Если в предыдущей теме речь шла о людских ресурсах террористических организаций, то в данной теме будут рассмотрены некоторые аспекты финансового обеспечения терроризма.

2.1. Источники и масштабы финансирования терроризма

Терроризм как стабильное явление невозможен без "энтузиазма" (=фанатизма), но он зиждется не только на "энтузиазме", но и на "хозрасчете". Для организации терактов (закупка оружия, оплата боевиков 24) и для стимулирования их освещения в СМИ нужны крупные финансовые затраты. Их сокращение (в идеале – пресечение) позволило бы если и не ликвидировать терроризм, то, по крайней мере, значительно снизить его масштабы и ущерб от него.

Откуда могут взяться крупные финансовые активы у заведомых политических аутсайдеров? Для понимания финансирования террора следует обратиться к схеме, показывающей, что у современного терроризма есть три источника и три составных части (см. Рис. 2-1).

Соотношение трех отмеченных на схеме источников менялось с течением времени. Как отмечает американский исследователь финансирования терроризма Стив Кайзер 25 , в 1990-2000-е гг. происходит своего рода «приватизация» террора – вытеснение спонсоров-государств спонсорами из числа благотворительных/неправительственных организаций и частных лиц (Рис. 2-2). Одновременно происходит диверсификация источников финансирования, когда «помощь» террористам поступает небольшими «порциями» из многих источников, в результате чего разрушить финансирование терроризма стало гораздо сложнее.

"Идеологический" "Конфессиональный" "Национальный"

терроризм терроризм терроризм

Помощь Самоснабжение Помощь

стран-изгоев за счет теневой экономики частных лиц

Рис. 2-1. Три финансовых источника и три составных части современного терроризма

Количество спонсоров

Средний размер пожертвований

1950-1990-е 1990-2001 после 2001

(государства) (неправит. организации) (частные лица)

Рис. 2-2. Макротенденции изменения финансирования терроризма, по С. Кайзеру.

Внешние источники: помощь правительств, частных лиц и некоммерческих организаций. Традиционный источник помощи для террористов – это помощь каких-либо стран, использующих террористов в качестве инструментов для достижения своих целей, которые самим террористам могут быть неизвестными и даже совершенно чуждыми. В период Третьей мировой войны оказанием помощи "идеологически близким" террористам занимались многие страны, включая и великие державы. Однако в современном мире этот источник постепенно отмирает.

Государственный департамент США в начале 2000-х гг. составил «черный список», согласно которому в поддержке террористических организаций участвуют такие государства как Иран, Ирак, Сирия, Ливия, Судан, Северная Корея (КНДР) и Куба (позже Ливия из этого списка ушла). Что касается Северной Кореи и Кубы, то их спонсорские возможности касаются в основном "левых" террористов, к тому же они невелики и отнюдь не бесспорны. Все остальные страны-изгои относятся к миру ислама и, соответственно, поддерживают связи в основном с исламскими экстремистами и палестинскими группировками. Впрочем, поскольку всех террористов и страны-изгои объединяет анти-американизм, нередки случаи государственной помощи, нарушающие идеологические/этнические приоритеты (например, боевики ИРА проходили обучение в Ливане и сами работали инструкторами у «наркопартизан» Колумбии).

Особой проблемой является финансовая помощь современным террористам со стороны спецслужб «сильных» стран. Как уже указывалось в предыдущем разделе, такая поддержка, несомненно, происходила во время Третьей мировой войны (можно вспомнить, например, скандал «Иран – контрас» 1986 г. по поводу тайных поставок оружия правым повстанческо-террористическим группировкам Никарагуа сотрудниками ЦРУ), но в современную эпоху надежных доказательств подобной помощи нет. В любом случае пресечение подобных операций связано с политическими решениями и является делом ФСБ.

Более важный источник финансирования современных террористов – это спонсорство частных лиц через посредничество разного рода землячеств, обществ гуманитарной помощи, религиозных организаций и т.д.

Дело в том, что хотя многие в "третьем мире" яростно отвергают ценности западного мира, это не мешает им осваивать "западный" капитализм и наживать капитал, который затем используется для финансирования "анти-западных" терактов. Знаковой фигурой в этом отношении является Усама бен Ладен, миллионер из Саудовской Аравии (его семья имеет деловые связи с семьей американских президентов Бушей), начинавший как спонсор антисоветских афганских моджахедов, а затем сам возглавивший террор.

Впрочем, арабский миллионер-террорист – это не совсем типичная фигура. Гораздо больше тех, кто щедро жертвует на "дело ислама", но отнюдь не горит желанием лично браться за автомат. В результате возникает парадоксальная картина: Саудовская Аравия – надежный союзник США, но многие ее граждане спонсируют исламский терроризм (конспирологи этот факт интерпретируют как доказательство марионеточного характера исламского террора) 26 . Известно также, что ирландские боевики вплоть до 1990-х гг. получали активную помощь от ирландских землячеств США, хотя официальный Вашингтон всегда категорически осуждал террористов-католиков Ольстера. Пожертвования благотворительных/неправительственных организаций и частных лиц подпитывают почти исключительно религиозные и националистические террористические группировки.

Внутренние источники: криминальное самоснабжение. В современном мире, однако, терроризм все менее нуждается в финансовой помощи извне и все более переходит на самоснабжение. Речь идет о втягивании террористических организаций в бурно растущие международные криминальные промыслы – наркобизнес, контрабанда полезных ископаемых и т.д. Террористические организации во многом подобны мафии: нелегальны, обладают силовыми ресурсами, построены на личном доверии. Поэтому они успешно внедряются именно в те криминальные промыслы, которые типичны для организованной преступности. Террористы Латинской Америки тесно связаны с кокаиновым трафиком, террористы Азии – с героиновым, повстанческие группировки Западной Африки – с контрабандой алмазов. Чтобы "отмывать" криминальные доходы, террористические организации, подобно организованным преступным синдикатам, создают прикрытия в виде вполне легальных бензоколонок, супермаркетов, транспортных и прочих компаний.

В результате внедрения в мафиозные криминальные промыслы терроризм коммерциализируется, приобретает черты "обычной" мафии. Постепенно борьба "за идею" частично или полностью вытесняется борьбой за "длинный доллар". С подобным мафиозным терроризмом бороться труднее, чем с мафией или с обычным терроризмом: он более воинственен и кровожаден, чем традиционная мафия, и более богат, чем терроризм традиционного типа. Если с "идейными" террористами можно искать и находить компромиссы, то с мафиозными террористами они принципиально невозможны. Мафиозизацией сейчас затронуты в той или иной степени практически все разновидности терроризма.

Соотношение трех перечисленных основных финансовых источников современного терроризма не одинаково для разных организаций. Чем более аутсайдерской является организация, тем в большей степени она опирается на криминальные источники доходов.

События 11 сентября 2001 г. открыли, что террористы научились зарабатывать деньги на самих терактах. "О террористических актах 11 сентября в США было известно на фондовом рынке заранее. – пишет Ю.П. Воронов. – За несколько дней до терактов резко увеличились объемы торгов, ориентированных на вероятное падение котировок акций авиакомпаний «United Airlines» и «American Airlines», самолеты которых были 11 сентября захвачены террористами. Объемы торгов превышали обычный уровень в 20-25 раз" 27 . Одновременно скупались ценные бумаги, чья ценность выросла бы при повышении цен на нефть. Хотя этот случай сразу же стал объектом расследования Комиссии по ценным бумагам и биржам США, однако за минувшие 5 лет так и не удалось выяснить, кто "нагрел руки" на информации о готовящемся теракте. Независимо от того, были ли этими людьми ставленники "Аль-Каяды" или (если верна конспирологическая трактовка) спецслужб США, речь идет об открытии способа использовать сам теракт не только как "статьи расходов", но и источника доходов, причем вполне легальных.

Оценки величины доходов террористических организаций. Величина финансов террористических организаций по определению не поддается точной оценке. Встречающееся в литературе мнение, будто "размеры экономики террора составляют до 1,5 трлн. долл. ежегодно (это около 5% мирового валового продукта)" 28 , основано на оценке общемировой теневой экономики, которая лишь отчасти связана с терроризмом. Лоретта Наполеони, исследовательница современной экономики террора (New Economy of Terror), оценивает ее в 500 млрд. долл., включая в нее все виды доходов террористических организаций (в т.ч. от легальных предприятий) 29 . Конечно, эту оценку надо воспринимать как весьма приблизительную и, вероятно, завышенную 30 .

Более точно аналитики, отслеживающие финансовые потоки терроризма, могут оценить масштабы финансирования отдельных террористических организаций.

Например, в литературе можно найти информацию, согласно которой в середине 1970-х гг. итальянские "красные бригады" имели ежегодный доход в 8-10 млн. долл. 31 . В современную эпоху он показался бы мизерным.

В 1990-е гг. Движение освобождения Палестины, имеющая боевую организацию ФАТХ, имело годовой бюджет в 8-14 млрд. долл., что превышает ВВП Йемена или Бахрейна 32 . Такое обильное финансирование объясняется во многом тем, что в 1993 г. ФАТХ официально отказалось от нелегальной вооруженной борьбы против Израиля, в связи с чем Госдепартамент США исключил его из регистра террористических организаций. Однако сами израильтяне не склонны признать, что ФАТХ полностью отказался от методов террора; достоверно известно, что в 2000-е гг. подразделения ФАТХ участвовали в боевых операциях против Израиля во время обострения ситуации вокруг Палестинской автономии.

Находящиеся на полностью нелегальном положении террористические организации имеют более скромные доходы: тот же самый ФАТХ в 1980-е гг., когда эта палестинская организация считалась террористической, имел ежегодный бюджет всего в примерно 400 млн. долл. 33 . На конец 1990-х гг. бюджет Временной ИРА (примерно 500 боевиков) оценивали в 3,5-9,5 млн. долл. в год 34 , цейлонских "Тигров освобождения Тамил Илама" (примерно 14 тыс. боевиков) – 50-80 млн. 35 , колумбийских «наркопартизан» (примерно 20 тыс. боевиков) - 600 млн. Что касается исламских террористических организаций, то на начало 2000-х гг. бюджет знаменитой "Аль-Каяды" (1,5-3 тыс. членов) составлял примерно 20-50 млн. долл., "ХАМАС" (1 тыс. членов) - 10 млн. долл., "Хезболлах" - 50 млн. 36 . Для сравнения следует упомянуть, что ежегодный доход чеченских террористов 2000-х гг. оценивают в интервале 90-270 млн. долл.

Терроризм -- политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. terror -- страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение»

Финансирование терроризма - это деятельность, направленная на предоставление или сбор средств (в т.ч. денежных) с целью их последующего использования для подготовки и совершения террористического акта террористом либо террористической организацией.

Подобные, но более выверенные и детализированные с точки зрения права, определения понятия "финансирование терроризма" можно найти в нескольких источниках, например в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года. Содержится таковое и в документе, именуемом "Типовое законодательство об отмывании денег и финансировании терроризма", который был подготовлен 1 декабря 2005 года Управлением ООН по наркотикам и преступности (United Nations Office on Drugs and Crime- UNODC) совместно с Международным валютным фондом (International Monetary Fund -IMF).

Упомянутые определения имеют скорее правовую природу и важны, прежде всего, для юридической квалификации финансирования терроризма как преступления. При этом финансирование терроризма преимущественно понимается в узком смысле, лишь в контексте подготовки и совершения террористического акта. Учитывая, что создание террористической организации, т.е. организации, специально созданной для осуществления террористических актов, в определённом смысле является подготовкой к ним, законодательство многих стран под финансированием терроризма понимает в том числе и финансирование террористических организаций.

Тем не менее, даже беглый анализ террористической деятельности, осуществляемой террористическими организациями, показывает, что она, как правило, имеет несколько компонентов, таких как идеологическая подготовка, "боевая" подготовка, непосредственно террористический акт, освещение теракта в СМИ и даже материальная помощь семьям лиц, которые осуществили теракт. Каждый из этих компонентов нуждается в финансировании, а вот методы, способы, каналы и источники могут существенно разниться между собой. Например, для идеологической подготовки в духе религиозной ненависти используются средства определённой религиозной организации. После этого, лица, готовые пожертвовать собой в силу сформированных религиозных убеждений, направляются для дальнейшей "боевой" подготовки, которая финансируется формально другими лицами и иными способами.

Для донесения до общественности своих целей, усиления эффекта террористической деятельности, нередко используются политические или общественные организации, имеющие собственные источники финансирования. Эти организации не имеют видимых связей с террористами, но действуют с ними согласовано в публичной сфере и СМИ. Истории известны подобные примеры. Так, в 1988 году в Великобритании были введены ограничения на предоставление радио- и телеэфира представителям Ирландской Республиканской Армии и деятелям партии "Шинн Фейн", которая, как считалось, действовала в координации с ИРА. Европейская комиссия по правам человека в 1994 г. большинством голосов отклонила поданную журналистами жалобу на эти ограничения.

Таким образом, для эффективной борьбы с терроризмом необходимо широкое понимание термина "финансирование терроризма". Такой подход поможет расширить комплекс мер противодействия финансированию террористической деятельности и будет способствовать повышению эффективности борьбы с терроризмом в целом.

Финансирование терроризма имеет схожие черты с отмыванием денег. Это касается преимущественно методов и способов использования элементов финансовой системы. Однако, финансирование терроризма имеет ряд существенных особенностей, отличающих его от отмывания денег.

Прежде всего, следует отметить, что источниками при отмывании денег всегда являются преступления. Целью же процесса отмывания является желание воспользоваться преступными доходами, предварительно придав им вид полученных легально.

Что касается источников финансирования терроризма, то ими также могут быть преступления. Например, считается, что организация Революционные вооружённые силы Колумбии -- Армия народа (исп. Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia - Ejйrcito del Pueblo), отнесенная США и Европейским Союзом к числу террористических, имеет значительные источники самофинансирования в виде доходов от выращивания коки и похищения людей. Афганское движение "Талибан" также финансировалось за счет доходов от выращивания опиумного мака.

Немецкая террористическая организация Фракция Красной Армии (RAF -- нем. Rote Armee Fraktion), активно действовавшая на территории ФРГ в 1960-1970 гг., самофинансировалась за счет ограблений банков. Известно, что члены этой организации только за один день, 29 сентября 1970 года, ограбили три западноберлинских банка на общую сумму 217499 марок.

Однако, кроме доходов от преступлений, террористическая деятельность может финансироваться и за счет легальных источников, таких как доходы от бизнеса, личные сбережения, пожертвования на благотворительные цели, а иногда и средства государств, поддерживающих терроризм.

Пожертвования на благотворительные цели являются основой финансирования для террористических организаций исламского толка. Это обусловлено религиозными причинами. Ислам поощряет благотворительность, а одним из его пяти столпов является закят - обязательное ежегодное пожертвование на благотворительные и религиозные цели. Также существует нерегулярный и добровольный вид пожертвований, именуемый садака. Пожертвования могут направляться на помощь бедным, неимущим и людям, оказавшимся в чужой стране без средств к существованию (т.н. "путники"); укрепление веры, поддержку лиц, ведущих джихад или осуществляющих любые усилия для распространения ислама, в т.ч. на строительство мечетей, выпуск религиозной литературы и другой печатной продукции, религиозное обучение и т.п.

Сбором пожертвований занимаются различного рода благотворительные организации и фонды, которые и оперируют собранными средствами в дальнейшем. Часть из этих средств используется для финансирования террористической деятельности.

В отличие от отмывания денег, финансирование терроризма осуществляется не с целью воспользоваться преступными доходами, а для достижения политических и идеологических результатов от террористической деятельности.

Финансирование терроризма намного чаще, чем отмывание денег, осуществляется с использованием неформальных (альтернативных) систем перевода денег, таких, например, как "хавала" или курьеров, оперирующих "наличными".

Кроме того, при отмывании денег средства сначала выбывают из формального владения лица-инициатора этого процесса, а затем возвращаются к нему же в "отмытом" виде. При финансировании терроризма, кроме случаев самофинансирования, деньги выбывают из собственности одних лиц, а попадают в собственность других для осуществления террористической деятельности.

В эпоху глобализации финансовой системы и развития финансовых институтов увеличивается риск оптимизации процесса сбора средств террористическими и экстремистскими организациями. При этом следует отметить, что радикальные религиозно-политические группировки идут схожим путем, что и обычные криминальные группы: стремятся легализовать средства, добытые преступным путем, и маскируют финансовую активность от проверки госорганами.

В целях повышения эффективности контртеррористической деятельности в области финансирования необходимо сфокусироваться на следующих мерах:

1. Решение вопроса юрисдикционной принадлежности организации, включая неблагополучные государства и “безопасную гавань” для инвестиций.

2. Установление контактов с частным сектором для получения доступа к информации.

3. Проведение разъяснительной работы среди широкой общественности.

4. Улучшение финансовой разведки.

Согласно докладу Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) - межправительственной организации, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия, в том числе, финансированию терроризма - существуют несколько наиболее используемых способов сбора средств для ведения экстремистской деятельности и организации терактов.

При этом важно отметить, что радикалам необходимо финансирование не только и не столько для осуществления конкретных акций, сколько для развития и поддержания самой организации, создания благоприятной среды для ее деятельности, для пропаганды идеологии в целом.

Способы финансирования терроризма можно условно поделить на финансирование «сверху» (помощь от отдельных государств, других террористических организаций со схожей идеологией, НКО) и «снизу» - финансирование малого масштаба и имеющее разрозненный характер, что включает в себя самофинансирование из средств заработной платы и пособий членов экстремистской группы и сочувствующих.

Благотворительные НКО остаются одной из наиболее привлекательных моделей финансирования террористических и экстремистских организаций по нескольким причинам. Во-первых, НКО пользуются доверием общественности, во-вторых, имеют доступ к значительным средствам, в-третьих, интенсивно используют наличные средства, в-четвертых, многие НКО действуют на международном уровне. В-пятых, к НКО применяются более легкие нормативные требования, чем к финансовым институтам (начальный капитал, профессиональная аттестация, проверка биографических данных для сотрудников и попечителей при регистрации, текущее ведение учёта). Кроме того, некоммерческие организации удобны для перевода средств.

Нередко НКО создаются как полностью фиктивная организация, прикрывающая деятельность террористической или экстремистской группировки. В этом случае, схема работы благотворительных фондов напоминает жизненный цикл фирм-однодневок. Так, австралийская финансовая разведка отметила тенденцию создания экстремистами благотворительных фондов в Австралии на непродолжительный период времени. Эти организации самоликвидируются как только собирается нужная сумма денег, а средства направляются не на декларируемые цели, а на финансирование терроризма. В связи со всем вышеперечисленным, некоммерческие организации можно обозначить как критически слабое место при борьбе с финансированием терроризма.

Кроме того, радикалы используют для финансирования своей деятельности легальный бизнес, особенно это касается небольших фирм без значительного стартового капитала и большого объема наличных в обращении. Один из ключевых способов - это сращивание криминала и экстремистских организаций: наркоторговля, вымогательства, грабежи позволяют радикалам поддерживать свою деятельность в условиях отсутствия внешнего финансирования.

Террористы и экстремистские организации нуждаются в финансовых средствах для выплат боевикам и их семьям, организации поездок боевиков за границу, тренировки новых членов, подделки документов, покупки оружия. Немалые средства уходят на подкуп должностных лиц.

Как отметил президент Информационно-аналитического центра «Религия и общество» Алексей Гришин, подкуп чиновников ведется как в интересах принятия управленческих решений, так и в целях получения финансирования. Интерес для радикалов представляют должностные лица, отвечающие за взаимодействие с мусульманскими религиозными организациями, а также чиновники, обладающие разрешительными функциями, такими как регистрация, строительство, судопроизводство.

Отдельно стоит отметить расходы на подготовку видеосюжетов, ведение интернет-сайтов для рекрутинга и публикации сообщений. Пропаганда и работа под прикрытием легальной деятельности социальных и благотворительных фондов - один из наиболее затратных пунктов расходов террористических и экстремистских организаций.

Примечательно, что затраты на исходные материалы для осуществления атак - транспорт, компоненты импровизированных бомб, карты, разведывательный материал и т.д. - мало сопоставимы с тем ущербом, который они наносят. Например, теракт в Мадриде в 2004 г. обошелся лишь в $10 000, лондонские атаки в 2005 г. в 8 000 фунтов стерлингов. А как показывают события 2016 г., в частности теракт в Ницце, расходы на массовые атаки могут быть сведены до уровня бытовых.

Применительно непосредственно к ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ), в докладе ФАТФ от февраля 2015 г. «Финансирование террористической организации Исламское государство Ирака и Леванта» указываются пять основных источников финансирования: нелегальные доходы с оккупированных территорий (грабежи, вымогательство, взятие под контроль нефтяных месторождений, незаконное обложение налогами), похищение с целью выкупа, пожертвования, в том числе через НКО, и сбор средств через современные средства коммуникации. Как отмечается в докладе, первая статья доходов приносит наибольший приток средств.

Через НКО наиболее значимые суммы поступают от отдельных богатых доноров в регионе, в частности, приводится пример пожертвования в два миллиона долларов США от спонсора из одной из стран Персидского залива. В докладе комитета США по обеспечению национальной безопасности за октябрь 2016 года отмечается, что ИГИЛ получает гораздо меньшую финансовую помощь из стран Персидского залива, чем получала Аль-Каида (террористическая организация, запрещена в РФ) до терактов 11 сентября.

На сегодняшний день, основные спонсоры Исламского государства - Саудовская Аравия, Кувейт и Катар, причем кувейтские доноры вызывают наибольшее беспокойство американских спецслужб. Так, замдиректора ЦРУ Дэвид Коэн назвал Кувейт «эпицентром фандрайзинга для террористических групп в Сирии».

Иностранные боевики, примкнувшие к рядам ИГИЛ, привозят с собой наличные деньги, в том числе, собранные диаспорами в месте их проживания за границей. Манипулируя социальными сетями, представители ИГИЛ чаще всего прибегают к т. н. краудфандингу или «народному финансированию» - методу привлечения средств от большой группы людей путем сочетания современных технологий и маркетинга. Собранные деньги либо переводятся через отдельные счета в частных банках, либо перевозятся курьерами в виде наличных средств.

Европа как одна из ключевых мишеней террористов

В последние годы страны Евросоюза все чаще становятся мишенью террористов, присягнувших на верность ИГИЛ. Среди наиболее громких терактов последнего времени: атака на рождественском базаре в Шарлоттенбурге в Берлине 19 декабря, нападение на церковь в Нормандии во Франции 27 июля, теракт на Английской набережной во французской Ницце 14 июля, теракты в брюссельском аэропорту и метро 22 марта в 2016 году и теракты в Париже 13 ноября в 2015 году.

Ответственность за теракты взяло на себя Исламское государство. Согласно докладу Европола от ноября 2016 года, Исламское государство расценивает реализованные теракты во Франции и Бельгии как весьма успешные и эффективные.

В связи с этим, а также учитывая намерение и наличие возможностей со стороны ИГИЛ наносить новые удары, Европол считает высокой вероятность совершения очередных терактов на территории стран-членов ЕС. По прогнозам, атаки могут осуществляться как террористами-одиночками, так и организованными группами; по прямым инструкциям от ИГИЛ, либо террорист может действовать самостоятельно под влиянием пропаганды Исламского государства; нападения могут тщательно планироваться, либо осуществляться спонтанно.

В докладе указывается, что, помимо Франции и Бельгии, атакам ИГИЛ подвержены все государства, входящие в международную коалицию по борьбе с терроризмом в Сирии. Кроме того, нападения могут быть совершены с целью скомпрометировать сирийских беженцев как группу. Наиболее вероятен сценарий с применением того же способа действий, что и раньше, включая выбор оружия, что связано с легкостью его изготовления, приобретения и использования при очевидной эффективности. Также, в случае поражения или серьезного ослабления ИГИЛ в Сирии и Ираке, высока вероятность увеличения числа вернувшихся иностранных боевиков в страны-члены ЕС или в другие зоны конфликта, в частности, в Ливию.

Франция остается наиболее предпочтительной мишенью для террористов, в меньшей степени риску подвержены Бельгия, Германия, Нидерланды и Великобритания. Что касается Бельгии, ее уязвимость, в первую очередь, обусловлена демографической ситуацией. Так, Брюссель, столица Бельгии, стала местом средоточения радикализованных мусульман. При общем проценте мусульманского населения в стране в 6%, в Брюсселе этот показатель составляет 25%, а в районе Моленбек, где уровень безработицы среди иммигрантов достигает 30%, доля мусульман составляет 40%. Германия рассматривается как одна из мишеней для исламских боевиков из-за массового притока сирийских беженцев в страну.

Выбор Франции как приоритетной цели обусловлен рядом факторов.

Во-первых, Франция является символом западной культуры, где впервые были провозглашены принципы свободы, демократии, разделения государства и религии.

Во-вторых, играет роль вовлечение страны во внутренние дела мусульманских государств, в частности, Алжира, Ирака, Ливана и Сирии, а также экономическое и военное вмешательство с целью защиты своих национальных интересов в Африке и Ближнем Востоке.

В-третьих, ИГИЛ винит Францию за раздел Османской империи, в-четвертых, в стране существуют глубокие светские традиции, что, в частности, было выражено в запрете в 2010 году на ношение бурки в общественных местах. В-пятых, это высокий уровень социальной и экономической изоляции в отдельных городских районах с преимущественно мусульманским населением, которое превратились в благоприятную среду для вербовки террористов. В-шестых, это большое количество французских сторонников ИГИЛ, которые отправились воевать в Сирию и Ирак.

В документе, подготовленном в рамках Программы развития ООН под названием «Основные причины радикализации в Европе и СНГ» рассматриваются наиболее распространенные способы радикализации индивидуумов. В первую очередь, это саморадикализация, которая происходит по двум причинам: либо в случае психического расстройства, либо при воздействии пропаганды, распространяемой через электронные средства коммуникации, так называемая неочевидная вербовка. Распространены случаи прямой вербовки членом или сторонником экстремистской организации при межличностном контакте в реальности или онлайн.

Радикализация осуществляется в школах, управляемых или спонсируемых организациями или лицами, преследующими цель вовлечь молодежь в экстремистскую и террористическую деятельность. В документе отмечается, что рост числа таких школ связан с нехваткой спонсируемых государством программ, предоставляющих соответствующие образовательные программы. Вербовка проходит и в мечетях. Есть очевидные примеры, когда религиозные учреждения используются как прикрытие для политического экстремизма.

Между тем, допросы арестованных по обвинению в терроризме показали, что лишь немногие из них были завербованы непосредственно в мечетях. Гораздо чаще вербовка как прямой контакт осуществлялись в таких общественных местах, как кафе или спортзал, либо в более закрытой среде, например, в тюрьмах. Однако стоит отметить, что вербовка представляет собой длительный процесс, который начинается с симпатии и доверия, в связи с чем, точно установить момент, когда индивидуум был завербован, не всегда представляется возможным.

Распространение радикальных религиозных учений в странах-членах ЕС во многом спонсируется из-за рубежа, в первую очередь, из стран Персидского залива. Заметную роль здесь играет Саудовская Аравия. Поддержка оказывается как саудовским правительством и членами королевской семьи, так и благотворительными НКО и спонсируемыми Саудовской Аравией организациями, такими как Всемирная мусульманская лига (World Muslim League), Всемирная ассамблея исламской молодежи (World Assembly of Muslim Youth), Международная исламская благотворительная организация (International Islamic Relief Organization). Эти НКО спонсируют строительство религиозных учреждений и вкладывают средства в образовательные программы и распространение проповедей.

Такая экспансионистская политика уже принесла свои плоды. В январе 2016 года, Томас Андрие директор по общественным свободам и правовым вопросам Министерства внутренних дел Франции, выступил с докладом в национальном Сенате. Он отметил, что 10% проектов по строительству и поддержанию деятельности мечетей в стране финансируются из-за рубежа.

Поскольку большинство из этих проектов находятся на самофинансировании, в частности, через сбор денежных средств, возникают сложности с выявлением доноров, продвигающих таким образом радикальную идеологию. По приведенным данным, около ста мечетей во Франции находятся под влиянием салафитов. При этом г-н Андрие указал на рост числа практикующих мусульман, а также тех, кто придерживается мусульманских традиций в повседневной жизни, что представляет собой процесс параллельный секуляризации мигрантов.

В настоящее время, европейские страны предпринимают ряд мер по противодействию роста радикализации мусульманского населения и в области борьбы с терроризмом. Так, оптимизируется работа национальных спецслужб. После парижских терактов бюджет бельгийской Государственной службы безопасности был увеличен на 20%, а в Германии было сформировано новое элитное спецподразделение BFE+, предназначенное для реагирования на новые угрозы, в том числе для ведения масштабных розыскных мероприятий.

В конце январе 2016 года в рамках Европола был учрежден Европейский контртеррористический центр (ECTC) как единая платформа для обмена информацией. Новая структура призвана обрабатывать данные, касающиеся финансирования терроризма, пропаганды радикального экстремизма в Интернете и контрабанды оружия.

Тем не менее, ECTC является лишь консультативным органом, тогда как одной из ключевых проблем функциональности европейской системы безопасности остается неудовлетворительный уровень обмена информацией, оперативное взаимодействие, необязательных характер многих форм взаимодействия. Стоит отметить, что выход Великобритании из Евросоюза также нанесет ощутимый урон общеевропейской безопасности, поскольку именно британские полиция и спецслужбы играли ведущую роль в создании программ по контртеррористической деятельности и обмену разведанными в рамках ЕС.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие и сущность финансирования терроризма

Терроризм - политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. terror -- страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение»

Финансирование терроризма - это деятельность, направленная на предоставление или сбор средств (в т.ч. денежных) с целью их последующего использования для подготовки и совершения террористического акта террористом либо террористической организацией.

Подобные, но более выверенные и детализированные с точки зрения права, определения понятия "финансирование терроризма" можно найти в нескольких источниках, например в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года. Содержится таковое и в документе, именуемом "Типовое законодательство об отмывании денег и финансировании терроризма", который был подготовлен 1 декабря 2005 года Управлением ООН по наркотикам и преступности (United Nations Office on Drugs and Crime- UNODC) совместно с Международным валютным фондом (International Monetary Fund -IMF).

Упомянутые определения имеют скорее правовую природу и важны, прежде всего, для юридической квалификации финансирования терроризма как преступления. При этом финансирование терроризма преимущественно понимается в узком смысле, лишь в контексте подготовки и совершения террористического акта. Учитывая, что создание террористической организации, т.е. организации, специально созданной для осуществления террористических актов, в определённом смысле является подготовкой к ним, законодательство многих стран под финансированием терроризма понимает в том числе и финансирование террористических организаций.

Тем не менее, даже беглый анализ террористической деятельности, осуществляемой террористическими организациями, показывает, что она, как правило, имеет несколько компонентов, таких как идеологическая подготовка, "боевая" подготовка, непосредственно террористический акт, освещение теракта в СМИ и даже материальная помощь семьям лиц, которые осуществили теракт. Каждый из этих компонентов нуждается в финансировании, а вот методы, способы, каналы и источники могут существенно разниться между собой. Например, для идеологической подготовки в духе религиозной ненависти используются средства определённой религиозной организации. После этого, лица, готовые пожертвовать собой в силу сформированных религиозных убеждений, направляются для дальнейшей "боевой" подготовки, которая финансируется формально другими лицами и иными способами.

Для донесения до общественности своих целей, усиления эффекта террористической деятельности, нередко используются политические или общественные организации, имеющие собственные источники финансирования. Эти организации не имеют видимых связей с террористами, но действуют с ними согласовано в публичной сфере и СМИ. Истории известны подобные примеры. Так, в 1988 году в Великобритании были введены ограничения на предоставление радио- и телеэфира представителям Ирландской Республиканской Армии и деятелям партии "Шинн Фейн", которая, как считалось, действовала в координации с ИРА. Европейская комиссия по правам человека в 1994 г. большинством голосов отклонила поданную журналистами жалобу на эти ограничения.

Таким образом, для эффективной борьбы с терроризмом необходимо широкое понимание термина "финансирование терроризма". Такой подход поможет расширить комплекс мер противодействия финансированию террористической деятельности и будет способствовать повышению эффективности борьбы с терроризмом в целом.

2. Основные формы и источники финансирования терроризма

Источниками финансирования терроризма могут быть преступления. Например, считается, что организация Революционные вооружённые силы Колумбии -- Армия народа (исп. Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia - Ejйrcito del Pueblo), отнесенная США и Европейским Союзом к числу террористических, имеет значительные источники самофинансирования в виде доходов от выращивания коки и похищения людей. Афганское движение "Талибан" также финансировалось за счет доходов от выращивания опиумного мака.

Немецкая террористическая организация Фракция Красной Армии (RAF -- нем. Rote Armee Fraktion), активно действовавшая на территории ФРГ в 1960-1970 гг., самофинансировалась за счет ограблений банков. Известно, что члены этой организации только за один день, 29 сентября 1970 года, ограбили три западноберлинских банка на общую сумму 217499 марок.

Однако, кроме доходов от преступлений, террористическая деятельность может финансироваться и за счет легальных источников, таких как доходы от бизнеса, личные сбережения, пожертвования на благотворительные цели, а иногда и средства государств, поддерживающих терроризм. финансирование терроризм легализация административный

Пожертвования на благотворительные цели являются основой финансирования для террористических организаций исламского толка. Это обусловлено религиозными причинами. Ислам поощряет благотворительность, а одним из его пяти столпов является закят - обязательное ежегодное пожертвование на благотворительные и религиозные цели. Также существует нерегулярный и добровольный вид пожертвований, именуемый садака. Пожертвования могут направляться на помощь бедным, неимущим и людям, оказавшимся в чужой стране без средств к существованию (т.н. "путники"); укрепление веры, поддержку лиц, ведущих джихад или осуществляющих любые усилия для распространения ислама, в т.ч. на строительство мечетей, выпуск религиозной литературы и другой печатной продукции, религиозное обучение и т.п.

Сбором пожертвований занимаются различного рода благотворительные организации и фонды, которые и оперируют собранными средствами в дальнейшем. Часть из этих средств используется для финансирования террористической деятельности.

3. Связь финансирования терроризма с отмыванием денег

Для отмывания денег используются, в сущности, те же методы, которые применяются для сокрытия источников и назначения денег, предназначенных для финансирования терроризма. Средства, используемые для поддержки терроризма, могут поступать из легитимных источников и (или) от криминальной деятельности. Тем не менее, утаивание источника финансирования терроризма, независимо от того, является ли он легитимным или криминальным, имеет важное значение. Если источник может быть скрыт, то он остается доступным для финансирования будущих террористических акций. Аналогичным образом, террористам необходимо скрыть назначение этих денежных средств, чтобы такая финансовая активность оставалась незамеченной.

По этим причинам ГФМ рекомендует, чтобы каждая страна признала преступный характер финансирования терроризма, террористических актов и террористических организаций, а также признала такие деяния исходными правонарушениями, предшествующими правонарушениям, связанным с отмыванием денег. И, наконец, группа ГФМ указывает, что восемь «Специальных рекомендаций» в сочетании с «Сорока рекомендациями» по борьбе с отмыванием денег представляют собой правовую основу для предотвращения, обнаружения и пресечения как отмывания денег, так и финансирования терроризма.

Для принятия мер по борьбе с финансированием терроризма страны также должны расширять свои правовую базу, предназначенную для борьбы с отмыванием денег, распространяя ее действие на некоммерческие организации (в особенности на благотворительные учреждения), чтобы предотвратить возможность прямого или косвенного использования таких организаций для финансирования или поддержки терроризма. В рамках усилий по борьбе с финансированием терроризма также требуется рассмотрение альтернативных механизмов пересылки или перевода денег, таких как «хавала» (прим. нелегальная система перевода денег за границу, распространенная в мусульманских и азиатских странах). В рамках этих усилий также следует планировать меры для предотвращения использования подобных систем в целях отмывания денег и финансирования терроризма.

Основное различие между отмыванием денег и финансированием терроризма заключается в том, что в последнем случае источники средств могут быть как легитимными, так и криминальными. К числу таких легитимных источников могут относиться пожертвования, денежные или имущественные дары, предоставляемые таким организациям, как фонды или благотворительные учреждения, которые в свою очередь используются для поддержки террористических актов или террористических организаций. В результате этого различия для борьбы с финансированием терроризма требуются специальные правовые нормы. Однако в том случае, если средства для финансирования терроризма поступают из незаконных источников, борьба с подобными правонарушениями может уже предусматриваться имеющейся в стране правовой базой для борьбы с отмыванием денег, в зависимости от того, какие правонарушения, предшествующие отмыванию денег, предусмотрены такой правовой базой.

4. Понятие легализации преступных доходов

Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем -- придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем.

5. Причины и условия легализации преступных доходов

К важнейшим причинам деятельности по легализации преступных доходов можно отнести:

ѕ сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников;

ѕ создание видимости законности получения доходов

ѕ сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующие сам процесс отмывания;

ѕ уклонение от уплаты налогов;

ѕ обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления;

ѕ создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

6. Полномочия уполномоченного органа при применении мер административной ответственности

Уполномоченный орган, определяемый Президентом Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные или налоговые органы в соответствии с их компетенцией.

Уполномоченный орган издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, на срок до 30 суток в случае, если информация, полученная им в соответствии с пунктом 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

По решению суда на основании заявления уполномоченного органа операции по банковским счетам (вкладам), а также другие операции с денежными средствами или иным имуществом организаций или лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию таких организации или лица, приостанавливаются до отмены такого решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работники уполномоченного органа при исполнении настоящего Федерального закона обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

Вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа или его работниками в связи с выполнением уполномоченным органом своих функций, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Список использованных источников

1 Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансирванию терроризма» от 07 августа 2001 года;

2 Гаухман Л.Д. Максимов С.В. “Уголовно-правовая охрана финансовой сферы: новые виды преступлений и их квалификации” 2010;

3 Уголовное право в вопросах и ответах. Учебное пособие / Отв. ред. проф. B.C. Комиссаров. М., 2010;

4 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2010;

5 Лопашенко Н.А. Глава 8. Преступления в сфере экономической деятельности / Под ред. А.И. Рарога. М., 2010

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и характеристика терроризма, его связь с преступностью и новыми технологиями. Трансформация терроризма в современном обществе под влиянием глобализации и этнополитических процессов. Современные формы и тенденции международного терроризма.

    реферат , добавлен 20.05.2016

    Понятие и классификация терроризма. Финансовые источники терроризма. Терроризм как террористическая деятельность, как в рамках отдельно взятого государства, так и в мировом масштабе. Государственная политика борьбы со всеми проявлениями терроризма.

    реферат , добавлен 01.10.2010

    Понятие международного терроризма, основные причины его проявления и история развития в обществе, современное состояние и нормативно-правовые акты, регламентирующие борьбу. Место и роль терроризма в Палестино-Израильском конфликте, главные организации.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2014

    Понятие, сущность и специфические черты международного терроризма, его виды и основные причины. Взаимосвязь внутренних вооруженных конфликтов и международного терроризма. Создание и террористические действия ИГИЛ (Исламского государства Ирака и Леванта).

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    Проблема терроризма в различных ее проявлениях. Распространение терроризма и исламского радикализма на Ближнем Востоке. Экстремизм в исламе как политическое движение. Мероприятия по пресечению деятельности исламистов на территории зарубежных стран.

    реферат , добавлен 06.03.2011

    Характеристика терроризма, как одного из вариантов тактики политической борьбы, связанной с применением идеологически мотивированного насилия. Условия возникновения международного терроризма, его основные формы и методы. Отношение к терроризму в обществе.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Понятие и виды международного терроризма. Роль ООН и РФ в борьбе с международным терроризмом. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    Основные типы терроризма. Международно-политическая опасность мирового терроризма. Необходимость сотрудничества государств в защите их общих интересов. Практика и примеры экстремистской деятельности террористических организаций и отдельных террористов.

    презентация , добавлен 12.12.2012

    Политические, социальные, экономические и религиозные причины возникновения терроризма; его виды. Исследования влияния исламской религии на политические отношения арабских стран и остального мира. Факторы влияния терроризма на международные отношения.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2014

    Сложившаяся после Второй мировой войны система коллективной безопасности в Европе. Порядок финансирования и расходования бюджетов организации ОБСЕ и блока НАТО, минимизация возможного развития конфликтов, международного терроризма и экстремизма в регионе.