Чем больше смотришь на причудливые деревья, выращенные Акселем Эрландсоном, тем больше восхищаешься его творениями.

В городе Гилрой, штат Калифорния, творятся прямо - таки чудеса, но отнюдь не кулинарные, хотя запахом чеснока пропитан здесь каждый уголок. В самопровозглашенной Чесночной столице мира к этому уже давно привыкли. Выбиваются же из привычного порядка вещей другие чудеса, произрастающие из земли, посмотреть на которые сюда, в центр Калифорнии, съезжаются сотни тысяч туристов, и чудеса эти - деревья.

Они украшают вход в тематический парк отдыха «Сад Бонфанте». Десять живых экспонатов с пышными раскидистыми кронами, при виде которых от удивления перехватывает дыхание.

Одно из деревьев за кренделеобразный ствол в форме двух восьмерок, идущих одна вдоль, другая - поперек и пересекающихся посередине, прозвали Четырехколечником. Другое - элегантное Дерево - корзина, сикомор чуть меньше 15 метров высотой, ствол которого образуют, переплетаясь с поразительной симметричностью, шесть молоденьких деревьев.

Все вместе они известны как «Цирковые деревья», и вокруг них царит атмосфера таинственности и всеобщего восхищения. Посаженные более 70 лет назад фермером и топографом Акселем Эрландсоном на пыльной, открытой всем ветрам ферме в Калифорнии, сегодня они служат главным украшением парка, принадлежащего бывшему владельцу сети супермаркетов Майклу Бонфанте.

Они поражают своим внешним видом, который противоречит всем законам природы. Мало кто может с уверенностью сказать, какими методами пользовался Эрландсон , а уж повторить его творения в таких масштабах вообще никому не удавалось. Да и вряд ли когда - нибудь удастся.

Эрландсон никому не обмолвился о том, как ему удалось вырастить такие деревья. «Он ничего не рассказывал ни мне, ни моей матери. Боялся, что мы разболтаем его секреты, - говорит его дочь, 73 - летняя Уильма Эрландсон. - А когда к нему с вопросами приставали дети, он отвечал: "Я с ними разговариваю"».

Самое же поразительное то, что его самого никто никогда этому не учил. Эрландсон родился в 1884 году, в семье шведских иммигрантов. Его родители осели в Миннесоте, когда ему было около двух лет. Он обладал неуемным любопытством и был человеком необыкновенно творческим, хотя образование имел всего четыре класса. «Он печатал в местной газете свои стихи, самостоятельно научился играть на скрипке и, еще будучи подростком, смастерил рабочую модель молотилки», - рассказывает Марк Примак, автор неизданной биографии Эрландсона .

Петля в петле . - Восьмерка - вот магическое число для этого дерева.

В 1902 году Эрландсон переехал в Калифорнию. Именно там, ухаживая за высаженной им защитной лесополосой, он заметил одну удивительную вещь: если две ветки одного дерева долгое время соприкасаются, в конце концов они срастутся. В порядке эксперимента он посадил квадратом четыре сикомора на расстоянии 180 сантиметров один от другого и, слегка нагнув их друг к другу, взял да и скрепил деревья прививкой. Так появился на свет Четвероногий великан, напоминающий громадного паука.

На этом Эрландсон не остановился и к середине 50 -х годов, перебравшись в Скоттс - Вэлли, мог похвастаться уже 70 деревьями. Садоводческие познания, точность топографа и творческая энергия художника составляли ту пеструю палитру умений и навыков, которые позволяли ему, закручивая, расщепляя и прививая деревья, выделывать из них то спирали, то сердца, то всякие другие головоломные конструкции.

Каждый надрез, сделанный для прививки, Эрландсон заматывал матерчатой ленточкой, скрывая от посторонних глаз, что и как он там наколдовал. К тому же ранки на деревьях затягивались, не оставляя от его манипуляций и следа.

Однако при всем его мастерстве одним только набором знаний и инструментов секрет далеко не исчерпывается. Подобно людям, которым дано умение обращаться с животными, говорит Бонфанте, Эрландсон имел особый подход к деревьям. «Они чувствовали душу Акселя и отвечали ему той же любовью».

В 1947 году, в надежде подзаработать на своей страсти, 63 - летний Эрландсон открыл на пути из Санта - Круз в Сан - Франциско, где пролегал традиционный туристический маршрут, аттракцион под названием «Садовый цирк». Посетители, конечно, были, но особого ажиотажа он не вызвал. К тому времени, когда в 1963 году Эрландсон продал свои земли, в цирке побывал 24 361 человек, что принесло его владельцу «огромную» прибыль в шесть тысяч долларов.

Спустя год Акселя не стало, и о парке забыли. Лишившись заботливых рук хозяина, большинство деревьев погибло.

Свой парк Бонфанте задумал в 1983 году. Прослышав о бедственном положении деревьев, он загорелся идеей вдохнуть в них новую жизнь. «Я достаточно хорошо разбирался в садоводстве, чтобы понять, чего добился этот человек, - говорит он, - и мне это показалось просто фантастикой».

Год спустя он перевез 25 уцелевших деревьев Акселя к себе в парк, находившийся на расстоянии 75 километров, где в течение 15 лет они, как танцующие медведи и воздушные гимнасты, готовились к выходу на публику, с той лишь разницей, что купола над головой у них не было.

В «Саду Бонфанте» за неделю деревья Эрландсона увидело больше людей, чем за все 16 лет существования «Садового цирка». Но сколько бы они ни ломали голову над тем, как ему это удалось, ответа на этот вопрос им не найти. Чему сам Аксель Эрландсон был бы только рад.

Иногда наблюдая за криво растущими деревьями кажется, что ничего сложного нет заставить их расти так как тебе хочется, но всему есть конечно предел. Но вот один человек решил пойти дальше и реализоваться из живых деревьев совершенно фантастические узоры...


Эрландсон принялся за первые эксперименты в 1919 году. Его, проведшего всю юность на ферме, всегда поражало умение природы создавать сложные конструкции из ветвей и стеблей. Поначалу он использовал обычные для садоводов методы обрезки и прививания побегов, чтобы «подтолкнуть» их к росту в нужную сторону. Некоторые композиции создавались благодаря срастанию двух и более стволов, прижатых друг к другу, как, например, изящное дерево-арка (оно же «двуногое дерево»). Со временем мастерство росло, появлялись новые методы работы.

Он экспериментировал с березами, ясенями, вязами, плакучими ивами, создавая из их стволов петли, сердца, винтовые лестницы, зигзаги, кольца, клетки для птиц, башни, рамки для фото и т. д.

Вскоре он понял, что его деревья пользуются популярностью, и решил создать парк «Tree Circus».

Эрландсон никому не раскрывал секрета своей технологии, тщательно защищая от шпионов «рецепт» прививки, которую он делал деревьям

Впрочем, когда Акселя начинали расспрашивать о секретах его деревьев, он лишь отшучивался: «Я просто прошу их об этом» Самыми любимыми «питомцами» в саду Эрландсона были платаны - с ними оказалось легко работать, придавая форму на ранней стадии.

Вскоре после возвращения из заграничной поездки Аксель Эрландсон задумался о создании большого сада-музея. К 1947 году он перенес несколько десятков уже подросших композиций на купленный участок в местечке Скоттс-Велли. Большинству экспонатов к тому моменту было уже несколько десятков лет, и их создатель не торопился сажать новые, ведь шансов закончить работу над ними практически не было. Музей получил название «Древесный цирк» и сразу же привлек толпы любопытных туристов со всей страны.

Арбоскульптура - вид творчества, занимающий долгие годы и требующий большой изощренности, но зато он удивительно долговечен и безвреден как для окружающей среды, так и для материала. Деревья не испытывают никакого дискомфорта и продолжают расти, даже если их «завязать» в узел.


Зеленые кроны живых скульптур Эрландсона - самое лучшее тому доказательство.

После смерти владельца в 1964 году, из древесного цирка пытались сделать другой туристический аттракцион, под названием «Потерянный мир». Но пластиковые динозавры на фоне необычных деревьев вызвали только раздражение посетителей, и вскоре эта идея была забыта. Сами живые скульптуры продолжают стоять, и, очевидно, прекрасно себя чувствуют. Арбоскульптура обрела новых поклонников, и теперь сад Эрландсона не является единственным в своем роде. Но отнять у этого уникального места его историю не сможет уже никто.



Аксель Эрландсон (Axel Erlandson), родился в 1884 году. Он был отпрыском шведских иммигрантов, поселившихся в Канаде, и жил тем, что выращивал бобовые и зерновые культуры.

Молвят, что конкретно это занятие, поточнее, причудливый вид переплетающихся гибких стеблей вдохновил Эрландсона на опыты с деревьями.

Кадры первых лет «Древесного цирка» из домашнего архива Эрландсонов (фото с веб-сайта arborsmith.com).

И взаправду: если могут гнуться и сплетаться травянистые растения, то почему бы не сделать такое с деревьями? В общем, эта мысль показалась ему достаточно увлекательной, и на много лет Аксель увлёкся тестами с деревьями, стволам которых во время роста при помощи особых приспособлений присваивал самые различные формы.

Пионер-арборскульптор Аксель Эрландсон под деревом, у которого четыре ствола соединяются в один (фото с веб-сайта arborsmith.com).

Очень длительно это оставалось одним из возлюбленных хобби его семьи - до того времени, пока его супруга и дочь в 1945 году не направились в путешествие, во время которого они сообразили, что людей так завлекает вид всяких странностей, что они готовы отдавать средства, только бы только поглядеть на их.

Возвратившись домой, они сразу произнесли, что их гнутые деревья могли бы оказаться более выгодным зрелищем.

Аксель мгновенно зажегся этой мыслью, купил маленькую местность земли в Калифорнии и стал на него пересаживать наилучшие деревья из собственного сада – растить было бы очень длительно - и уже в 1947 году открыл этот необыкновенный сад для обозрения. Заглавие для него было решено избрать тоже необычное – «Древесный цирк» (Tree Circus).

В один прекрасный момент арборскульптора доктора Криса Кэттла (Chris Cattle) студенты спросили: «Как может творческая энергия содержаться в мебели?». А ответил он им так… (фото с веб-сайтов arborsmith.com и growingvillage.com).

Этому увлечению – и саду около дома, и Цирку – Эрландсон предназначил 40 лет. Он сделал просто выдающиеся статуи из живых деревьев. Когда же его спрашивали, как у него вырастали такие шедевры, он нередко отвечал что-то типа: «Я их просто попросил об этом».

Применение арборскульптурам можно отыскать где угодно (фото с веб-сайта arborsmith.com).

Но в 1963 году Эрландсон продал Цирк и через год скончался.

Зелёные статуи были так восхитительны, что они не могли пропасть. Скоро у Цирка появились новые обладатели - Ларри и Пегги Томпсоны (Larry, Peggy Thompson).

Они решили, что место должно быть таким же аттракционом, как и до этого, и изменили его совершенно малость: дали ему новое заглавие – «Затерянный мир» (Lost World) - и расставили динозавров из стекловолокна, которые должны были завлекать внимание к изумительному парку.

Различные кресла, стулья, сидения – отдельная тема (фото с веб-сайта growingvillage.com).

Но, к огорчению, Лари скоро погиб, ещё до того как «Затерянный мир» открылся до гостей, и Пегги, оставшейся с 3-мя детками, пришлось самой пару лет управляться с парком.

Это удачно удавалось ей пару лет, но скоро она возжелала парк реализовать. Неувязка вдруг оказалась в том, что клиент почему-либо никак не находился.

Дом-фикус на полуострове Окинава. Очевидно, возведён безо всяких стройматериалов (фото с веб-сайта arborsmith.com).

Самые большие трудности у парка появились в 1984-м, когда начались серьёзные споры о том, можно ли эту местность считать историческим монументом. По другому «Затерянному миру» угрожало разрушение бульдозерами.

Изяществу неких произведений нереально не опешиться (фото с веб-сайта growingvillage.com).

В 1985 году Майкл Бонфанте (Michael Bonfante), обладатель сети бакалейных магазинов Nob Hill Foods, приобрёл и пересадил несколько деревьев для собственного развлекательного парка в калифорнийском городке Гилрое.

На данный момент статуи из деревьев, либо арборскульптуры (от латинского «arbor» - дерево), создаются, в главном, теми же способами, которыми воспользовался ещё Аксель Эрландсон.

К примеру, деревья изгибают, подрезают, прививают, объединяют по нескольку сходу при посадке либо при помощи прививки.

Пляшущие человечки. Любопытно, в каких чудовищ они перевоплотился, когда дерево вырастет через пару лет (фото с веб-сайта growingvillage.com).

Кое-чем арборскульптуры могут припоминать бонсай – из-за тех же способов, к примеру, скручивания либо обрезки.

Зато, если продолжать далее ассоциировать, то можно увидеть, что древесные произведения не имеют ничего общего с искусством художественной стрижки садов, ведь подстрижка сформировывает только только листву. А статуи из деревьев – это, сначала, изменение формы ствола.

На данный момент один из самых узнаваемых арборскульпторов – Ричард Римс (Richard Reams). В общих чертах, то чем он занимается - это то же самое, что делали его предшественники. Разве что его конструкции смотрятся намного разнообразнее.

Знак мира («пацифика», проще говоря). По словам арборскульптора Ричарда Римса, это самая странноватая статуя, из числа тех, что ему когда-либо заказывали (фото с веб-сайта arborsmith.com).

Основная мысль, которой управляется Ричард, звучит приблизительно так: «Представь для себя тот мир, в каком желал бы жить, и сделай его сам». Вот так и получаются самые замечательные арт-неожиданности – прямо до домов из возрастающих деревьев.

Потому арборскульптурные композиции, быстрее, напоминают шпалерник – посадки, которые в итоге таких же операций – сращивания, пригибания, обрезки, - преобразуются в сплошную живую древесную решётку, покрытую листвой.

Самое увлекательное, что композиции из деревьев не требуют никакого хитроумного инструментария, никаких особенных технологий. И почему арборскульптурное направление в искусстве и дизайне не появилось ещё в глубочайшей древности – этот вопрос так и остаётся загадкой…

Аксель Эрландсон (Axel Erlandson) и его необычные деревья

Аксель Эрландсон (Axel Erlandson) считается одним из родоначальников арбоскульптуры, то есть искусства создания скульптур на основе живых деревьев. Он родился в 1884 году в семье шведских иммигрантов.

Долгое время занимался выращиванием в Центральной Калифорнии бобовых и зерновых культур. Наблюдая за тем, насколько причудливо в природе способны переплетаться гибкие стебли растений, Эрландсон решил попробовать проделать то же самое с некоторыми деревьями.

В 1919 году при помощи прививок, обрезки и специальных приспособлений ему удалось на основе двух платанов создать свою первую скульптуру.

Вдохновленный успехом, Аксель продолжил эксперименты и постепенно за годы создал целую уникальную в своем роде коллекцию.

Однако вплоть до 1945 года ему и в голову не приходило выставлять свои шедевры на всеобщее обозрение. Аксель, как и его семья, относился к созданию скульптур на основе живых деревьев всего лишь как к семейному развлечению и хобби, а не как к искусству.

Передумать мастера заставили его дочь и жена, вернувшиеся из заграничной поездки. Во время путешествия дамам не раз представлялась возможность убедиться в том, что люди падки на все необычное и готовы за возможность полюбоваться всякими странностями платить большие деньги.

Вняв разумным доводам супруги и дочери, Эрландсон решил организовать под открытым небом сад-музей и название выбрал ему интересное - «Древесный цирк».

Чтобы реализовать свою идею, Акселю понадобились два года. За это время он приобрел небольшой земельный участок в Скоттс-Вэлли на главной дороге между Долиной Санта-Клары и океаном (здесь как раз проходил туристический маршрут), куда пересадил лучшие экземпляры из своего сада. Выращивать новые живые скульптуры Аксель не стал, поскольку процесс их формировки требует очень много времени.

Сад-музей «Древесный цирк» был торжественно открыт в 1947 году.

К наиболее интересным экспонатам музея Эрландсона традиционно относятся:

Дерево-корзина

Композиция создана из шести платанов Sycamores, которые расположены по кругу и привиты друг к другу в 42 различных местах.

Двуногое дерево (дерево-арка)

Четырехногое дерево


При помощи специальных приспособлений Акселю Эрландсону удалось соединить два ствола в одно дерево и получить симпатичную «раскоряку».

Дерево-узел


Дерево-лестница. На формирование дерево-лестницы ушло около 40 лет


Эрландсон посвятил арбоскульптуре всю свою жизнь. Он создал выдающиеся скульптуры из живых деревьев. Когда же его спрашивали, как у него вырастали такие шедевры, он часто отвечал что-то типа: «Я их просто попросил об этом».

Свои секреты он так никому и не раскрыл.

Умер Аксель Эрландсон в 1964 году.

Сад-музей перешел к новому владельцу, который переименовал его на «Потерянный мир». В новом проекте чудо-деревьям отводилась лишь второстепенная роль.

На первом же плане выставлялись пластмассовые фигуры динозавров. Подобные идеи публике не пришлись по вкусу, поэтому хозяева сада неоднократно терпели банкротство.