Колонна Славы сооружена в 1885-1886 году по проекту архитектора Д.И. Гримма при участии военного инженера Г.М. Житкова и скульптора П.И. Шварца - в память подвигов солдат и офицеров Измайловского полка в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

Открыта: 12 октября 1886 г.
Уничтожена: 1929-1930 гг.
Восстановлена: 2001-2005 гг.
Открытие воссозданного памятника: 1 октября 2005 г.
Материал: бронза – скульптура Славы, чугун – ствол колонны, гранит – постамент.

По инициативе Военно-инженерного ведомства монумент в честь завершения русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. решили соорудить у здания Троицко-Измайловского собора, являющегося своеобразным памятником русской военной славы. В этом полковом храме одного из старейших полков российской императорской гвардии, Измайловского (основан в 1731 г.), сохранялись реликвии Отечественной войны 1812 г., русско-турецких войн 1828 - 1831, 1853 - 1856, 1877 - 1878 гг.: трофейные знамена, ключи от крепостей, мраморные доски с именами погибших офицеров полка, полковые знамена и т.п.
Эскизный проект «Колонны Славы» составлен военным инженер-капитаном Г. М. Житковым и 16 мая 1882 г. получил Высочайшее утверждение. При детальной разработке проекта техническим комитетом Главного инженерного управления было признано необходимым внести «столь существенные изменения в этот проект... что вновь составленный чертеж признали совершенно самостоятельным, так как в нем от предыдущего осталась лишь идея размещения орудий вертикально, в несколько ярусов». Изменения были проведены архитектором Д. И. Гриммом, проект которого вновь прошел Высочайшее утверждение 17 ноября 1884 г. «с повелением немедленно привести в исполнение».
Первые документальные сведения о начале работ относятся к марту 1885 г. В апреле приступили к сооружению фундамента из бутовой плиты на растворе портландского цемента, весом свыше 60 тысяч пудов, на глубине 4 метра. На заводе Сан-Галли была изготовлена предварительная модель памятника из листовой меди. Ствол колонны был отлит из чугуна, причем для облегчения отливки колонна была разделена на несколько частей, скреплявшихся болтами. Колонна была декорирована 104 стволами трофейных турецких пушек. Коринфская капитель и статуя были отчеканены из медных листов. Внутри колонны была устроена винтовая лестница из 88 ступеней.
Вся работа по сооружению памятника высотой 28,76 м и весом 35 тысяч пудов продолжалась 1 год и 4 месяца. На строительство было затрачено 175 тысяч рублей.
Для участия в церемонии торжественного открытия памятника в Петербург были приглашены «все находящиеся вне его главнейшие участники войны, а также более 1000 человек низших чинов, георгиевских кавалеров», которые составили особый сводный полк из трех пеших батальонов. От войск, расположенных в Петербурге, составлены были также сводные батальоны из лучших людей, так как недостаток места не дозволял всем войскам принять участие в торжестве, так что на параде участвовало всего 14 батальонов, 12 эскадронов и 22 орудия. Не были забыты и семейства павших на войне офицеров и солдат, а также бывшие на войне члены Красного Креста, сестры милосердия, врачи и дети убитых низших чинов, обучавшиеся в 9-ти городских приютах. Для них были отведены особые места для присутствия на торжествах.

Согласно протоколу заседания Президиума Ленсовета от 26 октября 1929 г., было решено: «Московско-Нарвскому райсовету снести памятник “Слава”, находящийся на пр. Красных Командиров, передав его в Госфонд». Этому решению предшествовала негативная заметка в «Ленинградской правде» от 20 октября: «На проспекте Красных Командиров стоит нелепый памятник “Славы”... Никакой художественной и исторической ценности памятник не имеет. Надписи на нем сообщают “о победах над врагом” царских генералов и т.п. При недостатках у нас металлов в этом памятнике бесцельно пропадают сотни тонн чугуна и меди».
3 февраля 1930 г. «Красная газета» сообщала, что «в фонд цветных металлов переданы первые турецкие бронзовые пушки - части разбираемого памятника “Славы” на пр. Красных Командиров». Переплавка колонны осуществлялась в Германии.
По инициативе Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви и Санкт-Петербургского общественного благотворительного фонда восстановления и поддержки собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка в 2001 г. было начато воссоздание колонны. В финансировании работ приняло участие более 20 российских предприятий и организаций.
В новом конструктивном решении на стволе колонны декоративный рельеф, имитирующий пушечные стволы. Части колонны безвозмездно отлиты из чугуна на Ново-Липецком металлургическом комбинате, покраска и отделка – на петербургском предприятии «Адмиралтейские верфи». Бронзовая скульптура Славы отлита на заводе «Монументскульптура» по модели З. К. Церетели.
Скульптура была установлена на колонне 26 августа 2005 г., торжественное открытие состоялось 1 октября того же года. В ансамбль памятника включена ограда с десятью декоративными пушками на лафетах и художественные фонари.

Общая высота памятника - 28,76 м, постамента - 5,33 м, статуи - 4,6 м.

Share

Памятник в честь победы в русско-турецкой войне 1877 — 1878 гг.

Место для памятника было выбрано не случайно. Троицкий собор являлся полковым храмом лейб-гвардии Измайловского полка, который особенно отличился во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов. В нем можно было увидеть памятные доски с именами павших офицеров, здесь также хранились захваченные турецкие знамена и ключи от взятых городов.

Архитектор Д. И. Гримм. Скульптор П. И. Шварц. Обошёлся государственной казне в 200 тыс. рублей.

Само же сооружение производилось военно-инженерным ведомством под руководством военного инженера капитана Г. М. Житкова.

12 октября 1886 года Триумфальный монумент открывал лично Император Александр III .

В основании памятника стоял гранитный пьедестал высотой 5.7 м, на гранях которого между стволами пушек были установлены бронзовые доски с изложением хода войны, «поименованы Особы Императорской фамилии» и все части войск, участвовавших в ней.

На пьедестале была установлена чугунная колонна высотой 14.3 м.

Диаметр колонны внизу равнялся 2.75 м и постепенно уменьшался до 1.7 м вверху.

Пять ярусов колонны были сложены из стволов захваченных турецких орудий.

Колонна оканчивалась капителью коринфского ордена, увенчанная фигурой Ники - богини Победы.

Вся высота памятники от земли до венка в руке Ники равнялась 28.35 м.

Колонна состоит из 128 трофейных турецких стальных (52) и бронзовых (76) орудий различных эпох.

Наиболее крупные орудия размещены в нижнем ярусе колонны.

На первом (нижнем) ярусе колонны укреплено 36 орудий, на каждом из четырех последующих - по 8 бронзовых и 8 стальных орудий, чередующихся через одно и помещенных в отдельных нишах.

Если стальные орудия были в основном полевыми пушками, то среди медных оказались самые разные образцы, в том числе и раритетные: от гладкоствольной крепостной пушки весом 2,35 тонны до нарезного 108-килограммового горного орудия. Многие имели отметины от осколков и ядер - следы участия в боевых действиях.

Внутри памятника находилась чугунная винтовая лестница, а вокруг него 10 пушек.

Памятник был выполнен на заводе Сан-Гали.

Гравюра Августа Ивановича Даугеля, опубликованная в журнале «Русская старина», Санкт-Петербург, 1989 год.

Уничтожена в 1929-1930 гг.

Колонну демонтировали и отправили на переплавку в Германию. Стволы пушек, по официальным данным, ушли в Госфонд, то есть в металлолом. А по неофициальным — были проданы в ту же Германию.

Сделано это было в интересах внешней политики. Россия в то время пыталась восстановить дипломатические отношения с Турцией, а турки предъявили ультиматум — «знак турецкого позора у Троицкого собора должен быть демонтирован». Так и сделали. Остаётся неясным, почему турки забыли о пушечной ограде Спасо-Преображенского собора , которая тоже явно не прославляет турецкую доблесть.

Восстановлена в 2001-2005 гг.

В новом конструктивном решении на стволе колонны декоративный рельеф, имитирующий пушечные стволы.

Части колонны безвозмездно отлиты из чугуна на Ново-Липецком металлургическом комбинате, покраска и отделка – на петербургском предприятии «Адмиралтейские верфи».

Бронзовая скульптура Славы отлита на заводе «Монументскульптура» по модели Зураба Константиновича Церетели.

Кроме того, он полностью профинансировал заказ.

К Зурабу Константиновичу обратился настоятель Троицкого собора потому, что художник уже работал над восстановлением храма Христа Спасителя в Москве.

19.10.2006 г. З. Церетели был удостоен ордена Русской православной церкви за воссоздание триумфальной колонны.

Архитектор проекта воссоздания Г. А. Шереметьев.

26-метровую колонну-основание установили в мае 2004 года.

А осенью 2005-го на своё место вернулась и богиня Ника.

1.10.2005 г. состоялось торжественное открытие и освящение Колонны Славы.

В целом же современный памятник соответствует оригиналу. Высотой около 30 метров и общим весом 250 тонн, он представляет собой чугунную колонну , сделанную из шести ярусов.

На нём присутствовали сразу два полномочных представителя президента — Илья Клебанов от Северо-Западного федерального округа и Георгий Полтавченко от Центрального. Проникновенную речь произнесла губернатор города Валентина Матвиенко . А затем митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир отслужил молебен.

Но не обошлось и без конфузов.

Сотни военнослужащих, участвовавших в торжествах во главе с командующим войсками Ленинградского военного округа генерал-полковником Игорем Пузановым, во время молебна не сняли головные уборы.

Но по всем церковным канонам не то что для солдат и офицеров, но и вообще для мужчин это недопустимо! Причем неважно — верит человек в Бога или нет!
Уставами Русской императорской армии порядок нахождения военнослужащих на молебне был расписан достаточно обстоятельно.

Вот выдержка из строевого устава пехоты:

«По команде: На молитву, шапки долой! правою рукою снять головной убор и передать его в левую руку, опустив правую на место.

Головной убор надо держать следующим образом:

а) фуражку — в свободно опущенной левой руке, за тулью, кокардой вперед,

б) парадный головной убор — в согнутой левой руке на высоте пояса, гербом вправо, большим пальцем изнутри, остальными снаружи.

По команде: Накройсь ! — надеть головной убор и опустить руки на место».

Современная российская армия продолжает оставаться армией атеистов. Видимо, поэтому её представители и попирают важные церковные каноны.

Второй конфуз заключается в том, что на церемонию открытия не позвали болгар.

А ведь русско-турецкая кампания 1877 — 1878 годов именовалась в России войной за освобождение Болгарии.

И день победы в ней стал Днём независимости этой некогда «братской» балканской республики.

С победой русских войск в Болгарии закончилось пятивековое османское иго.

Именно тогда началась дружба между русским и болгарским народами, которой, казалось, в будущем ничто не грозит. Однако времена сильно изменились, и открытие возрожденной Колонны Славы почему-то обошлось без братьев-славян.

О том, насколько похожей на оригинал ХIХ века получилась новая статуя, судить сложно. Ее восстанавливали по фотографиям.

Прежние орудия не сохранились, и в России нет ни одного такого орудия.

Но, по слухам, некоторые из них потом «всплывали» на аукционах в Англии.

Восстанавливая колонну, пришлось делать чугунные копии с образцов аналогичных моделей, хранящихся в артиллерийском музее.

В ансамбль памятника также включена ограда с десятью декоративными пушками на лафетах и художественные фонари.

Общая высота памятника - 28,76 м, постамента - 5,33 м, статуи - 4,6 м.

Материал: бронза – скульптура Славы; чугун – ствол колонны; гранит – постамент.

Ранее, в 1998-2003 г. у Троицко-Измайловского собора был установлен памятный знак утраченному памятнику «Воинская слава» в виде встроенной в ограду гранитной стелы (архитектор Г. А. Шереметьев, скульпторы В. С. и С. В. Ивановы).

Памятник в целом воссоздан на благотворительные средства.

Помощник полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Михаил Моцак перечислил множество строительных компаний, принявших в этом участие.

Реализация всего проекта обошлась в 250 тыс. спонсорских рублей.

Михаил Моцак особо отмечает, что всю работу участники проекта выполняли абсолютно бесплатно.

В знак благодарности за это тысяча специалистов в торжественной обстановке на церемонии открытия памятника получит серебряные и бронзовые медали.

Серебро или бронза – зависит от степени значимости проводимых работ.

Эта церемония – также дань традиции.

В 1886 году участники возведения оригинального памятника тоже получали такие медали. На одной из сторон медали в профиль изображены императоры Александр II и Александр III.

В современный вариант медалей авторы не вносили никаких изменений, кроме надписи, указывающей дату открытия нового монумента.
Памятная медаль изготовлена из серебра и томпака диаметром 74 мм. Тираж серебряных медалей - 100 штук, медалей из томпака - 1000 штук.
Но главное, наверное, не медали, а увековеченные имена участников проекта.

Они выведены славянской вязью в промежутке между первым и вторым чугунными ярусами колонны.

А внизу колонны, на гранитном постаменте, помещенычугунные доски , на которых медными буквами изложены исторические события русско-турецкой войны, а также указаны имена ее участников.
Отец Геннадий считает, что воссоздание колонны – это первый значимый шаг к восстановлению всего храма.

Вопрос о его реставрации поставлен давно, в 1990 году. Но катастрофическое отсутствие финансирования не позволяет полностью восстановить собор. Государство выделило 8 млн . рублей на строительные леса, которыми обнесли главный купол . Но денег на реставрацию храма по-прежнему не хватает.
Немного больше повезло малому восточному куполу . Настоятель храма говорит, что реставрация этого купола завершена. Воссоздана кровля, внутренняя металлическая конструкция, позолочен крест, сейчас восстановлены позолоченные звезд ы .

1100 звезд храма будут покрыты сусальным золотом.

Это восстановленная в 2005 году копия существовавшего в этом месте памятника в честь победы в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Памятник был открыт 12 октября 1886 года лично Император Александр III. В 1920-х оригинал был демонтирован и отправлен на переплавку в Германию по требование Турции - «знак турецкого позора у Троицкого собора должен быть демонтирован». Сделано это было для восстановления дипломатических отношений с Турцией.

Колонна установлена рядом с Троицким собором, так как он являлся полковым храмом лейб-гвардии Измайловского полка, который особенно отличился во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

В храме можно было увидеть памятные доски с именами павших офицеров, здесь также хранились захваченные турецкие знамена и ключи от взятых городов.

Авторы колонны: архитектор Д. И. Гримм и скульптор П. И. Шварц. Сооружение колонны обошлась государственной казне в 200 тыс. рублей. Памятник был выполнен на заводе Сан-Гали. Возведением заминалось военно-инженерное ведомством под руководством военного инженера капитана Г. М. Житкова.

В основании первого (оригинального) памятника стоял гранитный пьедестал высотой 5.7 м, на гранях которого между стволами пушек были установлены бронзовые доски с изложением хода войны, «поименованы Особы Императорской фамилии» и все части войск, участвовавших в ней. На пьедестале была установлена чугунная колонна высотой 14.3 м. Диаметр колонны внизу равнялся 2.75 м и постепенно уменьшался до 1.7 м вверху. Пять ярусов колонны были сложены из стволов захваченных турецких орудий. Колонна оканчивалась капителью коринфского ордена, увенчанная фигурой Ники — богини Победы. Вся высота памятники от земли до венка в руке Ники равнялась 28.35 м.

Колонна состояла из 128 трофейных турецких стальных (52) и бронзовых (76) орудий различных эпох. Наиболее крупные орудия были размещены в нижнем ярусе колонны, всего их 36, на каждом из четырех последующих — по 8 бронзовых и 8 стальных орудий, чередующихся через одно и помещенных в отдельных нишах. Если стальные орудия были в основном полевыми пушками, то среди медных были самые разные образцы, в том числе и уникальные (музейные экспонаты): от гладкоствольной крепостной пушки весом 2,35 тонны до нарезного 108-килограммового горного орудия. Многие имели отметины от осколков и ядер — следы участия в боевых действиях. Внутри памятника находилась чугунная винтовая лестница, а вокруг него 10 пушек.

Колонна была уничтожена в 1929-1930 годах. Её демонтировали и отправили на переплавку в Германию. Стволы пушек, по официальным данным, ушли в Госфонд, то есть в металлолом. А по неофициальным — были проданы в ту же Германию.

Сделано это было в интересах внешней политики. Россия пыталась восстановить дипломатические отношения с Турцией, а турки требовали - «знак турецкого позора у Троицкого собора должен быть демонтирован». Желание турецкой стороны было удовлетворено. Остаётся неясным, почему турецкие власти не упомянули о пушечной ограде Спасо-Преображенского собора.

Восстановлена колонна в 2001-2005 годах. Архитектор проекта воссоздания Г. А. Шереметьев. В новом конструктивном решении на стволе колонны декоративный рельеф, имитирующий пушечные стволы. Части колонны безвозмездно отлиты из чугуна на Ново-Липецком металлургическом комбинате, покраска и отделка - на петербургском предприятии «Адмиралтейские верфи».

Бронзовая скульптура Славы отлита на заводе «Монументскульптура» по модели скульптора З. К. Церетели и на его средства. В 2006 году З. Церетели был удостоен ордена Русской православной церкви за воссоздание триумфальной колонны.

26-метровую колонну-основание установили в мае 2004 года. А осенью 2005-го на своё место вернулась и богиня Ника.

Современная колонна воссоздаёт утраченную, но судить о точности сложно - восстановление шло по фотографиям. Оригинальные орудия не сохранились. Существуют сведенья, что некоторые из оригинальных пушек были замечены на аукционах в Англии. При восстановлении колонны были сделаны чугунные копии с образцов аналогичных моделей орудий, хранящихся в артиллерийском музее. В ансамбль памятника также включена ограда с десятью декоративными пушками на лафетах и художественные фонари.

Общая высота современного памятника — 28,76 м, постамента — 5,33 м, статуи — 4,6 м. Вес монумента около 250 тонн.

Колонны со статуями Славы в Санкт-Петербурге. Памятник в честь побед Лейб-гвардии Конного полка в Отечественной войне 1812 года был установлен на Конногвардейском бульваре в 1845-1846 годах. Автор статуй — Х. Д. Раух, автор колонн — К. И. Росси.

Летящие статуи богини Ники с лавровыми венками в руках, завершающие колонны, были изготовлены в Берлине по проекту скульптора Х. Д. Рауха и подарены императору Николаю I королем Фридрихом Вильгельмом IV в 1845 году в знак ответной благодарностью за копии скульптурных групп «Укрощение коня» П. К. Клодта (оригиналы которых установлены на Аничковом мосту).

Колонны Славы выполнены в ионическом ордере из серого сердобольского гранита.

Высота каждой колонны — 12 метров, высота статуи — 2,5 метра.

Колонны Славы включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение Колонн Славы будет интересно туристам, интересующимся монументальной архитектурой середины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — ,

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Торжественная церемония открытия памятника перед Троицким собором. 1886 год.

Памятник представлял собой 28-метровую колонну, сложенную из пяти рядов пушек, отбитых в войну у турок. На верху колонны был расположен гений с лавровым венком в протянутой руке, увенчивающий победителей. Пьедестал памятника имел высоту около 6½ метров, со всех четырех сторон которого были вделаны бронзовые доски с описаниями основных событий войны и названий воинских частей, принимавших в ней участие .

С двух сторон от памятника, по проспекту, стояли два столба из турецких пушек, вокруг Памятника же на отдельных гранитных пьедесталах стояли артиллерийские орудия, также захваченные у неприятеля.

Напишите отзыв о статье "Колонна Славы"

Примечания

См. также

Библиография

  • Путеводитель по С.-Петербургу: Репринтное воспроизведение издания 1903 года. - Л.: СП «ИКАР», 1991. ISBN 5-85902-065-1

Координаты :

  • Гусаров А.Ю. Памятники воинской славы Петербурга. - СПб, 2010. - ISBN 978-5-93437-363-5.

Отрывок, характеризующий Колонна Славы

– Никого, – удивилась малышка. – А почему вы думаете, что мы должны кого-то искать?
– А как же иначе? Вы сейчас там, где все ищут себя. Я тоже искала... – она печально улыбнулась. – Но это было так давно!..
– А как давно? – не выдержала я.
– О, очень давно!... Здесь ведь нет времени, как же мне знать? Всё, что я помню – это было давно.
Атенайс была очень красивой и какой-то необычайно грустной... Она чем-то напоминала гордого белого лебедя, когда тот, падая с высоты, отдавая душу, пел свою последнюю песню – была такой же величественной и трагичной...
Когда она смотрела на нас своими искристыми зелёными глазами, казалось – она старее, чем сама вечность. В них было столько мудрости, и столько невысказанной печали, что у меня по телу побежали мурашки...
– Можем ли мы вам чем-то помочь? – чуточку стесняясь спрашивать у неё подобные вопросы, спросила я.
– Нет, милое дитя, это моя работа... Мой обет... Но я верю, что когда-нибудь она закончится... и я смогу уйти. А теперь, скажите мне, радостные, куда вы хотели бы пойти?
Я пожала плечами:
– Мы не выбирали, мы просто гуляли. Но мы будем счастливы, если вы хотите нам что-нибудь предложить.
Атенайс кивнула:
– Я охраняю это междумирье, я могу пропустить вас туда, – и, ласково посмотрев на Стеллу, добавила. – А тебе, дитя, я помогу найти себя...
Женщина мягко улыбнулась, и взмахнула рукой. Её странное платье колыхнулось, и рука стала похожа на бело-серебристое, мягкое пушистое крыло... от которого протянулась, рассыпаясь золотыми бликами, уже другая, слепящая золотом и почти что плотная, светлая солнечная дорога, которая вела прямо в «пламенеющую» вдали, открытую золотую дверь...
– Ну, что – пойдём? – уже заранее зная ответ, спросила я Стеллу.
– Ой, смотри, а там кто-то есть... – показала пальчиком внутрь той же самой двери, малышка.
Мы легко скользнули внутрь и... как будто в зеркале, увидели вторую Стеллу!.. Да, да, именно Стеллу!.. Точно такую же, как та, которая, совершенно растерянная, стояла в тот момент рядом со мной...
– Но это же я?!.. – глядя на «другую себя» во все глаза, прошептала потрясённая малышка. – Ведь это правда я... Как же так?..
Я пока что никак не могла ответить на её, такой вроде бы простой вопрос, так как сама стояла совершенно опешив, не находя никакого объяснения этому «абсурдному» явлению...
Стелла тихонько протянула ручку к своему близнецу и коснулась протянутых к ней таких же маленьких пальчиков. Я хотела крикнуть, что это может быть опасно, но, увидев её довольную улыбку – промолчала, решив посмотреть, что же будет дальше, но в то же время была настороже, на тот случай, если вдруг что-то пойдёт не так.
– Так это же я... – в восторге прошептала малышка. – Ой, как чудесно! Это же, правда я...
Её тоненькие пальчики начали ярко светиться, и «вторая» Стелла стала медленно таять, плавно перетекая через те же самые пальчики в «настоящую», стоявшую около меня, Стеллу. Её тело стало уплотняться, но не так, как уплотнялось бы физическое, а как будто стало намного плотнее светиться, наполняясь каким-то неземным сиянием.