1. Предмет философии.................................................5
2. Специфика философского знания..........................9
3. Основные части (структура) философии.............. 18
4. Место и роль философии в культуре ....................21
Глава II. Становление философии. Основные этапы ее исторического развития....27
1. Происхождение философии. (Философия и предшествующие ей формы мировоззрения)... 27
2. Основные идеи и исторические этапы развития западной философии 30
3. Национальные особенности философии. Русская философия XIX - XX вв.: ее смысл, основные направления и этапы развития ...73
Глава III. Бытие и материя.....................................90
1. Понятие "бытие": философский смысл................90
2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия........90
3. Бытие: единство мира............................................92
4. Многообразие мира как проблема...................... 100
5. Материальное единство мира и его многообразие ....................... 106
Глава IV. Диалектика...................................................130
1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика........................ 130
2. Структура диалектики, ее регулятивный характер и основные функции............ 133
3. Детерминизм и индетерминизм.......................... 150
4. Закон. Динамические и статистические закономерности........................... 162
5. Границы, сфера действия диалектического метода....................................... 172
6. Метафизика и ее значение для познания ........... 180
Глава V. Человек..........................................................190
1. Понятие человека. Человек и природа............... 190
2. Биосоциальная (дуальная) природа человека.... 206
3. Смысл человеческого бытия................................214
4. Представления о совершенном человеке в различных культурах ................218
Глава VI. Человек и его сознание.................................229
1. Проблема сознания в истории западной философии...........................229
2. Гносеологический смысл сознания.....................233
3. Этический смысл сознания.................................235
4. Онтология сознания.............................................240
5. Язык, общение, сознание....................................243
6. Сознание, память, самосознание........................249
7. Диалектико-материалистическая концепция сознания...................257
8. Сознание и бессознательное ................................275
Глава VII. Общество....................................................287
1. Общество и его структура.................................... 287
2. Общество как саморазвивающаяся система.......298
3. Гражданское общество и государство..................308
4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития ........... 312
Глава VIII. Человек и общество....................................332
1. Человек в системе социальных связей................ 332
2. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость, личность и массы, насилие и ненасилие...335
3. Нравственные и эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право 344
4. Религиозные ценности и свобода совести..........353
5. Личность: проблемы свободы и ответственности .........................362
Глава IX. Познание......................................................375
1 Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта, многообразие форм...... 375
2. Познание, творчество, практика......................... 388
3. Рациональное и иррациональное, материальное и идеальное в познавательной деятельности...399
4. Единство чувственного и рационального...........407
5. Истина и заблуждение..........................................415
6. Действительность, мышление, логика, язык......425
7. Понимание и объяснение....................................432
8. Вера и знание ........................................................441
Глава X. Научное познание и знание.............................448
1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности..................448
2. Структура научного познания, его уровни и формы.................................461
3. Методы научного исследования..........................472
4. Рост научного знания...........................................484
5. Научные революции и смена типов рациональности...................496
6. Общество, наука, техника ....................................503
Глава XI. Научные, философские и религиозные картины мира......................515
1. Взгляд науки.........................,.,.............................515
2. Философия: человек и мир.................................. 520
3. Религиозные версии мироздания ........................ 523
Глава XII. Будущее человечества..................................531
1. Человечество как субъект истории................... 531
2. Мировая ситуация начала XXI столетия............. 537
3. Глобальные проблемы. Угрозы и надежды наших дней...................................542
4. Сценарии будущего. Запад - Восток - Россия в диалоге культур................. 557
Заключение ................................................................571

Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 576 с. (Серия "Высшая школа")
Философия. Под ред. Кохановского В.П.Авторы: Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров Л. В., Золотухина Е. В., Кохановский В. П., Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е., Яковлев В. П.

ББК А5я72-1
Ф 56

Рецензенты:
Доктор философских наук, профессор Е. Я. Режабек
Доктор философских наук, профессор В. Б. Устьянцев

Редактор Т.И. Кохановская

Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.
Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, "Диалектика"), усилено внимание к проблеме человека в разных его "ракурсах".
Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.

ISBN 5-222-03697-9

(c) Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров Л. В., Золотухина Е. В., Кохановский В. П., Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е., Яковлев В. П., 2003
(c) Оформление, изд-во "Феникс", 2003

Название: Философия науки в вопросах и ответах.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена “История и философия науки” (”Философия науки”), утвержденной Министерством образования и науки РФ № 697 от 17.02.2004.
В пособии представлены философские вопросы науки как специфической системы знания, своеобразной формы духовного производства и социального института. Рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем.
Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки.

Основная цель, которую ставили авторы при подготовке предлагаемого учебного пособия, состояла в том, чтобы в вопросно-ответной форме (и по возможности кратко) рассмотреть главные идеи философии науки. Философия науки - относительно молодой раздел философского знания, который особенно бурно развивался в XX в. и эффективно развивается в наше время - как в западной, так и в отечественной философии.
Активная и плодотворная научная разработка проблем философии науки, важные фундаментальные результаты, полученные в ходе исследования феномена науки, привели к необходимости широкого включения этих результатов в образовательный процесс высшей школы.
В этой связи в крупных университетах открываются кафедры «История и философия науки» («Философия и методология науки»), создан академический журнал «Эпистемология и философия науки», на философских конгрессах и конференциях работают секции по проблемам философии науки, издаются учебники и учебные пособия и т.д.

Раздел I. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 5
1. Каковы границы предметной сферы современной философии науки? 5
2. Как ученые объясняют природу философии науки? 7
3. Каково содержание понятий «знание», «познание», «наука»? 9
4. Является ли научное знание единственной формой знания? 11
5. Что такое девиантное и анормальное знания? 15
6. В чем специфика обыденно-практического познания? 17
7. Каковы особенности мифологического, художественно-образного и религиозного познания? 19
8. В чем заключается специфика игрового познания? 21
9. Что такое личностное знание? 22
10. Каковы особенности научного познания (критерии научности)? 24
11. Как соотносятся философия и наука? 28
12. Каковы особенности понятийного аппарата философии и науки? 30
13. Имеет ли философия практическую значимость? 33
14. Каковы перспективы взаимоотношения философии и науки? 34
15. Чем различаются наука и искусство? 37
16. Как решалась проблема классификации наук в истории познания? 39
17. Какие существуют классификации современных наук? 42
18. Какова роль науки в современном образовании и формировании личности? 45
19. Каковы основные функции науки и в чем их специфика? 47
Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ 51
20. Каковы предпосылки и исходный пункт возникновения науки? 51
21. Почему зарождение первых форм теоретического знания связывают с античностью? 53
22. В чем заключается специфика основных натурфилософских идей античности? 55
23. Что характерно для развития знания в эпоху эллинизма? 58
24. Как можно охарактеризовать систему знаний, формирующуюся в эпоху Римской империи? 60
25. Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? 61
26. Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки? 63
27. Что характеризует развитие научных знаний на Арабском Востоке в Средние века? 67
28. Каковы предпосылки формирования опытной науки в Средние века и в эпоху Возрождения? 71
29. Какие основные исторические этапы в своем развитии прошла наука? 74
30. Каковы особенности механистического естествознания и его методологии? 77
31. Когда и кем в естествознании были впервые сформулированы эволюционные идеи? 81
32. Какова сущность революции в естествознании конца XIX - начала XX в., открывшей период неклассической науки? 84
33. Какие философско-методологические выводы можно сделать из достижений неклассического естествознания? 87
34. Как и когда происходит формирование науки как профессиональной деятельности? 93
35. Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникает? 95
36. Что такое технические науки и какова их специфика? 98
37. Как происходило формирование технических наук? 101
38. Как взаимосвязаны наука и техника? 103
Раздел III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 105
39. Каково содержание понятия «структура научного познания»? 105
40. Что такое эмпиризм и схоластическое теоретизирование? 107
41. Каковы особенности и уровни эмпирического исследования? 109
42. В чем состоит специфика теоретического познания? 111
43. Что такое мышление и каковы его основные уровни? 113
44. Что такое проблема? 114
45. Каковы особенности гипотезы? 116
46. Что такое теория и каковы ее структура и функции? 119
47. Какие существуют виды (типы) теорий? 121
48. Каковы основные способы построения теорий в современной науке? 124
49. Что такое научный закон? 126
50. Что относят к основаниям науки, идеалам и нормам исследования? 130
51. Можно ли в основания науки включать личностное знание, интеллектуальную инициативу, научно-исследовательскую программу и тематику исследований? 133
52. Включено ли научное сообщество в состав оснований науки? 138
53. Какова роль научной картины мира в мировоззрении современника? 141
54. Какова структура научной картины мира? 143
55. Каковы основные этапы исторического становления научной картины мира? 145
Раздел IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ 148
56. Что такое динамика научного знания? 148
57. Каково решение проблемы роста знания в концепции К. Поппера? 150
58. Как понимали процесс развития знания Т. Кун и И. Лакатос? 152
59. Каковы особенности модели роста знания в концепции П. Фейерабенда? 155
60. Что такое кумулятивизм и антикумулятивизм? 156
61. Каково значение первичных теоретических моделей? 157
62. Как протекает процесс формирования законов? 160
63. Какое значение имеют аналогии в теоретическом поиске? 161
64. В чем заключается специфика процедуры обоснования научных знаний? 163
65. Можно ли говорить о логике научного открытия? 165
66. Что понимается под развитой научной теорией, каковы ее исходные компоненты? 170
67. В чем отличия классического и неклассического вариантов формирования теории? 172
68. Насколько универсальны проблемные ситуации и какую роль они играют в науке? 175
69. В чем состоят трудности процесса включения новых теоретических представлений в культуру? 177
70. Каковы исторические примеры включения новых теоретических представлений в культуру в сфере отечественной философии науки? 180
71. Зависят ли деформации науки от идеологии? 184
72. Каковы общие закономерности развития науки? 185
Раздел V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 194
73. Что такое метод и методология? 194
74. Каково соотношение понятий «теория», «предмет» и «метод»? 197
75. Как соотносятся объективная и субъективная стороны метода? 200
76. Как и по каким основаниям (критериям) можно классифицировать методы? 202
77. В чем состоят особенности метафизического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? 208
78. В чем специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? 211
79. Каковы основные функции философии в научном познании? 213
80. Какие существуют общенаучные методы эмпирического исследования? 219
81. Каковы общенаучные методы теоретического познания? 222
82. Что такое общелогические методы и приемы исследования? 225
83. Что такое каноны индукции? 229
84. Как соотносятся методы аналогии и моделирования? 231
85. Каковы особенности системного и структурно-функционального подходов? 233
86. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов? 234
87. Что такое понимание? 236
88. В чем состоит сущность объяснения и каковы его основные формы? 238
Раздел VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ 241
89. Что такое научные традиции и каково их многообразие? 241
90. В чем состоит понимание научных революций как перестройки оснований науки? 243
91. Как понималась рациональность в античной философии? 244
92. Когда произошла первая научная революция и как она повлияла на формирование научного типа рациональности? 246
93. Какие изменения произошли в типе рациональности в ходе второй научной революции? 248
94. Какое воздействие оказала третья научная революция на формирование нового типа рациональности? 249
95. Какие элементы античной рациональности обнаружились в ходе четвертой научной революции? 250
Раздел VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ 253
96. Каковы главные характеристики современной постнеклассической науки? 253
97. Предполагает ли освоение саморазвивающихся синергетических систем новые стратегии научного поиска? 258
98. Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем? 261
99. Что такое глобальный эволюционизм и какие типы эволюции он в себя включает? 264
100. Свободна ли наука от ценностей? 267
101. Как взаимосвязаны социальные и внутринаучные ценности? 270
102. Насколько значим этос науки в решении проблем современности? 272
103. Каковы новые этические проблемы науки начала XXI в.? 274
104. В чем состоят изменения мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации? 277
105. Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом? 280
106. В чем состоит роль науки в преодолении глобальных кризисов? 284
Раздел VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ 287
107. Что такое социальное познание и каковы его основные модели? 287
108. Какую роль играла философия в формировании научных знаний об обществе? 291
109. Как происходило формирование социально-гуманитарных наук? 296
110. Каковы особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея? 298
111. Какой вклад внесли В. Виндельбанд и Г. Риккерт в понимание специфики социального познания и его методов? 300
112. Как понимал своеобразие социальных наук М. Вебер? 303
113. Каковы основные идеи Х.Г. Гадамера о соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук? 308
114. Каковы основные особенности современного социального познания? 311
115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук? 317
116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания? 322
Раздел IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 327
117. В чем состоит понимание науки как социокультурного феномена? 327
118. Как происходило историческое развитие институциональных форм научной деятельности? 331
119. Как происходила эволюция способов трансляции научных знаний? 334
120. Каковы характеристики взаимодействия науки, экономики и власти? 337
ЛИТЕРАТУРА

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Философия науки в вопросах и ответах - Кохановский В.П. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Кохановский Валерий Павлович (04.05.1939) - специалист по диалектике и методологии познания; доктор философских наук, профессор. Родился в Ростове-на-Дону. Окончил геолого-географический факультет Ростовского университета (1961), аспирантуру на кафедре философии в Ростовском инженерно-строительном институте (1968). С 1973 - на кафедре диалектики и методологической философии факультета Ростовского университета: доцент, профессор, с 1984 - зав. кафедрой. В 1984 1989 - декан философского факультета Ростовского университета. Кандидатская диссертация - «Категория возникновения». Докторская диссертация - «Историзм как принцип диалектической логики».

В трудах Валерия Павловича разрабатываются принципы диалектики, проблемы взаимосвязи уровней методологии, специфики познания социальных явлений. Обосновывается идея о том, что все элементы диалектики (а не только некоторые из них) являются универсальными нормами, всеобщими регулятивами всех форм деятельности людей, а не только познания.

Книги (6)

История философии

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "Философия". История философских идей рассматривается авторами в связи с историей общественно-политической и культурной жизни общества.

Представлены основные концепции восточной, западной и русской философии. Книга рассчитана на студентов и аспирантов вузов, а также на достаточно широкий круг читателей, интересующихся актуальными проблемами философии и ее истории.

Основы философии

Основное внимание уделено философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис и история, структура, уровни и методология научного исследования, актуальные проблемы философии науки, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем.

Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также на научных работников, студентов и всех желающих составить собственное представление о философской рефлексии над развитием науки.

Философия и методология науки. Учебник для высших учебных заведений

Первый фундаментальный учебник по дисциплине «Философия и методология науки» подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Госкомвуза РФ.

Рассматривает специфику науки как системы знания, формы духовного производства и социального института; анализирует закономерности развития науки, ее структуру, уровни и методологию научного познания; выявляет сходство и различие естественных и гуманитарных наук, этапы их формирования и специфику их методов; показывает, как решаются данные проблемы современными западными философами. Учебник отличает ясность и четкость изложения материала.

Философия науки в вопросах и ответах

В пособии представлены философские вопросы науки как специфической системы знания, своеобразной формы духовного производства и социального института. Рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем.

Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки.

Философия. Учебное пособие для высших учебных заведений

Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, "Диалектика"), усилено внимание к проблеме человека в разных его "ракурсах".

Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.

Философия: конспект лекций

В предлагаемом учебном пособии сжато изложено основное содержание вузовского курса философии, которое позволит подготовиться к экзаменам по этой дисциплине. Кратко рассмотрены основные проблемы истории философии, теоретической и социальной философии.

Рассчитано на студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех, интересующихся актуальными вопросами философии в ее современном содержании.

Основы философии. Кохановский В.П., Матяш Т.П. и др.

15-е изд., стер. - М. : 2015. - 232 с.

Простым и доступным языком изложены основы философии, раскрыты такие ее важнейшие проблемы, как бытие, человек и общество, сознание, познание. Соответствует действующему Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования нового поколения и программе дисциплины «Основы философии». Для студентов среднего профессионального образования, преподавателей, а также для всех приступающих к изучению философии.

Формат: pdf

Размер: 8,3 Мб

Скачать: drive.google

Оглавление
Раздел I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Глава 1. Предмет философии 5
Глава 2. Основные этапы исторического развития философской мысли 20
Раздел II. БЫТИЕ
Глава 3. Бытие как философская проблема 31
Глава 4. Субстанция 42
Глава 5. Материя 45
Раздел III. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Глава 6. Природа человека и смысл его существования. Человек и Космос 55
Глава 7. Свобода и ответственность личности. Ценности 75
Глава 8. Общество как условие и продукт деятельности людей 90
Глава 9. Культура и цивилизация 106
Глава 10. Человек перед лицом глобальных проблем 120
Раздел IV. СОЗНАНИЕ
Глава 11. Человек и его сознание 129
Глава 12. Сознание и общество 145
Глава 13. Общественное сознание и его структура 154
Раздел V. ПОЗНАНИЕ
Глава 14. Сущность и формы познания 167
Глава 15. Наука и научное познание 187
Глава 16. Методы научного познания 208

Правильно и осознанно ориентироваться в сложных процессах, происходящих в современном мире* невозможно, если опираться только на здравый смысл, воспринимающий мир, не проникая в суть процессов и явлений. Необходима способность разумного мышления, которая не является врожденной и которой надо обучаться. Философия - лучшая школа такого обучения. Она обладает методами постижения глубин человеческого бытия в мире, заставляя размышлять о том, о чем здравый смысл даже не догадывается.
Философия существует более 25 веков, а потому ни один учебник не в состоянии раскрыть и передать все богатство и многообразие решаемых ею проблем.
Замысел авторов учебника - дать самое общее представление о проблемах, методах, языке философии, ее понятиях и категориях, ее многовековой истории. При этом авторы старались изложить философские проблемы простым и ясным языком, но не в ущерб научному содержанию.

Кохановский В.П.

Философия

Учебное пособие для высших учебных заведений

Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров Л. В., Золотухина Е. В.,

Кохановский В. П., Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е., Яковлев В. П., 2003

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор Е. Я. Режабек

Доктор философских наук, профессор В. Б. Устьянцев

Редактор Т. И. Кохановская

Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, "Диалектика"), усилено внимание к проблеме человека в разных его "ракурсах".

Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.

Введение..............................................................3

Глава I. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.....5

1. Предмет философии..................................................5

2. Специфика философского знания......................................9

3. Основные части (структура) философии..............................18

4. Место и роль философии в культуре.................................21

Глава II. Становление философии.

Основные этапы ее исторического развития...................27

1. Происхождение философии.

(Философия и предшествующие ей формы мировоззрения)...............27

2. Основные идеи и исторические этапы развития западной философии....30

3. Национальные особенности философии. Русская философия XIX - XX вв.:

ее смысл, основные направления и этапы развития...................73

Глава III. Бытие и материя...........................................90

1. Понятие "бытие": философский смысл................................90

2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия............................90

3. Бытие: единство мира..............................................92

4. Многообразие мира как проблема...................................100

5. Материальное единство мира и его многообразие....................106

Глава IV. Диалектика................................................130

1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика........130

2. Структура диалектики,

ее регулятивный характер и основные функции......................133

3. Детерминизм и индетерминизм......................................150

4. Закон. Динамические и статистические закономерности..............162

5. Границы, сфера действия диалектического метода...................172

6. Метафизика и ее значение для познания............................180

Глава V. Человек....................................................190

1. Понятие человека. Человек и природа..............................190

2. Биосоциальная (дуальная) природа человека........................206

3. Смысл человеческого бытия........................................214

4. Представления о совершенном человеке в различных культурах.......218

Глава VI. Человек и его сознание....................................229

1. Проблема сознания в истории западной философии...................229

2. Гносеологический смысл сознания..................................233

3. Этический смысл сознания.........................................235

4. Онтология сознания...............................................240

5. Язык, общение, сознание..........................................243

6. Сознание, память, самосознание...................................249

7. Диалектико-материалистическая концепция сознания.................257

8. Сознание и бессознательное.......................................275

Глава VII. Общество.................................................287

1. Общество и его структура.........................................287

2. Общество как саморазвивающаяся система...........................298

3. Гражданское общество и государство...............................308

4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития..312

Глава VIII. Человек и общество......................................332

1. Человек в системе социальных связей..............................332

2. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость,

личность и массы, насилие и ненасилие............................335

3. Нравственные и эстетические ценности

и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право...........344

4. Религиозные ценности и свобода совести...........................353

5. Личность: проблемы свободы и ответственности.....................362

Глава IX. Познание..................................................375

1. Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта,

многообразие форм................................................375

2. Познание, творчество, практика...................................388

3. Рациональное и иррациональное, материальное и идеальное в

познавательной деятельности......................................399

4. Единство чувственного и рационального............................407

5. Истина и заблуждение.............................................415

6. Действительность, мышление, логика, язык.........................425

7. Понимание и объяснение...........................................432

8. Вера и знание....................................................441

Глава X. Научное познание и знание..................................448

1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности..................448

2. Структура научного познания, его уровни и формы..................461

3. Методы научного исследования.....................................472

4. Рост научного знания.............................................484

5. Научные революции и смена типов рациональности...................496

6. Общество, наука, техника.........................................503

Глава XI. Научные, философские и религиозные картины мира...........515

1. Взгляд науки.........................,.,........................515

2. Философия: человек и мир.........................................520

3. Религиозные версии мироздания....................................523

Глава XII. Будущее человечества.....................................531

1. Человечество как субъект истории.................................531

2. Мировая ситуация начала XXI столетия.............................537

3. Глобальные проблемы. Угрозы и надежды наших дней.................542

4. Сценарии будущего. Запад - Восток - Россия в диалоге культур.....557

Заключение..........................................................571

ВВЕДЕНИЕ

XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.