Доменико Трезини считается первым архитектором Петербурга. Он сумел долгие годы работать в теснейшем контакте с Петром I, выполняя его волю и реализуя его идеи. Сформировавшееся Петровское барокко - это творческий стиль Трезини.

Доменико Трезини родился в 1670 году в Швейцарии в селении Астано недалеко от города Лугано. Фамилия Трезини принадлежит к старинному итальянскому дворянскому роду. В современном городе Астано сохранился трехэтажный каменный дом семьи Трезини с гербом на фасаде. В окрестностях Лугано издавна существовало огромное количество художественных и ремесленных школ, так называемых «академий», где молодые люди проходили обучение и получали профессиональные навыки. Одну из таких школ и закончил Доменико Трезини. Затем он продолжил образование в Италии, выбрав для этого Венецию. Возвратившись домой, Трезини женился, у него родились дочери.

Семью надо было кормить, но работу архитектора в Швейцарии найти было очень трудно. Доменико решил поехать в Данию. При дворе датского короля Фридриха IV и началась профессиональная деятельность Трезини в качестве архитектора-фортификатора. Дания была союзником России в войне со Швецией, и посол Петра I при дворе датского короля Андрей Измайлов постоянно искал специалистов разных профессий для работы в России. Молодому фортификатору было обещано жалованье в 1000 рублей в год, что являлось для него сказочным богатством. Это и на самом деле были огромные по тем временам деньги. К слову сказать, жалованье самого царя Петра в должности капитан-бомбардира было почти в три раза меньше. В последних числах июня 1703 году вместе с другими специалистами, нанятыми Измайловым, Трезини отплыл в Россию. Он не предполагал тогда, что контракт, подписанный им на год, продлится до конца его жизни, а Россия станет его второй родиной.

Условия военного времени требовали возведения оборонительных сооружений, и первым заданием, которое царь Петр поручил Трезини, было строительство форта Кроншлот в Финском заливе у берегов острова Котлин. Там же архитектор возвел массивные и торжественные триумфальные ворота. К сожалению, до сегодняшних дней они не сохранились. Быстрый и энергичный Трезини хорошо знал свое дело. С первых же лет он зарекомендовал себя с самой хорошей стороны и в дальнейшем неизменно пользовался доверием Петра I. В 1705 году архитектор возвращается на берега Невы, где интенсивно идет строительство Петербурга. Ему поручено создать главную защиту города - Петропавловскую крепость, которую царь Петр повелел перестраивать в камне. Помимо каменных стен в ней также возводились казармы, пороховые погреба и другие постройки. Под защитой каменных стен крепости началось строительство и первого каменного собора в Петербурге - Петропавловского, строить который Петр I тоже повелел Трезини.

Размах городского строительства был так велик, что потребовалось специальное учреждение, которое занималось организацией и снабжением такой грандиозной стройки строительными материалами. Для своевременного исполнения всех этих надобностей по указу царя была создана Канцелярия городовых дел. Во главе ее Петр поставил Ульяна Акимовича Сенявина. Брат знаменитого адмирала был прекрасным организатором, а Трезини стал его первым помощником. Позже канцелярия станет ведать не только строительством, но и всей планировкой Петербурга. Вскоре после основания Петербурга у царя Петра возник замысел основать неподалеку от города монастырь в честь князя Александра Невского. Место для монастыря выбрал сам царь. Доменико Трезини выполнил модель монастыря, которую Петр утвердил, и в 1712 году приступили к работам. И сейчас малиново-красные с белым декором корпуса и Благовещенская церковь являются украшением Александро-Невской лавры. Но не только крепости и соборы являлись заботой архитектора. В 1711 году начали строить новый Зимний дворец. Этот дворец еще называли «Свадебные палаты», так как в нем состоялась свадебная церемония Петра I и Екатерины. До наших дней этот дворец не дошел, не сохранились также его чертежи и модель, выполненные Трезини. Только по документам о строительстве дворца можно судить о требованиях царя и возможностях архитектора. Царский дворец был построен осенью 1712 года, и Трезини вновь угодил императору.

Трезини был не просто архитектором при Канцелярии городовых дел - он стал правой рукой царя по всем строительным делам Петербурга. А с 1714 года архитектор фактически вел все строительство города, ставшего новой столицей России. Идея создания «регулярного города» выразилась в разработке типовых проектов жилых зданий и определенных правил застройки улиц и площадей. Трезини разработал проекты домов для разных сословий: для «подлых» людей, из низкого сословия, зажиточных и именитых. Почти одновременно со строительством Зимнего дворца начали забивать сваи и под строительство Летнего дворца. Трезини построил его по типовому проекту домов для именитых. Здание, сохранившееся до наших дней, и сейчас является украшением Летнего сада. Ярким памятником архитектуры Петровской эпохи является здание Двенадцати коллегий - первое каменное правительственное сооружение в новой столице. Для лучшего архитектурного решения царь даже объявил первый в России конкурс. В результате были приняты проекты Трезини и Швертфегера, а руководство строительством было поручено Трезини.

Завершить строительство Трезини не успел. Он умер 19 февраля 1734 году и был похоронен на Сампсониевском кладбище в Петербурге. А здание Двенадцати коллегий достраивал его лучший ученик Михаил Григорьевич Земцов. В 1995 году площадь на съезде с моста Лейтенанта Шмидта, между 5-й и 6-й линиями была названа его именем — площадь Доменико Трезини. Здесь, на Университетской набережной, под № 21, находился его собственный дом, возведенный в 1723-1727 годах.

Трезини Доменико Трези́ни Доменико

(Trezzini) (около 1670 - 1734), архитектор, мастер раннего русского барокко . По происхождению швейцарец, с 1703 работал в России. Летний дворец Петра I (1710-1714), собор Петропавловской крепости (1712-1733), здание 12 коллегий (ныне университет, 1722-1734) - в Санкт-Петербурге.

ТРЕЗИНИ Доменико

ТРЕЗИ́НИ (Trezzini) Доменико [ок. 1670, г. Астано, близ Лугано, Швейцария - 19 февраля (2 марта) 1734, Петербург], русский архитектор и инженер. По происхождению швейцарец. С 1703 работал в России.
Первый архитектор Петербурга: по его проекту заложена Александро-Невская лавра (см. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА) ; выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова (см. ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ) , начата перестройка Петропавловской крепости (см. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ) в камне, выстроены Летний дворец Петра I (см. ПЕТР I Великий) (1710-14), Петровские ворота, Петропавловский собор (1712-33), Здание двенадцати коллегий (ныне университет, 1722-34). Однако из градостроительных работ след в истории русской архитектуры оставил только проект планировки Васильевского острова. Постройки Трезини, отличающиеся регулярностью планов, скромностью декора, сочетанием крупных ордерных элементов с барочными деталями, характерны для раннего барокко (см. БАРОККО) .
Поступление на русскую службу
Учился архитектуре в Венеции, вернувшись в Швейцарию, женился на Джованне ди Вейтис. В поисках работы некоторое время жил в Дании, но постоянной работы не нашел. Посол Петра I (см. ПЕТР I Великий) Измайлов, искавший специалистов-строителей, 1 апреля 1703 заключил с Трезини («с господином Трецином») договор о поступлении на русскую службу. Жалование 20 червонцев в месяц показалось Трезини более чем достаточным, и летом того же года он вместе с другими иностранными специалистами морем прибыл в Архангельск.
Кронштадт
Первой самостоятельной работой Трезини стало строительство форта Кроншлот (Кронштадт), который не сохранился, но его изображения имеются на старинных гравюрах. Спустя два месяца после окончания строительства шведская эскадра попыталась прорваться в устье Невы и два дня бомбардировала форт, но безрезультатно.
Петропавловская крепость
Зимой 1706 Петр I поручает архитектору начать перестройку в камне земляной Петропавловской фортеции. Этой работе Трезини посвятил 28 лет своей жизни. Через два года в крепости уже были выстроены пороховые погреба, началось возведение казарм, бастионов Меншикова и Головкина.
В 1718 завершены в камне парадные Петровские ворота - единственный сохранившийся образец триумфального сооружения начала 18 в. Петровские ворота имеют форму однопролетной триумфальной арки, увенчаны массивным аттиком (см. АТТИК) с полукруглым фронтоном, украшены деревянным резным барельефом «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (скульптор К. Оснер; перенесен с деревянных Петровских ворот, построенных в 1708). В том же году Трезини выполнил и большую модель Александро-Невского монастыря.
К осени 1720 была завершена многоярусная колокольня Петропавловского собора, не успели только укрыть шпиль листами позолоченной меди (высота 112 м, на 32 м выше колокольни Иван Великий Московского Кремля (см. КРЕМЛЬ Московский) ; общая высота со шпилем 122, 5 м). В августе того же года впервые заиграли на колокольне куранты (обошлись казне в 55 тыс. рублей). Петр лично поднялся на колокольню, чтобы осмотреть город.
Собор достраивался и украшался еще более десяти лет (1712-33). Его план нетрадиционен для русского культового зодчества: прямоугольное вытянутое здание разделено на три нефа пилонами (см. ПИЛОН) с раскрепованными пилястрами (см. ПИЛЯСТРА) , поддерживающими крестовые своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане, прорезанным люнетами (см. ЛЮНЕТ (в архитектуре)) и заканчивающимся небольшой главкой. Резной деревянный позолоченный иконостас выполнен в виде триумфальных ворот, что характерно для европейского барокко (1722-26, архитектор И. П. Зарудный (см. ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович) , иконы - А. М. Поспелов). Собор стал усыпальницей Петра I и других русских императоров.
Весной 1710 на месте, где теперь Эрмитажный театр, был заложен каменный Зимний дом для императора (не сохранился). К этому времени Трезини фактически стал главным архитектором столицы. Выполнил по указанию Петра I типовые («образцовые») проекты жилых домов и пригородных дач для различных слоев населения: «именитых», «зажиточных», «подлых».
Васильевский остров
В 1710-х гг. у Петра возникает план создания на Васильевском острове центра города, и в 1716 Трезини составляет его проект. В основу проекта легла любимая идея Петра - сеть каналов по типу амстердамских (в дальнейшем на их месте пролегли современные проспекты и линии Васильевского острова).
По приказу Петра Трезини строит на Васильевском острове первое правительственное здание - Здание двенадцати коллегий (ныне Петербургский университет; 1722-42; позже частично перестроено). Здание, предназначенное для Сената, Синода и других коллегий (по их числу название), членится на одинаковые секции, перекрытые отдельными крышами. Фасады секций, оформленные в стиле петровского барокко, объединены в единую прямолинейную композицию, вытянувшуюся перпендикулярно Неве на 383 м. С западной стороны во всю длину здания пристроена 2-этажная галерея.
Жил Трезини сначала в Греческой слободе (в районе набережной р. Мойка и современной улицы Халтурина), затем в собственном доме (1720-е гг., сохранился в перестроенном виде) на Васильевском острове. Свою первую жену оставил в Астано и, вероятно, в 1709 женился вторично. Среди учеников - М. Г. Земцов (см. ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич) .
Похоронен на кладбище при церкви Сампсония (ныне Сампсониевский собор), могила не сохранилась.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Трезини Доменико" в других словарях:

    - (ок. 1670 1734) российский архитектор. Представитель раннего барокко. По происхождению швейцарец, с 1703 работал в России. Летний дворец Петра I (1710 14), собор Петропавловской крепости (1712 33), здание 12 коллегий (ныне университет, 1722 34) в … Большой Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Трезини. Доменико Трезини Domenico Trezzini … Википедия

    Трезини Доменико - (ок. 1670 1734) швейц. архитектор, уроженец Тичино (Тессина), учился в Италии, в 1699 1703 работал в Дании, где, по его словам, делал многие фортификационные и иные узорчатые палатные мастерства, т. е. возводил воен. и гражд. постройки. Приехал… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Трезини, Доменико - (около 1670 1734) Выходец из италоязычной части Швейцарии, где построил мало, с 1703 русский архитектор. Автор первого проекта планировки Петербурга, создатель Летнего дворца Петра I (1710 1714), Петропавловского собора в крепости (1712 1733) … Архитектурный словарь

    Трезини Доменико Андреа - (Trezzini) (около 1670 — 1734), архитектор и инженер. По происхождению из Швейцарии. С 1703 работал в России. По проектам Трезини заложены Кронштадт и Александро Невская лавра, в 1706 начата перестройка Петропавловской крепости в камне,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (Trezzini) (около 1670 1734), русский архитектор и инженер. Швейцарец по происхождению. С 1703 работал в России. По проектам Трезини заложены город Кронштадт и Александро Невская лавра, в Ленинграде выполнена часть регулярной планировки… … Художественная энциклопедия

    - (около 1670 1734), архитектор и инженер. По происхождению из Швейцарии. С 1703 работал в России. По проектам Т. заложены Кронштадт и Александро Невская лавра, в 1706 начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

ДОМЕНИКО ТРЕЗИНИ

(ок. 1670-1734)

Доменико Андреа Трезини родился в 1670 году в маленьком, уютном швейцарском городке Астано. Никто из его рода не славился богатством. Но над входом в дом горделиво сиял начищенный щит с дворянским гербом.

Во второй половине 17-го столетия на Апеннинском полуострове существовало два основных художественных центра – Рим и Венеция. Для небогатого Доменико Венеция была ближе и потому доступнее. Путь из Астано в Венецию лежал через Милан и Борону Здесь некогда родился знаменитый Витрувий, автор трактата «Десять книг об архитектуре», в котором он обобщил опыт греческого и римского зодчества. Трезини не мог здесь не задержаться. Место рождения великого Мастера и Учителя – цель паломничества каждого молодого человека, мечтающего стать архитектором.

Годы учебы Трезини совпали с годами последнего триумфа Венеции. Расцветает и венецианское искусство, бережнее других хранившее великие традиции Возрождения.

Возвратившись домой, Доменико женился на Джованне ди Вейтис. Он поселился с женой в доме недалеко от главной площади родного города. Как каждый мужчина, Доменико мечтал о сыне, продолжателе рода. А рождались девочки – сначала Фелиция Томазина, потом Мария Лючия Томазина. Надо было зарабатывать на жизнь, и Доменико отправляется в Копенгаген, один. О судьбе Джованны ничего не известно. А со второй дочерью Доменико встретится только через двадцать один год.

Но и в Дании он не нашел работы. Король Кристиан V мечтал создать мощные укрепления вокруг своей столицы. Видимо, прослышав об этом, Доменико заспешил на север, надеялся получить заказ. Но когда добрался до Копенгагена, то увидел на троне уже другого правителя. Новый король, Фредерик IV, строить ничего не собирался. И вновь Трезини вынужден искать заработок ради хлеба насущного.

К счастью, в 1703 году царю Петру понадобился строитель крепостей. Еще не приспело время свободно и спокойно возводить город и порт. Сначала следовало удержать отвоеванные земли и укрепить их. Именно Доменико нужен был Петру сейчас. Он числился «архитектонским начальником» в строении крепостей.

1 апреля 1703 года Андрей Измайлов, русский посол при дворе датского короля Фредерика IV, «учинил уговор с господином Трецином», уроженцем кантона Тессин (в Южной Швейцарии):

«Обещаю господину Трецину, архитектонскому начальнику, родом итальянцу, который здесь служит датскому величеству и ныне к Москве поедет служить в городовом и палатном строении.

За художества его, совершенное искусство, обещаю ему 20 червонных на всяк месяц в жалованье и то платить ему во весь год, зачинаючи с 1 числа апреля месяца 1703 года и то доведется ему платить сполна на каждый месяц, подобающими и ходящими деньгами, по той же цене, как за морем ходят, сиречь по цене в 6 любских и всякой червонный такожде в дацкой земле такую цену подобает имети.

Именованному Трецину сверх того обещаю, как явно показал искусство и художество своего, чтоб ему жалованья прибавить.

Обещаю также именованному Трецину, чтоб временем не хотел больше служить или если воздух зело жесток здравию его, вредный, ему вольно ехать куда он похощет.

Именованному так же доведется давать 60 ефимков, по цене как в дацкой земле, на подъем к Москве и тех денег ему на счет не поставить, а как он служить больше не хощет, опять ему на подъем с Москвы толико давать и ему вольно с собою взять, что он здесь наживет а будет ли он еще на время болен был, ни меньше того жалованье ему давать…»

Договор для архитектора Трезини оказался как нельзя кстати, предложенное Измайловым жалованье – тысяча русских рублей – представлялось сказочным богатством. Оно почти втрое превышало жалованье бомбардир-капитана, должность которого исполнял царь.

В последних числах июня 1703 года Трезини вместе с другими людьми, решившими служить царю Петру, взошел на корабль. Торговая шхуна, приняв попутный ветер в паруса, взяла курс из Копенгагена вдоль берегов Норвегии к далекому северному Архангельску.

Первое строение Трезини в России – форт Кроншлот – не сохранилось до наших дней. Не уцелели, к сожалению, ни его модель, ни чертежи. Но осталось несколько гравюр той поры, и по ним можно представить, как выглядело мощное укрепление, поднявшееся посреди залива. Приземистая восьмигранная башня, утыканная кругом пушками. Башня – сестра стройных и высоких восьмигранных колоколен русских церквей. Только раздавшаяся вширь как бы под тяжестью многочисленных орудий.

Через два месяца после освящения Кроншлота, 12 июля, шведская эскадра появилась на горизонте. Двое суток продолжалась непрерывная бомбардировка. Но форт выдержал обстрел, не понеся особого ущерба. Правда, и шведские корабли не пострадали, но прорваться в устье не рискнули. Это была победа русских. Царь Петр мог торжествовать. Радовался и Трезини. Он доказал, что умеет работать и может принести пользу русскому царю.

Летом 1704 года Петр вызвал его в Нарву. Надо было быстро укрепить разбитые ядрами крепостные стены и бастионы, соорудить казармы для солдат, погреба для воинских припасов. Всем этим предстояло заниматься Трезини.

Там же архитектор возвел массивные и торжественные триумфальные ворота из камня. Ворота царю понравились. Архитектор получил государево одобрение. А ворота прозвали «Петровскими». Иноземцев впускали в город только через них. Пусть видят памятник русской славы и мощи. К сожалению, ни ворота, ни их чертежи не сохранились до наших дней. Сам архитектор без особой радости вспоминал потом свою жизнь в Нарве.

В конце лета 1705 года Трезини наконец возвратился на берега Невы для строительства города. Ему предстояло отвечать за главную русскую цитадель на Балтике, за Петропавловскую крепость, без которой сегодня немыслим Петербург.

Год 1706-й – особый в жизни Трезини, переломный. С него начался путь архитектора в будущее. Еще зимой повелел государь начать перестройку земляной Петропавловской фортеции в камне – кирпиче, чтобы стали ее будущие малиново-красные бастионы символом вечного стояния России на балтийском берегу.

Это великое и мощное строение своими могучими стенами навсегда отгородило Трезини от Европы и заставило прожить до самой смерти в России. Двадцать восемь лет отдаст архитектор этому главному делу своей жизни. Уже в преклонном возрасте все перечни своих трудов неизменно станет начинать фразой: «Первейшая из главных работ – Санкт-петербургская фортификация, которая застроена каменным зданием с 1706 года…»

Размах начинания, надобность в умельцах и строительных материалах требовали нового отношения к делу. Следовало в нужные сроки заготовить и подвезти много плитного камня для фундамента, сотни и сотни тысяч кирпичей, отборную известь, лес. Для своевременного исполнения всех надобностей Петр создал специальную Канцелярию городовых дел. Во главе ее поставил дельного, расторопного Ульяна Акимовича Сенявина. А Трезини, получивший наказ возвести каменную фортецию, стал фактически его правой рукой.

Позже канцелярия станет ведать строением государевых домов, а потом и всей планировкой Петербурга. Так постепенно, исподволь Трезини окажется человеком, который будет отвечать перед царем за внешнее обличье города. Но это – в будущем. А пока одна забота: крепость.

К лету 1708 года в крепости уже были выведены каменные пороховые погреба, началось строительство казарм, выкладывание в кирпиче двух бастионов – Меншикова и Головкина – и куртины между ними. Затем соорудили ворота. Трезини возводил их сначала из дерева.

4 апреля 1714 года государь повелел «по Большой Неве и большим протокам деревянного строения не строить». Одновременно велено было Петровские ворота вывести в камне. К тому времени уже прознали о больших залежах гранита под Сердоболем (теперь Сортавала). Во всяком случае, в 1715 году сооружение каменных ворот велось полным ходом.

На пятнадцатиметровую толщину крепостной стены Трезини наложил декорацию из ниш, пилястров, волют и рустованного камня. А резко выступающий карниз как бы продолжает верхнюю кромку стены и делит декорацию на две неравные части.

Нижняя – массивная, одетая грубо околотым камнем. Мощные пилястры по краям сооружения и по обеим сторонам въездной арки сдерживают его разрастание вширь. Между пилястрами ниши для статуй Афины Паллады – победоносной воительницы и Афины Полиады – покровительницы города.

Верхняя часть, над карнизом, состоит из прямоугольника – аттика, увенчанного закругленным лучковым фронтоном. Массивные волюты поддерживают его и связывают с горизонталью крепостной стены.

Аттик украшен символическим барельефом «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром». На фронтоне и волютах – рельефные композиции из шлемов, лат, фанфар. Во всем ощущение силы и воинского торжества.

К концу лета 1716 года сооружение ворот было завершено 23 сентября Трезини доносил: «На ворота фигуры поставлены, и штукатурные работы доделывают».

К тому времени появились в столице каменные дворцы, перестраивали в камне фортецию, а вот каменного храма еще не было. И 3 мая, ровно через шесть лет после начала перестройки крепости, вместо старой деревянной церкви заложили новую каменную во имя Петра и Павла. А строить храм царь повелел Трезини.

Многие месяцы напряженных раздумий, работы урывками, в часы, свободные от повседневных хлопот на строительных площадках и в Канцелярии. Трудные, но счастливые часы истинного творчества. Скорее всего, к середине 1716 года модель монастыря и все чертежи были готовы.

Модель, увы, не сохранилась. Но в том же году художник Зубов, гравируя свою знаменитую «Панораму Петербурга», на отдельном листе изобразил монастырь, будто уже построенный.

Кирпично-красный, с белыми порталами ансамбль Трезини резко отличался от древнерусских монастырей, укрытых грозными крепостными стенами. По размаху, по торжественной, строгой нарядности Россия еще не знала подобных строений. И Петр, любуясь моделью, охотно одобрил ее. Его новая столица обретала достойное сооружение.

От первоначального проекта Трезини остались в Александро-Невском монастыре только глядящие на Неву малиново-красные с белым декором корпуса по обе стороны собора и Благовещенская церковь.

Канцелярия доносила царю 2 августа 1717 года: «Колокольня святыя церкви Петра и Павла камнем вся отделана… и шпиц связывают». Значит, скоро будут ставить часы. Могут успеть к приезду монарха. Усталый, измученный Трезини торопит мастеров. Он не бережет себя и не жалеет других. Сооружение колокольни завершили в основном к осени 1720 года. Только шпиль оставался не укрытым листами золоченой меди.

Мощное прямоугольное основание как бы подчеркивает немыслимую тяжесть всего сооружения. И только пилястры чуть оживляют его мрачную суровость, да перед входом небольшой портик с восемью колоннами будто искусственно приставлен к западной стене. А две ниши по краям фасада подчеркивают толщину кладки.

Опираясь на массивное основание, поднимается кверху трехъярусная четырехугольная башня. Ее первый, нижний, этаж как бы раздался вширь под тяжестью верхних двух. Но его сдерживают по бокам мощные волюты. Своими завитками они опираются на крайние пилястры западной стороны основания.

Такие же волюты сдерживают распор второго яруса, возможный под тяжестью третьего. И снова большие каменные завитки лежат на крайних пилястрах первого яруса.

Третий ярус башни устремляется вверх. Его венчает золоченая восьмигранная крыша с четырьмя круглыми окнами в массивных белокаменных рамах. В окнах – черные циферблаты главных часов государства.

Над крышей – стройный, изящный восьмигранник, прорезанный узкими вертикалями проемов. Над ним высокая, тоже восьмигранная, золотая корона. А на ней вместо традиционного креста или бриллианта – тонкая стройная башенка – основание сверкающего шпиля-иглы. И на самом верху – ангел с крестом в руке. От земли до вершины креста 112 метров. На 32 метра выше Ивана Великого.

Только августовским днем 1720 года заиграли часы на колокольне. Над Петербургом зазвучала новая, непривычная музыка. И поплыла над рекой, будоража и удивляя обывателей. Тридцать пять больших и малых колоколов начиная с половины двенадцатого разлили окрест свой мелодичный перезвон.

Петр Алексеевич ликовал. Сбылась еще одна мечта. И тут же изъявил желание подняться на колокольню, осмотреть механизм часов, а заодно оглядеть с высоты свой город.

Государь с приближенными прибыл в крепость утром 21 августа. Откинули ружья на караул бравые часовые. Комендант, салютуя шпагой, прокричал рапорт. И тогда Трезини в своем самом лучшем камзоле шагнул навстречу царю. А тот, бросив на ходу короткое «показывай!», широко зашагал вперед.

С каждым ярусом чуть умеряя прыть, государь поднялся на самый верх. Переведя дух, оглянулся и замерев в радостном восторге. Внизу овалом раскинулся большой город…

После завершения колокольни сам храм достраивали, доделывали и украшали еще десять лет.

Новый облик Петропавловской крепости и всему Петербургу придал построенный позднее Петропавловский собор. Камер-юнкер Ф. Берхгольц записал в 1721 году: «Крепостная церковь… самая большая и красивая в Петербурге; при ней высокая колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при ярком солнечном свете… Куранты на колокольне так же велики и хороши, как Амстердамские, и стоили, говорят, 55000 рублей. На них играют каждое утро от 11 до 12 часов, кроме того, каждые полчаса и час они играют еще сами собой, приводимые в движение большой железной машиною с медным валом…»

Творение Трезини – колокольня Петропавловского собора с ее сияющим шпилем – остается главной отличительной приметой Петербурга.

Но не только над созданием Петропавловской крепости трудился Трезини. Весной 1710 года, в середине двора теперешнего Эрмитажного театра, начали бить сваи под первый каменный Зимний дом. Дом этот не сохранился до наших дней, не сохранились его чертежи и модель, исполненные Трезини. Но уцелели документы о его строении и гравюра Алексея Зубова «Зимний дворец», по которой можно судить о требованиях царя и возможностях архитектора.

Обширное, на тринадцать окон в ряд трехэтажное здание. В нижнем, высоком цокольном этаже хранились припасы и жила прислуга. Два верхних занимала семья государя. Правая и левая стороны дома (шириною в два окна каждая) резко выдвинуты вперед. Это ризалиты. Выделен и центр строения шириною в три окна. Он выступает на длину кирпича. К парадной двери с двух сторон ведут широкие лестницы. Шесть фонарей на высоких мачтах освещают их по ночам. По обеим сторонам дома служебные постройки, протянувшиеся в глубину двора. Между ними и домом – ворота с барочными фронтонами, на которых застыли кораблики с наполненными ветром парусами.

Дворец построили из добротного красного кирпича – продолговатого, плоского и крепкого. Но по желанию царя его окрасили в белый цвет, позолотив оконные рамы и архитектурные детали. Этакий франт под тяжелым свинцовым небом среди болотной грязи и кривого подлеска.

Строение государева Зимнего дома закончили осенью 1711 года. Царь был доволен. Трезини потрафил ему и тем самым укрепил свое положение.

Трезини был не просто архитектором при Канцелярии городовых дел. Он фактически стал правой рукой царя по всем строительным делам в Петербурге: крепость, дворцы, пороховые погреба, соборы, отведение места для сооружения партикулярных домов, наблюдение за их пригожестью. И, наконец, гавани. Все надо было успеть исполнить с тщанием и аккуратностью.

«Всяких чинов людям объявить, которые строят… по берегу Невы реки и по каналам по указу палаты, також которые впредь по указу будут строиться, и тем людям при тех своих палатах делать гавани таким образом, как сделано на Адмиралтейском острову по берегу большой Невы реки, против дому Федосея Скляева, а делать к двум домам одну гавань, как покажет архитектор Трезин».

Петербург и сегодня бережно хранит приметы градостроительной деятельности Доменико Трезини. Одна из них – район от верховьев Фонтанки к востоку с его четкими, прямыми линиями теперешних улиц Воинова, Каляева, Чайковского, Петра Лаврова, Пестеля. Еще в 1712 году государь повелел архитектору сделать чертеж, по которому «на Первой линии строить каменное или мазанки, назади деревянное», чтобы выглядел берег Невы нарядным и представительным.

Вторая примета – графическая сетка проспектов и линий Васильевского острова. Пожалуй, по размаху строительства, по затраченным силам, масштабам замыслов это главный труд в жизни Трезини. Значительнее, чем Петропавловская крепость. Хотя последняя потребовала от зодчего всей его жизни.

Высшие учреждения страны призваны действовать согласованно, в нерушимом единстве. И дома их должны стоять плотно прижавшись друг к другу, как братья-близнецы, плечом к плечу. И Петр приказал Трезини выстроить здание Коллегии. Построившись в линию, двенадцать «братьев» растянули свой фронт на 383 метра, почти упираясь левым флангом в будущий Мытный двор. У каждого здания свой парадный вход. Своя крыша. Высокая, четырехскатная с переломом. Очень типичная для первой четверти 18-го столетия.

Первый этаж здания – галерея, где вместо колонн массивные рустованные пилоны – широкие прямоугольные столбы. Крайние – чуть шире остальных, и в них ниши для статуй. Второй и третий этажи гладкие. Лишь пилястры между окнами. По углам пилястры сдвоены. Они – как строгая рама зрительных границ архитектурного произведения. Каждое здание на одиннадцать осей – протяженностью в одиннадцать окон. Центральная часть в три окна чуть выступает вперед. Это ризалит. Будто неведомая сила, стремясь подчеркнуть парадность входа, выталкивает его.

«Движение» стены вперед или назад от главной линии фасада – один из характернейших признаков стиля барокко. В первой половине XVIII века архитекторы, работавшие в России, очень часто использовали этот прием.

Вход в Коллегию всегда в центре здания. Над ним нависает балкон второго этажа с красивой кованой решеткой. А на крыше, над ризалитом, – нарядный фронтон криволинейных очертаний, как требовал стиль барокко. Середину фронтона – тимпан – украшает лепное изображение эмблемы Коллегии. А на скатах возлежат высеченные из белого камня мифологические фигуры.

Невиданная до тех пор длина постройки, завораживающий ритм ризалитов и фронтонов, пилястр и пилонов, насыщенное отношение красного цвета с белым – все придавало «Двенадцати коллегиям» внушительный, торжественный вид и порождало изумление современников.

Много позднее историк архитектуры М. Иогансен, воздавая должное зодчему, написала: «Хотя весь замысел Трезини реализован не был, тем не менее возведенные по его проектам постройки на протяжении XVIII века не только определили облик Стрелки, но оказали явное влияние на планировку и архитектурное решение отдельных возводимых построек. Так, модулем планировки площади на Стрелке 1760-х годов, предложенной А. Квасовым, было расстояние в 15 сажен – размер «корпуса» коллегий, а за эталон высоты была взята высота этого же здания. Несомненно, что мотив аркады… оказал влияние на облик двух построек, возведенных вдоль северной границы площади по проектам Кваренги… Все… свидетельствует о большом значении этой работы Трезини не только для петровского Петербурга, но и последующего времени… По своему значению и масштабу данная забота должна быть, несомненно, поставлена в ряд важнейших творческих замыслов не только Трезини, но и вообще русской архитектуры того времени».

Строительство здания растянулось на долгие годы, с 1722 по 1734 год, год смерти зодчего.

В Россию Трезини приехал один. Первую свою жену он оставил в Астано. В Петербурге Доменико – вероятно, в 1708 или 1709 году – женился вторично. Джованни Баттиста Цинетти, который в 1729 году работал под началом Трезини и жил у него в доме, вернувшись на родину, рассказывал, что архитектор был женат трижды. Как звали вторую жену, он не упоминал. Знал только ее сына Петра. Третья жена – Мария Карлотта. От нее у зодчего были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий, Матфей и дочь Катарина. В первые годы пребывания в Петербурге Трезини поселился рядом с Греческой слободой. Он ходил в немецком. Не имел чина. Кафтан до колен из синего сукна с большими обшлагами и вместительными накладными карманами. На воротнике и по бортам – строгий серебряный галун. Такого же сукна короткие штаны до колен. Под кафтаном – светлый короткий камзол без складок и воротника. Днем сапоги – лазить по стройке. Вечером – в гости или на ассамблею – чулки и туфли.

Иноземные обыватели Греческой слободы избрали Доменико старостой своего прихода. Никто лучше Трезини не умел решить сложных вопросов и помирить рассорившихся соседей.

Помимо семьи, в доме всегда обитали шестнадцать–восемнадцать мужчин. Сохранились документы, где перечислены все, кто состоял при Трезини и проживал при нем: десять учеников, писарь, копиист и шесть денщиков для посылок. Собственная немалая канцелярия.

Осенью 1717 года, едва вернувшись из Европы, Петр Алексеевич повелел Трезини построить на берегу Большой Невы, на Васильевском острове, «образцовый» дом для зажиточных и самому поселиться в нем для всеобщего примера, сколь удобно и красиво такое жилье. Место для дома царь указал на углу Двенадцатой линии. Дом Трезини построил, но, видимо, так и не поселился в нем. Петр отдал дом барону Остерману.

Однако отобрав готовые хоромы, царь приказывает: «…Построить ему Трезину из казны… каменный дом галанским манером… в 2 кирпича». Но, как говорится, милует царь, да не жалует псарь. Чиновники без личной заинтересованности не спешили исполнить порученное дело, и строительство дома архитектора растянулось на годы.

Трезини, чтобы хорошо и в срок управиться с делами, очень нужны были помощники и верные ученики. А царь Петр хотел, чтобы иноземец обучал будущих русских зодчих. Так что интересы их совпадали. В дом на берегу Мойки приходили молодые люди, обязанные изучать архитектурное искусство.

Одним из первых поселился у Трезини недавний служитель губернской канцелярии Михаил Земцов. Прибыл по велению государя для лучшего изучения итальянского языка. А оказалось, что любит архитектуру и разбирается в строительном деле. Что это: случайное совпадение или прозорливость царя Петра?

Если бы Доменико Трезини ничего не построил в Петербурге, а только воспитал бы первого талантливого русского зодчего, то и этого достаточно, чтобы остаться в памяти благодарных потомков. Из школы Трезини вышло немало опытных помощников архитектора – гезелей: Василий Зайцев, Григорий Несмеянов, Никита Назимов, Данила Ельчанинов, Федор Окулов. Не зарыл мастер свой талант в землю. Целиком отдал на благо России – своей новой родины.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих архитекторов автора Самин Дмитрий

ЛУИ ЛЕВО (1612-1670) Во-ле-Виконт, Коллеж четырех наций и вклад в создание Версаля поставили Лево в самый первый ряд мастеров архитектуры. Если искусство Мансара обращено во многом уже к следующему столетию, к новой эпохе развития архитектуры, то эффектные архитектурные

Из книги 100 великих любовников автора Муромов Игорь

АВГУСТ II СИЛЬНЫЙ (1670-1733) Курфюст саксонский (под именем Фридриха Августа I – с 1694), король польский (1697-1706, 1709-1733) Участник Северной войны (1700-1721) на стороне России. Прославился необыкновенной физической силой и любовными историями.Август Сильный, давший своим

Из книги 100 великих врачей автора Шойфет Михаил Семёнович

ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ОРЛОВ (1734-1783) Фаворит Екатерины II. Благодаря протекции императрицы получил звание сенатора, графский титул (1762). Один из организаторов дворцового переворота (1762), генерал-фельдцейхмейстер русской армии (1765-1775). Первый президент Вольного

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

ПЛОЩАДЬ ТРЕЗИНИ Площадь Трезини находится между Университетской набережной и 5-й и 6-й линиями Васильевского острова при съезде с Благовещенского моста. До 1995 года эта предмостная площадь не имела названия. 25 января 1995 года ей было присвоено имя архитектора Доменико

Из книги 100 великих казаков автора Шишов Алексей Васильевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Никола-Эдм Ретиф де ла Бретон (Nicolas-Edme R?tif de la Bretonne)

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Даниил (Данило) Павлович Апостол (1654–1734) Миргородский полковник. Гетман Левобережной УкраиныМолодые годы Данилы Апостола были полны военных тревог. Украинский реестровый казак участвовал в походах на турецкие пределы и во владения крымского хана. Он очень рано

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Иван Петрович Козыревский (около 1680–1734) Есаул сибирских казаков. Землепроходец. Один из первых исследователей Курильских острововПётр I Алексеевич, последний русский царь и первый всероссийский император, не зря прозван в отечественной истории Великим. Он не только

Из книги автора

Площадь Трезини Площадь Трезини находится между Университетской набережной, 5-й и 6-й линиями Васильевского острова и набережной Лейтенанта Шмидта при съезде с Благовещенского моста. До 1995 года эта предмостная площадь не имела названия. 25 января 1995 года ей было присвоено

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

ЛАУКСМИН Сигизмунд (1596-1670) - литовско-белорусский теолог, представитель "виленской схоластики", автор ряда реминисцентных постренессансных идей в риторике и философии. Учился в Полоцке и Виленском универсисете. Преподавал в Полоцке, Несвиже, в Виленском университете

Из книги автора

ТОЛАНД (Toland) Джон (1670-1722) - английский философ, один из первых представителей свободомыслия в интеллектуальной традиции Нового времени. Обучался в университетах Глазго (1687-1690), Эдинбурга (1690, магистр свободных искусств), Лейдена (Голландия, 1691-1692), в Оксфорде (1693-1695). Основные

Введение


Для русского зодчества XVIII в. характерно решительное преобладание светской архитектуры над религиозной, широта градостроительных планов и решений. Воздвигалась новая столица - Петербург, по мере укрепления государства расширялись и перестраивались старые города.

Указы Петра I содержали конкретные распоряжения, касающиеся архитектуры и строительного дела. Так, специальным его приказом предписывалось выводить фасады вновь строящихся зданий на красную линию улиц, в то время как в древнерусских городах дома часто располагались в глубине дворов, за различными хозяйственными постройками.

Творческая биография Д. Трезини до сего времени очень мало изучена. Вместе с тем именно этому архитектору выпала счастливая доля возглавлять строительство Петербурга в первое тридцатилетие его существования.

Как известно, берега Невы в середине второго десятилетия XVIII в. были единственным местом России, где разрешалось возводить каменные здания. Таким образом, Д. Трезини оказался одним из ведущих архитекторов очень важного периода, когда формировались новые градостроительные принципы и новый подход к решению архитектурных задач.

Здания, построенные Доменико Трезини, способствовали формированию характерных приемов нового стиля русского барокко.

1. Происхождение архитектора


Доменико Андреа Трезини родился в швейцарском городе Астано в 1670 году, в небогатой дворянской семье. В краях, где родился Трезини, издавна существовало большое количество художественных и ремесленных школ, где молодые люди получали общие и профессиональные знания. Одну из них закончил молодой Доменико Трезини.

Архитектурному делу учился Доменико в Венеции. Возвратившись домой он женился, но был вынужден отправиться на заработки вДанию. Найти работу архитектора в Швейцарии было трудно. Датскому же королю Кристиану V было необходимо соорудить мощные укрепления вокруг своей столицы. Однако, по прибытию Трезини в Копенгаген новый король Фредерик IV от услуг архитектора отказался. Тем не менее, Доменико Трезини стал числиться начальником в строении крепостей.

Дания являлась союзником России в войне со Швецией. В связи с этим, русский посол Андрей Измайлов имел возможность, находясь при дворе датского короля, искать молодых специалистов для работы в России.

апреля 1703 года Андрей Измайлов «учинил уговор с господином Трецином», уроженцем кантона Тессин (Тиччино - в Южной Швейцарии):

«Обещаю господину Трецину, архитектонскому начальнику, родом итальянцу, который здесь служит датскому величеству и ныне к Москве поедет служить в городовом и палатном строении.

За художества его, совершенное искусство, обещаю ему 20 червонных на всяк месяц в жалованье и то платить ему во весь год, зачинаючи с 1 числа апреля месяца 1703 года и то доведется ему платить сполна на каждый месяц, подобающими и ходящими деньгами, по той же цене, как за морем ходят, сиречь по цене в 6 любских и всякой червонный такожде в дацкой земле такую цену подобает имети.

Именованному Трецину сверх того обещаю, как явно показал искусство и художество своего, чтоб ему жалованья прибавить.

Обещаю также именованному Трецину, чтоб временем не хотел больше служить или если воздух зело жесток здравию его, вредный, ему вольно ехать куда он похощет.

Именованному так же доведется давать 60 ефимков, по цене как в дацкой земле, на подъем к Москве и тех денег ему на счет не поставить, а как он служить больше не хощет, опять ему на подъем с Москвы толико давать и ему вольно с собою взять, что он здесь наживет а будет ли он еще на время болен был, ни меньше того жалованье ему давать…»

Договор для архитектора Трезини оказался как нельзя кстати, предложенное Измайловым жалованье - тысяча русских рублей - представлялось сказочным богатством. Оно почти втрое превышало жалованье бомбардир-капитана, должность которого исполнял царь.

В Россию Трезини приехал один. Первую свою жену он оставил в Астано. В Петербурге Доменико - вероятно, в 1708 или 1709 году - женился вторично. Джованни Баттиста Цинетти, который в 1729 году работал под началом Трезини и жил у него в доме, вернувшись на родину, рассказывал, что архитектор был женат трижды. Как звали вторую жену, он не упоминал. Знал только ее сына Пьетро, также впоследствии известного архитектора. Третья жена - Мария Карлотта. От нее у зодчего были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий, Матфей и дочь Катарина. В первые годы пребывания в Петербурге Трезини поселился рядом с Греческой слободой.

Иноземные обыватели Греческой слободы избрали Доменико старостой своего прихода. Никто лучше Трезини не умел решить сложных вопросов и помирить рассорившихся соседей.

Помимо семьи, в доме всегда обитали ещё восемнадцать мужчин. Сохранились документы, где перечислены все, кто состоял при Трезини и проживал при нем: десять учеников, писарь, копиист и шесть денщиков для посылок. трезини архитектор петербург зодчество

2. «Первый зодчий» Санкт-Петербурга


Первой работой Доменико Трезини в России был форт Кроншлот близ острова Котлин в Финском заливе. В июне 1705 года этот форт выдержал атаки шведской эскадры, не пустив вражеские корабли к молодому Санкт-Петербургу. До сего дня форт не сохранился.

После взятия русскими войсками Нарвы в 1704 году Трезини работал там над восстановлением фортификационных сооружений. Он воссоздавал разрушенные крепостные стены, построил триумфальные ворота.

В 1706 году Доменико Трезини был приглашён для перестройки земляной Петропавловской крепости в каменную. Работы над сооружением крепости велись до 1740 года. С 1712 по 1733 года архитектор возглавлял строительство Петропавловского собора. Здесь же Трезини построил казармы, погреба и другие постройки.

Постройкой крепости и собора Доменико Трезини внёс огромный вклад в развитие русской архитектуры. Он применил здесь принципиально новые для России того времени принципы строительства.

В 1710 году по проекту Доменико Трезини был заложен Зимний дворец Петра I (на месте нынешнего Эрмитажного театра). Зимняя резиденция Петра I была готова к осени 1712 года, до нашего времени не сохранилась. Почти одновременно со строительством Зимнего дворца, Трезини начал работу над Летним дворцом Петра I.

В 1712 году Доменико Трезини выполнил модель, по которой начал строиться монастырь в честь князя Александра Невского.

Трезини, чтобы хорошо и в срок управиться с делами, очень нужны были помощники и верные ученики. А царь Петр хотел, чтобы иноземец обучал будущих русских зодчих. Так что интересы их совпадали. В дом на берегу Мойки приходили молодые люди, обязанные изучать архитектурное искусство.

В 1718 году Доменико Трезини выиграл первый в России архитектурный конкурс на строительство здания. Это сооружение - Здание Двенадцати Коллегий - первое каменное правительственное сооружение в Санкт-Петербурге.

Высшие учреждения страны призваны действовать согласованно, в нерушимом единстве. И дома их должны стоять, плотно прижавшись друг к другу, как братья-близнецы, плечом к плечу. И Петр приказал Трезини выстроить здание Коллегии. Построившись в линию, двенадцать «братьев» растянули свой фронт на 383 метра, почти упираясь левым флангом в будущий Мытный двор. У каждого здания свой парадный вход, своя крыша: высокая, четырехскатная с переломом. Очень типичная для первой четверти 18-го столетия.

Первый этаж здания - галерея, где вместо колонн массивные рустованные пилоны - широкие прямоугольные столбы. Крайние - чуть шире остальных, и в них ниши для статуй. Второй и третий этажи гладкие. Лишь пилястры между окнами. По углам пилястры сдвоены. Они - как строгая рама зрительных границ архитектурного произведения. Каждое здание на одиннадцать осей - протяженностью в одиннадцать окон. Центральная часть в три окна чуть выступает вперед. Это ризалит. Будто неведомая сила, стремясь подчеркнуть парадность входа, выталкивает его.

«Движение» стены вперед или назад от главной линии фасада - один из характернейших признаков стиля барокко. В первой половине XVIII века архитекторы, работавшие в России, очень часто использовали этот прием.

Вход в Коллегию всегда в центре здания. Над ним нависает балкон второго этажа с красивой кованой решеткой. А на крыше, над ризалитом, - нарядный фронтон криволинейных очертаний, как требовал стиль барокко. Середину фронтона - тимпан - украшает лепное изображение эмблемы Коллегии. А на скатах возлежат высеченные из белого камня мифологические фигуры.

Невиданная до тех пор длина постройки, завораживающий ритм ризалитов и фронтонов, пилястр и пилонов, насыщенное отношение красного цвета с белым - все придавало «Двенадцати коллегиям» внушительный, торжественный вид и порождало изумление современников.

Много позднее историк архитектуры М. Иогансен, воздавая должное зодчему, написала: «Хотя весь замысел Трезини реализован не был, тем не менее, возведенные по его проектам постройки на протяжении XVIII века не только определили облик Стрелки, но оказали явное влияние на планировку и архитектурное решение отдельных возводимых построек. Так, модулем планировки площади на Стрелке 1760-х годов, предложенной А. Квасовым, было расстояние в 15 сажен - размер «корпуса» коллегий, а за эталон высоты была взята высота этого же здания. Несомненно, что мотив аркады… оказал влияние на облик двух построек, возведенных вдоль северной границы площади по проектам Кваренги… Все… свидетельствует о большом значении этой работы Трезини не только для петровского Петербурга, но и последующего времени… По своему значению и масштабу данная забота должна быть, несомненно, поставлена в ряд важнейших творческих замыслов не только Трезини, но и вообще русской архитектуры того времени».

В 1723-1727 годах для архитектора был построен дом на Университетской набережной (№21). В 1995 году площадь перед ним была названа площадью Трезини.

В начальный период строительства Санкт-Петербурга Доменико Трезини стал главным архитектором Канцелярии строений Санкт-Петербурга. Канцелярия эта изначально была создана для надзора над строительством Петропавловской крепости, называлась Канцелярией городских дел, а затем стала отвечать за развитие города в целом. Доменико Трезини принадлежит проект сетки проспектов и линий Васильевского острова (январь 1716 года). Этот план был составлен по подобию Амстердамской планировки из сети каналов.

Трезини первым в России внёс функциональность в архитектурный стиль. Трезини разработал типовые планы жилых домов для размещения разных слоёв населения: для именитых, зажиточных и «подлых» (слово «подлый» тогда имело несколько другое значение, нежели сейчас). В 1717 году Пётр I приказал архитектору выстроить «образцовый» дом для зажиточных, и поселиться в нём, «для примеру». Место для дома царь указал на 12-й линии, там он и был построен. Однако поселился в нём не Трезини, а барон Остерман. Образцовые дома Трезини до наших дней не сохранились. Однако полагают, что Кикины палаты наиболее близки к типовому дому для именитых.

Для исполнения работ в срок мастеру необходимы были ученики. По приказу Петра I ими могли быть только русские, именно русских будущих архитекторов Трезини и стал обучать в своём доме на берегу Мойки. Одним из учеников Доменико Трезини стал и Михаил Григорьевич Земцов (который завершил работу над зданием Двенадцати коллегий).

Архитектурный стиль, в котором работал Трезини, называют Петровским барокко.

Последней работой архитектора была перестройка церкви св. ап. Матфия (1732-1734), в центре острова св. Петра (как отмечено на некоторых шведских картах), современного Петроградского района. Здание Церкви св. ап. Матфия есть переосвященное (в 1720 г.), деревянное здание церкви св. ап. Петра и Павла, первоначально находившееся в Петропавловской крепости с 1703 г. Затем в связи со строительством каменного собора Петра и Павла., деревянный храм Петра и Павла был разобран в 1719г., перенесен в центр Петроградской стороны, и переосвящен 31 января 1720 г. в память св. ап. Матфия, как храм воинской славы, в память победы русских войск в битве под Нарвой 9 (22) августа 1704 г. Храм переосвящен в присутствии императора. Храм перенесен полностью вместе с церковной утварью, иконостасом, иконами. Территория храма - ныне «Матвеевский сквер», Большая Пушкарская д. 35.

Т.к. первая перестройка церкви св. ап. Петра и Павла в 1709 г. в память Полтавской битвы была не очень удачной, не канонической, (2 колокольни, вход боковой), то после перенесения ее на современное место центра Петроградской стороны, здание было перестроено по проекту Доменико Трезини.

Перестройка храма, было последней работой Доменико Трезини, ибо 19 февраля 1734 года он умер. Сохранился единственный рисунок церкви св. ап. Матфия «деревянного» периода 1734 - 1806 г. Далее, последовал период каменные через ряд перестроек с 1800 г. по 1932г., когда храм был взорван.

Трезини был похоронен на кладбище у Сампсониевского собора. Могила не сохранилась.

Заключение


Доменико Трезини был не только первым архитектором в Петербурге, но и основателем школы российской архитектуры, из числа его учеников вышло немало опытных помощников архитектора - «гезелей»: Василий Зайцев, Григорий Несмеянов, Никита Назимов, Данила Ельчанинов, Федор Окулов.

Из зданий, построенных по проектам Трезини, Петропавловский собор и теперь выглядит весьма необычно для православного храма. Над зданием главенствует не купол, а острый шпиль колокольни. Нет и привычной полукруглой апсиды (выступа, перекрытого полукуполом или полусводом) с восточной стороны храма, где находится алтарь. Скромное убранство собора противоречило традициям московской архитектуры XVII в. Он не случайно стал символом Петербурга - в нём заложены основы своеобразного архитектурного стиля новой столицы. Высокая колокольня настолько удачно сочеталась с ровным, плоским ландшафтом, что позднее архитекторы старались повторить эту деталь в других важнейших зданиях города (например, в Адмиралтействе).

Здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове, также необычно. Оно состоит из двенадцати одинаковых частей, расположенных на одной линии и украшенных только пилястрами. Здание развёрнуто не вдоль Невы, а под прямым углом к ней. По замыслу архитектора, длинный парадный фасад Двенадцати коллегий должен был выходить на предполагавшуюся площадь на стрелке острова.

Список использованной литературы


1.Лисаевич И. И. Доменико Трезини. - Л.: Лениздат, 1986. - 233 с.

2.Малиновский К. В. Доменико Трезини. - СПб: Крига, 2007. - 231 с.

Овсянников Ю. М.Великие зодчие Санкт-Петербурга: Трезини Д., Растрелли Ф..Росси К. Изд. 2-е, доп. - СПб: Искусство-СПБ, 2000. - 632 с


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Трезини Доменико Джованни (Андреа, Андрей Петрович) (1670-1734 гг.)

архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. Трезини отдал строительству Петербурга, Кронштадта, Шлиссельбурга, Стрельны, Петергофа и других окрестностей новой столицы тридцать лет. Был правой рукой у Петра первого в сфере строительства.

В 1699-1703 гг. Трезини работает архитектором при дворе датского короля Фридриха IV, зарекомендовав себя удачными фортификационными и гражданскими постройками.С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.

Трезини имел много учеников, среди которых был выдающийся архитектор М. Г. Земцов с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Трезини.

По указанию царя Трезини впервые в русской архитектуре в 1714 году разработал образцовые проекты жилых домов предназначавшихся для застройщиков разного достатка, одноэтажные небольшие для бедного населения «подлых» побольше для «знатных».

При всей простоте образцовых проектов домов, все они отличаются регулярным характером фасадов, ритмично расположенными проемами декоративной рустовкой и окраской оштукатуренных фасадов в 2 цвета. Все дома должны были выходить на красные линии улиц формируя фронт их застройки тем самым придавая городу организованный вид.

Летний дворец Петра (1710-1714)

Образцовый проект дома для «именитых» напоминает хорошо сохранившийся летний дворец Петра, выстроенный на левом берегу Невы у истока Фонтанки, где одновременно создавался регулярный сад с небольшой гаванью перед южным-лавным фасадом дворца и фонтанами. каменное двухэтажное здание прямоугольной формы заканчивается высокой кровлей, декоративное оформление его строго и скромно. Фасады дворца украшены фризом и 29тью прямоугольными барельефами размещенными между окнами первого и второго этажей.

По проектам, под наблюдением и при участии Трезини была построена Петропавловская крепость и такие замечательные ее сооружения, как Петропавловский собор (1712-1732), Петровские ворота, Флагшточный павильон бастиона Нарышкина. Трезини является также автором проекта здания Двенадцати коллегий - одного из наиболее характерных архитектурных сооружений петровского времени. Он заложил основу планировки Стрелки Васильевского острова, а устройством Галерной гавани начал освоение его прибрежной части. Трезини создал также проект Александро-Невской лавры и Благовещенской церкви. Творческий диапазон архитектора был очень широк, о чем свидетельствуют проекты образцовых жилых домов, зданий императорской аптеки, Госпиталь, Почтовый и Гостиный дворы, усадьбы на левом берегу Фонтанки, каналы, мосты, триумфальные арки.

1715 год Проект комплекса Александро-Невской лавры был разработан в 1715 году. Лавра должна была стать комплексом каменных строений, которые составят симметричный ансамбль между Невой и Чёрной речкой.

1721 год. Аничков мост:Перестроен для увеличения пропускной способности переправы. Новый проект - деревянный восемнадцатипролётный мост, в середине разводной пролёт. Строительство вёл голландский мастер Х. ван Болос.

1712-1732 годы. Петропавловский собор: Возведён на месте одноимённой деревянной церкви (1703-1704). До 1859 года - кафедральный. Трёхъярусная колокольня высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Х. ван Болосом.

1721-1726 годы. Дом Трезини: Проектирование осуществлял сам Трезини, строительством занимался М. Земцов.

1726-1727 годы. Расширение Зимнего дворца Петра I для Екатерины I.