёв-Апо́стол Сергей Иванович

(1795-1826), декабрист, один из основателей «Союза спасения» и «Союза благоденствия», подполковник (1820). Брат И. И. и М. И. Муравьёвых-Апостолов. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Один из директоров Южного общества, глава его Васильковской управы. Организатор и руководитель восстания Черниговского полка. Ранен в бою. Повешен 13(25) июля в Санкт-Петербурге.

МУРАВЬЕВ-АПОСТОЛ Сергей Иванович

МУРАВЬЕВ-АПО́СТОЛ Сергей Иванович (1795-1826), декабрист, подполковник. Брат И. И. и М. И. Муравьевых-Апостолов. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Один из основателей «Союза спасения» и «Союза благоденствия». Один из директоров Южного общества, глава Васильковской управы. Республиканец. Организатор и руководитель восстания Черниговского полка. Ранен в бою. Повешен 13(25) июля.
* * *
МУРАВЬЕВ-АПО́СТОЛ Сергей Иванович , декабрист.
Военная карьера
Сын И. М. Муравьева-Апостола - дипломата, сенатора, литератора. Образование получил в Париже, где отец находился с дипломатической миссией. В 1810 поступил на военную службу в корпус инженеров путей сообщения, участник Отечественной войны 1812 (см. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года) и заграничных походов 1813-14, участвовал в сражениях при Витебске, Бородине, Тарутине, Малоярославце, Красном, Бауцене, Лейпциге, Фер-Шампенуазе, Париже, имел боевые награды. В 1817-18 состоял в масонской ложе «Трех добродетелей». Служил в лейб-гвардии Семеновском полку, во время восстания солдат полка в 1820 удерживал свою роту от выступления, но, как и все офицеры-семеновцы, после раскассирования полка был переведен в армию, сначала подполковником в Полтавский, а затем в Черниговский пехотный полк, квартировавший в г. Василькове Киевской губернии, где получил в командование батальон. Современники единодушно отзывались о нем как о человеке большого ума, редкого обаяния и душевной доброты. Муравьев был решительным противником телесных наказаний, не прибегал к ним сам и всеми способами с ними боролся (говорили, что он даже подкупал полкового палача, чтобы тот не усердствовал во время экзекуций). Он пользовался любовью и у солдат, и у товарищей-офицеров, имел репутацию образцового офицера, причем умел ладить даже с такими одиозными личностями, как его полковые командиры Шварц и Гебель, отличавшиеся жестокостью и ограниченностью.
Декабрист
Муравьев был одним из основателей Союза Спасения (см. СОЮЗ СПАСЕНИЯ) , участвовал в московском заговоре 1817, когда обсуждалось предложение И. Д. Якушкина (см. ЯКУШКИН Иван Дмитриевич) о покушении на жизнь Александра I (см. АЛЕКСАНДР I Павлович) , являлся одним из ведущих членов Союза Благоденствия (см. СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ) (член и блюститель Коренного совета). Перевод на службу в провинцию на некоторое время отдалил Муравьева от деятельности тайного общества, а после роспуска Союза Благоденствия он вступил в Южное общество (см. ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО) , но до 1823 не проявлял особой активности. С 1823 Муравьев вместе со своим близким другом М. П. Бестужевым-Рюминым (см. БЕСТУЖЕВ-РЮМИН Михаил Петрович) развернул активную деятельность; возглавляемая ими Васильковская управа стала самой многочисленной в Южном обществе. На совещаниях руководителей южных декабристов Муравьев и Бестужев-Рюмин настаивали на скорейшем начале восстания в войсках (руководимых офицерами - членами Южного общества), причем ссылались на опыт революции в Испании в 1820, которая началась с военного восстания в провинции, спорили с П. И. Пестелем (см. ПЕСТЕЛЬ Павел Иванович) , считавшим, что переворот должен начаться в столице, и предлагали планы выступления. Летом 1825 присоединили к своей управе Общество соединенных славян (см. ОБЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯН) . С осени 1825 Муравьев был введен в Директорию Южного общества. Имена Сергея и Матвея Муравьевых-Апостолов были названы в доносе Майбороды, и 19 декабря 1825 Петербургский следственный комитет отдал приказ об их аресте. 29 декабря они были арестованы полковником Черниговского полка Гебелем, но офицеры полка - члены тайного общества - освободили их силой, Гебель был ранен, а Муравьев возглавил начавшееся таким образом Черниговского полка восстание (см. ЧЕРНИГОВСКОГО ПОЛКА ВОССТАНИЕ) . Во время восстания полковой священник зачитал переԠстроем составленный Муравьевым «Православный катехизис», в котором доказывалось, что долг христианина - бороться с неправой властью, а республиканские идеалы подтверждались цитатами из Библии. Муравьев оставался во главе восставших до самого конца, при подавлении восстания был тяжело ранен, арестован и привезен в Петербург. Был приговорен к смертной казни и повешен.
Муравьев не был женат, но в письме к отцу из крепости он просил его позаботиться о двух усыновленных им мальчиках. Скорее всего, это были его внебрачные сыновья; дальнейшая их судьба неизвестна.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Муравьёв-Апостол Сергей Иванович" в других словарях:

    Сергей Иванович Муравьёв Апостол Период жизни 1796 18 … Википедия

    Муравьёв-Апостол Сергей Иванович - Сергей Иванович Муравьёв Апостол. Муравьев Апостол Сергей Иванович МУРАВЬЁВ АПОСТОЛ Сергей Иванович (1795 1826), декабрист, подполковник (1820). Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813 14. Один из основателей… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Муравьёв-Апостол Сергей Иванович - (1795—1826), декабрист, подполковник (1820). Родился в Петербурге, с 1810 служил в Корпусе инженеров путей сообщения. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813—14. В 1815—20 служил в Петербурге в лейб гвардии… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Декабрист, подполковник. Родился в семье видного дипломата и писателя, происходившего из старинной дворянской фамилии. Окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения (1811).… … Большая советская энциклопедия

    - (1795 1826), декабрист, подполковник (1820). Родился в Петербурге, с 1810 служил в Корпусе инженеров путей сообщения. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813 14. В 1815 20 служил в Петербурге в лейб гвардии Семёновском… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Сергей Муравьёв Апостол Муравьёв Апостол, Сергей Иванович (1796 1826), подполковник, один из вождей декабризма. Родился в Петербурге 28 сентября (9 октября) 1795 года. Он был четвёртым ребёнком в семье литератора и государственного деятеля Ивана… … Википедия

    Сергей Муравьёв Апостол Муравьёв Апостол, Сергей Иванович (1796 1826), подполковник, один из вождей декабризма. Родился в Петербурге 28 сентября (9 октября) 1795 года. Он был четвёртым ребёнком в семье литератора и государственного деятеля Ивана… … Википедия

    Сергей Муравьёв Апостол Муравьёв Апостол, Сергей Иванович (1796 1826), подполковник, один из вождей декабризма. Родился в Петербурге 28 сентября (9 октября) 1795 года. Он был четвёртым ребёнком в семье литератора и государственного деятеля Ивана… … Википедия

    Муравьёв Апостол: Муравьёв Апостол, Иван Матвеевич (1768 1851) русский писатель, государственный и общественный деятель, сенатор. Муравьёва Апостол, Анна Семёновна (1770 1810, ур. Черноевич) жена предыдущего. Их дети: Муравьёв Апостол … Википедия

Подполковник, командир Черниговского полка, один из вождей декабризма. Родился в Петербурге в семье члена Российской академии наук И.М.Муравьева – Апостола. Детство Сергей провел в Париже, где вместе со страшим братом Матвеем, учился в престижном пансионе Хикса. О том, как у Сергея шла учеба, мать, Анна Сергеевна, писала супругу: "Прошлую неделю твой маленький Сергей был третьим в классе по французскому чистописанию, по риторике – наравне с мальчиками, которым всем почти 16 или 17 лет, а преподаватель математики очень доволен Сергеем, и сказал мне, что у него хорошая голова. Подумать только, что ему нет и 13 лет! Нужно тебе сказать, что он много работает, много больше, чем Матвей… Он очень любит читать, и охотнее проведет целый день за книгой, чем пойдет прогуляться: и притом он такое дитя, что иногда проводит время со своими маленькими сестрами, играет в куклы и шьет им одежду. В самом деле, он необыкновенный".

В двенадцать лет подросток научился говорить по-русски, а в четырнадцать вместе с братьями и сестрами вернулся в Россию. Пересекая ее границу, Анна Семеновна, детям сказала: "В России вы найдете рабов...". В Петербурге Сергей закончил институт инженеров путей сообщения.

В чине подпоручика лейб – гвардии Семеновского полка участвовал в Бородинском сражении, а так же при Тарутине, Малоярославце, Красном и др. Участник заграничных кампаний русской армии 1813 - 14 годов. За храбрость награжден орденами Анны четвертой степени, Владимира четвертой степени с бантами и золотой шпагой "За храбрость".

В 1816 году после расформирования Семеновского полка, С.Муравьев-Апостол был переведен во второй батальон черниговского полк, среди солдат и офицеров которого он пользовался доверием и уважением. Не без влияния французской просветительской мысли и революционно настроенных друзей, С.Муравьев-Апостол стал одним из основателей "Союза спасения" и "Союза благоденствия", членом Южного общества, главой Васильковской управы. Он установил связь с Обществом соединенных славян и революционно настроенным польским патриотическим обществом.

Биограф Сергея Муравьева-Апостола Балас, писал в "Русской Старине" в 1873 года: "Необыкновенная кротость Сергея Ивановича, соединенная с любезностью, живостью и остроумием, была в нем, по выражению современников, блистательна и приманчива. Возвышенный и светлый ум, глубокая религиозность, прекрасные душевные качества приобретали ему чувства любви и преданности. Приветливость и остроумие делали его душою общества".

"Вопрос. Для чего Бог создал человека?

Ответ. Для того, чтобы он в Него веровал, был свободен и щастлив...

Вопрос. Для чего же русский народ и русское воинство нещастно?

Ответ. От того, что цари похитили у них свободу.

Вопрос. Должно ли повиноваться царям, когда они поступают вопреки воле Божией?

Ответ. Нет! Христос сказал: не можете Богу работати и Мамоне; от того-то русский народ и русское воинство страдают, что покоряются царям.

Вопрос. Что ж святой закон наш повелевает делать русскому народу и воинству?

Ответ. Раскаяться в долгом раболепствии и, ополчась против тиранства и нещастия, поклясться: да будет всем един Царь на небеси и на земли - Иисус Христос...

Вопрос. Каким же образом ополчиться всем чистым сердцем?

Ответ. Взять оружие и следовать за глаголющим во имя Господне, помня слова Спасителя нашего: Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко те насытятся, и низложив неправду и нечестие тиранства, возстановить правление, сходное с Законом Божиим.

Вопрос. Какое правление сходно с Законом Божиим?

Ответ. Такое, где нет царей. Бог создал всех нас равными и, сошедши на землю, избрал Апостолов из простого народа, а не из знатных и царей.

Вопрос. Стало быть, Бог не любит царей?

Ответ. Нет! Они прокляты суть от Него, яко притеснители народа, а Бог есть человеколюбец...

Вопрос. Стало, и присяга царям богопротивна?

Ответ. Да, богопротивна... Господь же наш и Спаситель Иисус Христос изрек: аз же глаголю вам, не клянитеся всяко, и так всякая присяга человеку противна Богу, яко надлежащей Ему одному.

Вопрос. Что же наконец подобает делать христолюбивому российскому воинству?

Ответ. Для освобождения страждущих семейств своих и родины своей и для исполнения святого закона христианского, помолясь теплою надеждою Богу, поборающему по правде и видимо покровительствующему уповающим твердо на него, ополчиться всем вместе против тиранства и восстановить веру и свободу в России".

Восставший Черниговский полк 3 января 1826 года под деревней Ковалевкой был расстрелян из пушек. Раненного командира повезли в Петербург. В Могилеве его допросил начальник штаба 1-й армии генерал-адъютант Толь. В рапорте на императора он писал: "В разговоре с подполковником Сергеем Муравьевым усмотрел я большую закоснелость зла, ибо сделав ему вопросы: как Вы могли предпринять возмущение с горстью людей? Вы, которые по молодости вашей в службе не имели никакой военной славы, которая могла бы дать вес в глазах подчиненных ваших: как могли вы решиться на сие предприятие? Вы надеялись на содействие других полков, вероятно потому, что имели в оных сообщников: не в надежде ли вы были на какое-нибудь высшее по заслугам и чинам известное лицо, которое бы при общем возмущении должно бы было принять главное начальство? На все сии вопросы отвечал он, что готов дать истинный ответ на все то, что до него касается, но что до других лиц относится, того он никогда не обнаружит, и утверждал, что все возмущение Черниговского полка было им одним сделано, без предварительного на то приготовления. По мнению моему, надобно будет с большим терпением его спрашивать".

С.И. Муравьев-Апостол был доставлен во дворец поздно ночью 20 января 1826г. Разговор его с царем вспоминали в семье декабриста Ивашева: "Во время допроса царем Сергей Муравьев-Апостол стал бесстрашно говорить царю правду, описывая в сильных выражениях внутреннее положение России; Николай I, пораженный смелыми и искренними словами Муравьева, протянул ему руку, сказав: – Муравьев, забудем все; служи мне. Но Муравьев-Апостол, заложив руки за спину, не подал своей государю...". Трудно подтвердить достоверность такого разговора, но у императора сложилось такое мнение о преступнике: "Одаренный необыкновенным умом, получивший отличное образование, но на заграничный лад, он был в своих мыслях дерзок и самонадеян до сумасшествия, но вместе скрытен и необыкновенно тверд. Тяжело раненный в голову, когда был взят с оружием в руках, его привезли закованного. Здесь сняли с него цепи и привели ко мне. Ослабленный от тяжелой раны и оков, он едва мог ходить. Знав его в Семеновском полку ловким офицером, я ему сказал, что мне тем тяжелее видеть старого товарища в таком горестном положении, что прежде его лично знал за офицера, которого покойный государь отличал, что теперь ему ясно должно быть, до какой степени он преступен, что – причиной несчастия многих невинных жертв, и увещал ничего не скрывать и не усугублять своей вины упорством. Он едва стоял; мы его посадили и начали допрашивать. С полной откровенностью он стал рассказывать весь план действий и связи свои. Когда он все высказал, я ему отвечал: – Объясните мне, Муравьев, как вы, человек умный, образованный, могли хоть одну секунду до того забыться, чтоб считать ваше намерение сбыточным, а не тем, что есть - преступным злодейским сумасбродством? Он поник голову, ничего не отвечал, но качал головой с видом, что чувствует истину, но поздно. Когда допрос кончился, Левашов и я, мы должны были его поднять и вести под руки".

Через пять дней после первого допроса, 25 января 1826г. С.И. Муравьев-Апостол отправил письмо царю, где, между прочим, ссылается на личное разрешение царя – непосредственно к нему обращаться, описывал тяжелое положение солдат и затем говорил о своем стремлении "употребить на пользу отечества дарованные мне небом способности; в особенности же если бы я мог рассчитывать на то, что я могу внушить сколько-нибудь доверия, я бы осмелился ходатайствовать перед вашим величеством об отправлении меня в одну из тех отдаленных и рискованных экспедиций, для которых ваша обширная империя представляет столько возможностей – либо на юг, к Каспийскому и Аральскому морю, либо к южной границе Сибири, еще столь мало исследованной, либо, наконец, в наши американские колонии. Какая бы задача ни была на меня возложена, по ревностному исполнению ее ваше величество убедитесь в том, что на мое слово можно положиться. На одном из следующих допросов он сказал, что: "раскаивается только в том, что вовлек других, особенно нижних чинов, в бедствие, но намерение свое почитает благим и чистым, в чем только Бог один его судить может...". В своем тюремном дневнике Сергей Муравьев-Апостол писал: "Великая ответственность лежит на каждом судье; эта ответственность увеличивается в размере с произвольной властью, данной судье, и, следовательно, снисходительность, милосердие и любовь не только самые благородные, но и самые разумные и твердые основания приговоров…".

О последнем свидании отца с Сергеем и Матвеем, их сестра – Екатерина, в замужестве Бибикова, вспоминала: "… он испросил позволение увидеть своих и проститься с ними. С ужасом ожидал он их прихода в присутственной зале; Матвей Иванович, первый явившись к нему, выбритый и прилично одетый, бросился со слезами обнимать его; не будучи в числе первых преступников и надеясь на милость царя, он старался утешить отца надеждою скорого свидания. Но когда явился любимец отца, несчастный Сергей Иванович, обросший бородою, в изношенном и изорванном платье, старику сделалось дурно, он, весь дрожащий, подошел к нему и, обнимая его, с отчаянием сказал: "В каком ужасном положении я тебя вижу! Зачем ты, как брат твой, не написал, чтобы прислать тебе все, что нужно?" Он со свойственной ему твердостью духа отвечал, указывая на свое изношенное платье: «Mon pere, cela me suffira!», т.е. что для жизни моей этого достаточно будет.

Николай I посчитали "намерение на цареубийство" С.Муравьева-Апостола доказанным. Верховный суд приговорил бунтаря к четвертованию, знаменного более гуманным – повешением. С.И. Муравьев-Апостол мужественно держась до конца, ободряя своего друга М.П. Бестужева-Рюмина.

Во время казни веревка оборвалась, и Сергей Иванович сорвался вниз, однако это не изменило его участи.

Декабрист М.А.Фонвизин о Сергее Муравьеве – Апостоле: "Возвышенный и чистый характер Сергея Муравьева – Апостола, светлый и образованный ум, нежное расположение к людям – все эти прекрасные свойства приобрели ему всеобщее уважение и любовь всех знавших его".

Спустя много лет Лев Николаевич Толстой, отнюдь не разделявший основные идеи С.И. Муравьева-Апостола, скажет: "Сергей Иванович Муравьев, один из лучших людей того, да и всякого времени".

    Декабрист, подполковник в отставке (с 1823). Брат С. И. Муравьёва Апостола. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813≈14. Один из основателей «Союза спасения» …

    - (1793 1886), декабрист, один из основателей «Союза спасения» и «Союза благоденствия», член Южного общества, подполковник в отставке (1823). Брат И. И. и С. И. Муравьёвых Апостолов. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Участник … Энциклопедический словарь

    Муравьёв Апостол: Муравьёв Апостол, Иван Матвеевич (1768 1851) русский писатель, государственный и общественный деятель, сенатор. Муравьёва Апостол, Анна Семёновна (1770 1810, ур. Черноевич) жена предыдущего. Их дети: Муравьёв Апостол … Википедия

    1. МУРАВЬЁВ АПОСТОЛ Ипполит Иванович (1806 26), декабрист, член Северного общества, прапорщик. Брат С. И. и М. И. Муравьёвых Апостолов. Участник восстания Черниговского полка. Ранен в бою, застрелился. 2. МУРАВЬЁВ АПОСТОЛ Матвей Иванович (1793… … Русская история

    Муравьёв-Апостол М. И. - МУРАВЬЁВ АПÓСТОЛ Матвей Иванович (1793–1886), декабрист, один из основателей тайных об в Союз спасения и Союз благоденствия, чл. Юж. об ва, подполковник в отставке. Брат И.И. и С.И. Муравьёвых Апостолов. Участник Отеч. войны 1812 и загран.… … Биографический словарь

    I Муравьёв Апостол Матвей Иванович , декабрист, подполковник в отставке (с 1823). Брат С. И. Муравьёва Апостола (См. Муравьёв Апостол). Участник Отечественной войны 1812 и заграничных… … Большая советская энциклопедия

    1 . Матвей Иванович (25.IV.1793 21.II.1886) декабрист. Подполковник в отставке. Брат С. И. Муравьева Апостола. Участник Отечеств. войны 1812 и загранич. походов 1813 14. Один из основателей Союза спасения, член коренной управы Союза… … Советская историческая энциклопедия