Имел отличное вооружение и солидную защиту, но по балансу характеристик уступал своему предшественнику, первому Тигру.

История создания

В августе 1942 года было разработано задание создать тяжелый танк, который заменит тяжелый танк На машину планировалось поставить новую пушку 88-мм. Проектированием занялась фирма Henschel и завод Friedrich Krupp AG.

Ничего принципиально заводом Круппа нового придумано не было – прототип VK 4502(Р) был почти таким же, как первый Тигр – с той же ходовой и силовой установкой, только немного переработанным под новые требования. В других вариантах было предложено использовать другие типы двигателей, также существовало два варианта компоновки – с задним и передним расположением башни.

Однако проект был слишком дорогим, с ненадежной трансмиссией, и в целом незаконченным, но несколько башен все же было выпущено, и затем установлено уже на серийные машины. У фирмы Henschel дела обстояли лучше – их прототип VK 4503(Н) был максимально унифицирован с танком Пантера II и лучше соответствовал требованиям.

В итоге, когда в январе 1943 года модель VK4503(Н) показали Гитлеру, он ее одобрил. До конца 1943 изготовили первые предсерийные машины, которые получили название Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz. 182). Позже его заменили на Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B или Tiger II.

Неофициальное имя, «Королевский Тигр», в Германии почти не использовали, но у противников, особенно у СССР, именно оно стало самым популярным.

Серийно производить танк начали в 1944 году. По плану должно было быть изготовлено 1237 машин, но из-за бомбардировок заводов план выполнен не был.

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – тяжелый танк;
  • Боевая масса – 68 тонн;
  • Компоновочная схема – классическая, трансмиссия спереди;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы производства – 1943-1945;
  • Годы эксплуатации – 1944-1945;
  • Всего выпущено – 489 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 7380 мм;
  • Длина с пушкой вперед – 10286 мм;
  • Ширина корпуса – 3755 мм;
  • Высота – 3090 мм;
  • Клиренс – 495 мм.

Бронирование

  • Тип брони – стальная гомогенная катаная, поверхностно закаленная;
  • Лоб корпуса, верх — 150 / 50° мм/градус;
  • Борт корпуса, верх — 80 / 25° мм/градус;
  • Корма корпуса — 80 / 30° мм/градус;
  • Днище – 25-40 мм;
  • Крыша корпуса – 40 мм;
  • Лоб башни – 107 мм у башен Порше и 185 мм у башен Хеншеля, на 10 градусов;
  • Маска орудия – 65-100 мм;
  • Борт башни — 80 / 20° мм/градус;
  • Корма рубки — 80 / 18° мм/градус;
  • Крыша башни — 40 / 80-90° мм/градус.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 88-мм KwK 43 L/71;
  • Тип пушки – нарезная танковая;
  • Длина ствола – 71 калибр;
  • Боекомплект – 77 или 84, в зависимости от башни;
  • Углы ВН: −8…+15°;
  • Углы ГН – 360 градусов;
  • Дальность стрельбы – примерно 4 километра;
  • Прицел — телескопический TZF 9d/1;
  • Пулеметы — 2 × 7,92-мм MG-34 и 1 × 7,92-мм MG-42 (не у всех моделей);
  • Другое вооружение – мортирка 26-мм Nahkampfgerät.

Подвижность

  • Тип двигателя – Maybach HL 230, 12-цилиндровый V-образный карбюраторный, с жидкостным охлаждением;
  • Мощность – 700 лошадиных сил;
  • Тип подвески – торсионная индивидуальная;
  • Скорость по шоссе – 38 километров в час, максимально 41,5;
  • Скорость по пересеченной местности – 13 километров в час;
  • Запас хода по шоссе – 150 километров;
  • Запас хода по пересеченной местности – 70 километров;
  • Удельная мощность — 10,3 л.с./тонну;
  • Преодолеваемый подъем – 35 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,85 метров;
  • Преодолеваемый ров – 2,5 метра;
  • Преодолеваемый брод – 1,6 метров.

Модификации

Фактически существовала только одна модификация. Первые 47 серийных танков выпустили с башней от VK 45.02(P) Порше, остальные с башней VK 4502(H) Хеншеля.

10 танков переоборудовали в командирские Panzerbefelhswagen Tiger II:

  • Sd.Kfz. 267 для связи в звене «полк-дивизия»;
  • Sd.Kfz. 268 для связи «рота-батальон».

Sd.Kfz. 267
Sd.Kfz. 268

Машины на базе Королевского тигра

На базе PzKpfw VI была построена все одна машина – САУ Panzerjäger Tiger, или Jagdtiger. Весила 75 тонн, что делало ее самым тяжелым образцом серийной бронетехники в мире. Базировалась на шасси второго Тигра, вооружалась пушкой PaK 44. Было выпущено 70-79 САУ этого типа. Применялись эти машины мало, но иногда показывали себя эффективно – в одном бою Ягдтигр смог уничтожить 19 «Шерманов».

Применение в бою

Сразу после производства Королевские тигры стали поступать в танковые батальоны для замены танка Тигр I. Новых частей со вторыми Тиграми не создавалось.

Их первый полноценный бой произошел в Нормандии, на западном фронте, 18 июля 1944 года. 26 Королевских тигров вместе с обычными контратаковали в районе Кана против англичан. Тигры проявились себя отлично – у англичан сожгли 40 танков, а «Королевских тигров» было потеряно всего лишь три. Кстати, любопытно, что первый «Королевский тигр» был уничтожен тараном – достаточно редкая ситуация.

Для союзников новый танк немцев оказался сюрпризом, причем весьма неприятным. Эффективно ос ним мог сражаться только Шерман-Файрфлай и американские САУ. Впрочем, удавалось подбивать тигров крупной артиллерией и авиацией, особенно эффективны были авиаудары по базам снабжения и тылам.

В основном «Королевские тигры» сражались на советско-германском фронте – впервые сражение прошло в августе 1944, на первом Украинском фронте, на Сандомирском плацдарме. В ходе этого известного эпизода было подбито несколько вторых Тигров, хотя точное число установить проблематично. Больше всего машин было уничтожено экипажем танка Т-34-85 под командованием младшего лейтенанта П.А. Оськина – он сжег минимум три немецких машины. А ночью 12-13 августа два Т-34 ворвались в Оглендув и за счет внезапной атаки получили в свое распоряжение целых три новых «королевских», даже с полным боекомплектом.

С осени 1944 по весну 1945 PzKpfw VI продолжали действовать на советском-германском фронте в Пруссии, Польше и Венгрии. Танки были капризны в эксплуатации, малоподвижны и ненадежны, но благодаря 88-мм орудию достигали впечатляющих результатов, к примеру, в Венгрии. Но эффективны они оказывались, только оказавшись в нужное время в нужном месте.

Последний уничтоженный в бою «Королевский тигр» подбили в Берлине, второго мая 1945 года, на мосте Шпандау.

Королевский тигр в культуре

Королевский Тигр достаточно популярен в стендовом моделизме – его выпускает японская Tamiya и китайский Dragon. Модели российской фирмы «Звезда» выпускаются по лицензии китайцев. У фирмы Tamiya есть отличная full-option kit модель, с красивыми движениями и аутентичными звуками. Также получить модельку «Королевского Тигра» в масштабе 1:72 можно было в сентябрьском номере журнала «Танки мира» за 2013 год.


Pzkpfw.VI Tiger-B 1k35 (Dragon)

В компьютерных играх машина тоже представлена очень широко – ее можно встретить почти в любой игре, посвященной Второй мировой войне, например, «Panzer Elite Action» или «Call of Duty: World at War». Также Тигр II присутствует в онлайн-играх World of Tanks и . Очень часто ТТХ и применение компьютерных «Тигров» совершенно не соответствует реальности.

Память о танке

Сегодня Королевские Тигры представлены во многих музеях мира – во Франции, в Германии, в США, в Швейцарии и, конечно же, в российском музее техники в Кубинке. А в Англии, в танковом музее Бовингтона, стоит единственный сохранившийся до наших дней PzKpfw VI c башней Порше.


Королевский Тигр С башней Порше в Бовингтоне

Фото и видео




Panzerjäger Tiger в Кубинке
Королевсуий Тигр в Кубинке
Королевский тигр, захваченный американскими войсками
Уничтоженный Jagdtiger

5 лет и 6 месяцев назад Комментарии: 0

Немного истории.

“Броня и подвижность это еще не все боевые свойства танка. Наиболее важным его свойствам является его огонь.” Г. Гудериан. На основе конструкции 88mm зенитных пушек, германскими конструкторами было создано танковое орудие которым вооружали танк Tigr , а разработанное на его основе еще более мощным 88mm орудием, вооружали ПТ-САУ Ferdinand и Tiger II.

Введение.

Наши ТТХ.
1 - Скорость поворота шасси 26 градусов в сек.
2 - Скорость поворота 25 градусов в сек.
3 - Максимальная скорость 28 км\ч.(самый низкий показатель на уровне).
4 - Время сведения 2.3 секунды.
Обзор со 100% экипажем равен 400 метрам. Очень точное орудие которым при выстреле можно уверенно поражать цели, имеет разброс 0.34 метра на каждые 100 метров. Бронепробиваемости ББ снаряда в среднем равна 225mm что позволяет нам поражать такие бронированные цели как Е-75. Разовый урон равен 320 единицам.

Бронирование.

Верхняя лобовая деталь имеет толщину брони в 150mm. Расположенная под углом в 50 градусов она способна выдержать попадания большинства орудий вплоть до 9 уровня.


Бронирование корпуса равно 80mm это даёт возможность бортом и частично защищает от пробития .


Лобовое бронирование башни равно 185mm и рациональные углы расположение боковых листов.
Борта башни защищены значительно хуже чем её лоб.

Вот его подробная схема бронирования:

Плюсы и минусы.

Плюсы:
1 – Бронепробитие.
2 – Время сведения.
3 – Точность.
4 – Бронирование.
5 – Количество ХИТ ПОИНТОВ.
6 – Обзор.

Минусы:
1 – Высокий силуэт.
2 – Недостаточные углы вертикальной наводки.
3 – Переднее расположение трансмиссии.
4 - Легко бронированный НЛД.
5 – Высокая пожароопасность.
6- Низкая мобильность.

Тактика введения боя.

Городская местность:
Как и все ТТ королевский Tiger наиболее уверенно чувствует себя в городских условиях, достаточно занять позицию которая скроет вашу уязвимую нижнюю часть это может быть насыпь, автотранспорт, танкоамбразура и т.п. Королевский тигр весьма не плох и в перестрелках из-за угла если выезжать на противника под правильным углом.

Дополнительные модули:

Орудийный досылатель - снижает время перезарядки на 10%
Стабилизатор вертикальной наводки – снижает разброс орудия при повороте башни на 20%
Просветлённая оптика – увеличивает дальность обзора на 10%
Так же вместо Просветлённой оптики можно поставить Улучшенную вентиляцию - повышает навыки всех членов экипажа на 5%

Прокачка экипажа (Перки).

Командир:
1 - Шестное чувство или Мастер на все руки - позволяет определить командиру обнаружен его танк противником или нет \ заменяет выведенных из строя членов экипажа.


Наводчик:
1 – Снайпер - увеличивает шанс нанесения критического урона по модулям и экипажу танка врага.
2 – Ремонт - уменьшает время требуемое при ремонте модулей.
3 - Боевое братство - увеличивает все умения экипажа на 5%.
4 - Плавный поворот башни - уменьшает разброс башни при её повороте.

Механик-водитель:
1 - Король бездорожья \ Виртуоз - снижает сопротивление средних и слабых грунтов, увеличивает манёвренность и уменьшает время разгона танка до максимальной скорости.
2 – Ремонт - уменьшает время требуемое при ремонте модулей.
3 - Боевое братство - увеличивает все умения экипажа на 5%.
Дальше уже на своё усмотрение.

Радист:
1 – Радиоперехват – Увеличивает дальность обзора.
2 – Ремонт - уменьшает время требуемое при ремонте модулей.
3 - Боевое братство - увеличивает все умения экипажа на 5%.
Дальше уже на своё усмотрение.

Заряжающий №1:
1 – Отчаянный - ускоряет перезарядку орудия если у танка остаётся меньше 10% прочности.

3 - Боевое братство - увеличивает все умения экипажа на 5%.
4 – Интуиция – Создаёт вероятность того, что заряжающий мгновенно сменит тип снаряда в заряженном орудии или во время перезарядки.

Заряжающий №2:
1 - Бесконтактная боеукладка - увеличивает прочность боеукладки.
2 - Ремонт - уменьшает время требуемое при ремонте модулей.
3 - Боевое братство - увеличивает все умения экипажа на 5%.
Дальше уже на своё усмотрение.

Снаряжение.

Аптечка (малая или большая) - очень часто критуется мехвод.
Ремкомплект (малый или большой) - очень часто критуется движок.
Огнетушитель (ручной или автоматический) - не редко вспыхивает движок, советую возить с собой автоматический.

Боекомплект.

30 бронебойны х - основной тип снарядов для атаки танков врага.
10 кумулятивных - отличный снаряд в борьбе с тяжело бронированными ТТ или ПТ-САУ.
2 - идеально подходят для уничтожения легко бронированной техники врага.

Подведём итоги:

Раш – для этого он хорошо подходит, его перезарядка,его пробитие, точность а самое главное броня, позволять вам удачно это сделать.
Деф – для этого он идеально подходит для этого у него есть всё, перезарядка, броня, спрятали свой НЛД за бархан, труп, насыпть, и т.п. или танкуете, откатываясь назад от домов и расстреливаете врага, я думаю им можно сдержать направление до подхода сил союзников.

В итоге мы имеем хороший ТТ 8 лвл с точной пушкой, хорошей бронепробиваемостью и отличной бронёй.

Всем Спасибо! Удачи на полях сражений!

Тяжёлый немецкий танк Тигр 2, также известный как Королевский Тигр, должен был стать несокрушимым оружием Вермахта, с лёгкостью уничтожающим вражескую технику. Его предшественник Тигр уже был грозным врагом для советских и союзных машин, не способных выдержать попадание 88 мм снаряда.

Новый танк разрабатывался несколько лет, обзавёлся орудием ещё мощнее и бронёй ещё толще, но этого не хватило. Тигр 2 мог уничтожить любую машину в дуэли, но противники попросту избегали таких ситуаций, сводя на нет все преимущества немецкого тяжёлого танка.

Создание

Обладая обычным Тигром, с лёгкостью расправляющимся со своими соперниками, немецкие инженеры уже в 1942 году начали работу над новым проектом, поскольку появлялись данные о новых советских танках, обладающих современными характеристиками. К тому же Гитлер хотел установить длинноствольную пушку KwK 43 L/71, отличающаяся повышенными размерами к шасси и башне из-за своих размеров.

Как обычно, Фердинанд Порше, конкурируя с Хеншель, представил свой прототип VK4502(P) и, не дожидаясь победы в конкурсе, начал производство башен. Из-за сложной и дорогой электрической трансмиссии в январе 1943 года был одобрен проект другой фирмы – Хеншель, однако с требованиями доработать его. Лишь в октябре 1943 года на свет появился VK 4503(H), на который было решено поставить уже изготовленные 50 башен конструкции Порше.

Корпус

Добиваясь хорошей защиты, и взяв пример с танка Пантера , инженеры расположили бронелисты под наклоном. Кроме того, плита ВЛД имела толщину 150 мм и защищала от любых снарядов своего времени. Борта и корма были защищены послабее, всего 80 мм под наклоном 25°-30°, что позже использовалось советскими войсками.

Дополнительной защитой служил слой циммерита, покрывающего большую часть танка. Покрытие служило защитой от магнитных мин и, по некоторым данным, дополнительно маскировало за счёт своей неровной, волнистой поверхности.

Ослабленной зоной была шаровая установка с курсовым пулемётом, люки водителя и стрелка радиста, жалюзи воздухозаборников моторно-трансмиссионного отделения. Позже воздухозаборники прикрыли бронёй, поскольку вражеская авиация с лёгкостью повреждала тяжёло бронированные Королевские Тигры.

Башня

50 башен, созданных по проекту Порше оказались неудачными из-за своей скруглённой формы спереди. Снаряды, попадавшие в эту часть, часто рикошетили и пробивали броню крыши. Поэтому была разработана новая башня, с простым прямым листом толщиной 180 мм под наклоном 10°. Такая простая на первый взгляд конструкция отлично защищала экипаж и позволяла не бояться рикошетов в крышу корпуса.

Позже качество брони башки и корпуса значительно понизилось из-за нехватки никеля, она стала слишком твёрдой и хрупкой, лишилась вязкости.

В башне имелись не только традиционные командирский люк с башенкой и люк заряжающего на крыше, но и большой люк на корме, предназначенный для эвакуации, замены пушки, загрузки снарядов или выброса гильз. Для вентиляции использовалось отверстие на крыше.

Не смотря на огромную пушку, почти делившую башню пополам, внутри было весьма свободно и комфортно, по сравнению с другими танками.

Имелся гидропривод для поворота с работой благодаря основному двигателю с возможностью ручного дублирования.

Вооружение

Мощнейшая пушка калибром 88 мм KwK 43 L/71 не только послужила причиной создания Тигра 2, но и сделала его превосходным истребителем танков. Её пробитие и дальность стрельбы были вне конкуренции благодаря скорости снаряда в 1000 м/с и позволяли уничтожить Шерман на расстоянии 4 км. Помимо Королевского Тигра такой пушкой могли похвастаться лишь чистокровные истребители танков: Фердинанд, Ягдпантера и Насхорн, не обладающие башней.

Разумеется, были и недостатки, например, длина ствола вместе с дульным тормозом составляла 6592 мм, а масса вместе с маской орудия 2265 кг. Снаряд весил 23,4 кг, из-за работа заряжающего была не самой лёгкой.

Помимо люка на крыше башни, для удаления пороховых газов из обитаемых помещений применялась продувка ствола, сначала компрессорная, позже благодаря энергии хода пушки.

Также имелись пулемёты, предназначенные для борьбы с живой силой противника. MG-34 калибром 7,62 мм был спарен с пушкой, второй такой же, курсовой, установлен в ВЛД. Третий MG-42 устанавливался опционально на командирскую башенку и использовался для воздушных целей.

Мортира N?hkampfger?t, стреляющая осколочными и дымовыми снарядами, располагалась на крыше башни и использовалась для уничтожения пехоты вокруг Тигра 2.

Боекомплект основного орудия состоял из 72 до 84 снарядов в зависимости от башни. Из-за большой массы, боезапас хранился в кормовой нише башни, как можно ближе к пушке. Для пулемётов имелось 5850 патронов, разделённых на 39 лент.

Двигатель и трансмиссия

Королевский Тигр массой 68 тонн, приводил в движение четырёхтактный V12 Майбах HL 230 P30, развивающий 700 л.с. Мощность развивалась при 3000 об/мин, хотя обычно танк эксплуатировался при 2500-2600 об/мин., дающих около 600 л.с.

Трансмиссия тяжёлого Тигр 2 была весьма сложной и значительно увеличивала высоту танка из-за карданного вала, соединяющего между двигатель сзади и трансмиссию спереди. Коробка передач имела 8 передних передач и 4 задние, встроенный стояночный тормоз. Благодаря сервоприводу, работа механика-водителя была значительно облегчена, за счёт переключения передач рычажком и автоматизации работы фрикциона.

Ходовая часть

Ходовая часть Тигра 2 получилась противоречивой. Она доставила немало головной боли своим экипажам и бригадам ремонтников, но обеспечивала хорошую плавность хода, маневренность и проходимость.

Несмотря на то, что часто Королевский Тигр называют перетяжелённой машиной, не предназначенной для бездорожья, американские испытания захваченного танка показали, что он превосходит многие другие по проходимости, а маневренность находится на достаточном уровне.

Расположенные на каждом из бортов в шахматном порядке 9 опорных катков вместе с широкими гусеницами обеспечили снижение удельного давление на грунт по сравнению с предшественником и улучшили проходимость. Вместе с тем конструкция требовала замены гусениц на узкие транспортные при перевозке по железной дороги, из-за чего значительно снижалась скорость переброски танков на большие расстояния.

Эпилог

Тигр 2 был самым опасным танком в дуэлях, благодаря пушке и броне. Его подвижность также позволяла вполне уверенно вести действия на пересечённой местности, а конструкция облегчала работу экипажа.

Всего Тигров 2 было выпущено 489 единиц, для сравнения, было создано 49234 Шерманов и 84070 Т-34 . Значительно снизившееся качество брони и оптики к концу войны, превратило последние партии танков в бледные тени самих себя.

Несмотря на это, Тигр 2 завоевал себе место в истории, как один из наиболее совершенных и опасных танков времён Второй мировой войны.


«Королевские тигры» поступали на вооружение тяжелых танковых батальонов (schwere Panzerabteilung - sPzAbt), в которых заменяли танки «Тигр I». Никаких новых частей для оснащения этими танками ни в вермахте, ни в войсках СС не создавалось. Батальоны отзывались с фронта и в учебных центрах на полигонах в Ордурфе и Падерборне получали новую материальную часть и проходили переподготовку, Обучение облегчалось использованием на «Королевском тигре» большого количества стандартных и для других немецких танков узлов и агрегатов. В частности, органы управления практически полностью соответствовали таковым на просто «Тигре».
Организационно к весне 1944 года немецкий тяжелый танковый батальон включал в себя три танковых роты по три взвода в каждой. Взвод состоял из четырех машин, рота - из 14 (из них две - командирских). С учетом трех штабных танков батальон по штату должен был иметь 45 боевых машин.

Одним из первых «королевские тигры» получил 503-й батальон. 22 апреля 1944 года его отозвали с фронта на переформирование. Его 1-ю роту вооружили 12-ю новыми танками с башней «типа Порше». В двух других ротах остались старые «тигры» Ausf.E. Такое смешанное вооружение не было случайным, если принять во внимание, что с января по апрель 1944 года фирма Henschel смогла изготовить всего 20 танков «Тигр» Ausf.B. За это же время цеха покинули 378 «тигров» Ausf.E. В конце июня батальон отправили из Ордурфа во Францию - сражение в Нормандии было в самом разгаре. Впрочем, до Нормандии эта часть в полном составе не добралась. Несколько «тигров» уничтожила авиация союзников во время марша к линии фронта, несколько же машин пришлось оставить на складе в Понтуазе близ Парижа из-за возникших технических неисправностей.

После прибытия на фронт 503-й батальон вошел в оперативное подчинение 22-му танковому полку 21-й танковой дивизии вермахта, которая вела тяжелые бои с английскими войсками в окрестностях Кана. Первой его боевой операцией стала ликвидация прорыва противника около Коломбеля. В этом бою с участием «королевских тигров» были подбиты 12 «шерманов» 148-го королевского танкового полка. Ответ не заставил себя долго ждать.


Рисунок для сравнения танков "Королевский тигр" T-VI и Т-34/85

18 июля 1944 года позиции 503-го батальона подверглись атаке 2100 самолетов союзников! Во всяком случае, именно такое число указывается в зарубежных источниках. Впрочем, количество самолетов явно завышено, по-видимому, кто-то в боевом донесении приписал к реальной цифре лишний ноль. Тем не менее, авиация действительно стала для союзников наиболее эффективным средством борьбы с немецкими танками. Благо у них было абсолютное господство в воздухе. В эти дни, если верить горькой шутке немецких солдат, у них стал вырабатываться так называемый «немецкий взгляд», то есть взгляд, устремленный в небо в ожидании очередной атаки английских или американских Jabo (Jagdbombenflugzeug - истребитель-бомбардировщик) - «темпестов», «тайфунов» и «тандерболтов».
Что же касается сухопутного вооружения, то первой адекватно вооруженной американской боевой машиной стала 90-мм самоходная пушка М36, появившаяся на Западном фронте в сентябре 1944 года. Кое-как бороться с «тиграми» могли вооруженные 17-фунтовыми пушками английские танки «Шерман Файерфлай» и «Челленджер», САУ «Ахиллес» и «Арчер».
Вот что вспоминает по этому поводу Чарльз Гейселл, воевавший в чине лейтенанта в 628-м американском батальоне истребителей танков: "Наша часть была одной из немногих, оснащенных новым истребителем танков М36 с 90-мм пушкой. Большинство других батальонов оснащалось истребителями танков М10, вооруженных трехдюймовыми пушками. Когда мы получали новые машины, нам сказали, что наша 90-мм пушка превосходит 88-мм немецкую. Но в первом же бою роты «В» нашего батальона с единственным «Королевским тигром» мы обнаружили, что наши бронебойные снаряды не могут пробить башенную броню немецкого танка. Только попав в верхнюю часть башни, удалось вывести его из строя. В этом коротком бою рота «В» понесла потери.
До конца войны нашему батальону с большим трудом удалось подбить еще только один «Королевский тигр».


Немецкий тяжелый танк "Королевский тигр" уничтоженный на Сандомирском плацдарме.

Союзники использовали и другие способы борьбы с тяжелыми немецкими танками. Об одном из них рассказал участник Второй мировой войны генерал-лейтенант армии США Джеймс Холлингсворт: «16- 19 ноября 1944 года шли бои на реках Ворм и Pep. 2-й батальон 67-го танкового полка оказался лицом к лицу с 22 «королевскими тиграми», Мы использовали прием, заключавшийся в одновременном залпе всех имеющихся огневых средств по одной цели. Ведя огонь из 105-, 155-, 203- и 240-мм орудий, мы заставили противника повернуть назад. На поле боя остались гореть три «королевских тигра». Наши танковые 75- и 76-мм пушки не могли пробить броню немецких танков. 90-мм пушки истребителей танков из 201-го батальона также оказались бессильны. Слава Богу, нас выручила артиллерия.» А что же 503-й батальон? 12 августа «королевские тигры» получила его 3-я рота, и в таком виде батальон вел бои у реки Орн. При прорыве из Фалезского котла немцам пришлось бросить почти все свои танки. Одни из них вышли из строя из-за многочисленных поломок, главным образом в ходовой части, другие, в особенности "Королевские тигры», не смогли переправиться через реку. Мосты были взорваны, а паромов достаточной грузоподъемности не было. Вскоре личный состав отозвали с фронта в Падерборн, где 22 сентября 1944 года sPzAbt 503 получил 45 новеньких «тигров II», и 12 октября батальон убыл в Будапешт. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. В 20-х числах сентября в Голландию под Арнем отправился другой батальон, перевооруженный к тому времени танками «Тигр» Ausf.B - sPzAbt 506.


Танк "Королевский тигр" Tiger II, в одном из танковых музеев.

Боевой дебют новых танков на Восточном фронте состоялся в августе 1944 года, и об этом следует рассказать поподробнее. Дело в том, что за послевоенные годы в отечественной печати этот эпизод описывался неоднократно и постепенно обрастал многочисленными и далеко не всегда достоверными подробностями. Бесспорен, пожалуй, только сам факт произошедшего боя, а в остальном расхождения встречаются даже в основных датах, не говоря уже о количестве участвовавших и подбитых «королевских тигров».
Наиболее расхожая версия выглядела так: на Сандомирском плацдарме немцы бросили в бой танковый батальон «королевских тигров», всего до 40 машин, и были разбиты, потеряв половину танков; несколько машин были захвачены нашими войсками в исправном состоянии. При этом утверждалось, что в головном танке погиб его конструктор - Фердинанд Порше (в некоторых публикациях - сын конструктора), самонадеянно уверовавший в несокрушимость своей машины. Проще всего разобраться с «гибелью Порше». Немецкий конструктор умер в 1951 году, его сын - в 1998-м, К тому же на Сандомирском плацдарме действовали танки с башней «типа Хеншель», к которым Порше не имел никакого отношения.
Что касается остального, то попробуем изложить хронику и ход событий, опираясь на факты, изложенные в разных источниках. Итак, все началось 14 июля 1944 года, когда а Ордурф прибыл для переформирования 501-й тяжелый танковый батальон. Получив новые танки, батальон был отправлен на фронт и 9 августа 1944 года выгрузился на железнодорожной станции недалеко от польского города Кельце. В ходе марша к линии фронта много танков вышло из строя по техническим причинам, так что утром 11 августа в батальоне оставалось только 18 боеготовых «королевских тигров». Весь день велись ремонтные работы и часть неисправных машин удалось ввести в строй.


Захваченный союзниками немецкий тяжелый танк "Королевский тигр" “Tiger II”

Обстановка же на этом участке советско-германского фронта на тот момент складывалась следующая: войска 1-го Украинского фронта к 4 августа 1944 года захватили плацдарм до 45 км по фронту и 25 км в глубину на левом берегу Вислы. Противник предпринимал отчаянные попытки отбросить наши войска, вышедшие в район Сандомира. В первую очередь немцы нанесли ряд контрударов по флангам советских войск, находившихся на правом берегу Вислы. Встречными ударами с севера и юга в общем направлении на Баранув немецкие войска стремились выйти в район переправ, отсечь наши соединения, находившиеся за Вислой, от остальных сил и восстановить оборону по левому берегу. После провала контрудара противник предпринял попытки ликвидировать непосредственно наш плацдарм на левом берегу. Первый контрудар силами двух танковых и моторизованной дивизий враг нанес 11 августа в направлении Сташува и продвинулся за два дня на 8 км.
Плацдарм к этому времени представлял собой неровное полукольцо, упиравшееся концами в Вислу. Примерно в середине этого полукольца, прикрывая направление на Сташув, оборонялась 53 гв.тбр из состава 6 гв.тк. К исходу дня 12 августа 53 гв.тбр оставила сначала железнодорожную станцию Шидлув, а затем - село Оглендув. Здесь имеет смысл обратиться к воспоминаниям командира 53 гв.гбр полковника В.САрхипова, который не без неточностей и противоречий (воспоминания-то писались спустя 30 лет после описываемых событий) воспроизводит события тex дней:


«В ночь на 13 августа в бригаде никто не спал. Во тьме, особенно летом, далеко и хорошо слышно. А звуки, которые до нас доносились, говорили, что утром будет тяжелый бой. За передним краем противника, в стороне Оглендува, непрерывно и слитно, все приближаясь и нарастая, гудели танковые моторы. Местность была здесь не просто песчаная, но с песком слабым и зыбучим. Достаточно сказать, что попытки танкистов отрыть укрытие для машин были тщетными - стены окопа оседали тут же. В предыдущих атаках мы не раз наблюдали, как буксуют в этих песках немецкие «пантеры», как их механики-водители вынуждены подставлять нам борта машин. В боях за Шидлуа и Оглендув эти поистине черепашьи маневры «пантер», значительно уступавшие «тридцатьчетверке» в подвижности, помогли нам нанести противнику очень чувствительные потери (только за 11 августа 53 гв.тбр уничтожила 8 танков противника - Прим.авт.). Надо полагать, что атаке в лоб по песчаным, открытым полям он предпочтет обходное движение. Перед нашим левым флангом (батальон Коробова) вся местность на виду. Зато на правом фланге (батальон Мазурина) есть глубокая и широкая лощина, по которой из Оглендува к Сташуву, пересекая передний край, тянется полевая дорога. За лощиной, где занимала оборону стрелковая часть, танки не пройдут - там болото. Значит, надо плотно прикрыть огнем выход из лощины.
Решили поставить несколько танков в засаду. Есть неофициальный термин: «заигрывающий танк». Его задача - заставить вражеские танки развернуться так, чтобы они подставили борта под огневой удар главных сил обороны. Эту роль мы поручили группе танков из батальона Мазурина. Возглавил группу заместитель комбата старший лейтенант П.Т.Ивушкин».


Тяжелый танк "Королевский Тигр" “Tiger II” захваченный бойцами Красной армии на Сандомирском платсдарме

Далее из воспоминаний В.С.Архипова следует, что в засаду поставили три танка (два средних и один легкий), обложив их копнами сжатой ржи и замаскировав таким образом под стога. Ближе к лощине стоял танк Т-34-85 младшего лейтенанта А.П.Оськина. Остальные танки бригады расположились справа и слева от дороги за грядой невысоких песчаных дюн. Впрочем, после нескольких недель непрерывных боев танков в 53 гв.тбр оставалось совсем немного - по-видимому, не более 15 машин. Но поскольку бригада находилась на направлении главного удара противника, в ночь на 13 августа командир 6-го гвардейского танкового корпуса генерал-майор В.В.Новиков передал в ее распоряжение много артиллерии. Прибыли корпусные 185-й гаубичный и 1645-й легкий артполки и 1893-й самоходный артполк СУ-85. Потом подошел 385-й армейский полк ИСУ-152. Хотя все эти части и не имели штатной численности, тем не менее представляли собой грозную силу. Кроме того, в тылу 53 гв.тбр был развернут 71 гв.ттп (11 танков ИС-2 и 1 ИС-85). Таким образом, выход из лощины находился под прицелом нескольких десятков орудийных стволов калибра 76- 152 мм.
На руку нашим танкистам было и то, что немецкая авиаразведка приняла вторую линию обороны 53 гв.тбр (батальон автоматчиков и часть артиллерии) за первую. В результате предшествовавший атаке удар вражеской артиллерии и авиации пришелся не по танковым батальонам. В 7.00 13 августа противник под прикрытием тумана перешел в наступление силами 16-й танковой дивизии при участии 11 (по другим данным 14) танков "Тигр» Ausf.B 501-го тяжелого танкового батальона.

«Туман мало-помалу рассеивался, - вспоминает В.С.Архипов, - тянулся ужо клочьями. Ивушкин доложил: «Танки пошли. Но вижу, послышу. Идут лощиной». Да я и сам слышал этот низкий, приглушенный откосами лощины гул. Приближался он очень медленно, нервы напряглись, чувствую, как капли пота катятся по лицу. Каково же им там, впереди?! Но копны были недвижимы.
Глаза были прикованы к выходу из лощины. Чудовищных размеров танк выбирался из нее. Он полз на подъем рывками, буксуя в песке.
Радировал с левого фланга и майор Коробов: «Идут. Те самые, неопознанные». (8 ночь на 13 августа разведка бригады доложила о появлении в Шидлуве танков неизвестного типа. - Прим.авт.) Отвечаю: «Не спешить. Как уговорились: бить с четырехсот метров». Между тем, из лощины выползла вторая такая же громадина, потом показалась и третья. Появлялись они со значительными промежутками, То ли это дистанция у них уставная, то ли слабый грунт их задерживал, но пока вышел из лощины третий, первый уже миновал засаду Ивушкина. «Бить?» - спросил он. «Бей!» Вижу, как слегка шевельнулся бок копны, где стоит танк младшего лейтенанта Оськина. Скатился вниз сноп, стал виден пушечный ствол. Он дернулся, потом еще и еще. Оськин вел огонь. В правых бортах вражеских танков, ясно различимые в бинокль, появлялись черные пробоины. Вот и дымок показался, и пламя вспыхнуло. Третий танк развернулся было фронтом к Оськину, но, прокатившись на раздробленной гусенице, встал и был добит».


Захваченный союзниками танк "Королевский Тигр" “Tiger II”

«Заигрывающие танки» сыграли свою роль. Немецкие боевые машины, выходя из лощины, поворачивали в сторону засады, подставляя свои левые борта под пушки танкистов и самоходчиков. Прямой наводкой ударило три десятка стволов, гаубичные дивизионы накрыли лощину навесным огнем, и она на всем протяжении до Оглендува скрылась в тучах дыма и песчаной пыли. В довершение немецкие боевые порядки «проутюжили» наши штурмовики. Атака противника захлебнулась. Во второй половине дня 16-я немецкая танковая дивизия возобновила атаки, но, судя по всему, «королевские тигры» в них уже не участвовали. Во всяком случае, среди 24 подбитых в этот день немецких танков, оставшихся перед позициями бригады, их было только три. Причем все три сгорели, и, по утверждению В.С.Архипова, сжег их экипаж младшего лейтенанта А.П.Оськина, в который, помимо него самого, входили механик-водитель А.Стеценко, командир орудия А.Мерхайдаров (стрелял-то, строго говоря, именно он), радист А.Грушин и заряжающий А.Халычев.
Впрочем, сам же В.С.Архипов так комментирует этот эпизод: «Кто подбил и сколько - вопрос трудный, потому что вели огонь и танкисты двух батальонов - Мазурина и Коробова, и приданные нам два артиллерийских и два самоходно-артиллерийских полка. Отлично работала и штурмовая авиация, и не только в поле нашего зрения, но и за его пределами».
Маловероятно, чтобы «тридцатьчетверка» Оськина, пусть даже и с предельно короткой дистанции, когда каждый выстрел - в цель, за считаные минуты, если не секунды, успела подбить три немецких тяжелых танка. В засаде были ведь еще два танка, которые тоже стреляли. Наконец, на головные немецкие машины обрушился шквал огня основных сил 53 гв.тбр и частей усиления. Судя по фотографиям буквально изрешеченных снарядами «тигров», подбитых в этом бою огонь велся с разных направлений и отнюдь не одним танком. По-видимому, абсолютно точно можно утверждать, что экипаж А.П.Оськина подбил головной «Королевский тигр», что тоже немало.


Танк "Королевский Тигр" “Tiger II” уничтоженный Красной Армией в боях за Берлин, май 1945 г.

За этот бой командир танка Александр Петрович Оськин был удостоен звания Героя Советского Союза, а командир орудия Абубакир Мерхайдаров - ордена Ленина. Натолкнувшись на мощную противотанковую оборону (а к полудню 13 августа и распоряжение 53 гв.тбр в дополнение к уже приданым частим усиления были переданы несколько батарей 1666-го иптап и дивизион 272-го гвардейского минометного полка БМ-13), немцы отошли на исходные позиции. К вечеру 53 гв.тбр заняла оборону по южному склону высоты 247,9 в 300 м от деревни Оглендув. Пополнив 1-й и 2-й батальоны танками за счет 3-го и 10 машинами, прибывшими из ремонта, около полуночи наша бригада без артподготовки атаковала Оглендув. К рассвету деревня была очищена от противника. Среди взятых трофеев оказались и немецкие танки неизвестного типа. Тут-то и выяснилось, что бой накануне пришлось вести с тяжелыми танками «Тигр-Б» (кстати, в последние годы и ряде изданий появились утверждения, что якобы сам Оськин впоследствии вообще отрицал этот факт, иачиляя. что подбил только Pz.IV).
Под таким названием немецкая машина фигурирует в наших документах тех лет). Об этом узнали из инструкций по эксплуатации, обнаруженных в брошенных танках. Утром, в горячке боя, разбираться было некогда. Поэтому в первом донесении, сосчитав горящие танки, сообщили «наверх» об уничтожении трех «пантер». Учитывая их внешнее сходство с «королевскими тиграми», это было неудивительно. Захваченные боевые машины имели башенные номера 102, 234 и 502. Танки №102 и №502 оказались командирскими - на них имелись дополнительные радиостанции. Обнаруженный во дворе дома на окраине деревни танк №502 был технически исправен и брошен экипажем по весьма прозаической причине: чтобы бежать не мешал. В танке находился полный боекомплект и достаточный запас топлива. Судя по всему, в утреннем бою 13 августа эта машина участия не принимала. При попытке запустить двигатель он завелся с пол-оборота.


Захваченный советскими войсками танк "Королевский Тигр" “Tiger II”

В 9.00 2-й танковый батальон 53 гв.тбр so взаимодействии со 2-й ротой 71-го гвардейского тяжелого танкового и 289-го стрелкового полков возобновили наступление. Находившиеся западнее Оглендува «королевские тигры» встретили их огнем. Тогда взвод танков ИС-2 гвардии старшего лейтенанта Клименкова выдвинулся вперед и открыл огонь по противнику. В результате короткого боя один «Королевский тигр» был подбит, а другой сожжен.
По мере продвижения вперед бригады 6 гв.тк организованного сопротивления противника уже не встречали. Бой распался на отдельные стычки и спорадические контратаки. На подступах к Шидлову в одной из таких контратак приняли участие 7 танков «Тигр-Б». Находившийся в засаде танк ИС-2 гвардии старшего лейтенанта В.А.Удалова подпустил «тигры» на 700 - В00 м и открыл огонь по головной машине. После нескольких выстрелов один танк был подожжен, а второй подбит. Затем Удалов лесной дорогой вывел свою машину на другую позицию и снова открыл огонь. Оставив на поле боя еще один горящий танк, противник повернул назад. Вскоре атака «королевских тигров» повторилась. На этот раз они шли на стоявший в засаде ИС-2 гвардии лейтенанта Белякова. С дистанции 1000 м ему удалось третьим снарядом поджечь вражескую машину. За одни сутки 14 августа танкисты 71 гв.ттп подбили и сожгли шесть «королевских тигров».


Танк "Королевский Тигр" “Tiger II” уничтоженный Красной Армией в боях на подступах к Берлину

Всего же между Сташувом и Шидлувом осталось 12 подбитых, сожженных и исправных, но покинутых экипажами «королевских тигров». Столь плачевный для немцев результат, вне всякого сомнения, стал следствием грамотной организации боя с нашей стороны. За этот бой командир 53-й гвардейской танковой бригады полковник В.С.Архипов был награжден второй Золотой Звездой Героя Советского Союза.

Захваченные танки доставили в Кубинку на НИБТПолигон. По результатам испытаний было сделано заключение, что «танк «Тигр-Б» представляет собой дальнейшую модернизацию основного тяжелого немецкого танка T-V «Пантера» с более мощным бронированием и вооружением».
Для оценки бронестойкости было решено подвергнуть обстрелу корпус и башню танка №102. Узлы и агрегаты с трофейной машины демонтировали для дальнейших исследований, а вооружение передали на ГАНИОП. Испытания обстрелом проводились в Кубинке осенью 1944 года. По их итогам были сделаны следующие выводы:


Немецкий тяжелый танк "Королевский Тигр" “Tiger II” в Будапеште

1. Качество брони танка «Тигр-II», по сравнению с качеством брони танков «Тигр-I», «Пантера» и СУ «Фердинанд», резко ухудшилось. В броне танка «Тигр-II» от первых одиночных попаданий образуются трещины и отколы. От группы снарядных попаданий (3 - 4 снаряда) в броне образуются отколы и проломы большой величины.
2. Для всех узлов корпуса и башни танка характерным является слабость сварных швов. Несмотря на тщательное выполнение, швы при обстреле ведут себя значительно хуже, чем это имело место в аналогичных конструкциях танков «Тигр-Б», «Пантера» и СУ «Фердинанд».
3. В броне лобовых листов танка толщиной от 100 до 190 мм при попадании в них 3-4 бронебойных или осколочно-фугасных снарядов калибра 152, 122 и 100 мм с дистанции 500 - 1000 м образуются трещины, отколы и разрушения сварных швов, влекущие за собой нарушение работы трансмиссии и выход танка из строя.
4. Бронебойные снаряды пушек БС-3 (100 мм) и А-19 (122 мм) производят сквозное пробитие при попадании в кромки или стыки лобовых листов корпуса танка «Тигр-Б» с дистанции 500 - 600 м.
5. Бронебойные снаряды пушек БС-3 (100 мм) и А-19 (122 мм) производят сквозное пробитие в лобовом листе башни танка «Тигр-Б» с дистанции 1000- 1500 мм.
6. Бронебойные 85-мм снаряды пушек Д-5 и С-53 лобовые листы корпуса танка не пробивают и не производят каких-либо разрушений конструкции с дистанции 300 м.
7. Бортовые броневые листы танка отличаются резкой неравнопрочностью по сравнению с лобовыми листами и являются наиболее уязвимой частью броневого корпуса и башни танка.
8. Бортовые листы корпуса и башни танка пробиваются бронебойными снарядами 95-мм отечественной и 76-мм американской пушек с дистанции 800 - 2000 м
9. Бортовые листы корпуса и башни танка не пробиваются бронебойными снарядами 76-мм отечественной пушки (ЗИС-3 и Ф-34).
10. Американские 76-мм бронебойные снаряды пробивают бортовые листы танка «Тигр-Б» с дистанции в 1,5-2 раза большей, чем отечественные 85-мм бронебойные снаряды».


Танк "Королевский Тигр" “Tiger II” на выставке трофейной техники в Москве


При исследовании брони танка в лабораториях ЦНИИ-48 было отмечено, что «заметно постепенное снижение количества молибдена (М) на немецких танках T-VI и T-V и полное отсутствие его в T-VIB. Причину замены одного элемента (М) другим (V-ванадием) надо, очевидно, искать в истощении имевшихся запасов и потерь баз, снабжавших Германию молибденом».
В ходе испытания вооружения 88-мм пушка KwK 43 показала хорошие результаты по бронепробиваемости и кучности, практически такие же, как у нашей 122-мм Д-25. Башню танка «Тигр-Б» 88-мм снаряд пробил навылет с дистанции 400 м.
Ухудшение качества брони на немецких танках и снижение качества сварных швов отмечали и союзники после обследования ими трофейных «королевских тигров».

Тем не менее, этот тяжелый немецкий танк оставался «крепким орешком». Вот что, в частности, сообщал в своем донесении о его бронировании сержант Клайд Брансон, командир танка из 2-й американской танковой дивизии: «Королевский тигр» с дистанции 150 м вывел из строя мой танк. Остальные пять танков открыли огонь по немецкой машине с дистанции 180 - 550 м. Хотя нашим танкистам удалось добиться пяти или шести попаданий, все снаряды рикошетировали от брони танка, и «Королевский тигр» ушел назад. Если бы у нас был танк наподобие «Королевского тигра», то мы давно были бы уже дома».


Видео обзор немецких танков, в том числе "Тигр 1" и "Тигр 2" (Королевский тигр)

Американский бронебойный 75-мм снаряд не пробивал лобовую и далеко не всегда пробивал бортовую броню «Королевского тигра». Достаточно эффективный против бортовой брони 76-мм снаряд пробивал лобовую броню только с дистанции 50 м. Впрочем, как упоминалось выше, советские 85-мм бронебойные снаряды справлялись с этим еще хуже. Пожалуй, единственным достойным противником «Королевского тигра» был советский тяжелый танк ИС-2. Неплохих результатов при стрельбе по немецким тяжелым танкам добивались и советские САУ с крупнокалиберными пушками: СУ-100, ИСУ-122 и ИСУ-152.

К концу 1944 года, по немецким данным, вермахт потерял 74 «королевских тигра», при этом лишь 17 удалось отремонтировать и вернуть в строй. Последними крупными сражениями, в которых участвовали «королевские тигры», стали наступления немецких войск в Арденнах и в районе озера Балатон. Германский план наступления в Арденнах был рассчитан на то, чтобы молниеносным ударом прорвать слабо защищенный участок фронта противника, устремиться к Намюру, захватить Льеж - главный центр коммуникаций 12-й группы армий союзников - и затем продолжить наступление на Антверпен и занять его. Если бы немцам это удалось, фронт союзных армий оказался бы разрезан на две части. Немцы рассчитывали уничтожить четыре армии: 1-ю канадскую, 2-ю английскую, 1-ю и 9-ю американские.

Для осуществления этого смелого, оригинального, но авантюрного плана фельдмаршалу фон Рундштедту передали 5-ю и 6-ю танковые армии СС и 7-ю полевую армию - всего около 250 тыс.человек и 1 тыс. танков. Подготовка к операции велась в обстановке абсолютной секретности, и она явилась полной неожиданностью для союзников.
16 декабря 1944 года немцы нанесли удар крупными силами между Моншау и Эхтернахом. Первая же атака обрушила союзный фронт, и германские танки устремились к Маасу. Впрочем, несмотря на густой туман, не позволявший союзникам использовать авиацию, уже 17 декабря сражение вступило в критическую фазу, так как чрезвычайно важный узел дорог - город Бастонь - прочно удерживала американская 101-я воздушно-десантная дивизия. Командовал ею генерал Маколиф.


Вид на лобовую часть танка "Королевский Тигр" T-VI

Попав в окружение и получив предложение сдаться, он ответил только одним словом: «Чудаки!». Немецкие моторизованные колонны были вынуждены обходить Бастонь по узким обледенелым горным дорогам. Темп наступления сбивался. Тем не менее, к 20 декабря 5-я танковая армия СС уже выходила к переправам через Маас. Командующий английскими войсками в Европе фельдмаршал Монтгомери был настолько напуган, что решил отводить свои дивизии к Дюнкерку. Но 24 декабря погода прояснилась - и это решило судьбу немецкого наступления. Около 5 тысяч самолетов англо-американских ВВС обрушили на боевые порядки, транспортные колонны и базы снабжения немецких войск лавину бомб и снарядов. К 1 января отступление армий Рундштедта носило уже массовый характер. Арденнское наступление провалилось.

В числе многих немецких танковых частей в этих боях принимал участие 506-й тяжелый танковый батальон. «Королевские тигры» вели огневые дуэли с «шерманами» в окрестностях Бастони. Там же воевали «тигры» 101-го тяжелого танкового батальона СС. 68-тонным танкам было тяжело маневрировать на узких горных дорогах, где их к тому же не выдерживал ни один мост. С помощью «базук» американские парашютисты, оборонявшие Бастонь, подбили немало немецких тяжелых танков.

Значительно лучше подходила для действий крупных танковых соединений местность в окрестностях озера Балатон в Венгрии, где немцы и предприняли последнюю в ходе Второй мировой войны попытку наступления. Его целью было деблокирование окруженной в Будапеште группировки.

Первый удар немецкие войска нанесли в ночь на 2 января 1945 года. В наступление перешел lV-й танковый корпус СС при поддержке частей 6-й полевой армии - 7 танковых и 2 моторизованных дивизии. Эта группировка быстра прорвала фронт 4-й гвардейской армии и продвинулась в глубь нашей обороны на 30 км. Создалась реальная угроза прорыва немецких войск к Будапешту. На этот участок советское командование перебросило 1305 орудий и минометов и 210 танков. Все дороги были перекрыты батареями тяжелой и зенитной артиллерии, способной пробить лобовую броню немецких танков, а на флангах позиций с выносом в сторону противника были закопаны 57-и 76-мм пушки, предназначенные для ведения внезапного огня по бортам танков с коротких дистанций.


Немецкий тяжелый танк "Тигр 2" (Королевский Тигр)

Благодаря хорошо организованной обороне немецкое наступление к вечеру 5 января было остановлено. В протоколах, составленных после боев трофейной командой 4-й гвардейской армии, значатся сгоревшими и подбитыми 5 танков «Тигр-Б» (все из 503.sPzAbt), 2 танка «Тигр», 7 танков «Пантера», 19 танков Pz.IV, 6 танков Pz.lll, 5 самоходных орудий и 19 бронетранспортеров и бронеавтомобилей. Кроме того, некоторые машины были в такой степени искорежены, что представляли собой груды металлолома и по ним нельзя было определить тип танка или САУ.
Утром 18 янааря немецкая группировка возобновила наступление, теперь в направлении на Секешфехервар. 22 января город был оставлен нашими войсками. Чтобы заставить советское командование снять часть своих сил с направления главного удара, немцы 25 января предприняли танковую атаку из района г.Замоль на Миклош. В 9.20 две группы из 12 танков «Пантера» и 10 «Тигр-Б» из 507-го тяжелого танкового батальона начали атаку позиций 1172-го истребительно-противотанкового полка. Командир полка решил заманить немецкие танки в огневой мешок, и это удалось. Потеряв за 6 часов непрерывного боя 16 орудий, полк уничтожил 10 «пантер» и «королевских тигров», а также 3 средних танка и 6 самоходных орудий.

История создания и боевое применение танков "Тигр 1" и "Тигр 2" (Королевский тигр)

Наиболее эффективными в борьбе с немецкими тяжелыми танками стали орудия, в том числе самоходные, крупных калибров. Так, 10 марта в ходе отражения второго этапа немецкого наступления отличились самоходки 209 сабр. Например, батарея СУ-100 под командованием капитана Васильева уничтожила в течение одного боя три танка «Тигр-Б».
Всего же в боях у озера Балатон в январе - марте 1945 года было уничтожено 19 танков этого типа. На 1 марта в строю вермахта и войск СС оставалось 226 танков «Королевский тигр».
Значительная часть боевых машин этого типа была сосредоточена в Восточной Пруссии. В обороне Кенигсберга принимали участие тяжелый танковый батальон «Groftdcutschland» из состава одноименной дивизии, 511-й (бывший 502-й) и 505-й тяжелые танковые батальоны. Танки использовались небольшими группами и, главным образом, для стрельбы с места. В качестве неподвижной огневой точки «Королевский тигр» оказался наиболее эффективным. Так, например, 21 апреля 1945 года при отражении атаки огнем одного «Тигра II» и двух САУ «Хетцер» было подбито 12 советских танков.
По немецким данным, за неделю боев с 13 апреля 511 sPzAbt записал на свой боевой счет 102 советских боевых машины! Правда, традиционно не сообщается, сколько из них сгорело, то есть было потеряно безвозвратно.


Немецкий тяжелый танк "Тигр 2" (Королевский Тигр) с башней Порше

Остатки 505.sPzAbt, приданые остаткам 5-й танковой дивизии, закончили свой боевой путь в Пиллау (ныне г.Балтийск Калининградской области РФ). 502-й (бывший 102-й) и 503-й (бывший 103-й) тяжелые танковые батальоны СС участвовали в обороне Берлина. Последний «Королевский тигр» был подбит в Берлине 2 мая 1945 года в районе моста Шпандау.
К сожалению, в немецкой статистике последнего месяца войны давались объединенные данные по обоим типам «тигров», поэтому указать точное количество «королевских тигров» на том или ином театре военных действий не представляется возможным. По состоянию на 28 апреля 1945 года на Восточном фронте находилось 149 «тигров» обоих типов (из них боеготовых - 118), в Италии - 33 (22), на Западе - 18 (10).

Танк "Королевский Тигр" (Tiger II) на ходу. Ожившая легенда на одном из танковых фестивалей.

В настоящее время «королевские тигры» имеются в экспозициях Saumur Musee des Blindes во Франции, RAC Tank Museum Bovington (единственный сохранившийся экземпляр с башней Порше) и Royal Military Colledge of Science Shrivenham в Великобритании, Munster Lager Kampftruppen Schule в Германии (передан американцами в 1961 году), Ordnance Museum Aberdeen Proving Ground в США, Switzerlands Panzer Museum Thun в Швейцарии и Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой.

__________________________________________________________________________
Источник данных:"Энциклопедия немецких танков 2-й Мировой войны", П.Чемберлен, Х.Дойл; Журнал "Бронеколлекция" М.Братинский (1998. - № 3)

Обзор видео гайд Tiger II World of Tanks

PzKpfw VIB Tiger II World of Tanks он же Королевский Тигр - тяж 8 уровня.

ТТХ PzKpfw VIB Tiger II

Прочность: 1600 НР

Предельная масса танка: 72,97 т

Мощность: 870 л.с.

Максимальная скорость: 28 км/ч

Скорость поворота башни: 25 гр/сек

Скорость поворота корпуса: 26 гр/сек

Броня корпуса: 150/80/80

Броня башни: 185/80/80

Орудие: 10,5cm KwK 46L/68

Пробиваемость: 225/285/60

Урон: 320/320/420

Скорострельность: 5,26 выстр/мин

Разброс: 0,34 м /100 м

Сведение: 2,3 с

Рация: 710 м

Обзор: 400 м

PzKpfw VIB Tiger II гайд видео

Плюсы

  • Точная пушка с хорошей пробиваемостью
  • Отличный обзор
  • Большое количество ХП
  • Вращение на месте

Минусы

  • «Слабый» НЛД
  • Низкая динамика
  • Большие размеры танка
  • Недостаточные УВН

Экипаж и дополнительные умения

Танк отличная машина для продавливания вражеской обороны, а также великолепно себя показывает в игре со второй линии, благодаря точному и пробиваемому орудию. Как на любом тяже первым следует прокачать ремонт всем, кроме командира. Командиру рекомендую прокачивать «Шестое чувство». Это поможет избежать «чемоданов» от арты играя на второй линии. Наш КоТэ любит гореть поэтому вторым навыком у водителя качаем «Чистота и порядок». Командиру лучше всего прокачать вторым навыком «ремонт». Хотя мы имеем отличное сведение, прокачая наводчику перк «Плавный поворот башни» мы получим дополнительное преимущество перед врагом. Чтобы увеличить наш и без того отличный обзор прокачиваем радиоперехват. Как и большинство мы часто будем оставаться с 10% прочности, а значит навык «Отчаянный» у заряжающего будет нам полезен.

Дополнительные модули

Да PzKpfw VIB Tiger II World of Tanks это тяжелый танк, но в ближнем бою у нас есть слабые места, это прямые борта и незащищенный НЛД, поэтому многие выбирают играть в танк поддержки, благо орудие нам это позволяет. Досылатель, Стабилизатор вертикальной наводки и Вентилятор набор для снайперского стиля игры. Если же вы любите продавливать оборону противника, поддерживать РАШ, и все время находиться впереди, то вентилятор стоит заменить на Оптику, это даст шанс раньше обнаружить противника и сделать выстрел первым.

Тактика

Играя на танке PzKpfw VIB Tiger II, мы можем отлично проявлять себя, как снайпер. Топовое орудие имеет отличную пробиваемость, скорость сведения и альфа-дамаг. Играя со второй линии старайтесь использовать укрытия от арты. Постоянно кройте свой НЛД используя складки местности. Если вы хотите поддержать атаку и играете на передовой, то не забывайте ставить танк под углом («ромбом»). Стараемся постоянно подставлять лоб под выстрел противника. Если вас пытается закруглить светляк или , стараемся отъехать к любой стене или краю карты так, что бы враг не смог крутиться вокруг вас. Помните, что отступление является таким же элементом боя, как и наступление. Иногда выгоднее отъехать назад и вытянуть врага под удар своих союзников, нежели погибнуть, не причинив врагу значительного урона.

Вывод

Кто-то говорит, что PzKpfw VIB Tiger II проходной танк на пути к . По мне Tiger II Мир Танков отличная машина для своего уровня. Орудие позволяет отлично разбирать танки 9-10 уровня. Топовая башня отлично держит удар. Играя в команде, КоТэ может нанести значительный урон врагу.