К. Кольман "Восстание декабристов"

Декабристы были «детьми 1812 года», именно так они называли себя сами.

Война с Наполеоном пробудила в русском народе, и в частности в дворянском сословии, чувство национального самосознания. То, что увидели они в Западной Европе, а также идеи Просвещения четко обозначили для них путь, который, по их мнению, мог избавить Россию от тяжелого гнета крепостного права. Во время войны они увидели свой народ совсем в другом качестве: патриотов, защитников Отечества. Они могли сравнить жизнь крестьян в России и в Западной Европе и сделать вывод, что русский народ достоин лучшей участи.

Победа в войне поставила перед мыслящими людьми вопрос о том, как должен дальше жить народ-победитель: все так же изнывать под ярмом крепостного рабства или же следует ему помочь сбросить это ярмо?

Таким образом, постепенно складывалось понимание необходимости борьбы с крепостным правом и самодержавием, которое и не стремилось изменять участь крестьян. Декабристское движение не было каким-то выдающимся явлением, оно проходило в общем русле мирового революционного движения. Об этом писал в своих показаниях и П.Пестель: «Нынешний век ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противоположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать… Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах».

Ранние тайные общества

Ранние тайные общества были предтечами Южного и Северного обществ. Союз спасения был организован в феврале 1816 года в Петербурге. Само название общества говорит о том, что его участники своей целью ставили спасение. Спасение кого или чего? По мнению участников общества, спасать надо было Россию от падения в пропасть, на краю которой она стояла. Главным идеологом и создателем общества был полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев, ему в ту пору было 23 года.

Ф. Тулов "Александр Николаевич Муравьев"

Союз спасения

Это была малочисленная, замкнутая группа единомышленников, насчитывавшая всего 10-12 человек. Под конец своего существования она выросла до 30 человек. Главными членами Союза спасения были князь, ст. офицер Генштаба С.П. Трубецкой ; Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы ; подпоручик Генерального штаба Никита Муравьев ; И.Д. Якушкин, подпоручик Семеновского полка; М.Н. Новиков , племянник известного просветителя XVIII века, и Павел Иванович Пестель .

Основные цели их борьбы:

  • ликвидация крепостного права;
  • ликвидация самодержавия;
  • введение конституции;
  • установление представительного правления.

Цели были ясны. Но средства и способы добиться этого – туманны.

Но поскольку идеи декабристов были заимствованы у эпохи Просвещения, то средства и способы формировались именно из этих источников и состояли они не в захвате власти, а в воспитании прогрессивных общественных взглядов. И когда эти взгляды овладеют народными массами, то эти массы сами сметут правительство.

Союз благоденствия

Но время шло, появлялись новые идеи и установки, в соответствии с этим в 1818 г. было образовано другое общество – Союз благоденствия (на базе Союза спасения). Его организационная структура была сложнее, а охват действия намного шире: образование, армия, чиновничество, суд, печать и др. Во многом цели Союза благоденствия совпадали с государственной политикой России, поэтому организация не была полностью законсперирована.

Основные цели организации:

  • отмена крепостного права;
  • ликвидация самодержавия;
  • введение свободного и законного правления.

Но устав Союза благоденствия состоял из двух частей: основной и «сокровенной», которая была составлена позже.

Его программа:

  • уничтожение рабства;
  • равенство граждан перед законом;
  • гласность в государственных делах;
  • гласность судопроизводства;
  • уничтожение винной монополии;
  • уничтожение военных поселений;
  • улучшение участи защитников Отечества, установление предела их службы, уменьшенной с 25 лет;
  • улучшение участи членов клира;
  • в мирное время уменьшение численности армии.

В январе 1820 года на совещании в Петербурге был поставлен вопрос: «Какое правление лучше – конституционно-монархическое или республиканское?» Все единогласно выбрали республиканское правление.
Союз благоденствия впервые в истории русского революционного движения принял решение бороться за республиканскую форму правления в России. Изменение программы повлекло за собой и тактические изменения.

Созванный в 1820 году Московский съезд решил очистить движение от колеблющейся части, а также от радикальной. Общество Пестеля объявили распущенным.

Новые тайные общества

Южное общество декабристов

На основе «Союза благоденствия» в 1821 г. образовались две революционные организации: Южное общество в Киеве и Северное общество в Петербурге. Более революционное из них, Южное, возглавил П. Пестель. Тульчинская управа Союз благоденствия возобновила тайное общество под названием «Южное общество». Структура его была аналогичной структуре Союза спасения: в его составе — исключительно офицеры, строгая дисциплина. Предполагалось установить республиканский строй путём цареубийства и военного переворота. В состав общества входило три управы: Тульчинская (руководители П. Пестель и А. Юшневский), Васильковская (руководитель С. Муравьев-Апостол) и Каменская (под руководством В. Давыдова и С. Волконского).

Политическая программа Южного общества

"Русская правда" П.И. Пестеля

П. Пестель, сторонник революционных действий, предполагал, что во время революции потребуется диктатура временного верховного правления. Поэтому он составил проект с очень длинным заголовком «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления», или сокращенно «Русская правда» (по аналогии с законодательным документом Киевской Руси). Фактически это был конституционный проект. В нем было 10 глав:

— о земельном пространстве;

— о племенах, Россию населяющих;

— о сословиях, в России обретающихся;

— о народе в отношении к приуготовляемому для него политическому состоянию;

— об устройстве и образовании верховной власти;

— об устройстве и образовании местной власти;

— об устройстве безопасности в государстве;

— о правительстве;

— наказ для составления государственного свода законов.

При уничтожении крепостного права Пестель предусматривал освобождение крестьян с землей. Причем всю землю в волости он предлагал делить на две части: ту, которая является общественной собственностью, продавать нельзя. Вторая часть – это частная собственность, ее продавать можно.

Но, несмотря на то, что Пестель выступал за полное уничтожение крепостного права, он не предлагал отдавать всю землю крестьянам, частично сохранялось и помещичье землевладение.

Убежденный противник самодержавия, он считал необходимым физическое уничтожение всего царствующего дома.

При провозглашении республики все сословия должны быть уничтожены, ни одно сословие не должно отличаться от другого никакими социальными привилегиями, дворянство уничтожалось, все люди должны быть равноправными гражданами . Все должны были быть равны перед законом, каждый мог участвовать в государственных делах.

По конституции Пестеля, совершеннолетие достигалось к 20 годам. Пестель был сторонником федеративного устройства с сильной централизованной властью. Республика должна была делиться на губернии или области, области – на уезды, уезды – на волости. Главы – только выборные. Высший законодательный орган власти – Народное вече, которое должно избираться на 5 лет. Никто не имел права распустить вече. Вече должно было быть однопалатным. Исполнительный орган – Державная дума.

Для контроля за точным исполнением конституции Пестель предполагал власть блюстительную.

Конституция провозглашала неприкосновенное право собственности, свободу занятий, книгопечатания и вероисповедования.

Национальный вопрос: другие национальности не имели права отделения от Российского государства, они должны были слиться и существовать как единый русский народ.

Это был самый радикальный конституционный проект из всех существовавших на то время.

Но Россия еще не была готова жить по проекту Пестеля, особенно в вопросе ликвидации сословий.

Северное общество

П. Соколов "Никита Муравьев"

Оно образовалось весной 1821 года. Сначала состояло из 2 групп: более радикальной под руководством Никиты Муравьева и группы под руководством Николая Тургенева, затем они объединились, хотя радикальное крыло, в которое входили К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, Е. П. Оболенский, И.И. Пущин, разделяло положения «Русской правды» П. И. Пестеля. Общество состояло из управ: несколько управ в Петербурге (в гвардейских полках) и одна в Москве.

Во главе общества была Верховная дума. Заместителями Н. Муравьева были князья Трубецкой и Оболенский, затем, в связи с отъездом Трубецкого в Тверь, — Кондратий Рылеев. Значительную роль в обществе играл И. Пущин.

Политическая программа Северного общества

Н. Муравьев создал свою конституцию. От своих республиканских воззрений он отказался и перешел на позицию конституционной монархии.

Крестьянский вопрос он предлагал решить следующим образом: от крепостной зависимости их освободить, но земли помещиков оставить за помещиками. Крестьяне же должны были получить усадебные участки и по две десятины на двор.

Только собственник земли имел право участия в политической жизни (избирать и быть избранным). Не имевшие недвижимости или движимости, как и женщины, лишались избирательного права. Лишались его и кочевники.

По конституции Никиты Муравьева, всякий, кто прибыл на русскую землю, переставал быть рабом (крепостным).

Военные поселения должны быть уничтожены, удельные земли (те, доход с которых шел на содержание царствующего дома) конфисковывались, их передавали крестьянам.

Все сословные названия упразднялись и заменялись званием гражданин. Понятие «русский» имело значение только в отношении гражданства России, а не национальное.

Конституция Н. Муравьева провозглашала свободы: передвижения, занятий, слова, печати, вероисповедания.

Сословный суд отменялся и вводился для всех граждан общий присяжных заседателей.

Император должен был представлять исполнительную власть, он должен быть главнокомандующим, но начинать и отменять войны права не имел.

Россия виделась Муравьеву федеративным государством, которое должно было делиться на федеративные единицы (державы), их должно было быть 15, в каждой – своя столица. А столицей федерации Муравьев видел Нижний Новгород, центр страны.

Верховный законодательный орган – Народное вече. Оно состояло из 2 палат: Верховной и Палаты народных представителей.

Верховная дума должна была законодательным органом, в том числе и осуществлять суд над министрами и всеми сановниками в случае их обвинения. Также она участвовала вместе с императором в заключении мира, в назначении главнокомандующих, и верховного блюстителя (генерал- прокурора).

Каждая держава также имела двухпалатную систему: палата выборных и Державная дума. Законодательная власть в державе принадлежала законодательному собранию.

Конституция Н. Муравьева, если бы она была введена, ломала все устои старого строя, она обязательно встретила бы сопротивление, поэтому он предусматривал применение оружия.

Вопрос об объединении Южного и Северного обществ

Необходимость этого понимали члены обоих обществ. Но прийти к общему мнению им было нелегко. У каждого общества были свои сомнения насчет отдельных вопросов конституций. Кроме того, даже сама личность П. Пестеля вызывала у членов Северного общества сомнение. К. Рылеев находил даже, что Пестель «человек опасный для России». Весной 1824 г. Пестель сам приехал к членам Северного общества с предложением принять «Русскую правду». На собрании звучали страстные споры, но в то же время этот приезд подтолкнул Северное общество к более решительным действиям. Обсуждали вопрос о подготовке выступления в Белой Церкви, где предполагался царский смотр в 1825 г. Но выступление могло быть только совместным: Северного и Южного обществ. Все согласились, что надо выработать общую программу: идея республики (вместо конституционной монархии) и Учредительного собрания (вместо диктатуры Временного революционного правительства) были более приемлемыми для большинства. Окончательно эти вопросы должен быть решить съезд 1826 года.

Но события стали развиваться по непредусмотренному плану: в ноябре 1825 г. внезапно умер император Александр I. Наследником престола являлся брат Александра Константин, который еще раньше отказался от правления, но это его решение не было обнародовано, и 27 ноября население присягнуло Константину. Однако он престола не принимал, но и формально не отрекался от императорского трона. Николай не дождался от брата формального отречения и объявил себя императором. Переприсяга должна была состояться 14 декабря 1825 г.

Создалась ситуация междуцарствия, и декабристы решили начать восстание — они еще раньше, при создании первой организации, приняли решение выступить в момент смены императоров. Этот момент теперь и наступил, хотя он был неожиданным и преждевременным.

Страница 3

«Союз благоденствия» имел свой устав, который назывался «Зеленая книга». Была также разработана программа действий, направленная главным образом на распространение среди различных общественных кругов идеи социально-политического переустройства России путем создания передового «общественного мнения», которое декабристы считали основной движущей силой любого общества. В силу этого деятельность новой организации приняла преимущественно пропагандистско-просветительский характер.

В уставе («Зеленой книге») говорилось, что «Союз благоденствия» «распространением между соотечественников истинных правил нравственности и просвещения» будет «споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия».

Однако наряду с мирными задачами в тайной, второй части «Зеленой книги», которая была известна лишь избранным членам организации, ядру общества, ставились более радикальные цели. Этими целями являлись введение конституции и ликвидация крепостного права. Вместо самодержавия в России предполагалось утверждение конституционной монархии, а в 1820 году было внесено предложение об установлении республики.

Методами достижения поставленных целей члены сообщества провозглашали пропаганду, просвещение, формирование общественного мнения в духе просветительских идей, что, как рассчитывали руководители «Союза благоденствия», и позволит через десять-двадцать лет провести мирную революцию.

В ходе деятельности в организации сложилось два основополагающих идейно-политических направления:

· умеренно-либеральное – выступавшее за ликвидацию крепостного права, просвещение России, конституционную монархию, против республики и против революционной диктатуры;

· республиканское – ратовавшее не только за отмену крепостного права, но и за радикальное решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей за счет их бывших хозяев (помещиков), за республику.

Наряду с этим в обществе появилась группа, состоявшая из людей, тяготившихся по тем или иным причинам общественной деятельностью и мечтавших уйти в частную жизнь.

Радикально настроенные члены тайного общества выступали за «решительные меры».

Внутри «Союза благоденствия» возникли разногласия, которые поставили его на грань кризиса.

Реорганизация общества, проведенная в 1821 году, привела к отстранению крайних сил и победе умеренных, таких, как И.Якушкин, П. Граббе, М. Фонвизин. Чтобы освободиться от колеблющихся и малодеятельных членов организации, а также погасить подозрения правительства, уже осведомленного о существовании некого тайного общества по поступившим на него доносам, в январе 1821 года на съезде в Москве представителей «управ» (ячеек) «Союза благоденствия» было принято решение о его формальном самороспуске. Это позволило всем умеренным и колеблющимся отойти от политической борьбы, а сторонникам активных действий перегруппировать свои силы.

Между тем становилось все более очевидным, что правительство окончательно отказалось от проведения ожидаемых обществом реформ, а это требовало изменений в тактике, программе и организации оппозиционных сил.

Решено было создать новое общество.

Политическая жизнь в Словакии в конце 1990-х гг. – начале XXI в.
Очередные парламентские выборы осенью 1998 г. вновь принесли Движению за демократическую Словакию относительное большинство голосов (27% и 43 депутатских места из 150). Его союзник по правительственной коалиции Словацкая национальная партия также прошла в парламент, получив 14 мест. Но все остальные мандаты достались оппозиции. Второй б...

А.И. Герцен - создатель Вольной русской типографии: идейные взгляды. Биография А.И. Герцена
Герцен родился 25 марта (6 апреля) 1812 года в Москве, в семье богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева (1767-1846); мать - 16-летняя немка Генриетта-Вильгельмина-Луиза Гааг, дочь мелкого чиновника, делопроизводителя в казённой палате в Штутгарте. Брак родителей не был оформлен, и Герцен носил фамилию, придуманную отцом: Герцен - &q ...

Человеческие потери
Существует оценка, согласно которой население Эстонии уменьшилось за время Второй мировой войны (в 1940-1945 гг.) на 200 тыс. человек, то есть около 20 % населения. Согласно другим источникам, эти данные сильно завышены, так как в них включены, например, эвакуированные в 1941 году в СССР евреи (оставшиеся в Эстонии евреи и цыгане были в...

Из Устава «Союза благоденствия»

(Печатается по изданию: Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. М., 1951. Т. I. С. 237, 239, 240-244, 260, 264, 268-269.

«Союз благоденствия» - вторая тайная революционная организация, будущих декабристов. До него существовал «Союз спасения», преобразованный в 1818 г. в «Союз благоденствия». Устав «Союза благоденствия» имел и другое название: «Зеленая книга» - по цвету переплета рукописи Устава.


Титульный лист "Устава Союза благоденствия"

В Уставе отражены прогрессивные педагогические идеи, определившие цели воспитания гражданина-патриота, перечислены обязанности каждого члена «Союза благоденствия» по распространению просвещения, правил нравственности в любой форме (устно, печатно, действием, примером). Патриотическое воспитание исключает обучение юношества за границей или иностранцами, внушающими детям «презрение к отечественному и привязанность к чужеземному». Само государство стремится просвещением и распространением правил нравственности укреплять нравственность всех слоев общества. Нравственность народа - опора государства, его законов.)

"Союз благоденствия" - тайная революционная организация декабристов, действовавшая в 1818-1821 годах. Была основан в Москве на базе "Союза спасения", насчитывала около 200 человек. Во главе союза стояли Коренная управа (30 учредителей) и Дума (6 человек). Местные управы действовали в Петербурге, Москве, Тупьчине, Кишиневе и др. Цель организации была известна только учредителям: уничтожение самодержавия и крепостничества, введение конституционного правления. Через печать и литературно-просветительские общества "Союз благоденствия" воздействовал на общественное мнение. Был распущен в 1821 году из-за программных и тактических разногласий и для отсева ненадежных. Наиболее активные члены образовали Южное и Северное общества декабристов.

Деятельность "Союза благоденствия" регламентировало Законоположение:

ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЕ СОЮЗА БЛАГОДЕНСТВИЯ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

КНИГА 1-я

ЦЕЛЬ СОЮЗА БЛАГОДЕНСТВИЯ

§1. Убедясь, что добрая нравственность есть твердый оплот благоденствия и доблести народной и что при всех об оном заботах правительства едва ли достигнет оное своей цели, ежели управляемые с своей стороны ему в сих благотворных намерениях содействовать не станут, Союз Благоденствия в святую себе вменяет обязанность распространением между соотечественниками истинных правил нравственности и просвещения споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она самим творцом предназначена.

§2. Имея целью благо отечества, Союз не скрывает оной от благомыслящих сограждан, но для избежания нареканий злобы и зависти действия оного должны производиться втайне.

§3. Союз, стараясь во всех своих действиях соблюдать в полной строгости правила справедливости и добродетели, отнюдь не обнаруживает тех ран, к исцелению коих немедленно приступить не может, ибо не тщеславие или иное какое побуждение, но стремление к общему благоденствию им руководствует.

§4. Союз надеется на доброжелательство правительства, основываясь особенно на следующих изречениях Наказа в бозе почивающей государыни императрицы Екатерины вторыя: «Если умы их недовольно приуготовлены к ним (к законам), то возьмите на себя труд их приуготовить, и вы тем уже много сделаете». И в другом месте: «Весьма дурная политика та, которая исправляет законами то, что должно исправить нравами».

§5. В цель Союза входят следующие четыре главные отрасли: 1-я - человеколюбие, 2-я - образование, 3-я - правосудие, 4-я - общественное хозяйство.

Первая отрасль

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ

§6. Под надзором Союза состоят все человеколюбивые заведения в государстве, как то: больницы, сиротские домы и т. п., также и места, где страждет человечество, как то: темницы, остроги и проч. Он с приличным благотворной цели его усердием старается обозревать, по возможности улучшать и учреждать новые, подобные помянутым заведения. Доводит до сведения правительства все недостатки и злоупотребления, в сих заведениях усмотренные. Ибо в совершенном убеждении, что оно истинно о сем соболезнует и готово простреть руку помощи всем страждущим. Союз также особенно печется о помещении инвалидов к приличным местам.

Вторая отрасль

§7. Союз тщательно занимается распространением во всех сословиях народа истинных правил добродетели, напоминает и объясняет всем их обязанности относительно веры, ближнего, отечества и существующих властей. Он показует неразрывную связь добродетели, т. е. доброй нравственности народа с его благоденствием и употребляет все усилия к искоренению пороков, в сердца наши вкравшихся, особенно предпочтения личных выгод общественным, подлости, удовлетворения гнусных страстей, лицемерия, лихоимства и жестокости с подвластными. Словом, просвещая всех насчет их обязанностей, старается примирить и согласить все сословия, чины и племена в государстве и побуждает их стремиться единодушно к цели правительства: благу общему, дабы из общего народного мнения создать истинное нравственное судилище, которое благодетельным своим влиянием довершило бы образование добрых нравов и тем положило прочную и непоколебимую основу благоденствия и доблести российского народа.

Союз достигает до сего изданием повременных сочинений, сообразных степени просвещения каждого сословия, сочинением и переводом книг, касающихся особенно до обязанностей человека. Личный пример и слова должны тому содействовать. Преимущественно духовные особы, в Союзе находящиеся, обязаны просвещать прихожан своих насчет их обязанностей, не исключая из сего никакого сословия. Должно стараться побуждать к сему и тех духовных особ, кои даже и не находятся в Союзе.

Отдел 2. Воспитание юношества

§8. Воспитание юношества входит также в непременную цель Союза Благоденствия. Под его надзором должны находиться все без исключения народные учебные заведения. Он обязан их обозревать, улучшать и учреждать новые. Вообще в воспитании юношества особенное прилагает старание к возбуждению в нем любви ко всему добродетельному, полезному и изящному и презрение ко всему порочному и низкому, дабы сильное влечение страстей всегда было остановляемо строгими, но справедливыми напоминаниями образованного рассудка и совести.

Касательно частного воспитания Союз нечувствительным образом стараться должен побуждать родителей ко внушению детям своим правил добродетели, всех достойных воспитателей поддерживать; а тем, кои под таковым видом вкрадываются в домы для поселения раздоров и разврата, старается не только изгонять из оных, но как растлевающих нравственность юношества лишать всякой возможности находить в сем ремесле дневное свое пропитание. В сем наблюдает он особенно за иностранцами, кои сверх поселения в домах раздоров и разврата внушают детям презрение к отечественному и привязанность к чужеземному. Союз старается также отвращать родителей от воспитания детей в чужих краях. Образование женского пола, как источник нравственности в частном воспитании, входит также в предмет Союза.

Средства, для сего Союзом употребляемые, суть собственный пример, слово и повременные издания, в коих излагаемы должны быть, между прочим, способы воспитания, имена дознанных хороших воспитателей и полезных для сего книг.

Отдел 3 Распространение познаний

§9. Союз всеми силами попирает невежество и, обращая умы к полезным занятиям, особенно к познанию отечества, старается водворить истинное просвещение. Для сего занимается он сочинениями и переводом книг, как хороших учебных, так и тех, кои служат к изяществу полезных наук. Старается также распространять изучение грамоты в простом народе. Употребляет посмеяние для отвращения от книг, не токмо противных цели Союза, но и никакого влияния не имеющих. В словесности допускается только истинно изящное и отвергается все худое и посредственное.

Третья отрасль

ПРАВОСУДИЕ

§10. Правосудие, следствие доброй нравственности, есть, без сомнения, одна из главных отраслей народного благоденствия и посему входит в цель Союза. Он наблюдает за исполнением государственных постановлений, побуждает чиновников, как светских, так и духовных, к исполнению обязанностей; осведомляется о всех решаемых делах «и старается клонить все на сторону справедливости; чиновников честных и исполняющих свой долг, но бедных состоянием, поддерживает; вознаграждает убытки, за правду понесенные; людей истинно достойных возводит; бесчестных же и порочных старается обратить на путь должного; в случае неудачи лишает, по крайней мере, возможности делать зло Союз старается также укрощать и искоренять властолюбие и презрение прав человеческих, вместе с воспитанием в нас вкрадывающиеся, и убедить всякого в истине, что общее благо народа требует непременно частного и что каждый, человек, какого бы он сословия ни был, вправе оным пользоваться.

Четвертая отрасль

ОБЩЕСТВЕННОЕ ХОЗЯЙСТВО

§11. Общественное хозяйство как основание народного богатства,- связывая посредством торговли и промышленности не токмо все сословия, но и все огромные части государства; переводом же из рук в руки богатств, уравнивая состояние и тем подавая каждому надежду трудолюбием своим пользоваться той частицею благоденствия, коей он завидовал в другом,- должно необходимо войти в цель Союза. Он особенное обращает внимание на хлебопашество и на всякого рода возделывание земель для разведения полезных произрастений; покровительствует всякой полезной в государстве промышленности; имеет надзор над внутренней и внешней торговлею, стараясь оную распространить и оживить ею совершенно мертвые части отечества; отличившихся купцов в трудах для пользы общей, также и всякого рода полезных заводчиков поддерживает и представляет на вид правительству для награждения,- честных купцов отличает, бесчестных же старается обратить к обязанностям и вообще печется о введении большей честности в торговле В предмет Союза входит также составление общественной казны.

КНИГА 2-я

ОБЩИЕ ЗАКОНЫ СОЮЗА БЛАГОДЕНСТВИЯ

Глава I

КАЧЕСТВА ПРИНИМАЕМЫХ, ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЧЛЕНОВ

1. Качества принимаемых

§1. Союз Благоденствия, имея целью общее благо, приглашает к себе всех, кои честною своею жизнью удостоились в обществе доброго имени и кои, чувствуя величие цели Союза, готовы перенести все трудности, с стремлением к оной сопряженные.

§2. Союз не взирает на различие состоянии и сословий: все те из российских граждан, дворяне, духовные, купцы, мещане и вольные люди, кои соответствуют вышеозначенному, исповедуют христианскую веру и имеют не менее 18-ти лет от роду, приемлются в Союз Благоденствия.

Примеч. Российскими гражданами Союз почитает тех, кои родились в России и говорят по-русски. Иноземцы же, оставившие свою родину, дабы служить чужому государству, сим самым уже заслуживают недоверчивость и потому не могут почитаться российскими гражданами. Достойными сего наименования Союз почитает только тех иноземцев, кои оказали важные услуги нашему отечеству и пламенно ему привержены.

§3. Женский пол в Союз не принимается. Должно, однако ж, стараться нечувствительным образом склонять его к составлению человеколюбивых и вообще частных обществ, соответствующих цели Союза.

§4. Кто известен был за бесчестного человека и совершенно не оправдается, тот не может быть принят в Союз Благоденствия. Вообще все люди развращенные, порочные и низкими чувствами управляемые от участия в Союзе отстраняются.

2. Обязанности членов

§5. Каждый член, вступив в Союз, обязан, судя по своим способностям, приписаться к которой-нибудь из отраслей, в цели означенных, и сколько возможно содействовать трудам ее.

§6. Каждый член обязан беспрекословно повиноваться всем законным повелениям властей Союза; ревностно исполнять все даваемые ими поручения и без досады подчиняться всем замечаниям, кои помянутыми властями за неисполнение обязанностей сделаны быть могут.

§7. Члены Союза не токмо не должны уклоняться от общественных обязанностей, но как истинные сыны отечества с удовольствием их принимать, с рачением исполнять и как непорочным поведением, так правосудием и благородством возвышать во мнении других занимаемое ими место.

§8. Во всяком звании, во всяком месте член Союза обязан помогать ближнему; оказывать уважение людям добродетельным и достойным, стараться вступить с ними в связь, извещая о том Союз; злым же и порочным противиться всеми средствами, общего спокойствия не нарушающими.

§9. Члены союза должны и в общественной жизни вспомоществовать друг другу; члены дворянского состояния обязаны поддерживать членов купеческого, мещанского и земледельческого; а члены сих сословий должны так же поступать между собою и относительно дворян; члены гражданской службы в разговорах вступаются за военных, а военные за гражданских; все сие, однако ж, не вопреки правды и не в пользу порока или преступления. Вообще, должен всякий распространять истину: что каждое сословие и служба, государству полезные, должны быть равно уважаемы истинными сынами отечества и что презрения достойны только те люди, кои отступают от своих обязанностей и порок предпочитают добродетели.

§10. Всякий член под опасением взыскания обязан властям Союза доносить о всех противозаконных и постыдных деяниях своих сочленов.

§11. Прочие общие обязанности членов Союза естественным образом истекают из цели оного. Каждый член обязан, по мере сил своих, деятельно споспешествовать достижению сей цели - он должен личным примером и словом поощрять всякого к добродетели, распространять сообразные с целью Союза понятия, говорить правду и безбоязненно подвизаться за оную, словом сказать, он должен стараться воздвигнуть ту нравственную стену, которая как нынешние, так и будущие поколения оградила бы от всех бедствий порока, и чрез то на вечных и незыблемых основаниях утвердить величие и благоденствие российского народа.

§12. Всякий член обязан, вступив в Союз, вносить ежегодно в общественную казну двадцать пятую часть своего дохода. Союз в сем случае полагается совершенно на честность каждого вступающего, ибо добродетель, а не иное чувство, побуждает каждого содействовать общему благу.

3. Права членов

§13. Различие гражданских состояний и званий в Союзе уничтожается и заменяется подчиненностью властям Союза. Сие, однако ж, не должно препятствовать обыкновенному чинопочитанию: член Союза должен во всяком случае рачительнее всякого исполнять общественные обязанности.

§14. Всякий член не только имеет право, но обязан по порядку, в законоположении означенному, участвовать в управлении и законодательстве Союза. Он также имеет право о всяком предмете подавать письменно свое мнение как низшему, так и высшему начальству Союза.

§15. Никто из членов не может быть обвиняем по одному только подозрению: он подвергается взысканию не прежде, как по предъявлении достаточных против него доказательств.

§16. Всякий член имеет право учреждать или быть членом всякого рода правительством одобренных обществ, но извещать должен при том Союз о всем, в оных происходящем, и нечувствительным образом склонять их к цели Союза. Вступление же в такие общества, кои правительством не одобрены, членам Союза воспрещается; ибо он, действуя к благу России и, следовательно, к цели правления, не желает подвергнуться его подозрению.

§17. Никто без особенного поручения не может с посторонним говорить о занятиях и делах Союза; никто без особенного позволения не имеет права письменно излагать свои мысли ни против Союза, ни даже в пользу оного. Каждый член обязан, напротив того, избегать с нечленами всякого о Союзе спора; в случае же необходимости защищать его и членов, с приличною благопристойностью.

§18. Хотя бы и не должно случаться, чтоб люди, даже несколько добродетельные, познав совершенно цель и неизменность хода Союза, от оного отступались, однако ж малодушные, ведущие жизнь почти растительную, по слабости и нерешимости, невинные ни в добрых, ни в худых своих поступках, вступив, по мгновенному влечению к добродетели, в Союз, а потом, никем не подстрекаемые, возвратясь в природное положение совершенного нравственного бездействия, могут терзаться мгновенною своею решимостью; и посему Союз, взирая на болезненное таковых несчастных положение, позволяет им отступить от оного, с тем, однако же, чтобы хранить в тайне все известное.

Глава II

ПРИНЯТИЕ ЧЛЕНОВ, НАГРАЖДЕНИЯ, ПЕНИ И ИСКЛЮЧЕНИЯ

§19. Принимается в Союз Благоденствия только тот, кто имеет качества, означенные в четырех первых статьях первой главы.

§20. Каждый принимаемый до вступления в Союз должен предъявить, на кого из знакомых имеет он достаточное для цели Союза влияние.

Примеч. Достаточным для цели Союза называется то влияние, которое основывается на благорасположении или почтении и которое может обратить особенное внимание благорасположенного к желанию пользующегося сим расположением.

§21. Люди, всем известные по истинно хорошим качествам и неоспоримому влиянию, могут обойтись без такового предъявления.

§22. Каждый член до принятия своего подписывает следующее объявление:

«Я, нижеподписавшийся, полагаясь на уверение, что ни в цели, ни в законах Союза Благоденствия нет ничего противного вере, отечеству и общественным обязанностям,- честным моим словом обязуюсь, если мне оные по прочтении не понравятся и я в Союз не вступлю отнюдь не разглашать, наипаче же не порицать его».

§23. После сего, если по прочтении первой части законоположения Союза он пожелает вступить в Союз то должен подписать следующее объявление:

«Я, нижеподписавшийся, находя цель и законы Союза Благоденствия совершенно сходными с моими правилами, обязуюсь деятельно участвовать в управлении и занятиях его, покоряться законам и установленным от него властям; и сверх того даю честное слово, что даже по добровольном или принужденном оставлении Союза не буду порицать его, а тем менее противодействовать оному. В противном случае добровольно подвергаюсь презрению всех благомыслящих людей».

§24. От обязанности дать честное слово и подписку никто освобожден быть не может.

§25. Имена членов, оказавших рачительным исполнением своих обязанностей важные Союзу услуги,вносятся в почетную книгу, и подвиги их объявляются по всему Союзу.

§26. Тому из членов, который не радит о своих обязанностях, делается сперва кроткое напоминание, а потом, если он не переменит своего поведения, то исключается из Союза.

§27. Тому, кто действует вопреки цели Союза, делается сперва кроткое напоминание наедине, потом при свидетелях; в третий же раз он исключается из Союза.

§28. Имена изгнанных из Союза членов вносятся в постыдную книгу.

КНИГА 3-я

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

§1. Членам, в той или другой отрасли находящимся, поручен от Союза надзор в отечестве за всем, к их отрасли принадлежащим; они ведут все к цели учреждения оного и о состоянии всего уведомляют Союз, дабы он мог, что требует исправления, принять должные меры и довести до сведения правительства. Предмет каждой отрасли и способ действия определен ниже.

§2. Никакое злоупотребление в отечестве не доводится до сведения правительства частно от лица, заметившего оное члена; но сие есть особенно действие правления Союза, которое берет для того самые благоразумные меры. Члену Союза не воспрещается, однако ж, лично от себя обращать на злоупотребление внимание местного начальства.

§3. Никакое сочинение не издается от Союза без согласия правления оиого; но члену не воспрещается издавать от своего имени те, которые не издаются Союзом, или те, которые он собственно от лица своего пожелает издать.

§4. Поручения членам даются от Союза, сообразные занятиям отрасли или отдела, к которым они приписались. Однако ж член волен принять на себя и такое поручение, которое не сходствует с избранною им отраслью или отделом; ибо от воли его зависит принадлежать к одной отрасли или отделу, или к нескольким или даже и ко всем вместе.

§5. Как скоро основалась в каком месте управа, то члены оной, сходно с занятиями отрасли или отдела, к которому они приписались, избирают себе работу, о производстве которой сообщают совету своей управы, дабы он мог о успехах действий доставить сведения правлению Союза.

§6. О избрании членами отраслей или отделов, о предпринятых ими работах и о успехах действий совет управы без отлагательства доставляет подробные сведения коренному совету.

§7. При распределении коренным советом занятий управам, если не означено имя члена, которому исполнение поручается, то совет управы распределяет оные сам, сообразуясь со способами членов и с избранными ими отраслями или отделами.

§8. Совет управы уведомляет коренной совет о поручениях, кому из членов какие розданы.

Отрасль первая

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ

§9. Сия добродетель есть не только отличное качество истинного христианина, но даже и самых непросвещенных людей. Нет такого на свете человека, который бы совершенно был равнодушен к несчастию ближнего и в котором бы сострадание не возбудилось при виде подобного себе творения, в самых крайних потребностях нуждающегося. Когда же сея добродетели не лишены и дурных свойств люди, кольми паче должна она одушевлять Союз, целью своею поставивший трудиться к благоденствию соотечественников. Всякий при виде несчастного подаст ему помощь, нищему милостыню - но такое единовременное вспоможение может ли навсегда успокоить получающего оное; - кроме того, сколько видим и таких беспутных людей, которые для удовлетворения своей лености скитаются по миру и снискивают нужное себе подаянием, тогда когда бы они могли трудолюбием сами в свою очередь принести пользу отечеству и другим истинным несчастливцам; - но вместо того они только тяготят отечество, возбуждают в других охоту к праздности и истребляют даже до остатков доброй нравственности. Сие-то зло искоренить и заменить его всеми противными ему благами есть предмет сей отрасли и попечение членов, к оной приписавшихся, и для того Союз бдительным оком надзирает за всеми заведениями в отечестве, к сей отрасли относящимися, и старается о их усовершенствовании.

§10. Союз приглашает в сию отрасль общее уважение и состояние имеющих жителей городов - всех тех, кои под ведением своим имеют человеколюбивые заведения, места заточения и исправления, также членов, врачебным искусством занимающихся.

§11. Члены сей отрасли обращают внимание помещиков на отклонение крестьян бродить по миру: - и тех, у коих более таковых, подвергают суждению соотечественников, дабы тем заставить их взять меры к прекращению праздношатания.

§12. Вообще стараются склонять помещиков к хорошему с крестьянами обхождению, представляя: что подданные такие же люди и что никаких в мире отличных прав не существует, которые дозволили бы властителям жестоко с подвластными обходиться.

§13. Уговаривают соотечественников к составлению человеколюбивых обществ и заведений и вступают во все уже ныне существующие.

§14. Снабжают праздношатающихся людей работами, стараясь помещать их сообразно их способностям и учреждая рабочие заведения, в которых бы упражняющиеся находили верное и безнужное пропитание.

§15. Для таких, которые уже не в силах кормиться трудами своими, устраивают пристанища. В сем числе находятся много дряхлых и изувеченных воинов, кои, употребя цветущие годы жизни своей на охранение отечества, лишены бывают всех способов провести остатки дней своих в спокойствии и большею частию вынуждены добывать пропитание подаянием. Сим благодарное отечество обязано оказать признательность за полученные от них услуги и успокоить их старость. Союз старается помещать их к казенным и частным спокойным местам и сооружать для них общими силами спокойные убежища.

§16. В губернских и больших городах члены Союза заводят приказы, в которые приглашают являться всех желающих иметь места или упражнения свободных людей. Сии приказы доставляют им оные, смотря по их способностям, обращая строжайшее внимание на поведение представляющихся; и от тех, которые окажутся дурного поведения, требуют исправления и дают им способы к оказанию оного; буде же они пребывают худого поведения или правил, то им отказывают. Управляющие для сих приказов избираются согласием советов управ, в городе находящихся, которым и отдают отчет в исполнении принятого поручения.

§17. Надзор за всеми человеколюбивыми заведениями и местами, где страждет человечество, поручен Союзом членам сей отрасли; описание находящихся таковых в местах жительства их присылают члены правлению Союза и доводят до сведения его все недостатки и злоупотребления, какие в них замечены будут.

§18. Члены сей отрасли в путешествиях своих осматривают заведения, к оной принадлежащие, и о состоянии их уведомляют Союз.

§19. Прививанье коровьей оспы, как важная предосторожность к сохранению жизни младенцев, распространяется членами сей отрасли.

§20. Они также изыскивают способы к усовершенствованию человеколюбивых заведений в отечестве.

§21. Обозревают по возможности или описывают таковые в чужих краях.

§22. Издают повременные сочинения по сей части и распространяют касательно оной существующие уже сочинения.

Отрасль вторая

ОБРАЗОВАНИЕ

Отдел 1. Распространение правил нравственности

§23. Хотя распространение правил нравственности и добродетели есть самая цель Союза и, следственно, обязанность каждого члена оного, однако ж, поелику члены других отраслей особенно занимаются обозрением и улучшением уже существующего по части человеколюбия, правосудия и общественного хозяйства, то распространение сказанных правил особенно входит в обя занность членов отрасли образования, и важность сего достославного добровольно принятого ига с избытком может вознаградить за труды и неприятности, с оными сопряженные.

§24. Союз приглашает в сей отдел духовных особ и всех тех, кои по положению своему в обществе могут более действовать на нравственность.

§25. Распространение принятых Союзом правил производится: личным примером, словом и письмом.

Личный пример

§26. Всякий член Союза, а особенно член второй отрасли, должен для подавания примера сограждан:

Отличным образом исполнять как семейные, так и общественные обязанности.

Во всяком месте по силе своей унижать порочных, презирать ничтожных и возводить добродетельных людей.

Во всех поступках оказывать благородство и высокость души, добродетельному человеку свойственные.

Не расточать по-пустому время в мнимых удовольствиях большого света, но досуги от исполнения обязанностей посвящать полезным занятиям или беседам людей благомыслящих.

Быть особенным образом привержену ко всему отечественному и доказывать то делами своими.

В управлении подвластными быть добросердечным и человеколюбивым и примером честной жизни поощрять их самих к добродетели.

Словом: он должен как в помышлениях, так в важ ных и даже незначащих делах возвышаться над толпою беспечных, безумствующих и порочных людей.

§27. Дабы истинно хороший пример производил желаемое действие, каждый член, а особенно член второй отрасли, должен:

Стараться узнавать свойства знакомых своих и с добродетельнейшими усилить связь; заслужить их доверенность и наблюдать за их поступками, склонять их на путь добродетели.

Заводить новые связи с людьми, кои способны восчувствовать необходимость добродетели; заслужив их доверенность и уважение, утверждать их также примером своим в правилах нравственности.

Таким образом <следует> особенно поступать с молодыми людьми, кои, не получа совершенно основательного воспитания и вступая на поприще общественной жизни, с равной алчностью готовы принять как худые, так и хорошие впечатления.

§28. Каждый член второй отрасли должен стараться во всех речах своих превозносить добродетель, унижать порок и показывать презрение к слабости.

§29. Он должен стараться речами своими приносить существенную пользу, а не блистать оными.

§30. Он должен распространять истины:

Что мнимые удовольствия и предметы различных человеческих страстей необходимо удаляют его счастие.

Что исполнение обязанностей касательно ближнего есть вернейшее и единственное средство к достижению счастия.

Что из обязанностей касательно ближнего главнейшие суть в рассуждении отечества и что стремление к общему благу есть дело каждого гражданина.

Что человек не иначе, как с помощью веры, может преодолеть свои страсти, противостоять неприязненным обстоятельствам и, таким образом, шествовать по пути добродетели.

Что вера наша состоит не в наружных только при знаках, но в самых делах наших.

Что святые поучения ее не токмо <не> отстраняют нас от общественных обязанностей, но, напротив, истинный христианин есть наилучший семьянин и вернейший сын отечества и деятельнейший слуга его.

§31. Он должен стараться:

Показать неразрывность собственного блага с общим и ничтожность так называемых личных выгод.

Убеждать в обманчивости и худых следствиях удовлетворения страстей.

Обнаруживать всю подлость лицемерия и несогласие оного с истинной верой.

Обращать внимание других на ужасные следствия лихоимства я необходимость противиться сему злу.

Доказать всем, что жестокость с подвластными есть дело бесчестное, ибо участь их и без притеснений заслуживает не только сожаление, но и всевозможное старание улучшить оную.

Осмеивать слишком обыкновенную теперь искательность удовольствий и те предметы, в коих оного ищут.

Показывать всю нелепую приверженность к чужеземному и худые сего следствия, также стараться уверить, что добродетельный гражданин должен всегда предпочитать приятному полезное и чужеземному отечественное.

Внимание родителей обращать на воспитание детей.

Отвращать женский пол от суетных удовольствий и представлять ему новое поприще действий в распространении возвышенных чувствований, как то: любви к отечеству и к истинному просвещению.

§32. Молодых знакомых своих должен склонять к полезным занятиям, учреждать с ними или между ними бщества, занимать их различными предметами, но таким образом, чтобы всех занятий, всех действий, всех помышлений последствие было - общее благо.

§33. Члены, владеющие поместьями, должны стараться иметь знающих и добродетельных священников, которые бы личным примером и поучениями старались навести прихожан своих на путь добродетели.

§34. Члены духовного звания, как избранные самим правительством для распространения правил добродетели, должны особенно стараться просвещать светских юдей в смысле Союза. Они имеют также надзор за духовными особами, вне Союза состоящими, сообщают в Союз замечания свои насчет их поведения, дабы он мог споспешествовать трудам добродетельных и унижать козни порочных.

§35. Член второй отрасли обязан с дозволения Союза вступать во все правительством одобренные, о нравственности пекущиеся общества и извещать Союз о всех их действиях, дабы сей последний мог употребить надлежащие меры к соглашению оных с своею целью.

§36. Все сочинения, издаваемые членом сей отрасли, должны основною мыслию иметь распространение добродетели.

§37. Отдел распространения правил нравственности занимается общими силами: 1) сочинением и переводом хороших, нравственных книг; 2) рассмотрением уже существующих и 3) повременным изданием, в котором предлагаемы рассуждения о нравственных предметах, о добродетелях великих мужей и т. п. и осмеиваемы ныне господствующие, по виду малозначащие, но источник в пороках имеющие предрассудки.

Отдел II. Воспитание юношества

§38. Члены сего отдела должны стараться получать вернейшие сведения о учебных заведениях, в государстве существующих, доставлять их в Союз и предлагать начертания к вознаграждению замеченных недостатков. О примерно хороших, также и о худых воспитателях дают сведения правлению Союза, дабы оно могло способствовать возвышению первых и унижению последних.

§39. Они должны стараться получать по знакомству или службе участие в управлении учебными заведениями, дабы воспитанию юношества дать надлежащее направление и дабы учебные заведения, распространяя полезные познания, наибольшее внимание обращали на нравственное образование воспитанников.

Личный пример

§40. Они по возможности обязаны сами заводить учебные заведения для воспитания молодых людей, и сии заведения должны быть склоняемы к цели Союза.

§41. Члены, имеющие поместья, должны по возможности учреждать училища в деревнях своих и наблюдать, чтоб все шло надлежащим ходом.

§42. Касательно частного воспитания члены, имеющие в оном участие, т. е. воспитывающие своих или чужих детей, должны стараться внушать им правила добродетели и веры; воспалить в них любовь к отечеству и ко всему истинно доброму и великому, снабдить их полезнейшими познаниями; словом, приуготовить их к жизни добродетельных людей, усердных и полезных граждан.

§43. При воспитании должны они сколь возможно избегать чужестранного, дабы ни малейшее к чужому пристрастие не потемняло святого чувства любви к отечеству.

§44. В разговорах о воспитании член должен стараться убеждать:

Сколь сильно действие воспитания на целую жизнь человека.

Сколь мало теперь пекутся об истинном воспитании и как бедно заменяет его наружный блеск, коим стараются прикрыть ничтожность молодых людей.

Что главный предмет в воспитании должен быть нравственность и что никакое средство к возбуждению в юноше любви ко всему истинно доброму и великому не должно быть при оном отметаемо.

Что укрепление молодого человека в правилах веры и приверженности к оной есть сильнейшее средство к образованию его нравственности.

Что науки при воспитании должны ограничиваться способствованием к образованию рассудка и сердца, т. е. к приуготовлению молодого человека не к другому какому-нибудь званию, но вообще к званию гражданина и добродетельного человека.

Что сии науки суть: для образования рассудка - точные науки; для образования сердца - бытописание;для приуготовления молодого человека к званию гражданина и для показания ему обязанностей его - государственные науки.

Сколь необходимо каждому для собственного счастия пещись о воспитании детей своих и сколь сии родительские попечения сами по себе сладостны.

Что лучшее для женского пола и достойнейшее оного поприще состоит в воспитании детей сходно с правилами добродетели и веры.

§45. Члены сей отрасли должны в сочинениях своих распространять те же самые истины.

§46. Отдел воспитания юношества должен заниматься: 1)описанием учебных заведений, как отечественных, так и чужеземных, с показанием их совершенств и недостатков; 2) сочинением и переводом книг о воспитании юношества и начертанием лучшего способа общественного и частного воспитания; 3) сочинением и переводом учебных книг по разным отраслям наук и 4) повременным изданием, в коем помещались бы: а) сведения о новых учреждениях касательно воспитания в отечестве и чужих краях, b) статьи о воспитании и предметах, до него касающихся, с) разбор выходящих учебных книг.

Отдел III. Распространение познаний

§47. Союз, принимая в рассуждение, что из числа познаний, кои ум человеческий приобресть способен, те для него суть полезнейшие, кои по сердцу и по рассудку делают его способнейшим к споспешествованию общему благу, посредством сего отдела старается распространять особенно те науки, кои просвещают человека на счет его обязанностей и споспешествуют ему в исполнении оных.

Личный пример

§48. Члены сего отдела, избранные из людей, приверженных к занятиям, должны предпочитать полезнейшие и званию гражданина приличнейшие.

§49. Члены, занимающиеся словесностью, должны на произведения свои налагать печать изящного, не теряя из виду, что истинно изящное есть все то, что возбуждает в нас высокие и к добру увлекающие чувства.

§50. Они должны стараться знакомых своих поощрять к полезным занятиям, способствовать им в сих трудах; имеющих дар слова обращать к истинно изящному и отвращать от низкого и посредственного.

§51. В разговорах об учебных предметах:

Превозносить полезное и изящное, показывать презрение к ничтожному и вооружаться против злонамеренного.

Показывать необходимость познании для человека, всю низость невежества и различие учености от истинного просвещения.

Обращать внимание на состояние и ход нынешнего просвещения.

Объяснять потребность отечественной словесности, защищать хорошие произведения и показывать недостатки худых.

Доказывать, что истинное красноречие состоит не в пышном облечении незначащей мысли громкими словами, а в приличном выражении полезных, высоких, живо ощущаемых помышлений.

Убеждать, что сила и прелесть стихотворений не состоит ни в созвучии слов, ни в высокопарности мыслей, ни в непонятности изложения, но в живости писаний, в приличии выражений, а более всего в непритворном изложении чувств высоких и к добру увлекающих.

Что описание предмета или изложение чувства, не возбуждающего, но ослабляющего высокие помышления, как бы оно прелестно ни было, всегда недостойно дара поэзии.

§52. Те же самые истины члены сего отдела должны распространять и в сочинениях своих.

§53. Члены должны стараться вступать, с ведома Союза, во все ученые общества, склонять их к цели истинного просвещения.

§54. Отдел распространения познаний занимается:

Сочинением и переводом книг по следующим отраслям наук: а) по умозрительным наукам, поколику они полезны гражданину; b) по естественным наукам, особенно прилагая их к отечеству; с) по государственным наукам, извлекая из них ближайшее к отечеству; d) по словесности, обращая особенное внимание на обогащение и очищение языка.

Разбором известнейших книг по разным отраслям полезных наук и

Повременным изданием, в которые входят: а) рассуждения о разных учебных предметах; b) известия о различных открытиях; с) разбор выходящих книг и d) мелкие сочинения и стихотворения.

§55. Он старается изыскать средства, изящным искусствам дать надлежащее направление, состоящее не в изнеживании чувств, но в укреплении, благородствовании и возвышении нравственного существа нашего.

Отрасль третья

ПРАВОСУДИЕ

§56. Все дела по разным частям управления в отечестве состоят под надзором членов сей отрасли.

§57. Они не только не отказываются и не уклоняются от должностей, особенно по выборам дворянства, но, напротив, ищут таковых мест; собственным непорочным и бескорыстным прохождением службы оные возвышают и сохраняют им всю их важность и достоинство. Строгое и ревностное исполнение возложенных по службе или государственных обязанностей есть отличная черта члена Союза Благоденствия.

§58. Наблюдают за чиновниками, вне Союза находящимися, и понуждают их с помощью прочих членов Союза к честному служению и вообще к таковому ж обхождению во всех делах житейских, буде они от оного уклоняются.

§59 Вникают во все решаемые дела в присутственных местах, военных судах; клонят все на сторону справедливости.

§60 Соглашают различные племена, состояния, сословия и роды службы, в отечестве находящиеся,- представляя, что оные одинаково полезны, и всех их к одной цели направляют - к благоденствию России...

§61. Сия отрасль требует преимущественно пред прочими самого большого числа членов, ибо заключает более других действия, затрудняемого притеснением и недоброжелательством многих; члены оной не оставляют ни мест своих, ни должностей в службе и тщатся не ослабевать в прехождении пути своего.- Союз приглашает к сей отрасли:

Тех, кои за отдалением от мест, откуда просвещение в государстве изливается, как то: от столиц и больших городов, тех, кои, за неимением способов по роду службы и занятий и непостоянному их жительству, не могут действительно участвовать в человеколюбии и просвещении.

Тех, кои живут в больших городах и столицах и имеют участие в различных отраслях правления.

Тех, кои состоят в какой-либо службе.

Тех, кои имеют общее уважение. И потому к сей отрасли приписываются большая часть военных чинов, многие отставные люди, в уездах живущие и служащие по выборам дворянства и вообще по другим частям.

§62. Члены сей отрасли:

Особенно нападают на дух раболепствия и властолюбия многих сограждан.

Обращают общее мнение против чиновников, кои, нарушив священные обязанности, истребляют то, сохранение чего поручено их попечению, и теснят и разоряют тех, которых долг повелевает им хранить и покоить.

Искореняют злоупотребления, в гражданскую службу вкравшиеся, особенно по выборам и в присутственных местах.

Выхваляют помещиков, известных своим добрым с подвластными обхождением.

Истребляют продажу крепостных людей в рекруты; отклоняют вообще от продажи их поодиночке, стараясь вразумить: что люди не суть товар и что только простительно одним народам, непросвещенным светом христианства, почитать подобных себе собственностию, участию коей каждый, имеющий оную, располагать может по произволению.

В пример другим ставят чиновников, ревностно свои обязанности выполняющих.

Вообще обращают свое действие в исправление всех случающихся злоупотреблений порока; на возвышение в общем мнении людей справедливых: вознаграждение невинно притесненных и угнетенных; словом, всякий член старается, по мере сил своих, воздавать каждому должное.

§63. Стараются склонять дворянство в уездах к определению достаточного жалованья чиновникам, по выборам служащим, дабы тем самым отнять у бедных дворян обыкновенную ссылку на их малое состояние, отчего многие, не получившие надлежащего воспитания, не только преступлением не считают взятки, но даже вещью необходимою и должною, ибо служат не для пользы сограждан, но для пропитания, а часто и для собственного обогащения. А как таковой почти повсеместный обычай есть ужаснейший пример безнравственности и величайший производит вред отечеству, то все члены Союза, в какой бы они отрасли ни состояли, но имеющие земли и владения, должны непременно склонять сограждан сим средством отвратить вышеозначенное зло.

§64. Члены правосудия о людях достойных и честных уведомляют Союз, который поощряет, одобряет или оказывает им пособие, буде они в них нужду имеют, и защищает их, если за правду гонение потерпят,- выставляя заслуги их на вид правительства. О бесчестных же уведомляют Союз для того, чтобы лишить их способов делать зло.

§65. Члены сии почитаются - от Союза поставленными блюстителями справедливости. Они всегда действуют, говорят и судят право, не страшатся мнения малодушных, не считают себя несчастными, когда за истину страждут. Сильны будучи правдою, более еще укрепляются тесною взаимною своею связью и особенным покровительством Союза и правительства.

§66. Заводят вольные общества, имеющие все целью стремление к справедливому и подавление порока и неправды. В сих обществах необходимо собираема должна быть общественная казна для вознаграждения убытков, за правду понесенных.

§67. Многое можно бы еще прибавить ко всем сим занятиям, достойным обратить на себя все труды и старания членов отрасли правосудия;- но мы предоставляем сие времени и успехам Союза. Лучше описывать сделанное уже для блага отечества, нежели предначертывать то, что еще делать надлежит.

Отрасль четвертая

ОБЩЕСТВЕННОЕ ХОЗЯЙСТВО

§68. По сей отрасли Союз занимается изысканием непреложных правил общественного богатства, о которых в течение стольких веков множество было различных прений и рассуждений,-способствует усовершенствованию всякого рода полезной промышленности,- старается водворить общественную доверенность,- противится вредному единоторжеству, собирающему богатство в одни руки.

§69. В сию отрасль приглашаются:

Члены, общественным хозяйством и промышленностью занимающиеся.

Служащие по торговой части и по части государственного хозяйства.

§70. Они стараются предпочтительно ввести строгую честность в торговлю, ибо без оной всегда будет существовать недоверчивость.

§71. О новых и полезных открытиях извещают соотечественников посредством сочинений или помещением их в повременных изданиях/

§72. Потерпевшим по несчастному течению обстоятельств разорительные убытки стараются доставлять способы к вознаграждению их.

§73. Торгующие члены не преступают государственных постановлений, но, напротив того, стараются истребить злоупотребления, вкрадывающиеся в таможни, и доводят их до сведения Союза.

§74. Члены сей отрасли в местах их пребывания заводят по возможности страховые приказы для несчастных случаев; как то: для вознаграждения убытков, от пожаров понесенных; для сего, определяя некоторый обеспеченный денежный вклад, предлагают жителям застраховать свои дома или другое какое строение и, оценив дома, берут в приказ положенный рост и определяют цену, какая выдаваема будет в случае несчастия. Начертания о таковых приказах присылаются членами правлению Союза, дабы оно могло их сообразить, избрать в каждом лучшее и, содержа связь сих приказов, тем более извлечь из них выгоды сделавшим на то вклады и предохранить каждый из них от падения В таковых приказах могут участвовать и не члены Союза; но правления оных зависят от него, разве только кроме тех случаев, когда они вольные

§75 Члены сей отрасли заводят вольные общества для усовершенствования хлебопашества и прочих родов промышленности.

§76 Члены сей отрасли занимаются также описанием отечества, промышленности, торговли, состояния земледелия и проч. в местах их жительств.

§77. Все сии отрасли могут еще быть пополнены, и многоразличные действия их описать подробно невозможно; тем более, что они часто истекают от положения и способов членов, равно как и обстоятельств; но во всяком случае, во всяком месте и во всяком звании член Союза Благоденствия должен помнить, что он обязался рачительно и неутомимо содействовать благу отечества и во всех действиях своих поступать сообразно сей великодушной цели. Награда его - уважение соотечественников.

Никто же возлож руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в царствии божии (Еванг. от Луки).

Конец первой части.

Союз объявляет ложным всякий список, не скрепленный печатью Союза и не подписанный блюстителем коренного совета.-- Блюститель.----

Белоголовый Н.А. Из воспоминаний сибиряка о декабристах . Русские мемуары. Избранные страницы. 1826-1856 гг. М., 1990.