Вконтакте

Одноклассники

Данная статья представляет собой часть 2-й главы книги Аблеева С. Р. «Философия в схемах таблицах» . Речь пойдет о периодах развития индийской философии.

Все схемы и таблицы из главы продублированы ниже в текстовом формате для удобства нуждающихся или для тех, у кого нет возможности просматривать изображения.

Таблица 15

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Ведический период — до VI-V в. до н. э.

2. Классический период — VI в. до н. э. — первая пол. I тыс.

3. Постклассический (схоластический) период — Первая пол. I тыс. — XVIII в.

4. Период неоиндуизма, или новейшей индийской философии — XIX — XX вв.

Схема 16

ДРЕВНЯЯ ИНДИЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ И РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ОКАЗАВШАЯ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ

  • Пураны
  • Брахманы
  • Итихасы
  • Араньяки
  • Эпические поэмы
  • Упанишады

Схема 17

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ (ДАРШАНЫ)

1. АСТИКА (ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ) — признавали авторитет Вед и разделяли философские убеждения их авторов (Бог, Высшие Миры, душа, жизнь после смерти, карма, сансара, перевоплощения):

  • Санкхья (Капила)
  • Йога (Патанджали, Вьяса)
  • Веданта (Бадараяна, Вьяса)
  • Ньяя (Готама)
  • Вайшешика (Канада)
  • Миманса (Джаймини)

2. НАСТИКА (НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ) — не признавали авторитет Вед или выступали с критикой брахманизма.

  • Джайнизм (Махавира)
  • Буддизм (Гаутама Будда)
  • Чарвака (Брихаспати)
  • Адживика (Макхали Госала)

Таблица 18

НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Авидья — незнание, невежество, заблуждение относительно важнейших духовных истин.

Атман — высшее субъективное духовное начало Бытия, высшее духовное начало человека.

Брахман — высшая объективная Реальность; безличное Абсолютное начало Бытия.

Гуны — свойства материальной природы (саттва, раджас, тамас).

Джива — в широком смысле душа или искра жизни, монада, вселенское жизненное начало.

Дхарма — моральный закон; долг; духовное учение (существуют и др. значения).

Карма — закон причин и следствий; воздаяние; рок или судьба.

Лока — область; место; сфера; мир.

Майя — иллюзия; мираж; космическая сила, создающая объективный мир.

Мукти — освобождение от сансары и земной кармы.

Нирвана — высшее духовное состояние сознания, связанное с достижением сферы духовного бытия.

Пракрити — материальная природа, материальная субстанция.

Пуруша — духовная природа; духовная субстанция; Абсолютный Дух.

Сансара — круговорот постоянных перевоплощений души, вращение души в круге духовных и материальных миров.

Схема 19

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД: КОНЕЦ I ТЫС. ДО Н. Э. — XVIII В.)

1. ФИЛОСОФИЯ ИНДУИЗМА:

  • Адвайта-веданта (Шри-Шанкара)
  • Вишишт-адвайта (Рамануджа)
  • Вишнуизм (Мадхва, Чайтанья, Госвами, Баладэва)
  • Шиваизм
  • Шактизм

2. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ (Вьяса, Мишра, Бходжараджа)

Разновидности классической индийской йоги:

  • Раджа-йога
  • Карма-йога
  • Джнани-йога
  • Бхакти-йога

3. ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА

Религиозно-философские течения:

  • Хинаяна (Будхагхоша, Вусубандху)
  • Махаяна (Нагарджуна, Асвагоша)

Философские школы:

  • Вайбхашика (Вусубандху, Бхаданта, Дхарматрата)
  • Саутрантика (Кумаралабдха, Дхармоттара, Яшомитра)
  • Мадхъямика (Нагарджуна)
  • Иогачара (Асанга, Вусубандху)

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Вконтакте

Таблица 1

ГРАДАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ФИЛОСОФИИ

Направления и школы западной и русской философии

Примерная хронология

Представители

ДОФИЛОСОФСКАЯ СТАДИЯ

(до VII-VI вв. до н.э., Гомер, Гесиод и др.)

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (VII вв.до н.э.- V в.н.э.)

ДОСОКРАТИКИ

(натурфилософия)

До IV в. до н.э.

Фалес, Гераклит, Парменид, софисты, Эмпедокл, Анаксимен, Анаксимандр, Анаксагор, Пифагор и пифагорейцы и др.

АФИНСКАЯ ШКОЛА

V - IV вв.до н.э.

Сократ, Платон, Аристотель

ЭЛЛИНИЗМ (IV в. до н.э.- II в. н.э.):

IV - III в. до н.э.

Антисфен, Диоген Синопский и др.

эпикуреизм

IV – I в.до н.э.

Демокрит, Эпикур и др.

скептицизм

IV – I вв.дон.э.

Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик, Агриппа

стоицизм

III до н.э. - II в. н. э.

Зенон Китионский, Клеанф, Хрисипп, Панеций, Посидоний, Цицерон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий

АТОМИЗМ

V в. до н.э - I в. н.э.

Левкипп, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар

НЕОПЛАТОНИЗМ

III – V вв.н.э.

Аммоний Саккас, Плотин, Порфирий, Прокл

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (IV-XIV вв.)

АПОЛОГЕТИКА иПАТРИСТИКА

I-VIIIвв.н.э.

Тертуллиан, Ориген, Григорий Нисский, Василий Великий, Августин Блаженный, Максим Исповедник, Петр Ивер, Иоанн Дамаскин и др.

СХОЛАСТИКА (IX – XIV вв. н.э.):

Эриугена, Альберт Великий, Ансельм Кентерберийский, И. Росцеллин, Пьер Абеляр, Бонавентура, У.Оккам, Р.Бэкон, Иоанн Дунс Скотт, Фома Аквинский

Фома Аквинский (Аквинат)

Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский

номинализм

И.Росцеллин, Пьер Абеляр.

оккамизм

Уильям Оккам

МИСТИЦИЗМ

Мейстер Экхарт

БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ (арабская) Ф-Я

Ибн Сина (Авиценна), Ибн

Рушд (Аверроэс), Маймонид, Газали, Фараби, О.Хайям и др.

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ (РЕНЕССАНС) (XIV-XVI вв.)

ГУМАНИЗМ И НАТУРФИЛОСОФИЯ

Данте, Петрарка, Савонарола, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Н. Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла, М.Монтень, Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Дж. Бруно, Н.Коперник, И.Ньютон, Г.Галилей, Кеплер и др.

НОВОЕ ВРЕМЯ И ПРОСВЕЩЕНИЕ (XVII-XVIII вв.)

СЕНСУАЛИЗМ И ЭМПИРИЗМ

XVII – XVIII вв.

Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк, Блез Паскаль, Ж. Ламетри, Э. Кондильяк и др.

РАЦИОНАЛИЗМ

XVII – XVIII вв.

Р.Декарт,Б.Спиноза,Г.Лейбниц,И.Кант

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

Дж. Беркли, Д. Юм

СКЕПТИЦИЗМ И АГНОСТИЦИЗМ

Д.Юм, И.Кант

КУЛЬТ РАЗУМА

(Просвещение)

Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П.Гольбах, Ш. Монтескье, И.-В. Гёте, Гердер, Даламбер и др.

КУЛЬТ ЧУВСТВА

(Романтизм)

XVII – нач. XIX вв.

В. Шекспир, Ф. Шлегель, Ф. Шиллер, Байрон, Ф. Шлейермахер и др.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XVIII-XIX вв.)

СУБЪЕКТИВНЫЙ И ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

И.Кант, И.Г.Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В.Й.Шеллинг

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛИЗМ

Л.Фейербах

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ

МАТЕРИАЛИЗМ

К.Маркс, Ф.Энгельс

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ (ХIХ – ХХ в.в.)

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ XIX в. – нач. XX в.

А.Шопенгауэр, О.Конт, Г.Спенсер, В.Дильтей, С.Кьеркегор, Ч.Пирс, Ф.Ницше, У.Джемс, Г.Коген, Э.Кассирер и др.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (волюнтаризм и философия жизни)

А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор

ПОЗИТИВИЗМ

О.Конт, Г.Спенсер, эмпириомонизм и др.

ПРАГМАТИЗМ

XIX в. – нач. XX в.

Ч.Пирс, У.Джемс, Дж.Дьюи

НЕОКАНТИАНСТВО

(Марбургская и Баденская шк.)

XIX в. – нач. XX в.

Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер, Г.Риккерт В.Виндельбанд

ГЕРМЕНЕВТИКА

XIX в. – нач. XX в.

Ф.Шлейермахер, В.Дильтей

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ ХХ в.

Б.Рассел, Л.Витгенштейн З.Фрейд, К.Юнг, Э. Фромм, П. Рикёр, Ж.-П. Сартр, И.Лакатос, П.Фейерабенд,М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Делёз, Р.Рорти и др.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

М.Шелер, П.Тейяр де Шарден, Плеснер, Гелен и др.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

Ф.Ницше,А.Бергсон, О.Шпенглер, Х.Ортега-и-Гассет

АНАЛИТИЧЕСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ

(неопозитивизм)

Л.Витгенштейн, О.Нейрат, Р.Карнап, Дж.Мур, Б.Рассел

ПСИХОАНАЛИЗ

(фрейдизм и неофрейдизм)

З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, Э. Фромм, В.Франкл, Карен Хорни и др.

ГЕРМЕНЕВТИКА

Г.Х.Гадамер

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ И ПЕРСОНАЛИЗМ

К.Ясперс, М.Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, С.де Бовуар, Г.Марсель, М.Бубер, Л. Шестов, Н.Бердяев, П. Рикёр, Ю.Хабермас, Э.Мунье и др.

ИНТУИТИВИЗМ

А.Бергсон, Н.Лосский

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, А.Шюц

КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ

К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд и др.

СТРУКТУРАЛИЗМ

К.Леви-Стросс, Ж.Лакан, Р.Барт, М.Фуко

ХРИСТИАНСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ : XX в.

Неотомизм

Тейяр де Шарден, А.Швейцер, Э.А.Жильсон, П.Маритен и др.

Протестантизм

К.Барт, Р.Нибур, Р.Шолль, Д.Бонхёффер, Р.Бультман, П.Тиллих, Ю.Мольтман и др.

Религиозный персонализм

Н.Бердяев, Ж.Лакруа, Э.Мунье, Дж.Ройс и др.

Религиозный экзистенциализм

К.Ясперс, Г.Марсель, Н.Бердяев, Л.Шестов, М.Бубер

ПОСТМОДЕРНИЗМ

II-ая пол.ХХв. – н.в.

Ж.Деррида, Ж.Делёз, Ж.Батай, Р.Рорти,

Ж.-Ф.Лиотар, Ф.Гваттари, Э.Агацци, Ф.Фукуяма и др.

Безусловно, градацию огромного исторического наследия философии трудно осуществить точно (насколько возможна точность в философии), в ряде моментов она относительна и условна. Многие мыслители одновременно принадлежат к разным направлениям, их философия многопланова и структурно сложна. Тем не менее, такое распределение поможет лучше сориентироваться в истории философии и получить представление о её многообразии.

Таблица 2

АНТИЧНОСТЬ (7-6 вв. до н. э. – 5 в. н.э.)

и концепций

БОГ (теология)

Переход от мифологии к философии. Религиозная основа - политеизм . Монотеизм в зародыше, в философской форме как божественное «благо» (у Сократа, Платона, Аристотеля); «огнелогос» (у Гераклита, стоиков); «единое» (у неоплатоников).

ОНТОЛОГИЯ

(учение о бытии)

Основа мировоззрения – космоцентризм . Космос – главное понятие. Он система, порядок из хаоса, универсум. Управляется Логосом (космический закон, космический разум). Господствует целесообразность. Наивный, стихийный материализм в форме натурфилософии. Философский дуализм бытия (Аристотель, стоики). Идеализм (Сократ, Платон, неоплатоники).

АНТРОПОЛОГИЯ

(учение о человеке)

Человек – это микрокосм в общей системе бытия-космоса (макрокосма ). Распространен фатализм: («Живи согласно природе», «Согласного судьба ведет, несогласного – тащит»). Человек есть единство тела, души, воли. Он существо не просто природное, но и социальное («животное политическое» - Аристотель).

АКСИОЛОГИЯ

(учение о ценностях)

Высшее достижение человека – калокагатия как гармоническое единство внутреннего и внешнего, красоты и блага. Главная цель и образ жизни соответственно установке: а) стремление к счастью (эпикуреизм); б) мудрое достоинство и молчание, атараксия (стоики и скептики); в) свободная самодостаточность, анархизм (киники). Главные добродетели: мужество, справедливость, умеренность, любомудрие, невозмутимость. Создание этики как теории морали (Аристотель).

ГНОСЕОЛОГИЯ

(учение о познании)

Цель знания – формирование общих понятий. Деление знания на «знания-мнения», их относительность; и «знания-истины», они вне чувственного мира. Большинставо знаний – относительны (скептицизм). Основные гносеологические направления – сенсуализм (теория истечения чувственных образов Демокрита) и рационализм (интеллектуализм Платона – его теория «припоминания», Аристотель – создатель логики понятий, суждений, умозаключений).

СОЦИАЛЬНАЯ

ФИЛОСОФИЯ

Высшая форма бытия – государство. Соблюдение социальной иерархии: ремесленники, воины, мудрецы-правители – как образ идеального государства.

Разработка форм правления: тирания, олигархия, демократия – основные формы власти. История – циклически повторяемые стадии упадка и расцвета. Общая установка –телеология : движение к высшему благу.

Таблица 3.

Таблица 3.ЗАПАДНАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (2–14 вв.)

Главные составляющие (части) философии

и концепций

БОГ (теология)

Монотеизм. Философствование в вере: апологетика, патристика, схоластика. Философия – служанка богословия. Утверждение христианской догматики: Тертуллиан: «верую, даже если это абсурдно»; Августин Аврелий – «молот еретиков». Главная проблема – соотношение веры и разума , теологии и философии. Апологетика и патристика – приоритет веры над разумом, схоластика – гармонизация веры и разума (Фома Аквинский, теория двойственной истины).

ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии)

Основа мировоззрения – теоцентризм ,

креационизм и провиденциализм. Дуализм бытия: мир божий (небесный) – подлинное бытие и мир земной (сотворенный) – неподлинное.

АНТРОПОЛОГИЯ

(учение о человеке)

Тварность (вторичность по отношению к Творцу) человека «по образу и подобию» Бога. Наделение его разумом и свободой воли. Постулирование идеи грехопадения и земной греховности человека, но, одновременно, и бессмертия души . Проповедь аскетизма и смирения.

АКСИОЛОГИЯ

(учение о ценностях)

Абсолютность божественных нравственных заповедей («Десять заповедей» в Ветхом Завете; «Нагорная проповедь» в Новом Завете). Вера, любовь к богу, надежда на спасение, смирение – высшие ценности. Также декларируются добрая воля и свобода совести, вера в духовное становление человека при приобщении его к божественной благодати (крещение, причастие, исповедь – основные нравственные ритуалы). Спор о природе и наличии добра и зла в мире – теория теодицеи .

ГНОСЕОЛОГИЯ

(учение о познании)

Бог – абсолютная, высшая истина: «Я есмь сущее» (Библия). Человеческие знания – лишь бесконечный путь к истине. Попытка получить абсолютное знание – гордыня, смертный грех, за который человечество уже несет наказание. Путь познания: на этапе апологетики и патристики – преимущественно, мистическое откровение, этап схоластики дополняется рационализмом (доказательства бытия Бога, спор об универсалиях, рассуждения о сущностях).

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Государство – воля Божия. Монарх – помазанник Божий (большое влияние власти церкви, папства, кардиналов). Общество стагнировано и традиционно. Законы монархичны и «неписаны». Понятия «исторического времени» еще нет. Господствует идея Апокалипсиса («второго пришествия Христа и конца света»).

Таблица 4

ВОЗРОЖДЕНИЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ (15–18 вв.)

Главные составляющие (части) философии

и концепций

БОГ (теология)

Изменение идеи бога, отход от догматитическо- христианского вероучения. Переориентация с теологического (патристика и схоластика) постулирования бога на философское понимание: деизм и пантеизм. Секуляризация схоластической философии.

ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии)

Переход от геоцентрической парадигмы мироздания на гелиоцентрическую . Полицентризм: идея бесконечности Вселенной и множественности миров. Возрождение натурфилософии и натуроцентризма : множество учений о субстанции , её атрибутах и модусах. Деизм, пантеизм, материализм, идеализм как онтологические позиции.

АНТРОПОЛОГИЯ

(учение о человеке)

Становление мировоззренческого антро-поцентризма и гуманизма. Реабилитация телесного начала и ограничение аскетизма. Возрождение идеи ценности земной жизни и жизненного опыта, свободы человека в его устремлениях. Культчеловека-творца. Развитие веры в духовное преображение человека, в его творческие способности, в возможности морально-духовного совершенствования.

АКСИОЛОГИЯ

(учение о ценностях)

Моральный и нравственный дуализм : одновременно требование заповедей Священного Писания и пропагандирование эпикурейского отношения к жизни. Развитие теорий гедонизма, эвдемонизма, «разумного эгоизма». Главный акцент делается на искусство и эстетические начала бытия: новый толчок получают живопись, архитектура, театр, музыка, поэзия, технические идеи.

ГНОСЕОЛОГИЯ

(учение о познании)

Укрепление позиций разума. В центре внимания – познающий субъект: «Я мыслю – следовательно, существую» (Декарт). Становление наук (естествознание) и разработка методов познания как эмпиричеческого (индуктивные методы), так и теоретического (дедуктивные методы). Складываются основные гносеологические направления: сенсуализм, эмпиризм, рационализм. Зарождение и становление классической науки.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Создаются модели совершенного, справедливого общества (социальные утопии: Т.Мор, Т.Кампанелла и др.); теории государства как реализация идеи «общественного договора» (Гоббс, Руссо, Локк и др.). В поле внимания власть, мораль и политика, теория права (Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье и др.). Возникновение теорий исторического времени и общественного прогресса (Гердер, Тюрго, Вико). Реформация в Зап.Европе (16-17вв.) – переосмысление не только роли церкви, но и создание новых социальных и этических теорий.

Таблица 5

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МАРКСИЗМ

(18 – 19 вв.)

Главные составляющие (части) философии

и концепций

Философское постулирование бога как высших морали, цели, разума (Кант, Фихте, Гегель) неявно присутствует; а также радикальный (Фейербах, Маркс, Энгельс) и воинствующий (Ленин, большевизм в целом) атеизм .

ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии)

Мировоззренческие основания: объективный идеализм (Гегель), субъективный идеализм (Фихте); материализм + субъективный идеализм (Кант); антропологический материализм (Фейербах); диалектический и исторический материализм (Маркс, Энгельс, Ленин).

АНТРОПОЛОГИЯ

(учение о человеке)

Человек – единство мира природы и мира свободы; единство тела, души и духа. Сущность человека – его познающий разум и добрая воля, свобода, творчество и нравственность, т.е. духовность. Марксизм делает акцент на социальной природе и сущности человека, практическом характере его бытия: «Человек есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс).

АКСИОЛОГИЯ

(учение о ценностях)

Учение о «категорическом императиве» - нравственном законе. Постулирование автономии морали как результата свободы воли. Долг, совесть, ответственность – основные нравственные понятия «практического разума». Человек как высшая ценность: он – цель, а не средство (Кант). Право, мораль, нравственность как исторические явления. Свобода – показатель общественного развития, реализация Духа во времени (Гегель, марксизм). Нравственные чувства (любовь), стремление человека к счастью – основа бытия, даны человеку от природы, они его сущность (Фейербах). Своеобразная философия искусства Шеллинга, которая вытекает из его философии природы. Именно в искусстве, считает он, преодолевается противоположность теоретического и нравственно-практического освоения мира, наступает гармония сознательной (человека) и бессознательной (природы) деятельности, устанавливаемая Абсолютом.

ГНОСЕОЛОГИЯ

(учение о познании)

1.Познание – процесс субъектной активности, априорной заданности субъекта на познание (Кант, Фихте), где снимается классическая противопоставленность субъекта и объекта. 2. Познание как отражение самоосуществления Абсолютного Духа, как логическое развертывание его содержания через систему понятий и законов: от простого к сложному, от «ничто» к высшим формам – искусству, религии, философии (Гегель). 3. Познание как адекватное отражение объектов реального мира: «субъективный образ объективного мира», цель- получение объективной истины ; как постоянное приближение к абсолютному знанию: «от сущности 1-го к сущности n-го и далее порядка». Знание как единство относительных и абсолютных истин. Практика – критерий истины, основа и цель познания (марксизм). Общая методология – диалектика.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

История, по Гегелю – прогресс духа во времени, в осознании и обретении свободы и реализации нравственного закона. Общество в истории проходит ряд ступеней – семья, гражданское общество, государство. История как совокупность и смена разных культур: вавилонской, египетской, восточно-азиатской, германо-европейской. Последняя является высшей. Марксизм: теория исторического материализма – учение о смене общественно-экономических формаций (ОЭФ). Их пять, каждая ОЭФ совершеннее предыдущей по ряду параметров. Движение от низшей к высшей – цель и назначение истории. В целом характерен прогрессистско-формационный подход.

Следует обратить внимание, что схематизация философии – процесс очень сложный, здесь невозможно обойтись без значительного упрощения и потерь тех или иных положений и взглядов. Так как философия 19 – 20 вв. еще более сложная, разноплановая и неоднозначная в своих направлениях и позициях, автор не рискует продолжить далее, чтобы вместо истины не получить искажение, и тем не менее, считает, что такая трудоемкая работа была не напрасной. Компактное изложение основных позиций по отдельным предметным аспектам философии поможет лучше и быстрее сориентироваться в многообразном материале. Схемы можно использовать и как методологический материал для самостоятельной работы, например, можно дать такие задания: а) развернуть отдельные части; б) дополнить и уточнить позицию; в) подобрать соответствующую литературу, первоисточники и т.д.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ВОПРОСЫ

    Возникновение философии, её предмет и основные проблемы.

    Мировоззрение и философия. Сущность, структура и типы мировоззрения.

    Философское мировоззрение и житейское миропонимание.

    Специфика философии по отношению к мифологии и религии.

    Философия и наука. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм в вопросе их взаимодействия. Философия науки.

    Философия и другие формы интеллектуально-духовной деятельности (идеология, искусство, мораль).

    Структура и части современного философского знания.

    Социальная роль и функции философии.

    Исторические типы философствования, этапы становления и развития философии.

    Философия Древнего Востока: направления, особенности.

    Античная философия, её основные направления и идеи.

    Специфика, разновидности и основные представители средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика.

    Философия эпохи Возрождения: пантеизм, антропоцентризм и гуманизм.

    Философия Нового времени и эпохи Просвещения: основная направленность, идеи и представители.

    Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах – их основные идеи.

    Философия марксизма: диалектический и исторический материализм.

    Западная философия 19 – 20 вв.: направления, представители, идеи (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ).

    Русская философия 19 – 20 вв.: крупнейшие мыслители, направления и идеи.

    Учение о бытии: понятие, структура, сферы бытия.

    Поиски оснований бытия, их многообразие. Характеристика онтологических оснований и понятие субстанции. Философский монизм, дуализм и плюрализм.

    Философский материализм и идеализм, их сущность и формы. Материя и Дух. Философские представления о материи: история и современность.

    Методологическая функция философии. Градация методов и их характеристика.

    Становление диалектики (Сократ, Гераклит, Гегель, марксизм)

    Диалектика как система: принципы, законы, категории.

    Проблема развития. Две концепции развития. Диалектика и метафизика как противоположные подходы к развитию.

    Современные методологии: представления о детерминизме. Синергетика. Концепция глобального эволюционизма.

    Гносеология, её предмет. Гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм: история и современность.

    Познание как процесс субъект-объектных отношений, их изменение в истории познания. Исторические типы рациональности.

    Пути, уровни, виды и формы познавательной деятельности, их характеристика.

    Возможности и границы познания: гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм, их позиции и аргументы.

    Сенсуализм, эмпиризм, рационализм и иррационализм в познании: сила и слабость их аргументов.

    Проблема истины. Истина как процесс. Истина и заблуждение: верификация, фальсификация, пролиферация как методы научного познания. Объективность, абсолютность и относительность в процессе познания.

    Понятие критерия истинности знания. Различные концепции истинности знания в философии и науке, их характеристика.

    Внерациональные формы познания: Истина и вера. Истина и интуиция. Истина и ценность. Истина и правда.

    Виды знания. Научное знание, его отличительные характеристики. Исторические этапы естественнонаучного знания. Современные проблемы познания и требования к знанию.

    Наука и техника. Понятие НТП и НТР. Философия и технические науки. Сциентизм и антисциентизм.

    Философская антропология: предмет, формирование. Природа и сущность человека: биосоциальное единство и духовно-нравственная сущность.

    Проблема сознания. Социальная сущность сознания. Сознание и язык.

    Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание. Сознание и культура.

    Человек как индивид, индивидуальность и как личность: сравнительная характеристика. Философская позиция в их соотношении.

    Наиболее характерные концепции личности в философии 19 – 20 вв.: ницшеанство, психоанализ, марксизм, персонализм и экзистенциализм.

    Аксиология. Понятие ценности. Структура и иерархия ценностей. Высшие ценности.

    Личность и ценностные ориентации. Мораль и нравственность в системе ценностей, их основные категории.

    Свобода как реальная ценность и как понятие. Концепции свободы. Свобода, волюнтаризм, фатализм, конформизм.

    Внешняя и внутренняя свобода. Нравственная свобода, моральный выбор и ответственность.

    Философия о жизни, её смысле, смерти и бессмертии. Любовь как высшая гуманистическая ценность.

    Философия общества и исторического процесса, её проблематика. Философия и социология.

    Философия о единстве и многообразии исторического процесса: подходы и теории.

    Понятие цивилизации и культуры, их различие и взаимодействие.

    Глобальные проблемы современности, их оценка и возможности разрешения. Будущее человечества.

    Понятие гражданского общества и правового государства, их состояние и перспективы в России.

М.: 2004. - 207 с.

Учебное пособие предназначено для подготовки к экзаменам по учебным дисциплинам высшего и среднего профессионального образования: «Философия», «Основы философии», «История философии», «Введение в историю философии». Оно систематизирует обширный учебный материал и представляет его в удобном для изучения и запоминания виде - в форме структурно-смысловых схем и таблиц. Пособие включает десять основных тем, посвященных различным аспектам философской науки, а также словарь основных философских понятий. Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

Формат: pdf

Размер: 4,6 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 9
Часть I. Понятие и социально-культурная роль философии 10
Схема 1. Понятие и структура мировоззрения 11
Схема 2. Исторические типы мировоззрений 12
Таблица 3. Что такое философия? (Представления различных философов) 13
Схема 4. Виды философии (часть 1) 14
Схема 5. Виды философии (часть 2) 15
Таблица 6. Традиционные разделы философии (основные философские дисциплины) . 16
Таблица 7. Основные составные части (дисциплины) современной философской науки 17
Таблица 8. Основной вопрос (проблема) философии в трактовке различных философских школ 18
Таблица 9. Социальные функции философии 20
Таблица 10. Главные типы философского познания и их специфика 21
Таблица II. Что философия может дать каждому человеку? (Практический смысл изучения философии) 22
Часть 2. История философии 23
Таблица 12. Возникновение философии (регионы и периоды) 24
Таблица 13. Важнейшие географические центры локализации философской мысли в истории человечества 25
Таблица 14. Некоторые крупные мыслители (X в. до н.э. - XX в.) 26
Таблица 15. Периоды развития индийской философии 28
Схема 16. Древняя индийская религиозная и религиозно-философская литература» оказавшая влияние на становление и развитие философии. 29
Схема 17. Философские школы Древней Индии 30
Таблица 18. Некоторые важные понятия философии Древней Индии 31
Схема 19. Основные направления развития индийской философии Средних
веков (постклассический период: конец I тыс. до н.э. - XVIII в.) 32
Таблица 20. Периоды развития китайской философии 33
Схема 21. Древняя китайская религиозная, религиозно-философская и историческая литература, оказавшая влияние на становление и развитие философии, 34
Схема 22. Философские школы Древнего Китая 35
Таблица 23. Некоторые важные понятия философии Древнего Китая 36
Схема 24. Основные направления развития китайской философии в постклассический период (III в. до н.э. - XIX в) 37
Таблица 25. Периоды развития арабской философии 38
Схема 26. Основные религиозные течения и традиции познания в исламе. . 39
Таблица 27. Некоторые важные понятия ислама и исламо-арабской философии 40
Схема 28. Формирование тибетской буддийской философии в Средние века (VII -XIX вв.) 41
Схема 29. Развитие тибетской буддийской философии в Средние века (VII - XIX вв.) 42
Таблица 30. Периоды развития западной философии 43
Схема 31. Культурные источники, повлиявшие на становление и развитие древней греческой философии 44
Схема 32. Античные философские школы (Древняя Греция и Древний Рим) 45
Схема 33. Основные направления развития западной философии Средних веков (II - XIV вв.) 47
Таблица 34. Основные идеи западной философии Средних веков (II -XIV вв.) 48
Схема 35. Основные направления развития западной философии эпохи Возрождения (XV - XVI вв.) 49
Таблица 36. Основные идеи западной философии эпохи Возрождения (XV - XVI вв.) 50
Схема 37. Основные направления развития западной философии Нового времени (XVII - XIX вв.) 51
Схема 38. Немецкая классическая философия Нового времени (XVIII - XIX вв.) 52
Схема 39. Контррационалистическая тенденция в западной философии XIX - XX вв 53
Таблица 40. Основные идеи западной философии Нового времени (XVII - XIX вв.) 54
Таблица 41. Школы и течения западной постклассической философии (XIX - XX вв.) 55
Таблица 42. Периоды развития русской философии 56
Схема 43 Формирование и развитие древней и средневековой русской философии (XI - XVII вв.) 57
Схема 44. Русская философия эпохи Просвещения (XVIII в.) 58
Таблица 45 Школы и течения русской философии (XVIII - ХХвв.) 59
Таблица 46 Основные философские идеи русского космизма 60
Таблица 47. Важнейшие философские течения в современной России (кон. XX - нач XXI в.) 61
Схем а 48. Развитие философии «сокровенной мудрости» в Новое и Новейшее время (XIX - XX вв.) 62
Таблица 49. Важнейшие философские идеи учений, порожденных эзотерической традицией познания 63
Таблица 50. Важнейшие направления современной философии (кон. XX - нач XXI в.) . 65
Часть 3. Онтология и натурфилософия... 66
Схема 51. Важнейшие проблемы и вопросы онтологии 67
Схема 52. Основные виды бытия 68
Схема 53. Два вида понимания бытия 69
Схема 54. Основные атрибуты природного бытия 70
Тяблица 55 Философские представления о субстанции 71
Таблица 56 Философские представления о духе 72
Таблица 57. Формы материи 73
Таблица 58. Основные концепции пространства-времени 74
Таблица 59. Движение материи и его разновидности 75
Схема 60. Развитие и его виды 76
Схема 61. Основные идеи и законы диалектики 77
Схема 62. Диалектическая схема процесса развития 78
Схема 63. Детерминизм, его принципы и разновидности 79
Схема 64. Представление о развитии жизни в теософской традиции 80
Схема 65. Основные философские концепции происхождения сознания. 81
Схема 66. Онтологическая структура бытия согласно Платону 82
Схема 67. Онтологическая структура бытия согласно неоплатонической традиции (система Плотина) 83
Схема 68. Онтологическая структура бытия согласно христианской догматической теологии 84
Схема 69. Онтологическая структура бытия согласно мистическому пантеизму
Ибн Араби (суфизм) 85
Схема 70. Онтологическая структура бытия согласно диалектике Георга Гегеля 86
Схема 71. Онтологическая структура бытия согласно теософской традиции
(XIX - XX вв.) 87
Схема 72. Онтологическая структура бытия согласно системе Агни-Иога. 88
Таблица 73. Представления о центре мироздания 89
Схема 74. Уровни организации материи в космосе 90
Таблица 75. Основные возможные сценарии развития Вселенной согласно
современной космологии 91
Часть 4. Философская антропология 92
Схема 76. Важнейшие проблемы и вопросы философской антропологии 93
Таблица 77. Некоторые философские представления о сущности человека. 94
Схема 78. Основные подходы к определению сущности человека 95
Схема 79. Антропологическая структура человека согласно древней египетской сакральной философии (герметизм) 96
Схема 80. Антропологическая структура человека согласно философии индуизма (веданта) 97
Схема 81. Антропологическая структура человека согласно системе Тарака
Раджа-Йога 98
Схема 82. Антропологическая структура человека согласно философии Пифагора 99
Схема 83. Антропологическая структура человека согласно философии Платона 100
Схема 84. Антропологическая структура человека согласно философии Аристотеля 101
Схема 85. Антропологическая структура человека согласно ортодоксальной
христианской философии. . . 102
Схема 86. Антропологическая структура человека согласно тибетскому ламаизму (буддизм Махаяны) 103
Схема 87. Антропологическая структура человека согласно европейской мистической философии Нового времени 104
Схема 88. Антропологическая структура человека согласно учению Живая
Этика (Агни-Йога) . 105
Схема 89. Антропологическая структура человека согласно теософии «новой
волны» (XIX в.). . 10G
Схема 90. Антропологическая структура человека согласно философии Сокровенной Мудрости (эзотерическая школа Адептов) 107
Схем а 91. Основные концепции антропогенеза 108
Таблица 92. Некоторые характеристики процесса антропогенеза согласно
теософской концепции космической эволюции человека (часть 1) 109
Таблица 93. Некоторые характеристики процесса антропогенеза согласно
теософской концепции космической эволюции человека (часть 2) 11С
Схема 94. Структура психического мира человека согласно философии йоги и
психоанализу 111
Схема 95. Факторы, влияющие на формирование и развитие сознания человека 112
Схема 96. Основные философские решения проблемы жизни после смерти. 113
Таблица 97. Некоторые латентные способности человека согласно философии йоги и теософии 114
Схема 98. Основные философские решения проблемы свободы воли человека 115
Таблица 99 Некоторые философские решения проблемы смысла жизни человека 116
Схема 100. Современные проблемы антропологической биоэтики. 1 17
Часть 5. Гносеология 1 18
Схема 101. Основные проблемы и вопросы гносеологии 1 19
Схема 102. Основные решения проблемы познаваемости мира 120
Схема 103. Основные гносеологические концепции 121
Схема 104. Формы чувственного познания L22
Схема 105. Формы рационального познания 123
Схема 106. Разновидности иррациональных способностей познания 124
Схема 107. Виды истины 125
Схема 108. Критерии истины ] 26
Схема 109. Специфика научного типа познания 127
Схема 110. Специфика религиозного типа познания 128
Часть 6. Философия религии ] 29
Схема (11. Признаки традиционной религии 130
Схема 112. Социально-культурные функции религии 131
Схема 113. Характерные черты традиционного религиозного сознания 132
Таблица 114. Философские представления о происхождении религий 133
Схема 115. Виды религий, 1 34
Схема 116. Первобытные верования (мифолого-религиозные культы) 135
Схема 117. Некоторые национальные религии 136
Схема 118. Мировые религии 137
Схема 1 19- Некоторые новые религиозные движения 138
Таблица 120. Прогрессивные и регрессивные социальные, политические и
культурные явления, связанные с религией 139
Схема 121. Многообразие религиозных и философских представлений о Боге 140
Таблица 122. Теистическое понимание Бога 141
Таблица 123. Деистическое понимание Бога 142
Таблица 124. Пантеистическое понимание Бога 143
Схема 125. Философские позиции относительно рационального доказательства бытия Бога 144
Часть 7. Социальная философия 145
Схема 126. Основные проблемы и вопросы социальной философии 146
Схема 127. Основные характеристики человеческого общества 147
Схема 128. Сферы жизни общества 148
Схема 129. Структура общества согласно концепции исторического материализма (марксизм) 149
Схема 130. Общественно-экономические формации согласно концепции исторического материализма (марксизм) . 150
Схема 131. Основные типы цивилизаций 151
Схема 132. Типы развития общества 152
Схема 133. Теории развития общества 153
Схема 134. Основные регуляторы общественной жизни человека. 154
Схема 135. Виды и иерархия ценностей человека 155
Схема 136. Общечеловеческие духовные ценности 156
Схема 137. Виды власти в обществе 157
Таблица 138. Классификация государств 158
Схема 139. Разделение власти в правовом государстве 159
Схема 140. Гражданское общество 160
Часть 8. Философия истории 161
Схема 141. Основные проблемы и вопросы философии истории 162
Схема 142. Основные философские концепции смысла истории 163
Схема 143. Философские решения проблемы направленности исторического
процесса 164
Таблица 144. Основные теоретические модели развития исторического процесса 165
Схема 145. Циклы развития общества (ЮГИ) в классическом индуизме 166
Схема 146. Движущие силы истории. . 167
Таблица 147. Основные критерии исторического прогресса 168
Часть 9. Философия культуры 169
Схема 148. Социальные функции культуры 170
Схема 149. Основные философские подходы к определению сущности культуры 171
Таблица 150. Понимание культуры различными мыслителями 172
Схема 151. Формы и виды культуры 173
Таблица 152. Доминанты национально-исторических культур 174
Схема 153. Уровни и характеристики массовой культуры 175
Таблица 154. Смысл понятия «цивилизация» в представлениях различных
мыслителей и исследователей 176
Схема 155. Контртенденции современной культуры и философии 177
Часть 10. Глобальные проблемы и будущее земной цивилизации 178
Таблица 156. Важнейшие тенденции развития культуры и цивилизации в XX - XXI вв 179
Схема 157. Основные внутренние и внешние факторы развития современной
цивилизации 180
Схема 158. Глобальные проблемы в начале XXI столетия. . 181
Таблица 159. Предлагаемые меры по решению глобальных проблем 182
Схема 160. Общие причины глобальных проблем земной цивилизации 184
Схема 161. Необходимые социально-культурные условия решения глобальных
проблем цивилизации 185
Схема 162. Исследования будущего 186
Схема 163. Методы исследования будущего 187
Схема 164. Основные пути дальнейшего развития земной цивилизации согласно философской системе Живой Этики 188
Схема 165. Некоторые возможные модели развития цивилизации 189
Краткий словарь философских понятий I 90

Вконтакте

Одноклассники

Данная статья представляет собой 1 главу книги Аблеева С. Р. «Философия в таблицах» . Речь пойдет о понятии философии и ее социально-культурной роли.

Все схемы и таблицы из главы продублированы ниже в текстовом формате для удобства нуждающихся или для тех, у кого нет возможности просматривать изображения.

Схема 1

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

  • Чувственное мировосприятие
  • Приверженность традиции
  • Символизм и аллегоричность
  • Отсутствие рациональных понятий
  • Преобладание чувственного мировосприятия
  • «Вера» возводится в принцип
  • Система догматов
  • Разум занимает подчиненное положение
  • Рациональное мировосприятие
  • Разум становится выше веры
  • Формируются абстрактные понятия
  • Используются наблюдения, сравнения, анализ, выводы, доказательства.

Таблица 3

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

Какие представления о предмете философии имели те или иные философы или философские течения.

  1. Пифагор — «Любовь к мудрости» (фило-софия).
  2. Гераклит — Философ — человек, занимающийся исследованиями.
  3. Платон — Особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия.
  4. Сократ — Средство познания Добра и Зла.
  5. Аристотель — Исследование причин и принципов вещей.
  6. Эпикур — Путь достижения счастья посредством разума.
  7. — Средство рационального познания и доказательства Бога. Средство разъяснения истин Священного писания.
  8. Гегель — Наука об Абсолютном Разуме, постигающем самого себя.
  9. Кант — Способ познания мира через абстрактные метафизические понятия.
  10. Учение «Живая Этика» — Средство познания мира, основанное на духовной интуиции и разуме. Средство духовного совершенствования человека и мира.

Схема 4

ВИДЫ ФИЛОСОФИИ (Часть 1)

1. ПО ОРИЕНТАЦИИ НА КОНКРЕТНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТЕОРЕТИЗАЦИИ

  • Обыденная философия
  • Религиозная философия
  • Мистическая философия
  • Научная философия

2. ПО ОТКРЫТОСТИ И ДОСТУПНОСТИ

  • Эзотерическая философия
  • Экзотерическая философия

3. ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

  • Философия Древнего мира
  • Философия Средневековья
  • Философия эпохи Возрождения
  • Философия Нового времени
  • Философия Новейшего времени

Схема 5

ВИДЫ ФИЛОСОФИИ (Часть 2)

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ТРАДИЦИЙ И СИСТЕМ:

1. ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

  • Восточная философия
  • Западная философия
  • Европейская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Арабская философия
  • Русская философия
  • И т. д.

2. ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА О ПЕРВИЧНОСТИ ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО НАЧАЛА

  • Идеалистическая философия
  • Материалистическая философия

3. ПО ОРИЕНТАЦИИ НА КОНКРЕТНЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ, ТЕОРИИ, ИДЕИ, РЕЛИГИИ

  • Буддийская философия
  • Христианская философия
  • Исламская философия
  • Рационалистическая философия
  • Теологическая философия
  • Позитивистская философия
  • Атеистическая философия
  • И т. д.

Таблица 6

ТРАДИЦИОННЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ
(ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ)

1. ОНТОЛОГИЯ — учение о бытии.

2. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — учение о человеке.

3. ГНОСЕОЛОГИЯ (ЭПИСТЕМОЛОГИЯ) — учение о познании.

4. АКСИОЛОГИЯ — учение о ценностях.

5. ЛОГИКА — учение о законах мышления.

6. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — учение о законах общественного развития.

7. ЭТИКА — учение о морали и нравственности.

8. ЭСТЕТИКА — учение о законах красоты.

9. ГЕРМЕНЕВТИКА — учение о смыслах.

10. ТЕОЛОГИЯ — учение о Боге.

Таблица 7

ОСНОВНЫЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ (ДИСЦИПЛИНЫ)
СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ

1. Метафизика
2. Философия природы
3. Философия человека
4. Философия познания
5. Этическая философия
6. Социальная философия
7. Философия истории
8. Философия культуры
9. Философия политики
10. Философия образования
11. Философия техники
12. Философия религии
13. Философия языка
14. Философия искусства
15. Логика
16. История философии
17. Футуристическая философия

Таблица 8


ОСНОВНОЙ ВОПРОС (ПРОБЛЕМА) ФИЛОСОФИИ
В ТРАКТОВКЕ РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ

1. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Буддизм (Гаутама Будда и др.)
Суть основного вопроса философии: Как избавиться от страданий, присущих земному бытию?

2. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Ортодоксальная индийская философия (Капила, Патанджали, Вьяса Канада, Шанкара и др.)
Суть основного вопроса философии: Как избавиться от сансары (круговорота перерождений души), кармы (последствий своих поступков и мыслей), достичь мокши (освобождения от земного бытия) и бессмертия в духовных мирах?

3. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Даосизм (Лао Цзы и др.)
Суть основного вопроса философии: Познание Дао и достижение бессмертия.

4. Древний мир

Философское течение (школа): Античные философские школы (Фалес, Пифагор, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель и др.)
Суть основного вопроса философии: Что лежит в основе всех вещей? (Что есть истинное бытие?)

5. Средние века

Философское течение (школа): Христианская философия (Августин, Ориген, Василий Великий, Фома Аквинский).
Суть основного вопроса философии: Что есть Бог? Спасение души.

6. Средние века - Новейшее время

Философское течение (школа): Суфизм (Аль-Мисри, Аль-Мухасиби, Джунайд, Сухраварди, Ибн аль-Араби и др.)
Суть основного вопроса философии: Воссоединение с Богом

7. Средневековье и Возрождение

Философское течение (школа): Оккультная философия (Альберт Великий, Раймонд Луллий, Никола Фламмель, Якоб Беме, Парацельс, Евгений Филалет и др.)
Суть основного вопроса философии: Трансмутация сущности человека и достижение духовного бессмертия.

8. Новое время

Философское течение (школа): Эмпиризм, Рационализм (Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.)
Суть основного вопроса философии: Каков истинный метод научного и философского познания?

9. Новое время

Философское течение (школа): Кант
Суть основного вопроса философии: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

10. Новое время

Философское течение (школа): Гегель
Суть основного вопроса философии: Познание Абсолютного Духа и диалектической логики его развития.

11. Новое и Новейшее время

Философское течение (школа): Диалектический материализм (марксизм) (Маркс, Энгельс, Ленин и др.)
Суть основного вопроса философии: Соотношение материи и духа. Что первично: материя или дух? Способен ли дух познать материю?

12. Новейшее время

Философское течение (школа): Неопозитивизм (Шлик, Карнап, Нейрат, Рассел и др.)
Суть основного вопроса философии: Что есть истинное научное познание?

13. Новейшее время

Философское течение (школа): Лингвистическая философия (Витгенштейн, Хайдеггер и др.)
Суть основного вопроса философии: Проблема языка

14. Новейшее время

Философское течение (школа): Экзистенциализм (Камю, Сартр, Марсель, Ясперс и др.)
Суть основного вопроса философии: Проблема человека

15. Новейшее время

Философское течение (школа): Экзистенциализм (М. Хайдеггер)
Суть основного вопроса философии: Почему есть нечто, а не ничто?

16. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Философия, близкая эзотерической традиции (теософия, Учение Храма, Живая Этика и др.) (Махатмы, Блаватская, Ла Дью, Рерихи и др.)
Суть основного вопроса философии: Познание мира. Совершенствование человека и мира.

Таблица 9

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

  1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ — связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения — системы общих представлений о мире и человеке.
  2. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ) — связана с познанием мира и человека.
  3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ — связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека.
  4. ЛОГИЧЕСКАЯ — связана с осмыслением и формулированием общих законов рационального мышления.
  5. ЦЕННОСТНАЯ (АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ) — связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей для человека и общества.
  6. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ — связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод.
  7. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ — связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и направлением научного познания.
  8. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ — связана с изучением законом красоты и ее восприятия человеческим сознанием.
  9. ПРАКТИЧЕСКАЯ — связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.
  10. КУЛЬТУРОТРАНСЛИРУЮЩАЯ — связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.

Таблица 10

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ

1. ОБЫДЕННАЯ (ЖИТЕЙСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ — познание опирается на чувственное восприятие, произвольные умозрения, связанные или несвязанные с объективным опытом и реальностью.

2. РЕЛИГИОЗНО-ДОГМАТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - познание опирается на положения Священного Писания и догматы церкви. Исходит из приоритета веры над знанием. Использует разум для толкования и доказательства предметов веры.

3. МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - познание опирается на личный или исторический мистический (духовный) опыт, эмпирическое, рациональное и иррациональное познание, которые осмысливаются и истолковываются средствами разума.

5. НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ:

  • ЭМПИРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - познание опирается на объективный опыт, который осмысливается и истолковывается средствами разума.
  • РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - познание опирается на доводы разума, исходящие из интеллектуальной интуиции.
  • РАЦИОНАЛЬНО-ЭМПИРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - познание опирается на объективный опыт, доводы разума и действие интуиции (а также другие виды иррационального познания), которые истолковываются средствами разума.

Таблица 11


ЧТО ФИЛОСОФИЯ МОЖЕТ ДАТЬ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ?
(ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ)

  1. Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке.
  2. Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни.
  3. Обучить принципам «мудрой жизни» (т. е. жизни без иллюзий, без страданий, без заблуждения и т. д.).
  4. Укрепить внутренний духовный «стержень» и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности.
  5. Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, т. е. способности глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее.
  6. Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил.
  7. Научить познанию будущего.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Вконтакте

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Стоцкая Т.Г.

Тихонов В.А.

«Философия в таблицах и схемах»

(учебное пособие для подготовки к экзамену)

Самара 2005

Философия в таблицах и схемах: учебное пособие для подготовки к экзамену / Т.Г. Стоцкая, В.А.Тихонов; Самарск. гос. арх.-строит. ун-т. Самара, 2005, 72 С. ISBN 5-9585-0041-4.

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие и социально-экономические дисциплины» государственных стандартов высшего профессионального образования.

Издание включает конспект лекций по курсу философии, выполненных в виде наглядных схем. Используя данное пособие при подготовке к экзамену, студенты смогут в сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения дисциплины «философия»; сосредоточить внимание на основных категориях; сформулировать примерный план ответов на экзамене.

Данное пособие рекомендуется студентам заочного очного отделения экономического факультета. Универсальность пособия позволяет также рекомендовать его студентам всех специальностей, готовящимся к сдаче экзамена по курсу «философия» .

Настоящее пособие не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано (в том числе ксерокопировано) и распространено без разрешения СГАСУ.

Номер лицензии на издательскую деятельность ЛР №020726 от 25.02.98 г.

Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.

@ Самарский государственный архитектурно-

строительный университет,

ISBN 5-9585-0041-4

Приближается экзамен. Он является своеобразной контрольной точкой, ступенью в даль-

нейшем формировании Вашего философского мировоззрения. Остались позади лекции и работа на семинарских занятиях, где Вы обсуждали вечные философские проблемы – о мире, бытии,

сущности человека и смысле его жизни. Надеемся, что осмысление этих проблем поможет Вам лучше понять окружающий мир, осознать свое собственное Я, осуществить полноценную са-

мореализацию заложенных способностей.

Предлагаемое пособие представляет собой краткое схематичное изложение наиболее важных проблем нормативного курса философии. Структурно-логические схемы призваны спо-

собствовать более глубокому пониманию и усвоению лекционного курса.

В силу краткости изложения пособие не может рассматриваться в качестве единственного источника подготовки к экзамену. Оно, безусловно, должно быть дополнено соответствующей учебной и научной литературой, библиографический список которой предлагается в пособии после схем.

Желаем успешной сдачи экзамена!

ФИЛОСОФИЯ КАК ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем

Три основные формы мировоззрения, выделяемые в истории человечества

2. МИФОЛОГИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Мифология – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности

Основные вопросы, на которые мифы пытаются дать ответ

- происхождение Вселенной, Земли

и человека;

- объяснение природных явлений;

- жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достиже-

- вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Черты мифа

- очеловечивание природы;

- наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

- отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

- практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач

(хозяйство, защита от стихии и т.д.);

Однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

3. РЕЛИГИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Религия исследует те же вопросы, что и миф.

Основные

Крупнейшие и наиболее

мировые религии

распространенные

мире национальные

Христианство;

Синтоизм;

Буддизм.

Индуизм;

Иудаизм.

Функции религии (помимо мировоззренческих)

Объединительная (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

Культурологическая (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);

Нравственно-воспитательная (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

4. ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Она представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Отличия философского мировоззрения от религиозного

и мифологического

- философское мировоззрение основано на знании (а не на вере);

- философское мировоззрение рефлексивно (имеет место обра-

щенность мысли на саму себя);

Философское мировоззрение логично (имеет внутреннее единство и систему);

Философское мировоззрение опирается на четкие понятия и категории.

Основные стадии эволюции философии как мировоззрения

Космоцентризм – философское мировоззрение,

в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю,

иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

- Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

5. СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ

ОНТОЛОГИЯ

История философии

ГНОСЕОЛОГИЯ

Социальная

ФИЛОСОФИЯ

философия

Философская

ЭСТЕТИКА

антропология

АКСИОЛОГИЯ

Предмет философии

Основные разделы предмета философии

Частные вопросы, изучаемые философией в рамках четырех основных разделов

- онтология (учение о бытии);

- гносеология и (учение о познании);

- проблемы человека;

Общество.

- сущность и происхождение бытия;

- материя (субстанция), ее формы;

- сознание, его происхождение и природа;

- взаимоотношение материи и сознания;

- бессознательное;

- человек, его сущность и существование;

- душа, духовный мир человека;

- общество и человек;

- природа и общество;

- духовная сфера жизни общества;

- материально-экономическая сфера жизни общества;

- социальная сфера общества;

- перспективы человека, общества;

- экология, проблемы выживания;

- особенности познания;

- ограниченность и безграничность познания;

- философские категории;

- диалектика и ее законы;

Иные вопросы.

7. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, назначение.

- Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

- Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности (см. вопрос 3 «Предмет и методы философии»).

- Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

- Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

- Критическая функция , роль которой – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

- Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - мо- рально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало Средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала XX вв. и др.).

- Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

- Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

- Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ