Юнона (Juno), в римской мифологии древнеиталийская верховная богиня, супруга Юпитера, покровительница материнства, параллельное Юпитеру женское божество, связанное с ним по имени и в культе. Так, культом Юпитера заведовал приноситель жертв и возжигатель огня на жертвеннике бога Фламин Диалис, культом Юноны – его жена Фламиника; Юпитеру приносились в жертву белые быки, Юноне – белые коровы; Юпитеру были посвящены иды, Юноне – календы; как бог света Юпитер имел прозвание Луцетий, Юнона – Луцетия или Луцина; Юпитер и Юнона посылали дождь, олицетворяли воинственную отвагу и победу, и оба божества носили царский титул. Мало-помалу первоначальное слияние их в культе ослабевало, и наконец Юнона обособилась как богиня-покровительница женщин и их жизни, поскольку эта последняя, по верованию древних италийцев, находилась под влиянием луны. Наряду с многочисленными празднествами, существовавшими в честь Юпитера, в римском календаре не было ни одного общегосударственного праздника, прямо относящегося к Юноне; посвященные богине календы считались присутственными днями, тогда как иды (дни Юпитера) относились к числу праздников.

Юнона просит пояс Венеры, 1740-е годы,
художник Жан-Батист Пьер, Версаль


Юнона обманывает Юпитера с помощью пояса
Венеры, Жан-Батист Пьер

Культ Юноны был распространен по всей Италии, включая Этрурию. В общем своде римских религиозных представлений и обрядов нашли себе место все особенности отдельных местных культов Юноны, отчасти как пережиток, сохраненный населением от древней доисторической эпохи, отчасти как заимствование, явившееся следствием завоевания городов-хранителей того или иного культа. Пережитком древнего культа Юноны в Риме является обряд объявления народившейся новой луны и нон, совпадавших с первой ее четвертью. На вершине Капитолия находился храм Юноны Монеты (Советницы, по другому толкованию – Невесты; впоследствии при храме был устроен монетный двор, причем эпитет богини стал употребляться для обозначения как самого здания, так и монет), освященный в 344 году до нашей эры и сооруженный, по-видимому, на месте старого. День основания этого храма приходился на первое июня – месяца, посвященного Юноне.


Аннибале Карраччи


Юпитер и Юнона на горе Ида,
Джеймс Барри

Другой древний храм богини находился на Эсквилине, где первоначально стояла роща Юноны Люцины. Здесь 1 марта происходил носивший семейный характер праздник женщин Матроналии: приносились жертвы и возносились молитвы за брачное счастье, мужья делали подарки женам, женщины угощали рабов. Третьим местом культа Юноны в Риме был Капитолийский храм, где Юнона Царица имела свою нишу рядом с Юпитером и Минервой. В честь Юноны Царицы в 179 году был сооружен самостоятельный храм при Фламиниевом цирке.

Как богиня небесного и в частности лунного света (Луцина), Юнона имела особое влияние на жизнь женщины, размеренную по месяцам, и в период беременности; ей же приписывали силу помогать родильницам; под покровительством ее стоял обряд бракосочетания, с которого начиналась жизнь женщины.

Богиня приводила невесту в дом жениха; ее призывали при намазывании мазью дверных косяков в доме новобрачных, при распускании пояса невесты и вообще при заключении брака; как Юнона Флавиона она облегчала кровотечение во время менструаций; как Оссипаго помогала развитию зародыша; как Луцина призывалась женщинами при разрешении от бремени. В ее кассу при Эсквилинском храме вносили за новорожденных детей определенную сумму денег. Юнона посылала плодородие: отсюда роль козлиной шкуры – символа страсти – в культе Юноны и Фавна.

В октябрьские ноны, седьмого числа месяца, на Марсовом поле приносили жертву Юноне Куретис как богине плодородия и воинственной отваги, представительнице и покровительнице семейного и родового быта, государственными органами которого были курии. Позднее, с проникновением греческих религиозных представлений и культов в Рим, греческая Гера ассимилировалась с Юноной. Со второй Пунической войны Авентинская Юнона Царица участвует наряду с греческими божествами в священнодействиях, которые назначались в отдельных случаях блюстителями греческой религии и обрядности – децемвирами. Под влиянием греческих религиозных представлений Марс стал именоваться сыном Юноны и Юпитера. Кроме верховной богини у римского Олимпа – Юноны, в римской религии известны еще юноны, опекавшие жизнь отдельных женщин: у каждой женщины была своя юнона, точно так же, как у каждого мужчины был свой личный покровитель – гений.

Римская богиня Юнона (аналог древнегреческой Геры) считалась царицей небес и атмосферы (в том числе повелительницей молний), а также покровительницей брака и материнства. Знаменательным является тот факт, что Юнона стала олицетворением женского начала в рамках патриархального общества. Большая роль отводилась богине в обеспечении безопасности римского государства, считалось, что она помогает собирать войска во время военных походов. Согласно легенде, однажды Юнона предупредила римский народ о грозящем ему землетрясении.

Божественные образы

Изображается богиня, как правило, со скипетром в руке. Также ее неотъемлемым спутником является павлин (либо кукушка). При этом Юнона может иметь несколько ипостасей, каждая из которых обладает собственной функцией: Юнона-Популония (защитница), Юнона-Монета (советчица), Юнона-Виргиниенсис (девственная), Юнона-Пронуба (брачующая), Юнона-Румина (кормилица), Юнона-Луцина (светлая), Юнона-Домидука (вводящая в дом) и др.

Родственные связи

Юнона была младшей дочерью верховного божества Сатурна (в - Крон, Кронус) и его жены Реи (в некоторых источниках отождествляется с Опой), одновременно являвшейся его сестрой. Также она приходилась сестрой Юпитеру (древнегреческому Зевсу), Нептуну (Посейдону - богу морей и землетрясений), Плутону (Плутосу - богу богатства), Весте (Гестии - богине домашнего очага) и Церере (Деметре - богине плодородия). Юпитер впоследствии становится мужем Юноны. У верховной богини было трое детей: Марс (Арес - бог войны в греческой мифологии), Вулкан (Гефест - бог огня, а также кузнечного ремесла) и Ювента (Геба - богиня юности).

История Юноны

Согласно получил предсказание от своей матери, что однажды он будет свергнут собственным сыном, рожденным от Реи. Опасаясь такого исхода, он проглатывал всех своих детей. Однако последнего, Юпитера, Рее удалось спасти. В итоге пророчеству суждено было сбыться: Сатурн был побежден Юпитером, а дети, ранее им проглоченные (в том числе и Юнона), исторгнуты наружу. После этого Юпитер становится верховным божеством Олимпа и мужем своей сестры Юноны. При этом, чтобы добиться благосклонности сестры, Юпитер, являющийся мастером перевоплощения, принимает образ кукушки. Несмотря на такое романтическое начало, брак двух верховных нельзя было назвать спокойным. Любвеобильный Юпитер часто менял возлюбленных (среди которых, например, были Ио, Каллисто и др.), чем приводил в ярость ревнивую Юнону, навлекая ее гнев как на себя, так и на своих избранниц.

Небесное покровительство

Богиня Юнона являлась покровительницей небесного света, в том числе лунного. Согласно же древней мифологии, лунный свет имел непосредственное воздействие на женскую сущность. Соответственно, считалось, что Юнона оказывает большое влияние на физиологию женщин (при менструациях, беременности и др.), а также их жизнедеятельность (при заключении брака). Кроме того, богиня Юнона являлась символом плодородия и страсти.

Поклонение богине

Культ богини имел широкое распространение по всей территории Италии. Так, например, в древнеиталийской культуре имел место обряд поклонения новой луне. Храм богини Юноны располагался на вершине Капитолия (одного из семи холмов в основании Рима). Там же осуществлялось поклонение таким богам, как Юпитер и Минерва (в древнегреческой мифологии - Афина, Основан храм был в июне-месяце, который также был посвящен Юноне. При храме впоследствии был организован монетный двор, при этом символ богини сохранился, также он нашел свое отражение в названии монет.

На Эсквилине был расположен еще один храм, прославлявший Юнону. В первый день марта в храме проходили празднества Матроналии. Основой их, согласно преданию, послужило предотвращенное женщинами-сабинянками кровопролитное побоище. В этот день женщины пользовались особым почтением со стороны мужчин, одаривались подарками, а рабыни временно освобождались от своих обязанностей. В современном обществе нередко проводятся аналогии древнеримских Матроналий с Международным женским днем, отмечаемым 8 марта.

Трансформация божественного образа

Богиня Юнона в постепенно ассимилировалась с греческой богиней Герой. Данный процесс был обусловлен проникновением греческой системы культов и традиций в культуру Древнего Рима. Так, в период второй Пунической войны Юнона встречается как образ наряду с децемвирами (блюстители греческих обрядов и верований).

Кроме этого, богиня Юнона как символ приобретает дополнительное значение: помимо обозначения супруги верховного божества, в римской религиозной традиции юнонами называются покровительствующие отдельным женщинам. Точно так же, как у каждого мужчины имелся собственный небесный покровитель - гений, каждую женщину опекала собственная юнона.

Юнона и Юпитер. Женой Юпитера у римлян считалась богиня Юнона, которую римляне уподобляли греческой Гере. Подобно Юпитеру, она владела молнией и была повелительницей Вселенной; в этом качестве ее называли Юнона Регина («Царица»). Небесную супругу Юпитера чтили вместе с ним в его храме на Капитолии, поэтому она называлась и Юнона Капитолийская. Жена фламина Юпитера была жрицей Юноны, и при обращениях к богам имена небесных супругов назывались рядом.

Предупреждения об опасности. Юнона заботилась о благополучии и величии римского государства, помогала собирать войско в поход (в этом случае она называлась Юнона Популония), предупреждала об угрожающих Риму опасностях. Рассказывали, что однажды она предупредила римлян о грозящем им стихийном бедствии — землетрясении. Эту Юнону, предупреждающую об опасности и дающую добрые советы, называли Юнона Монета («Советчица»). Во дворе ее храма римляне чеканили деньги, поэтому впоследствии слово «монета» стало употребляться как их название.

Покровительница девушек и женщин. Но у Юноны были не только обязанности, связанные с заботой о Риме и его величии — ведь она была еще и женщина, и жена верховного бога. Поэтому ее заботой было все, что относилось к женщинам и семейной жизни. Она называлась и Юнона Виргиниенсис («Девственная») и была покровительницей девушек, готовящихся вступить в брак; как Юнона Пронуба («Брачующая») она покровительствовала брачным обрядам, а как Юнона Домидука («Вводящая в дом») вводила новобрачную в дом мужа и помогала ей благополучно переступить его порог — если бы она споткнулась о него, это считалось бы дурной приметой. Затем Юнона Луцина («Светлая») помогала рождению ребенка, выводила его на свет, а Юнона Румина («Кормилица») помогала кормить его материнским молоком.

Богиня Юнона

Покровительницей всех матрон (замужних женщин) была Юнона Матрона. В ее честь первого марта справлялся праздник Матроналии. В этот день рано утром римские женщины в красивых белых одеждах и с гирляндами цветов в руках шли в храм Юноны Матроны и приносили ей эти цветы в жертву, моля богиню о даровании счастливой семейной жизни. В этот день в Риме мужья дарили своим женам подарки. [Так что римские Матроналии немного похожи на наш праздник Восьмого марта.]

Календы и месяц Юноны. Как Юпитеру была посвящена середина каждого месяца, так Юноне принадлежали его первые дни. Начало месяца у римлян называлось календы, поэтому Юнону называли Юнона Календария (от этого же слова происходит наше слово «календарь»). Кроме того, ей был посвящен целый месяц, который до сих пор носит ее имя — июнь, месяц Юноны.

Богиня Минерва покровительница ремесел. Кроме Юпитера и Юноны, в храме на Капитолии чтили еще одно божество — Минерву. Все вместе они образовывали Капитолийскую триаду (троицу). Юпитер покровительствовал Римскому государству, Юнона — семье, а главной обязанностью Минервы была забота о городских ремесленниках и ремеслах. Все мастера, будь то оружейники или ткачи, кораблестроители или гончары, издавна считали богиню своей покровительницей. Но когда в Риме стали развиваться науки, искусства, литература, под покровительство Минервы попали и люди художественного и умственного труда — поэты, ученые, скульпторы, живописцы, учителя. Не случайно символом мудрости стала птица этой богини — сова. До сих пор мы иногда говорим: «Сова Минервы вылетает в сумерках», желая сказать, что лучшие мысли приходят или вечером, когда ничто от них не отвлекает, или в «сумерки жизни», то есть в старости, когда человек приобретает мудрость и жизненный опыт.

Целительница и победительница. Минерва также считалась покровительницей врачей. Она помогала им исцелять болезни и называлась в этом случае Минерва Медика. Все это делало Минерву очень похожей на греческую Афину, и постепенно римляне стали считать, что это одна и та же богиня. Как и Афину, ее часто изображали в полном вооружении, в панцире и шлеме, а со временем стали считать богиней, приносящей победу, и именовать Минерва Виктрикс («Победоносная»).

Праздник Минервы. Богине Минерве был посвящен праздник Квинкватрии, который справлялся пять дней, начиная с девятнадцатого марта. Первый день этого праздника был днем мастеров, потому что люди, занимавшиеся разными ремеслами, молили богиню о помощи в их деле — ведь, как писал римский поэт Овидий, «тем, кто умолит ее, мудрость Паллада пошлет». Овидий перечисляет многих ремесленников, которые должны молиться этой богине, и среди них называет учителей:

Также и учителя, хоть ваш доход ненадежен, Помните: учеников вам она новых дает.

Для учителей этот день был радостным вдвойне: ученики в праздник не посещали занятий, как это бывает и сейчас, но зато вручали своим наставникам плату за обучение, которую называли по имени этой богини — минервал.

Первый день праздника, когда праздновалось рождение богини, был исключительно мирным. В это время нельзя было вести военные действия, так как богине была неугодна кровь, и в жертву приносили не животных, а молоко, лепешки и мед; да и все развлечения этого дня носили мирный характер — это были выступления поэтов и актеров. Но уже на второй день характер праздника менялся — в честь богини устраивалось излюбленное римское зрелище, гладиаторские бои. Как писал Овидий, «со второго дня кровава бывает арена: в радость богине войны там обнажают мечи».

Еще раз Минерву славили тринадцатого июня, когда справляли Малые квинкватрии. Римляне считали, что это тот самый день, когда Минерва изготовила первую флейту. Поэтому весь этот день в Риме звучали звуки флейты, а главными участниками праздника были флейтисты.

1. В мифах древних римлян богиня брака, материнства, женщин. Супруга Юпитера. Считалось, что каждая женщина имеет свою Юнону (как каждый мужчина - своего гения). Вместе с Юпитером и Минервой входила в Капитолийскую триаду, которой был посвящён храм на Капитолии. Юнону призывали при заключении браков, ей приносили благодарственные жертвы после рождения ребёнка; как богиню плодовитости её связывали с Фавном.
2. Одна из крупнейших (размером 290 х 245 км) малых планет (№ 3), открыта К. Гардингом (Германия, 1804). Расстояние Юноны от Солнца измеряется от 1,99 до 3,55 астрономических единиц.
3. Женское имя. Юнона всегда должна быть в центре внимания. Человек по натуре творческий, она умеет создать вокруг себя атмосферу веселья и праздника. Это заводила, организатор всевозможных вечеров, капустников, девичников и даже мальчишников, на которых бывает единственной женщиной. Застолье вот место, где проходит немалая часть ее жизни. Навестите заболевшую Юнону и вы увидите, как она преобразится и буквально выздоровеет на глазах, лишь только займет свое место во главе стола. Юнона добра, умеет сочувствовать людям, у нее хорошая интуиция. Недоверчивость приносит ей немало огорчений. К тому же она неразборчива в выборе друзей и нередко бывает окружена неискренними и даже нечестными людьми. У Юноны хороший художественный вкус, она любит коллекционировать красивые вещи. А новое платье по случаю очередного торжества, причем такое, чтобы им были все потрясены, почти непременное условие ее существования. Только сошьет его портниха. Рукоделие, как и кухня, да и другие бытовые заботы, ее увлекают ненадолго. Обычно Юнона ценный работник, только не всегда удобный для руководства. У нее повышенное чувство справедливости, которое заставляет ее участвовать чуть ли не в каждом производственном конфликте. В такие моменты Юнона превращается в борца, который стоит на баррикадах со знаменем в руках. Стабильная семейная жизнь - не ее удел. Юнона нередко бездетна или имеет одну дочь. Это ярко выраженная "сова", которую не добудишься по утрам. И не стоит этого делать, в эти минуты она агрессивна.


Ссылки по теме:
Гера , в греческой мифологии царица бого...
Солнце - ближайшая к Земле звезда; цент...
Фавн , в римской мифологии бог плодороди...
Юпитер - 1. В римской мифологии верховн...

Случайные ссылки:
Авар . Герой драмы П. Клоделя "Город" (1...
Авиафобия . 1) Навязчивый страх перед пт...
Вазелин - Мазеобразное вещество, получа...
Карбас , на Севере: небольшое парусное с...
Пропилеи (от греческого propylaion - пр...
Трегье - кантон во Франции, находится в...


Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов

Юнона Юнона

(Juno). Римская богиня, соответствовавшая греческой Гере, супруга и сестра Юпитера, пользовавшаяся еще большей властью на небе, чем греческая Гера. Вместе с Минервой и Юпитером она чествовалась в Капитолии, как покровительница римского государства. В Риме особенно выступало ее значение, как покровительницы женщин.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ЮНОНА

(Juno), в римской мифологии богиня брака, материнства, женщин и женской производительной силы. Считалось, что каждая женщина имеет свою Ю. (как каждый мужчина - своего Гения). Супруга Юпитера, отождествлявшаяся с греч. Герой. С завоеванием Римом Италии культ Ю. из италийских городов переместился в Рим, что придало ей новые функции и эпитеты: «царица», Луцина («светлая»), «выводящая ребёнка на свет» («родовспомогательница»), Соспита («вспомоществующая»), воинственная Популона и Куритис, изображающаяся на боевой колеснице, в козьей шкуре, с щитом и копьём; Календария - богиня начала каждого месяца - календ, Румина («кормилица»), Фульгура («молниемечущая»). Монета («советница»), в храме которой чеканились деньги, Оссипага («дающая скелет зародышу»). Вместе с Юпитером и Минервой входила в Капитолийскую триаду, которой был посвящён храм на Капитолии (Macrob. Sat. VII 16, 27; Dion. Halic. I 50). Культ Ю. осуществлялся гл. обр. матронами; конкубинам прикасаться к её алтарю запрещалось (Aul. Gell. IV 3, 3). Женскими праздниками считались посвящённые Ю. Луцине Матроналии (1 марта) и неясного происхождения Ноны Капротины (7 июля), в последнем участвовали и рабыни, принося совместно со свободными жертву Ю. под священной смоковницей. Она призывалась при заключении браков, ей приносили благодарственные жертвы после родов, а приближавшиеся к её храму не должны были иметь на себе узлы, как затрудняющие роды (Serv. Verg. Aen. IV 518; Ovid. Fast. Ill 257). Как богиню плодовитости Ю. связывали с Фавном (Macrob. Sat. I 13, 3). В провинциях Ю. отождествлялась с другими богинями, имевшими сходные функции. В философских теориях Ю. отождествлялась с землей или воздухом, лежащим ниже Юпитера-эфира.
Е. М. Штаерман.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Юнона

Божественная супруга Юпитера царица неба Юнона, так же как и он, дарующая людям благоприятную погоду, грозы, дожди и урожаи, ниспосылающая успех и победы, почиталась, кроме того, и в качестве покровительницы женщин, в особенности замужних. Юнона была хранительницей брачных союзов, помощницей при родах. Ее чтили и как великую богиню плодородия. Культом Юпитера ведал жрец - фламин, а культом Юноны - жена фламина (фламиника). Замужние женщины ежегодно праздновали первого марта в честь Юноны так называемые матроналии. С венками в руках они шествовали к храму Юноны на Эсквилинском холме и вместе с молениями о счастье в семейной жизни приносили в жертву богине цветы. При этом в празднестве принимали участие и рабыни. Большим авторитетом пользовалась Юнона как подательница разумных советов. К ней обращались в трудные минуты не только простые люди, но и государственные деятели. На Капитолийском холме был воздвигнут храм Юноны Монеты (убеждающей). Там же находился монетный двор римского государства(1), которому она, согласно легенде, оказывала покровительство. Птицами, посвященными Юноне, были павлин и гуси. С этими гусями связана известная легенда о спасении Рима при нашествии галлов. Когда в V веке до н.э. Рим был захвачен неожиданно напавшими на него галльскими полчищами, оставшиеся в живых римские воины укрепились на Капитолийском холме и жестоко голодали, ожидая помощи от союзных войск. Чтобы сообщить осажденным о близкой помощи, нужно было пробраться через лагерь галлов и одолеть отвесные стены Капитолийской крепости. Этот подвиг удался римскому юноше Коминию, с большим риском и смелостью осуществившему недоступный подъем. Галлы заметили место, где Коминию удалось подняться, и их вождь Бренн объявил, что тем воинам, которые сумеют захватить неприступную крепость, он обещает великую награду. И вот под покровом ночной темноты галлы, перебираясь с одних горизонтально повернутых щитов стоящих внизу воинов на другие, достигли по этой своеобразной пирамиде вершины холма и перебили сонных часовых. Но когда они стали продвигаться дальше, чтобы неожиданным броском захватить крепость, голодные гуси, посвященные Юноне, находившиеся при ее храме, начали громко гоготать и разбудили римских воинов. Те сразу же кинулись на поднимающихся галлов и сбросили их со скалы. Падая, галлы разрушили ряды пирамиды. Первый из римлян, бросившийся на неожиданно появившихся галлов, Марк Манлий, получил от каждого из воинов однодневную порцию хлеба и вина. (1. От этого прозвища Юноны пошло и общее название денег - " монета".)

(Источник: «Легенды и сказания древнего Рима».)

ЮНОНА

в римской мифологии супруга верховного бога Юпитера. Богиня посылала людям благоприятную погоду, грозы, дожди и урожаи, даровала успех и победы. Кроме того, она покровительствовала женщинам, особенно замужним (римляне называли замужних женщин матронами). Юнона была хранительницей брачных союзов, помощницей при родах. Ее чтили и как великую богиню плодородия. Ежегодно 1 марта замужние женщины устраивали в честь Юноны празднества. которые назывались матроналиями.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Мрамор.
Вторая половина II в. н. э.
Рим.
Ватиканские музеи.



Синонимы :

Смотреть что такое "Юнона" в других словарях:

    - (лат.). 1) жена и сестра Юпитера. 2) астероид, открытый в 1804 году. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЮНОНА лат. Juno. а) Жена и сестра Юпитера. b) Одна из малых планет, открытая в 1804 году.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Ы, жен. Заимств.Производные: Юнонка; Юна; Нона (Ноня); Нонуся (Нонюся).Происхождение: (В античной мифологии: Юнона богиня брака и супружеской любви.) Словарь личных имён. Юнона ы, ж. Заимств. Производные: Юнонка; Юна; Нона (Ноня); Нонуся (Нонюся) … Словарь личных имен

    Юнона - Соспита. Мрамор. 2 я пол. 2 в. до н.э. Ватиканские музеи. Юнона Соспита. Мрамор. 2 я пол. 2 в. до н.э. Ватиканские музеи. Юнона в мифах древних римлян богиня брака, материнства, женщин. Супруга Юпитера. Считалось, что каждая женщина имеет свою… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»