К началу Второй Мировой Войны школа советского танкостроения имела машины трех классов: легкие, средние и тяжелые. Каждая категория предусматривала выполнение четко поставленных задач. Например, средние машины исполняли роль быстрой и мобильной силы, способной заткнуть дыру в обороне или обойти противника по флангам.

в этом году особую роль выполняли тяжелые танки серии ИС и КВ

Особую роль выполняли тяжелые танки серии ИС и КВ, обладающие толстой броней и мощным вооружением. В 1941 году это КВ и КВ-2. Немецкие орудия не могли пробить защиту этих машин на расстоянии до 100 – 200 метров, в то время, как ответные выстрелы советских пушек с легкостью выводили из строя Т-2 и Т-3.

К сожалению большая часть КВ была потеряна в первые годы страшной войны. История ИС продолжилась и после Великой Отечественной войны. Советские военные конструкторы создали несколько модификаций грозного танка.

В 1942 – 1943 гг. немецкое командование приняло на вооружение новые средние и тяжелые танки – «Пантера» и «Тигр». Они с легкостью пробивали бронезащиту советских машины, с расстояний в 1 – 2 км.

Однако после Курской дуги Сталиным был дан приказ на форсированную разработку танков, способных выполнять поставленную задачу и не нести значительные потери от «Панцерваффе».


Танк ИС 1 (фото)

Одной из таких машин стал ИС-1 (ИС – расшифровывается, как Иосиф Сталин). Танк получился мобильным, обладал просторной башней и оснащался 85-мм орудием.

ИС-1 стал пионером в истории танков ИС.

Давший начало выпуска целой серии тяжелых бронемашин. Последним стал ИС-8 или Т-10м, выпускавшийся вплоть до начала 60-х годов и сочетавший в себе современные технологические решения.

Характеристики танков Йосиф Сталин (ТТХ)

Краткое описание и характеристики танков ИС всех модификаций приведены ниже. Боевая машина пользовалась популярностью на фронтах Великой Отечественной войны. После победы над фашистами история создания танка ИС продолжилась. Появились новые модификации, которые были приняты на вооружение не только в СССР, но во многих зарубежных странах.

Самая первая модель серии, оснащалась 85-мм орудием Д-5т. Первые машины появились в советской армии в 1943 году. Предполагалось, что машина станет советским аналогом танка «Тигр» и будет способна выдерживать попадание 88-мм бронебойных снарядов его пушки. На деле же оказало, что бронирование не всегда защищало экипаж от подобной угрозы.


Танк Йосиф Сталин (фото)

Советский танк ИС базировался на глубокой модернизации шасси КВ и КВ-13. Это положительно сказывалось на проходимости по плохим грунтам за счет широких траков. Экипаж насчитывал 4 человек, размещенных в передней части и в боевом отделении.

После первых сражений, в которых принимал участие ИС-1, выявилась проблема с орудием. Дело касалось способности пробивать вражескую бронетехнику. Если с Т-3 и Т-4 проблем не было, то с Т-5 и Т-6 приходилось трудно.

Лобовая броня «Пантеры» поддавалась снаряду, выпущенному из Д-5Т, только на расстоянии ближе полукилометра.

Начались спешные работы по решению проблемы. Всего выпустили 107 машин.

На базе первого ИС’а выпускалась самоходная установка ИСУ-152, с расположенным в неподвижной рубке орудием МЛ-20С.


После того как с театра военных действий пришли сводки об эффективность ИС-1, командованию стало ясно – не хватает огневой мощи для противодействия вражеским тяжелым машинам. Началась спешная разработки улучшенной версии первой модели.

Для повышения огневой мощи приняли решение установить орудие калибром 122-мм Д-25Т. Это позволило ИС-ам второй серии бороться с «Тиграми» и «Пантерами», а как показала практика Корейской войны и американскими танками, более эффективнее.

ИС-ы планировались, как танки прорыва эшелонированной обороны.

Этому способствовал мощный 122-мм фугасный снаряд. В целях противодействия низколетящей авиации на крыше башни установили зенитный пулемет – ДШК. Из него вел огонь командир танка, высовываясь из люка.

Немного о недостатках:

  • слабое бронирование башни. Конструкция танка была перегружены и шасси просто не выдерживали увеличения массы;
  • малый объем башни и неудобность заряжания. Башня ИС-2 от башни первой модели ничем не отличается. Рассчитанная изначально на казенную часть 85-мм пушки, в ней стало катастрофически мало места после установки Д-25Т, что приводило к снижению скорости работы заражающего;
  • низкая боевая скорострельность. В идеальных условиях – 3-4 выстрела в минуту, в боевых – 1-2. Причины? Одна приведена выше, вторая раздельно-гильзовое заряжание;
  • проблемы с ходовой частью.

Несмотря на вышеперечисленное танк оказался удачным. Особенно когда его доработали и выпусти модификацию 1944 года со спрямленной лобовой деталью. В России ИС-2 стоял на вооружении до 1995 года, в странах третьего мира – воюют на нем до сих пор. Выпущено – 3395 штук.

На базе второй модели выпускалась самоходная установка СУ-122 и СУ-122С. Вместо башни – рубка, с установленным орудием 122-мм и улучшенным противооткатным оборудование.


Тяжелый танк, разработанный и прошедший полевые испытания на поздних этапах Второй Мировой. Являлся эволюционным продолжением ИС-2, в котором пытались исправить все недочеты и недоработки предыдущей модели.


Разработка ИС-3 стартовала летом 1944 года. Первые серийные образцы начали выпускаться в мае 1945 года.

Изначально машина разрабатывалась под названием «Кировец», но впоследствии была переименована в ИС-3.

В сражениях она участие не приняла. Зато навела шороху среди западных «союзников» на Параде Победы. Британцы даже начали разрабатывать тяжелые противотанковые установки FW 183, которые должны были оснащаться 193-мм орудиями.

Основные изменения в третьей модели коснулись бронирования.

Башня стала обтекаемой, с большими углами наклона. Верхняя лобовая деталь выполнена в форме щучьего носа, что увеличивало приведенную броню.

В последствии этот прием использовался на следующих машинах серии. Были попытки создания аналогичного расположения бронелистов на французских танках.

Как ни старались конструкторы, но в танке остался ряд проблем. В частности, с ходовой частью и силовой установкой. Проблемы выявились в условиях «мирной» эксплуатации. Когда машину часто перегоняют на разные места дислокации.

Откровенно говоря, в условиях тотальной войны эта проблема не была значительной – танк просто не «доживал» до поломки.


В 60-е годы ИС-ы активно продавались союзникам СССР. В частности, в КНДР и Египет. Египетские войска использовали танки против Израиля, где были потеряны или захвачены в качестве трофеев.

до этого года на службе РФ стояли ИС-ы

На службе России эти машины стояли до 2014 года. Выпущено – 1555 шт. Много ИС-3 было законсервировано на базах хранения и в виде памятников. В 2014 году группе ополченцев Донбасса удалось снять один танк с постамента и завести.

Вес 49
Длина, высота, ширина, см 985, 245, 315
Тип брони Сталь. Детали катанные и литые
Бронирование корпуса (лоб, борт, корма, днище, крыша), см 11, 9, 6, 2, 2 (Верхние бронелисты выполнены в виде “щучьего носа”)
Бронирование башни (лоб, борт, маска, корма, крыша), см 25, 11, 25, 11, 2
Вооружение 122-мм Д-25т, 1 х 7,62 ДТ, 1 х 12,7 ДШК
Дизельный двигатель В-11, 520 л/с
Скорость по шоссе и бездорожью, км/ч 40, 16
Запас хода в среднем 150 — 300 км

На базе третьей модели создавалась самоходка ИСУ-152 (Обр. 1945 г.). Отличалась сложной бронированной схемой рубки и установкой орудия МЛ-20СМ. Особую известность машина приобрела за счет игры World Of Tanks.


Параллельно с разработкой 3-го ИС-а велась разработка еще одного тяжелого танка этой серии. Новая модель получила наименование ИС-4 и разрабатывалась с 1944 года. После прохождения полевых тестов комиссия приняла танк на вооружение в 1947 году.


Основные проблемы выявились уже после ввода 4-ой модели в армейские части. Первая – высокий вес, который не выдерживался мостами тех времен. Вторая – низкая надежность трансмиссии. После выпуска нескольких десятков машин, принято решение о прекращении производства. Выпущено 258 шт.

Отличия от ИС-2 (Именно 2 модель полностью легла в основу 4-ой):

  • лучшая защищенность;
  • более мощная силовая установка.

В конце 40-х годов на вооружении СССР имелось три тяжелых танка. Однако эти машины не устраивали советское командование своими характеристиками и было принято решение о создании новой машины, которая должна была заменить их.


Первые тестовые испытания провели в 1949 году. Танк снабжался орудием с-34, калибром 100-мм, и обладал существенными показателями бронирования. Однако в серию так и не пошел. Зато используя полученные опыт и наработки началась разработка ИС-8 или Т-10. Количество выпущенных машин и их ТТХ неизвестны.

Разработка началась в 1943 году. Основной отличительной особенностью модели должна была стать электротрансмиссия, получающая питание от генератора, совмещенного с дизельным двигателем.

Такое решение позволяло улучшить управляемость. Однако имелся и ряд недостатков: низкая надежность, большая масса, сложная система охлаждения и использование меди.


Выпустили 2 образца. Одни с дизелем, второй с новаторской трансмиссией. В ходе испытаний второй вариант не получил особых преимуществ. Комиссия приняла решение о закрытие проекта. Можно проследить аналогию с немецким «Тигром» Порше.

Проектирование данного танка стартовало в 1945 году. За основу взяли модель третьей серии, но внесли в ТТХ ИС ряд существенных изменений. Первые полигонные испытания провелись в 1947 году.


Фото танка ИС 7

Прошли они успешно, но танк на вооружение не приняли по целому ряду причин:

  • высокие массо-габаритные показатели. Боевая машина получилась тяжелая, а длина не позволяла перевозить ее на железнодорожных платформах;
  • стоимость получилась под стать весу;
  • требовалось обучать дополнительного заряжающего;
  • боевая скорострельность достигала 1-2 выстрелов в минуту. Это с учетом двух заряжающих и полуавтоматического казенника – снаряды 130-мм пушки были тяжелыми.

Имелись проекты и чертежи артиллерийских установок, использующих туже ходовую часть – Об. 261 и Об. 263.

Дальнейшее развитие идеи танка ИС пятой серии. Прошел полевые и армейские испытания и был принят на вооружении советской армии в 1954 году.

Переименовали танк ИС 9 в Т-10 уже после смерти Иосифа Сталина.

Снят из армейским формирований РФ в 1993 году.


Танк ИС 9 (фото)

Машина ИС внешне напоминала третью модель. Такая же схема бронирования, но с наращиванием толщины. Орудие 122-мм. Экипаж 4 человека. Танк производился до 1966 г.

ТТХ ИС последней модели указаны в таблице:

Кроме линейного танка были разноплановые использования шасси. Работы велись разными конструкторскими бюро.


Танк ИС 8 (фото)

Планировалось производить различные артиллерийские системы, противотанковые установки и, даже, мобильные атомные электростанции. К сожалению большая часть проектов была закрыта, так и не получив дальнейшего развития.


ТЭС-3, один из закрытых проектов

Танки ИС в играх

Об этих машинах писались книги и мемуары. Часто показывали в кино. Советские дети росли, играя игрушечными танками этой серии.

Танки ИС - одни из самых знаменитых танков времен ВОВ.

Второе дыхание началось с развитием информационных технологий. Тема войн – одна из популярнейших, а танковая – в особенности.


Танки ИС в компьютерной игре

Ярким примером могут послужить сессионные онлайн-проекты Российской студии Gajin и белорусской Wargamig. Благодаря им широкие массы узнали о «бумажных» проектах, вроде Об. 261. Не стоит забывать о серии Panzer Gemerals и других пошаговых варшеймах, посвященных тематике Второй Мировой.

Видео о танках ИС

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Как известно, празднества по поводу вручения Нобелевской премии проходят в стокгольмской ратуше в день смерти Альфреда Нобеля. То есть получается, что на самом деле этот весёлый ужин - поминки по учредителю премии. Любопытно, что свои дни рождения Альфред Нобель не праздновал, они были для него обычными рабочими днями, зато его уход из жизни шумно отмечается вот уже более 100 лет.

Человек - царь природы! Мы - единственные разумные существа на планете! Наш мозг имеет безграничные возможности!… Каких только комплиментов человек не придумывает сам себе! Однако время от времени человечество сталкивается с фактами, которые не позволяют ему задирать нос слишком высоко. Вот, к примеру, около ста лет назад в Южной Африке найдены останки боскопов - первобытных существ с потрясающими черепами, в которых помещался, без сомнения, потрясающий мозг. В прошлом году вышла книга известных американских нейрофизиологов Гари Линча и Ричарда Грейнджера «Большой мозг: происхождение и будущее интеллекта человека». Речь в ней идёт в основном об этих самых боскопах…

Знаменитая морская разбойница Чжэн Ши вошла в историю под именем Госпожа Цзин. В отсутствие сильной власти и порядка в Китае и на Дальнем Востоке в начале XIX века она сумела создать собственную империю, где властвовала безраздельно…

20 июля все шахматисты - любители и профессионалы, - свободно владеющие словами «рокировка», «миттельшпиль», «гамбит» и прочими из той же серии, с особенным чувством выставляют шахматные фигуры на клетчатую доску и разыгрывают партию. Так они отмечают Международный день шахмат.

Забота о здоровье монархов испокон веков являлась делом государственной важности. Неудивительно, что отбор на роль придворных лекарей был очень тщательным. Правда, на Руси предпочтение почему-то отдавали иностранным медикам, которых на данном поприще чаще всего ждала трагическая судьба.

Со дня смерти Николы Теслы прошло уже более шестидесяти лет, но тайна это го великого учёного, поражавшего мир своими изобретениями и открытиями, по-прежнему остаётся тайной. Его называли сверхчеловеком, а кое-кто даже подозревал в связях с самим дьяволом!

Сейчас это кажется неправдоподобным, но в нашей истории, оказывается, было такое время, когда русские впервые открывали для себя Волгу. По историческим меркам, не так уж давно это и было - всего несколько сотен лет назад. А до того Волгу открывали не один раз, и сейчас уже никто не сможет подсчитать, на каком множестве языков говорили на её берегах за все тысячелетия существования разных цивилизаций в Среднем Поволжье. При этом каждый народ называл реку своим именем и каждому из них было отведено своё историческое время.

Ученик Иисуса, галилеянин Пётр, - одна из самых противоречивых фигур в Священном Писании. Порою он бывал злобен, труслив и завистлив, а когда Христа вели на казнь, отрёкся от своего учителя. Так почему же Иисус с самого начала поручил именно Петру стать отцом новой Церкви? Может быть, Христос знал: этот апостол выполнит свою миссию и в самый важный момент проявит истинное мужество? Ответы на многие вопросы, связанные с личностью Петра, появились лишь в XX веке. Произошло это благодаря открытиям археологии и некоторых других наук.

Серия танков ИС появилась в годы Великой Отечественной войны, а её последний представитель стоял на вооружении аж до 1993 года.

Давайте подробнее рассмотрим эти легендарные машины, получившие своё название в честь Иосифа Сталина и стоящие на страже нашей Родины не одно десятилетие.

ИС-1

После появления немецкого Тигра советские тяжёлые танки КВ-1 резко устарели и стали уступать противнику практически во всём. В Советском Союзе начали спешно разрабатывать технику, способную конкурировать с тяжёлыми танками Вермахта.

В основу новой машины, получившей название Объект 237 или ИС-85, легло множество узлов и инженерных решений от серии КВ, можно считать ИС-1 результатом внушительной модернизации КВ-1.

Танк получил плотную компоновку, что позволило сократить массу до 44-46 тонн при лучшей бронезащите, обеспечив хорошую подвижность .

Всего было выпущено 130 единиц.

ИС-2

Эволюция своего предшественника, приведшая к созданию одного из самых мощных танков своего времени. Альтернативное название Объект 240 или ИС-122, поскольку основным вооружением стала мощнейшая 122 мм пушка. Её установили из-за того, что 85 мм пушка на предшественнике не справлялась с Тиграми и Пантерами.

После обкатки в боях и выявления слабой защиты лобовой части корпуса, ступенчатую верхнюю лобовую деталь заменили на прямую толщиной 120 мм, расположенную под наклоном, практически неуязвимую для немецких пушек 8.8 Pak 43.

ИС-2 постоянно участвовал в боях, начиная с 1944 года, был выпущен в количестве 3475 единиц.

ИС-3

Грозная машина, опоздавшая на войну, альтернативное название Объект 703. Создана на опыте танковых боёв Второй мировой войны, отличается необычной формой верхней лобовой детали, получившей название щучий нос.

Конусообразная броня толщиной 110 мм и обтекаемая башня обеспечивали лучшую на то время защиту от бронебойных снарядов.

С 1945 по 1946 год создали больше чем 2300 ИС-3 , но танк оказался сырым, с большим количеством недостатков, из-за чего производство прекратили.

ИС-4

В 1944 году появилось первые опытные образцы Объект 701, отличающиеся очень серьёзной бронёй, практически неуязвимой для пушек того времени.

Сначала вместо ИС-4 на вооружение приняли ИС-3, но в 1946 году, когда третья модель оказалась полна недостатков, работы над четвёркой возобновились и в 1946 году ИС-4 взяли на вооружение армии Советского Союза.

Тяжёлый танк массой 60 тонн оказался ненадёжным и малоподвижным, а его броня стала слабой сразу после появления кумулятивных боеприпасов.

Всего выпустили 258 таких машин.

ИС-5

Имеет две версия, одна из которых никогда не выходила за пределы макета.

Вторая версия под обозначением Объект 730 стала прототипом ИС-8.

ИС-6

Начал разрабатываться в конце 1943 года как танк прорыва, превосходящий существующие. Существовало две версии, с привычной механической трансмиссией и с электромеханической, непривычной для нашей школы танкостроения.

Объект 252 с обычной трансмиссией не продемонстрировал ничего выдающегося по сравнению с ИС-4, уступив последнему в защите.

Объект 253 с электромеханической трансмиссией оказался ещё хуже, поскольку трансмиссия постоянно выходила из строя и имела внушительную массу.

ИС-7

Тяжёлый танк Объект 260, воплотивший всё лучшее из того, что было у советских конструкторов. Работы начались в 1945 году и завершились выпуском в 1947 году первых экземпляров.

Самый тяжёлый советский танк, его масса достигла 68 тонн. Щучий нос с толщиной листов брони в 150 мм, обтекаемая башня с лобовой частью в 210 мм, дизельный двигатель, развивающий 1050 л.с. и нарезное орудие С-70 калибра 130 мм.

ИС-7 оказался слишком тяжёлым, дорогом и сложным, в результате чего на вооружение не был принят. Зато послужил экспериментальной моделью для обкатки инженерных решений, применённых в будущем на других танках.

3-05-2016, 14:58

Привет всем приверженцам советской техники и другим игрокам World of Tanks! Сегодня мы поговорим о легендарной машине, тяжелом танке седьмого уровня ветки СССР – это ИС гайд, или если вспомнить полное название данного тяжа – Иосиф Сталин.

ТТХ танка ИС

Разумеется, уже само только название этой машины – Иосиф Сталин, говорит нам о ее значимости и легендарности. Однако если рассматривать ИС характеристики, замечаем не меньше приятных моментов.

Для начала хочется отметить, что мы имеем потрясающую для тяжелого танка седьмого уровня подвижность. При нашем весе и двигателе, удельная мощность получается немного выше 15 лошадиных сил на тонну. Данный показатель позволяет ИС танк World of Tanks развивать хорошую скорость весьма быстро и держать ее также уверенно, сохраняя динамику. С маневренностью у тяжа тоже все в полном порядке и это прекрасно.

Что касается бронирования, этим нашим показателям позавидуют многие одноклассники. Да, возможно, цифры у нас не рекордные и есть довольно много уязвимых мест, но зато углов наклона брони и различных скосов в силуэте башни и корпуса, тяжелый советский танк ИС имеет предостаточно, что позволяет очень часто ловить рикошеты и непробития.

В остальном ИС ТТХ располагают увесистым запасом прочности и низким обзором, последний параметр придется как-то исправлять перками и оборудованием.

Орудие ИС

Глядя на вооружение, снова начинаешь невольно удивляться. Нет, конечно, бронепробитие у ИС орудие незавидное, но вы только посмотрите на разовый урон! Даже наша средненькая скорострельность в сочетании с огромным альфастрайком не мешает выдавать примерно 1900 единиц урона в минуту, и это без оборудования и всего остального.

В остальном пушка не слишком комфортная, разброс у нее огромный, стабилизация ни к черту, да и точности откровенно мало, так что назвать ИС танк метким язык не поворачивается. Кстати, углы вертикально наводки составляют всего -6 градусов вниз, что тоже не очень комфортно, но и неплохо.

Однако ИС-1 World of Tanks имеет еще одно орудие на выбор. Оно отличается несколько меньшей альфой, повышенной скоростью перезарядки и более комфортной точностью. При этом ДПМ мы имеем примерно тот же, но с этой пушкой отличается стиль игры. У нас появляется возможность реализовывать свой урон на средних и дальних дистанциях. Да у Д-10Т годовые снаряды пробивают лучше, что также хорошо при конфронтации с более высокими по уровню танками.

Преимущества и недостатки

В общих чертах мы разобрались, выделили несколько сильных и слабых сторон этой машины, а теперь внесем немного конкретики и разобьем все по пунктам для наглядности.

Плюсы:
Великолепный разовый урон;
Хорошая подвижность, динамика и маневренность;
Неплохое бронирование с рациональными наклонами;
Высокий ДПМ.

Минусы
Низковатое бронепробитие;
Плохая точность;
Маленький обзор.

В остальном танк играется очень бодро, способен творить чудеса, будучи вверху списка, умело танковать и набивать много урона. Что касается боев вне топа, тут приходится несколько сложнее, нужно заряжать голду и играть более осторожно.

Оборудование для ИС

Касательно того, какое брать на ИС-1 танк оборудование, все довольно просто. Главная задача – как можно сильнее минимизировать наши главные недостатки и усилить преимущества, так что выбор будет следующим:
– позволит поднять наш и без того приличный ДПМ, чаще пользоваться шикарной альфой.
– косое орудие часто доставляет неудобства, а увеличение скорости сведения способно немного повысить комфорт.
– отличная возможность поднять обзор до приемлемых значений.
Последний пункт не является аксиомой, ИС танк WoT также неплохо себя чувствует с , которая бустит все характеристики. Тут каждый для себя должен решить, что ему важнее.

Обучение экипажа

И снова придерживаемся того же правила, что и в случае с оборудованием, но стоит помнить, что в нашем распоряжении всего 4 танкиста. Таким образом, качать на ИС перки экипажу мы будем, делая упор на повышение комфорта стрельбы и прочих не менее важных характеристик.
Командир (радист) – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для ИС

Выбирать для ИС снаряжение придерживаясь экономичного варианта проще некуда, берем джентльменский набор в виде: , , . Если же проблем с серебром или золото вы не испытываете, смело выбирайте премиумные раходники , , , где последний вариант совсем неплохо заменяется на , мы не страдает от пожаров.

Тактика игры на ИС

В нашем распоряжении очень динамичная, как для тяжелого танка машина, обладающая шикарным разовым уроном, хорошим бронированием и плохой точностью. Все это диктуем свои правила, а потому на танке ИС тактика ведения боя заключается в игре на первой линии.

Тут мы чувствуем себя наиболее комфортно, ведь нивелируются проблемы точности и обзора. Наилучшим вариантом будет умеренное сближение с противником и игра от альфы. Делаем выстрел и закатываемся в укрытие, пока идет перезарядка.

Если же ваш выбор пал на 100-миллиметровое орудие, тактика поведения может несколько изменится. С этой пушкой ИС тяжелый танк более уверенно себя чувствует на средних и дальних дистанциях, повышенная точность позволяет реализовывать ДПМ более уверенно, меньше полагаясь на волю ВБРа.

Что касается конфронтации с врагом, старайтесь доворачивать корпус, так у ИС-1 танк WoT значительно повышается приведенная броня и такновать становится гораздо легче. При этом постоянно пританцовывайте, двигаясь назад и вперед, влево и вправо, чтобы оппоненту было сложнее выцеливать уязвимые места. Не забывайте об угрозе от артиллерии, прячьтесь в рельефе местности или за постройками.

Вообще, ИС танк довольно гибкая машина, мы можем как продавливать направления, так и довольно резво менять фланги, поддерживать союзников и возвращаться для сбивания захвата и защиты базы. Все зависит от ситуации в бою и анализа мини-карты.

В остальном остается сказать, что ИС стоит брать, мало того, что это действительно сильная машина, через нее лежит путь к очень интересной ветке развития тяжелой техники СССР с еще более легендарным топовым тяжем.