Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Строи и управление ими Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю

3 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Строй – установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.

4 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Шеренга – строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.

5 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Фланг – правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.

6 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Фронт – сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом.

7 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Тыльная сторона строя – сторона, противоположная фронту.

8 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Интервал - расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.

9 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.

10 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Ширина строя - расстояние между флангами.

11 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего).

12 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Двухшереножный строй - строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются.

13 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Ряд - два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой называется неполным. При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу

14 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями. В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

15 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром. Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Колонны применяются для построения подразделений и частей в развернутый или походный строй.

16 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Развернутый строй - строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром.

17 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Походный строй - строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром. Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша, прохождения торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.

18 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Направляющий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).

19 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Замыкающий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в строю.

20 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств. Команды и приказания могут передаваться по колонне командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей. В строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, установленных Уставом или старшим командиром. Командирам подразделений от роты и выше в походном строю батальона и полка разрешается выходить из строя только для подачи команд и проверки их исполнения.

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир. По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку. При выполнении приемов с оружием в предварительной команде при необходимости указывается наименование оружия. Например: "Автоматы на - ГРУДЬ". "Пулеметы на - ре-МЕНЬ" и т.д.

23 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Исполнительная команда (в Уставе напечатана крупным шрифтом) подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение. С целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называются наименование подразделения или звание и фамилия военно-служащего. Например: "Взвод (3-й взвод) - СТОЙ". "Рядовой Петров, кру-ГОМ". Голос при подаче команд должен соразмеряться с шириной и глубиной строя, а доклад произноситься четко, без резкого повышения голоса.

24 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Команды, относящиеся ко всем подразделениям, принимаются и немедленно исполняются всеми командирами подразделений и командирами (старшими) машин. При передаче команды сигналом предварительно подается сигнал "ВНИМАНИЕ", а если команда относится только к одному из подразделений, то подается сигнал, указывающий номер этого подразделения. Готовность к принятию команды сигналом обозначается также сигналом "ВНИМАНИЕ". Получение сигнала подтверждается его повторением или подачей соответствующего сигнала своему подразделению.

25 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда "ОТСТАВИТЬ". По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.

26 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» При обучении допускаются выполнение указанных в Уставе строевых приемов и движение по разделениям, а также с помощью подготовительных упражнений. Например: "Автомат на грудь, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА, делай - ТРИ". "Направо, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА".

27 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» При формировании сборных команд производится их строевой расчет на подразделения. Для расчета военнослужащие выстраиваются в одношереножный или двухшереножный строй и рассчитываются по общей нумерации, как указано в ст. 85. После этого в зависимости от численности команды производится последовательно расчет на роты, взводы и отделения и назначаются командиры этих подразделений. Для участия в парадах, а также в других случаях подразделение по приказу командира может строиться в общую колонну по три, по четыре и более. При этом построение производится, как правило, по росту.

28 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Построение подразделений производится по команде "СТАНОВИСЬ ", перед которой указывается порядок построения. Например: "Отделение, в одну шеренгу - СТАНОВИСЬ". По этой команде военнослужащий должен быстро занять свое место в строю, набрать установленные интервал и дистанцию, принять строевую стойку.

29 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» При подаче команд для подразделений родов войск и специальных войск вместо наименований "отделение", "взвод", "рота", "батальон" и "полк" указываются наименования подразделений и частей, принятые в родах войск и в специальных войсках видов Вооруженных Сил.

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Командир обязан: указать место, время, порядок построения, форму одежды и снаряжение, а также какое иметь вооружение и военную технику; при необходимости назначить наблюдателя; проверить и знать наличие в строю подчиненных своего подразделения (части), а также вооружения, военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты и шанцевого инструмента; проверить внешний вид подчиненных, а также наличие снаряжения правильность его подгонки; поддерживать дисциплину строя и требовать точного выполнения подразделениями команд и сигналов, а военнослужащими своих обязанностей в строю; при подаче команд в пешем строю на месте принимать строевую стойку; при построении подразделений с вооружением и военной техникой произвести внешний осмотр их, а также проверить наличие и исправность оборудования для перевозки личного состава, правиль-ность крепления перевозимой (буксируемой) материальной части и укладки имущества; напомнить личному составу требования безопасности; в движении соблюдать установленные дистанции, скорость и правила движения.

32 слайд

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка» Военнослужащий обязан: проверить исправность своего оружия, закрепленных за ним вооружения и военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения; аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки; знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; соблюдать требования безопасности; не выходить из строя (машины) без разрешения; в строю без разрешения не разговаривать и не курить; быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим; передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.

Цель урока: Познакомить учащихся с основным предназначением строевой подготовки в в ВС РФ, разъяснить и показать основные положения военнослужащих в строю.

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, Строевой устав ВС РФ.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

  1. Беседа по вопросам:

— Что обязан сделать караульный во время приема Боевого знамени под охрану?

— Что запрещается часовому?

— Имеет ли право часовой передать свое оружие на время одевания постового тулупа?

— В каких случаях часовой применяет оружие на поражение без предупреждения?

— На вопросы каких должностных лиц из числа военнослужащих должен отвечать часовой?

— В каком положении у часового должен быть автомат в дневное время и в ночное время?

— Почему, на ваш взгляд, часовому запрещены практически любые действия, кроме бдительности по охране поста?

  1. Сообщение темы м цели урока

III. Изучение новой темы

  1. Введение новых понятий

Строевая подготовка — это предмет обучения военнослужащих в системе боевой подготовки, имеющей целью выработки у них строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения правильно и быстро выполнять команды, строевые приемы с оружием и без него, а также подготовка подразделений к слаженным действиям в различных условиях.

Строевая подготовка организуется и проводится на основе Строевого устава ВС РФ.

Строй – установленное уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.

Шеренга – строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.

Линия машин – строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.

Фланг – правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.

Фронт – сторона строя, в которою военнослужащие обращены лицом (машины – лобовой частью).

Тыльная сторона строя – сторона, противоположная фронту.

Интервал – расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.

Дистанция – расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.

Ширина строя – расстояние между флангами.

Глубина строя – расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах – расстоянии от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней (позади стоящей машины).

Двухшереножный строй – строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются «первая» и «вторая». При повороте строя название шеренг не изменяется.

Ряд – двое военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным.

При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.

Одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.

В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ладони между локтями.

В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

Колонна – строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) – одно за другим на дистанциях, установленных уставом или командиром.

Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Они применяются для построения подразделений и частей в развернутый или походный строй.

Развернутый строй – строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных уставом или командиром.

Развернутый строй применяется для проведения проверок, расчетов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.

Походный строй – строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных уставом или командиром. Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша: прохождение торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.

Направляющий – военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).

Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.

Выводы:

  1. Строевая подготовка – важный элемент в обучении и воспитании войск.
  2. Изучая строевую подготовку, воин приобретает умение понимать и выполнять команды, навыки согласованных действий в составе подразделений.
  3. Строевая подготовка российских воинов постоянно совершенствуется на занятиях по тактической подготовке и на других занятиях, при построениях, передвижениях и в повседневной жизни.

IV. Итог урока

  1. Закрепление материала:

— Почему такое важное значение в армии имеет строевая подготовка?

— Как определяется глубина строя

  1. Домашнее задание: § 52, стр. 248-251. Задание: Изучить основные термины и понятия строевой подготовки.

Слайд 2

  1. Строи и управление ими
  2. Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю
  • Слайд 3

    Строй – установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.

    Слайд 4

    Шеренга – строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.

    Слайд 5

    Фланг – правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.

    Слайд 6

    Фронт – сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом.

    Слайд 7

    Тыльная сторона строя – сторона, противоположная фронту.

    Слайд 8

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯЭК «Строевая подготовка»

    Интервал - расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.

    Слайд 9

    Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.

    Слайд 10

    Ширина строя - расстояние между флангами.

    Слайд 11

    Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего).

    Слайд 12

    Двухшереножный строй - строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются.

    Слайд 13

    Ряд - два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой называется неполным. При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.

    Слайд 14

    В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.

    В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

    Слайд 15

    Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.
    Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более.
    Колонны применяются для построения подразделений и частей в развернутый или походный строй.

    Слайд 16

    Развернутый строй - строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром.

    Слайд 17

    Походный строй - строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

    Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша, прохождения торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.

    Слайд 18

    Направляющий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).

    Слайд 19

    Замыкающий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в строю.

    Слайд 20

    • Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств.
    • Команды и приказания могут передаваться по колонне командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей.
    • В строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать.
    • Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, установленных Уставом или старшим командиром.
    • Командирам подразделений от роты и выше в походном строю батальона и полка разрешается выходить из строя только для подачи команд и проверки их исполнения.
  • Слайд 21

    Слайд 22

    • Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.
    • По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку.
    • При выполнении приемов с оружием в предварительной команде при необходимости указывается наименование оружия. Например: "Автоматы на - ГРУДЬ". "Пулеметы на - ре-МЕНЬ" и т.д.
  • Слайд 23

    • Исполнительная команда (в Уставе напечатана крупным шрифтом) подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.
    • С целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называются наименование подразделения или звание и фамилия военно-служащего. Например: "Взвод (3-й взвод) - СТОЙ". "Рядовой Петров, кру-ГОМ".
    • Голос при подаче команд должен соразмеряться с шириной и глубиной строя, а доклад произноситься четко, без резкого повышения голоса.
  • Слайд 24

    • Команды, относящиеся ко всем подразделениям, принимаются и немедленно исполняются всеми командирами подразделений и командирами (старшими) машин.
    • При передаче команды сигналом предварительно подается сигнал "ВНИМАНИЕ", а если команда относится только к одному из подразделений, то подается сигнал, указывающий номер этого подразделения.
    • Готовность к принятию команды сигналом обозначается также сигналом "ВНИМАНИЕ".
    • Получение сигнала подтверждается его повторением или подачей соответствующего сигнала своему подразделению.
  • Слайд 25

    • Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда "ОТСТАВИТЬ". По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.
  • Слайд 26

    • При обучении допускаются выполнение указанных в Уставе строевых приемов и движение по разделениям, а также с помощью подготовительных упражнений. Например: "Автомат на грудь, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА, делай - ТРИ". "Направо, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА".
  • Слайд 27

    • При формировании сборных команд производится их строевой расчет на подразделения. Для расчета военнослужащие выстраиваются в одношереножный или двухшереножный строй и рассчитываются по общей нумерации, как указано в ст. 85.
    • После этого в зависимости от численности команды производится последовательно расчет на роты, взводы и отделения и назначаются командиры этих подразделений.
    • Для участия в парадах, а также в других случаях подразделение по приказу командира может строиться в общую колонну по три, по четыре и более. При этом построение производится, как правило, по росту.
  • Слайд 28

    • Построение подразделений производится по команде "СТАНОВИСЬ ", перед которой указывается порядок построения. Например: "Отделение, в одну шеренгу - СТАНОВИСЬ".
    • По этой команде военнослужащий должен быстро занять свое место в строю, набрать установленные интервал и дистанцию, принять строевую стойку.
  • Слайд 29

    • При подаче команд для подразделений родов войск и специальных войск вместо наименований "отделение", "взвод", "рота", "батальон" и "полк" указываются наименования подразделений и частей, принятые в родах войск и в специальных войсках видов Вооруженных Сил.
  • Слайд 30

    Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю:

    • Обязанности командира
    • Обязанности военнослужащих
  • Слайд 31

    Командир обязан:

    • указать место, время, порядок построения, форму одежды и снаряжение, а также какое иметь вооружение и военную технику; при необходимости назначить наблюдателя;
    • проверить и знать наличие в строю подчиненных своего подразделения (части), а также вооружения, военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты и шанцевого инструмента;
    • проверить внешний вид подчиненных, а также наличие снаряжения правильность его подгонки;
    • поддерживать дисциплину строя и требовать точного выполнения подразделениями команд и сигналов, а военнослужащими своих обязанностей в строю;
    • при подаче команд в пешем строю на месте принимать строевую стойку;
    • при построении подразделений с вооружением и военной техникой произвести внешний осмотр их, а также проверить наличие и исправность оборудования для перевозки личного состава, правильность крепления перевозимой (буксируемой) материальной части и укладки имущества; напомнить личному составу требования безопасности; в движении соблюдать установленные дистанции, скорость и правила движения.
  • Слайд 32

    Военнослужащий обязан:

    • проверить исправность своего оружия, закрепленных за ним вооружения и военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;
    • аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки;
    • знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; соблюдать требования безопасности; не выходить из строя (машины) без разрешения;
    • в строю без разрешения не разговаривать и не курить; быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;
    • передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.
  • Слайд 33

    Посмотреть все слайды

    Пояснительная записка

    Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010года №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».Программа включает комплекс занятий по развитию и совершенствованию системы военно - патриотического воспитания несовершеннолетних граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

    Военная подготовка в кадетском классе проводится с целью ранней профессиональной ориентации, подготовки кадетов к осознанному выбору профессии служения Отечеству на военном поприще.Программа дополнительного образования предназначена для реализации профильного образования обучающихся специализированных (кадетских) классов второй ступени среднего общего образования. Программа разработана на основе Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Предусматривает обучение строевым приемам и движению без оружия и с оружием, обучение строям подразделений и воинских частей в пешем порядке, обучение порядку выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра, положению Боевого Знамени в строю, порядку его выноса и относа.Содержание программы в целом отражает государственную образовательную политику в вопросах подготовки к самостоятельной жизнедеятельности и военной службе и позволяет формировать у воспитанников сознательное и ответственное отношение к вопросам личной, общественной и национальной безопасности страны, желание активно совершенствовать свою физическую и военно-прикладную подготовку.

    Цель программы :

    Помимо общих целей и задач, которые призвано решать военно-патриотическое воспитание, программа военно - прикладной и физической подготовки преследует следующие конкретные цели и задачи:

    Учебные:

    Знать обязанности солдата перед построением и в строю, уметь четко и правильно выполнять строевые приемы и действия, как без оружия, так и с оружием;

    Освоить и совершенствовать дисциплины общей и специальной физической подготовки.

    Воспитательные:

    Воспитывать у молодых людей патриотизм, гражданское сознание, верность Отечеству, готовность к выполнению конституционных обязанностей, чувство любви к Родине;

    Воспитывать уважительное отношение к героической истории нашего государства, его вооруженным силам;

    Воспитывать потребность в здоровом образе жизни и активном отдыхе;

    Воспитывать самостоятельность;

    Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

    Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей действительности;

    Воспитывать дисциплинированность, силу воли, умение концентрироваться на выполнение поставленной цели.

    Развивающие:

    Развивать интерес к военной и государственной службе, к социально значимой деятельности;

    Развивать познавательные интересы;

    Развивать и поддерживать хорошую физическую форму;

    Развивать позитивные личностные качества: организаторские способности, ответственность, смелость, толерантность и др.

    Задачи программы:

    1. Совершенствование разностороннего развития обучающихся кадетских классов;

    2. Формирования необходимые знания, умений и навыков строевой и физической подготовки;

    3. Развитие волевых качеств и дисциплины.

    В процессе изучения программы дополнительного образования детей «Строевая подготовка» предполагается приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

      знание строевой подготовки;

      знать строи и порядок управления строем отделения и взвода;

      знание обязанностей военнослужащих перед построением и в строю;

      знание государственных и военных символов Российской Федерации;

      умение выполнять строевые приемы на месте и в движении;

      умение выполнять воинское приветствие на месте и в движении;

      умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

    Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

    образовательной программы

      В Конституции РФ говорится: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина «Российской Федерации». Пока существует государство, будет существовать и армия. Отношение к военной службе во все времена и у всех народов было уважительное. Наше время не является исключением.

      В связи с отсутствием начальной военной подготовки в общеобразовательных школах и сокращением сроков действительной военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, возникает необходимость в военно-профессиональной ориентации и воспитании подростков в системе дополнительного образования до призыва.

      Актуальность данной дополнительной образовательной программы обусловлена ее практической значимостью. Воспитанники могут применять полученные знания и практический опыт при подготовке к службе по призыву в Вооружённых силах России. . Строевая подготовка дисциплинирует воспитанников кадетских классов, способствует развитию исполнительности, собранности, подтянутости, опрятности и формированию личности кадета

      В этой связи, новизна образовательной программы состоит в разработке такого содержания учебных дисциплин, направленных на подготовку к службе в вооружённых силах РФ, которое соответствует требованиям современной Российской армии.

      Социальная значимость программы.

    Кроме того, одной из основных задач работы является организация занятости подростков с целью изолирования их от негативного влияния улицы. Подростковый возраст – это возраст поиска и обретения себя

      Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие подростков с целью формирования у них высоконравственных принципов, выработки определенных норм поведения, должной физической и военно-профессиональной готовности к защите Отечества. Она позволяет усилить ориентацию подростка на развитие его интересов и способностей в выбранной деятельности, приобретении знаний и практических навыков, необходимых при прохождении службы и опыта вхождения в коллектив, межличностных отношений и коллективной деятельности. Программа ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого юноши с учетом индивидуальных (возрастных, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, личностных склонностей путем создания благоприятных условий, для умственного, нравственного, патриотического и физического развития личности.

    Возрастные особенности воспитанников, участвующих в реализации образовательной программы

    Данная программа предназначена для подростков и юношей 10- 15 лет.

    В этом возрасте воспитанник ощущает свою принадлежность и причастность к определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у подростка яркий эмоциональный отклик. В этот период часто проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства.

    Педагогам следует учитывать, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. Также в подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания, памяти, происходит развитие наблюдательности. Они отличаются неустойчивостью в психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью характера, поэтому предметом заботы педагога является воспитание волевых качеств личности. Индивидуальный подход к воспитанникам предполагает учет особенностей возраста, типа нервной деятельности, темперамента, характера.

    Место учебного предмета в учебном плане дополнительного образования

    Строевая подготовка и ОФП, как учебный предмет входят в дополнительную образовательную область военно-прикладной подготовки и представлен для обязательного изучения обучающимися 5-9 специализированных (кадетских) классов, реализуется за счет компонента дополнительного образования.

    Программа «Строевая подготовка» рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю. ОФП рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю. Содержание программы для обучающихся специализированных (кадетских) классов имеет военно-профессиональную направленность.

    Ожидаемые результаты:
    Кадет должен знать:
    - положение Строевого устава ВС, в том числе обязанности солдата и командира перед построением и в строю.
    Кадет должен уметь:
    - четко и правильно выполнять строевые приемы и действия на занятиях и в повседневной жизни, слаженно действовать в составе класса в пешем порядке.
    - иметь образцовый внешний вид и строго соблюдать правила ношения формы (при наличии таковой).
    Иметь представление:

      о строе и их элементах;

      о предварительной и исполнительной команды и порядка их подачи;

      об обязанностях солдат перед построением и встрою. Ответ на приветствие на месте;

      о строевой стойке

    Оценка результатов обучения воспитанников

    В целях оценки и контроля результатов обучения в течении учебного года проводятся:

      контрольные занятия по проверки усвоения теоретических знаний по темам курса;

      смотр песни и строя среди воспитанников кадетских классов класса;

      соревнования по военно-прикладным видам спорта.

    Программа по дисциплине «Строевая подготовка».

    п/п

    Разделы

    и наименование темы

    Кол-во часов

    Теория

    Практика

    Всего

    III год

    Общие положения.

    2. Движение.

    3. Повороты в движении.

    ИТОГО:

    IV год

    Общие положения.

    1.Строи и управление ими. Обязанности командиров и кадет перед построением и в строю.

    Строевые приемы и движение без оружия.

    1. Строевая стойка. Повороты на месте.

    2. Движение.

    3. Повороты в движении.

    4. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.

    5. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

    Строевое слаживание. Действие в составе отделения, взвода.

    1. Действия в составе отделения на месте и в движении.

    2. Действия в составе взвода на месте и в движении.

    ИТОГО:

    п/п

    Разделы

    и наименование темы

    Кол-во часов

    Теория

    Практика

    Всего

    V год

    Общие положения.

    1.Строи и управление ими. Обязанности командиров и кадет перед построением и в строю.

    Строевые приемы и движение без оружия.

    1. Строевая стойка. Повороты на месте.

    2. Движение.

    3. Повороты в движении.

    4. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.

    5. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

    Строевое слаживание. Действие в составе отделения, взвода.

    1. Действия в составе отделения на месте и в движении.

    2. Действия в составе взвода на месте и в движении.

    ИТОГО:

    III V год

    Раздел 1.Общие положения.

    Тема 1. Строи и управление ими. Обязанности командиров и кадет перед построением и в строю.

    Учебные вопросы: Строи и их элементы. Назначение элементов строя. Предварительна и исполнительная команды. Элементы строевой стойки, случаи ее применения. Выполнение команд «Становись! Равняйсь! Смирно! Вольно!». Обязанности командиров и кадет перед построением и в строю.

    Раздел 2. Строевые приемы и движение без оружия.

    Тема 1. Строевая стойка. Повороты на месте.

    Учебные вопросы: Отработка строевой стойки. Повороты на месте направо, налево, кругом, пол-оборота направо, пол-оборота налево.

    Тема 2. Движение.

    Учебные вопросы: Строевая стойка. Элементы строевого шага. Движение строевым шагом.

    Тема 3. Повороты в движении.

    Учебные вопросы: Повороты в движении направо, налево, кругом.

    Тема 4. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

    Учебные вопросы: Правила выполнения воинского приветствия на месте и в движении при надетом головном уборе. Правила выполнения воинского приветствия на месте и в движении без головного убора.

    Тема 5. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

    Учебные вопросы: Подход к начальнику вне строя и отход от него. Выход из строя по команде и возвращение в строй. Выход из строя по вызову начальника и возвращение в строй.

    Раздел 3. Строевое слаживание. Действие в составе отделения, взвода.

    Тема 1. Действия в составе отделения на месте и в движении.

    Учебные вопросы: Действия отделения в развернутом строю: построение отделения в развернутый одно-шереножный и двух-шереножный строй, выравнивание отделения, размыкание и смыкание отделения, перестроение отделения из одной шеренги в две и обратно. Действия отделения в походном строю: перестроение отделения, повороты в движении, выполнение воинского приветствия.

    Тема 2. Действия в составе взвода на месте и в движении.

    Учебные вопросы: Действия взвода в развернутом строю: построение взвода в развернутый одно-шереножный и двух-шереножный строй, выравнивание взвода. Действия взвода в походном строю: перестроение взвода, повороты в движении, выполнение воинского приветствия.

    Основные требования к уровню подготовки.

    Кадет должен знать:

      понятие строй и его основные элементы;

      элементы строевой стойки;

      элементы строевого шага;

      правила выполнения воинского приветствия.

    Кадет должен уметь:

      выполнять строевую стойку;

      выполнять повороты на месте направо, налево, кругом;

      выполнять движение строевым шагом;

      выполнять повороты в движении;

      отдавать воинское приветствие;

      выполнять подход к начальнику и отход от него;

      действовать в составе отделения и взвода.

    Программа по дисциплине «Основы физической подготовки».

    III год

    Техника безопасности. Вводный контроль.

    Комплекс вольных упражнений №1.

    Комплекс вольных упражнений №2.

    Развитие двигательных качеств.

    Спортивные игры.

    Кроссовая подготовка.

    Лыжная подготовка.

    Контрольные нормативы.

    ИТОГО:

    1

    33

    34

    Кадет должен знать:

    -

    Правила игры.

    Кадет должен уметь:

    Выполнять правила игры;

    Обладать навыками коллективной игры.

    III год

    Тема 1. Техника безопасности. Вводный контроль.

    Учебные вопросы : Инструктаж по технике безопасности. Вводный контроль: бег 100 метров, бег 1 километр, подтягивание (отжимание).

    Тема 2. Разучивание комплекса вольных упражнений №1.

    Учебные вопросы: Ознакомление и разучивание комплекса вольных упражнений №1. Подвижные игры.

    Тема 3. Разучивание комплекса вольных упражнений №2.

    Учебные вопросы: Ознакомление и разучивание комплекса вольных упражнений №2. Подвижные игры.

    Тема 4: Развитие двигательных качеств.

    Учебные вопросы: Упражнения на гибкость (наклон из положения сидя). Скоростно-силовые упражнения (челночный бег 3Х 10). Скоростные упражнения (бег 30 метров, 60 метров). Силовые упражнения (подтягивание, отжимание). Упражнение на выносливость (6 минутный бег).

    Тема 5: Спортивные игры.

    Учебные вопросы: Баскетбол. Волейбол. Футбол. Учебные игры.

    Тема 6: Кроссовая подготовка.

    Учебные вопросы: Кроссовая подготовка. Бег по пересеченной местности.

    Тема 7: Лыжная подготовка.

    Учебные вопросы: Лыжные ходы. Строевые приемы с лыжами. Строевые упражнения на лыжах. Передвижение на лыжах до 3 км.

    Тема 8: Контрольные нормативы.

    Учебные вопросы: Бег. Подтягивание (отжимание).

    Основные требования к уровню подготовки:

    Кадет должен знать:

    - правила безопасного поведения на занятиях по ОФП;

    Способы страховки и самостраховки при выполнении упражнений;

    Правила игры.

    Кадет должен уметь:

    Выполнять упражнения по разделам физической подготовки;

    Уверенно передвигаться на лыжах;

    Выполнять страховку и самостраховку при выполнении упражнений;

    Выполнять строевые упражнения на лыжах;

    Выполнять правила игры.

    Нормативы по физической подготовки для кадетов

    Наименование

    упражнения

    отлично

    хорошо

    удовлет.

    Гимнастика и атлетическая подготовка

    Подтягивание

    на перекладине

    количество раз

    Поднимание

    ног к перекладине

    количество раз

    Подъём переворотом

    Подъём переворотом на низкой перекладине: махом одной, толчком другой ногой.(8-5кл)

    количество раз

    Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях

    количество раз

    Комплексное силовое упражнение

    количество раз

    Преодоление препятствий.

    Общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий
    (Упр.34)

    Ускоренное передвижение и лёгкая атлетика

    Челночный бег

    Метание гранаты ф-1(600гр.) на дальность

    Метание мяча(150гр) на дальность

    Оценка уровня физической подготовленности кадета – выпускника.

    Предметом прямого и опосредованного педагогического

    наблюдения на данных занятиях является спортивная деятельность в процессе выполнения заданий (тестирование) с целью определения уровня развития двигательных способностей кадетов: силовых, скоростных, скоростно – силовых, выносливости.

    В программу тестовых испытаний включены задания, которые отвечают критериям стандартизации: преодоление полосы препятствий, сдача норм ВСК.

    Цели данных занятий: укрепление здоровья и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды; сдача нормативных требований по физической подготовке; воспитание воли, смелости, дисциплинированности, стремление к более высоким спортивным достижениям.

    Практические занятия по оценке уровня физической подготовленности проводятся с высокой плотностью и достаточной физической нагрузкой при постоянном контроле со стороны преподавателя. Это достигается: сокращением времени на построение и различного рода передвижения; краткостью и ясностью объяснения; увеличением времени непрерывного выполнения упражнений; сокращением перерывов между выполнением отдельных упражнений; выполнение упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком; применением круговой тренировки и состязательного метода.

    В зависимости от имеющихся возможностей, можно проводить различные занятия, используя таблицу нормативов и оценку результатов физической подготовленности кадетов.

    Оценка физической подготовленности кадетов проводится по методике «Рациональное распределение призывников для обучения военным специальностям», М.,Воениздат,1987г.

    Для оценки физической подготовленности обучающихся определяется уровень развития физических качеств и военно-прикладных двигательных навыков.

    С этой целью используются следующие упражнения:

      бег на 100 метров;

      бег на 3000 метров;

      подтягивание на перекладине;

      прыжок в длину с разбега;

      метание гранаты на дальность;

      плавание (100 м) вольным стилем;

      стрельба из мелкокалиберной винтовки.

    Оценка результатов исследования общих и специальных физических качеств в баллах.

    Упраж-нение

    Единица

    измерения

    Баллы

    Кол-во раз

    16 и белее

    Плавание

    2,52 и более

    1,21 и менее

    16,9 и более

    12,6 и менее

    Прыжок в длину

    Метры, сантиметры

    3,16 и более

    4,93 и более

    Метание гранаты

    29 и менее

    45 и более

    Бег на 3000 м

    Минуты, секунды

    15,30 и более

    13,25 и менее

    Стрельба

    51 и менее

    92 и более

    ЛИТЕРАТУРА

      Апакидзе В.В., Бушманов К.А. Методика строевой подготовки. – М.: Воениздат, 1999.

      Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы. – М.: Росвоенцентр, 2010.

      Максимцева Т. А. Воспитываем гражданина. Система гражданского образования в России. – 2-е издание, дополненное – М.: Глобус. Волгоград: Панорама, 2000.

      Наставление по физической подготовке спорту в вооруженных силах РФ. – М: Генштаб ВС РФ, 2001.

      Приемы и способы действий солдата в бою. – М: Военное издательство Министерства обороны, 2003.

    Строевые упражнения представляют собой одиночные или совместные действия занимающихся на месте, в движении и специальные упражнения в том или ином строю.

    Классифицируются строевые упражнения на следующие четыре группы:

    I – строевые приемы;

    II – построения и перестроения;

    III – передвижения;

    IV – размыкания и смыкания.

      1. Основные строевые понятия

    Строй – установленное размещение занимающихся для общих действий.

    Сомкнутый строй – строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой вперед руки.

    Разомкнутой строй – строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом в один шаг или с интервалом, указанном преподавателем.

    Шеренга – это строй, в котором занимающиеся становятся рядом на одной линии.

    Фланги – правая и левая оконечности строя.

    Фронт – сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.

    Колонна – строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг к другу.

    Дистанция – расстояние между занимающимися в глубину (в колонне).

    Направляющий – первый двигающий в колонне.

    Замыкающий – последний идущий в колонне.

    1.2. Строевые приемы

    1. Команда «Становись!» - занимающиеся занимают свои места в указанном преподавателем строю и принимают строевую (основную) стойку.

    2. Команда «Смирно!» - занимающиеся принимают строевую стойку (основную) стойку.

    3. Команда «Вольно!» - занимающиеся расслабляют в колонне одну ногу или стоят свободно, не сходя с места.

    4. «Разойдись!» - команда, при которой занимающиеся расходятся.

    5. Для выравнивания стоя подаются команды: «Равняйсь!», «Налево-равняйсь!», «На середину-равняйсь!».

    Команда «Отставать!» подается при отмене выполнения строевою приема, по команде занимающихся принимают предшествующее ей положение.

    Расчет группы. Команды: «По порядку-расчитайсь!», «На первый и второй – рассчитай!», по три (четыре, пять и т.д.) – расчитайсь!

    Повороты на месте. Команды: «Нале-во!», «Напра-во!», «Кру-гом!», «Полповорота нале-во!», «Полповорота напра-во!». Полповорота направо, налево выполняется на 45º, повороты налево, направо выполняются на 90° и кругом – на 180º.

    Выход из строя. Команда «Выйти из строя!». По этой команде ученик делает три шага вперед и поворачивается лицом к строю.

    Возвращение в строй. Команда «Встать в строй!». По этой команде ученик делает три шага вперед и становится на свое место с поворотом кругом.

      1. Задания на внимание на месте

    Для активизации внимания занимающихся и повышения их эмоционального состояния, рекомендуется проводить упражнения на внимание перед началом подготовительной части занятия. Задания выполняются как в одношеренговом, так и двухшеренговом строю.

    1. Три шага вперед; 4 – приставить ногу, счет 5-6 поворот налево, счет 7-8 – прыжком поворот кругом. Команда «По заданию – Марш!».

    2. Шаг вперед, счет 2 – приставить ногу, счет 3-4 – поворот направо, счет 5-6 – приставной шаг влево, 7-8 – приставной шаг вправо. Команда «По заданию – Марш!»

    3. Три шага вперед, счет 4 – приставить ногу, счет 5-6 – присед руки вперед с возвращением в и.п., счет 7-8 – поворот направо.

    4. Рассчитать группу на первый – второй, 1-4 – три шага вперед, приставить ногу; 5-7 – перестроение из одной шеренги в две; 8 – пауза; 9-10 – поворот направо; 11-12 – поворот налево; 13-15 – перестроение из двухшеренгового строя в одношеренговый; 16 – пауза. Команда: «С исполнением задания шагом – Марш!».

    5. Шаг левой вперед, правую ногу вперед – счет 1, счет 2 - приставить правую к левой, левую руку вперед; счет 3 – упор присев, счет 4 – встать руки вверх, 5-6 – поворот направо руки в стороны, счет 7-8 руки вниз поворот налево.

    6. Построение в две шеренги. Команда: «Строевые действия начи-най!» по этой команде движение по квадрату начинать с левой ноги строевым шагом, по счету 1-2, повороты налево выполняются на каждый счет 2 – и.п. Полный квадрат выполняется на 8 счетов. (рис. 1)

    Рис.1 Рис.2 Рис.3

    7. Рассчитать группу на первый – второй, по команде: «В две шеренги с уступом стройся!», на счет 1 – первые номера выполняют шаг вперед правой ногой вперед, 2 – приставить левую к правой ноге, 3 – левой влево, 4 – приставить правую ногу к левой, вторые с левой шаг назад, правую ногу приставить к левой, правой ногой вправо и приставить левую к правой. Счет 5-6-7-8 обратное перестроение в одну шеренгу на свои места (рис. 2).