• 6.Значение международного обычая.
  • 7. Согласование воль государств как основа создания норм международного права.
  • 8. Понятие и виды субъектов международного права.
  • 9. Первичные и производные субъекты международного права
  • 10. Нации и народы,борющиеся за самоопределение, как субъекты международного права
  • 13. Основные объекты правопреемства в международном праве.
  • 14.Правопреемство государств в отношении территории, населения и границ.
  • 15. Основные принципы международного права: происхождение, понятие и особенности
  • 16. Принцип суверенного равенства государств.
  • 24.Принцип равноправия и самоопределения народов.
  • 25Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
  • 26.Международный договор: понятие, формы и виды.
  • 27. Стороны международных договоров.
  • 28. Действие международных договоров: вступление в силу, прекращение и приостановление договоров.
  • 29.Универсальные, региональные и двусторонние международные договоры.
  • 30Международные организации: понятие, признаки и классификация.. Понятие, классификация, правовая природа иструктура международных организаций
  • 31.Юридическая природа международных организаций и особенности создаваемых ими норм.
  • 32.Оон: история создания, принципы и главные органы.
  • 33.Совет Безопасности оон: функции и принципы деятельности.
  • 35.Функции специализированных учреждений оон.
  • 36.Региональные международные организации: правовой статус и функции.
  • 38.Понятие и функции дипломатических представительств.
  • 39.Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств.
  • 40.Личные дипломатические привилегии и иммунитеты.
  • 41.Понятие и функции консульских представительств.
  • 42.Консульские привилегии и иммунитеты.
  • 43.Правовое положение населения в международном праве.
  • 44.Международно-правовые вопросы гражданства. Правовой статус апатридов и бипатридов.
  • 45.Правовой режим иностранных граждан и его особенности.
  • 46.Международно-правовые основы консульской защиты.
  • 47.Понятие и классификация международных конференций.
  • 48. Правовое значение документов международных конференций.
  • 61. Основания международно-правовой ответственности государств и классификация международных правонарушений.
  • 62. Формы международно-правовой ответственности государств.
  • 63. Ответственность физических лиц за преступления против мира, человечности и военные преступления.
  • 64. Формы сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера.
  • 65. Понятие и состав государственной территории.
  • 66. Государственных границы и способы их установления. Делимитация и демаркация государственных границ.
  • 33.Совет Безопасности оон: функции и принципы деятельности.

    постоянно действующий орган Организации Объединённых Наций, на который, в соответствии со статьей 24 Устава ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Относится к числу шести «главных органов» ООН.

    Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями:

    поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;

    В состав Совета входят 15 государств-членов - 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Соответствующие поправки в Устав ООН были внесены 17 декабря 1963 года резолюцией ГА ООН 1991 (XVIII) (до этого в Совет входило лишь 6 непостоянных членов). Согласно указанной резолюции, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:

    пять - от государств Африки и Азии;

    один - от государств Восточной Европы;

    два - от государств Латинской Америки;

    два - от государств Западной Европы и других государств .

    Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в порядке латинского алфавита.

    Функции и полномочия:

    расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;

    вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;

    призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;

    предпринимать военные действия против агрессора;

    осуществлять в «стратегических районах» функции Организации Объединенных Наций по опеке;

    34. Устав оон как универсальный источник международного права.

    Устав ООН - международный договор, учреждающий международную организацию ООН; подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации пятьюдесятью государствами и вступил в силу 24 октября 1945 года, после того, как был ратифицирован постоянными членами Совета Безопасности ООН.

    Все страны, подписавшие Устав, обязаны соблюдать его статьи; кроме того, их обязательства по Уставу ООН превалируют над всеми другими обязательствами, вытекающими из других международных договоров. Устав был ратифицирован большинством стран мира; единственное исключение среди общепризнанных стран составляет Святой престол, который предпочёл сохранить за собой статус постоянного наблюдателя, в связи с чем не является стороной, которая подписала документ в полном объеме.

    Устав Организации Объединенных Наций состоит из преамбулы и 19 глав, охватывающих 111 статей. Неотъемлемой Частью Устава ООН считается Статут Международного Суда.

    В преамбуле и гл. I провозглашаются цели и принципы Организации Объединенных Наций. Глава II регламентирует вопросы членства в Организации. Последующие главы определяют структуру, компетенцию и порядок функционирования главных органов ООН (так, в гл. IV-VII говорится о правовом положении и деятельности Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, в гл. XV - о Секретариате ООН). В Уставе имеются также главы, посвященные региональным соглашениям, международному экономическому и социальному сотрудничеству, несамоуправляющимся территориям и системе опеки.

    Предусмотрена возможность изменения Устава. Следует отметить, что различаются поправки к Уставу (ст. 108) и пересмотр Устава (ст. 109). Поправки, т. е. изменения отдельных положений Устава, имеющие частный характер, принимаются Генеральной Ассамблеей ООН двумя третями голосов членов и вступают в силу для всех членов Организации после их ратификации двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Следовательно, без согласия любого из постоянных членов Совета Безопасности (СССР, США, Великобритания, Франция, КНР) никакая поправка к Уставу не приобретает юридической силы. Вместе с тем вступившие в силу поправки обязательны и для тех государств, которые либо не голосовали за ту или иную поправку, либо, проголосовав за поправку, еще не ратифицировали соответствующий документ. Генеральная Ассамблея принимала поправки к отдельным статьям Устава на XVIII, XX и XXVI сессиях в 1963, 1965 и 1971 гг. Все эти поправки связаны с расширением состава двух органов ООН: Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета (ст. 23, 27, 61 и 109, причем ст. 61 изменялась дважды).

    Для пересмотра Устава требуется созыв Генеральной конференции членов Организации, что допускается только по решению или при согласии двух третей членов Генеральной Ассамблеи и девяти (из пятнадцати) членов Совета Безопасности. Решение об изменении Устава, принятое Генеральной конференцией (двумя третями участников), вступает в силу только при условии его ратификации двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Таким образом, и в данном случае изменение Устава обусловлено согласием всех пяти постоянных членов Совета Безопасности.

    Стабильность Устава как основополагающего документа ООН ни в коей мере не означает неизменности правового положения и функций Организации. Напротив, по мере прогрессивного развития международных отношений и международного права, усиления универсального характера ООН и демократических тенденций в ее деятельности происходит постоянное обогащение ее структуры, компетенции и форм функционирования ее органов. Но такое обогащение базируется на нормах Устава, на неукоснительном соблюдении его целей и принципов.

    Среди влиятельнейших организаций мира всегда упоминают ООН. Знание принципов ее работы важно для любого человека, который желает быть в курсе мировых политических, социальных и экономических событий. Какова история данного учреждения и кто входит в число участников?

    Данный документ является воплощением демократических идеалов человечества. В нем сформулированы права человека, утверждены достоинство и ценность каждой жизни, равноправие женщин и мужчин, равенство разных народов. Согласно Уставу, цель ООН заключается в поддержании мира во всем мире и улаживании всяческих конфликтов и споров. Каждый член организации считается равным другим и обязан добросовестно выполнять все принятые обязательства. Ни одна страна не имеет права угрожать другим или применять силу. ООН имеет право вмешательства в военные действия внутри любого государства. Также Устав подчеркивает открытость организации. Стать ее членом может любая мирная страна.

    Принцип работы ООН

    Данная организация не представляет собой правительство какой-либо страны и не может издавать законы. В число ее полномочий входит предоставление средств, которые помогают устранению международных конфликтов, а также разработка политических вопросов. Каждая страна, являющаяся участником организации, может выразить свое мнение. Основными считают Генеральную Ассамблею, по Опеке, Экономический и Социальный, и, наконец, Секретариат. Все они находятся в Нью-Йорке. по правам человека расположен в Европе, а точнее, в голландском городе Гаага.

    В свете постоянных военных конфликтов и неослабевающего напряжения между некоторыми странами, данный орган приобретает особую важность. Совет Безопасности ООН включает пятнадцать стран. Стоит отметить, что десять из них периодически избираются согласно определенной процедуре. Только пять стран постоянно входят в Совет Безопасности ООН: Россия, Великобритания, Китай, США и Франция. Чтобы организация приняла какое-то решение, нужно, чтобы за него подали голоса не менее девяти членов. Чаще всего результатом собраний становятся резолюции. За время существования Совета их принято более 1300.

    Как функционирует этот орган?

    За время своего существования Совет Безопасности ООН обзавелся определенным количеством методов и форм воздействия на ситуацию в мире. Орган может выразить государству осуждение, если действия страны не соответствуют Уставу. В недавнем прошлом члены Совета Безопасности ООН были крайне неудовлетворены политикой ЮАР. За проведение в стране апартеида государство было неоднократно осуждено. Другой ситуацией в Африке, в которую вмешивалась организация, стали военные действия Претории против других стран. На этот счет в ООН были созданы многочисленные резолюции. Чаще всего обращение к государству предполагает прекращение военных действий, требование о выводе войск. На данный момент больше всего беспокоит Совет Безопасности ООН Украина. Все возможности организации направлены на урегулирование конфликтной ситуации и примирение сторон. Такие же функции уже применялись во время разрешения и в период военных действий в странах бывшей Югославии.

    Исторический экскурс

    В 1948 Совет Безопасности ООН разработал такой метод урегулирования, как использование групп наблюдателей и военных миссий наблюдения. Они должны были контролировать, как государство, на которое были направлены резолюции, соблюдает требования о прекращении военных действий и перемирии. Вплоть до 1973 таких наблюдателей отправляли только постоянные члены Совета Безопасности ООН из числа западных стран. После этого года в состав миссии стали входить и советские офицеры. Впервые они были направлены в Палестину. Многие наблюдательные органы до сих пор контролируют ситуацию на Ближнем Востоке. Кроме того, постоянные члены Совета Безопасности ООН формируют миссии, которые осуществляют свою деятельность в Ливане, Индии, Пакистане, Уганде, Руанде, Сальвадоре, Таджикистане и других странах.

    Сотрудничество с другими организациями

    Деятельность Совета постоянно сопровождается коллективной работой с региональными органами. Сотрудничество может носить самый разнообразный характер, включая регулярные консультации, дипломатическую поддержку, миротворческую деятельность, наблюдательные миссии. Заседание Совета Безопасности ООН может проходить совместно с ОБСЕ, как это происходило во время конфликтов в Албании. Организация также объединяется с экологическими группами для регулирования ситуации на западе африканского континента. Во время вооруженного конфликта Грузии ООН объединилась с миротворческими силами СНГ.
    В Гаити Совет сотрудничал с ОАГ в рамках международной гражданской миссии.

    Система урегулирования мировых конфликтов постоянно совершенствуется и модернизируется. Недавно был разработан способ контроля над ядерной и экологической угрозами, предупреждения об очагах напряженности, массовых эмиграциях, стихийных бедствиях, голоде и эпидемиях. Информация по каждому из перечисленных направлений постоянно анализируется специалистами в данных областях, которые определяют, насколько велика опасность. Если ее масштаб действительно вызывает тревогу, о ситуации будет уведомлен председатель Совета Безопасности ООН. После этого будут приняты решения о возможных действиях и мерах. При необходимости будут задействованы и другие органы ООН. В приоритете организации - превентивная дипломатия. Все инструменты политического, правового и дипломатического характера направлены на предупреждение разногласий. Совет Безопасности активно способствует примирению сторон, установлению мира и прочим превентивным действиям. Чаще всего используется такой инструмент, как операция по поддержанию мира. Подобных мероприятий за время существования ООН было проведено более пятидесяти. Под ОПМ понимается совокупность действий беспристрастных военных, полицейских и гражданского персонала, направленных на стабилизацию обстановки.

    Контроль за введением санкций

    Совет Безопасности включает в себя несколько вспомогательных органов. Они существуют для контроля за санкциями ООН. Такими органами можно назвать Совет управляющих Компенсационной комиссии, Специальную комиссию по ситуации между Ираком и Кувейтом, Комитеты в Югославии, Ливии, Сомали, Анголе, Руанде, Гаити, Либерии, Сьерра-Льоне и Судане. Например, в Южной Родезии тщательный контроль над экономической ситуацией привел к устранению расистского правительства и возвращению гражданам Зимбабве независимости. В 1980 страна стала членом ООН. Действенность контроля проявлялась и в Южной Африке, Анголе и Гаити. Тем не менее стоит отметить, что в некоторых случаях санкции имели и ряд негативных последствий. Для соседних государств принятые ООН меры оборачивались материальным и финансовым ущербом. Впрочем, без вмешательства ситуации привели бы к гораздо более тяжелыми последствиями для всего мира, поэтому некоторые издержки вполне оправдывают себя.

    Несмотря на то что иногда последствия могут быть достаточно спорными, данный орган ООН должен функционировать без перерыва. Это решено Уставом. Согласно ему, организация обязана максимально быстро и эффективно принимать решения. Каждый член Совета Безопасности должен постоянно находиться на связи с ООН для немедленного выполнения своих функций в экстренной ситуации. Промежуток между заседаниями органа не должен быть больше двух недель. Иногда это правило не соблюдается на практике. По средним подсчетам, Совет Безопасности собирается для официальных заседений около семидесяти семи раз в течение года.

    Совет Безопасности ООН состоит из 15 государств-членов ООН. Пять держав – Россия, США, Великобритания, Китай и Франция – являются постоянными членами Совета. Генеральная Ассамблея избирает 10 других государств в качестве непостоянных членов Совета на двухгодичный срок. При выборах непостоянных членов Совета учитывается участие этих государств в поддержании международного мира, а также справедливое географическое распределение. На Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. При выполнении своих обязанностей он действует от имени всех государств – членов ООН. Все государства – члены ООН согласились подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. В отличие от других органов ООН, которые дают государствам рекомендации, только Совет Безопасности имеет право принимать решения, которые государства – члены согласно Уставу обязаны выполнять. Совет Безопасности ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются её членами, действовали в соответствии с принципами ООН для поддержания международного мира.

    Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Решения Совета по процедурным вопросам принимаются голосами 9 членов Совета. Решения Совета по всем другим вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. Это означает, что, если один или несколько постоянных членов Совета проголосуют «против», то даже при наличии девяти положительных голосов других членов Совета, решение не будет принято, то есть в отношении него будет применено «вето». Иначе говоря, для принятия Советом решений по вопросам существа требуется 9 голосов и отсутствие голосов «против» среди постоянных членов. Все пять постоянных членов Совета в то или иное время применяли свое право вето. Если постоянный член Совета не полностью согласен с предлагаемым решением, но не хочет блокировать его посредством вето, он может воздержаться, допуская тем самым принятие решения в том случае, если оно получит необходимые 9 голосов «за». Сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования в Совете, если речь идет о разрешении местных споров при помощи региональных соглашений, а также о рекомендациях средств мирного разрешения споров, могущих привести к международным трениям. Споры юридического характера должны, как правило, передаваться сторонами в Международный Суд.

    Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями:

    • поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;
    • расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;
    • выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения;
    • определять существование угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;
    • призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;
    • предпринимать военные действия против агрессора;
    • выносить рекомендации относительно приема новых членов;
    • выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного Суда.

    Совет Безопасности уполномочен рассмотреть любой спор или ситуацию, чтобы определить, может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира, и, в случае необходимости, рекомендовать сторонам процедуру, методы или условия урегулирования (статьи 33 и 34 Устава ООН). Совет Безопасности определяет также существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Предварительно он может потребовать от сторон выполнения временных мер для предотвращения ухудшения ситуации (статьи 39 и 40 Устава ООН). Далее он уполномочен решать какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил должны быть применены, включая полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений (статья 41 Устава ООН). Если Совет Безопасности сочтет, что вышеуказанные меры недостаточны, он уполномочен предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира, включая демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил государств – членов ООН (статья 42 Устава ООН).

    Таким образом, Совет Безопасности играет главную и решающую роль в миротворческой деятельности ООН. Только этот орган ООН уполномочен предпринимать действия и, при необходимости, применять силу для сохранения международного мира. Как правило, при возникновении угрозы миру Совет сначала стремится достичь согласия и урегулирования ситуации мирными способами. Он может сам сформулировать принципы мирного урегулирования и рекомендовать их сторонам в конфликте. Осуществляя посреднические функции, он может отправить миссию, назначить специального представителя, либо предложить Генеральному Секретарю ООН осуществить посредничество. Если спор перерастает в военные действия, Совет, прежде всего, стремится как можно скорее положить им конец, и с этой целью может дать указания, или приказ о прекращении огня и установлении перемирия, которые могут предотвратить эскалацию конфликта. При этом Совет может также направить военных наблюдателей или миротворческие силы ООН для ослабления напряженности, разъединения противоборствующих сил, а также создания спокойной обстановки, в которой может вестись поиск мирных решений.

    В отличие от других органов ООН, которые работают, собираясь на сессии, Совет Безопасности организован так, чтобы он мог функционировать непрерывно. Поэтому каждое из государств – членов Совета всегда должно быть представлено в месте расположения ООН. Совет может собираться не только в штаб-квартире ООН в Нью Йорке: в 1972 г. он проводил заседания в Аддис-Абебе (Эфиопия), в 1973 г. в Панаме (Панама), в 1990 г. в Женеве (Швейцария). При необходимости Совет Безопасности создает для своей работы постоянные комитеты, комитеты открытого состава, комитеты по санкциям, рабочие группы, а также международные трибуналы. В настоящее время в Совете имеются три постоянных комитета, в каждый из которых входят представители всех государств – членов Совета Безопасности:

    • Комитет Совета Безопасности по вопросу о заседаниях Совета вне Центральных учреждений
    • Комитет по приему новых членов
    • Комитет экспертов Совета Безопасности.

    По мере необходимости учреждаются комитеты открытого состава, в которые входят все члены Совета:

    • Контртеррористический комитет, учрежденный резолюцией 1373 (2001) от 28 сентября 2001 года
    • Комитет по предотвращению распространения ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки (Комитет 1540)
    • Совет управляющих Компенсационной комиссии Организации Объединенных Наций, учрежденной резолюцией 692 (1991) Совета Безопасности.

    Кроме того, существуют 12 комитетов по санкциям:

    • Бюро Комитетов по санкциям (2008 год)
    • Афганистан [Аль-Каида и Талибан] – резолюция 1267 (1999)
    • Демократическая Республика Конго – резолюция 1533 (2004)
    • Ирак – резолюция 1518 (2003)
    • Иран – резолюция 1737 (2006)
    • Корейская Народно-Демократическая Республика – резолюция 1718 (2006)
    • Кот-д`Ивуар – резолюция 1572 (2004)
    • Либерия – резолюция 1521 (2003)
    • Ливан – резолюция 1636 (2005)
    • Руанда – резолюция 918 (1994)
    • Сомали – резолюция 751 (1992)
    • Судан – резолюция 1591 (2005)

    По вопросам об операциях по поддержанию мира и по другим вопросам создавались рабочие группы:


    Похожая информация.


    С момента образования Совета Безопасности не было ни одного важного международного события, на которое бы он не обратил внимания. Именно по результатам деятельности Совета Безопасности можно говорить об удачах и неудачах работы ООН и в целом о ее влиянии на развитие международных отношений. В соответствии со статьями 24-26 Устава ООН Совет Безопасности наделен большими полномочиями в части предотвращения вооруженных конфликтов и создания условий для мирного пути их разрешения, а также налаживания сотрудничества между государствами. Функции и полномочия Совета Безопасности состоят в следующем:

    О поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;

    О расследовать любой спор или любую ситуацию, которые могут привести к международным конфликтам;

    О вырабатывать планы для создания системы регулирования вооружений; О определять наличие угрозы миру или акта агрессии и рекомендовать меры, которые следует предпринять;

    О призывать членов Организации к применению экономических санкций или других мер, не связанных с использованием силы, для предупреждения или прекращения агрессии;

    О предпринимать военные действия против агрессора;

    О осуществлять функции Организации Объединенных Наций по опеке в «стратегических районах»;

    В соответствии с перечисленными функциями и полномочиями Совет вырабатывает свои решения.

    Так, в 2005 г. Совет Безопасности провел около 200 формальных встреч и принял 71 резолюцию по широкому кругу проблем, включая терроризм, положение в Африке, ситуацию на Ближнем Востоке, в Ираке, Афганистане. Принятые резолюции затрагивали, в частности, доклады Г енерального секретаря по Судану (4 доклада), ситуацию в отношениях между Эритреей и Эфиопией (4), положение на Ближнем Востоке (3), ситуацию в отношении Демократической Республики Конго (3), положение в Афганистане (2), положение в Грузии (2), защиту гражданских лиц в вооруженных конфликтах (1), нераспространение оружия массового уничтожения (1) и др.

    Когда Совет Безопасности получает информацию о возникновении угрозы международному миру, то сначала он рассматривает пути мирного урегулирования спора. Он может выработать принципы урегулирования или выступить в роли посредника. В случае развязывания военных действий Совет Безопасности предпринимает усилия по прекращению огня. Например, он может направить миротворческую миссию с тем, чтобы помочь сторонам сохранять перемирие или обеспечить разъединение противоборствующих сил.

    Совет Безопасности может принимать принудительные меры, обеспечивающие выполнение принятых им решений: ввести экономические санкции или установить эмбарго на поставки оружия (в соответствии с гл. VII Устава); в ряде случаев Совет уполномочивал государства-члены использовать «все необходимые средства», включая совместные военные действия. Так, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН в 1991 г. были предприняты коллективные военные действия против Ирака, оккупировавшего в 1990 г. территорию суверенного Кувейта.

    При внесении на рассмотрение Совета Безопасности жалобы, касающейся угрозы миру, он вначале обычно рекомендует сторонам попытаться достичь согласия мирными средствами. Иногда Совет сам проводит расследование и осуществляет посредничество. Он может назначить специальных представителей либо предложить Генеральному секретарю сделать такие назначения или воспользоваться его услугами. Совет может устанавливать принципы мирного разрешения спора.

    Когда спор приводит к военным действиям, Совет Безопасности прежде всего стремится как можно скорее положить им конец. Во многих случаях Совет отдавал указания о прекращении огня, сыгравшие важную роль в предотвращении эскалации военных действий. Так, резолюция ООН по Афганистану № 1510 от 13 октября 2003 г. «санкционирует расширение мандата Международных сил содействия безопасности, с тем чтобы они могли... оказывать поддержку Переходной администрации Афганистана и ее правопреемникам в поддержании безопасности в районах Афганистана за пределами Кабула и его окрестностей...»

    На заседаниях Совета Безопасности могут заслушиваться заявления Председателя Совета, заявления Совета Безопасности, доклады Генерального секретаря ООН. Так, в 2015 г. на заседаниях Совета Безопасности было заслушано 78 докладов, представленных или препровожденных Генеральным секретарем ООН.

    ООН, 1 января. /Корр. ТАСС Олег Зеленин/. В Совете Безопасности (СБ) ООН приступают к работе пять новых непостоянных членов - Египет, Сенегал, Украина, Уругвай и Япония. Они сменят Чад, Нигерию, Литву, Чили и Иорданию и будут представлены в ключевой структуре всемирной организации до 31 декабря 2017 года.

    В Совет Безопасности входят 15 стран-членов ООН, из которых 5 являются постоянными и имеющими право вето - Россия, США, КНР, Франция, Великобритания. Остальные (непостоянные) избираются на ротационной основе раз в два года по географическому признаку. Резолюции СБ имеют обязательную силу и считаются принятыми, если за них проголосовало 9 из 15 стран при условии, что не воспользуется правом вето ни одно из государств, входящих в "пятерку" постоянных членов.

    Пять новых временных членов были определены в ходе голосования, проходившего в Генеральной Ассамблее ООН 15 октября. На этот раз выборы по сути были безальтернативными, так как страны-кандидаты не имели реальных конкурентов. В итоге все они набрали необходимые две трети голосов, причем наименьшую поддержку получила Украина - за нее проголосовали 177 из 193 государств-членов ООН.

    "Вопросы особой важности" для Киева

    Безусловно, пристальное внимание в ближайшие месяцы будет приковано к Украине - единственному члену СБ, на территории которой идет вооруженный конфликт. Для Киева этот двухлетний срок в Совете Безопасности будет четвертым за всю историю. В последний раз Украина входила в его состав в 2000-2001 гг., а до этого - в 1948-1949 и 1984-1985 гг.

    По итогам голосования в Генассамблее глава МИД страны Павел Климкин заявил журналистам, что в ходе работы в Совбезе украинская сторона намерена уделять внимание всей его повестке дня, касающейся международного мира и безопасности, но при этом подчеркнул, что Киев определил также "вопросы особой важности". Среди них он назвал крушение малайзийского Boeing в Донбассе в июле 2014 года.

    29 июля РФ наложила вето на резолюцию об учреждении трибунала по авиакатастрофе, которая, по мнению Москвы, неверно квалифицировала случившееся как "угрозу международному миру и безопасности".

    Вскоре после этого украинская сторона заявила, что будет продолжать добиваться создания трибунала и не исключает, что этот вопрос может быть повторно вынесен на рассмотрение СБ.

    С вхождением представителя Киева в состав Совбеза от этого органа ООН следует ожидать большего внимания к ситуации на востоке Украины. В первый год конфликта в Донбассе СБ созывался по меньшей мере раз в месяц, однако в последнее время подобные встречи проводятся все реже. Так, заседание 11 декабря стало первым за 5 месяцев.

    Ранее президент Украины Петр Порошенко заявил, что в ходе двухлетнего срока на посту непостоянного члена Киев также намерен уделять значительное внимание "реформированию Совета Безопасности и противодействию злоупотреблением права вето постоянными членами СБ".

    Актеры второго плана

    Право вето, которым наделены Россия, Китай, Соединенное Королевство, США и Франция, служит единственным их отличием от временных членов Совбеза. В то же время, именно из-за этого ограничения полномочий последние зачастую воспринимаются как "актеры второго плана".

    Такую оценку, в частности, дает газета The New York Times в короткой заметке, посвященной избранию новых членов СБ. "Ни один из них не будет иметь какого-то влияние на пятерых постоянных членов Совета. Но они могут использовать свою временную позицию для того, чтобы продвигать собственные приоритеты во внешней политике, либо совершать нападки на своих оппонентов", - написало издание.

    В то же время, не стоит забывать, что для принятия резолюции Совета Безопасности все же необходимы 9 голосов из 15 его членов, так что воспринимать временных членов СБ как статистов все же не следует.

    Сами временные члены СБ ООН как правило мирятся с ролью второго плана в Совбезе, однако некоторые открыто высказывают недовольство тем, что решения по важнейшим вопросам зачастую принимаются в кругу "постоянной пятерки".

    Так, в октябре представитель Венесуэлы при ООН Рафаэль Рамирес на заседании Совбеза упрекнул коллег в неуважительном отношении к мнению непостоянных членов. Поводом для недовольства латиноамериканской страны стало принятие резолюции, продлевающей санкции в отношении Сомали и Эритреи. Рамирес, ставший единственным, кто не поддержал документ, утверждал, что Венесуэла была фактически отстранена от работы над текстом.

    Региональная проблематика

    Опыт показывает, что непостоянные члены СБ чаще всего уделяют приоритетное внимание региональным вопросам. От Японии стоит ожидать созыва заседаний по ситуации с правами человека в КНДР, что наверняка вызовет раздражение у Китая. В декабре Пекин и Москва уже во второй раз безуспешно попытались помешать обсуждение этой темы в СБ.

    Не исключено, что предметом дискуссий могут стать оспариваемые Пекином и Токио территории в Восточно-Китайском море, однако, как правило подобные темы в СБ ООН не поднимаются. В качестве примера можно привести 2013-2014 гг., когда непостоянным членом Совета была Аргентина, которая на протяжении почти 200 лет добивается установления суверенитета над Мальвинскими (Фолклендскими) островами, населенными преимущественно выходцами из Великобритании. Несмотря на это, в последние годы обсуждение этого вопроса велось в других структурах, в частности, в комитете ГА ООН по деколонизации.

    Египет после завершения двухлетнего срока Иордании в Совбезе становится единственным представителем Лиги арабских государств и всего Ближнего Востока, и это возлагает на страну дополнительную ответственность. От Каира следует ждать повышенного внимания к палестино-израильскому урегулированию, а также более сдержанной по сравнению с Иорданией позиции в сирийском вопросе.

    В Новый год с новым постпредом

    Менее чем за месяц до наступления Нового года в дипмиссии Украины при ООН сменилось руководство - вместо Юрия Сергеева постоянным представителем страны при всемирной организации был назначен Владимир Ельченко, до недавних пор занимавший должность посла в РФ.

    Ельченко уже присутствовал на заседании Совета Безопасности 11 декабря, когда обсуждалась ситуация на Украине. Пока он не отметился публичными выступлениями, но попал в поле зрения СМИ после того, как по окончании встречи СБ обменялся рукопожатием и парой слов с российским постпредом Виталием Чуркиным.

    Между тем, вернувшийся в Киев Сергеев, возглавлявший украинскую дипмиссию в ООН с 2007 года, в одном из интервью признался, что узнал о своей отставке из СМИ.

    Уругвай - председатель СБ в январе

    Совет Безопасности является основным органом ООН, согласно ее Уставу отвечающим за поддержание международного мира и безопасности. Работой СБ руководит председатель, который меняется каждый месяц в порядке ротации. В январе эту функцию будет выполнять делегация Уругвая.

    В течение месяца ожидаются ежеквартальные дебаты по положению на Ближнем Востоке, а также заседание по вопросу защиты гражданских лиц в условиях вооруженных конфликтов. Кроме того, пройдут традиционные брифинги, посвященные гуманитарной ситуации в Сирии и ходу операции по химическому разоружению страны.

    На протяжении 2015 года Совбез провел не менее 200 заседаний и принял десятки резолюций. Одной из наиболее знаковых из них стала резолюция 2254, принятая 18 декабря и утвердившая план мирного урегулирования конфликта в Сирии. Также стоит отметить одобренную за два дня до этого комплексную резолюцию по борьбе с терроризмом, в которой приоритетное внимание уделяется угрозе со стороны запрещенной в РФ группировки "Исламское государство". Не исключено, что именно эти две темы будут превалировать в течение 2016 года.

    Кроме того, в этом году в ООН пройдут выборы нового генерального секретаря, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.