У Гитлера были определенные идеи — от массового убийства евреев до завоевания Европы. И он всячески пытался показать свое величие. Нацисты даже построили то, что было бы крупнейшим в мире отелем, но проект должен был быть отменен, потому что были более насущные вопросы, такие как вторжение во Францию.

В 1930-х годах Франция построила ряд массивных укреплений и препятствий, называемых Линией Мажино, чтобы защитить страну от вторжения с востока. Эти укрепления были одними из самых сильных в в то время, с глубокими подземными бункерами, современными убирающимися башнями, пехотными укрытиями, баррикадами, артиллерийскими и противотанковыми пушками и т. д. Вермахт не смог проникнуть в эту грозную оборону. Поэтому Гитлер отправился к производителю боеприпасов «Крупп» для решения проблемы.

11 ФОТО

1. Инженер Krupp Эрих Мюллер подсчитал, что для пробивки семиметрового железобетона или одного полного метра стальной бронированной плиты им понадобится артиллерия с массивными размерами.
2. Орудие должно иметь внутренний диаметр более 80 см и длину более 30 метров, если оно должно было стрелять снарядами весом 7 тонн каждый с расстояния более 40 километров.
3. Сама пушка будет весить 1300 тонн, и ее придется перемещать по железным дорогам. Когда эти цифры были представлены Гитлеру, он одобрил их, и создание огромного оружия началось в 1937 году.
4. Через два года супер пушка была готова. Альфред Крупп лично пригласил Гитлера на испытательный полигон в Рюгенвальде в начале 1941 года, чтобы оценить мощь орудия. Альфрид Крупп назвал ружье Шверер Густав, или «Толстый Густав», в честь своего отца Густава Круппа.
5. Шверер Густав был абсолютным монстром. Поскольку он был таким большим и тяжелым, он не мог двигаться самостоятельно. Вместо этого пушка была разбита на несколько частей и доставлена на 25 грузовых вагонах до места развертывания, где она была собрана на месте — задача, которая потребовала, чтобы 250 человек трудились почти три дня.
6. Укладка дорожек и выкапывание насыпей занимало недели работы и требовала от 2500 до 4000 человек, работающих круглосуточно. 7. Шверер Густав двигался по множеству параллельных рельс, которые ограничивали его мобильность. Несмотря на огромную огневую мощь, Шверер Густав не имел средств защитить себя. Это было решено двумя батальонами Флака, которые охраняли оружие от возможного воздушного нападения.
8. За все время и деньги, потраченные на строительство орудия, оно сделало мало действий на поле боя и абсолютно ничего не решило против французов, для которых это первоначально предназначалось. 9. Германия уже вторглась во Францию в 1940 году, прежде чем пушка была готова. Они сделали это, просто обойдя линию Мажино.
10. Шверер Густав вместо этого был развернут на Восточном фронте в Севастополе в России во время его осады в 1942 году. Потребовалось 4000 человек и пять недель, чтобы подготовить орудие к стрельбе.
11. В течение следующих четырех недель Густав выпустил 48 снарядов, разбив дальние форты и уничтожив склад подводных боеприпасов, расположенный в 30 метрах под морем, с бетонной защитой не менее 10 метров. Затем пушка была перемещена под Ленинград, но нападение было отменено. Крупп построил другое оружие с такими же размерами. Оно было названо Дорой в честь жены главного инженера компании. Дора была развернута к западу от Сталинграда в середине августа 1942 года, но поспешно отозвана в сентябре, чтобы избежать захвата. Когда немцы начали свое длинное отступление домой, они взяли с собой Дору и Густава. В 1945 году, немцы взорвали Дору и Густава.

Гитлер и Генералы осматривают толстячка Густава в 1941 году.

В 1936 году перед Адольфом Гитлером встала проблема преодоления французской линии обороны Мажино, 400-километровой защитной линии, состоящей из укрепленных бункеров, оборонительных сооружений, пулеметных гнезд и артиллерийских точек.

Благодаря этому линия обороны Мажино, помимо немалой протяженности, обеспечивала глубину обороны в 100 километров. Посетив в 1936 году машиностроительный завод компании Friedrich Krupp A.G., Гитлер приказал разработать оружие, способное разрушать долговременные укрепления, что должно было помочь преодолеть линию Мажино. В 1937 году инженеры компании Крупп закончили разработку этого оружия, а в 1941 году было создано два экземпляра оружия, 800-мм пушек "Дора" и "Толстый Густав".

Орудие "Толстый Густав" весило 1344 тонны и для передвижения его по железнодорожным путям требовался демонтаж некоторых частей. Орудие высотой с четырехэтажный дом, имело ширину 6 метров и длину 42 метра. Обслуживание орудия "Толстый Густав" занималась команда в 500 человек под командованием высокопоставленного армейского чина. Команде требовалось почти три дня времени, что бы подготовить орудие к стрельбе.


Диаметр снаряда пушки "Толстый Густав" составлял 800 мм. Для выталкивания снаряда из ствола использовался заряд бездымного пороха весом 1360 килограмм. Боеприпасы для пушки были двух типов:
фугасный снаряд весом 4800 килограмм, начиненный мощным взрывчатым веществом, и цельнометаллический снаряд, весом 7500 килограмм для разрушения бетона.

Скорость полета снарядов, вылетевших из ствола пушки "Толстый Густав" составляла 800 метров в секунду.

Угол поднятия ствола пушки "Толстый Густав" составляет 48 градусов, благодаря чему она может поразить цель фугасным снарядом на расстоянии 45 километров. Снаряд, предназначенный для разрушения бетона, мог поразить цель на расстоянии 37 километров. Взорвавшись, фугасный снаряд пушки "Толстый Густав" оставлял воронку глубиной 10 метров, а бетонобойный снаряд мог пробить около 80 метров железобетонных конструкций.

Закончили его строить к концу 1940 года и первые пробные выстрелы были произведены в начале 1941 на полигоне Ругенвальде (Rugenwalde). По этому поводу с визитом прибыл Гитлер и Альберт Шпеер (Albert Speer), рейхсминистр вооружений и боеприпасов.

Интересные факты:


  • По-немецки пушка называлась Schwerer Gustav.


  • Сооружение "Толстого Густава" часто описывали как бесполезную трату времени и денег, что отчасти так и было, хотя защитники Севастополя могли иметь другое мнение. С другой стороны, если бы линию Мажино не удалось обойти и получилось бы пострелять по Гибралтару, то орудие могло бы сыграть важную роль в войне. Но тут слишком много "бы".


  • Во время осады Севастополя выстрелы пушки направлялись данными самолёта-разведчика. Первым поражением из пушки была группа береговых орудий, разрушенная в общей сложности 8 залпами. 6 залпов были сделаны по форту Сталин с таким же эффектом. 7 выстрелов было выпущено по форту "Молотов" и 9 - по Северной бухте, где удачное попадание тяжелого снаряда пробило форт в глубину, до складов боеприпасов, что погубило его целиком.

По материалам советской и зарубежной печати.

В 5 часов 35 минут 5 июня 1942 года долину близ Бахчисарая потряс громоподобный звук, который через 20 лет люди приняли бы за термоядерный взрыв. На железнодорожной станции и в домах обывателей в южной части Бахчисарая вылетели стекла. Через 45 секунд огромный снаряд упал севернее станции Мекензиевы Горы в нескольких десятках метров от полевого склада боеприпасов 95-й стрелковой дивизии. Следующие семь выстрелов были произведены по старой береговой батарее № 16 южнее поселка Любимовка. Еще шесть выстрелов 5 июня были сделаны по зенитной батарее Черноморского флота. Последний выстрел в этот день прозвучал в сумерках — в 19 часов 58 минут.

Александр Широкорад

Технические характеристики Эффективная дальность стрельбы — 40 км. Общий вес 1344 тонны, вес ствола 400 тонн, длина ствола 32 м, калибр 800 мм, длина снаряда (без метательного заряда) 3,75 м, вес снаряда 7,1 тонны


Останки «Доры» потрясли американских солдат

Уникальные фотографии: транспортировка трофейного «Густава» в Сталинград

Вплоть до 26 июня снаряды чудовищного калибра накрывали советские позиции с частотой от пяти до шестнадцати выстрелов в день. Обстрел закончился так же внезапно, как и начался, оставив советскую сторону с неразрешенным вопросом: что это было?

Полная «Дора»

По Севастополю стреляла «Дора» — самая большая и самая мощная пушка, созданная за всю историю человечества. Еще в 1936 году при посещении завода Круппа Гитлер потребовал у руководства фирмы сверхмощную артсистему для борьбы с долговременными сооружениями линии Мажино и бельгийскими фортами. Конструкторскую группу фирмы Круппа, занявшуюся разработкой нового орудия по предложенному тактико-техническому заданию, возглавил профессор Эрих Мюллер, который закончил проект в 1937 году. Заводы Круппа немедленно приступили к производству колоссов.

Первое орудие, названное в честь жены главного конструктора «Дорой», было закончено в начале 1941 года и обошлось в 10 млн. рейхсмарок. Затвор у пушки был клиновой, а заряжание раздельно-гильзовое. Полная длина ствола составляла 32,5 м, а вес 400 тонн (!). В боевом положении длина установки была 43 м, ширина 7 м, а высота 11,6 м. Полный же вес системы составлял 1350 тонн. Лафет суперпушки состоял из двух железнодорожных транспортеров, и стреляла установка со сдвоенного железнодорожного пути.

Летом 1941 года первое орудие доставили с завода Круппа в Эссене на экспериментальный полигон Хиллерслебен в 120 км к западу от Берлина. С 10 сентября по 6 октября 1941 года на полигоне были проведены стрельбы, результаты которых полностью удовлетворили руководство вермахта. Одновременно возник и вопрос: а где можно применить это суперорудие?

Дело в том, что линию Мажино и бельгийские форты немцы успели захватить в мае-июне 1940 года без помощи супероружия. Гитлер нашел «Доре» новую цель — укрепления Гибралтара. Но и этот замысел оказался неосуществим по двум причинам: во‑первых, железнодорожные мосты Испании строились без расчета на перевозку грузов такого веса, во‑вторых — генерал Франко вовсе не собирался пропускать немецкие войска через территорию Испании.

В конце концов в феврале 1942 года начальник генерального штаба сухопутных войск генерал Гальдер приказал отправить «Дору» в Крым и передать в распоряжение командующего 11-й армией генерал-полковника Манштейна для обстрела Севастополя.

На курорте

25 апреля 1942 года пять эшелонов с разобранной артустановкой и обслуживающим дивизионом скрытно прибыли на полустанок Ташлых-Даир (ныне село Янтарное) в 30 км южнее железнодорожного узла Джанкой. Позиция для «Доры» была выбрана в 25 км от предполагавшихся к обстрелу целей в Севастополе и в 2 км к югу от железнодорожной станции Бахчисарай. Сверхсекретную позицию орудия решили строить в чистом поле, на голом как стол участке, где не имелось ни скальных укрытий, ни хотя бы небольшого леска. Невысокий холм между рекой Чурук-Су и железной дорогой был вскрыт продольной выемкой глубиной 10 м и шириной около 200 м, до станции Бахчисарай провели километровую ветку, а западнее холма уложили «усы», которые обеспечивали угол горизонтального обстрела в 45 градусов.

Работы по строительству огневой позиции велись круглосуточно в течение четырех недель. Было привлечено 600 военных строителей-железнодорожников, 1000 рабочих «Трудфронта» организации «Тодт», 1500 человек местных жителей и несколько сот военнопленных. Противовоздушная оборона обеспечивалась надежной маскировкой и постоянным патрулированием над районом истребителей из состава 8-го авиакорпуса генерала Рихтгофена. Рядом с позицией выстроили батарею 88-мм зенитных орудий и 20-мм зенитных автоматов. Кроме того, «Дору» обслуживали дивизион дымомаскировки, 2 румынские пехотные роты охраны, взвод служебных собак и специальная моторизованная команда полевой жандармерии. В общей сложности боевую деятельность орудия обеспечивало более четырех тысяч человек.

Орудие-призрак

Гестапо объявило весь район запретной зоной со всеми вытекавшими из этого последствиями. Принятые меры оказались столь успешными, что ни о прибытии в Крым, ни даже о самом существовании «Доры» советское командование так и не узнало до 1945 года!

Вопреки официальной истории командование Черноморского флота во главе с адмиралом Октябрьским творили одну глупость за другой. До 1943 года оно свято верило, что еще в июне 1941-го в Черное море вошел итальянский флот, и вели с ним упорные бои — ставили минные заграждения, бомбили мифические вражеские подводные лодки и торпедировали существовавшие только в воспаленном воображении вражеские корабли. В результате от собственных мин и торпед погибли десятки боевых и транспортных кораблей Черноморского флота! Командование Севастопольского оборонительного района то отправляло под трибунал за паникерство красноармейцев и младших командиров, докладывавших о взрывах огромных снарядов, то, наоборот, докладывало в Москву о применении немцами 24-дюймовых (610-мм) железнодорожных установок.

После окончания боев в Крыму в мае 1944 года специальная комиссия занималась поиском огневой позиции сверхтяжелого орудия в районах сел Дуванкой (ныне Верхнесадовое) и Заланкой (Фронтовое), но безуспешно. Документов об использовании «Доры» также не оказалось среди трофеев Красной армии, захваченных в Германии. Поэтому советские военные историки сделали вывод, что «Доры» под Севастополем вообще не было, а все слухи о ней — дезинформация абвера. Зато писатели «оттянулись» по «Доре» по полной программе. В десятках детективных историй героические разведчики, партизаны, летчики и моряки находили и уничтожали «Дору». Нашлись люди, которые «за уничтожение «Доры»» были награждены правительственными наградами, а одному из них даже присвоили звание Героя Советского Союза.

Психологическое оружие

Зарождению мифов вокруг «Доры» способствовало и действие ее 7-тонных снарядов, эффективность которых была близка к… нулю! Из 53 выпущенных 800-мм снарядов лишь 5 поразили цель. Наблюдательными постами дивизиона 672 отмечены попадания по батарее № 365, опорному пункту стрелкового полка 95-й стрелковой дивизии и по командному пункту зенитного дивизиона 61-го полка ПВО.

Правда, Манштейн в своей книге «Утерянные победы» писал: «Орудие одним выстрелом уничтожило большой склад боеприпасов на берегу бухты Северная, укрытый в скалах на глубине 30 м». Заметим, что ни одна из штолен Сухарной балки не была взорвана огнем немецкой артиллерии до последних дней обороны Северной стороны Севастополя, то есть до 25−26 июня. А взрыв, о котором пишет Манштейн, произошел от детонации боезапаса, открыто выложенного на берегу бухты и подготовленного для эвакуации на Южную сторону. При стрельбе по остальным объектам снаряды легли на расстоянии от 100 до 740 м от цели.

Штаб 11-й германской армии выбирал цели довольно неудачно. В первую очередь целями для бронебойных снарядов «Доры» должны были стать береговые башенные батареи № 30 и № 35, защищенные командные пункты флота, Приморской армии и береговой обороны, узлы связи флота, штольни подземных арсеналов, спецкомбинаты № 1 и № 2 и склады горючего, укрытые в толще Инкерманских известняков, однако по ним почти не стреляли.

Что же касается восьми снарядов, выпущенных по береговой батарее № 16, то это не что иное, как конфуз немецкой разведки. Установленные там 254-мм пушки были сняты еще в конце 1920-х годов, и с тех пор там никого не было. Кстати, я облазил и отснял всю батарею № 16 вдоль и поперек, но никаких серьезных повреждений не обнаружил. Позже начальник Генерального штаба вермахта генерал-полковник Гальдер оценил «Дору» так: «Настоящее произведение искусства, но, к сожалению, бесполезное».

Металлолом

Помимо «Доры» в Германии были изготовлены еще две ее 800-миллиметровые сестры, которые, однако, в боевых действиях не участвовали. В 1944 году немцы планировали применить «Дору» для стрельбы с французской территории по Лондону. Для этой цели были разработаны трехступенчатые реактивные снаряды Н.326. Кроме того фирма Круппа спроектировала для «Доры» новый ствол с гладким каналом калибра 52 см и длиной 48 метров. Дальность стрельбы предполагалась 100 км. Однако сам снаряд содержал всего 30 кг взрывчатого вещества и его фугасное действие было ничтожно по сравнению с ФАУ-1 и ФАУ-2. Гитлер приказал прекратить работы над 52-см стволом и потребовал создания орудия, стреляющего фугасными снарядами весом 10 тонн с 1,2 тоннами взрывчатого вещества. Понятно, что создание такого орудия было фантазией.

22 апреля 1945 года, во время наступления в Баварии 3-й американской армии, передовые патрули одной из частей при прохождении через лес в 36 км севернее города Ауэрбах обнаружили в тупике железнодорожной линии 14 тяжелых платформ и разбросанные вдоль путей остатки какой-то огромной и сложной металлической конструкции, сильно поврежденной взрывом. Позже в близлежащем тоннеле были найдены и другие детали, в частности — два гигантских артиллерийских ствола (один из которых оказался неповрежденным), части лафетов, затвор и т. д. Опрос пленных показал, что обнаруженные конструкции принадлежат сверхмощным орудиям «Дора» и «Густав». По завершении обследования остатки обеих артсистем сдали в металлолом.

Третье сверхмощное орудие — один из «Густавов» — оказалось в советской зоне оккупации, и дальнейшая его судьба западным исследователям неизвестна. Автор обнаружил упоминание о нем в «Отчете уполномоченного Министерства вооружений о работе в Германии в 1945—1947 гг.» т.2. Согласно отчету: «…в июле 1946 года специальная группа советских специалистов по заданию Министерства вооружений предприняла изучение 800-мм установки «Густав». Группой составлен отчет с описанием, чертежами и фотоснимками 800-мм орудия и проведена работа по подготовке к вывозу 800-мм железнодорожной установки «Густав» в СССР».

В 1946—1947 годах эшелон с частями 80-см орудия «Густав» прибыл в Сталинград на завод «Баррикады». На заводе орудие изучалось в течение двух лет. По сведениям, полученным от ветеранов КБ, заводу было поручено создать аналогичную систему, но в архивах подтверждения этому я не нашел. К 1950 году останки «Густава» были отправлены на заводской полигон, где они хранились до 1960 года, а затем были сданы на лом.

Вместе с орудием на завод «Баррикады» было доставлено семь гильз. Шесть из них впоследствии сдали в металлолом, а одна, использовавшаяся как пожарная бочка, уцелела и позже была отправлена на Малахов Курган. Это все, что осталось от величайшего орудия в истории человечества.

Гитлер поручил руководству концерна «Крупп» разработку сверхмощного дальнобойного орудия, способного пробивать бетонные укрепления толщиной до семи метров и метровую броню. Реализацией этого проекта стала сверхмощная пушка «Дора», названная так в честь жены её главного конструктора Эриха Мюллера.

Первые образцы сверхтяжёлых орудий

К моменту, когда фюреру пришла в голову столь амбициозная идея, немецкая промышленность уже имела опыт производства артиллерийских монстров. В конце Первой мировой войны Париж был обстрелян батареей, состоящей из трёх сверхтяжёлых орудий системы «Колоссаль». Стволы этих чудовищ имели калибр двести семь миллиметров и посылали свои снаряды на расстояние свыше ста километров, что по тем временам считалось рекордом.

Однако подсчёт урона, нанесённого французской столице этой батареей, показал, что её реальная эффективность незначительна. При исключительной дальнобойности точность попадания орудий была крайне низкой, и обстреливать из них можно было не конкретные объекты, а лишь огромные площади.

Лишь малая часть снарядов попадала при этом в жилые дома или иные сооружения. Орудия устанавливались на железнодорожных платформах, и для обслуживания каждого из них требовалось не менее восьмидесяти человек. Учитывая к тому же их высокую стоимость, выходило, что затраты на них во многом превышали тот урон, который они способны были нанести противнику.

Позор Версальского договора

По окончании войны условия Версальского договора, среди прочих ограничений, ввели для Германии запрет на производство орудий, калибр которых превышал сто пятьдесят миллиметров. Именно по этой причине для руководства Третьего рейха было вопросом престижа, поправ статьи унизительного для них договора, создать пушку, способную удивить мир. В результате и появилась «Дора» - орудие возмездия за ущемлённую национальную гордость.

Создание артиллерийского монстра

Работы по созданию проекта и производству этого монстра заняли пять лет. Сверхтяжёлое железнодорожное орудие «Дора» своими техническими параметрами превосходило фантазию и здравый смысл. Несмотря на то что выпущенный из неё снаряд калибром восемьсот тринадцать миллиметров летел лишь на пятьдесят километров, он способен был пробить семь метров армированного бетона, метровую броню и земляное укрепление тридцатиметровой толщины.

Проблемы, связанные с использованием орудия

Однако эти, несомненно, высокие показатели теряли смысл, если учесть, что пушка при крайне низкой прицельности огня требовала поистине масштабного обслуживания и затрат на эксплуатацию. Известно, например, что позиция, которую занимало железнодорожное орудие «Дора», составляла не менее четырёх с половиной километров. Доставлялась вся установка в разобранном виде, и её монтаж занимал до полутора месяцев, для чего требовались два 110-тонных крана.

Такого орудия состоял из пятисот человек, но, кроме этого, к ним прикомандировывался батальон охраны и транспортный батальон. Для подвоза боеприпасов задействовались два железнодорожных состава и ещё один энергопоезд. В целом персонал, необходимый для обслуживания одной такой пушки, составлял полторы тысячи человек. Чтобы накормить такое количество людей, имелся даже свой полевой хлебозавод. Из всего этого видно, что «Дора» - орудие, требующее для своей эксплуатации неимоверных затрат.

Первая попытка применения орудия

Впервые своё новое детище немцы попытались использовать против англичан для разрушений возведённых ими на Гибралтаре. Но сразу возникла проблема с транспортировкой по территории Испании. В стране, ещё не оправившейся после гражданской войны, не оказалось нужных для перевозки подобного монстра грузоподъёмных мостов и дорог. К тому же диктатор Франко всячески препятствовал этому, не желая в тот момент втягивать страну в военное столкновение с западными союзниками.

Переброска орудия на восточный фронт

Ввиду этих обстоятельств сверхтяжелое орудие «Дора» было направлено на восточный фронт. В феврале 1942 года оно прибыло в Крым, где поступило в распоряжение армии, безуспешно пытавшейся штурмовать Севастополь. Здесь 813-мм осадная пушка «Дора» использовалась для подавления советских береговых батарей, оснащённых 305-мм орудиями.

Непомерно многочисленный штат, обслуживающий установку здесь, на восточном фронте, потребовалось увеличить дополнительными силами охраны, так как с первых дней прибытия на полуостров пушка и её расчёт подверглись нападениям партизан. Как известно, железнодорожная артиллерия весьма уязвима для ударов с воздуха, поэтому для прикрытия орудия от налётов авиации пришлось дополнительно задействовать зенитный дивизион. К нему присоединилось также химподразделение, в задачу которого входило создание дымовых завес.

Подготовка боевой позиции для начала обстрела

Место для установки орудия выбиралось с особой тщательностью. Его определил во время облёта территории с воздуха лично командующий соединением тяжёлых орудий генерал Цукерорт. Он выбрал одну из гор, в которой для оборудования боевой позиции был сделан широкий разрез. С целью обеспечения технического контроля фирма «Крупп» направила в район боевых действий своих специалистов, занимавшихся разработкой и изготовлением пушки.

Особенности конструкции орудия позволяли перемещать ствол лишь в вертикальном положении, поэтому для изменения направления стрельбы (по горизонтали) пушка «Дора» была размещена на специальной платформе, которая двигалась по дуге крутоизогнутых железнодорожных путей. Для её перемещения использовались два мощных дизельных локомотива.

Работы по монтажу артиллерийской установки и её подготовке к стрельбе были закончены к началу июня 1942 года. Для усиления огневого удара по укреплениям Севастополя немцы использовали, кроме «Доры», ещё две самоходные установки «Карл». Калибр их стволов составлял 60 см. Это были также мощные и разрушительные орудия.

Воспоминания участников событий

Остались свидетельства очевидцев памятного дня 5 июня 1942 года. Они рассказывают о том, как два мощных локомотива выкатили по рельсовой дуге этого монстра весом 1350 тонн. Его следовало установить с точностью до сантиметра, что и было проделано бригадой машинистов. Для первого выстрела в зарядную часть пушки поместили снаряд весом 7 тонн.

В воздух поднялся аэростат, в задачу экипажа которого входила корректировка огня. Когда приготовления были закончены, весь расчёт орудия был отведён в укрытия, находившиеся на расстоянии нескольких сот метров. От тех же очевидцев известно, что отдача при выстреле была столь сильна, что рельсы, на которых стояла платформа, ушли в землю на пять сантиметров.

Бесполезное произведение военного искусства

Военные историки расходятся во мнении относительно количества выстрелов, которые сделало немецкое орудие «Дора» по Севастополю. Исходя из данных советского командования, их было сорок восемь. Это соответствует техническому ресурсу ствола, который не выдерживает большего их количества (потом требуется его замена). Немецкие же источники утверждают, что пушка произвела не менее восьмидесяти выстрелов, после чего, во время очередного налёта советских бомбардировщиков, был выведен из строя энергопоезд.

В целом командование Вермахта было вынуждено признать, что хвалёная пушка Гитлера «Дора» не оправдала возлагавшихся на неё надежд. При всех понесённых затратах результативность огня оказалась минимальной. Зафиксировано лишь одно удачное попадание в склад боеприпасов, находившийся на расстоянии двадцати семи километров. Остальные многотонные снаряды без всякой пользы падали, оставляя после себя в земле глубокие воронки.

Оборонительным же сооружениям никакого вреда причинено не было, так как они могли быть разрушены лишь в результате прямых попаданий. Сохранилось высказывание об этой пушке начальника штаба сухопутных войск Вермахта, генерал-полковника Он сказал, что самая большая пушка «Дора» - это всего лишь бесполезное произведение искусства. К суждению этого военного специалиста трудно что-либо добавить.

Гнев фюрера и новые планы

Столь неутешительные результаты, показанные в ходе боевых действий орудием «Дора», вызвали гнев фюрера. Он возлагал на этот проект большие надежды. По его расчётам, орудие, несмотря на непомерно большие затраты, связанные с его изготовлением, должно было поступить в массовое производство и, таким образом, внести существенное изменение в баланс сил на фронтах. Кроме этого, серийный выпуск орудия такого масштаба должен был свидетельствовать о промышленном потенциале Германии.

После неудачи в Крыму конструкторы «Круппа» пытались усовершенствовать своё детище. Это должна была быть совершенно иная тяжёлая артиллерийская установка «Дора». Орудие предполагалось сделать сверхдальнобойным, а использоваться оно должно было на Западном фронте. В его конструкцию планировалось внести принципиальные изменения, позволяющие, по замыслу авторов, вести огонь трёхступенчатыми реактивными снарядами. Но подобным планам, к счастью, не суждено было осуществиться.

В годы войны, кроме пушки «Дора», немцы выпустили ещё одно сверхтяжёлое орудие калибром восемьдесят сантиметров. Оно получило название в честь главы фирмы «Крупп» Густава Круппа фон Боллена - «Толстый Густав». Эта пушка, обошедшаяся Германии в десять миллионов марок, оказалась также непригодна для использования, как и «Дора». Орудие имело практически все те же многочисленные недостатки и весьма ограниченные достоинства. В конце войны обе установки были взорваны немцами.

в Избранное в Избранном из Избранного 5

Из истории артиллерии известно, что самые крупные калибры перед началом Первой мировой войны имелись только на флоте, они были главным вооружением дредноутов и сверхдредноутов, это на них были установлены орудия калибром 305-381 мм с дальностью стрельбы до 35 км.

Предок Доры — пушка «Колоссаль»

Однако немцы решили стрелять гораздо дальше 35 км, на дальность в 100 км и более. Суть их идеи заключалась в том, чтобы, придав снаряду высокую начальную скорость, заставить его пролететь большую часть пути в стратосфере, где сопротивление воздуха было на много меньше, чем у поверхности Земли. Разработкой орудия на известной фирме «Крупп» занялся Ф. Раузенбергер.

Особенность конструкции нового германского суперорудия состояла в том, что в рассверленный ствол 38-см морской пушки монтировалась составная 21-см труба с нарезным каналом и гладкой дульной частью (в Германии тогда калибры обозначали в сантиметрах). Сочетание ствола одного калибра с каморой от более крупного калибра позволило использовать метательный пороховой заряд, весивший в полтора раза больше, чем сам снаряд (196,5 кг пороха на 120 кг снаряда). Пушки тех лет редко имели длину ствола больше 40 калибров, а тут она достигла 150 калибров. Правда, чтобы исключить искривление ствола под действием собственного веса, приходилось удерживать его тросами, а после выстрела ждать две-три минуты, пока прекратятся колебания.

Установка перевозилась железнодорожным транспортом, а на позиции размещалась на бетонное основание с кольцевым рельсом, обеспечивавшим горизонтальную наводку. Чтобы снаряд входил в стратосферу под углом наибольшей дальности - 45° и быстрее покидал плотные слои атмосферы, стволу придавали угол возвышения более 50°.

В результате около 100 км снаряд пролетал в стратосфере, почти достигая ее верхней границы - 40 км. Время полета на 120 км достигало трех минут, и при баллистических расчетах артиллеристам даже приходилось учитывать вращение Земли.

По мере «расстрела» трубы ствола использовали снаряды чуть большего диаметра. Живучесть ствола составляла не более 50 выстрелов, после чего его требовалось менять. «Расстрелянные» трубы рассверливали до калибра 24 см и снова пускали в дело. Такой снаряд летел чуть меньше, на дальности до 114 км.

Созданная немцами пушка, в самой Германии была известна под названием как «Колоссаль», однако ее ещё называли и «орудием кайзера Вильгельма», и «парижской пушкой», и - ошибочно - «Большой Бертой» (это прозвище на самом деле носила 420-мм мортира).

Поскольку опыт обслуживания дальнобойных пушек в то время был только у флотских, то расчет «Колоссали» составили из комендоров береговой обороны.

Вес снаряда «кайзера» составлял 94 килограмма, а вес порохового заряда - 180 килограммов, дальность боя - 130 километров, максимальная высота траектории - 40 километров. Орудийный расчет - 80 человек (все моряки под командованием целого адмирала).

До города Парижа снаряд летел 170 секунд. Само орудие весило 256 тонн и имело очень маленький для таких размеров калибр в 210 миллиметров.

Всего за 44 дня пушки «Колоссаль» выпустили по Парижу 303 снаряда, из них 183 упали в черте города. Всего от обстрелов «кайзеров-колоссалей» были убиты 256 и ранены 620 человек, в своем большинстве гражданских лиц, несколько сотен или тысяч парижан покинули город.

Таким образом, материальные потери от обстрела «кайзерами» никак не соответствовали затратам на их непосредственную предбоевую подготовку и проведение самого обстрела. Поражающая сила снарядов была мизерной, при этом сам ствол пушки приходилось часто менять, а точность ведения огня годилась лишь для обстрела объектов типа Парижа, и то разрушения в целом были невелики: самым драматическим эпизодом летнего обстрела было прямое попадание в церковь, где шла служба, тогда сразу погибло свыше 60 человек.
Единственным достоинством данного орудия была его огромная дальность стрельбы — свыше 100 км, а это очень далеко, на такие дальности доставляет свой боезаряд не совсем современная, но, тем не менее, ОТР типа «Скад».

Дальнейшая судьба этих артиллерийских гигантов точно неизвестна, так по одним данным в 1918 году, два оставшихся «кайзера» вывезли в Германию, где их и демонтировали. По другим, после начала мощного наступления войск Антанты в августе 1918 г. немцы, якобы оставшиеся «кайзеры» уничтожили, чтобы они не досталась врагу.

Суперорудие «Дора»

Следующим германским артиллерийским гигантом стала пушка под официальным названием “Шверер Густав” (“Schwerer Gustav”), неофициально ласково прозванная немецкими артиллеристами “Дора”, якобы в честь жены главного конструктора. Это было по настоящему первое суперорудие второй мировой.

За три года до начала второй мировой, в 1936 году фирма «Крупп» начала разработку своей новой, сверхмощной пушки, специально предназначенной для борьбы с укреплениями французской линии Мажино.

Это была уже не старая допотопная «Колоссаль», а новая пушка, дальность стрельбы у которой хоть и была менее 50 км, однако её снаряды должны были пробивать броню толщиной до 1 м, а бетон до 7 м и взрываться в их толще.

Руководил разработкой нового германского монстра Э. Мюллер (имевший прозвище Мюллер-пушка).

Технические характеристики орудия

Параметры «Доры» впечатляют:
Калибр - 813 мм.
Длина ствола - 32 м.
Вес снарядов составлял от 5 до 7,5 тонн (в зависимости от типа).
Минимальная дальность стрельбы - 25 км, максимальная - 40.
По другим данным дальность стрельбы составляла 45 километров для разрывных снарядов и 37 километров для бронебойных.
Полная длина орудия - 50 м.
Общий вес - 1448 тонн.
Живучесть ствола - 300 выстрелов.
Скорострельность - 3 выстрела в час
Минимальный интервал между выстрелами составлял 15 минут.

Для обслуживания этого гиганта требовалось 1500 человек. Диаметр кратеров после взрыва снаряда “Доры” составлял 10 метров (и еще столько же в глубину). Пушка также была способна пробивать около 9 метров армированного бетона.

Работа над орудием затянулась на целых 5 лет, и, поэтому к моменту сборки первого орудия калибром в 80 см в 1941 году линия Мажино, как и укрепления Бельгии и Чехословакии, уже давно были в германских руках.

В результате в феврале 1942 года «Дору» направили в Крым в распоряжение 11-й армии, где ее главной задачей стал обстрел знаменитых советских 305-мм береговых батарей №30 и №35 и укреплений осажденного Севастополя, отразившего к тому времени уже два штурма.

Подготовка и обслуживание данного артиллерийского чудища носила по настоящему масштабный характер. Известно, что только фугасный снаряд «Доры» массой 4,8 т нес 700 кг взрывчатки, бетонобойный массой 7,1 т - 250 кг, большие заряды к ним весили соответственно 2 и 1,85 т.

Люлька под ствол монтировалась между двумя опорами, каждая из которых занимала одну железнодорожную колею и покоилась на четырех пятиосных платформах. Для подачи снарядов и зарядов служили два подъемника. Перевозилось орудие, конечно, в разобранном виде. Для его установки железнодорожный путь разветвляли, прокладывая четыре изогнутые - для горизонтальной наводки - параллельные ветки. На две внутренние ветки загоняли опоры орудия. По внешним путям двигались два 110-тонных мостовых крана, необходимых для сборки орудия.

Сама позиция орудия занимала участок длиной 4120-4370 м. А в целом, подготовка позиции и сборка орудия длилась от полутора до шести с половиной недель.

Непосредственно сам расчет орудия составлял около 500 человек, дополнительно к орудию всегда были прикомандированы целый батальон охраны, транспортный батальон, два железнодорожных состава для подвоза боеприпасов, отдельный энергопоезд, а для кормёжки всего этого войска имелся свой полевой хлебозавод и даже комендатура со своими полевыми жандармами.

Таким образом, численность личного состава только на одну установку возрастала до 1420 человек. Командовал расчетом такого орудия целый полковник.

В Крыму численность расчета «Доры» выросла свыше 1500 человек, так как артиллерийскому чудищу дополнительно придали группу военной полиции для его защиты от нападения диверсионных групп и партизан, химподразделение для постановки дымовых завес и усиленный зенитный дивизион, так как уязвимость от авиации была одной из главных проблем железнодорожной артиллерии. В итоге логово «Доры» было надежно прикрыто как на земле, так и с воздуха.

От «Круппа» с установкой направили группу инженеров.

Боевое применение

Позицию для «Доры» во время облета окрестностей с воздуха выбирал сам лично генерал Цукерорт, командующий соединением тяжелых пушек.

По замыслу германцев, пушка должна была быть укрыта в горе, для чего в ней сделали специальный разрез. Поскольку положение ствола пушки изменялось только по вертикали, то для изменения направления стрельбы по горизонтали «Дора» монтировалась на железнодорожной платформе, стоящей на 80 колесах, двигавшейся по круто изогнутой дуге железнодорожного полотна с четырьмя путями.

Окончательно позицию оборудовали к июню 1942 года в 20 км от Севастополя. Перемещали собранную «Дору» два дизельных локомотива мощностью в 1050 л.с. каждый. Дополнительно, против укреплений Севастополя немцы применили еще и две 60-см самоходные мортиры типа «Карл».

Из истории обороны Севастополя известно, что с 5 по 17 июня «Дора» всего сделала 48 выстрелов. Вместе с полигонными испытаниями это исчерпало ресурс ствола, и орудие увезли в тыл.

Однако, в своих мемуарах Манштейн утверждал, что «Дора» выпустила по советской крепости гораздо больше, почти 80 снарядов. Немецкую громадину довольно скоро засекли советские летчики, которые нанесли по ее позиции бомбоштурмовой удар, в результате которого был поврежден энергопоезд.

В целом применение «Доры» не дало результатов, на которые рассчитывало командование вермахта: так, было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв советского склада боеприпасов, находившегося на глубине 27 м.

В остальных же случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 метра и глубиной 12 м. В результате взрыва боевого заряда грунт в его основании уплотнялся, образовывалась каплеобразная глубинная воронка диаметром около 3 м. Оборонительные же сооружения могли быть повреждены только при условии прямого попадания.

Об эффективности самой стрельбы, боевого применения «Доры» историки спорят до сих пор, но почти все сходятся на том, что, как и в случае с «парижской пушкой», «Дора» никак не соответствовала своим колоссальным размерам и стоимости установки. Их мнение подтверждают слова того, чьи войска непосредственно применяли это орудие в ходе штурма Севастополя:

Эрих фон МАНШТЕЙН:

«…5 июня в 5.35 первый бетонобойный снаряд по северной части Севастополя выпустила установка «Дора». Следующие 8 снарядов полетели в район батареи № 30. Столбы дыма от взрывов поднимались на высоту 160 м, однако ни одного попадания в броневые башни достигнуто не было, точность стрельбы орудия-монстра с дистанции почти 30 км оказалась, как и следовало ожидать, весьма невелика. Еще 7 снарядов «Дора» в этот день выпустила по так называемому «Форту Сталин», в цель попал только один из них.

На следующий день орудие 7-кратно обстреляло «Форт Молотов», а затем уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в штольне на глубине 27 м. Это, кстати, вызвало недовольство фюрера, который считал, что «Дора» должна использоваться исключительно против сильно укрепленных фортификационных сооружений. В течение трех дней 672-й дивизион израсходовал 38 снарядов, осталось 10. Уже в ходе штурма 5 из них 11 июня были выпущены по «Форту Сибирь» - в цель попали 3, остальные выстрелили 17 июня. Лишь 25-го числа на позицию был доставлен новый боезапас - 5 фугасных снарядов. Четыре использовали для пробной стрельбы и лишь один выпустили в сторону города….»

В дальнейшем, после взятия Севастополя «Дору» отправили под Ленинград, в район станции Тайцы. А когда началась операция по прорыву блокады города, то немцы спешно эвакуировали свою суперпушку в Баварию. В апреле 1945 года при приближении американцев орудие взорвали.

Наиболее точную оценку этому чуду военной техники дал начальник Генерального штаба сухопутных войск фашистской Германии генерал-полковник Франц Гальдер:

«Настоящее произведение искусства, однако, бесполезное».

В дальнейшем известно, что немецкие конструктора пытались модернизировать и сделать «Дору» сверхдальнобойной, для использования теперь уже на западном фронте.

С этой целью прибегли к схеме, похожей на так называемый проект Дамбляна, это когда из ствола пушки намеревались запускать трехступенчатый реактивный снаряд. Но дальше проекта дело не пошло. Как и сочетание 52-см гладкого ствола к той же установке и активно-реактивного снаряда с дальностью полета 100 км.

В годы второй мировой, немцами была изготовлена ещё и вторая 80-см установка, известная под именем «Тяжелый Густав» - в честь Густава Круппа фон Болен унд Гальбаха.

К концу войны «Крупп» смогла изготовить узлы и для третьей установки, но собрать ее германцы так и не успели. Отдельные части 80-см орудия, были захвачены советскими войсками, которые все это добро подобрали и отправили для изучения в СССР.

Вероятно, свой боевой путь все эти «Доры» и «Густавы» завершили, где то там, в советских мартеновских печах, когда победители перековали все эти орудия войны и устрашения на обыкновенные орала.

И, тем не менее, следует признать, что в чисто техническом отношении 80-см артиллерийская железнодорожная установка была хорошей конструкторской работой и убедительной демонстрацией германской промышленной мощи.