Под термином сюрикен (дословно переводится как «лезвие, скрытое в руке») понимаются все виды метательного оружия, используемые нинзя. К слову, то, что обычно люди понимают под сюрикеном, является лезвием (различных форм, чаще всего звездообразным) и имеет собственный термин – «сякен». Однако у нас этот термин малоизвестен и непривычен, поэтому будем называть всё лезвеобразное оружие («звездочки») сюрикенами, а стрелообразное – «стрелками».

Итак, сюрикен – металлическое плоское метательное оружие сложной многоугольной формы с остро заточенными краями. Формы пластин и количество остриев (3-10) зависели от школы, но принцип строения у них был общий. Плоская поверхность «звездочки» должна была обеспечивать «эффект крыла», то есть состояние, когда брошенное тело летит за счет подъемной силы сопротивления воздуха. Появляющийся при броске «с подкруткой» момент количества движения (физический термин, означающий вращение) стабилизирует полет и обеспечивает достаточную дальность метания.

Чтобы провести закрутку, удобно иметь выступающий кончик, захватив который и метать удобнее, и легче закрутить. Чем сильнее вращается звездочка в полете, тем дольше она сохраняет стабильность, и, следовательно, тем дальше будет полет и сильнее поражение. Однако малое количество выступов сильно облегчает «звездочку», что снижает ее поражающие свойства. Кроме того, есть вероятность попадания в цель «между остриями», то есть опять-таки снижения убойной силы. С другой стороны, большое количество «лепестков» сюрикена утяжеляет его, чем несколько сокращает дальность полета, но существенно усиливает поражающие свойства. В то же время, при попадании отдельного конца глубина раны будет значительно больше. Ромбовидная же форма острия (с расширением посередине) приводит к застреванию в теле противника, так что его извлечение сопряжено с значительными усилиями и дополнительными повреждениями с кровопотерей. Часто посаженные лезвия сюрикенов с большим числом «шипов» ведут себя при вращении как единый край, снижая глубину проникновения и делая вместо прокола порез.

(с)http://sahara.beon.ru

Для облегчения тяжелых экземпляров в центре тела сюрикена делается отверстие, которое может быть использовано и для закрепления веревки. Дополнительные эффекты и поражающие свойства достигались путем вариации размеров, формы и вида лепестков сюрикена. Например, четырехгранные сюрикены в виде квадрата с вогнутыми гранями использовались для перерубания веревок и вспарывания материала остро отточенной боковой гранью. Сюрикены с загнутыми внутрь концами шипов или с утолщением в конце острия застревали в цели и часто выступали в роли гарпунящих наконечников. Зазубрины вдоль края шипа играли ту же роль. Имеющийся большой разброс в размерах сюрикенов (от 6 до 12 см в диаметре) позволял удовлетворить самые разнообразные запросы.


(с)http://blogs.privet.ru

Использовались сюрикены обоймами, по 9-15 штук в каждой, что повышало эффективность за счет «очереди», плотно покрывавшей определенное пространство и уверенно поражавшей цель. Существовали многочисленные разновидности техник метания сюрикенов: «навскидку», на ходу, в прыжке, в падении, через плечо, одновременно с обнажением меча, с замахом, от живота и т. д. Для увеличения поражающей способности, края сюрикена или острия шипов часто покрывались ядами.

Складные сюрикены обычно маскировались под бытовые предметы или предметы одежды, обычно пряжку от ремня. Более «простые» версии лишь увеличивали количество поражающих лепестков. Некоторые были снабжены автоматическим раскрывающим устройством, которое приводилось в действие нажатием на кнопку в центре звездочки, при этом сложенные лепестки смещались друг относительно друга. Так, например, треугольный сюрикен превращался в шестиконечный. В раскрытом положении лепестки сюрикена фиксировались стопором, обычно навсегда, но некоторые складывались при повторном нажатии на кнопку. Края обычно имели одностороннюю заточку, что делало его безопасным в сложенном состоянии, но однозначно определяло направление закрутки при метании в цель.

Метались сюрикены с 10-15 м, обоймы обычно крепились на поясе слева, либо сзади справа. Лишь небольшое число мастеров могло поражать цели на расстояниях до 50 м.

Метательные стрелки представляли собой вытянутые металлические палочки цилиндрической или граненой формы с заточкой по концам. Такие стрелки были хорошо отбалансированы и приспособлены в зависимости от техники броска для метания на короткие или длинные дистанции. Метательные стрелки имели длину от 10 до 15 см при диаметре около 2 см и носились в колчане, скрытно расположенном на руке или голени под одеждой. Комплект стрелок состоял из 4-12 штук различной длины.

Был также особый вид стрелок, которые носили воткнутыми в щит с внутренней или наружной стороны. Они представляли собой тонкие металлические стержни, заточенные с одного или обоих концов. Использовались для метания на небольшие расстояния (до 10 м) и в качестве шипов (иногда отравленных) в различных ловушках. Иногда такая стрелка просто зажималась в кулаке при ведении ближнего боя (в наше время в уличных драках и криминальной среде прямым аналогом такой стрелки являются обычные бытовые гвозди и куски арматуры).

Некоторые типы стрелок были плоскими и походили на тонкое треугольное обоюдоострое лезвие. Они носились в чехлах, обычно по 3 штуки в каждом. Чехол крепился на внутренней стороне запястья. Метались по той же методике, что нож из рукава.

Некоторые стрелки метались с помощью веревки аналогично некоторым дротикам, но и применение их носило вспомогательный характер – передача посылок, преодоление препятствий.

Стрелки, используемые в юго-восточной Азии, имели общее название «паку» и были двух видов: двух-трехконечная стрелка длиной 5-8 см, у которой заточены все концы и 10-15 см, у которой заточен только один конец.

Любопытным «тайным оружием» нередко становилась шляпа крестьянина (амигаса), популярная как в Китае, так и в Японии. Она представляла собой не только головной убор конической формы с широкими полями, прекрасно скрывавшими лицо от солнца и любопытных глаз. Такая шляпа делалась из рисовой соломы, которой оплетался жесткий каркас шляпы. К этому каркасу крепилось дугообразное отточенное лезвие острием наружу, скрытое нависающими полями шляпы. Лезвие могло идти вдоль всего периметра головного убора или иметь разрывы на отдельных участках. Эффективность такого оружия всецело зависела от неожиданности его применения. Дальность броска - до 20 м.

Духовое оружие ниндзя представляло собой полую трубку, в которую вставлялись стрелки (иголки) с плотно прилегающими к краям трубки оперением. Приставив трубку к губам и выдохнув в нее, ниндзя приводил стрелки в движение, вылетавшие в мишень с большой скоростью. Дальность полета зависела как от длины ствола трубки, так и от формы и длины стрелок.

Для удлинения ствола, при сохранении портативности ружье делалось двухсекционным складным с общей длиной до 70 см. Секции соединялись между собой замком, на конце трубы укреплялся расширитель, облегчавший вылет стрелки из ствола без нарушения траектории полета. Концы стрелок пропитывались ядами и вопрос эффективности определялся не столько силой полета, сколько точностью попадания. Стрелки могли нести на себе заряд взрывчатых или воспламеняющихся веществ и использоваться для поджогов или отвлечения внимания противника.

В Китае аналогом сюрикенов являлись всевозможные пластины, иногда сложной формы и двусторонней заточки. Наиболее популярна «монетка архата» – стандартная древняя китайская монета диаметром 3,5-4,5 см с квадратным отверстием в середине. Ее просто затачивали по всей кромке. Позднее аналогичным образом поступали с металлическими тарелками. Заточенные монеты и тарелки встречаются и сейчас в уголовной среде всего мира. Известны случаи убийства ими часовых на вышках при массовых побегах.

Использовались также и иглы. Особо популярны были стрелки «бяо» и «цы». Бяо имела длину до 10 см, вес - 220-260 г (метательные ножи обычно весили 80-150 г), обладала круглой, треугольной или ромбовидной формой и напоминала острие копья. Стабилизатором обычно служил кусочек ткани, хотя иногда встречались стрелки и с жестким оперением. Цы при примерно той же массе могла быть длинной до 22 см, имела круглую или треугольную форму и походила на заколку или палочку для еды. Стабилизатор отсутствовал, или вместо него была кисточка из материала наподобие конского волоса. Демонстрацией меткости обычно служило метание стрелки в подброшенное яблоко или апельсин.

Стрелка-нож «бяодао» имела форму полумесяца длиной 18-20 и шириной 8-10 см. Она имела лезвие без рукоятки, заостренное с одного края и имеющее центральный и два боковых изогнутых шипа с другого. Металась при помощи захвата за один из крайних шипов.

Еще в Китае была популярна «руковная стрела». Это была небольшая конструкция из трубки, стрелки и сжатой пружины со стопором. Как только стопор убирался, пружина выстреливала заряд. Эффективная дальность стрельбы составляла не более 3 метров, но компенсировалась неожиданностью применения (нечто подобное демонстрирует Джеки Чан в фильме «Большой маленький воин»). Такие стрелы могли носиться в обоймах по 2-3 штуки, иногда в качестве боеприпаса использовались камни, дробь, самопалы и даже маленькие ракеты.

Индийская чакра тоже представляет собой сюрикен в виде кольца диаметром 13-31 см с заточкой по внешней кромке, хотя упоминания о ней в индийской литературе встречаются гораздо раньше, чем информация о Японии вообще и ниндзя в частности. Маленькие чакры метались как сюрикены, а большие предварительно раскручивались на двух пальцах. Носили их на голове (поверх головного убора, если он был) или на руке, подобно браслету. Прицельная дальность броска доходила до 30 м, что в целом выше, чем у сюрикенов.

Аналогом сюрикенов у народов Австралии является бумеранг. Он может иметь длину до 92 см при ширине 6 и толщине 2 см. Его боевые возможности феноменальны (впрочем, как и мастерство метателя, способного их обеспечить) – он может поразить противника, укрывшегося щитом, в спину, завернуть за угол здания, поразить несколько целей рикошетом и т.д.

Сюрикенообразную форму имели и африканские ритуальные метательные ножи. Там же были весьма популярны духовые трубки (так, в одном из рассказов о Шерлоке Холмсе «Сокровища Агры», появляется такой абориген с трубкой). В целом они ничем не отличались от уже описанных японских. Вообще считается, что японцы не были «первооткрывателями» подобных видов оружия, но прекрасно модифицировали его под свои нужды в своих условиях и разработали методики применения. «Патронами» в таких трубках обычно служили шарики из глины или иглы (стрелки). Длина трубок составляла 40-200 см, диаметр – 0,5-1 см, обеспечивая дальность стрельбы, в среднем, около 15 м. Длина иглы – 3-30 см.

В неизменном виде (разве только за исключением используемых материалов – металла и пластмассы вместо стеблей бамбука, камыша и тростника) духовые трубки существуют и в наше время практически везде. Когда я был школьником, в среде моих «коллег» использовались корпуса от шариковых ручек, через которые они «плевались» жеваной бумагой. Это, конечно, баловство, но в боевых условиях такая бумага может быть пропитана различными ядами (в т.ч. растительными), которые относительно безопасны для слизистой, но иногда смертельны при проникновении через поры кожи. Страшнее всего, что мишень попадания может и не заметить, и еще пару дней жить как ни в чем не бывало, а потом свалиться с симптомами какой-нибудь тропической лихорадки. С подобными явлениями сталкивались и американские солдаты во Вьетнаме, а также наши и натовцы в Афганистане.

«Классические» сюрикены промышленно выпускаются в Японии и Америке, но только как сувениры. По крайней мере о их боевом применении в наше время практически не слышно. А стрелки, похоже, ушли в небытие…

Что такое сюрикен (фото)

Краткие характеристики оружия ниндзя

  • считается главным оружием ниндзя в кино и играх;
  • служил для дезориентации врага, удара по незащищённым частям тела;
  • не был запрещен на родине и иногда носился как шпилька для волос;
  • временами использовался с нанесенным на лезвие ядом;
  • почти не дошел в оригинале до наших дней, из-за некачественного сырья.

Как мы это представляем — звезда ниндзя в полете

История и мифы про сюрикены

Несмотря на то, что японцы аккуратный народ и у них много исторических рукописей, появление на свет одного из самых известных образцов японского оружия окутано тайной.

Никто точно не скажет, когда была изобретена первая «звездочка».

Впрочем, это не была звездочка, оружие ниндзя — метательные сюрикены в классической смысле этого слова. Первоначально они имели вид короткой стрелы или толстой иглы для работы с кожей. Можно вспомнить и о распространенных в средневековье в Японии метательных ножах и небольших мечах, но до классического сюрикэна им было все равно далеко.

Первое упоминание про звездочки - оружие ниндзя встречается лишь в XVII веке, в трактате школы единоборств ганрицу-рю. В следующие столетия ее использовали все, кому нужно было иметь в запасе дополнительное оружие. Смертоносным сюрикэны назвать было сложно, но отвлечь противника или нанести очень неприятную рану в район глаз или кистей рук можно было вполне.

Новый этап жизни «звездочек» начался в ХХ веке. Глобализация и увлечение всем таинственным преподнесло сюрприз в виде устрашающе выглядящего оружия, привезенного из страны легендарных ниндзя. Это впоследствии повлекло за собой и «Черепашек-ниндзя», и «Наруто».


Виды сюрикенов

В Японии известно огромное количество видов метательного оружия. Сюрикэны здесь делят на две большие разновидности, Бо-сюрикэн и Сякэны. Первая категория выглядит нестандартно для привыкших к форме звезды ниндзя. Эти виды сюрикенов, по сути, небольшие метательные копье или заостренные бруски железа определенной формы.

Как называется большой сюрикен:

  • куги-гата , прообразом послужил гвоздь;
  • ари-гата , произошедший от иглы;
  • танго-гата , в форме ножа;
  • око-гата , напоминающий копье;
  • мацуба-гата , или сосновая иголка, нечто вроде громадной занозы.

Сякэны, или хира сюрикэны, основные разновидности. Ниже перечислено, как называются звездочки ниндзя:

  • хиси-ган, изготавливались из мелкой монеты;

  • куги-нуки , основа части плотницкого инструмента;

Фото сюрикены Куги-нуки
  • тэцумари-сюрикен , пара металлических колец, которым придана форма ветряной мельницы;
  • мандзи-сюрикен обладал ядом на лезвии для гарантированного поражения противника;
  • и каких только нет…

Как выглядят сюрикены, фото разных форм

Разделяются сюрикэны и по форме, от круга до многолопастных звездочек искривленной формы. Интересно, что до нашего времени практически не дошли старинные сюрикэны. Причина в изготовлении их из плохого металла в том, что оружие — звездочки, по сути, одноразовое.


Использование в бою

Поскольку изготовление сюрикэна не требовало особого труда или затрат, им активно пользовались все слои японского общества, от самураев до пресловутых ниндзя и обычных разбойников. Уметь метать звездочки ниндзя было необходимо из любого положения.

Разные школы свели способы метания в специальный список, знать которых должен каждый настоящий ниндзя.

Список должен знать каждый настоящий ниндзя.

Каким способом металась звездочка ниндзя, название техник перечислено ниже:

  • тодзи-но ката, сверху вниз рукой, противоположной вынесенной вперед ноге;
  • хон-ути, то же, но с конечностями с одной стороны;
  • ёко-ути горизонтальный бросок от плеча;
  • гяку-ути, хон-ути но повернувшись боком к цели;
  • дза-ути вертикальный бросок при сидении на коленях;
  • хандза тодзи-но ката, тодзи-но ката но при сидении на колене;
  • хандза хон-ути, Хандза ёко-ути, Хандза гяку-ути - описанные выше броски, находясь на одном колене;
  • нэ-ути, бросок из положения лежа;
  • дзюдзи-ути, бросок двух орудий одновременно в разные стороны;
  • онкэн-ути, неожиданный бросок спрятанного лезвия;
  • интю-ути, из положения лежа в темноте;
  • хая-ути, правая рука без остановки метает подаваемые левой рукой лезвия.

Сильно отличались методы броска бо-сюрикена от броска «звездочки». Стержень бросали либо с помощью закрутки, либо без нее. В первом случае сюрикэн обладал больше силой, скоростью и дальностью броска, но мог угодить в цель боком или тыльной стороной. Второй способ был более точен, но не обладал силой первого варианта броска. Для стабилизации орудия в полете к тыльной стороне крепились перья или волос.


В Японии ношение сюрикэнов не было противозаконным, поэтому практически любой человек мог иметь при себе это оружие, от одного до нескольких десятков экземпляров. Хранили их как правило стопками по десять штук. Завернутые в тряпицы японские звездочки (оружие ниндзя) были скрыты от посторонних глаз и не наносили повреждений рукам владельца.

Их убирали либо за пояс, либо в карманы, либо еще как-нибудь, подальше от посторонних глаз. Бо-сюрикэны можно было использовать как заколки для волос, что не вступало в противоречие с традиционными японскими прическами. В этом случае оружием могли пользоваться даже женщины, к примеру, гейши. Помимо метательного, оружие могло так же использоваться как тычковое.

Зажатая между пальцами звездочка ниндзя в ближнем бою могла нанести серьезные рваные раны. Использовали его и как своеобразную противопехотную мину. Одним заточенным концом орудие втыкали в грунт, что бы остальные торчали из земли. Поскольку тяжелая обувь была редкостью, невнимательность приводила к очень неприятным и серьезным травмам ступни.

Техники удержания сюрикена

Метательные звезды — сюрикены своими руками

Важно помнить и о том, что бывает с излишне самоуверенными в своих силах дворовыми ниндзя.


Чтобы сделать метательные звезды, требуется небольшой ассортимент инструментов:

  • кернер;
  • дрель со сверлами по металлу;
  • болгарка (или ножовка по металлу для самых суровых ниндзя);
  • шлифовальный станок или круг;
  • напильник или точильный камень как аналог шлифовального круга.

Делать метательные звезды ниндзя необходимо в несколько этапов:

  • сперва начертить на бумаге то, что Вы хотите получить в итоге;
  • перенести с бумаги на кусок металла чертеж;
  • кернером сделать точные отметки будущего сверления;
  • болгаркой или ножовкой убрать все лишнее;
  • шлифовальным кругом или напильником убрать остатки металла, а затем заточить изделие.

Получившуюся звезду можно метать.

Важно помнить о безопасности, ведь такое изделие может пробить достаточно толстую деревянную доску.

При использовании звезды нужно помнить о безопасности.

Вообще изготовление настоящих металлических звездочек-сюрикенов достаточно опасное занятие даже на стадии подготовки. Использование их может привести к несчастным случаям, отвечать за которые нужно будет изготовителю. Характерной иллюстрацией может послужить один из эпизодов американского мультипликационного сериала «Южный парк».

А вот изготовление этого изделия из бумаги поможет улучшить моторику рук, и осчастливить ребенка (ну, или самого себя) замечательным умением. Для того, чтобы делать простейшие метательные звезды ниндзяиз бумаги, нужно совершить следующие действия:

  • лист бумаги разрежается на две равные части;
  • получившиеся прямоугольники сгибаются что бы получились более узкие прямоугольники;
  • загибаются верхний и нижний угол с разных сторон;
  • они же загибаются в противоположную сторону;
  • обе детали прикладываются друг к другу, вставляются и закрепляются острыми углами;
  • с обратной стороны делается то же самое.

Сюрикены, фото из бумаги

Бумажный сюрикэн готов. Есть и более сложные пути, более продвинутые боевые звездочки, которые можно изготовить самостоятельно.

Сюрикэн – это обширная и весьма многочисленная группа японского метательного оружия, предназначенная для скрытого ношения. Иногда его использовали и для нанесения ударов в ближнем бою, в качестве колющего или режущего оружия. Название «сюрикэн» так и переводится: «лезвие, скрытое в руке».

Любопытно, что из всего многообразия японского холодного оружия именно сюрикэн и традиционный меч-катана получили наибольшую известность и популярность. И если в отношении катаны это выглядит абсолютно справедливо и обосновано, то громкая мировая слава сюрикэна вызывает некоторое недоумение. Причина подобной известности этого метательного оружия очень проста: благодаря современному кинематографу и аниме сюрикэн стал настоящей «визитной карточкой» загадочных японских средневековых убийц и шпионов – ниндзя . Хотя, данное представление не совсем соответствует действительности.

Существует огромное количество разновидностей сюрикэнов, они отличаются по своей форме, размеру, весу и способу изготовления. Существуют свои особенности и при использовании разных видов этого оружия. Все сюрикэны можно разделить на две большие группы:

  • бо-сюрикэны;
  • сякэны.

Именно к последней группе относятся хорошо всем нам известные по кинофильмам «звездочки ниндзя».

Мастера нередко наносили на сюрикэны различные мистические знаки, чтобы в предстоящем бою привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы. В целом же, можно сказать, что сюрикэн был весьма распространенным видом метательного оружия в средневековой Японии и пользовались им не только ниндзя , но и самураи . Поэтому технике его использования обучали практически во всех известных японских школах боевых искусств.

Сегодня сюрикэны можно купить в обычных оружейных магазинах Европы и США. Хотя, в некоторых странах продажа этого холодного оружия запрещена. Согласно российскому законодательству (по ГОСТу), длина лучей сюрикэна не должна превышать 8 мм, в противном случае он будет считаться холодным оружием.

Однако прежде чем перейти к описанию этого оружия и его классификации, следует несколько слов сказать об истории его возникновения.

История оружия

Необходимо сразу отметить, что в Японии метательное оружие (копья, дротики , топоры) не получило такого широкого распространения, как, например, в Европе. В ранние периоды наиболее распространенным метательным снарядом были камни, которые бросали с помощью исихаджики – японской пращи . В исторических трактатах есть описание того, как воины в бою бросали в противника стрелы или короткие мечи вакидзаси.

Первые описания метательных техник встречаются в Кодзики – трактате, который был написан еще в седьмом веке нашей эры. В этом документе речь идет о том, как правильно бросать в неприятеля камни. В другом древнем японском источнике, Мануеси, изображаются приемы метания стрел. Сюрикэн впервые упоминается в «Военной повести замка Осака», в этом же труде повествуется, как воин Тадамаса метнул в своего противника короткий меч вакидзаси. Позже именно этот человек стал основателем стиля сюрикен-дзютсу.

В хрониках XII века часто встречается описание использования камней в битвах. Существовали даже специальные отряды воинов, основной задачей которых было забрасывание противника камнями. Это называлось «индзи-ути» или «камнемётный бой». Подобная тактика нередко использовалась и позже, во время междоусобных войн XIV и XV столетий. Воины, которые участвовали в подобных баталиях, назывались «мукаи цубутэ-но моно», что в переводе означает «передовые камнемётчики».

Уже в конце XIII – второй половине XIV века камни стали заменять специальными металлическими метательными снарядами – индзи-яри («камни-копья»), которые по своей форме напоминали наконечник копья. Примерно в XVI-XVIII столетии появились цубутэ – металлические пластины круглой или восьмиугольной формы с заточенным краем. Вероятно, что индзи-яри стали предшественником бо-сюрикэнов, а цубутэ в будущем превратились в сякэны.

Скорее всего, что бо-сюрикэны появились ранее, чем хорошо всем известные «звезды-сякэны». Даже само значение слова сюрикэн — лезвие, скрытое в руке, — говорит о том, что первые образцы этого оружия скорее напоминали клинок, чем многоугольную звезду.

Хотя, вполне возможно, что бо-сюрикэны произошли от обычных повседневных предметов, которые можно было приспособить для броска в поединке. Некоторые из них сохранили в названиях имена своих «прародителей»: ари-гата (форма иглы), куги-гата (форма гвоздя), танго-гата (форма ножа).

Цубутэ были весьма распространенным оружием, упоминания о нем встречаются и в так называемых трактатах ниндзя. Естественно, что они не были основным оружием воина, цубутэ бросали в незащищенные доспехами участки тела противника, стремясь ранить его или хотя бы отвлечь.

К середине эпохи Эдо в Японии уже появился такой вид боевого искусства, как метание сюрикэнов – сюрикэндзюцу. Вероятно, что оно образовалось от более древнего искусства метания копья – будзюцу. Хотя, надо отметить, что происхождение сюрикэна до сих пор остается загадкой. В первую очередь это связано с тем, что искусство сюрикэндзюцу было тайным.

Сюрикэны имели целый ряд весомых преимуществ, которые и обусловили их широкое распространение. Во-первых, это оружие имело небольшой вес и размеры, что делало возможным его скрытное ношение и внезапное для противника применение. Во-вторых, стоили сюрикэны дешево, их изготовление не занимало много времени и не требовало высокой квалификации от кузнеца. Для сюрикэна можно было взять сталь не самого высокого качества. При этом хорошо подготовленный боец мог поразить противника сюрикэном на довольно приличном расстоянии. Кроме того, это оружие можно было использовать и в ближнем бою (особенно бо-сюрикэны) в качестве ножа, стилета или кастета .

Классификация

Дать общее описание сюрикэна проблематично, ибо оружие это имеет большое количество разновидностей, весьма отличающихся по внешнему виду и характеристикам. Как уже было сказано выше, метательное оружие сюрикэн разделяется на две большие группы: бо-сюрикэны и сякэны.

Бо-сюрикэны или бодзё-сюрикены. Это вид холодного метательного оружия, которое имеет вид стержня, круглого, восьмигранного или четырехгранного сечения. Как правило, бо-сюрикэны затачивались с одного конца, но встречаются и экземпляры с двухсторонней заточкой. Эти смертоносные палочки могли иметь длину от 12 до 25 см и вес от 30 до 150 гр. Форма бо-сюрикэнов могла быть самой разной: палочкообразной, клиновидной, веретенообразной, напоминать иглу, нож или гвоздь. В настоящее время известно более 50 форм этого оружия.

Техника применения бо-сюрикэнов изучалась во многих японских школах боевых искусств. Так что не только шпионы-ниндзя, но и самураи весьма прилежно изучали секреты использования сюрикэнов в бою.

Сякэны (или курума-кэн, что переводится как «меч-колесо»). Этот вид метательного оружия, выполненного в виде тонкой металлической пластины звездообразной или круглой формы с острозаточенным краем. Диаметр такой пластины мог составлять от 100 до 180 мм. Это оружие имело разную толщину: от весьма небольшой (менее 1 мм) до довольно значительной (около 3 мм). Тонкие и легкие сякэны проще метать, но их дальность и точность ниже. К тому же таким оружием тяжело нанести серьезные повреждения противнику. Тяжелые «звездочки» имели лучшую баллистику и пробивные свойства, но бросать их было тяжелее. Поэтому скорострельность снижалась. Иногда толщина сякэна снижалась от центра к его краям. Подобная конструкция улучшала баллистические характеристики оружия, но усложняла его изготовление.

Во время изготовления плоскую металлическую пластину равномерно закаляли, после чего формировали лучи (если, конечно, делали «звезду»). А затем остро затачивали их.

В центре подобной пластины обычно делали отверстие, которое улучшало аэродинамические свойства этого оружия, к тому же позволяло переносить сюрикэны на веревке, словно связку ключей. Кроме того, отверстие облегчало извлечение этого оружия при застревании в чем-либо (в дереве или голове самурая). Кстати, благодаря более совершенной аэродинамической форме сякэны имели большую дальность поражения, чем бо-сюрикэны. У «звездочек» она составляла примерно 12-15 метров, а заточенный стержень можно было метнуть всего метров на 7-8.

Кстати, «звездочки» действительно были более популярны у ниндзя, самураи предпочитали использовать прямые бо-сюрикэны. Существует огромное количество разновидностей сякэнов (не менее пятидесяти). В первую очередь они отличаются своей формой: круглые, шестиконечные, четырехугольные, трехлучевые и другие. Их названия – так же как у бо-сюрикэнов – связаны с той или иной школой боевых искусств, использовавших их чаще всего.

Разнообразие размеров и форм как бо-сюрикэнов, так и сякэнов во многом обусловлено различными техниками их использования, которое, кстати, и сегодня продолжается в восточных школах боевых искусств. Также следует понимать, что общего стандарта изделий в то время не существовало, так что каждый кузнец делал уникальные изделия, с собственными размерами и формой. Кроме того, при изготовлении сюрикэнов, конечно же, учитывались индивидуальные особенности бойца, а также его предпочтения.

Как использовали сюрикэны

В письменных источниках, дошедших до наших дней, описаны разные способы применения сюрикэнов. Броски производятся из разных позиций, используя различные траектории. Естественно, что техники метания сюрикэнов различных видов также имеет свои отличия. Кроме того, у каждой школы боевых искусств были собственные приемы применения этого оружия.

Если говорить о технике работы с бо-сюрикэнами, то выделяли две основные техники: бросок без оборота и бросок с оборотом.

Обычно бо-сюрикэн зажимали между большим и указательным пальцем, так чтобы его затупленный конец лежал у их основания. Затем оружие с силой выбрасывали в сторону противника. Хорошо брошенный сюрикэн должен лететь по траектории, максимально приближенной к прямой линии. Вращение при броске старались свести к минимуму. Гораздо проще было метать бо-сюрикэн, заточенный с обеих сторон.

Сякэны обычно метали сериями, при этом снаряд подкручивали кистью. Среди мастеров владения сюрикэном была популярна такая присказка: «Один вдох-выдох – пять ножей». Согласно другим источникам, хорошо подготовленный воин за 10-15 секунд мог метнуть пять «звездочек». Таким образом небольшую глубину нанесенных повреждений пытались компенсировать их количеством. Учитывая максимальную дальность броска, у оборонявшегося было примерно 3-4 секунды до того, как противник приблизится на расстояние удара меча или копья. Иногда режущую кромку сюрикэнов обмазывали ядом, такой прием особенно любили ниндзя.

Вращательное движение позволяло этому оружию сохранять устойчивость, лететь дальше и более точно попадать в цель.

Основной целью для сюрикэнов были лицо, глаза, горло, конечности и другие части тела, незащищенные доспехами.

Ниндзя действительно любили сякэны, хотя, конечно же, они никогда не были главным оружием в арсенале этих неуловимых воинов. Следует отметить, что в наставлениях по ниндзюцу, которые удалось обнаружить исследователям, практически нет описания методик метания сюрикэнов. Подобный факт можно трактовать двояко: либо это мастерство было настолько секретным (можно вспомнить о сюрикэндзюцу), что его тайны нельзя было доверить даже бумаге, либо каждый мастер имел собственную технику. Учитывая широкое распространение этого оружия среди японской воинской элиты, второе объяснение выглядит более предпочтительно.

Считается, что воин-ниндзя должен был уметь бросать «звездочки» из абсолютно любого положения: стоя, сидя, лежа, на бегу. Их обучали одинаково умело пользоваться обеими руками, метать оружие под разными траекториями, молниеносно выхватывать сюрикэны из любых мест хранения (из-за пояса, нарукавников, отворотов одежды). Сегодня известно о семи базовых способах метания этого оружия, девяти секретных способах и восьми средней сложности, которыми пользовались ниндзя.

Эти средневековые японские разведчики-диверсанты использовали сюрикэны не только в качестве метательного оружия, острозаточенной «звездочкой» было удобно прорезать отверстия в стенах и ширмах, поддевать гвозди, делать дырки для скрытого наблюдения.

Сюрикэны обычно носили стопкой, по 8-10 штук, завернув в ткань. Иногда прятали в карманы, рукава и даже волосы.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Или бюджетное оружие самураев.

Приветствую всех! В сегодняшней статье я решил рассмотреть представителя под названием — сюрикен . Не будем отходить от темы и сразу начнем.

Метательные звездочки или стрелки, которые объединены под общим для этих двух видов холодного оружия понятием » сюрикен » являются традиционным оружием ниндзя. У звездочки есть собственное название – сякэн , придя на запад из Японии, она утратила его, попав под влияние общей терминологии.

Вообще сюрикен — довольно распространенное метательное оружие. Если дословно перевести название с японского языка, то означать оно будет » лезвие, спрятанное в руке «. Сюрикены так полюбились воинам, что стали входить не только в арсенал ниндзя, но и в обязательную экипировку любого самурая.

Об истории появления сюрикена

Метание предметов с целью поражения противника было стандартной практикой для воинов разных времен и народов, начиная с глубокой древности, когда первый человек понял, что может защитить себя и окружающих с помощью подручных средств. Постепенно эта идея развилась, появились отработанные техники броска.

Особо тщательно отточили их японцы, создав целую традицию метания холодного оружия . Истоки японского искусства метания сюрикэнов лежат в эпохе палеолита. Древние японцы с их помощью добывали мясо во время охоты, резали черепа врагов и снимали скальпы в период междоусобных конфликтов.

Первые письменные упоминания о технике метания содержатся в Кодзики . Это самый ранний японский трактат, который относится примерно к 600 году. Упоминается техника бросания камней, используемых как оружие в сочинении Нихон Соки того же периода времени, а древний трактат, Мануеси содержит описание метания стрел. Впервые термин сюрикен упомянут Осака Гунки в его военных записях. Там рассказывается о защите с помощью вакидзаси , которые герой Тадамаса выхватил из-за пояса и метнул, словно сюрикен . Позднее именно он стал создателем первого стиля сюрикен-дзютсу .

Летописные источники 12 века описывают камнеметный бой индзи-ути . О нем же рассказано и двумя веками позже в источниках эпохи войн Тайра и Минамото. Активное развитие этот вид метательного холодного оружия получил в период межклановых войн 14-15 веков, эпохи Сэнгоку. Тогда вместо камней стали бросать специальные снаряды индзи-яри , напоминающие по форме наконечники для копий.

В 16-18 веках появился цубутэ — еще один метательный снаряд, производимый из каленой стали в виде округлой или восьмигранной пластины. Предполагают, что именно он стал прообразом сякэна , так как по своим размерам этот » меч-колесо » полностью соответствует цубутэ.

Особенности оружия и метания

Диаметр малых представителей оружия составляет всего 5-10 см при толщине в 3-5 мм и весе не более 300 г. В арсенале ниндзя этот вид оружия был весьма распространенным, особенно с учетом того, что не требовалось быть истинным мастером, чтобы изготовить сюрикены, да и времени на их изготовление уходило минимум. Стоит ли упоминать, уважаемый читатель, о невероятно бюджетной стоимости такого метательного холодного оружия? Еще одним важным достоинством для воина было то, что спрятать сюрикен можно без труда, а достать и применить — в мгновение ока.

Способ метания оружия зависит от того, в какой обстановке оно применяется и каким целям служит. В связи с этим были изобретены конкретные правила обращения и применения сюрикенов. Начальные навыки можно получить в школах боевых искусств. Не стоит думать, что после освоения правил вы станете настоящим ниндзя.

Для безопасного обращения со звездочками и стрелками в любом случае необходимо освоить общие моменты и начальные навыки метания. По классике жанра, сюрикен следует метать в положении с колена, а бросок вести движением руки от пояса. Игроки в карты прекрасно справятся с этим, поскольку именно так ведется раздача игральных карт. К слову сказать, именно поэтому некоторые специалисты дали сюрикенам второе наименование — » карты смерти «. Еще больше усиливает сходство тот факт, что метать это холодное оружие необходимо серией, т.е. подряд.

В Японии представлены три основных типа сюрикена:

  • бо или бодзё , которые представляют собой стержни цилиндрической формы, разной длины, толщины, формы, например – формы ножниц, хиси (палочек для еды), пластинчатой, веретено- или клинообразной, всего около 50 версий;
  • хира или сякены , похожие на плоские металлические диски, имеющие разнообразную (также до 50 видов), многолучевую или звездообразную форму, тип «ежик» и пр.;
  • сенбан , которые похожи на тонкие металлические изделия и выполняются в виде прямоугольных или квадратных отрезков металла.

Особого внимания заслуживает сенбан-сюрикэн . Он имеет вогнутые грани и похож чем-то на прокладочную шайбу стяжных штырей, которые применяли при оборудовании прочных ворот в древних замках и крепостях. Отличается он тем, что носить его менее безопасно, чем его собратьев. Если сенбан обнаруживали при обыске ниндзя, он всегда отговаривался тем, что просто несет князю соседнего замка новые элементы для ремонта ворот. В изобретательности тогдашним японским наемным мастерам не откажешь, жаль, что времена замков прошли, и теперь такой сенбан входит в список метательного холодного оружия .

Разнообразие форм и размеров сюрикенов обусловлено многочисленными техниками боя, которым обучали и продолжают обучать многочисленные школы боевых искусств. Сделать самостоятельно такой вид метательного оружия не составляет труда, было бы желание, однако, всегда стоит помнить о том, что сюрикены предназначались для того, чтобы хорошо спрятать их и применить в бою в случае угрозы жизни. Самурай обычно носил до 8-10 таких изделий, сложенных стопкой и завернутых в хлопчатобумажную ткань. Иногда их раскладывали по карманам одежды, рукавам, даже прятали в волосах, в зависимости от размера, формы и цели применения.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

В самое ближайшее время мы запускаем наш интернет-магазин ножей! У нас Вы сможете приобрести ножи, мачете, топоры и аксессуары ножевой тематики по самым низким ценам! Следите за новостями — осталось совсем немного!

Удивительно, но среди огромного разнообразия японского холодного оружия наибольшую (можно сказать, мировую) известность получили два его вида: традиционный меч катана и метательные звезды сюрикэны. И если популярность катаны не вызывает особых вопросов, то громкая слава «летающих звездочек» кажется немного неадекватной. Сюрикэны получили свою известность благодаря огромному количеству голливудских фильмов, рассказывающих западному обывателю о непобедимых японских воинах-шпионах ниндзя, без промаха бросающих «звезды» в своих противников.

На самом же деле, все не так однозначно: сюрикэн никогда не был исключительно оружием ниндзя. Кроме того, в средневековой Японии существовало огромное количество различных видов этого оружия, иногда весьма непохожих на те, что были растиражированы кинематографом.

Сюрикэн – это довольно обширная группа (известны десятки разновидностей) холодного метательного оружия, которое предназначено в первую очередь для скрытого ношения. Причем его можно не только метать в противника, но и с большим успехом использовать в ближнем бою, нанося противнику колющие или режущие удары. Недаром, что само название «сюрикэн» переводится с японского, как «лезвие, скрытое в руке». В Японии владение сюрикэнами развилось в отдельное воинское искусство – сюрикэн-дзюцу, оно изучалось (и изучается) в крупнейших школах единоборств. Хотя, надо отметить, что в арсенале японского воина это метательное оружие всегда было второстепенным, своеобразным дополнением к мечу или копью.

Ниндзя действительно часто использовали сюрикэны, но не меньшей популярностью это оружие пользовалось и у самураев.

Сюрикэны можно разделить на два вида:

  • сякэны;
  • бо-сюрикэны.

Хорошо всем известные «звездочки» относятся к сякэнам – к обширной группе метательного оружия, в которую входят плоские металлические диски различной формы с острой режущей кромкой.

В Европе практически не существовало аналогов японскому сюрикэну. Исключением может быть разве что так называемый немецкий метательный крест, который еще называли метательной секирой. Он был в обиходе весьма длительное время, с XII-XVII столетие. Несмотря на это, данное оружие практически неизвестно широкой публике, более того, о нем не упоминается ни в одном художественном произведении. Считается, что это оружие было «неблагородным», то есть, его не использовали рыцари, поэтому после окончания Средних веков оно было основательно забыто.

Сюрикэны нынче стали модной игрушкой в США и Европе, их легко можно купить в любом оружейном магазине. Не представляет труда сделать это оружие самостоятельно, в интернете достаточно материалов по этой теме. Однако не следует забывать, что сюрикэн – это довольно опасное оружие и относиться к нему следует соответственно. По российскому законодательству, если длина луча «звезды ниндзя» превосходит 8 мм, то сюрикэн уже считается холодным оружием и у его владельца могут быть серьезные проблемы. В некоторых странах продажа сюрикэнов вообще запрещена законом.

История

В Японии, в отличие, например, от средневековой Европы или античного мира, метательное оружие не было очень распространено. В средневековых трактах описано, как воины поражали противников, метая в них самые разнообразные предметы: стрелы для лука или короткие мечи вакидазаси.

В древнейшем японском письменном трактате «Кодзики» описывается, как правильно бросать камни в неприятеля, в другихстаринных источниках можно найти наставления о метании стрел. Первое упоминание о сюрикэне встречается в «Военной повести замка Осака». Один из героев данного произведения, воитель Тадамаса, позже стал основоположником искусства метания сюрикэнов – сюрикэн-дзюцу.

В ранние периоды японской истории наиболее популярными метательными снарядами были обычные камни. В противника их бросали просто руками или используя традиционную японскую пращу исихаджики. Причем речь идет не только об индивидуальных поединках. В старинных хрониках можно часто встретить описание использования камней в довольно значительных битвах. В японских армиях существовали специальные отряды камнеметчиков, а использование этого простейшего метательного снаряда называлось «индзи-ути», что означает «камнемётный бой». Воины, использующие камни для поражения противника, именовались «передовыми камнеметчиками» (мукаи цубутэ-но моно). По всей видимости, они шли впереди войска и обстреливали вражескую пехоту (как пращники у римлян).

Позже – примерно с XIII столетия – простые камни стали дополняться специальными металлическими метательными снарядами, которые назывались индзи-яри, а по своей форме напоминали наконечник копья. Вероятно, что баллистические и пробивные характеристики нового оружия были значительно выше, чем у обычных булыжников. Примерно в XVI столетии появился еще один тип японского метательного оружия – цубутэ, которое представляло собой заточенные металлические пластины квадратной или многоугольной формы.

Цубутэ было весьма популярным оружием, упоминается о нем и в так называемых трактатах ниндзя. Убить с его помощью было тяжело, особенно одоспешенного противника, но нанести рану, попав в незащищенный участок тела или просто отвлечь противника – запросто.

Существует предположение, что именно индзи-яри стали предшественниками бо-сюрикэнов, а от пластинок цубуте«произошли» звезды-сякэны. Такое предположение подтверждает даже сам перевод слова «сюрикэн» - «лезвие, скрытое в руке». Вероятно, что первые сюрикэны, скорее, напоминали удлиненное лезвие, чем многоугольную заточенную звезду.

Есть и другая версия происхождения сюрикэнов. Согласно ей, это оружие произошло от обычных бытовых предметов, которые додумались использовать для защиты или нападения. В подтверждение этой гипотезы можно привести тот факт, что многие виды сюрикэнов сохранили в названиях имена своих «прародителей»: куги-гата (в форме гвоздя), ари-гата (в форме иглы), танго-гата (в форме ножа).

Так или иначе, но уже к середине Эпохи Эдо сюрикэн-дзюцу – или метание сюрикэнов – стало довольно популярным и развитым боевым искусством. Где и как оно зародилось до сих пор остается загадкой для историков.

Популярность сюрикэнов в Средневековой Японии объяснить несложно, ибо это оружие было сравнительно простым, очень дешевым и при этом довольно эффективным. Кроме того, сюрикэны прекрасно подходили для скрытного ношения (не зря же их так полюбили ниндзя-синоби), поэтому с помощью сюрикэна всегда можно было неприятно «удивить» противника. Для изготовления этого оружия подходила сталь среднего качества, да и квалификация кузнеца могла быть не самой высокой. Кроме того, сюрикэны можно применять и в ближнем бою, когда других вариантов уже не оставалось.

Иногда на поверхность сюрикэнов наносились различные знаки, обычно они носили мистический характер и предназначались для более эффективного использования этого оружия.

Описание оружия, его классификация и особенности применения

Дать описание какому-нибудь «усредненному» сюрикэну довольно сложно, ибо это оружие очень многолико. Кроме широко известных «звездочек», существовали и другие формы сюрикэнов, напоминающие клинки, стрежни, иглы и др. Как уже было сказано выше, сюрикэны можно разделить на две большие группы: бо-сюрикэны и сякэны.

Бо-сюрикэны – это метательное оружие, формой напоминающее стержень, который мог иметь круглое, четырехгранное или многогранное сечение. Они изготавливались из стали и могли затачиваться с одного или двух сторон. Существовали также бо-сюрикэны, форма которых напоминала наконечник копья или небольшой нож. Длина бо-сюрикэнов варьировалась от 10 до 25 см, а вес – от 25 до 150 гр. В настоящее время известны более 50 разновидностей этого оружия.

Бросали бо-сюрикэны по-разному. Это искусство изучалось во многих самурайских школах, каждая из которых имела собственные особенности применения этого оружия. Однако общая техника была схожей. Заостренный стержень бо-сюрикэна зажимали между большим и указательным пальцем так, чтобы его тупой конец упирался в ладонь, и резко выбрасывали руку в направлении противника. Идеальная траектория для такого броска – прямая линия. Иногда оружие подкручивали. Стержни, заостренные с двух концов, метать было проще. Метать оружие можно было из-за головы, от груди, сбоку или снизу. Считается, что подобный боевой стержень можно было бросить метров на семь-восемь.

Следует отметить, что бо-сюрикэны были более популярны у самураев, а звездочками-сякэнами действительно больше пользовались ниндзя.

Сякэны – это плоские диски с заостренным краем, которые также могли иметь самую разную форму и размеры. Вторым японским названием этого метательного оружия является курума-кэн, что можно перевести, как «меч-колесо». Толщина сякэнов могла быть разной: от незначительной (около 1 мм) до весьма приличной (до 3 мм). Пластины меньшей толщины и диаметра бросать было проще, соответственно их «скорострельность» была выше. Однако по сравнению с более тяжелыми сякэнами они имели меньшую дальность полета и пробивную способность. Лучшие сякэны имели разную толщину, она уменьшалась от центра к краям. Такая «звезда» имела лучшую баллистику, но изготовить ее было сложнее. Очень часто в центре сякэнов делали отверстие, которое улучшало баллистические свойства этого оружия, а также позволяло переносить их на веревке и облегчало вытаскивание из каких-либо предметов (например, из дерева или головы противника).

В полете сякэну придавали вращательное движение, что улучшало точность и дальность броска. Кстати, по своим боевым характеристикам сякэны превосходили бо-сюрикэны, дальность полета звездочек достигала пятнадцати метров.

Сегодня известно более пятидесяти видов сякэнов. Форма этого оружия могла быть самой разной, начиная от заточенных металлических квадратов, до сложных многолучевых звезд. Сякэны обычно метали сериями, стараясь нанести противнику сразу несколько ранений. Согласно старинным источникам, мастер за 10-15 секунд мог бросить в противника до пяти «звезд». Если учитывать максимальную дальность полета этого оружия, то у воина обычно было всего лишь несколько секунд до момента, когда противник приблизится на дистанцию удара клинковым оружием. Нередко режущую кромку сякэнов обмазывали ядом, особенно любили использовать такой прием ниндзя.

Кстати, в трактатах по ниндзюцу практически нет описаний техник владения сюрикэнами. Исследователи не могут объяснить этот факт. Либо это оружие было настолько секретным, что информацию о нем боялись доверить бумаге, либо каждый мастер имел свою уникальную технику метания «звезд» и лично передавал ее ученикам. Ну а то, что ниндзя мастерски владели сюрикэнами не вызывает сомнения. Воины-тени могли бросать их из любых положений: стоя, лежа, с колена, по любым траекториям.