» Членистоногие » Полезные насекомые

Насекомые, как и все без исключения живые организмы, играют важную роль в природе. Представители данного надкласса (и крупные жуки, и крохотные мушки) существуют везде и занимают свое место в биосфере. На Земле практически нет мест, где бы они не являлись хотя бы одним, а то и несколькими важнейшими звеньями в пищевой цепочке. Часть насекомых поедает растения, часть — себе подобных, но и первые и вторые служат пищей для более крупных животных. С данной точки зрения крохотные членистоногие являются не менее значимым элементом фауны, чем, например, звери или рыбы.

Не стоит забывать и о том, что насекомые опыляют цветковые растения, а это — наипервейшая основа, обеспечивающая функционирование большей части мировой флоры. Что же человек? Что получает он от жуков, бабочек, муравьев, кузнечиков и им подобных? Оказывается, насекомые принимают активное участие в нашей жизни.

Одомашненные насекомые

На протяжении всего своего существования человек постоянно приручал животных, в частности тех, которые представляли для него очевидную пользу, легко содержались в неволе и поддавались дрессировке. Такие питомцы есть среди млекопитающих, птиц и даже рыб. Не остались в стороне и насекомые: одомашненными являются медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Правда, эти виды практически единственные. Кроме них на ум приходят разве только обитатели экзотариумов и всевозможных выставок (палочники, диковинные жуки и прочие тропические шестиногие создания), но считать их одомашненными можно с большой натяжкой.

На службе у человека

Даже если оставить в стороне производство шелка и тот кладезь продуктов, которые дают полосатые труженицы ульев, польза от насекомых для человека все равно неоспорима. Выше уже упоминалось опыление и его значение для дикой природы, но очевидно, что данное явление ничуть не менее важно и для культивируемых растений, а следовательно, для мирового сельского хозяйства и экономики в целом. Кроме того, раз некоторые представители надкласса являются вредителями, то в борьбе с ними кто, как не их потенциальные враги (плотоядные виды), станет самым грозным оружем? Именно для этих целей используются, например, пахучий красотел (Calosoma sycophanta), осы-наездницы и прочие хищники. не менее ценна и кошенильные червецы (Dactylopius coccus) — из них добывают краситель кармин, а также высушенные златки, щелкуны и некоторые другие жуки — они идут на изготовление ювелирных украшений. Наконец, не стоит забывать и том, что многих насекомых можно употреблять в пищу.

Познакомьтесь по рисункам 166, 167, 171 с особенностями строения медоносной пчелы и тутового шелкопряда. Чем полезны эти насекомые?

Виды одомашненных насекомых. Из всех известных насекомых человек одомашнил только медоносную пчелу и тутового шелкопряда. Пчел стали разводить для получения меда и воска, а тутового шелкопряда - для получения шелка. В дальнейшем развились отрасли хозяйства - пчеловодство и шелководство.

Медоносная пчела. Это насекомое живет большими семьями: дикая - в дуплах деревьев, домашняя - в ульях. В каждой семье имеется самка - матка, несколько сотен самцов - трутней и до 70 тыс. рабочих пчел (рис. 166).

Матка - самая крупная пчела в семье. Начиная с весны она днем и ночью откладывает яйца (до 2000 в сутки). Трутни - пчелы средней величины с крупными глазами, соприкасающимися на затылке (они живут в семье со времени выхода из куколок до осени). Рабочие пчелы мельче остальных членов семьи и отличаются от них рядом особенностей строения и поведения.

На нижней стороне брюшка рабочей пчелы имеются гладкие участки без волосков - зеркальца. На их поверхности выделяется воск. Пчелы делают из него шестигранные ячейки - соты: крупные, средние и мелкие. На наружной стороне задних ног рабочих пчел заметно по одному углублению, окруженному длинными волосками. Это - корзиночки. На задних ногах есть и щеточки - широкие членики с твердыми щетинками (рис. 167). При их помощи пчелы собирают со своего тела прилипшую цветочную пыльцу, смачивают ее нектаром и помещают в корзиночки. Образующиеся комочки пыльцы называют обножками. Прилетев в улей, пчелы помещают их в соты. Другие рабочие пчелы утрамбовывают пыльцу и пропитывают ее медом. Образуется перга - запас белкового корма.

Собираемый из цветков нектар пчелы накапливают в расширении пищевода (медовом зобике), а затем выделяют в ячейки сотов. Нектар, смешанный с выделениями глоточных желез рабочей пчелы, превращается в мед. Так в улье образуется запас сахаристой пищи. В особых железах рабочих пчел вырабатывается «молочко». Им они кормят матку и белых червеобразных личинок, развивающихся из отложенных маткой яиц.

На конце брюшка рабочих пчел имеется втяжное зазубренное жало. Это видоизмененный яйцеклад. У основания жала имеется ядовитая железа. При помощи жала пчела жалит своих врагов. Пчела, ужалившая человека, не может вытащить жало из его кожи, и оно отрывается с частью внутренних органов. Это приводит пчелу к гибели.

Рабочие пчелы выполняют и другую работу: вентилируют улей, чистят его, замазывают щели.

Развитие пчел. Матка откладывает в крупные и мелкие ячейки оплодотворенные яйца, в средние - неоплодотворенные. Отродившихся из яиц личинок рабочие пчелы кормят «молочком». Затем «молочко» получают только личинки, развивающиеся в крупных ячейках, остальные - цветочную пыльцу и мед (рис. 168). Из крупных ячеек выходят матки, из средних - трутни, а из мелких - рабочие пчелы.

Роение. Перед выходом из ячейки молодая матка издает звуки. Старая матка пытается убить ее, но этому препятствуют охраняющие молодую рабочие пчелы.

Вскоре после этого старая матка с частью рабочих пчел покидает гнездо. Вылетевший рой пчел садится где-нибудь на ветке (рис. 169) или у основания дерева, а затем, подыскав дупло, пчелы поселяются в нем.Брачный полет. Вышедшая из ячейки молодая матка отыскивает запечатанные ячейки, в которых развиваются другие матки, и убивает их. Через несколько суток она вылетает из улья, устремляется вверх, а за ней летит несколько десятков трутней. Это брачный полет самки и самцов. После оплодотворения самка возвращается в улей и начинает откладывать яйца.

Зимуют на пасеке в ульях (рис. 170) только матка и рабочие пчелы. Трутней рабочие пчелы осенью выгоняют из улья, и они погибают.

Тутовый шелкопряд. Тутовый шелкопряд - белая бабочка средней величины (рис. 171). Ее гусеницы перед окукливанием плетут коконы из шелковой нити, которая образуется при застывании жидкости, выделяемой на нижней губе из шелкоотделительной железы.

Разведением тутового шелкопряда начали заниматься в Китае около 5 тыс. лет назад. В процессе одомашнивания из поколения в поколение для разведения оставляли бабочек, которые откладывали много яиц и имели слаборазвитые крылья. В результате длительного отбора самки тутового шелкопряда перестали летать, что облегчало их содержание. Отбор крупных коконов привел к тому, что нить их стала длинной - до 1000 м и более.

Распространение шелководства связано с местами произрастания тутового дерева, или шелковицы, листьями которого питаются гусеницы тутового шелкопряда. За последние десятилетия выведены различные породы тутового шелкопряда, отличающиеся величиной коконов, их окраской, длиной и прочностью нити.

Самки тутового шелкопряда откладывают по 300–600 яиц. Яйца покрыты плотной хитинизированной оболочкой и называются греной. Гусениц выращивают на специальных этажерках с парусиновыми полками. Кормят их листьями тутового дерева.

Гусеницы растут, линяют. После четвертой линьки на этажерки ставят веники из сухих прутьев - коконники. Гусеницы переползают на них, плетут коконы и окукливаются.

Коконы собирают и часть из них отправляют на специальные станции для получения грены, а остальные поступают на фабрики, где их обрабатывают горячим паром и разматывают на особых машинах. Нити идут на изготовление шелка, а заморенные куколки - на корм сельскохозяйственным животным.

➊ Какие насекомые и с какой целью одомашнены человеком? ➋ Каков состав пчелиной семьи? ➌ Какую работу в семье выполняют рабочие пчелы? ➍ Какие приспособления имеются у рабочих пчел для сбора пыльцы и нектара, для строительства сот, для кормления личинок? ➎ В каком случае из отложенных маткой яиц выводятся матки, а в каком - трутни и рабочие пчелы? ➏ Что такое рой пчел и как он образуется? ➐ Каково значение медоносной пчелы в природе и в жизни человека? ➑ С какой целью разводят тутового шелкопряда? ➒ Какие изменения произошли с тутовым шелкопрядом в процессе одомашнивания? ➓ Как выращивают гусениц тутового шелкопряда?

Пользуясь рисунком 77, вспомните какие типы животных вы изучили и какие основные классы они объединяют. Проследите от типа к типу, у каких животных появились те или иные системы органов, как они совершенствовались в ходе исторического развития животного мира.

Для того чтобы в улье образовалось 100 г меда, рабочая пчела должна посетить около 1000000 цветков. Человек получает от пчел не только мед и воск, но и яд, маточное молочко, прополис (клей, которым пчелы замазывают щели в улье), которые широко используются в медицине.
В шелководческих хозяйствах из 25 г грены получают 70-80 кг коконов.

Виды домашних насекомых.

Семья пчел.

Рабочие пчелы выполняют и другую работу: вентилируют улей, чистят его, замазывают щели и пр. Каждая из них в течение своей жизни проходит через все виды деятельности по мере развития у нее тех или иных желез.

Развитие пчелы.

Тутовый шелкопряд.

За последние десятилетия выведены различные породы тутового шелкопряда, отличающиеся величиной коконов, их окраской, длиной и прочностью нити.

Статьи и публикации:

ПІДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

ОДОМАШНЕННЫЕ НАСЕКОМЫЕ

Виды домашних насекомых. С давних времен человек разводит некоторые виды насекомых для получения от них ценной продукции. Прежде всего, это медоносная пчела, дающая человеку мед, прополис, пергу, с маточным молоко, воск. Разведение тутового шелкопряда с целью получения натурального шелка — важная отрасль народного хозяйства многих стран.

Пчела медоносная. Пчелы — общественные насекомые. Они живут большими семьями: дикие — в дуплах деревьев, домашние — в ульях. В каждой семье есть самка — матка, несколько сотен самцов — трутней (они живут со времени выхода из куколок до осени) и до 70 тыс. рабочих пчел. Матка — самая крупная пчела в семье, функция которой заключается в откладывании яиц. Начиная с весны, матка откладывает около 2 тыс. яиц за сутки. Трутни — пчелы средней величины с большими глазами, что соприкасаются на затылку. Именно трутни оплодотворяют матку. Всю работу в улье выполняют рабочие пчелы — недоразвитых самки, неспособные к размножению. Они мельче других членов семьи.

Особенности строения и поведения рабочих пчел. На нижней стороне брюшка рабочей пчелы есть гладкие, без волосков, участка — зеркальца, на поверхность которых выделяется воск, из которого она делает шестигранные ячейки — соты (крупные, средние и мелкие). На задних ногах пчел есть по одному «корзиночке» и по одной «кисточке», с помощью которых они собирают цветочную пыльцу. Прилетев в улей, пчелы помещают его в ячейки сот. Другие рабочие пчелы утрамбовывают пыльцу и пропитывают его медом. Образуется перга — запас белкового корма. Собранный с цветков нектар пчелы отрыгивают в соты с медового зоба. Здесь он превращается в мед — запас сахаристой пищи. В особых железах рабочих пчел вырабатывается «молочко». Им они кормят матку и личинок.

На конце брюшка рабочих пчел является втяжне зазубренное жало, которое связано с ядовитой железой и используется для защиты.

Кроме того, рабочие пчелы вентилируют улей, чистят его, замазывают щели и т.д. Каждая из них в течение своей жизни проходит через все виды деятельности в меру развития у него тех или иных желез.

Развитие пчелы. Матка откладывает в крупные и мелкие соты оплодотворенные, а в средние — неоплодотворенные яйца. Личинок, развившихся из яиц, рабочие пчелы кормят «молочком». Потом «молочко» получают личинки только крупных вто, а другие — цветочная пыльца и мед. После последней линьки личинок рабочие пчелы запечатывают соты воском. Вскоре личинки превращаются в куколки, а впоследствии — на взрослых насекомых. Они прогрызают восковые крышечки и выползают на поверхность вто. Из крупных вто выходят матки, из средних — трутни, а из мелких — рабочие пчелы.

Шелкопряд тутовый. Это — белая бабочка средней величины. Заляльковуючись, его гусеница обматывает себя тонкой нитью, что выделяется прядильными железами. Разматывая эти коконы, человек получает натуральный шелк. Разведением шелкопряда шелковичного начали заниматься в Китае около 5 тыс. лет назад. В процессе одомашнивание из поколения в поколение для разведения оставляли бабочек откладывали много яиц и имели слаборазвитые крылья, а из их гусеницы плели большие коконы (их нить достигала длины до 1000 м и более).

По последние десятилетия выведены различные породы тутового шелкопряда, отличаются величиной коконов, их окраской, длиной и прочностью нити.

Из всех известных насекомых человек одомашнил только медоносную пчелу и тутового шелкопряда. При разведении пчел можно было иметь мед и воск, а при разведении тутового шелкопряда - шелк.

Семья пчел

Медоносные пчелы живут большими семьями: дикие - в дуплах деревьев, домашние - в ульях. В каждой семье имеется самка - матка, несколько сотен самцов - трутней (они живут со времени выхода из куколок до осени) и до 70 тыс. рабочих пчел. Матка - самая крупная пчела в семье. Начиная с весны, она откладывает яйца (до 2000 в сутки). Трутни - пчелы средней величины с крупными глазами, соприкасающимися на затылке. Они оплодотворяют матку. Всю работу в улье выполняют рабочие пчелы. Они мельче остальных членов семьи.


Медоносные пчелы

Семьи медоносных пчёл можно отнести к ярко выраженным общественным колониям. В семье каждая пчела исполняет свою функцию. Функции пчелы условно определяются её биологическим возрастом. Однако, как установлено, при отсутствии пчёл старших возрастов их функции могут выполнять пчёлы более младших возрастов.
Следует различать фактический и биологический возраст пчелы, поскольку во время взятка рабочая пчела живёт от 30 до 35 дней, а во время зимовки пчела остаётся биологически молодой до 9 месяцев (среднерусская серая пчела в условиях севера России и Сибири). При указании сроков жизни и периодов развития пчелы обычно ориентируются на продолжительность жизни пчелы во время взятка.

Особенности строения и поведения рабочих пчел. На нижней стороне брюшка рабочей пчелы имеются гладкие участки - зеркальца. На их поверхность выделяется воск. Пчелы делают из него шестигранные ячейки - соты: крупные, средние и мелкие. На задних ногах пчел имеется по одной "корзиночке" и по одной "щеточке". При их помощи они собирают цветочную пыльцу. Прилетев в улей, пчелы помещают ее в ячейки сот. Другие рабочие пчелы утрамбовывают пыльцу и пропитывают ее медом. Образуется перга - запас белкового корма. Собранный из цветков нектар пчелы отрыгивают в ячейки из медового зобика. Здесь он превращается в мед - запас сахаристой пищи. В особых железах рабочих пчел вырабатывается "молочко". Им они кормят матку и личинок. На конце брюшка рабочих пчел имеется втяжное зазубренное жало, связанное с ядовитой железой и используемое при защите.

Рабочие пчелы выполняют и другую работу: вентилируют улей, чистят его, замазывают щели и пр. Каждая из них в течение своей жизни проходит через все виды деятельности по мере развития у нее тех или иных желез. Молодые рабочие пчёлы (возраст до 10 дней) составляют свиту матки, кормят её и личинки, так как у молодых пчёл хорошо выделяется маточное молочко. Приблизительно с 7-дневного возраста на нижней части брюшка пчелы начинают работать восковые железы и начинает выделяться воск в виде небольших пластинок. Такие пчёлы постепенно переключаются на строительные работы в гнезде. Как правило, весной наблюдается массовая отстройка белых сот - это связано с тем, что перезимовавшие пчёлы к этому периоду массово достигают биологического возраста, соответствующего пчёлам-отстройщицам.

Приблизительно к 14-15 дням продуктивность восковых желез резко падает и пчёлы переключаются на следующие виды деятельности по уходу за гнездом - они производят чистку ячеек, уборку и вынос мусора. С возраста примерно 20 дней пчёлы переключаются на вентиляцию гнезда и охрану летка. Пчёлы возрастом старше 22-25 дней в основном занимаются медосбором. Чтобы сообщить другим пчёлам о месте расположения нектара, пчела-сборщица использует визуальную биокоммуникацию. Пчёлы возрастом свыше 30 дней переключаются с медосбора на сбор воды для нужд семьи. Такой цикл жизни пчелы предназначен для наиболее рациональной утилизации питательных веществ и использования наличного количества пчёл семьи. Наибольшее количество избыточных питательных веществ организм пчелы содержит именно при её выходе из ячейки. В то же время больше всего пчёл гибнет именно при заборе воды из природных водоёмов. Намного меньше их погибает при медосборе с цветов и при подлёте к улью.

Развитие пчелы . Матка откладывает в крупные и мелкие ячейки оплодотворенные, а в средние - неоплодотворенные яйца. Отродившихся из яиц личинок рабочие пчелы кормят "молочком". Затем "молочко" получают только личинки крупных ячеек, остальные - цветочную пыльцу и мед. После последней линьки личинок рабочие пчелы запечатывают ячейки воском. Вскоре личинки окукливаются, а затем из куколок выходят взрослые насекомые. Они прогрызают восковые крышечки и выползают на поверхность сотов. Из крупных ячеек выходят матки, из средних - трутни, а из мелких - рабочие пчелы.

Тутовый шелкопряд

Тутовый шелкопряд - белая бабочка средней величины. Ее гусеницы перед окукливанием плетут коконы из шелковой нити. Разведением тутового шелкопряда начали заниматься в Китае около 5 тыс. лет назад. В процессе одомашнивания из поколения в поколение для разведения оставляли бабочек, которые откладывали много яиц и имели слаборазвитые крылья, а их гусеницы плели крупные коконы (их нить стала длиной до 1000 м и более).


Тутовый шелкопряд

Тутовый шелкопряд относится к классу насекомые, представитель типа членистоногие. Этот шелкопряд может быть примером одомашненного насекомого. Как домашнее насекомое люди разводят тутового шелкопряда уже несколько тысячелетий, он утратил свойства своих диких предков и уже не может жить в естественных условиях. У него образовался ряд приспособлений, чрезвычайно облегчающих его разведение. Так, например, бабочки тутового шелкопряда, в сущности, утратили способность летать. Особенно малоподвижны самки. Гусеницы также малоподвижны и не расползаются.

Тутовый шелкопряд, как и другие бабочки, развивается с полным превращением. Бабочка тутового шелкопряда имеет в размахе крыльев от 40 до 60 мм. Окраска ее тела и крыльев грязно-белая с более или менее отчетливыми буроватыми перевязями. По внешнему виду самку шелкопряда довольно легко отличить от самца. У нее более массивное брюшко, чем у самца, а усики менее развиты. В первые сутки после выхода из кокона (шелковой оболочки), самка насекомого откладывает яйца, так называемую грену. В кладке бывает в среднем от 500 до 700 яиц. Откладывание яиц продолжается трое суток.

Из яйца выходит гусеница. Она быстро растет, четыре раза линяет. Гусеницы развиваются в течение 26 – 32 дней. Продолжительность их развития зависит от породы, температуры, влажности воздуха, количества и качества пищи и т. д. Питается гусеница тутового шелкопряда листьями шелковицы. В конце развития у гусеницы сильно развивается пара шелковыделительных желез. Они усиленно выделяют жидкость, которая на воздухе быстро густеет, превращаясь в шелковую нить. Из этой тончайшей нити, достигающей 1000 м длины, гусеница свивает кокон. В коконе гусеница превращается в куколку. Оболочка ко-кона защищает куколку от различных неблагоприятных условий.

Коконы бывают различной окраски: розовые, зеленоватые, желтые и т. п. Но для нужд промышленности в настоящее время разводят исключительно породы с белыми коконами.Из куколки образуется бабочка.

Она выделяет особую жид-кость, растворяющую клейкое вещество кокона. Головой и ножками бабочка раздвигает шелковинки и через образовавшееся отверстие выходит из кокона. За последние десятилетия выведены различные породы тутового шелкопряда, отличающиеся величиной коконов, их окраской, длиной и прочностью нити.

Одомашнивание или иначе доместикация — это процесс изменения диких животных или растений, при котором на протяжении многих поколений они содержатся человеком генетически изолированными от их дикой формы и подвергаются искусственному отбору.

Процесс одомашнивания диких животных начинается с искусственной селекции отдельных индивидов для получения потомства с определенными признаками, необходимыми человеку. Индивиды, как правило, выбираются в соответствии с определённым желаемым характеристикам, включая снижение агрессивности по отношению к человеку и представителям собственного вида. В этом отношении принято говорить об укрощении дикого вида. Целью одомашнивания является использование животного в сельском хозяйстве в качестве сельскохозяйственного животного или в качестве домашнего питомца. Если эта цель достигнута, можно говорить об одомашненном животном. Одомашнивание животного коренным образом изменяет условия для дальнейшего развития вида. Естественное эволюционное развитие заменяется искусственной селекцией по критериям разведения. Таким образом, в рамках одомашнивания меняются генетические свойства вида.

Одним из первых одомашненных человеком животных стала собака. Произошло это по некоторым данным от 9 до 17 тысяч лет назад.

Изучение ископаемых останков древних собак началось в 1862 г., когда в Швейцарии были найдены черепа периода неолита. Эта собака была названа "торфяной", и позже ее останки находили в Европе повсеместно, в том числе на Ладожском озере, а также в Египте. Торфяная собака внешне не менялась в течение всего каменного века, останки ее найдены даже в отложениях римской эпохи. Прямым потомком торфяной считается шпицеобразная собака самоедов. Собаку с Ладожского озера, более крупную, чем типичная торфяная, относят к предкам догообразных, а иногда — лаек. С предками самой собаки ясности меньше. В качестве таковых называются: 1) волки — как наш серый тамбовский товарищ, так и индийский (самая распространенная гипотеза); 2) волки и шакалы; 3) ныне вымершая дикая "прасобака" — так считал еще Карл Линней, создатель первой классификации живых существ. По способу применения выделяют пять основных типов собак: мастиффы, волкообразные собаки, борзые, охотничьи пойнтероподобные и пастушьи собаки. С глубокой древности собак рисовали, высекали в камне, чеканили на монетах — это дает нам возможность проследить процесс развития "отношений" собаки и человека. В древнеегипетских гробницах были найдены изображения фараоновой собаки, обожествлявшейся египтянами: так, по свидетельству Геродота, в связи со смертью собаки в египетских домах объявлялся траур. На барельефах Вавилона и Ассирии мы видим мастиффов, использовавшихся для охоты и в качестве боевых псов. В Греции и Риме известно множество монет с изображением собак, древнейшие из которых датируются VII-VI вв. до н. э. Особым спросом пользовались боевые псы. В армии Александра Македонского они занимали почетное место. Ассиро-вавилонские собаки, известные под названием эпиров или молосских догов, были завезены в Древнюю Грецию и Рим, где также использовались в качестве боевых. Весьма ценились собаки охотничьих пород, борзые и гончие (в честь них названо созвездие Гончих псов, оставшихся на небе вместе со своим хозяином, Актеоном).

В Риме боевые собаки стали выступать как гладиаторы, в одиночку соперничая с быками,львами, слонами, медведями. Там же получили распространение и миниатюрные декоративные мелиты, которых потом стали называть мальтийскими болонками. Увлечение матрон собачками было так велико, что императоры неоднократно осуждали его, так как, по их мнению, это препятствовало благородным дамам обзаводиться детьми.

В I веке до н. э. появляется первый известный нам трактат о собаках. В энциклопедическом сочинении Марка Теренция Варрона "О сельском хозяйстве" он описывает различные типы собак, выбор щенка, собачий корм, размножение и способы дрессировки собак. Впрочем, еще раньше в Китае и Японии сохранились письменные упоминания о воспитании и разведении собак — им около четырех тысяч лет. Собаке, спасшей древнегреческий город Коринф, был поставлен памятник. А в засыпанных пеплом Помпеях был найден большой пес, прикрывавший собою тельце ребенка. Надпись на серебряном ошейнике гласила, что собака уже дважды спасла жизнь своего хозяина...

Следующей по времени одомашнивания, видимо, была коза. Произошло это от 9 до 12 тысяч лет назад на территории современного Ирана, Ирака, Палестины. Ее дикими предками были безоаровый и винторогий козлы. Козу уважали как кормилицу (по преданию, коза Амалфея вскормила младенца Зевса), а козья шкура относится к божественному одеянию Афины Паллады. Изображения коз есть и на фресках Древнего Египта. Не все последствия дружбы с козами были предсказуемы. Приручение коз дало человеку высококачественные молоко, шерсть, кожу, но также и навредило среде его обитания. Там, где долго пасутся стада коз, исчезает всякая растительность, и на цветущий край наступает пустыня. Козы не только начисто уничтожают побеги — они добираются даже до неглубоко лежащих семян, которые могли бы прорасти в ближайший дождливый сезон. Оголенная козами почва подвергается эрозии. Такая участь постигла и плоскогория Кастилии, и Малую Азию, и некогда знаменитые марокканские и ливанские кедровые рощи.

Примерно в это же время — 10-11 тысяч лет назад — на территории современного Ирана была одомашнена овца. Оттуда домашние овцы — потомки диких баранов аргали и муфлонов — попали сначала в Персию, потом в Месопотамию. Уже в ХХ в. до нашей эры в Месопотамии были разнообразные породы овец, одна из которых — тонкорунная овца с рогами, закрученными спиралью — широко распространилась: овцы-мериносы потом стали гордостью Испании. 7-12 тысяч лет назад рядом с человеком появилась кошка. Кошки, поселившиеся рядом с жильем человека по своей воле, — исключение среди домашних животных.

Принято считать единым предком домашней мурки североафриканскую и переднеазиатскую степную буланую кошку, одомашненную в Нубии около четырех тысяч лет назад. Отсюда домашняя кошка попала в Египет, в дальнейшем в Азии скрестившись с лесной бенгальской. В Европе пушистые пришельцы повстречались с местной, дикой лесной европейской кошкой. Итог скрещиваний — современное разнообразие пород и расцветок. Ископаемые останки кошек найдены в слоях неолита и бронзы Передней Азии и на Кавказе, в Иордании и городах Древней Индии. На росписях в гробницах Саккараха (2750-2650 гг. до н. э.) кошка изображена с ошейником, а на фреске из Бени-Хасана — в доме, рядом с хозяйкой. В Египте кошки были на особом положении среди прочих обожествляемых животных. Их трупы бальзамировались и захоранивались в пышных гробницах на специальных кладбищах. Они считались воплощением Баст, богини луны и плодовитости, в чьем храме в Бубастисе на праздники собиралось порой до 700 тысяч верующих. Археологами обнаружено около 300 тысяч кошачьих мумий, относящихся к IV тысячелетию до н. э. В XIX веке один предприимчивый купец загрузил ими в Египте целый корабль и привез в Манчестер, думая продать на удобрение. Затея провалилась, и большинство мумий попало в научные коллекции. Закон также охранял священное животное: за убийство кошки грозило суровое наказание вплоть до смертной казни (о несчастном греке, по незнанию убившем кошку, рассказывает Геродот). Вывоз кошек за границу долгое время был запрещен. Лишь во втором тысячелетии до нашей эры домашние кошки появились в Вавилоне, потом — в Индии, Китае и Японии. Из Египта кошка на кораблях финикийских купцов попала во многие уголки Средиземноморья, но вплоть до начала н. э. она была редким и дорогим зверем. Спрос на кошек стал резко падать лишь с распространением христианства, воспринявшего их резко отрицательно. Если в эпоху раннего христианства кошки еще могли жить при монастырях (в ряде женских монастырей они были вообще единственными животными, которых разрешалось держать), то позже кошки (особенно черные) стали восприниматься как пособники ведьм, колдунов и лично дьявола. Невинные зверьки стали жертвами инквизиции, их вешали и сжигали как еретиков.

Во все христианские праздники несчастных животных сжигали живьем и закапывали в землю,жарили на железных прутах и в клетках с обрядовыми церемониями на глазах толп верующих. Во Фландрии, в городе Иперн, среда на второй неделе поста называлась "кошачьей" — в этот день кошек бросали с высокой башни. Обычай был введен графом Болдуином Фландрским в Х веке и просуществовал до 1868 г. Европейские кошки неизбежно были бы истреблены, но их спасло нашествие крыс, принесших с собой "черную смерть" — чуму, и кошки нашли себе достойное применение, а потом и уважение хозяев.

"Ровесниками" кошек — по времени приручения — являются гуси. Гуси были одомашнены первыми среди птиц: дикий серый вид — в Европе, нильский — в Северной Африке, сибирско-китайский — в Китае. Найдены рисунки нильского гуся, разводимого в Египте в 11 тысячелетии до н. э.

В историческое время гусей содержали практически во всех странах Европы, Азии и Северной Африки. В Древней Греции гуси были посвящены Афродите; в Риме же к ним стали весьма уважительно относиться после того, как, по преданию, в начале IV в. до н. э. чуткие птицы, подняв тревогу, помогли отбить нападение галлов. Семь тысяч лет назад в Месопотамии и Китае были одомашнены утки, потомки обычной кряквы.

Куры как домашняя птица впервые появились в Южной Азии. Диким их предком был банкивский петух. Кур разводили как для яиц и мяса, так и для поединков. Фемистокл, собираясь на войну с персами, включил в программу подготовки петушиные бои, чтобы солдаты, глядя на птиц, учились у них стойкости и отваге. От смелых задиристых птиц получили свое название народ галлов.

Буйволы — самые ценные домашние животные в странах Юго-Восточной Азии — были приручены около 9 тысяч лет назад. Удивительно неприхотливые в еде, неутомимые в работе и невосприимчивые ко многим болезням, губительным для другого домашнего скота, с завоеваниями ислама они были завезены арабами в Переднюю Азию и Северную Африку, из Египта — в Восточную. Арабы привезли буйволов на Сицилию и в Северную Италию, а турки — на Балканы.

Примерно 8,5 тысяч лет назад была одомашнена корова. Произошло это, по разным версиям, на территории современной Турции, в Испании, Южной Азии... Ее дикий предок тур был истреблен еще в средневековье, а корова, распространившаяся по свету еще в античности, повсеместно и была возведена в ранг священного животного. Этот статус сих пор сохраняется во многих индийских религиозных школах и в Африке. Священные крылатые быки, высеченные из камня, украшали храмы Ассирии и Персии. В Египте бык Апис был земным воплощением бога-покровителя Мемфиса, Птаха. На Крите, родине быкоглавого минотавра, быки участвовали в знаменитых бычьих играх — цирковых представлениях с религиозной подоплекой. И не зря один из эпитетов богини Геры — "волоокая"...Буйволы и быки широко использовались не только как источники молока, мяса, шкур, но и как тягловые животные. Они тащили за собой тяжелые телеги и рала, помогая человеку заниматься земледелием.

Их аналогом в Южной Америке стали лама и альпака, прирученные пять-семь тысяч лет назад на территории Перу. До прихода испанцев ламы были единственным транспортным животным у индейцев. По горным дорогам лама может нести груз в 50-60 килограммов, что совсем немало, если учесть, что сама она весит около ста. Альпаку же разводят ради прекрасной шерсти.

9000 лет назад в Китае и Юго-Восточной Азии были одомашнены свиньи, разводившиеся ради мяса и шкур. Несколько позже их изображения появляются на фресках Древнего Египта. Свиньи тех времен похожи не на привычных нам хрюшек, а на нынешних кабанов: жилистые, подвижные, по современным меркам очень худые.

В Европе свиней пасли на своеобразных угодьях — в дубовых рощах. Эти парнокопытные любят лакомиться желудями, хотя способны переваривать едва ли не любую органическую пищу. Вечно голодные свиньи были источником беды в средневековых городах. Обычное их преступление — детоубийство. К ним и относились как к преступникам — арестовывали, держали в городской тюрьме наравне с людьми, судили, приговаривали к повешенью... А детишек-поросят конфисковывали в пользу суда.

Первые очаги одомашнивания лошади возникли за 4 тысячи лет до н. э. Предположительно было одомашнено два типа дикой лошади: мелкие, широколобые степные лошадки, отдаленно похожие на тарпанов (вымерших в средние века диких европейских лошадей), и более крупные лесные лошади, с узким лбом, длинной лицевой частью головы и тонкими конечностями. Домашние лошади долго сохраняли признаки диких предков. Первыми стали совершенствовать лошадей народы Древнего Востока. В VII-VI вв. до н. э. лучшими в мире считались несейские лошади Персидского царства.

Коневодством славились области, примыкавшие к Каспийскому морю. В конце первого тысячелетия до н. э. славу несейских лошадей наследовали лошади Парфянского царства, образовавшегося на месте северных провинций Персии и Бактрии. Парфянские кони золотисто-рыжей масти были статными и для тех времен высокими (полтора метра), они становились желанной военной добычей любого государства. Совсем другим было в те времена коневодство лесной полосы Восточной Европы — здесь лошадей использовали в основном на мясо, их рост составлял всего 120-130 см. В XVII в до н. э. появились колесницы. Благодаря им гиксосы, пришлые племена, надолго покорили Египет. Значительно позже появилась конница — вооруженные всадники в крупных боевых соединениях (отдельные наездники были значительно раньше), это произошло в начале I тысячи лет до н. э. у ассирийцев. Интересно, что вначале у конного воина, как и в колесницах, был возница-правчий: в бою он управлял двумя конями (своим и своего воина), а у бойца при этом освобождались обе руки для стрельбы и метания дротиков.

5-6 тысяч лет назад был одомашнен африканский дикий осел. Домашние ослы долгое время были основным транспортным животным, особенно в тех странах, где лошадей не знали или по каким-либо причинам применение ослов было предпочтительней. У осла копыта гораздо крепче, чем у коня, и подковы им не нужны даже на каменистой и неровной горной почве. Ослы широко применялись как верховые и вьючные животные многие тысячелетия, они использовались при постройке египетских пирамид и даже в сражениях. Так, персидский царь Дарий однажды с помощью ослов разогнал войско скифов, которые никогда не видели этих животных и испугались.

В Европе и Азии были выведены сильные, рослые породы домашних ослов, такие как хомадские — в Иране, каталонские — в Испании, бухарские — в Средней Азии. В Греции осел посвящался богу виноделия Дионисию и входил вместе с силенами и сатирами в его хмельную свиту.

Возникнув около пяти тысяч лет назад в Индии, соколиная охота быстро покорила мир, а расцвета "спорт царей" достиг в раннее средневековье. В Европе соколиная охота носила массовый характер: она была увлечением как феодалов, так и простолюдинов. Существовал специальный табель о рангах, предписывающий, кому и с какой птицей охотиться. В Англии воровство или убийство чужого сокола каралось смертной казнью. Громадны и величественны были охоты Чингисхана с участием сотен птиц и тысяч собак. Многие сотни птиц держали при Иване Грозном — даже дорожную подать с купцов брали голубями для соколов.

Собственно голубей человек одомашнил около 6,5 тысяч лет назад (в Месопотамии). Голуби часто изображались на ассирийских барельефах. Во многих странах голуби были священными животными, посвященными богиням любви — Астарте, Афродите.

В Древнем Риме в специальных помещениях-колумбариях голубей разводили на мясо. Плиний Старший писал, что его современники "помешаны на жарком из голубей". Но главное предназначение голубя иное. Это единственная птица, которая верой и правдой служит воздушной почтой, благодаря своему умению находить путь к родным местам.

5000-6000 лет назад одомашнили верблюдов: в Аравии — одногорбого (дромадер), в Средней и Центральной Азии — двугорбого (бактриан). В Египте найдена статуэтка навьюченного дромадера, возраст которой более 5000 лет. Видимо, того же возраста рисунки, изображающие одногорбых верблюдов на скалах Асуана и Синая. В литературе оба верблюда упоминались начиная с 700-600 годов до н. э. Много писал о верблюдах Геродот в связи с большим значением этих животных для войн. "Корабли пустыни" славились способностью долго обходиться без воды и пищи.

Не остался без домашних животных и север. Две-три тысячи лет назад на Чукотке зародилось оленеводство. В довольно бедном мире тундры олень стал настоящим спасением северных народов. Туша животного использовалась полностью, а не только мясо и шкура. В пищу шло все, вплоть до молодых рогов, сухожилий, костного мозга и личинок подкожного овода!

Таким же спасением в горах, степях и полупустынях Тибета стал як, прирученный в первом тысячелетии до н. э. Из жирного — в два раза жирнее коровьего — молока, помимо обычных масла и сыра, делают специальный творог, который долго не портится и почти ничего не весит (что весьма удобно для путешествующих). Шерсть и шкура яков спасает от холода, а высушенный навоз зачастую оказывался единственным доступным топливом в горах.

Чуть позже — по разным оценкам, от 2300 до 5000 лет назад — люди начали одомашнивать пчел. Самое древнее изображение пчелы нашли в Аранской пещере (Испания) — рисунку периода палеолита более 15 тысяч лет. Планомерное разведение пчел начали древние египтяне, причем в Египте пчеловодство было кочевым: ульи на плотах, по мере цветения медон осных растений в северных провинциях Египта, медленно двигались вниз по Нилу. Со второго тысячелетия до нашей эры в Ассирии появился обычай покрывать тела умерших воском и погружать в мед. Продержался обычай долго — до Александра Македонского, тело которого тоже перевозили в гробу, доверху залитом медом, к месту его захоронения в Египет. Если судить по частоте упоминаний в литературе, пчелы были одним из самых популярных животных в античности: о них писали царь Соломон и Демокрит, Аристотель и Вергилий, Аристофан и Ксенофонт. В 950 г. по приказу императора Константина VII была составлена энциклопедия по пчеловодству — "Геопоника". Мед был практически единственным сырьем для приготовления сладких блюд до середины средних веков, а воск служил для изготовления свечей.

На противоположном конце Евразии нашли применение другому насекомому — бабочке-шелкопряду. Впервые упоминание о шелке встречается в древней китайской рукописи ок. 2600 г. до н. э. Более двадцати веков китайцы сохраняли монополию на производство шелка. По преданию, первая удачная попытка контрабанды гусеничных коконов была произведена в IV в. н. э. одной китайской принцессой, которая вышла замуж за короля Малой Бухары и принесла ему в дар "яйца шелковичного червя", спрятанные в прическе. Развести шелкопряда вне Китая не получилось. Удачнее оказался второй контрабандный провоз в 552 году, когда два монаха пронесли коконы в посохах и вручили их императору Юстиниану. С этого времени шелководство начало развиваться и вне Китая. Правда, потом на некоторое время оно заглохло, но возродилось после арабских завоеваний.

Кролика начали одомашнивать еще в Древнем Риме — там зверьки содержались в особых загонах- лепорариях. Как всем известно, кролик — "это не только ценный мех". Римляне стали откармливать их на мясо (гурманы особенно любили кроличьи эмбрионы и новорожденных крольчат). Ценились кролики и в средневековой Европе — так, в Англии начала XIV в. кролик стоил не меньше поросенка. И уже в античные времена кролик стал доставлять много хлопот. На Балеарском архипелаге от пары выпущенных на волю кроликов произошло столь многочисленное потомство, что местные жители стали просить императора Августа помочь им справиться с напастью и прислать солдат для борьбы с прожорливыми зверюшками. Судя по Австралии, "съеденной" кроликами уже в Новое время, эта история никого ничему не научила.

За несколько тысяч лет до н. э в Новом Свете началось одомашнивание морских свинок. Вполне вероятно, что эти зверьки в поисках защиты и тепла сами приходили в жилище человека. У инков свинки были жертвенными животными, которых приносили в дар богу Солнца, а также ели по праздникам. Особой популярностью пользовались свинки с пестрым коричневым или белым окрасом. В Европу их завезли в XVI в. "Морскими" называются они сейчас скорее по ошибке — куда более верно звать их "заморскими".

Страуса, ради перьев и яиц, одомашнили пять тысяч лет назад древние египтяне. Птиц содержали стадами и охраняли. Приручались молодые животные, которых после достижения зрелого возраста периодически ощипывали. Одомашниванием страусов занимались также в восточном Судане — там их содержали со стадами крупного рогатого скота и верблюдов. В Древнем Египте начали разводить и цесарок. Довольно долго цесарки в Греции и Риме были лишь жертвенными птицами. Так продолжалось до императора Калигулы, который постановил: в знак "божественного величия" приносить ему цесарок в жертву — то есть к столу.

В V в. н. э. из дикого сазана был выведен карп. В Европе карпы разводились главным образом в монастырских прудах. Первое упоминание о них есть в приказах, разосланных министром Кассиодором губернаторам провинций: министр требовал, чтобы ко столу короля Теодориха (456-526 гг.) регулярно поставлялись карпы.

С древности были и такие домашние питомцы, чьи функции сводились к сугубо декоративным. В Х в. до н. э. в Китае из карасей были выведены различные породы золотых рыбок, которые быстро распространились в Японии и Индонезии. А в средневековье (XV в.) была одомашнена канарейка. Сегодня мы с трудом можем представить в качестве домашних таких животных, как дрозды, куропатки, лебеди, аисты, журавли, пеликаны — в Египте их откармливали на мясо и использовали в качестве несушек. Ради мяса разводили и гиен (!), их же использовали в качестве сторожевых животных. В Древнем Риме сонь (мелких грызунов) содержали в особых горшках (долиях), где и откармливали орехами. Их мясо ценилось как большой деликатес. Издавна повелся обычай на пирах ставить на стол весы, взвешивать на них в присутствии нотариуса соню и заносить в протокол ее вес. Подавать наиболее упитанных сонь было делом престижа и гордости богачей. А в древнеримских прудах на радость гурманам разводились мурены.

На Древнем Востоке леопарды и львы содержались как священные и жертвенные животные (а также — ради престижа правителя). Со львами даже охотились, хотя в качестве охотников куда более популярны были гепарды. Кое-где с ними, а также с прирученными гораздо позже — 1000-2000 лет назад — каракалами (крупные дикие кошки) охотятся и сейчас. Сотни лет насчитывает использование прирученных бакланов — в Китае и Японии их используют как "живые удочки": на шею птице надевается железное кольцо, не позволяющее проглотить рыбу, после чего баклан выпускается на рыбалку. В последние два века были сделаны попытки одомашнить еще несколько животных: лосей, овцебыков, антилоп; а также декоративных животных — сирийских хомячков и многих аквариумных рыбок.

В процессе приручения, под влиянием новых условий среды и искусств, отбора у животных появились признаки, отличающие их от диких, причём тем более значительные, чем больше труда и времени затрачивал человек на получение животных с необходимыми ему свойствами. Величина и форма тела в наибольшей, степени изменились у животных, условия существования которых сильно отличаются от условий дикого обитания (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, лошади) и в меньшей у таких животных, как верблюд и северный олень, условия обитания которых в неволе близки к естественным. Исчезла так называемая защитная окраска; домашним животным свойственны разнообразные масти. По сравнению с дикими, у них более лёгкий скелет, менее прочные кости, более тонкая кожа. Претерпели изменения и внутренние органы. У многих домашних животных менее развиты лёгкие, сердце, почки, но лучше, чем у диких, функционируют млечные железы, органы размножения (домашние животные, как правило, более плодовиты), у многих из них исчезла сезонность в размножении. Для большинства одомашненных животных характерны уменьшение размеров мозга, падение реактивности нервной системы, упрощение поведенческих реакций, повышение гетерозиготности и высокая фенотипическая стабильность в изменяющихся условиях существования, изменение фенотипического выражения мутаций под влиянием изменённого генофонда, общее повышение изменчивости. Человечество развивалось бы иначе, если бы его путь не пересекся с дорогами братьев меньших. Сумели бы люди выжить и создать современную культуру без участия собак, коров, лошадей, овец? Даже отсутствие на Земле такого простого вида насекомых, как пчелы, сильно изменило бы образ жизни человека.

О пчелах и пчелином меде человек узнал еще в доисторические времена. По-видимому, сначала человек находил диких пчел случайно: буря повалила дерево с дуплом, в котором были пчелы, а дождь залил их, и человек мог безнаказанно подойти к пчелиному гнезду. Возможно, что и медведь, напав на гнездо пчел, привлекал человека своим ревом. Разорив иное гнездо, медведь мог оставить часть сотов с медом, и ими воспользовался человек. После случайных находок человек начал уже разыскивать пчелиные гнезда сознательно.

В Испании на стене одной из пещер среди рисунков доисторического человека сохранилось изображение охоты за медом диких пчел. Изображались пчелы и в древнеегипетских рукописях.

Охота за медом диких пчел сохранилась и до сих пор. В Китае, Индокитае, Индии, на Филиппинских о-вах, в Центральной Африке до 80% меда и воска продается на рынках теми, кто охотится за медом диких пчел.

Совсем еще недавно существовала охота за медом диких пчел и в России. В начале XX в. путешественник В. К. Арсеньев подробно описал, как уссурийские казаки приманивали пчел на блюдечко с медом и по направлению их полета определяли, где находится дупло с гнездом.

Научившись находить пчелиные гнезда и добывать из них мед, человек начал оставлять некоторые из них про запас, «на черный день».

Такие дупла метились, чтобы их можно было найти. Позднее эти отметки превратились в личный знак охотника.

Затем охотники заметили, что дупло, из которого пчелиное гнездо было вырезано, иногда снова заселяется пчелами. Следовательно, там, где есть пчелы, дупло может принести пользу. И вот охотники за медом стали рядом с пчелиными дуплами выдалбливать в деревьях искусственные дупла. Это было первым шагом к одомашниванию пчел. В Древней Руси искусственное дупло называлось «бортью», а участки леса, где водились пчелы, «бортевыми ухожиями».

Бортевая система пчеловодства уже требовала некоторых знаний о поведении пчел, умения подготовить борть и навык в обращении с пчелами при отборе меда. Приемы бортевого пчеловодства держались в строгом секрете и передавались от отца к сыну, из поколения в поколение. В Древней Руси бортники объединялись в особое сословие, часто они жили в обособленных поселках и пользовались охранными грамотами.

Эта система пчеловодства просуществовала в России до XVII в. Она сохранилась и сейчас в некоторых районах Башкирской АССР. Районы эти объявлены пчелиным заповедником. Но еще в XV в. начали возникать в России пасеки. Колоды с бортями, отпиленные от дерева, переносились к жилью.

Расширение пахотной площади, массовая порубка лесов и переход лесных массивов в частную собственность резко сократили «бортевые ухожия». На смену им пришла новая система пчеловодства - пасека с неразборными ульями. На небольшом участке устанавливались колоды, т. е. отпиленные от древесных стволов куски с бортями. На юге в степных районах вместо деревянных колод появились ульи-сапетки, их сплетали «из прутьев или соломенных жгутов и обмазывали глиной; позднее ульи начали сколачивать из досок. На пасеке пчелы стали доступнее человеку. Он мог регулярно наблюдать их жизнь вне улья.

Но, как живут пчелы в улье, долгое время никому не было известно. Лишь с изобретением наблюдательного улья стало возможным изучать жизнь пчел.

Стенки такого улья сначала делали из тонких роговых пластинок или из слюды, а позднее - из стекла. Первая книга о таком улье была издана в России в 1843 г. Н. М. Витвицким; она называлась «Стеклянный (наблюдательный) улей, или Извлечения любопытнейших явлений из естественной истории пчел».

В наше время устройство наблюдательных ульев усовершенствовалось. Они позволяют наблюдать пчел не только на соте, но и внутри ячейки. Такие ульи есть на многих передовых колхозных пасеках.

Неразборные ульи не давали человеку возможности активно вмешиваться в жизнь пчелиной семьи. Пчеловоды давно уже предлагали различные системы разборных ульев, устранявшие этот основной недостаток колоды. Одной из наиболее удачных конструкций был предложенный в 1814 г. русским пчеловодом П. И. Прокоповичем втулочный улей с рамками и линейками для прикрепления сотов. Но значительно лучшую конструкцию предложил в 1851 г. американец Л. Лангстрот. В его улье можно было снимать крышку и вынимать наверх рамки с сотами.

В наше время применяются два типа разборных ульев - стояки и лежаки. В лежаке - 24 стандартные рамки, в стояке - 2-3 корпуса (этажа), по 12 рамок в каждом.

Изобретение рамочного улья увеличило биологические знания о пчеле. В СССР техника пчеловодства стала быстро развиваться, особенно после того, как были организованы первые научно-исследовательские пчеловодческие учреждения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Пчеловодством люди стали заниматься задолго до нашей эры, в доисторический период. Легко догадаться, что древнее пчеловодство сильно отличалось от современного. Исходя из способов содержания пчел можно выделить следующие этапы в истории пчеловодства:

  • Дикое пчеловодство
  • Бортевое пчеловодство
  • Колодочное пчеловодство
  • Рамочное пчеловодство

Дикое пчеловодство является наиболее ранним и варварским методом пчеловождения - люди отыскивали пчелиные гнезда, разрушали их, забирая весь мед и оставляя пчел на верную гибель.

Название "бортевое пчеловодство" или "бортничество" произошло от слова "бОроть" - "дупло дерева". Пчеловоды держали пчел в естественных или искусственно выдолбленных дуплах деревьев на высоте 5-15 метров.

Колодное пчеловодство возникло когда люди стали содержать пчел в выпиленных из деревьев дуплах. Пчеловоды устанавливали эти дупла в одном месте, которое и называлось пасекой. Совершенствуя пчелиное жилище, люди стали изготавливать дуплянки и колоды. Они выдалбливали внутреннюю часть дерева, делали отверстие в боку. Сверху дупла пчеловоды устанавливали "кресты" для крепления сотов.

Рамочное пчеловодство обязано своим происхождением украинскому пчеловоду Петру Прокоповичу. В 1814 году он сконструировал первый в мире рамочный улей. Новый толчок в развитии пчеловодства дало изобретение в 1851 году Лангстротом в США нового рамочного улья. Улей позволял извлекать рамки сверху специальным приспособлением. На развитие пчеловодства большое влияние оказало и изобретение медогонки в 1865 году кадровым офицером австрийской армии и пчеловодом Ф. Грушка.

Таким образом, история пчеловодства это история одомашнивания пчел в интересах человека. Современная история пчеловодства - это история селекции, вывода новых пород, технического совершенствования инвентаря пчеловода и разработки лекарств от болезней пчел.

тел. в Омске: 8 908 808 35 63, 8 962 036 91 41,
ООО "Kartunov Anatoliy", Узбекистан, Фергана,
тел.: +998 90 290 65 91 тел.: +998 93 641 93 00

Пчелы в природе с давних времен жили в дуплах деревьев. Если это была горная местность, что они поселялись в маленьких пещерах или расщелинах скал. Летком в дупле являлись трещина в стволе или отверстие от сучка. Когда рой заселился, пчёлы начинали постройку сотов. Верх дупла они старательно прополисовали. Трещины в стволе также заклеивали прополисом . Многих веков подряд пчёлы проводили зимовку под куполом дупла дерева. Сейчас тоже можно встретить, чтобы рои, улетевшие с пасеки, селились в дуплах. Однако современное лесопользование привело к тому, что вековых (старых) деревьев почти не осталось.

Поэтому бродячие рои готовы заселиться в любых местах, более-менее пригодных для их жизни. В поисках жиль, пчёлы могут поселиться в укромном месте на чердаке, под полом, между стенами, и даже в трубе дома. Случалось, когда рои селились в заброшенных ящиках и бочках, под куполом храма.

Давным-давно предки метили дупла с пчёлами в дикой природе бортевыми знаками. И только через некоторое время научились мастерить борти самостоятельно. Для этого приходилось искать в лесу сломанное дерево. Если такого не находилось, могли спилить сами где-то посередине или на высоте пары метров от земли. Ствол дерева ставили вертикально и выдалбливали углубление, чтобы там скопилась вода. Через пару лет дерево в середине выгнивало. Очистив его, мастер проделывал леток и герметично закрывал борт сверху. Мед собирали из должеи, которая продалбливалась в противоположной летку стороне и закрывалась специальной доской. Борти натирались ароматными травами, чтобы привлечь рой , или клали туда кусочек темных сотов. Существовали для этого и специальные заговоры и обряды. Поскольку создание бортей трудная и долгая работа, они переходили по наследству и дорого ценились.

Через некоторое время люди научились изготавливать колоды. Как и борти, их приходилось выдалбливать из широких стволов деревьев. Сразу колоды подвешивались на деревьях в лесах. Позже начали ставить на земле около дома. Следующий этап развития – безрамочные ульи или сапетки. Существовали и линейчатые ульи. В них вместо рамок размещались специальные «линейки». К ним крепились соты, как к верхним брускам рамок. Изобретение рамочных ульев – революция в пчеловодстве. Ведь чтобы собрать мёд в безрамочном улье, пчёл приходилось закуривать. А в рамочном улье забрать мед можно и не убивая трудолюбивых хозяек.

Несмотря на революцию, скопировать условия жизни пчёл, как в дупле дерева, даже в рамочном улье не удалось. В зимовку пчёлы часто гибли из-за повышенной влажности и отсутствия вентиляции. Однако это проблема была решена просто. Зимой в колоде немного приоткрывали должею, в рамочных ульях – холстик. Могли оставить щель между потолочинами. Таким образом, улучшалась вентиляция клуба пчел. А как проблема вентиляции решалась в дуплах? Некоторые пчеловоды уверены, что живое дерево имеет свойство впитывать водяные пары, выдыхаемые пчёлами. Другие утверждают, что водяной пар впитывается гнилыми, трухлявыми стенками дупла. Третьи считают, что благодаря большому подсотовому пространству зимовка в дупле проходит легко. Очевидно, что названные факторы в равной степени благоприятны для зимовки пчел в дупле. Однако, сегодня пчёлы в дикой природе не могут жить без помощи пчеловода. Дело в варроатозе, поэтому альтернативы улью уже не существует.