3 сентября 2018г. в нашей школе состоялись тематические экологические уроки по обучению учащихся навыкам раздельного сбора мусора. Целью уроков было еще в школе научить детей цивилизованному обращению с отходами и сознательному поведению на природе, а также объяснить, зачем нужно сортировать мусор и какие способы переработки ТБО используются в мире. В его рамках проведены следующие мероприятия:

  • В 1 «А» прошел « Урок чистоты». На уроке детям было рассказано, что наша прекрасная планета нуждается в защите.На слайдах презентации показаны фото с последствиями деятельности человека на земле. После этого ребятам было предложено нарисовать плакат на тему «Разделяй мусор». Присутствовало 25 человек. Организатор -классный руководитель Лысенко Алла Алексеевна
  • В 1 «В» классе урок назывался «Очистим планету от мусора». Ребята узнали, почему мусор надо сортировать, сколько лет разлагается бумага, стекло, пластик. Что делают из переработанного сырья. Урок прошёл с использованием рисунков самих детей. Присутствовало 26 человек. Организатор мероприятия - классный руководитель Васильева Людмила Владимировна.

  • Во 2 «А» классе состоялся урок «Сохраним нашу планету». Ребята поняли, что наша планета находится в опасности. Посмотрели видеоролик о роли леса в жизни человека, познакомились с экологическими проблемами, которые возникли по вине человека. В ходе беседы даны инструкции по правильному раздельному сбору мусора, поведению на природе, сделаны выводы. Присутствовал 31ученик. Организатор классный руководитель Зайцева Татьяна Анатольевна.

  • В 3 «А» классе урок назывался «Раздельный сбор мусора в семье». Ребята узнали, сколько мусора образуется в семье каждый день, каждый месяц, каждый год, куда он девается и как можно уменьшить количество мусора. В конце мероприятия сделаны соответствующие выводы по теме. Организатор - классный руководитель Базарова Светлана Ивановна. Присутствовало 25 обучающихся.

  • В 3 «Б» прошел урок «Земля просит защиты у людей». После просмотра презентации ребята вместе с учителем обсудили необходимость относиться к природе бережно. Присутствовало 24 ребенка. Организатор - классный руководитель Подопросветова Ольга Николаевна.

  • В 3 «В» прошел урок «Разделяй с нами». Сначала ребята узнали, как и для чего сортировать мусор. Затем потренировались на практике. Присутствовало 20 человек.
  • В 4 «А» и 4 «В» классах состоялся урок «Раздельный сбор мусора в семье» В классах по 29 человек. На уроке детям была представлена информация об экологическом состоянии Земли, на слайдах показаны факторы, отрицательно влияющие на экологическое положение природы. На уроке ребята поделились своим мнением о том, какую посильную помощь они в силах оказать, что бы сохранить природу для следующих поколений. Организаторы - классные руководители Мацкевич Елена Викторовна и Копылова Галина Николаевна.

  • В 5 «А» состоялась экологическая игра «Загадки мудрого филина». На уроке ребята совершили путешествие в мир природы. Узнали, какую роль играет человек в охране природы. Они активно беседовали, отвечали на множество вопросов, определили связь человека с природой. На уроке присутствовали родители из класса и 28 детей. Организатор - классный руководитель Прохорова Ирина Анатольевна.

    В 5 «Б» прошел урок «Будь природе другом». Во время урока учитель совместно собучающимися обсудили экологические проблемы: загрязнение воздуха, воды, лесов.Сделали вывод о влиянии человека на состояние окружающей среды и возможности изменения в лучшую сторону этой проблемы. Присутствовало 29 учеников. Организатор - Покровская Евгения Александровна.

    В 6»А» урок «Переработка твердых бытовых отходов». Обучающиеся узнали почему надо собирать мусор раздельно, как перерабатывается пластик и стекло. В классе 23человека. Организатор - классный руководитель Ибулаева Анна Леонидовна.

    В 6 «Б» на уроке«Как мы можем защитить природу» детям была представлена информация об экологическом состоянии Земли, на слайдах показаны фото с последствиями деятельности человека на земле. Ребята пришли к выводу, что в наших руках многое. И уже сейчас они тоже могут содействовать улучшению состояния окружающей среды. В классе 24 человека. Организатор - классный руководитель Уварова Евгения Николаевна.

    В 7 «А» классе прошла игра-викторина «Раздельный сбор отходов». Ребята отвечали на вопросы почему, зачем и как мы должны помогать природе, а так же соревновались в быстроте и правильности сортировки бытовых отходов. В классе 20 человек. Организатор - классный руководитель Батекина Надежда Игоревна.

    В 7 «Б» классе прошел урок «Отходы жизнедеятельности как мировая экологическая проблема." Учитель с учениками обсудили экологические проблемы: загрязнение воздуха, воды, почвы продуктами человеческой жизнедеятельности. Обсудили последствия технологического прогресса, появления многих новых неприродных композиционных материалов, губительное воздействие многих человеческих изобретений на здоровье планеты. Ребята поделились своим мнением о том, какую посильную помощь они в силах оказать, чтобы сохранить природу для следующих поколений. В классе 27 человек. Организатор классный руководитель Пушилина Татьяна Александровна.

  • В 8 «А»классе тема занятия:"Отходы жизнедеятельности как мировая экологическая проблема." Ребята получили информацию по правилам раздельного сбора мусора и предстоящей акции по сбору ненужной электротехники. Обсудили экологическое состояние в нашем регионе. Пришли к выводу о необходимости подобных обучающих семинаров и просветительской работы по этому направлению.В классе 28 человек. Организатор - классный руководитель Каржавина Татьяна Владимировна.
  • В 8 «Б» классе на уроке «Сохраним нашу планету» беседа шла о необходимости пересмотреть свое отношение к природе, к Земле. Наш дом надо беречь и мы уже с детских лет должны осознавать свою ответственность за здоровье планеты. В классе 27 учащихся. Организатор - классный руководитель Ратникова Ольга Евгеньевна.
  • В 9 «А» состоялась экологическая викторина «Экология и мы». На уроке ребята углубили свои экологические знания. Смогли посоревноваться в знании законов природы. После викторины Ребята с классным руководителем обсудили правила раздельного сбора мусора и предстоящую акцию по сбору использованной электротехники и батареек. Ребята поняли, что большие дела начинаются с малого и с себя.

  • В 9 «Б» состоялся урок «Чистое будущее в чистом настоящем». В ходе занятия обучающиеся познакомились с некоторыми основными законами природы. Учителем во время занятия была поставлена проблемная ситуация, с решением которой дети успешно справились. Учителем было приведено много жизненных примеров и экологических ситуаций, в которых дети смогли успешно разобраться. В классе 19 обучающихся. Организатор - классный руководитель Суркова Ирина Николаевна.

  • В 9 «В» классе тема урока «Доходы из отходов». Урок проходил в форме беседы. Были подняты вопросы об исчерпаемых природных ресурсах и необходимости экономного отношения к ним. Эта форма позволила активизировать познавательную деятельность воспитанников, направить усилия на поиск решения глобальных и локальных проблем по защите и сохранению ресурсов и природы в целом, выделить позитивные нравственные ценности. Присутствовало 23 ученика. Организатор - классный руководитель, завуч по УВР Ступина Наталия Ивановна.
  • В 10 классе урок назывался "Собирай перерабатываемые отходы - сохрани ресурсы" Разговор шел не только о необходимости отдельно собирать пластик и стекло, но и использованную электротехнику и батарейки. Ребята поняли, что только совместные усилия по борьбе за чистоту планеты могут дать положительный результат. В классе 21 человек. Организатор - классный руководитель Меркулова Наталья Николаевна.

  • В 11 классе прошел урок-конференция «Сохраним Землю чистой». Эта тема для ребят уже не новая, так как в мае прошлого года они принимали участие в акции «Сделаем вместе» и почти все проводили уроки в начальной школе на тему раздельного сбора мусора. Ребята обсудили необходимость изменения экологического сознания людей, пока мы можем сохранить планету для потомков. В классе 26 человек. Организатор - классный руководитель Андреева Ирина Юрьевна.

16 октября в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче в нашей школе прошел Всероссийский урок «Экология и энергосбережение», целью проведения которого являлось формирование бережного отношения к окружающей природной среде, природным ресурсам и привитие обучающимся навыков энергосбережения.

Тема энергосбережения становится все более актуальной. Потребление энергии человечеством непрерывно растет и требует увеличения добычи ресурсов. Простейшие способ экономить энергию — начать с себя и своего дома. Этому и были посвящены уроки.

В средней школе ребята, посмотрев учебный фильм, узнали о разных способах получения энергии, поговорили об альтернативных источниках энергии. Они выяснили, на какие цели расходуется электроэнергия дома, предлагали идеи, как можно ее сэкономить в домашних условиях. Не забыли также поговорили о том, к каким печальным последствиям может привести нарушение элементарных правил электробезопасности в быту. Выполняя различные интерактивные задания и викторины, школьники закрепили полученные знания на практике.

В старшей школе учащиеся сами подготовили презентации, в которых затронули актуальные вопросы экологии и энергосбережения, сделав вывод, что сохранение природных ресурсов, их разумное и экономное использование - главные задачи экологии, которые должны решаться всем человечеством. В ходе проведения урока подростки выяснили, какой «экологический след» оставляет каждый из них и узнали, как его уменьшить.

Итогом этих уроков стали выставки рисунков, создание памятки “Как экономить электроэнергию?”. Кроме того, школьники решили участвовать в акции «Час Земли», когда каждый год в последнюю субботу марта миллионы людей выключают свет на час. Эта акция является символом бережного отношения к природе.

Если развивать культуру энергосбережения с детства, то будет больше шансов сохранить ресурсы нашей планеты, сделать ее чище.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Тема урока: «Экология и энергосбережение»

В рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче (слайд 1)

Цель урока: Выявить энергетические ресурсы, существующие на Земле и подумать, как их бережно использовать?

Задачи урока:

  1. Познакомиться с видами энергетических ресурсов.
  2. Изготовить плакат о бережном расходовании энергоресурсов. (слайд 2)

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя: Актуальность нашего занятия в том, что добыча огромного количества природных ресурсов приводит к истощению Земли. Так как количество населения на нашей планете растет, то энергоресурсов нужно еще больше.(слайд 3)
  3. Познакомимся с видами энергетических ресурсов. (слайд 4)
  4. Подумаем, как решить проблему?: Переход на альтернативные источники энергии.(слайд 5)
  5. Альтернативные источники энергии. Энергия Солнца(использование солнечных батарей на космических кораблях, на опорах дорожного освещения.(слайд 7)
  6. Энергия ветра: Запасы энергии ветра более чем в сто раз превышают запасы гидроэнергии всех рек планеты.(слайд 8)
  7. Энергия Земли: Издавна люди знают о стихийных проявлениях гигантской энергии, таящейся в недрах земного шара. (слайд 9)
  8. Энергия Мирового океана: Известно, что запасы энергии в Мировом океане колоссальны (энергия приливов и отливов).(слайд 10)
  9. Кроме использования альтернативных источников энергии, необходимо бережно относится к тем видам энергии, которые мы с вами используем сейчас. Умеете ли вы экономно использовать энергоресурсы?
  10. Выполните тест, из которого будет видно ваше отношение к энергоресурсам.
    Ответив на все вопросы теста, посчитайте все «Да». За каждое «Да» вы получаете 1 балл.
    Так как занятия в школе в рамках разных предметов (экологии, географии, природоведения, окружающего мира), то большинство учащихся набирают от 8 до 11 баллов.
  11. Учитель делает вывод, что ребята имеют достаточные знания по энергосбережению.
    Но в гостях у нас учащиеся 2 класса, давайте поделимся с ними своими знаниями.
  12. Учащиеся 7 класса заранее к уроку начали готовить плакат по энергосбережению. В центре плаката поместили земной шар, вокруг него ладони взрослых и детей, на ладонях взрослых название энергоресурсов, что символически обозначает, что природные ресурсы в наших руках.
  13. У учащихся 7 класса имеются карточки, на которых они пишут свой совет по энергосбережению и прикрепляют к плакату. Этот плакат они дарят малышам, чтобы и они учились беречь энергоресурсы.
  14. Учащиеся начальных классов тоже готовились к этому занятию и оформили выставку рисунков по энергосбережению.
  15. Вывод по уроку:
    1. Ребята узнали, что природные ресурсы можно заменить альтернативными источниками энергии.
    2. Учитель убедился, что энергоресурсы ребята знают как экономить.
    3. На уроке учащиеся 7 класса поделились своими знаниями с учащимися 2 класса (выполнив для них плакат по энергосбережению)
  16. Задание на дом: В Интернете поискать интересные мультфильмы по энергосбережению, продолжить работу с детьми из детского сада, показав им мультфильмы и познакомить с выставкой рисунков по энергосбережению.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Методическая разработка урока-путешествия в 8 классе по теме «Экология и энергосбережение»

Цель урока: Познакомить обучающихся с понятием сбережения электрической энергии.

Задачи урока: развить навыки энергосбережения, предложить наиболее эффективные способы энергосбережения, развивать умение работать в команде, навыки аргументированного суждения.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с ребусами, заданиями.

Форма организации и взаимодействия на занятии: фронтальная, групповая.

Девиз урока: «Если хочешь жить без бед, экономь тепло и свет!»

Ход урока.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить об экологии и энергосбережении.

Дорогие ребята, давайте совершим путешествие по загадочным станциям, на которых вас ждут увлекательные приключения.

Давайте вспомним все, что вы знаете об энергии, сбережении и энергосбережении. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Поможет нам в этом увлекательное путешествие, в ходе которого мы узнаем новое, уточним пройденный материал, познакомитесь с новыми способами энергосбережения, которые ранее вам были неизвестны.

1. Станция «Загадочная».

Формулировка темы урока. Главную тему нашего путешествия узнаете, отгадав ребус. Ученикам предлагается разгадать ребус.

2. Станция «Превращений».

Работа в группах

Придумать 5 способов сбережения энергии (лайфхаки)

Тогда давайте сформулируем с вами 5 лайфхаков, по которым можно экономить электроэнергию. (ответы учащихся)

Перечисляют лайфхаки:

  1. Выключайте свет, когда он не нужен.
  2. Используйте энергосберегающие лампы.
  3. Протирайте плафон.
  4. Дайте доступ дневному свету, раздвиньте занавески.
  5. Выключай зарядное устройство из розетки.

Вывод: Потребляй, а не распыляй энергию!

3. Станция «Размышлений».

Работа в группах, объединитесь, пожалуйста, в 3 – 4 группы. Вам необходимо построить пирамиду сбережения.

Если построите пирамиду правильно, получится очень важная фраза. Запишите её (сбережение). Объясните, как вы понимаете это высказывание.

Для повышения энергоэффективности может применяться:

  • поменяйте старые лампы на современные;
  • применяйте новейшее электрооборудование;
  • не допускайте потери тока;
  • пользуйтесь энергосберегающими системами.

Вывод: Мы заботимся о тех, кому жить после нас на планете Земля!

4. Станция «Целевая». Работа в группах. Все версии групп собираются в общую схему.

На какие цели в вашей семье используется энергия?


Как видно из схемы, большая часть энергии тратится на нагревательные и охлаждающие приборы: холодильник, сплитсистема, далее идет стиральная машина, телевизоры, светильники и т.д.. К нам в дом электроэнергия поступает по линиям электропередач. Электричество вырабатывается на электростанциях. Электростанции, используют полезные ископаемые: уголь, нефть, природный газ - невозобновимые источники ресурсов. Доля электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии, значительно меньше. Следует вывод, что все полезные ископаемые, накапливаются в течение длительного времени. Только нам всегда нужно думать, что нас ждет завтра. А будет ли вообще?

Вывод: рационально использовать энергоресурсы.

5. Станция «Рассуждений ».

Все слова в этом кроссворде связны с энергосбережением. Давайте вместе найдем ответы!

Проверьте свои знания, ребята. Посмотрите на доску, кто знает ответ, запишите слово.

По горизонтали:

  1. Предприятие, вырабатывающее электричество (электростанция)
  2. Как с греческого переводится слово «частица» (ион)
  3. Синоним слова сила (энергия)
  4. Источник тепла в квартире (батарея)
  5. Наука о живых организмах, об их взаимосвязи с окружающей средой (экология)
  6. Инфракрасное излучение, испускаемое движущимися молекулами (тепло)
  7. Бывает дневным и искусственным (свет)
  8. Все живое это… (биота)
  9. Экономия электроэнергии позволяет сберечь (деньги)
  10. Экономить энергию это (просто)
  11. Открыл закон электрического тока (Ампер)
  12. Рациональное расходование электроэнергии позволяет экономить (бюджет) семьи
  13. Чем мы пользуемся вечером при просмотре телевизора, работе за компьютером и т.д. (освещение)
  14. Как поступает электричество в дом (линии)
  15. Практическое производство электроэнергии – это энергетика.
  16. Беречь электроэнергию и жить с комфортом могут (все)

По вертикали

  1. Комплекс мероприятий, направленных на сбережение ресурсов (энергосбережение)

Учащиеся отгадали кроссворд, нашли слово энергосбережение, дали ему определение. Пришли к главному выводу этой станции: Сберечь, значит помочь.

6. Станция «Бережливая».

Придумайте и нарисуйте плакат «Берегите электроэнергию!» Демонстрация плаката учащимися.

Энергосбережение выполняется по принципу:

Знай: Рациональнее использование энергетических ресурсов приводит к уменьшению расходования драгоценных запасов сырья.

Помни: Это не только сэкономленные деньги бюджета вашей семьи, это участие в будущем нашей планеты.

Выполняй: Потребляй, а не распыляя энергию!

Ведь, к сожалению, в современном мире деятельность человека направлена на разрушение, потребление, а люди должны заботиться о сохранении природных ресурсов, изучая и любя природу!

Вывод: Берегите ресурсы – экономьте, здесь и сейчас .

Возможна импровизированная выставка работ и их обсуждение.

Составьте схему «Источники загрязнения воды». (Вырежьте и наклейте детали из

Приложения.) Прокомментируйте

Рефлексия.

  • С какой темой мы познакомились сегодня?
  • Что нового вы узнали?
  • Понравился ли вам путешествие по станциям?

Я надеюсь, что настанет время, когда ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ станет стилем жизни! Человек - хозяин природы, и только нам решать, в каком мире мы будем жить.

Предлагаю вам закончить наше занятие словами французского писателя Антуана де Сент -Экзюпери: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету".

Задание на дом: придумать способы сбережения энергии в домашних условиях.

Анализ урока-путешествия « Экология и энергосбережение».

Класс : 8

Тип урока: урок систематизации знаний, применение знаний и умений на практике.

Вид урока: комбинированный, урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы. Урок опирается на уже имеющиеся знания и навыки, содержит новый материал. Новый материал помогает расширить кругозор учащихся.

Продолжительность урока: 40 мин

На данном уроке я старалась создать условия для реализации поставленной цели.

На этом уроке я ставила перед собой следующие задачи : развить навыки энергосбережения, предложить наиболее эффективные способы энергосбережения, развивать умение работать в команде, навыки аргументированного суждения, которые были выполнены в полном объеме.

Результатом стало умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности и деятельности своих одноклассников.

Учащиеся также ответили на поставленные вопросы: Что такое энергия? Что вы знали? Что интересного заметили? С чем предстоит разобраться?

Рефлексия показала, что детям было интересно работать на уроке. Я считаю, что поставленные задачи мне удалось реализовать.

Тема: «ЭКОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА – БУДУЩЕЕ РОССИИ».

Цель: обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром».

Задачи:

Обратить внимание учащихся:

1. проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение воздуха, воды, почвы, рукотворные лесные пожары, проблемы отходов, энергетические и сельскохозяйственные проблемы России и мира и др.) - проблемы современной России;

2. то, что «природа - идеальный мир» (гармония природы, сбалансированность природных процессов «так было, есть и должно быть всегда!»);

3. культуру как способ взаимодействия человека с природой - как сценарий будущего России.

Технологии: групповая работа, игровая технология, проектная деятельность.

Ход урока:

  1. Введение (актуализация проблемы - 3 мин ):

Мы знаем, что наша Земля всего лишь бесконечно малая частица Вселенной, но только на ней, одной из всех обследованных человеком планет, есть жизнь. Сегодня нас более 7 миллиардов человек, понятно, что мы не можем развиваться без вмешательства в природные процессы. Нам необходимы природные ресурсы как никогда, ведь с каждым годом потребности человечества только растут. Человечество может и должно развиваться, но может ли оно развиваться, не обращая внимания на окружающий мир? В результате нарушается естественное равновесие, гибнут реки, изменяется климат, исчезают растения и животные. Это бедствие называется экологическим кризисом.

Сегодня скорость развития «не вписывается» в природные процессы, возникают проблемы человека с окружающей средой. В 1992 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия) по инициативе Организации Объединенных Наций представители большинства стран (193 из 210) мира приняли « Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию » .

Северн Сузуки, 12 летней девочки, которая в 1992 году, на саммите Земли в Рио-де-Жанейро обратилась к представителям более 100 стран мира с призывом начать договариваться и реально решать экологические проблемы ради всех детей планеты и их будущего. Это выступление вошло в историю, как выступление девочки, заставившей замолчать мир на пять минут (http://netopalto.ru/vystuplenie-severn-suzuki.html ; видео прилагается).

ФИЛЬМ

  1. Вопрос (3 мин.)

- Что вы знаете о проблемах человека с окружающей средой?

  1. Дискуссия «Каково будущее России» (9 мин.)

Есть ли смысл России изменять свой путь развития?

Ведь наша страна первая по площади, мы лидеры по запасам многих природных ресурсов. Их может хватить еще на многие десятилетия.

И почему наша страна должна отвечать за все страны мира и тратить средства на решение экологических проблем?

4 . Ведущим условием выхода человечества из экологического кризиса и выживания на Земле является сохранение биологического и культурного разнообразия на планете. Оно создавалось тысячелетиями, обеспечивая эволюцию жизни на Земле и прогрессивное развитие человечества. Культурное и биологическое разнообразие сопряжены друг с другом. Понимание этого родилось только в последней четверти ХХ века и нашло отражение в ряде международных соглашений.

Потери от бесследного исчезновения биологических видов и целых пластов культуры невосполнимы. Не случайно, мир бьет тревогу: приняты Конвенция ООН об охране всемирного культурного и природного наследия, Конвенция ООН о биологическом разнообразии, Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, Конвенция об охране нематериального культурного наследия. Уже второй раз подряд ООН объявляет о Втором десятилетии коренных народов мира. Принята Хартия Земли – договоренность людей планеты о совместных действиях по сохранению культурного и природного наследия.

Сообщения учащихся

ИЗ КОНВЕНЦИИ ООН ОБ ОХРАНЕ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ (1972).

Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, констатируя , что культурному и природному наследию все более угрожает разрушение, принимая во внимание, что повреждение или исчезновение любых объектов культурного или природного наследия представляет собой пагубное обеднение достояния всех народов мира, считая , что существующие международные конвенции, рекомендации и резолюции в пользу культурных и природных ценностей свидетельствуют о той важности, которую представляет для всех народов сохранение уникальных и незаменимых ценностей, независимо от того, какому народу они принадлежат, принимая во внимание , что в связи с масштабом и серьезностью новых опасностей, которые им угрожают, все международное сообщество должно участвовать в охране природного и культурного наследия

принимает настоящую Конвенцию.

Каждое государство признает, что обязательство обеспечивать сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям своего культурного и природного наследия возлагается на него самого.

ИЗ ХАРТИИ ЗЕМЛИ (2000).

(Идея Хартии Земли появилась в 1987 году, когда Международная комиссия по окружающей среде и развитию ООН призвала создать новую хартию, которая сформулировала бы фундаментальные принципы устойчивого развития. Текст был создан в процессе шестилетнего всемирного обсуждения (1994-2000 гг.). Заключительный вариант текста Хартии Земли был принят на собрании Комиссии Хартии Земли в штабе ЮНЕСКО в марте 2000 г.).

…Наш мир становится всё более взаимозависимым и хрупким… Нам пора осознать, что при огромном разнообразии культур и форм жизни, мы являемся одной семьёй и единым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать устойчивое общество, основанное на уважении к природе, правам человека и культуре мира. …

Вот некоторые принципы Хартии:

  1. Уважать Землю и жизнь во всем её многообразии.
  2. Создавать культуру толерантности, ненасилия и мира.
  3. Осознавать, что мир - это одно целое, которое держится на уважении к себе, другим людям, другим культурам, другой жизни, Земле и ко всему огромному единству, частью которого мы являемся.
  4. Нам выбирать – всеобщее партнерство для поддержки друг друга и обеспечения жизни на планете или угроза исчезнуть вместе со всем многообразием жизни.
  5. Обеспечивать взаимопонимание и сотрудничество между всеми нациями и людьми. Не допускать насильственное разрешение конфликтов, мирно решать экологические проблемы и другие спорные вопросы.

В нашей стране экологическая проблема тоже стоит остро. Особенность культурного богатства России – в его многонациональности, которая представлена многообразием конкретных традиционных культур.

Культура – это характеристика человеческой жизнедеятельности.

Культурному разнообразию тоже грозит оскудение – там, где люди не помнят своей истории, забывают своих предков, стыдятся своего языка, народных песен и танцев, бездумно преклоняются перед иной культурой и не чтят своей.

Культуру можно рассматривать как различные достижения человечества (живопись, музыка, архитектура и др.), способ взаимодействия с окружающей средой (различные типы хозяйствования в историческом процессе).

Народный фольклор – обязательная составная часть экологического просвещения и воспитания. Оно опирается на мифологические образы, сказания, легенды и эффективно дополняет методы научного убеждения. Для сравнения:

с точки зрения науки «Нельзя, просто ради удовольствия, рвать цветы в степи, потому что ее флора трудно восстанавливается» - с точки зрения мифологии «Не рви цветы в степи, это – глаза твоих предков, которыми они смотрят в небо»;

научный вывод о том, что «Нельзя переделывать природу в угоду своим прихотям» - и образ «Великого Духа Жизни Природы, покой которого нельзя нарушать, иначе он покинет тебя»;

научные доказательства того, что «Человек – не царь Земли, а лишь часть ее глобальной экологической системы» - и неслучайность верования наших предков в то, что «Даже в своем доме человек – не абсолютный хозяин (в доме – домовой, в лесу – леший, священные животные, растения, родники)» и т.д..

7. Будущее России. Как минимум, есть два варианта сценария развития нашей страны (обсуждение вариантов)- 2 мин:

1. Мы ничего не делаем, проблемы продолжают усугубляться, и мы продолжаем ничего не делать.

2. Мы ищем практические пути решения и решаем проблемы. Этот сценарий нас устраивает, но мы должны понимать, что существующие и все возникающие экологические проблемы легко не решаются.

Вывод: первый сценарий нас не устраивает; второй – устраивает, но мы должны помнить, что существующие и всё возникающие экологические проблемы легко не решаются. Мы не можем решить эти проблемы поодиночке. Они решаются только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас.

Идея консолидации для решения экологических проблем актуальна не только для нашей страны. Люди всех стран и народов выступили с почином объединить усилия по сохранению жизни на Земле и создали ХАРТИЮ ЗЕМЛИ.

Хартия – это публичный документ, декларация, заявление, результат общей договоренности о целях и принципах совместных действий.

  1. Что может делать каждый из нас в отдельности, и что мы можем сделать вместе. Обсуждение.

Класс делится на группы. Каждой группе дается не более 5 мин для обсуждения

Возможно ли применение «Хартии Земли», как свода этических норм с целью изменения отношения Российского общества к природе

Что мы можем сделать для решения этой проблемы.

Каждая группа дает краткий ответ:

Экономим воду:

1. Закрывайте краны, когда вода вам не нужна.

2. Если увидите сломанный кран или прорванную трубу с текущей водой, идите к взрослым, расскажите им об этом, просите починить.

3. Когда есть возможность, собирайте и используйте дождевую воду (для полива и бытовых нужд, но не питья!).

4. В душе расходуется меньше воды, чем для заполнения ванны, - лучше принимайте душ!

Справка: во многих странах, где питьевой воды меньше, или она стоит дороже, чем в России, воду научились экономить очень хорошо. Например, в Лондоне 20 лет назад расходовали 350 литров, а теперь всего 160! Это не потому, что лондонцы стали меньше мыться или хуже мыть посуду. Они научились делать это более экономно. Мы тоже можем этому научиться!

Экономим электричество, тепло (и топливо!):

1. Дома и в школе на холодное время года заклейте оконные рамы.

2. На дверях, ведущих на улицу, должны быть пружины, чтобы двери сами закрывались и не выпускали тепло.

3. Если из-под земли пошёл пар и бьют струи горячей воды - это не гейзер, а авария. Скорее всего, прорвались трубы: бегите и сообщите взрослым.

4. Выключайте свет, телевизор, электрические приборы, если ими никто не пользуется.

5. Чем меньше вещей мы потребляем и мусора производим, тем больше энергии экономим - на производство и перевозку товаров, их упаковку, уборку мусора. Не выбрасывайте стеклянные бутылки, банки и использованную бумагу - отдайте их на переработку.

Подумайте, посмотрите вокруг, может быть, вам в голову придут другие «экономные» идеи!

Результатом урока будет составленный классом документ «НАША ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ».

Ее примерный вариант:

Мы, учащиеся 10 «А» , понимая, что

Важно сохранять разнообразие растений и животных, не зависимо от их пользы для нас, и среду их обитания;

Для сохранения нашего природного наследия необходимо изучать науку и культуру нашей многонациональной Родины;

Важно бережно относиться к культуре своего народа и ценить другие культуры, не допускать неуважительное отношение к ним;

Людям разных народов надо научиться действовать вместе, чтобы сохранить природное и культурное наследие страны,

решили договориться:

Проявлять искренний интерес к экологической мудрости своей культуры и культур нашей многонациональной страны, изучая их мифы, сказки, легенды, потому что …;

Бережно относиться к святым природным местам разных народов России (деревьям, родникам, горам и т.д.), священным животным и растениям, потому что …;

Мирно решать между собой спорные вопросы, не доводя до конфликтов, не допуская оскорбительные выпады по отношению к представителям других национальностей, потому что …

Изучать способы экологически целесообразного образа жизни наших предков, научно объяснять их и использовать в повседневной жизни для уменьшения своего «экологического следа» в природе, потому что …;

Стараться давать старым вещам вторую жизнь (…), потому что …

Не покупать лишние полиэтиленовые пакеты, потому что …

Не поджигать мусор, потому что …

Экономить электричество, выключая ненужные электроприборы и обесточивая их, потому что …

В борьбе с насекомыми, грызунами пользоваться не отравляющими, а отпугивающими веществами, поддерживать чистоту в своем окружении, потому что …

Не уничтожать живое бессмысленно, просто ради своего удовольствия или сверх потребности для жизни, потому что …

Экономить бумагу, потому что…

Закрывать краны, когда вода нам не нужна, потому что...

… (дети дополняют своими предложениями).

Этими совместными действиями мы внесем вклад в сохранение богатств страны ради нашего общего будущего.

9. Обобщение урока (3 мин.):

По команде учителя все ученики закрывают глаза (важно предупредить, что в процессе выполнения задания задавать вопросы нельзя).

Учитель просит два раза согнуть листок и поочередно отрывать уголки.

Вывод по уроку : для достижения единой цели – мы должны одинаково понимать, что делать. Необходимо вырабатывать общие правила, таковыми может стать Хартия Земли.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей,

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши