Модельер Вячеслав Зайцев, биография которого полна яркими событиями и творческими свершениями, отметил свой 80-й день рождения. Болезнь не дает ему работать в прежнем режиме, но законодатель моды надеется еще многое сделать в своем творчестве.

Биография

Родился будущий деятель искусства моды в городе Иваново в 1938 году. Мама поднимала ребенка одна, так как отец был на фронте. Мама Мария Ивановна была творческой и одаренной личностью. Она грезила и сцене, но не сложилось. Поэтому любовь к искусству и красоте она старательно прививала маленькому Славе.

Он всегда старательно учился сначала в средней школе, а потом в химико-технологическом техникуме. Через четыре года, в 1952 году, Зайцеву вручают диплом с отличием о присвоении специальности «Художник текстильного искусства». Такая профессия была очень важна в «ситцевой столице» Иваново, с ней без труда можно было найти работу.

В 1956 году в биографии модельера Вячеслава Зайцева наступает новый виток, а именно – переезд в Москву, где начинается его восхождение к вершине модного олимпа.

Вячеслав не стал обустраиваться в родном городе, а решил поехать в Москву для совершенствования своих знаний в текстильном институте. Сразу же молодой человек поступил на факультет прикладного искусства, где стал обучаться моделированию одежду. Юношу без колебаний приняли на учебу, ведь он прекрасно разбирался в искусстве, жизни и людях – словом, был очень всесторонне развитым человеком, чем выгодно отличался от других абитуриентов.

В чужом городе предстояло рассчитывать только на свои силы, поэтому студент начал совмещать учебу с работой. Редкие свободные минуты Слава тратил на походы в музеи, театры, самообразование.

Учась в институте, Зайцев постигает все тонкости графики, каллиграфии и рисунка. В своих первых рисунках будущих моделей одежды он использовал античный орнамент и персидскую миниатюру, учился у русских и западных мастеров. Вскоре он сильно увлекся русским народным искусством. Стал ездить по городам и весям, изучать сочетание цветов, формы и колоритность стиля.

За свою многолетнюю творческую деятельность был удостоен множества престижных наград в области искусства. Выпустил несколько авторских книг на тему моды.

Творческие достижения

Первой коллекцией Зайцева стала спецодежда для рабочих женщин и городов и деревень. Методический совет не был в восторге от этой коллекции и отверг ее. Один из журналов опубликовал на эту тему статью под названием «Он диктует моду Москве». Через три года автора этой отвергнутой коллекции по журнальной статье отыскали сам Пьер Карден и Dior. После неудачной коллекции Зайцев уже успел создать новые образцы одежды и стать художественным руководителем в цехе Общесоюзного Дома Моделей на Кузнецком мосту. Через три года после выхода статьи о проваленной коллекции к нему обратились французские кутюрье и признали его профессионализм и нестандартный подход. После этой встречи вышла статья под названием «Короли моды», где талант Зайцева был высоко оценен.

В Доме Моделей на Кузнецком мосту модельер проработал 13 лет, став заместителем руководителя. Здесь он представил свои коллекции по мотивам ивановских ситцев, а также свою известную «Русскую серию». На модном фестивале в Москве в 1967 году получил Гран-при за представленное платье под девизом «Россия».

С конца 60-х годов авторитет Зайцева высоко оценили на Западе. Лидеру советской моды в иностранной прессе было присвоено звание «Красный Диор». Многие издания рядом с именем легендарного Диора упоминали имя российского модельера.

Многие проекты Вячеслава находили поддержку за границей. Например, в 1976 году во многих чешских городах проходили его персональные выставки с эскизами бижутерии и будущих коллекций.

В городах США, Бельгии и Эстонии также проходили выставки Вячеслава Зайцева, где он выступал уже в роли художника графических и живописных работ. Пять его произведений были приобретены Музеем истории Москвы и Третьяковской галереей.

Вячеслав Михайлович много участвовал в разработке костюмов для советского кино на «Мосфильме» и «Киностудии имени Горького». Также его авторству принадлежат костюмы для солистов бродвейских театров. Много времени уделял модельер и театральным постановкам, где участвовал в качестве художника по костюмам. Выступал также в роли создателя сценических костюмов для многих отечественных звезд эстрады.

В качестве медийного лица стал известен как первый ведущий программы «Модный приговор».

Личная жизнь

Личная жизнь и биография модельера Вячеслава Зайцева связано с одним официальным браком. В 1959 году он женился на Марине Владимировне Зайцевой, с которой познакомился еще в институте. Вскоре в семье родился сын Егор. Через 9 лет супруга предпочла другого мужчину и ушла от мужа. Вячеслав очень болезненно переживал разрыв отношений.

Через некоторое время у нашего героя завязались отношения с девушкой по имени Инна. Она на протяжении двух лет была рядом с Вячеславом, помогала ему пережить последствия аварии. Зайцев даже собирался жениться на избраннице, но в какой-то момент понял, что они совершенно разные люди, и разорвал отношения.

Уже в преклонные годы модельер сумел восстановить дружеские отношения со своей бывшей супругой Марина. Она с внучкой очень поддерживает Зайцева и помогает ему в борьбе с болезнями. Марина Владимировна поделилась в интервью, что регулярно балует Вячеслава Михайловича собственно приготовленным малиновым пирогом, который ему когда-то готовила еще бывшая теща.

Последние новости сообщают, что сейчас Вячеслав Зайцев с оптимизмом смотрит в будущее. Хотя болезни не дают в полной мере работать, он по-прежнему полон творческих планов и надежд. Он в любой ситуации остается элегантным и стильным. Отдыхать модельер предпочитает в своем любимом Подмосковье, на своей живописной даче. Также она часто ездит в Париж, где у него есть небольшая студия, которую он приобрел на гонорар от сотрудничества с одной косметической компанией.

Сын Егор Вячеславович решил продолжить деятельность отца и стал создавать свой дизайн одежды. Сын подарил Зайцеву прекрасную внучку по имени Маруся. Она тоже продолжила династию и связала свою жизнь с дизайнерским искусством. Также Маруся еще и талантливая модель. Дедушка поручит ей управление его домом моды.

Здоровье

В прессе неоднократно говорят не только на тему биографии модельера Вячеслава Зайцева, но и о его здоровье. В прошлом году он был госпитализирован в лечебное учреждение с подозрением на пневмонию. Поклонники забеспокоились, но волноваться долго не пришлось, вскоре законодатель моды уже вышел на работу.

Мэтра периодически беспокоят боли в ногах. Два года назад у него обнаружились проблемы с суставами. Медики для уменьшения болевых ощущений поставили Зайцеву титановый протез.

Два года назад также стало известно, Вячеслав Михайлович страдает от серьезного недуга – болезни Паркинсона. Заболевание сопровождается нарушениями в центральной нервной системе, наблюдаются сложности с речью и координацией. Модельер проходил курс восстановления в Карловых Варах. Он признается, что по-прежнему готов работать и полон творческих планов в создании своих новых коллекций. Болезнь, конечно, напоминает о себе и иногда появляется депрессия, но Зайцев старается гнать от себя плохие мысли.

Надо сказать, что серьезный урон здоровью был нанесен Вячеславу еще в 1971 году, когда он попал в серьезную автокатастрофу. В 33 года модельер оказался в реанимации, где девять дней врачи возвращали его к жизни. Потом были долгий курс восстановления, костыли и т.д. Последствия аварии, так или иначе, сильно повлияли на здоровье и всю дальнейшую биографию модельера Вячеслава Зайцева.

Сейчас он уже не так бодр, ходит с тросточкой, но не отчаивается. Модельер признался, что больше не будет устраивать показ своих коллекций, но предстоит еще много других творческих идей. Недавно Вячеслав Михайлович отпраздновал свой 80-й день рождения. В театре «Русская песня» состоялся грандиозный вечер в его честь. На праздники юбиляр получил множество подарков от звезд сцены и кино, а также миллионы аплодисментов за свой выдающий вклад в историю российской моды.

Вы видели коллекции одежды Вячеслава Зайцева?

Когда я была еще маленькой девочкой лет двенадцати, в нашем доме появилась небольшая книжка “Такая изменчивая мода”. Написал ее Зайцев Вячеслав Михайлович, наш отечественный , но это была не его биография, нет. В своей книге Вячеслав Зайцев увлеченно и ярко описывал “этот многоликий мир моды” (кстати, так называлась вторая книжка этого знаменитого кутюрье, которая тоже впервые была издана в 1980 году). Помню, с каким упоением я читала эту книжку, хотя далеко не все из прочитанного понимала тогда. Прошло еще несколько лет, и эта книга стала моей настольной. Я зачитала ее до дыр! Но вот несколько лет назад, переезжая на новое место, я потеряла ее! Видимо, в спешке выкинула ее вместе со старыми пожелтевшими журналами и прочей макулатурой. Обычный случай при переезде, но было чувство, будто я потеряла что-то очень дорогое и ценное.

Родился герой моей статьи 2 марта 1938 года в “ситцевом краю” – городе Иваново, в самой обыкновенной советской семье. Славой его назвали в честь известного политического деятеля Вячеслава Молотова, который, как известно, по батюшке тоже был Михайловичем. Между прочим, уже в конце восьмидесятых Зайцев сократил свое полное имя до прежнего мальчишеского Слава, так как узнал, что Молотов был довольно неприятной личностью.

Отец будущего знаменитого модельера был осужден в годы войны, как побывавший в плену у немцев. Маме, Марии Ивановне, пришлось оставить свою мечту стать артисткой оперетты, и работать то уборщицей, то прачкой. Но любовь к пению и театру передалась и от матери к сыну. Спустя годы, модельер Зайцев вспоминает, как будучи подобно многим детям сладкоежкой, зарабатывал пением в кондитерских. В награду маленький певец получал крошки печенья и конфет.

Вячеслав Зайцев в молодости, фото из архива: встреча с Пьером Карденом и Марком Боаном

После окончания в 1955 году средней школы Вячеслав Зайцев поступил в Ивановский химико-технологический техникум, в котором получил специальность художника текстильного рисунка. По завершению обучения в техникуме он практически сразу же поступил в Московский текстильный институт обучаться на художника-модельера – в то время это было единственное место, куда его могли принять как сына “врага народа”. По окончании ВУЗа в 1962 году юноша был распределен в город Бабушкин, где был назначен художественным руководителем Экспериментально-технической швейной фабрики Мособлсовнархоза. Вот здесь-то молодой модельер поразил своих соотечественников, предложив необычную коллекцию спецодежды для сельских тружениц. По крою и цвету та одежда во многом напоминала русский народный костюм, но искажала сложившееся представление об “образе телогрейки” (со слов самого модельера 🙂). Естественно, коллекция была забракована, но весть о ней проникла через пресловутый “железный занавес”, и журнал “Пари Матч” посвятил ей огромную, на шесть полос статью. Этот номер попал в руки . И когда весной 1965 года мэтр в очередной раз посетил Москву, Слава Зайцев разыскал его. С этого самого дня и началась долгая и теплая дружба двух выдающихся мастеров ХХ века: Пьера Кардена и Славы Зайцева. За те три года, что разделяли дебютную коллекцию модельера Зайцева и его встречу с мэтром моды, он достиг уже немалых успехов, создав модную женскую одежду для торговой сети Москвы, в частности для магазина “Светлана”. За месяц до судьбоносного для Зайцева дня, он был принят в Общесоюзный Дом Моделей одежды (ОДМО), что на Кузнецком мосту, 14, на должность худрука экспериментально-технического цеха. Но тот апрельский день практически стал переломным в судьбе простого ивановского паренька. На встрече в московском ресторане “София” кроме Кардена присутствовали также два других прославленных модельера: тогдашний глава Дома “Кристиан Диор” Марк Боан и Ги Ларош. Надо ли говорить, что внимание таких мировых знаменитостей к неизвестному мастеру из СССР не прошло мимо зарубежной прессы: нью-йоркская газета “Women Wear Daily” разразилась статьей “Встреча королей моды”, сопроводив ее снимком, сделанным во время обеда мэтров (а французы фактически признали Вячеслава достойным “братом по оружию”).

А потом был 1967 год и московский Всемирный фестиваль моды, где Вячеслав Михайлович получил Гран-при за платье под девизом “Россия”. “Красный Диор!” – громогласно окрестила его западная пресса. Чуть ранее начались периодические демонстрации сводных коллекций Дома Моделей, созданных под чутким руководством Зайцева, на зарубежных выставках. Казалось бы, успех! Но огорчала одна маленькая деталь: на всех этих выставках отсутствовал сам автор великолепных творений! Власти долгое время не выпускали модельера за рубеж, даже в дружественные соцстраны. Американцы даже предлагали открыть у себя фирменные магазины Зайцева, но советская сторона отвергла это предложение. Лишь один раз Пьер Карден смог помочь другу, поставив условие болгарам: мол, если не будет Зайцева на вашем фестивале моды, то не будет и меня!

Слава Зайцев в молодости, архивное фото

Несмотря на трудности, Вячеслав Михайлович, которого еще в детстве за его оптимизм прозвали “солнечным зайчиком”, легко двигался вперед. Уже в 1972 году он пошел на повышение, став теперь уже заместителем худрука самого Дома Моделей. А спустя два года снова был шумный успех: чешский журнал “Кветы”, обозревая моду за прошедшие сто лет, поместил фото Зайцева в одном ряду с самыми значительными модельерами мира, среди которых были Коко Шанель, Поль Пуаре и все тот же Диор. Тогда же, в семидесятых модельер начинает создавать костюмы для артистов театра и эстрады. Возможно, лучшим из его творений для мастеров сцены было красное платье-балахон, созданное для А.Б. Пугачевой, которым она поразила публику на фестивале в Сопоте в 1978 году.

И все же, тогда же в 1978, после успешной демонстрации коллекций в Доме кино, приуроченной к сорокалетию Зайцева, он покидает ОДМО. По его словам, он устал каждый раз сокрушенно разводить руками, отвечая на один и тот же бесконечный вопрос: “Где все это можно купить?”. Задавленный бюрократической машиной, дизайнер чувствовал себя ненужным в Доме Моделей. Интересно, что тогда же Зайцев впервые попробовал слагать стихи: накопившееся в душе просто требовало выхода. Перейдя на работу на фабрику индпошива, он работает над коллекциями для нового Дома Моды. В 1982 году, став художественным руководителем Дома, он на его базе создает первый в СССР Театр Моды.

С началом перестройки в стране модельер Зайцев наконец-то начинает выезжать в страны капитала: первая такая поездка состоялась в 1986 в Канаду. И вот наступил 1988 – юбилейный для Вячеслава Михайловича год. Представление своей коллекции на Неделе Высокой моды в столице Франции! Мало того – теперь В.М. Зайцев еще и почетный гражданин славного города Парижа! Вот он – триумф! Позже модельер сказал, что это было самое светлое событие в его жизни. Но не прошло и полгода, как состоялся второй показ в столице Франции и знакомство Вячеслава с легендарным кутюрье (лично для меня это самый значительный факт, потому как Сен-Лорана я просто обожаю – прим. автора 🙂). Впрочем, на этом знакомство (и даже последующее сотрудничество) с известными модельерами не заканчивается – вскоре Зайцев лично встречается с Жан-Луи Шерером, Тьерри Мюглером, Пако Рабанном и прочими. А в декабре 1989 в Токио модельер Зайцев стал победителем конкурса “Пять лучших модельеров мира”, обскакав таких мэтров, как Клод Монтана, Ханае Мори и итальянский дуэт Byblos!

Да, лед тронулся, но… по признанию самого кутюрье, званий и регалий он к тому времени уже имел предостаточно, а вот денег… К сожалению, мировое признание его, как модельера, не принесло особого богатства. Но к счастью, тогда же в Париже знаменитая фирма “L’Oreal Paris” предложила Славе Зайцеву создать духи. Та парфюмерная линия была названа “Маруся” (в честь мамы модельера, хотя вообще-то “Maroussia” переводится как “Моя Россия”) и была презентована в 1992 году. Эти духи стали невероятно популярными.

Модельер Зайцев известен еще и как педагог и наставник: практически все современные известные российские модельеры прошли его школу. Также Вячеслав Михайлович – организатор многих конкурсов и семинаров моды, из которых, наверное, следует упомянуть ежегодные конкурсы: профессиональных художников-модельеров им. Надежды Ламановой (г. Москва) и “Талант” (Иваново).

Об этом человеке можно рассказывать бесконечно. Подробную биографию В.М. Зайцева в хронологическом порядке, а также полный перечень его коллекций, наград, званий и т.п. вы можете просмотреть на официальном сайте модельера zaitsev.info. Могу еще предложить вашему вниманию свежее видео.

P.S. Мне всегда был интересен этот человек. Я много читала и смотрела о нем: статьи, интервью, телепередачи… И оказалось, что многие его мысли созвучны моим. Полностью согласна со следующими словами Славы Зайцева (но не о театре как таковом, а об искусстве в целом):

“…я люблю больше эстетический театр. Все, что связано с красотой. Потому что в жизни так много грязи, что, приходя в театр, не хочется купаться в этой грязи. Хочется насытить свою душу чистотой и светом, и уйти оттуда не с тяжелыми думами о реальности бытия” .

Еще новости о моде

  • Ulyana Sergeenko показ коллекции весна-лето 2017…
  • Показ Alexander Terekhov в Москве: обзор коллекции…

Вячеслав Зайцев – один из законодателей высокой моды, в том числе мирового уровня, многогранно одаренная творческая личность, родился в Подмосковье в знаменитом городе ткачей Иваново 02.03.1938 г.

Детство

Возможно, именно место рождения предопределило судьбу Вячеслава Зайцева, так как городок, в котором он родился и вырос был небольшим, и вся жизнь в нем крутилась вокруг огромного ткацкого комбината, который снабжал продукцией большую часть России и близлежащих Советских республик.

Как и многие дети военных лет он рано остался без отца, и всю заботу о сыне пришлось взвалить на себя матери, пропадавшей на комбинате буквально сутками. Хотя сама она была очень творческим человеком – прекрасно пела и чувствовала музыку, хорошо рисовала, талантливо читала стихи. До войны она мечтала об актерской карьере, но этой мечте не суждено было сбыться.

Понимая, как трудно матери справляться со всем одной, после получения базового образования Вячеслав пошел в техникум. С детства будучи не менее одаренным, чем мать, он выбрал для себя творческую специальность «ткацкий рисунок». После окончания учебы он планировал остаться, как и большинство выпускников, в родном городе и продолжить династию ткачей.

Знакомство с миром моды

Учиться оказалось нелегко – не зря ивановские ткани славились красотой и качеством на всю огромную страну. Преподаватели требовали от своих учеников не только максимального раскрытия своих творческих способностей, но и очень ответственного отношения к выполнению каждого задания.

Ученики должны были тщательно продумать рисунок, выверить и четко прорисовать каждую линию, подобрать оптимальное сочетание цветов и даже представить, как будет смотреться ткань в различных видах готовых изделий. Они считали, что представленный орнамент должен оживать в ткани, по-новому играя красками.

Вячеслав настолько увлекся своей новой специальностью, что незаметно для себя начал присматриваться к природе, черпая в ней новые идеи и цвета. Параллельно он пытался знакомиться с творчеством своих зарубежных коллег, что в те времена удавалось с большим трудом.

Уже сама по себе мода считалась совершенно буржуазным явлением, чуждым советской идеологии. Но тем не менее из социалистических стран просачивались модные журналы, которые передавались из рук в руки и буквально зачитывались до дыр.

Сравнив то, чему его учли в техникуме с тем, что он видел на замусоленных глянцевых страницах, Вячеслав подсознательно понимал, что истина где-то посередине.

Покорение столицы

В 1956 году никому не известный выпускник химико-технологического техникума из славного города Иваново приехал в столицу. Только достигнув вершин славы он смог признаться себе, что еще тогда в его голове роились мысли об известности и мировых подиумах. Но, будучи юношей, он искренне считал, что едет развивать свое творчество и углублять профессиональные навыки.

Вступительные экзамены по специальности «моделирование одежды» он сдал очень легко. Профессиональное образование в Иваново было на очень высоком уровне. Но вот с однокурсниками, да и многими преподавателями отношения складывались достаточно сложно.

Уж слишком выделялся на фоне общей массы этот невысокий одаренный паренек, имеющий на все свою собственную точку зрения, не боящийся оказаться не таким как другие.

Не имея поддержки от родителей, свободное от учебы время он посвящал работе. Стараясь оказаться поближе к миру моды, о котором он столько мечтал, Зайцев устраивается на подработку в Дом моделей на Кузнецком Мосту. Именно там рождалась и пропагандировалась советская мода. Именно он стал для Зайцева стартовой площадкой и полем для творчества на многие годы.

Понимая, что без досконального знания основ живописи и рисунка он не сможет полноценно творить, Зайцев все немногие оставшиеся после учебы и работы свободные часы проводил в музеях. Старался он посещать и выставки современного искусства, справедливо считая, что максимально выигрышный вариант – это разумное сочетание классики и модернизма.

К высотам высокой моды

После получения диплома он уже официально остается в штате сотрудников Дома моделей, а со временем и возглавляет экспериментальную группу модельеров. Здесь свою роль играл случай. Первое распределение Зайцев получает на швейную фабрику Моссовнархоза. А первым его самостоятельным заданием становится разработка рабочей одежды.

Привыкший с детства к каждой задаче относиться вдумчиво и максимально творчески, Зайцев создает целую коллекцию, в которой прекрасно сочетаются простота линий, удобство кроя и высокая функциональность одежды.

После премьерного показа коллекция на Кузнецком мосту просто шокировала столичных законодателей моды и тут же привлекла внимание зарубежной прессы – настолько яркими и необычными были его модели.

Именно благодаря этой работе о нем узнали такие мировые знаменитости как Пьер Карден и Кристиан Диор. Сам же Зайцев об этих людях только читал на страницах модных журналов, и тогда они казались ему недосягаемыми. И если бы кто-то сказал ему тогда каких людей заинтересовало его творчество, он бы просто не поверил.

Но время шло, модели Зайцева становились все более смелыми и одновременно функциональными, он все глубже познавал каноны моды и быстро научился чувствовать и предсказывать новые тенденции. А некоторые идеи даже перенимали у него другие модельеры. И вот в 1965 году он становится руководителем экспериментального цеха.

Дом на Кузнецком мосту довольно часто посещали известные западные модельеры, стараясь постичь каноны своеобразной советской моды. В один из таких визитов с молодым талантливым модельеров знакомится Пьер Карден.

Вячеслав Зайцев со своими моделями

Он был настолько поражен оригинальным видением моды Зайцева, что после его приезда в западной прессе появилась статья «Короли моды».

Мировая слава

Но мировую славу Зайцеву принесли, конечно же, не разработки модной советской одежды, которая все-таки должна была подчиняться четко обозначенным идеологическим требованиям. Параллельно с основной работой Зайцев трудился над созданием своей собственной авторской коллекции, на которую потратил три года жизни.

Проводя много времени в музеях народного творчества и выросший среди русских ткацких мастеров, Зайцев настолько вдохновился идеей воплотить традиции русской росписи в мире современной моды, что создал знаменитую «Русскую коллекцию», с показом которой Дом моделей объездил практически весь мир.

Впрочем, сам создатель в этих поездках не участвовал, а продолжал трудиться на благо советской моды.

Тем не менее о его таланте заговорил мировой бомонд. В западной прессе уже регулярно появлялись восторженные отклики о его коллекциях, и там его даже окрестили «русским Диором», что не слишком нравилось советскому партийному руководству.

Что не преминуло сказаться на финансовом благосостоянии модельера – еще в далеком 1970 ему было предложено открыть авторские бутики во всех мировых столицах моды, но разрешения Минвнешторга Зайцев тогда не получил.

С 1970 Зайцев становится признанным законодателем советской моды, и откровенно говоря на тот момент единственным ее создателем, который смог достойно представлять страну на европейском и даже американском рынках. К нему начинают обращаться жены высшей партийной элиты и звезды советского кино и эстрады. Приходит настоящая слава.

В 1982 году он официально становится директором московского Дома моды, который немного позже получил его имя. Сейчас он уже имеет сеть собственных бутиков практически по всему миру, но до сих пор продолжает радовать нас своим творчеством, несмотря на преклонный возраст.

О личной жизни Зайцева много не скажешь – его единственной любовью всегда была работа. Долгое время он состоял в официальном браке с Мариной Зайцевой, которая родила ему единственного сына Егора.

Вячеслав Зайцев с женой в молодости



Зайцев Вячеслав Михайлович - российский модельер, художник театрального костюма.
Увлекается живописью, его работы выставлялись во многих картинных галереях мира. Автор нескольких книг, посвященных моде и стилю.

Цветная графика Вячеслава Зайцева






Живопись Вячеслава Зайцева

О своем станковом творчестве сам Зайцев сказал так: "Моя живопись импульсивна, полна неожиданных для меня самого ликов, образов-символов, изобилуя выходами в астральный мир, мир ирреальный, в котором я нахожу ответы на мучающие меня вопросы, невысказанные обиды, разочарования, тревоги, душевные потрясения, неожиданные поступки; порою это сны, реализованные в рисунках, стихи, иногда и видения в ночи".

"Это был 90-й год. Тогда у меня в жизни началась новая эпоха - произошло становление Дома моды, началась стабильная жизнь. С тех пор всю свою боль, я отдаю картинам. Вот почему на моих полотнах все лица странные, страдальческие? Для меня живопись - это освобождение души."

Я в одиночество вхожу.
Дверь открываю, спешу
Зажечь тепло излучающий фонарь.
Поток его лучей спешит
Меня согреть и успокоить.
Но знаю я один, как это тяжело.
Мне тяжело, другому, видно, так же.
Но тот, другой, одиночество души моей
Понять лишь только внешне сможет.
Уйдет, останусь я опять один –
И все сначала.
Но видно, Бог предначертал мне этот путь.
Смирюсь, и буду жить

Вячеслав Зайцев

Специалисты называют картины Вячеслава Зайцева психоделическими. Нужно сказать, что картины Зайцева ценятся знатоками и имеют высокую рыночную стоимость. Был даже такой неприятный эпизод в жизни художника и его картин: загородный дом Зайцева был ограблен, причём украдены были именно картины. К счастью, потом всё нашлось, но самым неприятным во всём этом было то, что ограбление организовал человек из ближайшего окружения Вячеслава Зайцева - человек, с которым он сотрудничал и которому очень доверял.

Психоделия (психоделика) - культура освобожденного сознания. Изначально психодел прочно ассоциировался с психотропными веществами, теперь может потребляться в чистом виде, без допинга. Как говорил теоретик искусства Павел Пепперштейн: "Не следует сводить психоделику только к психотпропным препаратам. Есть психоделика обыденной жизни, в этом легко убедиться. Есть психоделика массмедиа, психоделика потребления, психоделика кино, психоделика усталости, психоделика выживания. Все эти обстоятельства "высветляют" , "высвечивают" различные зоны психики, создавая эффекты ассимитричных просветлений, иллюминаций" . Таким образом, видим, что наркотики (кокаин, героин, алкоголь и пр.) , вопреки распространенному мнению, не приветствуются в психоделическом движении.
Психодел, как искусство, родился в 60-х годах прошлого века, с появлением знаменитого препарата ЛСД. В то время новый галлюциноген был чрезвычайно популярен и считался безвредным проводником в мир собственного расширенного сознания. На развитие психодела повлияли сюрреализм, дадаизм, субкультуры хиппи, панков, рейверов.
Эпитет "психоделический" сейчас применяется ко всем видам искусства, например, кинематограф, изобразительное искусство, музыка, литература, даже скульптура и дизайн бывают психоделическими.

За плечами известного дизайнера одежды и художника персональные выставки в России, США, Бельгии, Эстонии…
Его художественные работы находятся в собраниях крупнейших музеев, галерей и частных коллекциях, да и звание народного художника РФ и действительного члена Российской академии художеств говорит само за себя.

Вячеслав Зайцев родился 2 марта 1938 года в Иванове, в рабочей семье.
В 1945 году поступил в ивановскую среднюю школу.
В 1952 году поступил в Ивановский химико-технологический техникум.
В 1956 окончил факультет прикладного искусства этого техникума с отличием.
В 1956 году приехал в Москву, поступил в Московский текстильный институт.
В 1962 году окончил с отличием институт по специальности художник-модельер и, согласно распределению, был направлен в город Бабушкин на "Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза" художественным руководителем.
С 1962 году работает на экспериментальной швейной фабрике Моссовнархоза, возглавляет экспериментальную группу в общесоюзном "Доме Моделей на Кузнецком мосту".
Через десять лет Зайцев начинает все сначала в маленьком ателье, которое позже перерастает в Московский Дом Моды.

Его первая коллекция спецодежды для работниц села поразила всех яркостью и смелостью - Зайцев предложил цветные телогрейки, юбки из пестрых павловопосадских шалей, даже валенки перед показом он собственноручно расписал гуашью.
Коллекция не была принята, но фоторепортаж о ней опубликовали зарубежные издания (в том числе журнал "Paris Match"). Так имя русского модельера стало известно знаменитым французским кутюрье и всему миру.

В 1965 году лидеры мировой моды - Пьер Карден, Марк Боан и Ги Ларош назвали Вячеслава Зайцева "равным среди равных", а позднее французская пресса окрестит его "Красным Диором" в знак признания его таланта.
С тех пор Вячеслав Зайцев - бесспорный лидер российской моды.

В 1980 году выходят в свет две книги Зайцева: "Такая изменчивая мода" и "Этот многоликий мир моды". В этом же году Вячеслав зайцев создает костюмы для участников Московской Олимпиады, за что он был награжден орденом Знак Почета.

В 1982 году он первым открыл свой Дом Моды, а в 1988 году становится его избранным Президентом.

Зайцев первый и длительное время единственный из отечественных модельеров ставил на одежду именной лейбл.

Одновременно с открытием Дома Моды Славы Зайцева была реализована мечта художника-модельера о создании Театра Моды. Художник стремился к зрелищной форме как наиболее убедительной в пропаганде его творческого кредо, а также цели, которую Слава Зайцев ставил перед собой: в непосредственном общении с посетителями демонстраций одежды вести разговор о красоте, хорошем вкусе, умении найти свой стиль, о правилах поведения в обществе.

В 1988 году мадам Карвен, глава знаменитого Дома моды, пригласила Зайцева показать коллекцию "Русские сезоны в Париже" в столице моды. Мастера ждал триумф и, как следствие, присуждение Жаком Шираком Золотой медали города Парижа и звания почётного гражданина Парижа.
В следующем году Вячеслава Зайцева назвали "человеком года в мире моды".
Затем на проходящем в Японии фестивале "Лучшие пять модельеров мира" его признали победителем.


В 1992 году Вячеслав Зайцев первым из коллег выпустил совместно с французской фирмой "L´Oreal" собственные духи "Maroussia" (Маруся) и "Authentic Maroussia" (Настоящая (подлинная) Маруся), которые чрезвычайно популярны на Западе.

Духи Вячеслав Михайлович так назвал в честь своей матери, которую очень любил.

"Во время войны отец был призван в армию, и все тяготы жизни выпали на долю матери, простой и трудолюбивой женщины. Мама в молодые годы мечтала о сцене и была человеком одаренным, чутким и восприимчивым. Именно поэтому она оказала очень большое влияние на меня, пробудив с детских лет интерес к окружающему миру, к красоте природы, чтению и народной песне. Я всегда пел, танцевал, был заводным мальчиком, в школе и в техникуме участвовал в самодеятельности, проводил вечера. Окружающие называли меня "солнечным мальчиком"."

Егор Зайцев

А в 1993-ем году у его единственного сына Егора, кстати, тоже художника-модельера, родилась дочь Маша. Как сказал счастливый дедушка: "Она родилась уже со своими духами."


Моя Марусечка - музыка и тект Герда (Герарда) Вильнова
Поёт - Пётр Лещенко

В 1994 году впервые Вячеслав Зайцев проводит "Конкурс молодых модельеров имени Надежды Ламановой". (Надежда Петровна Ламанова (1861-1941) - известный российский и советский модельер, художник театрального костюма. Имела звание "Поставщик Двора Ея Императорского Величества". Стояла у истоков российской и советской моды XX века).

Зайцев возглавляет Конкурсы "Экзерсис" (преподавателей и учащихся швейных колледжей и лицеев), "Золотая игла", фестиваль "Бархатные сезоны" в Сочи.

Несмотря на свою огромную занятость, Вячеслав Михайлович ведет многогранную творческую работу с молодыми художниками, модельерами и дизайнерами. Его деятельность - это поистине подвижнический труд.


В течении всей своей творческой деятельности Вячеслав Зайцев раскрывается как неординарный, многогранный человек, который любит родную землю, её природу и народное творчество, в котором народный костюм занимает не последнее место


С 2007 по 13 июля 2009 года - ведущий телевизионного шоу "Модный приговор" на Первом канале.

Вячеслав Зайцев кавалер Ордена Знак Почёта, Ордена За заслуги перед Отечеством IV степени, Народный художник Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Лауреат Государственной премии Российской Федерации. И это всё один человек!)))

Помимо всего ранее перечисленного, Вячеслав Зайцев пишет стихи, занимается художественной фотографией - талантливый человек талантлив во всех своих проявлениях.

Модели несколько неожиданные - я бы так сказала.)))
В этих работах явно присутствует восточная тема с её яркой красочностью и негой.


Фантазия на тему "Половецких плясок" из оперы Александра Порфирьевича Бородина "Князь Игорь"
Исполняют - Поль Мориа и его оркестр




Фотоживопись Вячеслава Зайцева

Коллекция Осень-Зима 2009-2010


Коллекция нарядов из русского льна - все ткани, из которых сшиты изделия коллекции, российского производства


Вечерние наряды, пальто и, особенно, головные уборы демонстрируют фирменный стиль великого мастера моды

Коллекции Вячеслава Зайцева изобилуют аксессуарами, поэтому неудивительно, что мастер обратил своё внимание на платки и шарфы. Платки от Зайцева это струящийся шёлк с ярким рисунком, преимущественно геометрических форм.
Но платки могут быть не только дополнением к наряду, они могут стать тем материалом, из которого эти наряды шьются. Примером тому модели, приведенные ниже, и коллекция костюмов в народном стиле, разработанная Зайцевым для ансамбля "Русская песня" Надежды Бабкиной.
Модельер Зайцев любит павлово посадские платки - это видно по его изделиям, которые адресованы не только артистам.










Вы полагаете, всё это будет носиться?
Я полагаю, что всё это следует шить!


Сергей Никитин на слова Юрия Левитанского - Диалог у новогодней ёлки (вальс из музыки к кинофильму "Москва слезам не верит")
Поют - Татьяна и Сергей Никитины


Валенки - русская народная песня
Поёт - Лидия Русланова

Вячеслав Зайцев – советский и российский художник-модельер, живописец и график, педагог и профессор. Его считают одним из лучших кутюрье в мире.

Зайцев в буквальном смысле стал создателем моды в эпоху СССР. Интересно, что западные модельеры заметили талант русского мастера за 30 лет до того, как его увидели соотечественники.


Вячеслав Зайцев и Регина Збарская

Первой серьезной работой в биографии Зайцева стала коллекция «Русская серия», выполненная по народным мотивам.

Интересен факт, что в коллекции было платье под названием «Россия», получившее гран-при на Всемирном фестивале моды. После этого события русского модельера начали называть «Красным Диором».

После Дома Моделей Вячеслав Зайцев устроился в Дом Моды и вскоре стал его художественным руководителем.

Начиная с 1982 г. он издал множество новых коллекций, которые получили мировую известность. Его наряды попадали на обложки разных зарубежных изданий.

После Зайцев создает академию дизайна при Доме Моды. Он продолжает удивлять мир своими коллекциями, экспериментируя с цветами и формами.


Вячеслав Зайцев и эскизы его коллекций

В данный период биографии у модельера пробуждается особенный интерес к живописи и . В результате ему удается написать много картин, не имеющих никакого отношения к моде.

Картины Зайцева неоднократно показывались на выставках в странах Европы и . Интересен факт, что в Третьяковской галерее выставлено 5 работ мастера. До сих пор известный модельер продолжает заниматься художественным творчеством.

Стоит заметить, что Вячеслав Зайцев создавал костюмы для нескольких российских театров. Эти наряды оказались настолько хорошими, что с ним захотели сотрудничать многие западные режиссеры.

Кроме этого кутюрье разрабатывал костюмы для популярных артистов и спортсменов.

Личная жизнь

Будучи еще студентом, Вячеслав Зайцев познакомился с Мариной. Девушка была из интеллигентной и обеспеченной семьи.

В 1962 г. они решили пожениться, в результате чего у них родился мальчик Егор, который позже также станет дизайнером.

Когда Зайцев работал в , ему сообщили, что жена решила от него уйти. Эта новость потрясла его до глубины души. После развода он еще долгое время вспоминал Марину.

Зайцев делал все возможное, чтобы видеться с сыном, поскольку бывшая супруга не хотела, чтобы Егор встречался с отцом. Этот период времени был одним из самых тяжелых в его биографии.

Спустя какое-то время Зайцев начал встречаться с Инной, работавшей в Доме Моделей. Они стали жить в гражданском браке, но вскоре поняли, что не любят друг друга.

Однако когда Вячеслав Михайлович попал в серьезную автомобильную аварию и оказался в больнице, Инна постоянно находилась рядом с ним.

Интересен факт, что модельер находился в реанимации на протяжении 9 дней, после чего еще полгода проходил реабилитацию.

После этого происшествия Зайцев около года прожил вместе с Инной, но до свадьбы дело так и не дошло. Пара решила окончательно расстаться.

Вячеслав Зайцев сегодня

Не так давно Вячеслав Зайцев признался, что уже не один год страдает болезнью Паркинсона, в связи с чем испытывает проблемы с суставами.

В 2016 г. кутюрье пришлось сделать операцию на колене. Тем не менее, проблемы со здоровьем не мешали ему создавать новые наряды и появляться на телевидении.

В период биографии 2010-2016 гг. Зайцев выпустил 15 коллекций. Он по-прежнему сотрудничает с разными артистами, создавая для них великолепные костюмы.