НОРМАТИВЫ И ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТЫ В ПЛАНИРОВАНИИ МАРША АВТОМОБИЛЬНЫХ КОЛОНН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВОИНСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

П.Ф. Кривоусов, соискатель

Аннотация. На основании изложенного в статье материала определяется время, которое необходимо автомобильной колонне на выполнение задачи по осуществлению воинских автомобильных перевозок, путем проведения математических расчетов. Табл. 2. Формул. 11. Библ. 4.

Ключевые слова: марш, нормативы, расчет продолжительности.

Материально-техническое обеспечение является составной частью всестороннего обеспечения Вооруженных Сил и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение материальных, технических, транспортных, ветеринарно-санитарных, бытовых и других потребностей войск, обеспечения базирования авиации и сил флота в целях поддержания боевой готовности и боеспособности войск (сил) для выполнения поставленных задач.

Одной из основных задач материально-технического обеспечения войск в мирное и военное время является выполнение различных видов воинских перевозок и подвоза материальных средств.

Он организуется и осуществляется в любых условиях обстановки в интересах полного и бесперебойного материального обеспечения войск (сил), для накопления, восстановления и поддержания на складах установленных норм запасов материальных средств



Подвоз материальных средств включает планирование, подготовку материальных, транспортных и погрузочно-разгрузочных сил и средств, погрузку, перевозку материальных средств (различными видами транспорта) и их выгрузку .

Основными требованиями к подвозу материальных средств являются: бесперебойность (непрерывность), комплексность, устойчивость, минимальное количество перегрузок, оперативность, высокая скорость движения запасов, максимальная механизация погрузочно-разгрузочных работ, гибкость и управляемость.

Осуществляя воинские автомобильные перевозки, подразделения и части материально-технического обеспечения совершают марши к местам погрузки и выгрузки материальных средств.

Что - же представляет собой марш?

Марш – это организованное передвижение войск в колоннах по дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район в установленное время в полном составе в готовности к немедленному выполнению боевой задачи. Во всех случаях марш совершается скрытно. Марш автомобильных колонн в составе подразделений и частей осуществляетсяобычно в тылу своих войск. В этих условиях личный состав колонн должен быть готов к отражению ударов с воздуха, действовать против диверсионно - разведывательных групп, в условиях воздействия высокоточного оружия, применения средств дистанционного минирования. Все марши совершаются, как правило, ночью, или в других условиях ограниченной видимости .

После марша автомобильные подразделения сосредотачиваются в пункте дислокации или в другом назначенном районе.

Время марша автомобильных соединений, частей и подразделений складывается из времени их движения к местам загрузки материальными средствами, времени выполнения погрузочных работ, времени движения по маршруту и времени разгрузки.

Движение осуществляется в походном порядке, установленном начальником колонны.

Успешность осуществления воинских автомобильных перевозок во многом зависит от точности тактических расчетов на марш. Требования, предъявляемые к расчетам – это своевременность и точность.

Требование своевременности расчетов вызвано необходимостью безотлагательного принятия решения на организацию и осуществление перевозок. Поэтому результаты расчетов должны быть получены в сроки, продолжительность которых диктуется обстановкой.

Максимально возможную быстроту расчетов определяют иногда как оперативность работы. Между тем оперативность работы помимо быстроты включает и другое важное требование-точность расчетов. Только сочетание быстроты расчетов с их объективной правильностью, точностью можно определить как оперативность расчетного обеспечения.

При планировании автомобильных перевозок в основу расчетов принимаются следующие усредненные нормативы:

1. Продолжительность работы водителя – время, в течение которого водитель выполняет транспортную работу (погрузка, движение, выгрузка). Оно установлено 10-12 часов в сутки, остальное время (12-14ч) расходуется на обслуживание техники, на отдых, прием пищи. Кроме того, в суточный баланс входит затрата времени на привалы – 3-4 часа и ежесуточный отдых 6-8 часов. Начальник колонны должен всегда, особенно в напряженный период марша, проявлять всемерную заботу о сохранности физических сил и поддержании высокого морального духа водителей. В этих целях, а также для приема пищи, проверки состояния техники, вооружения и перевозимых материальных средств в ходе марша назначаются привалы, дневной (ночной) отдых. Места привалов и отдыха выбираются по карте, а затем уточняются по результатам разведки. Привалы назначаются через каждые три-четыре часа движения продолжительностью до одного часа и один привал - продолжительностью до двух часов во второй половине суточного перехода.

Если расстояние перевозки не превышает половины суточного перехода автомобильной колонны, отдых личного состава, прием горячей пищи и техническое обслуживание автомобилей организуются, как правило, в районах погрузки (разгрузки).

При перевозке грузов на расстояния, превышающие нормы суточного пробега, назначается ночной или дневной отдых на маршрутах перевозок.

При совершении марша на большие расстояния через каждые три-пять суточных переходов, при необходимости, может предоставляться суточный отдых.

Для дневного (ночного) и суточного отдыха назначаются районы, которые по возможности выбираются вне населенных пунктов, в местах, имеющих источники воды, естественную маскировку и укрытия, обеспечивающие защиту от ядерного, высокоточного оружия и других средств поражения.

2. Суточный пробег – путь, пройденный автомобилем за сутки, км. В различных звеньях подвоза нормы суточного пробега в зависимости от состояния дорог, времени простоя под грузовыми операциями, плеча подвоза и других причин различны и в среднем принимаются:

В войсковом звене подвоза - 150 км

В армейском - 200 км

Во фронтовом - 250 км

Для автотранспорта центра - 300 км и более.

3. Плечо подвоза – расстояние (в километрах) от пункта погрузки до пункта выгрузки. Плечо подвоза автотранспортом соответствующего звена, как правило, не должно превышать половины величины суточного пробега.

4. Среднетехническая скорость движения (км /ч) – отношение пройденного пути (участка, маршрута или за сутки) к времени движения (на том же участке, маршруте или за сутки) .

где L – протяженность определенного участка, км;

– время движения (без учета времени простоев), ч.

При планировании автомобильных перевозок величину среднетехнической скорости берут в пределах 30 км/ч.

Средняя маршевая (эксплуатационная) скорость.

где L – расстояние, пройденное автомобилем за рабочий день, км;

– время нахождения автомобиля в наряде,ч.

6. Время простоя автотранспорта под грузовыми операциями – время, необходимое для погрузки или разгрузки отдельного автомобиля, (автомобильного подразделения):

Нормы времени на загрузку автомобилей и автомобильных колонн со средствами механизации приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Нормы времени на загрузку автомобилей и автомобильных колонн.

При ручном способе выполнения погрузочно-разгрузочных работ нормы времени увеличиваются в 1,5 раза.

Нормы времени на налив и слив горючего колонн автомобильных частей и подразделений приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Нормы на налив и слив горючего автомобильных колонн.

Примечания:

*При наличии на полевом складе механизированной заправки на 20-25 топливоцистерн одновременно.

**В числителе приведены нормы времени при наличии механических насосов на топливоцистернах, в знаменателе – при наливе (сливе) горючего с помощью мотопомп.

В целях обеспечения высокой организованности совершения марша подразделений, своевременности его начала, обеспечения каждому автомобилю и подразделению возможности занять свое место в колонне, назначаются:

1. При совершении марша по одному маршруту:

Исходный пункт;

Пункт регулирования;

2. При совершении марша по нескольким маршрутам:

Исходный рубеж;

Рубеж регулирования.

Как правило, автомобильная колонна, назначенная для выполнения воинских перевозок, совершает марш по одному маршруту. Исходный пункт назначается на удалении, обеспечивающем вытягивание колонны и набор заданной скорости движения. В зависимости от глубины колонны и условий местности он может быть назначен на удалении 5-10 км от передней границы района расположения подразделения. Дистанции между машинами назначаются в зависимости от скорости движения, условий местности. Обычно они составляют 0,1 от средней скорости движения. В цифровом выражении это будет равно 25-50 км/ч.

Опыт боевых действий и проведения учений доказывает, что каждый командир в своей практической деятельности постоянно сталкивается с необходимостью принимать решения. В современных условиях практически нельзя принять оптимальное решение на марш, не научившись правильно предвидеть возможные последствия того или иного варианта действий. Любая целесообразная деятельность, в том числе и военная, обязательно включает в себя предвидение её результатов. А это, прежде всего – умение просчитывать алгоритм предстоящих боевых действий, производить тактические расчеты.

Однако, не зная содержание методик расчетов, командир не в состоянии судить об их достоинствах и недостатках, о достоверности полученных расчетов путем данных, т.е. не сможет правильно определить свое отношение к ним.

Возможны две крайности: преклонение перед расчетными данными и, наоборот, недооценка расчетов. Обе эти крайности одинаково вредны и недопустимы.

Следовательно, отличное знание методик тактических расчетов является необходимым условием успешной работы не только для непосредственных исполнителей расчетов, но и для командиров и начальников, использующих результаты этих расчетов .

В данной статье, предлагаю рассмотреть опытом опробованные методики расчета элементов марша, а именно, расчет продолжительности марша при осуществлении воинских автомобильных перевозок.

Расчет продолжительности марша автомобильной колонны при выполнении воинских автомобильных перевозок предназначен для определения времени, необходимого для выполнения задачи на перевозку. Она включает в себя выполнение определенного перечня расчетов.

Страница 2

Практический расчет марша производится следующим образом: измеряется общая протяженность маршрута, измеренное расстояние при расчете марша по карте масштабов: 1:50000 увеличивается на 5% (по карте 1:100 000 - на 10%, 1:200 000 - на 15%). Затем маршрут делится на отрезки по 5-10 км с учетом коэффициента поправки на неровность рельефа, и производится расчет марша по времени.

Во всех случаях марш должен совершаться с максимально возможной в данных условиях скоростью движения.

Средняя скорость, с которой подразделения совершают марш, во многом определяют величину их суточного перехода.

Суточный переход в современных условиях будет иметь различную величину. Он зависит от средней скорости движения и физических возможностей водительского состава.

При средней скорости движения продолжительностью 10-12 часов величина суточного перехода в средних дорожных условиях может составлять для смешанных колонн до 300 км, для автомобильных до 400 км, в пешем порядке - 30-50 км.

Пример: Величина суточного перехода равна 300 км, время отводимое на марш 12 часов, а на привалы - 4 часа. Vср - ?

Средняя скорость Vср движения = 300 км: (12 - 4) = 37 км/ч.

Батальон совершает марш одной колонной.

При совершении марша дистанции между подразделениями и машинами в колонне батальона (роты) зависят от скорости движения, условий видимости и могут быть 25 - 50 м. На крутых спусках и подъемах, при движении по пыльным дорогам и гололед, а также при движении с повышенной скоростью дистанции между машинами увеличиваются, а при движении ночью уменьшаются.

При движении на открытой местности в условиях угрозы применения противником РУК дистанции, прежде всего между БМП, БТР, танками, увеличиваются и могут быть 100 -150 м.

При организации марша для своевременного его начала и регулирования скорости движения подразделениям указываются:

· маршрут движения

· исходный пункт

· пункты регулирования и время их прохождения,

а для проверки состояния машин и орудий, их технического обслуживания, приема пищи и отдыха л/с, места и время привалов, дневного (ночного) отдыха.

Исходным пунктом и пунктом регулирования могут служить местные предметы(отдельные строения, хутора, опушки леса и т.п.), имеющиеся на карте и легко опознаваемые на местности.

Исходным пунктом и пунктами регулирования не назначают мосты, переправы, дефиле, теснины, привалы, населенные пункты, т.е. места, которые подразделения должны проходить на максимально возможной скорости.

Исходный пункт - начальная точка маршрута, которая обычно назначается на некотором удалении отрайона расположения (сосредоточения) в сторону предстоящего движения. От него измеряется длина маршрута и отсчитывается время марша.

Как правило, исходный пункт назначается на удалении от передней границы района расположения (сосредоточения) примерно равном длине колонны подразделения. Это удаление для батальона в среднем составляет 3-5 км.

Таким образом каждое подразделение, еще до начала марша самостоятельно формирует колонну и выдвигается к исходному пункту с таким расчетом, чтобы пройти его головой колонны в точно назначенное время, Вытягивание колонн обычно происходит со скоростью, составляющей 0,5 - 0,75 средней маршевой скорости. Пункты регулирования служат для контроля за организованным совершением марша и своевременностью прибытия в назначенный район.

Началом совершения марша является время прохождения исходного пункта головой колонны батальона.

Подразделения двигаются только по правой стороне дороги, соблюдая установленные скорости движения, дистанции между машинами и меры безопасности, не обгоняя без разришения своего командира впереди идущие машины или колонны. В случае отставания от своей колонны дальнейшее движение совершать в хвосте колонны других подразделений и занимать место в составе своих подразделений только на привалах и в районах дневного (ночного) отдыха. Теснины, тоннели и мосты колонна проходит безостановочно с максимально возможной скоростью.

Управление колонной осуществляется установленными сигналами. Радиосвязь работает только на прием и для передачи сигналов оповещения.

При совершении марша ночью машины двигаются с использованием приборов ночного видения или светомаскировочных устройств, а на участках, где просматривается местность противником и в светлую ночь, движение осуществляется с полностью выключенными приборами наружного освещения.

Отражение ударов воздушного противника на марше осуществляется силами штатных и приданных батальону зенитных средств, а также огнем выделенных для этого мотострелковых (танковых) подразделений.

При нападении воздушного противника колонна продолжает движение, зенитные средства и выделенные подразделения отражают его огнем сходу или с коротких остановок. Личный состав переводит противогазы в положение “Наготове”.

По сигналам оповещения о радиоактивном, химическом и биологическом заражении батальон продолжает движение. В БМП, БТР, танках перед преодолением зон заражения люки, двери, жалюзи закрываются, включается система защиты от ОМП. Личный состав при следовании в пешем порядке и на открытых машинах надевает средства индивидуальной защиты.

Зоны с высоким уровнем радиации, районы разрушений, пожаров и затоплений на маршрутах движения, как правило, обходятся. При невозможности обхода зоны заражения преодолеваются с максимальной скоростью с использованием средств индивидуальной защиты и системы защиты от ОМП, имеющихся на машинах.

В случае применения противником зажигательного оружия, а также при вынужденном преодолении района пожаров люки, бойницы и жалюзи танков, БМП, БТР закрываются. Командир батальона быстро выводит колонну из района пожара вперед или в наветренную сторону, останавливает ее, организует тушение очагов огня на вооружении и технике, спасение личного состава и оказание пострадавшим первой медицинской помощи, после чего колонна продолжает движение.

Минные поля, установленные системами дистанционного минирования противника, обходятся, а при невозможности их обхода преодолеваются по проходам, проделанным приданными инженерными подразделениями или с использованием возимых комплектов разминирования.

Диверсионно-разведывательные группы в ходе совершения марша уничтожаются походным охранением или специально выделенными для этой цели подразделениями.

Привалы назначаются через 3-4 часа движения продолжительностью до одного часа, а во второй половине суточного перехода - продолжительностью до 2-х часов. Для пеших колонн привалы назначаются продолжительностью 10 минут через каждые 50 минут движения. Места привалов выбирают перед рубежом регулирования в целях подтягивания колонн.

При остановках на привалы построение колонны не нарушается. Машины и тягачи с орудиями останавливаются на правой обочине дороги на установленных дистанциях, но не ближе 10 метров одна от другой, и маскируются штатными маскировочными покрытиями и местными материалами.

Личный состав высаживается из машин и распологается для отдыха справа от дороги.

В машинах остаются радиотелефонисты командирских машин, дежурные пулеметчики, наводчики орудий и наблюдатели. Дежурное зенитное подразделение занимает указанную огневую позицию, а дежурные стрелки-зенитчики располагаются вблизи своих машин в готовности к уничтожению воздушных целей.

На привалах походное охранение занимает выгодную позицию и находится в постоянной готовности к отражению внезапного нападения противника и обеспечению развертывания батальона.

Дневной (ночной) отдых войскам предоставляется, когда совершается марш в несколько переходов. В таких случаях подразделения ночью продолжают движение, а днем отдыхают, или, если позволяет обстановка, днем передвигаются, а ночью отдыхают. Район дневного (ночного) отдыха назначается в конце каждого суточного перехода.

Для привалов продолжительностью до 2 часов и дневного (ночного) отдыха выбираются районы с условиями, благоприятными для защиты от ОМП и маскировки войск, а также с достаточным количеством источников воды.

С карты командира взвода командиры отделений подготавливают схему (кроки) маршрута .

Связь на марше осуществляется подвижными средствами, с помощью АСУВ, а в подразделениях, кроме того, установленными сигналами (флажками и фонариками). Радиосредства работают только на прием. Ограничения на использование радиосредств снимаются при встрече с противником и при отражении ударов воздушного противника.

Замыкание может докладывать командиру роты об остановившихся и вышедших из строя вооружения и военной техники короткими условными сообщениями.

Машины, вышедшие из строя в ходе марша, останавливаются на правой обочине дороги или отводятся в сторону. Экипажи машин, механики-водители (водители) определяют причины неисправностей и принимают меры к их устранению. После устранения неисправностей машины продолжают движение, присоединяясь к проходящей колонне, места в колоннах своих подразделений они занимают на привалах. Обгон колонн в движении запрещается.

Район расположения подразделений на месте, требования к нему, его размеры. Основные требования при размещении подразделений в районе расположения. Фортификационное оборудование района. Организация сторожевого охранения.

Расположение в районе – размещение подразделений в назначенном районе: исходном, сосредоточения, отдыха, ожидания, сбора и других районах.

Взвод при расположении в районе должен быть в постоянной готовности к отражению нападения воздушного и наземного противника, совершению маневра на новое направление и к выполнению других внезапно возникающих задач.

Районы расположения должны обеспечивать:

защиту от оружия массового поражения и высокоточного оружия;

рассредоточение и скрытное размещение подразделений;

возможность их быстрого сбора и проведения маневра в нужном направлении;

удобство размещения и отдыха личного состава;

благоприятные условия в санитарно-эпидемическом отношении;

наличие достаточного количества источников воды, дорог и подъездных путей, пригодных для движения вооружения и военной техники.

Порядок размещения подразделений зависит от характера предстоящих действий, продолжительности нахождения в районе, условий обстановки и характера местности.

Необходимо избегать размещения подразделений вблизи крупных населенных пунктов и важных объектов, по которым противник может наносить массированные огневые удары. В населенных пунктах подразделения обычно размещаются в условиях суровой зимы или длительной непогоды, если нет возможности и времени на устройство укрытий вне населенных пунктов.

Расположение подразделений под линиями электропередач, вблизи газо- и нефтепроводов, радиационно, химически и биологически опасных объектов не допускается.

Для обеспечения защиты подразделений (частей) от ОМП, а следовательно, и их живучести в районе расположения они должны размещаться рассредоточено и в построении, обеспечивающем осуществление маневра и ведения боя.

Оптимальные пределы рассредоточения устанавливаются в зависимости от характера предстоящих действий, укомплектованности подразделений и условий местности. Так, по существующим взглядам, величина районов расположения может составлять:

для батальона – до 10 км²;

для роты – 1…1,5 км²;

Удаление между: ротами – 1…1,5 км,

взводами – 300…400 м

Взвод на месте располагается в указанном районе или вдоль маршрута выдвижения. В условиях зимы взвод может располагаться в населенном пункте.

Рота в назначенном районе располагается по подразделениям и с таким расчетом, чтобы с началом выхода из района не делать лишних передвижений.

Для решения внезапно возникающих задач в роте назначается дежурное подразделение в составе отделения. Оно располагается, как правило, в занимаемом ротой районе.

Назначаются границы района, место расположение КНП взвода, места расположения отделений и машин. Машины располагаются с использованием защитных свойств местности (под кронами деревьев, в оврагах, ложбинах и т.д.). Расстояние между машинами 25…50 м, а на открытой местности и при угрозе применения ОМП, ВТО – 100…150 м. Вблизи машин оборудуются ложные объекты.

КНП располагается в наиболее защищенном месте.

Личный состав располагается вблизи своих машин.

Места расположения личного состава и техники тщательно маскируются.

В подразделении организуется непосредственное охранение, осуществляемое патрульными и постоянным дежурством наблюдателей на КНП роты. Патрульные несут службу путем обхода расположения роты. Кроме того, для охраны личного состава, вооружения и военной техники назначается суточный наряд.

Сторожевое охранение батальона осуществляется сторожевыми постами в составе отделения (танка), выставляемыми при необходимости на угрожаемые направления на удаление – 1500 м, на скрытых подступах – секретами в составе двух - трех человек, выставленными на удалении до 400 м от района расположения батальона, а на границах района расположения – непосредственным охранением, включающим парных патрулей и постоянное дежурство наблюдателей на КНП батальона.

Позиция сторожевого поста выбирается с таким расчетом, чтобы она обеспечивала хорошее наблюдение и давала возможность упорно оборонять ее до готовности сторожевого отряда к бою.

Назначаются и оборудуются основные и запасные огневые позиции охранения, при необходимости назначается наблюдатель, располагающийся на удалении видимости.

Назначаются и оборудуются основные и запасные огневые позиции охранения.

1. Порядок совершения марша. Подготовка орудия (миномета, боевой машины, установки ПТУРС) к маршу

Быстрота развития и решительность современного боя приво­дят к частым перегруппировкам и маневру частями и подраз­делениями, а следовательно, к передвижению их в самых раз­личных и сложных условиях боевой обстановки.

Марш представляет собой организованное передвижение войск в колоннах по дорогам и колонным путям в целях своевремен­ного их выхода в назначенный район в полной готовности к вы­полнению боевой задачи. Он может совершаться в предвидении вступления в бой с марша или вне угрозы столкновения с против­ником.

Для обеспечения наибольшей скрытности передвижения марш совершается, как правило, ночью или в других условиях ограни­ченной видимости, а в ходе боевых действий и в глубоком тылу своих войск и днем.

В любых условиях подразделения должны прибыть в назна­ченный район своевременно и в полной боевой готовности.

Батарея (взвод) совершает марш, как правило, в составе по­ходной колонны артиллерийской или общевойсковой части (под­разделения) с дистанциями между подразделениями и маши­нами до 50 м. При движении по пыльным дорогам и в других ус­ловиях ограниченной видимости, в гололед и по дорогам, имею­щим крутые подъемы, спуски и повороты, а также при преодоле­нии зон радиоактивного заражения дистанции между машинами увеличиваются.

В предвидении вступления в бой с марша батарея, придан­ная общевойсковому подразделению, может следовать в составе головной (боковой) походной заставы, в авангарде (боковом от­ряде) или в колонне главных сил части.

Батарея истребительно-противотанковой артиллерии (батарея ПТУРС) следует, как правило, за авангардом. На марше вне угрозы столкновения с наземным противником батарея следует в составе колонны своей части (подразделения).

Орудие (миномет, боевая машина, установка ПТУРС) обычно совершает марш в походном строю своей батареи (взвода) в ука­занном ему месте, которое оно не имеет права оставить без раз­решения командира взвода (батареи).



Скорость движения при совершении марша и величина суточ­ного перехода зависят от поставленной задачи, подготовленности и втянутости водителей, вида и технического состояния средств тяги и материальной части артиллерии, а также от состояния до­рог, погоды, времени года и суток.

Средняя скорость движения по дорогам может быть: для сме­шанных колонн (гусеничных и колесных машин) ночью-15- 20 км/ч, днем - 20-30 км/ч; для колонн колесных машин ночью - 25-30 км/ч, днем - 30-40 км/ч.

При совершении марша в горах, пустынях, северных районах и лесисто-болотистой местности, а также зимой средняя скорость движения в зависимости от условий обстановки может уменьшать­ся. Так, при совершении марша в горах, на участках с крутизной подъемов и спусков в 10° и более скорость движения автомобилей не превышает 10-15 км/ч, гусеничных тягачей-10 км/ч.

Снежный покров также затрудняет движение. Скорость движе­ния автомобилей снижается уже при глубине снега в 10-15 см, а при толщине снежного покрова свыше 30 см движение автомо­билей без проведения специальных мероприятий невозможно.

Для повышения проходимости автомобилей и артиллерийских тягачей по глубокому снегу и преодоления скользких подъемов и спусков на колеса автомобилей надевают цепи, на гусеничные тя­гачи - шпоры.

На каждый автомобиль должны быть заготовлены маты и фа­шины. Подразделения должны иметь заранее подготовленные при­способления для торможения машин и материальной части, а также средства для преодоления крутых подъемов и спусков.

На особо крутых подъемах материальная часть буксируется на тросах, а спуск производится на малых скоростях с применением тормозов.

Средняя скорость движения при совершении марша не озна­чает, что подразделения будут двигаться с этой скоростью на про­тяжении всего маршрута; на различных участках маршрута скорости движения в зависимости от конкретных условий будут различными. Во всех случаях марш должен совершаться с макси­мально возможной в данных условиях скоростью движения.

Для проверки состояния материальной части, тягачей и ма­шин, их технического обслуживания, устранения неисправностей и дозаправки, а также для сохранения сил личного состава на­значаются привалы: через 3-4 ч движения продолжительностью до 1 ч и один привал для приема пищи продолжительностью до 2 ч во второй половине суточного перехода.

При совершении марша на большие расстояния, кроме прива­лов, назначается дневной (ночной) отдых.

На марше орудие (миномет, боевая машина, установка

ПТУРС) должно быть в постоянной готовности к немедленному развертыванию для борьбы с противником. Чтобы лучше выпол­нить поставленную задачу, командир расчета должен своевремен­но подготовить свой расчет и материальную часть к совершению марша.

Командир расчета при подготовке к маршу обязан:

Изучить с личным составом задачу, сигналы управления и оповещения и порядок действий по этим сигналам;

Лично проверить исправность и подготовить к маршу ору­дие (миномет), тягач (машину), приборы и имущество;

Подготовить боеприпасы, запасные части, инструмент и при­надлежность;

Назначить наблюдателей за сигналами, устранить все за­меченные недочеты.

Если какие-либо неисправности силами подчиненного личного состава устранить нельзя, то командир расчета должен немедлен­но доложить об этом командиру взвода.

При осмотре личного состава командир расчета должен про­верить, нег ли больных, у всех ли исправно оружие, все ли обес­печены необходимыми боеприпасами, средствами защиты от ору­жия массового поражения, запасами продовольствия, воды и белья, у всех ли исправны обувь, обмундирование, снаряжение и хорошо ли они пригнаны.

Зимой следует проверить, одет ли личный состав в теплое белье, теплые портянки и зимнюю одежду. При необходимости следует организовать просушивание обуви и портянок. Командир расчета должен убедиться, все ли знают правила предупреждения обмораживания и умеют ли оказывать при этом помощь постра­давшим. Для предотвращения обмораживания личного состава тя­гач (автомобиль) необходимо оборудовать покрытием, а дно кузова застлать сеном, соломой, мхом или хвойными ветвями.

При подготовке к ночному маршу командир расчета проверяет исправность приборов ночного видения и средств световой маски­ровки тягача (автомобиля), прикрепляет или наносит краской на заднем борту тягача (автомобиля, прицепа), на щите и дульном чехле орудия знаки, хорошо видимые в темноте, чтобы обеспечить безопасность движения колонны. Подготовка к маршу должна быть закончена засветло с таким расчетом, чтобы осталось доста­точно времени для отдыха личного состава.

О готовности орудия к маршу командир орудия в установлен­ное время докладывает командиру взвода.

2. Орудие (миномет, боевая машина, установка ПТУРС) на марше

При совершении марша должен строго соблюдаться установ­ленный порядок движения, особенно скорость движения и ди­станции.

Машинам не разрешается оставлять свои места в колонне, а личному составу высаживаться из машин. Машины должны дви­гаться на установленных дистанциях по правой стороне дороги; левая сторона дороги оставляется свободной для встречного дви­жения и обгона.

Выезд из колонны и обгон без разрешения старшего командира не допускается.

Ночью машины двигаются с использованием приборов ночною видения, светомаскировочных устройств, а при движении на уча­стках местности, просматриваемой противником, и в светлые ночи-с полностью выключенным светом.

Машины, вышедшие из строя, отводятся с дороги на правую сторону. После устранения неисправностей они пристраиваются к проходящей колонне; место в колонне своих подразделений зани­мают только на привале.

Техническую помощь поврежденным автомобилям и тягачам оказывает служба замыкания. В случае невозможности исправле­ния поврежденной машины на месте принимаются меры к ее бук­сировке.

Перед началом движения командир расчета назначает наблюдателей за установленными сигналами, воздушным и наземным противником, идущей сзади машиной и буксируемым орудием. Кроме того, он назначает «бортовых» для наблюдения за креп­лением бортов кузова во время движения.

Для построения личного состава командир расчета подает команду: «К машинам», после построения (перед посадкой лич­ного состава на машины) проверяет, разряжено ли оружие, а если перевозка совершается с заряженным оружием, то постав­лено ли оно на предохранитель.

Командир орудия (миномета) лично проверяет правильность сцепки орудия (миномета) с тягачом и укладку имущества и бое­припасов в кузове тягача (машины). По команде (сигналу) «По местам» подразделения (расчеты) быстро занимают свои места в ма­шинах (тягачах). Оружие при посадке берется как удобнее, за исключением пулеметов, которые передаются военнослужащим, производящим посадку или сзади стоящим. После посадки оружие ставится между коленями, автоматы, кроме того, по команде ко­мандира подразделения могут быть взяты в положение «на грудь». При посадке командир расчета следит за правильным выполне­нием команды, проверяет крепление бортовых запоров и занимает место в кабине тягача. Если в кабине едет командир взвода, то командир расчета располагается в кузове. Приняв сигнал коман­дира взвода, командует: «Заводи», «Марш». По команде «Марш» все машины начинают движение одновременно и продолжают его на установленной дистанции.

Во время движения командир орудия (миномета, боевой ма­шины, установки ПТУРС) обязан:

Поддерживать постоянную готовность своего расчета к развертыванию и к отражению нападения противника,

Строго поддерживать установленный порядок марша и контролировать выполнение обязанностей наблюдателями;

Нa привалах осматривать материальную часть, боеприпасы, артиллерийский тягач (автомобиль, бронетранспортер) и о заме­ченных неисправностях докладывать командиру взвода;

При оставлении мест привалов проверять, чтобы личным составом ничего не было оставлено из вооружения, снаряжения и документов.

По сигналу оповещения о воздушном противнике колонна продолжает движение, подразделения приводятся в готовность для ведения огня по низколетящим воздушным целям, противогазы переводятся в положение «Наготове», нападение противника от­ражается огнем в движении.

При нападении наземного противника подразделения по команде (сигналу) своих командиров развертываются и отражают нападение противника огнем орудий (минометов, боевых машин, установок ПТУРС) и из личного оружия.

При одновременном нападении воздушного и наземного про­тивника борьбу с воздушным противником ведет только выделен­ный для этого личный состав, а остальной отражает атаку на­земного противника.

После отражения нападения противника подразделения приво­дятся в порядок и продолжают движение.

Зоны заражения в ходе марша обходятся, а при невозможно­сти обхода преодолеваются на максимальных скоростях с исполь­зованием системы защиты машин и индивидуальных средств за­щиты личного состава.

Частичная специальная обработка проводится после выхода из зоны заражения, а при заражении отравляющими веществами - немедленно. Полная специальная обработка проводится, как пра­вило, в районе дневного (ночного) отдыха или по прибытии в на­значенный район.

При нанесении противником ядерных и химических ударов принимаются меры к восстановлению боеспособности личного со­става и ликвидации последствий ударов. Пораженный личный со­став эвакуируется в ближайшие медицинские пункты.

При применении противником зажигательных средств, а также при вынужденном преодолении пожаров с ходу люки и жалюзи машин и тягачей закрываются. Колонна быстро выводится из района пожара вперед или в наветренную сторону, останавли­вается, организуется оказание первой помощи личному составу, тушение пожара на боевой технике и машинах, после чего про­должается движение.

На привалах построение колонны не нарушается, машины останавливаются на правой обочине дороги на дистанциях, установ­ленных командиром, но не ближе 10 м одна от другой. Личный состав выходит из машин только по команде своих командиров и располагается для отдыха справа от дороги. В машинах остаются радисты командира батареи. Дежурные наблюдатели занимают указанные им места вблизи колонны.

Водители и командиры орудии (минометов, боевых машин, ус­тановок ПТУРС) производят контрольный осмотр машин и мате­риальной части и устраняют неисправности.

3. Орудие (миномет, боевая машина, установка ПТУРС) во встречном бою

Орудие (миномет, боевая машина, установка ПТУРС) во встречном бою действует, как правило, в составе батареи (взво­да). На боевые действия батареи во встречном бою основное влия­ние оказывает быстрое сближение наших подразделении и проти­водействующего противника, крайне ограниченное время для под­готовки к бою, занятия огневых позиции (огневых рубежей) и под­готовки огня.

Действия во встречном бою отличаются быстротой развертыва­ния в боевой порядок, широкой инициативой, смелостью и реши­тельностью всех командиров. Очень важно упредить противника в открытии огня при завязке встречного боя.

Неясность обстановки, стремление обеих сторон захватить инициативу, выход во фланг и тыл, а также стремительное проникновение в бреши, образовавшиеся в результате применения ядерного оружия, приводят к тому, что орудиям (минометам, бое­вым машинам), развернувшимся для стрельбы с закрытой огне­вой позиции, чаше, чем обычно, придется отражать атаки против­ника стрельбой прямой наводкой.

Батарея в предвидении встречного боя может действовать в составе передового отряда, в авангарде или в составе главных сил.

Батарея может включаться в состав головной походной заста­вы, назначаться для поддержки одной из рот главных сил аван­гарда или оставаться в непосредственном подчинении командира дивизиона (батальона).

Батарея, действующая в составе головной походной заставы, с завязкой боя немедленно развертывается в боевой порядок и от­крывает огонь по противнику. Огневая задача в этих условиях ставится коротко. Орудия развертываются вблизи от дороги.

Артиллерийская батарея с завязкой боя может развернуться на открытой огневой позиции и уничтожить одновременно несколь­ко целей огнем орудий прямой наводкой. При развертывании ба­тареи для стрельбы прямой наводкой интервалы и дистанции между орудиями могут быть до 100 м.

Батарея истребительно-противотанковой артиллерии (батарея ПТУРС), назначенная в противотанковый резерв, с завязкой встречного боя выдвигается на угрожаемое направление и прикры­вает развертывание общевойсковых подразделении в боевой по­рядок. В том случае, когда противник упредил в развертывании главных сил, батарея быстро выдвигается на направление дейст­вия главной группировки танков противника, развертывается на огневом рубеже и во взаимодействии с другими огневыми сред­ствами отражает атаку танков и мотопехоты противника.

Действия расчетов во встречном бою должны быть смелыми н инициативными. Все номера расчета обязаны внимательно наблю­дать за противником, своими войсками и подаваемыми сигнала­ми и своевременно докладывать командиру расчета. Командир расчета часто будет самостоятельно принимать решение на от­крытие огня. Для поражения он должен выбирать наиболее важ­ные цели и уничтожать их в кратчайшее время. Такими целями в первую очередь будут танки, самоходно-артиллерийские установ­ки, противотанковые и другие огневые средства противника.

При развертывании на закрытой огневой позиции также важно как можно быстрее открыть огонь и нанести поражение против­нику, не дав ему завладеть инициативой.