— один из видов оружия массового поражения, действие которого основано на использовании боевых токсичных химических веществ (БТХВ). К БТХВ относятся отравляющие вещества (ОВ) и токсины, оказывающие поражающее действие на организм человека и животных, а также фитотоксиканты, которые могут применяться в военных целях для уничтожения различных видов растительности.

По военной терминологии к химическому оружию относятся химические боеприпасы однократного (артиллерийские снаряды, авиабомбы, шашки и др.) и многократного использования или так называемые химические боевые приборы (выливные и распылительные авиационные приборы, термомеханические и механические генераторы).

Согласно юридическому определению, которое используется в международных договорных процессах, к химическому оружию относятся : токсичные химикаты и химические реагенты, участвующие на любой стадии его производства; боеприпасы и устройства, предназначенные для поражения токсичными химикатами; любое оборудование, специально предназначенное для использования химических боеприпасов и других аналогичных устройств.

Результатом применения химического оружия могут быть тяжелые экологические и генетические последствия, устранение которых потребует длительного времени.

В 1993 году в Париже государствами — участниками ООН была открыта для подписания Конвенция о химическом оружии , запрещающая производство и накопление многих химических средств. "Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении" (КЗХО) вступила в силу 29 апреля 1997 года для 87 государств-участников (еще 22 страны ратифицировали Конвенцию в течение 180 дней после ее вступления в силу).

Важнейшим обязательством, согласно Конвенции, является уничтожение химического оружия. Это также наиболее дорогостоящий элемент осуществления Конвенции.

Большая часть расходов по уничтожению связана с инвестициями в современную технологию, обеспечивающую сведение к минимуму опасности для населения и окружающей среды на каждом этапе транспортировки и уничтожения боеприпасов, а также в процессе удаления и уничтожения отравляющих веществ, в связи с чем, уничтожение должно проводиться на высокоспециализированных объектах.
Существуют два основных технологических подхода к уничтожению отравляющих веществ — прямое сжигание ОВ и нейтрализация посредством различных химических реакций. Государства-участники должны представлять в Технический секретариат подробные планы, в которых указывается процесс, который будет использоваться в деятельности по уничтожению, и сроки, подлежащие соблюдению.

Одно из основных требований — обеспечение безопасности людей и окружающей среды, достигается применением современного прогрессивного метода деструкции ОВ, который был разработан российскими учеными — двухстадийная технология уничтожения химического оружия, путем гидролиза, когда на первой стадии ОВ уничтожается путем воздействия химического реагента и на второй стадии, образовавшаяся реакционная масса подвергается прокаливанию в термической печи (до 1000 градусов по Цельсию).

В сентябре 2013 года США объявили, что переходят на двухстадийную технологию уничтожения химического оружия. Сегодня это единственная в мире технология успешно прошедшая совместную международную экспертную оценку в лабораторных условиях как на американских, так и на российских ОВ и получившая положительную оценку международной Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).

Согласно данным группы по работе и связям с общественностью объекта по хранению и уничтожению химического оружия в поселке Кизнер республики Удмуртия, разработанной в рамках информационного обеспечения мероприятий по реализации Конвенции, процесс уничтожения химических боеприпасов начинается с их доставки из хранилища в производственный корпус. Доставка осуществляется в герметичных транспортно-технологических контейнерах, на специально оборудованном автомобильном транспорте.

Перед отправкой боеприпасы подвергаются 100% выходному контролю.

На первом этапе в производственных помещениях боеприпасы еще раз проверяются и готовятся к уничтожению.

Далее боеприпас перемещается в агрегат расснаряжения, в котором происходит рассверловка корпуса боеприпаса и извлечение ОВ. С этого момента все операции с боеприпасом осуществляются в автоматическом режиме.

Управление технологическим процессом производится с дистанционного пульта управления, с использованием микропроцессоров автоматического регулирования, средств сигнализации, блокировки и систем противоаварийной защиты.

Извлеченное ОВ перегружается в реактор, в котором осуществляется процесс детоксикации с получением реакционных масс. Образованные реакционные массы подлежат дальнейшей переработке, которая заключается в их термическом разложении с многоступенчатой системой очистки газообразных выбросов.

Транспортировка жидких ОВ, полученных реакционных масс по трубопроводам осуществляется с помощью вакуума, создаваемого вакуум-насосами.

После извлечения ОВ боеприпас многократно промывается дегазирующим раствором. На следующем этапе боеприпас подвергается термической обработке, при которой осуществляется термодеструкция остатков ОВ в микропорах и в лакокрасочном покрытии корпуса, что гарантирует безопасное проведение дальнейших операций. На завершающей стадии корпуса боеприпасов отправляются на необратимую деформацию, где они приводятся в непригодное для дальнейшего использования состояние.

В случае превышения пороговых концентраций ОВ в воздухе производственных помещений автоматически включается аварийная вентиляция, и принимаются меры к ликвидации загазованности. Загазованность постоянно контролируется автоматическими приборами газового контроля.

Для обеспечения экологической безопасности при уничтожении на каждом объекте по уничтожению ОВ работают несколько независимых служб экологического мониторинга. Это служба объекта, на котором происходит уничтожение, государственные центры экологического контроля и мониторинга, контролирующие органы местных экологических служб, а также иностранные наблюдатели.

К 2013 году Россия уничтожила более 76 % запасов химического оружия — порядка 30 тысяч тонн.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

Открытый электронный журнал «ХИМИЧЕСКОЕ РАЗОРУЖЕНИЕ» - это совместный проект Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия (Федеральное управление).

С 2012 года по настоящее время информационно-техническую поддержку журнала осуществляет Федеральное управление.

Электронный журнал – средство массовой информации, созданное и реализуемое в электронной форме, распространяемое по каналам Интернет. Он представляет собой совокупность информационных, аналитических, фото- и видеоматериалов, постоянно обновляемых в информационной части. Электронная форма журнала придает ему максимально широкий характер как с точки зрения специальных тематических разделов (научный, технический, экологический, общественно-политический, международный), так и с точки зрения жанрового разнообразия (аналитические публикации, интервью и репортажи). Его цель – сделать более открытой и доступной информацию о процессе уничтожения химического оружия в России и в мире. Электронный журнал даёт ответы практически на все вопросы в сфере химического разоружения, начиная с терминологии и заканчивая вопросами завершения уничтожения химического оружия и перепрофилирования объектов по уничтожению химического оружия (Объекты).

В разделе «Новости» публикуется самая свежая и проверенная информация о ходе уничтожения химического оружия, политических, экономических, социальных и международных аспектах этого процесса. В разделе «Публикации» можно ознакомиться с материалами российской, в том числе и региональной прессы. В разделе «Документы» собраны материалы российской и международной правовой базы. Имеются также разделы «Термины», «Химическое оружие», «Объекты», «Интервью и пресс-конференции», «Конкурсы», «Медиагалереи» и др.

Размещение материалов в журнале осуществляется специалистами группы по связям с общественностью Федерального управления. Девиз электронного журнала - «Открытость. Общедоступность. Оперативность». Электронный адрес журнала: www.химразоружение.рф.

На сайте открытого электронного журнала «Химическое разоружение» с 2012 года по настоящее время было размещено более 90 материалов, подготовленных сотрудниками группы по работе и связям с общественностью (Группа) объекта «Камбарка». Среди них: информация о деятельности Объекта, экологическом и медицинском мониторинге, построенных на территории Камбарского района в рамках реализации федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» социальных объектах, проводимых Группой выездных мероприятиях. Кроме того, представлена информация о проводимых «круглых столах», телефонных «горячих» линиях, экологических лагерях и конкурсах детских рисунков «Мир без химического оружия!». Здесь можно найти статьи сотрудников Группы, опубликованные в региональных и местных средствах массовой информации, брошюры и информационные листы, выпущенные Группой.

До конца 2015 года Россия завершит уничтожение химических боеприпасов еще на четырех объектах его хранения – об этом 15 января сообщило агентство «Интерфакс-АВН». Руководитель Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-полковник Валерий Капашин в интервью заявил, что к концу текущего года Россия уничтожит более 90% имеющегося у нее химического оружия в соответствии с международными соглашениями.

Из сообщения также стало известно, что к двум российским объектам хранения и уничтожения отравляющих веществ (ОВ), которые в предыдущие годы полностью выполнили задачи по утилизации химических вооружений , в этом году прибавится еще четыре. Всего на территории России существует семь таких объектов – в частности, «Горный», «Камбарка», «Леонидовка», «Марадыковский», «Почеп» и «Щучье». Последний и седьмой по счету объект, где работы по ликвидации отравляющих веществ продолжатся и в 2016 году – специализированный завод в Удмуртии.

Международное соглашение по химическому оружию (Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия, а также о его уничтожении) вступило в силу 29 апреля 1997 года. На сегодня его подписали и ратифицировали практически все страны мира. Из шести оставшихся два государства подписали, но ещё не ратифицировали (Израиль и Мьянма), и четыре – не подписали Конвенцию (Ангола, Египет, Северная Корея, Южный Судан).

Согласно положениям Конвенции, завершить уничтожение химического оружия предполагалось к 2007 году, однако в силу объективных причин многие страны не укладывались в утвержденные графики, и сроки пересматривались и отодвигались. По оценкам некоторых экспертов, при сохраняющихся темпах работ Россия избавится от своих запасов отравляющих веществ не ранее 2017–2019 годов. В частности, такой прогноз сделал доктор технических наук Александр Горбовский – член международного Научно-консультативного совета по затопленному химическому оружию. По его словам, о том, что сроки выдержать не удастся, было известно еще в 2006 году, так как Россия приступила к работам по реализации Конвенции лишь в 2000 году. Во избежание нарушений международных соглашений, Россия также обращалась в международные инстанции, контролирующие процесс реализации Конвенции с просьбами об отсрочке, и сроки переносились.

Все химическое оружие России имеет истекший срок годности
lenta.ru

Российская Федерация не менее других участников международного сообщества заинтересована в уничтожении своих запасов ОВ, так как на сегодня на российских военных складах не осталось боеприпасов, у которых не истек бы срок годности. По мнению генерал-полковника Капашина, хранение ОВ с истекшим сроком годности представляет чрезвычайную опасность – еще большую, чем процесс его утилизации.

История применения человеком химического оружия насчитывает не одно тысячелетие. В древности во время осады городов и крепостей армии часто использовали едкие вещества или раздражающие и удушающие дымы в стремлении если не уничтожить, то обессилить противника и сломить его волю к сопротивлению. В апреле этого года исполнится ровно 100 лет со дня первого применения боевых отравляющих веществ , что послужило толчком к их массовому производству и применению. Несмотря на то, что уже первый опыт боевого использования отравляющих веществ показал их малую стратегическую ценность и выявил тактические риски для стороны, его применяющей, многие страны мира стали активно накапливать химические вещества как потенциально опасное оружие массового поражения (ОМП). В случае удачной атаки таким оружием удавалось выводить из строя сразу тысячи солдат противника. И хотя неблагоприятные погодные условия могли свести эффективность химической атаки к нулю, считалось, что сам факт наличия такого оружия в арсеналах страны делает ее более защищенной.

Как показала практика, тезис о химическом оружии как гаранте мира не подтвердился. Химическое оружие не стало действенным фактором, способствующим уменьшению военной угрозы, при этом его хранение стало чрезвычайной угрозой для страны-владельца. Ядовитые вещества, служащие компонентами такого оружия, часто имеют ограниченные сроки годности и обладают агрессивными свойствами, активно разрушая емкости для хранения компонентов и сами боеприпасы. Безопасное уничтожение таких боеприпасов стоит в десятки раз дороже их производства и сопряжено с большими опасностями. К примеру, срочная ликвидация химического оружия в Сирии (примерно 1000 тонн), где вспыхнула гражданская война, обошлась мировому сообществу в один миллиард долларов (при этом речь шла лишь о его эвакуации из страны).


Хранение химического оружия дороже его производства
bk.ru

В Вооруженных силах России с оружием массового поражения, в том числе, и химическим оружием, имеют дело войска радиационной, химической и биологической защиты. Главным предназначением таких войск, как в мирное, так и в военное время является защита войск и гражданского населения от воздействия поражающих факторов оружия массового поражения.

10 лет назад, 5 ноября 1997 года, Россия ратифицировала Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении (КЗХО). За это время наша страна, и не только она, проделала большой путь в ее выполнении. На сегодняшний день мы уничтожили 9633 тонны этого наследия холодной войны из 40 тыс. тонн своих запасов. Выполнили свои промежуточные обязательства перед Конвенцией. А впереди еще более сложная работа. И о том, что получилось и что нет, стоит поразмышлять.

КОНВЕНЦИЯ – НА МАРШЕ

Решение о прекращении производства химического оружия (ХО) было принято в нашей стране в 1987 году. А в 1990-м состоялось подписание двустороннего соглашения с США об уничтожении химического оружия. Оно не вступило в силу по ряду причин. Одной из них можно считать завершение многосторонних переговоров по ключевым положениям проекта КЗХО.

Конвенция была открыта к подписанию 13 января 1993 года. В этот же день ее подписала Россия. В 1996 году разработана федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». В 1997 году принят Федеральный закон об УХО, где впервые в практике российского законодательства регулировались вопросы, относящиеся к сфере национальной безопасности в области разоружения с учетом интересов и прав субъектов РФ.

КЗХО вступила в силу 29 апреля 1997 года, когда ее ратифицировали 65 государств. Среди них не значилась Россия, но закон о ратификации Конвенции уже находился в Государственной Думе, и практически решение на всех уровнях власти, в принципе, было принято. Но с точки зрения состоятельности документа согласие Москвы на его ратификацию стало знаковым событием, поскольку не только де-юре, сколько де-факто только с этого момента можно начинать отсчет времени реализации положений КЗХО.

Понятно, что на фоне экономического спада выполнение основного условия Конвенции завершить ликвидацию всех запасов ХО за 10 лет, то есть к 29 апреля 2007 года, для России было невозможно. Но согласившись с таким требованием, Москва заранее ориентировалась на продление сроков на 5 лет, что допускается КЗХО в порядке исключения. К моменту ратификации Конвенции Россия не возвела ни одного объекта по уничтожению ХО. Социальное недовольство населения нарастало. На региональных уровнях принимались такие решения, которые полностью исключали саму возможность строительства объектов. А вносить поправки в Конвенцию в этот период времени было дело нереальным и невозможным по политическим причинам.

И все-таки в России нашли весьма нестандартный выход из, казалось бы, совершенно безвыходной ситуации. Он заключался в исключительной нестандартности Закона о ратификации Конвенции, который (в отличие от принятой практики таких законов, содержащих всего одну фразу «ратифицировать международный договор, конвенцию, соглашение┘») возлагал ответственность за сроки выполнения Конвенции и возможность внесения в нее поправок на президента страны. Именно он, говорится в законе, «устанавливает исходя из положений Конвенции сроки уничтожения химического оружия с учетом экономической ситуации в Российской Федерации и необходимости использования наиболее безопасных технологий уничтожения химического оружия», «┘обеспечивает участие Российской Федерации в принятии решений по вопросам, связанным с Конвенцией, включая изменения и поправки к ней┘».

Эти положения закона, по сути, закрепили возможность продления сроков реализации Конвенции даже за пределами допустимой пролонгации через внесения поправок.

И, наконец, в закон включена статья, содержащая положение, позволяющее России «в случае, если чрезвычайные события, в том числе экономического или техногенного характера, касающиеся предмета Конвенции, поставят под угрозу высшие интересы Российской Федерации, используются процедуры, установленные разделом V «Прекращение или приостановление действия международных договоров Российской Федерации» Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации». Фактически там оговорены условия, при которых Россия может выйти из Конвенции.

Дальнейший период развития процесса химического разоружения в России тоже был непростым. В 2000 году принят Федеральный закон о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, которым предусмотрен большой перечень льгот (около 15 видов, связанных с условиями труда, отдыха, лечения и др.). В 2001 году президент России передал функции госзаказчика Программы по уничтожению ХО из ведения Министерства обороны сугубо гражданскому ведомству – Росбоеприпасам, преобразованному затем в Роспром. Это решение позволило снять определенные «озабоченности» зарубежных государств, которые беспокоились, что их безвозмездная помощь, учитывая определенную закрытость действий Минобороны России, может быть использована не на цели уничтожения ХО, а на разработку новых видов оружия.

Но гораздо большее значение это решение имело для самой России, поскольку позволило придать процессу химического разоружения общенациональное значение и выделить эту проблему в отдельный блок приоритетов России, включая финансирование.

В 2001 году образовалась Государственная комиссия по химическому разоружению, призванная наладить конструктивный диалог между федеральными и региональными властями. Это было особенно важным в этот период времени, когда уже началось строительство первого объекта по уничтожению ХО, но объемы финансирования не могли удовлетворить потребности регионов по социальным стройкам. И люди на местах протестовали против таких методов работы. Всего за период 1997–2007 годов было принято более 50 различных нормативных правовых документов, регламентирующих различные сферы деятельности процесса химического разоружения, включая разработку программного документа «Основы химической и биологической безопасности до 2010 года», утвержденного президентом России.

Сегодня, когда мы отмечаем юбилей вступления Конвенции в силу, России ничего не мешает выполнять ее требования в полном объеме: экономический подъем и финансовая стабилизация позволили быстрыми темпами вести строительство объектов по уничтожению ХО, решаются и другие задачи. Если не возникнет каких-либо форс-мажорных обстоятельств, то наша страна сможет выполнить свои обязательства и завершить полное уничтожение ХО к 29 апреля 2012 года. Ну, а если возникнут – Россия воспользуется положениями Закона о ратификации Конвенции, о которых сказано выше.

ГЛАДКО ТОЛЬКО НА БУМАГЕ

Однако, несмотря на «праздничное настроение», нельзя не сказать о том глубоком разочаровании в отношении международной помощи России, которую ей так обещали. Реальное исполнение «обещаний» оставляет не только много вопросов, но и вынуждает Россию перманентно вносить изменения в федеральную Программу по уничтожению ХО.

Первой редакцией Программы от 1996 года (стоимостью в нынешних ценах – около 16 млрд. руб.) предусматривалось, что уничтожение начнется через четыре года после вступления Конвенции в силу и завершится в 2005 году. В течение четырех лет после окончания уничтожения ХО должны были бы проводиться работы, связанные с выведением объектов по уничтожению из эксплуатации, дегазацией технологического оборудования, санацией мест размещения, эксплуатацией полигонов захоронения твердых отходов. Несостоятельность Программы проявилась сразу же после ее принятия, поскольку ее ресурсное обеспечение составляло несколько процентов от требуемых средств, так же как и объемы международной помощи.

Вторая редакция Программы от 2001 года (федеральные затраты – 92,7 млрд. руб.) была в существенной степени рассчитана на международную поддержку, вплоть до того, что ее положения включали, например, перевозку химического оружия с базы хранения в г. Кизнер Удмуртской Республики на объект по уничтожению ХО, стоящийся в г. Щучье Курганской области, как одно из требований США, обусловливающих оказание помощи. Однако срыв сроков строительства объекта «Щучье» и невыполнение финансовых обязательств со стороны США, а также расчет стоимости таких перевозок, сопоставимых с объемом американской помощи, выявил невозможность выполнение Программы ни по графикам строительства объектов, ни по срокам их введения в эксплуатацию.

Третья редакция Программы от 2005 года (федеральные затраты – 160,4 млрд. руб.) уже в большей степени была ориентирована на собственные силы, хотя еще включала и существенный объем ожидаемой международной помощи. Однако ожидания в очередной раз не оправдались. Помощь продолжала поступать «капельно» и не вносила существенного вклада в строительство объектов. Хотя тут нужно сделать исключение – достаточно эффективное содействие нам оказывала Германия. Даже не столько по деньгам, сколько по ответственному исполнению взятых на себя обязательств.

А самым большим просчетом третьей редакции Программы было включение графика строительства объекта по уничтожению ХО в г. Почеп Брянской области за счет финансирования Италией. Рим обещал на него 360 млн. евро. Соглашение с Италией не вступило в силу и по настоящий день. И нет особых надежд, что оно может быть реализовано в ближайшей перспективе.

Четвертая редакция Программы была принята совсем недавно – в июле 2007 года (федеральные затраты – 183,8 млрд. руб.). В ней в очередной раз уточнены сроки строительства объектов по уничтожению и вводу их в эксплуатацию. Причина та же – недостаточность международного содействия. В Приложение 7 к этой Программе содержатся сведения об объемах средств, предусмотренных 15 странами, оказывающими содействие в рамках заключенных соглашений (то есть имеющих юридическую силу) и их реальное исполнение с момента подписания до 1 января 2007 года. Для США и Германии – с 1992 года, для некоторых других – с 2000, 2001 и последующих годов. И совокупный объем содействия, предусмотренный соглашениями, составляет 1955,09 млн. долл., а реальный вклад – только 363,64 млн. долл.

Эти данные наводят на грустные размышления о том, что и эта четвертая редакция Программы является не последней.

ПОЛУПУСТЫЕ ОБЕЩАНИЯ

Россия неоднократно на официальном уровне в мягкой форме (на экспертном – более критически и прямолинейно) обращала внимание иностранных партнеров на проблемы в сотрудничестве. Наши упреки, естественно, не нравятся донорам. И в последнее время все чаще стали появляться их комментарии по этому вопросу, суть которых сводится к тому, что «у России сейчас денег много и ей помощь не нужна».

С этим можно было бы согласиться, если бы за такими решениями не стояли проблемы более высокого политического ранга. Во-первых, если страна-донор не хочет продолжать оказывать содействие, то она должна официально отказаться от выполнения заключенных соглашений. Со всеми вытекающими из этого последствиями с позиций международного права.

Но по политическим мотивам такой шаг практически невозможен. Следовательно, можно ожидать продолжения политики затягивания инвестирования и опосредованного давления на Россию по принятию решений об увеличении доли собственного финансирования, что, собственно, и происходит. Приведенные ранее данные о стоимости Программы об этом говорят со всей очевидностью.

Во-вторых, отказ от содействия разрушит сформировавшуюся международную кооперацию в совместном решении не только основополагающей цели Конвенции – полном и необратимом уничтожении целого класса оружия массового уничтожения, что не имеет прецедентов в разоруженческих процессах, но и подорвет основы глобального партнерства «Группы восьми» в области нераспространения оружия массового уничтожения. Можно с уверенностью утверждать, что на такой шаг ни одно из государств сегодня не решится.

Вывод из сказанного можно сделать только один. России, безусловно, придется наращивать объемы собственного финансирования Программы, если мы намерены и дальше неукоснительно следовать требованиям Конвенции и завершить уничтожение ХО к апрелю 2012 года.

ЕСТЬ ЛИ У КЗХО БУДУЩЕЕ

Правда, некоторую тревогу за пределами юбилейных событий вызывает будущее Конвенции и в какой-то мере национальная программа по уничтожению ХО. Существует опасность появления «мертвых» городов. Имеется в виду нерешенность вопросов дальнейшего использования созданных и создаваемых крупных промышленных объектов по уничтожению ОВ с мощной инженерной и социальной инфраструктурой в 7 регионах России, которые могут прекратить свое существование после завершения процесса ликвидации ХО. По требованиям Конвенции объекты по уничтожению ХО по завершению работ подлежат уничтожению.

Несвоевременность или недостаточная продуманность принимаемых органами власти решений по обозначенной проблеме безусловно приведет к негативным социальным последствиям. На сегодня есть только принципиальное решение (без технико-экономических расчетов и определения источников финансирования), что такие объекты должны быть конверсированы и использованы впоследствии в народнохозяйственных целях. Программой предусмотрено, что конкретные решения о перепрофилировании таких объектов должны приниматься за два года до окончания работ на объекте по своему основному предназначению, что явно недостаточно. На практике согласование проектов, их экспертиза, закупка и установка оборудования и другие подготовительные работы занимают гораздо больший срок.

Не рассматривается и возможность привлечения к решению этой проблемы международного сообщества. Хотя заинтересованность в совместной разработке таких проектов могла бы быть достаточно высокой. Можно было бы объявить, к примеру, международный конкурс на разработку конверсионных проектов объектов по УХО или образовать международный консорциум по производству гражданской продукции на конверсированных объектах в интересах всех государств-участников или разработать другие выгодные для всех инвестиционные проекты. Вызывает тревогу и нерешенность ряда вопросов относительно нелетальных видов ХО, которые не запрещено использовать в полицейских целях. Так как отсутствуют четкие и однозначные толкования определений «военная или полицейская операция».

А на фоне того, что мы сегодня являемся свидетелями и участниками (вольными или невольными) процесса дезинтеграции многих договоренностей в области разоружения, сокращения и ограничения вооружений и военной техники, видимо, настало время для принятия всех возможных мер по сохранению КЗХО и упрочения ее положений. Например, даже проблемы с оказанием содействия России могут быть рассмотрены с позиций значимости для целей Конвенции.

В частности, действия страны-донора, по разным основаниям сокращающей объемы инвестирования и одновременно нарушающей сроки платежей, с позиций соблюдения условий соглашений как участника Конвенции, могут быть расценены как создание условий для невыполнения Россией Конвенции. И, как действия, ведущие к разрушению этого уникального и единственного в истории человечества многостороннего договора об уничтожении целого класса ОМП.

Но есть еще одна опасность разрушения Конвенции, которую государства-участники предпочитают обходить молчанием. Это – все чаще появляющаяся информация (пока не на официальном уровне) о том, что США не завершат уничтожения своих запасов ХО к 2012 году. На экспертном уровне называются сроки от 2013 до 2023 года. И, если события далее будут развиваться именно в таком плане, стоит задаться вопросом: как должна в такой ситуации поступить Россия? Уничтожить все свои запасы ХО в установленные сроки или посмотреть, будут ли США сохранять до 25% совокупных запасов? Может, стоит затормозить выполнение своей программы и совместить свои сроки уничтожения с американскими?

Вопрос этот для нашей страны и ее безопасности далеко не праздный.