Александр 5 месяцев назад

Это не ее, это нас жалеть надо.
Разрешите «перепостить» здесь еще одну хорошую статью о староверах:
СТАРОВЕРЫ (рассказ очевидца) 🍂

В прошлом году судьба занесла меня на Байкал со стороны Бурятии. Я гидрограф, и мы работали на речке Баргузин. Почти нетронутая природа, чистейший воздух, хорошие простые люди – всё приводило в восторг. Но больше всего меня поразили там поселения «семейских». Мы сначала понять не могли, что это такое. Потом нам объяснили, что это староверы. Семейские живут отдельными посёлками, у них очень строгие обычаи. Женщины и по сей день ходят в сарафанах до пят, а мужчины носят косоворотки. Это очень спокойные и доброжелательные люди, но ведут они себя так, что лишний раз к ним не сунешься. Просто болтать они не будут, ни разу мы такого не видели. Это очень работящие люди, никогда без дела не сидят.

Сначала это как-то напрягало, потом мы привыкли. А позже мы обратили внимание на то, что все они здоровые и красивые, даже старики. Наши работы проходили как раз по территории их посёлка, и чтобы как можно меньше беспокоить жителей, нам дали в помощь одного деда, Василия Степановича. Он помогал нам делать замеры – очень удобно и нам, и жителям. За полтора месяца работы мы с ним подружились, и дед много интересного нам порассказал, да и показал тоже. Конечно, о здоровье тоже разговорились. Степаныч не раз повторял, что ВСЕ БОЛЕЗНИ ОТГОЛОВЫ. Однажды я к нему прицепился с требованием объяснить, что он под этим понимает. А тот ответил вот что: «Давай возьмём вас, пятерых мужиков. Да я по одному запаху ваших носков скажу, что вы думаете!» Нам стало интересно, и тут Степаныч нас просто огорошил.

Он сказал, что если у человека сильно пахнут ноги, то самым сильным его чувством является желание все дела отложить на потом, сделать их завтра или еще позже. А ещё сказал, что мужики, особенно современные, ленивее баб, и потому у них ноги пахнут сильнее. И добавил, что не надо ему ничего объяснять, а лучше честно самому себе ответить, так это или нет. Вот так, оказывается, влияют мысли на человека, и на ноги тоже! Ещё дед сказал, что если у стариков начинают пахнуть ноги, то, значит, мусора в организме скопилось много и следует поголодать либо строго попоститься с полгода. Стали мы пытать Степаныча, а сколько же ему лет. Он всё отнекивался, а потом и говорит: «Вот сколько дадите – столько и будет». Мы стали думать и решили, что ему лет 58-60. Много позже мы узнали, что ему 118 лет и что именно по этой причине он был отряжен помогать нам!

Выяснилось, что все староверы – люди здоровые, к врачам не ходят и лечат себя сами. Они знают особый массаж живота, и каждый сам себе его делает. А если пошло недомогание, то человек разбирается вместе со своими близкими, какая мысль или какое чувство, дело могли вызвать хворь. То есть он пытается понять, что не так в его жизни. Затем начинает голодать, молиться, а уж только потом пьёт травы, настои, лечится природными веществами. Староверы понимают, что все причины болезней у человека в голове. По этой причине ОНИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ СЛУШАТЬ РАДИО, СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР, СЧИТАЯ, ЧТО ТАКИЕ УСТРОЙСТВА ЗАСОРЯЮТ ГОЛОВУ И ДЕЛАЮТ ЧЕЛОВЕКА РАБОМ: ИЗ-ЗА ЭТИХ ПРИБОРОВ ЧЕЛОВЕК ПЕРЕСТАЕТ ДУМАТЬ САМ. Они считают самой большой ценностью собственную жизнь.

Весь уклад жизни семейских заставил меня пересмотреть многие свои взгляды на жизнь. Они ни у кого ничего не просят, а живут хорошо, с достатком. У каждого человека лицо светится, выражая достоинство, но не гордыню. Никого эти люди не обижают, не оскорбляют, матом никто не ругается, ни над кем не подшучивают, не злорадствуют. Работают все от мала до велика. Особое почтение к старикам, молодые не перечат старшим. Особо у них в почёте чистота, причём чистота во всём, начиная с одежды, дома, кончая мыслями и чувствами. Если бы вы видели эти необыкновенно чистые дома с хрустящими занавесками на окнах и подзорами на кроватях! Всё моётся и скоблится дочиста. Животные у них все ухоженные. Одежда красивая, вышитая разными узорами, которые являются для людей защитой.

Об изменах мужа или жены просто не говорят, поскольку там этого нет и быть не может. ЛЮДЬМИ ДВИЖЕТ НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН, КОТОРЫЙ НИГДЕ НЕ ПИСАН, НО КАЖДЫЙ ЕГО ЧТИТ И СОБЛЮДАЕТ. А за соблюдение этого закона они получили в награду здоровье и долголетие, и какое! Когда я вернулся в город, очень часто вспоминал Степаныча. Мне было трудно увязать воедино то, что он говорил, и современную жизнь с её компьютерами, самолётами, телефонами, спутниками. С одной стороны, технический прогресс – это хорошо, но с другой… МЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОТЕРЯЛИ СЕБЯ, ПЛОХО СЕБЯ ПОНИМАЕМ, ПЕРЕЛОЖИЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ НА РОДИТЕЛЕЙ, ВРАЧЕЙ, ПРАВИТЕЛЬСТВО. МОЖЕТ ПОЭТОМУ И НЕ СТАЛО ПО-НАСТОЯЩЕМУ СИЛЬНЫХ И ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ?

А вдруг мы действительно вымираем не понимая? Мы-то навоображали, будто стали умнее всех, потому что техника у нас необыкновенно разнообразна. А получается, что из-за техники мы себя теряем. Эти староверы сильно меня потрясли. Они нам утерли нос своей силой, уравновешенностью характеров и незлобивостью, своим здоровьем и трудолюбием. Их девяностолетние старики выглядят как наши в 50-60 лет. Разве они – не хороший образец того, как надо жить, чтобы быть здоровыми и счастливыми?


В начале 1980-х гг. в советской прессе появилась серия публикаций о семье отшельников-старообрядцев Лыковых , которые провели 40 лет в добровольном изгнании в Саянской тайге, отказавшись от всех благ цивилизации, в полной изоляции от общества. После того, как их обнаружили геологи и к ним начали наведываться журналисты и путешественники, трое членов семьи умерли от вирусной инфекции. В 1988 г. скончался и отец семейства. В живых осталась только Агафья Лыкова, которая вскоре стала самой известной отшельницей в стране. Несмотря на преклонный возраст и болезни, она по-прежнему отказывается переезжать из тайги.





В тайгу старообрядцы Карп и Акулина Лыковы с детьми бежали от советской власти в 1930-х гг. На берегу горного притока реки Еринат они построили избу, занимались охотой, рыбной ловлей, собирали грибы и ягоды, ткали одежду на самодельном станке. Из деревни Тиши они ушли с двумя детьми – Саввином и Натальей, а в тайне родилось еще двое – Дмитрий и Агафья. В 1961 г. от голода умерла мать, Акулина Лыкова, а через 20 лет Саввин, Наталья и Дмитрий скончались от пневмонии. Очевидно, в условиях изоляции от общества не был выработан иммунитет, и все они стали жертвами вирусной инфекции. Им предлагали таблетки, но принять их согласилась только младшая Агафья. Это и спасло ей жизнь. В 1988 г. в возрасте 87 лет умер ее отец, и она осталась в одиночестве.



Писать о Лыковых начали еще в 1982 г. Тогда к староверам часто приезжал журналист Василий Песков, опубликовавший после этого несколько статей в «Комсомольской правде» и книгу «Таежный тупик». После этого Лыковы часто оказывались в центре внимания прессы и общественности, их история гремела на всю страну. В 2000-х заимку Лыковых включили в территорию Хакасского заповедника.





В 1990 г. затворничество Агафьи впервые на время прекратилось: она приняла постриг в старообрядческом женском монастыре, но через несколько месяцев она вернулась в свой дом в тайге, объяснив это «идейными расхождениями» с монахинями. С родственниками отношения у нее тоже не сложились – говорят, характер у отшельницы неуживчивый и сложный.





В 2014 г. отшельница обратилась за помощью к людям, жалуясь на свою немощность и болезни. К ней отправились представители администрации, сотрудники МЧС, журналисты и племянница Александра Мартюшева, попытавшаяся ее уговорить переехать. Агафья с благодарностью приняла продукты, дрова и гостинцы, но покидать свое жилище отказалась.





По просьбе главы Русской старообрядческой церкви митрополита Корнилия к отшельнице отправили помощника – 18-летнего Александра Бесштанникова, выходца из семьи староверов. Он помогал ей по хозяйству, пока его не призвали в армию. В течение 17 лет помощником Агафьи был бывший геолог Ерофей Седов, поселившийся с ней по соседству после выхода на пенсию. Но в мае 2015 г он скончался, и отшельница осталась в полном одиночестве.







В январе 2016 г. Агафье пришлось прервать свое затворничество и снова обратиться за помощью к людям – у нее сильно разболелись ноги, и по спутниковому телефону, оставленному ей местной администрацией для экстренных вызовов, она позвонила врачу. Ее доставили из тайги вертолетом в больницу города Таштагол, где провели обследование и выяснили, что у Агафьи обострение остеохондроза. Первые меры приняли, но от длительного лечения отшельница отказалась – тут же начала рваться обратно домой.



Учитывая преклонный возраст Агафьи Лыковой и состояние ее здоровья, все снова пытались уговорить отшельницу остаться среди людей, переехать к родственникам, но она наотрез отказалась. Пробыв в больнице чуть больше недели, Агафья снова вернулась в тайгу. Сказала, что в больнице скучно – «только спать, есть и молиться, а дома дел полно».





Весной 2017 г. сотрудники Хакасского заповедника по традиции привезли отшельнице продукты, вещи, письма от единоверцев и помогли с работами по хозяйству. Агафья снова жаловалась на боли в ногах, но уезжать из тайги опять отказалась. В конце апреля ее навестил уральский священник, отец Владимир. Он рассказал, что с Агафьей живет помощник Георгий, которого священник благословил поддерживать отшельницу.



Свое нежелание переезжать ближе к людям и цивилизации 72-летняя отшельница объясняет тем, что дала обещание отцу никогда не покидать их жилища в тайге: «Никуда я уже не поеду и силой данной клятвы не покину этой земли. Если бы возможно было, то с удовольствием приняла бы к себе жить единоверцев и передавала свои знания и накопленный опыт старообрядческой веры». Агафья уверена в том, что только вдали от соблазнов цивилизации можно вести истинно духовную жизнь.



Они стали самыми известными в стране отшельниками: .

Отшельники Лыковы: история

Семью Лыковых случайно обнаружили в тайге в 1972 году. Лётчики, выбирая место для будущей геологической станции, вдруг увидели на склоне горы аккуратно возделанный огород и три маленьких избушки. Даже местные охотники не забредали сюда: уж слишком труднодоступными были эти горы. Оказалось, здесь более полувека вдали от цивилизации и вне всяких контактов с внешним миром обитала семья староверов Лыковых. Жили они исключительно натуральным хозяйством: ели только то, что сами выращивали на таёжном огороде, одевались в то, что сами сошьют из шкур и вручную вытканного полотна.

Вскоре к Лыковым снарядили научную экспедицию, которую возглавил профессор Лев Черепанов и доктор Игорь Назаров. Первый вопрос, заданный главой семейства Лыковых Карпом Осиповичем, звучал так: "Чем мы Вам можем помочь?"

Глава семейства староверов Лыков Карп Осипович увел свое семейство от преследования советской власти после того, как на его глазах большевики расстреляли брата с женой и трёх их маленьких детей. Гибели от рук чекистов Лыковы предпочли жизнь в уединенной тайге, тяжелый труд и недоедание.

По росту Лыковы были маленькими: самый высокий среди них был глава семейства Карп Осипович - 1 метр 58 сантиметров, самая низкая ростом была Агафья - 1 метр 50 сантиметров.

Самая большая проблема при общении с семейством Лыковых - это отказ от фотосъемки. Экспедиторам приходилось делать тайные фотоснимки без разрешения староверов. Многие староверы и поныне не разрешают делать свои фотоснимки, объясняя, что это для них грешно и им приходится потом долго молиться за этот грех.

Годы жизни Лыковых:

Смерть близких Агафьи Лыковой

Жена Карпа Осиповича Акулина Лыкова умерла от голода в тайге в неурожайный год. Четверо детей - двое сыновей и две дочери, никогда не видели людей кроме своих близких. Поэтому они вначале боялись общения с людьми с большого мира, но впоследствии освоились и вели себя более раскованно: природное любопытство и доброжелательность взяли верх. Правда по старообрядческим традициям есть с гостями за один стол они не садились и ели из разной посуды. Для гостей у староверов отдельная столовая утварь: тарелки, ложки, чашки, вилки и прочее. Мирские люди, которые не соблюдают церковные обряды и не читают молитвы, для староверов они нечистые.

Вскоре после обнаружения семьи Лыковых неподалеку от них расположилась геологическая станция (18 км от их жилища). Работники геологической станции, зная про семейство староверов, проживающее неподалеку от их станции, из любознательности навещали их. Обычно посещали они их не с пустыми руками, а с подарками и продуктами питания. Так что от общения с людьми из большого мира староверам стало немного полегче. Например, попробовав поваренную соль при приготовлении пищи, Лыковы были приятно удивлены от вкуса подсоленной еды. И после этого они уже готовили пищу, используя соль. Также бывало и такое, что рабочие гео-станции привозили им кучу уже наколотых дров, что несомненно облегчало тяжелый быт староверов в сложной природе Республики Хакасия Алтайского района.

Общение с людьми из большого мира дало не только положительные, но и трагичные моменты жизни. Староверы Лыковы жили в полной изоляции и не имели понятия, что такое вирусы. И они были полностью беззащитны перед обычным вирусным заболеванием, таким как грипп. К сожалению, у них не выработался иммунитет против некоторых заболеваний. Два брата Савин и Дмитрий, и сестра Наталья заболели гриппом и умерли от его осложнений за один год (год смерти: 1981 октябрь-декабрь). Спустя несколько лет в раннее утро 16 февраля 1988 года умер отец Агафьи Карп Осипович. И после смерти старовера Карпа Осиповича, Агафья осталась одна в безлюдной тайге.

Дальние родственники Агафьи Лыковой

Двоюродная сестра Агафьи - старовер Максимила

Каа-Хем - порожистая река с невероятно красивыми берегами? протекающая в Республике Тува. Мало кто знает об этом, но здесь в глухой тайге 40 лет прожила в своем скиту двоюродная сестра Агафьи Карповны - Максимила. Максимила по согласию родных и близких специально перебралась в глухие места тайги для исполнения строгих обетов и покаяний. В 1992 году Агафью Карповну Лыкову привозили на место жизни своей двоюродной сестры на вертолете. Она пожила со своей сестрой совсем недолго и вернулась к себе в заимку. Максимила прожила в лесу до 100 лет и была похоронена на одном из берегов Малого Енисея(Каа-Хем) неподалеку от поселения Ужеп, где староверы живут и поныне. Староверы пришли в это глухое место в 1913 году из Новгородских лесов и Пермского Края. Фамилии данных людей звучат так: Руковицины, Шмаковы, Кудрявцевы. Фамилий не много, но семьи большие от пяти до десяти детей - это вполне нормально для староверческой семьи. Среди этих староверов были и Лыковы. Добирались они до этих мест долго через Саяны и Алтайские отроги, подальше от людей и городов.

Поселения староверов, в которых живут дальние родственники Агафьи

Для того, чтобы сегодня попасть к родным Агафьи Карповной, нужно преодолеть непреступные горы и проплыть девять часов вверх по Енисею. Староверы говорят: "Чем выше по Енисею - тем выше вера". Но выше уже и некуда: здесь среди глухой тайги, красивых и мрачных отрогов, староверы построили свой отдельный мир, в котором живут по собственным законам. Дорог здесь не строят специально, чтобы чужаки не забирались.

Старовер Татьяна Алилуева, житель села Ужепа, говорит: "Нас никто не беспокоит, у нас в поселении нет воровства, живем тихо и мирно".
Алилуева в Ужепе заведует местной библиотекой, она гордится, что в ее библиотеке нет книг, содержащих насилие и разврат.

Сейчас в поселке Ужепе, где живут дальние родственники Агафьи Лыковой, насчитывается пятьдесят дворов и триста пятьдесят жителей. Все семьи большие, как правило, по пять-семь детей. Рожают, как говорится, сколько Бог пошлёт. Никаких пособий и пенсий принципиально не получают, считают, что все можно заработать своим трудом. Все население живет по канонам старообрядчества. Здесь не принято подавать гостям пищу из своей посуды и брать у чужих людей какие-либо вещи. Те вещи, что побывали в руках цивилизации, считаются у староверов греховными. Едят они только свою пищу, крестятся двумя перстами, как и пару веков назад. Старообрядцы дружелюбные, на общение идут легко.

Живут таежные староверы охотой и своим хозяйством. В каждом дворе по три-четыре коровы. Электричеством пользуются только для хозяйственных нужд. Радио, телевизор и компьютер - здесь не используют. Пекут хлеб, обрабатывают кедровый орех, занимаются сельским хозяйством и ремеслом. Так как поселение Ужеп находится рядом с большой рекой, то здесь ценятся лодки. Лодки делают из дерева, а в последнее время и из легких сплавов металла. Девочек и мальчиков к домашнему труду здесь приучают с самого раннего детства. С пяти-шести лет дети пекут хлеб, ходят на охоту, за ягодами и орехами, ухаживают за огородом и домашними животными. Обычную школу здесь не жалуют, единицы детей доходят до девятого класса. Большинство ребятишек, отучившись несколько лет, бросают ходить в школу. Считается, что для счастливой и правильной жизни в тайге, достаточно выучиться читать и писать, остальное - от лукавого.

Троюродный брат Агафьи - старовер Михаил Руковицин

Дальше всех расположилась заимка Медвежка. До этого места нужно добираться по реке, проплыв ровно пятнадцать километров от поселения Ужепа. Здесь живет троюродный брат Агафьи Лыковой - старовер Михаил Руковицин. У Руковициных семеро детей. Они, как и все староверы, живут своим хозяйством: держат домашних животных и разводят пчел. Руковицины, собственными усилиями построили мост через реку и даже соорудили систему подачи воды из реки на огород и в дом.

Агафья Лыкова в гостях у родных

Когда-то к Агафьи Лыковой с верховьев Енисея родные приезжали целыми семьями. Родственники помогали Агафьи по хозяйству. Как-то раз и сама Агафья посещала своих родных. Она легко перенесла полет на вертолете. Дальше до своих родственников она добиралась на поезде. В поезде её узнали пассажиры, так как в то время Лыковы были популярны: про них писали статьи и показывали документальные фильмы. Поездка в поезде Агафью поразила больше, чем полёт на вертолете. Она удивлялась и говорила, что поезд - это как дом на колесах, который ещё и едет в заданном направлении. Поездка к родственникам у Агафьи получилась не самая хорошая. Так как она с детства жила в полной изоляции от окружающего мира, то у нее не было подходящего иммунитета к современным вирусам и заболеваниям. Она сразу же начала болеть: у нее поднялась температура и она плохо себя чувствовала. Агафья тогда болела долго и тяжело.

Агафьи запомнилось прибывание в миру тем, что там испорченный воздух и совершенно невкусная вода. И так Агафья Карповна отзывалась лишь о поселке городского типа. Мы уже даже и не знаем, чтобы сказала Агафья о современных мегаполисах. Старовер Агафья Лыкова говорила, что в миру много всяких ненужных механизмов окружает людей. Обычные настенные часы и электросчетчик своими издаваемыми шумами не давали ей спокойно заснуть. Единственное благо цивилизации, понравившееся Агафье Карповне, был универмаг. Женскую природу не смогли заглушить ни тайга, ни тятины запреты: Агафья с удовольствием примеряла обновки, а потом еще долго щеголяла в платках и пальто по своей заснеженной заимке в тайге.

Повседневная жизнь Агафьи Лыковой

Много лет журналисты и исследователи пытаются узнать, какова повседневная жизнь отшельников, в первую очередь Агафьи Карповны: как строится день таежной отшельницы, чем занята утром, днем и вечером. Утро у Агафьи начинается с восхода солнца. Летом она встает совсем рано, а зимой чуть позже. Если есть мука, то она заводит тесто и готовит опару, для того чтобы после испечь вкусный домашний хлеб прямо в печи. Затем она идет работать на огород. Главная трудность для Агафьи - это сбор корма для скотины. Она держит несколько коз и кур. И заготавливать сено для коз для нее нелегкое дело, так как она уже немолода и есть беспокоящие ее тело болезни. И если добрые люди не помогут с сеном на зиму, то ей опять придется стоять перед нелегким выбором: убить коз или же пытаться прокормить их, собирая кору и ветки с деревьев.

Казалось бы тайга не город и спешить здесь некуда. Но у Агафьи Лыковой времени все равно не хватает на свое хозяйство. Для Агафьи каждый день нужны сухие дрова, для того чтобы истопить печь и приготовить на огне пищу. А это как вы понимаете, для пожилой женщины не так уж и легко. Кстати, отопительную печь и печь для приготовления пищи Агафья выкладывала сама. Мастерству печника она научилась у своего отца. Добывает огонь не с помощью спичек, а с помощью кресало или огниво, как это делали ее предки. Печка не только кормилица, но и лучший друг Агафьи: если у нее болит поясница, то она ложится на теплую печь спиной и боль утихает.

С продуктами у Агафьи тоже непорядок: большие запасы делать ей не под силу, потому стол Агафьи Карповной не просто скудный, но иной раз получается, что поесть ей удается только один раз в сутки. К тому, что полноценно обедать и ужинать не получается, Агафьи Карповной не привыкать. Но то, что старовер Агафья отменить не может, так это молитвы. Молится она регулярно и знает все православные праздники.

Одиночество старовера Агафьи Лыковой

Если говорить начистоту, то в последнее время Агафье Карповне очень тяжело переносить одиночество. Ведь с самого первого знакомства с людьми ей очень нравилось общение, поначалу с геологами, а впоследствии и с остальными людьми, которые посещали староверов Лыковых. После смерти всех членов своей семьи, она месяцами вымаливала у Бога себе подругу и помощницу.

Люди стали приезжать на житье к Лыковым уже давно. Кого там только не перебывало: семейные пары, художники, старатели, всякого сорта искатели веры. Мало кто задерживался больше, чем на пару месяцев, с первым же вертолетом сбегали, так как очень тяжелый быт и нелегкий характер старовера Агафьи давали о себе знать. Не многие люди могли привыкнуть к суровому местному климату, погода была очень переменчива. Также сильно докучали комары и мошки (гнус). Пища была самая простая и неразнообразная.

Надежда Небукина (Усик) - послушница Агафьи Лыковой

Только из пришлых Надежда Небукина (Усик) задержалась на целых пять лет. Она была у нее как послушница и называла Агафью матушкой. Надежда пошла в служение к Агафьи под воздействием внешних обстоятельств: её муж попал в аварию и она была в страшной депрессии. Сначала Надежда обратилась к своему батюшки в церкви, рассказала ему свои проблемы и попросила разрешения на жизнь в монастыре. Батюшка тогда сказал Надежде, что у неё есть дочь и мать, и ей может быть трудно жить в монастыре. Служитель церкви, духовный наставник Надежды, сообщил, что есть такое тихое место, которое находится в тайге и живет там богопослушная Агафья Лыкова. Святой отец поставил условие Небукиной Надежде в виде испытательного срока - жизнь с Агафьей Карповной Лыковой. Если Надежда сможет ужиться со староверкой в таежном лесу, то значит она получит благословение на жизнь в монастыре.

Идти пришлось Надежде Небукиной к староверу Агафьи Лыковой пешком. Начала она свой путь с истока реки Бахчит с проводником Владимиром Богдановым. Богданов хорошо знал дорогу только до реки Баскон Алтайского края. Дальше они ориентировались по карте. Проблема в том, что карта не всегда отображала точную дорогу и часто выводила их на крутые спуски и подъемы, по которым было невозможно пройти с большими походными рюкзаками. Вот так они ходили и плутали около двадцати дней в поисках заимки Лыковой Агафьи. Все продуктовые запасы подходили к концу, как вдруг они нашли это место.

В это время у Агафьи гостил Сергей из Кемеровской области. Он уже вовсю помогал Агафьи: отремонтировал избушку и сараи, обработал огород и начал сажать картофель. Надежда осталась жить у Агафьи Лыковой. Вскоре Сергей уехал, и они остались с Агафьей одни в тайге. За пять лет жизни Надежды с Агафьей Сергей приходил к ним несколько раз и помогал по хозяйству.

Надежда говорит, что когда она пришла к Агафье, то она уже плохо себя чувствовала и часто болела. Её несколько раз возили лечиться на Горячий ключ (спонсором выступал Тулеев А.Г. – губернатор Кемеровской области). Данное место расположено в 150 км к юго-западу от города Абаза Республики Хакасия. Там из горы бьет ручьем термальный источник, славящийся своими целебными свойствами. После такого лечения Агафьи становилась намного легче и она вновь была готова трудиться.

Затем мама Надежды пишет ей письмо, в котором сообщает о том, что ей тяжело и нужна поддержка дочери, так как у нее за последний год умер муж и брат. Агафья не хочет отпускать Надежду, так как тоже нуждается в её помощи. В своем интервью Надежда говорит то, что Агафья всегда падала в обморок перед тем, как она пыталась уезжать от неё. Настолько она была ценна для старовера Агафьи. Потом пришел постоянный помощник Агафьи - Сергей, и перезимовал с ними зиму, оказывая всестороннюю помощь. А по весне Сергей с Надеждой покинули Агафью.

Но не все так хорошо было во взаимоотношениях Агафьи и ее послушницы Надежды. Надежда в своем интервью выставляет себя в лучшем свете. В последнем интервью Агафье Карповне задали вопрос о её жизни с Надеждой. Агафья с грустью говорила о том, что отношения у них были плохими и её послушница не хотела ей служить подобающим образом. Надежда оскорбляла Агафью и часто смела поднимать на неё руку. Агафья Лыкова сказала, что могло дойти даже до убийства, но тут пришел Сергей на зимовку, а по весне Надежда ушла с Сергеем в родные края. Есть такая информация, что Агафья дала обвинительные показания в полицию на свою послушницу Надежду.

В показании говорится:

о периодических побоях со стороны Надежды, также к делу приложены снимки переломанных рёбер, нанесённых тупым твёрдым предметом. В настоящее время в прокуратуру Абакана подано заявление гр. Лыковой о возбуждении уголовного дела против Надежды о нанесении тяжких телесных повреждений потерпевшей Агафье.

Ст. уполномоченный кировского РОВД В.А Турчинов.

В интервью Агафья говорила о том, что Надежда ее покалечила: вывихнула ей плечо, повредила шею, душила её и всячески избивала. А жаловаться-то в тайге некому, вот и приходилось Лыковой спасаться как истинной христианке: молитвой и терпением.

В последнее время к Агафье постоянных помощников не приезжает, да и после случая с послушницей Надеждой она более осторожно относится к незнакомым людям.

Агафья Лыкова: падение отработанных частей космических кораблей вблизи заимки Лыковых

С некоторых пор буквально на голову Агафьи свалилась ещё одна напасть. Более двадцати лет назад район, где проживает Лыкова, попал в зону падения отработанных ступений ракеты Протон. Естественно, с обломками разной величины на эти земли попадает гептил, токсичное производное отработанного ракетного топлива. Со станции Байконур запускается ракета, а отработанные топливные части падают в тайгу.

По странному совпадению, именно через несколько лет после начала запуска ракет серии "Протон", у Агафьи, которую тогда удалось обследовать в больнице, обнаружили злокачественную опухоль в районе правой груди. Оперативному лечению Лыкова тогда воспротивилась и вернулась в тайгу к повседневной жизни. В силу таинственных механизмов, быть может благодаря целительной силе таежного воздуха, заболевание развивается медленно. Но на данный момент опухоль дает о себе знать и все больше беспокоит Агафью Карповну. Но в больницу ехать на лечение она по прежнему отказывается, часто возникающую боль она снимает тем, что растёт у нее на огороде.

Болезни Агафьи Лыковой

Доктор Игорь Назаров говорит: "У Агафьи сложное заболевание и позвоночника, и суставов, пошаливает сердце и не совсем в норме другие органы. Лыкова на данный момент - это очень больной человек."

Агафья знает, что ее болезнь неизлечима. Но она больше переживает за то, что не успеет больше свидеться со своими родными и близкими, которые живут в отдаленных староверческих поселениях. Но возможности у нее к сожалению нет, ведь чтобы добраться до родственников ей нужно нанимать вертолет, а деньги на данный вид транспорта, как вы понимаете, у неё не имеются.

Бизнесмены и политики в гостях у Агафьи

Залетают бывает в таежную глушь бизнесмены миллионеры с барышнями на пикник, ведь места здесь необыкновенно красивые. Прилетают, жарят мясо, выпивают и куролесят. Поначалу Агафья Карповна не выходила к непрошеным гостям, но постепенно перезнакомилась со всеми, и теперь даже их жалеет. Говорит, что они глупые и им нечем заняться, кроме как выпивать и вести себя неприлично.

Любовь Агафьи Карповны Лыковой

Есть в биографии Агафьи Карповной одна мало известная страничка: история её кратковременного замужества, случившейся после смерти её отца Карпа Осиповича. К ней посватался охотник Алексей Тропин, кстати её дальний родственник. Агафья спрашивала разрешение у своих духовных сестер, живущих в скитаниях на берегах Енисея, те дали добро. Будучи ещё невестой, Агафья поставила условие: жить они с Алексеем будут только как духовные брат и сестра. Но новоиспеченный муж договора не сдержал. Муж был немолодой, шел ему шестьдесят пятый год отроду, но он был ещё в силах и захотелось ему физической близости. Четыре дня кряду домогался он до Агафьи, а на пятый день овладел ею. Но так и не выдержав борьбы с Агафьей за близкие телесные отношения, он ушёл от неё к себе домой. Но после он долго звал Агафью к себе и даже домик в поселке прикупил для их совместной жизни.

Поначалу Агафья страшно сердилась на не пожелавшего оставаться духовным братом Алексея, но потом по нему сильно затосковала и с грустью вспоминает его до сих пор. Не удалось Агафье Лыковой устроить свое семейное счастье. Прожили они с Алексеем всего-то три недели.

Все это время рядом с Агафьей находился ещё один человек - Ерофей Созонтьевич Седов, потомственный охотник. Он то и был проводником для самой первой экспедиции к Лыковым. Ерофей в молодости зимой на охоте обморозил ногу и теперь ходит с протезом. Говорят, что именно из-за страсти к Агафье, он бросил в городе свою семью и переселился в Тайгу, поближе к Лыковым. И он до последнего времени постоянно делал Агафье предложение замужества. На ухаживания Ерофея,Агафья ответила лишь одним поцелуем и было это более тридцати лет назад, но Ерофей Созонтьевич помнит об этом до сих пор.

Сейчас же по воле Агафьи этих людей связывают экономические отношения: он ей дровишек подкинет, а она ему картошки. Да и сын нередко забирает Ерофея в город на лечение и тогда Агафья остаётся в тайге совершенно одна, наедине со своим уже немалым возрастом, болезнями и фактически без связи.

Буй для экстренной помощи Агафьи Лыковой

Агафьи Карповне в одно время поставили специальный буй со спутниковой антенной, с помощью которого она может отправлять сообщения о необходимой экстренной помощи. Агафья два раза вызывала помощь через данное устройство, когда ей было особо плохо и невмоготу. В тот момент она не могла самостоятельно принести дров и затопить печь, то есть ситуация была действительно на грани между жизнью и смертью.

Но так как прислать вертолет в такую даль обходилось для местного бюджета в круглую сумму денег, то впоследствии данное устройство убрали.

В заключении об Агафье и современном мире

Агафья Карповна, конечно, выживет и без связи, и без помощи из вне. Силы духа ей не занимать. Тайга много требовала от маленькой отшельницы, но многое и дала. Может быть поэтому она так легко сходится с людьми, да ещё и с какими: знает все местное начальство, с губернатором за ручку, приветы президенту передает.

А пока миллионы людей, садясь в свои комфортные авто и разговаривая по супер современным телефонам, приходя вечерами в свои теплые квартиры и дома, вряд ли даже вспомнят о том, что каждый вечер, под общими с ними звездами, в глухой тайге таежная отшельница в одиночестве читает молитвы при свете свечи. Агафья, которой известны другие законы жизни. Она в своей тайге, как луч, как маячок, как индикатор того, не становимся ли мы черствее, можем ли понимать и принимать тех, кто живет по другому, и будем ли мы такими же сильными как Агафья Карповна, последняя из рода Лыковых.

Отшельники Лыковы: история (видео)

Лыкова Агафья (видео)

Знаменитая отшельница Агафья Карповна Лыкова, проживающая на заимке в верховьях реки Еринат в Западной Сибири за 300 км от цивилизации, родилась в 1945 году. 16 апреля она празднует свои именины (день рождения ее не известен). Агафья – единственная оставшаяся в живых представительница семьи отшельников‑староверов Лыковых. Семья была обнаружена геологами 15 июня 1978 года в верховьях реки Абакан (Хакасия).

Семья старообрядцев Лыковых жила в изоляции с 1937 года. В семье было шесть человек: Карп Осипович (р.ок.1899) с женой Акулиной Карповной и их дети: Савин (р.ок.1926), Наталия (р.ок.1936), Димитрий (р.ок.1940) и Агафья (р.1945).

В 1923 году поселение староверов было разгромлено и несколько семей перебрались подальше в горы. Примерно в 1937 году Лыков с женой и двумя детьми ушли из общины, поселились отдельно в глухом месте, но жили не таясь. Осенью 1945 года к их жилью вышел патруль, искавший дезертиров, который насторожил Лыковых. Семья перебрались в другое место, живя с этого момента тайно, в полной изоляции от мира.


Лыковы занимались земледелием, рыболовством и охотой. Рыбу солили, заготавливали на зиму, в домашних условиях добывали рыбий жир. Не имея контактов с внешним миром, семья жила по законам старообрядчества, отшельники старались уберечь семью от влияния внешней среды, особенно в отношении веры. Дети Лыковых благодаря матери были грамотны. Несмотря на столь длительную изоляцию, Лыковы не потеряли счет времени, совершали домашнее богослужение.
К моменту обнаружения геологами таежных жителей было пятеро – глава семейства Карп Осипович, сыновья Саввин, Димитрий и дочери Наталья и Агафья (Акулина Карповна умерла в 1961 году). В настоящее время из той большой семьи осталась только самая младшая, Агафья. В 1981 году один за другим умерли Саввин, Димитрий и Наталья, а в 1988 году ушел из жизни Карп Осипович.
Публикации в центральных газетах сделали семью Лыковых широко известной. У них в кузбасском поселке Килинске объявились родственники, приглашавшие Лыковых переехать к ним, но они отказались.
С 1988 года Агафья Лыкова живет одна в саянской тайге, на Еринате. Семейная жизнь у нее не сложилась. Не получился у нее и уход в монастырь ‑ обнаружились расхождения в вероучении с инокинями. Несколько лет назад бывший геолог Ерофей Седов перебрался в эти места и теперь по-соседски помогает отшельнице с рыбалкой и охотой. Хозяйство у Лыковой небольшое: козы, собака, кошки и курицы. Также Агафья Карповна держит огород, в котором выращивает картошку, капусту.
Родня, живущая в Килинске, уже много лет зовет Агафью переехать к ним. Но Агафья, хоть и начала мучиться от одиночества и силы ее из-за возраста и болезней начали покидать, оставлять заимку не хочет.

Несколько лет назад Лыкову возили на вертолёте полечиться на водах источника Горячий Ключ, она дважды ездила по железной дороге повидать дальних родственников, даже лечилась в городской больнице. Она смело пользуется доселе неизвестными ей измерительными приборами (термометр, часы).


Каждый новый день Агафья встречает молитвой и каждый день с ней отходит ко сну.

Семье Лыковых посвятил свою книгу «Таежный тупик» Василий Песков – журналист и писатель

Как удалось Лыковым в течении почти 40 лет прожить в полной изоляции?

Убежище Лыковых - каньон верховий реки Абакан в Саянах, по соседству с Тувою. Место труднодоступное, дикое - крутые горы, покрытые лесом, и между ними река. Они занимались охотой, рыболовством, собирали в тайге грибы, ягоды и орехи. Развели огород на котором выращивали ячмень, пшеницу и овощи. Занимались прядением конопли и ткачеством, обеспечивая себя одеждой. Огород Лыковых мог бы стать образцом для подражания иному современному хозяйству. Располагаясь на склоне горы под углом 40-50 градусов, он уходил вверх на 300 метров. Разделив участок на нижний, средний и верхний, Лыковы разместили культуры с учетом их биологических особенностей. Дробность посева позволяла им лучше сохранить урожай. Болезней сельскохозяйственных культур совершенно не было. Чтобы сохранить высокий урожай, картошку на одном месте выращивали не более трех лет. Установили Лыковы и чередование культур. Особо тщательно готовили семена. За три недели до посадки клубни картошки укладывали тонким слоем в помещении на сваях. Под полом разводили костер, раскаляя валуны. И камни, отдавая тепло, равномерно и долго обогревали семенной материал. Семена обязательно проверяли на всхожесть. Размножали их на специальном участке. К срокам посева подходили строго, с учетом биологических особенностей разных культур. Сроки подбирали оптимальные для местного климата. Несмотря на то, что в течение пятидесяти лет Лыковы сажали один и тот же сорт картофеля, он у них не выродился. Содержание крахмала и сухого вещества было в нем значительно больше, чем у большинства современных сортов. Ни клубни, ни растения абсолютно не содержали ни вирусной, ни какой-либо другой инфекции. Ничего не зная об азоте, фосфоре и калии, Лыковы тем не менее применяли удобрения по передовой агрономической науке: "всякий хлам" из шишек, травы и листьев, то есть компосты, богатые азотом, шли под коноплю и все яровые. Под репу, свеклу, картошку вносили золу - источник калия, необходимого для корнеплодов. Трудолюбие, здравый ум, знание тайги, позволили семье обеспечить себя всем необходимым. Причем это была богатая не только белками, но и витаминами пища.


Жестокая ирония заключается в том, что губительными для Лыковых оказались не трудности таежной жизни, суровый климат а именно контакт с цивилизацией. Все они, кроме Агафьи Лыковой, вскоре после первого контакта с нашедшими их геологами умерли, заразившись от пришельцев, неведомыми им доселе, инфекционными болезнями. Крепкая и последовательная в своих убеждениях Агафья, не желая "мирщится", до сих пор живет одна в своей избушке на берегу горного притока реки Еринат. Агафья рада подаркам и продуктам, которые изредка привозят ей охотники и геологи, но категорически отказывается принимать продукты имеющие на себе "печать Антихриста" - компьютерный штрих-код. Несколько лет назад Агафья приняла иноческий постриг и стала монахиней.

Надо отметить, что случай Лыковых совсем не уникален. Эта семья стала стала широко известной внешнему миру только потому, что сама пошла на контакт с людьми, и, волей случая попала в поле зрения журналистов центральных советских газет. В Сибирской тайге существуют тайные монастыри, скиты и скрытни, где живут люди, по своим религиозным убеждениям, сознательно прервавшие всякие контакты с внешним миром. Так же велико количество удаленных деревень и хуторов, жители которых сводят такие контакты к минимуму. Крах индустриальной цивилизации не будет для этих людей концом света.


Надо отметить, что Лыковы принадлежали к довольно умеренному старообрядческому толку "часовенных" и не являлись религиозными радикалами, подобными толку бегунов-странников, сделавшими полный уход от мира частью своей религиозной доктрины. Просто основательные сибирские мужики еще на заре индустриализации в России поняли к чему все клонится и решили не отдаваться на заклание во имя не известно чьих интересов. Вспомним, что в тот период, пока Лыковы худо-бедно перебивались с репки на кедровые шишки, в России прошли кровавыми волнами коллективизация, массовые репрессии 30х годов, мобилизация, война, оккупация части территории, восстановление "народного" хозяйства, репрессии 50х годов, так называемое укрупнение колхозов (читай - уничтожение мелких удаленных деревень - как же! ведь все должны жить под присмотром начальства). По некоторым оценкам в этот период население России сократилось на 35 - 40%! Лыковы тоже не обошлись без потерь, но они жили свободно, с достоинством, хозяевами самим себе, на участке тайги размером в 15 квадратных километров. Это был их Мир, их Земля, дававшая им все необходимое.

Последние годы мы много рассуждаем о возможной встрече с жителями иных миров - представителями инопланетных цивилизаций, которые тянутся к нам из Космоса.

О чем только не идет речь. Как договориться с ними? Сработает ли наш иммунитет против неизвестных болезней? Сойдутся или столкнутся разнохарактерные культуры?

А совсем рядом - буквально у нас перед глазами - живой пример подобной встречи.

Речь идет о драматической судьбе семьи Лыковых, прожившей почти 40 лет в Алтайской тайге в полной изоляции - в своем собственном мире. Наша цивилизация XX века обрушилась на примитивную действительность таежных отшельников. И что же? Мы не приняли их духовного мира. Мы не защитили их от наших болезней. Мы не сумели понять их жизненных основ. И мы разрушили их уже сложившуюся цивилизацию, которую мы не поняли и не приняли.

Первые сообщения об открытии в малодоступном районе Западных Саян семьи, прожившей без всякой связи с внешним миром более сорока лет, появились в печати в 1980 году сначала в I газете «Социалистическая индустрия», потом в «Красноярском рабочем». А затем уже в 1982 году цикл статей об этой семье опубликовала «Комсомольская правда». Писали, что семья состояла из пяти человек: отец - Карп Иосифович, два его сына - Дмитрий и Саввин и две дочери - Наталья и Агафья. Фамилия их - Лыковы.

Писали, что в тридцатых годах они добровольно ушли из мира, на почве религиозного фанатизма. Писали о них много, но с точно отмеренной порцией сочувствия. «Отмеренной» потому, что уже тогда тех, кто принял к сердцу эту историю, поразило высокомерное цивилизованно-снисходительное отношение советской журналистики, которая окрестила удивительную жизнь русской семьи в лесном уединении «таежным тупиком». Высказывая одобрение Лыковым в частностях, советские журналисты оценивали всю жизнь семьи категорично и однозначно:

- «житье и быт убоги до крайности, рассказ о нынешней жизни и о важнейших событиях в ней слушали, как марсиане»;

- «убито было в этой убогой жизни и чувство красоты, природой данное человеку. Ни цветочка в хижине, никакого украшения в ней. Никакой попытки украсить одежду, вещи... Не знали Лыковы песен»;

- «младшие Лыковы не имели драгоценной для человека возможности общения с себе подобными, не знали любви, не могли продолжить свой род. Виной всему - фанатичная темная вера в силу, лежащую за пределами бытия, с названием бог. Религия, несомненно, была опорой в этой страдальческой жизни. Но и причиной страшного тупика была тоже она».

Несмотря не заявленное в этих публикациях желание «вызвать сочувствие», советская печать, оценивая жизнь Лыковых в целом, назвала ее «сплошной ошибкой», «почти ископаемым случаем в человеческом бытии». Будто забывая о том, что речь все же идет о людях, советские журналисты объявили обнаружение семьи Лыковых «находкой живого мамонта», как бы намекая на то, что Лыковы за годы лесной жизни настолько отстали от нашей правильной и передовой жизни, что их нельзя относить к цивилизации вообще.

Правда, уже тогда внимательный читатель замечал несоответствие обличительных оценок тем фактам, которые приводили те же самые журналисты. Они писали о «темноте» жизни Лыковых, а те, ведя счет дням, за все время своей отшельнической жизни ни разу не ошиблись в календаре; жена Карпа Иосифовича выучила всех детей читать и писать по Псалтири, которая, как и другие религиозные книги, бережно сохранялась в семье; Саввин же знал даже Священное писание наизусть; а после запуска первого спутника Земли в 1957 году Карп Иосифович заметил: «Звезды стали скоро по небу ходить».

Журналисты писали о Лыковых как о фанатиках веры - а у Лыковых не только не принято было поучать других, но даже и говорить о них плохо. (Заметим в скобках, что некоторые слова Агафьи, для придания вящей убедительности некоторым журналистским рассуждениям, были самими же журналистами и придуманы.)

Справедливости ради надо сказать: не все разделяли эту заданную точку зрения партийной прессы. Нашлись и те, кто писал о Лыковых иначе - с уважением к их духовной силе, к их жизненному подвигу. Они писали, но очень мало, потому что газеты не давали возможности защитить имя и честь русской семьи Лыковых от обвинений в темноте, невежестве, фанатичности.

Одним из таких людей был писатель Лев Степанович Черепанов, побывавший у Лыковых уже через месяц после первого сообщения о них. С ним вместе были доктор медицинских наук, заведующий кафедрой анастезиологии Красноярского института усовершенствования врачей, профессор И. П. Назаров и главврач 20-й больницы Красноярска В. Головин. Уже тогда, в октябре 80-го, Черепанов просил руководство области ввести полный запрет на посещение Лыковых случайными людьми, предполагая на основе знакомства с медицинской литературой, что такие посещения могут угрожать жизни Лыковых. И Лыковы предстали перед Львом Черепановым совершенно другими людьми, чем со страниц партийной прессы.

Люди, которые с 1978 года встречались с Лыковыми,- говорит Черепанов,- судили о них по одежде. Когда они увидели, что у Лыковых все домотканое, что у них шапки сшиты из меха кабарги, а средства борьбы за существование - примитивные, то поспешно заключили, что отшельники намного отстали от нас. То есть начали судить о Лыковых свысока, как о людях низшего по сравнению с собой сорта. Но потом выяснилось, какими «от-лись, если они смотрят на нас, как на немощных людей, которых надо опекать. Ведь «поберечь» - это буквально означает «помочь». Я тогда спросил профессора Назарова: «Игорь Павлович, может, ты счастливее меня и видел такое в нашей жизни? Когда б ты приходил к начальнику, а он, выходя из-за стола и пожимая тебе руку, спрашивал, чем могу быть тебе полезен?»

Он засмеялся и сказал, что у нас такой вопрос был бы истолкован превратно, то есть возникло подозрение, что желают в чем-то пойти навстречу из какой-то корысти, а наше поведение было бы воспринято как заискивающее.

С этого момента стало ясно, что мы оказались людьми, которые мыслят иначе, чем Лыковы. Естественно, стоило заинтересоваться, кого еще они встречают так - с дружеским расположением? Выяснилось - всех! Вот Р. Рождественский написал песню «С чего начинается Родина». С того, другого, третьего...- помните слова ее. А у Лыковых Родина начинается с ближнего. Пришел человек - и вот с него и начинается Родина. Не с букваря, не с улицы, не с дома - а с того, кто пришел. Раз пришел - значит, и оказался ближним. И как тут не оказать ему посильную услугу.

Вот то, что сразу же разделило нас. И мы поняли: да, действительно, у Лыковых полунатуральное или даже натуральное хозяйство, но нравственный потенциал оказался, вернее остался, очень высоким. Мы же его утратили. По Лыковым можно воочию увидеть, какие нами приобретены побочные результаты в борьбе за технические достижения после 17-го года. Ведь для нас самое главное - наивысшая производительность труда. Вот мы и гнали производительность. А надо было бы, заботясь о теле, не забывать и о духе, потому что дух и тело, несмотря на свою противоположность, должны существовать в единстве. А когда равновесие между ними нарушается, то и появляется неполноценный человек.

Да, мы были экипированы лучше, у нас были ботинки на толстой подошве, спальные мешки, рубахи, которых сучья не рвали, штаны не хуже этих рубах, тушенка, сгущенка, сало - все что угодно. А выяснилось, что Лыковы превосходили нас нравственно, и это сразу же предопределило все отношение с Лыковыми. Этот водораздел так и прошел, независимо от того, хотели мы с этим считаться или нет.

Мы пришли к Лыковым не первые. С ними с 78-го года встречались многие, и когда Карп Иосифович по каким-то жестам определил, что я в группе «мирян» - старший, он отозвал меня в сторону и спросил: «Не возьмешь ли своей, как там у вас говорят, жене, мех на воротник?» Я, конечно, сразу воспротивился, что очень удивило Карпа Иосифовича, потому что он привык к тому, что приходящие брали у него меха. Я рассказал об этом случае профессору Назарову. Тот, естественно, ответил, что, мол, такого в наших отношениях быть не должно. С этого момента мы начали отделяться от других посетителей. Если мы приходили и что-то делали, то только «за так». Мы ничего с Лыковых не брали, и Лыковы не знали, как к нам относиться. Кто мы такие?

Цивилизация уже успела показать себя им по-другому?

Да, и вроде бы мы из этой же цивилизации, но не курим, не пьем. И вдобавок - соболей не берем. А потом мы работали в поте лица, помогая Лыковым по хозяйству: опиливали пеньки до земли, кололи дрова, перекрыли крышу домика, где жили Саввин и Дмитрий. И мы считали, что очень хорошо работаем. Но все равно Агафья через какое-то время, в другой наш приезд, не видя, что я прохожу рядом, сказала отцу: «А братки-то лучше работали». Мои подруги удивились: «Как же так, да мы же потом обливались». А потом поняли: мы и работать разучились. После того, как Лыковы пришли к этому заключению, они уже относились к нам снисходительно.

У Лыковых мы увидели воочию, что семья - это наковальня, а труд - не просто работа «от» и «до». Труд у них - забота. О ком? О ближнем. Ближний у брата - брат, сестры. И так далее.

Потом, у Лыковых был клочок земли, отсюда - их независимость. Встретили они нас, не заискивая и не задирая нос - на равных. Потому что им не надо было снискивать чьего-то расположения, признания или похвалы. Все, что им было нужно, они могли взять со своего клочка земли, или из тайги, или из речки. Многие орудия сделаны были ими самими. Пусть они не отвечали каким-то современным эстетическим требованиям, но они вполне годились для той или иной работы.

Вот с чего стало проявляться различие между Лыковыми и нами. Лыковых можно представить людьми из 1917 года, то есть из дореволюционной поры. Таких уже не встретишь - все мы нивелировались. А разница между нами, представителями цивилизации современной и дореволюционной, лыковской, так или иначе должна была выйти наружу, так или иначе характеризуя как Лыковых, так и нас. Я не корю журналистов - Юрия Свентицкого, Николая Журавлева, Василия Пескова за то, что они, видите ли, не постарались правдиво и без предвзятостей рассказать о Лыковых. Так как они считали Лыковых жертвами самих себя, жертвами веры, то и самих этих журналистов следует признать жертвами наших 70 лет. Такая у нас была мораль: все, что идет на пользу революции, правильно. Об отдельном человеке мы и не думали, всех привыкли судить с классовых позиций. И Лыковых с ходу «раскусил» Юрий Свентицкий. Он назвал Карпа Иосифовича дезертиром, назвал его тунеядцем, а доказательств никаких. Ну, по поводу дезертирства читатель ничего не знал, а насчет «тунеядства»? Как же могли Лыковы тунеядствовать вдалеке от людей, как могли поживиться на чужой счет?

Для них это было просто невозможно. Тем не менее никто ведь не опротестовал выступление Ю. Свентицкого в «Социалистической индустрии» и выступление Н. Журавлева в «Красноярском рабочем». На мои редкие статьи откликались в основном пенсионеры - высказывали сочувствие и не рассуждали вовсе. Я замечаю, что читатель вообще разучился или не хочет сам рассуждать и думать - он любит только все готовое.

Лев Степанович, так что же нам сейчас доподлинно известно о Лыковых? Ведь публикации о них грешили не только неточностями, но и искажениями.

Возьмем кусок их жизни в Тишах, что на реке Большой Абакан, до коллективизации. В 20-х годах это было поселение «в одну усадьбу», где жила семья Лыковых. Когда появились отряды ЧОН, для крестьян началось беспокойство, и они стали переселяться к Лыковым. Из лыковского починка выросла маленькая деревенька в 10-12 дворов. Подселявшиеся к Лыковым, естественно, рассказывали, что происходит в мире, все они искали спасения от новой власти. В 1929 году в лыковской деревеньке появился некто Константин Кукольников с поручением создать артель, которая должна была заниматься рыболовством и охотой.

В этом же году Лыковы, не пожелав, чтобы их записывали в артель, поскольку привыкли к независимой жизни и наслышались о том, что им уготовано, собрались и ушли все вместе: три брата - Степан, Карп Иосифович и Евдоким, их отец, мать и тот, кто справлял у них службу, а также близкие родственники. Карпу Иосифовичу было тогда 28 лет, он не был женат. Кстати, он никогда не руководил общиной, как об этом писали, и никогда Лыковы не принадлежали к секте «бегунов». Все Лыковы откочевали по реке Большой Абакан и нашли там себе кров. Жили не тайно, а появлялись в Тишах, чтобы покупать нитки для вязания сетей; вместе с тишинцами поставили лечебницу на Горячем ключе. И только через год Карп Иосифович сходил на Алтай и привез себе жену Акулину Карповну. И там, в тайге, можно сказать, в лыковском верховье Большого Абакана, родились у них дети.

В 1932 году образовался Алтайский заповедник, граница которого охватывала не только Алтай, но и часть Красноярского края. В эту часть и попали поселившиеся там Лыковы. Им предъявили требования: нельзя стрелять, рыбачить и распахивать земли. Они должны были оттуда убраться. В 1935 году Лыковы ушли на Алтай к родне и жили сначала на «фатере» у Тропиных, а потом в землянке. Карп Иосифович наведывался на Прилавок, что возле устья Соксу. Там, на своем огороде, при Карпе Иосифовиче егерями был застрелен Евдоким. Затем Лыковы подались на Ери-нат. И с этого времени началось для них хождение по мукам. Их спугнули пограничники, и они спустились по Большому Абакану до Щек, срубили там избу, вскоре еще одну (на Соксу), более удаленную от берега, и жили на подножном корму...

Вокруг них, в частности в Абазе, ближайшем к Лыковым городе горняков, знали, что где-то должны быть Лыковы. Не было только слышно, что они выжили. Что Лыковы живы, стало известно в 1978 году, когда появились там геологи. Они подбирали площадки для высадки исследовательских партий и натолкнулись на «ручные» пашни Лыковых.

Сказанное вами, Лев Степанович, о высокой культуре отношений и всей жизни Лыковых подтверждается и выводами тех научных экспедиций, которые побывали у Лыковых в конце 80-х годов. Ученые были поражены не только поистине богатырской волей и трудолюбием Лыковых, но и их недюжинным умом. В 1988 году побывавших у них канд. с-х наук В. Шадурского, доцента Ишимского пединститута и канд. с-х наук научного сотрудника НИИ картофельного хозяйства О. Полетаеву удивило у них многое. Стоит привести некоторые факты, на которые ученые обратили внимание.

Огород Лыковых мог бы стать образцом для подражания иному современному хозяйству. Располагаясь на склоне горы под углом 40-50 градусов, он уходил вверх на 300 метров. Разделив участок на нижний, средний и верхний, Лыковы разместили культуры с учетом их биологических особенностей. Дробность посева позволяла им лучше сохранить урожай. Болезней сельскохозяйственных культур совершенно не было.

Особо тщательно готовили семена. За три недели до посадки клубни картошки укладывали тонким слоем в помещении на сваях. Под полом разводили костер, раскаляя валуны. И камни, отдавая тепло, равномерно и долго обогревали семенной материал.

Семена обязательно проверяли на всхожесть. Размножали их на специальном участке.

К срокам посева подходили строго, с учетом биологических особенностей разных культур. Сроки подбирали оптимальные для местного климата.

Несмотря на то, что в течение пятидесяти лет Лыковы сажали один и тот же сорт картофеля, он у них не выродился. Содержание крахмала и сухого вещества было в нем значительно больше, чем у большинства современных сортов. Ни клубни, ни растения абсолютно не содержали ни вирусной, ни какой-либо другой инфекции.

Ничего не зная об азоте, фосфоре и калии, Лыковы тем не менее применяли удобрения по передовой агрономической науке: «всякий хлам» из шишек, травы и листьев, то есть компосты, богатые азотом, шли под коноплю и все яровые. Под репу, свеклу, картошку вносили золу - источник калия, необходимого для корнеплодов.

«Трудолюбие, сметливость, знание законов тайги,- обобщали ученые,- позволили семье обеспечить себя всем необходимым. Причем это была богатая не только белками, но и витаминами пища».

Побывали у Лыковых несколько экспедиций филологов из Казанского университета, изучавших фонетику на изолированном «пятачке». Г. Слесаре-ва и В. Маркелов, зная, что в контакт с «пришельцами» Лыковы вступают неохотно, чтобы войти в доверие и услышать чтение, спозаранку работали с Лыковыми бок о бок. «И вот однажды Агафья взяла тетрадку, в которой от руки было переписано «Слово о полку Игореве». Ученые заменили в ней только некоторые модернизированные буквы древними, более привычными для Лыковой. Она осторожно открыла текст, молча просмотрела страницы и стала напевно читать... Теперь мы знаем не только произношение, но и интонации великого текста... Так «Слово о полку Игореве» оказалось записанным для вечности, может быть, последним на земле «диктором», будто бы пришедшим из времен самого «Слова...».

Следующая экспедиция казанцев подметила языковой феномен у Лыковых - соседство в одной семье двух говоров: северо-великорусского оканья у Карпа Иосифовича и южно-великорусского наречия (аканья), присущего Агафье. Агафья помнила также стихи о разорении Олоневского скита - бывшего самым большим в Нижегородском крае. «Цены нет подлинному свидетельству о разорении большого старообрядческого гнезда»,- говорил А. С. Лебедев, представитель русской старообрадческой церкви, побывавший в 1989 году у Лыковых. «Таежный рассвет» - назвал он свои очерки о поездке к Агафье, подчеркивая полное свое несогласие с выводами В. Пескова.

Казанские ученые-филологи на факте лыковской разговорной речи объяснили так называемую «гнусавость» в церковных службах. Оказывается, она идет от византийских традиций.

Лев Степанович, получается, что именно с момента прихода людей к Лыковым началось активное вторжение нашей цивилизации в их среду обитания, которое просто не могло не нанести вред. Ведь у нас - разные подходы к жизни, разные типы поведения, разное отношение ко всему. Не говоря уж о том, что Лыковы никогда не болели нашими болезнями и, естественно, были перед ними совершенно беззащитны.

После скоропостижной смерти троих детей Карпа Иосифовича профессор И. Назаров высказал предположение, что причина их гибели в слабом иммунитете. Последующие исследования крови, которые проводил профессор Назаров, показали, что у них есть иммунитет только к энцефалиту. Противостоять же нашим даже обычным заболеваниям они не могли. Я знаю, что В. Песков говорит о других причинах. Но вот мнение доктора медицинских наук, профессора Игоря Павловича Назарова.

Он говорит, что четко прослеживается связь между заболеваниями Лыковых так называемой «простудой» и их контактами с другими людьми. Он объясняет это тем, что дети Лыковых родились и жили, не встречаясь ни с кем со стороны, и не нажили специфический иммунитет против различных болезней и вирусов.

Как только Лыковы стали ходить к геологам, болезни их приняли серьезные формы. «Как схожу в поселок, так и болею»,- сделала вывод Агафья еще в 1985 году. Об опасности, которая поджидает Агафью в связи с ослабленным иммунитетом, свидетельствует смерть в 1981 году ее братьев и сестер.

«Судить о том, от чего умерли они, мы можем,- говорит Назаров,- лишь по рассказам Карпа Иосифовича и Агафьи. В. Песков из этих рассказов делает вывод, что причина была в переохлаждении. Дмитрий, заболевший первым, помогал Саввину ставить заездку (загородку) в ледяной воде, вместе копали картошку из-под снега... Наталья стирала в ручье со льдом...

Все это верно. Но такой ли уж экстремальной для Лыковых была ситуация, когда им приходилось работать в снегу или в холодной воде? При нас они подолгу и запросто ходили по снегу босиком без всяких последствий для здоровья. Нет, не в привычном охлаждении организма главная причина их смерти, а в том... что незадолго до болезни семья вновь побывала в поселке у геологов. Вернувшись, они все заболели: кашель, насморк, першение в горле, озноб. Но надо было копать картошку. И в общем-то обычное для них дело обернулось для троих смертельной болезнью, потому что переохлаждению подверглись уже больные люди».

И Карп Иосифович, считает профессор Назаров, вопреки утверждениям В. Пескова, умер не от старческой дряхлости, хотя и впрямь ему было уже 87 лет. «Подозревая, что врач с 30-летним стажем мог упустить из виду возраст пациента, Василий Михайлович оставляет за скобками своих рассуждений то, что первой после очередного посещения поселка заболела тогда Агафья. Вернувшись, она слегла. На следующий день заболел Карп Иосифович. А неделю спустя умер. Агафья болела еще месяц. Но перед своим отъездом я оставил ей таблетки и объяснил, как их принимать. К счастью, она точно определилась в этой ситуации. Карп Иосифович остался верным себе и от таблеток отказался.

Теперь о его дряхлости. Всего двумя годами раньше он сломал ногу. Я прилетел, когда он уже долгое время не двигался и пал духом. Мы с красноярским врачом-травматологом В. Тимошковым применили консервативное лечение, наложили гипс. Но, честно говоря, я не надеялся, что он выкарабкается. А месяц спустя на мой вопрос о самочувствии Карп Иосифович взял палочку и вышел из избы. Более того, стал работать по хозяйству. Это было настоящее чудо. У человека в 85 лет сросся мениск, в то время, когда даже у молодых людей это случается крайне редко, приходится делать операцию. Словом, у старика оставался огромный запас жизненных сил...»

В. Песков утверждал также, что Лыковых мог сгубить «длительный стресс», который они переживали в связи с тем, что встреча с людьми породила якобы в семье много мучительных вопросов, споры и распри. «Говоря об этом,- считает профессор Назаров,- Василий Михайлович повторяет общеизвестную истину о том, что стресс способен угнетать иммунитет... Но он забывает, что стресс не может быть длительным, а к тому времени, когда умерли трое Лыковых, их знакомство с геологами длилось уже три года. Нет фактов, свидетельствующих о том, что знакомство это произвело переворот в сознании членов семьи. Зато есть неопровержимые данные анализа крови Агафьи, подтверждающие, что никакого иммунитета не было, так что стрессу нечего было и угнетать».

Заметим, кстати, что И. П. Назаров, учитывая специфику своих пациентов, к первому анализу крови готовил Агафью и ее отца в течение пяти лет (!), а когда взял его, то оставался с Лыковыми еще двое суток, чтобы проследить за их состоянием.

Трудно понять современному человеку мотивы сосредоточенной страдальческой жизни, жизни в вере. Обо всем-то мы судим поспешно, с ярлыками, как судьи всем и каждому. Кто-то из журналистов даже подсчитал, сколь мало Лыковы увидели в жизни, обжив в тайге пятачок всего в 15x15 километров; что они даже не знали, что есть Антарктида, что Земля - шар. Кстати, Христос тоже не знал, что Земля круглая и что есть Антарктида, но никто его в этом не упрекает, понимая, что это не то знание, которое жизненно необходимо человеку. А вот то, что нужно в жизни обязательно, Лыковы знали лучше нас. Достоевский говорил, что человека может научить чему-нибудь только страдание - в этом главный закон жизни на Земле. Жизнь Лыковых сложилась так, что они испили эту чашу сполна, приняв роковой закон как личную судьбу.

Именитый журналист упрекнул Лыковых в том, что они вот даже не знали, что «кроме Никона и Петра I, жили на земле, оказывается, великие люди Галилей, Колумб, Ленин...» Он позволил себе даже утверждать, что из-за того, что «они этого не знали, чувство Родины у Лыковых было с крупинку».

Но ведь Лыковым-то не надо было любить Родину по-книжному, на словах, как это делаем мы, потому что они были частью самой Родины и никогда не отделяли ее, как и веру, от себя. Родина была внутри Лыковых, а значит, всегда с ними и ими.

Василий Михайлович Песков пишет о каком-то «тупике» в судьбе таежных отшельников Лыковых. Хотя как может личность быть в тупике, если она живет и все делает по совести? И никогда человек не встретит тупик, если он живет по совести, без оглядки на кого бы то ни было, не стремясь подладиться, угодить... Наоборот - его личность раскрывается, расцветает. Посмотрите на лицо Агафьи - это лицо счастливого уравновешенного одухотворенного человека, который в ладу с устоями своей уединенной таежной жизни.

О. Мандельштам сделал заключение, что «двойное бытие - абсолютный факт нашей жизни». Услышав рассказ о Лыковых, читатель вправе и усомниться: да, факт весьма распространенный, но не абсолютный. И история Лыковых нам это доказывает. Мандельштам узнал это и смирился, мы с нашей цивилизацией знаем это и смиряемся, а Лыковы узнали и не смирились. Не захотели жить против своей совести, не захотели жить двойной жизнью. А ведь приверженность правде, совести - это и есть подлинная духовность, о которой мы все вроде вслух печемся. «Уходили Лыковы жить на своем отчете, уходили на подвиг благочестья»,- говорит Лев Черепанов, и трудно с ним не согласиться.

Мы видим в Лыковых черты и подлинной русскости, того, что русских всегда делало русскими и чего сейчас нам всем не хватает: стремление к правде, стремление к свободе, к свободному волеизъявлению своего духа. Когда Агафью приглашали жить к родственникам в горной Шории, она сказала: «В Киленске нет пустыни, не может быть там жизни пространной». И еще: «Негодно с доброго дела воротиться».

Каков же реальный вывод мы можем сделать из всего случившегося? Непродуманно вторгшись в непонятую нами действительность, мы разрушили ее. Нормального контакта с «инопланетянами тайги» не состоялось - плачевные результаты налицо.

Да послужит это всем нам жестоким уроком на будущие встречи.

Может быть, с подлинными инопланетянами...Изба Лыковых. В ней они жили тридцать два года.

КАРТОФЕЛЬНЫЕ ГРЯДКИ В ТАЙГЕ

В августе 1978 года в верховьях реки Абакан открыли месторождение руды. Геологи с вертолета увидели… огород с картошкой. Откуда он в безлюдных местах? До ближайшего села по реке 250 километров! Приземлившись, они нашли людей, живших в допетровских временах вперемежку с каменным веком! При лучине, без соли, хлеба...

В 1982 году у отшельников побывал журналист «Комсомолки» Василий Песков . Страна зачитывалась робинзонадой Лыковых .

Но было белое пятно в «Таежном тупике ». Песков проследил 300-летний путь староверческого рода: Поволжье - Алтай - Сибирь . Почему же семья жила в дебрях Абакана в полном одиночестве?

«Карп Осипович (Лыков, отец Агафьи. - Ред.) говорил о тех годах глухо, невнятно, с опаской, - писал Песков. - Давал понять: не обошлось и без крови».

«ПЕРЕЖИТЬ САТАНИНСКИЕ ВРЕМЕНА»

Николай Второй отменил гонения на старообрядцев. Но грянула революция, затем коллективизация. Многие староверы остались в поселке, создали сельхозартель. А братья Лыковы: Степан, Карп и Евдоким вместе с отцом и еще три семьи перебрались в верховья Абакана. Срубили пятистенные избы, надеясь в глуши пережить сатанинские времена. Их поселок звался в документах «Верхняя кержакская заимка».

В 1930 году постановлением Совнаркома РСФСР создали Алтайский государственный заповедник. Заимка оказалась на его территории. Начальство объявило староверам, что жить им здесь нельзя - в заповеднике запрещена охота и рыбная ловля. Кержаки разбрелись кто куда .

Лишь Евдокиму Лыкову разрешили остаться: жена Аксинья ждала ребенка. К тому же он согласился работать в охране заповедника. Но был анонимный донос, дескать, Лыков - браконьер, всех зверей перебьет. «Проверять сигнал» отправили сотрудников Русакова и Хлыстунова .

Братья копали картошку (Карп приехал помочь Евдокиму) и не сразу заметили вооруженных людей: черные галифе и гимнастерки, на головах черные же остроконечные шлемы. Такую форму ввели в заповеднике недавно, Лыковы про нее не знали. Братья бросились к избе. Русаков вскинул винтовку. «Не стреляй, они, похоже, не поняли, кто мы такие!» - крикнул Хлыстунов . Но тот выстрелил в спину Евдокиму. Рана оказалась смертельной.

Чтобы выгородить себя, охранники составили протокол, обвинив Лыковых в вооруженном сопротивлении. Карп отказался подписать «ложную бумагу».

Об убийстве сообщили в район. Расследование провели поверхностно, никого не судили. Жуткие тридцатые годы. Застрелили - значит, виноват.

ЧЕКИСТЫ ИЩУТ ДЕЗЕРТИРОВ

В 1937-м к Лыковым нагрянул НКВД . Подробно расспрашивали про убийство Евдокима. Мол, решено вновь разобраться в этой истории. Карп насторожился. Убийцы брата могут на следствии оговорить его. Им веры больше. Потому и увел семью в «пустынь» - верховья Большого Абакана. Горы, тайга, сотни километров без жилья - и никаких дорог.

Здесь в августе 1940 года и повстречали его наблюдатели заповедника. Предложили работу охранником на кордоне . Большой двухквартирный дом, баня, амбары, казенное продовольствие. Обещали привезти корову, овец. Заявили, что убийц брата уже наказали (это была ложь).

В переговорах участвовал и завотделом науки заповедника Дулькейт, отец автора книги. Жена Карпа Акулина очень хотела переехать на кордон, ближе к людям. Дети же растут! Но Карп был категорически против. «Сгинем, вон сколь людей загубили, за что? Евдокима убили и нас изведут!»

И перебрался еще дальше в тайгу. Страх разделить трагическую судьбу брата, застреленного на его глазах, та самая кровь, на которую он намекал позже Василию Пескову, гнали «бегуна ». А вовсе не вера. Вскоре началась Великая Отечественная. В заповеднике стало не до Карпа.

Однако о нем помнил НКВД. К концу лета 1941-го чекисты взяли на контроль все таежные заимки. Чтобы там не спрятались дезертиры. Отряд пограничников и чекистов ушел в рейд по поиску беглецов. Проводником взяли старовера Данилу Молокова , давнего знакомого Карпа Осиповича. Из разговоров чекистов тот понял, что главу семьи Лыковых могут запросто порешить в тайге. Карп издали заметил отряд. И когда Молоков отстал, окликнул его. Данила сообщил, что началась война с «германцем», энкавэдэшники ищут дезертиров.

Карп Осипович срочно увел семью в непроходимые дебри верховьев Абакана. В тот самый Таежный тупик, где поныне живет отшельница Агафья.

В 1946 году на убежище наткнулся отряд военных топографов. Его нанесли на карты с пометкой «Заимка Лыкова». Карп и сын Савин вывели отряд картографов через перевал. Но, вернувшись, осторожный Лыков срочно перебрался выше в горы. На «запасной аэродром», где уже два года стоял крытый сруб на случай внезапного переселения.

«Сибирские робинзоны словно сгинули»

Историю с визитом картографов Песков описал в «Таежном тупике». Но Василий Михайлович не знал продолжения истории.

Властям о встрече с отшельниками картографы, разумеется, доложили. Рассказали об их крайней нищете, троих детях (Агафья только родилась). Директора Алтайского заповедника вызвали в обком партии и сделали внушение - у него скрываются староверы, нарушая законы! Директор предложил переселить Лыковых на Абаканский кордон, оформить Карпа охранником, оказать семье помощь.

Но бюро обкома постановило отправить к староверам НКВД. Зимой отряд ушел в верховья Абакана. Чекисты надеялись, что до весны Лыковы не сбегут, надеялись застать их врасплох. Но изба была пустой.

x HTML-код

След НКВД в истории Агафьи Лыковой. 40 лет назад геологи в глухой тайге обнаружили семейство отшельников-староверов. Все эти годы, считалось, что в таежный тупик их загнала религия. Но как выяснилось, дело было не только в ней

Летом 1947 года конный отряд НКВД совершил еще один секретный рейд по абаканским местам. Выяснилось, что все староверы, сбегавшие в 30-е в тайгу от коллективизации, рано или поздно вернулись к людям. А про Лыковых никто не слышал. Словно сгинули.

«Было понятно, что, найди мы Лыковых, главе семьи не поздоровилось бы, - пишет Дулькейт, который был проводником отряда НКВД. - Лыков разделил бы участь тех, кто в те времена осмеливался жить не так, как надо было. Я имею в виду, что с выходом из тайги он был бы арестован и предан суду».

Постепенно о Лыковых в заповеднике стали забывать. Да и у чекистов появились другие заботы. И так бы никто не узнал о Лыковых, если бы не геологи на вертолете.

Кстати, «КП » выпустила полное собрание сочинений Василия Пескова, который открыл миру Агафью Лыкову. Трогательные очерки и уникальные авторские фотографии собраны в великолепно изданные альбомы, приобрести которые можно на и в фирменных магазинах «КП».