Зотов Анатолий Федорович

Зотов Анатолий Федорович

Современная западная философия

Рецензенты:

Институт человека РАН (директор член-корр. РАН, д.ф.н., проф. Б. Г. Юдин), П.П.Гайденко, член-корр. РАН, д.ф.н., проф. (Институт философии РАН)

Предлагаемая работа - фундаментальный труд известного ученого и педагога, созданный на основе лекционного курса, много лет читаемого автором на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. В нем предпринята историко-философская реконструкция современной западной философии, заканчивающаяся последними годами XX в. Эта работа - не краткое изложение философских трудов, а подготовка к их чтению.

Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, для всех, кто интересуется историей философии.

Вместо введения........................... 8

XIX ВЕК: СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ......... 14

А.Шопенгауэр (1788-1850) - провозвестник новой философской парадигмы...................... 29

"Коренной переворот в философии" и его главные участники....... 35

Кьеркегор............................ 37

Младогегельянцы......................... 41

Маркс и марксизм: философия принимает новый облик.......... 45

Позитивизм - философская парадигма индустриального общества. "Первый позитивизм"............ 50

Опост Конт............................ 52

Джон Стюарт Милль........................ 59

Герберт Спенсер.......................... 64

Естественно-научный материализм XIX века............... 70

Эмпириокритицизм ("второй позитивизм"): теория познания в роли научной философии........... 85

Эмпириокритическая концепция жизни................ 92

Онтология эмпириокритицизма: мир как совокупность "комплексов ощущений"...................... 99

Место эмпириокритицизма в истории западной философии........ 103

Прагматизм - американский синтез европейских философских идей.... 105

Чарльз Пирс........................... 108

Вильям Джемс.......................... 113

Джон Дьюи............................ 117

Прагматистская концепция истины.................. 120

Неокантианство: редукция философии к методологии........... 125

Способы образования научных понятий. "Науки о природе" и "науки о духе"......................... 133

В.Дильтей (1833-1911): философские и методологические основания истории как науки........... 146

"Критика исторического разума": предмет и метод истории........ 149

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ В XX ВЕКЕ................. 162

Новая идея истины......................... 166

Новое понятие реальности....................... 174

Специфика британской философии.................. 180

Кризис европейской цивилизации как философская проблема....... 183

Ф.Ницше и конец "обосновывающего разума". Новая философская парадигма................. 187

"Философия жизни" во Франции: А.Бергсон............... 195

Неопозитивизм............................ 205

Становление логического позитивизма................. 210

"Логико-философский трактат" Л.Витгенштейна............. 223

Венский кружок.......................... 240

Принцип верификации....................... 252

Верификация и "язык науки".................... 261

Идеи "позднего" Витгенштейна................... 275

Психоанализ и его философские контексты............... 291

Первые шаги психоанализа. "Фрейдизм"................ 292

Психоанализ и "научная психология"................. 304

Психоанализ К. Юнга. Учение о "коллективном бессознательном"..... 308

Феноменология Гуссерля....................... 314

Жизнь и деятельность основателя современной феноменологии...... 314

Основные принципы феноменологии Гуссерля и их эволюция....... 332

Начало. Гуссерлева "Философия арифметики" и редукция в роли методологического принципа....... 336

Феноменологическая самокритика и критика психологизма. "Логические исследования"..................... 348

"Поворот 1907 г.". Процесс конституирования и проблематика времени. Феноменологическая редукция как метод и феноменология как фундаментальная онтология........ 359

"Картезианские медитации". Феноменологическая редукция и конституирование предметного мира................. 366

Синтез как изначальная форма познавательной активности........ 373

Проблема "других Я". Интерсубъективность.............. 380

"Кризис европейских наук". Проблема судьбы европейской культуры. "Жизненный мир"............... 385

Философские наследники Гуссерля.................. 405

М.Хайдеггер и его концепция феноменологической онтологии....... 411

Вопрос о бытии.......................... 430

Экзистенциальная аналитика........,............ 438

Время и временность........................ 453

Конечность человеческого бытия................... 462

Онтология историчности. Историчность и временность.......... 466

"Поворот"............................ 482

Экзистенциализм Сартра....................... 486

Феноменологическая онтология.................... 490

Дедукция понятий феноменологической онтологии............ 507

Экзистенциальная трактовка времени................ 520

Трансценденция.......................... 523

Свобода и фактичность. Бытие в ситуациях.............. 560

Место смерти в экзистенциальной онтологии.............. 579

Экзистенциальный психоанализ.................... 596

Заключение............................ 604

Структурализм: западная философия на пути к "постмодерну"....... 607

Первые шаги структурализма. Структурная лингвистика......... 610

Леви-Строс и структурная антропология................ 613

М.Фуко и его "онтология дискурса".................. 639

Ж.Делез и философский облик "постмодерна".............. 675

От "кризиса объективности" к "кризису субъективности"......... 688

Онтология и "логика смысла"....................697

Поиски синтеза: Поль Рикер...................... 742

Вместо заключения..........................779

Моей жене, верной спутнице по жизненным тропам,

Наталье Михайловне Смирновой посвящаю

Вместо введения

Тема современной западной философии в курсе истории философии для человека русской культуры представляет немалые, и притом специфические, трудности. Очевидная и лежащая на поверхности трудность - великое многообразие тем, точек зрения, школ, имен и публикаций. При этом последние написаны в самых разных стилях - иногда чуть ли не в духе математического трактата, с использованием особой символики и схем, что требует предварительного знакомства со специальной терминологией; читателю приходится частенько заглядывать в специальные словари, и не только философские. Иногда стиль весьма художественный, но столь "темный" и метафоричный язык, что ему позавидовал бы и сам Гераклит, которого его современники называли "темным", и Гегель, которого "темным" считают многие теперешние студенты и любители серьезного философского чтения. Нередко при чтении подобных трудов возникает впечатление, что автор даже и не стремился к тому, чтобы смысл его произведения доходил до каждого читателя. И впечатление это вовсе не всегда обманчиво, поскольку с точки зрения многих, если не большинства философов, чтение философской литературы - дело скорее элитарное, нежели массовое, а потому предполагает наличие у читателя подлинного интереса и недюжинных интеллектуальных способностей.

Философия. Под ред. Зотов А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.

6-е изд., перераб. и доп. - М. : 2009. - 688 с.

Учебник подготовлен коллективом преподавателей Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Структура учебника максимально приближена к курсу философии, читаемому в настоящее время в большинстве вузов. В учебнике представлены: история философии, изложение философии в логическом плане - как системы идей, а также рассмотрены отдельные сферы философского знания, демонстрирующие, как философская методология может быть практически применена при исследовании специфических областей действительности. Авторы стремились сохранить полемический характер изложения, раскрывая перед читателем многообразие подходов, представленных в различных философских школах и направлениях. Для студентов высших учебных заведений.

Формат: pdf (2009 , 6-е изд., 688с.)

Размер: 30,1 Мб

Скачать: 08

Формат: pdf (200 4 , 2-е изд., 688с.)

Размер: 4,6 Мб

Скачать: 08 .02.2018г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Проспект" (см. примечание)

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ 3
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ 5
1. Предмет и объект философского знания 5
2. Философия и другие формы мировоззрения 11
3. Функции философии.
Место философии в системе культуры 16
4. Методы философского познания.
Философия как ценностное знание 20
СОЗНАНИЕ 27
1. Сознание как качество высокоорганизованного субъекта 27
2. Сознание в антропосоциогенезе 40
3. Уровни сознательной организации, сознание и подсознание 50
4. Общественное сознание 56
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 63
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 85
1. Загадка древнегреческой цивилизации 65
2. Мифологическое мышление и первые философские идеи 68
3. Сущность и явление, противопоставление видимого и реального 75
4. Человек как мера всех вещей 78
5. Линия Демокрита и линия Платона 81
6. Философия Аристотеля 93
7. Позднеантичные философские учения 97
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 107
1. Философия Средних веков 107
2. Предсхоластический период 108
3. Ранняя схоластика 114
4. Высокая схоластика 120
ВОЗРОЖДЕНИЕ И РЕФОРМАЦИЯ 133
1. Предпосылки возникновения капитализма и новые мыслительные парадигмы 133
2. Возрождение 136
3. Реформация 146
ФИЛОСОФИЯ Н0В0Г0 ВРЕМЕНИ 153
1. «Знание- сила»- философия Ф.Бэкона и Т. Гоббса 154
2. Cogito ergo sum: философия картезианства 157
3. Дискуссии о врожденности знания. Дж. Локк и Г. Лейбниц 163
4. Французское Просвещение 171
5. Немецкое Просвещение 173
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 175
1. Истоки и предпосылки 175
2. Философия Канта 177
3. «Наукоучение» Фихте и «натурфилософия» Шеллинга 186
4. «Абсолютный идеализм» Гегеля 191
5. Антропология Фейербаха 195
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 107
1. Зарождение русской философии и ее особенности 197
2. Философская мысль русского Просвещения 200
3. Важнейшие течения в философии XIX в 204
4. Русская философия конца XIX- начала XX века 219
РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКАИ 225
ПРАГМАТИЗМ 227
1. Культурно-исторические предпосылки развития американской философии 227
2. Чарльз Пирс 231
3. Уильям Джеймс 238
4. Джон Дьюи 242
НЕОПОЗИТИВИЗМ 24В
1. Общая характеристика 246
2. Становление логического позитивизма 252
3. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна 268
4. Венский кружок 287
5. Логическая семантика 299
6. Идеи «позднего» Витгенштейна 304
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ 311
1. Феноменология как метод и как философское учение 311
2. Гуссерлева «Философия арифметики» и редукция в роли методологического принципа 315
3. «Логические исследования» 324
4. Процесс конституирования и проблематика времени. Феноменологическая редукция как метод и феноменология как фундаментальная онтология 328
5. Проблема «других Я». Интерсубъективность 334
6. Проблема судьбы европейской культуры. «Жизненный мир» 339
РАЗДЕЛ IV. ФИЛОСОФИЯ КАК СИСТЕМА ИДЕЙ 357
СТАНОВЛЕНИЕ ОНТОЛОГИИ КАК УЧЕНИЯ О БЫТИИ 350
1. Возникновение метафизического отношения к миру 359
2. Изначальные варианты решения онтологических проблем 361
3. Определение места онтологии в структуре метафизики (Аристотель) 370
ОВВЯТИЕ БЫТИЯ И ВДРИДВТЫ ОВТОДИГИИ 379
1. Бытие как существование 379
2. Онтологические модели бытия как существования.. 381
3. Понятие субстанции и субстанциональность бытия 391
4. Кризис онтологии. Иерархические модели бытия.... 392
ШУИДДМЕНШЬНЫЕ СВОЙСТВА N ДИАЛЕКТИКА БЫГНЯ 338
1. Движение как фундаментальное свойство бытия... 398
2. Движение и развитие. Модели развития 404
3. Диалектика бытия и всеобщие законы развития... 408
4. Детерминизм и развитие 416
5. Системность бытия 422
6. Пространственно-временные уровни бытия 433
И™"1 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И МИРУ 444
1. Понятие, основные проблемы и исторические варианты гносеологии 444
2. Субъект и объект познания 460
3. Сущность, динамика и основные характеристики знания 465
4. Понятие и основные концепции истины 469
РАЗДЕЛ V. СФЕРЫ ШИДРСРШСИНГО ЗНАНИЯ 493
И™*1 СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 495
1. Предмет и метод социальной философии 495
2. Деятельность как субстанция социокультурного мира 502
3. Понятие социального действия. Субъект и объект. Потребности и интересы общественного человека 509
4. Общество как организационная форма деятельности 520
ФИЛОСОФИЯ ШИШИ 532
1. Политология как наука и область философского знания 532
2. Перспективы развития политологии 539
3. Россия: поиск цивилизационной идентичности... 542
1. Этика как наука о морали 548
2. Этика в историческом развитии 555
3. Этика как система идей 558
4. Современная этика 563
ЭСТЕТИКИ 5М
1. Эстетическая ценность 574
2. Специфика эстетического суждения 584
3. Национальное и общечеловеческое в искусстве 593
4. Эстетика постмодернизма 598
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 602
1. Онтология и антропология 602
2. Человек в модусе позитивности 608
3. Плеснер. Человек- это не только личность 616
4. Гелен: Нулевая антропология 621
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ В24
1. Понятие философии науки 624
2. Логический позитивизм 628
3. Критический рационализм 634
4. Методология исследовательских программ
Имре Лакатоса 642
5. Парадигмальная философия науки Томаса Куна... 647
6. Герменевтическая методология гуманитарных наук 652
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ 659
1. «Техника»: истоки и эволюция понятия, современная трактовка 661
2. Природа технического знания 664
3. Техника и искусство 666
4. «Технократическая концепция» 667
5. Прогнозы и предостережения 670


1. XIX век - становление современной философии
2. А. Шопенгауэр - провозвестник новой философской парадигмы

3. «Коренной переворот в философии» и его главные участники
Философия Кьеркегора
Младогегельянцы
К. Маркс и марксизм: философия принимает новый облик

4. Позитивизм - философская парадигма индустриального общества
«Первый позитивизм»
Огюст Конт
Джон Стюарт Милль
Герберт Спенсер

5. Естественно-научный материализм XIX века

6. Эмпириокритицизм («второй позитивизм»): теория познания в роли научной философии
Эмпириокритическая концепция жизни
Онтология эмпириокритицизма: мир как совокупность «комплексов ощущений»
Место эмпириокритицизма в истории западной философии

7. Прагматизм - американский синтез европейских философских идей
Чарльз Пирс
Вильям Джемс
Джон Дьюи
Прагматистская концепция истины

8. Неокантианство: редукция философии к методологии
Способы образования научных понятий. «Науки о природе» и «науки о духе»

9. В. Дильтей: философские и методологические основания истории как науки
«Критика исторического разума»: предмет и метод истории

10. Западная философия в XX веке

11. Ф. Ницше и сумерки обосновывающего разума. Новая философская парадигма

12. «Философия жизни» во Франции: А. Бергсон

13. Неопозитивизм
Становление логического позитивизма
«Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна
Венский кружок
Принцип верификации
Верификация и язык науки
Идеи позднего Витгенштейна
Что такое «форма жизни»? Что такое «Языковая игра»?
Достоверность

14. Психоанализ и его философские контексты
Первые шаги психоанализа. Фрейдизм
Психоанализ и «научная психология»
Психоанализ К. Юнга. Учение о коллективном бессознательном

15. Феноменология Гуссерля
Жизнь и деятельность основателя современной феноменологии
Основные принципы феноменологии Гуссерля и их эволюция
Начало. Гуссерлева «Философия арифметики» и редукция в роли методологического принципа
Феноменологическая самокритика и критика психологизма. «Логические исследования»
«Поворот» 1907 г. Процесс конституирования и проблематика времени. Феноменологическая редукция как метод и феноменология как фундаментальная онтология
«Картезианские размышления». Феноменологическая редукция и конституирование предметного мира
Синтез как изначальная форма познавательной активности
Проблема «других Я». Интерсубъективность
«Кризис европейских наук». Проблема судьбы европейской культуры. «Жизненный мир»
Философские наследники Гуссерля

16. М. Хайдеггер и его концепция феноменологической онтологии
Вопрос о бытии
Экзистенциальная аналитика
Время и временность
Конечность человеческого бытия
Онтология историчности. Историчность и временность
«Поворот».

17. Экзистенциализм Сартра
Феноменологическая онтология
Дедукция понятий феноменологической онтологии. Ничто и свобода
Ситуативность человеческого бытия. Экзистенциальная возможность
Экзистенциальная трактовка времени
Трансценденция
Бытие-для-другого
Конкретные отношения с другими
«Иметь», «делать» и «быть» как базовые категории человеческой реальности
Свобода и фактичность. Бытие в ситуациях
Место смерти в экзистенциальной онтологии
Экзистенциальный психоанализ
«Хотеть», «иметь» и «быть» как детерминанты человеческого бытия

18. Структурализм: западная философия на пути к постмодерну
Первые шаги структурализма. Структурная лингвистика
К. Леви-Строс и структурная антропология
М. Фуко и его «онтология дискурса»

19. Ж. Делез и философский облик постмодерна
От «кризиса объективности» к «кризису субъективности»
Онтология и «логика смысла» Ж. Делеза
20. Поиски синтеза: П. Рикер

Вместо заключения

Зотов Анатолий Федорович

Современная западная философия

Рецензенты:

Институт человека РАН (директор член-корр. РАН, д.ф.н., проф. Б. Г. Юдин), П.П.Гайденко, член-корр. РАН, д.ф.н., проф. (Институт философии РАН)

Предлагаемая работа - фундаментальный труд известного ученого и педагога, созданный на основе лекционного курса, много лет читаемого автором на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. В нем предпринята историко-философская реконструкция современной западной философии, заканчивающаяся последними годами XX в. Эта работа - не краткое изложение философских трудов, а подготовка к их чтению.

Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, для всех, кто интересуется историей философии.

Вместо введения........................... 8

XIX ВЕК: СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ......... 14

А.Шопенгауэр (1788-1850) - провозвестник новой философской парадигмы...................... 29

"Коренной переворот в философии" и его главные участники....... 35

Кьеркегор............................ 37

Младогегельянцы......................... 41

Маркс и марксизм: философия принимает новый облик.......... 45

Позитивизм - философская парадигма индустриального общества. "Первый позитивизм"............ 50

Опост Конт............................ 52

Джон Стюарт Милль........................ 59

Герберт Спенсер.......................... 64

Естественно-научный материализм XIX века............... 70

Эмпириокритицизм ("второй позитивизм"): теория познания в роли научной философии........... 85

Эмпириокритическая концепция жизни................ 92

Онтология эмпириокритицизма: мир как совокупность "комплексов ощущений"...................... 99

Место эмпириокритицизма в истории западной философии........ 103

Прагматизм - американский синтез европейских философских идей.... 105

Чарльз Пирс........................... 108

Вильям Джемс.......................... 113

Джон Дьюи............................ 117

Прагматистская концепция истины.................. 120

Неокантианство: редукция философии к методологии........... 125

Способы образования научных понятий. "Науки о природе" и "науки о духе"......................... 133

В.Дильтей (1833-1911): философские и методологические основания истории как науки........... 146

"Критика исторического разума": предмет и метод истории........ 149

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ В XX ВЕКЕ................. 162

Новая идея истины......................... 166

Новое понятие реальности....................... 174

Специфика британской философии.................. 180

Кризис европейской цивилизации как философская проблема....... 183

Ф.Ницше и конец "обосновывающего разума". Новая философская парадигма................. 187

"Философия жизни" во Франции: А.Бергсон............... 195

Неопозитивизм............................ 205

Становление логического позитивизма................. 210

"Логико-философский трактат" Л.Витгенштейна............. 223

Венский кружок.......................... 240

Принцип верификации....................... 252

Верификация и "язык науки".................... 261

Идеи "позднего" Витгенштейна................... 275

Психоанализ и его философские контексты............... 291

Первые шаги психоанализа. "Фрейдизм"................ 292

Психоанализ и "научная психология"................. 304

Психоанализ К. Юнга. Учение о "коллективном бессознательном"..... 308

Феноменология Гуссерля....................... 314

Жизнь и деятельность основателя современной феноменологии...... 314

Основные принципы феноменологии Гуссерля и их эволюция....... 332

Начало. Гуссерлева "Философия арифметики" и редукция в роли методологического принципа....... 336

Феноменологическая самокритика и критика психологизма. "Логические исследования"..................... 348

"Поворот 1907 г.". Процесс конституирования и проблематика времени. Феноменологическая редукция как метод и феноменология как фундаментальная онтология........ 359

"Картезианские медитации". Феноменологическая редукция и конституирование предметного мира................. 366

Синтез как изначальная форма познавательной активности........ 373

Проблема "других Я". Интерсубъективность.............. 380

"Кризис европейских наук". Проблема судьбы европейской культуры. "Жизненный мир"............... 385

Философские наследники Гуссерля.................. 405

М.Хайдеггер и его концепция феноменологической онтологии....... 411

Вопрос о бытии.......................... 430

Экзистенциальная аналитика........,............ 438

Время и временность........................ 453

Конечность человеческого бытия................... 462

Онтология историчности. Историчность и временность.......... 466

"Поворот"............................ 482

Экзистенциализм Сартра....................... 486

Феноменологическая онтология.................... 490

Дедукция понятий феноменологической онтологии............ 507

Экзистенциальная трактовка времени................ 520

Трансценденция.......................... 523

Свобода и фактичность. Бытие в ситуациях.............. 560

Место смерти в экзистенциальной онтологии.............. 579

Экзистенциальный психоанализ.................... 596

Заключение............................ 604

Структурализм: западная философия на пути к "постмодерну"....... 607

Первые шаги структурализма. Структурная лингвистика......... 610

Леви-Строс и структурная антропология................ 613

М.Фуко и его "онтология дискурса".................. 639

Ж.Делез и философский облик "постмодерна".............. 675

От "кризиса объективности" к "кризису субъективности"......... 688

Онтология и "логика смысла"....................697

Поиски синтеза: Поль Рикер...................... 742

Вместо заключения..........................779

Моей жене, верной спутнице по жизненным тропам,

Наталье Михайловне Смирновой посвящаю

Вместо введения

Тема современной западной философии в курсе истории философии для человека русской культуры представляет немалые, и притом специфические, трудности. Очевидная и лежащая на поверхности трудность - великое многообразие тем, точек зрения, школ, имен и публикаций. При этом последние написаны в самых разных стилях - иногда чуть ли не в духе математического трактата, с использованием особой символики и схем, что требует предварительного знакомства со специальной терминологией; читателю приходится частенько заглядывать в специальные словари, и не только философские. Иногда стиль весьма художественный, но столь "темный" и метафоричный язык, что ему позавидовал бы и сам Гераклит, которого его современники называли "темным", и Гегель, которого "темным" считают многие теперешние студенты и любители серьезного философского чтения. Нередко при чтении подобных трудов возникает впечатление, что автор даже и не стремился к тому, чтобы смысл его произведения доходил до каждого читателя. И впечатление это вовсе не всегда обманчиво, поскольку с точки зрения многих, если не большинства философов, чтение философской литературы - дело скорее элитарное, нежели массовое, а потому предполагает наличие у читателя подлинного интереса и недюжинных интеллектуальных способностей.

Есть и трудности, которые на поверхности не лежат: на первый взгляд в тексте все представляется совершенно прозрачным, удивляет только то, что автор пишет о само собой понятных вещах, а его коллеги по "философскому цеху" начинают эти вопросы обсуждать, и эти обсуждения получают широкий общественный резонанс .

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Учебник подготовлен коллективом преподавателей Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Структура учебника максимально приближена к курсу философии, читаемому в настоящее время в большинстве вузов. В учебнике представлены история философии, изложение философии в логическом плане- как системы идей, а также рассмотрены отдельные сферы философского знания, демонстрирующие, как философская методология может быть практически применена при исследовании специфических областей действительности.
Авторы стремились сохранить полемический характер изложения, раскрывая перед читателем многообразие подходов, представленных в различных философских школах и направлениях. Для студентов высших учебных заведений.

Предмет и объект философского знания.
В любой теории, как известно, различается предмет и объект. Объект составляет всю реальность, попадающую в поле внимания. Сам же предмет представляет те стороны, свойства реальности, которые выявляются в связи со специфическими целями изучения. Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек-мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.

Отмеченная задача решается не только философией, но и другими формами мировоззрения - мифологией, религией, художественным и стереотипным мышлением. Всякое мировоззрение пытается преодолеть пропасть между человеком, его сознанием, способным к анализу и целеполаганию, к оценке вероятных перспектив собственного бытия в мире (в объективной реальности), и самим миром, который всегда остается до конца неизвестным, который (если исключить искусственную среду обитания) не создан самим человеком. Но в отличие от религии и мифологии, философия пытается не просто утвердить какую-то приемлемую для человека картину мира, но построить знание о всеобщем и бесконечном по принципу логической последовательности естесственно-научного знания.