ВВЕДЕНИЕ
История политических учений представляет собой процесс развития соответствующей формы общественного сознания, подчиненный определенным закономерностям. Политические учения разных эпох обусловлены влиянием созданного идеологами предшествующих эпох запаса теоретических представлений на последующее развитие политической идеологии.
Целью данной работы является познать взгляды и теории великих мыслителей прошлого и, опираясь на эти знания, понять современные политические теории и проблемы. Определить место российской политической жизни в общей системе политических знаний. Раскрыть сущность идеологии и содержание основных политических идеологий.
Передо мной была поставлена задача изучить и охарактеризовать историю развития политических учений, основания для ее периодизации и основные политические идеи Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли и др.;
- характерные черты политической мысли Нового времени и основные современные политические учения и политические школы;
- периодизацию развития российской политической мысли и ее характерные черты, а также основные отечественные идейно-политические течения;
Используя взгляды и теории великих мыслителей прошлого, мы должны понимать современные политические теории и проблемы;
- классифицировать современные политические теории и концепции по таким основаниям, как уровень исследуемых объектов политики, политико-идеологическая направленность, специфика объекта исследования;
- обосновать периодизацию развития общественно-политической мысли в России;
- различать основные политические идеологии, основываясь на знании их принципов и политических идей;
- видеть за деятельностью политических лидеров и политических общественных организаций их политические идеологии.
1. История политических учений
История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий.
Зачем нам надо знать историю политической мысли? Обращаясь к истории, мы познаем взгляды и теории великих мыслителей прошлого, опираясь на них, понимаем современные политические теории и проблемы.
Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений.
Попытки осмысления политики делались уже в глубокой древности. В истории становления и развития политической мысли можно выделить следующие этапы:
1 этап. Политические учения Древнего Востока.
2 этап. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.
3 этап. Политические учения Средневековья.
4 этап. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения.
5 этап. Политические учения Нового времени.
6 этап. Современные политические учения.
Рассмотрим и охарактеризуем эти этапы подробнее.
2. Этапы развития политических учений и их характеристика.
2.1. Политические учения Древнего Востока
Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти. Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги были лучшими среди людей, вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями. У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности.
Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551 – 479 гг. до нашей эры) признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства. Конфуций считал, что государство возникло из объединения семей; это большая семья, где император – строгий, но справедливый отец, а подданные – его послушные дети. Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов.
В 4 веке до нашей эры Шан Ян дал начало направлению, получившему название "легизм". Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали нравственное воспитание людей недостаточным, и упор делали на строгие законы и суровые наказания.
2.2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.
Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.
Основу науки о политике заложили древнегреческие философы: Сократ (470 – 99 гг. до нашей эры); его ученик Платон Афинский (427 – 347 гг. до нашей эры.) – политические идеи его изложены в диалоге "Государство"; ученик и критик Платона Аристотель Стагирит (384 – 322 гг. до нашей эры).
Двухтысячелетняя история Древнего Рима – это огромный по своим масштабам опыт политической жизни, которая изобиловала борьбой различных политических сил, прошла через смену нескольких форм правления, перевороты, народные восстания.
Много сделали для развития политической мысли Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до наше эры), Луций Анней Сенека (ок.4 г. до нашей эры – 65 г. – философ и человек личного высокого мужества. Покончил жизнь самоубийством по требованию своего воспитанника Императора Нерона), Эпиктет (ок.50 – ок.140), Марк Аврелий (121 – 180 гг.). Гай Транквилл Светоний своей книгой "Жизнь двенадцати царей" положил начало традиции политических портретов.
Характерные черты политических учений этого этапа:
- постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;
- обособление их как относительно самостоятельной части философии;
- анализ устройства государства, классификация его форм;
- поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления.
Политические идеи Платона:
- государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку;
- залог стабильности государства – разделение труда по склонности души;
- управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии;
- сословие стражей должно защищать государство;
- землевладельцы и ремесленники – третье сословие – должны добросовестно трудиться на благо государства;
- переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.
Аристотель, ученик и критик Платона:
- выдвинул предположение о естественном происхождении государства;
назвал человека политическим существом;
- классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих;
- выделял:
правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, полития, при которых целью политики является общее благо;
неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих;
- залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан;
- высказывал идею верховенства закона.
Римские философы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны. В пределах Римской империи в первые столетия новой эры распространяется христианство, которое к середине 4 века становится государственной религией Рима.
Видный авторитет церкви Августин Блаженный (354 – 430) пишет трактат "О граде Божием", который содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, посланных человеку свыше за грехи его. Августин верит, что на смену "граду земному" придет "град Божий", где любовь к Богу доведена до презрения человека к себе. Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской.
2.3. Политические учения Средневековья.
Средневековье характерно следующими политическими процессами:
- создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий;
- распад их на раздробленные политические образования;
- расцвет сословно-представительных монархий.
Особенности политических учений этого этапа:
- безраздельное господство католической церкви в духовной жизни;
- политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов;
- социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей;
- обоснование теологической теории политической власти.
Разносторонне одаренный и блестяще образованный монах-ученый Фома Аквинский (1226 – 1274) в своем трактате "О правлении государей" пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами. Он признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу. Считает, что сущность власти составляют отношения господства и подчинения, и такой порядок – от Бога. При использовании власти допускаются злоупотребления, но если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные имеют право на сопротивление.
2.4. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения. Характерные черты политической мысли этой эпохи:
- освобождение политической науки от теологии;
- развитие гуманистических начал в политической теории;
- анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.
Великий флорентинец Н. Макиавелли (1469 – 1527) первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Основной его труд – знаменитая книга "Государь", в которой Макиавелли:
- дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти;
- впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти;
- считал, что народ не играет никакой роли в государстве;
- подчеркивал, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства;
- утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы.
Родоначальниками социалистической идеологии стали Томас Мор (1478 – 1535), английский гуманист и писатель, Томмазо Кампанелла (1568 – 1639), итальянский философ и поэт. Они изображали государство без частной собственности, при распределении произведенных благ по потребности.
Английский мыслитель Томас Гоббс (1588 – 1679) развил гражданскую трактовку политики, считая, что монархия – самая лучшая форма власти. Он утверждал, что источник королевской власти – общественный договор с некоторыми ограничениями власти монарха.
Английский философ Джон Локк (1632 – 1704) правомерно считается основоположником либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество, государство, выделил законодательную и исполнительную власти.
На рубеже 17 – 18 веков в Европе возникло явление, которое принято называть Просвещением. Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле "царства разума" путем распространения знаний, искоренения невежества, всестороннего воспитания личности и пр. В котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни.
В политической мысли это отразилось в виде концепций "просвещенного абсолютизма".
Немецкое просвещение было представлено работами С. Пуфендорфа, Х. Томазия, Х. Вольфа, Г. Лессинга. Представитель итальянского Просвещения Дж. Вико считается одним из родоначальников современной социологии. Идея просвещенного абсолютизма высказывалась в России в конце 17 в. в трактате Ю. Крижанича "Политика". Ее поддерживал сам Петр I, обосновывал идеолог петровских реформ Ф. Прокопович, развивал В. Н. Татищев (1686 – 1750).
2.5. Политические учения Нового времени.
Началом Нового времени традиционно считается английская революция середины 17 в. Характерные черты политической мысли Нового времени:
- формирование либеральной политической идеологии;
- обоснование необходимости разделения властей;
- анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;
- формирование концепции прав человека и гражданина.
Теория разделения властей по праву принадлежит французскому просветителю Шарлю Луи Монтескье (1689 – 1755). Верховенство права, по мнению Монтескье, может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.
В первой половине 19-го века завершается формирование политической идеологии социализма – граф Клод Анри де Ревруа Сен-Симон (1760 – 1825), Роберт Оуэн (1771 – 1858), Шарль Фурье (1772 – 1837).
В этот период возникают и радикально-революционные концепции. К ним, в первую очередь, надо отнести идеи Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778), который:
- утверждал, что главное зло – частная собственность;
- первым разграничил государство и гражданское общество;
- доказывал необходимость прямого народного правления.
Вторая половина 19-го века связана с именами английского социолога Герберта Спенсера (1820 – 1903), немецкого философа Фридриха Ницше (1844 – 1900), французского философа-антрополога Жозефа Артюра де Гобино (1816 – 1882) и др. В этот период наибольшую известность получают Карл Маркс (1818 – 1883), Фридрих Энгельс (1820 – 1895) – теоретики коммунистического общества.
2.6. Современные политические учения.
Современная политическая наука в своем развитии прошла следующие периоды. Первый период – становление современной политической науки (конец 19-го – конец 40-х гг. 20-го в.). Этот период характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ:
- теория заинтересованных групп (А. Бентли);
- теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето);
- социологическая теория государства (М. Вебер);
- теория олигархизации власти (Р. Михельс);
- психологическая теория власти (Г. Лассуэл).
Второй период – активное расширение сфер политологических исследований (конец 40-х – вторая пол.70-х гг.) – характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства:
- новая теория демократии (И. Шумпетер);
- плюралистическая теория демократии (Р. Даль);
- теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер);
концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж. Катона, У. Ростоу, О. Тоффлер).
Третий период – поиск новых парадигм развития политической науки (сер.70-х гг. – наст. время). В этом периоде разрабатывались и развивались:
- футурологическая концепция единого мирового государства (Кларк, Сон);
- концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский);
- концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда);
- концепция национального интереса (Г. Моргентау);
- теория элитарной демократии;
- силовая концепция власти.
Современные политические теории и концепции можно классифицировать по следующим основаниям:
- По уровню исследуемых объектов политики: концепции глобального или международного порядка; концепции общественного уровня; концепции политической сферы общества и политического развития; концепции важнейших подсистем политической системы общества; концепции отдельных или частных политических явлений.
-По политико-идеологической направленности: либеральные; консервативные; социал-реформистские; марксистские; анархистские.
- По специфике предмета и объекта исследования: политико-правовые; социологические; психологические; эмпирические.
В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы. Англо-американская – разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Ф. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф). Французская - занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон). Немецкая - занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г. Майер, И. Флетчер). Польская – проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка).
Классиком политического бихевиоризма считается американский ученый Г. Д. Лассуэл (1902 – 1978). Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – основоположник психоаналитического подхода в политической жизни.
Классикой элитаризма стали концепции В. Паретто (1846 – 1923), Г. Моска (1838 – 1941), Р. Михельса (1878 – 1936).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политические учения прошли многовековой путь развития. Поначалу они были органической частью религии, философии, общего взгляда на мир, как нечто, противостоящее человеку. Но уже в Древнем мире возникало стремление осмыслить государство и право как создание человеческого искусства, подчиненное общественным потребностям.
На всех этапах истории политических и правовых учений каждая из политико-правовых доктрин несла на себе четкий отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, политических симпатий и антипатий автора доктрины и его единомышленников.
История политических учений свидетельствует о том, что важным показателем степени свободы и демократизма того или иного общества и государства является состояние политико-правовой мысли.
Растущее многообразие учений о государстве предопределяется тем, что эти учения по-разному отражают сложнейший по устройству, функциям, общественной роли механизм государства.
История политических учений показывает также, что теоретиками государства и права различных эпох разработан ряд выводов и положений, не выходящих за пределы эмпирической, описательной науки, но имеющих непреходящее значение для государственно-организованного общества, в том числе для современного.
Таким образом, политическая мысль имеет многовековую историю. Политические проблемы продолжают существовать, жизнь порождает все новые и новые политические явления и процессы, а значит, и социальная значимость политической науки возрастает.
Таков общий, далеко не полный обзор истории политической мысли.
Список используемой литературы:

1.
Баскин Ю. Я. Кант. Из истории политической и правовой мысли. – М.,1975.

2.
Козлихин И. Ю. Политико-правовое учение Т. Гоббса. – Правоведение, 1998, № 4.

3.
История политических и правовых учений. Учебник под ред. В.С. Нерсесянца. М.: 1995. – 736 с.

4.
История политики и права. Яковлев И.А. М., 2005.

5.
История политических и правовых учений. Хрестоматия. – М., 1996.

6.
История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997.

Потитко-правовая идеология Древней Индии (брахманизм, буддизм)

4 касты («варны»):

брахманы – из уст мирового бога (воспитание …),

кшатрии – из рук (управление государством, война),

вайшьи – из бедер (обеспечение деятельности брахманов и кшатриев, ремесло …),

шудры – из ступней (обслуга, грязный труд).


Рабы – не люди, а орудия труда.

Если человек не исполняет свои обязанности («дхарму») по этой иерархии, то следует наказание («данду» - палка).


Если исполняет то - ?????

Путиль: «Из четырех видов узаконения дхармы – обычая, священного писания, судебного решения, царского указа – высшим является, при коллизии их норм, царский указ».


В брахманизме приоритет явно у священного писания, т.е. вышеприведенное высказывание – явно отход от брахманизма.


Логика приоритета священного писания четко следовала из иерархии (см.выше).


«Будда» - просветленный.

Основная цель – достижение состояния «нирваны» - высшего состояния духа – достигаемого через ограничение/отказ от желаний (именно неисполнение которых и вызывает основные страдания).


«Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать» - идея духовного равенства, каждый творит свою судьбу.


«Насилие не уничтожает насилие, но отсутствием насилия уничтожается оно», (или «ненависть» вместо «насилие»).


Т.е. идея: увеличение насилия вызывает его встречный рост.


Политико-правовые учения Китая (Конфуций, Шан-Ян)


Все учения различаются по принципиальным двум причинам: хорош ли человек по своей природе («зверь или нет») и откуда лучше черпать идеи: из прошлого или из будущего.


Конфуций:
1) патриархальная теория происхождения государства и идея патернализма :

государство – это разросшаяся семья,

монарх – отец большого семейства с соответствующими обязанностями и функциями;

патернализм – власть отца и его забота о семье,

2) идея меритократии – власти достойных

власть не лучших, а именно достойных в смысле нравственности и морали – при этом невозможно ссылаться на то, что «наверху воруют больше»,

3) идея человеколюбия:

забота старших о младших и уважение младшими старших,

«человека нужно накормить, обучить, а затем привить высокую мораль» - идея того, что без еды и образования привить мораль бесполезно,

4) отрицательное отношение к законам:

закон – всегда наказание, которое вызывает защитную реакцию – вранье и полное отсутствие совести, насилие над внутренним миром человека, вынужденного давить себя просто ради выживания,

5) советы чиновникам:

древние считали позором для себя не успевать за собственными словами,

в стране, где есть спокойствие – будь смел в действиях и в речах, а в стране, где нет спокойствия – будь смел в действиях, но осторожен в речах,

и т.д. (очень много советов)


Шань-Ян (338-390 г. до н.э.)

возглавлял течение легистов («легос» - закон, «легисты» - законники).


Противоположность Конфуция:

1) государство – это аппарат подавления собственного народа, а монарх – это деспот, управляющий с помощью суровых законов. Если силен народ – слабо государство, а если слабо государство – то это причина всех бед,

2) доброта и человечность – мать всех проступков ,

т.е. в государстве должно быть много наказаний и мало наград (соотношение 9:1). За малейший проступок следует сурово наказывать, вплоть до смертной казни – тогда не будет больших преступлений («за уроненный уголь из горшка – смерть, - тогда не будет поджогов»),

3) необходимость оглуплять свой народ , чтобы было легче управлять

в империи Цинь, где эта нашла применение, были уничтожены все философские книги и сами философы, за хранение книг – суровое наказание,

4) ввел круговую поруку и суровое наказание за «недоносительство» ,

5) разрешил покупать чиновничьи должности.

Ранее в Китае чиновник был «царь и бог», духовенства не было вообще, т.к. функции духовенства – у чиновников; чиновником мог стать только человек из знатных родов.

Шань-Ян изменил эту систему: благодаря покупке должностей к власти пришли энергичные и умные люди.


Империя Цинь, построенная по советам Шань-Яна, - чисто тоталитарная.

Полное прекращение междоусобиц, «зловещее спокойствие».


Греция. Политико-правовые идеи софистов.


Софос – мудрость, софисты – платные учителя мудрости.

Старшие софисты – разработка проблем государства, управления.

Младшие софисты – упор на технологию ведения споров через абсурдную логику, которую трудно «засечь» («то, что не теряли – должно быть у вас»).

Их советы адвокатам : вывести соперника из равновесия (чтобы было сложно уследить за логикой), говорить либо очень быстро (чтобы слушающие за логикой не успевали и считали себя туповатыми), либо наоборот – медленно. Т.е. – психологический подход к адвокатской практике. Многозначные слова, игра слов, …


Старший софист Протагор :

1) золотой век человечества – в будущем : люди раньше были как звери, отличающиеся от зверей огнем. И только когда боги дали людям стыд, правду/закон – люди стали жить не так, как звери.

2) справедливость – понятие относительное (что справедливо сегодня или для одного – не справедливо завтра или для другого),

3) мера всех вещей – человек (идея «что для чего существует»: личность для государства или государство для личности: всё должно быть ради человека).

Афины: Сократ

По решению суда был приговорен к смерти, из уважения – самым мягким способом – ядом.

1) управлять должны знающие,

2) закон и справедливость – понятия тождественные.

Именно за эти идеи Сократ и был признан виновным и был казнен за подрыв конституционного строя и за развращение молодежи.

Причина такого решения суда:

1) занятие должностей в Афинах – по жеребьевке (в т.ч. ремесленники …), жеребьевка – основной конституционный принцип Афин,

2) жеребьевка считалась «волей богов», т.е. если против жеребьевки – то атеист, а атеизм – совращение молодежи.


Платон (ученик Сократа).


о формах правления: иерархия в порядке ухудшения :

1) аристократия (власть лучших, сначала под лучшими имелись ввиду философы, но власть развращает даже философов – появилась олигархия),

2) олигархия (власть немногих богатых; поскольку бедных больше, то существует недолго, превращается в демократию),

3) демократия (власть народа, необученных, неграмотных людей, путающих многие понятия: «свобода – вседозволенность», «хамство – доблесть»; демократия перерастает в охлократию),

4) охлократия – власть толпы (но толпе всегда нужен лидер, и он легко в ней появляется – появляется тимократия),

5) тимократия – власть героев, власть чести (опасна тем, что эти герои и военные не мыслят своего существования без войны, жестокой централизации и т.п. – перерастание в тиранию),

6) тирания – жестокая власть одного (против тирании выступают лучшие – опять возврат к аристократии).


Идеальное государство (вечная и оптимальная аристократия) по Платону соответствует сущности человека:

- разумность – стремление думать,

- честолюбие – стремление к славе,

- вожделение – необходимость физиологического комфорта.

Тогда в идеальном государстве – соответствующие три сословия: философы, воины и ремесленники/земледельцы (в зависимости от сути конкретного человека).


Принципы жизни философов и стражей:

1) общность имущества и запрет прикасаться к деньгам,

2) общность жен (семья автоматически воспроизводит неравенство, т.к. каждый опекает именно своего ребенка, а идея – все дети – каждого члена общества),

3) общественное воспитание детей.


Аристотель.


Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Разошелся с Платоном по вопросу об оптимальном типе собственности: о личной собственности все заботятся гораздо больше, чем об общественной.


Формы правления по Аристотелю:


Власть одного

Власть немногих

Власть многих

«Правильная»

монархия

аристократия

«Неправильная»

олигархия

демократия


Черчилль: «Демократия – самая плохая форма правления, но лучше пока не придумали».


Демократия:

1) слишком уравнивает бедных и богатых в плане участия в управлении через равные избирательные права – независимо от их вклада в общество.

2) к власти могут прийти люди, не имеющие собственности и поэтому поступающие безответственно.


Полития – власть образованных людей, имеющих имущество – симбиоз олигархии и демократии: всегда будут богатые и бедные, но большая часть общества имеет собственность и, одновременно, грамотна.


Два вида справедливости:

Уравнивающая справедливость деяствует в отношениях между гражданами,

Распределяющая справедливость действует в отношениях между гражданином и государством (государство не может «любить» всех одинаково).

Политико-правовые учения раннего христианства: Аврелий Августин (Блаженный)

Основные принципы организации жизни общин:

1) общность имущества,

2) обязательность труда для всех,

3) равенство,

4) отсутствие духовенства и культов,

5) осуждение богатства.


Сформулировано «золотое правило нормативной регуляции»:

«относись к другим так, как бы ты хотел чтобы относились к тебе».


Два аспекта:

1) какой мерой вы мерите – такой отмерено будет вам,

2) каким судом судите – таким судимы будете.

Основные произведения: «О Граде Божьем», «О свободной воле».

1) человек, живущий по собственной воле, уподобляется дьяволу (неравенство, несправедливость),

2) человек живет по божественной воле.

Государство и город – синонимы.


Идея 1 : те, кто живут по варианту «1» - рано или поздно погибнут, т.к. живут во грехе.

Идея 2 : насильственная борьба с еретиками оправданна (пастырь должен загонять заблудших овец).

Идея 3 : концепция «как спастись от греха».


Различие между проступком и преступлением:

«Если страсть губит душу и тело, то это проступок,

если действует во вред другому – это преступление».


Фома Аквинский (Аквинат). О государстве и законе.


Основное произведение – «Сумма теологии».

Признан официальным теологом католической церкви.


В Библии – вся власть от бога.

Выделение трех элементов государственной власти:

1) Сущность (откуда берется власть) – власть от бога.

2) Происхождение власти: по наследству или силой.

3) Использование власти:

a. если монарх заботится о своих подданных и о привилегиях церкви, то этой власти необходимо подчиняться,

b. если монарх не заботится о подданных и церкви, то народ имеет право на восстание.

«Возможно, тиран послан народу за его грехи».


Субординация законов:

1) Вечный закон – закон мироздания , «божественный разум».

2) Естественный закон («естественный» - «человеческий», осознание человеком вечных законов; в природе действуют законы сохранения и законы размножения; человеческие естественные законы: стремление к самосохранению, размножению, познанию истины).

3) Человеческий закон (феодальное право): человеческие законы не должны противоречить естественным законам, но отличаются от них:

a. записаны (тогда как естественные законы не записаны),

b. предусматривают наказание за нарушение.

4) Божественный закон – Библия.


Призывал силой (с помощью государства) бороться с еретиками : еретики подрывают основы жизни.


Средневековая ересь о праве и государстве.


Ересь – оппозиционное течение внутри господствующей церкви.


Два вида ереси:

1) плебейская (крестьянско-плебейская) ересь:

a. требует социального и имущественного равенства,

b. требует ликвидации церковной организации и духовенства.

Представители плебейской ереси – «богомилы»???.

Помещики – слуги дьявола.

2) бюргерская ересь:

a. требует юридического равенства (бюргеры в правах ограничены, в отличие от феодалов),

b. требует дешевой церкви (бюргеры создают богатство своим трудом и 1/10 часть отдают церкви).


Политико-правовое учение Никколы Макиавелли.


Основное произведение – «Государь».

Основные идеи:

1) выделил политику как особую сферу человеческой жизни , в которой действуют свои законы (главное в политике – человек, в истории неизменны интересы людей),

2) отделил политику от религии и морали (против католической религии, т.к. она призывает к смирению, а нужна религия, призывающая к борьбе за справедливость; «Цель оправдывает средства, если цель – благополучие и спокойствие государства»; мораль стоит над политикой).

3) советы государю:

a. государь должен добиваться любви людей, но нужно опираться на страх – все наказания проводить разом,

b. государь должен быть скупым (если он щедрый, то не может дать всем одинаково),

c. дела, угодные подданным – совершать самому, а неугодные подданным – поручать подданным,

d. государь никогда не должен посягать на имущество подданных, «лучше убить, чем грозить».


Политико-правовые идеи утопического социализма (Томас Мор и Томазо Кампанелла).


Основные произведения: Томас Мор – «Утопия», Томазо Кампанелла – «Город солнца» (написано в тюрьме). Оба произведения написаны в жанре путешествия.


Жанр – утопический социализм.

Утопия – несбыточное (ни где я????), блаженная страна. Характерная черта – не думать о материальном благополучии, только о духовном развитии. Материальное развитие вредит духовному.


Критика существующего строя. Т.Мор: «овцы пожирают людей».

Государство ответственно за своих подданных.

Государство – орудие для угнетения бедных.

Запутанные законы выгодны для богатых (бедный не может получить образование).


Основные идеи:

1) общественная собственность,

2) обязательность труда для всех (работают в «Утопии» 6 часов, в «Городе солнца» – 4 часа),

3) все должны приносить пользу обществу,

4) общественная трапеза,

5) законов мало, т.к. нет частной собственности; основная часть законов – регламентация семейно-брачных отношений,

6) против наказаний: если человек нанес вред обществу – на каторгу.


Два вида исполнения смертной казни (Т. Кампанелла): все ударяют его, уговаривают самого обложиться порохом.


Теория естественного права и договора (Т.Гоббс, Дж.Локк)


Права, которыми люди обладали до появления государства, после появления государства оно наделяет позитивными правами.


Т.Гоббс: «Левиафан» (понимал государство как чудовище).

1) человек – эгоист и жаждет власти, «человек человеку волк», идет война всех против всех; источник происхождения государства – разум; политическая власть абсолютна, но не затрагивает гражданские дела,

2) законов должно быть как можно меньше.


Дж.Локк: «Законы подобно изгородям вдоль дороги, и лишний закон вреден и не нужен».

Для защиты собственности своей – договориться о создании государства. Государство – это сторож.

Идеи либерализма.

Три ветви власти: исполнительная, законодательная, союзная (внешних отношений).

Разработал теорию трудовой собственности. Труд является определителем собственности.


Различия в подходах:

Гоббс – договор от всех рисков (за исключением гражданских),

Локк – договор от определенных, оговоренных рисков.


Классическая теория демократии.


Монтескье: «О духе законов».


Есть буква законов и дух законов.

На дух законов влияют:

Физический фактор (климат, территория и т.д.),

Моральный фактор (обычаи, религия, политический режим).


Разработал теорию сдержек и противовесов : ни одна ветвь власти не имеет права заменить закон, предложенный другой ветвью власти.


Начал разрабатывать концепцию гражданских прав человека:

1) отметил опасность свободе человека со стороны уголовного законодательства,

2) недопустимость оскорбления естества человека при наказании,

3) недопустимость наказания за помыслы,

4) о нескромных словах.


Б.Спиноза: «Богословно-политический трактат».

1) государство – результат компромисса между страстями и разумом людей,

2) законы должны приниматься большим количеством людей (люди - эгоисты, и монарх – тоже),

3) нельзя вмешиваться в сферу, которую нельзя чем-либо изменить ни посулами наград, ни страхом наказания.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

План

  1. Место истории политических и правовых учений в системе юридических дисциплин
  2. Предмет истории политических и правовых учений
  3. Методы истории политических и правовых учений
  4. Периодизация истории политических и правовых учений

1.Место истории политических и правовых учений в системе юридических дисциплин

Наука как важная область человеческой деятельности имеет своей целью систематизацию знаний об объективной действительности. Что такое наука? Это - упорядоченная совокупность знаний о тех или иных изучаемых явлениях. Известно, что наука обладает сложной структурой. Виды наук: технические естественные и общественные. Естественные и технические науки направлены на изучение природных явлений и техники. Общественные имеют целью всестороннее исследование явлений, связанных с развитием общества или с различного рода социальными ценностями. В число этих наук входит и наука юридическая.

Юридическая наука имеет свою собственную только ей присущую структуру, построенную по предмету изучения. По достаточно устоявшейся схеме юридическая наука делится на несколько больших групп: историко-теоретические, отраслевые, прикладные, науки. История политико-правовых учений является самостоятельной учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профиля.

О названии курса. Первый в России труд, содержащий систематическое изложение учений о государстве и праве, принадлежит профессору Петербургского университета К.А. Неволину (1806-1855) - «История философии законодательства». Пятитомник Б. Чичерина, издававшийся с 1869 по 1903 г., назывался «История политических учений». Большое распространение получило название «История философии права». Именно так назывались учебники Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, Е.Н. Трубецкого. В СССР в 1950-70-годы было принято название «История политических учений». Сегодня - «История политических и правовых учений», как более точно и полно отражающее содержание курса.

2.Предмет истории политических и правовых учений

Политика, государство и право являются объектами исследования многих общественных наук (философии, политологии, социологии и юриспруденции.). Причем каждая из наук отличается своим специфическим подходом к изучению этого общего объекта. Итак, если объект выступает, как правило, общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой.

История политических и правовых учений относится к числу комплексных по своей природе историко-теоретических дисциплин: в нее входят элементы философии, политологии, социологии, истории, религии. Но - это в первую очередь юридическая наука. Объектом ее изучения является государство и право, государственно-правовые явления. В то же время самостоятельные юридические науки отличаются друг от друга своим предметом, который и обусловливает их содержание, специфику подхода каждой из них к изучению одного и того же объекта.

Своеобразие ее предмета по сравнению с предметами других юридических наук теоретического (теория государства и права) и исторического (история государства и права) профиля выражается в том, что она ориентирована на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве и государственном управлении. То есть предметом истории политических и правовых учений является именно история возникновения и развития теоретических знании о государстве, праве, политике, законодательстве.

История учений о праве и государстве - это история возникновения и развития, концептуально оформленных взглядов, идей, теорий, учений, как отдельных мыслителей, так и различных социальных групп, которые выражают отношение к общественному строю, государственной власти, праву и сложившиеся в обществе на определенном этапе его развития.

3.Методы истории политических и правовых учений

История политических и правовых учений - наука гуманитарная, значит в ней используются те же методы, что в других гуманитарных науках, с учетом ее специфики и особенностей, т.е. философские и специальные научные методы. С классификацией существующих методов вы были ознакомлены в курсе теории государства и права. Поэтому подробно на их характеристике мы останавливаться не будем. Обратим внимание лишь на специфические методы, с помощь которых изучается данная дисциплина.

Для исследования политико-правовых учений применяются:

  • исторический метод , позволяющий понять и оценить учение в историческом контексте, с учетом специфических условий данной эпохи;
  • сравнительный метод , позволяющий сравнивать однотипные политико-правовые явления, и при их сравнении можно выявить сходство или различие между ними, дать оценку этим теориям;
  • системный анализ , позволяет изучать проблемы политики, государства, права, их отдельных явлений с позиции их системности, взаимосвязи;
  • структурный метод позволяет анализировать составные части учения и их связи.

Наряду с этими методами часто выделяют: хронологический, проблемно-теоретический, портретный и страноведческий . В качестве специфического метода называют и контекстный метод исследования . Он ориентирует на рассмотрение каждого учения в контексте обстоятельств личной жизни мыслителя, каждое учение и направление мысли - в контексте социально-политических и иных условий жизни страны в тот или иной период ее развития.

Данные и иные методы помогают выделить общее и особенное в учениях мыслителей, понять преемственность и развитие тех или иных идей.

4.Периодизация истории политических и правовых учений

Разделение истории политических и правовых учений на эпохи, периоды облегчает усвоение материала, позволяет соотнести данное учение с конкретным этапом развития человечества, т.е. проблема периодизации данной дисциплины тесно связана с проблемой периодизации самой истории человечества. Здесь существуют несколько подходов.

1. Исторический подход был предложен французскими историками XVII -XVIII вв. В соответствии с ним история делилась на следующие эпохи: Древний мир, Средневековье, Новое время.

Условность такой периодизации очевидна, т.к. основана она преимущественно на западноевропейском материале и не может быть в полной мере применена к России и странам Востока - Египту, Индии, Китаю, Персии. Исторические исследования последних показывают, что у этих стран был свой древний мир, свое средневековье и новое время. Причем эти эпохи не совпадали ни по времени, ни по содержанию с европейской периодизацией, которая не может быть признана универсальной.

2. Формационный подход предложен марксизмом в середине XIX в. В основе его лежит классовый критерий, смена общественно-экономических формаций, т.е. история рассматривается как переход от одной, низшей формации, к другой, более высокой. Подробнее с этим подходом вы были ознакомлены при изучении теории государства и права. В СССР и других социалистических странах было принято различать два основных этапа в развитии политико-правовых учений - домарксистский и марксистский. В рамках последнего говорилось о ленинизме как марксизме эпохи империализма.

3. Технологический подход предлагал более укрупненную периодизацию истории. В основе ее лежала и концепция Э.Тоффлера , который рассматривал тенденции развития общественных систем, используя фактический материал о новых технологиях. В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая волна, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Здесь основным критерием является технологический способ производства. В истории, таким образом, выделялось три эпохи, три общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.

4. Цивилизационный подход исходит из того, что история человечества - это история разных цивилизаций, разных культур и религий. При этом идеи и ценности, которые выработаны и принимаются одной цивилизацией, могут быть абсолютно чужды другой.

Каждый их этих подходов имеет свои плюсы и минусы. Как и в теории государства, существующие два подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный, не противопоставляются, а взаимно дополняя друг друга, применяются комплексно. Мы будем пользоваться наиболее распространенной периодизацией исторического процесса:

В то же время эти крупные периоды будут детализированы и рассматриваться всесторонне, с учетом мнения авторитетных авторов учебников и научных исследований и разработок в области истории политических и правовых учений.

Учебно-методическая литература

  1. Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т.1-5.
  2. Антология мировой правовой мысли. - М., 1999. Т.1-5.
  3. История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. Лазарев В. В. - М., 2006.
  4. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2003 (любое издание).
  5. История политических и правовых учений. Под ред. О. В.Мартышина. - М., 2004 (любое издание).
  6. История политических и правовых учений. Под ред. О. Э.Лейста. - М., 1999 (любое издание).
  7. История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996.
  8. История политических и правовых учений. Под ред. В. П.Малахова, Н. В.Михайловой. - М., 2007.
  9. Рассолов М. М. История политических и правовых учений. - М., 2010.
  10. Чичерин Б. Н. История политических учений. - М. 1887-1889. Т.1-5.
  1. Власова В. Б. Традиция как социально-философская категория //Философские науки. 1992. № 2
  2. Зорькин В. Д. Закономерности взаимосвязи правовых и философских учений //Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. - М. 1986.
  3. Лазарев В. В. Курс истории политических учений: значение, предмет и метод //Ленинградский юридический журнал. 2005. № 3.
  4. Луковская Д. И. О предмете науки истории политических и правовых учений //Политические и правовые учения: Проблемы исследования и преподавания. - М. 1978.
  5. Луковская Д. И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. - Л.1985.
  6. Луковская Д. И. Традиции в истории правовой мысли //Введение в теорию права (историко-методологический аспект): Учебно-научное пособие. СПб. 1996.
  7. Рыбин А. В. Предмет, метод и структура истории политических учений //Уч. зап. Пермского ун-та. Т.XXV.1. Юридические науки. Пермь. 1962.
  8. Сергевнин С. Л. О соотношении политической науки. Науки о государстве и правоведения //Правоведение. № 6. 1991.

Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию

  1. Что является объектом истории политико-правовых учений?
  2. Как можно определить предмет истории политико-правовых учений?
  3. Какое место занимает история политико-правовых учений среди юридических наук?
  4. Что такое учение, теория, доктрина?
  5. С помощью каких методов изучают историю политико-правовых учений?
  6. Какие виды периодизации вы знаете?

КОНСПЕКТ КУРСА «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»

лекции + учебники

1. Предмет и метод ИППУ

Для юриста знание ИППУ является обязательным. История политических учений – история философии права- история учения ОГиП- ИППУ.

Михайловский внес значительный вклад (проф ТГУ) «фсф права является венцом юридической подготовки».

Фсф права изучается в ретроспективе- как сложились отношения в области человечества и права, по каким законам идут политические перемены и т.д. История имеет свою внутреннюю логику, с ее законами надо считаться. ИППУ формирует теоретическое мышление и историческое сознание в политико-правовой действительности.

Две главных области в истории:

1)теоретическая

2)практическая

В ИППУ как в зеркале отражается фсф ход мыслей, практика развития государственных учреждений. Это дает возможность изучать идеи. ИППУ – это часть истории фсф которая трактует не общую часть бытия и сознания, а вопросы государства, права, политики.

Предметом ИППУ является теоретически оформленные в доктрину учения, взгляды на государство, право и политику.

По структуре методической, доктрина включает 3 компонента:

    Методологическая основа (напр. фсф религии, иное), т.е. мировоззрение.

Методологическая основа связана с влиянием мировоззрений эпохи, господствующих или оппозиционных взглядов на ПП идеи. Древний восток- религия, Древняя Греция- опора на фсф, Новое время- глубоко рационально.

Содержательную основу составляет обширная и завершенная система взглядов на государство, политику, право, имеющих ключевое значение. Не входят фрагментарные, неразвитые концепции и взгляды. Это связующее звено между программным положением и методологической основой. Но эта связь многовариантна. Со временем оформились традиционные определенные проблемы, в развитие которых внесли вклад многие ученые.

    что такое государство, как оно создается: по воле людей или высшими силами

    служит общему благу или отдельным социальным группам

    компетентность правителей или наследственное право монарха

    что есть право: величие разума, божественное писание или предписание правителей

    предмет государства, права и обязанности граждан- надо ли повиноваться законам и власти, стоящей за ними

    в чем состоит справедливость и что справедливо (равенство- неравенство)

    как соотноситься политика и нравственность: должен ли политический деятель руководствоваться абсолютными требованиями морали или во имя общего блага можно отступить

    соотношение нравственности и права (нравственность закона и юридического закона)

    какое место в обществе с социальными противоречиями занимает личность, где гарантии ее свободы, индивидуальности и материальной обеспеченности

В Др Греции главное внимание уделялось устройству государства и закономерности устройства государственности, повышенное внимание к формам правления, стремление найти наилучшую.

В средние века вопрос о соотношении государства и церкви- светская и духовная власть. В 17-18 века: проблема юридического неравенства, свободы и прав личности.

В 19-20 века: проблема материальных и социальных гарантий прав личности, вопрос о формах политического режима, разработка теории правового государства, связь государства с политическими партиями.

Историческая школа права не могла возникнуть в 18 веке- общественное сознание было настроено не исторически (история как препятствие переменам). Господствовала школа естественного права. В 19 веке условия изменились.

Программная часть политико-правовой доктрины включает интересы и идеалы различных классов и сословий, их отношение к государству и праву. Нет ни одной теории в ИППУ, которая была адекватно воплощена в реальную жизнь.

Лучше сложилась судьба доктрин, которые обобщали государственно-правовую практику. Например, теория разделения властей Локка и МонтескьЁ обобщала опыт государственно-правовой истории Английской революции и носила комментаторский характер, т.е. связь с практикой.

Древние теории были более далеки от жизни. Например, теория народного суверенитета Руссо как руководящая программа для якобинцев (они создали свою партию представительные учреждения).Платон «Путешествия в Серакузы», его трактат о государстве. Идеи Оуэна.

Факторы, влияющие на развитие политико-правовой доктрины и политической мысли:

    Распределение собственность

    Характер политических учреждений

  1. Быт и традиции народа

    Стремление теоретиков отстоять интересы своей социальной группы, своего класса и опровергнуть интересы других групп - иногда сознательно, иногда нет, но избежать нельзя

    Отпечаток личности мыслителя, разработавшего теорию (уровень образования, религиозные чувства, жизненные условия и т.д.)

    Относительная самостоятельность политических доктрин и часто слабая связь их с жизнью- Т. Мор и его «Утопия»

Методологические установки ИППУ:

1. Общенаучные методы исследования:

    формально-логический

    диалектический

    системный

    сравнительно-исторический

2. Философские методы (?):

    теоретический

    метафизический

В советское время также использовался марксистский метод материальной диалектики. Русской философии не был присущ материализм!

Требуется критическое отношение к источникам и научный объективизм.

2. Основные направления политической и правовой мысли Древней Индии (не лекция).

Формирование политической и правовой мысли Древней Индии осуществляется под влиянием мифологических и религиозных представлений. С этим связано то доминирующее положение, которое занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни Древнеиндийского общества. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников 2 тыс. лет до н. э., именуемых ВЕДАМИ (знание). В них говорится о делении общества на 4 варны (сословия), которые созданы богом из Пуруши (мирового тела). Члены всех варн были свободны. Сами варны и их члены были неравноправны: две первые (жрецы [брахманы] и войны [кшатрии]) были господствующими, а две оставшиеся (торговцы и ремесленники [вайшьи] и шурды, стоящие в самом низу) –подчиненные.

Брахманизм получил свое дальнейшее развитие в древних памятниках в Упанишадах. Все сословия и их члены должны были следовать божественному предустановлению для них – дхарме.

Господством пользовались жрецы, предопределяющие толкование законов для различных сословий и их членов. Идеология брахманизма пронизывает дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники. К 2 в до н э появляются Законы Ману. В Законах Ману воспроизводятся и закрепляются положения вед и упанишад о делении общества на варны и неравенстве. Согласно им, царь должен чтить жрецов, следов их наставлениям. Главное назначение царя- быть охранителем системы варн и всех кто следует присущей им дхарме.

Существенная роль в Законах Ману отводится вопросу наказаний (весь мир подчиняется посредством наказания). Неравенство прав и обязанностей различных варн включает их неравенство перед законом в вопросах преступления и наказания. Привилегии у жрецов. Исходя из представления о переселении душ, используются земные наказания и загробные кары.

С критикой данного положения выступал Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленный). Он отверг мысль о боге как верховной личности и правителе мира, дела человеческие зависят от собственных усилий. Жрец для буддистов это не член привилегированной варны, а всякий человек, который путем совершенства своими усилиями достиг этого. Закон в понимании буддистов - управление миром природы, закономерность. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона. Измен подходят и к наказанию. Недопустимо применение наказания при отсутствии вины. Буддистские идеи стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство. Во время правления Ашоки буддизм признан государственной религий.

3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая (не лекция)

Основателем даосизма (наиболее влиятельным учением общественно- политической мысли Древнего Китая) считается Лао-Цзы. Его взгляды отражены в книге «Книга о дао и дэ». Традиции дао - проявление небесной силы. В отличии от них, Лао-Цзы характеризует дао как независимость от небес владыки, естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет закон неба как закон природы общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и справедливость. Существенную роль в даосизме отводится принципу недеяния , воздержания от активных действий (недеяние в этом учении выступает как призыв богатых воздерживаться от притеснения народа). Все неестественное (культура,законодательство) согласно даосизму это откланяется от дао и есть ложный путь. Влияние естественных факторов на общественную и политическую жизнь по данной концепции осуществляется таким следованием дао, которое означает отказ от культуры и простое возвращение к естественному образу жизни, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства, закона на основе и с учетом требований дао. Лао-цзы критикует войны, насилие. Однако восхваляя недеяние, лао призывал к пассивности т.е. к патриархальной простоте, к жизни в маленьких поселениях, отказу от письменности.

Фундаментальная роль в политической мысли Китая сыграло учение КОНФУЦИЯ в книге «Беседы и высказывания». На протяжении многих веков она влияла на мировоззрение китайцев. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактовалось им как большая семья, власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных как младших, зависящих от старших. Конфуций выступал за аристократические концепции правления, простой народ полностью отстранялся от правления.(темные люди, простолюдины, низкие,младшие дети). Подчиненные благородным мужам, лучшим, высшим, старшим. Его политический идеал состоял в правлении аристократической добродетели и знания. Будучи сторон ненасильственных методов правления, он призывал правителей и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв обращался прежде всего к правящим, поскольку соблюдение ими требований добра играло важную роль в отношениях с подданными. К подданным призыв состоял в послушании и почтенности к старшим. Политическая этика Конфуция направлена на достижение мира между верхами и низами, стабильность правления. Отрицание относился он и к внешним войнам, завоевательным походам. В целом добродетель трактовалась как комплекс этико-правовых норм и принципов, в которые входят правила ритуала, заботы о людях, преданности и т.д.

Законодателю он уделял вспомогательную роль. Социально-политическую нагрузку несет принцип изменения имени т. е. приведение имени в соответствие с реальностью, обозначая место, ранг и т.д. Канфуцианство было признано влиятельным течением политической мысли и стало играть роль государственной религии.

Мо-цзы основал школу моистов. Он выражал интересы мелких собственников, ремесленников чье положение было неустойчиво. Моисты осуждали замещение государственных должностей по принципу происхождения и родства т.к. считали, что люди равны. На государственную службу следует выдвигать более мудрых, независимо от происхождения. Источником мудрости является не знания из книг, а жизненный опыт. Поэтому управление государством не требует обучения. В противовес Конфуцианским принципам человеколюбия, они выдвигают принцип всеобщей любви т.к. считают что истинное человеколюбие должно быть одинаково для всех независимо от сословия. Всеобщая любовь истолковывается как взаимовыгода. Из бескорыстной добродетели всеобщая любовь превращается в расчетливое услужение для получения выгод. Идеальным организацией власти считается государство с мудрым правителем и отлаженной исполнительной службой. Для установления полного единства государству предлагается насаждать единомыслие, искоренять вредные учения, поощрять доносы. Поддерживать данный порядок необходимо посредством наказаний и наград. Таким образом идеи равенства были отброшены. Ученый мо-цзы занимает промежуточное положение между Конфуцием и легистами. Интересы имущей и служивой знати отстаивают легисты.

Представители Шан Ян, инициировали реформу узаконения частной собственности. Легисты разработали учение о технике отправления власти, руководство стремлением служивой знати. Другие особенности составляли элементы, исторически подходящие к общественным явлениям. Идеология легизма намечала проведение общественных комплексных экономических и политических реформ. Всю власть предлагали сосредоточить в руках правительства, лишить наместников властных полномочий. Намечалось упразднение передачи должности по наследству. На административные посты выдвигали тех, кто зарекомендовал себя верным государству. Предусматривалась продажа должностей. Легисты считали необходимым подчинять семейные кланы местной администрации. Предлагали установить единые для всего государства законы. Отношения между властью и народом рассматривались как противоборство враждебных сторон. Высшая деятельность государя – создание могущественной власти. Легизм содержал более полную программу централизованного государства. Применение легистких учений привело к усилению деспотизма. Конфуцианство дополнилось новыми идеями и утвердилось в качестве государственной религии. Моисты постепенно отмирают. Конфуцианство оставалось официальным политическим учением до 1913г.

© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2015

1. Предмет и содержание истории политических и правовых учений. Место и роль истории политических учений в системе юридических наук

1. Важнейшей задачей истории политических и правовых учений является формирование представления об особенностях теоретического осмысления процесса создания государственного устройства, его структуры, правовых норм. Иногда политические и правовые учения оказывались теоретическим фундаментом для социальной практики. История политических и правовых учений имеет мировоззренческую, образовательную, гуманитарную функции. Она затрагивает многие проблемы политики и права, а также ряд других вопросов, которые определяются междисциплинарным характером проблем истории политических и правовых учений.

2. К предмету истории политических и правовых учений относится возникновение и последующий процесс развития мировоззрений о политике, праве и государстве. Рассматривая политико-правовые учения в их историческом развитии, можно ознакомиться с попытками преобразовать существующие общественные отношения, освободиться от устаревших норм или откорректировать их. Необходимо отметить, что история политических и правовых учений представляет собой процесс последовательного развития теоретических представлений, идей, постулатов и часто догматов.

3. В предмет истории политических и правовых учений входит исторический генезис оформленных в виде целостных учений представлений о политике, праве и государстве. Каждое политико-правовое учение содержит три составные части:

1) теоретическую (философскую или религиозную). Теоретическое основание находится в зависимости от форм общественного сознания, имеющихся на данный момент в обществе. В феодальной Европе, например, политико-правовые учения имели ярко выраженный теологический характер, поскольку мировоззрение людей той эпохи было освящено религией;

3) политико-правовую программу, в которой предлагаются пути реализации теоретических предложений, а также лучшего устройства анализируемых сфер общества. В этой части отражаются видение целей и задач государства, оценка существующего государственного механизма и права, а также интересы социальных групп общества, сословий и их отношение к вопросам права.

4. Теоретическая часть политических и правовых учений наиболее обширна. Это обусловлено потребностью в тщательном обосновании значимости определенных проблем и необходимостью их теоретического анализа.

5. Важнейшая черта любого политико-правового учения – зависимость от структуры конкретного государства, от специфики его правовой системы. Изменения в структуре государственного механизма и соответствующих ему правовых основ воздействуют на концептуальные изменения в учениях о политике и праве.

Политико-правовые доктрины интересны как новый взгляд автора на ту или иную проблему современного ему общества. Они представляют собой результат интеллектуальной деятельности, произведенный с учетом мировоззренческих позиций определенного мыслителя, живущего в конкретных исторических условиях. Политико-правовые учения выполняют необходимые социальные функции. Они помогают различным социальным группам осознать свои интересы, реализовать их, а также ускорить процесс изменения политических и правовых институтов в обществе.

7. История политических и правовых учений включает определенные идеи, концептуальные подходы и ученые труды. Она представляет собой последовательное развитие теоретических воззрений и демонстрирует историческую преемственность. Изучение истории политических и правовых учений помогает анализировать прошлое для того, чтобы лучше понять настоящее, чтобы стать истинными гражданами, хорошо ориентирующимися в вопросах власти, государства и права.

8. История политических и правовых учений – самостоятельная научная и учебная дисциплина в области юридических наук и юридического образования. Данная дисциплина исследует историю возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, а также занимается изучением политических и правовых теорий.

9. В современном политико-правовом знании огромное место принадлежит правовым и политическим учениям прошлого. Существует взаимосвязь политических и правовых явлений и понятий, которые составляют комплекс государствоведения и правоведения. Для разграничения предметов изучения в политологии и в юридической науке необходим юридический подход к истории политической и правовой мысли. Политические явления в их взаимодействии с правом, их существование в системе определенного правопорядка являются предметом изучения юридической науки в целом.

11. Аристотель, к примеру, считал, что люди умственно и нравственно развитые, будучи свободными, могут организовать совместную общественную жизнь на политических началах. Именно способность организовать общественную жизнь характеризует человека как политическое существо. Политией он называл лучшую, на его взгляд, форму правления. В древнеримских источниках большое внимание уделялось государственным аспектам общественного устройства, должностным лицам и их полномочиям, публично-правовым моментам политической жизни. Представление о более широком объеме «политического» по сравнению с «государственным» сохранилось до настоящего времени.

12. История политических и правовых учений освещает правовую мысль прошлого в виде теоретических концепций права и законодательства. В них раскрываются понятие, сущность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни, которые, в свою очередь, характеризуют правовое и политическое состояние общества в целом. История политических и правовых учений изучает не сами исторически возникающие политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. В этом состоит своеобразие предмета истории политических и правовых учений.

13. История политических и правовых учений занимается изучением закономерностей исторического процесса развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве. Она исследует историю политико-правовых теорий. Закономерности развития политической идеологии имеют общие основания с закономерностями развития государственно-правовой жизни, но они не идентичны. История политических и правовых учений учит сопоставлять различные взгляды и направления правовой и политической мысли, анализировать альтернативные взгляды и теории и уважать разную теоретическую мысль времен и эпох.

2. Кризис первобытного строя, возникновение государства. Становление и развитие политико-правовой идеологии

1. Первобытно-общинная форма устройства общества характеризовалась отсутствием классовой структуры, государства и четких правовых норм. Экономическая жизнь первобытной общины основывалась на коллективной собственности на средства производства при низком уровне развития производительных сил. Добываемое членами общины поровну делилось между ними. Слабая техническая оснащенность заставляла людей объединяться. Отсюда коллективная собственность на средства и результат труда.

2. Коллективная собственность на землю, орудия труда и предметы быта ставила во главу угла интересы коллектива, а не индивида. Между членами рода существовала кровно-родственная связь. На ранних этапах первобытно-общинного строя господствовал матриархат. Родство велось исключительно по линии матери. В этот период женщина занимала господствующее положение в общине. Ее труд являлся экономическим фундаментом жизни общины.

3. Неолитическая революция, произошедшая на рубеже VII–V тыс. до н. э., и переход от кочевого образа жизни к оседлому привели к тому, что в регионах с благоприятными условиями появляются первые земледельческие общества. Они переходят от охоты и собирательства к производящему хозяйству. Рост земледельческих общин приводит к их расширению и делению по семейно-родственному (клановому) принципу. На территории одной земледельческой общины могли находиться сразу нескольких кланов.

4. Организация общественной власти соответствовала принципам хозяйствования в примитивных обществах. Носителем власти было все общество в целом: все вопросы разрешались собранием взрослых членов общины. Оно выбирало старейшин, военачальников. Последние не имели материальной заинтересованности в своих должностях и могли быть смещены собранием. Авторитет власти собрания был непререкаем.

5. С укрупнением родов на собрания выдвигаются уполномоченные лица, пользующиеся уважением. Постепенно у них появляются привилегии и расширяется круг их обязанностей. Они принимают участие в организации труда и распределении результатов производства. В первобытном обществе существовала развитая система запретов – табу. Одним из первых был запрет на убийство соплеменника. Нарушение табу строго каралось. Большинство запретов базировалось на религиозной нравственности.

6. Усложнение социальных связей внутри родов породило разделение труда. Культурные и производственные навыки открыли дорогу новым отраслям хозяйства (скотоводству, ремеслу и т. д.). Постоянный рост производства привел к накоплению излишков. Последние поначалу распределялись по принципу равенства между членами рода. Затем они стали переходить в сферу межобщинных связей, превратились в товар.

7. Обмен скота со временем концентрировал большое количество прибавочного продукта в руках отдельных семей родоплеменной знати – жрецов, военачальников, старейшин. Скот стал предметом обмена – деньгами первобытно-общинных обществ. Все это вытесняло коллективные формы собственности. Возникали частное хозяйство и частная собственность на средства производства.

8. Рост общественного продукта закрепил складывавшиеся имущественные различия и социальные привилегии. В результате власть и привилегии «управленцев» закреплялись за всем кланом или семьей и передавались по наследству. Мифологически-религиозные представления стали выполнять определенные политические функции. Они обеспечивали легитимность существующего имущественного и социально-политического неравенства в общине.

9. Войны и усиливавшиеся масштабы рабства все более дифференцировали общину. Поначалу усилившаяся власть военачальника превращалась в абсолютную. Последняя долгое время ограничивалась рамками военной демократии. Военная демократия предусматривала участие в управлении обществом тех, кто занят военным ремеслом. Эта форма народной власти включала в себя военного вождя, совет старейшин и народное собрание. Роль народного собрания и других общественных институтов была еще весьма значительна. Но органы родового строя уже начали постепенно утрачивать свои характерные черты.

10. Процесс дифференциации общества не был однобоким. Он не определялся исключительно имущественным неравенством. С переходом от первобытного строя к рабовладельческому меняется и сама специфика организации власти. Власть переходит от рода к новым социальным субъектам – государству. Власть последнего предусматривает наличие карательного аппарата, т. е. армии, чиновничества и др. Государственный аппарат осуществляет функции насилия и принуждения и отчуждает излишки продукта в виде налогов. С возникновением государства родовое устройство уступает место территориально-административному.

11. От родовой организации государство отличается:

Созданием особой публичной власти, которая не совпадает с населением. Публичная, т. е. общественная, власть существовала и в первобытном обществе. Но там она совпадала непосредственно с населением. Особенность публичной власти государства в ее принадлежности не всем членам общества. Эта власть осуществляется через репрессивно-административные органы (армию, карательные органы, чиновничество);

Разделением подданных государства по территориальному принципу. (Родовые объединения держались на кровных узах. С появлением частной собственности и классов они начинают слабеть. Происходит смешение родов и племен. Родовая организация преобразуется в административно-территориальную.)

12. Образование частной собственности и раскол общества на различные социальные группы сделали первобытные обычаи в их прежнем виде непригодными. В новых исторических условиях понадобились новые нормы. Они должны были выражать волю господствующих социальных групп.

13. Правила и обычаи постепенно приобретают характер правовых норм. Активно развивается правотворческая деятельность государственных органов. Источником правообразования служили многие судебные решения. Им придавали значение общих правил. По мере укрепления центральной власти эти акты становились все более авторитетным источником права. Создававшиеся государством юридические законы были направлены на урегулирование отношений частной собственности и других групп общественных отношений.

3. Зарождение учений о политике и праве на Древнем Востоке

1. Одними из первых политические и правовые учения появились на Древнем Востоке (в Египте, Месопотамии, Индии, Китае). Именно здесь впервые появился ранний тип общества, который пришел на смену первобытному. В экономической сфере данный строй характеризуется:

Господством патриархального натурального хозяйства;

Государственной формой собственности на землю, общинным землевладением;

Медленным развитием индивидуальной, частной собственности.

2. Труд рабов использовался для постройки пирамид, храмов, оросительных систем. В 3200 г. до н. э. почти 40 общин объединились в два независимых государства: Верхний Египет и Нижний Египет, а затем, после длительных войн, стали единым государством.

3. Руководил государством фараон, которого считали божеством. Фараону подчинялся визирь, возглавлявший правительство. Используя благоприятные природные условия, египтяне развивали ирригационное земледелие и скотоводство. Для хозяйственной деятельности требовались точные расчеты подъема и спада воды в Ниле, что привело к развитию таких наук, как астрономия, арифметика, геометрия. Первоначально эти знания развивали математики из Вавилона. Они научились извлекать квадратный корень, решать квадратные уравнения, изобрели систему письменного исчисления, от которой идет современный счет времени. Позже Геродот утверждал, что именно в Древнем Египте определили продолжительность года в 365 и 1/4 дня.

4. Египтяне заимствовали из Вавилона многие знания по астрономии, космологии, математике. Много открытий было сделано в геометрии: египтяне вывели точные формулы вычисления площади треугольников, трапеций, кругов, прямоугольников, вычисления объема усеченной пирамиды и др. На достижениях наук базировалась огромная власть жрецов. В основном именно жрецы применяли полученные знания для точных расчетов в земледелии.

5. Высшие сословия Египта составляли жрецы, служащие фараона и военная знать. Жрецы не только занимались культовыми вопросами, но и занимали должности в административной системе. Во времена Нового царства, когда египтяне провели удачные военные действия, казна государства и храмов была значительно пополнена. Аристократия, состоявшая из потомков родоплеменной знати, высших военных и гражданских чинов, также имела большое влияние в египетском обществе. Большим почетом в обществе пользовались писцы, многим из которых фараон разрешал собирать налоги с населения в их пользу.

6. В середине II тыс. до н. э. в Египте сформировались сословные группы. Одни из них получили земельные наделы с правом наследования, другие, такие как свободные крестьяне и ремесленники, должны были работать на государственной земле и платить налоги либо работать на хозяина земли за пропитание. Крестьяне не имели права оставить закрепленное за ними место.

7. Источником притока рабов был военный плен, хотя нередко рабом становился и египтянин, которого обратили в рабство в результате многочисленных междоусобиц. В рабы продавали и за долги. Рабы были наиболее бесправны и нередко бунтовали.

8. В сохранившихся документах, характеризующих мировоззрения египтян, можно увидеть попытки философского толкования смысла жизни. В папирусе «Беседа разочарованного со своим духом» говорится о несправедливости общества, где господствует «насилие», повсюду «грабят», «сердца жестоки и каждый отнимает вещи брата своего».

9. Политико-правовые доктрины Древнего Востока имели прикладной характер, поскольку описывали функционирование власти не на обобщенном уровне, а на практическом, представляя власть во всех ее проявлениях как определенный механизм. Власть фараона отождествлялась с государственной властью. Вследствие этого появилась такая форма государственного правления, как деспотизм, которая характерна для всех древневосточных государств.

10. Политико-правовые концепции имели ярко выраженный этический подтекст. Один из политических трактатов того времени включал такие советы: «Сгибай толпу. Уничтожай пыл, исходящий от нее». Формирование и дальнейшее развитие политико-правовых учений проходило под влиянием мифологически-религиозных представлений, и все трудные вопросы решались с помощью мифологических или религиозных принципов.

4. Политико-правовые учения Китая

1. Расцвет философской и политической мысли в Китае произошел в период VI–III вв. до н. э. Это было связано с изменениями в экономической и политической жизни в результате появления частной собственности на землю. Выросла имущественная дифференциация, что повлекло за собой возвышение зажиточных членов общин. Патриархальные внутриродовые связи стали ослабляться, а социальные конфликты становились все сильнее. Началась жесткая борьба за власть между наследственной и имущественной аристократией.

2. На этом фоне появилось учение Лао-Цзы (IV–III вв. до н. э.), который оставил после себя трактат «Книга о дао и дэ», составленный его учениками в IV–III вв. до н. э. Лао-цзы считал, что мир не есть Божественное творение, он создан естественными законами. Основой всего сущего является дао, определяющее миропорядок и являющееся естественной справедливостью, перед которой все равны. Все беды человечества – в стремлении к богатству, что является отходом от дао.

3. Лао-цзы считает государство искусственным образованием, излишним для общества; но он надеется, что нарушенное людьми дао сможет само восстановиться, поэтому не надо совершать никаких насильственных действий против государства (революции, восстания и пр.). Лао-цзы выступает против «вредного мудрствования», считает, что нужно запретить развивать культуру, так как она лишь способствует отходу людей от дао и провоцирует желания. Он предлагает вернуться к простоте извечных времен, при этом следует восстановить элементарную общественную организацию (Лао-цзы разработал модель «государства-деревни»).

4. Важнейшим древнекитайским мыслителем является Кун-цзы, известный европейцам как Конфуций (ок. 551–479 до н. э.). Его мысли изложены учениками (V в. до н. э.) в сборнике «Беседы и высказывания». Конфуций формировал эталон высшей морали – идеального человека («цзюнь-цзы»), которого противопоставлял простолюдинам. Цзюнь-цзы должен следовать ритуалу, обладать добродетелью, любовью к людям, чувством долга и справедливости, стремиться к знаниям, почитать старших, демонстрировать верность и преданность властям и пр., так как именно культурой китайцы отличаются от варваров.

4. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства (император – отец всех подданных), обосновывал общественное неравенство, разделяя общество на высших (просвещенные правители, цзюнь-цзы) и низших, которые должны безоговорочно подчиняться высшим, что составляет их добродетель. По Конфуцию, лучшая форма правления – аристократия (причем править должны аристократы знаний, а не аристократы крови или богатства). По Конфуцию, правитель – сын (представитель) Бога на земле. «Достигни любви народной», – советует Конфуций добродетельному государю, но никто не вправе критиковать деяния императора.

6. Конфуций различал управление государством на основе добродетели и на основе позитивного закона, к последнему Конфуций относился негативно, поскольку его нормы устанавливаются людьми, а не Богом. Вместе с тем Конфуций признавал за позитивным законом вспомогательную роль в управлении государством. Чиновники являются помощниками государя в деле управления государством, при этом вся полнота государственной власти все же остается в руках императора. Конфуцианство призывает к просвещению, самосовершенствованию. Со II в. до н. э. до установления коммунистического режима в 1949 г. конфуцианство (с включенными в него элементами легизма) являлось официальной идеологией Китая.

7. Из конфуцианской школы вышел один из ее противников Мо-цзы (Mo Ди) (V в. до н. э.), чьи высказывания были собраны учениками в сборнике «Мо-цзы» (IV в. до н. э.). Впервые в древнекитайской философии у Мо-цзы появляется идея выборности первого правителя, весьма сильны идеи социального равенства, критика социальной несправедливости. Мо-цзы выдвинул концепцию всеобщей и равновеликой любви, братства всех живущих на земле людей вне зависимости от социальных и иных факторов. В духе равенства Мо-цзы проповедовал отказ от роскоши и утонченной культуры древнекитайской аристократии, церемониала; в общем, он выступал за «опрощение» (в отличие от утонченного и высококультурного Конфуция). Мо-цзы (в отличие от Конфуция, и это роднит его с Шан Яном) выступал за необходимость установления государством общеобязательных законов, которые должны выполняться подданными под страхом неотвратимого наказания.