Построенный в 1050 году по образцу своего киевского тезки, Софийский собор в Великом Новгороде – древнейший каменный храм на российской территории. Совершенно уникальные иконы, сохранившиеся фрагменты старинных фресок, чудотворные мощи дополняют архитектурную прелесть здания, с которым неразрывно связаны многоплановые исторические события. По преданию, заложение собора происходило в присутствии Ярослава Мудрого его сыном Владимиром, умершим вскоре после освящения храма в 1052 году.

Расположенный в северной части городского кремля, Софийский собор в Великом Новгороде был и религиозной святыней, и хранилищем ценностей казны. Облик собора достаточно известен и популярен. Чтобы подчеркнуть древность храма, напомним, что строили его еще до окончательного раскола христианства.

Великим чудом, а скорее промыслом Божьим он сохранился до наших дней, пережив ряд критических событий. Храм остается кафедральным собором Новгородской епархии, предоставляя всем желающим доступ к хранимым бесценным историческим реликвиям. Поддерживаемый в идеальном состоянии, Софийский собор в Великом Новгороде остается архитектурной жемчужиной.

Софийский собор в Великом Новгороде — издали и в деталях

Расположение храма полностью соответствует канонам христианства – алтарные апсиды на востоке, главный вход с запада. Четверик основного объема, увенчанный пятью куполами, с запада, севера и юга имеет галереи из 2-х этажей. Входная башня южнее главного входа имеет собственный, шестой купол, который отличает Софийский собор в Великом Новгороде от других храмов.

Другой отличительной особенностью новгородской Софии, возникшей предположительно в ходе стройки, является вытянутый вертикально объем. Эта устремленность ввысь, видная снаружи и особенно внутри, стала фирменной чертой местного храмового строительства. Софийский собор в Великом Новгороде внешне отличен своими куполами в форме русских боевых шлемов серого цвета, кроме позолоченного центрального. Есть и другие отличия, о них далее.

Святой героический князь

Памятная доска на стене собора напоминает о том, что отсюда уходили войска князя Александра Невского на судьбоносные сражения. Знаменитый полководец и его дружинники разбили шведов на Неве, откуда потомок Мономаха и Рюрика получил свое прозвище, ставшее фамилией. К его заслугам относятся освобождение ряда городов от тевтонских захватчиков – немцев, в том числе легендарная победа на Чудском озере (Ледовое побоище).

Новгородским князем Александр Невский был до 1251 года, когда стал великим князем Владимирским. Известно, что он отверг предложение Папы римского о переходе в католичество, а во взаимоотношениях с Золотой Ордой проявил себя тонким дипломатом. Был канонизирован православным святым, а Сталиным объявлен национальным героем, его именем назван один из почетнейших орденов.

Фреска и ворота

Весьма примечателен западный фасад, которым Софийский собор в Великом Новгороде обращен внутрь пространства Владычного двора. Здесь сохранен и снабжен специальным укрытием фрагмент фрески XI века, позволяющий представить хотя бы тональность древнего оформления. Различимы некоторые образа по периферии выделенного участка, содержание основного изображения можно только угадывать, либо узнавать из статей ученых.

Другим замечательным экспонатом западного фасада считаются Магдебургские врата, имеющие еще несколько названий, как и версий приобретения. Высказывалось мнение о том, что это военный трофей новгородских дружинников XII века, вывезенный из древней шведской столицы (отсюда наименование Сигтунские). Другие источники говорят о подарке немецких мастеров либо покупке местными торговцами.

Не вызывает разночтений только немецкое происхождение изделия, причем на металле отображены даже фамилии литейщиков из Магдебурга и их фигуры с инструментами в руках. Достаточно четки изображения сюжетов из Библии, включая людей, животных и архитектурные элементы, с подписями на латинском языке. Есть и добавление по-русски о собравшем врата мастере Аврааме с его фигурой.

Многие века Магдебургские врата в западном фасаде были повседневным входом в Софийский собор в Великом Новгороде. Сейчас их используют лишь по праздникам, когда в богослужении участвует архиепископ. Повседневный проход как прихожан на церковную службу, так и любознательных поклонников старины осуществляется через южный вход, ворота там тоже не новые, но не чета парадным.

Здесь на одной из обычных деревянных створок укреплена бронзовая литая табличка. На ней современным русским языком указан высокий статус Кафедрального собора, часы посещения как музея и время проведения богослужений. К элементам украшения можно причислить разве что дверные ручки, изготовленные из бронзы литейным способом. Проводя визит в общедоступное время, мы убедились в набожности значительной части музейных посетителей.

Интерьеры и реликвии новгородского храма

Первым впечатлением вошедших в Софийский собор в Великом Новгороде в большинстве случает становится ощущение некоторой тесноты. Так кажется не столько от немалого количества посетителей, сколько от непропорциональности площади и объема внутри здания. Большая высота потолков в проходе контрастирует с его малой шириной, еще уменьшающейся из-за расставленных под образами подсвечников.

Не добавляет простора и расположившаяся на пути посетителей церковная лавка, хотя и расположившаяся в нише, но прилавком ограничивающая проход. Зато ассортимент товаров здесь довольно разнообразен, от религиозной литературы и символики до святых образов самых разнообразных размеров и качества работы. Единственно свободным остается пространство под потолком, озаренное светом люстр.

Иные ощущения посетители испытывают возле алтарного иконостаса, где существенно свободнее. Первым и главным впечатлением у большинства становится явная, даже чрезмерная скромность оформления. Скудностью это назвать язык не поворачивается, но приглушенность красок, отсутствие существенного декора, позолоты, ярких деталей заметно. Впрочем, скромность не порок, возможно, так и было в старину.

Алтарный иконостас храма содержит ряд редких и особо почитаемых икон, о которых предусмотрительные посетители нашли информацию заранее. Именно возле этих образов концентрируются посетители, желающие получить помощь или решение проблем. Прежде всего это иконы Софии Премудрости Божией, Тихвинской Божьей Матери и помещенная в шкаф перед иконостасом икона Божьей Матери Знамение.

Особенности Софии новгородской

Очень привлекательно выглядит Софийский собор в Великом Новгороде, если посмотреть в сторону главного купола. Завораживает головокружительная высота, ощущение усиливают вертикальные выступы стен. Похоже, что верхняя часть конструкций сохранила фрагменты древних росписей, но центральный образ Христа как был выбит фашистским снарядом, так и не восстановлен.

Отличает Софийский собор в Великом Новгороде от других православных храмов еще нечто почти неуловимое, на уровне подсознательной догадки. Иконостас, отделяющий алтарное пространство от публичного, кажется чужеродным в этой обстановке. И это действительно так, возводился он позднее освящения собора, уже после окончательного размежевания католиков и православных до уровня взаимных проклятий.

Противоречия между ветвями одной религии проистекали из обычной для политиков, но негодной для служителей Бога стремлении к господству. Раздел Римской империи на Западную и Восточную, позднее ставшую Византией, породил противоречия не только между государствами. Уже в обозримом будущем этому конфликту исполнится тысяча лет, неужели христиане никогда не объединятся?

Святые мощи и обычаи

Кроме уже упомянутых чудотворных икон, Софийский собор в Великом Новгороде сохраняет целый ряд мощей православных святых. Первой здесь упокоилась супруга Ярослава Мудрого Анна, мать строителя храма. О смерти Владимира Ярославича сразу после освящения уже говорилось, а ведь исполнилось ему лишь 32 года. На примере этой личности показываем, как и в чем хранит мощи Софийский собор в Великом Новгороде.

Канонизация русских князей, а затем монархов в православии была обычным делом, для них существовал специальный лик (тип) святости, обозначаемый как Благоверный. Критерии отнесения к лику святых не включали воинских подвигов и завоеваний. Отмечалась благочестивая жизнь и дела во имя церкви. Поскольку строительство и содержание храмов явно относится к таковым, канонизация построившего Софийский собор в Великом Новгороде объяснима.

Не совсем понятен повод для канонизации, также в лике благоверного старшего брата Александра Невского, Федора Ярославовича. Он числился новгородским князем всего год и умер, не достигнув 15-летия, накануне женитьбы. На нашем фото видна поклоняющаяся его мощам прихожанка, видимо, выбор кумира для почитания – дело тонкое либо нам неведомое.

Впрочем, церковные ритуалы во многом загадочны для мирян, не слишком в эти тонкости углубляющихся. Даже правильно поставить свечу за здравие или же за упокой сейчас сможет не каждый, есть люди, не видящие разницы в этих категориях. Хорошо, что в любом храме найдется благожелательный советчик, будь то посетитель или священник. Поэтому редки такие посетители, которые покинут Софийский собор в Великом Новгороде, не поставив ту или иную свечу в один из подсвечников храма.

Для посетивших Софийский собор в Великом Новгороде кремлевская территория предлагает еще целый ряд познавательных объектов. Это и крепостные стены с сохранившимися сторожевыми башнями, и Софийская звонница , однажды обрушавшаяся вместе с подмытой половодьем стеной. Между нею и храмом на снимке видно здание музыкального колледжа (бывшего духовного училища), где есть народный музей Аренского, Лядова и Рахманинова . Не забудьте и о , виденной на одной из первых фотографий.

Софийский Собор Новгорода - известный памятник древнерусского зодчества. Значение этого Собора в жизни древнего Новгорода было велико. Самостоятельность новгородской Софии была символикой вольного города Новгорода.

В 1045 году происходит закладка храма Софии Премудрости Божией, где присутствует прибывший из Киева в Новгород Ярослав Мудрый с княгиней. Строили Собор до 1050 года. Его освятил епископ Лука, при этом данные разных летописей свидетельствуют, что событие это случилось в 1050 - 1052 гг.

Храм увенчивают пять куполов, которые в древности покрыли свинцовыми листами. Центральный купол был обит позлащенной медью в ХV веке. Маковицы выполнены в виде древнерусских шлемов. Стены были не беленые, за исключением апсид и барабанов, и покрыты цемянкой (природной краской). Внутри стены не расписаны, своды покрыты фресками. Оформление определилось воздействием архитектуры Константинополя. Настенный мрамор сочетался с мозаичными орнаментами сводов. Позже, в 1151 году, мрамор заменил известняк, а мозаику - фрески. Собор впервые расписали в 1109 году. От фресок средневековья остались фрагменты в центральном куполе и роспись в Мартирьевской паперти «Константин и Елена». Есть версия, что это изображение могло стать основой мозаики, поскольку фрески выполнены достаточно разбавленными красками. Фреска главного купола «Пантократор» уничтожена в годы войны. Основная роспись датируется XIX веком. В южной галерее известны захоронения выдающиеся новгородцев – епископов, князей, посадников.

В храм можно войти через Северные двери. Во время службы архиепископа открывают главные - Западные врата. В западный портал вмонтированы бронзовые врата, выполненные в романском стиле, с множеством скульптур и горельефов. Они были сделаны в Магдебурге в XII веке, и в этом же веке попали в Новгород из Швеции, как военный трофей.

С возведением храма новгородцы прониклись к нему особым отношением. «Где София, там Новгород», - говорили жители. Эта мысль получила развитие в XV веке, когда центральный купол пятиглавия вызолотили, а на его кресте поместили свинцового голубя, символизировавший Духа Святого. В легенде рассказывается, что Иван Грозный в 1570 году обошелся жестоко с новгородцами. В это время на крест Софии присел голубь. Он окаменел от ужаса, когда увидел с высоты страшное побоище. После Богоматерь открыла одному монаху, что Бог послал в утешение городу голубя, и до тех пор, пока не слетит с креста голубь - помощью свыше защищает город.

В древности в Соборе была алтарная преграда. В неё входили дошедшие до нас образа: «Апостолы Петр и Павел» и «Спас на престоле» XI - XII веков. В Соборе в XIV-XVI веках установили высокий иконостас. Серебристые отблески окладов, красочная яркость икон Рождественского и Успенского иконостасов привлекают взгляд, вознося его к высотам купола и сводам.

Архитектурное сооружение Новгородского Софийского Собора совершенно. Киевские и византийские зодчие, возведшие его, передали в XI веке через главную постройку сущность характера города Новгорода: грандиозность церковной мысли и её духовной мощи. Святая София Новгорода отличается от предшественника – Собора в Киеве - строгостью форм и компактностью объемов. Собор длиной 27 м, шириной 24,8 м; с галереями длина 34,5 м, ширина 39,3 м. Общая высота от древнего пола, до центрального креста главы - 38 м. Стены толщиной 1,2 м выполнены из известняка разного цвета. Камни не отесаны и скреплены раствором извести с примесями толчёного кирпича. Арки, их перемычки и своды выложены кирпичом.

Собор хранит икону Матери Божией «Знамение» 1170 года. Икона защитила Новгород от нападения cуздальского князя Андрея. Для новгородцев это событие было очень значительно, установлено было даже празднование по особому чину.

В 1929 году собор закрыли и открыли в нем музей. В нём представлены сокровища ризницы. При оккупации храм разграбили и повредили. После войны его восстановили и сделали отделом музея Новгорода. В 1991 собор передан РПЦ. Патриарх Алексий II совершил его освящение 16 августа 1991 года. В 2005-2007 реставрированы купола Собора.

Величие наших памятных дат порою поражает воображение и неизменно согревает: 14 сентября 1052 г., то есть 960 лет назад (!) - почти тысячелетие, состоялось освящение Софийского собора - первой и важнейшей святыни Великого Новгорода, одной из трех великих Софий, почти одновременно, в середине XI в., построенных на Руси: в Киеве, Полоцке и Новгороде. Это символы общерусской соборности, своеобразная храмовая троичная русская многовековая скрепа. На протяжении веков случались, увы, и междоусобные нестроения, в частности, мы все, к прискорбию, являемся участниками и свидетелями расчленения и рассеяния Русского мира в последние двадцать лет. Слава Богу, маятник, похоже, качнулся в другую сторону, и обозначились тенденции к срастанию, к новому собиранию и земель русских, и наших спутников.

И есть у нас три Софии, три великих русских древних храма, за которые удерживаются друг возле дружки три Руси - Великая, Малая и Белая.

Собор Святой Софии в Киеве был первым из трех древних русских Софий, построен он предположительно в 1037-1042 гг., с недавних времен называется и 1020-й. Храм этот посвящен Премудрости Божьей - Софии, второй Ипостаси Пресвятой Троицы. Предание гласит, что Софию Киевскую строили 12 греческих каменщиков. Это были братья-монахи, которых «Пресвятая Богородица прислала из Царь-града», по мере многолетних трудов они не уезжали обратно в Грецию, а с кончиной каждого захоранивались в Киевских пещерах.

Софийский киевский собор стал первым из внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины (1990). Его венчают тринадцать куполов, символизирующих Христа и апостолов. Четыре купола, расположенные ближе к главному, посвящены четырем евангелистам.

В соборе, а также на его территории было расположено около 100 захоронений. Могилы князя Ярослава Мудрого (считают, что это он мог быть первостроителем храма) и его жены Ирины сохранились. 10 сентября 2009 г. в Софийском соборе Национального заповедника «София Киевская» состоялось вскрытие саркофага великого князя Киевского. До этого саркофаг Ярослава Мудрого вскрывали трижды - в 1936, 1939 и 1964 гг. Остальные захоронения, в том числе и Владимира Мономаха, были утрачены.

Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик, выполненных лучшими византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль соответствует так называемому византийскому аскетическому стилю.

Храм, расположенный в древнем городе Киевской Руси, ныне белорусском Полоцке (первое летописное упоминание относится к 862 г. - «Повесть временных лет», Лаврентьевский список), построен византийскими зодчими за пять строительных сезонов между 1044-1066 гг. при князе Всеславе Брячиславиче (Чародее) на правом берегу Западной Двины. В «Слове о полку Игореве» очень образно говорится об этом храме: «Тому в Полотске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша».

Был разрушен взрывом в 1710 г. и в середине XVIII в. восстановлен в стиле так называемого виленского барокко. Претендует на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сохранившиеся фрагменты позволяют полагать, что в прошлом памятник представлял собой такое же центрическое сооружение, как Киевская София, но с некоторыми изменениями и упрощениями. Его план в форме квадрата был разделен на пять нефов, перекрытых развитой системой сводов. Выделение трех средних нефов создавало иллюзию вытянутости внутренней части собора и приближало его к базиликальным постройкам. Нарядность интерьера усиливалась многокрасочными фресками. Одна из особенностей полоцкого Софийского собора - граненые апсиды, характерные для деревянных храмов. Ни в Киеве, ни в Новгороде такие апсиды не встречаются.

Занимательно для нашей ретроспекции поглядеть на Софийские соборы в контексте современной духовной борьбы, которую ведут западные христианские конфессии на наших территориях. Увы, на внешнем облике двух русских Софий - киевской, а более всего полоцкой - сказалась эпоха униатства. Обе Софии сегодня имеют черты так называемого общего «иезуитского барокко», которое начиналась со строительства в Риме архитектором Джакомо дела Порта в 1575-1584 гг. храма, названного Иль Джезу (итал. «Il Gesu» - «Во имя Иисуса»).

Скажем несколько слов и о строителе изначальной Софии Полоцкой. Правнук Владимира Святославича и Рогнеды Всеслав Брячиславич был дедом святой Евфросинии Полоцкой. Это - единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068-1069 г.). Когда Всеслав занял трон, ему было всего 15 лет. Ходили легенды, что он мог превращаться в волка, тура, сокола (у восточных славян есть былины про мудрого Волха Всеславича). В 1065 г. он захватил деревянный детинец Великого Новгорода.

Так что наш рассказ приблизился к Софии Новгородской.

Это тоже старейший (1045-1050 гг.) храм на территории России, сооруженный по образцу Киевской Софии, построенной несколькими годами ранее. Кроме Новгородской Софии, в России больше нет сохранившихся памятников архитектуры XI в.

Уверяют, что князь Ярослав Мудрый до конца жизни своей был благодарен новгородцам, посадившим его на киевский престол. Мол, за то и дал он им в князья любимого своего сына Владимира, по повелению коего и был возведен за 7 лет новгородский Софийский собор. Святой князь Владимир по освящении храма прожил менее месяца, почил 4 октября 1052 г. и похоронен в соборе Святой Софии.

Исследователи архитектурной стилистики утверждают, что сооружен храм под явным воздействием знаменитого киевского собора: те же крестчатые своды, наличие хоров для князя. Однако конструкция новгородского храма более массивна, приземиста, внутреннее пространство более статично и замкнуто, а галереи в Софии Новгородской вдвое шире, чем в Киеве, поскольку здесь размещались небольшие придельные храмы.

С храмом на протяжении почти десяти веков связана не просто религиозная и гражданская жизнь Новгорода, но сама душа, духовная суть города. Наши предки относились к Святой Софии как к покровительнице и утешительнице в скорбях и несчастиях. Святая София как храм и как древняя подвижница-покровительница, как вселенская православная премудрость участвовала в прекращении разного рода бедствий - избавлении от татар в 1238 г. и спасении от тяжкого мора в 1391 г. Православные говорили: «Нас спасла святая София».

У храма 6 глав, из которых 5 находятся посередине, а шестая на юго-западной стороне над лестницей, ведущей на хоры. Средняя глава в 1408 г. была обложена медными, вызолоченными через огонь листами, а другие главы собора были крыты свинцом. Эту же цветовую гамму куполов мы видим и сегодня.

В конце XI в. князя посаждали на престол всего лишь на два-три года. Считают, что поэтому София Новгородская утратила в сознании горожан неразрывную связь с князем и стала своего рода символом Новгородской республики. Рядом с храмом собиралось вече, в нем служили торжественные молебны в честь военных побед, возводили избранных на высшие должности, хранили казну. Отчасти потому в течение 58 лет собор оставался нерасписанным. О первоначальной настенной росписи собора точных сведений нет. Известно только, что для росписи главного купола специально были вызваны греческие богомазы. Только в 1108 г. по заказу епископа Никиты в Софии Новгородской началась роспись стен, продолжавшаяся и по кончине епископа.В главном куполе Софии Новгородской во всем своем светозарном величии прежде взирал с небес Пантократор, Вседержитель. О Его изображении сохранилась древняя легенда, записанная в Новгородской летописи. Мастера поначалу изобразили Спасителя с благословляющей рукой. Однако наутро рука оказалась сжатой. Трижды художники переписывали изображение, пока от него не изошел глас: «Писари, писари! О, писари! Не пишите мя благословляющею рукою [напишите мя со сжатою рукою]. Аз бо в сей руце моей сей Великий Новеград держу; когда сия [рука] моя распространится, тогда будет граду сему скончание». К сожалению, в годы Великой Отечественной войны изображение это было утрачено из-за разрушения купола. Как и многие древние росписи.

Однако кое-что, к счастью, сохранилось.

В архитектурном смысле новгородский Софийский собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Вместе с галереями длина собора составляет 34,5 м, ширина - 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы - 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не обделаны (подтесана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толченого кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича.На кресте центрального купола храма находится свинцовая фигура голубя - символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 г. царь Иоанн Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу - и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

Интересна и такая история из ХХ века. 15 августа 1941 г. фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалетов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепежных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и в качестве трофея крест главного купола был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 г. было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение возвратить крест Софийского собора. 16 ноября 2004 г. в храме Христа Спасителя он был возвращен патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещен внутри Софийского собора.

По заказу новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста и передана испанцам взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 г. и установлен 24 января 2007 г.

Завершим наш краткий осмотр трех древних русских Софий еще одним скрепляющим фактом из наших дней. Во время визита на Украину в 2010 г. патриарх Московский и всея Руси Кирилл подарил собору Святой Софии в Киеве копию иконы Богоматери «Знамение», оригинал которой хранится в Софии Новгородской.

Фото - kolizej.at.ua; fotki.yandex.ru; ppegasoff.livejournal.com; РИА «Новости»

Новгородский Софийский собор - один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Это самый старый из сохранившихся древнерусских храмов на территории России. Выстроенный князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого, в 1045 - 1050 годах, Софийский собор уже в 30-х годах ХII века перестал быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской республики. Вплоть до сегодняшнего дня новгородская София является символом города, а слова, сказанные Мстиславом Великим в далеком XII веке: «Где святая София, там и Новгород», до сих пор будоражат сердца горожан.

Софийский собор - пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Софийский Собор. 2011 год.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы - 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (цемянкой). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками). Сам же собор на протяжении своей десятивековой истории не перестраивался. Он ремонтировался после пожаров и войн, которые не смогли сильно задеть его. Стены Софии покрывались штукатуркой, а купола - свинцом, главный купол был позолочен в XV веке при архиепископе Иване Калике.

Первые храмы, очевидно, появились в Новгороде сразу после принятия Христианства на рубеже Х - XI веков. Одним из первых храмов города стала церковь Святой Софии, которую часто называют предшественницей каменного Софийского Собора. О том, существовала ли эта деревянная церковь на самом деле, историки будут спорить до тех пор, пока исследователям не удастся найти ее остатки в ходе археологических раскопок. В древнейшей из сохранившихся до наших дней летописи - Новгородской Первой летописи сообщается лишь о том, что в 1049 году церковь сгорела. «Месяца марта в 4, в день суботный, сгоре святая Софея; беаша же честно устроена и украшена, 13 верхы имущи, а ту стояла святая Софея конец Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом». Некоторые исследователи считают эту запись вымыслом летописца, так как никаких других сведений о деревянной Софии нет. Однако старая церковь описана слишком детально, и точно указано ее местоположение.


Фотография 1900 года. Автор: AeJse Trasarebre

Строительство первого каменного собора Великого Новгорода началось в 1045 году и продолжалось либо до 1050, либо до 1052 года (по разным источникам). Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика - фресками.

Строился Новгородский Софийский Собор мастерами из Киева и Византии. Можно представить себе, как возведенный всего за несколько лет почти 40-метровый каменный храм воздействовал на новгородцев середины XI века: окруженный самыми первыми дубовыми стенами Кремля, среди деревянных домов и дворов совсем еще молодого города, на берегу реки Волхов, бывшей тогда частью оживленного торгового маршрута.


Софийский собор на купуре 5 рублей. Образец 1997 года.

Посвящение собора Софии - это фактически посвящение Богу, которое обращается к Софии Константинопольской, и еще древнее - к храму премудрости, построенному Соломоном.

В результате исследований под руководством Григория Штендера было установлено, что первоначально галереи Софийского Собора строились открытыми по образу киевских и константинопольских храмов. Уже начав работу по возведению, архитекторы приняли решение изменить проект и закрыть галереи из-за особенностей более холодного новгородского климата.

Первая роспись храма началась сразу после его постройки в середине XI века. К немногим сохранившимся до наших дней фрескам того периода относится «Константин и Елена », очевидно, написанная еще византийскими мастерами. Основные работы по росписи Софийского собора проводились в XII веке, в 1108-1109 и 1144 годах. Благодаря маленькой слабости мастеров, оставивших несколько своих автографов на память, а также благодаря счастливому случаю, позволившему старинным фрескам пережить все перипетии истории Новгорода на протяжении девяти веков, мы знаем, что одного из мастеров, расписывавших Софийский собор в XII, веке звали Стефан. Он был, по-видимому, монахом-мастером, возглавлявшим работы. На одном из граффити Стефан даже изобразил себя с нательным крестом в монашеском клобуке. Встречаются на стенах собора и другие имена живописцев - Микулы и Радко.


Софийский собор ночью. 2003 год.

Одним из подлинных сокровищ Софийского собора является древнейшая из сохранившихся на Руси рукописных книг - Остромирово Евангелие . Книга была изготовлена в 1056-1057 году и использовалась для ведения богослужений в Софии. В настоящий момент Евангелие храниться в российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Главная православная святыня Софийского собора - икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) - одна из наиболее почитаемых православных икон. По легенде она спасла Новгород от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году. Силы новгородцев и суздальцев были неравны, и защитники города начали молиться о чуде. На третью ночь осады новгородский архиепископ Иоанн услышал голос свыше, повелевший ему взять икону Богоматери и пойти с ней вокруг Детинца крестным ходом. Когда суздальцы стали обстреливать процессию, одна из стрел попала Богородице в глаз. Из ее глаз, по легенде, полились слезы, а суздальцев покрыла тьма. В неизъяснимом ужасе они стали отступать от города, побивая друг друга. В честь иконы, подарившей новгородцам мир, архиепископ Илья установил праздник Знамения Божьей Матери, который празднуется Русской Православной Церковью 10 декабря (27 ноября).


Софийский Собор. Осень 2016 года.

Отдельного внимания заслуживает еще одна жемчужина новгородской Софии - Магдебургские врата , которые также именуются Корсунскими, Плоцкими или Сигтунскими. Они находятся на западном портале храма, полностью покрыты рельефными изображениями сцен из Евангелия, необычайно искусно изготовленными западноевропейскими мастерами. Магдебургские врата в течение нескольких веков служили торжественным входом в собор. По одной из версий они были сделаны в 1153 году в городе Магдебурге. Вероятнее всего, они стали военным трофеем новгородцев, ходивших в 1187 в шведскую столицу Сигтуну. Эти ворота были выполнены так искусно, что в XVII веке шведский король не забыл об утраченном пять столетий назад трофее, и во время оккупации Новгорода дал приказ главнокомандующему шведскими войсками вернуть ворота на историческую родину. К счастью, главнокомандующий не посчитал возможным снять парадные ворота с главного храма новгородчины.


Софийский Собор. 2008 год.

Одна из самых знаменитых новгородских легенд связана с фигурой голубя, сидящей на самом высоком центральном кресте Софийского собора. Во время разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1570 году, голубь по легенде сел отдохнуть и окаменел от увиденного ужаса. Если каменная птица улетит, то наступит последний день Великого Новгорода.

Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007.

Собор Святой Софии – выдающийся и бесценный памятник русского средневекового зодчества. Он был выстроен по указанию Владимира Ярославовича, являвшегося старшим сыном Ярослава Мудрого, между 1045 – 1050 г. Спустя 130 лет этот собор Великого Новгорода стал главным городским храмом и символом Новгородской республики. Еще в далеком XII веке князь Мстислав Великий изрек: «Где София, там и Новгород».

История основания Собора

Новгородский Софийский храм – старейший из сохранившихся в нашей стране памятников древнерусской архитектуры. Есть свидетельства того, что до постройки каменного собора в городе была деревянная Софийская церковь. Археологических доказательств этого факта нет. Но в НПВ — Первой Новгородской летописи, описывающей период с 1016 до 1330 гг., упоминается, что св. София была уничтожена пожаром в 1049 г. «марта в 4, в день субботний». Также в летописи указано, что первоначальный храм был «13 верхе имущи» и стоял над Волховом на «Пискупле улице». Ряд историков сомневаются в том, что деревянная София существовала, и предполагают данную запись плодом фантазии летописца.

Первый храм и его оформление

Каменный собор, который стал символом Великого Новгорода и его вольности, начали строить в 1045 г. и закончили в 1050 или в 1052. На строительстве работали зодчие и рабочие из Киева и Византии. Сначала все поверхности стен побелили, за исключением барабанов и криволинейных апсид. Их оставили покрытыми цемянкой (толченой кирпичной крошкой с известью). Таким образом зодчие старались внешне воспроизвести богато украшенные храмы Константинополя, стены которых были покрыты мрамором, а криволинейные элементы – фресками и мозаикой. Выросший всего за пять лет храм был огромен по представлениям жителей Древнего Новгорода. 40-метровое строение, возвысившееся над деревянными избами и дубовыми крепостными стенами, поражало воображение многих приезжающих в Новгород купцов.

За все десять столетий существования церкви, ее никогда не перестраивали. Пожары и войны наносили ущерб, который требовал лишь ремонта. После различных социальных и природных катаклизмов купола Софийского собора покрывали свинцом, а стены – штукатуркой. В XV века, при архиепископе Иване Калике центральный купол начали золотить.

В советский исторический период в Софийском соборе некоторое время проводились богослужения. В то же время храм безжалостно разграблялся новыми властями. Из хранилищ вывозились ценности. Некоторые из них исчезали бесследно. Другие – объявлялись в зарубежных музейных экспозициях и частных коллекциях. В 20-х г. службы были прекращены, и власти открыли в нем музей атеизма. Во время войны новгородский собор попадал под обстрелы, был захвачен и опустошен немцами. Он сильно пострадал от бомбежек. После Победы храм восстановили, и он стал центром светской культурной жизни Новгорода.

Современное состояние

В 1991 г. состоялась передача святой Софии Русской Православной Церкви. В том, что передача состоялась, есть большая заслуга архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого). Перед событием по инициативе архиепископа создали общественный совет, целью которого была реставрация и обеспечение дальнейшей сохранности Софии, как ценнейшего исторического памятника.

Сейчас храм открыт для верующих с 8 до 20 часов. В 10 и 18 часов проводятся богослужения.

Архитектурные особенности собора

Святая София в Новгороде являет собой пятинефную церковь с тремя апсидами. Главы собора имеют характерную форму, напоминающую древнерусский военный шлем. Со всех сторон, кроме восточной стены, к церкви пристроены просторные двухэтажные галереи. Сама церковь пятиглавая, но имеется и шестая глава, установленная в западной галерее над лестничной башней.

Внутренние размеры церкви (без учета галерей) 24, 5 на 27 м. Высота – 38 м, считая от того уровня, на котором находился пол собора тысячу лет назад и до креста на центральной главе. К нашему времени пол церкви по естественным причинам просел. Нынешний пол расположен на два метра выше первоначального. Церковь сложена из известняка, и толщина стен в среднем составляет 1, 2 м. Камень отесан лишь с одной стороны – с наружной части стен. В качестве связующего использовался состав на основе извести с цемянкой (толченым кирпичом). Арочные своды и прочие криволинейные элементы выполнены из кирпича. По архитектурному устройству св. София очень напоминает киевский Софийский храм, по подобию которого он был создан. Но есть и отличия: вместо тройных аркад устроены двухпролетные, а в нижних ярусах они заменены арками. Также, компартименты между столпами новгородской Софии более узкие.


Археологические изыскания и исторические исследования Г. Штендера показали, что поначалу св. София Новгородская имела открытые галереи, как это делалось при устройстве храмов в Киеве и Византии. Но позже, следуя требованиям более сурового климата, зодчие закрыли галереи.

Внутреннее убранство

В первый раз церковь расписали фресками в XI века. До настоящего времени из тех фресок сохранилась знаменитая «Константин и Елена», написанная приезжими византийскими иконописцами. При реставрационных работах в XIX в. под слоем штукатурки обнаружились фигуры в полный рост св. императора Константина и его равноапостольной матери со стоящим между ними крестом. Фреска примечательна тем, что писалась в уникальной нигде не сохранившейся технике — по сухой штукатурке.


В следующий раз работы по расписыванию Софийского собора велись в 1109 г. и в 1144 г. Мелкие, дошедшие до нас фрагменты показывают, что вдоль центрального барабана располагались фигуры пророков около 3 м высотой. Алтарь был декорирован мозаичными изображениями святых. В одной из галерей св. Софии сохранились фрагментарные части изображения Богородицы, Христа, Иоанна Крестителя. Всего две иконы, а именно «Спас на Престоле» и «Ап. Петр и Павел», сохранились от убранства XII века.

На стенах найдено немало «автографов» мастеров и прихожан. Также находили рисунки, так называемые «граффити», на которых иконописцы изображали себя. Например, мы знаем, что в XII веке храм Святой Софии расписывал монах по имени Стефан, а также художники Микула и Радко.

Святыни и достопримечательности

Наиболее чтимая икона новгородского Софийского собора — это Тихвинская Богоматерь. Она находится на Рождественском Престоле и является «списком» (копией) с образа, еще более древнего. Тихвинская Богоматерь из Новгорода Великого относится к XV или к XVI векам, и она переняла все чудодейственные свойства утерянного оригинала.

«Спас на Престоле», также находящийся в Рождественском приделе храма, написан в XVI веке. Он расположен поверх восьмисотлетнего одноименного образа, написанного при первой росписи храма. Древний «Спас на Престоле» можно увидеть через особые отверстия.


Икона Божьей Матери «Знамение», датируемая 1170 г., — особо почитаемая ценность храма Св. Софии. Она находится на втором, Успенском престоле храма. Эта икона, по убеждениям современников, сохранила город во время нападения суздальцев во главе с Андреем Боголюбским.

Ценнейшим рукописным памятником новгородской Софии всегда считалось Остромирово Евангелие. Оно написано специально для богослужений в новом храме приблизительно в 1056 г. и сейчас хранится в национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Магдебургские (Корсунские, Сигтунские) ворота – это парадные кованые врата с западной стороны, целиком покрытые рельефами с сюжетами из Священного Писания, и представляют собой военный трофей, захваченный во время похода новгородцев в 1187 г. на город Сигтуну, средневековую столицу Швеции.. Они открываются в дни торжественных богослужений.


Знаете ли вы, что в день возвращения и освящения собора 16 августа 1991 г. во время крестного хода в небе над храмом все могли видеть радужный венец? Есть и другие интересные факты, связанные с собором св. Софии.

О воротах

Известно, что Магдебургские ворота изготовили в Германии (а именно, в Магдебурге) мастера литейных дел Риквин и Вейсмут. Изображения кузнецов можно найти на полотне ворот. Там же исследователи нашли портрет русского литейного мастера Авраама, реконструировавшего и установившего трофей на свое нынешнее место.

Спасение от Суздальцев

Одно историческое событие 1170 г. связано с иконой Божьей Матери «Знамение». Оно же стало сюжетом для другой древней иконы — «Битва новгородцев с суздальцами». Войско Андрея Боголюбского, осадившее тогда Новгород, намного превосходило силы защитников. Архиепископ Иоанн по велению голоса свыше устроил крестный ход под обстрелом врагов. Когда духовенство и жители несли образ Богоматери «Знамение» вокруг детинца, суздальская стрела угодила прямо в глаз Богородице. Образ стал источать слезы. Тут же врагов покрыла тьма и обуял ужас. Суздальцы стали побивать сами себя и отступили. Спасение города от вражеского нашествия поныне отмечается 27 ноября.

Легенда о голубе

Другая известная легенда связана со свинцовым голубем, сидевшим на кресте главного купола. Этот голубь по преданию появился в 1570 г., в период захвата и разграбления города войсками Ивана Грозного. Живая птица, якобы, села на крест и окаменела, наблюдая зверства, которые творили захватчики в городе. Считалось, что Богородица не даст пропасть Новгороду, пока голубь сидит на своем месте. По прошествии пяти веков, в 1942 г. вблизи храма расположилась немецкая оккупационная комендатура. При артобстреле этой комендатуры один из снарядов попал в храм. В этот ужасный день была утеряна драгоценная фреска Спаса Вседержителя 1109 г. написания, поврежден купол. Крест на центральном куполе был перебит снарядом и оказался висящим на цепях. При отходе немцев в Прибалтику, они вывозили с собой много ценностей из св. Софии. Крест с голубем отправился в Испанию и хранился долгие годы в Мадридской Военно-инженерной академии, в часовне. Только в 2002 г., после успешных переговоров главы России с испанским королем, крест св. Софии вернулся в Новгород. Сейчас он хранится внутри собора, а главный новгородский купол украшает копия, установленная в 2007 г.