Первое декабристское общество - Союз спасения - возникло в начале февраля 1816 г. в Петербурге по инициативе 23-летнего полковника Генерального штаба А. Н. Муравьева. В общество первоначально вошли молодые гвардейские офицеры Н. М. Муравьев, братья М. И. и С. И. Муравьевы-Апостолы, С. П. Трубецкой и И. Д. Якушкин. Свое окончательное устройство общество получило через год, когда в него вступил приехавший в Петербург энергичный П. И. Пестель. При его участии был составлен и принят "статут" (устав) общества. С этого момента оно получило новое название - "Общество истинных и верных сынов Отечества". В члены общества принимались по строжайшему отбору только офицеры гвардейских полков и Генерального штаба. Это была еще малочисленная, носившая заговорщический характер группа единомышленников, насчитывавшая даже спустя год после своего основания не более 10 - 12 членов. Лишь в конце существования в ней состояло 30 человек.

В этой декабристской организации, хотя и была определена основная цель - введение конституции и уничтожение крепостного права, еще оставались неясными средства достижения этой цели, отсутствовала программа политических преобразований. Предполагалось в перспективе "исторгнуть" ее у правительства путем открытого выступления тайного общества в момент смены царей на престоле - не присягать новому царю, если он не провозгласит конституционное правление. Сохранялась и надежда, что Александр, продолжая свою реформаторскую деятельность, может по своей инициативе даровать конституцию, и предполагалось в таком случае всемерно поддержать его: "Ежели сам государь подарит отечество твердыми законами и постоянным порядком дел, то мы будем его вернейшими приверженцами и оберегателями" (из показаний Пестеля).

В августе 1817 г. царский двор вместе с гвардией выехал в Москву для проведения торжеств в связи с пятилетием победы в Отечественной войне 1812 г. В составе гвардии в Москве оказались почти все члены декабристской организации. Квартира Александра Николаевича Муравьева в Хамовнических казармах стала местом собраний декабристов. В это время до них дошли известия о кровавой расправе над крестьянами Новгородской губернии, сопротивлявшимися переводу их в разряд военных поселян. Кроме того, из Петербурга пришло от Трубецкого письмо, в котором он сообщал о том, будто бы Александр намеревается восстановить независимость Польши, присоединив к ней некоторые исконно русские губернии. Все эти известия вызвали взрыв возмущения у декабристов. Спонтанно возник план немедленного выступления, которое предполагалось начать с цареубийства. И. Д. Якушкин вызывался пробраться с двумя пистолетами в Кремль и во время царского выхода из Успенского собора из одного пистолета поразить царя, а из другого - самого себя, что должно было придать акту цареубийства характер дворянской дуэли. После продолжительных и горячих споров сторонников и противников цареубийства мысль о покушении на царя была оставлена ввиду крайней ограниченности сил участников заговора для совершения переворота, если бы и удалось осуществить цареубийство. В итоге решено было ликвидировать Союз спасения и приступить к созданию другой, более широкой организации.

В январе 1818 г. такая организация была создана в Москве и получила название Союза благоденствия. За время своего трехлетнего существования (1818 - 1821) Союз благоденствия сделал крупный шаг в разработке организационно-тактических принципов и программных положений декабризма. От Союза спасения он отличался более многочисленным составом - в нем насчитывалось уже до 200 членов, детально разработанным уставом - "Зеленой книгой". Первая часть устава носила благонамеренный характер и преследовала, по отзывам самих декабристов, "ближнюю цель: распространение просвещения, занятие должностей гражданских членами тайного общества". Составители его использовали устав тайного прусского общества Тугендбунда (Союза добродетели), созданного в 1808 г. с целью патриотического воспитания народа, когда разгромленная Наполеоном Пруссия оказалась под его игом. С первой частью устава "Зеленая книга" знакомили всех вступающих в Союз благоденствия. Несколько позднее была составлена и вторая часть, содержащая "сокровенную цель" общества - "введение конституции и законно-свободного правления", "уничтожения рабства", введение "равенства граждан перед законом, гласности в государственных делах и в судопроизводстве", ликвидация рекрутчины, военных поселений. "Сокровенная" часть "Зеленой книги" не сохранилась, но ее существование подтверждается рядом показаний декабристов.

В Союзе благоденствия на первый план выдвигалась задача формирования в стране передового "общественного мнения", благоприятного в будущем для осуществления преобразовательных планов декабристов. Тезис об "общественном мнении, правящем миром", выдвинутый еще в XVIII в. французскими просветителями, был широко распространен в европейском освободительном движении конца XVIII - начала XIX в. Решающее значение общественному мнению в историческом процессе придавал и М. М. Сперанский в своих проектах государственного преобразования. Декабристы были убеждены, что достаточно создать соответствующее "общественное мнение" в стране, как возникнут необходимые условия для политического переворота, причем не обязательно насильственным путем. Они полагали, что для этого потребуется примерно 20 лет. В связи с этим ими предусматривалось образование помимо тайных ячеек ("управ") Союза благоденствия различных легальных и полулегальных просветительских, литературных и даже благотворительных обществ, предназначавшихся для "распространения общественного мнения". В силу этого деятельность Союза благоденствия приняла преимущественно пропагандистско-просветительский характер.

Через сеть легальных и полулегальных научных и литературных обществ и "управ" Союз благоденствия был тесно связан с прогрессивными кругами России. В журналах и альманахах члены Союза благоденствия выступали в защиту передовой науки и литературы, защищали обиженных и несправедливо осужденных, выкупали из крепостной неволи талантливых самоучек, создавали ланкастерские школы взаимного обучения в армейских частях, оказывали помощь голодающим крестьянам (например, в Смоленской губернии), подавали правительству (Н. И. Тургенев) проекты освобождения крестьян, "гремели" в салонах против крепостного права, палочных наказаний в армии, аракчеевских военных поселений, а некоторые члены общества (М. Ф. Орлов и В. Ф. Раевский) вели даже прямую антиправительственную пропаганду в армии. На самих тайных заседаниях Союза благоденствия его члены, как вспоминал И. Д. Якушкин, "обсуждали главные язвы отечества: закоснелость народа, крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами, для которых служба в течение 25 лет была каторгой, повсеместное лихоимство, грабительство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще".

Члены Союза благоденствия придерживались разных взглядов и представлений о путях и средствах политических преобразований в стране. Было немало либерально и оппозиционно настроенных членов, которые в своей деятельности не шли дальше требований первой части "Зеленой книги", т. е. ограничивались мирной пропагандистско-просветительской работой. Вместе с тем постепенно брало верх радикальное направление тайного общества, требовавшее "решительных мер" вплоть до введения республики. И чем шире становился круг Союза благоденствия, тем более разнородным становился его состав. На многочисленных собраниях кипели споры, рождались разнообразные проекты и планы, сталкивались различные, иногда противоположные мнения. Эти разногласия особенно четко обозначились в переломные для декабристского движения 1820 - 1822 гг.

В январе 1820 г. в Петербурге, на квартире Ф. Н. Глинки, собралось совещание 14 членов руководящего органа Союза благоденствия - Коренной управы. На этом совещании Пестель выступил с докладом о формах правления в России после революционного переворота. Излагая "все выгоды и невыгоды как монархического, так и республиканского правлений", Пестель доказывал преимущества последнего. После жарких споров и под влиянием убедительной аргументации Пестеля все участники совещания высказались за республику. Пестелю и Никите Муравьеву было поручено приступить к разработке программных документов тайного общества.

Разногласия между радикальной и умеренно настроенной группами членов Союза благоденствия особенно обострились к концу 1820 г. и поставили общество на грань кризиса. Необходимо было искать новые пути и средства борьбы. С этой целью в январе 1821 г. в Москве состоялся съезд представителей "управ" (ячеек) Союза благоденствия. Ввиду обострившихся разногласий в тайном обществе съезд принял решение о формальном самороспуске тайной организации, чтобы освободиться от ненадежных и колеблющихся попутчиков, а также погасить подозрения правительства, уже осведомленного через поступившие доносы о ее существовании, с тем чтобы образовать более законспирированное тайное общество. Этой акцией стремились также и устранить Пестеля, влияние которого на тайную организацию в последние годы ее существования очень возросло.

Южное и Северное общества

После роспуска «Союза благоденствия» образовалось два центра новой революционной организации: в Петербурге - ядро Северного общества во главе с Н. М. Муравьевым, а на Украине, в войсках второй армии, - Южное общество из членов Тульчинской управы во главе с П. И. Пестелем. Южное общество сразу сложилось в крепкую, быстро растущую организацию. Успешная вербовка членов скоро привела к оформлению новых управ - Васильковской и Каменской. С начала 1822 г. регулярно созывались ежегодные съезды представителей всех управ в Киеве во время январских контрактов (ярмарок). Общество единодушно приняло республиканскую программу и тактику военной революции. Руководители его в начале 1823 г. установили связи с польским патриотическим обществом и обсуждали с его представителями планы совместного выступления против царизма.

Первоочередной задачей становилось согласование единой программы для обоих русских обществ. Составление проектов такой программы взяли на себя глава Южного общества П. И. Пестель и один из первых учредителей столичных революционных обществ Никита Муравьев. Разработка проектов затянулась на ряд лет и отразила сложный путь формирования русской революционной идеологии в 20-х годах XIX в.

По проекту Пестеля, окончательно названному им в 1824 г. «Русской правдой», Россия должна была стать демократической республикой. Вся полнота законодательной, судебной и административной власти передавалась выборным народным представителям. Вводилось гражданское равноправие с предоставлением политических прав всем мужчинам, достигшим 20 лет. Крупные помещичьи имения подлежали конфискации. Все граждане могли получить в пользование земельные наделы из особого государственного фонда, включавшего половину всех земель. Вторая половина земель могла быть продана или сдана аренду. Таким образом, аграрный проект Пестеля подрывал основу феодализма - помещичье землевладение и открывал путь развитию буржуазной собственности на землю.

В отличие от Пестеля Н. Муравьев разработал проект конституционно-монархической программы. Его «Конституция» предусматривала ограничение власти императора основным законом и избрание народных представителей в законодательный орган. Работающие по найму совсем не пользовались политическими правами, а крестьяне-общинники могли посылать в избирательные собрания одного выборщика от каждых 500 душ. Право прямого участия в выборах получали владельцы собственности не менее как на 500 руб. серебром. Еще более высокий имущественный ценз - до 30-60 тыс. руб. серебром - устанавливался для кандидатов на высшие выборные должности. Муравьев решительно требовал освобождения крестьян от крепостной зависимости, но без обеспечения их землей. Помещичье землевладение сохранялось неприкосновенным.

Таким образом, оба проекта содержали требование ликвидации крепостного права и самодержавия, хотя по ряду других существенных вопросов серьезно расходились, были недостаточно последовательны и внутренне противоречивы. Многие из дворянских революционеров не решались на немедленную ломку всего самодержавно-крепостнического строя.

Классовая ограниченность первых русских революционеров сказалась и в принятии ими тактики военной революции. И Южное и Северное общества единодушно считали, что свержение феодального строя в России должно быть произведено только с помощью войск и отвергали участие народных масс в будущей революции. Некоторые участники обоих обществ противопоставляли Французскую революцию конца XVIII в. (которая, по их словам, «началась чернью, и потому произошли все ужасные безначалия») современной им «бескровной» революции в Испании. Один из активных членов Южного общества М. П. Бестужев-Рюмин говорил: «Наша революция будет подобна революции испанской: она не будет стоить ни одной капли крови, ибо произведется одною армиею, без участия народа».

Борьба за согласование программы и тактики

Южное и Северное общества всегда рассматривались их учредителями как части одной революционной организации с общими задачами и согласованным планом единого революционного выступления. Активные участники обоих обществ постоянно стремились к достижению наиболее полной договоренности по вопросам программы и тактики.

Уже в 1821 г. Н. Муравьев был введен в состав руководства Южного общества. На ежегодных съездах Южного общества неизменно получал одобрение план совместных действий с Северным обществом, которому отводилась в будущем революционном выступлении решающая роль - захват власти в столице. О своих переговорах с польскими революционерами Южное общество сообщило столичной организации. Ту же цель обеспечения единства преследовали неоднократные поездки в Петербург представителей Южного общества и упорная борьба за создание согласованного программного документа общества. Разногласия по этому вопросу продолжали, однако, оставаться значительными. В отличие от «Русской правды», признанной на съезде Южного общества в 1823 г. его программой, «Конституция» Муравьева не получила одобрения руководящих членов Северного общества и резко осуждалась Пестелем.

Решительный шаг к объединению обоих обществ наметился весной 1824 г., когда в Петербург приехал Пестель. К тому времени в Северном обществе усилилось влияние вновь принятых членов во главе с поэтом К. Ф. Рылеевым. Рылеев и его единомышленники разделяли республиканские убеждения южан, резко критиковали ограниченность «Конституции» Муравьева и настаивали на активной подготовке революционного выступления. Пестелю удалось добиться принятия Северным обществом решения о том, что после переработки Пестелем и Муравьевым их конституционных проектов будет в 1826 г. созван объединительный съезд для принятия общей программы.

Внутренняя жизнь Северного общества заметно оживилась. Под давлением рылеевской группы Н. Муравьев в новых вариантах «Конституции» сначала признал право крестьян на усадьбу, а затем и на земельный надел в две десятины, пошел на некоторое расширение избирательного права, снизив имущественный ценз. В свою очередь Пестель, заново перерабатывая «Русскую правду», уточнял и обосновывал ее принципиальные положения, возбуждавшие разногласия.

Оба общества окрепли и в организационном отношении. В Петербурге группа Рылеева развернула усиленный прием новых членов, и к ней перешло руководство Северным обществом. В Южное общество в это время вступило несколько десятков офицеров «Общества соединенных славян», основанного в 1823 г. офицерами Петром и Андреем Борисовыми и польским революционером Юлианом Люблинским. Братья Борисовы являлись сторонниками всеобщего равенства, осуждали власть денег, ненавидели тиранию. Они намечали широкий план революционного освобождения славян и создания федеративной республики в составе русских, поляков, чехов, хорватов, далматинцев, сербов, а также и венгров.

Силы Северного и Южного обществ росли. Но в то же время стали поступать тревожные сведения о доносах правительству на их революционную деятельность. Опасаясь раскрытия революционных организаций, руководители обществ решили ускорить подготовку восстания. Пестель наметил совместное выступление обществ на весну 1826 г., по-прежнему отводя захвату власти в столице первостепенное значение Этот план был согласован с С. Трубецким как представителем Северного общества. Неожиданная смерть Александра I ускорила ход событий.

    Зарождение дворянского этапа освободительского движения……………………………………………………….3

    «Союз спасения» и «Союз благоденствия», их программы...4

    Северное и Южное общество…………………………………6

    Общество соединенных славян……………………………….8

    Место и роль декабристов в истории России……………….15

ЗАРОЖДЕНИЕ ДВОРЯНСКОГО ЭТАПА ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

Первой тайной организацией декабристов был Союз спасения (февраль 1816 г.), переименованный после принятия статута (устава) в феврале 1817 г. в Общество истинных и верных сынов Отечества . Инициатором его был молодой полковник Генштаба А.Н. Муравьев. Организация насчитывала не более 30 человек. В ней состояли офицеры гвардейских полков и Генштаба. На ее устройство оказал влияние масонский ритуал. Заговорщический характер деятельности общества ярко проявился в московском заговоре 1817 г. Был принят план цареубийства в дни проведения московских торжеств по случаю пятилетия победы над Наполеоном. Затея не была реализована ввиду отсутствия сил у заговорщиков. Тогда же было решено ликвидировать общество и приступить к созданию более широкой организации.

В Москве в январе 1818 г. был создан Союз благоденствия (действовал до 1821 г.). Он насчитывал до 200 членов и имел детально разработанный устав - «Зеленую книгу». Его участники первоначально решили в течение 20 лет создать в России передовое общественное мнение, благоприятное для преобразовательных планов и революционного переворота. Деятельность декабристов до 1820 г. действительно носила просветительский характер: они издавали литературные альманахи, научные труды, выкупали из крепостной зависимости талантливых самоучек, оказывали помощь голодающим крестьянам, выступали с критическими речами в салонах, вели прямую антиправительственную пропаганду в армии. Ситуация внутри движения начала коренным образом меняться в связи с событиями внутри страны и за ее пределами в 1820-1821 годах. Склонявшиеся к «решительным действиям» лидеры организации настаивают на изменении тактики: вместо длительной деятельности поднять военное восстание без участия масс во имя предотвращения в стране пугачевщины и анархии. Разногласия привели к самороспуску Союза благоденствия. Это был маневр в целях освобождения от попутчиков и снятия подозрений правительства с участников союза.

«СОЮЗ СПАСЕНИЯ» и СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ», их программы

« Союз спасения » (1816-1818)

В марте 1816 года гвардейские офицеры (Александр Муравьёв и Никита Муравьёв , капитан Иван Якушкин , Матвей Муравьёв-Апостол и Сергей Муравьёв-Апостол , князь Сергей Трубецкой ) образовали первое тайное политическое общество «Союз спасения» (с 1817 «Общество истинных и верных сынов отечества»). В него входили также князь И. А. Долгоруков , майор М. С. Лунин , полковник Ф. Н. Глинка , адъютант графа Витгенштейна (главнокомандующего 2-й армией), Павел Пестель и другие.

Устав общества («Статут») был составлен Пестелем в 1817 . В нём выражена цель его: подвизаться всеми силами на пользу общую, поддерживать все благие меры правительства и полезные частные предприятия, препятствовать всякому злу и искоренять социальные пороки, обличая косность и невежество народа, несправедливый суд, злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц, лихоимство и казнокрадство, жестокое обращение с солдатами, неуважение к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилье иностранцев. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления.

Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов.

Предложение И. Д. Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве вызвало осенью 1817 разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

«Союз благоденствия» (1818-1821)

В январе 1818 был образован «Союз благоденствия». О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек). Им подчинялись «деловые управы» и «побочные управы» в Петербурге , Москве , Тульчине , Полтаве , Тамбове , Нижнем Новгороде , Кишинёве ; их насчитывалось до 15.

Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей. Для этого использовались литературные и литературно-просветительские общества («Зелёная лампа», «Вольное общество любителей российской словесности », «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и другие), периодические и другие издания.

На совещании в Петербурге в январе 1820 при обсуждении будущей формы правления все участники высказались за установление республики. Вместе с тем были отвергнуты идея цареубийства и идея о временном правительстве с диктаторскими полномочиями (предложена П. И. Пестелем ).

Устав общества, так называемая «Зелёная книга » (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А. И. Чернышёвым) был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичу Константину Павловичу . Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях 1820 в Испании , Неаполе , Португалии и бунта Семёновского полка (1820 ).

Позже, в мае 1821 , император Александр, выслушав доклад командира гвардейского корпуса, генерал-адъютанта Васильчикова , сказал ему: «Любезный Васильчиков! Вы, который служите мне с самого начала моего царствования, вы знаете, что я разделял и поощрял все эти мечты и эти заблуждения (vous savez que j’ai partagé et encouragé ces illusions et ces erreurs ), - и после долгого молчания прибавил: - не мне подобает быть строгим (ce n’est pas a moi à sévir )». Записка генерал-адъютанта А. Х. Бенкендорфа , в которой сведения о тайных обществах изложены были с возможной полнотой и с наименованием главнейших деятелей, также осталась без последствий; после кончины императора Александра она была найдена в кабинете его в Царском Селе . Приняты были только некоторые меры предосторожности: в 1821 сделано распоряжение об устройстве военной полиции при гвардейском корпусе; 1 августа 1822 последовало высочайшее повеление о закрытии масонских лож и вообще тайных обществ, под какими бы наименованиями они ни существовали. Вместе с тем от всех служащих, военных и гражданских, отобрана была подписка о непринадлежности их к тайным обществам.

В январе 1821 в Москве был созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (из Петербурга , из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.

Южное общество (1821-1825)

На основе «Союза благоденствия» весной 1821 года возникли сразу 2 крупные революционные организации: Южное общество в Киеве и Северное общество в Петербурге . Более революционное и решительное Южное общество возглавил П. И. Пестель , Северное, чьи установки считались более умеренными - Никита Муравьев .

Политической программой Южного общества стала «Русская правда» Пестеля , принятая на съезде в Киеве в 1823 году .

Южное общество признало опорой движения армию, считая её решающей силой революционного переворота. Члены общества намеревались взять власть в столице, вынудив императора отречься. Новая тактика Общества потребовала организационных преобразований: в него принимались только военные, связанные преимущественно с регулярными частями армии; ужесточалась дисциплина внутри Общества; от всех членов требовалось безоговорочное подчинение руководящему центру - Директории.

В марте 1821 года по инициативе П. И. Пестеля Тульчинская управа «Союз благоденствия» восстановила тайное общество под названием «Южное общество». Структура общества повторяла структуру «Союза спасения». В общество привлекались исключительно офицеры и в нём соблюдалась строгая дисциплина. Предполагалось установить республиканский строй путём цареубийства и «военной революции», т. е. военного переворота.

Южное общество возглавлялось Коренной думой (председатель П. И. Пестель, блюститель А. П. Юшневский). К 1823 году в составе общества находилось три управы - Тульчинская (под руководством П. И. Пестеля и А. П. Юшневского), Васильковская (под руководством С. И. Муравьёва-Апостола и М. П. Бестужева-Рюмина ) и Каменская (под руководством В. Л. Давыдова и С. Г. Волконского ).

Во 2-й армии независимо от деятельности Васильковской управы возникло ещё одно общество - Славянский союз , более известное как Общество соединённых славян . Оно возникло в 1823 году в среде армейских офицеров и насчитывало 52 члена, выступало за демократическую федерацию всех славянских народов. Оформившееся окончательно в начале 1825 года , оно уже летом 1825 года примкнуло к Южному обществу в качестве Славянской управы (в основном, стараниями М. Бестужева-Рюмина). Между членами этого общества было много предприимчивых людей и противников правила не спешить . Сергей Муравьев-Апостол называл их «цепными бешеными собаками».

Оставалось до начала решительных действий войти в сношение с польскими тайными обществами. Переговоры с представителем польского Патриотического общества (иначе Патриотического союза ) князем Яблоновским вёл лично Пестель. Целью переговоров ставилось признать независимость Польши и передать ей от России провинции Литву , Подолию и Волынь . , а также присоединение к Польше Малороссии . .

Велись также переговоры с Северным обществом декабристов о совместных действиях. Соглашению об объединении препятствовали радикализм и диктаторские амбиции лидера «южан» Пестеля, которых опасались «северяне».

В то время, как Южное общество готовилось к решительным действиям в 1826 году , замыслы его были открыты правительству. Ещё до выезда Александра I в Таганрог , летом 1825 года , Аракчеевым были получены сведения о заговоре, посланные унтер-офицером 3-го Бугского уланского полка Шервудом (которому впоследствии император Николай даровал фамилию Шервуд-Верный). Он был вызван в Грузино и лично доложил Александру I все подробности заговора. Выслушав его, государь сказал графу Аракчееву: «Отпусти его к месту и дай ему все средства к открытию злоумышленников». 25 ноября 1825 года Майборода , капитан Вятского пехотного полка, которым командовал полковник Пестель, сообщил во всеподданнейшем письме различные разоблачения относительно тайных обществ.

Северное общество (1822-1825)

Северное общество образовалось в Петербурге в 1822 из двух декабристских групп во главе с Н. М. Муравьёвым и Н. И. Тургеневым . Его составили несколько управ в Петербурге (в гвардейских полках) и одна в Москве. Руководящим органом являлась Верховная дума из трёх человек (первоначально Н. М. Муравьёв, Н. И. Тургенев и Е. П. Оболенский , позже - С. П. Трубецкой , К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев [Марлинский] ).

Северное общество по целям было умереннее Южного, однако влиятельное радикальное крыло (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, Е. П. Оболенский, И. И. Пущин ) разделяло положения «Русской правды» П. И. Пестеля.

Общество соединённых славян

Общество соединённых славян , тайная революционная организация, созданная в начале 1823 в Новоград-Волынске офицерами братьями А. И. и П. И. Борисовыми и политическим ссыльным польским шляхтичем Ю. К. Люблинским (возникла из Общества первого согласия). В общество входили небогатые офицеры, мелкие чиновники и служащие. В программных документах общества («Правила», «Клятвенное обещание») содержалась идея добровольного соединения славянских народов и требование борьбы против крепостничества и деспотизма. Конечной целью общества было создание республики федерации славянских и соседних с ними народов (Россия, Польша, Богемия, Моравия, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация, Кроация, Венгрия, Трансильвания), в которой верховная власть принадлежит собранию представителей от всех республик. Каждый народ должен был иметь конституцию, основанную на демократических принципах, с учётом его национальных особенностей. Ближайшей целью члены общества считали ликвидацию в России самодержавия и крепостничества, установление республики и восстановление независимости Польши. К осени 1825 общество насчитывало около 50 член, среди которых были русские, украинцы, поляки. Наиболее деятельными из них являлись, кроме братьев Борисовых, И. И. Горбачевский, В. А. Бечаснов, Я. М. Андреевич, М. М. Спиридонов, В. Н. Соловьев, А. Д. Кузьмин, М. А. Щепилло и др. Отсутствие в программе конкретных задач не удовлетворяло значительную часть членов Общество соединённых славян В сентябре 1825 оно по предложению членов Южного общества декабристов С. И. Муравьева-Апостола и М. П. Бестужева-Рюмина соединилось с этим обществом на основе его программы. Многие бывшие члены Общество соединённых славян активно участвовали в подготовке вооруженного выступления декабристов и в восстании Черниговского полка (см. Черниговского полка восстание ).

Невозможно понять, что произошло 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади, если не знать, что же именно было задумано декабристами, на каком плане они остановились, что именно надеялись совершить.

События обогнали декабристов и вынудили их выступить раньше тех сроков, которые были ими определены. Всё резко изменилось поздней осенью 1825 г.

В ноябре 1825 г. неожиданно умер вдали от Петербурга, в Таганроге, император Александр I. Сына у него не было, и наследником престола являлся его брат Константин. Но женатый на простой дворянке, особе не царской крови, Константин по правилам престолонаследия не мог бы передать престол своим потомкам и поэтому отрёкся от престола. Наследником Александра I должен был стать следующий брат, Николай - грубый и жестокий, ненавидимый в армии. Отречение Константина держали в тайне - о нём знал лишь самый узкий круг членов царской семьи. Необнародованное при жизни императора отречение не получило силы закона, поэтому наследником престола продолжал считаться Константин; он воцарился после смерти Александра I, и 27 ноября население было приведено к присяге Константину.

Формально в России появился новый император - Константин I. В магазинах уже выставили его портреты, успели даже отчеканить несколько новых монет с его изображением. Но Константин престола не принимал, одновременно не желал и формально отрекаться от него в качестве императора, которому уже принесена присяга. Создалось двусмысленное и крайне напряжённое положение междуцарствия. Николай, боясь народного возмущения и ожидая выступления тайного общества, о котором уже был осведомлён шпионами-доносчиками, решился, наконец, объявить себя императором, так и не дождавшись от брата формального акта отречения. Была назначена вторая присяга, или, как говорили в войсках, “переприсяга”, - на этот раз уже Николаю I. Переприсяга в Петербурге была назначена на 14 декабря.

Декабристы ещё при создании своей организации приняли решение выступить в момент смены императоров на престоле. Этот момент теперь и наступил. В то же время декабристам стало известно, что они преданы, - доносы предателей Шервуда и Майбороды уже лежали на столе у императора; ещё немного - и начнётся волна арестов.

Члены тайного общества приняли решение выступать.

До этого на квартире Рылеева был разработан следующий план действия. 14 декабря, в день переприсяги, на площадь выйдут революционные войска под командованием членов тайного общества. Диктатором восстания был выбран гвардии полковник князь Сергей Трубецкой. Войска, отказывающиеся присягать, должны выйти на Сенатскую площадь. Почему именно на Сенатскую? Потому что тут находится Сенат, тут сенаторы утром 14 декабря будут присягать новому императору. Силой оружия, если не захотят добром, надо не допустить сенаторов до присяги, заставить их объявить правительство низложенным и издать революционный Манифест к русскому народу. Это - один из важнейших документов декабризма, поясняющий цель восстания. Сенат, таким образом, волей революции включался в план действий восставших.

В революционном Манифесте объявлялось “уничтожение бывшего правления” и учреждение Временного революционного правительства. Объявлялось о ликвилации крепостного права и об уравнении всех граждан перед законом; объявлялись свобода печати, вероисповедания, занятий, введение гласного суда присяжных, введение всеобщей воинской повинности. Все правительственные чиновники должны были уступить место выборным лицам.

Было решено, что как только восставшие войска блокируют Сенат, в котором сенаторы готовятся к присяге, в помещение Сената войдёт революционная делегация в составе Рылеева и Пущина и предъявит Сенату требование не присягать новому императору Николаю I, объявить царское правительство низложенным и издать революционный Манифест к русскому народу. Одновременно гвардейский морской экипаж, Измайловский полк и конно-пионерный эскадрон должны были с утра двинуться на Зимний дворец, захватить его и арестовать царскую семью.

Затем созывался Великий собор - Учредительное собрание. Оно должно было принять окончательное решение о формах ликвидации крепостного права, о форме государственного устройства России, решить вопрос о земле. Если Великий собор решит большинством голосов, что Россия будет республикой, одновременно принималось бы решение и о судьбе царской семьи. Часть декабристов придерживалась мнения, что возможно изгнание её за границу, часть склонялась к цареубийству. Если же Великий собор придёт к решению, что Россия будет конституционной монархией, тогда из состава царствующей семьи намечался конституционный монарх.

Командование войсками при захвате Зимнего дворца было поручено декабристу Якубовичу.

Было решено также захватить и Петропавловскую крепость - главный военный оплот царизма в Петербурге, превратить её в революционную цитадель декабристского восстания.

Кроме того, Рылеев просил декабриста Каховского рано утром 14 декабря проникнуть в Зимний дворец и, совершая как бы самостоятельный террористический акт, убить Николая. Тот сначала было согласился, но потом, обдумав положение, не захотел быть террористом-одиночкой, действующим якобы вне планов общества, и рано утром отказался от этого поручения.

Через час после отказа Каховского к Александру Бестужеву приехал Якубович и отказался вести матросов и измайловцев на Зимний дворец. Он боялся, что в схватке матросы убьют Николая и его родственников и вместо ареста царской семьи получится цареубийство. Этого Якубович не хотел брать на себя и предпочёл отказаться. Тем самым резко нарушался принятый план действий, и положение осложнялось. Задуманный план начал рушиться ещё до рассвета. Но медлить было нельзя: рассвет наступал.

14 декабря офицеры - члены тайного общества ещё затемно были в казармах и вели агитацию среди солдат. Перед солдатами Московского полка выступил Александр Бестужев. От присяги новому царю солдаты отказались и приняли решение идти на Сенатскую площадь. Полковой командир Московского полка барон Фредерикс хотел было помешать выходу из казарм восставших солдат - и упал с разрубленной головой под ударом сабли офицера Щепина-Ростовского. С развевающимся полковым знаменем, взяв боевые патроны и зарядив ружья, солдаты Московского полка (около 800 человек) первыми пришли на Сенатскую площадь. Во главе этих первых в истории России революционных войск шёл штабс-капитан лейб-гвардии драгунского полка Александр Бестужев. Вместе с ним во главе полка шли его брат, штабс-капитан лейб-гвардии Московского полка Михаил Бестужев и штабс-капитан того же полка Дмитрий Щепин-Ростовский.

Полк построился в боевом порядке в форме каре (боевого четырёхугольника) около памятника Петру I. Было 11 часов утра. К восставшим подскакал петербургский генерал-губернатор Милорадович, стал уговаривать солдат разойтись. Момент был очень опасен: полк пока был в одиночестве, другие полки ещё не подходили, герой 1812 г. Милорадович был широко популярен и умел говорить с солдатами. Только что начавшемуся восстанию грозила большая опасность. Милорадович мог сильно поколебать солдат и добиться успеха. Нужно было во что бы то ни стало прервать его агитацию, удалить его с площади. Но, несмотря на требования декабристов, Милорадович не отъезжал и продолжал уговоры. Тогда начальник штаба восставших декабрист Оболенский штыком повернул его лошадь, ранив графа в бедро, а пуля, в этот же момент пущенная Каховским, смертельно ранила генерала. Опасность, нависшая над восстанием, была отражена.

Избранная для обращения к Сенату делегация - Рылеев и Пущин - ещё рано утром отправилась к Трубецкому, который перед этим сам заходил к Рылееву. Выяснилось, что Сенат уже присягнул и сенаторы разъехались. Оказалось, что восставшие войска собрались перед пустым Сенатом. Таким образом, первая цель восстания не была достигнута. Это была тяжёлая неудача. От плана откалывалась ещё одно задуманное звено. Теперь предстоял захват Зимнего дворца и Петропавловской крепости.

О чём именно говорили Рылеев и Пущин в это последнее свидание с Трубецким - неизвестно, но, очевидно, они договорились о каком-то новом плане действий, и, придя затем на площадь, были уверены, что Трубецкой сейчас придёт туда же, на площадь, и приступит к командованию. Все нетерпеливо ждали Трубецкого.

Но диктатора всё не было. Трубецкой изменил восстанию. На площади складывалась обстановка, требовавшая решительных действий, а на них-то и не решался Трубецкой. Он сидел, терзаясь, в канцелярии Генерального штаба, выходил, выглядывал из-за угла, много ли собралось войск на площади, прятался вновь. Рылеев искал его повсюду, но не мог найти. Члены тайного общества, избравшие Трубецкого диктатором и доверявшие ему, не могли понять причины его отсутствия и думали, что его задерживают какие-то причины, важные для восстания. Хрупкая дворянская революционность Трубецкого легко надломилась, когда пришёл час решительных действий.

Неявка избранного диктатора на площадь к войскам в часы восстания - случай беспрецедентный в истории революционного движения. Диктатор предал этим и идею восстания, и товарищей по тайному обществу, и пошедшие за ними войска. Эта неявка сыграла значительную роль в поражении восстания.

Восставшие долго выжидали. Несколько атак, предпринятых по приказу Николя конной гвардией на каре восставших, были отбиты беглым ружейным огнём. Заградительная цепь, выделенная из каре восставших, разоружала царских полицеских. Этим же занималась и “чернь”, находившаяся на площади.

За оградой строившегося Исаакиевского собора располагались жилища строительных рабочих, для которых было заготовлено много дров на зиму. Посёлок в народе называли “исаакиевской деревней”, оттуда и летело в царя и его свиту немало камней и поленьев.

Мы видим, что войска были не единственной живой силой восстания 14 декабря: на Сенатской площади в этот день был ещё один участник событий - огромные толпы народа.

Общеизвестны слова Герцена - “декабристам на Сенатской площади не хватало народа”. Понимать эти слова надо не в том смысле, что народа вообще не было на площади, - народ был, а в том, что декабристы не сумели опереться на народ, сделать его активной силой восстания.

Любопытно впечатление современника о том, как “пусто” в этот момент было в прочих частях Петербурга: “Чем далее отходил я от Адмиралтейства, тем менее встречал народа; казалось, что все сбежались на площадь, оставив дома свои пустыми”. Очевидец, фамилия которого осталась неизвестной, рассказывал: “Весь Петербург стекался на площадь, и первая адмиралтейская часть вмещала в себе 150 тыс. человек, знакомые и незнакомые, приятели и враги забывали свои личности и собирались в кружки, рассуждали о предмете, поразившем их взоры”.

Преобладало “простонародье”, “чёрная кость” - ремесленники, рабочие, мастеровые, крестьяне, приехавшие к барам в столицу, были купцы, мелкие чиновники, ученики средних школ, кадетских корпусов, подмастерья... Образовались два “кольца” народа. Первое состояло из пришедших пораньше, оно окружало каре восставших. Второе образовалось из пришедших позже - их жандармы уже не пускали на площадь к восставшим, и “опоздавший” народ толпился сзади царских войск, окруживших мятежное каре. Из этих пришедших “позже” и образовалось второе кольцо, окружившее правительственные войска. Заметив это, Николай, как видно из его дневника, понял опасность этого окружения. Оно грозило большими осложнениями.

Основным настроением этой огромной массы, которая, по свидетельствам современников, исчислялась десятками тысяч человек, было сочувствие восставшим. Николай сомневался в своём успехе, “видя, что дело становится весьма важным, и не предвидя ещё, чем кончится”. Он распорядился заготовить экипажи для членов царской семьи с намерением “выпроводить” их под прикрытием кавалергардов в Царское Село. Николай считал Зимний дворец ненадёжным местом и предвидел возможность сильного расширения восстания в столице. В дневнике он писал, что “участь бы наша была более чем сомнительна”. И позже Николай много раз говорил своему брату Михаилу: “Самое удивительное в этой истории - это то, что нас с тобой тогда не пристрелили”.

В этих условиях Николай и прибег к посылке для переговоров с восставшими митрополита Серафима и киевского митрополита Евгения. Мысль послать митрополитов для переговоров с восставшими пришла Николаю в голову как способ пояснить законность присяги ему, а не Константину через духовных лиц, авторитетных в делах присяги. Казалось, кому лучше знать о правильности присяги,как не митрополитам? Решение ухватиться за эту соломинку укрепилось у Николая тревожными вестями: ему сообщили, что из казарм выходят лейб-гренадеры и гвардейский морской экипаж для присоединения к “мятежникам”. Если бы митрополиты успели уговорить восставших разойтись, то новые полки, пришедшие на помощь восставшим, нашли бы уже основной стержень восстания надломленным и сами могли бы выдохнуться.

Но в ответ на речь митрополита о законности требуемой присяги и ужасах пролития братской крови “мятежные” солдаты стали кричать ему из рядов, по свидетельству дьякона Прохора Иванова: “Какой ты митрополит, когда на двух неделях двум императорам присягнул... Не верим вам, пойдите прочь!..”

Внезапно митрополиты ринулись бегом влево, скрылись в проломе загородки Исаакиевского собора, наняои простых извозчиков (в то время как справа, ближе к Неве, их ждала дворцовая карета) и объездом вернулись в Зимний дворец. Почему произошло это внезапное бегство священослужителей? К восставшим подходило два новых полка. Справа, по льду Невы, поднимался, пробиваясь с оружием в руках через войска царского окружения, полк лейб-гренадёр (около 1250 человек). С другой стороны вступали на площадь ряды моряков - почти в полном составе гвардейский морской экипаж - свыше 1100 человек, всего не менее 2350 человек, т.е. сил прибыло в общей сложности более чем втрое по сравнению с начальной массой восставших московцев (около 800 человек), а в целом число восставших увеличилось вчетверо. Все восставшие войска были с оружием и при боевых патронах. Все были пехотинцами. Артиллерии у них не было.

Но момент был упущен. Сбор всех восставших войск произошёл спустя два с лишним часа после начала восстания. За час до конца восстания декабристы выбрали нового “диктатора” - князя Оболенского, начальника штаба восстания. Он трижды пытался созвать военный совет, но было уже поздно: Николай успел взять инициативу в свои руки. Окружение восставших правительственными войсками, более чем вчетверо превосходящими восставших по численности, было уже завершено. По подсчётам Г.С.Габаева, против 3 тыс. восставших солдат было собрано 9 тыс. штыков пехоты, 3 тыс. сабель кавалерии, итого, не считая вызванных позже артиллеристов (36 орудий), не менее 12 тыс. человек. Из-за города было вызвано и остановлено на заставах в качестве резерва ещё 7 тыс. штыков пехоты и 22 эскадрона кавалерии, т.е. 3 тыс. сабель; иначе говоря, в резерве стояло на заставах ещё 10 тыс. человек.

Короткий зимний день клонился к вечеру. Уже было 3 часа дня, и стало заметно темнеть. Николай боялся наступления темноты. В темноте народ, скопившийся на площади, повёл бы себя активнее. Более всего Николай боялся, как позже сам записал в своём дневнике, чтобы “волнение не сообщилось черни”.

Николай приказал стрелять картечью.

Первый залп картечью был дан выше солдатских рядов - именно по “черни”, которая усеяла крышу Сената и соседних домов. На первый залп картечью восставшие отвечали ружейным огнём, но потом под градом картечи ряды дрогнули, заколебались - началось бегство, падали раненые и убитые. Царские пушки стреляли по толпе, бегущей вдоль Английской набережной и Галерной. Толпы восставших солдат бросились на невский лёд, чтобы перебраться на Васильевский остров. Михаил Бестужев попытался на льду Невы вновь построить солдат в боевой порядок и идти в наступление. Войска построились. Но ядра ударялись о лёд - лёд раскалывался, многие тонули. Попытка Бестужева не удалась.

К ночи всё было кончено. Царь и его клевреты всячески преуменьшали число убитых, - говорили о 80 трупах, иногда о сотне или двух. Но число жертв было гораздо значительнее - картечь на близком расстоянии косила людей. По документу чиновника статистического отделения Министерства юстиции С.Н.Корсакова мы узнаём, что 14 декабря было убито 1271 человек, из них “черни” - 903, малолетних - 19.

В это время на квартире Рылеева собрались декабристы. Это было их последнее собрание. Они договорились лишь о том, как держать себя на допросах. Отчаянию участников не было границ: гибель восстания была очевидна.

Резюмируя, необходимо отметить, что декабристы не только задумали, но и организовали первое в истории России выступление против самодержавия с оружием в руках. Они совершили его открыто, на площади русской столицы, перед лицом собравшегося народа. Они действовали во имя сокрушения отжившего феодального строя и движения своей родины вперёд по пути общественного развития. Идеи, во имя которых они восстали, - свержение самодержавия и ликвидация крепостничества и его остатков, - оказались жизненными и долгие годы собирали под знамёна революционной борьбы последующие поколения.

Место и роль декабристов в истории России

В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма, и это движение было представлено почти исключительно дворянами.

Декабристы не только выдвинули лозунги борьбы с самодержавием и крепостным строем, но впервые в истории революционного движения в России организовали открытое выступление во имя этих требований,
Таким образом, восстание декабристов имело большое значение в истории революционного движения в России. Это было первое открытое выступление против самодержавия с оружием в руках. До этого времени в России происходили лишь стихийные крестьянские волнения.

Между стихийными крестьянскими восстаниями Разина и Пугачева и выступлением декабристов легла целая полоса мировой истории: ее новый этап был открыт победой революции во Франции конца XVIII в., вопрос ликвидации феодально-абсолютистского строя и утверждения нового - капиталистического - встал во весь рост перед Европой. Декабристы принадлежат к этому новому времени, и в этом существенная сторона их исторического значения. Их восстание было политически сознательным, ставило себе задачу ликвидации феодально-абсолютистского строя, было освещено передовыми идеями эпохи. В первые в истории России мы можем говорить о революционной программе, о сознательной революционной тактике, анализировать конституционные проекты.

Лозунги борьбы против крепостного права и самодержавия, выдвинутые декабристами, не были лозунгами случайного и преходящего значения: они имели большой исторический смысл и остались на долгие годы действенными и актуальными в революционном движении.
Своим горьким опытом декабристы показали следующим поколениям, что протест ничтожной горсточки революционеров бессилен без поддержки народа. Неудачей своего движения, всем своим, по словам Пушкина, «скорбным трудом» декабристы как бы завещали последующим революционерам строить свои планы в расчете на активное участие народных масс. Тема народа как главной силы революционной борьбы прочно вошла с тех пор в сознание деятелей революционного движения. «Декабристам на Исаакиевской площади не хватало народа»,- сказал преемник декабристов Герцен,- и эта мысль уже была результатом усвоения опыта декабристов.

Это точка зрения советской исторической школы.

Вместе с тем имеет место и другие подходы и оценки.

Неглубокое усвоение революционных учений Запада и попытка применить их в России, по мнению Соловьева, составляли основное содержание движения декабристов. Таким образом, вся революционная традиция конца
18 и первой четверти 19 века преподносилась как привнесенное явление, чуждое органическому развитию России. Устраняя из общественной мысли ее революционное ядро, Соловьев пытался представить историю как борьбу двух начал - русофильско-патриотического и западническо-космополитического.

Специальных работ, посвященных декабристам, Соловьев не оставил. Но целый ряд высказываний достаточно определенно характеризует его взгляды. Декабристская идеология представлялась ему отголоском революционного брожения на Западе, с одной стороны, и реакцией на просчеты правительственной политики - с другой (антинациональный Тильзитский мир, безучастное отношение к судьбам восставших греков, издержки александровской системы союзов). Впрочем, указывая на объективно-исторические корни декабристского восстания, Соловьев был далек от его оправдания. Сами идеалы и цели движения казались ему мертворожденным плодом кабинетных занятий. "Мыслящим русским людям, - писал он в "Записках", - Россия представлялась tabula rasa*, на которой можно было начертать все, что угодно, начертать обдуманное или даже еще не обдуманное в кабинете, в кружке, после обеда или ужина». Деятелей декабризма он обвинял в наклонности к опасному политическому авантюризму. Эта оценка прилагалась к обещанию П. И. Пестеля восстановить независимую Польшу в границах 1772 года, данному в переговорах с поляками. Он допускал даже, что столь безрассудно широкий жест мог озадачить трезвых и расчетливых политиков - поляков. Незрелость декабристской мысли, по его словам, выразилась и в том, что "Бестужев, например, предлагал введение в России и Польше американской формы правления".

Но в то же время его убеждениям претило и официальное ошельмование декабристского движения в годы николаевской реакции. В извращении уроков декабристского выступления Соловьев видел еще одно подтверждение оторванности правящего слоя от народа. Досаднее всего было то, что этот порок во всей своей неприглядной сущности проявлялся именно тогда, когда, по его представлениям, от правительства требовалась особенная чуткость к общественному мнению. Возмужавшее в XIX веке гражданское общество требовало от государственной власти более гибкого и деликатного обращения. В этом убеждении Соловьев не был одинок. О том же толковали и другие историки буржуазно-либерального направления, добиваясь от правительства благосклонности к новым самодеятельным общественным формирова¬ниям (в лице так называемых "частных союзов" в концепции Соловьева и В. О. Ключевского, бессословной интеллигенции - в концепции А. А. Корнилова, "мыслящего общества" - А. А. Кизсветтера). Занимаясь с великими князьями, Сергей Михайлович старался, чтобы те затвердили правило: "Надобно поддерживать коллегиальные учреждения, выборное начало, не стеснять, но в то же время зорко следить, чтобы союзы неокрепшие не позволили себе неряшества и злоупотреблений".
Именно сопоставление точек зрения позволяют видеть всю картину событий и извлекать уроки.Отечественная ИСТОРИЯ» Вариант № 19 ... г. – мартовским (по сельскому хозяйству) и октябрьским (по промышленности). Решения положили... 18 лет – 114 высших отечественных и иностранных государственных наград, из...

  • по Отечественной Истории (1)

    Контрольная работа >> История

    Факультет контрольная работа по дисциплине «Отечественная История» Вариант № ... бюрократическому аппарату, управляющему ею по принципу централизованно-директивного планирования... духовного производства, работать по возможности и по обязанности, прилагая минимум...

  • Страница 3

    «Союз благоденствия» имел свой устав, который назывался «Зеленая книга». Была также разработана программа действий, направленная главным образом на распространение среди различных общественных кругов идеи социально-политического переустройства России путем создания передового «общественного мнения», которое декабристы считали основной движущей силой любого общества. В силу этого деятельность новой организации приняла преимущественно пропагандистско-просветительский характер.

    В уставе («Зеленой книге») говорилось, что «Союз благоденствия» «распространением между соотечественников истинных правил нравственности и просвещения» будет «споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия».

    Однако наряду с мирными задачами в тайной, второй части «Зеленой книги», которая была известна лишь избранным членам организации, ядру общества, ставились более радикальные цели. Этими целями являлись введение конституции и ликвидация крепостного права. Вместо самодержавия в России предполагалось утверждение конституционной монархии, а в 1820 году было внесено предложение об установлении республики.

    Методами достижения поставленных целей члены сообщества провозглашали пропаганду, просвещение, формирование общественного мнения в духе просветительских идей, что, как рассчитывали руководители «Союза благоденствия», и позволит через десять-двадцать лет провести мирную революцию.

    В ходе деятельности в организации сложилось два основополагающих идейно-политических направления:

    · умеренно-либеральное – выступавшее за ликвидацию крепостного права, просвещение России, конституционную монархию, против республики и против революционной диктатуры;

    · республиканское – ратовавшее не только за отмену крепостного права, но и за радикальное решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей за счет их бывших хозяев (помещиков), за республику.

    Наряду с этим в обществе появилась группа, состоявшая из людей, тяготившихся по тем или иным причинам общественной деятельностью и мечтавших уйти в частную жизнь.

    Радикально настроенные члены тайного общества выступали за «решительные меры».

    Внутри «Союза благоденствия» возникли разногласия, которые поставили его на грань кризиса.

    Реорганизация общества, проведенная в 1821 году, привела к отстранению крайних сил и победе умеренных, таких, как И.Якушкин, П. Граббе, М. Фонвизин. Чтобы освободиться от колеблющихся и малодеятельных членов организации, а также погасить подозрения правительства, уже осведомленного о существовании некого тайного общества по поступившим на него доносам, в январе 1821 года на съезде в Москве представителей «управ» (ячеек) «Союза благоденствия» было принято решение о его формальном самороспуске. Это позволило всем умеренным и колеблющимся отойти от политической борьбы, а сторонникам активных действий перегруппировать свои силы.

    Между тем становилось все более очевидным, что правительство окончательно отказалось от проведения ожидаемых обществом реформ, а это требовало изменений в тактике, программе и организации оппозиционных сил.

    Решено было создать новое общество.

    Политическая жизнь в Словакии в конце 1990-х гг. – начале XXI в.
    Очередные парламентские выборы осенью 1998 г. вновь принесли Движению за демократическую Словакию относительное большинство голосов (27% и 43 депутатских места из 150). Его союзник по правительственной коалиции Словацкая национальная партия также прошла в парламент, получив 14 мест. Но все остальные мандаты достались оппозиции. Второй б...

    А.И. Герцен - создатель Вольной русской типографии: идейные взгляды. Биография А.И. Герцена
    Герцен родился 25 марта (6 апреля) 1812 года в Москве, в семье богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева (1767-1846); мать - 16-летняя немка Генриетта-Вильгельмина-Луиза Гааг, дочь мелкого чиновника, делопроизводителя в казённой палате в Штутгарте. Брак родителей не был оформлен, и Герцен носил фамилию, придуманную отцом: Герцен - &q ...

    Человеческие потери
    Существует оценка, согласно которой население Эстонии уменьшилось за время Второй мировой войны (в 1940-1945 гг.) на 200 тыс. человек, то есть около 20 % населения. Согласно другим источникам, эти данные сильно завышены, так как в них включены, например, эвакуированные в 1941 году в СССР евреи (оставшиеся в Эстонии евреи и цыгане были в...

    СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ

    «СОЮ́З БЛАГОДЕ́НСТВИЯ», тайная организация декабристов в 1818-21. Основан в Москве на базе «Союза спасения». Ок. 200 членов. Во главе Коренная управа (30 учредителей) и Дума (6 человек). Местные управы в Санкт-Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе и др. Цель (известна только учредителям): уничтожение самодержавия и крепостничества, введение конституционного правления. Через печать и литературно-просветительские общества воздействовал на общественное мнение. Распущен ввиду программных и тактических разногласий и для отсева ненадежных. Наиболее активные члены образовали Южное и Северное общества декабристов.
    * * *
    СОЮ́З БЛАГОДЕ́НСТВИЯ, тайное общество декабристов. Возник в 1818 в результате преобразования первой декабристской организации - Союза Спасения (см. СОЮЗ СПАСЕНИЯ) .
    Цель союза
    Основные цели общества - ограничение самодержавия, введение представительной (конституционной) формы правления, освобождение крестьян, демократические реформы в разных областях государственной жизни. Действовать предполагалось путем распространения просвещения и формирования либерального общественного мнения. Был написан устав общества (названный «Зеленой книгой» - по цвету обложки); при работе над ним использовались уставы масонских лож и немецкого политического тайного общества Тугендбунд (см. ТУГЕНДБУНД) . Устав предусматривал две степени посвящения членов: одним членам общества была известна сокровенная политическая цель общества, другие же знали только о просветительских и благотворительных его намерениях. Сама «Зеленая книга» предназначалась для второй категории членов и не содержала в себе ничего противозаконного. Членам предлагалось избрать для себя одну из отраслей деятельности: человеколюбие (т. е. благотворительность), образование, правосудие, общественное хозяйство. Вторая часть устава, которая должна была быть известна только главным членам, так и осталась ненаписанной, существовал только ее проект. На практике, по-видимому, разделение членов по степени посвящения соблюдалось не очень строго, но зато потом, на следствии, это дало возможность многим из них утверждать, что они участвовали в обществе, в котором не было ничего «противоправительственного». По решению Николая I (см. НИКОЛАЙ I Павлович) и Следственного комитета все бывшие члены Союза Благоденствия, не участвовавшие в тайных обществах после его роспуска, к суду не привлекались.
    Деятельность союза
    Союз Благоденствия был самой многочисленной из декабристских организаций, уже в первый год его существования число членов превысило 200 человек (точных сведений о количестве членов в последующие годы нет). Союз состоял из управ, подчинявшихся Коренному совету (Петербургская, Московская, Тульчинская, Кишиневская управы и др.). Члены Союза вели разнообразную деятельность: выкупали на волю талантливых крепостных, спасли нескольких крестьян, которых преследовали помещики, боролись с телесными наказаниями в армии; особое значение они придавали формированию общественного мнения в ходе салонных разговоров. Сохранилась памятка, написанная для себя Ф. Н. Глинкой (см. ГЛИНКА Федор Николаевич) , что в разговорах следует порицать: Аракчеева (см. АРАКЧЕЕВ Алексей Андреевич) , военные поселения (см. ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ) , рабство и палки, леность вельмож, взяточничество чиновников, жестокость и небрежность судов и полиции; желать открытых судов и свободы печати; хвалить школы взаимного обучения по ланкастерской системе (см. ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА) и образцовые заведения для бедных. Во время голода 1821 в Смоленской губернии члены Союза (И. Д. Якушкин (см. ЯКУШКИН Иван Дмитриевич) , М. А. Фонвизин (см. ФОНВИЗИН Михаил Александрович) и др.) организовали комитет помощи голодающим, спасший тысячи человек и размахом своей деятельности обеспокоивший Александра I (см. АЛЕКСАНДР I Павлович) . Союз Благоденствия старался распространять свои идеи и через литературу, под его влиянием действовал литературный кружок «Зеленая лампа» (см. ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА) , ряд членов-литераторов входил в Вольное общество любителей Российской словесности (см. ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ) , предпринимались попытки создания собственного журнала. Под эгидой Союза действовало «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» (популярная в то время ланкастерская методика), в 1817-18 было создано «Военное общество», через которое набирались новые члены Союза Благоденствия.
    Разрастаясь, Союз Благоденствия терял организационное и идейное единство. С одной стороны, в нем оказалось достаточно много случайных людей, с другой - усилился радикализм взглядов ряда членов (в первую очередь, П. И. Пестеля (см. ПЕСТЕЛЬ Павел Иванович) ), не желавших более мириться с медлительностью преобразований, на которую ориентировался Союз (предполагалось, что до совершения революции в России требуется лет 20 просветительской работы), и все более склонявшихся к мысли о военном перевороте. Кроме того, существование Союза стало известно правительству вследствие доносов (да и слабой конспирации его деятельности), о чем узнали руководители Союза. Все это заставило их в начале 1821 созвать съезд представителей Союза Благоденствия в Москве. Местом заседаний служил дом братьев Фонвизиных. Центральным событием съезда стал демонстративный выход из общества М. Ф. Орлова (см. ОРЛОВ Михаил Федорович) . В результате совещаний было решено распустить Союз Благоденствия. Множество членов Союза после его роспуска совершенно отошло от тайной политической деятельности. Те же, кто намеревался ее продолжать, считали роспуск «мнимым» и рассчитывали таким образом избавиться и от случайных, и от крайне радикальных сотоварищей. Впоследствии ими были созданы Южное общество (см. ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО) и Северное общество (см. СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО) .


    Энциклопедический словарь . 2009 .

    Смотреть что такое "СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ" в других словарях:

      «Союз благоденствия» - «Союз благоденствия», тайное общество декабристов. Создано в начале 1818 в Москве, руководящий орган (Коренная управа) с августа 1818 в Петербурге. К концу 1820 свыше 200 членов (главным образом офицеры). Устав («Зелёная книга», названа по цвету… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

      Тайное общество декабристов. Создано в начале 1818 в Москве, руководящий орган (Коренная управа) с августа 1818 в Петербурге. К концу 1820 свыше 200 членов (главным образом офицеры). Устав («Зелёная книга», названа по цвету переплёта;… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

      СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ - тайная организация декабристов, существовала в 1818 1821 г. В 1820 г. по предложению П.И. Пестеля Союз принял программу подготовки военной революции и установления республики. В целях создания более гибкой организации Союз был распущен и созданы… … Юридическая энциклопедия

      Тайная организация декабристов. Основан в 1818 в Москве на базе Союза спасения (ок. 200 членов). Во главе Коренная управа (30 учредителей) и Дума (6 человек). Местные управы созданы в Санкт Петербурге, Москве, Тульчине, Кишинёве и др. Цель (изве … Русская история

      Тайная организация декабристов в 1818 21. Основан в Москве на базе Союза спасения. Ок. 200 членов. Во главе Коренная управа (30 учредителей) и Дума (6 человек). Местные управы в Санкт Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе и др. Цель (известна… … Большой Энциклопедический словарь

      Тайная организация декабристов в 1818 21. Основан в Москве на базе «Союза спасения». Ок. 200 членов. Во главе Коренная управа (30 учредителей) и Дума (6 человек). Местные управы в Санкт Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе и др. Цель (известна… … Политология. Словарь.

      Союз Благоденствия - был основан в 1818 г. вместо распавшегося Союза Спасения или Истинных и Верных Сынов Отечества. Его основателем были будущие декабристы братья Муравьевы Апостолы, Якушкин, Лунин, Трубецкой и др. В основу законоположения Союза был положен устав… … Исторический справочник русского марксиста

      Тайная организация декабристов в 1818 21. Основан в Москве на базе «Союза спасения». Около 200 членов. Во главе «Союза благоденствия» Коренная управа (30 учредителей) и Дума (6 человек). Местные управы в Санкт Петербурге, Москве, Тульчине,… … Энциклопедический словарь

      - («Союз благоденствия»,) тайное общество декабристов (См. Декабристы), созданное в начале 1818 на основе распущенного «Союза спасения» (См. Союз спасения). В «С. б.» вошли А. Н. и Н. М. Муравьевы, С. И. и М. И. Муравьевы Апостолы, П. И.… … Большая советская энциклопедия

    К. Кольман "Восстание декабристов"

    Декабристы были «детьми 1812 года», именно так они называли себя сами.

    Война с Наполеоном пробудила в русском народе, и в частности в дворянском сословии, чувство национального самосознания. То, что увидели они в Западной Европе, а также идеи Просвещения четко обозначили для них путь, который, по их мнению, мог избавить Россию от тяжелого гнета крепостного права. Во время войны они увидели свой народ совсем в другом качестве: патриотов, защитников Отечества. Они могли сравнить жизнь крестьян в России и в Западной Европе и сделать вывод, что русский народ достоин лучшей участи.

    Победа в войне поставила перед мыслящими людьми вопрос о том, как должен дальше жить народ-победитель: все так же изнывать под ярмом крепостного рабства или же следует ему помочь сбросить это ярмо?

    Таким образом, постепенно складывалось понимание необходимости борьбы с крепостным правом и самодержавием, которое и не стремилось изменять участь крестьян. Декабристское движение не было каким-то выдающимся явлением, оно проходило в общем русле мирового революционного движения. Об этом писал в своих показаниях и П.Пестель: «Нынешний век ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противоположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать… Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах».

    Ранние тайные общества

    Ранние тайные общества были предтечами Южного и Северного обществ. Союз спасения был организован в феврале 1816 года в Петербурге. Само название общества говорит о том, что его участники своей целью ставили спасение. Спасение кого или чего? По мнению участников общества, спасать надо было Россию от падения в пропасть, на краю которой она стояла. Главным идеологом и создателем общества был полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев, ему в ту пору было 23 года.

    Ф. Тулов "Александр Николаевич Муравьев"

    Союз спасения

    Это была малочисленная, замкнутая группа единомышленников, насчитывавшая всего 10-12 человек. Под конец своего существования она выросла до 30 человек. Главными членами Союза спасения были князь, ст. офицер Генштаба С.П. Трубецкой ; Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы ; подпоручик Генерального штаба Никита Муравьев ; И.Д. Якушкин, подпоручик Семеновского полка; М.Н. Новиков , племянник известного просветителя XVIII века, и Павел Иванович Пестель .

    Основные цели их борьбы:

    • ликвидация крепостного права;
    • ликвидация самодержавия;
    • введение конституции;
    • установление представительного правления.

    Цели были ясны. Но средства и способы добиться этого – туманны.

    Но поскольку идеи декабристов были заимствованы у эпохи Просвещения, то средства и способы формировались именно из этих источников и состояли они не в захвате власти, а в воспитании прогрессивных общественных взглядов. И когда эти взгляды овладеют народными массами, то эти массы сами сметут правительство.

    Союз благоденствия

    Но время шло, появлялись новые идеи и установки, в соответствии с этим в 1818 г. было образовано другое общество – Союз благоденствия (на базе Союза спасения). Его организационная структура была сложнее, а охват действия намного шире: образование, армия, чиновничество, суд, печать и др. Во многом цели Союза благоденствия совпадали с государственной политикой России, поэтому организация не была полностью законсперирована.

    Основные цели организации:

    • отмена крепостного права;
    • ликвидация самодержавия;
    • введение свободного и законного правления.

    Но устав Союза благоденствия состоял из двух частей: основной и «сокровенной», которая была составлена позже.

    Его программа:

    • уничтожение рабства;
    • равенство граждан перед законом;
    • гласность в государственных делах;
    • гласность судопроизводства;
    • уничтожение винной монополии;
    • уничтожение военных поселений;
    • улучшение участи защитников Отечества, установление предела их службы, уменьшенной с 25 лет;
    • улучшение участи членов клира;
    • в мирное время уменьшение численности армии.

    В январе 1820 года на совещании в Петербурге был поставлен вопрос: «Какое правление лучше – конституционно-монархическое или республиканское?» Все единогласно выбрали республиканское правление.
    Союз благоденствия впервые в истории русского революционного движения принял решение бороться за республиканскую форму правления в России. Изменение программы повлекло за собой и тактические изменения.

    Созванный в 1820 году Московский съезд решил очистить движение от колеблющейся части, а также от радикальной. Общество Пестеля объявили распущенным.

    Новые тайные общества

    Южное общество декабристов

    На основе «Союза благоденствия» в 1821 г. образовались две революционные организации: Южное общество в Киеве и Северное общество в Петербурге. Более революционное из них, Южное, возглавил П. Пестель. Тульчинская управа Союз благоденствия возобновила тайное общество под названием «Южное общество». Структура его была аналогичной структуре Союза спасения: в его составе — исключительно офицеры, строгая дисциплина. Предполагалось установить республиканский строй путём цареубийства и военного переворота. В состав общества входило три управы: Тульчинская (руководители П. Пестель и А. Юшневский), Васильковская (руководитель С. Муравьев-Апостол) и Каменская (под руководством В. Давыдова и С. Волконского).

    Политическая программа Южного общества

    "Русская правда" П.И. Пестеля

    П. Пестель, сторонник революционных действий, предполагал, что во время революции потребуется диктатура временного верховного правления. Поэтому он составил проект с очень длинным заголовком «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления», или сокращенно «Русская правда» (по аналогии с законодательным документом Киевской Руси). Фактически это был конституционный проект. В нем было 10 глав:

    — о земельном пространстве;

    — о племенах, Россию населяющих;

    — о сословиях, в России обретающихся;

    — о народе в отношении к приуготовляемому для него политическому состоянию;

    — об устройстве и образовании верховной власти;

    — об устройстве и образовании местной власти;

    — об устройстве безопасности в государстве;

    — о правительстве;

    — наказ для составления государственного свода законов.

    При уничтожении крепостного права Пестель предусматривал освобождение крестьян с землей. Причем всю землю в волости он предлагал делить на две части: ту, которая является общественной собственностью, продавать нельзя. Вторая часть – это частная собственность, ее продавать можно.

    Но, несмотря на то, что Пестель выступал за полное уничтожение крепостного права, он не предлагал отдавать всю землю крестьянам, частично сохранялось и помещичье землевладение.

    Убежденный противник самодержавия, он считал необходимым физическое уничтожение всего царствующего дома.

    При провозглашении республики все сословия должны быть уничтожены, ни одно сословие не должно отличаться от другого никакими социальными привилегиями, дворянство уничтожалось, все люди должны быть равноправными гражданами . Все должны были быть равны перед законом, каждый мог участвовать в государственных делах.

    По конституции Пестеля, совершеннолетие достигалось к 20 годам. Пестель был сторонником федеративного устройства с сильной централизованной властью. Республика должна была делиться на губернии или области, области – на уезды, уезды – на волости. Главы – только выборные. Высший законодательный орган власти – Народное вече, которое должно избираться на 5 лет. Никто не имел права распустить вече. Вече должно было быть однопалатным. Исполнительный орган – Державная дума.

    Для контроля за точным исполнением конституции Пестель предполагал власть блюстительную.

    Конституция провозглашала неприкосновенное право собственности, свободу занятий, книгопечатания и вероисповедования.

    Национальный вопрос: другие национальности не имели права отделения от Российского государства, они должны были слиться и существовать как единый русский народ.

    Это был самый радикальный конституционный проект из всех существовавших на то время.

    Но Россия еще не была готова жить по проекту Пестеля, особенно в вопросе ликвидации сословий.

    Северное общество

    П. Соколов "Никита Муравьев"

    Оно образовалось весной 1821 года. Сначала состояло из 2 групп: более радикальной под руководством Никиты Муравьева и группы под руководством Николая Тургенева, затем они объединились, хотя радикальное крыло, в которое входили К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, Е. П. Оболенский, И.И. Пущин, разделяло положения «Русской правды» П. И. Пестеля. Общество состояло из управ: несколько управ в Петербурге (в гвардейских полках) и одна в Москве.

    Во главе общества была Верховная дума. Заместителями Н. Муравьева были князья Трубецкой и Оболенский, затем, в связи с отъездом Трубецкого в Тверь, — Кондратий Рылеев. Значительную роль в обществе играл И. Пущин.

    Политическая программа Северного общества

    Н. Муравьев создал свою конституцию. От своих республиканских воззрений он отказался и перешел на позицию конституционной монархии.

    Крестьянский вопрос он предлагал решить следующим образом: от крепостной зависимости их освободить, но земли помещиков оставить за помещиками. Крестьяне же должны были получить усадебные участки и по две десятины на двор.

    Только собственник земли имел право участия в политической жизни (избирать и быть избранным). Не имевшие недвижимости или движимости, как и женщины, лишались избирательного права. Лишались его и кочевники.

    По конституции Никиты Муравьева, всякий, кто прибыл на русскую землю, переставал быть рабом (крепостным).

    Военные поселения должны быть уничтожены, удельные земли (те, доход с которых шел на содержание царствующего дома) конфисковывались, их передавали крестьянам.

    Все сословные названия упразднялись и заменялись званием гражданин. Понятие «русский» имело значение только в отношении гражданства России, а не национальное.

    Конституция Н. Муравьева провозглашала свободы: передвижения, занятий, слова, печати, вероисповедания.

    Сословный суд отменялся и вводился для всех граждан общий присяжных заседателей.

    Император должен был представлять исполнительную власть, он должен быть главнокомандующим, но начинать и отменять войны права не имел.

    Россия виделась Муравьеву федеративным государством, которое должно было делиться на федеративные единицы (державы), их должно было быть 15, в каждой – своя столица. А столицей федерации Муравьев видел Нижний Новгород, центр страны.

    Верховный законодательный орган – Народное вече. Оно состояло из 2 палат: Верховной и Палаты народных представителей.

    Верховная дума должна была законодательным органом, в том числе и осуществлять суд над министрами и всеми сановниками в случае их обвинения. Также она участвовала вместе с императором в заключении мира, в назначении главнокомандующих, и верховного блюстителя (генерал- прокурора).

    Каждая держава также имела двухпалатную систему: палата выборных и Державная дума. Законодательная власть в державе принадлежала законодательному собранию.

    Конституция Н. Муравьева, если бы она была введена, ломала все устои старого строя, она обязательно встретила бы сопротивление, поэтому он предусматривал применение оружия.

    Вопрос об объединении Южного и Северного обществ

    Необходимость этого понимали члены обоих обществ. Но прийти к общему мнению им было нелегко. У каждого общества были свои сомнения насчет отдельных вопросов конституций. Кроме того, даже сама личность П. Пестеля вызывала у членов Северного общества сомнение. К. Рылеев находил даже, что Пестель «человек опасный для России». Весной 1824 г. Пестель сам приехал к членам Северного общества с предложением принять «Русскую правду». На собрании звучали страстные споры, но в то же время этот приезд подтолкнул Северное общество к более решительным действиям. Обсуждали вопрос о подготовке выступления в Белой Церкви, где предполагался царский смотр в 1825 г. Но выступление могло быть только совместным: Северного и Южного обществ. Все согласились, что надо выработать общую программу: идея республики (вместо конституционной монархии) и Учредительного собрания (вместо диктатуры Временного революционного правительства) были более приемлемыми для большинства. Окончательно эти вопросы должен быть решить съезд 1826 года.

    Но события стали развиваться по непредусмотренному плану: в ноябре 1825 г. внезапно умер император Александр I. Наследником престола являлся брат Александра Константин, который еще раньше отказался от правления, но это его решение не было обнародовано, и 27 ноября население присягнуло Константину. Однако он престола не принимал, но и формально не отрекался от императорского трона. Николай не дождался от брата формального отречения и объявил себя императором. Переприсяга должна была состояться 14 декабря 1825 г.

    Создалась ситуация междуцарствия, и декабристы решили начать восстание — они еще раньше, при создании первой организации, приняли решение выступить в момент смены императоров. Этот момент теперь и наступил, хотя он был неожиданным и преждевременным.