ИС - серия советских тяжёлых танков выпуска 1943-1953 гг. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» - в честь И. В. Сталина .

  • ИС-1 (Объект 237) - советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Индекс 1 соответствует первой серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-1 на равных использовалось название ИС-85, в этом случае индекс 85 означает калибр основного вооружения машины. Все 130 выпущенных танков ИС-1 не имели между собой значительных конструктивных отличий, поэтому этот серийный танк, согласно официальным документам и по данным военно-исторических источников, не имеет модификаций.
  • ИС-2 (Объект 240) - советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось название ИС-122, в этом случае индекс 122 означает калибр основного вооружения машины. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944-1945 годов, особенно отличившись при штурме городов.
  • ИС-3 (Объект 703) - советский тяжёлый танк периода конца Великой Отечественной войны и послевоенного периода. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище «Щука».
  • ИС-4 (Объект 701) - советский тяжёлый танк периода после Великой Отечественной войны. Индекс 4 соответствует четвертой серийной модели танка этого семейства, принят на вооружение в 1947 году.
  • ИС-5 (Объект 730) - проект советского тяжёлого танка. Индекс 5 соответствует номеру модели танка этого семейства. В 1949 году была выпущена установочная партия из 10 машин. В 1952-1953 годах переименован в ИС-8, 28 ноября 1953 года принят на вооружение и был повторно переименован в Т-10
  • ИС-6 (Объект 252) - опытный советский тяжёлый танк. Индекс 6 соответствует номеру модели танка этого семейства. Танки на вооружение не были приняты.
  • ИС-7 (Объект 260) - опытный советский тяжёлый танк. Индекс 7 соответствует номеру модели танка этого семейства. Работы над танком начались весной 1945. Прототипы испытывались в 1946 и 1947 годах, было создано шесть прототипов. В 1948 прошел государственные испытания. Выпуск ограничился незначительным числом предсерийных машин, произведённых в 1949 году. Имел хорошую бронезащиту. Мощнейший танк своего времени и самый тяжёлый среди советских танков. На вооружение Советской Армии не принимался.
  • ИС-8 (Т-10) - советский тяжёлый танк периода после Великой Отечественной войны. Индекс 8 соответствует номеру модели танка этого семейства. Разработка модели началась в 1949 году. Принят на вооружение под индексом Т-10. Состоял на вооружении Советской Армии в течение 40 лет, последние Т-10 были сняты с вооружения уже Российской Армии только в 1993 году.

ИС (Иосиф Сталин) – советские тяжелые танки периода Великой Отечественной войны и послевоенной разработки. Первый танк семейства имел индекс 1, в годы войны данный танк обозначался ИС-1 или ИС-85, где цифра 85 соответствовала калибру установленного на танке орудия. Наиболее известной и массовой модификацией машины стал танк ИС-2, который принял участие во многих боях конечного этапа войны в 1944-1945 годах. После проведения послевоенных модернизаций танк ИС-2 состоял на вооружении Советской, а затем и российской армии до 1995 года. Последним же танком легендарной серии являлся ИС-8, более известный как Т-10. Производящийся серийно, он являлся одним из последних тяжелых танков в мире.

ИС-1 и ИС-2


Тяжелые танки ИС-1 и ИС-2 во многом обязаны своим появлением тяжелому танку КВ-1 и среднему танку с тяжелым бронированием КВ-13. Главным стимулом к разработке новых танков стало появление зимой 1942-1943 годов на Восточном фронте новых немецких танков «Тигр». Именно их появление заставило советское руководство инициировать изготовление и проведение государственных испытаний двух опытных танков «Иосиф Сталин» - ИС. В качестве ходовых для них использовались последние варианты КВ-13, а вот вооружение двух моделей отличалось.

Испытания двух танков проходили с 22 марта по 19 апреля 1943 года и были признаны удачными. Государственная комиссия отметила, что в результате более плотной компоновки, чем у КВ-1с, танки ИС имеют при меньшей массе (44 и 46 тонн) более сильное бронирование и большую скорость.

ИС-1 фактически являлся глубокой модернизацией танков КВ-1. На нем были значительно переработаны вооружение и броневая защита. Танк получил новую коробку передач, при этом ИС-1 обладал большим количеством деталей от танков КВ различных модификаций. Компоновка машины была классической. Его бронекорпус от носа к корме разделялся на отделение управления, боевое и моторно-трансмиссионное отделение. В первом находился механик водитель, остальные три члена экипажа занимали рабочие места в боевом отделении, которое объединяло башню танка и среднюю часть бронекорпуса. Здесь было установлено орудие, размещался боезапас, часть топливных баков. Трансмиссия и двигатель располагались в задней части танка.

Броневой корпус машины (за исключением лобовой части) сваривался из бронеплит толщиной 90, 75, 60, 30 и 20 мм. Лобовая деталь корпуса обтекаемой формы являлась литой, в различных частях ее толщина варьировалась от 30 до 120 мм, с другими деталями она соединялась с помощью сварки. Обтекаемая башня танка представляла из себя броневую отливку сложной геометрической формы. Толщина ее бортов составляла 100 мм. Борта располагались под углом к вертикали, что повышало снарядостойкость.

Основным орудием танка была пушка Д-5Т образца 1943 года, имевшая калибр 85 мм. Орудие устанавливалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Уравновешенной являлась и башня, центр ее масс находился на геометрической оси вращения. Боекомплект пушки состоял из 59 выстрелов унитарного заряжания. Снаряды размещались в башне танка и вдоль обоих бортов боевого отделения. Данное орудие было танковым вариантом зенитного орудия 52-К. Всего было выпущено 130 танков ИС-1.


Основной машиной, которая вынесла всю тяжесть боев последних лет войны, стал ИС-2, который также называли ИС-122, в этом случае цифра 122 обозначала калибр танкового орудия. Всего было выпущено 3475 танков данной модификации. Идея оснастить танк более мощным орудием была продиктована необходимостью. 85-мм пушка Д-5Т, устанавливаемая на ИС-1, не обладала достаточными возможностями для борьбы с новыми немецкими средними танками «Пантера» и тяжелыми танками «Тигр». Кроме того, 85-мм снаряд обладал малым фугасным действием для борьбы с ДОТами и ДЗОТами противника.

В результате было принято решение оснастить танк ИС 122-мм орудием, разработанным на базе пушки А-19. Данное артиллерийское орудие было доработано для установки в танк. В частности, получило дульный тормоз, смягчающий отдачу, более компактное противооткатное устройство, улучшенное размещение органов управления для обеспечения наводчику более комфортных условий при работе в замкнутом пространстве башни. Переработанный вариант пушки получил индекс Д-25Т. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания. Благодаря этому факту, а также большому весу снарядов скорострельность пушки была на уровне 3 выстрелов в минуту, а в боевых условиях еще меньше. Однако при попадании в цель снаряд, выпущенный из данной пушки, нередко прошивал немецкие танки насквозь или приводил к срыву башни. Также орудие отлично зарекомендовало себя при штурме немецких городов, превращенных гитлеровцами в настоящие крепости.

Еще одним существенным отличием танка ИС-2 от ИС-1 стало изменение лобовой детали корпуса. ИС-2 образца 1944 года в целях повышения снарядостойкости оснащался новой «спрямленной» деталью лобовой брони. Вместо обтекаемой ступенчатой оконечности сложной геометрической формы лоб ИС-2 стал оснащаться плоскими бронеплитами, верхняя из которых имела вид сужающейся к башне танка трапеции, располагалась под углом в 60°, а ее толщина достигала 120 мм.

ИС-3 являлся дальнейшим развитием серии, появился в самом конце Великой Отечественной войны и в боевых действиях участия не принимал. Данную машину чаще всего считают первым советским послевоенным тяжелым танком. Основной отличительной особенностью танка является его характерная лобовая деталь – нос корпуса, который был похож на щучий, а сам танк за него был прозван «Щукой».


Разработка танка проходила в 1944 году, первая партия была изготовлена в мае 1945 года. Серийное производство машин шло до средины 1946 года, всего было выпущено 2311 танков. Танк обладал классической компоновкой, его экипаж состоял из 4 человек. На вооружении танка стояло все то же 122-мм орудие Д-25Т, что и на танке ИС-2. При этом танк получил новую башню приплюснутой конструкции, которая впоследствии применялась на всех советских танках от Т-54 до Т-90.

ИС-3 обладал очень сильным дифференцированным противоснарядным бронированием и был рассчитан на защиту от всех современных танков и ПТ-орудий в лобовой проекции и от воздействия большей части танков и ПТ-орудий со стороны бортов. Лоб танка бронировался 110-мм. бронеплитами, по схеме получившей название «щучий нос». Лоб корпуса состоял из двух сходившихся клином плит, расположенных с наклоном в 56° к вертикали. Бронирование бортов достигало 90 мм, с наклоном брони в 60°, помимо этого верхняя часть бортов прикрывалась 30-мм экранами. Башня танка представляла собой отливку из гомогенной брони и обладала приплюснутой полусферической формой. Толщина ее стенок колебалась от 220 мм в основании до 110 мм в верхней части, лоб башни имел броню, близкую к 255 мм. При этом масса танка оставалась на уровне 46 тонн.

Примечателен тот факт, что ИС-3, не принимавший участия в войне, стал участником Берлинского парада союзных войск, приуроченного к победе во Второй мировой войне. 7 сентября 1945 года 52 танка ИС-3 проехали по улицам Берлина и произвели сильное впечатление на наших союзников по антигитлеровской коалиции.

ИС-4 и ИС-5

ИС-4 - советский тяжелый танк, принятый на вооружение в 1947 году, выпускался с 1947 по 1948 год достаточно небольшой серией в 219 штук. Являлся дальнейшим развитием танка ИС-2. Основной упор был сделан на увеличение бронирования. Бронирование лба корпуса и бортов танка достигало 160 мм. Бронирование башни в лобовой части достигало 250 мм, с бортов 200 мм. Такое наращивание брони не могло не отразиться на весе боевой машины. Максимальный вес танка приблизился к отметке в 60 тонн, что потребовало установки нового двигателя В-12 мощностью в 750 л.с., предыдущие модели танка оснащались двигателями мощностью 520 л.с.


ИС-5 был опытным образцом танка, который так и не пошел в серию. Основным его отличием была 100-мм пушка С-34, которая в ходе испытаний так и не доказала своей надежности. В итоге в серию пошел ИС-4, вооруженный старым проверенным орудием Д-25Т калибра 122 мм, при этом боекомплект танка достиг 30 снарядов (увеличился на 2).


В ходе эксплуатации выяснилось, что танк из-за своей массы не может переправляться через многие мосты и сталкивается с трудностями перевозки различными транспортными средствами. Помимо этого выявился ряд недостатков его трансмиссии и ее недостаточная надежность. В конце 1970-х годов все танки данной серии были отправлены на переплавку.

ИС-6 - опытный советский танк, на вооружение принят не был. Разработка танка началась в 1943 году. Эскизное проектирование машины осуществлялось с декабря 1943 до лета 1944 года. Всего было предложено два варианта, первый – «Объект 252», который имел механическую трансмиссию такого же типа, как ИС-3, но с использованием опорных катков большого диаметра. Поддерживающие катки отсутствовали.

Особенностью другого танка - «Объекта-253» - была электромеханическая трансмиссия, которая должна была положительно сказаться на маневренности и облегчить управление танком. Ходовая часть была подобна ходовой танка ИС-2. В ходе испытаний опытные машины уступили отправленному в серию танку ИС-4.

Опытный советский тяжелый танк, разрабатывался в 1945-1947 году, общее количество произведенных машин не превышало 50 штук. Один из мощнейших танков своего времени и самый тяжелый среди советских танков, на вооружении армии не принимался. Данный танк во многом являлся развитием танка ИС-3 и отличался применением ряда технических решений, намного опередивших свое время. Обладал классической компоновкой. При этом экипаж танка увеличился до 5 человек, в его составе появился второй заряжающий.

ИС-7 в музее в Кубинке, первый в ряду


Танк унаследовал от ИС-3 лобовую часть корпуса, изготовленную по схеме "щучий нос", при этом его бронирование существенно увеличилось. Лоб корпуса и борта имели толщину в 150 мм. Лоб башни имел толщину в 210 мм, а маска пушки 350 мм, бортовое бронирование башни достигало 150 мм. Боевая масса танка достигла 68 тонн, при этом последний мог развить по шоссе скорость в 60 км/ч. Во многом здесь была заслуга нового дизеля М-50Т мощностью в 1050 л.с., данный двигатель являлся вариантом морского дизеля. Примечательно, что это была не единственная деталь, доставшаяся танку от флота.

Основным вооружением танка была 130-мм нарезная пушка С-70 с длиной ствола в 57,2 калибра и начальной скоростью 33,4 кг снаряда в 900 м/с. Данное орудие было разработано на базе 130-мм морской пушки. Орудие оснащалось вертикальным клиновым полуавтоматическим затвором, с помощью которого скорострельность была повышена до 6-8 выстрелов в минуту. СУО танка при ведении стрельбы автоматически наводила орудие, руководствуясь положением прицела, и производила выстрел. Танковый боекомплект включал 30 выстрелов раздельного заряжания.

Т-10 (ИС-8)

Последний тяжелый танк серии ИС. Серийно производился с 1954 по 1966 год. Всего было выпущено от 2500 до 8000 подобных танков. Состоял на вооружении Советской армии 40 лет, был снят с вооружения уже Российской армии в 1993 году. Танк проектировался для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3, при его разработке был учтен опыт эксплуатации ИС-4 и ИС-7, который привел к уменьшению массы танка до 50 тонн. Уменьшение массы танка сопровождалось снижением уровня его бронирования. Во время проектирования танк получал индексы от ИС-8 до ИС-10, но после смерти Сталина танк получил новое имя Т-10.


Как и танки ИС-3 и ИС-7, данный танк имел «щучий нос», но менее скромное бронирование по сравнению с последим. Лоб корпуса имел бронирование 120 мм., борта 80 мм, лоб башни – 201 мм., борта 148 мм. Первоначально танк оснащался усовершенствованным орудием Д-25ТА, доставшимся ему в наследство от танков ИС-2 и ИС-4, а также дизельным двигателем В-12-5 мощностью в 700 л.с.

При этом подавляющее число танков, находящихся на вооружении, имели индекс Т-10М, а в 60-х годах все выпущенные машины были усовершенствованы до данной модификации. В ней танк получил новое орудие 122-мм М-62-Т2 , которое отличалось высокой баллистикой и двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень». Вместо ДШК на танк устанавливался 14,5-мм пулемет КПВТ, была изменена конструкция башни, а ее лобовое бронирование довели до 250 мм. Танк получил новый, более мощный двигатель В12-6 мощностью в 750 л.с., противоатомную защиту и комплект приборов ночного видения для всех членов экипажа танка, за исключением заряжающего.

Компания «Авторассвет» - им можно легко и быстро продать автомобиль . Можно продать автомобиль в любом состоянии: полностью исправные, на ходу, так и битые, аварийные. Более подробную информацию можно узнать на сайте avtorassvet.ru.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Как известно, празднества по поводу вручения Нобелевской премии проходят в стокгольмской ратуше в день смерти Альфреда Нобеля. То есть получается, что на самом деле этот весёлый ужин - поминки по учредителю премии. Любопытно, что свои дни рождения Альфред Нобель не праздновал, они были для него обычными рабочими днями, зато его уход из жизни шумно отмечается вот уже более 100 лет.

Человек - царь природы! Мы - единственные разумные существа на планете! Наш мозг имеет безграничные возможности!… Каких только комплиментов человек не придумывает сам себе! Однако время от времени человечество сталкивается с фактами, которые не позволяют ему задирать нос слишком высоко. Вот, к примеру, около ста лет назад в Южной Африке найдены останки боскопов - первобытных существ с потрясающими черепами, в которых помещался, без сомнения, потрясающий мозг. В прошлом году вышла книга известных американских нейрофизиологов Гари Линча и Ричарда Грейнджера «Большой мозг: происхождение и будущее интеллекта человека». Речь в ней идёт в основном об этих самых боскопах…

Знаменитая морская разбойница Чжэн Ши вошла в историю под именем Госпожа Цзин. В отсутствие сильной власти и порядка в Китае и на Дальнем Востоке в начале XIX века она сумела создать собственную империю, где властвовала безраздельно…

20 июля все шахматисты - любители и профессионалы, - свободно владеющие словами «рокировка», «миттельшпиль», «гамбит» и прочими из той же серии, с особенным чувством выставляют шахматные фигуры на клетчатую доску и разыгрывают партию. Так они отмечают Международный день шахмат.

Забота о здоровье монархов испокон веков являлась делом государственной важности. Неудивительно, что отбор на роль придворных лекарей был очень тщательным. Правда, на Руси предпочтение почему-то отдавали иностранным медикам, которых на данном поприще чаще всего ждала трагическая судьба.

Со дня смерти Николы Теслы прошло уже более шестидесяти лет, но тайна это го великого учёного, поражавшего мир своими изобретениями и открытиями, по-прежнему остаётся тайной. Его называли сверхчеловеком, а кое-кто даже подозревал в связях с самим дьяволом!

Сейчас это кажется неправдоподобным, но в нашей истории, оказывается, было такое время, когда русские впервые открывали для себя Волгу. По историческим меркам, не так уж давно это и было - всего несколько сотен лет назад. А до того Волгу открывали не один раз, и сейчас уже никто не сможет подсчитать, на каком множестве языков говорили на её берегах за все тысячелетия существования разных цивилизаций в Среднем Поволжье. При этом каждый народ называл реку своим именем и каждому из них было отведено своё историческое время.

Ученик Иисуса, галилеянин Пётр, - одна из самых противоречивых фигур в Священном Писании. Порою он бывал злобен, труслив и завистлив, а когда Христа вели на казнь, отрёкся от своего учителя. Так почему же Иисус с самого начала поручил именно Петру стать отцом новой Церкви? Может быть, Христос знал: этот апостол выполнит свою миссию и в самый важный момент проявит истинное мужество? Ответы на многие вопросы, связанные с личностью Петра, появились лишь в XX веке. Произошло это благодаря открытиям археологии и некоторых других наук.

Советский тяжёлый танк времён Великой Отечественной войны. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» - официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943-1953 гг. Индекс 1 соответствует первой серийной модели танка данного семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-1 на равных эксплуатировалось название ИС-85, в этом случае индекс 85 означает калибр основного вооружения машины.

История создания

Тяжёлые танки ИС-1 и ИС-2 ведут свою родословную от тяжёлого танка КВ-1 /КВ-1с и среднего танка тяжёлого бронирования КВ-13 («Объект 233»), созданного в 1942 году в СКБ-2 (позднее Опытный танковый завод) Челябинского КТЗ.

Самое прямое влияние на темпы изготовления танков ИС оказало появление зимой 1942-1943 гг. на Восточном фронте новейших немецких тяжёлых танков «Тигр». Постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года Кировскому заводу в Челябинске и заводу № 100 НКТП (переименованный Опытный танковый завод) предписывалось создать и показать на государственные испытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин» - ИС.

В качестве исходных для них были взяты два последних варианта КВ-13. При этом первый прототип, вооружённый 76,2-мм пушкой ЗИС-5, получил обозначение ИС-1 с сохранением заводского индекса «Объект 233», а второй - со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне, заимствованной у опытного тяжёлого танка КВ-9 - получил обозначение ИС-2 («Объект 234»).

Испытания обеих машин проходили в период с 22 марта по 19 апреля 1943 года и прошли в целом удачно. Комиссия признала, что в итоге более плотной компоновки, чем у КВ-1с, танки ИС имеют при меньшей массе более сильное бронирование и более высокую скорость движения при равноценном с ним вооружении у ИС-1 («Объект 233») и более мощном у ИС-2 («Объект 234»).

Однако в конце апреля произошли испытания трофейного танка Тигр I на полигоне в Кубинке, которые продемонстрировали низкую эффективность существующих противотанковых орудий против его бронирования. Постановление ГКО N2 3289сс от 5 мая 1943 года «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок» поставило задачу создать 85-мм танковые орудия с баллистикой зенитного орудия 52-К для установки в штатную башню танка КВ-1с и на новый тяжёлый танк ИС.

В первой половине июня прототипы новых пушек были готовы для испытаний. Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро (ЦАКБ) предоставило пушку С-31 Горшкова/Грабина, соединив 85-мм ствол с люлькой 76-мм танковой пушки ЗИС-5, что существенно облегчило бы ее производство. КБ завода № 9 под руководством Ф. Ф. Петрова предоставило пушку Д-5Т на основе 85-мм пушки Д-5С для самоходно-артиллерийской установки СУ-85, с затвором и подъёмным механизмом от 76-мм танковой пушки Ф-34. Д-5Т отличалась малой массой и небольшой длиной отката.

Однако уже на этапе сборки обнаружилось, что 85-мм орудие при диаметре башенного погона 1535 мм установить невозможно. Конструкторы расширили погон до 1800 мм под новую трёхместную башню, увеличив объем боевого отделения и длину танка, а в ходовую часть добавили шестой опорный каток. Данные изменения привели к росту массы до 44 т и снижению удельной мощности.

В начале июля 1943 года были готовы два прототипа танка ИС, построенные на доработанном корпусе КВ-13 с новой башней под 85-мм пушку: № 1 с пушкой С-31 и № 2 с пушкой Д-5Т. Они получили общее обозначение «Объект 237». Кроме того, на базе корпуса КВ-1с были построены прототипы танка КВ - «Объект 239» (КВ-85) с башней ИС-85 и пушкой Д-5Т, что потребовало модернизации бронекорпуса под увеличенный башенный погон, и «Объект 238» (КВ-85Г) с 85-мм пушкой С-31, установленной в существующей башне от КВ-1с.

В июле 1943 года прошли заводские испытания, в результате которых прототипы танков ИС и КВ с пушкой Д-5Т были допущены к государственным испытаниям, проходившим 2-8 августа. Оба прототипа были рекомендованы к принятию на вооружение.

8 августа 1943 года постановлением ГКО № 3891 был принят на вооружение и немедленно запущен в производство КВ-85 с 85-мм пушкой Д-5Т в башне ИС-85. 4 сентября 1943 года постановлением ГКО № 4043 был принят на вооружение ИС-85 с пушкой Д-5Т, однако было принято временное решение о продолжении выпуска СУ-152 и КВ-85, так как развернуть серийный выпуск ИС-85 к этому времени не удалось. Этим же постановлением ЧКЗ было предписано проработать вариант танка ИС с более мощной 122-мм пушкой и создать на его базе самоходную установку ИСУ-152.

Серийный выпуск ИС-85 стартовал в октябре 1943 года, но уже в ноябре 1943 года на вооружение был принят танк ИС-122 (ИС-2) «Объект 240», и выпуск был закончен уже в январе 1944 года.

Описание конструкции

ИС-1 по своей сути являлся глубокой модернизацией предыдущей модели тяжёлого танка, КВ-1/КВ-1с. Глубокой переработке с целью усиления подверглись броневая защита и вооружение, для улучшения эксплуатационных характеристик и надёжности ИС-1 получил новую коробку перемены передач планетарного типа. Однако в своей конструкции новый танк унаследовал большое число деталей от танков КВ различных модификаций. Как и все другие советские серийные тяжёлые и средние танки того времени, ИС-1 имел классическую компоновку. Бронекорпус от носа к корме последовательно был поделен на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель располагался в отделении управления, три остальных члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же размещались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были оборудованы в корме машины.

Броневой корпус и башня

Броневой корпус танка (кроме лобовой детали) сваривался из катаных броневых плит толщиной 90, 75, 60, 30 и 20 мм. Лобовая деталь обтекаемой формы с рациональными углами наклона брони являлась литой, в различных частях её толщина менялась от 30 до 120 мм, с остальными деталями она соединялась сваркой. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы, её борта толщиной 100 мм размещались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и соединялась болтами с самой башней. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия - для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня монтировалась на погон диаметром 1800 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Поверхность «соприкосновения» нижнего погона башни и верхнего погона бронекорпуса была несколько утоплена в крышу боевого отделения, это исключало заклинивание башни при обстреле. Погон башни размечался в тысячных для ведения огня с закрытых позиций.

Механик-водитель размещался по центру в передней части бронекорпуса танка. По сравнению с танком КВ-1с плотная компоновка обитаемого пространства танка ИС не разрешала расположить в нём пятого члена экипажа - стрелка-радиста. Его обязанности были поделены между командиром и механиком-водителем: первый работал с радиостанцией, а второй вёл неприцельный огонь из курсового пулемёта путём нажатия на гашетку электроспускового механизма на одном из рычагов управления. Сам курсовой пулемёт размещался справа от механика-водителя и жёстко фиксировался в специальном бронированном патрубке, который приваривался к лобовой бронедетали танка. Впоследствии из-за низкой эффективности неприцельного огня и ослабления лобового бронирования от курсового пулемёта были вынуждены вообще отказаться. Три члена экипажа размещались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и командира танка, а справа - заряжающего. Командир машины имел литую наблюдательную башенку с толщиной вертикальной брони до 82 мм. Посадка и выход экипажа производились через люки в башне: круглый двухстворчатый люк командирской башенки и круглый одностворчатый люк заряжающего. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Вооружение

Главным вооружением ИС-1 являлась танковая пушка образца 1943 года Д-5Т калибра 85 мм. Орудие устанавливалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Сама башня с орудием Д-5Т также являлась уравновешенной: её центр масс размещалось на геометрической оси вращения. Пушка Д-5Т имела вертикальные углы наводки от?5 до +25 град., при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска.

Боекомплект орудия составлял 59 выстрелов унитарного заряжания. Выстрелы укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения.

На танке ИС-1 устанавливались три 7,62-мм пулемёта ДТ: неподвижный курсовой, спаренный с орудием и кормовой в шаровой установке в приливе на задней части башни. Боекомплект ко всем ДТ составлял 2520 патронов. Эти пулемёты устанавливались таким образом, что при необходимости их можно было снять с установок и применять вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами.

Двигатель

ИС-1 оснащался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС мощностью 520 л. с. (382 кВт). Пуск двигателя обеспечивался инерционным стартером с ручным и электрическим приводами или сжатым воздухом из двух резервуаров размещённых в боевом отделении машины. Электроприводом инерционного стартера являлся вспомогательный электродвигатель мощностью 0,88 кВт. Дизель В-2ИС комплектовался топливным насосом высокого давления НК-1 с всережимным регулятором РНК-1 и корректором подачи топлива. Для очистки поступающего в двигатель воздуха применялся фильтр типа «Мультициклон». Также в моторно-трансмиссионном отделении монтировались подогревающие устройства для облегчения пуска двигателя в холодное время года. Они также могли быть использованы для подогрева боевого отделения машины. ИС-1 имел три топливных бака, два из которых размещались в боевом отделении и один - в моторно-трансмиссионном. Танк также оборудовался четырьмя наружными дополнительными топливными баками ёмкостью 360 л, не связанными с топливной системой двигателя.

Трансмиссия

Танк ИС-1 оснащался механической трансмиссией, в состав которой входили:

Многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
-четырёхступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 назад);
-два бортовых двухступенчатых планетарных механизма поворота с многодисковым блокировочным фрикционом сухого трения «сталь по стали» и ленточными тормозами;
-два двухрядных комбинированных бортовых редуктора.
Все приводы управления трансмиссией - механические. По сравнению с предыдущей моделью тяжёлого танка КВ-85, новым элементом трансмиссии являлись планетарные механизмы поворота.

Ходовая часть

Подвеска у ИС-1 индивидуальная торсионная для каждого из 12 цельнолитых двускатных опорных катков малого диаметра (550 мм). Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления размещались сзади, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми цельнолитыми поддерживающими катками по каждому борту; эти катки были взяты от конструкции танка КВ-85. Механизм натяжения гусеницы - винтовой; каждая гусеница состояла из 86 одногребневых траков шириной 650 мм.

Электрооборудование

Электропроводка в танке ИС-1 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Источниками электроэнергии (рабочие напряжения 12 и 24 В) были генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24Ф мощностью 1 кВт и две последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 128 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:

Электромотор поворота башни;
-наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
-наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
-контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
-электроспуск пушки и пулемётов;
-средства связи - радиостанция и танковое переговорное устройство;
-электрика моторной группы - электродвигатель инерционного стартера, бобины свечей зимнего пуска двигателя и т. д.

Средства наблюдения и прицелы

Люк командира и рабочее место заряжающего оснащались перископическими приборами МК-4 для наблюдения за окружающей обстановкой изнутри машины (всего 2 штуки). Командирская башенка имела пять смотровых щелей с защитными стёклами. Механик-водитель в бою вёл наблюдение через смотровой прибор с триплексом, который защищался броневой заслонкой. Этот смотровой прибор оборудовался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите по продольной осевой линии машины. В спокойной обстановке этот люк-пробка мог быть выдвинут вперёд, обеспечивая механику-водителю более удобный непосредственный обзор с его рабочего места.

Для ведения огня ИС-1 оборудовался двумя орудийными прицелами: телескопическим 10Т-15 для стрельбы прямой наводкой и перископическим ПТ4-15 для стрельбы с закрытых позиций. Головка перископического прицела защищалась специальным броневым колпаком. Для обеспечения возможности огня в тёмное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки. Кормовой пулемёт ДТ мог комплектоваться прицелом ПУ от снайперской винтовки с трёхкратным увеличением.

Средства связи

Средства связи включали в себя радиостанцию 10Р или 10РК-26 (на части выпущенных машин стояла радиостанция 71-ТК) и переговорное устройство ТПУ-4-Бис на 4 абонента.

Радиостанции 10Р или 10РК представляли собой комплект из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В.

10Р представляла собой симплексную ламповую коротковолновую радиостанцию, работающую в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 50 до 80 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20-25 км, в движении она несколько уменьшалась. Большую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты производилась съёмным кварцевым резонатором, плавная подстройка частоты отсутствовала. 10Р позволяла вести связь на двух фиксированных частотах; для их смены применялся другой кварцевый резонатор из 15 пар в комплекте радиостанции.

Радиостанция 10РК являлась технологическим улучшением предыдущей модели 10Р, она стала проще и дешевле в производстве. У данной модели появилась возможность плавного выбора рабочей частоты, число кварцевых резонаторов было уменьшено до 16. Характеристики по дальности связи значительных изменений не претерпели.

Танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис разрешало вести переговоры между членами экипажа танка даже в сильно зашумлённой обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.

ТТХ

Размеры

Длина корпуса, мм: 6770
-Длина с пушкой вперёд, мм: 8560
-Ширина корпуса, мм: 3070
-Высота, мм: 2735
-Клиренс, мм: 470

Бронирование

Тип брони: гомогенная катаная средней твёрдости + литой лоб
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 120/30 град. и 60/78 град.
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 90/-30 град.
-Борт корпуса, мм/град.: 90/0 град.
-Корма корпуса (верх), мм/град.: 60/49 град.
-Корма корпуса (низ), мм/град.: 60/-41 град.
-Днище, мм: 20
-Крыша корпуса, мм: 30
-Маска орудия, мм/град.: 100
-Борт башни, мм/град.: 100/15 град.
-Корма башни, мм/град.: 100/15 град.

Вооружение

Калибр и марка пушки: 1 х 85?мм Д5-Т85
-Длина ствола, калибров: 52
-Боекомплект пушки: 59
-Пулемёты: 3 х 7,62-мм ДТ

Подвижность

Тип двигателя: V-образный 4-тактный 12-цилиндровый дизель В-2ИС
-Мощность двигателя, л. с.: 520
-Скорость по шоссе, км/ч: 37
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10-15
-Запас хода по шоссе, км: 240
-Запас хода по пересечённой местности, км: 110-125
-Удельная мощность, л. с./т: 11,8
-Тип подвески: торсионная индивидуальная
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,78
-Преодолеваемый подъём, град.: 36 град.
-Преодолеваемая стенка, м: 1
-Преодолеваемый ров, м: 2,5
-Преодолеваемый брод, м: 1,3

История создания

ИС-1

Начало работ над танком ИС-1 связано с появлением на фронте зимой 1942-1943 гг. тяжелого немецкого танка «Тигр», с которым , и не могли справляться, то есть банально не пробивали его. В результате постановления №2943сс Челябинскому заводу №100 требовалось предоставить два образца танка ИС на государственные испытания.

В постройке образцов использовались некоторые детали от . На первый образец (ИС-1) поставили классическую 76-мм пушку ЗиС-5, а на второй образец (ИС-2, но никакого отношения к серийному ИС-2 не имеет) поставили 122-мм гаубицу от КВ-9. ИС-1 получил заводское название «Объект 233», еще позже его будут называть ИС-85. Почему? Рассмотрим чуть позже.

Испытания длились чуть меньше месяца. И они показали, что у танка очень удачная компоновка, хорошая скорость и маневренность. Но под конец испытаний были получены точные данные о бронировании «Тигра», и 15 апреля вышло постановление о создании мощных танковых орудий и установки их в новые танки.

В июне четыре 85-мм танковые пушки (две С-31 и две Д-5Т) были готовы для установки в танки. Однако возникла проблема с башней. Новые пушки не влезали в старую башню, поэтому пришлось ее увеличить, а в результате увеличить также длину корпуса на 420 мм. Стоит отметить, что башня теперь была по виду такая, как и у прошлого ИС-1. К концу испытаний выяснилось, что ИС №2 с пушкой Д-5Т показал себя лучше. Дальнейшие испытания происходили на полигоне в Кубинке, тогда же туда прибыл и новый КВ-85 с той же пушкой Д-5Т. Обе машины успешно прошли все испытания и 4 сентября были приняты на вооружение Красной армии.

ИС-2


ИС — 2

Стоит отметить, что в том же постановлении, где говорится о принятии на вооружение ИС-1, говорилось и о создании ИС-2 с калибром пушки 122-мм, так же там говорилось о создании ИСУ-152. Почему же выбрали калибр 122-мм? Почему не 100-мм? Не 115-мм? Дело в том, что Ж. Я. Котин, проанализировав Курское сражение, заметил, что с танком «Тигр» наиболее удачно боролись 122-мм корпусные пушки А-19. В КБ №9 как можно быстрее сделали чертеж новой пушки в башне ИС-85, и Котин лично предоставил проект И.Сталину, который одобрил проект и приказал как можно быстрее приступить к испытаниям. Поэтому буквально через две недели опытный образец был готов к испытаниям. ИС-2 было дано заводское название «Объект 240». Испытания прошли очень быстро и успешно. Однако во время испытаний при одном из выстрелов разорвало дульный тормоз Т-образного типа — пришлось устанавливать немецкий. В 1944 году, кстати, разработали новый дульный тормоз для ИС-2.


ИСУ — 152

Позже изменилась еще и форма лобового бронелиста, т.к. немецкие пушки 43-их 44-ых годов с легкостью пробивали броню ИС-2 (и ИС-1 соответственно). Таким образом, лобовой лист выпрямили по всей поверхности, и он стал «прямым». Это дало возможность не увеличивать толщину лобовой брони при увеличении бронезащиты.

К слову сказать, ИС-1 был снят с производства уже в январе 1944 года, через 4 месяца после начала производства. В завершении истории наверно стоит отметить, что названия ИС-1 и ИС-2 присуждены были только с марта 1944 года, до этого они назывались ИС-85 и ИС-122 соответственно.


Подбитый ИС — 2

Вооружение

Рассмотрим и 85-мм и 122-мм пушки. Их характеристики будут записаны рядом, 85-мм/122-мм.

  • Масса орудия, кг – 2480/Неизвестно
  • Боекомплект, сн. — 59/28. Стоит отметить, что на пушку Д-25Т(122-мм) производились только бронебойные снаряды.
  • Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 792/800
  • Прицельная дальность, м, — 2000/3000
  • Углы вертикальной наводки, град.: -5° +22°/−3°…+20°

Бронепробиваемость:

Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.

  • Бронебойный, на расстоянии 500 м, мм/град. — 105/90° / 155/90°
  • Бронебойный, на расстоянии 1 км, мм/град. — 100/90° / 145/90°
  • Бронебойный, на расстоянии 2 км, мм/град. — 85/90° / 125/90°
  • Скорострельность, выстр./мин – до 8/ до 1,5, позже до 2.

Дополнительное вооружение:

Три 7,62-мм пулемёта ДТ: курсовой, спаренный с орудием, и кормовой, установленный в задней части башни / Аналогично. С 1945 года на крыше башни устанавливался крупнокалиберный пулемет ДШК.

Тактико-технические характеристики

Сравнение боевых характеристик будет происходить таким же образом, как и при сравнении вооружения.

  • Масса, т — 44/46
  • Экипаж, ч — 5. Командир, Наводчик, Заряжающий, Механик-водитель, Стрелок-радист / Аналогично.
  • Длина корпуса, мм — 6770/6770
  • Ширина корпуса, мм — 3070/3070
  • Высота, мм — 2735/2630

Бронирование

Градусы измеряются по отношению к вертикальной поверхности.

  • Лоб корпуса (верх), мм/град. — 120/30° / 120 / 60°
  • Лоб корпуса(середина), мм/град. — 60/78° / Не существовало
  • Лоб корпуса (низ), мм/град. — 90/30° / 100/30°
  • Борт корпуса (верх), мм/град. — 90/0° / 90 / 15°
  • Борт корпуса (низ), мм/град. — 90/0° / 90 / 0°
  • Корма корпуса (верх), мм/град. — 60/49° / 60/49°
  • Корма корпуса (низ), мм/град. — 60/41° / 60/41°
  • Днище, мм — 20 / 20
  • Крыша корпуса, мм — 30 / 30
  • Маска орудия, мм/град. — 100 / 100
  • Лоб башни, мм/град. — 100/Кабанья голова / 100/Кабанья голова
  • Борт башни, мм/град. — 100/15° / 90 / 20°
  • Корма башни, мм/град — 100/15° / 90 / 30°
  • Крыша башни, мм — 30 / 30

Ходовые качества

  • Мощность двигателя, л. с. — 520/520
  • Максимальная скорость, км/ч — 37/37
  • Запас хода по шоссе, км — 240/240
  • Удельная мощность, л. с./т — 11,8/11,3
  • Преодолеваемый подъём, град. — 36°/36°

Модификации и машины на базе ИС-1 и ИС-2:

  • ИС-2М – «Модернизированный». Заменен двигатель, при этом мощность его не изменилась, имеются изменения ходовой части, увеличены размеры башни, за счет чего был увеличен боекомплект до 35 снарядов, был убран курсовой пулемет, и имелось еще несколько незначительных изменений. Машина была снята с вооружения Российской Федерации только в 1995 году. На данный момент ИС-2М состоят на вооружении Кубы в количестве 12 штук и служат неподвижными боевыми точками береговой охраны.
  • ИСУ-152 — самоходное артиллерийское орудие, разработанное на базе ИС-1 в октябре 1943 года.
  • ИСУ-122 — самоходное артиллерийское орудие, разработанное на базе ИС-2 в декабре 1943 года. На ней стоит такое же орудие, что и на ИС-2.

Боевое применение

В Великую Отечественную войну танки ИС-1 и ИС-2 активно участвовали в сражениях с 1943-1944 годов, и практически все дошли до конца войны. После ВОВ в боевых действиях участвовали только танки ИС-2. Есть информация, что они принимали участие в Корейской войне, но никаких данных, подтверждающих это, не найдено.

Танки в культуре

ИС-1 можно встретить в целом ряде компьютерных игр: World of Tanks, и т.п.

ИС-2 в культуре является гораздо более популярным по сравнению с ИС-1. Эти танки встречаются во множестве кинокартин:

  • Отец солдата;
  • Блокада, где ИС-2 использован как КВ-1;
  • «Танк «Клим Ворошилов-2» — использован как КВ-2;
  • «На войне как на войне» — использован как Pz.V «Panther».;
  • «Белый тигр» — использован как Pz.VI «Tiger».

Также ИС-2 появляется в огромном количестве компьютерных игр: «World of Tanks», «War Thunder», «Ил-2 Штурмовик», «Блицкриг», «Sudden Strike» и т.д.

Память о танках

Ни один первый ИС до наших дней не дошел, а вот ИС-2 сегодня можно увидеть в Бронетанковом музее в Кубинке, в музее-панораме «Сталинградская битва», в «Огненной дуге», в музее боевой славы омичей, и еще в ряде музеев России.