В России все-таки вышел в прокат фильм Алексея Учителя "Матильда" - казалось бы, обычная драма о романе последнего российского императора и балерины, которая вдруг совершенно неожиданно вызвала небывалое бурление страстей, скандалы и даже нешуточные угрозы расправы в адрес режиссера и членов съемочной группы. Что ж, пока заинтригованная российская публика в состоянии некоторой оторопи готовится лично оценить источник всероссийской шумихи, Владимир Тихомиров рассказывает, какой была в жизни Матильда Кшесинская.

Балерина голубых кровей

По семейному преданию Кшесинских, прапрапрадедом Кшесинской был граф Красинский, обладавший огромными богатствами. После его смерти почти всё наследство отошло его старшему сыну - прапрадеду Кшесинской, а вот его младший сын не получил практически ничего. Но вскоре счастливый наследник умер и все богатство перешло его 12-летнему сыну Войцеху, оставшемуся на попечении француза-воспитателя.

Дядя Войцеха решил убить мальчика, чтобы завладеть состоянием. Он нанял двух киллеров, один из которых в самый последний момент раскаялся и рассказал о заговоре воспитателю Войцеха. В итоге тот тайно увез мальчика во Францию, где и записал его под фамилией Кшесинский.

Единственное, что сохранилось у Кшесинской в доказательство ее высокородного происхождения, - это кольцо с гербом графов Красинских.

С детства – к станку

Балет был судьбой Матильды от рождения. Отец, поляк Феликс Кшесинский, был танцовщиком и педагогом, а также создателем семейной труппы: в семье было восемь детей, каждый из которых решил связать свою жизнь со сценой. Матильда была самой младшей. Уже в три года ее отправили в балетный класс.

Кстати, она далеко не единственная из Кшесинских, кто добился успеха. На сцене Императорских театров долгое время блистала ее старшая сестра Юлия. А саму Матильду долгое время именовали "Кшесинская Вторая". Прославился и ее брат Иосиф Кшесинский, также известный танцовщик. После революции он остался в Советской России, получил звание Заслуженного артиста Республики. Судьба его сложилась трагически – он умер от голода во время блокады Ленинграда.

Любовь с первого взгляда

Матильду заметили уже в 1890 году. На выпускном спектакле балетного училища в Петербурге, на котором присутствовал император Александр III с семьей (императрица Мария Фёдоровна, четыре брата государя с супругами и ещё совсем юный цесаревич Николай Александрович), император громко спросил: "А где же Кшесинская?" Когда смутившуюся воспитанницу подвели к нему, он протянул ей руку и сказал:

Будьте украшением и славою нашего балета.

После экзамена в училище давали большой праздничный ужин. Александр III попросил Кшесинскую сесть рядом с ним и представил балерину своему сыну Николаю.

Молодой цесаревич Николай
Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника, - позже писала Кшесинская. - Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения...

Вторая встреча с Николаем случилась в Красном Селе. Там же был построен и деревянный театр для развлечения офицеров.

Кшесинская после разговоров с наследником вспоминала:

Только о нём я и могла думать. Мне казалось, что хоть он и не влюблён, но всё же чувствует ко мне влечение, и я невольно отдавалась мечтам. Нам ни разу не удавалось поговорить наедине, и я не знала, какое чувство он питает ко мне. Узнала я это уже потом, когда мы стали близки...

Главное - напоминать о себе

Роман Матильды и Николая Александровича начался в 1892 году, когда наследник снял для балерины роскошный особняк на Английском проспекте. Наследник постоянно приезжал к ней, и любовники провели там вместе много счастливых часов (позже он купил и подарил ей этот дом).

Впрочем, уже летом 1893 года Ники стал навещать балерину всё реже.

А 7 апреля 1894 года была объявлена помолвка Николая с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской.

Николай II и Алиса Гессен-Дармштадтская
Мне казалось, что жизнь моя кончена и что радостей больше не будет, а впереди много, много горя, - писала Матильда. - Что я переживала, когда знала, что он был уже со своей невестой, трудно выразить. Кончилась весна моей счастливой юности, наступала новая, трудная жизнь с разбитым так рано сердцем…

В своих многочисленных письмах Матильда просила у Ники разрешения по-прежнему общаться с ним на "ты", а также обращаться к нему за помощью в сложных ситуациях. На протяжении всех последующих лет она всячески старалась напомнить о себе. Например, покровители в Зимнем дворце часто извещали ее о планах перемещения Николая по городу – куда бы ни направился император, он неизменно встречал там Кшесинскую, восторженно посылавшую "дорогому Ники" воздушные поцелуи. Чем, вероятно, доводила и самого Государя, и его супругу до белого каления. Известен факт, что в дирекцию Императорского театра однажды пришел приказ о запрете Кшесинской выступать по воскресеньям – в этот день обычно царская семья посещала театры.

Любовница на троих

После наследника у Кшесинской было ещё несколько любовников из числа представителей дома Романовых. Так, сразу после расставания с Ники ее утешал Великий князь Сергей Михайлович - их роман продолжался долгое время, что отнюдь не мешало Матильде Кшесинской заводить новых любовников. Также в 1900 году она стала встречаться с 53-летним Великим князем Владимиром Александровичем.

Вскоре у Кшесинской завязался бурный роман и с его сыном - Великим князем Андреем Владимировичем, ее будущим мужем.

В моё сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт, - писала Кшесинская. - Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы всё чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение.

Андрей Владимирович Романов и Матильда Кшесинская с сыном

Впрочем, она не прерывала отношений и с другими Романовыми, пользуясь их покровительством. Например, с их помощью она получила персональный бенефис, посвящённый десятилетию её работы в Императорском театре, хотя другим артистам подобные почести полагались лишь после двадцати лет службы.

В 1901 году Кшесинская узнала, что беременна. Отец ребенка - Великий князь Андрей Владимирович.

18 июня 1902 года она родила сына у себя на даче в Стрельне. Сперва она хотела назвать его Николаем, в честь своего любимого Ники, но в итоге мальчика назвали Владимиром — в честь отца её любовника Андрея.


Кшесинская вспоминала, что после родов у нее состоялся тяжелый разговор с Великим князем Сергеем Михайловичем, который был готов признать новорожденного за своего сына:

Он отлично знал, что не он отец моего ребёнка, но он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил меня и решился, несмотря на всё, остаться при мне и ограждать меня как добрый друг. Я чувствовала себя виноватой перед ним, так как предыдущей зимой, когда он ухаживал за одной молоденькой и красивой великой княжной и пошли слухи о возможной свадьбе, я, узнав об этом, просила его прекратить ухаживание и тем положить конец неприятным для меня разговорам. Я так обожала Андрея, что не отдавала себе отчёта, как я виновата была перед великим князем Сергеем Михайловичем...

В итоге ребенку дали отчество Сергеевич и фамилию Красинский – для Матильды это имело особый значение. Правда, уже после революции, когда в 1921 году балерина и Великий князь Андрей Владимирович обвенчались в Ницце, их сын получил "правильное" отчество.

Готика на Виндзорщине

Великий князь Андрей Владимирович в честь рождения ребенка сделал Кшесинской царский подарок – имение Борки в Орловской губернии, где он замыслил построить на месте старого господского дома копию английского Виндзора. Матильда восхищалась поместьем британских королей.

Вскоре из Петербурга был выписан знаменитый архитектор Александр Иванович фон Гоген, строивший в Петербурге тот самый знаменитый особняк Кшесинской на углу Кронверкского проспекта.


Строительство шло десять лет, и в 1912 году замок с парком были готовы. Однако прима-балерина осталась недовольна: какой же это английский стиль, если в пяти минутах прогулки по парку можно увидеть типичнейшую русскую деревню с избами, крытыми соломой?! В итоге соседняя деревня была стерта с лица земли, а крестьяне выселены на новое место.

Но Матильда все равно отказалась переезжать на отдых в Орловскую губернию. В итоге Великий князь Андрей Владимирович продал "Русский Виндзор" в Борках местному коннозаводчику из графского рода Шереметьевых, а балерине он купил виллу Alam на Лазурном побережье Франции.

Хозяйка балета

В 1904 году Кшесинская решает уйти из Императорского театра. Но в начале нового сезона получает предложение вернуться на "договорной" основе: за каждое выступление ей обязуются платить по 500 рублей. Сумасшедшие деньги по тем временам! Также за Кшесинской были закреплены все партии, которые нравились ей самой.

Вскоре весь театральный мир знал, что слово Матильды – закон. Так, директор Императорских театров, князь Сергей Волконский, однажды посмел настаивать на том, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился. Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней уже сам князь Волконский подал в отставку.


Урок был учтен, и новый директор Императорских театров Владимир Теляковский уже предпочитал держаться от Матильды подальше.

Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит Кшесинской, - писал сам Теляковский. - Она считала его своею собственностью и могла дать или не дать танцевать другим.

Увядание Матильды

В 1909 году умирает главный покровитель Кшесинской — дядя Николая II, Великий князь Владимир Александрович. После его смерти отношение к балерине в Императорском театре меняется самым радикальным образом. Ей все чаще стали предлагать эпизодические роли.

Владимир Александрович Романов

Вскоре Кшесинская отправляется в Париж, затем в Лондон, снова Петербург. До 1917 года никаких кардинальных перемен в жизни балерины больше уже не происходит. Результатом скуки стал роман балерины с танцовщиком Петром Владимировым, который был младше Матильды на 21 год.

Великий князь Андрей Владимирович, привыкший делить любовницу с отцом и дядей, был в ярости. Во время гастролей Кшесинской в Париже князь вызвал танцора на дуэль. Несчастному Владимирову оскорбленный представитель рода Романовых прострелил нос. Медикам пришлось собирать его по кусочкам.

В бегах

В начале февраля 1917 года полицмейстер Петрограда посоветовал балерине вместе с сыном покинуть столицу, поскольку в городе ожидались беспорядки. 22 февраля балерина дала последний прием в своем особняке – это был обед с шикарной сервировкой на двадцать четыре персоны.

Уже на следующий день она покинула охваченный волной революционного безумия город. 28 февраля в особняк балерины ворвались большевики во главе со студентом-грузином Агабабовым. Он стал устраивать обеды в известном доме, заставлял повара готовить ему и его гостям, которые пили элитные вина и шампанское из погреба. Оба автомобиля Кшесинской были реквизированы.


Особняк Кшесинской в Петербурге

В это время сама Матильда скиталась вместе с сыном по разным квартирам, опасаясь, что у неё отнимут ребёнка. Еду ей приносили из дома её слуги, почти все они остались верны Кшесинской.

Через некоторое время Кшесинская сама решилась пойти в свой дом. Она ужаснулась, когда увидела, во что он превратился.

Мне предложили подняться в мою спальню, но это было просто ужасно, что я увидела: чудный ковёр, специально мною заказанный в Париже, весь был залит чернилами, вся мебель была вынесена в нижний этаж, из чудного шкапа была вырвана с петлями дверь, все полки вынуты, и там стояли ружья... В моей уборной ванна-бассейн была наполнена окурками. В это время ко мне подошёл студент Агабабов... Он предложил мне как ни в чём не бывало переехать обратно и жить с ними и сказал, что они уступят мне комнаты сына. Я ничего не ответила, это уже было верхом нахальства…

До середины лета Кшесинская пыталась вернуть особняк, но потом поняла, что нужно просто бежать. И она уехала в Кисловодск, где воссоединилась с Андреем Романовым.

В ее же особняке в разные годы работали Ленин, Зиновьев, Сталин и другие. С балкона этого дома неоднократно выступал перед рабочими, солдатами и матросами Ленин. Несколько лет там жил Калинин, с 1938 по 1956 год там был музей Кирова, а с 1957 года — Музей революции. В 1991 году в особняке создали Музей политической истории России, который находится там до сих пор.

В эмиграции

В 1920 году Андрей и Матильда с ребенком покидают Кисловодск и едут в Новороссийск. Затем уезжают в Венецию, оттуда во Францию.

В 1929 году Матильда с мужем оказывается в Париже, но деньги на счетах практически закончились, а жить на что-то надо. Тогда Матильда решает открыть свою собственную балетную школу.

Вскоре к Кшесинской начинают приходить на занятия дети знаменитых родителей. Например, дочери Фёдора Шаляпина. Всего же за пять лет школа раскручивается так, что в ней ежегодно обучается порядка 100 человек. Школа действовала и во время нацистской оккупации Парижа. Конечно, в какие-то моменты учеников не было совсем, и балерина приходила в пустую студию. Школа стала для Кшесинской отдушиной, благодаря которой она перенесла арест сына Владимира. Он попал в гестапо буквально на следующий же день после вторжения фашистов на территорию СССР. Родители подняли все возможные связи, чтобы Владимира освободили. По слухам, Кшесинская даже добилась встречи с начальником тайной государственной полиции Германии Генрихом Мюллером. В итоге после 119 дней заключения Владимира все-таки освободили из концлагеря и вернули домой. А вот Великий князь Андрей Владимирович за время заключения сына действительно сошёл с ума. Ему якобы везде мерещились немцы: вот открывается дверь, они заходят и арестовывают сына.

Финал

В 1956 году Великий князь Андрей Владимирович в возрасте 77 лет умер в Париже.

С кончиною Андрея кончилась сказка, какой была моя жизнь. Наш сын остался при мне - я его обожаю и в нём отныне весь смысл моей жизни. Для него, конечно, я всегда останусь матерью, но также самым большим и верным другом...

Интересно, что после отъезда из России в ее дневнике не встречается больше ни единого слова о последнем русском императоре.

Матильда умерла 5 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. На памятнике эпитафия: "Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская".

Ее сын Владимир Андреевич умер холостым и бездетным в 1974 году и был похоронен рядом с могилой матери.

Но балетная династия Кшесинской не угасла. В этом году в балетную труппу Большого театра была принята внучатая племянница Матильды Кшесинской Элеонора Севенард.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса"

Такая вот публикация попалась во френдленте
Захотел поделится с читателями журнала
Комментировать не стану, выводы делайте сами...

Оригинал взят у kara881 в Бастарды: два сына Кшесинской от Николая 2

БАСТАРДЫ: Два сына Кшесинской от Николая II
5 Ноября 2016
Матильда Кшесинская всегда ставила на число 17.
Будь то казино в Монте-Карло или дом Романовых, куда она вошла-таки хозяйкой.



У Матильды Кшесинской родился сын от Николая II.
Этот факт боятся обнародовать, так как получается, что дети, а их двое сыновей, могут претендовать на трон Российской Империи, в рамках подмены исторических фактов, которые произошли в 1853 году с началом Первой Мировой Войны на территории России, или Тартарии, как сегодня называют просторы 1/6 суши Земли.

Но Польша это помнит и знает. Польша говорит об этом.
1890 год, — через четыре года, после романа 18-летнего Николая II и 14-летней балерины, у Матильды рождается сын. Это довольно смелый шаг навстречу короне Российской Империи.

Но для наследника Николая это угроза не получить корону. Ему приготовили уже невесту из родственниц. Ей 18 ему 22.
31 августа 1872 г. Кшесинская 18 мая 1868 г. Николай II.
И тогда совместного сына наследника престола и балерины отправляют в Польшу. Там Кшесинская спрятала своего сына, который впоследствии сможет претендовать на российскую корону. Так надежнее. В Польше были люди, заинтересованные прийти к власти вместе с юным наследником. Пусть пока это тайна. Однако, тайна может стать явью.

Через несколько лет в 1902 году Кшесинская вновь рожает еще одного наследника короны.
Которого решает оставить рядом с собой, и не прятать от общества.
Одна тайна в рукаве есть. Первого сына скрывают в Польше.
Другая тайна уже на поверхности.

Положение Кшесинской упрочилось при царском дворе. Она член семьи.
Все члены царской семьи мужского пола справляют у балерины свои праздники. Здесь Император и его родственные Великие князья.
После рождения второго сына от балерины, Николай второй просит своего дядю Сергея Александровича, присмотреть за балериной и его сыном. Быть постоянно подле нее. Охранять. Это касается империи и ее наследника.

Наследника, которого Николай хочет объявить. Но пока не может.
Перед революцией Николай отрекается от престола. И разводится с женой. Таким образом он свободен.

В считанные дни он и Кшесинская венчаются, и объявляют свой брак.
Теперь сыновья Кшесинской могут спокойно наследовать наследие Николая II-го.

С наследником Николаем — Кшесинскую познакомил отец-государь Александр III.
Да, взял и познакомил: привел сына на балет, в царский гарем. После спектакля вошел в уборную и спросил: А где Кшесинская номер два?Александр III посадил за стол между собой и своим сыном балерину 14-ти лет.
Балет был гаремом царского двора. Развлекушкой. Сексуальной развлекушкой.

В театр за балеринами ходили все высокие придворные и члены царской семьи.
Открытый гарем. Его содержала царская семья, вернее, российская казна. В искусстве обольщения любви 14-летней Матильде, говорят, не было равных. На свое 14-летие она расстроила свадьбу между одной знаменитой парой, обольстив тут же жениха чужой невесты. Невеста обнаружила оголенную Матильду в объятиях своего жениха.

Матильда выбрала молодого наследника, кинув наследнику, сидевшему в первом ряду на ее выступлении, свой серебряный браслет.

Венчание Николая II с принцессой гессенской состоялось в 1897 году.
Все это время с 1890 по 1897 балерина жила с наследником гражданским браком в доме, подаренном ей Николаем II на Алексеевской набережной в Петербурге. Говорят дом, как и все драгоценные украшения, дарили балерине из казны Империи, с одобрения Александра III. Об этом есть финансовые отчеты. Видимо, зачем-то нужна была Кшесинская короне Империи, а точнее семье Романовых.

Зачем?
После рождения второго сына Владимира, — Николай II подарил Кшесинской свою фотографию с подписью Ники. Это говорит о близких отношениях и после рождения второго сына. Николай II даровал мальчику дворянство и графский титул. Охраняли мать двоих детей Императора все Великие князья дома Романовых.

Это был приказ Николая II.
Они оберегали наследников. Ведь первый сын Кшесинской был первым у наследника Николая II и, значит старшим наследником. По старшинству корона должна принадлежать ему. Возможно, между Николаем II и Кшесинской состоялось тайное венчание еще до венчания на принцессе Гессeнской. Иначе, как можно расценить приказ царя Николая II охранять балерину и днем и ночью.

Возможно первый сын Николая и Матильды жил в это время вместе с родителями. Но это история пока скрывает.
Поскольку император Николай II исчез со страниц истории, то ответственность за наследников и венценосную балерину лежала на плечах Андрея Владимировича, Великого князя.

17 января 1921 года Матильда и Андрей Романовы обвенчались в Каннах с согласия главы рода Романовых Кирилла Владимировича. Причем тут Андрей Романов? После исчезновения с официальной исторической страницы Николая II Романова, — брак Матильды и Николая не приносил никакой пользы. А Матильде нужен был статус для ее сыновей. На будущее. Которое для всех тогда было неизвестно. И она делала все, чтобы сыновья могли унаследовать титулы императорского двора.

Исполнилась ее мечта. Она для всего мира стала Великой княгиней Романовой. А ее дети членами царской семьи.
После венчания Великий князь Андрей усыновил сына Кшесинской — Владимира. Обоих сыновей от гражданского брака, а затем венчанного, между Николаем II и Кшесинской, скрывают под разными предлогами и небылицами. Как и факт развода Николая II со своей супругой и венчании на Кшесинской.

А может быть так называемый наследник Алексей, сын Николая Романова и принцессы Гессенской, болел не случайно.
Может быть был заговор поставить на престол первого сына Кшесинской? Потому и болел мальчишка.
Причем родившись, он не имел той болезни. А кажется с 4-х лет начал болеть.

Это двор, царский двор, где все грызутся за власть.
В Европе Кшесинскую называли «Мадам 17».

В советскую эпоху имя этой балерины вспоминали в основном в связи с её особняком, с балкона которого произносил речи В. И. Ленин. Но когда-то имя Матильды Кшесинской было хорошо известно публике.

Матильда Кшесинская была потомственной балериной. Отец её – польский танцовщик Феликс Кшесинский – был непревзойдённым исполнителем мазурки. Этот танец очень любил император Николай I, поэтому Ф. Кшесинский и был выписан в Санкт-Петербург из Варшавы. Уже в столице он женился на балерине Юлии Доминской – у них было четверо детей, из которых Матильда была младшей. Родилась она в 1872 году.

Как это нередко бывает с детьми из театральных семей, Матильда познакомилась со сценой уже в четырёхлетнем возрасте – она исполнила маленькую роль русалочки в балете «Конёк-горбунок». Но вскоре у девочки зародился серьёзный интерес к искусству танца, а способности её были очевидны. С восьми лет она начинает посещать в качестве приходящей ученицы Императорское театральное училище, где обучались её старшая сестра Юлия и брат Иосиф. На занятиях Матильда скучала – то, чему там учили, она уже освоила дома. Может быть, девочка и бросила бы балет, но все изменилось, когда она увидела выступление гастролировавшей в России итальянской танцовщицы в балете «Тщетная предосторожность». Искусство этой балерины стала для неё идеалом, к которому хочется стремиться.

Ко времени выпуска Матильда Кшесинская считалась одной из лучших учениц. По сложившейся традиции, трёх лучших выпускниц после концерта представляли императору и его семье, которые непременно посещали это мероприятие. Одной из трёх была Матильда, исполнявшая в тот вечер Лизу из балета « ». Правда, она – из-за своего статуса приходящей ученицы – должна была держаться отдельно, но император Александр III, поражённый её выступлением, попросил представить ему живую, миниатюрную девушку. Юной балерине была оказана невиданная честь – на торжественном ужине она сидела между императором и цесаревичем Николаем, который не забыл эту встречу.

После выпуска Матильда стала артисткой Мариинского театра «Кшесинской – 2» (первой была её сестра Юлия). В течение первого театрального сезона она выступила в двадцати двух балетах и в танцевальных сценах двадцати одной оперы. Правда, её партии были небольшими, но эффектными. Для начинающей балерины такое количество ролей – невероятная удача, и причиной тому был не только её выдающийся талант, но и нежные чувства наследника престола к танцовщице. Этот роман в определённой степени поощряла императорская семья… Конечно, никто не относился к этой истории серьёзно. Но, если мимолётное увлечение балериной отвлечёт внимание цесаревича от Алисы Гессенской, которую император считал не лучшей партией для наследника, то почему бы и нет?

Догадывалась ли об этом Матильда Кшесинская? Вряд ли… Она любила наследника, своего «Ники», и встречалась с ним в доме на Английском проспекте, который для неё приобрёл цесаревич.

Кшесинская была не только фавориткой Романовых, но и первоклассным профессионалом. Если нет мастерства и таланта, даже высочайшая протекция не поможет – всё становится очевидным в свете рампы. Матильда понимала, как не совершенна её танцевальная техника по сравнению с техникой модных в то время итальянских виртуозок. И балерина начинает упорно заниматься со знаменитым итальянским педагогом Энрико Чекетти. Вскоре она уже щеголяла такими же «стальным носком» и искромётными вращениями, как соперницы – итальянки. Первой в России Кшесинская начала исполнять 32 фуэте и делала это блестяще.

Первой главной ролью балерины стала партия Мариетты-Драгониаццы в балете «Калькабрино». Произошло это благодаря счастливому случаю – внезапно заболела итальянская прима Карлотта Брианца, которая должна была исполнять эту роль. Настоящая звезда балетной сцены, она выполняла трюки, прежде доступные только танцовщикам – мужчинам, включая туры в воздухе. Выходя на сцену, Кшесинская понимала, что публика будет сравнивать её с блистательной итальянкой, выискивая малейшие промахи… «Главное – не прыгайте в оркестр», – шутливо напутствовал её перед спектаклем Мариус Петипа.

Выступление, с которым было связано столько волнений, стало триумфом Кшесинской. «Дебют её можно рассматривать как событие в истории нашего балета», – подвела итог театральная газета. Ей вторит французский журнал Le Monde Artiste: «Молодая прима-балерина имеет всё: физическое обаяние, безупречную технику, законченность исполнения и идеальную лёгкость».

Когда Карлотта Брианца покинула Санкт-Петербург, к Матильде Кшесинской перешли её партии, включая принцессу Аврору в балете «Спящая красавица», созданную Мариусом Петипа для этой итальянской гастролёрши. Аврора стала одной из лучших партий русской примы. Однажды после спектакля к ней в артистическую уборную зашёл П. И. Чайковский, выразил ей своё восхищение и высказал намерение написать для неё балет … Увы, не сбылось – композитор умер полгода спустя, а балерина даже не поняла, что беседовала с гением… Она считала Чайковского хорошим «сочинителем балетных партитур». Впоследствии, когда в Париже ей предложили выступить с воспоминаниями на вечере в честь 100-летнего юбилея композитора, она отказалась – ей было нечего рассказать.

В 1896 году Матильда Кшесинская стала прима-балериной Мариинского театра. В её репертуаре были такие партии, как Аспиччия («Дочь Фараона»), Эсмеральда и Пахита в одноимённых балетах, фея Драже в «Щелкунчике», Одетта-Одиллия в « », Лиза в «Тщетной предосторожности». Для Кшесинской возобновил «Баядерку» и другие балеты, технически усложнив её партии.

Матильда обожала танцевать царственную дочь фараона Аспиччию, блистая на сцене техникой и … романовскими бриллиантами. Много личного она находила в партии бедной уличной танцовщицы Эсмеральды, влюблённой в блистательного офицера Феба, обручённого с гордой аристократкой Флёр де Лис…

Матильда Кшесинская занимала особое положение в труппе Мариинского театра. Её называли царицей петербургской сцены. Многие партии балерина считала личной собственностью и никому без её разрешения не позволяла танцевать.

Для неё было поставлено несколько балетов, но шедевров среди них не оказалось. Зритель любил и любит очаровательную «Фею кукол» Й. Байера в постановке братьев Николая и Сергея Легатов. Это был их подарок замечательной Фее – балерине Матильде Кшесинской, перед которой они преклонялись, исполняя партии двух Пьеро. Кшесинская высоко ценила Николая Легата – педагога, с которым занималась долгие годы.

Матильда Кшесинская могла позволить себе то, что запрещалось другим – например, бенефис в честь десятилетия сценической деятельности (обычно балеринам бенефис полагался лишь после двадцати лет службы). Для этого бенефиса Мариус Петипа поставил два балета Александра Глазунова – «Времена года» и «Арлекинада».

Балерина уволилась из Мариинского театра в 1904 году, заключив контракт на разовые выступления. Она была первой партнёршей юного Вацлава Нижинского, танцевала в некоторых балетах («Эвника», «Бабочки», «Эрос»). Но, в целом Кшесинская была сторонницей «старого» академического императорского балета, виртуозной техники и культа примы. «Новый балет» Михаила Фокина её не вдохновлял.

Матильда Кшесинская покинула Россию в 1919 году. В эмиграции она вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича Романова. Живя во Франции, она отказывалась от предложений выступать на сцене, несмотря на то, что нуждалась в деньгах. В 1929 году она открыла балетную школу, зарабатывала на жизнь уроками. Среди учениц М. Кшесинской – М. Фонтейн, И. Шовире, Т. Рябушинская (одна из знаменитых «бэби-балерин»).

Последний раз Матильда Кшесинская выступила в 1936 году в Лондоне на сцене театра Ковент-Гарден. Ей было 64 года, но это не помешало успеху: её вызывали восемнадцать раз!

В дальнейшем М. Кшесинская занималась преподавательской деятельностью. Она умерла в 1971 году, за девять месяцев до своего столетия. Балерина написала «Воспоминания», где рассказала, несколько приукрасив события, о своей бурной личной жизни и блистательной карьере петербургской императорской примы.

Имя Матильды Феликсовны Кшесинской золотыми буквами вписано в историю русского балета. О ней созданы художественные и документальные фильмы.

Музыкальные Сезоны

Часто бывает так, что, по политическим соображениям, из памяти потомков убираются фамилии талантливых людей, не принявших идей господствующего класса. А если представитель искусства и литературы еще и эмигрировал, то имя его не порицалось, а предавалась полному забвению.

Самая главная

После революции основному населению Советской России балерина Матильда Кшесинская была известна только тем, что в ее особняке на Кронверском проспекте одно время жил, работал и произносил речи с балкона дворца, выполненного в стиле В. И. Ленин.

Само здание газеты Петрограда окрестили «штабом ленинцев». Да и не могла эта аморальная «барынька», любовница трех светлейших князей и наследника престола интересовать поколение новой России. Выпадала эта женщина, из-за которой стрелялись на дуэли представители элиты, причем бывшие гораздо моложе ее (будущий муж, светлейший князь Андрей Владимирович, - на 6 лет, любовник, звезда русского балета Петр Владимиров - на 21 год), из поля зрения запрограммированных совершенно на другое людей. И тем не менее, в отличие от большинства советских людей, считавших звездой русской балетной школы декадентскую танцовщицу Анну Павлову, Морис Петипа балериной № 1 считал именно Матильду Кшесинскую, сознательно и несправедливо забытую. А ведь ее называли «генералиссимусом русского балета».

Кшесинская Матильда, или просто Маля, как звали ее родные и близкие, родилась в семье «балетных» в 1872 году. Ее отец Феликс был выходцем из известной в Польше театральной семьи Кржезинских (Кшесинские - театральный псевдоним). Дед Матильды - Ян - был виртуозом-скрипачом, имел чудесный голос и пел в Варшавской опере. Польский король Станислав Август, большой его поклонник, называл его не иначе, как «мой соловушка».

А прадед Войцех был знаменитым танцором. Но семейное предание, постоянно разжигающее тщеславие девочки, гласило, что Войцех был представителем одной из лучших польских фамилий и должен был унаследовать громадное состояние графа Красинского. Потеряв все - наследство, фамилию и родину - из-за происков родного дяди, он вынужден был бежать во Францию, где стал зарабатывать на жизнь танцами.

Начало русского периода

Сын Яна Феликс профессионально учился танцам, его изюминкой было блестящее исполнение мазурки, которую обожал Николай I, пригласивший польского танцора в российскую столицу. Дебютировал он в 1853 года на сцене Императорского Александринского театра в "Крестьянской свадьбе". Об его исполнении мазурки ходили легенды, и именно, как выразился кто-то из современников, с его «легкой ноги» танец стал так популярен в высшем обществе России. На сцене Мариинскогоо театра Феликс Кшесинский всегда выступал с неизменным успехом. Здесь же он знакомится с вдовой танцовщика Леде, балериной Юлией Доминской. От первого брака у танцовщицы было пятеро детей, от второго с Феликсом - четверо.

Рождение примы

Кшесинская Матильда была последним ребенком матери-героини, которой дети не мешали ни выходить замуж, ни танцевать. Матильда-Мария была очаровательным ребенком и всеобщей любимицей, но особенно ее обожал отец, предчувствовавший в ней будущую балерину ассолюту, которых в истории всего мирового балета было всего 11. Родилась Малечка в местечке Лигово под Санкт-Петербургом, на 13-м км по Петергофскому шоссе, знаменитому тем, что в местном «Красном кабачке» одну ночь провела будущая Великая Императрица Екатерина II. Старший брат Станислав умер в младенчестве. Остальные трое - красавица Юлия, вошедшая в историю балета как Кшесинская I, брат Иосиф, оставшийся в Советской России и ставший заслуженным артистом страны, и сама Кшесинская Матильда, знаменитая тем, что первой из русских балерин исполнила 32 фуэте и убрала с отечественной сцены господствовавших здесь иностранных прим, - были виртуозными танцовщиками.

Обольстительная малютка

Отец часто брал ее с собой в театр и один раз даже забыл ее там. С актерским миром девочка была знакома с детства и не могла представить себе иного пути, кроме сценического. Она выросла талантливой балериной и несравненной обольстительницей. Красотой девушка уступала сестре, но была преисполнена того очарования, которое не оставляет людей - особенно мужчин - равнодушными. Невысокая (рост Матильды Кшесинской был равен 1,53 м), с полными ножками и удивительно узкой талией, она была полна жизни. Смешливая и радостная Маля привлекала к себе всеобщее внимание, чем более чем удачно пользовалась.

Невероятная работоспособность

Ее, человека, пережившего революцию и тяжесть эмиграции, все равно можно назвать баловнем судьбы. Сразу оговоримся, что она была труженицей. Далеко не все падало ей в руки с небес, более того - никакие связи не помогли бы ей сделать на сцене первой из всех русских танцовщиц 32 фуэте. Девушка добилась этого упорным трудом, постоянно совершенствуя технику, доводя ее до вершин мастерства. О ее работоспособности ходили легенды. Так кто же она - Матильда Кшесинская, биография которой из-за сильного характера этой маленькой женщины не знает провалов (были, конечно, небольшие неудачи - 1-2, не больше), иногда выглядит сказкой?

Заслуженное обожание

На сцену в балете «Дон Кихот» она вышла в возрасте 9 лет, проучившись всего год в училище, а в сольной партии выступила в 17. Но по-настоящему балетом талантливая девушка увлеклась после того, как увидела танец в исполнении приехавшей в Россию на гастроли Вирджинии Цукки. Именно эта танцовщица стала кумиром Мали, благодаря именно ей Кшесинская начала брать уроки у итальянского танцовщика Энрико Чекетти и достигла того несравненного мастерства и блеска, которые позволили ей стать примой, вытеснить с российской сцены зарубежных антерпренерш и покорить сердца истинных любителей балета. Были случаи, когда после спектаклей поклонники выпрягали из ее коляски лошадей и везли ее домой сами.

Достойная подружка

На выпускном вечере в честь окончания училища великая императрица Мария Федоровна, озабоченная угрюмостью и постоянным одиночеством сына, сразу обратила внимание на миниатюрную молоденькую девушку-ртуть Кшесинскую-2. Она была удивительно сложена: рельефные мышцы, очень тонкая талия, высокая грудь. Матильда Кшесинская, вес которой не превышал 50 кг (хотя при ее росте это было многовато для балета), своими формами выгодно отличалась от большинства худощавых подруг. На торжественном обеде сам император Александр III усадил ее между собой и букой-сыном Николаем. По некоторым данным, молодые люди сразу влюбились друг в друга, по другим - более злым, - Кшесинская его энергично преследовала. Как бы то ни было, есть свидетельства, что привязанность к ней царь Николай II сохранял всю жизнь, хотя официально отношения были расторгнуты после его помолвки с Алекс.

Широта души

Так получилось, что с момента знакомства с наследником престола балерина Кшесинская Матильда навсегда связала свою жизнь с домом Романовых. Кого только не записывали к ней в «близкие друзья»! Каких только эпитетов она не удостаивалась: «шампанское дома Романовых», «муза царственных мужчин» или, позлее, «Матильда Кшесинская - любовница царей».

Надо отметить, что Кшесинская, помимо перечисленных выше достоинств, обладала большой мудростью: без единого слова отпустила Ники под венец, всегда была приветлива с его женой, ушла из театра без скандала, когда ее стали обличать в интригах, и достойно, триумфатором туда вернулась, когда ее невиновность стала явной. Кроме того, обладая несметными сокровищами (содержимое ее шкатулок для драгоценностей оценивалось в 2 миллиона царских рублей), она на свои деньги на даче - самой роскошной в Стрельне - содержала два лазарета для раненых. О широте души этой удивительной женщины говорит и то, что, потеряв их в революцию, Матильда Кшесинская, биография которой содержит очень много интересных фактов, жалела только о заспиртованной розе, которую - как признание мастерства русской балерины - подарила приме Вирджиния Цукки, её кумир.

Неблагодарность - всегда черного цвета

Кроме того, очень часто ставились спектакли в Мариинке, которые полностью - декорации, костюмы, другие затраты - оплачивались ею. Но жгучая зависть к женщине, которая сама могла распоряжаться своим репертуаром, не теряла с годами мастерства, обладала одним из самых красивых дворцов Санкт-Петербурга и получила собственный бенефис не после 20 лет службы, а лишь через 10, - сводила закулисный мир, всегда полный грязи, с ума. И, как говорил (хоть и совсем по другому поводу): «...сплетни, сплетни, ее обличавшие, становились все злей и злей». Они-то и вынудили Кшесинскую уйти из Мариинки. Особенно захлебывались недруги от ее постоянных крепких отношений с правящей династией.

Великая любовь

«Николай 2 и Матильда Кшесинская» - эту связь служители Терпсихоры еще как-то пережили. Роман был бурным, но коротким - длился всего год. Но балерина не осталась брошенной. Ее искренне и обреченно с первой встречи в двухэтажном особняке, купленном для подруги будущим последним императором России, куда он наведывался со своими друзьями и многочисленными кузенами, полюбил ставший на всю оставшуюся ему жизнь ее «рыцарем без страха и упрека». Его любовь, его траты и исполнение малейших капризов закрыли самые злые рты.

Он регулярно делал приме предложения, в том числе и перед расставанием. Матильда Кшесинская, сын которой был зачат от другого Великого князя Романова - Андрея Владимировича, сразу же получил отчество Сергеевич и в довесок к нему дворянское происхождение и фамилию Красинский, в память о далеком предке, о чем позаботился верный Сергей Михайлович. Сам он, отправив любимую из революционного Петрограда, не смог уехать вовремя, был расстрелян и сброшен в шахту в Алапаевске в 1918 году, вместе с другими представителями дома Романовых. Что может сказать об его огромной любви больше, чем тот факт, что в его зажатом кулаке в момент поднятия тела на поверхность обнаружили с надписью «Маля»?

Все - к ногам богини

Он же, будучи генерал-инспектором от артиллерии, имел в своем распоряжении бесконтрольные фонды, да и оружейные компании не скупились на "откаты". Легендарный особняк Матильды Кшесинской был построен на его деньги. Он всегда хотел придать любимой особый статус в великосветском обществе. Строительство курировал автор проекта, модный архитектор Александр фон Гоген. В итоге за возведение этой жемчужины Северной столица городская управа наградила зодчего серебряной медалью.

Дом Матильды Кшесинской в Санкт-Петербурге выходил на Неву, как и Сенат, Академия наук, и Исаакиевский собор. О внутреннем устройстве и убранстве особняка ходили легенды. Все, вплоть до гвоздей, было выписано из лучших строительных фирм Парижа. Помещения были выполнены в различных стилях: если салон обустроен в стиле Людовика XVI, то туалет символизировал достижения англичан в обеспечении жилья современными удобствами. Не перечесть его достоинств! Можно отметить лишь тот факт, что в этом дворце, находящемся в «центрейшем центре» столицы, был коровник с, очевидно, лучшей коровой в мире, так как похитительница сердца инспектора от артиллерии любила свежее молоко...

Долгожданный и заслуженный финал

Злые языки приписывают Матильде связь и с внуком Александра II Владимиром Александровичем. Было это или не было, а вот за его четвертого сына Андрея Владимировича Кшесинская Матильда Феликсовна сразу же вышла замуж. Случилось это в Париже, как только его мамаша, Мария Павловна, противящаяся всю жизнь свадьбе сына, отбыла в мир иной. Мальчик Вова, или, как шутливо называла его Кшесинская, «Вово де Рюсси» (Всея Руси Вова)», сразу же был переписан на истинного своего отца, и семья зажила счастливо.

Любящая, сильная и смелая

В биографии этой незаурядной личности был и тот факт, что своего любимого сына великая балерина, не побоявшись, таки выручила из гестапо, когда Париж был оккупирован немцами. Парижский дом Матильды Кшесинской в эмиграции оставался центром притяжения - здесь бывали Ф. Шаляпин, А. Павлова, Т. Карсавина и С. Дягилев.

Кшесинская обладала мимическим и драматическим даром, которые делали ее балетные роли уникальными. Но, как выяснилось позже, не чужд приме был и талант писателя. Об этом свидетельствует ее книга «Матильда Кшесинская. Воспоминания», выпущенная в Париже в 1960 году. Пережив мужа и онкологию, перелом шейки бедра, прикованная к стулу, эта сильная женщина начала писать книгу, которая - как свидетельство истории - бесценная сама по себе, потому что автором была великая Матильда Кшесинская. Мемуары же были написаны хорошим языком и выдержаны в отличном стиле. Читать их очень интересно, рекомендуем (они имеются в широком доступе).

Жила долго и счастливо

Генетически эта женщина была запрограммирована на долгую жизнь - дед ее, уже упоминаемый Ян, дожил до 106 лет и умер не своей смертью, а от угара. Вот и легендарная Маля не дожила до столетия 9 месяцев. Скончалась мегазвезда балета в 1971 году и похоронена на «русском кладбище» Сен-Женевьев-де-Буа вместе с мужем и сыном (умер в 1974 году). Надпись на её могиле гласит, что здесь покоится Великая княгиня Романовская-Красинская, заслуженная артистка Императорских театров, Кшесинская Матильда Феликсовна.

Знаменитая прима-балерина

Она была любовницей императора Николая II и двух великих князей, а впоследствии стала женой Андрея Владимировича Романова. Таких женщин называют роковыми – она использовала мужчин для достижения своих целей, плела интриги, злоупотребляла личными связями в карьерных целях. Ее называют куртизанкой и обольстительницей, хотя никто не оспаривает ее таланта и мастерства.


Родители Матильды Юлия и Феликс Кшесинские

Мария-Матильда Кржезинска родилась в 1872 г. в Петербурге в семье балетных танцовщиков, которые происходили из рода разорившихся польских графов Красинских. С самого детства девочка, выросшая в артистической среде, мечтала о балете.


Николай II и Матильда Кшесинская

В 8 лет ее отдали в Императорское театральное училище, которое она окончила с отличием. На ее выпускном спектакле 23 марта 1890 г. присутствовала императорская семья. Именно тогда ее впервые увидел будущий император Николай II. Позже балерина в своих мемуарах призналась: «Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу».


Матильда Кшесинская

После окончания училища Матильда Кшесинская была зачислена в труппу Мариинского театра и в первый же свой сезон приняла участие в 22 балетах и 21 опере. На золотом браслете с бриллиантами и сапфирами – подарке цесаревича – она выгравировала две даты, 1890 и 1892 гг. Это был год их знакомства и год начала отношений. Однако их роман продлился недолго – в 1894 г. было объявлено о помолвке наследника престола с принцессой Гессенской, после чего он расстался с Матильдой.


Знаменитая прима-балерина
Матильда Кшесинская в балете *Дочь фараона*, 1900

Кшесинская стала прима-балериной, и весь репертуар подбирали специально под нее. Директор императорских театров Владимир Теляковский, не отрицая незаурядных способностей танцовщицы, говорил: «Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской. Она считала балеты своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим».


Знаменитая прима-балерина
Звезда балета со скандальной репутацией
Фотопортреты Кшесинской по мотивам балета *Комарго*, 1902

Прима плела интриги и многим балеринам не давала выходить на сцену. Даже когда на гастроли приезжали зарубежные танцовщицы, она не разрешала им выступать в «своих» балетах. Она сама выбирала время для своих спектаклей, выступала только в разгар сезона, позволяла себе длительные перерывы, во время которых прекращала занятия и предавалась развлечениям. При этом Кшесинская первой из русских танцовщиц была признана звездой мировой величины. Она поразила зарубежную публику своим мастерством и 32 фуэте подряд.


Матильда Кшесинская
Великий князь Андрей Владимирович и его жена Матильда Кшесинская

Великий князь Сергей Михайлович опекал Кшесинскую и потакал всем ее капризам. Она выходила на сцену в безумно дорогих ювелирных украшениях от Фаберже. В 1900 г. на сцене Императорского театра Кшесинская отметила 10-летие творческой деятельности (хотя до нее балерины давали бенефисы только после 20 лет на сцене). На ужине после спектакля она познакомилась с великим князем Андреем Владимировичем, с которым у нее начался бурный роман. При этом балерина продолжала официально жить с Сергеем Михайловичем.


Звезда балета со скандальной репутацией
Знаменитая прима-балерина

В 1902 г. у Кшесинской родился сын. Отцовство приписывали Андрею Владимировичу. Теляковский не выбирал выражений: «Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину, живущую одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающую, а, напротив, вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата».