Дуэльные пистолеты. October 6th, 2016

Здравствуйте уважаемые.
Коль мы с Вами продолжаем педалировать тему дуэлей, то уж точно никак не можем обойти тему дуэльного оружия, а конкретно дуэльных пистолетов. Иных видов оружия сейчас касаться не буду, но скорее всего немного расскажу о них в следующем посте. Как мы уже с Вами выяснили, именно пистолет стал основным дуэльным оружием в России. И в этом есть своя логика, ведь драться на пистолетах мог практически любой дворянин. Пистолеты уравнивали соперников в возрасте, физическом развитии, степени тренированности. Стрелковое мастерство на дуэли имело значительно меньшее значение, чем мастерство фехтовальное. И на первое место выходили случай и психологическая уравновешенность стрелка. Ведь как гласит часть русской национальной поговорки "пуля - дура" :-)

Дуэльный пистолет - это особый, отличающийся от иных вид оружия. И не в том смысле, что они технически как то уж сильно отличались, вовсе нет. Чаще всего, это было своего рода произведение искусства. И очень красивое произведение. Большинство дуэльных гарнитуров (мы чуть ниже поговорим с вами, что это) отличались особо тщательной выделкой. Они украшались гравировкой по стали, инкрустациями золотом и серебром, ложи изготавливались из ценных сортов деревьев. Стволы выковывались из лучших сортов букетного дамаска и подвергались глубокому воронению в черный, коричневый или голубой цвета. В декоре часто использовали арабески и гротеск. В общем, красота.

Сие и неудивительно. Стрелялись то дворяне, и многие из них были людьми далеко не бедными. Ну и в последние минуты перед возможной гибелью им хотелось держать в руках что-то изящное и красивое. Этакая почти японская эстетика смерти.
Хотя главным, конечно, в дуэльном пистолете было не красота и эстетика, а надежность и убойная сила. Кстати, тут в середине 20 века, некая комиссия, исследовавшая причины гибели Лермонтова на дуэли произвела для сравнения контрольные выстрелы и из дуэльного пистолета и армейского ТТ, состоявшего на вооружении тогда. Оказалось, что пробивная способность дуэльного пистолета лишь немногим уступает мощи ТТ, оболочечная остроконечная пуля которого пробивает насквозь восемь сухих дюймовых досок на расстоянии 25 метров. Вот такие вот пироги...

Но мы немного отвлеклись.
Итак, говоря о дуэльных пистолетах, мы должны понимать, что говорить о них в единственном числе - это абсолютно неверно. Пистолеты приобретались в так называемом гарнитуре, сиречь дуэльной паре пистолетов, отличающихся друг от другом только цифрой на рукояти (cоответственно I и II), зарядного шомпола, деревянного молоточка, пулелейки, пороховницы, пороховой мерки, инструментов — отвертки, прочистки, крейцера для разряжания пистолета. Все это компактно было расположено в особом ящике. Это и называлось гарнитуром.

До первой трети XIX века дуэльный пистолет оснащался так называемым «французским батарейным» замком, то есть кремневым замком. В чем суть. замок представлял собой две "собачки" в одной из которых находился кремень, а другая огниво. При нажатии курка, "собачки" сходились и вышибали искру, которая попадала на находящуюся под ними пороховую полку и воспламеняла порох на ней и в стволе, после чего следовал выстрел. Ну, на всякий случай расскажу, если кто забыл или не знал, что пистолет был однозарядный и дульного заряжания. То есть перед выстрелом, надо было положить тужа порох, а затем забить пулю обернутую пыжом. Пули были круглые, свинцовые, диаметром 12—15 мм и весом 10— 12 грамм.

Кремневый замок

Понятно, что сей замок не способствовал успешности дуэли. Очень много было осечек. При дожде вообще стреляться было очень проблематично. А если еще секунданты договорятся и положат двойной или тройной заряд пороха, чтобы отдача была посильнее и дыма побольше - то попасть было и вовсе сложно.
Настоящую революцию в дуэльном деле произвело создание Александром Джоном Форсайтом (священником, кстати) так называемого капсульного замка. Собачка теперь была по капсулю - сиречь медному колпачку, защищенного от непогоды и внутри которого была химическая смесь, которая воспаменяла порох в стволе. Практически полностью были исключены осечки, влияние погоды, уменьшилось количество дыма и как следствие - точность стрельбы. Именно такие дуэльные пистолеты приобрели самое широкое распространение.

Капсульный замок

Так как обычно по негласным правилам дуэлянты должны были стреляться из незнакомого оружия, то гарнитур приобретался на один раз. Дальше или сдавался в ломбард, или оставлялся для собственной коллекции. Кстати, неважно какие пистолеты могли использоваться в дуэли - нарезные или гладкоствольные. Главное - чтобы они были одинаковые.

Первоначально, самыми лучшими, самыми стильными и модными считались английские дуэльные пистолеты. Но со временем мода на них прошла, и в тренде стали французские и немецкие. Однако и наши оружейники не отставали: в Санкт-Петербурге у купцов Куракина, Жернакова, Пономарева, Сургучева, Шишкина, а также в мастерских придворных оружейных мастеров Бертрана и Орлова. В Москве пистолеты можно было заказать у Артари Коломба на Басманной или Ивана Аристова. В Туле — у Никиты Крапивинцова. В Париже — у оружейника Наполеона Николя Буте, у Тома в галерее Делорм; у Девима на Итальянском бульваре; у Карона и Фирмена в Оперном проезде; у Гастин-Ренетта на улице Антенн. В Германии — у знаменитой династии оружейников Кухенрейтеров из города Регенсбурга в Баварии. В Праге — у Антонина Винсента Лебеды
Но пожалуй, самыми знаменитыми стали изделия Анри Лепажа, которые можно было заказать в Париже на улице Ришелье, или в его представительстве в России.

Дуэльный гарнитур от Лепажа

Под конец, предлагаю Вам полюбоваться сим изящным, но смертельным произведением искусства

Пистолеты от Ивана Аристова

от Кухенрейтеров

Изделия от Буте

Товар от Гастин-Ринетта

от Девима

Оружие Антонина Винсента Лебеды

Приятного времени суток.

Длина пистолета: 39,5 см

Материал: металл, дерево

Подвижные части: спусковой крючок, замок

Вес одного пистолета: 800 г

Производитель: Denix (Испания)

Упаковка: цветная картонная коробка

Не требует разрешения на приобретение и ношение
Вложен сертификат

На данный товар не распространяется общая система скидок

Посмотреть на другие товары марки Denix Вы можете

Вы можете купить дуэльные пистолеты 19 века только в магазине или с курьерской доставкой по Санкт-Петербургу. Почтой данный товар не высылается по причине запрета почты России на пересылку конструктивно схожих с оружием предметов.

- Является ли это оружие огнестрельным?

Нет это не огнестрельное, не пневматическое, не травматическое и не страйкбольное оружие.

В нашем магазине продаются только макеты оружия.

- Какие подарочные варианты для хранения вы можете предложить?

В нашем магазине продаются настенные кронштейны для размещения модели на стене.

Дуэльные пистолеты применялись во время поединков в защиту чести и достоинства между двумя соперниками и должны были соответствовать всем правилам кодекса. Это - свод правил проведения дуэли, не подтвержденный официальными властями, но известный и соблюдаемый в тех сословиях, в которых практиковались дуэли. В нашей стране самым известным стал кодекс Дурасова 1912 года.

Изначально в поединках не применялось огнестрельное оружие, выбирали то, что всегда под рукой - сабли, шпаги, рапиры. Доходило даже до анекдотичных случаев, когда оружием становились канделябры или кобра. С появлением дуэльных пистолетов 19 века такие факторы как физическая сила или возраст соперников перестали играть какую-либо роль в поединке. Они были быть абсолютно одинаковыми (это проверялось секундантами) и обычно нумеровались. Каждый из соперников приезжал на поле битвы со своей парой пистолетов, которые не должны были быть им пристреляны и какую из них использовать решал жребий. В настоящее время дуэли запрещены законом.

Посмотреть, что из себя представляют дуэльные пистолеты, можно на видео:

То был приятный, благородный,

Короткий вызов, иль картель:

Учтиво, с ясностью холодной

Звал друга Ленский на дуэль.

(А.С.Пушкин)

Дуэльное оружие , каким оно было? До XIX, дуэльного, века и на поединках, и в войнах тысячелетиями использовали холодное оружие. Обучение фехтованию было весьма популярно в Древней Индии и Древнем Китае, а в средние века любой свободный человек в Европе имел право носить оружие.

Когда начали использовать дуэльное оружие?

Пиратская дуэль. Рисунок Говарда Пайла.

Когда, после изобретения пороха, рыцарские доспехи стали толще и крепче, начали уменьшать тяжесть меча: он становился уже. Снова, как и в Древнем Риме, появилась шпага. Итальянская шпага так и осталась тонким и узким мечом для укола. Но такой клинок легко гнулся и ломался. И его стали делать трехгранным: раны, наносимые им, были очень тяжелы.

С конца XV в. шпага прочно входит в вооружение рыцарей Западной Европы, а фехтование становится искусством. Появляются и книги-пособия для желающих овладеть этим мастерством. Первое руководство по фехтованию было издано в 1474 году Жаком Понсем и Петром Торресом.

Изначально бой на шпагах протекал с использованием щитов разных форм. Они были небольшого размера и назывались брокели . При этом сами щиты снабжали металлическими шипами наподобие кинжалов. Они были разной длины, и ими можно было и рубить, и колоть. Сама шпага конца XV-XVII веков тоже могла и рубить, и колоть. В XVI в. от щита постепенно отказываются, заменив его дагой (разновидность кинжала). В Испании для действия левой рукой стали применять плащ (откуда и выражение «рыцари плаща и шпаги»). Его либо наматывали на руку и отбивали им удары как щитом, либо набрасывали на оружие или голову противника.

После изобретения французами правил дуэли она стала формой досуга, и дуэльная лихорадка во многих странах Европы обернулась эпидемией. Во Франции при Генрихе III (1519-1559) и Генрихе IV (1553-1610) дуэльный азарт отправил на тот свет больше дворян, чем десятилетняя гражданская война. Правила предусматривали и поединки между секундантами: дуэли перерастали в настоящие бои. Короли грозили тюрьмой и смертной казнью - ничего не помогало. Победителем считался тот, кто умирал последним.

Необычная популярность фехтования требовала и большого количества учителей. Многочисленные преподаватели фехтования, а также профессиональные убийцы и дуэлянты объединялись в союзы. Первой такой корпорацией был «Фехтовальный союз святого Марка» (1478 г. Франкфурт). В Испании возникло «Фехтовальное братство » или «Браво » - каста дуэлянтов и наемных убийц.

На дуэлях дрались также кавалерийскими и пехотными шпагами и саблями. Такой поединок, как правило, заканчивался смертью одного из противников, поскольку ранения, наносимые таким оружием, были очень тяжелыми.

Когда же появились первые фехтовальные школы на Руси?

В сочиненной по велению Петра I книге «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» (1717 год) среди прочих наставлений есть и такое: «Младый шляхтич, или дворянин, ежели в обучении своем совершенен, а наипаче в языках, конной езде, танцевании, в шпажной битве, и может добрый разговор учинить, к тому же красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досуги, прямым придворным человеком быть». А научиться шпажной битве дворянин уже мог. В 1701 г. была основана школа математических и навигационных наук, в программе которой с 1702 года предмет «рапирная наука » стал обязательным (он практиковался в учебных заведениях вплоть до первой мировой войны). Преподавали фехтование и в открытой в 1719 г. Морской академии наук в Санкт-Петербурге, а со второй половины XVIII в. фехтование вводится и в некоторых военных учебных заведениях. Ну и женщины тоже не уступали мужчинам в этом искусстве.

Дуэль Мастальо. Деталь почтовой открытки. 1905 г

Пистолетные дуэли

По мере совершенствования огнестрельного оружия споры начинают разрешаться при его помощи. Применение пистолетов снимало главную проблему всех дуэлей – разницу в возрасте. Уравнивали они и шансы дуэлянтов разной физической подготовки. Что же касается стрелкового мастерства, то трудной найти военного человека не могущего попасть в цель с расстояния в 10 шагов (семь метров). Со второй половины XVIII века пистолетные дуэли становятся преобладающими, тем более, что общественное мнение всегда было на стороне дуэлянтов. К концу этого столетия окончательно сформировался облик дуэльных пистолетов. Прежде всего следует отметить, что дуэльные пистолеты были парными, абсолютно идентичными и ничем друг от друга не отличались за исключением цифры 1 или 2 на стволе. Обычно дуэлянты не получали знакомого им оружия, не разрешалось даже пробовать качество спуска у выданного пистолета.

Исключение составляла дуэль по причине очень тяжелого оскорбления, но тогда второму участнику тоже разрешалось взять свое оружие. Во время дуэли Пушкина с Дантесом оба участника пользовались чужим оружием. Пушкин стрелял из пистолетов, взятых для него Данзасом напрокат. К сожалению, они не сохранились. Дантесу были даны пистолеты его секундантом д’Аршиаком, который одолжил их у своего друга барона Эрнеста де Баранта. В настоящее время эта пара пистолетов хранится в музее небольшого французского городка Амбуаза. Сделаны они были дрезденским оружейником Карлом Ульбрихом, который не числится среди известных мастеров.

По правилам дуэли, разрешалось применять, как нарезные, так и гладкоствольные пистолеты, лишь бы у стреляющих они были одинаковые. Спусковой механизм пистолета мог иметь смягчающее устройство – шнеллер, ведь это изобретение существовало со времен арбалетов. Однако, как ни странно, многие дуэлянты предпочитали пистолеты с грубым спуском. Объясняется это очень просто: в волнении дуэлянт незнакомый с чувствительным шнеллером, мог произвести случайный выстрел до того, как хорошо прицелится. Эргономика пистолета, плавных ход деталей замка позволяли произвести весь точный выстрел. Известно, к примеру, что Пушкин попадал в карточного туза на расстоянии 10 шагов. Количество пороха и масса пули были достаточны, чтобы обеспечить убойную силу. Пули были круглые, свинцовые, диаметром 12-15 мм и весом 10-12 гр. Пороха могли класть до 3,8 гр.

В 60-х годах уже нашего столетия экспертная комиссия, изучавшая обстоятельства гибели Лермонтова, произвела контрольные выстрелы из дуэльных пистолетов. Оказалось, что их пробивная способность лишь немногим уступает пистолету ТТ, пуля которого пробивает насквозь 8 сосновых досок на расстоянии 25 метров. При столь высоких боевых свойствах дуэльных пистолетов и малом расстоянии между дуэлянтами остается только удивляться, почему они не перестреляли друг друга. Объяснения этому можно найти в особенностях выстрела из кремневого пистолета. После вспышки пороха на полке должно пройти около секунды, прежде чем воспламенится заряд в стволе и последует выстрел. Чисто психологически удержать в нужном направлении пистолет после поджога затравочного заряда крайне сложно, рука невольно сдвигается. Кроме того, облако дыма с полки заслоняет цель и лезет в глаза. В каждой стране были свои знаменитые мастера по изготовлению дуэльного оружия. В Англии это Джозеф Ментон и семейство Мортимеров, в Германии род Кюхенрейторов из Регенсбурга, работавших в пистолетном деле почти два столетия, во Франции – Николя Бутэ и Анри Ле Паж. Последний настолько был знаменит в России, что его пистолеты считались синонимом дуэльного оружия. Как известно, в «Евгении Онегине» описывается дуэль на кремневых пистолетах, а сам Пушкин стрелялся уже на капсюльных.

Любопытно, что если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.

Для сравнения: с 1876 по 1890 год до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях (в 2 из них противники были оправданы); с 1894 по 1910 год состоялось 322 дуэли, из них 256 - по решению судов чести, 47 - с разрешения войсковых начальников и 19 самовольных (до уголовного суда не дошла ни одна из них). Ежегодно происходило от 4 до 33 поединков в армии (в среднем - 20). По данным генерала Микулина, с 1894 по 1910 год в офицерских дуэлях участвовали в качестве противников: 4 генерала, 14 штаб-офицеров, 187 капитанов и штабс-капитанов, 367 младших офицеров, 72 штатских. Из 99 дуэлей по оскорблению 9 окончились тяжелым исходом, 17 - легким ранением и 73 - бескровно. Из 183 дуэлей по тяжелому оскорблению 21 окончилась тяжелым исходом, 31 - легким ранением и 131 - бескровно. Таким образом, гибелью одного из противников либо тяжелым ранением заканчивалось все же незначительное число поединков- 10-11% от общего числа. Из всех 322 дуэлей 315 состоялись на пистолетах и только 7 - на шпагах или саблях. Из них в 241 поединке (т. е. в 3/4 случаев) было выпущено по одной пуле, в 49 - по две, в 12 - по три, в одной - по четыре и в одной - по шесть пуль; дистанция колебалась от 12 до 50 шагов. Промежутки между нанесением оскорбления и поединком колебались от одного дня до… трех лет(!), но чаще всего - от двух дней до двух с половиной месяцев (в зависимости от длительности разбора дела судом чести).

Виды пистолетных дуэлей

Признавалось несколько разновидностей пистолетных дуэлей. Три из них были главными: дуэль с неподвижными стрелками, дуэль с «барьерами» и дуэль на параллельных линиях. Кроме того, существовали поединки с разными условиями, к которым относились стрельба на укороченной дистанции, дуэль на одном пистолете, поединки на ружьях, карабинах, револьверах и, наконец американская дуэль. Дуэль не всегда выбиралась произвольно, ее вид зависел от тяжести нанесенного оскорбления, каковых было три: простая обида, нанесенная от обычной невежливости; позорное оскорбление и самое серьезное – оскорбление действием. При простом оскорблении обиженный выбирал оружие, при позорном – оружие и вид дуэли, при последнем – оружие, вид дуэли и расстояние.

На самой дуэли противники не могли между собой разговаривать, одежде полагалось быть темной, но ворот у рубашки – белый. Оба дуэлянта должны были опустошить карманы, снять запонки и застежки. Про шляпы в правилах ничего не говорилось, но обычно они снимались. Оружие противники получали от секундантов на предохранительном взводе. Дуэль начиналась по команде старшего секунданта со слов «Взводите» или «Стреляйтесь», произносимых беспристрастным голосом. Особенностью неподвижной дуэли был поочередный обмен выстрелами, при котором право первого определялось жребием либо тяжестью обиды. И первый, и второй выстрел должны были последовать друг за другом не более, чем через минуту, кто проволынит – теряет право на выстрел, но промежутки могли быть короче по договоренности.

Разновидностью этого поединка являлась дуэль, при которой стрелки стояли спинами друг к другу, а после команды поворачивались, взводили курки и стреляли в установленном порядке. При этих дуэлях расстояние составляло от 15 до 35 шагов, но секунданты могли договориться и на меньшее. К примеру, в 1802 году дуэль между князем Щербатовым и Йозефом фон Саксонским состоялась на 8 шагах. Русский князь стрелял первым и поразил в грудь своего соперника.

Интересной выглядела так называемая дуэль с «барьерами» . Дистанция вначале равнялась 35-40 шагам. Перед обоими противниками на расстоянии 10 шагов от каждого рисовалась черта, обозначаемая тростью или белым флажком. В итоге окончательное расстояние оказывалось 15-20 шагов. По команде «Вперед» противники взводили курки и шли на встречу друг другу, держа оружие дулом вверх. Скорость движения произвольная, возможны остановки без выстрела. Начать огонь мог любой дуэлянт с любого расстояния, но если один из них дошел до барьера, второй остановился, то никто не мог принудить его двигаться дальше. Первый выстреливший обязан ждать ответного выстрела в течение минуты, при этом его соперник может подойти к барьеру вплотную. Раненому на выстрел отводилось две минуты.

Похожей была дуэль на параллельных линиях . Противники двигались каждый по своей черте, расстояние между которыми составляло 15 шагов. Перед началом дуэли они были отдалены друг от друга на 25-30 шагов. В процессе перемещения дистанция сокращалась до минимума, но каждый оставался на своей линии. Порядок стрельбы произвольный, скорость движения и остановки тоже.

Совершенно особняком стояла американская дуэль. Иногда «Американской» называлась не дуэль, а вытягивание жребия, после чего вынувший черный шар был обязан застрелиться в течение года. Настоящая американская дуэль представляла собой скорее охоту, когда соперники отправлялись в лес на несколько дней и отслеживали там друг друга, используя всякие хитрости, вроде ложных костров, чучел и засад. Порой американская дуэль выглядела, как обычный поединок с револьвером или ножом, но проводилась без секундантов на глазах у зрителей. Этакий демократический без условностей вид «соревнований».

Самой острой являлась дуэль без свидетелей в запертом помещении , как она описана у Майн Рида в романе «Всадник без головы». Однако наиболее изощренной формой дуэли была дуэль под названием «ку-ку». Этот поединок проводился в полностью затемненной комнате, со снятой обувью. Один из противников кричал «ку-ку», а другой стрелял на звук. Тот, кто крикнул, был обязан оставаться на месте. После чего роли менялись, пока один не был убит ли ранен.

Спортивные дуэли на шпагах и саблях ушли в прошлое, но страсть к дуэлям в мужских сердцах неистребима. Сколько придумано видов дуэли! Например, во время войны за независимость Америки генерал Исаак Путнам получил вызов, но от дуэли на шпагах отказался. Он предложил поставить на бочку с порохом стеариновую свечку и сесть рядом, кто первым поспешит удрать - трус. Генерал уселся у бочки и начал дымить сигарой, но в это время явился секундант противника и с извинением сообщил, что тот отказывается от поединка.

Другой американский генерал во время военных действий в 1808 году предложил сопернику гулять вместе по городской стене осажденного города на глазах противника. Кого убьют - тот и проиграл. Убили обоих. Снова Америка, но уже конца XIX века. Некто майор Брайт пришел на дуэль не со шпагой или пистолетом, а с тарелкой, на которой лежали два зеленых яблока, одно из которых он предложил противнику - в то время в тех местах была эпидемия холеры. Противник поспешил отказаться…

Дуэльный кодекс

Дуэль может и должна происходить только между равными.

Основной принцип и назначение дуэли — решать недоразумения между отдельными членами общей дворянской семьи между собою, не прибегая к посторонней помощи.

При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком.

Между разночинцами дуэли возможны, но являются аномалией, не отвечая своему назначению.

Оскорбление есть посягательство на чье-либо самолюбие, достоинство и честь. Оно может быть нанесено на словах, письменно и действием.

По степени тяжести оскорбления бывают трех степеней оскорбление простое или первой степени, оскорбление тяжкое или второй степени, оскорбление действием или третьей степени…

Оскорбления первой степени: оскорбления, направленные против самолюбия, не затрагивающие честь, нарушение вежливости, несоблюдение известных обязанностей относительно лица, исполнение которых последнее вправе ожидать.

Оскорбления второй степени: оскорбления, направленные против чести или достоинства лица, диффамация, оскорбительные жесты, не переходящие в область оскорбления действием.

Диффамация есть вменение известному лицу такого поступка, который не допускается правилами чести или не согласуется с достоинством данного лица.

Угроза нанести оскорбление действием – также составляет оскорбление второй степени.

Оскорбления действием или третьей степени есть реально выраженное агрессивное действие одного лица по отношению к другому.

При оскорблении действием прикосновение равносильно удару. Степень тяжести оскорбления не зависит от силы удара. Нанесение ранения равняется оскорблению действием.

Если в ответ на оскорбление действием оскорбленный нанесет также оскорбителю оскорбительное действие, то это отнюдь не может считаться удовлетворением, и оскорбленным остается получивший первым оскорбление.

Обстоятельства, изменяющие степень тяжести оскорбления, зависят: от личности оскорбленного, от личности оскорбителя, от способа нанесения оскорбления. Тяжесть оскорбления, нанесенного женщине, повышается на одну степень.

При неверности жены муж считается оскорбленным.

Все оскорбления, нанесенные имени рода, суть оскорбления второй степени.

Все оскорбления, нанесенные женщиной, считаются оскорблениями первой степени.

Оскорбления могут быть нанесены умышленно или неумышленно. В последнем случае при извинениях инцидент должен считаться исчерпанным.

Оскорбленный имеет право выбора для дуэли рода оружия: шпаг, пистолетов или сабель.

При оскорблении действием оскорбленный имеет право выбора оружия, рода дуэли, расстояния и пользования собственным оружием, причем остальные условия дуэли решаются секундантами, или по взаимному соглашению, или по жребию.

Оскорбления имеют личный характер и отмщаются лично.

Неумение пользоваться оружием ни в коем случае не может служить поводом для замены или для отказа от дуэли.

Оскорбление, нанесенное женщине, ее лично не касается, а непосредственно падает на ее естественного защитника, который и становится оскорбленным лицом, причем степень тяжести оскорбления повышается на одну ступень.

Нравственное и честное поведение женщины является необходимым условием для допустимости дуэли.

Если в момент нанесения оскорбления женщина будет без сопровождающего лица, то права требования удовлетворения за нанесенное оскорбление принадлежит любому из присутствующих посторонних лиц.

Ответственность за нанесение оскорбления женщиной падает на ее ближайшего дееспособного родственника до троюродных степеней родства включительно, наличность которого освобождает всех остальных от ответственности.

Все оскорбления, нанесенные женщиной, включая оскорбление действием, считаются оскорблениями первой степени.

За одно оскорбление должно и может быть только одно удовлетворение.

Секунданты

Секунданты являются в течение дуэли судьями противников и, как таковые, должны быть равного с ними происхождения.

Секундант должен обладать следующими обязательными качествами:

  1. честностью,
  2. беспристрастием,
  3. отсутствием личных выгод в исходе данного дела,
  4. физическими и умственными качествами, необходимыми для достойного выполнения своего назначения.

Получив оскорбление, оскорбленный должен заявить своему противнику: «Милостивый Государь, я пришлю Вам своих секундантов». Если противники не знакомы друг с другом, они обмениваются карточками и адресами.

При оскорблении действием извинения не допускаются.

Действительны только извинения, сделанные в присутствии всех секундантов.

Извинения на месте поединка не допускаются.

Виды дуэлей

Дуэль не всегда выбиралась произвольно, ее вид зависел от тяжести нанесенного оскорбления, каковых было три: простая обида, нанесенная от обычной невежливости; позорное оскорбление и самое серьезное – оскорбление действием.

При простом оскорблении обиженный выбирал оружие.

При позорном – оружие и вид дуэли.

При последнем – оружие, вид дуэли и расстояние.

На самой дуэли противники не могли между собой разговаривать, одежде полагалось быть темной, но ворот у рубашки – белый. Оба дуэлянта должны были опустошить карманы, снять застежки. Про шляпы в правилах ничего не говорилось, но обычно они снимались. Оружие противники получали от секундантов.

«Законный» способ убийства — дуэль, по замыслу ее изобретателей, должен был способствовать улучшению нравов в обществе. Однако издержки такого способа наказания обидчика были столь велики, что ее практически всюду запретили. Но, оказавшись вне закона, она продолжала существовать. Своеобразие дуэльного поединка требовало не только своего свода правил, но и специального оружия, призванного уравнять шансы вышедших к барьеру противников.

Европейская зараза

Порой случай ставит человека в такую сложную ситуацию, когда стерпеть обиду уже невозможно. Мы скрежещем зубами, ругаемся, стискиваем кулаки и словно в приступе чудовищной боли стонем и мечемся в поисках выхода, не находя его. Что делать? Каким образом стереть с себя жгучее оскорбление? Как наказать обидчика?..

Всего сто лет назад ответ был предельно прост и ясен — дуэль!

Но романтическое представление о том, что дуэли способствовали улучшению нравов и нормализации межличностных отношений, весьма спорно и неоднозначно. Об этом еще много веков будут спорить моралисты, юристы, пушкинисты и лермонтоведы. А коллекционеры и любители, в свою очередь, будут восхищаться изяществом дуэльного оружия и особенностями кодекса чести офицера.

Страшное оружие — однозарядный, снабженный кремневым или капсюльным замком дуэльный пистолет — в руке опытного стрелка оставляло мало шансов противнику. Различия боевого опыта, моральных и физических качеств участников никогда не делали дуэль абсолютно равной. Утверждение, что одинаковые пистолеты давали равные шансы дуэлянтам во время поединка, верно только в сравнении с более древними орудиями выяснения отношений типа шпаги или сабли. Выходя к роковому барьеру, многие надеялись на «Суд Божий», на Высшую справедливость, благодаря которой обидчик обязательно понесет заслуженную, неотвратимую кару. Случалось так, бывало и иначе. Несомненным становилось одно — количество убитых на дуэлях росло. Ни один монарх в Европе не мог смириться с мыслью о том, что его подданные погибают от ранений в условиях обычной мирной жизни. Слишком часто изящные единоборства на шпагах или пистолетах перерастали в кровавые побоища, в которых участвовали не только сами дуэлянты, но и их многочисленные друзья, родственники, слуги и даже жители целых улиц и кварталов. (Вспомним трагическую историю кланов Монтекки и Капулетти.)

Император Петр I, смело «прорубивший окно в Европу», невольно впустил в это окно «сквозняк» с особым мнением об офицерской и дворянской чести. До Петра все споры между русскими дворянами решались келейно, по старинке, на кулаках или в «поле» с помощью деревянной дубины «ослопа» и заканчивались, как правило, совместной обильной выпивкой и братанием. В более сложных случаях противника просто резали засапожным ножом, а затем шли на плаху. Европейская зараза, сатисфакция, или дуэль, проникнув в Россию, распространилась и размножилась. Как обычно, все новое и западное приняло здесь гигантские, гротескные размеры. Дрались под любым предлогом, везде и всюду. Немало этому способствовала всеобщая любовь к водке, азартным играм и кокетливым прекрасным дамам. Офицерский корпус состоял из очень храбрых, но весьма невежественных и полных всяческих предрассудков мелкопоместных дворян, для которых дуэль являлась хорошим средством утверждения собственного достоинства и удовлетворения самолюбия. Петр I ввел смертную казнь для всех участников дуэли, но так никого и не повесил.

Искрящийся кремень

В середине XVIII века дуэли на пистолетах становятся наиболее распространенными. Окончательно сложился и внешний облик дуэльного оружия. Прежде всего следует отметить, что пистолеты были парными, абсолютно идентичными и ничем друг от друга не отличались, за исключением цифр «1» и «2» на элементах конструкции. Для исключения недоразумений секунданты привозили на дуэль два ящика с пистолетами. Во время известного поединка на Черной речке раненый Пушкин упал и выронил оружие. В ствол его пистолета набился снег. Для ответного выстрела он попросил секунданта подать ему пистолет из второго комплекта. Можно заметить, что противник Пушкина проявил известное благородство, разрешив заменить неисправное оружие, так как по правилам об этом следовало договариваться заранее, до дуэли, а во время поединка любая замена оружия не допускалась.

В XVIII и в первой трети XIX века пистолеты снабжались кремневым, так называемым «французским батарейным» воспламенительным замком, который изобрел механик и литератор шевалье де Обиньи. Этот замок был усовершенствован великими английскими оружейниками Джозефом Ментоном, Джеймсом Перде, Чарлзом Ланкастером, Харви Мортимером, Генри Ноком и являлся весьма прогрессивным для своего времени механизмом. Принцип его действия был достаточно прост и во многом напоминал обычную зажигалку. В жестких губках курка зажимался кусочек специально заточенного и отбитого кремня. Напротив него располагалось стальное огниво, под ним находилась так называемая «полка» с мелким затравочным порохом. При нажиме на спусковой крючок курок с кремнем сильно бил по огниву, полка автоматически откидывалась и на порох сыпался яркий пучок искр. Через специальное затравочное отверстие в казеннике ствола огонь попадал внутрь и воспламенял основной заряд. Следовал гулкий, раскатистый выстрел.

Однако у кремневых пистолетов имелись некоторые недостатки. Прежде всего яркая вспышка пороха на полке и облачко дыма мешали точности прицела. Несмотря на изобретение англичанами специального «водонепроницаемого» замка, стреляться в дождливую, сырую погоду было крайне рискованно, ибо влага подмачивала порох на полке и часто приводила к осечке, а осечка по суровым правилам дуэли приравнивалась к выстрелу.

Убойная сила

В начале XIX века скромным шотландским священником из округа Белельвью Александром Джоном Форсайтом был совершен поистине революционный поворот в истории огнестрельного оружия. Он изобрел принципиально новый воспламенительный замок, который впоследствии назовут «капсюльным». Смысл новации сводился к тому, что теперь на затравочной полке воспламенялся не порох, а специальный химический состав. Позднее загорающийся от удара состав поместили в медный колпачок-капсюль, надеваемый на стальной стержень — брандтрубу, по которой огонь мгновенно уходил в ствол. Капсюль работал в любую погоду практически без осечек. Именно из капсюльного пистолета был убит Александр Пушкин. Полагают, что эти роковые пистолеты хранятся в музее маленького французского городка Амбуаз. Изготовлены они были дрезденским оружейником Карлом Ульбрихом. Пистолеты, из которых стрелял Пушкин, к сожалению, не сохранились.

Дуэльная пара помещалась в изящном ящике вместе с принадлежностями. Обычно они состояли из зарядного шомпола, деревянного молоточка, пулелейки, пороховницы, пороховой мерки, инструментов — отвертки, прочистки, крейцера для разряжания пистолета. Секунданты противников на глазах друг друга, ревниво следя за всеми тонкостями, отмеривали равное количество пороха, заботливо обертывали свинцовую пулю специальным кожаным пластырем и при помощи шомпола заколачивали в ствол ударами молоточка. Пули были круглые, свинцовые, диаметром 12—15 мм и весом 10— 12 г. Черного дымного пороха клали 3—8 г. По правилам разрешалось применять как нарезные, так и гладкоствольные пистолеты, лишь бы они были совершенно одинаковые. Все дуэльные пистолеты имели прицельные приспособления. На самых ранних образцах прицел и мушка были неподвижными, как у армейского оружия. Позже появились регулируемые прицелы — мушка по горизонтали, целик — по вертикали, для корректировки линии прицеливания. Иногда спусковой механизм пистолета снабжался особым смягчающим усилие спуска устройством — шнеллером, однако большинство дуэлянтов предпочитало обычный «тугой» спуск. Объясняется это просто — в волнении, не совладав с собственным пальцем, стрелок мог дать непроизвольный, случайный выстрел мимо цели. И без шнеллера пистолет позволял произвести очень точный выстрел. Известно, что Пушкин тренировался каждый день и попадал в карточного туза с расстояния 10 шагов. Как правило, для особо важных дуэлей покупались или брались у друзей новые пистолеты.

Противники должны были стреляться из незнакомого оружия. Количество дымного пороха и масса пули были такими, чтобы обеспечить необходимую убойную силу. Известный историк оружия Ю.В. Шокарев в одной из своих статей рассказывает, что «в середине прошлого века экспертная комиссия, изучавшая все обстоятельства гибели Лермонтова, произвела контрольные выстрелы из дуэльного пистолета и мощного армейского ТТ. Оказалось, что пробивная способность дуэльного пистолета лишь немногим уступает мощи ТТ, оболочечная остроконечная пуля которого пробивает насквозь восемь сухих дюймовых досок на расстоянии 25 метров. А ведь большинство дуэлей происходило на расстоянии 15 шагов…» Некоторым невольникам чести случалось стреляться и на 6 шагах. Изредка, по особой договоренности, выстрел вообще делали в упор, через платок, когда противники держались левой рукой за разные углы. Тонкость этой дуэли заключалась в том, что из пары был заряжен всего один пистолет, а какой именно, было неизвестно, все определял случай. Кровожадность русских дуэлей вошла в поговорку. Однако следует сказать, что в особых, абсолютно исключительных случаях секунданты противников, не желая смерти друзьям, допускали по взаимному уговору некоторые вольности при заряжании пистолетов. Самым невинным был двойной или даже тройной заряд пороха: пистолет при выстреле сильно подбрасывало и пуля летела мимо цели. «Криминальным» с точки зрения кодекса чести было простое неопускание пули в ствол, что так хорошо описал М.Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени». Один из самых анекдотичных случаев произошел с Александром Дюма. Французский писатель проспорил «американку» и по условиям этой дикой дуэли должен был застрелиться в течение часа. Отлично пообедав, он заперся в отдельном кабинете. Секунданты мрачно ожидали у порога, наконец раздался оглушительный выстрел… и через несколько секунд к друзьям вышел живой и невредимый Дюма. «Я выстрелил и… промахнулся!» — небрежно сказал писатель, наливая бокал шампанского.

Изящные и надежные

Пистолеты можно было купить без особого разрешения полиции в любом крупном оружейном магазине или непосредственно у оружейного мастера. Лучшими считались изделия английских оружейников, но… в 1840 году в Англии по инициативе пэров, адмиралов и генералов было создано общество, члены которого клятвенно обязались не принимать более участия в дуэлях. Таким образом, под воздействием британской элиты, протестующей против дуэлей, поединки были отвергнуты и все конфликты разрешались в суде.

С этого времени изготовление дуэльных пистолетов в Англии практически прекратилось, а оружейники переключились на создание спортивного, дорожного и охотничьего оружия. Пальма первенства перешла к французским и немецким мастерам. В России дуэльные пистолеты приобретались в Санкт-Петербурге у купцов Куракина, Жернакова, Пономарева, Сургучева, Шишкина, а также в мастерских придворных оружейных мастеров Бертрана и Орлова. В Москве пистолеты можно было заказать у прекрасных мастеров Артари Коломба на Басманной или Ивана Аристова. В Туле — у Никиты Крапивинцова. В Париже — у оружейника Наполеона Николя Буте, у Анри Лепажа на улице Ришелье; у Тома в галерее Делорм; у Девима на Итальянском бульваре; у Карона и Фирмена в Оперном проезде; у Гастин-Ренетта на улице Антенн. В Германии — у знаменитой династии оружейников Кухенрейтеров из города Регенсбурга в Баварии. В Праге — у Антонина Винсента Лебеды. Пистолеты покупали во всех европейских столицах и даже выписывали по почте. Надо ли говорить, что дуэльные гарнитуры всегда отличались особо тщательной выделкой. Эти совершенные механизмы убийства украшались гравировкой по стали, инкрустациями золотом и серебром, ложи изготавливались из выдержанного комля итальянского ореха, черного дерева или карельской березы. Стволы выковывались из лучших сортов букетного дамаска и подвергались глубокому воронению в черный, коричневый или голубой цвета. Рукояти пистолетов покрывались красивыми желобками — каннелюрами. В декоре часто использовали арабески и гротеск — стилизованные орнаменты из цветов и растений, причудливые изображения полулюдей-полуживотных, загадочных масок, ликов сатиров, мифических чудовищ и листьев аканта. Дуэльные пистолеты стоили дорого, но кто бы посмел торговаться, приобретая орудие чести.

Подходя к роковой черте, часто за мгновение до смерти, дуэлянт хотел держать в руке нечто незаурядное, прекрасное и удивительное. Смерть прилетала в образе произведения искусства. Смерть была красива. Дуэль была прекрасна. Вызов был изысканным, и даже само оскорбление порой являлось утонченным и волнующим действием. Строгости и изяществу черного дуэльного сюртука позавидовал бы любой денди. Вообще, надобно сказать, что жизнь у людей XIX, а уж тем более XVIII века не являлась абсолютно доминирующей ценностью или, как сказали бы сегодня, — основным инстинктом. Отношение и к жизни, и к смерти тогда было совсем иным. Смерти в бою или на поединке не боялись и даже часто совсем не уважали ее. Страх смерти был придуман намного позже. Нам, детям электронных технологий и термоядерных реакций, это понять трудно.

Кодекс чести

Обществом признавалось несколько разновидностей пистолетных дуэлей. Три из них были главными: дуэль с неподвижными стрелками, с «барьерами» и на параллельных линиях. Дуэль всегда начиналась с вызова, или картеля. Вспомним Пушкина.

То был приятный, благородный,
Короткий вызов, иль картель:
Учтиво, с ясностью холодной
Звал друга Ленский на дуэль.

После того как вызов был сделан и принят, соперники должны были общаться только через секундантов. Именно их личный опыт, знание правил, хладнокровие и благородство определяли весь ход поединка. Секундант был второй по значимости после дуэлянта фигурой, на него ложился огромный груз ответственности. Не следует забывать, что дуэль от убийства отличалась именно тем, что всегда проводилась по определенным правилам.

Основным и главенствующим было то, что вызов на поединок и сама дуэль могли производиться лишь между дворянами. Межсословные дуэли не допускались. Участвовать в поединке имели право только здоровые совершеннолетние мужчины. Дуэль между кровными родственниками, больными и душевнобольными не допускалась. Невозможно было принять вызов по карьерным, экономическим или политическим мотивам. Считалось нелепым драться с глубоким старцем или зеленым юнцом. Смешно вызывать к барьеру оскорбившую вас даму. В таком случае за даму должен был отвечать ее муж, брат либо «друг семьи». Во Франции дуэли между женщинами или мужчинами и женщинами допускались, но у нас, в далекой от эмансипации России, с дамами предпочитали не драться, а… томно обмахивать веером, осторожно сдувая пылинки и стремглав нестись в дальний угол, чтобы поднять уроненный случайно платок.

Благородный человек не мог существовать вне законов чести, вне общества, которое ревниво следило за всеми его поступками. Прежде всего дворянин гордился своим родом, чередой славных предков, перед которыми он был в ответе. Стерпеть оскорбление означало для него не только личную обиду, но и прямое унижение всего рода. Дворянин не мог убежать, раствориться в равнодушном человеческом море — везде и всюду он должен был отвечать за свои поступки, защищать слабых, оберегать честь женщин и святая святых — честь мундира. Суждение общества было важнее страха физической смерти, приказа командира и даже воли императора. Известен случай, когда на смотру одним из гвардейских офицеров кавалергардского полка, Михаилом Луниным, был вызван на дуэль за оскорбление командира полка Их Императорское Высочество великий князь Константин Павлович. За сто лет до этого русский царь мог и имел право самолично наказывать палкой любого из своих подданных. Это считалось «отеческим поучением» и в обиду не принималось. Многие даже гордились и охотно демонстрировали синяки и шишки, например Александр Меншиков. Теперь дело обстояло иначе. В вопросах чести не могло быть никакой двусмысленности, никаких полутонов и разночтений — «Полу-храбрец», «немного менее благородный», «более честный, чем обычно» — это уже прямое оскорбление, за которым немедленно следовал вызов. Трудно представить, но в течение почти полутора сотен лет дуэльные правила нигде и никем не записывались, не издавались, а целиком принадлежали устной дворянской традиции. Правила поединка определялись самими противниками и неукоснительными в делах чести секундантами. Появившийся в 1836 году французский дуэльный кодекс Шатовильяра и многие другие писаные Правила не прижились в России.

Обычно дуэль проводилась за городом, на природе, в тихом и укромном месте, где соперникам никто не смог бы помешать. В Санкт-Петербурге такими местами чаще всего были Охта, Каменный остров, Черная речка. В Москве дуэли происходили в Сокольниках, Измайлове и Марьиной роще.

Вид дуэли не всегда выбирался произвольно. Это зависело от тяжести нанесенного оскорбления, каковых было три: простая обида, нанесенная от обычной невежливости, позорное оскорбление и самое серьезное — оскорбление действием. В первом случае обиженный выбирал оружие, во втором — оружие и вид дуэли, при последнем — оружие, вид дуэли и расстояние. Пистолеты противники получали от секундантов на предохранительном взводе. Дуэль начиналась в полном молчании по команде старшего секунданта со слов «стреляйтесь», произносимых бесстрастным голосом. Особенностью неподвижной дуэли был поочередный обмен выстрелами, при котором право первого определялось жребием. Разновидностью этого поединка являлась дуэль, при которой противники стояли спинами друг к другу, а после команды быстро поворачивались, взводили курки и стреляли. Обмен выстрелами должен был последовать не более чем через минуту. Кто проволынил, терял право на выстрел. При дуэли «с барьерами» дистанция вначале равнялась 35—40 шагам. Перед противниками рисовалась черта, обозначаемая шпагой, тростью или белым флагом. В итоге окончательное расстояние оказывалось в 15—20 шагов. По команде «вперед» противники шли навстречу друг другу, держа пистолеты стволами вверх. Сделать выстрел мог любой дуэлянт и с любого расстояния, но если один из них дошел до барьера, а второй остановился, то никто не мог принудить его двигаться дальше. Первый выстреливший был обязан ожидать ответного выстрела неподвижно в течение минуты, при этом не считалось зазорным встать в «дуэльную позу», то есть боком, прикрыв грудь пистолетом. Соперник мог подойти в это время к барьеру вплотную. Раненому на выстрел отводилось всего две минуты. Именно так происходила известная дуэль Пушкина с Дантесом.

Похожей была дуэль на параллельных линиях. Противники двигались каждый по своей черте, расстояние между которыми составляло 15 шагов. В начале дуэли они были отдалены друг от друга на 25—30 шагов, но в процессе движения расстояние сокращалось до минимума, хотя каждый оставался на своей линии. В дуэльном кодексе специально оговаривалось, как поступать, если один из противников умышленно выстрелит в сторону. Если это сделает обиженный, то обидчик тоже должен отказаться от выстрела. Однако если обидчик стрелял в воздух, то обиженный имел полное право стрелять в цель… Секунданты должны были заблаговременно позаботиться о враче, но на практике присутствие эскулапа не поощрялось. По закону дуэль являлась уголовным преступлением, и присутствие лишнего свидетеля мешало. К тому же хорошего врача достать и уговорить было довольно трудно, а плохой не смог бы вылечить и насморк. Секунданты запасались бинтами и часто сами в случае необходимости перевязывали раны.

Игры Дикого Запада

При всей своей очевидной воинственности дуэль никогда не являлась обычным убийством и уж тем более спортивным состязанием. В далекой Северной Америке, стране торговцев, колонистов, трапперов, ковбоев, фермеров и индейцев, строгий дворянский дуэльный кодекс никогда не пользовался популярностью. У этого полудикого по тогдашним европейским меркам народа существовали свои правила поединков. Дети бескрайних прерий, величественных лесов и пыльных городков предпочитали свободу действий во всех проявлениях. Следует помнить, что американская культура складывалась в совершенно особых, отличных от европейцев условиях. В основном это было не сражение с равным противником, а борьба со стихией и бесконечное освоение новых земель. Настоящая американская дуэль представляла, соответственно, скорее, охоту, где соперники, вооруженные карабинами, отправлялись в лес, часто на несколько дней, и долго выслеживали друг друга, применяя различные индейские хитрости, вплоть до маскировки и установки ложных чучел. Такая дуэль более соответствовала мировоззрению суровых охотников на бизонов. Часто «американка» выглядела как обычная ковбойская потасовка с ножом и шестизарядным револьвером 45-го калибра, но обязательно на глазах у азартных зрителей. Однако наиболее изощренной и, можно даже сказать, циничной формой американской дуэли была дуэль под названием «Ку-Ку»! Этот жуткий поединок проводился в полностью затемненной комнате со снятой обувью. Один из противников вскрикивал — «ку-ку-ку», а другой быстро стрелял на звук. Тот, кто вскрикнул, был обязан оставаться на месте. После чего роли «людей-кукушек» менялись, до тех пор, пока один из противников не был убит или тяжело ранен.

Национальные переборы

В России дуэль-охота, несмотря на огромное количество лесов и первоклассных охотников, распространения не получила. Личная честь дворянина и офицера не простиралась за рамки дуэльного кодекса, а безграничная свобода личности — за пределы служения государю и идеалам империи.

Нет правил без исключений! Любое общественное движение, любые устои и порядки рано или поздно обрастают разного рода извращениями и отклонениями от нормы. Не избежал этой участи и строгий дуэльный поединок. В начале XIX века в России возник особый род дуэльного помешательства под названием бретерство (от французского bretteur — «забияка»). Бретеры пользовались всенародной славой, их дружбой гордились, их «подвиги» описывались знаменитыми писателями. Эти безумцы сделали дуэль самоцелью, поединок — неким алтарем, на котором они постоянно служили кровавую мессу. Пистолет в их руках превращался в культовый символ, и даже оскорбление походило на молитву. Эти рыцари Барьера, короли Вызова, трубадуры Чести считали, что благородный человек имеет право на любые поступки, если они не противоречат его личным представлениям о чести и если он готов ответить за них с оружием в руках. Дуэль — как дело всей жизни. Дуэль — как самовыражение…

Безумная храбрость этих зловещих и хищных людей не могла не восхищать буйную, воинственную молодежь, которая явно скучала в антрактах между боевыми действиями. Имена бретеров были на слуху — М.И. Лунин, Ф.И. Толстой-Американец, А.И. Якубович, Ф.Ф. Гагарин, Ф.А. Уваров-Черный и многие другие, несомненно, яркие незаурядные личности, заслуживающие отдельного описания. В них отразилась эпоха, где не было места ни мелким чувствам, ни пустяковым обидам, ни легким грехам, ни простым восторгам.

Возмездие для победителя

Обычным наказанием за дуэль в конце XVIII и начале XIX века было заключение в крепость на срок до года, разжалование в солдаты с правом выслуги, перевод в действующую армию на Кавказ, из гвардии в армию, увольнение со службы с отправкой в ссылку в свою деревню. Неслужащим дворянам чаще всего назначалось строгое церковное покаяние, ссылка в деревню и запрет въезжать в столицы. Все эти меры никак не влияли на распространение дуэлей, участники которых пользовались одобрением и поддержкой общества.

Только в конце XIX века, когда поединки стали весьма редки, а падение нравов в обществе, и особенно в армии, слишком очевидным, император Александр III 13 мая 1894 года высочайше выдал суду офицерской чести право назначать поединки.

Дуэль по-прежнему оставалась уголовно наказуемым поступком, но… тем, кто вышел к барьеру по решению общества офицеров, как бы заранее гарантировалось высочайшее помилование. По неоднократно издававшемуся в те годы дуэльному кодексу генерала Ф.В. Дурасова, весь ход поединка должен был тщательно записываться секундантами и непременно вноситься в особый дуэльный протокол. Историкам известно, что в России за период между 1894 и 1910 годами было проведено более трехсот зарегистрированных поединков на пистолетах. В них участвовали 644 человека, в том числе 4 генерала, 14 штаб-генералов, 187 капитанов и штабс-капитанов, 367 поручиков, подпоручиков и прапорщиков, 72 человека гражданских званий. В среднем в России в год происходило до 20 дуэлей.

шпага, пистолеты, сабля рапира, ружье.

Аннотация:

В статье рассматриваются характеристика видов дуэли, оружия; основные правила поведения в дуэли.

Текст статьи:

Одним из не менее важных элементов дуэльного ритуала является выбор вида дуэли. Ритуализированный поединок строго регламентировался сводом определенных правил, включающий в себя: выбор места и времени проведения, варианта одежды и вида дуэли. Следует отметить, что на формирования дуэльного ритуала огромное влияние оказала, прежде всего, среда распространения, а именно военная, перенимался иноземный стиль поведения и ход самого поединка. Определенное значение в проведение поединка играет психологический аспект противников, характер оскорбления.

Известно, что в исторический период разрешения конфликтов с помощью поединка существовало огромное количество видов дуэли. С течением времени после Отечественной войны 1812 года и заграничных походов России, повсеместное распространение получают жестокие виды дуэли, определяющие смертельный исход поединка, которые были похожи на самоубийства. Это такие виды дуэли как стрельба на три шага, так называемая «американская дуэль», где цена жизни или смерти определялась жребием, и ее разновидности: глотание пилюли, одна из которых отравлена, использование ядовитой змеи, которую впускали в темную комнату, где находились оба противника; у обрыва и т.д.; так называемая « четверная дуэль» (фр. une partie carrée ) - поединок, в котором после противников стрелялись их секунданты.

Обычно «американская дуэль» использовалась в случаях юридических запретов, неравного положения соперников, физических ограничений, при которых результат обычного поединка был предопределён, но соперники не имели возможности или не желали пользоваться правом замены, и так далее), но при этом оба соперника считали, что разногласия можно решить только смертью одного из них.

Также «американской дуэлью» мог называться ещё один вид дуэли, более похожий на охоту друг на друга: соперники по взаимной договорённости прибывали, обычно с разных сторон, в определённое время в заданное место, выбранное в качестве «дуэльной территории», например, перелесок или ущелье, и с оружием в руках отправлялись выслеживать друг друга. Целью было обнаружить противника и убить его.

Один из самых известных видов дуэли -«русская(гусарская) рулетка» –экстремальная своеобразная азартная игра или пари с летальным исходом. По правилам игры в пустой барабан револьвера заряжается один патрон, после чего барабан несколько раз проворачивается так, чтобы игроки не знали, где располагается единственный патрон. После этого игроки по очереди подносят дуло револьвера к собственной голове и нажимают на спусковой крючок.

Существует несколько разновидностей русской рулетки. В основном, техники игры различаются по следующим признакам:

    По количеству патронов в барабане

    Минимальное количество патронов в барабане - один, максимальное - на один меньше количества камер в барабане. При этом понятно, что риск возрастает прямо пропорционально количеству патронов в барабане.

    По вращению барабана

    После каждой попытки барабан револьвера может (дополнительно к автоматическому повороту барабана) вращаться рукой. Математически подобная операция делает игру несколько менее рискованной, но в то же время и менее предсказуемой.

    По наносимым увечиям

    В «классическом» варианте после поворота барабана дуло револьвера приставляется к виску, то есть выстрел с большой вероятностью означает смерть. Однако существовали и более «безопасные» варианты, когда револьвер приставляется, например, к ладони. В «бескровном» варианте выстрел производится в сторону.

При этом «классическим» вариантом русской рулетки считается игра с наличием одного патрона в барабане револьвера, дополнительным вращением барабана ладонью после каждого выстрела и приставлением дула револьвера к виску (к голове). Русская рулетка подчиняется общим законам математической статистики. Описание данного вида дуэли встречается в литературе: в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», в романе Бориса Акунина «Азазель»,в романе Стивена Кинга «Воспламеняющая взглядом» и т.д., экранизировался в кинематографе, встречается в сюжете компьютерных играх, упоминается в словах песен.

Фактически дуэль в России легализовалась с принятием «Правил о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде»(май, 1894), а четкое структурирование условий поединка изложены В.Дурасовым в «Дуэльном кодексе» (1908), который вобрал в себя все возможные виды дуэлей, систематизировал всю российскую дуэльную традицию. Согласно данному кодексу все условия проведения поединка обязательно должны были оговариваться письменно и очень подробно, чтобы впоследствии точно воспроизвелись на месте боя. На практике подобное обстоятельство выполнялось не всегда.

Не смотря на существование большого количества разнообразных видов дуэли, к XIX веку установился определенный минимум, из которого делался определенный выбор при организации дуэли в зависимости от степени оскорбления. Виды дуэли различались по роду оружия: холодного и огнестрельного.

Согласно, кодеку В.Дурасова, который выделял три рода дуэлей: законные, исключительные и секретные. Законные дуэли могу происходить только на пистолетах, шпагах и саблях.

Выбор места проведения дуэли и оружия принадлежало оскорбленному и принималось во внимание возраст, здоровье и желание противников. Оружие становилось своеобразным знаком и языком разрешения конфликта.

К холодному оружию допускалось использование шпаги, сабли и рапиры. Часто использовалась пара одинаковых клинков одного типа. «При настоятельной необходимости провести бой в отсутствие одинаковых клинков допускалось, с согласия противников и секундантов, использовать пару однотипных клинков, по возможности одинаковой длины. Выбор оружия производился в этом случае по жребию. Если один из соперников по праву оскорблённого действием решал воспользоваться собственным оружием, тем самым он давал противнику право воспользоваться собственным оружием того же типа.

Известно, что воспитание дворян было не только строгим, но и включающий определенный круг необходимых знаний, способствующий социализации отпрыска аристократа в своем обществе. Одним из необходимых условий для мальчиков было воспитание выносливого, здорового человека и уделялось большое внимание различным видам спорта, в том числе и фехтованию. Впоследствии в Европе очень были распространены именно фехтовальные поединки. Естественно, что человек, хорошо владеющий шпагой и искусством фехтования, имеет своеобразное преимущество, которое может повлиять на результат поединка, а он должен определяться, прежде всего, как божественный промысел. Эта особенность неравенства между противниками определило постепенное вырождение данного вида дуэльного оружия. Но следует учитывать тот факт, что в отличие от дуэли на пистолетах, где результат зачастую являлся смертельным исходом, дуэль на холодном оружии была менее кровожадной.

Дуэли на холодном оружии делились на подвижные и неподвижные.

  • Подвижная дуэль. Размечалась более-менее длинная дорожка или площадка, в пределах которой дуэлянты могли двигаться свободно, наступая, отступая, обходя противника, то есть, применяя все возможности техники фехтования. Возможна была подвижная дуэль и без ограничений площадки.
  • Неподвижная дуэль. Противники размещались в фехтовальной позиции на расстоянии действительного удара используемым оружием. Запрещалось наступать на противника и отступать, бой должен был происходить, не сходя с места.

Дуль на шпагах могла быть непрерывной и периодической.

  • Непрерывная дуэль продолжается без перерывов до тех пор, пока один из противников не будет обезоружен и не будет ранен.
  • Периодическая дуэль состоит из правильных периодических схваток (3-5 минут) и перерывов, продолжающихся определенное время и прекращающихся по команде руководителя.

В XV-XVII веке в дуэли на холодном оружии не возбранялись удары руками и ногами, борьба на земле, в общем, любые действия из арсенала уличной драки. Кроме того, обычно в пару к шпаге использовался кинжал для левой руки, либо левая рука обматывалась плащом и использовалась для отведения ударов противника и захватов. К началу XIX века дрались одной шпагой (саблей, рапирой), вторая рука обычно убиралась за спину.

Удары руками и ногами были запрещены, безусловно запрещалось также захватывать клинок оружия противника рукой. Бой начинался по сигналу секунданта-распорядителя и должен был останавливаться по его первому требованию (в противном случае секунданты должны были разнять противников). Если один из противников ронял оружие, второй должен был прекратить бой и дать первому возможность поднять его. Во время дуэлей «до первой крови» или «до ранения» после любого удара, достигшего цели, противники должны были остановиться и дать возможность врачу освидетельствовать раненого и заключить, не является ли рана достаточно серьёзной для прекращения боя, в соответствии с принятыми правилами. При дуэли «до результата» бой прекращался, когда один из противников переставал двигаться.»(википедия)

«При дуэлях на шпагах следует выбирать тенистую аллею или лужайку, защищенную от солнца, ветра, пыли, достаточной величины, ровную с твердой почвой. Величина поля поединка должна быть в длину не менее 40 шагов и в ширину не менее 12 шагов. Границы поля должны быть ясно обозначены». Предпочтительно драться противники должны с обнаженном торсом, но в зависимости от погоды допускалась рубаха и жилет; крахмальное белье категорически не допускалось.

Шпага для дворянина –это символ личной чести, атрибут благородного оружия.

Видов дуэлей на пистолетах существует больше, чем на холодном оружии. Во всех случаях для дуэли использовались парные однозарядные пистолеты. Оружие не должно было быть знакомым никому из противников, этому придавалось большое значение. Дуэль на пистолетах уравнивала соперников в возрасте, физическом развитии и степени тренированности.

«Дуэльные пистолеты продавались парами в специальных футлярах(коробках, чемоданчиках). В футляре предполагалось также место для пороха, пули и аксессуаров, необходимых для заряжения. Пистолеты могли быть искусно инкрустированы, некоторые из них являлись настоящими произведениями искусства. Наибольшей популярностью в первой трети XIX века пользовались французские пистолеты Лепажа и немецкие Кюхенрейтера».

Существует две системы выбора пистолетов для дуэли:

  1. Противники пользуются своим личным оружием, когда противник привозит свою пару личных пистолетов и ею пользуется;
  2. Противники личным оружием не пользуются. Секунданты противных сторон привозят по паре пистолетов, выбор пары решается по жребию.

Заряжение пистолетов производилось секундантами непосредственно на месте дуэли. При дуэлях на пистолетах местность поединка выбирают открытую, ровную, с твердой почвой. На дуэли предпочтительно одежда темного цвета; крахмальное белье и верхнее платье из тонкой ткани не допускаются.

Существует шесть употребительных видов этой дуэли: дуэль на пистолетах,стоя неподвижно; стоя неподвижно и стреляя произвольно; с движением вперед; с безостановочным движением вперед; с движением по параллельным линиям; дуэль на пистолетах по сигналу.

В наиболее традиционных дуэлях каждый из противников делал только один выстрел. Если оказывалось, что в результате оба соперника оставались невредимыми, считалось, тем не менее, что честь восстановлена и дело окончено. В случае, когда секунданты договаривались о дуэли «до результата» или «до ранения», в подобной ситуации пистолеты заряжались вновь и дуэль повторялась либо с самого начала, либо, если это было оговорено, с изменением условий (например, на минимальной дистанции).

Неподвижная дуэль.

Противники располагаются на оговорённом расстоянии друг от друга (как правило, в Западной Европе применялось расстояние порядка 25-35 шагов, в России - 15-20 шагов). Стреляют после команды распорядителя, в зависимости от ранее оговорённых условий, либо в произвольном порядке, либо поочерёдно, согласно жребию. После первого выстрела второй должен быть сделан не более чем через минуту.

Подвижная дуэль с барьерами.

Наиболее распространённый вид дуэли в России XVIII-XIX века. На дорожке размечается «дистанция» (10-25 шагов), границы её отмечаются «барьерами», в качестве которых могут применяться любые предметы, положенные поперёк дорожки. Противники размещаются на равном расстоянии от барьеров, держа пистолеты в руках дулом вверх. По команде распорядителя противники начинают сходиться - двигаться навстречу друг другу. Идти можно с любой скоростью, отходить назад запрещено, можно ненадолго останавливаться. Дойдя до своего барьера, дуэлянт должен остановиться. Порядок выстрелов может оговариваться, но чаще стреляют по готовности, в произвольном порядке (противника выцеливают в движении и стреляют, остановившись). Существует два варианта правил этой дуэли. Согласно первому, более распространённому в Западной Европе, противник, выстреливший первым, имел право остановиться там, откуда стрелял. Согласно второму, принятому в России, после первого выстрела тот из соперников, который ещё не стрелял, имел право потребовать, чтобы противник вышел к своему барьеру и, таким образом, получал возможность стрелять с минимального расстояния.

Дуэль на параллельных линиях.

На земле отмечаются две параллельные линии на барьерном расстоянии, определённом соглашением (обычно 10-15 шагов). Противники встают друг напротив друга и идут вдоль линий, постепенно сокращая расстояние. Нельзя отходить назад, увеличивая расстояние до линии. Стрелять можно в любой момент.

Неподвижная дуэль вслепую.

Противники стоят неподвижно на оговорённом расстоянии, спиной друг к другу. После команды распорядителя они, в определённом или произвольном порядке, стреляют через плечо. Если после двух выстрелов оба остаются целы, пистолеты могут заряжаться снова.

«Приставить пистолет ко лбу».

Чисто русский вариант «экстремальной» дуэли. Противники встают на расстоянии, обеспечивающем гарантированное попадание (5-8 шагов). Из двух пистолетов заряжается только один, оружие выбирается по жребию. По команде распорядителя противники одновременно стреляют друг в друга.

«Дуло в дуло».

Также применялась исключительно в России. Аналогично предыдущему варианту, но заряжаются оба пистолета. В таких дуэлях нередко гибли оба противника.

«Через платок».

Противники встают спиной друг к другу, держась каждый левой рукой за уголок платка, растянутого между ними по диагонали. По команде распорядителя противники разворачиваются и стреляют.

Кроме шпаг и пистолетов, дуэль могла проводиться на саблях и рапирах. Но на поле боя подобные виды оружия встречались редко и обязательно с согласия обеих сторон противников. На саблях рубились гусары и уланы, для которых подобный вид оружия был привычным. К началу XIX века рапиры стали исключительно спортивным оружием. В России дуэль на рапирах являлось очень редким явлением.

Привычным оружием для американского населения считалось ружье. Этот вид оружия был не только символом американца, его чести и мужества, но и привычным в связи с постоянным военными столкновениями с индейцами в борьбе за земли, необходимым атрибутом в обычной жизни в борьбе за существования со стихией. Поэтому оружие было естественным для «американской дуэли», для которой существовали свои «правила игры», выяснение правды в конфликтных ситуациях.

Список литературы:

  1. Востриков А. Книга о русской дуэли,2004
  2. Франц он Болгар. Правила дуэли,1895
  3. Дурасов В. Дуэльный кодекс, 1912
  4. Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты,2002
  5. http://ru.wikipedia.org- свободная энциклопедия Википедия