маленьких друзей. И вот однажды моя мечта исполнилась, потому что я поняла, что чудеса происходят каждый день, только мы их не замечаем, а заметить их очень просто... Прислушайтесь!.. Слышите? (играет тихая музыка).

Мы отправляемся с вами в страну, где живут Времена года.

Сказка о Временах года

В одной волшебной стране жили люди. Они были красивые и добрые, всегда помогали друг другу, и настроение их всегда было веселым. Погода этой волшебной страны была такой же, как и сами люди: солнечной, веселой. Каждое утро над страной всходило солнце и каждым лучиком, как рукой, здоровалось с каждым жителем, а вечером оно заходило и указывало на то, что день закончился и всем людям пора отдыхать. На деревьях было полно вкусных плодов: яблок, груш, слив, апельсинов, - поэтому людям не нужно было готовить пищу. Вода в реке была такой чистой и вкусной, что не нужно было готовить другие напитки. Жизнь людей этой страны была чудесной и беззаботной, поэтому никому и в голову не могла прийти мысль, что будет как-нибудь по-другому.

Но однажды все изменилось. Вдруг подул сильный холодный ветер, налетели тучи, и пошел дождь. С деревьев облетели листья. Все звери и птицы спрятались в свои домики.

Дальше стало еще хуже: похолодало и выпал снег. Люди испугались, ведь они никогда не видели снега. Они спрятались в свои дома и в ужасе смотрели на белый пух, летящий с неба. Казалось, этот холод будет всегда. Ужас охватил людей.


Тренинг по сказкотерапии

Но вот снег закончился, выглянуло доброе солнышко, весело запели птицы. Снег начал таять, и на земле появились чудесные белые цветы. Солнце припекало все сильнее, стало очень тепло, и на деревьях снова появились вкусные плоды. Люди вышли из своих домов и засмеялись, наконец-то все стало как прежде хорошо. Но их радость длилась недолго.

Вдруг опять поднялся сильный ветер, пошел дождь, с деревьев облетели все листья. Потом выпал снег, стало очень холодно. А дальше все повторилось, как в прошлый раз: выглянуло солнышко, снег растаял, появилась зеленая травка, на деревьях зазеленели листочки, расцвели цветочки. Потом созрели плоды, и люди побежали их собирать. Только они набрали себе еды, как снова подул сильный ветер, - и все повторилось заново.

Никто не мог ответить на вопрос: «Что происходит?» Маленькие домики людей не выдерживали дождя и снега, вкусные плоды уже не росли постоянно, и люди часто были голодными - ведь они же ничего не умели делать своими руками.

Тогда люди решили пойти за советом к Доброму Волшебнику. Дорога к нему была нелегкой, но желание людей поговорить с Волшебником было настолько сильным, что они смогли преодолеть все трудности пути. Ф Люди спросили Волшебника: «Что случилось?

0 ^ "^//-"о Почему в нашей вечно зеленой и солнечной

стране идет дождь, с неба летят холодные белые л> хлопья, нам холодно, и мы хотим есть?»

Волшебник посмотрел на людей и сказал: «Ваше счастье и несчастье в том, что вы не знаете, что такое Времена Года - зима, весна, лето, осень. Вы не знаете, когда нужно запасать еду, когда нужна теплая одежда...»


Как рассказать ребенку о временах года

Люди слушали Волшебника и понимали, что еще многого они не знают и не умеют. А Волшебник продолжал: «Вы поете прекрасные песни, танцуете прекрасные танцы, любите мир, в котором живете. Вы умеете радоваться жизни. Теперь вам нужно научиться работать и наблюдать за Временем. А чтобы вам легче было это делать, я подарю вам волшебный камень».

Люди посмотрели на волшебный камень и удивились: никогда они еще не видели такого красивого камня. Он действительно был волшебный: огромный, он переливался всеми цветами радуги. А Волшебник сказал: «Понаблюдайте за камнем. Когда он будет желтого цвета - значит, скоро придет осень: подует холодный ветер, пойдет дождь, опадут листья. Вы можете подготовиться к ее приходу: собрать плоды и пшеницу. Когда камень станет синим - значит, скоро будет зима: станет очень холодно, выпадет снег. Поторопитесь утеплить свои дома. Камень станет зеленым - значит, скоро придет весна: выглянет теплое солнышко, можно будет сеять хлеб. Камень станет красным - значит, скоро придет лето: будет, жарко. В лесу вырастут грибы и ягоды».

Люди поблагодарили Волшебника и вернулись домой. Они достали старые мудрые книги и прочитали, как сеять хлеб, строить теплые дома, шить хорошую, удобную одежду и многое другое. Они наблюдали за камнем и узнавали, когда будет зима, весна, лето, осень. Люди больше не боялись дождя и снега, а радовались им не меньше, чем солнышку. Они знали, что дождь помогает расти всему живому, а снег зимой согревает подземных жителей. Так люди этой страны научились работать и;я.


Тренинг по сказкотерапии

Скоро они привыкли к смене Времен Года и составили Календарь, в котором было три зимних месяца, три весенних, три летних и три осенних. По Календарю и солнечным часам они стали сами следить за Временем, и поэтому ни одной минуты не теряли даром.

Вот так волшебный камень помог людям узнать о Временах Года.

Работа с детьми

В процессе рассказывания сказки взрослый впервые вводит понятие «времена года». Он дает четкую последовательность времен года, обозначая каждое время своим цветом: зиму - синим, весну - зеленым, лето - красным, осень - желтым. По мере изложения сказки происходит и смена «волшебных камней» в зависимости от определенного времени года. Делайте это незаметно, будьте для ребенка «матом». А если вы будете использовать горящие свечи на протяжении всей сказки, это, безусловно, сделает обстановку волшебной, таинственной, спокойной и еще больше заинтересует ребенка, сильнее привлечет его внимание.

Если сказка понравится вашему ребенку (а это, как правило, так), расскажите ее ему еще раз и еще раз. Рассказывайте сказку медленно, делайте «волшебные» паузы, изменяйте голос в зависимости от каждого персонажа сказки.

Используя волшебный камень как главный атрибут сказки, можно разнообразить 2-3 занятия приведенными ниже заданиями, выполнение которых поможет взрослым понять, как ребенок запомнил и понял содержание сказки.


Похожая информация.


Константин Ушинский «Четыре желания»

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!

— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Инструкция

Начинайте знакомство малыша с природными явлениями на прогулках. Регулярно обращайте его внимание на окружающую обстановку, особенности погоды, ощущения тела. При этом объясняйте и на практике показывайте дошкольнику понятия «жара», «тепло», «холод», «сырость», «слякоть». Показывайте дождь, снег, тучи, сосульки, желтеющие листья, лужи. Заодно поясняйте, в какое время года все это происходит. Чтобы закреплять взаимосвязь понятий, задавайте детям наводящие вопросы. Например: «На улице идет снег. Какое время года у нас сейчас?».

Читая сказки, рассказы или стихи, акцентируйте внимание ребенка на подробностях, которые описывают, что такое зима, весна, лето, осень. Чтобы закреплять знания малыша загадывайте ему тематические загадки, проговаривайте пословицы про времена года.
Купите ребенку раскраску по этой теме. При этом уточняйте у малыша, какими цветами он будет красить листья, если на рисунке осень, какой карандаш возьмет, раскрашивая снежные узоры. И когда они обычно появляются на стекле. Рисуйте с ребенком композиции по темам, обозначающим времена года. Делайте аппликации и поделки: «Зимние забавы», «Весенняя капель», «Летний натюрморт», «Осенний пейзаж».

С таким же успехом занимайтесь с малышом по картинкам, задавая вопросы: «В какое время года птицы вьют гнезда и высиживают птенцов?». «А в какое время года птицы улетают на юг?». Для этого запаситесь различными картинками с изображением зверей в различное время года. Поговорите с дошкольником о занятиях людей, связанных с зимой, весной, летом и осенью. Например, ребята катаются на санках с горы. На другой картинке дети пускают кораблики по ручью. Или делают скворечники. А комбайнеры работают на поле. Обращайте внимание малыша, что все эти занятия связаны с временами года.

Педагогами отмечено, что дети легче запоминают времена года, когда наблюдают взаимосвязь с праздниками. К примеру, 1 сентября сестренка взяла букет и пошла на День Знаний в школу. Этот праздник начинается осенью. Или дед Мороз и Снегурочка принесли подарок на Новогодний утренник. Конечно же, это случилось зимой, иначе Снегурочка бы растаяла. А 8 марта – это мамин праздник, в который папа дарит ей весенний букет тюльпанов или мимоз. На первомайские же праздники многие семьи едут сажать картошку и жарить шашлыки на даче. Ребенок с легкостью запоминает, что это случается весной. А 1 июня в День защиты детей мама с папой ведут малыша кататься на аттракционах и на детское представление на площади. Проговаривайте с ребенком, в какое время года приходит тот или иной праздник.

В году имеются разные времена года, их четыре, они совершенно разные, но все они хороши по-своему. Зимой, например, полно разных праздников, с подарками, с катанием на ледяных горках и игрой в снежки. Весной пробуждается природа, распускаются цветы. Осенью могут идти дожди, но она все же очень красива, ее называют золотой. У каждого человека есть свое, любимое время года. Для меня, например - это лето. Не только потому, что в эту пору самые длинные по продолжительности каникулы и теплое море с ярким солнышком, а просто летом мой день рождения и мамин тоже. Летом, в самой его середине уже везде тепло, морская вода прогревается настолько, что даже оно не охлаждает. При сильной жаре можно уйти в лес, там и тень есть и очень интересно гулять. В лесу летом можно найти лесные ягоды: малину, голубику.

Мы с родителями любим все времена года. Летом, в жаркий сезон, мы уезжаем на море. Зимой, когда много снега, мы отправляемся кататься на лыжах и на коньках. В нашем дворе построили большой стадион, теперь там можно в любое время года заниматься спортом, так как там есть и каток.

Когда я задумываюсь о теме «Времена года», то в памяти сразу возникают герои их замечательной детской сказки «Двенадцать месяцев».­ И сразу перед глазами братья-месяцы, то есть представители­ всех времен года собрались вместе у костра. Вот если бы сказки превращались в быль, то я бы обязательно расспросила бы всех этих братьев по отдельности, в чем их значимость, как месяцев года. Вот, наверное, март пожаловался бы на то, что дети в это время часто простужаются. А происходит это потому, что солнышко, хоть уже и ярче светит, но оно еще не греет. А уже хочется снять пуховые куртки, шарфы и шапки. Вот и начинаются простуды. А что бы сказал лютый январь и февраль с их морозами? Конечно, кому приятно падать в гололед? Но ведь и Новый год наступает зимой, а что может быть лучше этого праздника? Иногда бывает очень жарким лето, и тогда мысленно проговариваешь, скорее бы уже осень наступила. Особенно надоедают летом комары. Наша беседа с месяцами была бы, скорее всего, очень длинной и долгой, так как есть и положительные моменты в каждом из них и отрицательные.

Нужно смотреть на жизнь с оптимизмом, тогда любое время года, даже морозы, слякоть и жаркий летний зной будут нипочем. Я бы в разговоре с этими братьями сказала бы им, что все времена года и месяцы каждого из них хороши по-своему и этого намного больше. Нужно просто научиться радоваться жизни и воспринимать ее такой, какой нам подарила ее наша матушка-природа. Один месяц сменяет другой и так проходит изменения в природе, которыми мы можем любоваться в любое время года. Мы их встречаем и провожаем, этот порядок невозможно никому нарушить.

Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны - это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.

И снова наступает зима...

Не забудьте обсудить и само понятие "времена года", что такое год. Детки часто путают "время года", "время суток", "неделя", "месяц" и просто "время", сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек - семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста -
Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев , и на каждое время года приходится по 3 месяца.

Календарь времена года

Далее знания можно углубить, разбив происходящее в природе на месяцы, как изображено на картинках. Задавайте ребенку вопросы: "когда опадают листья с деревьев?", "когда мы поедем купаться на реку?" и тому подобные, чтобы хорошо закрепить в памяти материал.

В продаже бывают календари с подвижной стрелкой для изучения времен и месяцев года. Такой календарь можно смастерить и своими руками, просто распечатав рисунок и прикрепив стрелку из картона.

Хорошо помогут детям в закреплении знаний о временах года карточки, рисунки-раскраски и загадки.

Карточки

Нужно разрезать по линиям.

В детском саду или дома можно сделать аппликацию из цветной бумаги на тему времен года. Шаблон:

Как с ребенком выучить названия месяцев

Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

(с) Ирина Гурина

Или еще одно стихотворение:

Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам:)

Не забудьте рассказать и про високосный год!

Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,