Авария российского палубного учебно-боевого истребителя МиГ-29КР (по другим версиям - МиГ-29КУБР) в Средиземном море произошла во время захода на посадку.

Судя по официальной версии российского министерства обороны, истребитель, возможно, уже снизил скорость и находился на глиссаде - посадочной траектории полета.

"При проведении тренировочных полетов в результате технической неисправности во время захода на посадку за несколько километров до авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" произошло авиационное происшествие с палубным истребителем МиГ-29К", - говорится в сообщении ведомства.

О причинах инцидента не сообщается, но в авиации обычно рассматривают ошибку пилотирования либо отказ техники.

В случае с падением российского истребителя нельзя исключать ни то, ни другое - истребитель МиГ-29КУБР, как и другой палубный самолет, МиГ-29КР, еще не завершили цикл испытаний, а подготовка пилотов для палубной авиации в России началась сравнительно недавно.

Нельзя также исключить и неисправность на борту самого российского авианосца "Адмирал Кузнецов" - системы корабля "помогают" пилоту во время посадки.

Опытный пилот?

Министерство обороны ничего не сообщает о том, насколько опытным был пилот упавшего истребителя. Он катапультировался, при этом не пострадал и был спасен.

Он пилотировал учебно-боевую модификацию МиГ-29КР - двухместную машину. Однако в самолете, судя по сообщениям минобороны, находился только один член экипажа.

Истребитель МиГ-29КР из состава авиационной группы "Адмирала Кузнецова" принадлежал 100-му отдельному корабельному истребительному авиаполку, который был сформирован в 859-м Центре боевого применения и переучивания летного состава морской авиации в Ейске.

Этот полк был сформирован 15 января 2016 года. Однако сам тренировочный комплекс на тот момент еще не был готов.

Необходимый для начала полетов минимум - тренажер, имитирующий палубу авианосца - был готов лишь в конце марта. В сообщении министерства обороны приводилась цитата из доклада начальника морской авиации ВМФ министру обороны.

"Строительство трамплина и разгонного участка закончено. Они готовы к сдаче в эксплуатацию[...] На сегодняшний день готовность аэрофинишеров составляет 90%. Их строительство будет завершено в мае […] Весь комплекс будет сдан полностью к концу этого года", - доложил генерал-майор Игорь Кожин.

Таким образом, к тренировкам и освоению нового палубного истребителя пилоты приступили лишь в конце марта.

Обладали ли они опытом полетов с авианосца, неизвестно, однако многие эксперты отмечали, что в России ранее пилотов с таким опытом было буквально несколько человек.

В США полный курс подготовки пилота-истребителя для полетов с палубы авианосца составляет около двух лет.

Российское интернет-издание, цитируя слова специалиста в области палубной авиации, пишет, что ранее полный курс боевой подготовки составлял три года. Правда, при этом эксперт отмечал, что нескольких месяцев для освоения взлета и посадки на палубу достаточно.

Опытный самолет

На "Адмирале Кузнецове" базируются и Су-33, предназначенные для ведения воздушного боя

Истребитель МиГ-29КУБР (корабельный учебно-боевой российский - индексом КУБ обозначаются экспортные машины) - очередная модификация старого советского истребителя МиГ-29, модернизированная до уровня поколения 4++.

Соответственно, обычная версия корабельного истребителя называется МиГ-29КР.

Корабельную версию МиГа разрабатывали с конца 1980-х годов, однако активно над этим самолетом для российской палубной авиации стали работать только в конце 2000-х.

У самолетов обновлена конструкция планера (как минимум, она должна быть усилена для посадок на палубу авианосца, как и усилены шасси), в ней использованы композитные материалы, у самолета обновлена система управления и связи.

МиГи значительно расширяют возможности российского авианосца - базирующиеся на нем Су-33 предназначены для ведения воздушного боя, тогда как МиГ-29КР способен наносить удары по земле. Кроме того, они могут осуществлять дозаправку в воздухе, что расширяет их радиус действия.

Эти самолеты готовили к походу "Адмирала Кузнецова" ускоренными темпами. Более того - они даже не закончили программу летных испытаний.

"Пока испытания идут, поэтому нельзя сказать о перспективе. Пока все положительно. Мы очень большую часть испытаний уже провели, но вообще они рассчитаны до 2018 года. Самолеты пока что будут использоваться в определенном объеме. Испытания - это процесс длинный, но львиную часть испытаний, касающуюся корабля, мы в этом году выполним", - цитирует Кожина РИА Новости.

Вероятно, одной из задач похода "Адмирала Кузнецова" к берегам Сирии было испытание самолетов в условиях, приближенных к боевым. На авианосце, по неподтвержденным официально данным, находились всего два МиГ-29.

Стоит отметить, что "положительная" оценка генерала дана испытаниям, в ходе которых произошла одна авиакатастрофа и одна авария - в 2015 году оба пилота истребителя остались живы, а в результате падения МиГ-29КУБ в 2011 году экипаж погиб.

Авианосец

Причиной аварии самолета могла быть и поломка на самом авианосце

Наконец, нельзя исключить и неполадки на самом авианосце. Военные эксперты отмечают, что его нынешнее техническое состояние далеко от идеального.

Прежде всего, это касается его силовой установки, которая не позволяет кораблю длительное время идти полным ходом, иначе в отсутствие паровой катапульты он не способен запускать самолеты с полной боевой загрузкой для ударных задач - фактически, с него могут взлетать истребители с легким вооружением для воздушного боя.

Однако не исключено, что неполадки могли возникнуть и в других системах, - корабль после сирийского похода планируют отправить в док на долгосрочный ремонт, в ходе которого будет проведена его глубокая модернизация.

Палубная авиация

Но в любом случае, авария палубного самолета - не редкость в военной авиации.

Российский флот за постсоветский период пережил три аварии - в 1991 году на палубу "Адмирала Горшкова" упал новейший истребитель Як-141, в сентябре 2005 года в Северной Атлантике утонул не сумевший сесть на "Кузнецова" Су-33.

В военно-морских силах США за прошедшие 10 лет в результате различных инцидентов разбились пять палубных самолетов. Причем это только те случаи, когда они летали с авианосцев, а аварий и катастроф палубной авиации в ходе полетов с наземных аэродромов было намного больше.

Пилотирование самолета палубной авиации не случайно считается одной из самых сложных военных профессий.

Россия пока окончательно не определилась с обликом своих авианосных сил будущего. Проекты атомных авианосцев создаются, их показывают на выставках, однако экономический кризис пока позволяет говорить об этих перспективах только в сослагательном наклонении.

Собственно, одна из причин, по которым "Адмирал Кузнецов" все еще остается в строю и ходит в походы, - это попытка сохранить школу палубной авиации на случай, если в будущем Россия сможет построить новый авианосец.

Как известно, 13 ноября в Средиземное море упал российский палубный истребитель МиГ-29КР, взлетевший с авианосца «Адмирал Кузнецов». Авария произошла в ходе тренировочных полетов при подготовке к боевым действиям. По сообщениям источников, причина аварии - задержка принятия решения о посадке МиГ-29 на запасном аэродроме.

N.B.: Все сказанное ниже о причинах аварии самолета представляет собой изложение версий, не имеющих пока официального подтверждения. До публикации официальных выводов о результатах расследования причин летного происшествия ни одна из этих версий не может считаться истиной.

Хроника текущих событий

14 ноября британский журнал Combat Aircraft на своем сайте сообщил об аварии российского палубного истребителя МиГ-29КУБР близ берегов Сирии. По данным источников издания, самолет, поднявшийся в воздух с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов» в ходе учебных вылетов, упал в воду недалеко от корабля.

Практически одновременно заметка об этом появилась у Дэвида Ценциотти в его известном блоге The Aviationist. Ценциотти привел некоторые подробности: по версии журналиста, все произошло в 14:30 по Гринвичу (17:30 мск), в полетах участвовали три истребителя, один из которых совершил посадку на «Кузнецове», второй потерпел аварию, а третий приземлился на территории Сирии (запомним этот нюанс). Пилот упавшей машины был спасен из воды с помощью палубного вертолета.

После этого были перечислены возможные версии инцидента, в частности, называли и вариант обрыва троса аэрофинишера. Подобное случалось в ВМС США, которым приходилось терять самолеты, не сумевшие взлететь и уйти на второй круг. Точной картины, однако, ни у кого не было, а информация о том, что самолет упал в воду в нескольких километрах от авианосца версии с тросом, на первый взгляд, не соответствовала - самолет, если не успевает набрать скорость для ухода на второй круг, неизбежно падает у борта после схода с угловой палубы корабля.

Вечером 14 ноября поступило официальное Минобороны: «МиГ-29, взлетевший с авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" потерпел аварию в Средиземном море. Летчик потерпевшего аварию в Средиземном море российского МиГ-29 катапультировался, его здоровью ничто не угрожает. Российская авианосная группа после авиапроисшествия продолжает действовать по плану, полеты продолжаются. Причиной авиапроисшествия при проведении тренировочных полетов в Средиземном море стала техническая неисправность». Характер технической неисправности не уточнялся.

Скоро возникла следующая версия - внезапный отказ обоих двигателей МиГа после его ухода на второй круг из-за обрыва троса аэрофинишера при посадке первого самолета. По данным неназванных «Газеты.ру», машину пилотировал опытный летчик, начальник службы безопасности полетов авиации Северного флота, ранее совершивший более 200 посадок на палубу «Кузнецова». «Уже во время нахождения самолета в зоне ожидания у него отказали оба двигателя. В них, по предварительной версии, перестало поступать топливо. В таких случаях реактивный самолет падает вниз как камень, а летчику остается только одно - успеть катапультироваться» - говорится в заметке, опубликованной 21 ноября.

Два дня спустя, в ночь на 23 ноября, авторитетный российский военный блог bmpd, который ведут сотрудники Центра анализа стратегий и технологий, опубликовал свою версию событий, также со ссылкой на собственный источник. По информации bmpd, истребитель был исправен. Причина падения - выработка топлива самолетом, находившимся в воздухе в ожидании починки аэрофинишера.

Компетентный собеседник «Ленты.ру» версию bmpd, уточнив, что не было вовремя принято решение об отправке самолета на запасной аэродром. Вспомним сообщение Дэвида Ценциотти о том, что упал второй самолет, а третий истребитель направился в Сирию - предположить иное развитие событий, видимо, было трудно.

«Обрыв троса финишера и задержка с устранением неисправности послужила отправной точкой. Летчик был вынужден катапультироваться после выработки топлива, так как командование не хотело отправлять самолет на запасной аэродром, надеясь на быстрое устранение поломки на палубе корабля. Если бы он сел на Хмеймим, а тем более на Кипре, то о происшествии пришлось бы докладывать и получать взыскания», - сообщил собеседник редакции. «В итоге придется отчитываться за потерю истребителя ценой около двух миллиардов рублей», - добавил он.

Что произошло?

Версия о поломке аэрофинишера таким образом получила неофициальное подтверждение. Существенно, что и «Газета.ру», и bmpd излагали инцидент с аэрофинишером одинаково: поломка произошла при посадке второго истребителя из трех, участвовавших в полетах. Посадочный гак МиГ-29 зацепился за трос номер 2, но вместо того чтобы штатно затормозить самолет, трос лопнул, а его обрывки зацепились за трос номер 3. Второй истребитель, однако, благополучно остановился, зацепившись за трос номер 4. Третьему повезло меньше. При выходе из строя двух основных тросов финишера - второго и третьего - посадка невозможна. На палубе образовалось переплетение металлических тросов толщиной в руку. Кроме того, нужно отметить, что оставшиеся в строю тросы номер 1 и 4 традиционно считаются резервными, а зацеп за них означает либо, в первом случае, заход на посадку ниже глиссады, чреватый «поцелуем в рампу» - ударом в кормовой срез палубы, либо, во втором, - заход на посадку выше глиссады с риском нехватки дистанции для разгона при необходимости ухода на второй круг в случае обрыва троса.

Так или иначе, поломку финишера требовалось устранить. По своей конструкции аэрофинишер «Адмирала Кузнецова» практически идентичен американским: четыре стальных троса, натянутых поперек посадочной полосы на угловой палубе через равные 12-метровые промежутки. Обрыв троса при летных операциях считается регулярной нештатной ситуацией, и конструкция аэрофинишера предусматривает возможность оперативной замены - за считаные минуты. При одном существенном условии: палубная команда должна быть хорошо подготовлена. С этим, однако, возникли проблемы. В упомянутом выше сообщении bmpd ситуация описана следующим образом:

«Из-за недостаточно высокой распорядительности палубная команда "Адмирала Кузнецова" не смогла исправить аэрофинишер в короткий срок (происходившее на палубе крейсера после аварии аэрофинишера описывается как "бардак")».

Естественным решением в этом случае выглядел уход на запасной аэродром, и информация источника «Ленты.ру» соответствует действительности, то непосредственную причину аварии можно охарактеризовать как потерю контроля над ситуацией со стороны командования авианосной группой и вниз по цепочке, включающей командира корабля и начальника авиационной боевой части. В результате желание спрятать небольшой инцидент и скрыть факт плохой подготовки личного состава, обслуживающего технические средства авиационной боевой части корабля, обернулось крупными неприятностями.

Здесь проблему можно разделить на две части. Недостаточная подготовленность экипажа «Адмирала Кузнецова» обусловлена нечастыми выходами корабля в море и нехваткой практики на наземных комплексах НИТКА в Крыму и Ейске. Дело усугубляется тем, что новый тренажер для палубной авиации в Ейске был введен в строй с серьезным опозданием в том числе из-за задержки с поставкой комплекта финишеров и других элементов авиационно-технического комплекса корабля. До сих пор неясно, будет ли отремонтирован комплекс в Крыму, от которого военное ведомство собиралось отказаться, но после присоединения Крыма решило продолжить его использование. Для нормальной организации работы палубной авиации нужны оба комплекса: один - для испытаний авиатехники и подготовки летчиков, другой - для тренировок технических специалистов авиационной боевой части корабля. По мнению специалистов, совмещение этих задач на одном объекте не позволит эффективно решить ни одну из них.

Еще одна проблема, названная «Ленте.ру» информированными источниками, - недостаточное изучение иностранного (в первую очередь американского) опыта эксплуатации авианесущих кораблей. «Неоднократные детальные описания работы соответствующих американских подразделений в "Авиации и Космонавтике", "Зарубежном военном обозрении" и других журналах, к сожалению, оказываются достаточно далеки от практики. В итоге мы, вполне вероятно, уже отстаем даже от Китая, который просто заимствовал американскую организацию работы и активно ее внедряет. Отличия заметны даже визуально - как минимум у китайцев во время полетов по палубе не шляются не занятые производительным трудом личности, делающие селфи, а операции выполняются в высоком темпе», - говорит источник.

Как у них?

Китай, шедший к своему авианосцу несколько десятилетий с момента разделки в КНР выведенного из состава австралийского Королевского флота легкого авианосца «Мельбурн», построил для подготовки личного состава кораблей этого класса два объекта. Наиболее известный из них, воспроизводящий очертания палубы и надстройки авианосца, находится в городе Ухань (провинция Хубэй). Высказывались предположения о том, что он предназначен для подготовки летчиков палубной авиации. На самом деле на этом комплексе готовят экипаж самого авианосца, прежде всего технических специалистов авиакрыла.

Для тренировки палубной авиации предназначен другой объект, построенный на острове Хулудао в Желтом море. Тренажерный комплекс с трамплином и аэрофинишером был заложен в 2009 году и сдан к 2015-му. Созданные на основе советского Су-33 китайские истребители J-15 летают тут с 2013 года.

У Индии опыт подготовки летчиков и специалистов палубной авиации еще более солидный - соответствующие знания флоту своей бывшей колонии передал еще британский Королевский флот, подготовивший экипаж и специалистов для первого индийского авианосца «Викрант» (бывшего корабля Ее Величества «Геркулес», заложенного в 1943-м, спущенного на воду в 1945-м и проданного Индии в 1957 году). Затем англичане консультировали своих индийских коллег неоднократно, в том числе и при передаче в 1986-1987 годах второго авианосца - «Вираат», с 1959 по 1985 год входившего в состав Королевского флота под именем «Гермес».

Процесс обучения продолжился уже с помощью России - помимо авианосца «Викрамадитья», переделанного из бывшего советского авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», Россия построила для Индии объект SBTF - Shore-Based Test Facility. Этот комплекс - прямой аналог российского НИТКА. Проектированием объекта занималось ОАО «Невское ПКБ», основной российский проектировщик авианосцев, в России было произведено и соответствующее оборудование: аэрофинишеры, оптическая система привода на посадку, радиотехническое и телевизионное оборудование. SBTF начал работу в 2013 году.

Техническую и консультативную помощь при постройке учебных объектов отечественные специалисты предоставляли и Китаю. К сожалению, российский флот оказался в положении даже не сапожника без сапог, а его ребенка - «сапожник» работал на иностранного заказчика.

Самое печальное в том, что произошло 13 ноября 2016 года в небе между Кипром и Левантом, впрочем, заключается не в недостатке опыта. Проблема в выборе из двух версий - одна хуже другой. Одновременный отказ обоих двигателей означает возможные технические проблемы с МиГ-29К и правдивость информации о претензиях Индии к качеству поставленных ей российских истребителей. Если же истребитель упал из-за выработки топлива, так и не получив приказа об уходе на запасной аэродром, то к руководству ВМФ России имеются серьезные вопросы.

Авария российского палубного учебно-боевого истребителя МиГ-29КР (по другим версиям – МиГ-29КУБР) в Средиземном море произошла во время захода на посадку.

Судя по официальной версии российского министерства обороны, истребитель, возможно, уже снизил скорость и находился на глиссаде – посадочной траектории полета.

“При проведении тренировочных полетов в результате технической неисправности во время захода на посадку за несколько километров до авианесущего крейсера “Адмирал Кузнецов” произошло авиационное происшествие с палубным истребителем МиГ-29К”, – говорится в сообщении ведомства.

О причинах инцидента не сообщается, но в авиации обычно рассматривают ошибку пилотирования либо отказ техники.

В случае с падением российского истребителя нельзя исключать ни то, ни другое – истребитель МиГ-29КУБР, как и другой палубный самолет, МиГ-29КР, еще не завершили цикл испытаний, а подготовка пилотов для палубной авиации в России началась сравнительно недавно.

Нельзя также исключить и неисправность на борту самого российского авианосца “Адмирал Кузнецов” – системы корабля “помогают” пилоту во время посадки.

Опытный пилот? Министерство обороны ничего не сообщает о том, насколько опытным был пилот упавшего истребителя. Он катапультировался, при этом не пострадал и был спасен.

Он пилотировал учебно-боевую модификацию МиГ-29КР – двухместную машину. Однако в самолете, судя по сообщениям минобороны, находился только один член экипажа.

Истребитель МиГ-29КР из состава авиационной группы “Адмирала Кузнецова” принадлежал 100-му отдельному корабельному истребительному авиаполку, который был сформирован в 859-м Центре боевого применения и переучивания летного состава морской авиации в Ейске .

Этот полк был сформирован 15 января 2016 года. Однако сам тренировочный комплекс на тот момент еще не был готов.

Необходимый для начала полетов минимум – тренажер, имитирующий палубу авианосца – был готов лишь в конце марта. В сообщении министерства обороны приводилась цитата из доклада начальника морской авиации ВМФ министру обороны .

“Строительство трамплина и разгонного участка закончено. Они готовы к сдаче в эксплуатацию[…] На сегодняшний день готовность аэрофинишеров составляет 90%. Их строительство будет завершено в мае […] Весь комплекс будет сдан полностью к концу этого года”, – доложил генерал-майор Игорь Кожин.

Таким образом, к тренировкам и освоению нового палубного истребителя пилоты приступили лишь в конце марта.

Обладали ли они опытом полетов с авианосца, неизвестно, однако многие эксперты отмечали, что в России ранее пилотов с таким опытом было буквально несколько человек.

В США полный курс подготовки пилота-истребителя для полетов с палубы авианосца составляет около двух лет.

Российское интернет-издание, цитируя слова специалиста в области палубной авиации, пишет, что ранее полный курс боевой подготовки составлял три года. Правда, при этом эксперт отмечал, что нескольких месяцев для освоения взлета и посадки на палубу достаточно.

Опытный самолет Истребитель МиГ-29КУБР (корабельный учебно-боевой российский – индексом КУБ обозначаются экспортные машины) – очередная модификация старого советского истребителя МиГ-29, модернизированная до уровня поколения 4++.

Соответственно, обычная версия корабельного истребителя называется МиГ-29КР.

Корабельную версию МиГа разрабатывали с конца 1980-х годов, однако активно над этим самолетом для российской палубной авиации стали работать только в конце 2000-х.

У самолетов обновлена конструкция планера (как минимум, она должна быть усилена для посадок на палубу авианосца, как и усилены шасси), в ней использованы композитные материалы, у самолета обновлена система управления и связи.

МиГи значительно расширяют возможности российского авианосца – базирующиеся на нем Су-33 предназначены для ведения воздушного боя, тогда как МиГ-29КР способен наносить удары по земле. Кроме того, они могут осуществлять дозаправку в воздухе, что расширяет их радиус действия.

Эти самолеты готовили к походу “Адмирала Кузнецова” ускоренными темпами. Более того – они даже не закончили программу летных испытаний.

“Пока испытания идут, поэтому нельзя сказать о перспективе. Пока все положительно. Мы очень большую часть испытаний уже провели, но вообще они рассчитаны до 2018 года. Самолеты пока что будут использоваться в определенном объеме. Испытания – это процесс длинный, но львиную часть испытаний, касающуюся корабля, мы в этом году выполним”, – цитирует Кожина РИА Новости.

Вероятно, одной из задач похода “Адмирала Кузнецова” к берегам Сирии было испытание самолетов в условиях, приближенных к боевым. На авианосце, по неподтвержденным официально данным, находились всего два МиГ-29.

Стоит отметить, что “положительная” оценка генерала дана испытаниям, в ходе которых произошла одна авиакатастрофа и одна авария – в 2015 году оба пилота истребителя остались живы, а в результате падения МиГ-29КУБ в 2011 году экипаж погиб.

Авианосец Наконец, нельзя исключить и неполадки на самом авианосце. Военные эксперты отмечают, что его нынешнее техническое состояние далеко от идеального.

Прежде всего, это касается его силовой установки, которая не позволяет кораблю длительное время идти полным ходом, иначе в отсутствие паровой катапульты он не способен запускать самолеты с полной боевой загрузкой для ударных задач – фактически, с него могут взлетать истребители с легким вооружением для воздушного боя.

Однако не исключено, что неполадки могли возникнуть и в других системах, – корабль после сирийского похода планируют отправить в док на долгосрочный ремонт, в ходе которого будет проведена его глубокая модернизация.

Палубная авиация Но в любом случае, авария палубного самолета – не редкость в военной авиации.

Российский флот за постсоветский период пережил три аварии – в 1991 году на палубу “Адмирала Горшкова” упал новейший истребитель Як-141, в сентябре 2005 года в Северной Атлантике утонул не сумевший сесть на “Кузнецова” Су-33.

В военно-морских силах США за прошедшие 10 лет в результате различных инцидентов разбились пять палубных самолетов. Причем это только те случаи, когда они летали с авианосцев, а аварий и катастроф палубной авиации в ходе полетов с наземных аэродромов было намного больше.

Пилотирование самолета палубной авиации не случайно считается одной из самых сложных военных профессий.

Россия пока окончательно не определилась с обликом своих авианосных сил будущего. Проекты атомных авианосцев создаются, их показывают на выставках, однако экономический кризис пока позволяет говорить об этих перспективах только в сослагательном наклонении.

Собственно, одна из причин, по которым “Адмирал Кузнецов” все еще остается в строю и ходит в походы, – это попытка сохранить школу палубной авиации на случай, если в будущем Россия сможет построить новый авианосец.

Летное происшествие случилось в понедельник за несколько километров до авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» при заходе палубного истребителя МиГ-29КР (корабельный, российский) на посадку. В военном ведомстве сообщили, что «здоровью найденного в воде пилота ничего не угрожает». Несмотря на происшествие, российская корабельная авианосная группа в Средиземном море продолжает действовать по плану дальнего похода, заявили в департаменте информации и массовых коммуникаций МО РФ. Однако о технической неисправности, приведшей к падению самолета, и об уровне подготовки летчика ничего не сообщалось.

Основательно модернизированные палубные истребители МиГ-29КР и МиГ-29КУБР (корабельные учебно-боевые, российские) в количестве 24 самолетов получили в ВМФ России лишь в 2015 году. В обозначении именно этой последней партии машин стали применять букву Р. Это для того, чтобы всем была понятна проведенная сугубо под российские требования модернизация истребителей. А то ведь стали появляться невнятные комментарии, что на вооружение «Адмирала Кузнецова» поступили абсолютно такие же машины, как проданные индийцам для их авианосца «Викрамадитья» экспортные самолеты, которые тех якобы не во всем устраивают.

МиГ-29КР/КУБР являются многофункциональными самолетами, доведенными до уровня поколения 4++. Они предназначены для решения задач противовоздушной обороны корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, нанесения ударов по надводным и наземным целям управляемым высокоточным оружием. Последнее боевое качество существенно отличает их от другой группы авиакрыла на крейсере «Адмирал Кузнецов», состоящей из самолетов Су-33, которые предназначены для ведения только воздушного боя. Истребители МиГ-29КР/КУБР могут развивать скорость более 2000 км/ч, совершать полеты на расстояние до 1,5 тыс. км, осуществлять дозаправку в воздухе, чем еще расширяют радиус своего действия. У самолетов обновлена конструкция планера: усилены корпус и шасси для посадок на палубу авианосца, использованы композитные материалы, обновлены системы управления и связи.

«Это современный многофункциональный самолет с качественно новыми боевыми возможностями, с возросшей полезной нагрузкой и расширенной номенклатурой вооружений», - рассказывал ранее об этой машине заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России, генеральный директор Летно-исследовательского института им. М.М. Громова Павел Власов. В состав комплекса вооружения истребителей входят управляемые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», корректируемые и неуправляемые авиабомбы, неуправляемые ракеты и встроенная 30-мм пушка. Ну, в общем, богатый боекомплект для атак на объекты запрещенного в России «Исламского государства».

Но есть во всей этой восхитительной новизне и настораживающие моменты. Незадолго до выхода в дальний поход авианосца «Адмирал Кузнецов» появилась информация о незавершенности цикла испытаний самолетов МиГ-29КР/КУБР и едва начатой подготовке пилотов для них. Корабль традиционно нес самолеты Су-33 и Су-25УТГ из состава 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка (ОКИАП) Морской авиации Северного флота. В начале июля самолеты этого полка прибыли на авианосец после прохождения подготовки на Наземном испытательно-тренировочном комплексе (авиационном) НИТКА в крымском городке Саки. А вот истребители-бомбардировщики МиГ-29 из недавно сформированного 100-го ОКИАП авианосец должен был принять позднее, поскольку они находились в городе Ейске (Краснодарский край), где во времена принадлежности Крыма к Украине начали строить другой - российский комплекс НИТКА.

Перед походом Минобороны распространило сообщение с цитатами из доклада главе ведомства начальника морской авиации ВМФ генерал-майора Игоря Кожина. «Строительство трамплина и разгонного участка закончено, они готовы к сдаче в эксплуатацию, - говорил генерал. - На сегодня готовность аэрофинишеров составляет 90%. Их строительство будет завершено в мае… Весь комплекс будет сдан полностью к концу этого года».

А 6 сентября 2016 года информагентства распространили более подробные пояснения Кожина: «Пока испытания идут, поэтому нельзя сказать о перспективе. Пока все положительно. Мы очень большую часть испытаний уже провели, но вообще они рассчитаны до 2018 года. Самолеты пока что будут использоваться в определенном объеме. Испытания - это процесс длинный, но львиную часть испытаний, касающуюся корабля, мы в этом году выполним».

Словом, ясно, что полностью цикл испытаний самолеты МиГ-29КР/КУБР не прошли к началу дальнего похода в середине октября. Но нет точных данных о том, сколько именно «мигарей» 100-го ОКИАП принял все-таки на борт авианосец перед дальним походом и в каком техническом состоянии они находятся. А еще не ясно, сколько летчиков прошли полноценную подготовку к полетам с палубы «Адмирала Кузнецова». Они, конечно, начали такие тренировки уже по приходу в Средиземное море… Только вот в авиационных кругах считают: если бы комплекс НИТКА в Саках, вернувшийся в Россию вместе с Крымом, не был обделен должным вниманием, подготовку строевых летчиков 100-го ОКИАП к полетам на МиГ-29 с палубы наземного «авианосца» можно было бы начать еще год назад. Между тем, по официальным данным, на комплексе НИТКА в Саках прошли подготовку к полетам на МиГ-29КР/КУБР всего семь летчиков, включая военных и гражданских летчиков-испытателей, а также пилотов 100-го ОКИАП. Поэтому выглядят несуразными нынешние попытки отрицать возможный человеческий фактор в случившемся падении МиГ-29 в Восточном Средиземноморье.

Суматоха вокруг упавшего в воды Средиземного моря истребителя-бомбардировщика МиГ-29КР поутихла. Есть смысл задать несколько вопросов.

По ситуации. Минобороны пояснило, что самолет прервал тренировочный полет из-за технической неисправности. Летчик успел катапультироваться, был обнаружен спасательной службой в нескольких километрах от авианосца и доставлен на его борт.

ЧП произошло за несколько километров до авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» при заходе палубного истребителя МиГ-29КР на посадку. В МО сообщили, что «здоровью найденного в воде пилота ничего не угрожает».

Прекрасно. Не единожды уже говорил, и еще раз повторю, что терять самолеты мы можем себе пока позволить, а летчиков надо беречь.

Однако о технической неисправности, приведшей к падению самолета, ничего не сообщалось. Вполне логично, ибо самолет утонул, и вряд ли кто-то будет в ближайшее время озабочен вопросом его подъема с целью определения причины катастрофы. Либо она известна (летчик-то точно сообщил, почему он на красную кнопку нажал), но о ней будут молчать.

Подготовка пилота особых сомнений не вызывает, в противном случае мы бы его потеряли. Небольшая высота при заходе на посадку не оставляет много времени на раздумье, так что дай бог пилоту здоровья и побыстрее вернуться в строй.

А вот о самолетах стоит сказать пару слов.

Когда чуть меньше года назад мы писали о том, что сформирован еще один летный полк морской авиации (100-й ОКИАП, г. Ейск Краснодарского края), мы с большим удовольствием сообщили, что на его вооружение поступят новехонькие самолеты.

Так оно и получилось. Это подтверждает даже маркировка. Чем отличается МиГ-29К от МиГ-29КР?

«Р» - российский. То есть МиГ-29К, который на своем авианосце использует Индия, отличается теперь от МиГ-29КР. И ЛТХ (увеличены баки и добавлена аппаратура для дозаправки в воздухе), и авионика. Сегодня это разные самолеты, что бы там ни говорили некоторые «эксперты», утверждающие, что это такие же машины, как проданные индийцам для их авианосца «Викрамадитья». И которые индийцев не совсем устраивают.

Но МиГ-29КР - это новые самолеты, не модернизированные из старых советских запасов, а именно новые, выпущенные ОАО РСК «МиГ» по контракту 2012 года. И тут есть нюансы.

Незадолго до выхода «Адмирала Кузнецова» появилась информация о незавершенности цикла испытаний самолетов МиГ-29КР/КУБР и едва начатой подготовке пилотов для них. Здесь стоит напомнить, что «Кузнецов» традиционно нес самолеты Су-33 и Су-25УТГ из состава 279-го ОКИАП Морской авиации Северного флота.

В начале июля 2016 года самолеты этого полка прибыли на авианосец после прохождения подготовки на тренировочном комплексе НИТКА в крымском городке Саки. А вот истребители-бомбардировщики МиГ-29 из 100-го ОКИАП авианосец должен был принять позднее, поскольку они находились в Ейске, где во времена принадлежности Крыма к Украине начали строить другой комплекс НИТКА, более современный.

В начале этого года на сайте Минобороны было опубликовано интервью, точнее, часть доклада начальника морской авиации ВМФ генерал-майора Игоря Кожина. Доклад был посвящен именно готовности краснодарского тренажера НИТКА.

«Строительство трамплина и разгонного участка закончено, они готовы к сдаче в эксплуатацию. На сегодня готовность аэрофинишеров составляет 90%. Их строительство будет завершено в мае… Весь комплекс будет сдан полностью к концу этого года».

«Пока испытания идут, поэтому нельзя сказать о перспективе. Пока все положительно. Мы очень большую часть испытаний уже провели, но вообще они рассчитаны до 2018 года. Самолеты пока что будут использоваться в определенном объеме. Испытания - это процесс длинный, но львиную часть испытаний, касающуюся корабля, мы в этом году выполним».

Сопоставив два этих заявления, можно сделать следующий вывод: комплекс в Ейске не готов.

В то же время о состоянии крымского комплекса особой информации тоже нет. Комплекс работает, тренировки идут. Точка.

Вообще, создается впечатление, что наше Минобороны оказалось в крайне неприятной ситуации. О том, насколько все «прекрасно» с крымской инфраструктурой, мы все наслышаны. Возможно, к НИТКА в Саки это тоже относится в полной мере. Значит, пришлось латать-ремонтировать. А на комплекс в Ейске чего-то не хватило. Возможно, денег.

Возможно, что полный цикл испытаний МиГ-29КР/КУБР к началу похода не прошли. Именно полный, поскольку думаю, понятно, что работа в условиях наземного аэродрома отличается от работы на палубе авианосца.

Конечно, летчики 100-го ОКИАП начали такие тренировки уже по выходу. Однако в авиационных кругах считают: если бы комплекс НИТКА в Саках, вернувшийся в Россию вместе с Крымом, не был обделен должным вниманием, подготовку строевых летчиков 100-го ОКИАП к полетам на МиГ-29 с палубы наземного «авианосца» можно было бы начать еще год назад.

Между тем, по официальным данным, на комплексе НИТКА в Саках прошли подготовку к полетам на МиГ-29КР/КУБР всего семь летчиков из состава 100-го ОКИАП. О том, сколько было «обкатано» самолетов, данных вообще нет.

Резюме: катастрофа в Средиземном море вполне могла быть вызвана недостаточной работой с самолетами в период подготовки.

Отсюда напрашивается вывод, что, если мы хотим иметь полноценную авиагруппу из новых МиГ-29КР, то комплексу в Ейске надо уделить намного больше внимания, чем есть на самом деле.