• 0-35 баллов - оценка «2 »,
  • 36-52 баллов - оценка «3 »,
  • 53-67 баллов - оценка «4 »,
  • 68 и выше баллов - оценка «5 »;

Распределение баллов за каждое задание ЕГЭ по физике

  • 1 балл - за 1-4, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 19, 20, 22, 23, 25, 26, 27 задания.
  • 2 балла - 5, 6, 7, 11, 12, 16, 17, 18, 21, 24.
  • З балла - 28, 29, 30, 31, 32 задания с развернутым ответом оцениваются по критериям от ФИПИ (см.ниже)

Всего: 52 баллов.

  • Минимальный тестовый балл ЕГЭ - 36
  • Минимальный первичный балл ЕГЭ - 11

Первичный балл

Вторичный (тестовый) балл
1 4
2 7
3 10
4 14
5 17
6 20
7 23
8 27
9 30
10 33
11 36
12 38
13 39
14 40
15 41
16 42
17 44
18 45
19 46
20 47
21 48
22 49
23 51
24 52
25 53
26 54
27 55
28 57
29 58
30 59
31 60
32 61
33 62
34 64
35 66
36 68
37 70
38 72
39 74
40 76
41 78
42 80
43 82
44 84
45 86
46 88
47 90
48 92
49 94
50 96
51 98
52 100

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

1 балл

  • Представлено решение, соответствующее одному из следующих случаев. Дан правильный ответ на вопрос задания, и приведено объяснение, но в нём не указаны два явления или физических закона, необходимых для полного верного объяснения.
  • ИЛИ Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, направленные на получение ответа на вопрос задания, не доведены до конца.
  • ИЛИ Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, приводящие к ответу, содержат ошибки.
  • ИЛИ Указаны не все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеются верные рассуждения, направленные на решение задачи.

0 баллов

Максимальный балл - 3

3 балла -

  1. закон сохранения импульса, закон сохранения механической энергии, второй закон Ньютона для движения тела по окружности; учтено, что в верхней точке сила натяжения нити обращается в нуль);
  2. (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, и обозначений, используемых в условии задачи);
  3. проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение « по частям» с промежуточными вычислениями);
  4. представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины.

2 балла

  • Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности, и проведены необходимые преобразования. Но имеются следующие недостатки.
  • ИЛИ В решении лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), не отделены от решения (не зачёркнуты; не заключены в скобки, рамку и т.п.).
  • ИЛИ В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) преобразования/вычисления не доведены до конца.
  • ИЛИ .

1 балл

  • Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.
  • ИЛИ В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.
  • ИЛИ В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи

0 баллов

  • Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

Максимальный балл - 3

3 балла - Приведено полное решение, включающее следующие элементы:

  1. записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: выражение для силы Архимеда, связь массы и плотности, уравнение Менделеева – Клапейрона, условие подъёма шара) ;
  2. описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин
  3. представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины

2 балла

  • Записи, соответствующие пункту II, представлены не в полном объёме или отсутствуют.
  • И (ИЛИ)
  • И (ИЛИ)
  • И (ИЛИ) Отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка

1 балл - Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев.

  • ИЛИ
  • ИЛИ В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения данной задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи

0 баллов

Максимальный балл - 3

3 балла - Приведено полное решение, включающее следующие элементы:

  1. записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: формулы расчёта электроёмкости, заряда и напряжения для последовательно и параллельно соединённых конденсаторов, определение электроёмкости, формула для энергии заряженного конденсатора );
  2. описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, обозначений, используемых в условии задачи, и стандартных обозначений величин, используемых при написании физических законов);
  3. проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями);
  4. представлен правильный ответ

2 балла

  • Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности, и проведены необходимые преобразования. Но имеются один или несколько из следующих недостатков.
  • Записи, соответствующие пункту II, представлены не в полном объёме или отсутствуют.
  • И (ИЛИ) В решении имеются лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), которые не отделены от решения (не зачёркнуты; не заключены в скобки, рамку и т.п.).
  • И (ИЛИ) В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) в математических преобразованиях/ вычислениях пропущены логически важные шаги.
  • И (ИЛИ) Отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка

1 балл - Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев.

  • Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо и достаточно для решения данной задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи.
  • ИЛИ В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения данной задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.
  • ИЛИ В ОДНОЙ

0 баллов

  • Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

Максимальный балл - 3

3 балла - Приведено полное решение, включающее следующие элементы:

  1. записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: формула тонкой линзы, условие равенства угловых скоростей источника и его изображения, формула линейной скорости );
  2. описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, обозначений, используемых в условии задачи, и стандартных обозначений величин, используемых при написании физических законов);
  3. проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями);
  4. представлен правильный ответ

2 балла

  • Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности, и проведены необходимые преобразования. Но имеются один или несколько из следующих недостатков.
  • Записи, соответствующие пункту II, представлены не в полном объёме или отсутствуют.
  • И (ИЛИ) В решении имеются лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), которые не отделены от решения (не зачёркнуты; не заключены в скобки, рамку и т.п.).
  • И (ИЛИ) В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) в математических преобразованиях/ вычислениях пропущены логически важные шаги.
  • И (ИЛИ) Отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка

1 балл - Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев.

  • Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо и достаточно для решения данной задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи.
  • ИЛИ В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения данной задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.
  • ИЛИ В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения данной задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

0 баллов

  • Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

Максимальный балл - 3

Году. Не обошли чиновники стороной и ЕГЭ по физике . 2017 год принесет в этот экзамен несколько новшеств, которые могут повлиять на общий показатель успеваемости учеников и раскроет истинную картину их знаний.

Главная поправка — исключение тестовой части. Стоит отметить, что данное новшество произойдет не только в экзамене по физике, но и во многих других (истории, литературе, химии).

Главные изменения в ЕГЭ-2017

Несколько месяцев назад стало известно, что депутаты всерьез задумываются над тем, чтобы внести в список обязательных предметов, вынесенных на Единый государственный экзамен, еще одну дисциплину. Итого их общее количество возрастет до трех.

До 2017 года, ученики в конце сдавали русский язык и математику, а также дополнительные предметы, необходимые для поступления в ВУЗ на определенную специальность. Начиная с будущего года, на звание обязательного предмета претендует в первую очередь .

Госслужащие, с чьей подачи произведены вышеперечисленные нововведения, оправдывают свой поступок тем, что в настоящее время слишком мало учеников имеют достойные знание в области отечественной и мировой истории. Мало кто из них интересуется прошлым и не знает, чем жили их предки и как они “строили” государство. По их словам, подобную тенденцию нельзя назвать положительной и если не принять соответствующие меры, в скором времени в стране останутся единицы достойных образованных граждан.

Что изменится в экзамене по физике?

Давайте же рассмотрим ЕГЭ по физике. Особых поправок этот предмет не получит. Единственное на что следует обратить внимание — исключение тестового блока. На его место планируют поставить устный и письменный способ ответа. Говорить о каких-то конкретных деталях по этому вопросу еще рано, ровно так же, как и том, что может быть заложено в задания, вынесенные на ЕГЭ.

Что касается отмены тестовой части, то стоит заметить, что чиновники пришли к этому решению не за один день. На протяжении долгих месяцев в Рособрнадзоре шли жаркие переговоры относительно целесообразности данной поправки. Все плюсы и минусы были взвешены и тщательно оговорены.

В конечном итоге, как видим, устную часть решили внедрить во многие итоговые испытания. Самое главное преимущество такого подхода проверки знаний — исключение угадывания или как говорят в народе “метода тыка”. Проще говоря, теперь не получится рассчитывать на “авось повезет” и ставить ответ наобум. В свою очередь письменные и устные ответы ученика смогут показать экзаменатору его уровень образованности, а также способность к обучению.

Дата проведения ЕГЭ

До начала испытаний осталось не так уж много времени, поэтому уже сейчас можно ознакомиться с официальным расписанием. Итак, ЕГЭ по физике в 2017 году будет проходить в следующих числах:

  • Досрочный период — 22 марта (среда). Резервный день — 5 апреля.
  • Основной период — 13 июня (вторник). Резервный день — 20 июня.

Важность экзамена в России в будущем

Заметим, что в ближайшие несколько лет процедура проведения Единого Государственного Экзамена в России в корне поменяется. Тестовую часть уберут во всех предметах и это еще не предел.

Ближе к 2022 году Рособрнадзор намерен расширить перечень обязательных дисциплин до четырех. Скорее всего, им станет иностранный язык, ведь в наше время знание, к примеру, английского языка невероятно ценится и дает шанс претендовать на престижную высокооплачиваемую должность.

Кроме английского языка, можно будет сдавать немецкий, французский и испанский языки.

Уже сейчас можно догадаться каким в будущем будет образование в Российской Федерации. В настоящий момент даже простому человеку видно, что мир и тенденции в нем меняется с каждым днем. То, что было раньше несущественным выходит на первый план. В современном обществе невероятно ценится умение налаживать связи, а также проявление дипломатии.

Для поддержания деловых отношений с людьми другой нации необходимо свободное владение несколькими языками. Только общаясь с человеком на родном для него наречии, получится установить тесные, доверительные отношения. Собственно для этого уже сейчас в российских школах огромное внимание уделяется иностранным языкам и их изучению среди учащихся.

Как подготовиться к ЕГЭ

Учитывая тот факт, что физика является сложным предметом и не может стоять в одном ряду с русским языком или литературой, одиннадцатиклассники должны уделять ей чуть больше времени, чем остальным предметом. Связано это с тем, что понимание той или иной темы может затянуться на долго, а без понимания о хорошем результате на ЕГЭ можно забыть. К тому же, если вы хотите поступить в престижный ВУЗ, знания в области физики крайне важны.

Стоит отметить, что существует категория людей, которые утверждают, что ЕГЭ в 2017 году отменят. Не нужно вводить себя и других в заблуждение — отмены не будет! Да и ближайшие 5-6 лет о подобном можно только мечтать. К тому же, на что променять-то подобный экзамен? Несмотря на всю свою строгость, ЕГЭ способно показать реальный уровень знаний и подготовку ученика к взрослой студенческой жизни.

Откуда черпать знания?

Подготовиться к ЕГЭ по физике можно по тому же принципу, по которому вы планируете готовиться и к другим предметам. В первую очередь, конечно же, стоит обратить внимание на учебные материалы: книги и справочники. Во время учебы в школе, преподаватель обязан давать огромный объем знаний, которым впоследствии можно воспользоваться на . Главное, внимательно слушать учителя, лишний раз переспрашивать и понимать суть поданного материала.

Запаситесь сборником с основными физическими формулами, чтобы эта часть экзамена не стала для вас пугающей. Еще одним пособием для подготовки к ЕГЭ по физике может служить сборник задач. В нем напечатаны различные задачи с решениями, которые можно использовать как тренировку. Конечно, на испытании будут совершенно другие задания, но набив руку в решении физических задач, экзаменационная работа не покажется вам такой уж и сложной.

Можно начать ходить к репетитору, а также заниматься в интернете самостоятельно. Сейчас существует масса онлайн-ресурсов, с помощью которых, можно понять, как собственно будет проходить экзамен по физике.

Любое ваше старание лишний раз докажет, что на этом этапе жизни для вас главное учеба и вы сделаете все, чтобы она оказалась успешной!

Видео новость, демоверсии

В 2017 г. контрольные измерительные материалы по физике претерпят существенные изменения.


Из вариантов исключены задания с выбором одного верного ответа и добавлены задания с кратким ответом. В связи с этим предложена новая структура части 1 экзаменационной работы, а часть 2 оставлена без изменений.

При внесении изменений в структуру экзаменационной работы сохранены общие концептуальные подходы к оценке учебных достижений. В том числе остался без изменений суммарный балл за выполнение всех заданий экзаменационной работы, сохранено распределение максимальных баллов за выполнение заданий разных уровней сложности и примерное распределение числа заданий по разделам школьного курса физики и способам деятельности. Каждый вариант экзаменационной работы проверяет элементы содержания из всех разделов школьного курса физики, при этом для каждого раздела предлагаются задания разных уровней сложности. Приоритетом при конструировании КИМ является необходимость проверки предусмотренных стандартом видов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса физики, овладение методологическими умениями, применение знаний при объяснении физических процессов и решении задач.

Вариант экзаменационной работы будет состоять из двух частей и включит в себя 31 задание. Часть 1 будет содержать 23 задания с кратким ответом, в том числе задания с самостоятельной записью ответа в виде числа, двух чисел или слова, а также задания на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр. Часть 2 будет содержать 8 заданий, объединенных общим видом деятельности – решение задач. Из них 3 задания с кратким ответом (24–26) и 5 заданий (29–31), для которых необходимо привести развернутый ответ.

В работу будут включены задания трех уровней сложности. Задания базового уровня включены в часть 1 работы (18 заданий, из которых 13 заданий с записью ответа в виде числа, двух чисел или слова и 5 заданий на соответствие и множественный выбор). Среди заданий базового уровня выделяются задания, содержание которых соответствует стандарту базового уровня. Минимальное количество баллов ЕГЭ по физике, подтверждающее освоение выпускником программы среднего (полного) общего образования по физике, устанавливается, исходя из требований освоения стандарта базового уровня.

Использование в экзаменационной работе заданий повышенного и высокого уровней сложности позволяет оценить степень подготовленности учащегося к продолжению образования в вузе. Задания повышенного уровня распределены между частями 1 и 2 экзаменационной работы: 5 заданий с кратким ответом в части 1, 3 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом в части 2. Последние четыре задачи части 2 являются заданиями высокого уровня сложности.

Часть 1 экзаменационной работы будет включать два блока заданий: первый проверяет освоение понятийного аппарата школьного курса физики, а второй – овладение методологическими умениями. Первый блок включает 21 задание, которые группируются, исходя из тематической принадлежности: 7 заданий по механике, 5 заданий по МКТ и термодинамике, 6 заданий по электродинамике и 3 по квантовой физике.

Группа заданий по каждому разделу начинается с заданий с самостоятельной формулировкой ответа в виде числа, двух чисел или слова, затем идет задание на множественный выбор (двух верных ответов из пяти предложенных), а в конце – задания на изменение физических величин в различных процессах и на установление соответствия между физическими величинами и графиками или формулами, в которых ответ записывается в виде набора из двух цифр.

Задания на множественный выбор и на соответствие 2-балльные и могут конструироваться на любых элементах содержания по данному разделу. Понятно, что в одном и том же варианте все задания, относящиеся к одному разделу, будут проверять разные элементы содержания и относиться к разным темам данного раздела.

В тематических разделах по механике и электродинамике представлены все три типа этих заданий; в разделе по молекулярной физике – 2 задания (одно из них на множественный выбор, а другое – либо на изменение физических величин в процессах, либо на соответствие); в разделе по квантовой физике – только 1 задание на изменение физических величин или на соответствие. Особое внимание следует обратить на задания 5, 11 и 16 на множественный выбор, которые оценивают умения объяснять изученные явления и процессы и интерпретировать результаты различных исследований, представленные в виде таблицы или графиков. Ниже приведен пример такого задания по механике.

Следует обратить внимание на изменение форм отдельных линий заданий. Задание 13 на определение направления векторных физических величин (силы Кулона, напряженности электрического поля, магнитной индукции, силы Ампера, силы Лоренца и т.д.) предлагается с кратким ответом в виде слова. При этом возможные варианты ответа указаны в тексте задания. Пример такого задания приведен ниже.

В разделе по квантовой физике хочется обратить внимание на задание 19, которое проверяет знания о строении атома, атомного ядра или ядерных реакциях. У этого задания изменилась форма представления. Ответ, представляющий собой два числа, необходимо сначала записать в предложенную таблицу, а затем перенести в бланк ответов № 1 без пробелов и дополнительных знаков. Ниже приведен пример такой формы задания.

В конце части 1 будут предлагаться 2 задания базового уровня сложности, проверяющие различные методологические умения и относящиеся к разным разделам физики. Задание 22 с использованием фотографий или рисунков измерительных приборов направлено на проверку умения записывать показания приборов при измерении физических величин с учетом абсолютной погрешности измерений. Абсолютная погрешность измерений задается в тексте задания: либо в виде половины цены деления, либо в виде цены деления (в зависимости от точности прибора). Пример такого задания приведен ниже.

Задание 23 проверяет умение выбирать оборудование для проведения опыта по заданной гипотезе. В этой модели изменилась форма представления задания, и теперь оно представляет собой задание на множественный выбор (двух элементов из пяти предложенных), но оценивается в 1 балл, если верно указаны оба элемента ответа. Могут предлагаться три различные модели заданий: на выбор двух рисунков, графически представляющих соответствующие установки для опытов; на выбор двух строк в таблице, которая описывает характеристики установок для опытов, и на выбор названия двух элементов оборудования или приборов, которые необходимы для проведения указанного опыта. Ниже приведен пример одного из таких заданий.

Часть 2 работы посвящена решению задач. Это традиционно наиболее значимый ре-зультат освоения курса физики средней школы и наиболее востребованная деятельность при дальнейшем изучении предмета в вузе.

В этой части в КИМ 2017 г. будет 8 различных задач: 3 расчетные задачи с самостоятельной записью числового ответа повышенного уровня сложности и 5 задач с развернутым ответом, из которых одна качественная и четыре расчетные.

При этом, с одной стороны, в разных задачах в одном варианте не используются одинаковые не слишком значимые содержательные элементы, с другой – применение фундаментальных законов сохранения может встретиться в двух-трех задачах. Если рассматривать «привязку» тематики заданий к их позиции в варианте, то на позиции 28 всегда будет задача по механике, на позиции 29 – по МКТ и термодинамике, на позиции 30 – по электродинамике, а на позиции 31 – преимущественно по квантовой физике (если только материал квантовой физики не будет задействован в качественной задаче на позиции 27).

Сложность задач определяется как характером деятельности, так и контекстом. В расчетных задачах повышенного уровня сложности (24–26) предполагается использование изученного алгоритма решения задачи и предлагаются типовые учебные ситуации, с которыми учащиеся встречались в процессе обучения и в которых используются явно заданные физические модели. В этих задачах предпочтение отдается стандартным формулировкам, а их подбор будет осуществляться преимущественно с ориентацией на открытый банк заданий.

Первое из заданий с развернутым ответом – качественная задача, решение которой представляет собой логически выстроенное объяснение с опорой на физические законы и закономерности. Для расчетных задач высокого уровня сложности необходим анализ всех этапов решения, поэтому они предлагаются в виде заданий 28–31 с развернутым ответом. Здесь используются измененные ситуации, в которых необходимо оперировать бόльшим, чем в типовых задачах, количеством законов и формул, вводить дополнительные обосно-вания в процессе решения или совершенно новые ситуации, которые не встречались ранее в учебной литературе и предполагают серьезную деятельность по анализу физических процессов и самостоятельному выбору физической модели для решения задачи.

Дата ЕГЭ
Досрочный период
20 марта (пт) география, литература
23 марта (пн) русский язык
27 марта (пт) математика Б, П
30 марта (ср) иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), биология, физика
1 апреля (ср)
3 апреля (пт) обществознание, информатика и ИКТ
6 апреля (пн) история, химия
8 апреля (ср) резерв: география, химия, информатика и ИКТ, иностранные языки (раздел «Говорение»), история
10 апреля (пт) резерв: иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), литература, физика, обществознание, биология
13 апреля (пн) резерв: русский язык, математика Б, П
Основной этап
25 мая (пн) география, литература, информатика и ИКТ
28 мая (чт) русский язык
1 июня (пн) математика Б, П
4 июня (чт) история, физика
8 июня (пн) обществознание, химия
11 июня (чт) иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), биология
15 июня (пн) иностранные языки (раздел «Говорение»)
16 июня (вт) иностранные языки (раздел «Говорение»)
18 июня (вт) резерв: история, физика
19 июня (пт) резерв: география, литература, информатика и ИКТ, иностранные языки (раздел «Говорение»)
20 июня (сб) резерв: иностранный язык(за исключением раздела «Говорение»), биология
22 июня (пн) резерв: русский язык
23 июня (вт) резерв: обществознание, химия
24 июня (ср) резерв: история, физика
25 июня (чт) резерв: математика Б, П
29 июня (пн) резерв: по всем учебным предметам

Число участников ЕГЭ по физике в 2018 г. (основной день) составило 150 650 человек, среди которых 99,1% выпускников текущего года. Численность участников экзамена сопоставима с предыдущим годом (155 281 человек), но ниже численности в 2016 г. (167 472 человек). В процентном отношении число участников ЕГЭ по физике составило 23% от общего числа выпускников, что немного ниже показателей прошлого года. Небольшое снижение численности сдающих ЕГЭ по физике, возможно, связано с увеличением вузов, принимающих в качестве вступительного испытания информатику.

Наибольшее число участников ЕГЭ по физике отмечается в г. Москве (10 668), Московской области (6546), г. Санкт-Петербурге (5652), Республике Башкортостан (5271) и Краснодарском крае (5060).

Средний балл ЕГЭ по физике 2018 г. составил 53,22, что сопоставимо с показателем прошлого года (53,16 тестовых балла). Максимальный тестовый балл набрали 269 участников экзамена из 44 субъектов РФ, в предыдущем году 100-балльников было 278 человек. Минимальный балл ЕГЭ по физике в 2018 г., как и в 2017 г., составил 36 т.б., но в первичных баллах это составило 11 баллов, по сравнению с 9 первичными баллами в предыдущем году. Доля участников экзамена, не преодолевших минимального балла в 2018 г. составила 5,9%, что немного выше не достигших минимальной границы в 2017 г. (3,79%).

В сравнении с двумя предыдущими годами немного повысилась доля слабо подготовленных участников (21-40 т.б.). Доля высокобалльников (61-100 т.б.) увеличилась, достигнув максимальных значений за три года. Это позволяет говорить об усилении дифференциации в подготовке выпускников и о росте качества подготовки обучающихся, изучающих профильный курс физики.

В 2018 г. доля участников экзамена, набравших 81-100 баллов, составила 5,61%, что выше, чем в 2017 г. (4,94%). Для ЕГЭ по физике значимым является диапазон от 61 до 100 тестовых баллов, который демонстрирует готовность выпускников к успешному продолжению образования в вузах. В этом году эта группа выпускников увеличилась по сравнению с предыдущим годом и составила 24,22%.

Более подробные аналитические и методические материалы ЕГЭ 2018 года доступны по ссылке .

На нашем сайте представлены около 3000 заданий для подготовки к ЕГЭ по физике в 2019 году. Общий план экзаменационной работы представлен ниже.

ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ 2019 ГОДА

Обозначение уровня сложности задания: Б - базовый, П - повышенный, В - высокий.

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Задание 1. Равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, движение по окружности
Задание 2. Законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, сила трения
Задание 3. Закон сохранения импульса, кинетическая и потенциальные энергии, работа и мощность силы, закон сохранения механической энергии
Задание 4. Условие равновесия твердого тела, закон Паскаля, сила Архимеда, математический и пружинный маятники, механические волны, звук
Задание 5. Механика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков)
Задание 6. Механика (изменение физических величин в процессах)
Задание 7. Механика (установление соответствия между графиками и физическими величинами; между физическими величинами и формулами)
Задание 8. Связь между давлением и средней кинетической энергией, абсолютная температура, связь температуры со средней кинетической энергией, уравнение Менделеева - Клапейрона, изопроцессы
Задание 9. Работа в термодинамике, первый закон термодинамики, КПД тепловой машины
Задание 10. Относительная влажность воздуха, количество теплоты
Задание 11. МКТ, термодинамика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков)
Задание 12. МКТ, термодинамика (изменение физических величин в процессах; установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами)
Задание 13. Принцип суперпозиции электрических полей, магнитное поле проводника с током, сила Ампера, сила Лоренца, правило Ленца (определение направления)
Задание 14. Закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, конденсатор, сила тока, закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность тока, закон Джоуля–Ленца
Задание 15. Поток вектора магнитной индукции, закон электромагнитной индукции Фарадея, индуктивность, энергия магнитного поля катушки с током, колебательный контур, законы отражения и преломления света, ход лучей в линзе
Задание 16. Электродинамика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков)
Задание 17. Электродинамика (изменение физических величин в процессах)
Задание 18. Электродинамика и основы СТО(установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами)
Задание 19. Планетарная модель атома. Нуклонная модель ядра. Ядерные реакции.
Задание 20. Фотоны, линейчатые спектры, закон радиоактивного распада
Задание 21. Квантовая физика (изменение физических величин в процессах; установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами)
Задание 22.
Задание 23. Механика - квантовая физика (методы научного познания)
Задание 24. Элементы астрофизики: Солнечная система, звезды, галактики
Задание 25. Механика, молекулярная физика (расчетная задача)
Задание 26. Молекулярная физика, электродинамика (расчетная задача)
Задание 27.
Задание 28 (С1). Механика - квантовая физика (качественная задача)
Задание 29 (С2). Механика (расчетная задача)
Задание 30 (С3). Молекулярная физика (расчетная задача)
Задание 31 (С4). Электродинамика (расчетная задача)
Задание 32 (С5). Электродинамика, квантовая физика (расчетная задача)

Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами 2019 года. Распоряжение о внесении изменений в приложение № 1 к распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

88 90 92 94 96 98 100

ПОРОГОВЫЙ БАЛЛ
Распоряжением Рособрнадзора установлено минимальное количество баллов, подтверждающее освоение участниками экзаменов основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. ПОРОГ ПО ФИЗИКЕ: 11 первичных баллов (36 тестовых баллов).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БЛАНКИ
Скачать бланки в высоком качестве можно по ссылке .

ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ЭКЗАМЕН

На экзамене по физике разрешено применение линейки для построения графиков, оптических и электрических схем; непрограммируемый калькулятор, обеспечивающий выполнение арифметических вычислений (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arcos, arctg), а также не осуществляющий функций средства связи, хранилища базы данных и не имеющий доступ к сетям передачи данных (в том числе к сети Интернет). .



Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации

в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ)

выпускников МБОУ «СОШ № 6» НМР РТ

по физике в 2017 году

Единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов). ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике, базовый и профильный уровни.

Результаты единого государственного экзамена по физике признаются образовательными организациями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по физике.

При подготовке к экзамену вся работа была направлена на организацию групповой работы с учащимися, с целью ориентации подготовки «слабых» учащихся на преодоление необходимого минимума, а также с целью ориентации подготовки «сильных» учащихся на отработку сложных тем, разбор критериев проверки заданий повышенного и высокого уровня. Для повышения эффективности усвоения курса физики на уроках были использованы опорные конспекты, содержащие обязательный минимум знаний по определенной теме; использовала в своей работе демоверсии, задания открытого сегмента федерального банка тестовых заданий, размещенных на сайте «ФИПИ», регулярно пользовались сайтом «Решу ЕГЭ». Также при подготовке к ЕГЭ было запланировано повторение знаний и умений, формируемых при изучении материала в основной и средней школе. Основным направлением работы была организация самостоятельной учебной деятельности по выполнению конкретных заданий с письменной фиксацией результатов, дальнейшим их анализом. При решении заданий КИМ учащиеся самостоятельно обрабатывали представленную информацию в заданиях, делали умозаключения и аргументировали их.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 31 задание, различающихся формой и уровнем сложности (Таблица 1).

Часть 1 содержит 23 задания с кратким ответом. Из них 13 заданий с записью ответа в виде числа, слова или двух чисел, 10 заданий на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр.

Часть 2 содержит 8 заданий, объединенных общим видом деятельности – решение задач. Из них 3 задания с кратким ответом (24–26) и 5 заданий (27–31), для которых необходимо привести развернутый ответ.

Таблица 1. Распределение заданий экзаменационной работы по частям работы

Всего для формирования КИМ ЕГЭ 2017 г. используется несколько планов.

В части 1 для обеспечения более доступного восприятия информации задания 1–21 группируются исходя из тематической принадлежности заданий: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика. В части 2 задания группируются в зависимости от формы представления заданий и в соответствии с тематической принадлежностью.

В ЕГЭ по физике приняли участие 4 (22,2%) выпускника.

Преодолели «порог» по физике (минимальное количество баллов – 36) 4 из 4 выпускников (100% от общего числа сдававших экзамен по физике).

Максимальный балл ЕГЭ составил - 62 (Николаева Анастасия).

ЕГЭ по физике является экзаменом по выбору и предназначен для дифференциации при поступлении в высшие учебные заведения. Для этих целей в работу включены задания трех уровней сложности. Среди заданий базового уровня сложности выделяются задания, содержание которых соответствует стандарту базового уровня. Минимальное количество баллов ЕГЭ по физике (36 баллов), подтверждающее освоение выпускником программы среднего общего образования по физике, устанавливается исходя из требований освоения стандарта базового уровня.

Таблица 2 – Разделы и темы экзаменационной работы ЕГЭ по физике

Результат выполненных заданий ЕГЭ по физике выпускниками МБОУ «СОШ № 6» НМР РТ в 2017 г.

Анализируя выполненные задания части 1 (1-24) КИМ ЕГЭ по ФИЗИКЕ различного уровня сложности, можно отметить, что больше половины выпускников успешно справляются с заданиями с выбором ответа по механике.

3 человек из 4 дали правильные ответы на задания с кратким ответом (1).

Данные анализа позволяют сделать вывод о том, что выпускники наиболее успешно умеют выполнять задание 2-4 базового уровня сложности, для выполнения которых необходимо знать/понимать закон всемирного тяготения, закон Гука, а также формулу для расчета силы трения.

Также высокий процент выполнения задания 5 базового уровня сложности (3 человек из 4), в котором проверялось усвоение базовых понятий по темам «Условие равновесия твердого тела», «Сила Архимеда», «Давление», «Математический и пружинный маятники», «Механические волны и звук».

Задание 7 было повышенного уровня сложности, в котором в разных вариантах требовалось установить соответствие между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами, единицами измерения. Тем не менее, более половины выпускников успешно справились с этим заданием: 25% выпускников набрали 1 балл, допустив одну ошибку, и 50% набрали первичных 2 балла, выполнив это задание полностью правильно.

Практически такой же результат продемонстрировали выпускники при выполнении задания 6 базового уровня сложности.

По молекулярной физике в части 1 КИМ ЕГЭ было представлено 3 задания с выбором и записью номера правильного ответа (8-10), за правильное выполнение которых выставлялся 1 балл. С заданием 8 справились все учащиеся, в 9-ом задании допустил ошибку 1 человека из 4. Кроме этого, представлены 2 задания с кратким ответом (11-12), это задания на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр. Наиболее успешное выполнение учащиеся показали при выполнении 11 задания. В целом с заданиями по молекулярной физике выпускники справились хорошо.

По электродинамике в части 1 КИМ ЕГЭ было представлено 4 задания с выбором и записью номера правильного ответа (13-16), за правильное выполнение которых выставлялся 1 балл. Кроме этого, представлены 2 задания с кратким ответом (17-18), это задания на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр.

Данные анализа позволяют сделать вывод о том, что, в целом, задания по электродинамике выпускники выполнили значительно хуже, чем аналогичные задания по механике и молекулярной физике.

Самым сложным для выпускников оказалось задание 13 базового уровня сложности, в котором проверялись их представления об электризации тел, поведении проводников и диэлектриков в электрическом поле, явлении электромагнитной индукции, интерференции света, дифракции и дисперсии света.

Наиболее успешно выпускники выполнили задание 16 базового уровня сложности, для выполнения которого необходимо иметь представление о законе электромагнитной индукции Фарадея, колебательном контуре, законах отражения и преломления света, ходе лучей в линзе (75 %).

Задание 18 повышенного уровня сложности, в котором в разных вариантах требовалось установить соответствие между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами, единицами измерения, выпускники выполнили не хуже, чем аналогичное задание по механике и молекулярной физике.

По квантовой физике в части 1 КИМ ЕГЭ было представлено 3 задания с выбором и записью номера правильного ответа (19-21), за правильное выполнение которых выставлялся 1 балл. Кроме этого, представлено 1 задание с кратким ответом (22). Наибольший процент выполнения (2 человек из 2) был в случае задания 20 базового уровня сложности, которое проверяло знания выпускников по темам «Радиоактивность», «Ядерные реакции» и «Деление и синтез ядер».

Большая часть учащихся (3 человека из 4) не приступила и не набрала первичные баллы при выполнении заданий с развёрнутым ответом (часть С).

Однако стоит отметить, что учащихся, которые бы справились успешно (на 3 максимальных балла) хотя бы с одним заданием не было. Это обьясняется тем, что физика изучается в школе на базовом уровне, а данные задания предполагают в основном профильное обучение по предмету.

    Учащиеся показали средний уровень подготовки к ЕГЭ по физике. Представленные данные свидетельствуют о том, что в части 1 КИМ ЕГЭ по физике выпускники значительно лучше выполнили задания по механике и молекулярной физике, чем по электродинамике и квантовой физике.

    Многие учащиеся не осознали, что новые критерии оценивания заданий требуют наличия пояснений к каждой формуле решения данных задач.

    Использовать результаты анализа для подготовки к ЕГЭ – 2018г.

    Формировать у учащихся умения, указанные в стандарте образования в качестве главных целей при обучении физике:

Правильно объяснять физические явления;

Устанавливать связи между физическими величинами;

Приводить примеры подтверждения фундаментальных законов и их следствий.

4. Использовать законы физики для анализа явлений на качественном и расчетном уровнях.

5. Проводить расчеты, исходя из данных, представленных в графическом или табличном видах.

Учитель физики __________________ / Моченова О.В. /