В Средние века вооружение и экипировка рыцарей и воинов без устали усовершенствовались. В V веке, когда мир перешагнул порог нового образа жизни, холодное оружие и доспехи остались на уровне развития античной эпохи. Лишь к началу IX века не осталось ни признаков примитивного ведения военных действий.

Процесс развития средневекового оружия

Эволюция вооружения в Средневековье зависела прямым образом от географического положения государства. Державы, которые находились недалеко друг от друга, похожим образом развивались, и это отображалось на технологии изготовления оружия. Историки объединяют их в целые группы.

Например, страны на территории современной Европы следовали примеру западно-азиатского вооружения, а сам процесс развития основывался на наследии Римской Империи. История Византии большей частью повлияла на эволюцию оружия и доспехов в Западной Азии.

Историки разделяют холодное средневековое оружие на несколько типов:

  • Ударной силы – дубина, булава, шест, палица, и конечно, кистень;
  • Колющее оружие с рукояткой и лезвием(кинжалы, шпаги, клинки, рапиры) и древковое оружие (копья с наконечниками, рогатины, пики, протазаны, копья с зубцами);
  • Рубящее клинковое оружие – разновидности топора для ближнего боя, меч(одноручный и двуручный), коса, анелас;
  • Колюще-рубящее с рукояткой(сабля, шашка, ятаган) и древковое(алебарда, полэкс, совня);
  • Колюще-режущее оружие в основном представлено разными ножами.

Особенности производства оружия в Средние века

Осваивая новые технологии обработки металла, мастера оружейного дела вносили нововведения в производство оружия. Часто оружейники работали по индивидуальному заказу. Этим объясняется большое разнообразие холодного оружия ближнего боя, его свойства и внешний вид. Переход на конвейерное производство стало возможным с развитием мануфактурных предприятий. Внешнему виду оружия уделялось все меньше внимания, основной целью было достичь эффективных боевых качеств. Полностью вытеснить отдельные мастерские по изготовлению холодного оружия большим организациям все же не удалось. Всегда существовали мастерские по изготовлению уникальных видов вооружения для обороны или наступления. Конкретного мастера можно было распознать по типичному клейму или маркировке. Вне зависимости от внешнего вида, оружие одного вида выполняло одни и те же функции.

  • Перевод

Немецкая броня XVI века для рыцаря и коня

Область оружия и брони окружена романтическими легендами, чудовищными мифами и широко распространёнными заблуждениями. Источниками их часто является недостаток знания и опыта общения с настоящими вещами и их историей. Большинство из этих представлений абсурдны и не основаны ни на чём.

Возможно, одним из самых печально известных примеров будет мнение, что «рыцарей на коней нужно было сажать краном», что является настолько абсурдным, насколько и распространённым мнением, даже среди историков. В других случаях некоторые технические детали, которые не поддаются очевидному описанию, стали объектом страстных и фантастических в своей изобретательности попыток объяснения их назначения. Среди них первое место, по-видимому, занимает упор для копья, выступающий с правой стороны нагрудника.

Следующий текст попытается исправить самые популярные заблуждения, и ответить на вопросы, часто задаваемые во время туров по музеям.

Заблуждения и вопросы о броне

1. Броню носили лишь рыцари

Это ошибочное, но распространённое мнение, вероятно, вытекает из романтического представления о «рыцаре в сверкающих доспехах», картине, которая сама по себе служит причиной дальнейших заблуждений. Во-первых, рыцари редко сражались поодиночке, а армии в средние века и в эпоху Возрождения не состояли полностью из конных рыцарей. Хотя рыцари и были преобладающей силой большинства этих армий, их неизменно – и с течением времени всё сильнее – поддерживали (и противостояли им) пехотинцы, такие как лучники, пикинёры, арбалетчики и солдаты с огнестрельным оружием. В походе рыцарь зависел от группы слуг, оруженосцев и солдат, осуществлявших вооружённую поддержку и следившую за его лошадьми, бронёй и другим оборудованием, не говоря уже о крестьянах и ремесленниках, делавших феодальное общество с существованием воинского класса возможным.


Броня для рыцарского поединка, конец XVI века

Во-вторых, неверно полагать, что каждый благородный человек был рыцарем. Рыцарями не рождались, рыцарей создавали другие рыцари, феодальные лорды или иногда священники. И при некоторых условиях люди неблагородного происхождения могли быть посвящены в рыцарство (хотя рыцари часто считались низшим разрядом знати). Иногда наёмники или гражданские, воевавшие как обычные солдаты, могли быть посвящены в рыцари из-за демонстрации чрезвычайной отваги и мужества, а позднее рыцарство стало возможным приобрести за деньги.

Иными словами, возможность носить доспехи и сражаться в доспехах не была прерогативой рыцарей. Пехотинцы из наёмников, или группы солдат, состоявшие из крестьян, или бюргеры (городские жители) также принимали участие в вооруженных конфликтах и соответственно защищали себя доспехами разного качества и размера. В самом деле, бюргеры (определённого возраста и выше определённого дохода или достатка) в большинстве городов средневековья и Возрождения обязаны были – часто по закону и декретам – покупать и хранить своё собственное оружие и доспехи. Обычно это не был целиковый доспех, но, по крайней мере, в него входил шлем, защита тела в виде кольчуги, тканевые доспехи или нагрудник, а также оружие – копьё, пика, лук или арбалет.


Индийская кольчуга XVII века

В военное время это народное ополчение обязано было защищать город или исполнять военные обязанности для феодальных лордов или союзнических городов. В течение XV века, когда некоторые богатые и влиятельные города начали становиться более независимыми и самонадеянными, даже бюргеры организовывали свои собственные турниры, на которых они, разумеется, носили доспехи.

В связи с этим не каждую деталь доспеха когда-либо носил рыцарь, и не каждый человек, изображённый в доспехах, будет рыцарем. Человека в доспехах корректнее будет называть солдатом или человеком в доспехах.

2. Женщины в старину никогда не носили доспехов и не сражались в битвах

В большинстве исторических периодов существуют свидетельства о женщинах, принимавших участие в вооружённых конфликтах. Есть доказательства того, как благородные леди превращались в военных командующих, например, Жанна де Пентьевр (1319–1384). Есть редкие отсылки к женщинам из низшего общества, встававших «под ружьё». Существуют записи, что женщины сражались в доспехах, но никаких иллюстраций того времени на эту тему не сохранилось. Жанна д’Арк (1412–1431), пожалуй, будет самым известным примером женщины-воительницы, и есть свидетельства, что она носила доспехи, заказанные для неё французским королём Карлом VII. Но до нас дошла лишь одна небольшая иллюстрация с её изображением, сделанная при её жизни, на которой она изображена с мечом и знаменем, но без доспехов. Тот факт, что современники воспринимали женщину, командующую армией, или даже носящую доспехи, как нечто, достойное записи, говорит о том, что это зрелище было исключением, а не правилом.

3. Броня была настолько дорогой, что её могли себе позволить лишь принцы и богатые благородные господа

Эта идея могла родиться из того факта, что большая часть выставляемых в музеях доспехов является оборудованием высокого качества, а большая часть доспехов попроще, принадлежавших простым людям и низшим из благородных, была спрятана в хранилищах или утеряна в веках.

Действительно, за исключением добычи доспехов на поле брани или выигрыша в турнире, приобретение брони было очень дорогим предприятием. Однако, поскольку существуют различия в качестве доспехов, должны были существовать и различия в их стоимости. Доспехи низкого и среднего качества, доступные бюргерам, наёмникам и низшему дворянству можно было купить в готовом виде на рынках, ярмарках и в городских магазинах. С другой стороны, существовали и доспехи высшего класса, изготовляемые на заказ в имперских или королевских мастерских и у знаменитых немецких и итальянских оружейников.


Доспехи короля Англии Генриха VIII, XVI век

Хотя до нас дошли примеры стоимости доспехов, оружия и оборудования в некоторые из исторических периодов, очень сложно перевести историческую стоимость в современные аналоги. Ясно, однако, что стоимость доспехов варьировалась от недорогих низкокачественных или устаревших, бывших в употреблении вещей, доступных гражданам и наёмникам, до стоимости полных доспехов английского рыцаря, которая в 1374 году оценивалась в £16. Это был аналог стоимости 5-8 лет аренды дома торговца в Лондоне, или трёх лет зарплаты опытного работника, а цена одного только шлема (с забралом, и вероятно, с бармицей) была больше, чем цена коровы.

На верхнем конце шкалы можно найти такие примеры, как большой комплект доспехов (основной комплект, который при помощи дополнительных предметов и пластин можно было адаптировать для различного применения, как на поле брани, так и в турнире), заказанный в 1546 году немецким королём (позднее – императором) для своего сына. По выполнению этого заказа за год работы придворный оружейник Йёрг Зойзенхофер из Инсбрука получил невероятную сумму в 1200 золотых монет, эквивалентную двенадцати годовым зарплатам старшего придворного чиновника.

4. Броня чрезвычайно тяжела и сильно ограничивает подвижность её носителя.


Спасибо за наводку в комментариях к статье

Полный комплект боевых доспехов обычно весит от 20 до 25 кг, а шлем – от 2 до 4 кг. Это меньше, чем полная экипировка пожарного с кислородным оборудованием, или того, что современным солдатам приходится носить на себе в бою с девятнадцатого века. Более того, в то время, как современное оборудование обычно свисает с плеч или пояса, вес хорошо подогнанных доспехов распределён по всему телу. Только к XVII веку вес боевых доспехов сильно увеличили, чтобы сделать их пуленепробиваемыми, из-за повышения точности огнестрельного оружия. При этом полная броня стала встречаться всё реже, и только важные части тела: голова, торс и руки были защищены металлическими пластинами.

Мнение о том, что ношение лат (оформившихся к 1420-30) сильно уменьшало мобильность воина, не соответствует истине. Снаряжение лат было сделано из отдельных элементов для каждой конечности. Каждый элемент состоял из металлических пластинок и пластин, соединённых подвижными заклёпками и кожаными ремнями, что позволяло совершать любые движения без ограничений, накладываемых жёсткостью материала. Распространённое представление о том, что человек в доспехах едва мог двигаться, а упав на землю, не мог подняться, не имеет оснований. Наоборот, исторические источники рассказывают о знаменитом французском рыцаре Жане II ле Менгре по прозвищу Бусико (1366–1421), который, будучи облачённым в полные доспехи, мог, схватившись за ступени приставной лестницы снизу, с обратной её стороны, взбираться по ней при помощи одних рук. Более того, есть несколько иллюстраций средних веков и эпохи Возрождения, на которых солдаты, оруженосцы или рыцари, в полных доспехах, взбираются на лошадей без посторонней помощи или каких-либо приспособлений, без лестниц и кранов. Современные эксперименты с настоящими доспехами XV и XVI веков и с их точными копиями показали, что даже нетренированный человек в правильно подобранной броне может залезть и слезть с лошади, сидеть или лежать, а потом вставать с земли, бегать и двигать конечностями свободно и без неудобств.

В некоторых исключительных случаях доспехи были очень тяжёлыми или держали носящего их человека практически в одной позе, например, в некоторых типах турниров. Турнирные доспехи делались для особых случаев и носились ограниченное время. Человек в доспехах тогда поднимался на лошадь при помощи оруженосца или небольшой лесенки, а последние элементы лат могли быть надеты на него уже после того, как он устраивался в седле.

5. Рыцарей приходилось сажать в седло при помощи кранов

Это представление, судя по всему, появилось в конце девятнадцатого века в качестве шутки. Она вошла в популярную беллетристику в последующие десятилетия, и эта картина в итоге была увековечена в 1944 году, когда Лоуренс Оливье использовал её в своём фильме «Король Генрих V», несмотря на протесты советников по истории, среди которых был такой выдающийся авторитет, как Джеймс Манн, главный оружейник Лондонского Тауэра.

Как указано выше, большая часть доспехов была достаточно лёгкой и гибкой для того, чтобы не сковывать носителя. Большинство людей в доспехах должны были без проблем суметь поставить одну ногу в стремя и оседлать коня без посторонней помощи. Табурет или помощь оруженосца ускорили бы этот процесс. Но кран был абсолютно не нужен.

6. Как люди в доспехах ходили в туалет?

Один из самых популярных вопросов, особенно среди молодых посетителей музея, к сожалению, не имеет точного ответа. Когда человек в доспехах не был занят в битве, он занимался тем же, чем занимаются люди и сегодня. Он прошёл бы в туалет (который в средние века и в эпоху Возрождения называли уборной или отхожим местом) или в другое уединённое место, снимал соответствующие части доспехов и одежды и предавался зову природы. На поле битвы всё должно было происходить иначе. В этом случае ответ нам неизвестен. Однако, нужно учесть, что желание сходить в туалет в пылу битвы было, скорее всего, в конце списка приоритетов.

7. Военный салют произошёл от жеста поднятия забрала

Некоторые считают, что военное приветствие появился во времена Римской республики, когда убийство по заказу было в порядке вещей, и гражданам при приближении к чиновникам необходимо было поднимать правую руку, чтобы показать, что в ней не скрыто оружие. Более распространено мнение, что современный военный салют пришёл от людей в доспехах, поднимавших забрала шлемов перед приветствием своих товарищей или лордов. Это жест позволял узнать человека, а также делал его уязвимым и одновременно демонстрировал, что в его правой руке (в которой обычно держали меч) не было оружия. Всё это были знаки доверия и добрых намерений.

Хотя эти теории звучат интригующе и романтично, доказательств того, что военный салют произошёл именно от них, практически нет. Что касается римских обычаев, практически невозможно было бы доказать, что они продержались пятнадцать столетий (или были восстановлены во время эпохи Возрождения), и привели к современному военному салюту. Также нет прямых подтверждений теории с забралом, хотя она и более поздняя. Большинство военных шлемов после 1600 уже не оснащалось забралами, а после 1700 на европейских полях сражений шлемы уже редко кто носил.

Так или иначе, военные записи Англии XVII века отражают, что «формальным актом приветствия было снятие головного убора». К 1745 году английский полк Колдстримская гвардия, судя по всему, усовершенствовал эту процедуру, переделав её в «прикладывание руки к голове и поклон при встрече».


Колдстримская гвардия

Эту практику адаптировали и другие английские полки, а потом она могла распространиться и в Америку (во время Войны за независимость) и континентальную Европу (во время наполеоновских войн). Так что правда может находиться где-то посередине, в которой военный салют произошёл от жеста уважения и вежливости, параллельно с гражданской привычкой приподнимать или касаться края шляпы, возможно с комбинацией обычая воинов показывать невооружённую правую руку.

8. Кольчуга – «chain mail» или «mail»?


Немецкая кольчуга XV века

Защитное одеяние, состоящее из переплетённых колец, по-английски должна правильно называться «mail» или “mail armor”. Общепринятый термин «chain mail» – это современный плеоназм (лингвистическая ошибка, означающее использование большего количества слов, чем это необходимо для описания). В нашем случае «chain» (цепь) и «mail» описывают объект, состоящий из последовательности переплетённых колец. То есть, термин “chain mail” просто повторяет одно и то же дважды.

Как и в случае других заблуждений, корни этой ошибки следует искать в XIXвеке. Когда те, кто начинал изучать доспехи, смотрели на средневековые картины, они замечали, как им казалось, множество разных типов доспехов: кольца, цепи, браслеты из колец, чешуйчатая броня, небольшие пластины и т.п. В результате всю старинную броню именовали «mail», различая её только по внешнему виду, откуда и появились термины “ring-mail”, “chain-mail”, “banded mail”, “scale-mail”, “plate-mail”. Сегодня же принято считать, что большинство из этих разных изображений были лишь различными попытками художников правильно отобразить поверхность того типа брони, которую сложно запечатлеть на картине и в скульптуре. Вместо изображения отдельных колец, эти детали были стилизованы при помощи точек, штрихов, закорючек, кружочков и прочего, что и привело к ошибкам.

9. Сколько времени уходило на изготовление полного доспеха?

Однозначно ответить на вопрос сложно по многим причинам. Во-первых, не сохранились доказательства, способные нарисовать полную картину для любого из периодов. Примерно с XV века сохранились разрозненные примеры того, как заказывали доспехи, сколько времени занимали заказы, и сколько стоили различные детали доспехов. Во-вторых, полный доспех мог состоять из частей, сделанных различными оружейниками с узкой специализацией. Части брони могли продаваться в недоделанном виде, а затем за определённую сумму подгоняться по месту. Наконец, дело осложнялось региональными и национальными различиями.

В случае немецких оружейников большинство мастерских контролировалось строгими правилами гильдии, ограничивавшими количество учеников, и тем самым контролировавшими количество предметов, которые мог произвести один мастер и его мастерская. В Италии, с другой стороны, не существовало подобных ограничений, и мастерские могли расти, что улучшало скорость создания и количество продукции.

В любом случае стоит иметь в виду, что производство брони и оружия процветало в средние века и в эпоху Возрождения. Оружейники, изготовители клинков, пистолетов, луков, арбалетов и стрел присутствовали в любом большом городе. Как и сейчас, их рынок зависел от спроса и предложения, и эффективная работа была ключевым параметром успеха. Распространённый миф о том, что изготовление простой кольчуги отнимало несколько лет – это чепуха (но нельзя отрицать, что изготовление кольчуг было очень трудозатратным).

Ответ на этот вопрос получается простым и неуловимым одновременно. Время изготовления брони зависело от нескольких факторов, например, от заказчика, от того, кому было поручено изготовление заказа (количество людей в производстве и занятость мастерской другими заказами), и качества доспехов. Два знаменитых примера послужат нам иллюстрацией.

В 1473 году Мартин Рондель , возможно, итальянский оружейник, работавший в Брюгге, называвший себя «оружейником господина моего бастарда Бургундского», писал своему английскому клиенту, сэру Джону Пастону. Оружейник ставил сэра Джона в известность, что он может выполнить запрос на изготовление доспехов, как только английский рыцарь сообщит, какие части костюма ему потребны, в каком виде, и срок, к которому доспех должен быть завершён (к сожалению, оружейник не указал возможных сроков). В придворных мастерских производство доспехов для высших особ, судя по всему, отнимало больше времени. У придворного оружейника Йёрга Зойзенхофера (с небольшим числом помощников), изготовление брони для лошади и больших доспехов для короля заняло, судя по всему, более года. Заказ был сделан в ноябре 1546 года королём (позже – императором) Фердинандом I (1503–1564) для себя и своего сына, и был выполнен в ноябре 1547. Нам неизвестно, работал ли Зойзенхофер и его мастерская в это время над другими заказами.

10. Детали брони - опора для копья и гульфик

Две детали лат больше других распаляют воображение общественности: одна из них описывается, как «та штука, торчащая справа от груди», а вторая упоминается после приглушённого хихиканья, как «та штука между ног». В терминологии оружия и доспехов они известны как опора для копья и гульфик.

Опора для копья появилась вскоре после появления сплошной грудной пластины в конце XIV века и существовала, пока не начали исчезать сами доспехи. В противоположность буквальному значению английского термина «lance rest» (стойка для копья), её главным предназначением не было принятие на себя веса копья. На самом деле она использовалась для двух целей, которые лучше описываются французским термином «arrêt de cuirasse» (ограничение копья). Она позволяла верховому воину крепко держать копьё под правой рукой, ограничивая его от соскальзывания назад. Это позволяло стабилизировать копье и балансировать им, что улучшало прицел. Кроме того, общий вес и скорость лошади и седока передавались на острие копья, что делало это оружие очень грозным. Если по цели попадали, опора для копья работала ещё и поглотителем удара, предотвращая «выстрел» копья назад, и распределяя удар по грудной пластине по всей верхней части туловища, а не только по правой руке, запястью, локтю и плечу. Стоит отметить, что на большинстве боевых доспехов опора для копья могла складываться вверх, чтобы не мешать подвижности руки, держащей меч, после того, как воин избавился от копья.

История бронированного гульфика тесно связана с его побратимом в гражданском мужском костюме. С середины XIV века верхняя часть мужской одежды начала укорачиваться так сильно, что перестала прикрывать промежность. В те времена штанов ещё не изобрели, и мужчины носили леггинсы, пристёгнутые к нижнему белью или поясу, и промежность была скрыта за полой, приделанной к внутренней части верхнего края каждой из штанин леггинсов. В начале XVI века эту полу стали набивать и визуально увеличивать. И гульфик остался деталью мужского костюма до конца XVI века. На доспехах гульфик как отдельная пластина, защищающая гениталии, появилась во втором десятилетии XVI века, и оставалась актуальной до 1570-х. Она имела толстую подкладку внутри и присоединялась к броне в центре нижнего края рубахи. Ранние разновидности имели форму чаши, но благодаря влиянию гражданского костюма она постепенно преобразилась в направленную вверх форму. Её обычно не использовали при езде на лошади, поскольку, во-первых, она бы мешала, а во-вторых, бронированная передняя часть боевого седла предоставляла достаточную защиту промежности. Поэтому гульфик обычно использовался для брони, предназначенной для пеших сражений, как в войне, так и на турнирах, и, несмотря на некую ценность в качестве защиты, не в меньшей степени он использовался и из-за моды.

11. Носили ли викинги рога на шлемах?


Один из самых устойчивых и популярных образов средневекового воина – образ викинга, который мгновенно можно распознать по шлему, оборудованному парой рогов. Однако, есть очень мало доказательств того, что викинги вообще когда-либо использовали рога для украшения шлемов.

Самым ранним примером украшения шлема парой стилизованных рогов служит небольшая группа шлемов, дошедшая до нас из кельтского бронзового века, найденных в Скандинавии и на территории современных Франции, Германии и Австрии. Эти украшения были сделаны из бронзы и могли принимать форму двух рогов или плоского треугольного профиля. Эти шлемы датируются XII или XI веком до н.э. Через две тысячи лет, с 1250 года, пары рогов обрели популярность и в Европе и оставались одним из самых часто используемых геральдических символов на шлемах для битвы и турниров в средние века и в эпоху Возрождения. Легко видеть, что два указанных периода не совпадают с тем, что обычно связывают со скандинавскими рейдами, проходившими с конца VIII по конец XI веков.

Шлемы викингов обычно были коническими или полусферическими, иногда сделанными из цельного куска металла, иногда из сегментов, скреплённых полосами (Spangenhelm).

Многие такие шлемы оборудовались и защитой лица. Последняя могла принимать форму металлического бруска, закрывающего нос, или лицевого листа, состоящего из защиты носа и двух глаз, а также верхней части скул, или же защиты всего лица и шеи в виде кольчуги.

12. Броня стала не нужна из-за появления огнестрельного оружия

В общем и целом, постепенный упадок брони происходил не из-за появления огнестрельного оружия, как такового, а из-за его постоянного улучшения. Поскольку первое огнестрельное оружие появилось в Европе уже в третьей декаде XIV века, а постепенный упадок брони не был отмечен вплоть до второй половины XVII века, броня и огнестрельное оружие существовали вместе более 300 лет. В течение XVI века предпринимались попытки изготовить пуленепробиваемую броню, либо путём усиления стали, либо через утолщение доспехов или добавления отдельных усиливающих деталей сверху обычной брони.


Немецкая пищаль конца XIV века

Наконец, стоит отметить, что броня так и не сошла полностью на нет. Повсеместное использование шлемов современными солдатами и полицией доказывает, что броня, хотя и поменяла материалы, и, возможно, потеряла часть важности, всё ещё является необходимой частью военного оборудования во всём мире. Кроме того, защита туловища продолжала существовать в виде экспериментальных грудных пластин во время американской гражданской войны, пластин лётчиков-стрелков во Второй мировой войне и пуленепробиваемых жилетов современности.

13. Размер брони говорит о том, что в Средние века и в эпоху Возрождения люди были меньше

Медицинские и антропологические исследования показывают, что средний рост мужчин и женщин с веками постепенно увеличивался, и этот процесс, благодаря улучшению диеты и здоровья общества, за последние 150 лет ускорился. Большинство дошедших до нас доспехов XV и XVI веков подтверждают эти открытия.

Однако, при составлении таких общих выводов на основе доспехов, необходимо рассмотреть множество факторов. Во-первых, полная и однородная ли это броня, то есть, все ли части шли друг с другом, тем самым давая правильное впечатление о её изначальном хозяине? Во-вторых, даже высококачественная броня, сделанная на заказ для конкретного человека, может дать приблизительное представление о его росте, с погрешностью до 2-5 см, поскольку перекрытие защит низа живота (рубаха и набедренные щитки) и бёдер (набедренники) можно прикинуть лишь приблизительно.

Доспехи встречались всех форм и размеров, в том числе, доспехи для детей и юношей (в отличие от взрослых), и существовали даже доспехи для карликов и гигантов (часто встречавшихся при Европейских дворах в качестве «диковин»). Кроме того, необходимо учитывать и другие факторы, такие, как разница в среднем росте между северными и южными европейцами, или просто тот факт, что всегда были необычно высокие или необычно низкие люди, если их сравнивать со средними современниками.

Среди известных исключений есть и примеры у королей, такие, как Франциск I, король Франции (1515–47), или Генрих VIII, король Англии (1509–47). Рост последнего составлял 180 см, о чём сохранились свидетельства современников, и что можно проверить благодаря полудюжине его доспехов, дошедших до нас.


Броня немецкого герцога Иоганна Вильгельма, XVI век


Броня императора Фердинанда I, XVI век

Посетители Metropolitan Museum могут сравнить немецкие доспехи, датируемые 1530 годом, и боевую броню императора Фердинанда I (1503–1564), датируемую 1555 годом. Обе брони не полны, и размеры их владельцев даются лишь примерно, но всё же разница в размерах поражает. Рост владельца первых доспехов составлял, видимо, порядка 193 см, а обхват груди – 137 см, в то время как рост императора Фердинанда не превышал 170 см.

14. Мужская одежда запахивается слева направо, потому что изначально так закрывалась броня.

Теория этого утверждения состоит в том, что некоторые ранние формы брони (защита из пластин и бригантина XIV и XV веков, армет - закрытый кавалерийский шлем XV-XVI века, кираса XVI века) были сконструированы так, что левая сторона накладывалась на правую, чтобы не дать проникнуть удару меча противника. Поскольку большинство людей – правши, большинство проникающих ударов должны были прийти слева, и, при удачном раскладе, должны были скользнуть по броне через запах и направо.

Теория убедительная, но не существует достаточных доказательств того, что современная одежда была подвержена прямому влиянию подобной брони. Кроме того, хотя теория защиты брони может быть правдивой для средних веков и эпохи Ренессанса, некоторые примеры шлемов и нательных доспехов запахиваются в другую сторону.

Заблуждения и вопросы по режущему оружию


Меч, начало XV века


Кинжал, XVI век

Как и в случае с бронёй, не все, кто носил меч, были рыцарями. Но идея о том, что меч – прерогатива рыцарей, не так уж далека от истины. Обычаи или даже права носить меч изменялись в зависимости от времени, места и законов.

В средневековой Европе мечи были главным оружием рыцарей и всадников. В мирные времена носить мечи в общественных местах имели право лишь лица благородного происхождения. Поскольку в большинстве мест мечи воспринимались как «оружие войны» (в отличие от тех же кинжалов), крестьяне и бюргеры, не принадлежавшие к классу воинов средневекового общества, не могли носить мечи. Исключение из правила делали для путешественников (граждан, торговцев и пилигримов) из-за опасностей путешествия по суше и морю. В стенах большинства средневековых городов ношение мечей было запрещено всем – иногда даже и благородным – по крайней мере, в мирные времена. Стандартные правила торговли, часто присутствовавшие на церквях или ратушах, часто также включали примеры разрешённой длины кинжалов или мечей, которые можно было беспрепятственно носить в пределах городских стен.

Без сомнения, именно эти правила породили представление о том, что меч является эксклюзивным символом воина и рыцаря. Но из-за социальных перемен и новых техник боя, появившихся в XV и XVI веках, для граждан и рыцарей стало возможным и допустимым ношение более лёгких и тонких потомков мечей – шпаг, в качестве ежедневного оружия для самозащиты в общественных местах. И до начала XIX века шпаги и небольшие мечи стали непременным атрибутом одежды Европейского джентльмена.

Распространено мнение, что мечи средних веков и эпохи Возрождения были несложными инструментами грубой силы, очень тяжёлыми, а в результате, не поддающимися обращению для «обычного человека», то есть, весьма неэффективным оружием. Причины этих обвинений легко понять. Из-за редкости сохранившихся экземпляров мало кто из людей держал в руках настоящий меч средних веков или эпохи Возрождения. Большинство таких мечей было добыто в раскопках. Их ржавый сегодняшний вид легко может создать впечатление грубости – словно сгоревший автомобиль, потерявший все признаки былого величия и сложности.

Большинство настоящих мечей средних веков и эпохи Возрождения говорят о другом. Одноручный меч обычно весил 1-2 кг, и даже большой двуручный «военный меч» XIV-XVI веков редко весил более 4,5 кг. Вес лезвия был уравновешен весом рукояти, и мечи были лёгкие, сложные и иногда очень красиво украшенные. Документы и картины показывают, что такой меч в опытных руках можно было использовать с ужасной эффективностью, от отсекания конечностей до проникновения сквозь броню.


Турецкая сабля с ножнами, XVIII век


Японская катана и короткий меч вакидзаси, XV век

У мечей и некоторых кинжалов, как Европейских, так и азиатских, и оружия из исламского мира, часто на лезвии присутствует один или несколько желобков. Заблуждения об их предназначении привели к появлению термина «кровосток». Утверждается, что эти желобки ускоряют отток крови из раны оппонента, таким образом усиливая эффект ранения, или что они облегчают вынимание лезвия из раны, что позволяет легко вынимать оружие без поворотов. Несмотря на развлекательность таких теорий, на самом деле предназначением этого желобка, называемого долом , состоит лишь в облегчении лезвия, уменьшении его массы без ослабления лезвия или ухудшения гибкости.

На некоторых Европейских клинках, в частности, мечах, рапирах и кинжалах, а также на некоторых боевых шестах, эти желобки имеют сложную форму и перфорацию. Такая же перфорация присутствует на режущем оружии из Индии и Ближнего Востока. На основании скудных документальных свидетельств, считается, что эта перфорация должна была содержать яд, чтобы удар гарантированно привёл к смерти противника. Это заблуждение привело к тому, что оружие с такой перфорацией начали называть «оружием наёмных убийц».

Хотя отсылки к индийскому оружию с отравленным лезвием и существуют, и в Европе эпохи Возрождения могли встречаться подобные редкие случаи, истинное назначение этой перфорации вовсе не такое сенсационное. Во-первых, перфорация приводила к избавлению от части материала и облегчала лезвие. Во-вторых, она часто делалась в виде изысканных и сложных узоров, и служила как демонстрацией умения кузнеца, так и украшением. Для доказательства необходимо указать лишь на то, что большая часть этих перфораций обычно находится вблизи рукояти (эфеса) оружия, а не с другой стороны, как это нужно было бы делать в случае с ядом.

В эпоху Средневековья человек почти всю жизнь была связана с оружием. Свободу и честь, дом и богатство не просто было защитить юридическими параграфами, судьбы людей решали поединки, битвы, восстания, мятежи, заговоры, родовые и личные распри. Все это способствовало интенсивному развитию оружейного дела.

Самой распространенной наступательным оружием были копье и длинный меч. При необходимости привлекали большой лук со стрелами, пики и арбалеты. В VII в. появилась сабля. Одним из важных нововведений в раннем Средневековье стало стремя. Без него конный воин не мог крепко держаться в седле, а кавалерия основном состояла из отрядов конных лучников, которые не дрались с врагом на мечах или копьях. Применение стремена повлияло на развитие тяжелой кавалерии - будущего рыцарства. При рукопашного боя использовали также ножи, топоры или булавы. Всадника взимали с коня с помощью алебарды - нового оружия, образованной от сочетания длинного копья с топором.

В VIII в. в бой или на поединок воин отправлялся в панцире. У бедных людей панцире были преимущественно деревянными, а в богатых - кожаные, с нашитыми на них металлическими пластинами. Позже использовали также кольчугу - защитное военное снаряжение сзади делали ее удобной при езде. Кольчуга свисала до колен. Впоследствии входят в употребление кольчужные чулки и перчатки, и все тело, кроме лица, было закрытым. С XIV в. доспехи стали сплошными. их основу составляла не кольчуга, а латы из металлических чешуек или пластинок. Это было обусловлено, с одной стороны, совершенствованием оружейного ремесла, а с другой - распространением арбалетов, против которых кольчуга надежно не защищали.

ПИКА - разновидность длинного облегченного копья с острым металлическим наконечником.

Воина закрывал капюшон, подбитый мягкой тканью. Сверху одевался шлем с защитными пластинами, прикрывали нос и щеки, или на лицо опускалось унесло со специальными прорезями для глаз. Еще одним надежным прикрытием воина был щит. На броню иногда одевалась вышитая ткань (на сайте) с гербами и другими атрибутами.

Изобретение огнестрельного оружия открыло новый этап в военном ремесле. Известно, что порох в Европу пришел с Востока через посредничество арабов. Предполагают, что активное распространение пыли связано с удачными алхимическими опытами немца Бертольда Шварца с Фрайбурга. Он был монахом-францисканцем, годы его жизни неизвестны. По одним сведениям, Б. Шварц жил в конце XIII в., По другим - во второй половине XIV в., Потому что якобы 1380 учил изготавливать порох венецианцев. В то же время начинают использовать орудия и ружья. Искусство изготовления орудий стало развитым в Западной Европе благодаря одному из самых мирных ремесел - литью колоколов.

Эти бомбарды, которых до сих пор не видели и о которых и речи никогда не было в Италии, удивительным образом изготовлены венецианцами. Верно, бомбарда - это очень мощный железный устройство: спереди у него широкий канал, в который вставляют круглый камень, а сзади - труба, вдвое длиннее, чем упомянутый канал, с которым она связана, однако узкая; со стороны дула в эту трубу закладывают черный порох, изготавливаемый из селитры, серы и древесного угля. И отверстие этого дула заслоняется деревянным затвором...

После того, как с другой стороны вложат круглый камень, к малому (воспалительного) отверстия в трубе преподносят огонь; порох воспламеняется и извержения камня происходит с огромной силой.

Средневековые люди - рыцари, купцы, ремесленники, монахи, паломники - находились в постоянном движении. Однако передвигались они довольно медленно, так как тогдашние транспортные средства не имели большой скорости. Было три вида транспорта: сухопутный, речной и морской.

Так, развитие сухопутного транспорта был тесно связан с состоянием дорог. Еще древние римляне проложили хорошо вымощенную сеть путей, которая создавалась прежде всего в военных интересах. Однако в раннем Средневековье камней и глыбы из построенных римлянами дорог иногда бездумно использовались как строительный материал. Большинство тогдашних дорог была узкой, иногда настолько, что две повозки не могли на них разъехаться. Образцовой считалась такая дорога, на которой строкой беспрепятственно могло проехать три лошади. В лучшем состоянии находились дороги Франции, благодаря внедрению королевской властью и монастырями специальных повинностей по их строительству и содержанию. Интересно, что часть из них была вымощена уже в конце XI в.

За XII-XIV вв. в связи с развитием торговли появляется множество новых путей. Происходит своеобразная «дорожная революция». Однако эти новые дороги, протоптанные полями, лугами или лесами, были преимущественно грунтовыми часто мало чем отличались от обычных троп. Передвигаться ними можно было только в хорошую погоду. Зимой и во время дождей они становились непроходимыми.

Основным способом транспортировки груза оставался вьючный. Он предусматривал доправляння упакованных груза на спинах животных, как правило, ослов или мулов. Пользовались также и телегами, запряженными сначала волами, а со временем - и лошадьми. Решающую роль в использовании лошадей в качестве тягловой силы сыграли появление хомута, железной подковы и дышла. Виз стал легче, потому что изобрели колесо со спицами и железным ободом. Параллельно с совершенствованием транспортных средств улучшались и пути сообщения. Все это вместе позволило перевозить тяжелые грузы.

Поскольку римские мосты были практически разрушены, а новых появилось не так много, потоки и реки порой приходилось переходить вброд. Более мостов начали строить в середине XII в. Так, в течение 1135-1146 pp. вблизи Регенсбурга построили каменный мост через Дунай. Чаще всего возводили мосты через небольшие реки. Преимущественно они были деревянными и порой настолько слабыми, что виз не мог ими проехать. Иногда у моста строили часовню и пожертвования верующих использовали также для ремонтных работ. Кроме того, с проезжих почти всегда собиралось мостовое пошлина. Бывало, местные феодалы умышленно портили дороги и мосты в своих владениях, чтобы с расшатанных телег падал груз. По тогдашним обычаям такой груз переходил в их собственность. Этот принцип отражен в народной поговорке: что с воза упало - то пропало. А иногда феодалы сами прибегали к разбойным нападениям.

ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ

X в. Монах Ришер (Рихер) о состоянии средневековых мостов

В сумерках я едва разглядел городов, подъехал к нему, внимательно осмотрел и был подавлен новой неприятностью в пути. В мосту оказалось столько дыр, что в то время даже горожане вряд ли получили бы его, если бы имели насущные потребности. Мой неутомимый попутчик с Шартра, человек бывалый, опытный путешественник, поискав вокруг лодка и не найдя ни одного, вернулся к опасному мосту и, слава небу, все-таки провел по нему лошадей невредимыми. Подкладывая под ноги лошадям в местах пробелов то щит, то найденную где доску, то сгибаясь, то прямо, то медленно, а то бегом, он в конце концов успешно переправил меня с лошадьми.

Преграды на дорогах и медлительность сухопутного транспортировки делали особенно важным водный транспорт. В эпоху Средневековья такие реки, как Дунай и Рейн, составляли первостепенную линию связи и давали возможность перевозить товары и информацию гораздо быстрее, дешевле и надежнее, чем сухопутные средства. С XI в. начали прокладывать каналы, которые позволяли беспрепятственно передвигаться от одной реки к другой. Например, 1257 в Милане начал работу 50-километровый канал, строительство которого продолжалось более 80 лет. Реками, их притоками и искусственными каналами на плоскодонных барках и больших баржах перевозили объемные грузы. Баржи ходили под парусами, имели систему гребли, а при необходимости их тащили волоком. Для мелких речных переправ применяли и обычные лодки. Во время передвижения по рекам также приходилось платить пошлину.

Морской транспорт отличался от речного прежде всего своими масштабами. Морские суда двигались вдоль побережья, длительное плавание зимой считалось рискованным. В IX в. наиболее выносливыми были скандинавские суда с высокими бортами, приспособленные для дальних морских переходов. На их борту могло разместиться от 200 до 300 человек. Такие суда византийцы называли «карабия». Очевидно, отсюда и произошло слово «корабль».

За XIII-XV вв. происходят ощутимые сдвиги в судостроении. Первенство в этом деле вели немецкие и средиземноморские мастера корабельного дела. Они строили галеры, которые передвигались на веслах, иногда с помощью парусов, а также одно-, двух- и даже трехмачтовые корабли: галиота, коки, Карак. Такие суда имели емкость 500-600 тонн, на их борту могли разместиться более 1000 человек. Кроме того, появляются и совершенствуются приборы и приспособления, облегчающие мореплавание: руль, компас, морские карты. Возводятся также новые маяки. Отменяется так называемое береговое и вводится морское право, которое предполагает широкие возможности для мореплавателей. В частности, накладывается запрет на присвоение феодалами грузов с судов, разбившихся в их владениях.

Регулярного почтовой связи в период средневековья не было - письма и новости приносили послы, гонцы вообще случайные люди. Иногда важная информация приходила с большим опозданием. Например, известие о смерти немецкого императора Фридриха I Барбароссы поступила к его сыну Генриха через четыре или пять месяцев. В XIII в. из Византии в Европу было завезено специально подготовленных почтовых голубей. Препятствием для развития почтовой связи был и низкий уровень образованности общества того времени.

Люди раннего Средневековья имели диве однообразное наряд. В одежде знатного человека и крестьяне на не было больших различий. Почти не отличался мужская и женская одежда. Основу одежды составляли короткие штаны и нижнее льняная рубашка, которая достигала колен и перепоясувалася. Поверх нее надевали еще одну верхнюю рубашку, изготовленную из плотной ткани; она достигала чуть ниже пояса. У мужчин рукава верхней рубашки были длиннее и шире, чем у женщин. Все это наряд одевалось через голову, потому что пуговиц тогда еще не было. Состоятельные люди носили как верхнюю одежду еще и плащ простого покроя. Мужчины перебрасывали его через плечо, а женщины покрывали им плечи полностью. В конце раннего Средневековья начали одевать плащ с капюшоном. На ногах как у мужчин, так и у женщин были одинаковые остроносые ботинки, причем без различия на левый и правый.

Пулен - мужская обувь с длинными загнутыми вверх носками, которые иногда украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже маленькими зеркальцами.

Важным элементом одежды в эпоху раннего Средневековья был пояс, который, помимо прямого назначения, еще и заменял кармане. Дело в том, что в то время карманов как таковых не существовало. Все необходимое человек носил в мешочках и кошельках, привязанных к поясу. При необходимости в пояс зашивали монеты или письма.

В XII в. наблюдаются изменения в манере одеваться. Именно с этого времени появляются первые признаки моды, происходят относительно незначительные изменения в воображении человека о том, что стоит носить. В это время женщины начали носить юбки, а мужчины - длинные чулки, которые прикреплялись к поясу коротких штанов. К тому же фасоны одежды изменились благодаря появлению пуговиц.

Наблюдаются также различия между одеждой знати, горожан и крестьян, которые были связаны прежде всего с цветом.

Простонародье должен был носить черное, серое и коричневое платье, в то время как знать - красный, зеленый, синий. Одежда знати и горожан украшали орнаментальной вышивкой, кружевом и даже драгоценными камнями. Наряд стали изготавливать из хлопковых и шелковых тканей профессиональные ремесленники. Домотканые одежды остался только у крестьян.

В XIII в. вместо верхних рубашек стали носить приталенный шерстяную одежду, удачно подчеркивал фигуру, особенно у женщин. Другим новым элементом, в частности в богатых женщин, была безрукавка с пуговицами, украшенная вышивкой и окаймленная мехом. Самостоятельной деталью одежды становится капюшон отделился от плаща. Так появились первые головные уборы - шапки, колпаки, шляпы. Среди горожан особой популярностью береты. Состоятельные люди носили береты из дорогих тканей, украшенные мехом и драгоценными камнями.

Позднее Средневековье можно назвать карнавалом моды, ведь никогда раньше народы Западной Европы не одевались крюк прихотливо и ярко. Среди знати прослеживается стремление сделать талию как можно тоньше и у женщин, и у мужчин. Женщины пытались достичь своего идеала с помощью платья особого покроя и шнуровки. Женами не отставали и мужчины. В XIV в. мужские чулки трансформировались в штаны современного типа. Кроме того, почти каждый знатный человек начинает носить узкий короткий камзол, застегнутый на все пуговицы. Этаж камзолу и длинных за- вужених штанов одевалось еще наряд произвольного кроя с широкими рукавами или прорезями вместо них. Такой верхнюю одежду шили, как правило, из бархата.

Крестьяне носили преимущественно деревянную обувь. Грязными городскими улицами часто передвигались в патина - деревянных колодках с высокими каблуками. Другое обувь была преимущественно кожаная, без каблуков. С XII в. начали шить ботинки с вытянутыми носками. В XIV в. в Бургундии появляется особый вид обуви знатных мужчин - пулены. Моду на пулены ввели рыцари, чтобы подчеркнуть свою непричастность к физическому труду. Затем обувь стали удлинять и богатые бюргеры.

Членам королевской семьи разрешалось носить пулены длиной до 70 см, родовитым дворянам - до 60 см, простым рыцарям - до 45 см, горожанам - до 30 см, а простолюдинам - до 15 см. Длинные носки таких ботинок подвязывали к кругу или даже до пояса.

Знала эпоха Средневековья и рукавицы. их возникновения обусловили необходимость крестьянского быта. Но постепенно перчатки стали элементом роскоши и приобрели символическое значение: войти в рукавицах в церковь считалось непристойностью, пожать руку приятелю, не снимая перчатки, воспринималось как оскорбление. Вручении рукавицы означало признание вассальной зависимости. Бросить ее первым кому-либо было способом выявления презрения и вызова соперника на поединок. Перчатки были неотъемлемым атрибутом соколиной охоты, когда птицы держали на руке Изготавливали рукавицы из оленьей, телячьей и овечьей кожи.

Не только женщины, но и мужчины носили разнообразные украшения: перстни, браслеты, бусы, цепочки, броши, расшитые шелком кошельки, золотистые и серебристые пуговицы и тому подобное. Представители знати много внимания уделяли своему телу. За бешеные деньги они покупали у торговцев с Востока косметику, бальзамы, ароматические масла, духи.

Наряд имело не только практическую цель, оно определяло место человека в обществе. Отсюда и стремление выразить себя в одежде, не жалея средств. Богатые горожане старались не отставать в роскоши от сеньоров. Королевская власть требовала от бюргеров носить одежду из тканей темных оттенков, а их женам под страхом наказаний не позволяли одевать шелковые платья, длинные шлейфы и мех. Однако эти указы не выполнялись, потому что тогда, как и сейчас, женщины шли на все, лишь бы быть хорошими.


+ дополнительный материал:

Испокон веков люди придумывают все более и более изощренные виды оружия и способы убийства друг друга. Давайте посмотрим на необычные виды средневекового оружия, которые были придуманы нашими предками всего несколько веков тому назад. Читаем и смотрим далее.

Сокрушитель мечей. Зубцы по обе стороны предназначались для того, чтобы захватить меч противника и затем сломать одним резким движением кистью руки.

Кинжал с двумя дополнительными лезвиями на пружинах, которые появлялись при нажатии на кнопку на рукоятке.

Утренняя звезда – под этим романтическим названием подразумевались дубины с шипастым ядром на цепи.

Фрондибола – осадное орудие в виде рычага, на одном которого закреплялся груз-противовес, а на другом – снаряд.

При помощи фрондиболы бросали самые разные снаряды, включая трупы мёртвых животных. Они использовались, чтобы распространить заразу за стенами замка.

Серпоносная колесница с лезвиями на каждом колесе резала врагов на части, просто проезжая мимо.

Хунга-мунга – метательное оружие народов Африки, представляющее собой железный многолезвийный нож или клинок причудливых очертаний.

Кальтроп – средневековый вариант противопехотных шипов, которые предназначались для замедления продвижения кавалерии противника.

Кулеврина – огнестрельное оружие для всадников, предок мушкета и пушки.

Греческий огонь – горючая смесь, которую византийцы использовали в морских битвах. Состав смеси неизвестен.

Кипящее масло выливали на головы захватчиков, пытавшихся проникнуть в крепость. Если масла оказывалось недостаточно, в ход шёл кипяток.

Хеллбёрнер – средневековое оружие массового поражения. Это были корабли, которые взрывались, приближаясь к кораблям противника.

Мэнкетчер – использовался для того, чтобы сбрасывать противника с коня. Часто при помощи этого орудия брали в плен членов королевской семьи, чтобы получить за них выкуп.

Железная лапа Архимеда – подъемная машина, своего рода кран, выступающий за городскую стену и оснащенный противовесом. Когда римский корабль пытался пристать к берегу около Сиракуз, этой «лапой» захватывали его нос, приподнимали и переворачивали.

Мёртвые тела. Глядя на мирный пейзаж внизу, ничего дурного и не заподозришь. Однако в воде скрывается смертельная опасность – тела умерших. Их бросали в воду, чтобы враги, утолив жажду, заболевали опасными болезнями ещё до того, как подойдут к стенам крепости.

Щит-фонарь – соединял в себе множество функций. Кроме встроенного фонаря, он мог быть оснащён лезвиями, пиками, рукавицей и тд.